А.н. островский “гроза”: описание, герои, анализ произведения

Характеристика героев в пьесе Гроза Островского

Действие пьесы происходит на живописном берегу Волги, в городе Калиново.

Марфа Игнатьевна Кабанова

Марфа Игнатьевна Кабанова – один из персонажей пьесы. Овдовевшая богатая купчиха, деспотичная и грубая, она терроризирует все свое семейство, и требует беспрекословного подчинения своей воле. Кабаниха воспитана в старинных нравах и обычаях, и все это варварство она старается воплотить в жизни.

Для нее является неприемлемым, если муж будет любить и уважать свою жену. Она твердо уверена, что муж обязательно должен бить свою жену и господствовать над нею, а иначе он просто превратиться в тряпку.

Жена, по ее мнению, в свою очередь должна быть рабыней для мужа, исполнять его требования, не показывая своих чувств.

Кабаниха полностью поработила своего сына, подавила в нем всякую волю к самостоятельности, она и невестку свою всячески угнетает, выражает ей свое недовольство малейшими ее проступками, постоянно точит и пилит девушку. Но, однако, полностью подавить волю невестки Кабаниха не в силах.

Катерина

Катерина, ещё одна героиня, всеми силами стремится оградить себя от притязаний свекрови. В ее семье было совершено по – другому: все относились друг к другу с уважением и любовью. Катерина жила весело и беззаботно, мать ее ходила и лелеяла, не принуждая к труду, она порхала по жизни, как бабочка.

И тут такой контраст. Каторжная жизнь у свекрови толкает Катерину на измену мужу. Когда Тихон уехал в Москву, все ночи Катерина проводит с другим, полностью захватившее чувство любви толкнуло ее на безрассудные поступки. Глубоко переживая свою измену, молодая женщина бросается с обрыва в воду.

(Подробная характеристика)

Тихон Кабанов

Тихон Кабанов – сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Тихон добрый и умный человек, горячо любит свою жену, но он полностью подчинён деспотизму матери, слепо подчиняется ее дикой воле. Все его поступки строго контролируемы, он и шагу не ступит без позволения матери.

Бесхребетный по натуре, он даже и не помышляет освободиться от материнского ига, в нем нет стремления к освобождению своей воли.

Единственную отдушину находит в пьянстве, и Кабаниха этому не противится, так как пьянство и разврат считаются одной из привилегий общества, в котором они живут, главное, чтобы все это происходило втайне от всех.

Узнав об измене жены, Тихон ее прощает, настолько велика любовь к ней. Когда узнает о гибели жены, он в какой – то мере завидует ей, ведь Катерина уже освободилась от всего, а ему предстоит и дальше существовать в этом мире, живя под одной крышей со своей властолюбивой матерью.

Варвара

Варвара, дочь Кабанихи, является полной противоположностью своему брату Тихону. Смелая, молодая девушка прекрасно научилась скрывать свое истинное лицо перед матерью, послушная и покорная перед нею, на самом деле она совершенно другой человек.

На примере Варвары Островский показывает, что неустанный контроль и бдительность матери – деспота, не в состоянии сберечь нравственных принципов дочери.

Невзирая на тиранию матери, она ведёт довольно свободный образ жизни, напропалую гуляя по ночам с Иваном Кудряшом, она не печется о своей нравственности, и не боится уронить свое достоинство в глазах всего осуждающего общества, ей глубоко плевать на мнение окружающих.

Даже Катерине, жене брата, она советует не обращать внимание на создавшиеся устои, а делать, что хочется душе. Добившись нравственного упадка Катерины, она потворствует той во встречах с Борисом.

Когда Варваре надоело жить под деспотичным крылом матери, она просто убежала из дома со своим Кудряшом.

Кулигин

Самым светлым и заслуживающим уважения является Кулигин. Это добрый и благородный человек, всей душой стремящийся к знаниям. Он искренне любит природу, окружающих его людей, и всеми силами пытается обустроить и улучшить жизнь и быт своего города.

Борис

Борис – это пошлый никчёмный человек, эгоистичный и неумный. Странно то, что Катерина могла влюбиться в такого пустого и безнравственного типа. Он подчинён воли своего дяди, который руководит его действиями. Борис труслив и лицемерен.

Савелий Прокофьевич Дикой

Полной противоположностью Кулигина является Савелий Прокофьевич Дикой. Это купец, имеющий определенный вес в своем городе. Но в отличие от Кулигина, душа его верна и беспросветная, он полностью отрицает знания, людей он ненавидит, осуждает и порицает каждого.

Дикой является совершенным самодуром, вызывающий к себе лишь отрицательные чувства. Истинным наслаждением для Дикого является грубое унижение человеческого достоинства. Он привык унижать и запугивать людей, применяя для этого грубую брань.

Его поведение приносит окружающим много горя и страданий.

Феклуша

Феклуша, приживалка Кабанихи, своими рассказами о неведомых странах, легко втирается в доверие каждого жителя города, восхваляя его достоинства. Пользуясь невежеством горожан, она мастерски вешает лапшу на уши, что позволяет вести ей, довольно – таки, обеспеченную и гладкую жизнь.

Положительные эмоции вызывает Кудряш Ваня, весёлый молодой человек, смелый и свободолюбивый. Яркий и открытый, он умеет противостоять даже против самодурства Дикого. Добрый и благородный, он искренне любит Варвару, и когда та решает убежать из дома, он, не задумываясь, следует за ней.

В пьесе “Гроза” Островский ярко и эмоционально описывает вечную проблему отцов и детей.

Старшее поколение, выросшее на патриархальных устоях, всеми силами пытается удержать свое восприятие жизни, угнетая и порицая стремление молодежи к свету, свободе и независимости.

Но жизнь не стоит на месте, меняются нравы и понятия, и молодежь тянется к новому, изо всех сил отстаивая свое право на прогрессивное будущее.

Также читают:

← Город Калинов и его обитатели в пьесе Гроза ← Образ и характеристика Катерины в пьесе Гроза↑ ОстровскийПротест Катерины против темного царства → История создания пьесы Гроза →

  • Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинениеДействие происходит в неназванном государстве. Помещик, князь Урус-Кучум-Кильдибаев – главный герой произведения. Он богат и глуп. У него много земли и крестьян.
  • Сочинение Земфира в поэме Цыганы Пушкина характеристика и образВ своей поэме Пушкин предлагает читателям образ цыганского табора, который представляет собой антитезу европейской цивилизации. Если цыгане – вольные, даже немного дикие, то европейцы более сдержанные.
  • История создания романа Лермонтова Герой нашего времениРоман «Герой нашего времени» – это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.
  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 классВиктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль
  • Образ и характеристика Трилли в рассказе Белый пудель Куприна сочинениеТрилли – один из второстепенных персонажей произведения «Белый пудель», написанного Александром Куприным. Ему недавно исполнилось восемь лет, мальчику повезло родиться в богатом сословии

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/harakteristika-geroev-v-pese-groza

Описание и характеристика героев пьесы Александра Островского «Гроза»

Меню статьи:

Пьеса Александра Островского «Гроза» – настоящее наследие для будущих поколений. Несмотря на то, что она была написана почти два века назад, ее сюжет затрагивает насущные проблемы нашего неспокойного времени.

Те же проблемы невестки и свекрови, мужа и жены, матери и детей… События произведения происходят на побережье реки под названием Волга, в вымышленном городе Калинове. Там, в этом, на первый взгляд, тихом месте развивается настоящая драма, виной которой – обыкновенные люди.

Но чтобы понять, что произошло, нужно познакомиться с героями пьесы и определить ту роль, которую каждый из них играет в произведении.

Местный механик-самоучка Кулигин

Этот герой фигурирует с самого начала пьесы. Он механик-самоучка, который является своеобразным экскурсоводом. По натуре Кулигин – добрый человек, который привык поступать соответственно устоявшимся правилам.

Говоря о других и оценивая их нравы, он очень точен в своих суждениях. Он постоянно мечтает о всеобщем благе, о громоотводе, о перпету-мобиле, о честном труде, однако, увы, его заветным желаниям не суждено сбыться.

Ваня Кудряш – возлюбленный Вари

Это второстепенный персонаж, которого автор обрисовал как доброго и искреннего. Несмотря на простую внешность, Ваня является борцом по жизни и всегда доводит начатое до конца. Любое дело в его руках спорится. По характеру Иван не романтик, а практик, с этой точки зрения он смотрит на жизнь.

Он – сильный, умный, хорошо сложенный парень, которого любит Варвара Кабанова. Между ними возникает светлое и доброе чувство, хотя чтобы избежать скандалов со стороны матери Варвары, эти отношения приходится тщательно скрывать.

Борис – племянник Дикого

Борис является племянником Савла Прокопьича Дикого, человека властного, жестокого и алчного.

Этого героя автор наделил противоречивым характером, с одной стороны описав его молодым, образованным, начитанным, модным, с другой – трусливым и слабохарактерным, который так и не научился отстаивать собственную точку зрения вопреки внешним обстоятельствам. Зная, что его наследство в руках у дяди Савла Дикого, Борис во всем пытается угодить ему, несмотря на упреки и насмешки.

Влюбившись в Катю Кабанову, которая испытывает к этому парню взаимное чувство, молодой человек не дорожит этими отношениями, и в то время, когда возникают малейшие проблемы, не пытается защитить девушку, но сразу идет на попятную, боясь, что их отношения будут преданы огласке.

Таким образом, можно сделать вывод, что Борис – не столько положительный, сколько отрицательный персонаж пьесы Александра Островского «Гроза».

Дикой – представитель «темного царства»

Савл Прокофьевич Дикой – богатый купец, который является самым уважаемым и влиятельным человеком в городе. Тем не менее, он придирчивый, злой, невежественный и жестокий. Этот набор отрицательных качеств сильно перевешивает внешнюю значимость Дикого, фамилия которого тоже говорит сама за себя – все его поведение является диким, неестественным.

Ему не важно что думают другие по поводу того или иного вопроса, Дикой считает единственно правильным собственное мнение. Он ни перед чем не останавливается, нагло отбирая нахрапом то, что нажито непосильным трудом. Со всеми ругаясь, бранясь, этот герой получает удовольствие.

Он кричит на своих работников, которые приходят за положенным жалованием, повышает голос на членов семьи, которым больше всего достается от характера Савла Прокофьича.

Зная, что судьба племянника в его руках, он злоупотребляет своими полномочиями в отношении Бориса, ведь тот ради получения наследства готов исполнить любые его требования. На равных Дикой может общаться только с Марфой Игнатьевной Кабановой, которая, к удивлению, понимает его натуру.

Савл Прокопьич олицетворяет нравы маленького провинциального городка. С помощью этого образа автор хотел показать читателю необходимость перемен во взглядах и поведении общества в то время.

Кабаниха – отрицательный персонаж пьесы

Образ Марфы Игнатьевны Кабановой представлен в пьесе как один из самых отрицательных. Это богатая купчиха, вдова. Деспотичная и своенравная женщина, она держит в страхе весь дом, обижая как своих родных сына и дочь, так и невестку, которая страдает больше всего.

«Должен исполнять, что мать говорит» – приказывает она безвольному сыну Тихону, и он подчиняется требованиям деспотичной родительницы. Добиваясь порядка до мелочей, Кабаниха действует насильственными методами, заставляя всех бояться ее. Тебя не станет бояться, меня и подавно.

Какой же это порядок-то в доме будет?..” – недоумевает она.

Кроме того, Марфа Игнатьевна – лицемерная и хладнокровная старуха, которая любит читать морали своим детям, при этом не исполняя того, что советует сама.

Кабанова привыкла добиваться своего не иначе, как упреками и угрозами, ей неведомы такие чувства как любовь и сострадание. Она ошибочно считает, что дети должны настолько почитать родителей, что их мнение не берется в расчет.

Косвенно Кабанова становится главной причиной страшной гибели ее невестки Катерины, но не осознает этого.

Тихон, сын Кабановой

Есть такое выражение «маменькин сынок». Оно как нельзя лучше подходит к Тихону Кабанову, сыну Марфы Игнатьевны.

Это проявляется во всей его жизни. Не имеющий собственного мнения, Тихон не может принимать даже самые простые решения, панически боясь осуждения своей строгой матери, которая, сама того не понимая, воспитала в сыне инфантильного неудачника, распускавшего нюни при малейшей опасности – и самое страшное, они жили убеждением, что подобное воспитание единственно правильное.

Читайте также:  Природа в стихах с. а. есенина: анализ стихотворения "с добрым утром"

Только один раз, в конце пьесы, когда произошла трагедия с его супругой Катериной, Тихон воскликнул, упрекая мать: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…» И здесь показано, что даже загнанный в тупик человек способен отстаивать свою позицию. Только жаль, поздно он понял, какой драгоценностью и сокровищем для него была жена.

Варвара – сестра Тихона

Варвара Кабанова – сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. Знакомясь с пьесой, читатель может заметить, какой контраст представляют собой брат и сестра.

Она, в отличие от безынициативного Тихона, – бойкая и смелая, умеющая принимать решения самостоятельно.

Варя сумела, в отличие от брата, приспособиться к характеру чрезмерно требовательной и своенравной матери; научилась врать, лицемерить, изворачиваться, где нужно, игнорировать ее приказы.

Эта девушка, во-первых, практична, во-вторых, жизнелюбива, в-третьих, умна и проницательна. Кроме того, она единственная в семье, кто поддерживает Катерину и дает ей дельные советы. В произведении установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в образе Варвары.

Катерина – главная героиня пьесы

В пьесе А. Островского «Гроза» образ Катерины является ключевым. Эта девушка переживает сложную судьбу, и, к сожалению, ее жизнь заканчивается трагически. Но чтобы понять характер героини, нужно проследить сюжетную линию автора с самого начала.

Счастливым для Катерины было только детство, когда она, как губка, впитывала в себя то доброе, что прививалось любящими родителями, с большой радостью ходила в церковь.

А затем в жизни девушки грянула гроза. Она вышла замуж. К сожалению, неудачно. За безвольного и бесхарактерного человека, для которого мамины приказы важнее нормальных и здоровых отношений в собственной семье.

Все мечты о счастливой и крепкой семье рухнули, жизнь пошла под откос.

Лютая свекровь Марфа Игнатьевна стала действовать с девушкой по своим, уже проверенным методам насилия и бесконечных упреков, которые были неприемлемы для Катерины.

Как ни старалась невестка сгладить ситуацию, сложившуюся в ее семье, ничего не получалось. Свекровь продолжала пилить по поводу и без повода, а безвольный муж все также подчинялся маменьке.

Катерина всей душой внутренне противится такому лицемерно-бессмысленному поведению, это противоречит ее светлой и искренней натуре, но девушка не может противостать порядкам, установленным в семье Кабановой. Мужа она не любит, но жалеет, а этого недостаточно для создания крепкой семьи. И тогда Катерина предается чувству любви к другому – племяннику Дикого, Борису.

И с тех пор начинаются еще большие проблемы – муки совести, не дающие покоя ни днем, ни ночью, постоянный вопрос в душе: «Не сознаться ли в своей вине?» «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет, – рассказывает сестра мужа Варвара о состоянии Катерины. – Глаза как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает.

Батюшки мои! что мне с ней делать?»

И, наконец, Катерина делает решительный шаг, рассказав свекрови и мужу о своем грехе по отношению к Борису: «Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все десять ночей я гуляла с Борисом Григорьевичем».

После этого разыгрывается настоящая трагедия: упреки и ругань свекрови, которая науськивает сына побить невестку, невыносимая душевная боль и, наконец, роковое решение – броситься в Волгу. Увы, жизнь Катерины оборвалась в молодом возрасте.

Некоторые понимают и не осуждают ее за этот поступок, некоторые, напротив, считают, что совершить самоубийство мог лишь слабовольный человек.

Но, как бы там ни было, Катерина останется в глазах многих читателей положительной героиней, то есть самой лучшей из всех персонажей пьесы.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-ostrovskij/groza-opisanie-geroev-pesy.html

Пьеса Александра Николаевича Островского “Гроза”: анализ, история создания :

А. Н. Островский был видным литературным деятелем. Он многое изменил в постановке пьес, а его произведения отличаются реализмом, взглядов которого придерживался писатель. Одно из его наиболее известных произведений – пьеса “Гроза”, анализ которой представлен ниже.

История создания пьесы

Анализ “Грозы” следует начать с истории ее написания, потому что обстоятельства того времени сыграли важную роль в создании сюжета. Пьеса была написана в 1859 году во время путешествия Островского по Поволжью. Писатель наблюдал и исследовал не только красоты природы и достопримечательности поволжских городов.

Его не меньше интересовали люди, которые встречались ему в путешествии. Он изучал их характеры, особенности быта, истории их жизни. Александр Николаевич делал записи, а потом на их основе и создал свое произведение.

Но история создания “Грозы” Островского имеет различные версии. Очень долго придерживались того мнения, что сюжет для пьесы писатель взял из реальной жизни. В Костроме жила одна девушка, которая, не выдержав притеснений свекрови, сбросилась в реку.

Исследователи находили множество совпадений. Случилось это в том же году, в котором была написана пьеса. Обе девушки были молодыми и в очень раннем возрасте были выданы замуж. Обеих притесняли свекрови, а мужья были слабохарактерными.

У Катерины был роман с племянником самого влиятельного человека в городе, а у бедной костромской девушки – с почтовым служащим.

Неудивительно, что из-за такого большого количества совпадений долгое время все считали, что сюжет основан на реальных событиях.

Но более детальные исследования опровергли эту теорию. Островский отправил пьесу в печать в октябре, а девушка сбросилась месяцем позже. Поэтому сюжет не мог быть основан на истории жизни этой костромской семьи. Однако, может, благодаря своей наблюдательности Александр Николаевич смог предугадать этот печальный конец. Но есть у истории создания пьесы и более романтичная версия.

Кто был прототипом главной героини?

В анализе “Грозы” можно указать и то, что было множество споров о том, с кого же был списан образ Катерины. Нашлось место и для личной драмы писателя. И у Александра Николаевича, и у Любови Павловны Косицкой были семьи. И это послужило препятствием для дальнейшего развития их отношений.

Косицкая была театральной актрисой, и многие считают, что она является прототипом образа Катерины в “Грозе” Островского. Позднее Любовь Павловна сыграет ее роль. Сама женщина была родом с Поволжья, а биографы драматурга писали, что “Сон Катерины” был записан со слов Косицкой. Любовь Косицкая, как и Катерина, была верующей и очень любила церковь.

Но “Гроза” – это не только драма о личных отношениях, это пьеса о нарастании конфликта в обществе. В ту эпоху уже были люди, которые хотели изменить старые порядки, но закосневшее “домостроевское” общество не хотело им подчиняться. И это противостояние отражено в пьесе Островского.

Краткое содержание “Грозы” Островского

Действие пьесы происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. Жители этого городка – люди, привыкшие к обману, тирании, невежеству. Несколько человек из калиновского общества выделялись своим стремлением к лучшей жизни – это Катерина Кабанова, Борис и Кулигин.

Молодая девушка была замужем за слабохарактерным Тихоном, чья суровая и деспотичная мать постоянно угнетала девушку.

Кабаниха установила в своем доме очень суровые порядки, поэтому все члены семейства Кабановых ее не любили и боялись.

Во время отъезда Тихона по делам Катерина тайно встречается с Борисом – образованным молодым человеком, приехавшим из другого города к своему дяде – Дикому, человеку такого же крутого нрава, как и Кабаниха.

Когда вернулся ее муж, молодая женщина перестала видеться с Борисом. Она опасалась наказания за свой поступок, потому что была набожной. Несмотря на все уговоры, Катерина во всем призналась Тихону и его матери. Кабаниха еще пуще стала тиранить молодую женщину.

Бориса дядя отправил в Сибирь. Катерина, попрощавшись с ним, бросилась в Волгу, понимая, что она больше не сможет жить в тирании. Тихон обвинил мать в том, что это из-за ее отношения его жена решилась на такой шаг. Это краткое содержание “Грозы” Островского.

Краткое описание персонажей

Следующий пункт анализа пьесы – это характеристика героев “Грозы” Островского. Все действующие лица получились запоминающимися, с яркими характерами.

Главная героиня (Катерина) – молодая женщина, воспитанная на порядках домостроя. Но она понимала всю закоснелость этих взглядов и стремилась к лучшей жизни, где все люди жили бы честно и поступали правильно.

Набожная, любила ходить в церковь и молиться.

Кабанова Марфа Игнатьевна – вдова, зажиточная купчиха. Придерживалась устоев домостроя. Обладала крутым нравом, установила тиранические порядки в доме. Тихон – ее сын, слабохарактерный мужик, любил выпить. Понимал, что его мать несправедлива к жене, но боялся пойти против ее воли.

Борис – образованный молодой человек, приехал, чтобы Дикой дал ему часть наследства. Впечатлителен, не принимает законов калиновского общества. Дикой – влиятельный человек, все его боялись, потому что знали, какого он сурового нрава. Кулигин – мещанин, верящий в силу науки. Пытается доказать другим всю важность научных открытий.

Это характеристика героев “Грозы” Островского, которые сыграли значительную роль в сюжете. Их можно разделить на два маленьких общества: придерживающихся старых взглядов и тех, кто верил, что изменения необходимы для создания лучших условий.

Луч света в пьесе

В анализе “Грозы” стоит выделить главный женский образ – Катерину Кабанову. Она является отражением того, что может сделать с личностью тирания и деспотическое отношение. Молодая женщина хоть и выросла в “старом” обществе, в отличие от большинства, видит всю несправедливость таких порядков.

А Катерина же была честной, не хотела и не умела обманывать, и это одна из причин, по которой она все рассказала мужу. А те люди, которые ее окружали, привыкли обманывать, бояться, тиранить. А молодая женщина не могла это принять, вся ее духовная чистота противилась этому.

Из-за внутреннего света и стремления жить честно образ Катерины из “Грозы” Островского сравнивали с “лучом света в темном царстве”.

И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом.

Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла.

Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.

Образ грозы

В пьесе одни из важных эпизодов связаны с грозой. По сюжету, Катерина очень боялась этого природного явления. Потому что люди верили, что гроза покарает грешного человека. И все эти тучи, гром – все это только усиливало угнетающую обстановку дома Кабановых.

В анализе “Грозы” следует также отметить, что весьма символично то, что все эпизоды с этим природным явлением связаны с Катериной.

Это отражение ее внутреннего мира, того напряжения, в котором она находилась, той бури чувств, которая бушевала у нее внутри. Катерина боялась этого накала чувств, поэтому она очень переживала, когда была гроза.

Также гроза и дождь – это символ очищения, когда молодая женщина бросилась в реку, то она обрела покой. Так же, как и природа кажется чище после дождя.

Основная идея пьесы

Какой же главный смысл “Грозы” Островского? Драматург стремился показать то, как несправедливо устроено общество. Как могут угнетать слабых и беззащитных, что людям не оставляют никакого выбора.

Возможно, Александр Николаевич хотел показать, что обществу стоит пересмотреть свои взгляды. Смысл “Грозы” Островского состоит в том, что нельзя жить в невежестве, лжи и закоснелости.

Нужно стремиться стать лучше, терпимее относиться к людям, чтобы их жизнь не походила на “темное царство”, как у Катерины Кабановой.

Личностный конфликт

В пьесе показано нарастание внутреннего конфликта у Катерины. С одной стороны – понимание, что жить в тирании нельзя, любовь к Борису. А с другой – строгое воспитание, чувство долга и боязнь совершить грех. Женщина не может прийти к одному решению. На протяжении пьесы она встречается с Борисом, но даже и не думает о том, чтобы уйти от мужа.

Читайте также:  Природа, растения и животные коми

Конфликт все нарастает, а толчком для печальной гибели Катерины стала разлука с Борисом и усилившиеся гонения со стороны свекрови. Но личностный конфликт занимает не самое главное место в пьесе.

Социальный вопрос

В анализе “Грозы” следует отметить, что драматург постарался передать настроение общества, которое было на тот момент.

Люди, понимали, что нужны изменения, что старый строй общества должен уступить место новому, просвещенному. Но люди старых порядков не хотели признавать, что их взгляды потеряли свою силу, что они невежественны.

И эта борьба между “старым” и “новым” нашла отражение в пьесе А. Островского “Гроза”.

Источник: https://www.syl.ru/article/355790/pesa-aleksandra-nikolaevicha-ostrovskogo-groza-analiz-istoriya-sozdaniya

Островский “Гроза”: анализ произведения

«Гроза» (1859) — одно из вершинных произведений русской и мировой драматургии. В этой пьесе Островского, анализ которой мы проведем, представлен широкомасштабный социально-исторический конфликт, столкновение двух эпох, кризис целого миропорядка, распад патриархальных связей и отношений.

Как и в великих произведениях драматургов мирового масштаба — Шекспира, Шиллера, Пушкина,— социально-исторический конфликт неразрывно связан у Островского с конфликтом внутренним, нравственным, происходящим в самой личности. И одна коллизия не существует здесь без другой, они взаимообусловлены.

В центре народной трагедии — кризисное, катастрофическое состояние мира и трагические борения в человеческой душе. Все это хотел показать Островский.

«Гроза», анализ которой нас интересует, – произведение, в котором, как и во многих других пьесах Островского, дана развернутая замедленная экспозиция. Диалоги действующих лиц становятся важным средством быто- и нравоописания.

Калиновский мир представлен в разных проявлениях. Особенное значение приобретает пейзаж: волжский берег, по справедливому замечанию А. И.

Журавлевой, уже в начале первого акта вводит мотив простора, полета, который впоследствии «трагически трансформируется».

Художественно одаренный Кулигин взволнован этой всякий раз поражающей и заново открывающейся поразительной красотой: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу, и все наглядеться не могу!» (д. 1, явл. 1).

Кудряш, небрежно бросивший «Нешто!», не испытывает подобного душевного трепета. Он далек от этого высокого упоения чудесами природы, но и он органично существует в этом приволжском природном мире.

Волга в пьесах Островского является поэтическим олицетворением стихии русской национальной жизни.

В экспозиции, с одной стороны, представлен широкий (вольный) пейзаж, рождающий у героев чувство полета, с другой — дана удушливая атмосфера города Калинова: произвол, насилие, попрание человеческого достоинства.

Калинов рисуется как замкнутый купеческий мир, «темное царство», где властвуют самодуры и льются невидимые миру слезы. «Ругатель» Дикой появляется на сцене в обычном своем качестве — ругает племянника. «Ему везде место.

Боится, что ль, он кого!»,— говорит о нем Кудряш.

Произвол Дикого безграничен, обитатели города пасуют и смиряются перед ним. Только приказчик Дикого, Кудряш, похваляясь своей молодеческой удалью и способностью «постращать», рискует говорить с хозяином на его же языке.

В Калинове есть еще более страшный самодур, способный, по словам служанки Глаши, «прекратить» даже Дикого. Это Кабаниха, известная всем прежде всего как «лютая свекровь».

«Нищих оделяет, а домашних заела совсем»,— так характеризует ее Кулигин (д. 1, явл. 3).

Главные ценности жизни здесь извращены и перевернуты: Калинов — своеобразный «мир наизнанку». Странница Феклуша лицемерит, когда сравнивает Калинов с «обетованной землей». Борис жалуется Кулигину на то, как ему трудно здесь: «Я понимаю, что все это наше, русское, родное, а все-таки не привыкну никак!» (д. 1, явл. 3). «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — заключает Кулигин.

В жизненных позициях калиновских самодуров есть вполне определенные различия. Верно замечено, что Дикой, в отличие от Кабанихи, постоянно заботится о деньгах. Как тип Дикой предвосхищает купцов из «Бесприданницы», хотя и отличается от них крайним невежеством.

Дикой — олицетворение ничем не сдерживаемого произвола. Он не может удержаться, чтобы не обругать ни в чем не повинного человека, он тиранствует, глумится над жертвой. Но Островский-реалист показывает жизненно правдивые, многомерные характеры.

Даже в Диком может пробудиться какое-то человеческое движение, он способен покаяться на миру.

Кабаниха же страшна тем, что считает себя исполнительницей Закона. В ее доме праведность заменяется мнимым благочестием, любовь — страхом, доверие — формальными запретами. Происходит полная подмена и формализация духовных ценностей.

В центре конфликта пьесы — два сильных женских характера, противостоящих друг другу. Катерина и Кабаниха — обе максималистки (А. И. Журавлева).

Максимализм Катерины — в безграничной и высочайшей требовательности к себе (правы исследователи, интерпретирующие «Грозу» как трагедию совести).

Максимализм Кабанихи — в ревностном отстаивании старых порядков в их худших проявлениях. В этом она вполне искренна.

Во время своего первого появления на сцене Катерина разговаривает с Кабанихой почтительно и кротко. Более того, она, по замечанию Я. С.

Билинкиса, хочет освятить свои семейные отношения высоким именем матери: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит» (д. 1, явл. 5). Кабаниха неизменно сурова, непреклонна, несправедлива в своих упреках невестке.

Она «ест поедом», иезуитствует, обвиняет Катерину в том, что та блюдет форму, не испытывая чувств. Последнее как раз отличает саму Кабаниху: это ей важна форма человеческих отношений, соблюдение ритуала, а не суть, не живая их наполненность.

Для Катерины мир патриархальности исполнен глубокого смысла и поэзии. «Это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный»,— совершенно справедливо отмечал Добролюбов.

Уходит Кабаниха — жену начинает упрекать Тихон: «Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки!..» (д. 1, явл. 6). Безвольный и слабый муж не способен защитить Катерину. Примечательно, что и он, и возлюбленный героини соотнесены между собой: Борис столь же уступчив, тих и робок.

Катерина, выделенная из среды калиновских обитателей высокой духовностью, как трагическая героиня изначально несет на себе «полный груз страданий» (выражение Б. Эйхенбаума). В процессе развития действия все глубже открывается нам живая и поэтическая душа героини.

Знаменитый монолог Катерины: «Отчего люди не летают?» (д. 1, явл. 7) — свидетельствует о сильнейшем порыве к воле, об одухотворенном и остром ощущении прекрасного, о радостном восприятии Божьего мира. Наконец, здесь угадывается своеобразная символика праведности и духовной чистоты.

По наблюдению Ю. В. Лебедева, «в сознании Катерины вскрываются глубокие пласты славянской культуры». Согласно древним поверьям, души праведных людей после смерти обращались в птиц, летевших в рай.

Варвара реагирует на поэтические грезы Катерины примерно так же, как Кудряш на слова Кулигина: «Я не понимаю, что ты говоришь».

Катерина росла в родительском доме в атмосфере взаимной любви и свободы. «Что хочу, бывало, то и делаю»,— вспоминает она (д. 1, явл. 7). В рассказе Катерины о девичестве патриархальный мир представлен Островским в его лучших чертах, в первозданной целостности и красоте. Катерина воспринимает красоту через веру.

В ее религиозных настроениях преобладает захватывающая радость жизни. В воспоминаниях героини о детстве заключен совершенно особый поэтический свет. Ей снятся золотые храмы, необыкновенные сады, поющие невидимые голоса, горы и деревья «не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся» (д. 1, явл. 7). Красота воплощается в образе рая.

Ощущения Катерины дают читателю (зрителю) представление об интенсивной жизни ее расцветающей души. А в доме Кабановых она, по ее собственным словам, «завяла совсем».

Странницы, посещающие дом Кабановых, совершенно не похожи на странниц из детства Катерины: они рассказывают о людях «с песьими головами», каких-то неслыханных аномалиях природы, пророчат последние времена.

В этой тяготящей Катерину неволе ярко вспыхивает зарождающаяся любовь — как величайшее благо (голубь — «благая весть») и вместе с тем как чувство, которое осознается героиней, замужней женщиной, как запретное и недоступное. Это и чудо, и грех. И упоение, и погибель.

Катерина заранее знает: то новое, необыкновенное, что в ней появилось, будет стоить ей жизни. По мере того как собирается гроза, растет и внутренняя тревога Катерины. В ее цельной по природным задаткам личности зарождается и все явственнее обнаруживается мучительное противоречие.

В душе героини идет борьба между долгом и страстью (классическая трагедийная коллизия), усиливается сознание того, что грех овладевает ее душой. Слово «грех» становится одним из наиболее употребляемых драмы Островского.

Психологическое состояние Катерины обусловлено трагическим раздвоением: обостренным чувством совести и неудержимым своеволием.

Безусловно, правы исследователи, связывающие кризис в душе героини с социально-историческим кризисом патриархальных форм отношений. Современные исследователи А. И. Журавлева и Н. Д. Тамарченко, подходя к «Грозе» с разных позиций, справедливо подчеркивают, что чувства и сознание Катерины не совпадают с традиционными формами быта.

Любовь Катерины — избирательна, индивидуальна и романтична. А нравственные устои предопределены патриархальной моралью, ее неукоснительно соблюдаемыми нормами и заповедями, не утратившими для героини глубинного значения, не поставленные ею под сомнение.

Катерина изо всех сил пытается сопротивляться зарождающемуся в ней чувству и убеждается, что ей никуда не уйти «от этого греха».

Значительную роль в развитии действия играет сцена отъезда Тихона. Катерина умоляет мужа взять ее с собой, но Тихон ей не опора.

Мечтающий хотя бы на две недели избавиться от домашней «грозы», Тихон глух к этому голосу отчаяния. Он ведет себя отстраненно, говоря, что ему не до жены. В сцене с ключом (д. 2, явл. 10) Катерина совершает выбор.

Ее монолог заканчивается всплеском страсти: «Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!»

В Катерине ярко выражено личностное начало. Это самобытная натура с сильным природным темпераментом. Ее самозабвенная любовь к Борису (хоть и полюбила она его, как писал Добролюбов, «на безлюдьи») дана в драме на высочайшем эмоциональном накале.

Ночь свиданий на Волге полна у Островского невыразимой поэзии и опьяняющей красоты. К речи Катерины, обращенной к Борису, слышится песенный речитатив: «Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски» (д. 3, явл. 3).

Борис отвечает осторожно и робко: «Вы сами велели мне прийти». Перед нами классическая для ряда произведений русской литературы ситуация: сильная женщина и слабый мужчина. Катерину любовь приобщает к вечности. Чувства Бориса не столь масштабны.

Обратим внимание на то, что интересует Бориса: «Надолго ль муж-то уехал?»

Сцены свиданий Катерины и Бориса и Варвары и Кудряша не случайно поставлены Островским в параллель. Между Варварой и Кудряшом — самый обыденный разговор. Несколько раз автор, изображая Варвару, повторяет ремарку «зевая».

Прозаичность Варвары подчеркивает исключительность поэтических и трагичных переживаний Катерины, силу и одухотворенность ее любви.

Самое главное в героине Островского как русской женщине — ее живая совесть, бескомпромиссность, высочайшая нравственная требовательность к себе.

Главное событие IV действия — собирающаяся и затем разразившаяся гроза. Во 2-м явлении Дикой и Кулигин разговаривают о грозе и громоотводах. Даже лучший из обитателей Калинова, Кулигин, далеко отстал от жизни: он весь с его литературными пристрастиями и техническими открытиями в XVIII веке.

Попытавшись убедить Дикого в необходимости громоотводов, Кулигин смиренно отступает. «Да гроза-то что такое, по-твоему, а?» — спрашивает Дикой. «Электричество», — отвечает Кулигин. Его ответ возмущает Дикого. Гроза внушает калиновцам мистический страх, она — напоминание о нравственной ответственности.

Такое представление о грозе восходит к народной поэтической мифологии. Что же значит гроза для Катерины? Пророчества о геенне огненной полусумасшедшей барыни доводит внутреннее напряжение Катерины до последней черты, до прилюдного публичного покаяния. Как точно писал Я. С.

Билинкис, «Катерина убеждена, что за неверность Тихону (вот такому, какой он есть!) на нее двинется сама природа и обрушится небо». Вот почему неизбежно ее публичное покаяние. Оно внутренне необходимо Катерине.

С этого момента ее жизнь в доме Кабанихи становится совершенно невыносимой.

Тихон, жалеющий Катерину, рассказывает Кулигину о беспросветно тяжелой атмосфере в доме: «Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» (д. 5, явл. 1).

Читайте также:  Природные ресурсы африки

Кабаниха, у которой даже религиозные ценности подменяются чем-то совершенно противоположным, не ведает милосердия и любви, ее мораль беспощадна и сурова.

Тяжкие испытания, которые выпали на долю Катерины, не убили ее живой души, способности любить и сострадать. Любовь по-прежнему осознается ею как высочайшая ценность жизни.

Сцена отъезда Бориса перекликается со сценой отъезда Тихона. Сочувствуя Катерине, Борис признается в своей слабости: «Эх, кабы сила!» А Катерина просит прощения у возлюбленного и прощается с ним — уже навеки.

Круг одиночества окончательно замыкается.

Н. Д. Тамарченко справедливо подчеркивает, что в «Грозе» нет благополучных семей, состояние кризиса характеризует калиновский мир в целом. За этим у Островского стоит обобщение всероссийского масштаба.

В русской трагедии Островского, написанной в предреформенный период, жизнь показана в состоянии крайнего напряжения, социального и нравственного перелома, эпохального сдвига.

На этом завершим анализ произведения “Гроза” Островского.

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. – СПб.:”Паритет”, 2001

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/ostrovskij_a_n/ostrovskij_groza_analiz_proizvedenija/65-1-0-1149

Анализ драмы Островского “Гроза”

Александр Островский как-то отправился путешествовать по Поволжью, и его настолько впечатлила поездка – люди, быт, нравы, что он сел за написание произведения, ставшего в будущем одним из самых популярных в русской литературе. Это драма «Гроза», анализ которой мы сейчас и проведем.

Сразу отметим, что вы также можете прочитать краткое содержание «Грозы» и статьи Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Написана была драма «Гроза» за год до знаменательного в России события, когда было отменено крепостное право. Дата написания «Грозы» – 1859 год.

Но интересно, что эту проблему Островский совершенно не затрагивает, сосредоточившись на остром конфликте, зревшем вот уже долгое время в обществе – это противостояние старых и новых порядков.

Делая анализ драмы «Гроза» Островского, обязательно отметим место происходящих событий, им становится выдуманный приволжский город Калинов. И это не случайная деталь, потому что этим Островский показал обширность атмосферы, она царила не в каком-то отдельном городе, а по всей стране.

Главные герои «Грозы»

Обратим внимание на главных персонажей, особенно, если вы готовите сочинение по драме «Гроза». Рассмотрим Катерину Кабанову, её не случайно Добролюбов описывает как «луч света в тёмном царстве». Девушку от других отличает честность и желание быть свободной, и другим она своих взглядов не навязывает, как, например, Кабаниха.

Катерина не учит других старым порядкам, не унижается она до вранья, как ее супруг, не прячется, как Варвара Кабанова.

Она честна, прежде всего, сама с собой, и из-за этого попадает в замкнутый круг. Но вот появляется Борис, который приходится племянником Дикому.

С Катериной у них похожие взгляды, к тому же оба испытывают друг к другу симпатию. Включите эту мысль в сочинение по драме «Гроза».

Влюбившись в Бориса, Катерина понимает, что сил для того чтобы вести борьбу с лицемерием, ложью и порядками в Калинове, у нее хватает. Она подумывает разойтись с супругом.

И вот важный момент, который становится ясным при анализе «Грозы» Островского – Борис не тот, которого ожидала увидеть главная героиня. Хотя Борис против порядков Калинова, на деле он совершает поступок в таком же духе. Вспомните разговор с Кулигиным.

Борис ясно выражает свое мнение к вопросу отношений с человеком, которого ты презираешь, но благодаря которому можно достичь личной выгоды. Борис сам делает это из-за наследства.

Другие детали анализа драмы «Гроза»

Конечно же, в драме Островский заложил конфликт, который обязательно нужно учесть при написании сочинения по теме «Гроза». Этот конфликт становится очевидным после анализа образа Катерины. Она попала в безысходное положение, но рядом с ней те, кто могут выбирать, как жить.

Например, Варваре хочется продолжать видеться с тем, кого она любит – девушка решает поменять замок на садовой калитке. Или Тихон. Он жалуется, что мать контролирует его, но и дальше подчиняется ее указаниям. И это одна сторона конфликта драмы.

Вторую сторону мы видим, составляя идейный анализ «Грозы». Главная героиня, как мы отметили выше, хочет быть честной и жить по таким устоям, а остальным жителям Калинова хочется врать, сплетничать и осуждать других, как это делают Феклуша и Глаша.

Итак, конфликт в драме «Гроза» Островского очень ярко выражен. Это конфликт старых и новых порядков, прошедшего и будущего времени.

Причем, очень важно сказать, что Островский заложил конфликт не между героями драмы, а во внутреннем мире Катерины, которая не в силах жить по старым устоям, и она не хочет этого.

В то же время, по новым порядкам жить тоже невозможно, потому что старых законов пока не преодолеть.

Общий вывод

Сделав краткий анализ драмы «Гроза» Островского, мы рассмотрели не просто сюжетную линию и некоторые характерные черты произведения, но получили общий характер жизни русского обществе той эпохи накануне отмены крепостного права.

И в творчестве самого автора «Гроза» стала наиболее известным и талантливым произведением, и в русской драматургии она заняла важнейшее место.

Надеемся, что для вас оказалась полезной эта статья, в особенности, если вы готовите сочинение по драме «Гроза», или хотите в общем сделать ее анализ. Будем рады, если и другие статьи из нашего литературного Блога вам пригодятся.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-dramy-ostrovskogo-groza

Анализ произведения А.Н. Островского «Гроза»

Многие читают литературные произведения, и вот я решил написать сочинение на тему этого замечательного произведения. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Это самое лучшее произведение писателя. В своем произведение автор изображает «темное царство».

Среди героев драмы, безусловно главное место занимает героиня Катерина. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающих ее среды. Катерина — молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабалова. Она живет со своим мужем в доме свекрови, которая управляет всеми ее жителям, а к Катерине относится как к вещи.

Катерина — честная, правдивая, искренняя женщина, привыкшая к воле, чтоб ею никто не управлял, не приказывал. Она была очень небожна. В детстве, по утрам она молилась богу, носила воду из ключа.

В этой драме Катерина против устоев крепостничества. Она – луч в «тёмном царстве».

Она не выносит не забываемые правила Кабанихи, которая в пьесе самодур, деспот, ни с кем не считается, не идет на уступки, всех загнала в доме.

Тихон – муж Катерины. Он во всем повинуется воли своей матери: «Я, кажется, мальчишка, из вашей воли ни на шаг». Он не может что-то сделать против Кабанихи, он не борется с жителями «темного царства». Главное правило Варвары: «делай, что хочешь, только бы все шито крыто было». Хоть она и любит Катерину, уважает ее, она тоже ничего не может сделать.

Она тайно встречается с Кадряшом, который уже может постоять за себя. Его боится Дикой. Они всегда спорят. А Дикой – настоящий самодур. Его жена бегает по утрам, чтоб ему никто не перечил, не спорил, а то настроение испортят, весь день будет злой. Он очень жадный человек, как и все помещики. Он никогда не отдаст денег Борису, которому завещала их бабушка.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Борис любит Катерину, а она его нет. Но он никогда не пойдет против воли своего дядюшки Дикого. Он старается ему во всем угодить, лишь бы Дикой дал денег. Он настоящий трус. Когда Бориса Дикой постлал в Сибирь, он не захотел взять с собой Катерину.

Он боялся. Катерина не видела ни в ком поддержки. Она не знала, кому можно довериться, кто мог бы ей помощь. И поэтому она решается уйти из этой жизни. Она решается продолжать жить в обществе, в которое она попала. В ее смерти виноват ее муж Тихон.

Пьеса «Гроза» учит нас о том, что нужно бороться против несправедливости. И чем терпеть унижения лучше победить и умереть.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/02/analiz-proizvedenija-ostrovskogo-groza.html

Анализ драмы А.Н. Островского “Гроза”

Драма «Гроза» – вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала “Библиотека для чтения” за 1860 год. Основная тема пьесы – борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями.

Город Калинов и его обитатели. 

Город Калинов на Волге – собирательный образ волжских городов – хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся в начале пьесы и песня “Среди долины ровныя”, которую поет житель города Кулигин, придают общероссийский масштаб всему происходящему.

Пейзажный фон, позволяющий по контрасту лучше понять атмосферу жизни калиновцев; Мертвая замкнутость жизни в городе. Неразвитость мышления жителей города (эпизод с Феклушей).- Состояние жизни в городе можно оценить как “предгрозовое” – пошатнулся старый уклад жизни, обнаружилась его ветхость и непригодность для новой жизни.

Внешне же пока все выглядит спокойным.

Основной конфликт драмы – столкновение самодуров и их жертв. В пьесе он воплощается как конфликт семейный – столкновение молодой Катерины Кабановой со свекровью, почитаемой в городе купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой. Семейная драма, которая закончилась так трагично, отражает состояние общества в предреформенную эпоху. 

Герои. Марфа Кабанова и купец Савел Дикой – патриархальный уклад. Дикой – тип самодура, Кабанова – символ догматизма, она защищает уже не только смысл старых традиций, но и форму (например, требует от Катерины падать на землю и причитать при отьезде мужа). Жизненная позиция Кулигина. Кулигин и Феклуша – полярное понимание и отношение к нравам “темного царства”. Варвара и Кудряш.

Черты Катерины, сложившиеся в родительском доме: религиозность, поэтичность натуры, жизнерадостность, ощущение полноты жизни, любовь к природе. Катерина в доме Кабановых: ощущение подневольности, невыносимости однообразия и скуки жизни; сдержанность и терпение; неумение и нежелание лгать и скрывать свои проступки.

Черты Катерины, раскрывшиеся в любви к Борису: сила и глубина чувства, проснувшаяся жажда любви, независимости, счастья; внутренний разлад между желаниями и привитыми с детства принципами морали и религии; готовность умереть, чтобы не жить в рабстве без любви и счастья.

Образ Катерины в пьесе – воплощение живых народных традиций (проанализировать речь Катерины – она зачастую строится на образах народных лирических песен). Трагедия Катерины – одиночество: муж отталкивает ее, возлюбленный оставляет, Варвара просто не понимает ее (они – носительницы разных типов морали).

Катерина в драме Островского выражает лучшее, что есть в народном начале, гибель ее символизирует близкий конец этого неповторимого народного мира под давлением исторических событий. Но и над старым миром нависла “гроза”.

Н.А. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, а Д.И. Писарев – “полоумной мечтательницей”. Ошибка Добролюбова в том, что он отделил Катерину от ее среды. Писарев не отрывает Катерину от ее мира, но отказывает ее образу в возвышенном, светлом значении. Н.А. Добролюбов, “Луч света в темном царстве”.

Основы новой критики. Отличие Островского от других писателей, изображавших “внутреннюю сторону жизни”. Основное содержание драм Островского. Причины власти самодура и безответность окружающих его лиц. Необходимость в пьесах Островского второстепенных лиц. Изображение провинциальной жизни. Дикой и Кабаниха.

Особенности драмы “Гроза”. Особенности характера Катерины: свободолюбие, невозможность компромисса в сочетании с религиозностью и романтической мечтательностью, привитых воспитанием. Катерине свойственны такие качества как честность, ответственность, цельность, гармоничность.

Причины выявления сильного характера у женщины. “В цельности и гармонии характера Катерины заключается его сила…” Ничего в нем нет внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил.

Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия”. Добролюбов считает, что освобождение ценой собственной жизни “грустно” и “горько”, но другого выхода нет.

“Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера”.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2013/08/blog-post_13.html

Ссылка на основную публикацию