Времена года в поэзии фёдора ивановича тютчева

Владимир БОНДАРЕНКО. РЫЦАРЬ ПОЭЗИИ. К 145-летию памяти Фёдора Ивановича Тютчева – Газета День Литературы

Владимир БОНДАРЕНКО

РЫЦАРЬ ПОЭЗИИ

К 145-летию памяти Фёдора Ивановича Тютчева

Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев стоит как-то обособленно в русской поэзии, не принадлежит как бы ни одной эпохе, ни пушкинской, ни толстовской; он умудрился быть их современником, и в то же время существовать в одиночку. Почти всю жизнь проживший за границей, он был предельно русским, предельно державным поэтом. Николай Гумилев позже говорил, что поэзия Тютчева обладает совершенной простотой и естественностью.

Знаменитый русский поэт, мастер пейзажной, психологической, философской и патриотической лирики, Федор Иванович Тютчев происходил из древней дворянской семьи.

Поэт родился в Орловской губернии, в поместье Овстуг (сегодня это территория Брянской области), 23 ноября 1803 года.

С одной стороны, Тютчев – практически современник Пушкина, и мог бы при других обстоятельствах войти в эпоху пушкинскую, подобно Боратынскому, Чаадаеву, Батюшкову, Вяземскому и другим писателям того времени.

Но в силу своей судьбы он возглавил уже послепушкинскую эпоху.

Оставаясь всю жизнь на государственной службе, Федор Иванович Тютчев при жизни так и не стал официально признанным поэтом, он считал себя прежде всего дипломатом, служившим России. Да и существовал он в мире дипломатии, внешней политики, далек был от литературной среды.

Думаю, погрузись он с головой в литературу, получил бы и признание и известность, но он, может быть осознанно, отделил себя от Пушкина и его друзей, при этом искренне поклоняясь нашему поэтическому гению.

Федор Тютчев посвятил два стихотворения Александру Пушкину: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837».

Его можно назвать русским дипломатом, консервативным публицистом, членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайным советником. А можно просто – великим русским поэтом…

Федор был средним ребенком в тютчевском роду. Кроме него у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было еще двое детей: старший сын – Николай (1801-1870) и младшая дочь – Дарья (1806-1879). Начальное образование поэт получал дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Много лет Федор Тютчев проработал в дипломатической миссии в Германии, добился немалых успехов в русской внешней политике. Живя в Германии он общается и с немецкими поэтами, немало переводит их, но своей литературной карьерой никогда специально не занимался.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных в лирике поэта. Пейзажи, динамичность смены картин, многоликость живой природы показаны в таких стихах Тютчева, как: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою…».

Любовная лирика Тютчева является еще одним важнейшим направлением в творчестве поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Елене Денисьевой, возлюбленной поэта).

Федр Тютчев был достаточно влюбчивым человеком. Всем своим любимым поэт посвящал стихи.

Двадцать три года Федор Иванович посвятил дипломатической работе, прежде всего в Германии. Ее считал он своим главным делом, мечтал построить дипломатическую карьеру, а поэзии своей лишь уделял свободное время. Но в результате о Тютчеве-дипломате мало кто знает, а его поэзию любят миллионы. Кого не трогают строки:

Я встретил вас – и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

Всё в его поэзии так гениально просто, всё естественно.

Но не менее важна его публицистика, его взгляды на православие и католицизм. Иван Аксаков, один из первых наших тютчеведов, писал: “Его вера в Россию не основывалась на непосредственном органическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения.

‹…› Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей. ‹…› Позднее – вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирною христианскою монархией.

‹…› Одно время условием для этого великого события он считал соединение Восточной церкви с Западною чрез соглашение Царя с Папой, но потом отказался от этой мысли, находя, что папство несовместимо со свободой совести, т.е. с самою существенною принадлежностью христианства.

Отказавшись от надежды мирного соединения с Западом, наш поэт продолжал предсказывать превращение России во всемирную монархию, простирающуюся, по крайней мере, до Нила и до Ганга с Царьградом как столицей. Но эта монархия не будет, по мысли Тютчева, подобием звериного царства Навуходоносорова, – ее единство не будет держаться насилием…».

Первые публикации в России важнейших статей Ф.И. Тютчева («Россия и Германия», «Россия и Революция», «Римский вопрос», «Письмо о цензуре в России») в оригинале и переводе на русский язык в РА в 1873 и 1886 годах связаны с именем П.И. Бартенева, редактора и издателя РА (с 1863 по 1912 г.).

Еще 3 декабря 1868 года поэт писал ему: «С живым интересом и полною признательностью за доставление – читал я последние нумера вашего “Архива”.

По-моему – ни одна из наших современных газет не способствует столько уразумению и правильной оценке настоящего, сколько ваше издание, по преимуществу посвященное прошедшему».

В свою очередь издатель отчетливо понимал масштаб и значение личности поэта и мыслителя: «Его лучезарная голова – в неувядаемом венке живой поэзии; высокий строй его мыслей, беспредельная широта его сочувствий, что-то вещее, бывшее в Тютчеве, не умрут, пока сохранится на земле Русское слово и Русское имя».

К сожалению, до сих пор политические сочинения Федора Тютчева не анализировались серьезными комментаторами, филологам было не до политики, а политики уже давно воспринимают Тютчева прежде всего как поэта. А ведь он был серьезнейший политический мыслитель, и иные его сочинения актуальны до сих пор.

Федор Тютчев, неповторимо и органично сочетающий в своей публицистике «злободневное» и «непреходящее», оценивающий острые проблемы современности под знаком вечности, был в контексте первооснов человеческого бытия и «исполинского размаха» мировой истории. По словам И.С. Аксакова, «Откровение Божие в истории ‹…› всегда могущественно приковывало к себе его умственные взоры».

Темы будущих политических статей и исторических раздумий поэта просматривались уже в таких его ранних стихотворениях, как «Урания» (1820), «К оде Пушкина на Вольность» (1820), «14-ое декабря 1825» (1826), «Олегов щит» (1829), «Как дочь родную на закланье…» (1831), а в более поздних стихотворениях заняли большое и самостоятельное место.

Условно принято всю поэзию Тютчева делить на три периода.

1810-20 годы – начало творческого пути. В лирике очевидно влияние сентименталистов, классической поэзии.

1820-30 годы – становление почерка, отмечается влияние романтизма.

1850-73 годы – блистательные, отточенные политические стихотворения, глубокая философская лирика, «Денисьевский цикл» – образец любовной и интимной лирики.

Поэт скончался после серьезного инсульта, поразившего правую половину тела, 15 июля 1873 года. Он умер в Царском Селе, перед смертью успев случайно увидеться со своей первой любовью – Амалией Лерхенфельд, и посвятив ей одно из самых известных стихотворений «Я встретил вас». Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Федор Иванович Тютчев состоялся как великий русский поэт чуть ли не вопреки своему желанию. Устремленный в свою дипломатическую работу, он жаждал карьеры и роста в политике, лишь в свободную минуту отвлекаясь на поэзию. Да и кому был бы сейчас интересен министр или канцлер Тютчев, историкам, да и только.

А вот стихи его знают миллионы:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Он был не просто публицистом, а одним из идеологов русской внешней политики. По его мнению, русская Империя должна быть всегда единой: Православная Церковь – ее душа, славянское племя – ее тело.

Если бы Россия не пришла к Империи, она не доросла бы до себя. И он абсолютно прав, Восточная Империя: это есть Россия в полном и окончательном виде.

Не понимаю, почему сегодня его публицистика не востребована нашими идеологами, она суперсовременна, она обжигает. Будто написана сегодня Лавровым или Шойгу.

Когда он пишет: «Одним словом, если правда, о чем часто говорят, будто Государство так же много печется о душах, как и Церковь, то нигде эта истина не является столь очевидной, нежели в России, и нигде (нельзя не признаться) это государственное призвание не могло быть столь легко исполнимым.

Вот почему у нас встретили бы с единодушным одобрением и удовлетворением намерение Власти, в ее отношениях с печатью, взять на себя серьезно и честно понимаемое управление общественным сознанием и отстаивать свое право руководить умами…», я так и чувствую, как у наших либералов вырываются протестные крики.

Впрочем, и в стихах его тоже чувствуются и задушевность и смиренная красота жертвенного самоотречения и сердечного бескорыстия: «Умом – Россию не понять…».

Главный редактор «Revue» Ф.Бюлоз писал через два дня после публикации статьи Федора Тютчева К.

Пфеффелю: «Я получил Записку о Римском вопросе, которую вы благоволили прислать мне из Мюнхена, и вы найдете ее в только что появившемся номере “Revue” от 1 января.

Надеюсь, что автор, писатель с очень большим дарованием, владеющий с поразительной силой нашим языком (французским, – В.Б.), извинит мне предпосланные его записке оговорки. “Revue” не могло принять этой статьи без такого предисловия.

Прошу вас соблаговолить передать автору это объяснение и одновременно чувства восхищения, питаемого мною к силе и точности его мысли.

Допуская кое-какие оговорки, которыми со своей точки зрения не должно пренебрегать “Revue”, но которые оно всегда будет высказывать с тем уважением, коего заслуживает человек выдающийся, – русский писатель будет всегда с радостью здесь принят и таким образом станет, быть может, проводником в Западной Европе идей и настроений, одушевляющих его страну и его правительство…».

А как жгуче современен его взгляд на отношения России и Запада? При этом он всегда воинственно патриотичен.

 Его современник и друг, славянофил Иван Аксаков считал: «Отказавшись от надежды мирного соединения с Западом, наш поэт продолжал предсказывать превращение России во всемирную монархию, простирающуюся, по крайней мере, до Нила и до Ганга с Царьградом как столицей. … Великое призвание России предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах; не гнилою тяжестью земного оружия должна она облечься, а “чистою ризою Христовою”» …

Я представляю, как скрежещут зубами наши западники, читая эти строки.

Федор Иванович Тютчев – несомненно идеолог русского империализма в лучшем понимании этих слов, таким же был и его поклонник Николай Гумилев. Таким же был и Федор Достоевский.

Все советское литературоведение признавало публицистику Тютчева крайне реакционной, отказывая ей в публикации. Еще бы, ведь поэт писал: «В России влияние Духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях Римско-католических.

Там оно, признавая главою своею Папу, составляло особое общество, независимое от Гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просвещению.

У нас, напротив того, завися, как и все прочие состояния, от единой Власти, но огражденное святыней Религии, оно всегда было посредником между Народом и Государем как между человеком и Божеством. Мы обязаны монахам нашей Историею, следственно и просвещением».

Также думал и Пушкин, о чем в последнее время помалкивают: «Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою. ‹…› История ее требует другой Мысли, другой формулы…».

Первые публикации в России публицистических статей Ф.И. Тютчева («Россия и Германия», «Россия и Революция», «Римский вопрос», «Письмо о цензуре в России») связаны с именем П.И. Бартенева, редактора и издателя РА (с 1863 по 1912 г.), в котором публиковались разнообразные документы, связанные с отечественной историей и литературой.

Читайте также:  Бораты (соли борной кислоты)

Между Федором Тютчевым и П. И. Бартеневым установились достаточно близкие отношения. В 1868 году Бартенев помогал И.С. Аксакову готовить к печати стихотворный сборник поэта. В конце 1872 года Тютчев передал П.И.

Бартеневу для публикации рукописи трех напечатанных без подписи в 1840-х в Германии и Франции статей («Lettre à Monsieur le D-r Gustave Kolb, rédacteur de la Gazette Universelle», «Mémoire présenté à l’Empereur Nicolas depuis la Révolution de février par un Russe employé supérieur des affaires étrangères», «La Papauté et la Question Romaine»)…

А.С. Пушкин подчеркивал, что поэта должно судить по законам его собственного творчества.

То же самое можно отнести и к мыслителю, каковым в своей публицистике является Тютчев, неповторимо и органично сочетающий в ней «злободневное» и «непреходящее», оценивающий острые проблемы современности sub speciae aeternitatis (под знаком вечности – лат.), в контексте первооснов человеческого бытия и «исполинского размаха» мировой истории.

Как считают современные историки: поэт «во многом приближается к Достоевскому, с его сложной системой философских и политических взглядов, окрашенных сильным консервативным оттенком» (Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы).

В свое время Николай Бердяев писал: «У Тютчева было целое обоснование теократического учения, которое по грандиозности напоминает теократическое учение Владимира Соловьева» (Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре).

О разделении славян и искажении их естественных национальных особенностей Тютчев пишет в стихах «К Ганке» (1841, вторая редакция 1867):

Иноверец, иноземец

Нас раздвинул, разломил –

Тех обезъязычил немец,

Этих – турок осрамил.

Даже радикальный оппозиционер Герцен писал: «…Россия расширяется по другому закону, чем Америка, оттого что она не колония, не наплыв, не нашествие, а самобытный мир, идущий во все стороны…».

С логикой Тютчева своеобразно перекликаются рассуждения П.Я. Чаадаева в ст. «Несколько слов о польском вопросе»: «…если присоединенная к России часть Польши полноценно развивала собственную культуру, то поляки отошедших к Австрии и Германии областей подвергались онемечиванию.

Могущественная держава, какой является Россия, способна обеспечить свободное национальное развитие Польши в составе «большого политического тела», внешняя же ее независимость превратит небольшое государство в яблоко раздора для европейских стран и подвергнет его опасности исчезновения».

Тютчев был исключительно чуток к судьбе России. После отставки от дипломатической службы и возвращения из Европы (1844) его славянофильские симпатии усилились. Обращая свои взоры к России, Тютчев прежде всего стремился показать, что Россия не противостоит христианскому Западу, а является его «законной сестрой», живущей «своей собственной органической, самобытной жизнью».

В своих статьях Тютчев раскрывал и объяснял феномен русофобии, анализировал причину антирусских настроений, получивших распространение в Западной Европе. Она виделась ему в стремлении вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то силой презрения. У Тютчев готовился трактат «Россия и Запад», оставшийся, к сожалению, незавершенным (материалы к нему см. в кн.: Литературное наследство. М.

, 1988. Т. 96, кн.1).

Своеобразным символом поэзии Тютчева являются его широко известные строки: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать – / В Россию можно только верить».

Эти строки не были выражением некоего слепого патриотизма. Тютчев порой резко критически отзывался о порядках в России, осуждал и высших носителей власти. На смерть Николая I он отозвался словами: «Не Богу ты служил и не России…

» и далее: «Все было ложь в тебе, все призраки пустые…».

Россия для всего творчества Тютчева есть нечто первичное, изначальное, чего нельзя «измерить и понять», а можно выразить, схватив лишь интуитивно.

Неоднократно в публицистике и стихах Тютчев излагал утопию «возвращения Константинополя», «образования великой православной империи» и «соединения двух церквей – восточной и западной».

Он несомненно был рыцарем великой России. Был, есть и будет.

Источник: https://denliteraturi.ru/article/3445

Разработка Тютчевского урока “Времена года в лирике Ф.И.Тютчева”

Конспект урока литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы МБОУ Отрадненская СОШ Веретёхиной Н.Н.

Тип урока:урок открытия нового знания.

Вид урока:урок-исследование.

Главная идея урока: Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

(Ф. И. Тютчев)

Цели урока:

  1. Познакомиться с жизнью и творчеством поэта-земляка Ф.И.Тютчева, знать особенности лирического произведения; формулировать следующие понятия: образ, настроение, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение.

  2. Развивать навыки работы с литературными терминами, практические умения по распознаванию художественных средств и определению их роли в выявлении главной идеи стихотворения. Учащиеся развивают монологическую речь и образное мышление, учатся сопоставлять.

  3. Развитие навыков самоорганизации, самоанализа, взаимопомощи: учащиеся осуществляют сотрудничество в ходе практической работы в группах по анализу лирического произведения.

    Учащиеся проявляют интерес к материалу, учатся видеть красоту русской природы и понимать удивительную силу поэтического слова, приходят к мысли о том, что в самом обычном и привычном поэт умеет видеть удивительное и необычное, убеждаются в универсальности поэтического слова.

Методы и приемы:

  1. Объяснительно-иллюстративные: эвристическая беседа, работа с текстом, демонстрация компьютерной программы, выразительное чтение стихотворения.

  2. Исследовательские: анализ языка стихотворения, сопоставление стихотворений.

  3. Проблемные: решение проблемной задачи.

Средства обучения: компьютер, экран, карточки-задания, тексты стихотворений.

Структура урока:

  1. Организационный момент: 1-2мин.

Ребята, сегодня у нас урок поэзии, в честь празднования дня рождения нашего земляка, удивительного русского поэта, философа и дипломата Ф. И. Тютчева,

  1. Этап актуализации знаний: 3-4 мин.

Учитель. О Тютчеве, его жизненном и творческом пути трудно говорить и писать, настолько это был необычный человек и удивительнейший поэт. «Легенда о Тютчеве», «тайна Тютчева» – такие заголовки носят публикации о поэте.

Давайте обратимся к некоторым фактам из жизни Тютчева и попытаемся осмыслить своеобразие судьбы поэта.

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Вот что он писал о природе:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

  • Как вы понимаете его слова?
  • Что такое природа, по мнению Тютчева?

Ответ: природа живая, одухотворенная, чувствующая, разговаривает.

«мните»- думаете, понимает;

«слепок»- копия с чего-либо;

«лик»- лицо человека ( выс.; устар.) лики святых. (подчеркивает естественность, одухотворенность).

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Сегодня поможет нам увидеть времена года мудрый человек, тонкий лирик – Ф. И. Тютчев.

Запишем тему урока: «Времена года в лирике Ф. И. Тютчева».

(портрет)

3. Этап мотивации: 5-7 мин.

Учитель: Понимать поэта – значит, войти в его мир, научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит.

Посмотрите, что может услышать и почувствовать в строчках стихотворения опытный исследователь.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней.

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.

        1. Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

        1. Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

        1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

4.Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Мы увидели, как опытный исследователь пытается понять загадки природы, о непонятном говорить на понятном сердцу языке.

– Ребята, обратите внимание на то, что природа служит источником вдохновения не только для многих поэтов, но и художников и композиторов.

Я предлагаю вам сегодня прослушать отрывок из музыкального произведения известного композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».

Учитель: Для каждого художника характерно свое, оригинальное видение мира. Когда мы читаем стихотворение, слушаем музыку или рассматриваем картину, мы понимаем, что каждый из них своими средствами создает художественный образ.

Посмотрите в окно. Какое чувство вызывает у вас погода, природа?

А ещё совсем недавно была осень, и разноцветные листья украшали мир. Листья не улетели навсегда, они вернутся весной.

Сегодня мы анализируем стихотворение «Неохотно и несмело…»

4. Исполнительный этап:15 мин. – исследование текста (работа в группах).

Учитель: Стихотворение читает…

Для проведения исследования мы организовали несколько групп, каждая из которых поводит свое наблюдение.

Федор Тютчев

Неохотно и несмелоСолнце смотрит на поля.Чу, за тучей прогремело,Принахмурилась земля.Вот пробилась из-за тучиСиней молнии струя –Пламень белый и летучийОкаймил её края.Чаще капли дождевыеВихрем пыль летит с полей,И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.

1) Какие картины природы

возникают перед нами

при чтении этого стихотворения?

2) По каким признакам можно определить, что это ранняя весна?

3) Какими художественными приёмами пользуется поэт при описании весенней грозы?

Изобразительно-выразительные приёмы в стихотворении:

А) эпитеты:

Б) олицетворения:

В) сравнение:

– Выпишите их из текста стихотворения.

а) работа в группах: 5 мин.

Цель: исследовать текст.

1 группа: эпитеты; (Эпитет – это образное художественное определение предмета или явления, которое придаёт ему большую выразительность)

2 группа: олицетворения; (Олицетворением называют литературный прием, который заключается в придании неживым предметам живых черт)

3 группа: сравнение.

б) обсуждение результатов наблюдения: 10 мин.

Ответ:Эпитеты: зеленеющие (нивы), (пламень) белый и летучий, сердитей и смелей, смятенная.

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «принахмурилась земля», «солнце раз ещё взглянуло исподлобья».

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

5. Применение полученных знаний, умений, навыков – 5 мин.

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

Ответ: В стих. « Неохотно и несмело…» передается медленное и постепенное приближение грозы, природа постепенно готовится к ее появлению.

-Какие образы и картины рисуются нашему воображению?

Ответ: стихотворение рисует образ грозы, обновляющей землю.

Природа одухотворенная, живая, чувствующая.

Земля рада явлению грозы.

-Какое время года изобразил художник?

6. Итоги урока: 2 мин.

Ребята, сегодня мы увидели времена года в поэзии Тютчева.

  • Что можно сказать о самом поэте, способном так понимать природу?

(Тютчев мастерски использует слово. Он умеет видеть необычное в самом простом и неприметном. Поэт с любовью рисует картины природы.Природа прекрасна в любое время года).

  • Что сегодня вам показалось особенно интересным?

7. Домашнее задание: 1-2 мин.

  • А какое задание вам будет интересно выполнить дома?

Задание учителя: 1. Найти в стихотворении,посвященному зиме, эпитеты, сравнения, олицетворения, которые делают картину яркой и образной.

2. Написать сочинение на тему «Времена года в поэзии Ф.И.Тютчева».

8. Взаимооценка работы в группах: 1 мин.

9. Рефлексия: 2 мин.

Закончите предложение: «Сегодня на уроке я узнал…

научился…

понял…

почувствовал…

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-tyutchevskogo-uroka-vremena-goda-v-lirike-fityutcheva-1457860.html

Времена года в поэзии Ф. И. Тютчева

Ф. И. Тютчев – гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Одной из главных тем его творчества всегда была природа, но не только как оболочка видимого нами мира, но и природа как космос. И соединением этих двух начал природы становится чередование времен года, волшебная тайна, привлекавшая поэтов издревле.

Одна из его загадок природы – постоянная смена и единство противоположностей. Лето – зима, осень – весна, сон и бодрствование, пробуждение и засыпание. Если смотреть из космоса Тютчева, это происходит оттого, что в природе постоянно борются и сосуществуют две силы: хаос и гармония.

В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь.

Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, не случайно излюбленный прием поэта – антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля – блистающему грозой небу, свет – тени, «юг блаженный» – «северу роковому».

При этом Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении «Тени сизые смесились…» мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь.

Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: «смесились», «уснул», «поблекнул», «разрешились».

Читайте также:  Природа летом в стихах а. с. пушкина: анализ стихотворения "туча"

Слово «движение» воспринимается как контекстуальный синоним жизни.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Жизнь времен года равно красива. Лето не может существовать без зимы, как гармония – без хаоса.

Но всех поэтов больше всего во все времена восхищали сцены чудесного «переодевания» природы. Пушкин любил осень, Блок воспевал весну. Тютчев равно любит все проявления природы.

Он создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, утра в горах.

Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот летних бурь,

Когда, взметая прах летучий,

Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь.

И опрометчиво-бездумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно…

Поэт стремится описать каждый миг существования природы в его неповторимости, а вместе это создает ощущения единства с миром. Главное слово для него в описаниях природы – любовь. Природа не живет без любви.

И Тютчев, любящий мир всем сердцем, становится словно бы языческим жрецом, который поклоняется этому миру, и мир дарит ему за это способность говорить своим языком. Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:

Невозмутимый строй во всем;

Созвучье полное в природе, —

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею создаем.

«Верный сын природы» (так называл себя Тютчев), он восклицает:

Нет, моего к тебе пристрастия

Я скрыть не в силах, мать-земля!

В «цветущем мире природы» поэт видел не только «преизбыток жизни», но и «ущерб», «изнеможение», «улыбку увяданья», «стихийный раздор». Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта.

Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в «стихийных спорах». Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек – всего лишь «греза природы».

Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей. Тютчев хочет вернуть былое единение.

Человек и природа не могут быть отдельно друг от друга, как нет лета без зимы, а весны – без осени.



Источник: https://scribble.su/work/400/173.html

Времена года Федора Ивановича Тютчева.doc

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноВидеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Времена года Федора Ивановича Тютчева Цель: выявление основных особенностей изображения Ф.И. Тютчевым природы в разные времена года.

Задачи:­ знакомство с биографией поэта;­ знакомство с особенностями пейзажной лирики Тютчева;­ развитие умения рассуждать, творчески мыслить;­ развитие связной речи;­ формирование навыков анализа стихотворного произведения;­ воспитание интереса к поэзии в целом и к поэзии Тютчева в частности.Оборудование: мультимедиа, портрет Ф.И.

Тютчева, выставка книг поэта, тексты стихотворений.Опережающие задания:­ подготовка доклада о биографии поэта;­ подготовка доклада с общим анализом стихотворений Тютчева,посвященных природе.В работе используются элементы технологии проблемного обучения.I. Оргмомент.­ Здравствуйте! Сегодня у нас весьма необычный урок. В чем его необычность, мы определим с вами позже.

А сейчас давайте посмотрим на доску и прочитаем тему сегодняшнего урока.Итак, тема нашего урока “Времена года Ф.И. Тютчева”.II. Актуализация знаний.­ Мы, современные люди, часто лишенные возможности общения с природой, подчас перестаем чувствовать красоту окружающего мира.

Нам все сложнее остановиться и почувствовать радость от встречи с такими простыми вещами, как закат солнца, синица на ветке, первый весенний лист…Почувствовать мир природы нам иногда помогает поэзия. Общение с ней требует особого труда, но этот труд не физический и даже не интеллектуальный. Это работа души.

Сегодня нашим проводником в мир природы станет Федор Иванович Тютчев, удивительный русский поэт, прекрасный дипломат, человек светский, остроумный и одновременно чуткий, ранимый, глубоко и тонко чувствовавший природу.Чтобы сформулировать цель нашего урока, давайте обратимся к эпиграфу.Ф.И.

Тютчев утверждает:Не то, что мните вы, природа:Не слепок, не бездушный лик­В ней есть душа, в ней есть свобода,В ней есть любовь, в ней есть язык…Назовите ключевые слова эпиграфа… Как вы понимаете данный эпиграф?..Отсюда, как вы думаете, какой будет цель нашего урока? Что мы должны выяснить?.. (Ответы учащихся)­ Итак, сегодня на уроке на примере тютчевских стихотворений, посвященных тому или иному времени года, мы попытаемся доказать, что природа живая, в ней есть душа, она умеет чувствовать. А также на уроке мы продолжим учиться понимать поэтический текст, проникать в его глубинный смысл через анализ стихотворений

Тютчева, посвященных временам года.

Анализировать стихотворения мы с вами будем по определенной схеме. У вас на столах есть план анализа стихотворного текста. Вам он уже знаком. Давайте его перечитаем еще раз. В работе над анализом стихотворений вам помогут словарь настроений и словарь терминов.

А сейчас нам необходимо вспомнить основные изобразительно­выразительные средства художественной речи: метафору, олицетворение, сравнение и эпитет. (Ответы учащихся.)III. Ознакомление с новым материалом.­ Но прежде чем анализировать творчество поэта, давайте познакомимся с его биографией.Выступление ученика с докладом “Биография Ф.И. Тютчева”.

­ Художническая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все­таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Романтизм Тютчева складывается прежде всего в понимании и изображении природы. Преобладание пейзажей ­ одна из примет еголирики.

При этом изображение природы и мысль о природе соединены у Тютчева воедино: его пейзажи получают символически­философский смысл, а мысль обретает выразительность.Всего Тютчевым было написано около 400 стихотворений. Часть из них относится к пейзажной лирике. У нас есть “эксперт в области поэзии”, который провел общий анализ стихотворений Тютчева, посвященных природе.

Давайте послушаем, какие особенности удалость обнаружить “эксперту” при анализе стихотворений о временах года: о каком времени года преобладают стихи Тютчева, на что чаще всего обращает поэт в своей пейзажной лирике, какие явления природы изображает.Выступление “эксперта” с докладом “Общий анализ стихотворений Тютчева, посвященных природе”.

­ Итак, “эксперт” нам немного приоткрыл завесу и рассказал об основных особенностях пейзажной лирики Тютчева. Но мы должны сами убедиться, так ли всё, как было сказано, проанализировав ряд стихотворений.IV. Первичное закрепление во внешней речи.­ И начнем мы с вами наше волшебное путешествие по временам года с зимы.

Как мы уже знаем, стихотворений, посвященных зиме, у Тютчева меньше всего. И самое известное стихотворение – “Чародейкою зимою…”.Аудиозапись стихотворения “Чародейкою зимою…

”Коллективный анализ стихотворения по вопросам:Какова основная мысль стихотворения? На что обращает внимание поэт?Какие изобразительно­выразительные средства использует поэт?­ В стихотворении “Чародейкою зимою…” поэт восхищается красотой зимнего леса, “околдованного Чародейкою Зимою”.

Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно.“Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой”, ­ отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым.

Однако благодаря солнцу, скользнувшему по заснеженным ветвям, он стал ослепительно красивым. И эта удивительное превращение настолько поразило автора, что он в стихотворении попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен и в нем всегда найдется место для чуда.

Поэту при помощи метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес “околдован, не мертвец и не живой”, и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные “легкой цепью пуховой”. ­ Но как бы ни была прекрасна зима, её время проходит, и в свои права вступает весна.“Люблю грозу в начале мая…” ­ так начинается стихотворение Тютчева “Весенняя гроза”, написанное им за границей в начале 1850­х годов. В его названии прилагательное “весенняя” привносит определённый смысл:

весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души.

Аудиозапись стихотворения “Весенняя гроза”.Коллективный анализ стихотворения по вопросам:Какова основная мысль стихотворения? На что обращает внимание поэт?Какие изобразительно­выразительные средства использует поэт?­ По мнению Тютчева, мир весенней природы – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: “Люблю…”.

Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликается “поток проворный”, ему вторят птицы в лесу.Сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека.

Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.В финале стихотворения поэт вводит мотив древнегреческих мифов: богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю “громокипящий кубок” и радуется вместе с ликующей природой.

Картина весенней грозы у Тютчева представлена эпитетами (“первый гром”, “раскаты молодые”, “поток проворный”, “шум нагорный”), насыщена красками (“небо голубое”, “солнце нити золотит”) и звуками(“гром грохочет”, “гремят раскаты”).

В стихотворении присутствуют метафоры, олицетворения (“повисли перлы дождевые”, “поток бежит”, “гром резвится и играет”), которые придают речи красочность и выразительность, делают образы яркими, зримыми.­ Весна прекрасна у поэта, но и она тоже проходит, как и проходит молодость. И наступает лето. “Какое лето, что за лето!// Да это просто колдовство…” – восхищается поэт этим временем года.

Летом поэт обращает внимание на неизбежные в это время года жару, зной. От полдневной жары все замерло в природе, все как бы ненадолго уснуло.Чтение стихотворения “Полдень”. ­ Что может быть спасением в такую жару?.. (Дождь.)В стихотворении “Неохотно и несмело” поэт передает миг перед дождем, перед грозой, когда природа затихает и преображается.Аудиозапись стихотворения “Неохотно и несмело”.

Коллективный анализ стихотворения по вопросам:Какова основная мысль стихотворения? На что обращает внимание поэт?Какие изобразительно­выразительные средства использует поэт?­ Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени.

Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями. Как мы знаем уже, гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта.

Обратите внимание, с каким мастерством Федор Иванович Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Она выступает в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя.Мы как будто слышим, как всё чаще и чаще раздается гром и поднимается ветер, а солнце, осветив ещё раз поля,скрывается за тучами. И этот последний солнечный луч, коснувшийся “смятенной земли”, является напоминаниемнам о том, что пройдет совсем немного времени и небесное светило вновь займет свое почетное место,

благосклонно взирая на обновленный мир.

Читайте также:  Константин дмитриевич бальмонт: жизнь и творчество

Стихотворение насыщено движением, красками, звуками. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: “окаймил”, “принахмурилась”, “потонула”, “прогремело”, “пробилась”. Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: “синей молнии струя”, “зеленеющие нивы”, “пламень белый”, “земля в сиянье”.

Поэт использует олицетворения (“солнце смотрит”, “пыль летит”, “принахмурилась земля”), эпитеты(“пламень белый и летучий”, “зеленеющие нивы”), развернутые метафоры (“пробилась из­за тучи синей молнии струя”, “раскаты громовые всё сердитей и смелей”). Аллитерация помогает создать особое настроение в стихотворении (“И раскаты громовые// Все сердитей и смелей…

”)­ А какое явление природы мы можем наблюдать после дождя летом?.. (Радугу.)В своем стихотворении “Как неожиданно и ярко…” поэт называет её “воздушной аркой”.Аудиозапись стихотворения “Как неожиданно и ярко…”­ Тютчев написал свой поэтический этюд под живым впечатлением от радуги, увиденной им проездом через город Рославль по пути из Москвы в Овстуг.

С чувством неподдельного восхищения поэт создает образ “воздушной арки”, вызывая у читателя определенное эмоциональное отношение к нарисованной картине.Во втором предложении образ “воздушной арки” приобретает новые черты.

Сложное по структуре предложениеподчеркивает всеохватность, всеобъемлемость радуги, которая “Один конец в леса вонзила,// Другим за облака ушла…”. Величественность красоты передается глаголами с высокой экспрессивной окраской “обхватила” и “изнемогла”. Какой глагол особенно выразителен?.. (“Изнемогла”).

Этим словом лучше всего передается “внешний процесс постепенного таяния, ослабления, исчезновения радуги” (И. С. Аксаков).Созерцание красоты мира рождает невольную мысль о недолговечности “торжества” в природе, о недолговечности нашей жизни.­ И лето тоже недолговечно. Уже в конце августа ему на смену приходит осень.

У Тютчева есть прекрасное стихотворение, характеризующее переход природы от лета к осени, ­ “Есть в осенипервоначальной…”.Аудиозапись стихотворения “Есть в осени первоначальной…”.

Коллективный анализ стихотворения по вопросам:Какова основная мысль стихотворения? На что обращает внимание поэт?Какие изобразительно­выразительные средства использует поэт? (Ответы учащихся.)­ “Первоначальная” осень – это уже не лето. Но в то же время “…далеко ещё до первых зимних бурь”. Это своего рода передышка, затишье перед бурей.

Прозрачность, пустота и простор кругом. Как же поэту удаётся передатьэто?.. (Ответы учеников)Есть в стихотворении замечательный эпитет ­ “хрустальный” (день). Каквы понимаете это слово? (Хрустальный ­ это хрупкий, прозрачный, красивый.)“Дивная пора” очень коротка, непрочна: подуют холодные ветры и “хрустальный” день разобьётся. Но это время удивительно красиво.

В нём много света, мягкого, спокойного. День, как хрусталь, светится на солнце. “И лучезарны вечера”. Выясним значение эпитета “лучезарный”. Он означает “сверкающий, пронизанный светом”.Мягкость, умиротворение, разлитое в воздухе, подчёркивает слово “лазурь”. Лазурный – нежно­голубой. В начале осени воздух – чистая и тёплая лазурь, именно такой, какой нужен для отдыха. Итак, мы “посмотрели” на картину, нарисованную поэтом. А что можно “услышать” в этом стихотворении?..

(Тишину.)

Это очень важно – уметь слышать тишину, чтобы противопоставить шумное лето спокойной и тихой осени. Как видим, Тютчев использует здесь скрытую антитезу. Раньше “бодрый серп гулял”, а сейчас паутина“висит на праздной борозде”. Для того чтобы определить неторопливость этих прекрасных дней, поэт использует не только лексические средства, но и синтаксические.

Сколько предложений в стихотворении?.. (Три.)Всё стихотворение состоит из трёх предложений, два из которых заканчиваются многоточием, что говорит о недосказанности, некоторой медлительности. Фразы в строке длинные, это делает чтение стихотворения неспешным, помогает передать спокойствие, которое царит в природе.

Тютчев не изображает каких­то неземных, удивительных красот. Но в каждом его слове звучит такая любовь к природе, такая нежность, что егостихи понятны каждому из нас.­ Стихотворения об осени — самые меланхоличные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку, осень жизни. И все­таки осень прекрасна…Чтение стихотворения “Осенней позднею порою…

” ­ Стихотворение написано в 1858 году, когда Тютчеву уже было больше пятидесяти, то есть действительно наступала его осень! Но она была прекрасна, как и золотая осень природы…V. Самостоятельная работа.­ Итак, мы с вами вместе проанализировали стихотворения Ф.И. Тютчева, посвященные природе и временам года.

А сейчас вы самостоятельно будете анализировать стихотворения поэта. Вам нужно разделиться на 4 группы: “Зима”, “Весна”, “Лето” и “Осень”.Используя предложенный план анализа, каждая группа будет анализировать стихотворение, посвященное какому­то времени года.Затем мы поделимся друг с другом своими наблюдениями и сделаем выводы по нашей теме.

Самостоятельный анализ стихотворений (10 минут):Зима: “Декабрьское утро”;Весна: “Весенние воды”;Лето: “В небе тают облака…”;Осень: “Осенний вечер”.Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”.VII. Итог урока.­ Итак, прочитав и проанализировав столько стихотворений Ф.И. Тютчева о природе, мы можем сделать с вами определенные выводы. Какие?..

(Ответы учащихся.)Если говорить в целом, то природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил. Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами.

Поэт видел природу в постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведениях “Декабрьское утро” или “Есть в осени первоначальной…”. В стихотворениях Тютчева о зиме отсутствуют, как ни странно, и безнадежность, и грусть, часто навеваемые холодом и темнотой зимы.

Напротив, поэт воспринимает это время года как обновление природы после дождливой осени.Тем не менее, какой бы чудесной ни была зима, весна всегда прекрасна и долгожданна. Весна у Тютчева олицетворяет молодость, жизнерадостность. Стихотворения о весне наполнены мотивом воды. Бегущие весенние воды – символ очищения природы после долгого зимнего сна, осветления после застоя.

Гроза – любимое тютчевское явление природы. Она появляется у поэта как весной, так и летом.

Лето у Тютчева многолико. В нем бывают и грозы, и тишина во время полуденного зноя. И то и другое явление для поэта по­своему прекрасна.Стихотворения об осени – самые меланхоличные: осень природы напоминает поэту, как и любому человеку, осень жизни.

Таким образом, в лирике Тютчева времена года – это отражение “времен жизни” человека.Вернемся к нашему эпиграфу. Что мы можем сказать: доказывает поэт своими стихотворениями правоту данных строк или нет?.. (Да, доказывает.

)Лирика поэта проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.Само по себе одушевление природы обычно в поэзии.

Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину.

Характеризуя произведения Тютчева, историк и писатель Михаил Петрович Погодин отмечал, что “такие стихи, родясь утром, не умирают вечером, потому что чувства и мысли, их внушающие, принадлежат к разряду вековечных…”.VIII. Домашнее задание.Самостоятельный анализ стихотворений Тютчева:1 вариант – “Как весел грохот летних бурь…”;

2 вариант – “Обвеян вещею дремотой…”.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/vremena_goda_fedora_ivanovicha_tyutcheva-212678/238862

Фёдор Иванович Тютчев

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье с устойчивыми культурными традициями. Здесь прошло его детство.

Его первым литературным наставником был С. Е. Раич, прививший своему ученику вкус к возвышенной поэтике латинского мира. Стихотворные пробы юного Тютчева начались с переводов од Горация. Затем-последовало несколько опытов самостоятельного стихосложения, носивших ученический характер.

В годы учебы в Московском университете (1818—1821) Тютчев принадлежал к кружку С. Е. Раича, для которого было характерно соединение академической литературной школы с живым интересом к политической жизни России и Европы. Настроения преддекабристских кружков того времени были близки Тютчеву. Начинающий поэт публикует свои стихи в прогрессивных изданиях той поры «Галатея», «Северная Лира».

Весной 1822- г. Тютчев был причислен сверхштатным секретарем русской миссии в Мюнхене. Атмосфера космополитического культурного центра Баварии, называемого современниками «германскими Афинами», способствовала интенсивному духовному росту Тютчева.

Здесь он сближается с философом Ф. Шеллингом и поэтом Г. Гейне. Европейская, культура отточила национальные особенности мышления Тютчева. Европеец по своим привычкам и облику, в основе своей он всегда оставался глубоко русским человеком.

Именно в таких просвещенных людях нуждалась Россия.

Ощущение полноты бытия от юных лет до старости не покидает Тютчева, но если в ранних стихах мир упорядочен, полон разумной гармонии, то, начиная с 1820-х годов острее и тревожнее звучит в его поэзии вопрос о смысле бытия.

Скоротечность и непрочность отдельной разумной жизни перед лицом «бездны безымянной», острое ощущение трагизма человеческой судьбы в мире неразумных, стихийных сил рождает в душе поэта мучительные раздумья о месте личности во вселенной.

Эпиграфом ко всему творчеству и жизни Тютчева можно поставить слова из стихотворения «Цицерон»:

Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые.

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Философской зрелости Тютчева сопутствует обостренное внимание к судьбам Родины.

В 1844 г., прослужив 22 года в Германии и Италии, Тютчев возвращается на родину. Он живет в Петербурге и почти каждое лето приезжает на родину в Овстуг. В одном из писем к жене он писал; «…когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, — ах какие приступы тоски по родине овладевают мною…»

В 1855 г. по пути из Овстуга в Москву поэт, глубоко уязвленный видом убогих российских деревень, создает облетевшее вскоре всю страну стихотворение «Эти бедные селенья».

Неслучайно сыновнее чувство поэта ощутило такой приступ страдания именно в родных местах. На родине и боль больней и радость краше. Память о родных местах была для поэта чем-то вроде камертона, по верному звуку которого он находил путь в мучительных переплетениях своих дум о Родине.

В Овстуге были написаны стихотворения, с особой задушевностью передающие поэтическое «чувство природы» («Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою» и др.). Литературная судьба Тютчева своеобразна.

После литературного дебюта в 1820-е годы — публикация целой подборки стихотворений в пушкинском «Современнике» (1836—1841 гг.) под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и за подписью «Ф. Т.», «Ф.

Т-в».

Затем в течение почти двух десятков лет стихотворные произведения поэта перестают появляться в печати. Много труда в эти годы Тютчев отдает работе над философско-историческими сочинениями о судьбах России и Европы. Поэт никогда не принимал близко к сердцу литературную судьбу своих стихов и ничего не делал для завоевания популярности.

В 1854 г., уступив настойчивости И. С. Тургенева, он отбирает для отдельного издания несколько десятков своих стихотворений. В статье «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» Тургенев сказал крылатые слова: «О Тютчеве не спорят. Кто его не понимает, тот не чувствует поэзии».

После выхода в свет сборника, в который вошли и опубликованные прежде, но забытые стихотворения, имя автора становится, наконец, известно широкой публике. «Прекрасными» назвал стихи Тютчева Н. Г. Чернышевский. «Знойную страстность, и суровую энергию, и глубокую думу» находил в них Н. А. Добролюбов. «Без Тютчева жить нельзя», — сказал однажды Л. Н.

Толстой. «Мой обожаемый поэт», — обращался к Тютчеву А. А. Фет.

Глубокая искренность чувства, высокий подъем души с особенной силой сказались в любовной лирике Тютчева. Любовь представлялась поэту как стихийная роковая сила, потрясающая до основания жизнь человека.

Любовь, любовь — гласит преданье —

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И… поединок роковой…

Окончились дни Федора Ивановича Тютчева 15 (27) июля 1873 г. в Петербурге. В этом городе он и похоронен.

Прекрасным и грозным видел Тютчев мир. Поэзия Тютчева, в том числе лучшие его переводы из Гете, Шиллера, Байрона, Беранже вошла в сокровищницу русской и мировой культуры.

Творчество Тютчева

Комментировать могуть только зарегистрированные пользователи

Источник: http://xn—57-qdd4aqo.xn--p1ai/pages/aadress.php?page=335

Ссылка на основную публикацию