Алексей константинович толстой: жизнь и творчество

Краткая биография Алексея Толстого самое главное

Алексей Константинович Толстой родился в 1817 году в знатной дворянской семье в Санкт-Петербурге. Вскоре после рождения ребенка семья Толстых распалась и мать вместе с сыном уехала на Украину. Детство маленького Алексея прошло в Черниговской губернии.

Алексей получил великолепное домашнее образование. Значительное влияние на характер и мировоззрение мальчика оказал его родной дядя А. А. Петровский, который был довольно известным писателем того времени и активным сторонником декабристов.

Именно он стал прототипом в романе «Война и мир» при создании образа Пьера. Некоторые сказки дядя специально сочинял для своего племянника, например, дошедшая до наших дней сказка «Черная курица».

Под влиянием дяди Алексей начал интересоваться и заниматься литературой.

А. К. Толстой по праву рождения являлся частью аристократической среды, но в детстве произошло событие, которое еще более поставило мальчика в особое положение.

В возрасте 10 лет Алексей попал в число приглашенных для игр с будущим наследником России императором Александром II, с которым у него возникли в дальнейшем дружеские, тесные отношения. В более взрослом возрасте преимущества положения в качестве друга царя использовались А. К.

Толстым, но не в личных целях. Так, Толстой делал все возможное для освобождения Тараса Шевченко из ссылки, высказывался в защиту Чернышева.

В 1834 году А. К. Толстой становится студентом в московском архиве Министерства Внутренних дел. В 1835 году Толстой с успехом сдает экзамен в университете и получает заслуженный чин.

Дальнейшие годы его жизни с 1837 по 1840 связаны с дипломатической миссией России в Германии. В этот период жизни А. К. Толстой вел бурную жизнь известного светского человека, в которой присутствовали шутки и розыгрыши на грани дозволенного. Все проказы А. К.

Толстого с легкостью сходили ему с рук лишь благодаря покровительству Александра II.

Значительное время А. К. Толстой посвящает в эти годы литературному творчеству. В 1841 году под литературной маской Краснорогский выходит его первая публикация фантастической повести «Упырь». В 1854 А. К.

Толстой берет себе новый псевдоним и его стихи появляются в «Современнике» под авторством Козьмы Пруткова. Этот псевдоним был придуман в годы молодости А. К.

Толстого совместно с его братьями как образ не очень умного и самовлюбленного бюрократа.

Личная жизнь молодого Толстого складывалась непросто. В 1850 году он влюбляется в жену полковника, руководившего конной гвардией.

Развитию отношений сильно препятствовал муж, который длительное время не давал согласия на развод. Категорически против брака была и мать Толстого, которая с неприязнью относилась к невесте сына.

Долгое время молодые не могли официально оформить брак, который был заключен только в 1863 году.

С 1860 по 1870 годы А. К. Толстой много времени проводил за границей. В эти годы активно печатаются его литературные работы в известнейших журналах того времени, таких как «Русский вестник», «Современник», «Вестник Европы». В 1861 году выходит в свет его поэма «Дон Жуан».

Дальнейшие годы связаны с работой над текстами исторической трилогии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В эти годы А. К. Толстой работает над переводами трудов Гейне, Гете, Байрона. В 1867 году выходит собрание стихотворений А. К.

Толстого, которое стало последней публикацией писателя в годы его жизни.

Последние годы жизни А. К. Толстой провел уединенно в своей усадьбе Красный Рог, мучаясь приступами астмы и сильнейшими головными болями. Эти годы связаны с серьезным ухудшением финансового состояния писателя, что еще более способствовало развитию заболеваний. Для облегчения физических страданий А. К. Толстой вынужден был принимать морфий, передозировка которого стала причиной его смерти.

3, 4, 6, 7 класс для детей

Биография Алексея Толстого о главном

Алексей Константинович Толстой был рожден в конце лета 1817 года. Его родители были дворянского происхождения. Но они разошлись после рождения мальчика. Его дядя был художником. Ребенка воспитывал брат мамы, он был писателем и сочинил сказку для мальчика. Алеша получил хорошее образование на дому. Дядя мотивировал мальчика придумывать рассказы. Так что ребенок с детства был творческим.

Ребенок с детства путешествовал. Свои воспоминания и впечатления мальчик записывал в дневники. В будущем, опираясь на них, Алексей написал некоторые из своих рассказов.

Молодой человек служил при дворе царя. Некоторые из его рассказов были написаны на французском языке. Современники писателя признавали молодого человека одарённым. Вскоре писатель решил, что службу нельзя совмещать с литературным искусством, он написал об этом царю и ушел в отставку.

У Алексея был роман с женщиной, состоявшей в браке с полковником. Женились молодые люди только через двенадцать лет после того, как начали встречаться. Мать писателя не одобряла эту связь. Молодожены переехали из столицы в усадьбу. У пары не было детей.

Писатель много путешествовал. Он побывал в разных странах Европы. Его произведения печатали в нескольких газетах.

Алексей написал много баллад. Ему нравилось творить в жанре сатиры. Многие из них были на политическую тему. Среди произведений писателя есть также исторический роман. Лирика, написанная автором, является проникновенной и не оставит равнодушным никого.

Постановкой одной из драм писателя был открыт театр в столице России.

Алексей не смог соединять творчество и ведение хозяйства. В итоге он разорился.

У Алексея были частые головные боли. Талантливый писатель скончался осенью 1875 года, в день смерти у него сильно болела голова, и он использовал слишком много морфия. На тот момент Алексею был 58 лет. В усадьбе писателя теперь открыли музей.

3, 4, 6, 7 класс

Интересные факты и даты из жизни

← Алигьери Данте↑ БиографииБратья Гримм →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/tolstoj-aleksej-konstantinovich

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Коровин В. Л.

Он родился в С.-Петербурге 24 августа (5 сентября) 1817 г. от непродолжительного брака представителей двух знатных фамилий – Толстых и Разумовских.

Отец, граф Константин Петрович Толстой, брат известного художника Федора Толстого, передал ему графский титул (Лев Толстой по этой линии доводился поэту троюродным братом), а мать, Анна Алексеевна Перовская, и ее родственники –значительное состояние (она была побочной дочерью графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского гетмана, а фамилию получила от его подмосковной деревни Перово).

Практически сразу после рождения сына родители разошлись. Мать увезла шестинедельного младенца в Малороссию к своему брату Алексею Алексеевичу Перовскому (1787–1836), знаменитому впоследствии литератору (он прославился как автор фантастических повестей под псевдонимом Антоний Погорельский).

В его имении Погорельцы Черниговской губернии прошли первые детские годы будущего поэта. Дядя, заменивший ребенку отца, много и усердно занимался его воспитанием, всячески поощряя его художественные наклонности, и, между прочим, специально для него сочинил известную сказку “Черная курица, или Подземные жители” (1829).

Сказка была с моралью и говорила о скромности, приличествующей одаренному мальчику.

В 1826 г. Толстой был представлен ко двору и выбран товарищем для игр наследника престола, будущего императора Александра II. Летом 1827 г. десятилетний Толстой с дядей и матерью побывал в Германии, посетив, в частности, Веймар, и играл на коленях у самого Гёте.

В С.-Петербурге, где они обосновались по возвращении из-за границы, он также оказался в окружении литераторов, друзей Перовского (в его доме юному Толстому часто приходилось видеть А.С.Пушкина, А.А.Дельвига, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, И.А.Крылова и др.).

1831 г. – опять же с дядей и матерью – Толстой путешествовал по Италии, посетив Венецию, Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь.

“…В каждом из этих городов, – вспоминал он позднее, – росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Poccию я впал в настоящую “тоску по родине”, в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай”. Это путешествие описано в дневнике Толстого за 1831 г. – первом его сохранившемся литературном опыте, опубл. в 1905 г.; его провожатыми и собеседниками в Италии были С.А.Соболевский, приятель Пушкина, С.П.Шевырев, состоявший учителем при детях княгини З.А.Волконской, и живописец К.П.Брюллов, который позднее, в 1836 г., напишет портрет Толстого – с ружьем и собакой.

В 1834 г. Толстой был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел, а в 1835 г. в Московском университете выдержал экзамен на чин (сдал экзамены “из предметов, составляющих курс словесного факультета, для получения ученого аттестата на право чиновников первого разряда”).

Попытка сразу выйти в отставку, чтобы заняться исключительно искусством, встретила противодействие Перовского, и, чтобы не огорчать любимого дядюшку, Толстой смирился и продолжал числиться в архиве. В июле 1836 г.

бездетный Перовский скончался на руках племянника, оставив ему огромное состояние – более трех тысяч душ в Черниговской губернии (управление имениями взяла на себя мать, так что забот у наследника не прибавилось).

В начале 1837 г.

Толстой был сверх штата приписан к русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но почти сразу выхлопотал себе отпуск и два года провел в путешествиях по Германии, Италии и Франции (и, между прочим, неоднократно встречался с Гоголем, занятым тогда сочинением “Мертвых душ”). К этому времени относятся две написанные по-французски фантастические повести: “La famille du vurdalak” (“Семья вурдалака”, опубл. 1884) и “Le rendez-vous dans trois cent ans” (“Встреча через триста лет”, опубл. 1912).

В 1840 г., по возвращении в С.-Петербург, Толстой был произведен в коллежские секретари и перемещен “младшим чиновником” во II отделение императорской канцелярии, занимавшееся составлением различных законов и указов, а в 1843 г. стал еще камер-юнкером, т.е.

у него появились и придворные обязанности.

Служба его мало занимала, однако, благодаря влиятельным родственникам, он быстро рос в чинах (титулярный советник, 1842; коллежский асессор, 1845; надворный советник, 1846; коллежский советник, 1852) и придворных званиях (церемониймейстер, 1851).

В 1840-е гг. Толстой вел жизнь светского человека. Литературные его занятия не были систематическими и носили подчеркнуто дилетантский характер. Стихов он тогда совсем не печатал, хотя сочинялись они во множестве, только одно стихотворение – “Бор сосновый в стране одинокой стоит…” – появилось без подписи в 1843 г.

Причиной тому была, вероятно, не только скромность автора, но и равнодушие публики к поэзии в те годы, а опубликованные им за десятилетие прозаические сочинения можно пересчитать по пальцам. Самое значительное – фантастическая повесть “Упырь” (1841), появившаяся за подписью “Красногорский” и заслужившая одобрение В.Г.

Белинского (это был литературный дебют Толстого). Результатом поездки в 1841 г. в Оренбургскую губернию (там губернатором был другой его дядя, В.А.Перовский) стали небольшие охотничьи очерки “Два дня в Киргизской степи” (1842) и “Волчий приемыш” (1843).

Данью манере модных писателей “натуральной школы”, увлекавшихся воссозданием “типов” российской общественной жизни, стал очерк “Артемий Филиппович Бервенковский” (1845) – о чудаковатом помещике-изобретателе.

Наиболее оригинальна повесть из времен римских христианских мучеников “Амена” (1846), появившаяся с подзаголовком “Отрывок из романа “Стебловский”” (о самом романе нет никаких сведений).

В столичном обществе Толстой имел репутацию шутника и проказника, разделяя ее со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми – Александром, Алексеем и Владимиром. В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым Толстой сочинил пародийный водевиль “Фантазия”, со скандалом провалившийся на сцене Александринского театра в январе 1851 г.

Император Николай I расценил водевиль как глупую шутку, да и в журналах его единодушно бранили. Один Аполлон Григорьев со свойственной ему чуткостью понял намерение авторов, скрывшихся за инициалами Y и Z: “Здесь только доведено до нелепости и представлено в общей картине то, что по частям найдется в каждом из имеющих успех водевилей. Пародия гг.

Y и Z не могла иметь успеха потому, что не пришел еще час падения пародируемых ими произведений”.

Позднее “Фантазия” вошла в число сочинений Козьмы Пруткова. Пародийная “маска” этого глубокомысленного литератора и чиновника Пробирной палатки сложилась как раз в 1851 г. совместными усилиями Толстого и Алексея и Владимира Жемчужниковых.

“Досуги” Козьмы Пруткова впервые появились в журнале “Современник” в 1854 г., а его “Полное собрание сочинений” было составлено Владимиром Жемчужниковым уже в 1884 г.

В сочинениях Козьмы Пруткова Толстому принадлежат около десятка стихотворений и множество афоризмов, впрочем, будущей славы коллективного детища он не предвидел и всерьез к этой шуточной продукции не относился.

Из позднейших юмористических сочинений Толстого, появившихся под собственным его именем, наиболее значительны “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева” (1868; опубл. 1883) и “Сон Попова” (1873; опубл. 1878).

Читайте также:  Н.а. некрасов "в дороге": анализ стихотворения

Зимой 1850/1851 гг. у Толстого завязался роман с Софьей Андреевной Миллер, женой конногвардейского полковника. Вскоре она ушла от мужа, и с этого момента с нею связана вся последующая жизнь поэта.

Благодаря его положению при дворе и дружбе с наследником престола, сомнительная связь с замужней женщиной не имела для него неприятных последствий, однако муж Софьи Андреевны долго не давал ей развода, и брак ее с Толстым был заключен только в 1863 г. Вся его любовная лирика, начиная с 1851 г.

, адресована исключительно ей (в т.ч. посвященный их первой встрече романс “Средь шумного бала, случайно…”, 1851, опубл. 1856).

Во время Крымской войны Толстой добровольцем вступил в армию. Летом 1854 г. он сформировал отряд для отражения предполагаемой высадки английского десанта на балтийском побережье. В марте 1855 г. был зачислен в стрелковый полк ротным командиром в звании майора. После военной подготовки в декабре 1855 г.

присоединился к полку под Одессой, но принять участие в боевых действиях не успел, поскольку вскоре заболел тифом. Оправился от болезни он только летом 1856 г., когда война закончилась. Тем же летом с Софьей Андреевной совершил путешествие по Крыму, в результате которого явился поэтический цикл “Крымские очерки” (опубл.

1856–1859).

В августе 1856 г. состоялась коронация Александра II, и Толстой был назначен флигель-адьютантом. Вскоре, из-за нежелания оставаться на военной службе, он стал егермейстером (начальником егерей царской охоты).

Новый император неоднократно пытался возвысить друга детства и привлечь к государственной деятельности (в частности, осенью 1856 г. Толстого назначили делопроизводителем в “Секретный комитет о раскольниках”), но амбиции политика, а тем более чиновника у поэта решительно отсутствовали.

К тому же он переживал творческий подъем и уже вполне осознал свое призвание.

В 1850-е гг. написано подавляющее большинство лирических стихотворений Толстого. В 1854–1856 гг. они регулярно печатались на страницах некрасовского “Современника”.

Прежде как поэт никому неизвестный, Толстой получил признание в литературных кругах, в особенности среди славянофилов: уже в первых его опубликованных стихотворениях – “Колокольчики мои…”, “Ты знаешь край, где все обильем дышит…”, “Ой, стоги, стоги…” – прочитывалась тема единства славянского мира. А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, И.С.

Аксаков находили в его стихах русский “склад ума” и “формы русские” (в особенности им нравились стилизации народных песен, такие, например, как “Ходит Спесь, надуваючись…”, 1856).

Разошедшись с Н.А.Некрасовым и его “Современником”, принимавшим все более радикальное направление, Толстой с 1857 г. новые стихотворения стал отдавать в “Русскую беседу”, издаваемую И.С.Аксаковым. Здесь появились его первые поэмы: “Грешница” (1858) и “Иоанн Дамаскин” (1859).

В последней присутствовали автобиографические мотивы. Толстой неоднократно просил уволить его от службы, но встречал сопротивление людей, искренне его любящих и желающих ему добра, в т.ч. самого императора.

Так и в его поэме Иоанн Дамаскин, “любимый калифом”, окруженный “почетом и лаской”, просит отпустить его “на волю”:

О государь, внемли! мой сан,

Величье, пышность, власть и сила,

Все мне несносно, все постыло.

Иным призваньем я влеком,

Я не могу народом править:

Простым рожден я быть певцом,

Глаголом вольным Бога славить!

В толпе вельмож всегда один,

Мученья полон я и скуки;

Среди пиров, в главе дружин

Иные слышаться мне звуки;

Неодолимый их призыв

К себе влечет меня все боле –

О, отпусти меня, калиф,

Дозволь дышать и петь на воле!

В том же 1859 г. Толстой все-таки добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. – полной отставки.

С этого момента, за исключением заграничных поездок (Франция и Англия, лето 1860; Германия, осень 1862 – весна 1863; Италия, декабрь 1863; Германия, лето 1864 и январь 1868), он почти все время проводит в двух своих имениях – Пустынька под С.-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии.

В оживленных литературных и общественных дискуссиях 1860-х гг. он практически не участвует, если не считать нескольких сатирических стихотворений с ядовитыми выпадами против “нигилистов”: “Поток-богатырь”, “Порой веселой мая…”, оба 1871, и др.

Большая часть тогдашней публики считала Толстого сторонником “искусства для искусства”, что было не вполне основательно. Просто он был убежден, что “назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному”.

В ситуации острого конфликта между славянофилами и западниками, либералами и революционерами, “отцами” и “детьми”, среди смертельно враждующих между собою журнальных “партий” Толстой пытался сохранить независимость и великодушие к противнику. Свою позицию он ясно – и не без вызова – обозначил в стихотворении “Двух станов не боец, но только гость случайный…” (1858, опубл. 1867):

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами –

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

Однако Толстой не был равнодушным созерцателем общественной смуты и своих не самых “передовых” – по меркам 1860-х гг. – взглядов не скрывал. Его повышенный интерес к русской истории, в особенности к эпохе Иоанна Грозного и Бориса Годунова, диктовался желанием осмыслить не только прошлое, но и настоящее России и угадать ее будущее.

Несмотря на свою независимость (а может, и благодаря ей), Толстой имел возможность печататься в разных журналах, и литературная его судьба складывалась в целом благополучно. В 1862 г. журнале М.Н.

Каткова “Русский вестник”, пользующемся репутацией крайне консервативного издания, появились драматическая поэма “Дон Жуан” и исторический роман “Князь Серебряный”, задуманный еще в конце 1840-х гг. В 1867 г. вышел первый (и единственный при жизни) сборник стихотворений Толстого.

Но настоящую славу ему принесли исторические трагедии – главный и, казалось, не очень своевременный его труд в 1860-х годах. В “Отечественных записках” была напечатана “Смерть Иоанна Грозного” (1866), в “Вестнике Европы” – “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870).

Почти сразу они были поставлены на сцене (за исключением “Царя Федора Иоанновича”, которому зато потом будет суждена блестящая сценическая судьба) и получили европейское признание (на премьере “Смерти Иоанна Грозного” в Веймаре в 1868 г. Толстой присутствовал лично; перевод на немецкий был осуществлен Каролиной Павловой при участии автора).

По завершении “драматической трилогии” Толстой обратился к лиро-эпическим жанрам. В 1869–1875 гг. написана большая часть его баллад и поэмы “Дракон” (1874) и “Портрет” (1875).

Последним его произведением стала историческая драма “Посадник”, действие которой происходит в Великом Новгороде в XIII в. Работа над ней началась сразу по окончании драматической трилогии в 1870 г., но завершить ее поэт не успел (были закончены три действия из четырех; последнее известно в пересказе Д.Н.Цертелева).

28 сентября (10 октября) 1875 г. Толстой скончался на 48-м году жизни в Красном Роге от передозировки морфия, который употреблял для облегчения страданий от астмы, грудной жабы и невралгии с тяжелыми головными болями. Похоронен он там же, вместе с ненадолго пережившей его Софьей Андреевной, в склепе у Успенской церкви.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=53901

Толстой Алексей Константинович

Рейтинг:   / 1
ПодробностиПросмотров: 3638

  Толстой Алексей Константинович, граф (1817 – 1875), поэт, прозаик, драматург. Родился 24 августа (5 сентября н.с.) в Петербурге в знатной дворянской семье.

Родители разошлись сразу после рождения сына, воспитывался матерью и ее братом – писателем А.Перовским (псевдоним А.Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже дяди на Северной Украине.

Получил хорошее домашнее образование.

     В 17 лет был зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 получил звание камер-юнкера.

     Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая опубликованная под псевдонимом “Краснорогский” в 1841 повесть “Упырь” была замечена В.Белинским.

     В 1840-е годы начал работать над историческим романом “Князь Серебряный”, оконченным в 1861. В этот же период написал рад баллад и лирических стихотворений, получивших широкую известность и впоследствии положенных на музыку русскими композиторами (“Колокольчики мои, “Ты знаешь край, где все обильем дышит”, “Курган”, “Средь шумного бала…” и др.).

     В 1854 вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.

     Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер – заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступаться за близких ему людей (хлопотал о возвращении из ссылки Т.Шевченко, об И.Аксакове, И.Тургеневе).

     В 1861 добился отставки (“Служба и искусство несовместимы…”, – написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литературе.

     В 1862 опубликовал драматическую поэму “Дон Жуан”; в 1866 – 70 – историческую трилогию, включавшую трагедии “Смерть Иоанна Грозного”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”.

     В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).

     Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А.Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

     Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

     ТОЛСТОЙ Алексей Константинович(24.08.1817-28.09.1875), русский прозаик, поэт, драматург. Детство провел в Черниговской губ. в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевд. Антона Погорельского), поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы.

     В 1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.

     Впервые в печати Толстой выступил с фантастической повестью “Упырь”. В 1840-е Толстой писал много, но напечатал лишь одно стихотворение, все же написанное в это время появилось в печати значительно позже.

     В 1850-е Толстой вместе с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает образ Козьмы Пруткова, от имени которого они выступают с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя.

Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губ., изредка наезжая в столицы. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений.

В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.

     Последние годы жизни Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Умер он в имении Красный Рог в Черниговской губ.

     Творчество Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний, в сатирическом обличении крепостничества.

     24 августа (5 сентября) 1817 – А. К. Толстой родился в Петербурге в семье графа К. П. Толстого. После развода родителей вместе с матерью и дядей жил в их родовом имении в Черниговской губ.

     1827 –  совершил путешествие за границу, посещение Гете.

     1834 –  служба в Московском архиве Министерства иностранных дел. Знакомство с Гоголем (у Жуковского).

     1837 –  служба в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне.

     1840 – служба в отделении Его Императорского Величества канцелярии, которое занималось вопросами законодательства. 1843 – придворное звание камер-юнкера.

     1841- издание фантастической повести “Упырь” под псевдонимом “Краснорогский”. Повесть заслужила благожелательный отзыв Белинского.

     Начало 50-х гг. –  возникновение Козьмы Пруткова – созданной Толстым и его двоюродными братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми сатирической маски тупого и самовлюбленного бюрократа Николаевской эпохи.

Читайте также:  Дальневосточный морской заповедник объекты охраны: животные и растения

     1851- постановка комедии А. К. Толстого и Алексея Жемчужникова “Фантазия”, впоследствии включенной в собрание сочинений Пруткова.

     Зима 1850-51 – знакомство А. К. Толстого с Софьей Андреевной Миллер (брак – 1863 год, после официального развода Софьи Андреевны с мужем).

     Начало 50-х –  сближение с Тургеневым, Некрасовым, Анненковым, Панаевым, Писемским и др.

     Конец 50-х –  написано около 2/3 всех лирических стихотворений, работа над драматической поэмой “Дон Жуан” и “Князем Серебряным”.

     1857 –  отход от “Современника”, сближение со славянофилами, дружба с И. С. Аксаковым. (Впоследствии отрекся от славянофилов и неоднократно высмеивал их претензии на представительство подлинных интересов русского народа.)

     1861 –  отставка.

     1863-69 –  написание драматической трилогии (“Смерть Иоанна Грозного”, “Царь Федор Иоаннович”, “Царь Борис”).

     1867 –  выход сборника стихов, подводившего итог более чем 20-летней творческой работы.

     1875 27 сентября – А. К. Толстой умер в своем имении.

     Талантливым литератором был Алексей Константинович Толстой, сын графа Константина Петровича Толстого и Анны Алексеевны Перовской, воспитанницы Алексея Разумовского.

Алексею Константиновичу не суждено было воспитываться в полной и счастливой семье, так как родители разошлись, и маленькому мальчику, которому в ту пору не исполнилось еще и месяца от роду, вместе с матерью пришлось покинуть имение отца.

Воспитывался он в доме своего дяди, Алексея Алексеевича Перовского, который в то время проживал на Украине. Там прошли детские годы Толстого, и лишь спустя восемь лет он вернулся вместе с матерью и дядей в Петербург.

Здесь он вскоре сблизился с юным цесаревичем Александром. Они были ровесниками, и дружба, завязавшаяся между ними в раннем возрасте, с годами окрепла и сохранилась на всю жизнь.

     В Петербурге Алексей Толстой провел год. Затем вместе с матерью он отправился за границу. Они посетили Германию и Италию, и эта поездка произвела очень сильное впечатление на девятилетнего Алексея. В Германии он встретился с великим поэтом Гёте, в ту пору уже человеком преклонных лет.

Маленькому Толстому довелось посидеть у него на коленях, и этот эпизод надолго остался в памяти будущего писателя. Яркие, волнующие впечатления вызвала у Толстого Италия. Алексей вместе с матерью и дядей посетил много городов — Милан, Флоренцию, Неаполь и Рим.

Впоследствии Алексей Константинович вспоминал, что « в каждом из этих городов росли во мне мой энтузиазм и любовь к искусству». Вернувшись на родину. Толстой продолжил образование при московском главном архиве Министерства иностранных дел.

Вскоре после этого Алексей Константинович поступит на государственную службу: он был причислен к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Затем Толстой некоторое время служил в одном из отделений Императорской канцелярии.

     Когда началась Крымская война, Алексей Константинович, как истинный патриот, хотел вступить в ряды ополчения. Однако сделать это ему не удалось — помешала болезнь. Жестокий тиф едва не унес его жизнь.

     Когда на престол вступил Александр II, Алексей Константинович получил звание егермейстера. Однако этот чин Толстого оказался формальным.

Свою роль здесь сыграли и проблемы со здоровьем, которые с середины 1860-х годов не позволяли ему постоянно жить на родине. Много времени Алексей Константинович провел в Италии и Франции.

А приезжая в Россию, он редко бывал в Петербурге, предпочитая городскому шуму и суете уединенную жизнь в глубинке.

     Здесь, в своих имениях, он имел лучшие возможности для творчества. К тому же вдали от Петербурга Толстому, видевшему смысл своей жизни только в литературе, не приходилось тратить время на споры с людьми, которые исключительно из добрых побуждений уговаривали его сделать придворную карьеру.

     Литературой Толстой начал заниматься уже в раннем возрасте. Первую свою книгу он выпустил в 1841 году под псевдонимом Краснорогский. Это был рассказ «Упырь», написанный в фантастическом жанре. Впоследствии Белинский высоко оценил это произведение, которому сам Толстой не придавал большого значения и даже не хотел включать его в собрание своих сочинений.

     После длительного перерыва, в 1854 году, в журнале «Современник» были опубликованы его стихотворения, которые сразу обратили на себя внимание публики. Толстой продолжил заниматься поэзией и написал цикл юмористических стихотворений под псевдонимом Козьма Прутков.

Этот псевдоним объединял целый ряд писателей, однако перу Толстого принадлежит немалое количество стихотворений. Юмор Алексея Константиновича отличался необыкновенной тонкостью; в то же время он был весьма добродушным, беззлобным. Все эти произведения написаны Толстым в пору его сотрудничества с редакцией «Современника».

В определенный (впрочем, недолгий) период своей жизни Алексей Константинович был близок с издателями журнала.

     К числу его поэтических произведений, написанных в ироническом стиле, относятся также «Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» и «Сон Попова». «Очерк русской истории…

» представляет собой достаточно интересный образец творчества Толстого, причем как в литературном, так и в историческом плане: в нем с большой долей юмора описываются многие события российской жизни и некоторые исторические личности.

     В дальнейшем писатель сотрудничал с журналом «Русский вестник», редактором которого был Катковский. Здесь была опубликована его драматическая поэма «Дон Жуан» и известный исторический роман «Князь Серебряный», а также стихотворения, написанные в архаическо-сатирическом жанре.

Затем он начал писать первую часть драматической трилогии — «Смерть Иоанна Грозного». Это произведение шло на театральной сцене и пользовалось необычайным успехом.

Кроме многочисленных чисто литературных достоинств оно ценно еще и тем, что в свое время явилось первой попыткой вывести реальный образ царя, царя-человека, живую личность, а не возвышенный портрет одного из великих мира сего.

     Впоследствии Толстой активно сотрудничал с «Вестником Европы». Здесь были опубликованы стихотворения, былины, автобиографическая повесть, а также две заключительные части драматической трилогии — «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис».

Характерной особенностью этоих произведений является глубокий психологизм главных героев, строгая последовательность изложения материала, прекрасный стиль.

Впрочем, эти достоинства присущи большинству литературных произведений Алексея Константиновича, которые получили признание во многих странах и стали образцами мировой классической литературы.

     По отзывам современников, Алексей Константинович был человеком благородной и чистой души, начисто лишенным каких бы то ни было тщеславных устремлений. Предназначением своей жизни он считал искусство.

Устами одного из своих литературных персонажей он прямо говорил об этом: «Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить…». Эти слова Иоанна Дамаскина, главного героя одного из произведений Толстого, выразили суть авторского мировоззрения.

Алексей Константинович скончался в 1875 году в одном из своих черниговских имений, оставив о себе добрую память.

     Сурмина И.О., Усова Ю.В. Самые знаменитые династии России. Москва, “Вече”, 2001

     Средь шумного бала, случайно,

      В тревоге мирской суеты,

      Тебя я увидел, но тайна

      Твои покрывала черты.

     Лишь очи печально глядели,

      А голос так дивно звучал,

      Как звон отдаленной свирели,

      Как моря играющий вал.

     Мне стан твой понравился тонкий

      И весь твой задумчивый вид,

      А смех твой, и грустный и звонкий

      С тех пор в моем сердце звучит.

     В часы одинокие ночи

      Люблю я, усталый, прилечь –

      Я вижу печальные очи,

      Я слышу веселую речь;

     И грустно я так засыпаю.

      И в грезах неведомых сплю..

      Люблю ли тебя – я не знаю

      Но кажется мне, что люблю!

      1851

     Ты помнишь ли, Мария,

      Один старинный дом

      И липы вековые

      Над дремлющим прудом?

     Безмолвные аллеи,

      Заглохший, старый сад,

      В высокой галерее

      Портретов длинный ряд?

     Ты помнишь ли, Мария,

      Вечерний небосклон,

      Равнины полевые,

      Села далекий звон?

     За садом берег чистый,

      Спокойный бег реки

      На ниве золотистой

      Степные васильки?

     И рощу, где впервые

      Бродили мы одни?

      Ты помнишь ли,

      Мария, Утраченные дни?

     Ты не спрашивай, не распытывай,

      Умом-разумом не раскидывай:

      Как люблю тебя, почему люблю,

      И за что люблю? и надолго ли?

      Ты не спрашивай, не распытывай:

      Что сестра ль ты мне? Молода ль жена

      Или детище ты мне малое?

     И не знаю я и не ведаю,

      Как назвать тебя, как прикликати.

      Много цветиков во чистом поле,

      Много звезд горит по поднебесью,

      А назвать-то их нет умения,

      Распознать-то их нету силушки.

      Полюбив тебя, я не спрашивал,

      Не разгадывал, не распытывал;

      Полюбив тебя, я махнул рукой,

      Очертил свою буйну голову!

      1851

     Не ветер, вея с высоты,

      Листов коснулся ночью лунной;

      Моей души коснулась ты —

      Она тревожна, как листы,

      Она, как гусли, многострунна,

      Житейский вихрь ее терзал

      И сокрушительным набегом,

      Свистя и воя, струны рвал

      И заносил холодным снегом.

      Твоя же речь ласкает слух,

      Твое легко прикосновенье,

      Как от цветов летящий пух,

      Как майской ночи дуновенье…

      7851 или 1852(?)

     Ходит Спесь, надуваючись,

      С боку на бок переваливаясь.

      Ростом-то Спесь аршин с четвертью,

      Шапка-то на нем во целу сажень,

      Пузо-то его всё в жемчуге,

      Сзади-то у него раззолочено.

      А и зашел бы Спесь к отцу к матери,

      Да ворота не крашены!

      А и помолился б Спесь во церкви божией,

      Да пол не метён!

      Идет Спесь, видит: на небе радуга;

      Повернулся Спесь во другую сторону:

      Не пригоже-де мне нагибатися!

      1856

     Край ты мой, родимый край!

           Конский бег на воле!

      В небе крик орлиных стай!

           Волчий голос в поле!

      Гой ты, родина моя!

           Гой ты, бор дремучий!

      Свист полночный соловья!

           Ветер, степь да тучи!

      1856

     Не верь мне, друг, когда, в избытке горя,

      Я говорю, что разлюбил тебя,

      В отлива час не верь измене моря,

      Оно к земле воротится, любя.

     Уж я тоскую, прежней страсти полный,

      Мою свободу вновь тебе отдам,

      И уж бегут с обратным шумом волны

      Издалека к любимым берегам!

      1856

     В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба

      Грянула; с треском кругом от нее разлетелись осколки;

      Он же вздрогнул, и к народу могучие медные звуки

      Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая.

      1855

     Звонче жаворонка пенье,

      Ярче вешние цветы,

      Сердце полно вдохновенья.

      Небо полно красоты.

     Разорвав тоски оковы,

      Цепи пошлые разбив,

      Набегает жизни новой

      Торжествующий прилив;

     И звучит свежо и юно

      Новых сил могучий строй,

      Как натянутые струны

      Между небом и землей.

      1858

Источник: http://palkins.ru/features/pisateli/biografii/628-tolstoj-aleksej-konstantinovich

Алексей Константинович Толстой. Подробная биография

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября н.с.) 1817 года в Петербурге. Граф, русский прозаик, поэт, драматург.

С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед – последний украинский гетман Кирилл Разумовский; дед – министр народного просвещения при Александре I – А.К. Разумовский). Отец – граф К.П. Толсто, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата – писателя А.А. Перовского, поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого.

В 1834 году поступил в Московский архив министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 году получил звание камер-юнкера.

В конце 30-х – начале 40-х годов Толстой написал фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы – «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (на франц. яз.). Первая публикация – повесть «Упырь» (., под псевд. Краснорогский) – сочувственно встречена В.Г. Белинским.

Читайте также:  Рассказы о природе к. г. паустовского

В 40-е годы А.

Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напечатанных позднее (в 50-60-е годы); многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и другие).

В начале 50-х годов А. Толстой сблизился И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 года печатает в «Современнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А.М. и В.М.

Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип николаевского бюрократа, претендующего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 года от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х гг. – главным образом в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т.н. «чистого искусства», независимого от политических идей. В 1861 году А.

Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях.

Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870).

В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Алексея Толстого.

В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868; «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869; «Роман Галицкий», 1870; «Илья Муромец», 1871 и др.

), стихотворения политической сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882 и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.

Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 года скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

Творчество Алексея Толстого проникнуто мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края – эти особенности Толстого как человека и как мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров.

Политические идеалы А. Толстого были своеобразны. Сам он считал, что стоит вне враждующих лагерей современного русского общества.

Он ненавидел политический гнет, презирал носителей ретроградных взглядов и беспринципных политиков-бюрократов, но не доверял и людям революционных убеждений, находил их деятельность вредной для общества.

Обращаясь к истории и размышляя о судьбах страны, толстой отрицал прогрессивность развития русской монархической государственности, объединения Руси вокруг Московского княжества.

Бюрократизация государственного аппарата, неограниченность единодержавия царей представлялась Толстому результатом воздействия татарского ига на политический строй Руси. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород.

Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя рыцарственной аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, – таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией.

Биография

Произведения

  • Во дни минувшие бывало
  • Против течения
  • Средь шумного бала

Критика

Ключевые слова: Алексей Константинович Толстой, биография А.К. Толстого, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 19 века, русские писатели 19 века, жизнь и творчество А.К. Толстого

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20151219-biografiya-alekseya-konstantinovicha-tolstogo

Толстой Алексей Константинович

Граф, русский поэт, писатель и драматург.

Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Родители развелись вскоре после его рождения, Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский».

Раннее детство А. К. Толстой провел в имении дяди в Черниговской губернии, получил хорошее домашнее образование. С 10-летнего возраста он выезжал за границу, в 1831 году совершил путешествие по Италии. А. К. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего императора Александра II.

В 1834 году А. К. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. В 1836 году он сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете.

В 1837-1840 годах граф служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. С 1840 года он находился на придворной службе в Санкт-Петербурге.

В 1843 году граф получил чин камер-юнкера, был флигель-адъютантом Александра II, затем егермейстером.

В 1840-х годах начал раскрываться литературный талант А. К. Толстого. Его первая публикация – фантастическая повесть «Упырь» (1841), напечатанная под псевдонимом «Краснорогский» – была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 года А. К.

Толстой печатал в «Современнике» стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми).

В конце 1850-х годов граф сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».

В 1850-1860-х годах А. К. Толстой получил известность как лирик и автора баллад. Многие его лирические стихотворения, опубликованные в это время, приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит» «Где гнутся над омутом лозы» и др.).

В 1861 году А. К.

Толстой вышел в отставку с придворной службы и сосредоточился на литературных занятиях.

Им были опубликованы драматическая поэма «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческая трилогия – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870).

Он жил преимущественно в своей усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в имении Красный Рог в Мглинском уезде Черниговской губернии (ныне в Почепском районе Брянской области). В 1860-1870-х годах граф много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия).

В 1867 году вышло свет первое собрание стихотворений А. К. Толстого. В последнее десятилетие жизни граф писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и др.), поэмы, лирические стихи.

Последние годы жизни А. К.

Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Он умер 28 сентября (10 октября) 1875 года в имении Красный Рог вследствие ошибочного введения большой дозы морфия.

Граф был похоронен в фамильном склепе Успенской церкви села Красный Рог.

Творчество А. К. Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний. Лирические стихотворения А. К.

Толстого отличаются простотой и задушевностью. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Более 70 его стихотворений положено на музыку русскими композиторами – Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И.

Танеевым и другими.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/tolstoi-aleksei-konstantinovich

Алексей Толстой биография

Алексей Толстой – русский и советский писатель из знаменитого графского рода Толстых – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб». Также его перу принадлежат научно-фантастические повести и рассказы.

Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г.

– по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой. Правда, во всех биографиях Толстого отмечается, что воспитанием мальчика занимался не родной отец, а отчим – Бостром Алексей Аполлонович, за которого мать Алексея Толстого вышла замуж.

На хуторе Сосновка, который принадлежал отчиму, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель.

В 1897 г. семья Алексея Толстого переехала в Самару. Там юноша поступил в училище, а по его окончанию в 1901 г. уехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Технологическом институте.

В 1907 г., незадолго до защиты диплома, Алексей внезапно принимает решение бросить институт, чтобы заняться литературой. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей, поэтому решение бросить институт далось будущему писателю сравнительно легко.

В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня». В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Уже в Москве, куда в 1912 г.

переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра (в основном, рассказы и очерки) на постоянной основе.

Когда началась Первая Мировая война, Толстой принял решение отправиться на фронт военным корреспондентом. В качестве журналиста во время войны писатель побывал в Англии и Франции.

Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи.

Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения.

А вот Октябрьский большевистский переворот Алексей Николаевич воспринял весьма негативно.

В 1818 году в его прозе появляются исторические мотивы. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение». Даже в краткой биографии Алексея Николаевича Толстого стоит упомянуть, что впоследствии это увлечение временем Петра Великого, все знания, полученные об этой великой эпохе перемен, выльются в замечательный исторический роман «Петр Первый».

Осенью того же 1918 года автор уехал в Одессу, а оттуда отправился в Париж, а затем в Берлин. За годы эмиграции Толстой написал «Детство Никиты» (1920 г.).

В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повесть «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью».

К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина».

Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино (ее рекомендуют для внеклассного чтения ученикам 5 класса, но сказка наверняка подойдет и для начальной школы). Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.

После эмиграции старые друзья отвернулись от Толстого, но в Берлине, в 1922 г. он приобрел нового друга – Максима Горького, с которым познакомился, когда последний приезжал в Германию. Год спустя, в 1923 г. Алексей Николаевич принял решение вернуться на Родину.

Здесь он продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое небо»). Тематически к трилогии примыкает и повесть «Хлеб», написанная в 1937 году, которую считают самым неудачным произведением. В нем он исказил историческую истину, лживо описал личность Сталина и события кровавого и голодного времени.

Из-за этой лицемерной пропаганды не могли не пострадать историческая правда, нравственные традиции и само творчество писателя.

Толстой как гражданин и Толстой как художник – это два разных человека. Конечно же, он видел, как гибнут от сталинских репрессий его знакомые и друзья, но ни разу ни одному не оказал никакой помощи, хотя был близок к Сталину и обласкан властью. Он попросту игнорировал просьбы о помощи.

23 декабря 1945 года писатель умер от злокачественной опухоли легких.

  • Алексей Толстой считал для себя важным коллекционирование марок. Он был заядлым филателистом.
  • Писатель был женат четыре раза, и все четыре раза вступал в брак по большой любви.
  • С изображением Алексея Николаевича Толстого была выпущена серия, дорогих его сердцу, марок.
  • Писателя всю жизнь презирала А.А.Ахматова за то, что он выслуживался перед советской властью.

После прочтения биографии Толстого Алексея Николаевича попробуйте пройти тест:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/t/tolstoj-aleksej-nikolaevich-tolstoy-aleksei-nikolaevich

Ссылка на основную публикацию