Аполлон николаевич майков: жизнь и творчество

Аполлон Майков: биография, творчество, портреты и личная жизнь поэта

«Вся моя биография — не во внешних фактах, а в ходе и развитии внутренней жизни…» — говорил поэт. Лирика Аполлона Майкова была отражением его жизни — увлечений, политических взглядов и исторических событий, свидетелем которых он стал.

Литература или живопись?

Аполлон Майков родился в дворянской семье. Любовь к искусству он унаследовал от родителей, представителей творческой интеллигенции.

Отец, Николай Майков, был академиком живописи, мать, Евгения Майкова, — писательницей и поэтессой.

«Дом Майковых кипел жизнью, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусств», — вспоминал писатель Иван Гончаров, дававший в семье уроки литературы и русского языка.

Выросший в такой обстановке, Аполлон Майков был уверен, что посвятит свою жизнь искусству. Он был одинаково одарен и в литературе, и в живописи, но решил сделать выбор в пользу поэзии по двум причинам: его юношеские стихи высоко оценили историк литературы Александр Никитенко и поэт Петр Плетнев, а развивающаяся близорукость мешала уделять живописи достаточно времени.

«Его стихи напоминают античных поэтов»

Поступив в 1837 году на юридический факультет Петербургского университета, Аполлон Майков начал изучать древнегреческую и римскую историю. Это увлечение повлияло на его творчество. Современники писали: «Он словно смотрит на жизнь глазами грека, его стихи напоминают античных поэтов, несут светлое и оптимистическое начало».

Первые произведения Майкова были опубликованы в конце 1830-х годов. В 1842 году вышел его первый стихотворный сборник. «Поэтический, полный жизни и определенности язык» — так прокомментировал книгу молодого поэта Виссарион Белинский. Восхищаясь произведением Майкова «Сон», критик писал: «У самого Пушкина это стихотворение было бы из лучших его антологических пьес».

За этот сборник Аполлон Майков удостоился пособия от императора Николая I. На полученные деньги он отправился в путешествие по Европе, которое длилось почти два года. Поэт побывал в Италии, Франции, Австрии и других странах.

Своими впечатлениями о поездке он поделился с читателями в новом сборнике — «Очерки Рима», вышедшем в 1847 году в Петербурге. Литературоведы отмечали, что его творчество переменилось: от античности он перешел к жизни современной, его стали больше занимать поэзия «мысли и чувства».

Кружок Петрашевского и натуральная школа

Вернувшись в 1844 году в столицу, Аполлон Майков стал заметной фигурой в литературных кругах Петербурга. Он активно сотрудничал с журналами «Современник» и «Отечественные записки», дружил с Виссарионом Белинским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым.

С помощью своего брата, Валериана, Аполлон попал и на заседание первого в России социалистического кружка, организованного Михаилом Петрашевским. Там у поэта завязалось тесное знакомство с Федором Достоевским и Алексеем Плещеевым.

Хотя всех взглядов натуральной школы Майков не разделял, на его творчестве все-таки сказывается влияние этого литературного направления. Стихотворения 1840-х годов полны гражданских мотивов.

Майков публикует свои стихи в журнале «Отечественные записки» Андрея Краевского, в 1845 году пишет поэму «Две судьбы», за которую он получил Пушкинскую премию Академии наук. В 1846 году в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова вышла поэма «Машенька».

Когда многие участники кружка Петрашевского были сосланы, Майков изменил свое отношение к революционному движению в России. Позже в записках к поэту Якову Полонскому он говорил о своем «либеральном периоде»: «Много вздору, много эгоизма и мало любви.

Славянофилы и «чистое искусство»

С 1850-х годов Аполлон Майков сблизился с редакцией «Москвитянин», и в его творчестве все больше ощущаются консервативные настроения. Майков разделял славянофильские идеи Михаила Погодина (издателя журнала), Михаила Каткова, Федора Тютчева.

В этот период поэт выступал против влияния западноевропейской культуры. Он много писал о красоте русской природы. Эти стихотворения, по словам публициста Михаила Бородкина, «заучивались наизусть чуть ли не с первыми молитвами».

Многие произведения Майкова были положены на музыку Николаем Римским-Корсаковым, Петром Чайковским и другими композиторами.

Немного позже поэт в своем творчестве начал склоняться в сторону «чистого искусства». Майков считал, что литература не должна выполнять особых социальных задач, она должна служить лишь для эстетического наслаждения.

Поэт увлекался историей Древней Руси и славянским фольклором. В 1866–1870 годах он переводил «Слово о полку Игореве». Исследователи древнерусской литературы признали его поэтический перевод одним из лучших.

В 1882 году Майков, действительный статский советник, стал председателем Комитета по иностранной цензуре. В этот период поэт почти не создавал новых произведений. В основном занимался правкой своих трудов и подготовкой собрания сочинений.

Умер Аполлон Майков в 1897 году в Петербурге, похоронен на кладбище при Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8967/apollon-maikov

Биография Аполлона Майкова

История семьи Майковых непосредственно связана с историей русской литературы, искусства и просвещения.

Аполлон Майков родился в Москве 23 мая 1821 года. Дед поэта, Аполлон Александрович Майков – бывший директор императорских театров, брат его, Михаил Александрович, трудился на литературном поприще.

Отец поэта, Николай Аполлонович, был замечательным живописцем, академиком Императорской Академии художеств. Братья Аполлона Майкова — люди, уважаемые во всех отношениях: Валерий был талантливым критиком и философом, Владимир – издателем детского журнала «Подснежник», Леонид – вице-президентом Академии наук, он был известен своими трудами по истории русской литературы.

Аполлон Майков вырос в среде, где занятия искусством и наукой всегда были, если не единственным, то главнейшим содержанием жизни, и составляли постоянное и необходимое условие житейского обихода.

Юноша Майков не смог сбиться с предначертанного ему судьбой пути служения родной поэзии.

Внешние же обстоятельства во время всего прохождения им литературного поприща как нельзя более благоприятствовали правильному и всестороннему развитию в нем творческих сил.

Все детство до девятнадцатилетнего возраста Аполлон провёл не в столице, а на ласковом, мирном лоне матери-природы, посреди простоты и правды русского народного быта, в приволье и тишине подмосковной деревни, в поместьях отца и бабушки.

Таким образом, в ту пору жизни, когда впечатления воспринимаются с наибольшей силой и западают в душу всего глубже, первые основы самосознания и духовной личности в душе будущего поэта были заложены русской деревней и русским народом.

Эти основы и остались в Майкове незыблемыми до конца его дней, послужив прочным фундаментом для всех позднейших душевных наслоений.

В годы гимназического и университетского учения руководителями и наставниками юного Аполлона, кроме ближайших родственников, были такие личности, как соредактор журнала «Библиотека для чтения» В.А.

Солонин, по свидетельству знавших его современников — один из образованнейших и лучших членов тогдашней литературной семьи, горячо любивший русскую литературу и И.А.

Гончаров, знаменитый впоследствии автор «Обломова» и «Обрыва».

Немудрено поэтому, что студент юридического факультета Петербургского университета Майков не погряз в дебрях юриспруденции, а остался художником-поэтом, почерпнув из слышанных им на факультете лекций преимущественно то, что было полезно и нужно для развития и окрыления его творческих сил.

Римское право, связанное с изучением латинского языка и классиков, и энциклопедия законоведения, в связи с занятиями философией – были любимыми предметами молодого Майкова. Кроме того, он слушал курсы русской и всеобщей истории у П.Г.Устрялова и М.С.Куторги, и русской словесности у Никитенко, который первым обратил внимание на стихотворные опыты Майкова еще в 1838 году.

Он прочел в университете по рукописи стихотворения «Гнев божий» и «Венера Медицейская».

Почти в это же время одна из антологических пьес Майкова была прочитана С.П.Швыревым в университете в Москве – и имя Майкова, талантливого, начинающего поэта, стало известно в литературных кругах.

Напечатанные затем в 1840 и 1841 годах произведения в «Одесском Альманахе», «Библиотеке для Чтения», «Отечественных Записках», и, наконец, вышедшая в 1842 году книжка под заглавием «Стихотворения Аполлона Майкова», встреченная горячими похвалами Белинского и общим сочувствием всех любителей и знатоков отечественной поэзии, окончательно решили судьбу Майкова, до того времени ещё колебавшегося в выборе между поэзией и живописью, к которой он также чувствовал большую склонность.

Министр народного просвещения Уваров представил книжку стихотворений только что окончившего курс, со степенью первого кандидата, Майкова государю, который дал молодому поэту средства на поездку за границу, где Майков и провел почти два года в усвоении плодов европейского просвещения, в изучении «стран и народов», преимущественно же Италии и Рима, их природы, быта, истории и творчества.

Нужно ли говорить, что такое путешествие, непосредственно по окончании университетского курса, было как нельзя более своевременно и оно дополнило и завершило образование Аполлона Николаевича и дало богатейший материал для дальнейшей творческой работы, — материал, которым поэт не переставал пользоваться в продолжение всей своей жизни. Этому и еще другому, несколько лет спустя, предпринятому Майковым путешествию по Европе, русская литература обязана появлением многих замечательных художественных произведений.

Казенная служба, сначала в качестве помощника библиотекаря в Румянцевском музее, затем цензора в комитете иностранной цензуры, и, наконец, председателя того же комитета, не только не мешала писательский деятельности Майкова, но, вследствие особенно счастливо сложившихся обстоятельств, даже благотворно содействовала ей, сблизив поэта с такими личностями, как князь Одоевский и Ф.И.Тютчев. Будучи по службе ближайшими начальниками Майкова, они в то же время были его личными друзьями, советниками, ценителями, критиками.

Влияние Тютчева особенно сильно способствовало окончательной выработке тех воззрений Майкова на русскую историю и основы русской государственности, которым он остался верен до конца.

Всю жизнь Майков трудился, занимался самообразованием, литературным творчеством. Произведения Аполлона Николаевича – это тот богатый вклад, которым может гордиться наша отечественная литература.

26 февраля 1897 года на торжественном собрании общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, Майков выступил и прочитал своё известное стихотворение «20-го октября 1894 года». Поэт был бодр и весел. Через несколько дней он почувствовал себя плохо, жаловался на озноб, у него началось воспаление лёгких. Его не стало 8 марта 1897 года.

Источник: http://DetskiyChas.ru/persons/biografiya_majkova/

Аполлон Майков. Подробная биография

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня н.с.) 1821 года в Москве в дворянской семье. Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат В.Н. и Л.Н. Майковых.

Майков воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 года семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей. В 1837-1841 гг. А.Н. Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета.

После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 году Майков возвратился в Россию. С 1844 года – помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни – цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. Неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.

Первые его стихи появились в рукописных сборниках «Подснежник» (1835-1838 гг.) и «Лунные ночи» (.), выпускавшиеся в семье Майковых. Выступил в печати со стихом «Орел» («Библиотека для чтения», ., Т. IX).

В 1842 году издал сборник «Стихотворения», в которых проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Майков продолжал традиции антологичной поэзии К.Н. Батюшкова и Н.И. Гнедича.

Ему свойственны ясность и пластичность образов, гуманистический идеал земной жизни.

В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцены современной Италии. Идеализация древности сочетается с мыслями о потомках свободных народов, сочувствием к национально-освободительному движению во главе с Дж. Гарибальди (стих.

«Palazzo»). В середине 40-х годов А. Майков сближается с Белинским и петрашевцами.

Некоторые произведения этого периода, например поэмы «Две судьбы» (1845), «Машенька» (1846), «Барышне» (1846), написанные в духе натуральной школы, содержат гражданские мотивы.

Начиная с 50-х годов, А. Майков всё больше смыкается с консервативным лагерем. Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853) и в сборнике «1854» (1855).

В 1858 году после поездки в Грецию появились циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу А. Майков встретил восторженными стихами «Картинка», «Поля», «Нива».

Противопоставляя себя революционно-демократическому лагерю, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику М.Е. Салтыкова-Щедрина, пародии Н.А. Добролюбова, поэтов «Искры», Козьмы Пруткова.

Аполлон Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870).

Подобно славянофилам, Майков противопоставлял новым буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность.

С сочувствием рисовал образы Александра Невского, Ивана IV, Петра I («Кто он?», 1868; «В Городце в 1263», 1875; «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», 1867; «У гроба Грозного», 1887).

А. Майкова привлекали драматические эпизоды мировой истории. В поэмах «Савонарола» (1851) и «Приговор» (1860) религиозному фанатизму и догматике противопоставлено гуманистическое мировосприятие. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Три смерти» (1851, опублик.

1857), «Смерть Люция» (1863), «Два мира» (1871, 1881, удостоена пушкинской премии в 1882 году), тесно связанные между собой. Первая из них, рисующая деспотизм Нерона, давала богатый материал для параллелей с деспотичным режимом Николая I.

В «Смерти Луция» язычеству противопоставляется христианство, завоевывающее новых сторонников. Та же антитеза и в лирической драме «Два мира».

Последний период (с 70-х годов) отмечен спадом творческой активности А. Майкова, усилением религиозных настроений, пришедших на смену артистическому эпикуреизму. На первое место выступает религиозно-философская тематика, противопоставленная современности с ненавистным А.

Майкову наступлением капитала (цикл стихов «Вечные вопросы», «Из Аполлодора Гностика»). К числу лучших творений Аполлона Майкова относится его пейзажная лирика («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.).

В отличие от итальянских пейзажей, где поэт стремился к внешней декоративности, стихи, посвященные русской природе, отличаются задушевностью, акварельной тонкостью красок, напевностью, некоторой созерцательностью. Многие его стихи вдохновили композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.).

Читайте также:  Равнины: характеристика и виды

Аполлон Майков выступал с переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и др.

Умер Аполлон Майков 8 марта (20 н. с.) 1897 в Петербурге.

Биография

Произведения

  • Картина вечера
  • Осень
  • Поле зыблется цветами

Критика

Ключевые слова: Аполлон Майков, биография Аполлона Майкова, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 19 века, русские поэты 19 века, жизнь и творчество Аполлона Майкова

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20151216-biografiya-apollona-majkova

Мемория. Аполлон Майков – ПОЛИТ.РУ

4 июня 1821 года родился поэт Аполлон Майков

Личное дело

Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) родился в Москве в дворянской семье. Отец Николай Аполлонович Майков был художником, мать Евгения Петровна – писательницей.

В доме Майковых частыми гостями были художники, литераторы, музыканты. В семье было пятеро детей, все – мальчики.

Летом Аполлона отправляли в имение бабушки в Подмосковье — в деревню Чепчиха (вблизи нынешнего Солнечногорска).

В 1834 году семья переехала в Петербург, где старшим братьям, Аполлону и Валериану, преподавал на дому латинский язык и русскую словесность писатель Иван Гончаров.  Писать стихи Аполлон начал очень рано – дебютом 13-летнего поэта стало стихотворение «Орел», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835 году. 

В 1837 году Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, охотно и много занимался историей Древней Греции и Рима, изучал латинский язык и римских поэтов. Вначале он сильно увлекался живописью, мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэтических опытах и слабое зрение побудили его посвятить свою жизнь поэзии.

Еще два стихотворения – «Сон» и «Картина вечера» – появились в «Одесском альманахе на 1840 год». А уже в 1842 в Петербурге вышла первая книга «Стихотворения Аполлона Майкова».

Получив за эту книгу «по высочайшему повелению» Николая I  тысячу рублей на путешествие в Италию, юноша в том же 1842 году уехал за границу. Побывав в Италии, Франции, Саксонии и Австрийской империи, вернулся в Петербург в 1844 году.

Результатом этой поездки стали опубликованные в 1847 году «Очерки Рима» и кандидатская диссертация о древнеславянском праве.

По возвращении в Россию Майков служил в Министерстве финансов, затем помощником библиотекаря Румянцевского музея до перенесения его в Москву.  

Поэмы, баллады, лирические драмы и другие стихи Аполлона Майкова принесли ему немалую популярность.

Он начал постоянно вращаться в «высшем» литературном обществе – его друзьями были Белинский, Некрасов, Тургенев и многие другие писатели и поэты.

Печатался Майков в основном в «Отечественных записках», даже после того, как Некрасов увел множество талантливых авторов в возглавленный им журнал «Современник».

Либеральные настроения Майкова 40-х годов (поэмы «Две судьбы», 1845, «Машенька», 1846) со временем сменились консервативными взглядами (стихотворение «Коляска», 1854), славянофильскими и панславистскими идеями (поэма «Клермонтский собор», 1853); в 60-е годы творчество Майкова подверглось резкой критике со стороны революционных демократов. Претерпела изменения и эстетическая позиция Майкова: кратковременное сближение с натуральной школой уступило место активной защите «чистого искусства».

В последние годы жизни был действительным статским советником.

После 1880 года Майков стихов практически не писал, сосредоточившись на госслужбе, где добился значительных успехов – дослужился до чина действительного статского советника, что по табелю о рангах соответствовало генерал-майору.

С 1882 года — председатель Комитета иностранной цензуры. В творческом плане он занимался уже только правкой своих произведений для подготовки собрания сочинений.

27 февраля 1897 года поэт вышел на улицу слишком легко одетым и простыл. 20 марта 1897 года Аполлон Майков скончался. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.

Чем знаменит

Аполлон Майков

Имя Аполлона Майкова выглядит не слишком ярким на фоне плеяды блестящих поэтов XIX века, хотя Владимир Соловьев и называл его «одним из главных поэтов послепушкинского периода».

Майков не был самым выдающимся среди современников, и творческое наследие его не столь обширно.

Однако созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе стали хрестоматийными: «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь», «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие.

Многие стихотворения Майкова были положены на музыку, в том числе такими крупными композиторами, как  Н. А. Римский-Корсаков и П. И. Чайковский.

В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории. Но немалая часть его творчества была посвящена античному миру, который он изучал большую часть своей жизни.

Кроме поэмы «Два мира» из крупных произведений Майкова заслуживают интереса также «Странник» (превосходно воспроизводящий понятия и язык некоторых русских сектантских течений), «Княжна» и «Брингильда».

Интересно, что литературное имя Майков приобрел среди современников как раз стихотворениями «в антологическом роде», а его стихи о природе тогда рассматривались как «второстепенные», но именно они в итоге и вошли в историю литературы.

О чем надо знать

Майков немало занимался и переводами. В течение четырёх лет переводил в поэтической форме «Слово о полку Игореве» (окончен в 1870 году). Это стихотворное переложение «Слова…» и доныне остается одним из лучших литературных его переводов.

Переводил произведения таких поэтов, как Гейне, Мицкевич, Гёте. Перевел IV—X главы «Апокалипсиса» (1868). Также занимался переводами народного поэтического творчества Белоруссии, Греции, Сербии, Испании и других стран.

Прямая речь

Не может быть! не может быть!

Она жива!.. сейчас проснется…

Смотрите: хочет говорить,

Откроет глазки, улыбнется.

Меня увидит, обоймет

И, вдруг поняв, что плач мой значит,

Ласкаясь, нежно мне шепнет:

“Какой смешной! о чем он плачет!..”

Но нет!.. лежит… тиха, нема,

Недвижна…

А. Майков на смерть дочери (23 апреля 1866)

«Это стихотворение, без подписи знаменитого, или, по крайней мере, знакомого имени, поразило нас до того, что мы перенесли его на страницы своего журнала при громкой похвале и потом, с неослабевшим энтузиазмом, припомнили его через четырнадцать месяцев;

       Когда ложится тень прозрачными клубами

       На нивы желтые, покрытые скирдами,

       На синие леса, на влажный злак лугов;

       Когда над озером белеет столп паров,

       И в редком тростнике, медлительно качаясь,

       Сном чутким лебедь спит, на влаге отражаясь, —

       Иду я под родной, соломенный свой кров,

       Раскинутый в тени акаций и дубов,

       И там, с улыбкой на устах своих приветных,

       В венце из ярких звезд и маков темноцветных,

       И с грудью белою под черной кисеей,

       Богиня мирная, являясь предо мной,

       Сияньем палевым главу мне обливает

       И очи тихою рукою закрывает,

       И, кудри подобрав, главой склонясь ко мне,

       Лобзает мне уста и очи в тишине (стр. 9).     

Это именно одно из тех произведений искусства, которых кроткая, целомудренная, замкнутая в самой себе красота совершенно нема и незаметна для толпы и тем более красноречива, ярко блистательна для посвященных в таинства изящного творчества. Какая мягкая, нежная кисть, какой виртуозный резец, обличающие руку твердую и искушенную в художестве! Какое поэтическое содержание и какие пластические, благоуханные, грациозные образы!».

В. Г. Белинский о творчестве Аполлона Майкова (1841 год)

«По главному своему содержанию, поэзия Майкова определяется, с одной стороны, древнеэллинским эстетическим миросозерцанием, с явно преобладающим эпикурейским характером, с другой – преданиями русско-византийской политики. Темы того и другого рода, хотя внутренне ничем не связанные между собой, одинаково дороги поэту.

Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности Майкова, можно указать на мирные впечатления русской сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству.

Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности Аполлона Майкова, можно указать на мирные впечатления русской сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству.

Аполлон Николаевич сразу приобрел себе литературное имя стихотворениями “в антологическом роде”, из которых по ясности и законченности образов выдаются: “Сон”, “Воспоминание”, “Эхо и молчание”, “Дитя мое, уж нет благословенных дней”, “Поэзия”; выше всяких похвал в своем роде “Барельеф”».

Вл. Соловьев о поэзии Майкова

 «Вместе с Полонским и Фетом Майков составил ту известную триаду поэтов, которая выступала с лозунгом «искусство для искусства».

Группа эта находилась на правом фланге тогдашней литературы и составляла нечто вроде штаба поэтического отряда крепостников, не желавших без боя сдавать позиции развивающемуся капитализму, в особенности же озабоченных ростом революционно-демократического движения».

 Литературная энциклопедия. 1929—1939.

 6 фактов об Аполлоне Майкове

  • Фамилия «Майков» произносится с ударением на первый слог
  • Майков был женат на Анне Ивановне, урожденной Штеммер. Свадьба состоялась в 1852 году. У них было четверо детей:  три сына – Николай, Владимир и Аполлон и дочь Вера, умершая в 10-летнем возрасте.
  • В 1953 году Майков был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.
  • Любимым занятием Майкова была рыбалка.
  • Майков был влюблен в историю, особенно античную. Он не раз бывал за границей – в основном в Италии и Греции. По словам критика В.Г. Белинского, Майков «смотрит на жизнь глазами грека».
  • Братья Аполлона Майкова – Леонид, Валериан и Владимир – также стали широко известными в литературном мире людьми, хотя и в разных направлениях (критика, библиография, переводы и проза).

Материалы об Аполлоне Майкове

Майков, Аполлон Николаевич в библиотеке Максима Мошкова

Статья Вл. Соловьева об Аполлоне Майкове для словаря Брокгауза и Ефрона

Биография поэта на Поэмбуке

Статья об Аполлоне Майкове в Литературной энциклопедии.

https://www.youtube.com/watch?v=5xfaVrMNIxg

Статья об Аполлоне Майкове в Википедии

Источник: http://polit.ru/news/2016/06/04/maykov/

МАЙКОВ, АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ

МАЙКОВ, АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ (1821–1897), русский поэт, переводчик. Родился 23 мая (4 июня) 1821 в Москве в семье известного живописца, академика императорской Академии художеств. Детство Майкова прошло в подмосковном имении. В 1834 семья переехала в Петербург. Майков и его брат Валериан (будущий литературный критик, 1823–1847) получили домашнее образование.

Историю словесности им преподавал писатель И.Гончаров. По его воспоминаниям, дом Майковых «кипел жизнию, людьми, приносившими сюда неистощимое содержание из сферы мысли, науки, искусства». В семье выпускался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», в которых и появились первые стихи будущего поэта. Майков увлекался не только поэзией, но и живописью.

В 1837 Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета. Университетские профессора обратили внимание на поэтическую одаренность студента, печатавшегося к тому времени в журналах «Библиотека для чтения» и «Отечественные записки».

В 1842 Майков издал свой первый поэтический сборник. Внимание публики привлек первый раздел этой книги В антологическом роде – цикл стихов, ориентированных на элегию и античную эпиграмму. В.Г.

Белинский восхищался грациозностью образов и «поэтическим, полным жизни и определенности языком» Майкова. Как и во всей поэзии Майкова, в этом сборнике была широко представлена описательная пейзажная лирика.

В 1841 Майков окончил университет первым кандидатом и начал работать в министерстве финансов. Вскоре получил от Николая I пособие для путешествия за границу и побывал в Италии, Франции, Германии и Чехии.

За границей Майков занимался поэзией и живописью, слушал лекции по изобразительному искусству и литературе. Впечатления от этой поездки отразились в стихотворном сборнике Очерки Рима (1847).

В стихах этого сборника с величественными памятниками античности соседствовали современные бытовые сценки (Нищий, Капуцин и др.).

В 1844 Майков вернулся в Россию и получил место в Румянцевском музее, а затем в петербургском Комитете иностранной цензуры.

Стал заметной фигурой в литературной жизни столицы: сотрудничал в журналах «Современник» и «Отечественные записки», выступал со статьями об искусстве в духе «натуральной школы», написал несколько «физиологических» очерков (Завещание дяди племяннику, 1847, и др.) и поэму Машенька (1846), в которой высмеивал романтические штампы.

Поддерживал знакомство с Белинским, И.Тургеневым, Н.Некрасовым, А.Плещеевым, Ф.Достоевским, посещал кружок М.Петрашевского. В рамках следствия по делу петрашевцев за ним был установлен негласный надзор.

После этого Майков окончательно утвердился в идеях славянофильства и «патриархально-монархического» правления. После поражения России в Крымской войне говорил о своих взглядах тех лет поэту Я.

Полонскому: «Это была моя глупость, но не подлость».

Майков был очень популярен: печатался в лучших литературных журналах, читал стихи на литературных вечерах. Духовно близкими называл А.Григорьева, Н.Страхова и Ф.Достоевского.

Одной из главных задач искусства Майков считал углубление исторической памяти народа. Руководствуясь этой задачей, сделал вольные переводы и стилизации белорусских и сербских народных песен.

Одним из лучших произведений Майкова стал поэтический перевод Слова о полку Игореве (1870).

В центре поэтического интереса Майкова было столкновение христианства с язычеством. Этой теме посвящена поэма Два мира (1872, 1881), за которую Майкову в 1882 была присуждена Пушкинская премия Академии наук.

Умер Майков в Петербурге 8 (20) марта 1897.

Литература:

Перцов П. Литературные воспоминания. М. – Л., 1933
Майков А. Сочинения, тт. 1–2. М., 1984
Майков А. Письма к Ф.М.Достоевскому. – В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1982. Л., 1984
Ямпольский И. Стихотворение А.Н. Майкова «Коляска». – В кн.: Ямпольский И. Поэты и прозаики. Л., 1986

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Мифология»

Вид их был ужасен, вместо волос у них были змеи, в руках они держали бичи и факелы. Богинями чего были Алекто, Тисифона и Мегера?

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MAKOV_APOLLON_NIKOLAEVICH.html

Майков аполлон николаевич

Майков аполлон николаевич – русский по­эт, член-корреспондент Петербургской АН (1853 год). 

Из ста­рин­но­го дво­рян­ско­го ро­да. Брат В.Н. Май­ко­ва и Л.Н. Май­ко­ва.

Читайте также:  Агафья пшеницына: характеристика и образ героини в романе и.а.гончарова "обломов"

Окон­чил Санкт-Пе­тербургский университет (1841 год).

В 1841 году по­сту­пил на служ­бу в Департамент Государственного ка­зна­чей­ст­ва в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

По­лу­чив по­со­бие от императора Ни­ко­лая I, в 1842-1844 годы пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (Фран­ция, Ита­лия, Гер­ма­ния, Че­хия), слу­шал лек­ции в Сор­бон­не.

Вер­нув­шись в Санкт-Пе­тер­бург, с 1844 года слу­жил в Ру­мян­цев­ском му­зее, с 1852 года – в Санкт-Пе­тербургском комитете иностранной цен­зу­ры (с 1875 года воз­глав­лял его). Тайный советник (1888 год).

Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти сти­хо­тво­ре­ни­ем «Орёл» («Биб­лио­те­ка для чте­ния», 1835 год, т. 9).

В 1842 году вы­шел пер­вый сборник Май­ко­ва – «Сти­хо­тво­ре­ния», при­нёс­ший ему гром­кий ус­пех.

Осо­бен­но вы­со­ко оце­ни­ва­лись кри­ти­кой (в том числе В.Г. Бе­лин­ским) сти­хо­тво­ре­ния Май­ко­ва «в ан­то­ло­ги­че­ском ро­де», пред­став­ляв­шие идил­личный об­раз ан­тич­но­сти пре­имущественно в пей­заж­ной ли­ри­ке, где Май­ко­в стре­мил­ся вы­ра­зить «язы­че­ское» пе­ре­жи­ва­ние при­ро­ды, на­се­лён­ной ми­фо­ло­гическими су­ще­ст­ва­ми.

В пер­вых сво­их по­эмах («Две судь­бы», 1845 год; «Ма­шень­ка», 1846 год), об­ра­тив­шись к кри­ти­ке современных ха­рак­те­ров и со­ци­аль­ных кон­флик­тов, Май­ко­в об­на­ру­жил со­чув­ст­вие тен­ден­ци­ям на­ту­раль­ной шко­лы, но вско­ре ре­ши­тель­но от них ото­шёл.

В по­этическом сборнике «Очер­ки Ри­ма» (1847 году) вер­нул­ся к ан­то­ло­гической ли­ри­ке, ри­суя сцен­ки из жиз­ни современной Ита­лии на фо­не «веч­но­го го­ро­да», в со­пос­тав­ле­нии с ми­ром клас­сической древ­но­сти.

В дра­ма­тической по­эме «Три смер­ти» (1851 год, опубликована в 1857 году) на при­ме­ре ги­бе­ли трёх луч­ших пред­ста­ви­те­лей Ри­ма вре­мён Не­ро­на по­ка­за­на об­ре­чён­ность язы­че­ско­го ми­ра в це­лом.

Кон­фликт язы­че­ст­ва и хри­сти­ан­ст­ва, став­ший од­ной из главных тем в твор­че­ст­ве Май­ко­ва, наи­бо­лее пол­ное во­пло­ще­ние по­лу­чил в ли­рической дра­ме «Два ми­ра», опуб­ли­ко­ван­ной в 1882 году и то­гда же от­ме­чен­ной пер­вой Пуш­кин­ской пре­ми­ей.

Кон­сер­ва­тизм Май­ко­ва воз­рос в пе­ри­од Крым­ской вой­ны (по­этический сборник «1854-й год», 1855 год).

В Рос­сии он те­перь ви­дел оп­по­нен­та и в то же вре­мя пре­ем­ни­цу Ев­ро­пы, от­рёк­шей­ся от хри­сти­ан­ст­ва и встав­шей на путь бо­го­бор­че­ст­ва (стихотворение «Клер­монт­ский со­бор», 1854 год).

Это пред­оп­ре­де­ли­ло сбли­же­ние Май­ко­ва со сла­вя­но­фи­ла­ми, а так­же с Ф.М. Дос­то­ев­ским, Н.Н. Стра­хо­вым и другими идео­ло­га­ми поч­вен­ни­че­ст­ва.

В по­эзии Май­ко­ва боль­шое ме­сто за­ни­ма­ют сти­хо­тво­ре­ния на те­мы русской ис­то­рии, трак­туе­мой в государственно-пат­рио­тическом клю­че («Кто он?», 1842 год; «В Го­род­це в 1263 го­ду», 1878 год; «У гро­ба Гроз­но­го», 1888 год, и другие).

Его за­ни­ма­ют про­бле­мы ста­ро­об­ряд­че­ст­ва (по­эма «Стран­ник», 1867 год), па­ра­док­саль­ные от­но­ше­ния внут­рен­ней бли­зо­сти и внеш­не­го кон­флик­та в сме­няю­щих­ся по­ко­ле­ни­ях русского дво­рян­ст­ва (по­эма «Княж­на***», 1878 год).

Од­на­ко, не­смот­ря на рез­кую оп­ре­де­лён­ность ре­лигиозных и по­ли­тических взгля­дов Май­ко­ва, со­вре­мен­ни­ки вос­при­ни­ма­ли его пре­ж­де все­го как слу­жи­те­ля «чис­то­го ис­кус­ст­ва» (на­ря­ду с А.А. Фе­том и Я.П. По­лон­ским), пре­дан­но­го идеа­лам клас­сической кра­со­ты и яс­но­сти и да­лё­ко­го от жи­тей­ской про­зы.

Это­му спо­соб­ст­во­ва­ла ве­со­мость ан­то­ло­гической ли­ри­ки в его твор­че­ст­ве, а так­же сти­хо­тво­ре­ния Май­ко­ва о русской при­ро­де, мно­гие из ко­то­рых ещё при жиз­ни ав­то­ра ста­ли хре­сто­ма­тий­ны­ми («Лас­точ­ки», 1856 год; «Вес­на! Вы­став­ля­ет­ся пер­вая ра­ма…», «Лет­ний дождь», оба 1858 года, и другие).

Май­ко­в при­над­ле­жат од­но из из­вест­ней­ших по­этических пе­ре­ло­же­ний «Сло­ва о пол­ку Иго­ре­ве» (1866-1870 годы), пе­ре­во­ды чешских, сербских и но­во­гре­че­ских пе­сен.

Сочинения:

Полн. собр. соч. 9-е изд. СПб., 1914. Т. 1-4;

Избр. про­из­ве­де­ния. Л., 1977; Соч.: В 2 т. М., 1984

Литература

  • Язы­ков Д.Д. Жизнь и тру­ды А. Н. Май­ко­ва. М., 1898
  • Злат­ков­ский М.Л. А. Н. Май­ков. 2-е изд. СПб., 1898
  • Бо­род­кин М.М. По­эти­че­ское твор­че­ст­во А. Н. Май­ко­ва. СПб., 1900
  • Ям­поль­ский И.Г. По­эты и про­заи­ки. Л., 1986

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/maikov_apollon_nikolaievich

Аполлон Николаевич Майков в живописи

Василий Григорьевич Перов.
«Портрет А. Н. Майкова».
1872.

МАЙКОВ Аполлон Николаевич [23.5(4.6).1821, Москва – 8(20).3.1897, Санкт-Петербург], русский поэт, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1853). Из старинного дворянского рода. Брат В. Н. Майкова и Л. Н. Майкова. Окончил Санкт-Петербургский университет (1841).

В 1841 поступил на службу в Департамент Государственного казначейства в Санкт-Петербурге. Получив пособие от императора Николая I, в 1842-44 путешествовал по Европе (Франция, Италия, Германия, Чехия), слушал лекции в Сорбонне.

Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1844 служил в Румянцевском музее, с 1852 – в Санкт-Петербургском комитете иностранной цензуры (с 1875 возглавлял его). Тайный советник (1888).

Дебютировал в печати стихотворением «Орёл» («Библиотека для чтения», 1825, т. 9). В 1842 вышел первый сборник Майкова «Стихотворения», принёсший ему огромный успех. Особенно высоко оценивались критикой (в том числе В. Г.

Белинским) стихотворения Майкова «в антологическом роде», представлявшие идиллический образ античности преимущественно в пейзажной лирике, где Майков стремился выразить «языческое» переживание природы, населённой мифологическими существами.

В первых своих поэмах («Две судьбы», 1845; «Машенька», 1846), обратившись к критике современных характеров и социальных конфликтов, Майков обнаружил сочувствие тенденциям натуральной школы, но вскоре решительно от них отошёл.

В поэтическом сборнике «Очерки Рима» (1847) вернулся к антологической лирике, рисуя сценки из жизни современной Италии на фоне «вечного города», в сопоставлении с миром классической древности.

В драматической поэме «Три смерти» (1851, опубликована в 1857) на примере гибели трёх лучших представителей Рима времён Нерона показана обречённость языческого мира в целом. Конфликт язычества и христианства, ставший одной из главных тем в творчестве Майкова, наиболее полное воплощение получил в лирической драме «Два мира», опубликованной в 1882 и тогда же отмеченной первой Пушкинской премией.

Консерватизм Майкова возрос в период Крымской войны (поэтический сборник «1854-й год», 1855). В России он теперь видел оппонента и в то же время преемницу Европы, отрёкшейся от христианства и всташей на путь богоборчества (стихотворение «Клермонтский собор», 1854). Это предопределило сближение Майкова со славянофилами, а также с Ф. М. Достоевским, Н. Н.

Страховым и другими идеологами почвенничества. В поэзии Майкова большое место занимают стихотворения на тему русской истории, трактуемой в государственно-патриотическом ключе («Кто он?», 1842; «В Городце в 1263 году», 1878; «У гроба Грозного», 1888, и другие).

Его занимают проблемы старообрядчества (поэма «Странник», 1876), парадоксальные отношения внутренней близости и внешнего конфликта в сменяющихся поколениях русского дворянства (поэма «Княжна***», 1878). Однако, несмотря на резкую определённость религиозных и политических взглядов Майкова, современники воспринимали его прежде всего как служителя «чистого искусства» (наряду с А. А.

Фетом и Я. П. Полонским), преданного идеалам классической красоты и ясности и далёкого от житейской прозы. Этому способствовала весомость антологич. лирики в его творчестве, а также стихотворения Майкова о русской природе, Многие из которых ещё при жизни автора стали хрестоматийными («Ласточки», 1856; «Весна! Выставляется первая рама…», «Летний дождь», оба 1858, и другие).

Майкову принадлежат одно из известнейших поэтических переложений «Слова о полку Игореве» (1866-70), переводы чешских, сербских и новогреческих песен.

Сочинения: Полное собрание сочинений 9-е издание. Санкт-Петербург, 1914. Т. 1-4; Избранные произведения. Л., 1977; Сочинения. В 2 т. М., 1984.

Литература: Языков Д. Д. Жизнь и труды А. Н. Майкова. М., 1898; Златковский М. Л. А. Н. Майков. 2-е изд. СПб., 1898; Бородкин М. М. Поэтическое творчество А. Н. Майкова. СПб., 1900; Ямпольский И. Г. Поэты и прозаики. Л., 1986. (В. Л. Коровин)

Большая Российская энциклопедия. Том 18. Москва. 2011 год.

* * *

Иван Николаевич Крамской.
«Поэт Аполлон Николаевич Майков».
1883.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 г. в Москве, в семье известного художника. В 1841 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1842-1844 гг. жил за границей, слушал лекции в Сорбонне, изучал искусство в Италии и во Франции.

Вернувшись в Россию, поступил в Румянцевский музей и прослужил в нём до 1852 г., после чего сорок с лишним лет был цензором, а затем председателем Петербургского цензурного комитета. В середине 40-х гг. был близок с В. Г. Белинским и посещал кружок М. В. Петрашевского-Буташевича, за что подвергался аресту.

Однако увлечение демократическими идеями было непродолжительным. В начале 50-х гг. сблизился со славянофилами, а в 60-е гг. стал активным защитником идей официальной народности. Умер  8 марта 1897 г. в Петербурге.
Поэзию Майкова отличает живописность и пластичность.

Кроме лирических стихов, Майков писал баллады, исторические поэмы, драмы. Он является автором одного из лучших переводов «Слова о полку Игореве» (1870).

«Русская поэзия второй половины XIX века». Москва, «Дрофа», «Вече». 2003 год.

* * *

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

ПИСАТЕЛИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

ПОХОЖИЕ СТРАНИЦЫ НА САЙТЕ

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Majkov%20A/1.html

Майков Аполлон Николаевич

Поэт Аполлон Николаевич Майков родился и вырос в семье, все члены которой были полны уважения и любви к искусству. Отец, выдающийся академик изобразительного искусства – Н.А Майков, смог воспитать и других своих детей достойными людьми.

У поэта было два брата, один из них стал публицистом и критиком, второй посвятил себя истории литературы, этнографии и библиографии.

В доме Майковых часто собиралась богемная публика: художники, музыканты, литераторы, не удивительно, что дети стали интересоваться искусством.

Биография Майкова очень насыщенна – образование он получал в Петербургском университете, после его окончания остался там и работал помощником в библиотеке, при музее Румянцева.

Еще во время учебы написал свои первые стихи, они отличались энергией молодости и свежим чистым взглядом. Эти стихи были представлены в рукописных семейных сборниках, под названием «Лунные ночи» и «Подснежник».

В 22 года издал свою первую книгу стихов.

Уволившись из библиотеки, он становится служащим в Комитете иностранной цензуры. Майков с детства очарован античной историей Греции, не раз бывал в Италии и Греции, впитал в себя их культурные исторические особенности. Это заметил критик Белинский В. Г, он отозвался о Майкове, как о человеке, который смотрит на жизнь глазами грека из античных времен.

Первые стихи Майкова были о красоте древнегреческой культуры, величия древнего Рима. Он продолжал путь Пушкина и Батюшкова к антологической лирике. В своих стихах он углубился в далекое прошлое, древний мир казался ему совершенным. Его стихи поразительно изящные и в то же время, читая их, хочется жить полной жизнью.

Пример тому стихотворение «Сон», написанное в 1839 году. Критик Белинский, в своей рецензии описывает свое восхищение, сравнивая пейзажную лирику Майкова с Пушкиным, но в то же время он обращает внимание на то, что Майкову не хватает идейного кругозора, эмоционального накала в отношениях человеческих.

Но Ему это прощается, ведь он еще так молод.

Майков умеет прислушиваться и делать выводы. В ответ на критику Белинского, он написал поэмы, отображающие политический строй того времени и тягу к свободе.

1845 год – «Две судьбы»;1846 год – «Машенька»;

1846 год – «Барышня».

Русская история не была безразлична Майкову, это подтверждено прекрасным переводом поэмы «Слово о полку Игореве», который он выполнил. Больше всего ему нравится поэзия Тютчева и Фета, они мастерки прорисовывали все детали, красочно и выразительно описывая природу.

1848 год – Майков определяется со своими ценностями в жизни, в это время его занимают идеи славянофилов, с которыми он подружился, сотрудничая с редакцией журнала «Москвитянин». Западную европейскую культуру считает проявлением скептицизма, несущую разлагающее влияние в общество, в связи с их отрицанием Бога. Атеизм, распространяющийся на западе, в глазах Майкова отвратителен.

1852 год – «Три смерти», написано под влиянием религиозной борьбы с атеизмом.

Ратует за русскую православную церковь, выставляя ее как единственно верный выбор для человека. Абсолютно отрицает любую критику в искусстве, в сторону церкви. В это время он пишет: «1854 год», «Клермонтовский собор», «18-го февраля 1855 года».

Но, несмотря на свои всплески религиозности, и славянофильских идей, стихи Майкова добры, полны правды и отзывчивости, гуманного отношения к людям. Пример тому – «Савонарола», написанная в 1851 году. Настоящее удовольствие можно получить от изысканных и добрых стихотворений о природе:

1854 год – «Весна! выставляется первая рама»;1856 год – «Летний дождь», «По ниве прохожу я узкою межой», «Золото, золото падает с неба», «О ночь безлунная…»;

1857 год – «Весна», «Голубенький, чистый Подснежник-цветок».

Становясь старше и видя несправедливость повсеместно, Майков пишет «Бабушка и внучек» в 1857 году, выражающих желание людей быть свободными, избавиться от ненавистного деспотизма в обществе и, в целом, в стране.

Вдохновленный стихами известного А.С. Пушкина, поэт Майков смог стать автором, умеющим лаконично с логической последовательностью, с наклонностями живописца, литературно представлять величие и красоту природы. Максим Горький восхищенно отметил гениальность словесно-изобразительного таланта Майкова в написании стихотворения «Голубенький, чистый Подснежник-цветок».

На этом биография А. Н. Майкова заканчивается. Но учитывая пройденный им путь, можно с уверенностью сказать о том, что он на всю жизнь сохранил светлый взгляд на жизнь, от чего и стихи его полны яркого искрящегося энергией света. Он смог сохранить уважение и доверие к людям, несмотря на свой интерес к истории России.

Источник: http://biblioman.org/authors/maikov

Майков Аполлон Николаевич

Другие известные поэты

Семейное воспитание

Майков (Аполлон Николаевич) – один из главных поэтов послепушкинского периода, сын Николая Аполлоновича Майкова, родился в Москве 23 мая 1821. Это была старинная дворянская семья, хранившая богатые культурные традиции.

В роду Майковых были талантливые люди, много сделавшие в сфере развития русской культуры, в частности, его родители и братья. Его отец, например, был в свое время известным художником-самоучкой, с годами удостоенный звания академика живописи.

Мать тяготела к литературе, писала очень качественные стихи и прозу.

Московский дом и подмосковное имение Майковых всегда были полны людей. Здесь часто гостили писатели, художники, музыканты. Визиты Гончарова И. А., Панаева И. И., Бенедиктова В. Г., Солоницына В. А., Достоевского Ф. М. были настоящим праздником в доме Майковых.

Царящий в семье культ искусства, художественная атмосфера родительского дома – все способствовало становлению духовных интересов будущего поэта.

Поэтому неудивительно, что аполлон с раннего детства тянулся к искусству, много читал, хорошо рисовал и писал лирические стихи.

Читайте также:  Природа, растения и животные азии

В доме издавался рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», где вся семья, а иногда и гости, публиковали свои произведения. Детские стихи Аполлона впервые появились именно в этих семейных изданиях.

 

Образование. Первый сборник

В 1834 г. семья покинула Москву и поселилась в Петербурге. С этих пор дальнейшая судьба поэта Аполлона Майкова связана с северной столицей, кроме тех лет, конечно, когда он путешествовал. С 1837 года по 1841 он обучался в Петербургском университете на факультете юриспруденции. Но литературных занятий он не оставлял.

По окончании университета Майков поступил на службу в Департамент государственного казначейства, а через год выпустил свой первый сборник стихотворений, о котором одобрительно отозвался знаменитый литературный критик В. Г. Белинский. Он написал, что поэзия Майкова – это всегда картина, которая блещет истинными чертами и красками природы.

Сборник имел успех и у читателей.

Заграничные путешествия

Император Николай Первый выдал Майкову пособие, которое позволило поэту совершить длительное путешествие за границу.

Сначала он поехал в Италию, где побывал во многих городах, посещал музеи и выставки, занимался живописью и по-прежнему – поэзией. Потом был Париж, где Майков прослушал цикл лекций по искусству и мировой литературе.

Путешествуя по Европе, поэт побывал в Дрездене, Праге и других городах с той же целью – поближе познакомиться с мировой культурой.

В 1844 г. Аполлон Майков вернулся в Россию. Устроился работать в Румянцевский музей помощником библиотекаря. Он много писал и подготовил к изданию свой второй поэтический сборник «Очерки Рима», посвященный впечатлениям от поездки в Италию (1847).

В эти же годы Майков сблизился со многими известными литераторами: Белинским, Тургеневым, Некрасовым, Достоевским, Плещеевым, регулярно посещал «пятницы» в кружке М. Петрашевского. Он не в полной мере разделял многие их идеи, но все же определенное влияние они оказывали на его поэтическое творчество.

Об этом свидетельствует появление поэм «Две судьбы», «Машенька», «Барышня» (1845 – 1846), которые, в отличие от предыдущих его стихов, содержали гражданские мотивы.

Идейная направленность

Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, отчетливостью и ясностью форм, но не красок, и сравнительно слабым лиризмом.

Последнее обстоятельство, кроме природных свойств дарования, объясняется отчасти и тем, что поэт слишком тщательно работает над отделкою подробностей, иногда в ущерб первоначальному вдохновению. Стих Майкова в лучших его произведениях силен и выразителен, но вообще не отличается звучностью.

По главному своему содержанию, поэзия Майкова определяется, с одной стороны, древнеэллинским эстетическим миросозерцанием, с явно преобладающим эпикурейским характером, с другой – преданиями русско-византийской политики. Темы того и другого рода, хотя внутренне ничем не связанные между собою, одинаково дороги поэту.

Как на второстепенный мотив, заметный более в первую половину литературной деятельности Майкова, можно указать на мирные впечатления русской сельской природы, которым поэт имел особенные удобства отдаваться, вследствие своей страсти к рыболовству.

Майков сразу приобрел себе литературное имя стихотворениями “в антологическом роде”, из которых по ясности и законченности образов выдаются: “Сон”, “Воспоминание”, “Эхо и молчание”, “Дитя мое, уж нет благословенных дней”, “Поэзия”; выше всяких похвал в своем роде “Барельеф”. Одна из “эпикурейских песен” начинается редким у Майкова лирическим порывом:

Мирта Киприды мне дай!
Что мне гирлянды цветные?

но затем во второй строфе грациозно переходит в обычный ему тон:

Мирта зеленой лозой
Старцу, венчавшись, отрадно
Пить под беседкой густой,
Крытой лозой виноградной.

Характерно для поэзии Майкова стихотворение “После посещения Ватиканского музея”. Скульптурные впечатления этого музея напоминают поэту другие такие же впечатления из раннего детства, сильно повлиявшие на характер его творчества:

Еще в мдаденчестве любил блуждать мой взгляд

По пыльным мраморам потемкинских палат.
Антики пыльные живыми мне казались,
И властвуя моим младенческим умом,
Они роднились с ним, как сказки умной няни,
В пластической красе мифических преданий…
Теперь, теперь я здесь в отчизне светлой их,
Где боги меж людей, прияв их образ, жили
И взору их свой лик бессмертный обнажили.
Как дальний пилигрим, среди святынь своих,
Средь статуй я стоял…

В превосходном стихотворении “Розы” (отдел “Фантазии”) мгновенное впечатление переносит поэта из современного бала в родной ему античный мир:

…Ах, вы всему виною
О розы Пестума, классические розы!..

Там же замечательно стихотворение “Импровизация” – единственное, в котором пластическая поэзия Майкова весьма удачно входит в чуждую ей область музыкальных ощущений:

Но замиравшие опять яснеют звуки…

И в песни страстные вторгается струей
Один тоскливый звук, молящий, полный муки…
Растет он, все растет, и льется уж рекой…
Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье
Далеко трелится… но каменной стопой
Неумолимое идет, идет страданье
И каждый шаг его грохочет надо мной…
Один какой-то вопль в пустыне беспредельной
Звучит, зовет к себе… увы! надежды нет!…
Он ноет… и среди громов ему в ответ
Лишь жалобный напев пробился колыбельный.

Из “Камей” выдаются “Анакреон”, “Анакреон у скульптора”, “Алкивиад”, “Претор” и особенно характерное выражение добродушного и невинного эпикурейства “Юношам”:

И напиться не сумели!

Чуть за столь – и охмелели
Чем и как – вам все равно
Мудрый пьет с самосознаньем,
И на свет, и обоняньем
Оценяет он вино.
Он, теряя тихо трезвость,
Мысли блеск дает и резвость,
Умиляется душой,
И владея страстью, гневом,
Старцам мил, приятен девам,
И – доволен сам собой.

Из “Посланий” первое к Я. П. Полонскому очень метко характеризует этого поэта; прекрасно по мысли и по форме послание к И. А. Плетневу (“За стаею орлов двенадцатого года с небес спустилася к нам стая лебедей”).

Простотою чувства и изяществом выдаются некоторые весение стихотворения Майкова. В отделе “Мисс Мери. Неаполитанский альбом” действительно преобладает альбомное остроумие, весьма относительного достоинства.

В “Отзывах истории” истинным перлом можно признать “Емшан”.

Стихотворные рассказы и картины из средневековой истории (“Клермонтский собор”, “Савонарола”, “На соборе на Констанцском”, “Исповедь королевы” и др.), сделавшиеся самыми популярными из произведений Майкова, заслуживают одобрения особенно за гуманный дух, которым они проникнуты.

Главный труд всей поэтической жизни Майкова есть историческая трагедия, в окончательном своем виде названная “Два мира”. Первый ее зародыш, забытый, по-видимому, самим автором (так как он о нем не упоминает, когда говорит о генезисе своего произведения), мы находим в стихотв.

(1845) “Древний Рим” (в отделе “Очерки Рима”), в окончании которого прямо намечена тема “Трех смертей” и “Смерти Люция”.

Ты духу мощному, испытанному в битве,

Искал забвения достойного тебя.
Нет, древней гордости в душе не истребя,
Старик своих сынов учил за чашей яду:
Покуда молоды, плюща и винограду!
………………………………………
В конец исчерпай все, что может дать нам мир!
И выпив весь фиал блаженств и наслаждений,
Чтоб жизненный свой путь достойно увенчать,
В борьбе со смертию испробуй духа силы, –
И вкруг созвав друзей, себе открывши жилы,
Учи вселенную как должно умирать.

В 1852 г. на эту тему был написан драматический очерк “Три смерти”, дополненный “Смертью Люция” (1863), и, наконец, лишь в 1881 г., через 36 лет после первоначального наброска, явились в окончательном виде “Два мира”. Произведение, над которым так долго работал умный и даровитый писатель, не может быть лишено крупных достоинств.

Идея языческого Рима отчетливо понята и выражена поэтом:

Рим все собой объединил,

Как в человеке разум; миpy
Законы дал и мир скрепил.
И в другом месте:
Единство в мире водворилось.
Центр – Кесарь. От него прошли
Лучи во все концы земли,
И где прошли, там появилась
Торговля, тога, цирк и суд,
И вековечные бегут
В пустынях римские дороги.

Герой трагедии живет верою в Рим и с нею умирает, отстаивая ее и против надвигающегося христианства; то, во что он верит, переживет все исторические катастрофы:

О, Рим гетер, шута и мима, –
Он мерзок, он падет!.. Но нет,
Ведь в том, что носит имя Рима,
Есть нечто высшее!..

Завет
Всего, что прожито веками!
В нем мысль, вознесшая меня
И над людьми, и над богами!
В нем Прометеева огня
Неугасающее пламя!
………………………


Мой разум, пред которым вся
Раскрыта тайна бытия…
…………………………


Рим словно небо, крепко сводом
Oблегший землю и народам,
Всем этим тысячам племен
Или отжившим, иль привычным
К разбоям лишь, разноязычным
Язык свой давший и закон!

Помимо этой основной идеи, императорский Рим вдвойне понятен и дорог поэту, как примыкающий к обоим мирам его поэзии – к миру прекрасной классической древности, с одной стороны, и к миру византийской государственности – с другой: и как изящный эпикуреец, и как русский чиновник-патриот Майков находит здесь родные себе элементы.

К сожалению, идея нового Рима – Византии – не сознана поэтом с такою глубиною и ясностью как идея первого Рима. Он любит византийско-русский строй жизни в его исторической действительности и принимает на веру его идеальное достоинство, не замечая в нем никаких внутренних противоречий.

Эта вера так сильна, что доводит Майкова до апофеоза Ивана Грозного, которого величие будто бы еще не понято и которого “день еще прийдет”.

Нельзя, конечно, заподозрить гуманного поэта в сочувствии злодеянием Ивана IV, но они вовсе не останавливают его прославления и в конце он готов даже считать их только за “шип подземной боярской клеветы и злобы иноземной”.

В конце своего “Савонаролы”, говоря, что у флорентийского пророка всегда был на устах Христос, Майков не без основания спрашивает “Христос! он понял ли Тебя?” С несравненно большим правом можно, конечно, утверждать, что благочестивый учредитель опричнины “не понял Христа”; но поэт на этот раз совершенно позабыл, какого вероисповеданния был его герой – иначе он согласился бы, что представитель христианского царства, не понимающий Христа, чуждый и враждебный Его духу, есть явление во всяком случае ненормальное, вовсе не заслуживающее апофеоза.

Стихотворение “У гроба Грозного” делает вполне понятным тот факт (засвидетельствованный самыми благосклонными к нашему поэту критиками, напр.

Страховым), что в “Двух мирах” мир христианский, несмотря на все старания даровитого и искусного автора, изображен несравненно слабее мира языческого.

Даже такая яркая индивидуальность, как апостол Павел, представлена чертами неверными: в конце трагедии Деций передает слышанную им проповедь Павла, всю состоящую из апокалиптических образов и “апологов”, что совершенно не соответствует действительному методу и стилю Павлова проповедания.

Кроме “Двух миров”, из больших произведений Майкова заслуживают внимания: “Странник”, по превосходному воспроизведению понятий и языка крайних русских сектантов; “Княжна”, по нескольким прекрасным местам, в общем же эта поэма отличается запутанным и растянутым изложением; наконец “Брингильда”, которая сначала производит впечатление великолепной скульптурной группы, но далее это впечатление ослабляется многословием действующих лиц. Майков – прекрасный переводчик (напр. из Гейне); ему принадлежит стихотворное переложение “Слово о Полку Игореве”.

Пейзажная лирика

Но особенно ярко проявился талант Майкова в пейзажной тематике. Природа родной земли всегда волновала поэта. Каждая пейзажная картина для него полна красоты, естественной гармонии, ощущения родства и особой теплоты.

Он видел в природе невероятные творческие силы. Его волновали совсем обычные явления, знакомые всем: наступление весны, увядание осени, полет ласточки, летний дождь.

В его стихах о русской природе есть задушевность, акварельная тонкость красок, напевность, зоркая наблюдательность.

Среди лучших стихотворений пейзажной лирики Майкова можно назвать «Сенокос», «Ласточки», «Весна», «Осень», «Летний дождь».

Многие стихи Майкова когда-то вдохновили некоторых великих композиторов на создание романсов (Чайковский, Римский-Корсаков и другие). Но в отличие от пейзажной лирике А.

Фета, стихотворения Майкова не отличаются тем утонченным «психологизмом», которым прославился выдающийся лирик – Фет.

В общем поэзия Майкова останется одним из крупных и интересных явлений русской литературы. Умер Аполлон Майков 8.03.1897 в г. Петербурге.

Могила Аполлона Николаевича Майкова на Новодевичьем кладбище

В печати первые стихотворения Майкова (“Сон” и “Картина вечера”) появились в “Одесском Альманахе” на 1840 г.; за ними последовал ряд стихотворений в “Библиотеке для Чтения” и “Отечественных Записках”, а в 1842 г.

“Стихотворения Аполлона Майкова” вышли отдельною книжкою (СПб.). Но поводу восточной войны Майков написал ряд стихотворений, тогда же вышедших особою книжкою, под заглавием: “1854 год”. В 1858 г. “Стихотворения Аполлона Майкова” издал гр. Г. А. Кушелев-Безбородко, в 1879 г. – князь В. П. Мещерский.

Полное собрание сочинений А. Н. Майкова” – 1884 и 1893 г.

Критические отзывы о поэзии Майкова: Белинского – о стихотворении “Сон” (“Собрание сочин.”, т. IV, стр. 477) и о первом собрании стихотворений в “Отечеств. Записках” 1842. (соч. VI, 102). Некрасова в “Современнике” 1855 г.

(по поводу сборника “1854 год”), Дружинина в “Библиотеке для Чтения” 1859 г., Страхова в Отчете о присуждении пушкинских наград за 1882 г., К. Арсеньева в “Вестн. Евр.” за 1883 г. (No.12; перепеч. во 2 т. “Крит. этюдов”), Ор. Миллера в “Русской Мысли” 1888 г., No. 5 и 6. Ср. М.

Златковский, “А. Н. Майков, биографический очерк” (СПб., 1888).

Источник: https://tunnel.ru/post-majjkov-apollon-nikolaevich

Ссылка на основную публикацию