Уроки-конспекты по теме окружающий мир

Приложение 2. Конспекты уроков «Окружающий мир»

2.1 Вводный урок по теме «Что такое природа»(программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова в образовательной системе «Школа России» 3 класс)

Планируемые результаты

Предметные:

1. Сформировать общее представление о природе и ее значении для человека.

2. Добиться усвоения знаний об объектах неживой и живой природы и отличиях живого от неживого.

3. Проводить экологическое воспитание младших школьников на основе формирования представлений о природных взаимосвязях.

Метапредметные

1. Развивать умение работать с учебником.

2. Формировать умения моделировать взаимосвязи природы и человека.

Личностные:

1. Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся.

2. Слушать своих одноклассников.

Оборудование: различные тела неживой и живой природы, карточки для составления модели «Значение природы для человека».

Ход урока

1. Постановка учебных задач.

На уроке дети должны узнать, что относится к природе, чем живое отличается от неживого. Научиться устанавливать взаимосвязи внутри природы и между человеком и природой. Для решения этих задач учитель предлагает детям познакомиться с новым разделом учебника «Окружающий мир» и научиться работать с ним.

2. Ознакомление с задачами и содержанием нового раздела.

На шмуцтитуле дети читают название раздела «Эта удивительная природа», его задачи, содержание, определяют тему урока. Пробуют объяснить выражение «Природа и люди – одно целое!

3. Систематизация имеющихся знаний.

Краткая беседа с опорой на знания, полученные в курсе первого-второго класса. Дети рассматривают красочный разворот учебника…

Учитель просит перечислить, с учетом увиденного на рисунке, что же относится к неживой и живой природе. Обращает внимание на то, чтобы дети не причисляли к природе предметы, изготовленные человеком.

Желательно на этом этапе урока продемонстрировать школьные телескоп и микроскоп и предметные наглядные пособия.

4. Формирование новых представлений и понятий. Отработка приемов работы с учебником.

Что относится к природе. Природа неживая и живая.

Обсуждается, чем живые существа отличаются от предметов неживой природы. Учитель уточняет и дополняет ответы детей.

Затем можно предложить учащимся с помощью основного текста учебника закончить схему, часть которой помещена на доске:

Природа

неживая живая

По окончании работы на доске появляется следующая запись:

Природа

неживая живая

Солнце бактерии

воздух растения

вода животные

полезные ископаемые грибы

Этот этап урока может быть завершен ответом учащихся на вопрос рубрики «Подумай!».

В природе все взаимосвязано.

Можно предложить учащимся привести несколько примеров, доказывающих, что живая природа не может существовать без неживой; живая природа влияет на неживую; растения необходимы для жизни животных; животные влияют на жизнь растений. При необходимости ответы детей уточняются с помощью учебника.

Значение окружающей природы для людей.

Построение на магнитной доске динамической схемы. Различные элементы модели обозначают экологическую (вода, пища), эстетическую (бабочка), гигиеническую (человек под душем), практическую (мебель), нравственную (посадка деревьев), познавательную (лупа) ценность природы.

Учитель последовательно показывает рисунки и просит объяснить, какое значение природы в них «зашифровано». Тот из учащихся, кто наиболее точно сделает это, помещает знак на магнитную доску, стрелку направляет в сторону человека. После завершения составления модели кто-либо из учеников рассказывает по ней о роли природы в жизни людей.

Рассказ ученика может быть составлен в соответствии с абзацем учебника.

5. Домашнее задание

Ответить на вопросы «Проверь себя», используя основной текст учебника. На рисунке под этой рубрикой разобраться, что относится к природе, а что нет; что относится к неживой, а что — к живой природе. Одно из заданий можно выполнить на выбор.

6. Подведение итога урока.

Учитель выясняет, что нового дети узнали на уроке, чему научились.

Учащимся предлагается сформулировать основные выводы по содержанию урока, которые сопоставляются с выводами учебника.

В конце урока читается «анонс» — «На следующем уроке…». Он дается в интригующей для ребенка форме и заставляет подумать над вопросами, актуализирующими жизненный опыт детей.

2.2 Предметный урок по теме: «Какие бывают почвы» (программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова в образовательной системе «Школа России» 4 класс)

Планируемые результаты.

Предметные:

1. Дать представление о важнейших видах почв своего края.

2. Развивать умение различать черноземные и подзолистые почвы, работать с коллекциями почв.

3. Воспитывать бережное отношение к почвам родного края.

Метапредметные:

4. Формирование практических умений по организации исследовательской деятельности.

Личностные:

5. Развитие навыков сотрудничества.

Оборудование: Коллекции «Почва» (раздаточный материал); таблица «Профили почв»; физическая или почвенная карта своего края.

Ход урока:

1. Постановка учебных задач.

На уроке учащиеся должны узнать, какие бывают почвы и научиться различать виды почв своего края.

2. Повторение опорных знаний.

Учащиеся вспоминают, где начинается и кончается жизнь каждого растения; какие неживые и живые компоненты входят в состав почвы; какая составная часть почвы обеспечивает ее плодородие.

Учитель просит ответить на вопрос: «Почему ученый В.В. Докучаев назвал почву кормилицей человека и считал ее более ценной, чем любое полезное ископаемое?» Обобщая ответы детей, он сообщает, что почвы любой местности нашей страны являются национальным богатством, поэтому люди должны знать и беречь почвы своего края.

3. Проведение практической работы.

Ставится цель: выяснить, какие бывают почвы и какие виды почв преобладают в их родном крае.

Во вступительном слове учитель говорит: «Вы не раз бывали в поле, на лугу, в лесу и, наверное, замечали, что цвет почвы не везде одинаков. На полях и лугах почва, обычно, черного цвета, а в лесу – серого или желтовато-серого. Вы уже догадались, от чего зависит цвет почвы? Это вам предстоит выяснить на практической работе».

Учащиеся работают с коллекциями «Почва» по следующим заданиям:

1) Рассмотрите в коллекции почвы черного цвета. Как они называются?

2) Какая составная часть почвы придает ей черный цвет? (Найдите в коллекции перегной и сравните его цвет с цветом почвы).

3) Какое главное свойство почвы связано с содержанием в ней перегноя?

Сообщается, что самые плодородные почвы – черноземные. Они особенно богаты перегноем.

На физической или почвенной карте края учитель показывает, какую территорию занимают черноземы. Сообщает, что почти все черноземные почвы распаханы под сельскохозяйственные культуры.

4) Найдите в коллекции и рассмотрите подзолистые почвы. Какого они цвета?

5) Сравните цвет подзолистых и черноземных почв. Какие почвы содержат больше перегноя? Почему вы так думаете? Какие почвы более плодородны?

6) Какое вещество придает подзолистым почвам сероватый цвет? (Сравните цвет почв с цветом песка и глины).

Учитель показывает на карте края, где расположены подзолистые почвы и сообщает, что на них растут, в основном, хвойные леса.

Промежуточное положение между черноземными и подзолистыми почвами занимают серые лесные почвы. Мощность перегнойного слоя в них достигает 30 сантиметров. Они связаны с травянистыми лиственными лесами. Есть и другие виды почв, но о них учащиеся узнают в более старших классах.

Во время проведения практической работы на доске заполняется схема «Виды почв». Дети составляют такую схему в рабочей тетради.

В конце работы учащиеся описывают виды почв края и делают вывод, что их цвет и плодородие зависят от состава.

4. Закрепление полученных знаний и умений.

По рисунку в учебнике или по таблице ученики сравнивают профили почв, читают текст учебника «Окружающий мир» о видах почв и отвечают на вопросы под рубрикой «Проверь себя»; учатся распознавать различные виды почв в коллекции.

5. Домашнее задание.

Для подготовки к следующему уроку учитель просит повторить материал третьего класса о том, что растения берут из почвы, и как образуется почва.[6]

2.3 Комбинированный урок по теме «Водоем – природное сообщество» (программа А.А.Плешакова, четвертый класс).

Планируемые результаты

Предметные:

1. Сформировать представление о водоеме как природном сообществе.

2. Развивать умение устанавливать экологические связи между растениями и животными пресного водоема, между обитателями водоема и окружающей средой.

3. Воспитывать бережное отношение к обитателям водоемов.

Метапредметные:

4. Развивать умения моделировать природные взаимосвязи.

Личностные:

5. Развитие навыков сотрудничества.

Оборудование: гербарии и рисунки с изображением растений, изображения и коллекции моллюсков, насекомых, рыб и других обитателей водоема. Если в классе есть аквариум, то он может служить моделью природного сообщества.

Ход урока:

1. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы

Учитель просит детей с помощью рисунков с изображением растений на доске составить модель пресного водоема, разместив их по «этажам». Учащиеся дают краткую характеристику растениям водоема, подчеркивая признаки приспособленности к жизни в воде.

Вместе с детьми формулируется проблема урока: «Как доказать, что пресный водоем является природным сообществом?»

2. Изучение нового материала.

При изучении нового материала модель водоема, изображенного на доске, «заселяется» животными. Тексты о животных различных групп учащиеся читают в учебнике. Учитель приводит дополнительные сведения об обитателях водоемов своего края, рассказывает об охраняемых животных.

Учащиеся записывают в тетрадь названия животных, обитающих на разных уровнях водоема.

3. Закрепление знаний. Установление преемственности с ранее изученным материалом.

На этом этапе урока дети решают поставленную перед ними проблему, устанавливая следующие взаимосвязи между обитателями водоема:

— по местообитанию (рассказывают о роли растений в расселении животных);

— по способу питания (составляют в тетради несколько цепей питания, сложившиеся в водоеме);

— по участию животных в распространении растений (рассказывают о способах распространения некоторых растений, например, элодеи);

Эта работа поможет учащимся убедиться в том, что водоем является природным сообществом.

4. Домашнее задание. На домдается задание: прочитать тексты об обитателях водоема в учебнике, составить памятку «Как вести себя на водоеме» и придумать название запрещающим условным знакам, которые даются в конце темы в учебнике.[7]

2.4 Обобщающий урок по теме «Полезные ископаемые своего края» (программа А.А. Плешакова, четвертый класс).

Планируемые результаты

Предметные:

1. Обобщить и систематизировать знания детей о важнейших полезных ископаемых своего края.

2. Отработать умения распознавать и систематизировать полезные ископаемые по их физическим свойствам.

3. Воспитывать бережное отношение к подземным богатствам.

Метапредметные:

4. Формировать практические умения по организации исследовательской деятельности.

Личностные:

5. Развитие навыков сотрудничества.

Оборудование: у каждой группы: коллекции полезных ископаемых, контурные карты своего края, условные знаки полезных ископаемых, краеведческая литература. У учителя: изделия из полезных ископаемых своего края (или их изображения), физическая карта области (края).

Ход урока:

Урок можно организовать в форме геологической экспедиции, после которой дети готовят отчет о проделанной работе, заполняя таблицу «Свойства полезных ископаемых» в рабочей тетради и наносят условные знаки полезных ископаемых на контурную карту области (края).

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек. В каждой группе (команде) выбирается «руководитель экспедиции» (капитан команды), «картографы», «геологи».

1. Проведение конкурсов

На уроке проводится несколько конкурсов, которые оценивает выбранное учителем жюри.

Конкурс геологов.

Каждой команде раздаются карточки с названиями двух полезных ископаемых (названия можно зашифровать). Геологи должны найти их в коллекции и описать свойства.

По окончании работы руководитель экспедиции каждой команды рассказывает о свойствах своих полезных ископаемых, не называя их. Остальные команды по описанию определяют название полезного ископаемого и находят его в коллекции. Каждая группа имеет право задать руководителю по два вопроса, помогающих догадаться, о каком полезном ископаемом идет речь.

Конкурс картографов.

После правильного ответа картографы прикрепляют условный знак полезного ископаемого на физическую карту и наносят его на контурную карту.

На эту работу учащимся дается по 10-12 минут. Баллы присуждаются как за грамотное описание своих ископаемых, так и за правильно угаданное название полезного ископаемого команды-соперницы.

Конкурс капитанов.

Каждому «руководителю экспедиции» задается, например, по два занимательных вопроса, связанных с полезными ископаемыми. При затруднении с ответом он может обратиться за помощью к команде. Жюри оценивает каждый ответ.

Можно провести и другие конкурсы.

2. Обобщающий рассказ учителя

Учитель рассказывает об использовании полезных ископаемых на предприятиях края. При этом он демонстрирует изделия, выпускаемые на них, рассказывает, как связан край с другими регионами России и зарубежья.

3. Подведение итогов

В конце урока жюри подводит итоги, вручает призы лучшим командам.[8]

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/25810.html

План-конспект урока по окружающему миру

ΙV. Открытие

нового знания

-Для того чтобы наш организм был здоров, мы должны соблюдать правила здорового образа жизни.

Читайте также:  Сочинение: описание картины васильева "мокрый луг"

— Поработаем в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группе:

-работаем тихо, дружно;

— говорим по очереди, не перебивая друг друга;

-чётко высказываем своё мнение, уважаем мнение собеседника.

— Мы отправляемся в путешествие на разные острова.

Презентация – слайд 6.
1-ая группа отправится на остров «Чистюля» и назовёт первое правило здорового образа жизни.Задание: Почему нужно соблюдать чистоту?2-ая группа посетит остров «Витаминка» и назовёт второе правило здорового образа жизни.

Задание: Какое питание является здоровым?3-ая группа изучит остров «Потрудись и отдохни» и назовёт третье правило здорового образа жизни.Задание: Как правильно сочетать труд и отдых?4-я группа побывает на острове «Спортивный » и назовёт четвёртое правило здорового образа жизни.

Задание: Что значит много двигаться?

Остров «Вредные привычки» мы не будем посещать, но о вредных привычках, которые разрушают здоровье, мы поговорим.

Презентация – слайд 7.— Вы готовы к путешествию? Наш корабль на старте.

В путь дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь!

— Откройте учебник на стр. 154-155 и прочитайте каждая группа о своём острове.

— Предоставляем слово путешественникам, побывавшим наострове «Чистюля

Презентация – слайд 8.

Расскажите, как вы помогаете родителям содержать в чистоте жилище и одежду?

-Итак, чтобы записать название на первом лепестке – СОБЛЮДАЙ ЧИСТОТУ И ГИГИЕНУ!

Давайте хором прочитаем волшебные слова:

Презентация – слайд 9.

Запишите название на синем лепестке.

Предоставляем слово группе, которая посетила остров « Витаминка»

Презентация – слайд 10

– Объясните, как понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья».

Читаем волшебные слова и записываем название второго лепестка: ПРАВИЛЬНО ПИТАЙСЯ!

Презентация – слайд 11.

Запишите название на фиолетовом лепестке.

Предоставляем слово группе, которая посетила остров «Потрудись и отдохни».

Презентация – слайд 12.

— Да, одним из важных правил здорового образа жизни является выполнение режима дня. Режим дня детей и подростков способствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Как научиться соблюдать режим дня?

– Читаем волшебные слова и записываем название третьего лепестка:

СОБЛЮДАЙ РЕЖИМ ДНЯ!

– Запишите название на оранжевом лепестке.

Презентация – слайд 13.

Видео физкультминутка «Ёлочка»

Предоставляем слово группе, которая посетили остров «Спортивный»
Презентация – слайд 14.

– Какими видами спорта вы любите заниматься летом? Зимой?

– Кто из вас на зимних каникулах с семьей занимался спортом? Каким видом?

– Кто знает, какое спортивное событие было в 2013 году? (показываю символ Универсиады)Презентация – слайд 15.

– Какое спортивное событие произошло в этом 2014 году? (символ)

Презентация – слайд 16.

– Во всех городах и селах нашей страны построены спортивные сооружения для детей и молодежи.

– Какие спортивные комплексы есть в нашем селе?

– Кто из вас посещает спортивные секции?

— Какие? (баскетбол, футбол, хоккей)

– Читаем волшебные слова и записываем название четвёртого лепестка — ПОДРУЖИСЬ СО СПОРТОМ.

– Запишите название на зелёном лепестке.

Презентация – слайд 17.

-Остался последний пятый лепесток – НЕ ЗАВОДИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

— Какие вредные привычки разрушают здоровье?

Презентация – слайд 18

Запишите название на красном лепестке

Презентация – слайд 19

Класс делиться на четыре группы, каждая группа получает задание: узнать как можно больше о своём острове и назвать правило здорового образа жизни.

Каждая группа работает с учебником, дополнительными источниками информации.

— Представляют результаты работы

Читают:

-От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.

-Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим

Отвечают на вопросы.

-Мы со спортом дружим,
Спорт нам очень нужен.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах

своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; соблюдают правила поведения на уроке.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела,

определяют круг своего незнания; отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике.

Источник: https://multiurok.ru/files/plan-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-2.html

План-конспект урока по окружающему миру

Тема: «Что такое культура. Ценности культуры. Из истории письменности»

Цели:

Предметные:

-Способствовать расширению знаний у обучающихся о культуре и её ценностях.

Коммуникативные:

-Способствовать формированию умения взаимодействовать с учителем и сверстниками бесконфликтно.

Регулятивные:

-Способствовать развитию умений у обучающихся находить способы решения проблемы.

Познавательные:

-Способствовать формированию умений анализировать, обобщать.

Личностные:

-Способствовать формированию представлений у обучающихся о культуре и её ценностях.

Оборудование: учебник, презентация.

Тип урока: комбинированный

Этапы Деятельности учителя Деятельность обучающихся Методические примечания
Организационно-мотивационный этап Здравствуйте ребята! Зовут меня Юлия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.Каждый день-всегда, везде,На занятиях, в игре.Смело, четко говорим и тихонечко сидим! Здравствуйте.
Постановка цели урока Ребята, а как вы думаете можно ли поставить цели урока не зная темы?Тогда давайте попробуем поставить цели.Молодцы. Да-внимательно слушать;-не шуметь;-узнать новую тему; Фронтальная форма работы.Словесный метод (беседа)
Актуализация знаний Ребята, а как вы думаете зачем человек трудится?Какие машины придумали русские изобретатели?Откройте страницу 70. Рассмотрим рисунок. Что же называют ценностями культуры. -для того ,чтобы уютно жить;-ради духовных благ;-для материальных благ;-для самореализации;Трактор. мотоцикл. отечественные машины-архитектура;-храмы;-музыка;-живопись;-книги; Фронтальная форма работыРабота с учебником
Изучение нового материала Откройте 71 страницу. Давайте прочитаем что же создано трудом людей?Хорошо. А хотите ли вы узнать почему возникла письменность? Зачем она необходима?Кто-нибудь может ответить на эти вопросы?Откройте страницу 72. Посмотрите на пиктограмму. Давайте узнаем что такое пиктограмма.Что могли означать пиктограммы?Представьте пыльный и шумный город 9 века Солунь. Сейчас он находится на территории Греции. Здесь родились и провели свое детство Кирилл и Мефодий. Они были высокообразованными людьми. Кирилл преподавал в высшей школе Константинополя и был прозван за свою ученость философом. Кирилл и Мефодий много путешествовали и знакомились с языками разных народов. Они то и создали славянскую азбуку. Так 2 брата из города Салунь прославились на весь мир.Откройте страницу 73 посмотрите на изображение. Что у них в руках? Ученик читает о ценностях, созданные трудом людей.Ученик читает определение.Обучающиеся высказывают свои предположения.книга Работа с учебникомНаглядный метод (презентация)
физкультминутка
Закрепление изученного материала Откройте 74 страницу. Давайте узнаем что такое летопись.Стоп. Что же такое летопись?Читаем дальше. Кто такой монах? Найдите определение в классе. Давайте прочитаем.Обратите внимание на изображение. Кто изображен?Какие вещи его окружают?У вас на партах лежат карточки. Выполните тестовую работу. Обменяйтесь своими работами . Правильные ответы увидите на слайде. Ученик читает о летописи.книги , рассказывающие об исторических событиях.Нестор
Итог С чем мы сегодня познакомились?Кто такие Кирилл и Мефодий?Что такое летопись?Кто такой монах?Что такое шедевр? -создали славянскую азбуку.-книга, рассказывающая об исторических событиях
рефлексия Поднимите руку те, кому на уроке было все понятно и вы можете поделиться со своими знаниями с другими.

Источник: https://compedu.ru/publication/plan-konspekt-uroka-po-okruzhaiushchemu-miru.html

Окружающий мир — Начальные классы — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Презентация по окружающему миру «Красная книга»; 2 класс

https://www.youtube.com/watch?v=_9N-dFW0qRM

Презентация была создана для открытого урока по ФГОС на тему: «Красная книга». Кроме презентации в урок были включены видео ролик О.Газманова «Красная книга», видео-ролик «Зубр» и электронная физминутка «Танцуйте с нами». Так как урок создавался в рамках ФГОС, то были использованы задания для работы на MacBook в программе ПервоЛого (некоторые из которых прилагаются в формате jpq.).

Окружающий мир — новый предмет школьный программы, преподаваемый в начальных классах.

В отличие от традиционных математики, русского языка и чтения, на уроках окружающего мира дети знакомятся с основами социальных и естественных наук, познают мир: знакомятся с историей, географией, биологией и другими «окружающими» их событиями и явлениями. Тому примеры уроки «Петр Первый», «Круговорот воды в природе», «День России» и т.д.

На уроках окружающего мира дети видят связь различных наук между собой и обычной жизнью, учатся наблюдать и систематизировать информацию, бережно относиться к природе. Уроки позволяют сформировать общую эрудицию школьников, культуру, нравственные и эстетические чувства.

В школах России преподавание окружающего мира ведется по УМК:

  • УМК «Гармония», авторы: О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина,  В.Д. Шилин
  • УМК «Школа России», под ред. А.А. Плешакова
  • УМК «Перспектива», под ред. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая
  • УМК «Школа 2100», авторы:  А.А. Вахрушев, О.Б. Бурский, А.С. Раутин
  • УМК «Перспективная начальная школа», авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова и др.
  • УМК «Начальная школа XXI века», автор: Н.Ф. Виноградова
  • УМК «Планета  знаний», авторы: Г.Г. Ивченкова и др.
  • УМК «Гармония», авторы: О.В. Поглазова и др.
  • УМК «Окружающий мир» (система Л.В. Занкова), авторы: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков
  • и другим.

На сайте

На нашем сайте вы можете найти разработки, конспекты и технологические карты уроков окружающего мира по ФГОС второго поколения, а также большее число презентаций, тренажеров, раздаточных материалов, тестов, контрольных работ.

Занятия по окружающему миру в 1-4 классах должны быть «живыми», интересными, наглядными, с использованием презентаций по окружающему миру. Рекомендуется проводить практические работы, выполнять проекты, предлагать детям нестандартные занятия. Уроки должны быть направлены на формирование УУД.

Источник: http://pedsovet.su/load/241-1-12

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме «Подземные жители»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с.Кистендей

Аркадакского района Саратовской области

Конспект урока окружающего мира во 2 классе

по теме «Подземные жители»

Выполнила

учитель экологии МБОУ-СОШ с.Кистендей

Борисова Татьяна Григорьевна

2013г.

Урок окружающего мира, 2класс.

(Н.В.Виноградова «Окружающий мир»)

Тема урока: Подземные жители.

Дидактическая цель : формирование новых умений и знаний об обитателях почвы, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Проблема исследования: Крот – вредитель сельского хозяйства или помощник?

Тип урока: Усвоение новых знаний (урок-исследование).

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с обитателями почвы, с особенностями их жизнедеятельности. С помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: формировать и развивать умение четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение; развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой; развивать практические умения и навыки учащихся, потребность в дополнительном образовании, получении новых знаний; способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе; развивать познавательный интерес к природе.

Воспитывающие: воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность, совершенствовать культуру речи.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», индивидуальные карточки, энциклопедическая и справочная литература и художественная литература.

Ход урока.

1.Организационный момент.

– Что нам необходимо для успешной работы?– Хорошее настроение.– А что нам поможет создать хорошее настроение?– Улыбка.– Улыбнитесь друг другу, и приступим к работе.

2.Актуализация знаний.

-Вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке, что узнали и чему удивились.( о лесных птицах, об удивительных фактах из их жизни и т.д.)-А сейчас поработаем в парах. Отгадайте кроссворды «Лесные птицы» и в выделенной строке у вас появится слово, связанное с жизнью этих птиц.- Назовите получившиеся слова по очереди и узнаем, что объединяет этих животных ( воздух, полет, лес, перья, и т.д.)- В дуплах деревьев прячутся летучие мыши. Они, как совы, днем спят, а ночью вылетают на поиск пищи. Являются ли они птицами? (Нет, у них нет перьев и т.д.).

Работа в группах

Мир животных многообразен. Перед вами лежат карточки с названиями животных. Подумайте, почему эти животные оказались в одной группе.

Обсуждение в группах, выделение признаков, выступление представителя от каждой группы. (Бабочка, аист, ястреб – воздух; окунь, кит, пиявка – вода;Воздух и вода – это среды жизни животных.)

3.Постановка цели и задач урока.

– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва).

-Как по-научному называют этот объект? (Почва).-Почва тоже является средой обитания живых организмов. Как вы думаете, что нам предстоит узнать на уроке? Какая будет тема урока?(Подземные жители. )

Читайте также:  Н.в. гоголь "вечера на хуторе близ диканьки": описание, герои, анализ цикла произведений

4.Первичное усвоение новых знаний.

-Оцените свойства сред обитания в баллах (1-3). Учащиеся, комментируя, оценивают.В ходе беседы появляется таблица:

воздух вода почва
свет 3 2 1
влажность 1 3 2
воздух 3 2 1
плотность 1 2 3

-Какая среда обладает более «трудными» условиями для существования живых организмов?-Какие же животные могут существовать в почве?(Они должны хорошо передвигаться под землей, обходиться без света и т.д.)-Подумайте, может быть, кто-то из вас знает таких животных?(Дождевые черви, насекомые, жуки, кроты и т.д.).

5.Первичная проверка понимания.

-А сейчас я приглашаю вас в «Картинную галерею», отгадайте, кто изображен на фото и определите среду его обитания.-Как вы определяли среду жизни животных?-Подумайте, какая среда жизни самая многочисленная?-Молодцы!

Физкультминутка. «Про Хомку».

6. Первичное закрепление.-Мы уже выяснили, что среда обитания влияет на жизнедеятельность животных, на их образ жизни, численность. Подумайте, а животные влияют на среду жизни? Как это отражается на хозяйстве человека? Дискуссия.(Своим образом жизни многие животные наносят вред человеку, а другие являются помощниками.) -Проведем самостоятельную работу. Распределите животных по группам: волк, пчела, полевая мышь, дождевой червь, бабочка, крот, муха.

7. Постановка проблемного вопроса.

-Какие животные вызвали у вас сомнения?-Обсудите в паре, к какой группе можно отнести крота?-К какому выводу пришли?-В чьих парах мнения разделились? Почему?-Поскольку пока мы не можем дать однозначный ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Крот», пытаясь, как ученые, найти решение проблеме «Крот – вредитель сельского хозяйства или помощник?»

8. Исследование.

Составление плана исследования.

-Напомните, как проходит работа ученого-исследователя:-Определение темы, проблемы исследования.-Выдвижение гипотезы-Выбор методов исследования-Составление плана исследования-Сбор, обработка информации.-Анализ и обобщение полученных материалов.-Подготовка отчета исследования.-Защита сообщений.-Обсуждение итогов завершенной работы.-О каких этапах не должны забыть?-Что может помочь вам в исследовании?

Тема исследования: Крот.

Гипотезы: Крот – вредитель сельского хозяйства; крот — помощник.

-Для того, чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанную гипотезу.

Методы исследования:

1.Подумать и задать себе вопрос.2.Спросить у взрослых.3.Понаблюдать.4.Провести эксперимент.5.Посмотреть в книге (Энциклопедии или справочной литературе), компьютере.

План исследования:

-Какие методы возьмем для сегодняшнего исследования? (1, 2, 5)-Каков же план исследования?

Проведение исследования.

Сбор, обработка информации.-разделимся на несколько групп, попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): крот – вредитель, крот – помощник. В каждой группе вы сможете пересмотреть план работы.

Групповая работа учащихся ( создание рисунков; составление высказываний – крот живет под землей, самые разнообразные местообитания, размером 15 см, покрыт мехом, плохо видит; читали о кротах в энциклопедии и справочной литературе; читали стихотворение С.

Маршака про крота, «Дюймовочку» Ганса Христиана Андерсена. смотрели чешский мультфильм про крота и т.д.)

Анализ и обобщение полученных материалов-Посмотрим, нет ли среди материалов, которые мы собрали лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.

Подготовка отчета исследования

-Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.

Физкультминутка. «Во саду ли, в огороде».

Подведение итогов исследования.

Защита сообщений

Крот – зверек, его длина до 18 см.Всю свою жизнь крот проводит под землей, в темноте, поэтому плохо видит. А вот слух и обоняние у него прекрасные. Крот – хищник, он питается насекомыми, червями, слизнями.

Главная «работа» крота – рыть подземные ходы, где он отыскивает себе пищу. В глубине кротовых ходов находится его гнездо. В нем самка крота выкармливает своих детенышей молоком.Вред.

Крота можно обвинить лишь в порче лугов (кротовины), но в основном этого зверька обвиняют напрасно, путая с похожим на него грызуном, разоряющим огороды (слепыш).

Уничтожая вредных насекомых и особенно личинок майского жука, кроты приносят неоценимую пользу сельскому и лесному хозяйству. Постоянно разрыхляя почву, крот способствует ее плодородию. Наконец, зверек дает ценную шкурку и в заготовке пушнины занимает видное место.

Обсуждение итогов завершенной работыПоощрение выступающих и тех, кто задавал вопросы выступающим.

9. Рефлексия.

-Какова тема нашего урока?-Что нового узнали?-Помогает ли внешний вид животного определить среду его обитания?– У вас на столах лежат сердечки разных цветов. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно, поднимите вверх сердечки красного цвета. Если что-то не понравилось – синего цвета.-С каким настроением заканчиваем урок? Если с хорошим, улыбнитесь своему соседу и всем нам.

10.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Вам понравилась наша сегодняшняя работа?-Чем?

-Тогда я предлагаю вам дома порассуждать как ученым-исследователям и ответить на вопрос: «Почему дождевых червей называют трудягами?» Ответ вы можете представить в любой форме: рисунок, синквейн, сообщение, презентация. Желаю успеха!

Источник: http://eco.na5bal.ru/doc/3170/index.html

Конспект урока по предмету «Окружающий мир » с применением технологии проблемного обучения на тему «Воздушная оболочка Земли»

Иванова Наталья Викторовна

МБОУ СОШ № 8

Урок окружающего мира

с применением технологии проблемного обучения

3 класс.

Тема урока: «Воздушная оболочка Земли».

Эпиграф: «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах».

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни.

Задачи:

Закрепить понятия вещество, атмосфера.

Познакомить с новыми понятиями: ноосфера, озон; учить различать понятия ветер и воздух.

Продолжить изучение свойств воздуха, формировать умение применять полученные знания в жизни.

Развивать умение ставить учебную задачу, намечать план действия, определять свое незнание.

Воспитывать экологическую культуру личности, развивать способность решать экологические проблемы.

Оборудование: карточки для аукциона знаний; опорные схемы “Свойства и состав воздуха” мультимедиа установка для просмотра презентации; веер, пакет, шприц (без иглы); колба с трубкой, спиртовка, влажная тряпочка, мяч, воздушные шарики красного и синего цвета.

Ход урока

  1. Организационный момент. Энергетический круг.

– Дети, давайте встанем вкруг и возьмемся за руки. У нас получился энергетический круг. Посмотрите в глаза друг другу так ласково, чтобы ваши ладошки потеплели.

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? .

– Кто заинтересовался этими словами и хочет продолжить изучение “ книги природы?”

III. Актуализация знаний. Аукцион научных терминов.

На карточках напечатаны научные понятия, необходимые для изучения нового материала. Дети должны дать их определение. Карточку получает ученик, который наиболее точно

вспомнил научное понятие: тело, вещество, смеси, молекулы, газ, твердое тело, жидкости, атмосфера.

  1. IV. Постановка учебной задачи совместно самими учащимися.

Атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, ноосфера.

– Что общего у этих слов?

– Раскройте роль атмосферы для жизни на Земле.

– Какое слово для вас новое? (Ноосфера)

– А кто хочет узнать, что это такое?

– Попробуйте предположить его значение.

– Послушайте, что мне рассказал Барон Мюнхгаузен. Могло ли такое произойти?

“Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая безветренная погода, и наш замечательный корабль на всех парусах летел к далеким таинственным берегам”

Ответы детей: Такого быть не может, т.к. для парусов необходима сила ветра.

Отгадайте загадку:

Он прозрачный невидимка Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас.

Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим, просто мы его вдыхаем –Ведь он нам необходим. (воздух)

– А как вы думаете, ветер и воздух это одно и тоже?

(Уч-ся выдвигают предположения, основанные на их жизненном опыте)

– Сформулируйте тему урока.

– Что бы вы хотели сегодня узнать?

– Наметьте цели, которые мы поставим перед собой.

– Определим наше знание и незнание. Посмотрите на таблицу 1.

Таблица 1.

Это я знаю Это я не знаю
Воздух-газ, источник жизнедеятельности живых организмов.Атмосфера – воздушная оболочка Земли.Свойства воздуха: прозрачный, легкий, бесцветный.Охрана воздуха. ? Ветер = воздухСостав воздуха: ? кислород углекислый газОбладает ли воздух другими свойствами?Как человек их использует?Как образовалась атмосфера?“Экос” “Логос” = ?? ноосфера= “разум”
  1. Совместное открытие знаний.

– Попробуйте доказать практически с помощью веера, пакета и шприца, что вокруг нас воздух.

Учащиеся доказывают, что воздух – это непустое место.

А) Необходимо помахать веером перед лицом, чтобы почувствовать прикосновение, не прикасаясь веером к лицу.

Б) Наполняют полиэтиленовый пакет воздухом.

В) Входное отверстие шприца закрывают пальцем, пробуют передвинуть поршень.

Учитель обобщает ответы детей:

Вся планета Земля укутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух невидим, но мы можем обнаружить его с помощью наших органов чувств.

– Какие же еще свойства имеет воздух?

Опыт 1.

Колбу с трубкой опустить в воду. Затем нагреть колбу.

Дети наблюдают и делают вывод: вода не входит в трубку, т. к. там есть воздух. При нагревании стали выходить пузырьки воздуха. Значит, воздух при нагревании расширяется

На колбу положить холодную влажную тряпочку.

– Что вы наблюдаете?

Ученики: вода поднимается по трубке. Воздух уступает свое место воде. Следовательно, воздух сжимается при охлаждении

– Подумайте, где можно использовать эти свойства воздуха?

Выборочное чтение учебника.

Вывод: При нагревании теплый воздух становится легче и поднимается вверх. Это свойство человек использует в воздухоплавание

– Что вы знаете об истории воздухоплавания? .

– Как выдумаете, имеет ли воздух вес и какова его плотность?

(Ученики предполагают, выдвигают гипотезы, доказывают.)

– Сравните плотность воды и воздуха:

Плотность воды – 1000 кг/м плотность воздуха – 1.29 кг/м

– Проверьте свои предположения, прочитав научную статью в учебнике.

Вывод: Воздух менее плотный чем вода, но при большой скорости на него можно опереться и перемещаться во много раз быстрее.

Как же люди научились использовать это свойство?

– Какие сказочные герои летают по воздуху и на каких, летательных аппаратах?

Ответы детей: Баба Яга на ступе, Нильс на гусе, Лягушка-путешественница на гусях, Иван на ковре самолете, Змей Горыныч, Карлсон – пропеллер, комарики на воздушном шарике.

Практическая учебная задача.

Работа по группам (дифференциация по способностям)

* Подумайте, почему звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, а человек надевает теплый свитер?

1-я группа: выдвигает гипотезы и обсуждает.

2-я группа: находит ответ в учебнике.

В учебном диалоге дети делают вывод: Благодаря низкой плотности воздух обладает замечательным свойством: Он плохо проводит тепло. Звери поднимают шерсть, птицы хохлятся, когда им холодно, а человек надевает свитер,– все это только для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло.

Физминутка

(– Дыхательная гимнастика: упражнения “Дыхание по кругу”, “Свеча”)

Опыт 3

– Сравните мяч и воздушный шар.

– Какое свойство воздуха использовано в них? (Гипотезы детей)

Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав пальцем отверстие для иглы, попробуй задвинуть и вытянуть поршень.

Работа в тетради.

Сделай вывод.

Приложив усилие, воздух (можно, нельзя)…………… сжать и растянуть, но он стремиться (изменить, сохранить)……………………….первоначальный объем.

– Это свойство воздуха называется упругостью. Приведите примеры из жизни, где человек использует это свойство воздуха? (Надувной матрац, автомобильные шины).

Решение задачи: ? Ветер = Воздух

– В какой сказке героиня улетела и прилетела с попутным ветром? (П.Р. Трэверс “Мери Поппинс”)

– Верно ли равенство ветер=воздух? (Дети выдвигают гипотезы)

– Что такое ветер? (Ветер – перемещение воздушных масс вдоль поверхности земли.)

– Ветер (что делает?) ………дует, воет, ревет, рвет, стучит, ласкает.

Вывод: Понятие “ветер” подразумевает движение и силу.

– Как можно использовать силу (энергию) ветра?

Недостатки:

– Сильно рассеяна и непредсказуема;

– электростанции мешают полету птиц, шумят;

– отражают радиоволны; вращая лопастями, создают помехи приему телепередач

  1. Обобщение и первичное закрепление.

Работа в тетради. Раскрась предметы, в которых используются свойства воздуха. Что это за свойства? Подпиши их.

Решение учебной задачи. ? Воздух-это 1 вещество.

– Истинно или ложно это высказывание? (Предположение детей)

– Проверьте свои предположения, посмотрите фильм. Заполните опорную схему-модель “Состав воздуха”

Выводы детей: Воздух – это смесь газов, в основном азота-78%, кислорода-21%, углекислого газа-1%. (Приложение 2, слайды 14-16)

VII. Включение новых знаний в систему ранее изученных

Учебная задача “Экос” “Логос”= ?

– Какое новое слово получится? Что оно означает? (Наука о доме)

Экология – наука о бережном отношении к природе, о разумном взаимоотношении человека и природы.

– Откуда в воздухе вредные вещества?

Читайте также:  Сочинение рассуждение на тему "этикет"

– Чем опасен грязный воздух?

– Как нужно охранять воздух от загрязнения?

Учитель обобщает ответы детей:

Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создать пояса садов, парков, лесов. Необходимо изучать природу и оберегать ее.

Современные проблемы человечества .

*Озоновые дыры

Попробуйте предположить, что такое НООСФЕРА = “РАЗУМ”

– это область планеты, охваченная разумной деятельностью человека. Вступление в ноосферу предполагает изменение отношения человека к природе.

VIII. Подведение итогов.

Проверь себя

Пользуясь опорными схемами, порассуждайте над вопросом: Что было бы на Земле, если бы воздух не имел…………?

  1. Саморефлексия по плану: .

Сегодня на уроке: узнал новое…….. было интересно…….. было трудно……..

Полезен ли этот урок для жизни? Чем?

Надуйте воздушные шарики:

Домашнее задание. Изложить вашу позицию в решении проблемы: Определяя пути выживания в современных условиях некоторые выдвигают лозунг “Назад – к пещере”, а другие призывают “Вперед – к искусственной биосфере!”

Источник: https://ivanova-sch8-schel.edumsko.ru/articles/post/419575

План – конспект урока по окружающему миру в 1 классе «В гостях у птиц» — МКОУ «Рассветовская СОШ»

Учитель: Зенькова Оксана Вячеславовна, учитель начальных классов.

Тема урока: В гостях у птиц.

Цель: расширить представления о зимующих и перелётных птицах.

Задачи:

— расширить и закрепить знания детей о птицах нашего края;

— формировать представления о научном поиске, методах работы учёных;

— развивать коммуникативные навыки, умения работать в группах, в парах;

— развивать наблюдательность, любознательность, память, внимание, интерес к предмету,

-развивать умение сравнивать, анализировать;

— развивать творческие способности детей;

— воспитать заботливое отношение к природе, птицам своего края.

Оборудование:

— учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» в 2-х частях, М.: Просвещение,2012 г., ФГОС « Школа России»;

— интерактивная доска;

— электронная презентация «В гостях у птиц»

— наглядность: изображение птиц;

— кормушка с макетами птиц;

— карточки для игры «Крестики-нолики»

— карточки птиц для рефлексии

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах, самопроверка.

Структура урока:

— Организационный момент.

— Постановка темы и цели урока.

— Актуализация знаний.

— Работа по теме урока.

— Физкультминутка.

 — Продолжение работы по теме урока.

— Итог урока.

— Практическая часть.

— Рефлексия.


Ход урока.

Слайд 1.

1.    Орг. момент.

— Ребята, сегодня мы отправимся в новое путешествие по царству природы. Нам предстоит открыть новые тайны в мире животных, находить ответы на вопросы, которые у вас возникнут.

2.    Постановка темы и цели урока.

Слайд 2.  «Стая птиц в воздухе»

— Ребята, мы побывали в гостях у рыб, насекомых и зверей.

    И ещё одни наши друзья прислали нам звуковое письмо, в котором   приглашают нас в гости. Давайте послушаем.

Звучат голоса птиц.

 — Ребята, к кому мы сегодня отправимся в гости?

(Мы сегодня отправимся в гости к птицам)

— Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «В гостях у птиц» (Тема на доске. Тема урока на слайде.)

— Чтобы вы хотели узнать о наших пернатых друзьях?

Слайд 3. «Вопросы»

Вопросы на доске и на слайде.

Кто такие птицы? (признаки птиц)

Какие бывают птицы?

Чем питаются птицы?

Как мы можем помочь птицам в зимнее время?

Как люди узнали, куда птицы улетают зимой?

3.    Актуализация знаний.

— Кто же такие птицы?

Слайд 4. «Снегирь, синица, свиристель, скворец»

— Вы узнали этих птиц?

— По каким совершенно определённым признакам можно узнать птиц? (тело птиц покрыто перьями)

— Все ли птицы выглядят одинаково? (нет)

— Какие бывают птицы? (зимующие, перелётные)

Слайд 5. «Зимующие, перелётные»

(на доске появляются карточки: зимующие, перелётные)

Слайд 6. Учебник с. 16 Работа по группам

Работать мы будем в группах.

— Кто мне напомнит как мы должны работать в группах, какие правила мы должны соблюдать. (дружно, сплоченно)

Проверка работы в группе. 1 участник  группы называет перелётных птиц, 1 участник второй группы – зимующих птиц.

Слайд 6. « Изображение со с.16 учебника» Сигналы.

— А для чего нужны птицы? (они создают красоту природы, являются санитарами леса)

—  Я хочу предложить вам разгадать кроссворд, и мы увидим,  насколько хорошо вы знаете наших пернатых друзей.

Определите, кто будет записывать ответы. Определили, можно начинать.

Работа в группах. Дети разгадывают кроссворд на ватманах.

1.    Какие птицы, по народной примете, летают низко над водой перед дождём? (ласточки)

2.    Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)

3.    Какая птица не высиживает яйца, а подбрасывает их другим? (кукушка)

4.    Кто из птичек по зиме не прочь полакомиться салом? (синица)

5.    Птица, которая является символом мудрости? (сова)

Проверка. Слайд 7. «Кроссворд»

Дети от каждой группы выходят к доске.

— Молодцы! Многое вы уже знаете о птицах! Теперь мы можем смело отправиться к ним в гости.

4. Работа по теме урока.

— Возьмите в руки карточки с изображениями птиц, лежащие у вас на столах, и определите, к какой группе птиц они относятся.

Дети выходят и распределяют по группам.

— Назовите птиц, которые вы расположили слева.

— Почему всех этих птиц вы объединили в одну группу? (потому, что они остаются у нас зимовать)

 — Как называется эта группа птиц? (зимующими)

Слайд 8. «Зимующие»

—  Ребята, как вы думаете, почему эти птицы не улетают в тёплые края? (эти птицы ухитряются добывать себе еду даже в очень снежные зимы)

— А знаете ли вы, чем питаются птицы зимой? (семенами, плодами)

— И всё-таки тяжело птицам зимой. Подумайте, как мы можем помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время?

 (смастерить и повесить кормушки, подкармливать их)

Загадка «про кормушку»

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

— Правильно, кормушка.

— Поднимите руку те, кто уже повесил кормушку для птиц.

Появляется кормушка.

— В какую погоду больше всего птиц на кормушке?

Загадки про птиц

( после отгадки птичку садим на кормушку)

Зимой на ветках яблоки!           Спинкою зеленовата,

Скорей их собери!                       Животиком желтовата,

И вдруг вспорхнули яблоки     Чёрненькая шапочка

Ведь это …..(снегири)                     И полоска шарфика

                                                                                     (синица)

Найдёшь её в своём дворе,

Она на радость детворе,

Ты обижать её не смей!

Эта птичка….(воробей)

— Зоя, Лёня, Глеб подготовили для нас стихотворение, которое называется «Покормите птиц зимой» Слайд 9.

( Инсценировка. Дети у кормушки читают стихотворение и кормят птиц.)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжёло.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось,

Нам встречать весну.

— Молодцы! Спасибо.

5.Физкультминутка. Слайд 10. «Стая птиц в воздухе»

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилететь,                      

Надо крыльями махать.

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

А внизу леса, поля –

Расстилается земля.

Птицы начали спускаться,

На поляну все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птицам отдохнуть.

6.Продолжение работы по теме.

— Ребята, всех птиц зимующих мы накормили, а что же с теми, которые улетают в тёплые края?

— Вспомните, какие птицы собираются с наступлением холодов в дальнюю дорогу?

— Назовите их.

— Как всех этих птиц назвать одним словом? (перелётные)

Слайд 11. «Перелётные»

— Почему их называют перелётными? (Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в тёплые страны, чтобы весной опять вернуться в родные места)

— Так, где же зимуют перелётные птицы? (в тёплых странах)

— Ребята, как вы думаете, почему эти птицы улетают в тёплые края? (эти птицы бояться морозов, и не смогут найти себе еду зимой, так как питаются мошками, комарами, поэтому и улетают туда, где смогут пропитаться, то есть в тёплые края)

— Сейчас мы знаем, что птицы на зиму улетают в тёплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются весной. Со временем учёные определили, где именно зимуют перелётные птицы, с помощью маленьких колец, которые они надевали на лапу птице. Давайте рассмотрим эти кольца. Откройте учебник на странице 17.

— Ребята, а как же кольца могли помочь учёным?

Слайд 12. «Кольцевание» рисунок

— На этот вопрос нам поможет ответить Кирилл, он заранее подготовил для нас материал. ( Учебник с. 85 )

— Спасибо. Молодец!

— Ну, а если там, на юге, так хорошо: тепло и сытно, то зачем же птицы возвращаются опять назад? Ведь некоторые из них не выдерживают перелёта и погибают, так и не долетев обратно.

Дети высказывают свои предположения.

— Вот послушайте, как поэт отвечает на этот вопрос.

Слайд 13. «Птицы в полёте»

Птицы весной пролетали над пальмами.

Пальма в раздумье качала главой.

Чем привлекает их север печальный?

Чем им не нравится юг золотой?

Вечно цветущий, ликующий юг,

Южное солнце не прячется в тучи.

Нет не морозов, ни гибельных вьюг!

Что же влечёт их?

А в небе высоком путниц отважных звучат голоса:

В крае далёком, в крае ненастном

Родина наша, родные леса!

— Ребята, так что же влечет птиц назад? (Родина, место, где они выведут своё потомство)

Слайд 14.»Потомство

7   Итог урока.

-Ребята, давайте подведём итог нашему уроку.

Слайд 15. «вопросы, поставленные в начале урока»

— Кто такие птицы?

— На какие две группы мы разделили птиц? (зимующие, перелётные)

Слайд 16 «Зимующие. Перелётные»

— Где же зимуют зимующие птицы и чем они питаются? (в нашей местности)

— Где зимуют перелётные птицы? (в тёплых краях)

— Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

— Что их влечёт обратно к нам?

-Молодцы!

— Да, ребята, какая красота, эти птицы, какое чудо живая природа!

— Конечно, природу и всё живое вокруг нужно беречь, тогда лишь жизнь на Земле будет продолжаться!

— Как вы считаете, мы ответили на поставленные вопросы?

8. Практическая часть.

  — А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики-нолики», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока.  Работать будем в парах. Возьмите карточки, которые лежат у вас на столах.  Один учащийся будет ставить крестик, а другой – нолик.  Если согласны – +, если нет – 0.

Игра «Крестики-нолики». Слайд 17.

1. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? ()

2. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

3. Ласточка, соловей, скворец — зимующие птицы. ()

Слайд 18.

4. Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

5. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками. (+)

6. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Проверка (слайд 19)

1  2  3  4  5  6

0  +  0  +  +  +

Сигналы. Какие вы молодцы!

Слайд 20

9. Рефлексия.

— Наш урок подошёл к концу. Думаю, что каждый для себя открыл что-то новое и интересное сегодня на уроке.

— Сейчас я предлагаю вам подвести итог. У вас на столах лежат конверты. Откройте их.

Слайд «»

Снегирь –если вам понравился урок, было интересно.

Синица – если не всё понравилось

Воробей – если вам не понравилось, было скучно, неинтересно.

— Посмотрите, какая чудесная семейка снегирей прилетела к нам на ветку.

Всем спасибо за урок.

Слайд 21.

Источник: https://sites.google.com/site/mkourassvetovskaasos/metodiceskaa-kopilka/plan-konspekt-uroka-po-okruzausemu-miru-v-1-klasse-v-gostah-u-ptic

Ссылка на основную публикацию