А. с. пушкин «19 октября»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения «19 октября» Пушкина

Во время пребывания в ссылках А. Пушкин написал произведения, которые выделяются на фоне его творчества. Условия оторванности от привычного мира диктовали поэту строки, наполненные страданиями и надеждой. К этому пласту творчества относится и «19 октября». В школе его изучают в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «19 октября» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением 19 октября.

История создания – произведение было написано в 1825 г., когда поэт отбывал ссылку в Михайловском, и не смог приехать на встречу лицеистов.

Тема стихотворения – воспоминания о друзьях и лицейской жизни.

Композиция – Стихотворение построено, как монолог-обращение к друзьям. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формально произведение делится на октавы.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит» (о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада».

Эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный».

Сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».

А. С. Пушкин был одним из первых выпускников Царскосельского Лицея, открывшего свои двери 19 октября 1811 года.

На курсе с поэтом учились люди, которые стали выдающимися личностями, например издатель Дельвиг, полярный исследователь Матюшкин, поэт Кюхельбекер, министр иностранных дел Горчаков и другие.

Лицеисты очень сдружились за время учебы,поэтому договорились встречаться каждый год 19 октября.

В 1825 г. Пушкин пребывал в ссылке в имении Михайловском и на ежегодную встречу попасть не смог, с чем и связана история создания анализируемого произведения. Оно было передано друзьям-лицеистам и торжественно зачитано в их кругу.

В стихотворении поэт развивает темы лицейской жизни и дружбы. В центре произведения лирический герой, который полностью сливается с автором, ведь в тексте ярко выражена автобиографическая основа. Начинается стихотворение с осеннего пейзажа, видимо, эта картина ассоциировалась у Пушкина с традиционными посиделками в кругу друзей.

Лирический герой стиха одинок. Он грустит из-за того, что не имеет возможности встретиться с друзьями, одно воображение воспроизводит близкие сердцу образы. Герой знает, что в то время как он пьет в одиночестве, друзья вспоминают о нем на Ниве. Сердце мужчины сжимается, но он беспокоится за товарищей: все ли пришли.

Далее лирический герой начинает вспоминать о самых близких товарищах. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу.

Их имена заменяются красноречивыми метафорами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о Матюшкине).

Чтобы узнать, кто скрывается за метафорическими описаниями недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.

Несколько восьмистиший стихотворения посвящены трем лицейским товарищам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.

В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей».

Напоследок автор с горечью представляет, как в далеком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».

Главная мысль произведения – настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.

Анализируемое произведение построено в традиционной для литературы форме. В нем можно выделить несколько смысловых частей: обращение ко всем друзьям-лицеистам, обращение к самым близким товарищам, хвала лицею и царю, размышления о будущем товарищей-лицеистов. Формальная композиция – разделение на октавы.

Жанр – послание, так в рассказе лирический герой обращается к друзьям. Также в стихотворении есть признаки оды и элегии Стихотворный размер – пятистопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА, есть и мужские, и женские рифмы.

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воссоздания образов друзей Александр Сергеевич использовал средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «роняет лес багряный свой убор», «кудрявый наш певец», «он тихо спит»(о смерти), «чужих небес любовник беспокойный», «лоно дружбы новой», «обитель пустынных вьюг и хлада»;эпитеты – «пленительная привычка», «братская перекличка», «гитара сладкогласная», «дружеский резец», «тропик знойный»;сравнения – «он как душа неразделим и вечен» «для всех чужой, как сирота бездомный».Эмоциональной выразительности строкам предает интонация.

https://www.youtube.com/watch?v=s2y5ZG8U7uI

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/19-oktyabrya.html

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей. Лицеисты первого выпуска, к ко­торому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь пронесли особый «лицейский дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства.

Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты.

В связи со всем этим день открытия Лицея Пуш­кин неизменно отмечал стихотворениями, обращенными к друзьям юности (Пущину, Дельвигу, Кюхельбекеру). Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября.

В те го­ды, когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября».

Жанр — дружеское послание.

Сюжет. Стихотворение открывается описанием осеннего пейзажа и сразу же возникает тема одиночества.

Поэт с тоской вспоминает о своих товарищах, которые в этот день «пируют» «на бре­гах Невы», размышляет о том, «еще кого не досчитались» его лицейские друзья.

В его воспоми­наниях друзья, которых он обрел в Царскосельском лицее, предстают как единственно надежные и верные, а сам Лицей — как «отечество», родной дом:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Затем поэт вспоминает о тех, кто не оставил опального поэта и в ссылке. Так, он пишет о посе­щении его в Михайловском Пущиным:

…Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил.

Оканчивается стихотворение печальными размышлениями о том, что с каждым днем круг дру­зей редеет. Но поэт выражает надежду на то, что в следующем году он будет отмечать этот день вместе со всеми:

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

Центральная тема стихотворения «19 октября» — тема дружбы. Здесь Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотив­шей их в единую семью. Не случайно в одной из строф поэт подчеркивает, что истинных друзей он обрел именно в Лицее, «иные» же «друзья» глубоко разочаровали его:

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой…

С мольбой моей печальной и мятежной,

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

Все послание согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/742-analiz-stihotvoreniya-as-pushkina-19-oktyabrya-ronyaet-les-bagryanyy-svoy-ubor.html

19 октября 1825 А. Пушкин

В 1817 году Александр Пушкин блестяще окончил Царскосельский лицей. Во время прощального бала друзья-лицеисты постановили, что каждый год 19 октября, в день открытия этого учебного заведения, они будут собираться вместе, чтобы вспомнить о своей беспечной юности.

Стоит отметить, что эта традиция на протяжении многих лет соблюдалась неукоснительно. Однако жизнь разбросала вчерашних лицеистов по всему миру.

В 1825 году Пушкин, сосланный за неуважение к царю и вольнодумство в родовое поместье Михайловское, не смог присутствовать на встрече выпускников, однако прислал своим друзьям стихотворное письмо, которое было торжественно зачитано присутствующим. К этому моменту Александр Пушкин уже снискал славу одного из самых талантливых и дерзких поэтов современности.

Тем не менее, это не помешало ему с глубоким уважением относится к друзьям, которые хоть и не стали выдающимися поэтами, но, несомненно, обладали блестящими литературными способностями. Вспоминая тех, с кем на протяжении шести лет пришлось делить все радости и горести, поэт в стихотворении «19 октября 1825» с сожалением отмечает, что многих верных товарищей уже нет в живых.

Другие же по различным причинам не смогли присоединиться к тем, кто в этот день пирует «на берегах Невы». Но этому есть веские оправдания, так как судьба нередко преподносит своим баловням сюрпризы, которые нужно воспринимать если не с благодарностью, то хотя бы с пониманием.

Поэт отмечает, что в этот вечер он пьет один, отдавая дань уважения своим друзьям, которых по-прежнему любит и помнит, и которые платят ему взаимностью.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!», — восклицает автор, утверждая, что никакие повороты судьбы не способны разрушить ту душевную близость, которая возникла когда-то между лицеистами и сохранилась на долгие годы.

При этом Пушкин благодарить своих друзей, которые вопреки здравому смыслу и в ущерб собственной репутации все же пренебрегли общественным мнением и навестили поэта, находящегося в изгнании. «Троих из вас, друзей моей души, я обнял здесь», — пишет поэт.

Именно эти встречи с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом заставили поэта более философски воспринимать удары судьбы и не отказываться от своего призвания. И бесконечные беседы с друзьями натолкнули Пушкина на мысль о том, что «служенье муз не терпит суеты».

Поэтому к своему вынужденному заточению поэт стал относиться с определенной долей иронии и благодарности, так как получил великолепную возможность посвятить все свое время творчеству и переосмыслению жизни. Именно в Михайловском Пушкиным было создано множество великолепных произведений, которые сегодня по праву считаются классикой русской литературы.

Обращаясь к друзьям-лицеистам, поэт предсказывает, что ровно через год он вновь поднимет вместе с ними бокал с вином, чтобы отметить столь памятную дату. Это пророчество действительно сбывается. Равно как фразы о том, что в следующий раз за одним столом соберется гораздо меньше выпускников, становятся вещими.

Буквально через два месяца после написания стихотворения «19 октября 1825» произойдет восстание декабристов, которое круто изменить жизнь многих друзей поэта.

Словно бы предчувствуя это, Пушкин обращается к тем, кому суждено отправиться в ссылку и на каторгу, с напутствием вспомнить «нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой».

По мнению поэта, эта «печальная отрада» позволит тем, кого не будет рядом, мысленно поднять бокалы и провозгласить традиционный тост за непоколебимую мужскую дружбу. И хотя бы один день провести в ладу и гармонии с этим жестоким миром «как ныне я, затворник ваш опальный, его провел без горя и забот».

Источник: http://pishi-stihi.ru/19-oktyabrya-1825-pushkin.html

Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825

Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин.  В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели, и путешественники.

  По окончании лицея  все товарищи дали клятву, что будут собираться каждый год 19 октября.   В связи с тем, что в 1825г. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском, он не смог присутствовать на очередной встречи, как и  еще двое друзей.

Читайте также:  Огород на небоскрёбе. небесные фермы urban skyfarm

  Однако, мысленно поэту все же удалось оказаться на заветном свидании, ведь он написал стихотворение, в котором не только обращается к каждому из товарищей, воспевает  совместно прожитые годы, само учебное заведение, ставшее  стенами, в которых талант Пушкина взрастал, вместе с вольнодумствуем, ставшим отличительной чертой его творчества.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с разнородной рифмовкой. Текст достаточно насыщен однородными членами, которые усложняют предложение, тем самым объясняя  обилие мыслей лирического героя. Жанр стихотворения в некоторой мере определен  адресатами текста, и представляет собой дружеское послание.

 В свойственной манере  поэт делает перекличку между состояниями природы и  собственными чувствами.    В начальных строках мы видим осень, несмотря на то, что это любимое время года поэта, все же она отличается унынием, и поэт находится вдали от друзей,  размышляя о былом с бокалом вина.

Постепенно  лирический герой отказывается от грусти, обещает следующую встречу непременно провести с глазу на глаз, что оказывается определенным пророчеством, как и то, что многие из близкого круга, уже не останутся в живых, так как будут участвовать в восстании декабристов.

 Лирический герой предлагает различные тосты, словно находится рядом с присутствующими. Он искренне благодарит товарищей за их преданность, за то, что они, не боясь осуждений, посетили его в Михайловском. Ведь именно оказавшись в плену обстоятельств, он смог выявить в кругу знакомых истинных друзей.

 Кстати именно его посетители, в некотором смысле, вернули его к поэтической деятельности, разъяснив, что творчество и должно создаваться в уединении, так что его заточение не напрасно.

Являясь бесспорным образцом философской лирики, данное произведение  блестяще раскрывает еще одну многогранную сторону гения Пушкина, возможно, именно это и послужило тому, что многие из строк данного произведения стали крылатыми и известны всему миру.

Анализ стихотворения 19 октября 1825 Пушкина

После того, как великий поэт Александр Сергеевич Пушкин окончил лицей, он со своими друзьями решил, что они будут ежегодно встречаться 19 октября. Эти встречи были необходимы для общения старых друзей, у которых нет возможности встречаться чаще.

И нужно сказать, что каждый год они, несмотря на различные жизненные обстоятельства, придерживались этой договоренности. Но, к сожалению, со временем жизнь и её суматоха поглотила большинство его одноклассников, и они просто физически не могли продолжить соблюдать данную традицию.

Александр Сергеевич в силу жизненной ситуации так же не мог продолжить посещать эти встречи.

Именно в тот момент, когда он впервые не смог посетить данное мероприятие на свет родилось удивительное и прекрасно произведение «19 октября 1825».

Начать анализ данного стихотворения, стоит с отмечания того факта, что произведение это является посланием поэта к свои друзьям и одноклассникам.

В этом произведении поэт вспомнил всех тех, с кем он провел учебные годы. Он с печалью говорит о том, что многих уже нет в живых, а некоторым просто не позволяют обстоятельства. Однако, он призывает всех несмотря ни на что обязательно встретиться в следующем году.

Данное произведение получилось очень насыщенным, красочным, запоминающимся и красивым. Благодаря всем использованным литературным приемам автору удалось создать очень простое, но в тоже время уникальное произведение. В нем очень хорошо прослеживаются дружеские нотки.

Это было сделано не случайно, ведь дружба в жизни поэта всегда играла очень важную роль. Он искренне ценил и уважал эту черту человека. Однако несмотря на это нужно отметить, что в течении жизни большого количества друзей Александр Сергеевич так и не смог заиметь.

А может и не случайно, ведь настоящая дружба бывает не часто, но вот если она появляется, то её нужно беречь и дорожить ей.

В заключении хотелось бы сказать, что читая такие удивительные произведения, хочется верить, что дружба все же существует и порой нужно отложить все дела и встретиться, просто для того, чтобы пообщаться и понять, что ты не один в этом мире. Только не стоит путать настоящую дружбу с простыми отношениями хороших знакомых.

Кратко

  • Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза 3 классСтроки из произведения Федора Тютчева » Весенняя гроза». В данном стихотворении идёт подробное описание такого природного явления, как дождь, а именно первой весенней грозы. Поэт вдохновляется картинами весенней природы.
  • Анализ стихотворения Есенина Гой ты русь моя роднаяЕсенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7 классСтихотворение «Ангел» М. Лермонтова является романтическим произведением. Оно относится к раннему периоду творчества поэта, и было создано в 1831 г. В основу легла колыбельная, которую часто напевала ему мать.
  • Анализ стихотворения Есенина Закружилась листва золотаяВ ранней молодости Есенин ещё не разочаровался в жизни, не ударился в пьянство, поэтому его стихотворения полны оптимизма. Он любит русскую природу, олицетворяет её с живыми людьми.
  • Анализ стихотворения Некрасова Нравственный человек«Живя согласно с строгою моралью, я никому не сделал в жизни зла». Вот так человек хвастается тем, чего достичь невозможно. Никак невозможно. Это главный герой стихотворения Некрасова, нравственный человек.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/19-oktyabrya-1825

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

19 октября 1811 года впервые распахнул свои двери Царскосельский Лицей. Александр Пушкин был в числе первых его выпускников. Этот курс всего из 29 человек оказался богат на личности, оставившие след в истории России.

Вместе с Пушкиным здесь учились поэт Кюхельбекер, издатель Дельвиг, министр иностранных дел и вице-канцлер Горчаков, адмирал и полярный исследователь Матюшкин, декабрист Пущин, композитор Яковлев. По окончании Лицея выпускники постановили: каждый год 19 октября собираться вместе.Эти ежегодные встречи стали доброй традицией.

Осенью 1825 года Пушкин находился в ссылке в Михайловском и не смог приехать на очередную встречу лицеистов. Но написал стихотворение «19 октября», которое было торжественно зачитано в кругу собравшихся друзей.Произведение представляет собой дружеское послание, но в нем встречаются фрагменты, которые можно сопоставить с одой и элегией.

Композиционно «19 октября» состоит из двух частей: минорной и мажорной.Во многих стихотворениях Пушкина человеческие чувства гармонично связаны с временами года. «19 октября» – не исключение. Оно начинается с грустного осеннего пейзажа, который подчеркивает печаль и одиночество автора.

В холодный осенний день Пушкин с бокалом вина пытается силой воображения перенестись в веселый круг друзей.Грусть поэта усиливается, поскольку он понимает, что не только сам не смог приехать на встречу. Пушкин вспоминает умершего в Италии Корсакова, а также Матюшкина, который в то время находился в кругосветной экспедиции.

Вслед за этими размышлениями поэт воспевает дружбу, навсегда соединившую лицеистов в «священный союз», разрушить который никто не в состоянии.Пушкин сообщает, что новые друзья оказались «ложными». Только лицейские однокашники рискнули посетить его в ссылке: Дельвиг, Пущин и Горчаков. Автор хотел бы увидеть еще Кюхельбекера, чтобы поговорить с ним на интересные темы.

Затем настроение Пушкина меняется. Он предсказывает, что через год обязательно приедет на встречу с друзьями и предлагает несколько тостов для будущей вечеринки. Поэт призывает радоваться, что «пока еще мы тут», и сожалеет о горькой участи последнего лицеиста, который будет праздновать этот день в одиночестве. Окончание стихотворения полностью противоположно его началу.

Автор говорит, что провел этот день «без горя и забот».«19 октября» написано пятистопным ямбом со смешанной рифмовкой. Поэт использовал довольно сложные предложения с многочисленными однородными членами. Этим обусловлено большое количество эпитетов и сравнений.

«Он, как душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен», – такую красивую характеристику дает Пушкин союзу лицеистов. Александр Сергеевич, согласно жанру стихотворения, часто использует обращения: «друзья мои», «несчастный друг», «мой брат родной по музе, по судьбам», «мой запоздалый друг» и прочие.

Эмоциональность произведения подчеркивают многочисленные восклицания. В стихотворении также много вопросов, особенно в третьей строфе: «Кто не пришел? Кого меж вами нет?», «Еще кого не досчитались вы?» Такая структура произведения приближает его к разговорной речи.«19 октября» стало гимном настоящей дружбе. В жизни Пушкина друзья играли большую роль.

Даже умирал поэт не в окружении родственников, а на руках друзей. Зародилась и окрепла эта дружба именно в стенах Лицея. Годы учебы в нем были особенными. В Лицее проявился талант юноши, здесь были заложены основы вольнодумства, которому Пушкин оставался верен всю жизнь. Без преувеличения можно сказать, что в Лицее сформировалась личность поэта.

Отсюда все выпускники вынесли чувство чести и достоинства, научились любить отечество. Поэтому наряду с «лицейским братством» в стихотворении возносится хвала и самому учебному заведению. Поэт с уважением вспоминает наставников, хранивших «юность нашу», и даже царя за то, что тот основал Лицей.Многие строки из этого замечательного стихотворения стали крылатыми: «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Служенье муз не терпит суеты», «Пируйте же, пока еще мы тут!»Богатство мыслей и чувств, музыкальность построения, особая теплота и одновременно философская глубина поставили «19 октября» в ряд настоящих шедевров русской литературы.

Стихотворение «19 октября»

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе

Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Читайте также:  Спутники марса: фобос и деймос

Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Всё тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?

Пора, пора! душевных наших мук

Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.

Пора и мне… пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Полней, полней! и, сердцем возгоря,

Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей.

Пируйте же, пока еще мы тут!

Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений

Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-a-s-pushkina/5892-19-oktyabrya-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina

Анализ стихотворения Пушкина «19 октября»

Для поэта Александра Пушкина, как и для его лицейских друзей, девятнадцатое октября стало особым днем, когда началась их дружба и когда была открыта их школа, которая потом оставила лишь только добрые и теплые воспоминания. Многие поэты, которые обучались в Лицее, посвящали свои стихотворные творения и этой замечательной школе и своим друзьям, с которыми они старались не терять связь.

А. Пушкин написал много стихотворных произведений, где основной темой стала дружба и лицей. Известно, что это прекрасное пушкинское стихотворение, которое начинается со слов «Роняет лес…» было написано «опальным» поэтом в Михайловском, когда тот находился в ссылке. Оно удивительно и по своему ритму, который созвучен с музыкой, и по строению, и даже по тому, как выражает автор свои мысли.

Сюжетная линия, выбранная поэтом, такова: в нем чередуются приятные и светлые воспоминания автора с мрачным временем, когда поэт оторван от мира и не может, как раньше, теперь общаться со своими лицейскими друзьями.

Для обозначения счастливой жизни он использует лексику со светлым значением, такие как забавы, братская, пленительная, союз, музы, отечество. И совсем по-другому звучит лексика в тех стихотворных строках, где автор говорит о своем заточении. Это такие слова, как келья, муки, гнев, глушь, сирота, затворник.

Известно, что это число 19 не взято автором откуда-то. Именно в этот день в октябре 1811 года состоялось открытие лицея, где поэт и будет учиться. В течение шести лет он получал там знания, и только после окончания учебного заведения его друзья решили всегда отмечать этот день, как самый радостный и счастливый в их жизни.

Образы своих друзей «опальный» поэт показывает в своем стихотворном творении. Так, автор вспоминает тех друзей, которые всегда помнят про этот день и празднуют его.

Вот как описывает автор своих друзей. Кудрявый и в очках, всегда с гитарой, называет поэт певцом Корсакова. Но он умер совсем юным, находясь вне родины и вдали от друзей, в Италии. Вспоминает поэт и друга-моряка, который плавает по северным морям. Матюшкина он называет любовником других стран. И тут же говорить о том, что всех их объединило Царское Село, где и был когда-то открыт лицей.

Рассказывает Александр Пушкин как к нему в ссылку приезжали его друзья, которые рассказали ему последние новости. Эта встреча была важна для поэта, поэтому он был так благодарен Пущину и Дельвигу, что посвятил им свои новые стихотворные творения. Сам же он тоже навещал друга-лицеиста, который в это время был совсем недалеко, в соседнем имении.

Горчаков приехал к своему дяди, но никак не мог навестить друга, который находился в заточении, так как сам заболел. Поэтому «опальный» поэт навещает его сам.

От него автор стихотворения плавно переходит еще к одному лицейскому другу, который для поэта был словно брат. Речь идет о Кюхельбекере, с которым они близко сдружились во время учебы.

У Вильгельма тоже были неприятности, так же, как и у Пушкина, из – за его вольнодумства. Но из-за своего участия в восстании, он была навсегда отправлен на каторгу.

Из стихотворного сюжета читатель узнает, что поэт не только находится в ссылке, но и его настроение довольно грустное и печальное. Ему очень одиноко, поэтому он так сильно радуется, вспоминая своих лицейских друзей.

Ведь именно этот союз помог ему наполнить жизнь смыслом и радостным светлым чувством. В своем стихотворном произведении он пишет о том, что этот союз настолько прекрасен и неразделим, что он всегда будет и беспечным, и свободным.

Но главное заключено в том, что он будет существовать вечно.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

И, конечно же, изображая и показывая в своем стихотворении то, что поэту так близко и так любимо, автор не мог не использовать художественные средства. Например, метафоры. Он говорит о листьях в лесу, что они багряные, и лес как будто их роняет.

Употребляет поэт и олицетворения, например, когда обращается к камину и просит его пылать. Или рассказывая о своем заточении, то называет свет холодным. Теперь обратимся к эпитетам в пушкинском стихотворении. Например, привычка у поэта пленительная, а судьба блуждающая, рок тайный, а союз беспечный.

И это все он употребляет по отношению к тем годам, которые были проведены в Лицеи.

Пушкинское стихотворение написано двухсложным размером — ямбом. Автор для передачи своих чувств использует сложные предложения, но есть и простые предложения, которые осложнены или однородными членами или же обращениями.

Высокая эмоциональность произведения выражается в том, что в тексте часто используются восклицательные знаки. А, например, в третьей стихотворной строфе есть и риторические вопросы. Но вспоминает автор стихотворения не только своих друзей по Лицею, но и преподавателей.

Благодарен он и царю, который основал это учебное заведение, и он прямо говорит о том, что за это готов простить ему все, даже свои ссылки.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-pushkina-19-oktjabrja.html

Статья по литературе (10 класс) на тему: Анализ прочтения стихотворения «19 октября» (1825) А. С. Пушкина

«19 октября 1825 года»

Внимательный читатель этого стихотворения А. С. Пушкина обратит внимание на разницу между первой строфой и последней. Стихотворение начинается печально, день лицейской годовщины печальный, несчастливый:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

Стихотворение перекликается со стихотворением «Осень». В обоих стихотворениях есть «краткий день» и «пылающий камин». В «Осени» «роща отряхает последние листы, багрец и золото листвы». Основной мотив «Осени» — пробуждение творческого воображения, поэтического дара.

В «19 октября» пейзаж печален и мрачен. Горе пушкинского героя рождено одиночеством, разлукой с друзьями – это одиночество поэт не в состоянии преодолеть даже силой воображения. Пушкин начинает рассказ о друзьях-лицеистах с упоминания о Николае Корсакове, умершем в Италии в сентябре 1820 года.

Таким образом, поэт усиливает отчуждения от дружеского круга, сопоставляя свою судьбу с судьбой товарища, которому уже никогда не суждено отпраздновать лицейскую годовщину.

Корсаков был композитором и писал романсы на стихи Пушкина; поэт не случайно называет его  «певцом»: это слово было традиционным наименованием стихотворца.

В двух следующих строфах мотив разлуки как бы смягчается: разлука навеки сменяется «долгой разлукой», о которой говорит морской офицер, другой лицеист Федор Матюшкин.

Но разлука Матюшкина с друзьями – все же временная, в отличие от смерти Корсакова. Матюшкин жив, значит, увидеться с друзьями. Поэт также жив, он должен встретиться с друзьями пол Лицею.

Не случайно именно вслед за рассказом о Матюшкине следует знаменитый «гимн лицейской дружбе», составляющий самостоятельную строфу:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен.

Неизменность лицейской дружбы и освящение ее поэзией – это ключевые строки для всего стихотворения впервые появляются именно здесь. Именно с появлением этих лейтмотивов минорное настроение лирического героя постепенно сменяется радостью.

Далее следует строфа с антитезой: новые (лицемерные и ложные) друзья – друзья истинные (лицеисты). Далее три встречи лирического героя – с Пущиным, Горчаковым и Дельвигом. Каждой из этих встреч посвящена отдельная строфа.

В этих строфах изображено преодоление разлуки и одиночества поэта:

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я…

И первая встреча – приезд Пущина в Михайловское – это частица и замена ежегодного лицейского праздника. Вслед за упоминанием Дельвига идет мотив  лицейского союза как братства поэтов. Драгоценная встреча с другом рождает в лирическом герое чувство жизни:

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

Имя Вильгельма Кюхельбекера. Они не были друзьями, но сейчас важнее мотив духовного родства поэтов – выпускников Лицея, а не реальные разногласия. Обращение к друзьям-поэтам пробуждает творческий дар и в душе лирического героя. Далее идет описание встречи на будущем праздничном пиру – встречи, которая происходит в ожившем воображении поэта:

Пора и мне… пируйте, о друзья!

В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической способности перед лицом разлуки и безжалостного рока: поэт даже мысленно не может представить себя в кругу пирующих друзей.

Теперь, вопреки прежде сказанному, воображение торжествует над явью, и одинокий лирический герой видит себя рядом с друзьями – правда, на будущем, а не на нынешнем празднике. Вторая часть стихотворения открывается чередой заздравных тостов. В двух первых строфах говорилось о печальном пире, он одинокий и потому противоестественный.

Читайте также:  Как подготовить сообщение на заданную тему?

Вино способно было дать лишь «минутное забвенье». Теперь изображается подлинный пир – прекрасный и радостный. Своей волей поэт воскрешает мир прошлого, переносит друзей в лицейское прошлое и приводит на пир тех, кто в действительности далеко от празднующих. Он как бы отменяет саму смерть.

В предпоследней строфе Пушкин противопоставляет себя, одинокого изгнанника, неведомому товарищу. Его участь, в отличие от судьбы поэта, подлинно несчастна, он одинок навсегда, и вино в чаше будет действительно горьким.

«19 октября» — это стихотворение о победе воображения. Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг, и собственные чувства и мысли. Воображение торжествует над разлукой и одиночеством  приводит поэта в круг друзей.

Но в стихотворении открыто выражена не эта мысль, а противоположная мысль – о неспособности воображения соединить поэта с лицейскими товарищами. Однако сама структура стихотворения, сам текст произведения есть победа воображения над действительностью.

Стихотворение, открывающееся мотивом «невстречи», продолжается описанием прихода лирического героя на желанный пир.

Поэт как бы переживает и проживает милый его сердцу день дважды: сначала наяву – в одиночестве, в окружении печальной и пасмурной осенней природы; затем – в радостном мире вымысла, соединяющего «затворника опального» с товарищами-лицеистами. И смеем ли мы утверждать, что горькая явь реальнее живых и зримых образов, рожденных фантазией?

Стихотворение написано Пушкиным в Михайловском между 10 и 20 октября 1825 года. Таким образом, опыт «проживания» Пушкиным «дня Лицея» 19 октября и опыт написания поэтом посвященного этому дню стихотворения совпали во времени.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/20/analiz-prochteniya-stikhotvoreniya-19-oktyabrya-1825-a-s

Анализ стихотворения «19 октября» («Роняет лес…»)

Время написания

            Стихотворение написано осенью 1825 года, когда Пушкин находился в михайловской ссылке, и посвящено дню Лицея.

Тема

            Тема стихотворения – дружба. Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября, в день открытия лицея.

            В годы ссылки, когда Пушкин не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он присылает собравшимся своё приветствие. В послании 1825 года Пушкин обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе, сплотившей их в единую семью.

Главная мысль (идея)

            Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

            Стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. К теме дружбы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности жизни, её ценности. Всё стихотворение – это гимн дружбе, её одухотворяющей и поддерживающей силе.

Композиция, поэтика

            Жанр стихотворения – элегическое дружеское послание. Стихотворный метр – пяти- и шестистопный ямб, система рифмовки – опоясывающая и перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм. В стихотворении 19 строф, каждая из которых состоит из восьми строк.

            1-я строфа – описания октябрьского дня и через него – состояния души поэта, испытывающего грусть от одиночества и вынужденной удалённости от друзей и того мира, который ему так дорог.

В этом описании много эпитетов (пустынной келье, отрадное похмелье, минутное забвенье, горьких мук), метафор (проглянет день как будто поневоле; вино, осенней стужи друг), аллитераций (роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз), создающих картину душевного состояния лирического героя.

            2-я строфа – описание состояния души поэта, подчёркивание одиночества и тщетных призывов к воображению.

В этой строфе появляется тема пира, на котором Пушкин отсутствует, – образ пира всегда сопровождает тему дружбы в стихотворениях Пушкина.

Поэт использует в этой строфе бессоюзные сложные предложения с инверсией, достигая особенной лаконичности и выразительности в описании своих чувств:

                        Печален я: со мною друга нет,

                        С кем долгую запил бы я разлуку,

                        Кому бы мог пожать от сердца руку

                        И пожелать весёлых много лет…

3-я строфа начинается с подчёркивания своего одиночества:

            Я пью один, и на брегах Невы

            Меня друзья сегодня именуют…

С этого места начинает происходить преображение душевного состояния героя и настроения: он вспоминает своих друзей, задаёт вопросы, адресуя их друзьям. И одиночество отступает. Он как бы оказывается в кругу своих друзей. Он спрашивает их, предполагая ответы:

            Но многие ль и там из вас пируют?

            Ещё кого не досчитались вы?

            Кто изменил пленительной привычке?

            Кого от вас увлёк холодный свет?

            Чей глас умолк на братской перекличке?

            Кто не пришёл? Кого меж нами нет?

4-я и 5-я строфы – Пушкин вспоминает своих друзей-одноклассников: Корсакова Николая Александровича, композитора, умершего 26 сентября 1820 года во Флоренции. Это была первая потеря одноклассников:

            Он не пришёл, кудрявый наш певец,

            С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:

            Под миртами Италии прекрасной

            От тихо спит, и дружеский резец

            Не начертал над русскою могилой

            Слов несколько на языке родном…

Дальше перед нами возникает образ ещё одного одноклассника, Фёдора Матюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на «братской перекличке»:

            Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

            Чужих небес любовник беспокойный?

            Иль снова ты проходишь тропик знойный

            И вечный лёд полунощных морей?

            Счастливый путь!..

6-я строфа – говоря о дружеской руке, которую «простирает» Матюшкин своим друзьям, Пушкин цитирует гимн лицеистов, написанный Дельвигом:

            На долгую разлуку

            Нас тайный рок, быть может, осудил!

7-я строфа – как бы оспаривая неотвратимость разлуки, Пушкин поёт гимн Лицею, собравшему друзей не только для разлуки, но и связавшему их всех вечной дружбой. Эта строфа звучит празднично и торжественно – настроение поэта резко меняется:

            Друзья мои, прекрасен наш союз!

            Он, как душа, неразделим и вечен –

            Неколебим, свободен и беспечен,

            Срастался он под сенью вечных муз.

            Куда бы нас ни бросила судьбина,

            И счастие куда б ни повело,

            Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

            Отечество нам Царское Село.

Сказаны самые важные слова о значении Лицея в жизни не только Пушкина, но и людей, связанных лицейскими узами, чьи судьбы складываются очень по-разному, но у них всех есть общая точка – место, священное и родное для них.

8-я строфа – Пушкин говорит о сложностях своей судьбы, об испытаниях, которые он проживает, снова – об одиночестве и предательстве новых, «нелицейских» друзей. Так возникает контрастная интонация: полнота дружеского лицейского мира противопоставлена одиночеству в мире «большом»:

            Из края в край преследуем грозой,

            Запутанный в сетях судьбы суровой,

            Я с трепетом на лоно дружбы новой,

            Устав, приник ласкающей главой…

            …Друзьям иным душой предался нежной;

            Но горек был небратский их привет…

9-а, 10-а, 11-я строфы – Пушкин радуется тому, как «в забытой сей глуши, в обители пустынных вьюг и хлада» его навестили трое одноклассников: Пущин, Горчаков, Дельвиг:

            Поэта дом опальный,

            О Пущин мой, ты первый посетил;

            Ты усладил изгнанья день печальный,

            Ты в день его лицея превратил…

            …Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

            Хвала тебе – фортуны блеск холодный

            Не изменил души твоей свободной:

            Всё тот же ты для чести и друзей…

            …И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

            О Дельвиг мой: твой голос пробудил

            Сердечный жар, так долго усыплённый…

Каждому своему другу поэт даёт точную и замечательную характеристику, особенно подчёркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.

12-я, 13-я, 14-я строфы – с именем Дельвига появляется тема творчества, общего важного дела – Поэзии:

            …Служенье муз не терпит суеты;

            Прекрасное должно быть величаво…

А вслед за этой темой возникает и образ Вильгельма Кюхельбекера, поэта, будущего декабриста, и отголоски их пылких бесед:

            …Я жду тебя, мой запоздалый друг –

            Приди; огнём волшебного рассказа

            Сердечные преданья оживи;

            Поговорим о бурных днях Кавказа,

            О Шиллере, о славе, о любви…

15-я строфа – «встретившись» со своими ближайшими друзьями, оживив в своём воображении их лица, характеры, почувствовав их душевное тепло, как бы пожав протянутые руки, поэт уже не чувствует одиночества и тоски, он полон надежды и веры:

            …Предчувствую отрадное свиданье;

            Запомните ж поэта предсказанье:

            Промчится год, и с вами снова я…

И снова возникает картина пира – будущего, но такого же реального, как те пиры, о которых вспоминает Пушкин, находясь в изгнании:

            …Промчится год, и я явлюся к вам!

            О сколько слёз и сколько восклицаний,

            И сколько чаш, подъятых к небесам!

В этих строчках столько уверенности и энергии, что уже в следующих строфах эта мечта становится настоящим: Пушкин поднимает бокал на дружеском пиру и произносит здравицу.

16-я строфа – славословие Лицею и наставникам. Следует подчеркнуть, что Пушки великодушен в этих строфах: он призывает вспоминать только добро, полученное учениками от своих учителей:

            Благослови, ликующая муза,

            Благослови: да здравствует лицей!

            Наставникам, хранившим верность нашу,

            Всем честию, и мёртвым и живым,

            К устам подъяв признательную чашу,

            Не помня зла, за благо воздадим…

17-я строфа – следующая чаша поднимается Пушкиным за какую-то неожиданную личность. Он в этот момент настолько великодушен, что прощает самому царю неправое гоненье. Он оправдывает несправедливость порфироносного самодержца по отношению к себе тем, что он

            …человек! им властвует мгновенье.

            Он раб молвы, сомнений и страстей…

Таким образом, Пушкин не унижает царя, а как бы приравнивает его к простым смертным, делает человечнее и добрее.

А самыми главными делами царя для Пушкина оказываются два: «Он взял Париж, он основал лицей».

18-я, 19-я строфы – это взгляд в будущую жизнь, понимание неминуемых утрат и печалей, обращение к взгляду «оттуда», из вечности:

            …Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

            Невидимо склоняясь и хладея,

            Мы близимся к началу своему…

Дальше Пушкин задаёт вопрос, возвращающий, с одной стороны, нас к началу стихотворения, с другой – он заглядывает в тот день, когда останется лишь тот,

            Кому из нас под старость день лицея

            Торжествовать придётся одному…

Пушкин не знает, кто будет этот человек, но он как будто проникает в тот будущий день, в тот мир, в его душу и представляет, как

            …средь новых поколений

            Докучный гость и лишний, и чужой,

            Он вспомнит нас и дни соединений,

            Закрыв глаза дрожащею рукой…

И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с которой он начал, – сидя затворником перед камином с бокалом вина. И в этой картине уже нет печали, только умиротворение и смирение, осознание мудрого течения, круга жизни:

            Пускай же он с отрадой хоть печальной

            Тогда сей день за чашей проведёт,

            Как ныне я, затворник ваш опальный,

            Его провёл без горя и забот.

Стихотворение построено на смысловых контрастах, смене настроений, чередовании противоположных образов и интонаций.

В нём присутствуют одновременно три времени: день настоящий, который Пушкин проживает, находясь в заточении; дальше следуют воспоминаний о лицейских днях, братской дружбе светлого и радостного общего прошлого; в последних строфах появляется взгляд в будущее, старающийся угадать и понять, что ждёт самого поэта и его друзей.

Так возникает картина круга жизни, её течения, сочетания в ней разных красок: печали, радости, утрат и обретений, уныния и восторга, заточения и дружеского пира, одиночества и братского круга – одним словом, проявляется во всей полноте одно из замечательных качеств пушкинской поэзии – гармоничность.  

Источник: http://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014

Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/a_s_pushkin/analiz_stikhotvorenija_19_oktjabrja_ronjaet_les/94-1-0-733

Ссылка на основную публикацию