Владимир маяковский «а вы могли бы?»: анализ стихотворения

Анализ «А вы могли бы?» Маяковский

   Творчество Владимира Маяковского до сих пор вызывает много споров.

Будут ли грядущие поколения читать Маяковского или не будут? Настоящий он поэт или нет? Искренне ли он писал о Ленине или наводил «хрестоматийный глянец»? Наверное, каждый, кто знаком с поэзией этого страстного человека, тонкого лирика и при этом «грубого гунна»,  нашел для себя ответы на интересующие его вопросы. Бесспорно только одно: это талантливый человек, а его имя — одно из ярчайших имен в литературе ХХ века.

Современники Владимира Маяковского Борис Пастернак и Николай Асеев считали, что лирический герой его ранней лирики похож на подростка.

Можно соглашаться или нет, но именно жажда впечатлений, стремление к самовыражению, бескомпромиссность, некий нигилизм и стремление бросить вызов окружающей серой действительности сближают героя с любым, даже современным, подростком.

К тому же герой готов все отдать «за одно только слово, ласковое, человечье», отсюда – тоска, мечта, но и некоторая озлобленность.

Именно жажда преображения и вызов звучат в одном из ранних произведений – стихотворении 1913 года «А вы могли бы?», об анализе которого и пойдет речь далее. Уже само название – дерзкий вызов.

Кому? Взрослым, привыкшим к обыденности окружающего мира? Литераторам, пишущим о вечном? А может, географам, которые еще не все открыли на земном шаре.

Ведь начинается стихотворение удивительными строчками:

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана…

О какой карте идет речь? Конечно же, о географической! Именно пятно краски, появившееся на карте, дает возможность представить, как появляется новое государство, в котором возникает абсолютно другая реальность.

Там на блюде студня можно увидеть «косые скулы океана», а «на чешуе жестяной рыбы» можно прочесть «зовы новых губ». Только человек с романтическим мировосприятием может все это заметить и облечь в словесную форму.

Но подобное стремление создавать другую реальность, наверное, больше свойственно ребенку. Герой же, скорее, стремится имеющуюся реальность подстроить под себя. Не случайно он говорит: «Я сразу смазал карту будня…», то есть изменил окружающую действительность.

  Слово «будни» имеет форму только множественного числа. Использование же автором стихотворения формы единственного числа – «будня» — подчеркивает, что такая картина может возникнуть в восприятии героя только однажды, только сегодня.

Наступит другой «будень» — и появится совершенно новая картина мира.

Удивительно и то, что в эту игру герой пытается вовлечь окружающих. Без всякого пренебрежения, а скорее, с задором, возникающим тогда, когда идет соревнование, герой восклицает:

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Дескать, а вам слабо? Слабо сделать то, чего еще не приходилось делать в своей жизни? Слабо на миг забыть о том, что ты взрослый серьезный человек? Конечно, каждый читатель воспринимает это призыв по-своему? Но любой хоть на миг испытает чувство, которое переживает участник соревнования. Стремление сделать что-то такое, чего еще никому не удавалось сделать.

Многие критики отмечали, что в ранней лирике Маяковского его метафоры необычны, их трудно представить. Действительно, если метафора основана на переносном значении по сходству, то у Маяковского, скорее, сходства вообще нет.

Ведь только он смог увидеть «в чешуе жестяной рыбы зовы новых губ», а в верхнем слое жира на блюде студня «косые скулы океана». Такое видение мира частично можно объяснить близостью к футуризму, который искал новые способы и формы самовыражения.

Однако Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».

С этими словами трудно не согласиться: уже через год появятся стихотворения «Адище города», «Нате!», «Вам!», в которых герой будет страдать от непонимания окружающих. Но это будет позже.  А вот это раннее стихотворение «А вы могли бы?» оставляет у каждого ценителя поэзии очень светлое романтическое чувство.

Источник: http://libaid.ru/katalog/m/mayakovskij-vladimir/3694-analiz-a-vy-mogli-by-mayakovskij

Маяковский а вы могли бы?

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Маяковский

А ВЫ МОГЛИ БЫ?Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана;я показал на блюде студнякосые скулы океана.На чешуе жестяной рыбыпрочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бы

на флейте водосточных труб?

Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение.

Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей.

«И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня…», – писал А. Платонов.

Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.

С помощью ярких метафор («карта будня», «флейта водосточных труб») Маяковский создает масштабные образы. Благодаря этим приемам, лирический герой предстает перед нами большим и могучим. Он уверенный в себе человек, поднявшийся над обществом. Ему под силу делать совершенно невообразимые вещи.

Он способен преобразовать этот тусклый и обыденный мир, сделать его ярким и интересным («Я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана»). Лирический герой может видеть большое в маленьком и донести это до других («я показал на блюде студня косые скулы океана»). Последние строчки стихотворения расположены лесенкой.

Это заставляет читателя делать паузы, выделяя тем самым значимые слова. Маяковский остро ставит вопрос: мне все под силу, а на что способны другие?

  1. Документ

    Маяковский В. В. А вы могли бы? («Я сразу смазал карту будня ») Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 12 т. — М.: Гос. изд-во «Худож. лит.», 1939—1949.

  2. Документ

    Практически не найти сейчас периодического издания, рассчитанного на массового читателя, которое не выделяло бы часть своей печатной площади под публикации гороскопов тех или иных астрологических школ.

  3. Разработка урока

    Актуальность: наличие различных концепций в отношении к проблеме изучения творчества В.В. Маяковского в школе, отсутствие современного подхода в практическом решении поставленного вопроса.

  4. Документ

    Особенности стиля символистского романа: А. Белый «Петербург», Ф. Сологуб «Мелкий бес» (по выбору)1902 г. Мелкий бес был написан с целью показать принципы символизма.

  5. Документ

    Технология французских мастерских базируется на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой Дж Дьюи, Ж.

Источник: https://refdb.ru/look/1082226.html

Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Тема урока. Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Цели урока:

образовательная: дать представление об идейно-художественном своеобразии ранней лирики В.Маяковского на примере стихотворения «А вы могли бы?»;

развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа поэтических произведений; Работать над выразительностью речи учащихся;

воспитательная: прививать интерес к русской литературе, создавать ситуацию успеха на уроке.

Форма урока: комбинированный урок

Оборудование урока:

1.Сборники стихов В.Маяковского

2. План анализа поэтического произведения (в рабочих тетрадях по литературе)

3.Таблица на экране (или в тетрадях учащихся) «Выразительные средства языка»

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Опрос по материалу домашнего задания. Ответить на вопросы.

— Почему В.Маяковский не старался писать нежных, сентиментальных стихов? Как он объяснил, почему его «стихи грубы»?

— Как соотносятся с личностью поэта данные предметы? (показываю кисть, краски – поэт; яйцо – толчок к поступлению в училище живописи, ваяния и зодчества;

подстаканник – много ездил, в том числе и по железной дороге, а подавать чай в стаканах с подстаканниками в поезде – своеобразный дорожный ритуал; медицинская банка – тяжело заболел, лишился голоса).

— Каким вам запомнился В.Маяковский?

— Какой из эпизодов его жизни показался вам наиболее интересным, важным для понимания особенностей характера, личности поэта?

— Какие зрительные образы вы взяли за основу логико-смысловых моделей?

III. Работа по теме урока

Ребята, сегодня мы знакомимся с ранними стихотворениями В.Маяковского. Наша задача – понять стилевое, художественное своеобразие поэта. Мы заострим внимание на периоде с 1912 – 1917год.

— Какой это был период для поэта? (увлечение футуризмом)

— А в истории нашей страны? (Первая Мировая война, приближение февральской буржуазной революции)

Уже в первых стихотворениях, которые начинают появляться в печати в 1912 году, В Маяковский заявляет о себе как о незаурядном поэте, не похожем на других. Стиль его нельзя спутать ни с чьим другим.

Откройте стихотворение «А вы могли бы?» Давайте вместе проанализируем его.

— С чего мы начинаем анализ? (см. план анализа стихотворения) (с выразительного чтения).

Послушаем, как звучит стихотворение в исполнении артиста. Обратите внимание на слова с логическим ударением. (Слушаем аудиозапись стихотворения). Прослушали? Теперь прочитайте самостоятельно еще раз..

— Правильно выстраиваем словесные ряды (У доски работает ученица, остальные в тетради)

А)Стакана, на блюде студня, жестяной рыбы, водосточных труб

Читайте также:  Сочинение: описание картины а. пластова "родник"

Б)Смазал краску будняя, косые скулы океана, на чешуе…рыбы, зовы новых губ, ноктюрн сыграть ..на флейте

Словарная работа. Объясните значение слов студень, ноктюрн, флейта

-Сравните записанные ряды. Обратите внимание на характер лексики.

— Какая она в первой строке? (Обычная, обыденная, привычная)

— Какую жизнь отражает? ( Прозаическую, пошлую – весь интерес в блюде студня)

— Какая лексика во второй строке? Что она отражает? ( Отражает возвышенное, устремленность мечты к «океану» жизни, желание ноктюрн сыграть на флейте водосточных труб)

— Определите смысловые центры («ВЫ – Я»)

— Сравните их и сформулируйте тему. (Противопоставление лирического героя и окружающего его мира, поэта и толпы)

— Это противопоставление носит характер резкого конфликта? (Нет. Лирический герой понимает, что чувствует и воспринимает мир тоньше, он способен подняться над мещанством, увидеть «косые скулы океана», а другие не могут)

— Какие проблемы в связи с темой возникают? (Взаимоотношение поэта и окружающих людей, проблема жизненных ценностей).

— К какому выводу приходит поэт? ( Не ограничиваться блюдом студня, стремиться видеть скулы океана).

— Определите композицию и ее роль в решении темы. (Стихотворение делится на две части: первая – «Я», вторая – «ВЫ», композиция разделяет смысловые центры по полюсам).

— Примирение возможно? (Нет).

— Какая из частей больше? Почему? (Поэтическое «Я» занимает основное место – ему дано больше возможностей и способностей, чем другим. Поэт бунтует против мещанской обыденности. А «ВЫ» — это те, кто никогда не сможет понять поэта, не увидит косые скулы океана, для них никогда не запоют водосточные трубы, подобно флейте).

— Найдите средства художественной выразительности, определите их роль в тексте. Какие тропы вы можете назвать? (Метафорыкарта будняя, скулы океана, флейта водосточных труб – помогают образно представить возможности лирического героя).

— Какие стилистические фигуры вы заметили? (Сквозная фигура – антитеза, по принципу контраста построена композиция, анафора – 1-3 строки начинаются с «Я» — акцентируется смысловой центр, параллелизм – одинаково построены предложения, риторический вопрос «А вы могли бы?» звучит вначале (название) и в конце, заставляя задуматься читателя, кто он, с кем он, на что он способен, во второй части есть инверсия).

— Определите стихотворный размер, характер рифмовки. ( Ямб 4-стопный, в 3 строке – пиррихий, рифмы перекрёстные, в основном женские, кроме «ГУБ — ТРУБ» — мужская рифма).

— Сформулируйте идею стихотворения. (Протест против мещанского мира, призыв – не погрязнуть в блюде со студнем а стремиться к океану жизни).

— Чьи традиции продолжает Маяковский в этом стихотворении? (Противопоставление поэта и толпы у А.Пушкина и М.Лермонтова).

— Как по-своему поэт решает тему? (В иных временных рамках, но проблемы остаются те же).

— В каких строчках чувствуется отпечаток футуризма? («ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ» — нет формы множественного числа).

— В чем выражается противоречивость Маяковского-футуриста? (Он разрабатывает классическую тему, хотя футуристы отрицали классическое искусство, поэзию Пушкина и т.д.).

Действительно, Владимир Маяковский так талантлив, что не вписывается в тесные рамки футуризма.

— Определите, в чем неповторимость стиля Маяковского? Почему его стих узнаваем? (В данном стихотворении смелые метафоры, непривычные, парадоксальные – ФЛЕЙТА ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ, ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ).

IV. Обобщение темы.

Итак, ребята, обобщим все сказанное. Что же характерно для тематики, художественного своеобразия раннего Маяковского? ( Намечается конфликт со средой, поэт – это бунтарь, как и все футуристы).

V. Подведение итогов урока. Оценивание.

VI. Домашнее задание. По данному плану проанализировать одно из ранних стихотворений В.Маяковского: «Нате», «Вам» и другие

Источник: https://infourok.ru/rannyaya_lirika_v.v.mayakovskogo._analiz_stihotvoreniya_a_vy_mogli_by-482024.htm

Анализ стихотворения владимира маяковского «а вы могли бы?»

ALLPOETRY

2018-03-16 15:50:57

Поэзия Владимира Маяковского отличается особой резкостью и прямотой. Однако в литературном наследии этого автора порой встречаются произведения, обладающие удивительной образностью, метафоричностью и не лишенные своеобразной романтики. К ним, в частности, относится стихотворение «А вы смогли бы?», написанное в 1913 году и передающее особое, беззаботное и приподнятое настроение автора.

В нескольких емких фразах Владимир Маяковский обрисовывает серую и будничную картину обычной трапезы с классическим набором блюд. Однако словно бы по волшебству она преображается, так как поэт в состоянии увидеть в банальном студне «косые скулы океана». Его желание приукрасить мир настолько велико, что в ход идут всевозможные предметы, которые находятся под рукой.

Так, поддавшись романтическому настроению, поэт с первой же строчки заявляет о том, что он «сразу смазал карту будня», намекая на то, что его раздражает обыденность во всем, даже если речь идет об обычном обеде.

Далее поэт позволяет себе явно хулиганскую выходку, «плеснувши краску из стакана».

Пролитый напиток позволяет Владимиру Маяковскому если и не преобразить окружающий его мир, то хотя бы внести в него некоторые изменения, оживить унылый застольный пейзаж и попытаться найти в нем крупицы радости, праздника, некоего волшебного очарования.

Его романтический порыв настолько стремителен и увлекателен, что даже в обычной рыбьей чешуе поэт видит «зовы новых губ». Каждая вещь и каждое блюдо буквально преображаются под взглядом автора, приобретая новый смысл и раскрывая свои тайны.

И в этом стремительном постижении нового, еще неизведанного мира, который скрывается под маской серости и безразличия, Владимир Маяковский видит удивительную гармонию, которая наполняет его сердце радостью и неким детским восторгом.

Поэтому неудивительно, что в порыве вдохновения он обращается к неизвестному собеседнику, а, точнее, ко всем читателям с вопросом о том, смогли бы они сыграть ноктюрн на «флейте водосточных труб»?

Сам по себе вопрос звучит весьма поэтично, возвышенно и романтично. Однако автор убежден, что окружающие его люди поймут, о чем идет речь. Ведь достаточно лишь присмотреться повнимательнее к окружающим нас предметам, чтобы увидеть в них таинственное очарование.

Главное, захотеть в душе преобразить этот серый и ничем не приметный мир, состоящий из банальностей и условностей.

И именно это предлагает сделать поэт в надежде на то, что таким образом он сможет обрести единомышленников, которые, как он предполагает, по достоинству оценят тот удивительный дар, который он бросает к их ногам.

Он заключается в умении преображать мир в соответствии со своими желаниями и ощущениями, видеть не только внешнюю оболочку вещей, но и их суть, разгадывать их тайны и читать их, словно увлекательную книгу.

Однако, несмотря на то, что стихотворение «А вы могли бы?» написано в очень возвышенном мажорном ключе, в ярких и образных фразах сквозит одиночество, от которого страдает поэт. Он не может найти понимания среди людей, которые его окружают, поэтому придумывает себе забаву в виде поиска несуществующих образов.

Облаченные в поэтические строки, они становятся доступны каждому из нас и словно бы сближают с поэтом, вызывая некоторое удивление. Ведь вряд ли кому-то в повседневной суете придет в голову идея искать среди обычного и прозаического нечто возвышенное и романтическое.

Однако Владимир Маяковский заставляет пересмотреть свое отношение к мелочам, что позволяет стать людям более счастливыми, добрыми и оптимистичными.

Источник: https://allpoetry.ru/analiz/1454/mayakovskii-v-v

Анализ стихотворения В.Маяковского «А вы могли бы?»

«Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу.  Об остальном – только если это отстоялось словом». В.Маяковский  

         Поэзия Владимира Владимировича Маяковского необычна.

Кто-то считает ее слишком грубой и публичной, кто-то находит в ней бессмысленные и странные образы обычных вещей, а кто-то видит ее искренней и романтичной. На самом деле творчество В.

Маяковского наполнено глубоким смыслом. В стихотворениях чувствуется дыхание автора, простое, в чем-то слишком откровенное, но в то же время возвышенное. 

        В. Маяковский — поэт, который жаждет, чтобы его услышали. Он не кичится образами, не ищет красивых слов, а прямо заявляет о себе. Его знаменитое небольшое стихотворение-вопрос «А вы могли бы?» говорит читателю, что поэт – особый человек. Он с легкостью может видеть то, чего не заметит простой обыватель в жизни. В его воображении возникают порой удивительные образы. 

        Лирический герой стихотворения «А вы могли бы» видит «на блюде студня» «косые скулы океана», а «на чешуе жестяной рыбы» он читает «зовы новых губ».

Если рассматривать эти словосочетания как метафоры, то возникает вопрос, как автор умудрился найти сходство совершенно непохожих друг на друга предметов и явлений.

Но в самом начале стихотворения лирический герой заявляет: «Я сразу смазал карту будня…», поясняя, что «карта» уже не та, она другая, не такая, какой привыкли ее видеть все окружающие.

        Интересно само слово «будня», которое употреблено в родительном падеже, хотя по нормам русского языка оно не имеет единственного числа. Ну вот, «будень» «смазан», притом герой, «плеснувши краску из стакана», предлагает всем сделать то же самое.

Он вопрошает: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» Кажется, лирический герой смеется над читателем? Как это возможно? Но в этом вопросе нет того сарказма, который некоторые читатели находят между строк.

Автор хочет, чтобы и мы попробовали увидеть то, что видит он, услышать музыку, идущую из самого сердца, дерзнули придать обычным вещам немыслимые формы и смыслы. 

        Метафора «флейта – восточная труба», действительно, необычна, но в ней есть определенный смысл. Звуковое воспроизведение шума дождя, бегущей воды по водосточной трубе сочетается с тонким голосом флейты. Представьте себе на минуту, что вы способны к этому – сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Воображение можно расширить и принять эти образы. 

Читайте также:  Критика н.а. добролюбова: статья "луч света в темном царстве" (а. н. островский "гроза")

        Владимир Маяковский пытается открыть читателю другой мир – мир поэта, мир тонкой души, мир открытого сердца. И он верит в то, что остальные способны так же видеть и чувствовать все окружающее и уметь облекать это в самые причудливые формы.

Источник: http://testsoch.ru/analizy-stihotvoreniy/mayakovskiy/analiz-stixotvoreniya-vmayakovskogo-a-vyi-mogli-byi.html

Анализ стихотворений В. Маяковского

Поэт выделялся из ряда представителей Серебряного века русской поэзии не только авангардным стилем сочинения своих произведений, но и парадоксальным умением сочетать бешеную энергию митингов с чувствительной тонкой лирикой. Стихи Маяковского отличались твердостью, резкостью и бескомпромиссностью, противоречием.

«Нате!»

Стихотворение «Нате!» одно из самых эпатажных в творчестве Маяковского. Автор, в какой-то степени, провоцирует читателя на открытый конфликт.

Он не скрывает раздражения, вызванного самодовольным, сытым обществом, которое беспрестанно гонится за внешней красотой и празднеством существования, не задумываясь о высоких идеалах и ценностях.

Лирический герой смело бросает вызов обществу, увидев со стороны всю его ограниченность и узколобость. Сила воли лирического героя сочетается с уязвимостью его сердца.

«А вы могли бы?»

В стихотворении «А вы могли бы?» показывает высокую степень одиночества лирического героя. Он нуждается в родственной душе, которая так же, как и он смогла бы находить глубокий смысл в самых обычных для обывателя вещах.

Поэт – бунтарь не находит в себе силы смириться с обыденностью и серостью: « я сразу смазал карту будня» — говорит о том, что герой ломает все стереотипы и систематическую упорядоченность жизни, не боясь при этом выделятся из толпы.

И заключительное обращение к читателю, которое в весьма дерзкой форме скорее не спрашивает его, а утверждает, является ли он таким же, как и серая масса вокруг, или все – таки умеет видеть скрытый символический смысл в простых вещах.

«Послушайте!»

В произведении «Послушайте!» тонкая, ранимая и бесконечно одинокая душа лирического героя прячется за характерными для Маяковского пренебрежительными и фамильярными интонациями.

« Послушайте!»- это своеобразный крик души поэта о помощи, он надеется, что его услышат. Ведь когда мы говорим « послушайте!», мы в первую очередь хотим обратить внимание людей на свои последующие слова.

Поэт вступает в неравный спор с человечеством, убеждая его не мирится с одиночеством и холодным безразличием к другим людям. Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика.

Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все — таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер.

«Скрипка и немножко нервно»

Людей, которые окружали Маяковского, автор изобразил, сравнив их с музыкальными инструментами в стихе «Скрипка и немножко нервно».

Среди инструментов здесь найдутся барабаны, тромбоны, пюпитр, геликон – все оны ограничены и неотесанные. Лирическим образом является скрипка.

Ее тонкая душа противостоит грубости, она призвана нести божественный свет, но, к сожалению, никто не может это оценить. 

«Облако в штанах»

«Облако в штанах» — внутренний монолог автора. В поэме поэт соединяет внутренние личные переживания героя с переживанием всей нации.

В произведении ярко и нервно (что так свойственно поэту), выражается искренняя вера в революционные идеи, в будущую лучшую жизнь для своей страны.

Эта поэма состоит из четырех основных частей, в каждой из которой, Маяковский отправляет в историю старый жизненный строй, традиции и религию, очищая при этом путь в новый чистый мир.

Все произведения Маяковского несут в себе огромный заряд энергии. Его стихотворения невозможно читать без внутреннего содрогания.

Восхищение вызывает то, как метко с помощью своего творчества автор бросает вызов человечеству.

Стихи Маяковского заставляют задуматься о том, не принадлежим ли мы сами к серой бездумной и безвольной массе, и можем ли мы видеть что-то необыкновенное в серых вещах.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Блок «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь…», поэма «Двенадцать»
Следующая тема:   Лирика Константина Бальмонта: особенности и мотивы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/mayakovskii-nate-a-vy-mogli-bi-poslushaite

Анализ стихотворения Маяковского «А вы смогли бы?». даю 58… — Образовалка.ru

Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение.

Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей.

«И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня…», – писал А. Платонов.

Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.

Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня».

«Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый «материк».

Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения «А вы могли бы?» («из стакана» – «на блюде студня» – «на чешуе жестяной рыбы») актуализирует в сознании читателя то значение существительного «карта», которое в словаре В.И.

Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте». Во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью (наблюдение О. Лекманова).

Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому.

Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». Казалось бы, это предложение бессмысленное.

Действительно, что такое здесь это «блюдо студня»? Вне контекста стихотворения – закусочное блюдо, но в данном случае – это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, прозаическое, противопоставленное океану.

Соседство (сравнение) с «блюдом студня» особенно ярко подчеркивает поэтичность, великолепие, величественность, энергию «океана» с его «косыми скулами» («косыми скулами» в реальном плане могут выступать и океанические волны, в метафорическом же смысле «косые скулы» – это знак собранности, твердости, мужественности, в отличие от аморфности «студня»). Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет семантику стиха.

И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувство единства и, главное, надежда.

Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны.

Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчеркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании. К тому же местоимение «я», при всей масштабности лирического героя, не выделено в отдельную строку, а «вы» занимает отдельную строку, акцентируется.

Источник: http://obrazovalka.ru/fizika/question-850597.html

Стихотворное новаторство В.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворения «А вы могли бы?»

30697

Стихотворное новаторство В.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Доклад

Литература и библиотековедение

Чтение наизусть и анализ стихотворения А вы могли бы. Тема этого стихотворения желание и способность лирического героя изменить в корне обыденную ни чем не примечательную жизнь причем сделать это так как никто другой и не подумал бы.

Идея же заключается в названии стихотворения и в последних строках:А вы ноктюрн сыграть могли быНа флейте водосточных трубКаждая строка этого стихотворения вызов каждое слово экспрессивно и ярко; при своей лаконичности стихотворение оставляет более глубокое впечатление чем многие более длинные…

Русский

2013-08-24

12.76 KB

6 чел.

Стихотворное новаторство В.В. Маяковского. Чтение наизусть и анализ стихотворения «А вы могли бы?».Многие считают, что Маяковский обладал “громким голосом” трибуна революции, был поэтом общественным по преимуществу, как он сам написал: “Себя смирял, становясь на горло собственной песне”. Все это и так, и не так.

Голос был действительно громкий, рост — высокий, подбородок — мужественный, хотя совсем не такой квадратный, как на большинстве изображений поэта. Но душа у поэта всегда была нежной, ранимой, уязвимой, податливой на любовь и ласку, чувствующей чужую боль, как свою.

Читайте также:  Сочинение: "сон обломова" (по роману и.а. гончарова "обломов")

Тема этого стихотворения – желание и способность лирического героя изменить в корне обыденную, ни чем не примечательную жизнь, причем сделать это так, как никто другой и не подумал бы.

Идея же заключается в названии стихотворения и в последних строках:А вы ноктюрн сыграть могли быНа флейте водосточных труб?Каждая строка этого стихотворения – вызов, каждое слово – экспрессивно и ярко; при своей лаконичности стихотворение оставляет более глубокое впечатление, чем многие более длинные произведения на схожие темы.

В глазах один за другим мелькают насыщенные контрастные образы и действия: «смазал карту будня», «блюдо студня», «косые скулы океана», «на чешуе жестяной рыбы», «ноктюрн … на флейте водосточных труб».

Налицо пример звукописи – каждое слово врезается в память, режет слух, каждое словно абсолютно не к месту, а между тем так крепко держится в строке, что и не уберешь, не разрушив незримой композиции.

Множество метафор («карта будня», «косые скулы океана»), эпитетов («новых губ») делает стихотворение и на самом деле броским, вызывающим.

Его истинный смысл дано увидеть не каждому, особенно с первого взгляда. Многим людям. Уютно чувствующим себя в этом нескончаемом повседневном «студне». Это произведение кажется лишь набором резких слов, лишенных общей идеи.

И только истинное желание разбить окружающую реальность, уничтожить придуманные неизвестно кем условности, увидеть гармонию в дисгармоничном, свойственное лишь творческим людям и особенно поэтам, позволяет понять смысл, основную идею этого стихотворения. Ведь только творческий, свободный от штампов и клише человек может перестраивать свое мировоззрение и восприятие. Подчиняясь чувствам и эмоциям. Так, легкое дуновение ветра может перенести нас в другое пространство и время. Путем воспоминаний и подсознательных ощущений – и кто укажет, где настоящая реальность – здесь или в нашем воображении? Границы нашего мира зыбки. Условны. Люди должны и могут быть свободны и готовы к созданию новых форм. Основ, правил, объектов – но не все это понимают и не всем дано это увидеть. Поэтому лирическому герою и остается лишь бросать вызов недалекому, приземленному и слепому обществу: «А вы могли бы?»

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=30697

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Творчество Владимира Маяковского до сих пор вызывает много споров.

Будут ли грядущие поколения читать Маяковского или не будут? Настоящий он поэт или нет? Искренне ли он писал о Ленине или наводил «хрестоматийный глянец»? Наверное, каждый, кто знаком с поэзией этого страстного человека, тонкого лирика и при этом «грубого гунна»,  нашел для себя ответы на интересующие его вопросы.

Бесспорно только одно: это талантливый человек, а его имя — одно из ярчайших имен в литературе ХХ века.Современники Владимира Маяковского Борис Пастернак и Николай Асеев считали, что лирический герой его ранней лирики похож на подростка.

Можно соглашаться или нет, но именно жажда впечатлений, стремление к самовыражению, бескомпромиссность, некий нигилизм и стремление бросить вызов окружающей серой действительности сближают героя с любым, даже современным, подростком.

К тому же герой готов все отдать «за одно только слово, ласковое, человечье», отсюда – тоска, мечта, но и некоторая озлобленность.Именно жажда преображения и вызов звучат в одном из ранних произведений – стихотворении 1913 года «А вы могли бы?», об анализе которого и пойдет речь далее. Уже само название – дерзкий вызов. Кому? Взрослым, привыкшим к обыденности окружающего мира? Литераторам, пишущим о вечном? А может, географам, которые еще не все открыли на земном шаре. Ведь начинается стихотворение удивительными строчками:

    Я сразу смазал карту будня,

    плеснувши краску из стакана…О какой карте идет речь? Конечно же, о географической! Именно пятно краски, появившееся на карте, дает возможность представить, как появляется новое государство, в котором возникает абсолютно другая реальность. Там на блюде студня можно увидеть «косые скулы океана», а «на чешуе жестяной рыбы» можно прочесть «зовы новых губ». Только человек с романтическим мировосприятием может все это заметить и облечь в словесную форму.Но подобное стремление создавать другую реальность, наверное, больше свойственно ребенку. Герой же, скорее, стремится имеющуюся реальность подстроить под себя. Не случайно он говорит: «Я сразу смазал карту будня…», то есть изменил окружающую действительность.  Слово «будни» имеет форму только множественного числа. Использование же автором стихотворения формы единственного числа – «будня» — подчеркивает, что такая картина может возникнуть в восприятии героя только однажды, только сегодня. Наступит другой «будень» — и появится совершенно новая картина мира.Удивительно и то, что в эту игру герой пытается вовлечь окружающих. Без всякого пренебрежения, а скорее, с задором, возникающим тогда, когда идет соревнование, герой восклицает:

    А вы

    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?Дескать, а вам слабо? Слабо сделать то, чего еще не приходилось делать в своей жизни? Слабо на миг забыть о том, что ты взрослый серьезный человек? Конечно, каждый читатель воспринимает это призыв по-своему? Но любой хоть на миг испытает чувство, которое переживает участник соревнования. Стремление сделать что-то такое, чего еще никому не удавалось сделать.Многие критики отмечали, что в ранней лирике Маяковского его метафоры необычны, их трудно представить. Действительно, если метафора основана на переносном значении по сходству, то у Маяковского, скорее, сходства вообще нет. Ведь только он смог увидеть «в чешуе жестяной рыбы зовы новых губ», а в верхнем слое жира на блюде студня «косые скулы океана». Такое видение мира частично можно объяснить близостью к футуризму, который искал новые способы и формы самовыражения. Однако Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».С этими словами трудно не согласиться: уже через год появятся стихотворения «Адище города», «Нате!», «Вам!», в которых герой будет страдать от непонимания окружающих. Но это будет позже.  А вот это раннее стихотворение «А вы могли бы?» оставляет у каждого ценителя поэзии очень светлое романтическое чувство.

Стихотворение «А вы могли бы?»

    Я сразу смазал карту будня,

    плеснувши краску из стакана;
    я показал на блюде студня
    косые скулы океана.
    На чешуе жестяной рыбы
    прочёл я зовы новых губ.
    А вы
    ноктюрн сыграть
    могли бы
    на флейте водосточных труб?

1913

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/analiz-proizvedeniya/analiz-stikhotvorenij-v-v-mayakovskogo/5811-a-vy-mogli-by-analiz-stikhotvoreniya-v-v-mayakovskogo

Анализ стихотворения В.В. Маяковского «А вы могли бы?»

Стихотворение «А вы могли бы?» написано автором в 1913 году. Маяковскому как всегда чужды традиционные формы поэзии. Он – новатор. Это показывает и анализ стихотворения А вы могли бы? Эксперименты в выражении своих чувств в стихотворении это свойственно автору. В обычных повседневных предметах герой видит все то яркое, чего не видит обыватель.

Герой противопоставляет себя серости, окружающей его. На этом этапе поэт только намечает противопоставление себя массам. Тем, кому никогда не увидеть « на блюде студня» «косых скул океана». Мир представляется Маяковскому так же в виде студня – чего-то мутного, серого и дряблого. И только он видит в этом студне все чудеса природы, незамеченные другими.

Герой одинок и он страдает. Его не понимают окружающие его люди. Они погружены в серые будни и не способны разделить с ним все то, что поэт видит в этом мире своим нетривиальным взглядом. Однообразие, царящее в душах представителей толпы, удручает его.

Сравнения простых предметов с чем-то поэтическим – это то, что недоступно «серой» массе. Водосточная труба представляется поэту флейтой, и он страдает от того, что больше никто этого не видит.

Весь мир для него видится в студне, все его краски, огромные просторы.

Лирический герой Маяковского не желает мириться с серостью и пошлостью вокруг. «Карта мира» такая однообразная, схематичная, упорядоченная была смазана выплеснутой краской эмоций поэта.

Надежду поэтому на единомыслие дарят « зовы новых губ», которые все-таки просматриваются среди иного прочего. Маяковский надеется найти понимание в ком-то, обрести родственную душу.

Последняя фраза может иметь двоякий смысл. Либо наш герой свысока своего мировосприятия упрекает обывателя в том, что он неспособен видеть то тонкое и изящное в грубом и сером. Либо он спрашивает, в надежде услышать положительный ответ от близкого ему по духу человека.

Как показывает анализ стихотворения А вы могли бы?, герой противопоставляет себя целому миру и сам представляет собой целый мир, но иной. Этот другой мир наполнен красками и эмоциями.

Он далек от грубости того окружения, которому свойственны потребительские черты. Недаром во многих своих произведениях Маяковский с пренебрежением и даже с ненавистью описывает людей, которые едят.

Это самый яркий пример потребления и говорящий о многом.

Используя простые слова в непростых нетипичных сочетаниях, Маяковский дарит им новый смысл, наполняет другими эмоциями.

.

Источник: https://cwetochki.ru/post-analiz-stihotvoreniya-vv-mayakovskogo-a-vyi-mogli-byi-23835.html

Ссылка на основную публикацию