А. а. фет “певице”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Фета Певице



А. А. Фет занимает видное место среди других поэтов и писателей России. Критики считали его новаторов, обладавшим тонким чутьем лирика. Об особо удачных лирических стихотворениях говорили, что они написаны «почерком Фета». Поэт стремился выразить свою душу и переполняющие ее чувства.

В стихотворении «Певице» А. А. Фет попытался максимально четко описать роль любви и искусства в жизни каждого человека. Для поэта это не просто слова, для него это смысл существования, смысл самого прекрасного, что может быть в жизнь каждого.

В стихе поэт попытался раскрыть свой внутренний мир при помощи мелодии песни. Каждая нотка, каждый аккорд имеет свой образ, качественным образом, выделяющийся среди других звуков, доступных человеческому восприятию.

Читатели не просто знакомятся с умело подобранными метафорами: «заря за морем, «улыбка любви», «голос горит», «громкий прилив жемчуга» и т.д. он чувствует настроение поэта в этот момент. Все словосочетания воспринимаются как единый музыкальный аккорд, где каждый отдельный звук сливается в единую картину.

До Фета русская поэзия не была знакома с такими метафорами. После Фета это направление в некоторой степени забыло и возродилось во всей своей красе только с приходом символистов. Мысли Фета высоко ценили С. Есенин, А. Блок, Н. Рубцов и К. Бальмонт.

Стоит отметить, что для современных читателей, стихотворение может показаться очень необычным и сложным для восприятия, а в некоторых случаях и нелогичным. Но это только на первый взгляд ведь если вчитаться, то можно прийти к выводу, что стихотворение написано удивительно рационалистично.

Таким образом, стихотворение «Певице» — это новое, даже революционное направление в написании стихотворений, ведь до А. А. Фета еще никто не выражал так точно свои чувства и эмоции. Состоящая из отдельных «аккордов» «песня» в конечном результате превращается в прекрасную музыкальную композицию из чувств, переживаний и любовных порывов.

Анализ стихотворения Фета «Певице»

Анализ стихотворения Фета «Певице»

Истоки лирики Фета находятся в романтической поэзии, конкретнее – в творчестве Гейне, Байрона, Лермонтова. Широкая публика со стихотворениями Афанасия Афанасиевича познакомилась в 1850-60-е годы.

Тогда в русской литературе установился практически диктат приверженцев гражданской поэзии во главе с Некрасовым. По их мнению, стихотворные произведения нужно непременно писать на злобу дня. Фет, считавший, что искусство должно интересоваться исключительно красотой, пришелся несколько не ко двору.

Современники не принимали его лирику, считая ее слишком непонятной, не отражающей актуальные проблемы общества.

Мировоззрение Афанасия Афанасиевича всегда было близко к античной философии. Именно в ней стоит искать корни поклонения Фета красоте и природе. Из западных мыслителей он больше всех ценил Шопенгауэра.

Поэт хорошо осознавал общую трагичность жизни, но преобладающей интонацией его лирики все равно оставался восторг, вызванный созерцанием красоты, упоением любовью.

Фет отличался уникальной способностью – «ловить неуловимое», находить образ и название тому, что до него было лишь «мимолетным ощущением души человеческой».

В своих стихотворениях Афанасий Афанасиевич максимально приблизился к музыке. Пытаясь словами выразить смутное, неясное настроение, он нередко прибегал к напевной мелодии.

Часто поэт рисовал звуковую картину, пользуясь зрительными ассоциациями, что можно видеть в произведении «Певице», написанном в 1857 году.

Эмоции, вызванные прослушиванием песни, Фет пытается облечь в конкретные образы – «звенящая даль», «кротко светит улыбка любви», голос артистки замирает, чтобы потом вернуться, «грянуть звонким приливом жемчуга».

Афанасий Афанасиевич подбирает яркие, нетривиальные средства художественной выразительности. У него нет цели, чтобы читатели занимались их буквальным толкованием. Задача первостепенной важности – передать общее настроение.

Сочетания слов, переплетения образов стоит воспринимать как единый музыкальный аккорд, в котором гармония целого не подразумевает вслушивания в отдельно взятые звуки.

Песенный характер стихотворения подчеркивается и композиционным построением – в финальной строфе Фет с небольшими изменениями объединяет первые два стиха начальной строфы с последними двумя стихами второй строфы.

Музыкальность лирики Афанасия Афанасиевича по достоинству оценена композиторами. Недаром множество произведений поэта стали популярными песнями и романсами.

Лирика А. А. Фета

Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно – Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика.

Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее.

Словосочетания, встречающиеся у Фета, поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.

Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем “травы в рыдании”, “овдовевшую лазурь”, “лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой”. Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, “тяготело”, не только к поэзии, но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение “Певице”:

Уноси мое сердце в звенящую даль, Где, как месяц за рощей, печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

Тяжело понять, как в звуках могут быть “жаркие слезы”, почему на них “кротко светит улыбка любви”. Но произведение действительно имеет неповторимый музыкальный эффект.
Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

Со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, а сердце уносится в “звенящую даль”. Именно такие чувства вызывает цикл стихотворений “Мелодии”.

Как легко проследить течение мыслей автора- звуки фортепиано плавно перетекают в пение “хора природы”, которое сменяется отдельными аккордами гитары, пробуждающими воспоминания, выстраивающими образы:

Читайте также:  Создание спектроскопа: первые шаги в новую астрономию

И меняется звуков отдельный удар, Так ласкательно шепчут струи, Словно робкие струны воркуют гитар,

Напевая призывы любви.

Удивляет то, сколько оттенков чувств можно проследить в лирике Фета. Это и грусть, и тревога, и сомнение, и страсть, и тоска- все это отражено подчас в двух-трех четверостишиях.

Стихотворения этого поэта будят в душе неповторимые чувства. Обладая ассоциативно-метафорическим мышлением, автор доносит до читателя необычные образы, и читатель сам “додумывает” ситуацию, представленную в стихотворении.

Это лишь намек на то, о чем хотел сказать автор.

Фет – поэт-живописец, во многих его стихотворениях прослеживается богатая цветовая гамма, подчас контрастная, где четко проявляются свет и тени:

Месяц светом с высоты Обдал нивы. А в овраге блеск воды,

Тень да ивы.

Также в стихотворениях Фета можно выделить такие, в которых отражается движение, жест. Например, в стихотворении “Диана” отражение в воде лика богини, колеблемое ветром, дает жизнь неподвижному мрамору.

Фет стремится расширить границы языка, поэтического слова, но приходит к выводу, что выразить на бумаге можно лишь малую часть всех чувств, переживаний, а все остальное принадлежит тебе и твоему внутреннему миру, понять который не может никто.

Осознавая ограниченность словесного материала, поэт восклицает:

Как беден наш язык! — Хочу и не могу — Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Жалуясь на нехватку словесного материала, поэт все же смог выразить свои чувства и переживания, используя полеты своей фантазии. В лирике Фета слились поэзия, живопись, музыка, которые в совокупности составляют неповторимое обаяние фетовской поэзии.

3031 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу” :

«Певице» А.Фет

Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей: Выше, выше плыву серебристым путем,

Будто шаткая тень за крылом.

Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря,- И откуда-то вдруг, я понять не могу,

Грянет звонкий прилив жемчугу.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль, Где кротка, как улыбка, печаль, И всё выше помчусь серебристым путем

Я, как шаткая тень за крылом.

Анализ стихотворения Фета «Певице»

Истоки лирики Фета находятся в романтической поэзии, конкретнее – в творчестве Гейне, Байрона, Лермонтова. Широкая публика со стихотворениями Афанасия Афанасиевича познакомилась в 1850-60-е годы.

Тогда в русской литературе установился практически диктат приверженцев гражданской поэзии во главе с Некрасовым. По их мнению, стихотворные произведения нужно непременно писать на злобу дня. Фет, считавший, что искусство должно интересоваться исключительно красотой, пришелся несколько не ко двору.

Современники не принимали его лирику, считая ее слишком непонятной, не отражающей актуальные проблемы общества.

Мировоззрение Афанасия Афанасиевича всегда было близко к античной философии. Именно в ней стоит искать корни поклонения Фета красоте и природе. Из западных мыслителей он больше всех ценил Шопенгауэра.

Поэт хорошо осознавал общую трагичность жизни, но преобладающей интонацией его лирики все равно оставался восторг, вызванный созерцанием красоты, упоением любовью.

Фет отличался уникальной способностью – «ловить неуловимое», находить образ и название тому, что до него было лишь «мимолетным ощущением души человеческой».

В своих стихотворениях Афанасий Афанасиевич максимально приблизился к музыке. Пытаясь словами выразить смутное, неясное настроение, он нередко прибегал к напевной мелодии.

Часто поэт рисовал звуковую картину, пользуясь зрительными ассоциациями, что можно видеть в произведении «Певице», написанном в 1857 году.

Эмоции, вызванные прослушиванием песни, Фет пытается облечь в конкретные образы – «звенящая даль», «кротко светит улыбка любви», голос артистки замирает, чтобы потом вернуться, «грянуть звонким приливом жемчуга». Афанасий Афанасиевич подбирает яркие, нетривиальные средства художественной выразительности. У него нет цели, чтобы читатели занимались их буквальным толкованием.

Задача первостепенной важности – передать общее настроение. Сочетания слов, переплетения образов стоит воспринимать как единый музыкальный аккорд, в котором гармония целого не подразумевает вслушивания в отдельно взятые звуки.

Песенный характер стихотворения подчеркивается и композиционным построением – в финальной строфе Фет с небольшими изменениями объединяет первые два стиха начальной строфы с последними двумя стихами второй строфы.

Музыкальность лирики Афанасия Афанасиевича по достоинству оценена композиторами. Недаром множество произведений поэта стали популярными песнями и романсами.

Певице
Стихотворение Афанасия Фета

Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви. О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей: Выше, выше плыву серебристым путем, Будто шаткая тень за крылом.

Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря,- И откуда-то вдруг, я понять не могу, Грянет звонкий прилив жемчугу. Уноси ж мое сердце в звенящую даль, Где кротка, как улыбка, печаль, И всё выше помчусь серебристым путем Я, как шаткая тень за крылом.

Читайте также:  Сочинение на тему: "русское устное народное творчество"

Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.
Москва: Детская литература, 1996.

Другие стихи Афанасия Фета

Послушайте стихотворение Фета Певице

Темы соседних сочинений

← Осень↑ ФетПервый ландыш →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/feta/pevice

Анализ стихотворения Фета Певице

Современники не принимали стихотворения Фета, по крайней мере, в 50 – 60-е года. В то время лирика писалась на злобу дня, и это было, чуть ли не единственное направление, которое вызывало одобрение читателей. Тогда королём поэзии был Некрасов.

Фет же предпочитал бытовые драмы красоте и природе как темам для его стихотворений. Сейчас можно сказать, что этот подход оправдал себя. Фет не затерялся в океане времени, он по-прежнему свеж и актуален, его интересно читать и находить ассоциации в современной жизни.

У Фета была способность передавать в поэзии то, что передать сложно, если не сказать – невозможно. Для этого он пользовался не только словами как единицами языка, но и их звучанием.

Фет строил аудиополотно, где слова превращаются в музыку, не теряя своего смысла. Его стихотворения отличаются музыкальностью. Не зря их оценили по достоинству композиторы и их лежат на музыку.

Поэзия Фета очень интересна.

В стихотворении «Певице» великий поэт описывает своё впечатление от мастерства исполнительницы, которому он внимал, сидя в зрительном зале. У Фета тоже музыка, он её творит, передавая непередаваемое. И это получается. То, что не передаётся конкретным словом, передаётся звучанием всего стихотворения.

В первой строфе Фет просит певицу голосом унести вдаль его сердце, пробудить в нём сладкую печаль. Певица будто плачет, исполняя произведение музыки, но сама песня ей кротко улыбается.

Звук обращается с хорошими чувствами к тому, кто его исторг. Во второй строфе Фет говорит: ему легко плыть по волнам её песни. Всё выше и выше.

Он называет певицу «дитя» – может, у них существенная разница в возрасте.

В третьей строфе великий поэт описывает: её голос, жаркий и чувственный, замер. Так заря ночью готовится осветить Землю. И вот новая волна песни, как жемчужная волна. В четвёртой строфе поэт повторяет мотивы из первой и второй, но они обретают новый смысл. Песня находится на новом уровне, и это блаженство неизвестно когда закончится. Расслабься и слушай.

По плану

  • Анализ стихотворения Северянина Это было у моряИгорь Северянин удивительный писатель начала двадцатого века, его творчество начиналось в период рождения такого литературного направления как футуризм и стихотворения имели много общего с этим специфическим направлением.
  • Анализ стихотворения Пушкина Безумных лет угасшее весельеБольше всего на свете Пушкин любил и ценил свободу. Но ему пришлось её лишиться, причём добровольно. Он предложил руку и сердце своей любимой женщине, Наталье Гончаровой, и получил согласие. Скоро свадьба. И поэтому свободе конец.
  • Анализ стихотворения Барто Я вырослаДетство – прекрасная пора, не у всех, но у многих. И посвятить своё творчество детству и детям способен не каждый. Для этого нужно сохранить в душе активного внутреннего ребёнка, любить детей (на что тоже не каждый способен),
  • Анализ стихотворения Некрасова СонСтихотворение Николая Некрасова « Сон » было написано 12 ноября 1877 года. После прочтения стихотворения у меня остались хорошие впечатление о нем, само произведение не имеет в своей структуре поэтического звучания и рифмы,
  • МаяковскийВладимир Владимирович Маяковский родился в Грузии. В их семье было пятеро детей, но выжил один Владимир. Семья была очень бедная, поэтому Маяковский доучился только до 5-го класса. Поэт не раз попадал в тюрьму из-за своих

Источник: https://analiz-stihov.ru/fet/pevicze

Художественное своеобразие лирики А. А. Фета | Открытый класс

Вид урока: урок – исследование

Формы работы учащихся: работа в группах (обучение в постоянном взаимодействии членов группы); коллективная (работа отдельных групп над общим заданием)

Структура и ход урока

  Этап урока

ОneNote 

Online

Деятельность учителя

Деятельность учеников Временная реализация
I

Этап организации групповой деятельности

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Начало», страницы 1) «Перед началом работы», 2)«Правила работы в группе», 3)«Состав групп».

Вступительное слово учителя

Каждый художник слова по – своему видит окружающий мир и по – своему использует арсенал существующих  языковых средств, стремясь воплотить в слово впечатления от увиденного и пережитого. 

Сегодня на уроке мы постараемся определить, в чём заключается индивидуальная творческая манера Фета как художника слова. Для этого исследуем разные уровни его  стихотворения «Певице» (1857).

1.Знакомство с инструкцией «Перед началом работы» и  памяткой «Правила работы в группе».

2.Выбор каждой группой определённого уровня текста для исследования и цвета для редактирования текста.

3. Заполнение таблицы о составе групп.

3 минуты
ӀӀ  Этап столкновения с проблемой

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»

А. А. Фет помещал стихотворение «Певице» в своих прижизненных изданиях в разделе «Мелодии» не случайно, т. к. оно, одно из самых мелодичных  его созданий, в наибольшей степени отражает индивидуальную поэтическую манеру автора.

Предположительно в 1873 году П. Чайковский пишет романс «Уноси мое сердце».  Стихи и музыка слились воедино и по смыслу и по художественному выражению.

– Прослушайте романс в исполнении Ирины Архиповой, созданный на стихи А. А. Фета, и подумайте: как поэт передал с помощью слова представление о музыке в стихотворении «Певице»?

Постарайтесь дать ответ на данный вопрос, сделав лингвистический анализ равных уровней поэтического текста.

Знакомятся с историей создания романса, прослушивают романс на музыку П. И. Чайковского. 5 минут
III  Подготовка к исследованию

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Текст», страница «Памятка для анализа текста»; раздел «Черновик», страницы групп;

раздел «Начало» страница «Обязанности»

Инструкции учителя

1.Вспомните этапы лингвистического анализа текста (Раздел «Текст», страница «Памятка для анализа текста»)

2. Прейдите в раздел «Черновик»,  затем на страницы групп и заполните фишбоун.

3.Распределите обязанности в группе (раздел «Начало» страница «Обязанности»)

4. Приступайте к анализу выбранного уровня текста.

1.Знакомятся с памяткой об анализе поэтического текста

2.Осуществляют рефлексию достижения цели

3.Заполняют фишбоун

4. Распределяют обязанности

7 минут
IV Этап актуализации имеющихся знаний при исследовании разных уровней поэтического текста  

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»;

раздел «Черновик», страница своей группы, раздел «Справка»

Инструкции учителя

1.Воспользуйтесь опорными вопросами и заданиями на странице своей группы (раздел «Черновик», страница своей группы)

2.В случае возникновения вопросов обратитесь к учителю или  к разделу «Справка»

Исследование группами различных уровней текста, редактирование совместно с другими группами  стихотворения «Певице» 15 минут
V Этап систематизации полученных знаний

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Текст», страница «А. А. Фет»

Учитель корректирует, дополняет выступления учащихся Презентация каждой группой результата исследования и сделанных выводов; каждая группа вносит добавления, совместно редактируя текст 10 минут
VI Подведение итогов исследования

http://1drv.ms/1gOUESJ

Раздел «Подведём итоги», страницы групп

Учитель выставляет итоговую оценку за урок каждому ученику

1.Осуществление саморефлексии

2. Оценивание результата работы старшим в группе

5 минут

ОПОРНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

– Проследите, где и как меняется интонация на протяжении текста. 

 – Прочитайте, что такое период в разделе «Справка». Можно ли выделить периоды в данном стихотворении? 

 – Обратите внимание на повторяющиеся звуки. Каким из них отдаёт предпочтение поэт? Как звучат строки благодаря аллитерации и ассонансу? 

 – Прочитайте, что такое анакруза в разделе «Справка». Найдите анакрузу в тексте.

 – Определите размер, рифму стихотворения. Чем они необычны? Благодаря чему достигается музыкальность строк?

 – Попробуйте сделать фоносемантический анализ стихотворения. Можно воспользоваться известной вам программой «Звукоцвет». Прокомментируйте полученный результат.

Сделайте вывод: почему строки А. А. Фета настолько музыкальны?

СИНТАКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 – Выделите смысловые части в данном стихотворении, озаглавьте микротемы.

– Чем необычна композиция произведения: сравните первую и последнюю строфы.

 – На какие части и почему можно разделить каждую строфу?

 – Исследуйте синтаксические конструкции предложений. Каковы средства связи предложений в данном тексте?

– Найдите в тексте повторы, синтаксический параллелизм, переносы строк. Какова их роль в тексте?

 Сделайте вывод: почему стихотворение произносится на одном дыхании?

ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

 – Фет часто использует романтические детали в лирике («сонный ручей», «одинокий листок»), неожиданно сочетает слова между собой («травы в рыданьи», «плачущие звуки»). Приведите ещё примеры, опираясь на предложенный текст. Как вы считаете, что достигает автор благодаря такой «поэтической дерзости»?

 – Выделите словесные ряды текстовых синонимов. Какие мотивы они образуют?

 – Какова песня певицы и каким представляется лирическому герою мир, когда он внимает чудесным звукам? Выделите тропы, дающие читателю яркое представление об этом.

Сделайте вывод: как поэту удаётся запечатлеть тончайшие движения

человеческой души?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА УСИЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

 – Прочитайте в разделе «Справка» об импрессионизме. Подумайте, что роднит полотна художников со строками Фета?

 – Выделите в тексте ключевые слова, составив семантические (смысловые) ряды существительных, глаголов, прилагательных и т. д.

– Чем необычно слово «зыбей» (вторая строфа)?

 – Почему автор использует повелительное наклонение глагола «уноси», оксюморонное сочетание «жаркие слёзы», риторическое обращение «О дитя!»? Как эти средства помогают понять читателю мир чувств, запечатлённых в стихотворении?

– Найдите в тексте необычные сочетания, построенные на основе ассоциативных связей. Какой дополнительный смысл рождается при сближении этих слов?

Сделайте вывод: почему, говоря о поэзии Фета, исследователи используют эпитеты «зыбкий», «неуловимый» «воздушный»?

Краткий прогноз выполнения заданий:

Стихотворение адресовано певице. Оно посвящено передаче образов, возникающих при слушании прекрасного пения. Фету удалось передать неразрывное по самой своей сущности представление о «музыке вообще», которым наделяли язык звуков романтики.   

Для поэтического текста характерно традиционное песенное четверостишие. Стихотворение состоит из четырёх строф, которые соответствуют четырём предложениям. Особую роль в тексте играют повторы и синтаксические параллелизмы, благодаря которым автору удаётся усилить музыкальность стиха.

Необычна интонация произведения: в нём можно выделить чёткие песенные интонационные периоды, логически завершённая фраза совпадает с последней строкой.

Песня певицы, печальная, наполненная эмоциями, находит оклик в душе лирического героя. Поэту удаётся передать, как постепенно душа героя открывается навстречу прекрасному, оказываясь в плену чудесных звуков.

Соединяя понятия разного логического ряда («звенящая даль», «незримые зыби»), используя абстрактные понятия,  неточные слова, текстовые синонимы, поэт  изображает, как душа лирического героя воспаряет над обыденностью и оказывается в ином мире – чудесном, идеальном.

Сочетание 4 – х стопного и 3 – х стопного анапеста также обуславливает музыкальность стиха; рифма парная, подчёркнутая созвучием мужской рифмы.

А. А. Фет слагает настоящий гимн красоте, подчёркивает силу искусства, создавая мир утончённых движений души.

Источник: http://www.openclass.ru/node/452705

Ссылка на основную публикацию