Урок: “подготовка к сочинению-рассуждению”

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению», ФГОС

 Цели урока:

Образовательные: научиться правильно понимать исходный текст; отобрать материал, необходимый для написания сочинения.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательные: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек – сам творец своего счастья.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных  или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

2. Этап актуализации знаний.

Фронтальная беседа с учащимися по теме “Описание и повествование”

признаки ОПИСАНИЯ: тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений), предмет описания статичен, действия практически нет, используются определенные средства выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и др.)

признаки ПОВЕСТВОВАНИЯ: тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях; основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения; последовательность действия подчеркивается интонацией.

КАРТОЧКА № 1

Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста.

По стенам, около картины, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой.

Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия.

(И.А.Гончаров)

КАРТОЧКА № 2

Определить тип речи, аргументировать свой ответ примерами из текста.

Однажды Забавину понадобилось послать телеграмму в Архангельск, и он пошел на метеостанцию, на которой, ему сказали, была рация. Станцию он отыскал без труда по высокой радиомачте, от которой во все стороны к земле были туго натянуты тросы.

Поднявшись на крыльцо, Забавин постучал. Ему никто не ответил. Тогда он отворил дверь и вошел в дом. В комнате, в которую он попал, было еще три или четыре двери. Одна из них вдруг распахнулась, и выглянул паренек-радист. Увидев Забавина, он сделал подозрительное лицо.

(Ю.Казаков)

4. Составные части сочинения-рассуждения.

а) вступление (необязательно);

б) формулировка тезиса;

в) изложение доказательства;

г) заключение.

Виды аргументов.

а) прямые;

б) косвенные.

5. Закрепление материала

Определить тип речи и доказать примерами из текста

1 текст – описание

Люблю подмосковную осень. Осенью тише становится в лесах. Березки, клены, осины покрываются разноцветными листьями. Эти листья постепенно опадают и ложатся на землю.

Осень в Подмосковье необыкновенно хороша в сентябре. Солнце в эту пору еще пригревает землю. Осенние цветы радуют нас своими красками, а осенние деревья еще не сбросили свой прекрасный, но печальный наряд.

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – описание осени в Подмосковье. Аргументация: в 1 предложении – отношение к осени (люблю), далее – картина, подтверждающая эту любовь (тише становиться, разноцветные листья, необыкновенно хороша, радуют нас, прекрасный, но печальный наряд); средства выразительности (эпитеты, олицетворения, однородные подлежащие, определения); дается эмоциональная, личная оценка этого времени года.

2 текст – повествование

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь.

Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

(Г.Леер)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – повествование.

Аргументация: это сообщение о развивающихся событиях; основное свойство – динамичность, выраженная в глаголах совершенного вида (сошлись, открылся огонь, бросились врукопашную, фланг бросился и опрокинул батальон, взял батальон и повел); последовательность событий подчеркивается не только глаголами, но и специальными словами со значением времени (в десять часов, затем) и интонацией.

3 текст – рассуждение

Мало внимания обращает наш современник на родной язык: тот, как воздух, как вода, всюду, всегда с нами – и возникает иллюзия его малоценности. За что не платят рублей, то кажется дешевым. Забывают, что самый главный признак общности людей по-прежнему язык.

Увы, мы не знаем родной язык – мы только им пользуемся. Говорим, как птицы поют, – естественно и свободно, как придется.

Знать же язык, языком владеть – значит охватить сознанием не одну лишь пользу слов грамматики, но проникнуть в изначальную суть, в красоту и в высокую правду речи, понять до конца, не ощущением только, но и разумом, волей.

Понять, что именно язык – начало всех начал, что, приступая к делу и совершая дело и подводя итог, мы осмысляем все это, словом передавая открытое для себя – другим.

(В.Колесов)

ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

Текст – рассуждение о значении родного языка в жизни людей.

Аргументация: имеются основные части: тезис (1 предложение), изложение доказательства (только пользуемся; говорим, как птицы поют; языком владеть – понять не только ощущением, но и разумом, волей); заключение (итог – последнее предложение); средства выразительности, передающие мысли и чувства автора по данной проблеме (эмоционально окрашенные слова – мало внимания, увы, забывают, сравнительные обороты – как воздух, как вода, как птицы поют, ряды однородных членов –2 абзац, повтор слов “язык”, синтаксический параллелизм – 2 абзац, многочисленные “тире”).

– Я  предлагаю вам подумать над словом СЧАСТЬЕ.

– Что такое счастье?

– Какие ассоциации возникают у вас?

– Какое толкование слова счастье дается в словаре Ожегова? Согласны ли вы с таким толкованием?

Счастье. 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

2. Успех, удача.

3. Выразительное чтение текста. В.Г. Бахмутова.

Радуга

В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.

Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу.

Сколько в ней прелести и волшебства! Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми.

 Как это прекрасно – счастье сразу для всех!  (авторская позиция) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.

С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. Однажды с утра выдался ветреный день… Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… Ливень продолжался недолго…

И вот вновь блеснуло солнце… Вдруг я увидел радугу! Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. Радуга не исчезла. Наоборот, наливалась ярче. И я побежал!

Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. Я вновь затаил дыхание и побежал. И снова неудача! Радуга дразнила меня. Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. От досады я заплакал.

(Прим.: текст рассказа дан в сокращении ).

4. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

Ключевые слова.

1 абзац. Какие слова являются ключевыми? («Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать моё далёкое детство…»)

2 абзац – «Как это прекрасно – счастье сразу для всех!»

3-4 абзац – «С тех пор я стал ждать радугу, которая поможет мне сделать всех счастливыми»

5 абзац – «Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье…»

– О чём этот текст?

– Что такое счастье для героя рассказа?

– Почему рассказ называется «Радуга»? Что общего у радуги и счастья?

2.Формулировка проблемы

– Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, назревшую, актуальную, злободневную, острую, философскую, политическую, социальную, национальную, международную.

– Какие проблемы ставит перед читателями автор?

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.

– Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны

 (1 способ: В. Бахмутов заставляет нас задуматься о том, как непросто сделать людей счастливыми.

2 способ: В чём секрет счастья? Кто или что может сделать человека счастливым? Именно эти вопросы волнуют В.Бахмутова.)

– Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов.

3.Составление комментария проблемы.

Комментарий проблемы… Давайте вспомним, что такое комментарий?

Справка. Прокомментировать проблему – значит

– показать степень понимания текста;

– понять замысел автора;

– понять ход авторской мысли.

Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

– К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

– Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

– Почему эта проблема привлекла внимание автора?

– Кого особенно интересует эта проблема?

– На каком материале автор рассматривает проблему? (В.Бахмутов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)

– Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)

– Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

4. Формулировка авторской позиции

Авторская позиция – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

– Какова же авторская позиция?

– В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Как это прекрасно – счастье сразу для всех!)

– Согласны ли вы с мнением автора?

5. Аргументация собственного мнения.

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

Справка. (Воспользуемся схемой)

– Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты, афоризмы, примеры из жизни, из литературы и др.)

Работа с афоризмами.

– В качестве аргумента нам могут послужить афоризмы.

– Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Задание: прочитайте афоризмы. Обсудите в группах. Как вы понимаете их смысл? Согласны ли вы с выраженными в них мыслями о счастье?

 Человек создан для счастья, как птица для полета.

В.Г. Короленко.

 Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить.

А. Дюма-отец.

 Самые прекрасные и в то же время самые счастливые люди те, кто прожил свою жизнь, заботясь о счастии других.

В.А. Сухомлинский.

– Литературные произведения тоже могут служить аргументом. Какие литературные произведения могут послужить аргументами к нашему сочинению?

(В.Г.Короленко «Парадокс», «Дети подземелья»)

– Счастливы ли вы?

-Что нужно человеку для того, чтобы чувствовать себя счастливым? (Порой очень мало. Лишь немного доброты, тепла, сочувствия).

5. Чтение конца рассказа Бахмутова.

– У Бахмутова – свой секрет счастья! Послушайте конец рассказа. Каков секрет счастья В.Бахмутова? Подумайте, прав ли писатель?

Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. Может быть, тогда я плохо бежал? В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. Главное она есть. Я ее видел!

6. Обобщающие выводы.

1. Чтение стихотворения Вероники Тушновой. 

Ты когда-нибудь плыл по широкой воде,

обнимающей плотно и бережно тело,

и чтоб чайка в то время над морем летела

чтобы облако таяло в высоте?

Ты когда-нибудь в зной  добредал до ключа,

что коряги и камни обегает журча,

что висящие корни толкает и лижет

и на мох серебристые шарики нижет?

Ты ложился и пил этот холод взахлеб,

обжигая им пыльные щеки и лоб?

Ты когда-нибудь после очень долгой разлуки

согревал свое сердце о милые руки?

Ты когда-нибудь слышал в полутьме, в полусне,

дребезжащий по крышам первый дождь по весне?

И ребячья ручонка тебя обнимала?

Читайте также:  Урок по окружающему миру на тему: "вода. её свойства и значение"

И удача большая в работе бывала?

Если так, я почти согласиться готова –

счастлив ты…

Но ответь на последний вопрос:

ты когда-нибудь  сделал счастливым другого?

Ты молчишь?

Так прости мне жестокое слово –

счастья в жизни узнать тебе не привелось!

– В чем видит секрет счастья Вероника Тушнова? (Человек счастлив по-настоящему только тогда, когда сделает счастливым хотя бы одного человека.)

2. – С каким образом принято ассоциировать счастье? (Птица).

– Действительно. «Счастье, что оно, словно птица – упустишь и не поймаешь…» Надеюсь, что вы никогда не упустите свое счастье. Мы сегодня узнали о многих секретах счастья. А у каждого из вас – свой секрет. Именно об этом, я надеюсь, вы напишите в своих сочинениях. Синяя птица вам поможет узнать еще один секрет счастья.

Это зря говорится,

что надо счастливым родиться,

нужно только,

чтоб сердце

не устало над счастьем трудиться…).

IV . Поведение итого урока

V. Домашнее задание.  

подобрать материал к сочинению, составить план.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/podgotovka_k_sochineniyurassuzhdeniyu_061138.html

Подготовка к сочинению-рассуждению (часть С). Русский язык. 10–11 классы. Разработка урока

Автор материала: Литвинова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 станицы Придорожной Каневского района, Краснодарского края

Разработка урока. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 класс

Тема: «Подготовка к сочинению – рассуждению (часть С)».

Цели:

Образовательные:

систематизировать знания учащихся о тексте, критериях оценивания и структуре творческой работы; совершенствовать умение анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение в соответствии с требованиями по выполнению части С.

Развивающие:

использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом;

Воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной личности

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал (текст В. Коломийцева и Ф.Кривина, Ю.Бондарева с заданием по типу ЕГЭ, сочинение учащегося по одному из текстов, таблицы для заполнения, критерии оценивания ответа задания С1);
  • рабочие тетради для работы над частью С.

Тип урока: урок – практикум

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Мотивация.
  4. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний.
  5. Релаксация.
  6. «Работаем экспертами».
  7. Работа над речевым оформлением сочинения – рассуждения.
  8. Работа с текстом.
  9. Подведение итогов урока.
  10. Домашнее задание.

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы продолжим повторение изученного материала и подготовку к части С. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока.

(Сообщение учителем темы и целей урока.)

В течение урока нам нужно закрепить такие понятия как проблема текста, авторская позиция, комментарий к проблеме, аргументация собственного мнения.

2. Вступительное слово учителя

Анализ результатов ЕГЭ по русскому показывает, что одним из самых сложных для выпускников 11 класса является интерпретация текста с комментированием его проблематики и аргументацией собственного мнения.

Сегодня мало кто из учащихся охотно пишет сочинения, еще меньшее количество умеет делать это хорошо1.

Но набрать достаточное количество баллов на ЕГЭ по русскому языку без выполнения части С практически невозможно2, поэтому на нашем уроке вспомним изученное на примере новых текстов, еще раз заострив внимание на требованиях , предъявляемых при проверке части С, и специфических особенностях данной работы.

3. Мотивация

(Цель: подготовка к основному этапу урока, систематизация знаний о тексте)

Учитель: Что же такое сочинение?

Ученик: Это текст.

Учитель: Перечислите, пожалуйста, основные признаки текста.

Ученик: Текст – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически, состоит из 3 основных частей.

Учитель: В чем особенность сочинения – рассуждения?

Ученик: Сочинение – рассуждение строится по определенному принципу:

Значит, наше сочинение будет иметь такую же композицию.

4. Поэтапное изучение нового материала с практическим закреплением полученных знаний

(Цель: совершенствование умений анализировать исходный текст и строить по нему сочинение – рассуждение)

Учитель: Перед вами критерии проверки части С. Опираясь на них, расскажите о структуре сочинения – рассуждения на основе исходного текста.

Ученик:Примерный план сочинения – рассуждения выглядит следующим образом:

  1. Вступление (может и не быть)
  2. Проблема текста.
  3. Комментарий к проблеме (только текстуальный).
  4. Позиция автора.
  5. Согласие/несогласие (корректное) с автором.
  6. Аргументация собственного мнения.
  7. Вывод.

Учитель: Очень важно запомнить, что абзацев в сочинении может быть 3, 4, но всё-таки лучше каждую часть (в соответствии с критериями оценивания творческой работы) начинать с красной строки, не нарушая последовательности, чтобы эксперту было легче проверять.

Разработчики контрольно – измерительных материалов в основном отбирают тексты современных авторов. Назовите, пожалуйста, темы, над которыми мы уже работали.

Ученик: Готовясь к сочинению – рассуждению, мы столкнулись с текстами как взятыми из классической литературы, так и написанными современными авторами на различные темы, например:

  • о влиянии музыки;
  • о благородстве;
  • о сущности человеческой личности;
  • о любви и ревности;
  • о настоящей доброте;
  • о смысле жизни;
  • о дружбе;
  • о взаимоотношениях подростков;
  • о влиянии живописи на душевный мир человека;
  • о счастье;
  • о современной молодежи и др.

Учитель: Обратите внимание на темы текстов, включенных в контрольно-измерительные материалы. Над некоторыми нам еще предстоит продолжить работу.

Хочу еще раз заострить ваше внимание на том, что тема и проблема текста – это не одно и то же!

Итак, наша первоочередная задача – правильно выявить проблему текста, т.к. именно она задает тон всей будущей работе. Читая внимательно текст, отслеживайте проблемы, помните, что их в тексте может быть две, три и более.

Необходимо найти только одну, которую легче всего будет прокомментировать и аргументировать.

Иначе, если проблема определена и сформулирована неверно, следовательно, и комментарий, и аргументация окажутся неправильными, тогда вся творческая работа, проделанная вами, не будет оценена больше 5-8 баллов.

Что же такое проблема?

Ученик: Это основной вопрос, над которым задумывается автор.

Учитель: Формулировка проблемы – важный этап работы над сочинением,

Хочу напомнить вам основные категории проблем, а вы будете дополнять их литературными примерами:

Человек и общество

Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека. Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое истинный и ложный патриотизм?

Проблема выбора профессии.

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека.

Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми)

Проблема взаимоотношения отцов и детей. Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви / ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношения подростков.

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Влияние сотовой связи на культуру поведения человека.

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцеляризма и заштампованности речи.

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое совесть, честь? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным? 3

« Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека , которой касается автор текста.»4 Какими бывают проблемы?

Ученик: Проблемы бывают злободневными, актуальными, острыми, важными, серьёзными, назревшими, наболевшими, неразрешимыми, спорными и т.д.

Учитель: Особую трудность при анализе вызывают художественные тексты, в которых «от ученика требуется умение обобщать, абстрагироваться от частностей, конкретных деталей»5. Попрошу вас особое внимание уделить текстам В.П.

Астафьева как публицистическим, так и художественным, в которых проблема чаще всего располагается в конце, вспомните, например, текст о плюще.

А что же делать, если перед вами оказался текст, в котором не так – то просто определить проблему? Воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
  • Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
  • Запишите его. Это и есть проблема текста.

Но, как показывает практика, чаще всего на экзамене попадаются публицистические тексты, в которых проблема лежит на поверхности.

Начать своё сочинение можно, конечно, и с различных речевых клише, но лучше всё-таки продумать риторический вопрос, в котором будет отражена проблема текста. Такая работа «смотрится» выгоднее.

А теперь давайте ознакомимся с текстом В.Коломийцева:

Учитель: Сколько проблем вы обнаружили в тексте?

Ученики: Две.

Учитель: Назовите их.

(Учащиеся называют увиденные проблемы)

Учитель: Хорошо. Сформулируем проблему в виде риторического вопроса, запишем её в таблицу, причём первый ряд работает по одной проблеме, а второй – по другой.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/podgotovka-k-sochineniyu-rassuzhdeniyu-chast-s-russkiy-yazyk-10-11/

Подготовка к сочинению – рассуждению 15.3. Структура сочинения. Аргументация. Урок и презентация

Белова Ира Васильевна

ГБОУ СОШ № 79 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению в 8 классе

Цели:– вспомнить все части рассуждения как типа речи;

  • развивать умение определять все части сочинения-рассуждения: тезис, основную мысль , вывод, строить рассуждение на заданную тему;
  • воспитывать чувство языка, умение сопереживать, ощущать позитивные чувства и выражать их словами.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Слово учителя.

Итак, мы знаем три типа речи. Какие? (Описание, повествование, рассуждение).

Как различаются типы речи?

( Типы речи можно различать по вопросам:

К повествованию ставится вопрос: что произошло?

К описанию: какой?

К рассуждению: почему?)

Сегодня мы будем рассуждать, доказывать свою мысль, для того чтобы написать сочинение – рассуждение 15.3.

  1. Отработка структуры текста-расссуждения.

На экзамене в 9 классе предлагается несколько понятий (добро, любовь, дружба, нравственный выбор, взаимовыручка, человечность,сочувствие, сострадание и др.) В КИМах так формулируется задание к сочинению-рассуждению 15.3:

  1. Как Вы понимаете значение слова (понятие). Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «(Что такое…)», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

  2. Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

  3. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

  4. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

  5. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (Слайд 2)

Таким образом, композиция сочинения-рассуждения такова:

1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий

к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента.

3. Заключение. Вывод. (Слайд 3)

Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

По условию задания в качестве тезиса берём сформулированное нами определение. Есть разные способы толкования лексического значения слова. Например:

1.Понятийный.

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверииискренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

2. Синонимический

Человечность – это гуманность, человеколюбие.

3. Описательный

Добро всё положительное, хорошее, полезное.

4. Комбинированный

Сострадание этожалость, сочувствие, вызываемые несчастьем или бедой другого человека или животного.(Слайд 4 )

Данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания.

Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Например:

Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу. (Слайд 5)

Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.

Переход к рассуждению.

Данное определение я понимаю так:…

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение.(Слайд 6)

Для включения в сочинение примеров-аргументов

можно использовать следующие речевые клише:

Для доказательства приведу конкретные примеры

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что … .

Примеры (понятие) можно встретить в жизни.

Это определение можно доказать на таком примере

В подтверждение приведу также пример из жизни. ( Слайд 7)

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное.

Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами

Читайте также:  Исследование луны: первый луноход и высадка человека на луну

значит, итак, следовательно, таким образом

или речевым клише

мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д. ( Слайд 8)

  1. – А теперь, ребята, давайте поговорим о том, что такое сострадание, сочувствие. Как вы понимаете эти слова? Нужны ли они в современном мире? ( Слайд 9). Запись в тетради.

– Вспомните литературные произведения, которые можно применить как аргументы в сочинении-рассуждении на эту тему.

(Ребята вспоминают рассказ Л.Андреева «Кусака», А.Платонова «Юшка», рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник»). Беседа по этим произведениям. (Слайд 10-15).

– Прошу привести примеры из реальной жизни. Ребята говорят о сострадании к старикам, инвалидам, брошенным животным, о домах престарелых, интернатах и др. В итоге приходим к выводу, что без сострадания, сочувствия, доброты, человечности жизнь просто невозможна.

  1. Домашнее задание. Нужно продолжить размышления на данные (по вариантам) темы. Написать черновик, используя материалы данного урока. (Слайд 16). На следующем уроке работы учащихся будут проанализированы и оценены в классе.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-15-3-struktura-sochinieniia-arghumientatsiia-urok-i-priezientatsiia.html

Урок с презентацией “Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ”. 11 класс

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Тема урока:Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

УМК и оборудование:

1) текст для работы на уроке с заданием и справочными материалами;

2) презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

Организационный момент. Настрой на урок.

– Сегодня у нас не совсем обычный урок. Он будет посвящен теме, которая вас сейчас особенно интересует. Это любовь. Но мы будем непросто говорить о любви, мы будем учиться писать сочинение в формате ЕГЭ на эту прекрасную и сложную тему.

– Итак, запишите тему урока «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в формате ЕГЭ». (начало презентации).Слайд 1

Работу над ней мы начнем с того, что вырастим необычное дерево-дерево любви. Перед вами листочки.

На листочках продолжите фразу «Любовьэто», написав только одно слово, которое,по-вашему,ассоциируется с этим понятием.Потом мы их разместим на доске и вырастет наше дерево. Слайд 2

(Во время презентации (слайд-шоу на песню Шарля Азнавура «Вечная любовь») один учащийся собирает небольшие листочки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4, на котором заранее отпечатана картина «Алые паруса»).

О том, что такое любовь, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-размышлению.

Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки части С.

Слайд 3.

– Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности.

(На интерактивной доске ребята выстраивают названия частей в их строгом соответствии Вступление – Проблема – Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – Аргумент – Вывод).

Слайд 4

На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема) А ответ – это…. (позиция автора).

Для анализа я предлагаю вам текст Натальи Долининой, который лежит у вас на столе.

Слайд 5

Долинина Наталья Григорьевна (1928 – 1979) – прозаик, литературовед, драматург, автор книг о произведениях русской литературы. Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет по-своему.

Слайд 6

Но прежде предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка падонкафф, котрый обращается к журналисту Марии Городовой (Орфография автора сохранена).

Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.

 Слайд 7

«Мария, превед Наткнулся я в бездне инета на статью “Хищница”, и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит… Типа забывать мы начали, што эта за тема.

Все живут, как завещал классик: “мы странно встретились и странно разбежимся”. Никто не парится: “любовь эта, или я просто погулять вышел”все ищут дальше.

Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретнагде у них любовь, а где хаотическое сталкивание.

По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин, которая от Димы Билана кипятком плачет. Аффтору зачот”.

Феерический Мегамачо

Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Согласитесь, эти мысли Мегамачо могут быть облечены в более достойную форму и ещё могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.

Ответ на какой вопрос он ищет?

Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.

А теперь я прочту текст Натальи Долининойвы маркерами отметьте те строки, которые отражают позицию автора по данному вопросу. (Текст прилагается)

Слайд 8

Все ребята работают со мной, и мы приступаем к анализу текста и заполнению рабочих листов.

Сформулируйте проблему текста.

Проблема определения ревности (Что такое ревность?).

Проблема соотношения любви и ревности (Бывает ли любовь без ревности?).

Проблема преодоления ревности (Как преодолеть ревность?).

Проблема становления и крушения любви (Как крепнет и разрушается любовь?).

Слайд 9

Об отрицательном последствии ревностных чувств для человека мы читаем не впервые. Но всегда обращение к этому вопросу кажется интересным и актуальным.

На что обращает внимание читателя Н. Долинина в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 11 – 13).

Н. Долинина обращает наше внимание на то, что эгоизм, самовлюблённость убивают всякие чувства. Автор рассуждает о том, как важно переступить через себя ради другого. Для пущей убедительности Н. Долинина приводит примеры истинной любви, которую в своём творчестве отразил А.С. Пушкин, обращается к содержанию сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах.

Слайд 10

Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.

Ревность – чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой – с недоверием к тому, кого любишь. (Предложение 6, 9).

Любовь без ревности бывает, хотя возникновение любви часто сопровождается сомнениями, неуверенностью, а значит, и ревностью. (Предложение 7, 8).

Через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности. (Предложение 21).

С преодолением ревности связано становление любви, а крушение любви начинается с эгоизма. (Предложение 19, 20).

Пропишите позицию автора, опираясь на текст.

Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой.

– Сформулируйте свою позицию и запишите её,возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет.

Ваша задачапродумать аргументы своего сочинениярассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, связав строки Послания апостола Павла и стихотворения русских поэтов (текст Послания апостола Павла находится в файлах). Уместно приводить аргументы, сопоставляя строки апостольского послания и произведения классиков о любви.

Итог урока.

Слайд 11

Один ученик печатает на компьютере в определённом порядке и форме те слова, которые называют одноклассники. Всё это проецируется на интерактивной доске. Класс отвечает на вопросы учителя.

Назовите два определения ЛЮБВИ.

Три действия, которые она, по-вашему, совершает.

А теперь фразуваше отношение к Любви.

И, наконец, ваша ассоциация с Любовьютолько одно слово.

У нас получился синквейн.

Читается синквейн.

Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.

Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?

Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела на личные размышления?

Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в

конце своего сочинения? Что такое любовь и ревность?

Слайд 12

Любовьчувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание.

Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви. О необходимости понять природу истинной любви вы можете писать, если речь в тексте пойдёт о проблемах милосердия, одиночества и т.д., потому что именно она, любовь, и способна их разрешить.

Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

Нет, не хватает переходов. Сочинениеэто связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.

Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-размышление.

Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.

Благодарю вас за плодотворную работу.

Приложение1

Рабочие материалы_____________________________________

(Фамилия, Имя учащегося, класс)

ПРОБЛЕМА

В тексте рассматривается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Проблема, обсуждаемая в тексте…

КОММЕНТАРИЙ

С моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…

По-моему, злободневность этой проблемы в том, что…

Автор обращает внимание на то, что…

Автор рассуждает о том, как важно…

Автор приводит примеры…

Автор убедительно рассказывает (о чём?)…

Писатель верно подметил, как…

На мой взгляд, для осознания прочитанного в тексте важны слова о том, что…

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор приходит к выводу (что?)…

Позиция автора текста чётко, ёмко, доступно и образно сформулирована в предложении: «_».

ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …

Продолжая разговор о проблеме …, хочу отметить, что…

АРГУМЕНТЫ

Отстаивая свою точку зрения, хочу привести следующие аргументы…

Правоту моих слов подтверждают …

Во-первых, … во-вторых…

Народная мудрость гласит: «…».

ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/urok-s-priezientatsiiei-podghotovka-k-sochinieniiu.html

Тема урока Подготовка к сочинению рассуждению на

Тема урока: Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему по высказыванию о русском языке.

Великие писатели, общественные деятели, учёные лингвисты любили родной язык и гордились им. Своё отношение к языку они передали в словах, наполненных гордостью за самое великое изобретение человечества , – язык.

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» . Лев Васильевич Успенский Неправильность употребления слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни. Д. И. Писарев Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. Короленко В. Г

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» . Маргарита Николаевна Кожина Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.

• о богатстве, выразительности, точности русской речи; • о средствах выражения мыслей; • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т. п.

; • о взаимосвязи лексики и грамматики; • о роли синтаксиса в человеческом общении; • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т. д.

Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Во вступлении вы либо сообщаете о высказывании лингвиста или писателя, формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. Тезис может состоять нескольких предложений.

Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. Нужно определить позицию автора и вашу позицию к высказыванию.

Прежде чем писать сочинение-рассуждение, необходимо вспомнить, чем богат русский язык, какими средствами.

Языкознание изучает разные уровни языковой системы: – фонетика – грамматика (морфология, словообразование, синтаксис) – фразеология – лексикология

Изобразительно-выразительные средства Лексические средства олицетворение Аллегория, крылатые выражения, пословицы гипербола, литота ирония сравнение эпитет , метафора Синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорные слова Устаревшие слова Лексический повтор Синтаксические средства риторический вопрос риторическое восклицание риторическое обращение Антитеза Инверсия Вопросительные, восклицательные предложения Разговорные синтаксические конструкции Односоставные, неполные предложения Ряды однородных членов предложения

Шаг 3. Оформляем вступление Во вступлении необходимо: – сформулировать позицию автора высказывания; – выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: автор анализирует характеризует рассуждает отмечает доказывает сравнивает сопоставляет противопоставляет называет описывает подчёркивает ссылается на. . . останавливается на. . .

Читайте также:  Стихи о зиме: в.я. брюсов "первый снег"

раскрывает содержание отмечает важность формулирует касается утверждает считает, что. . . разбирает

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно на самом деле не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с. . . вынужден согласиться с. . . я разделяю точку зрения автора высказывания я поддерживаю мнение автора бесспорно, мнение автора о том, что. . .

1 вариант: Маргарита Николаевна Кожина писала: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань”. Читая слова и предложения, мы понимаем, какую важную роль играют в тексте средства выразительности речи. И с этим нельзя не согласиться.

2 вариант: Современный лингвист Маргарита Николаевна Кожина утверждает, что “читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань”. И это верно, потому что средства выразительности речи помогают нам понять замысел автора, его отношение к героям.

3 вариант: Любое художественное произведение имеет главную цель – воздействовать на читателя. Права Маргарита Николаевна Кожина утверждающая, что читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань.

Текст художественного произведения построен на языковых явлениях, используемых автором для характеристики героев, для раскрытия темы и идеи текста.

Шаг 4. Пишем основную часть Основную часть можно начать следующими фразами: • Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . . . (называем фамилию автора текста) • Обратимся к тексту русского писателя. .

. (фамилия автора текста) Во-первых, …. Во- вторых, …. • Докажем эту мысль на примерах из текста. . . Во-первых, …. Во- вторых, …. • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста. . .

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. • Проиллюстрировать названную функцию можно на примере …. предложения текста.

• Пример использования … можно найти в предложении … • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … • В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста. • Рассмотрим … предложение. В нем использована …. Это подтверждает наш вывод о том, что ….

Тестовая работа. Определи средство языка а) мягкий свет б) мягкий климат в) мягкий мох (Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Переносное значение слова – это его вторичное значение.

Уместное употребление делает речь яркой, образной) В каком ряду слова являются антонимами? А) благородный – подлый, надменный – слабый Б) почёт – уважение, жребий – участь В) холодный – вспыльчивый, смятение – покой (Антонимы делают нашу речь ярче и выразительнее, поэтому они часто встречаются в одном и тоже тексте, а иногда в одном и том же предложении : Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Контекстуальные антонимы, т. е. такие, которые являются антонимами только в рамках данного текста: Волна и камень, стихи и проза. Лёд и пламень. )

В каком ряду слова являются синонимами? А)отвага, храбрый, мужество, бесстрашие Б) отвага, храбрый, мужество, гордость В) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие Синонимы – слова одной и той же части речи, у которых лексические значения полностью или в основном совпадают. Существуют синонимы стилистические ( спать – почивать – дрыхнуть) и контекстные, т. е. такие, которые являются синонимами только в рамках данного текста: пустынный, неприветливый дом; суровый, упрямый старик; тяжёлое, злое чувство; душная, гнетущая темнота

КАКОЙ ВИД ТРОПА ИСПОЛЬЗОВАН ?

1. А у нас то дожди, то снега, то забота… А у нас то капели, ручьи, первоцветы, весна. . . А у вас там хребты, перевалы, тропинки, пехота… Это мы называем обычно «ВОЙНА» . а) ряды однородных членов б) антитеза в) эпитеты

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ • помогают перечислить действия героев; • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета; • конкретизируют признак предмета. На войне сражались за Родину, за честь , за свободу.

2. Осень пестрит, копошится, клокочет, Всё, что задумала, выполнить хочет. а) олицетворение б) синонимы в) антитеза

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой (неодушевлённый) предмет. Олицетворение повышает эмоциональную выразительность текста

3. Всю прелесть ситцевой любви Я растеряла по крупицам… а) эпитет б) литота в) метафора

ЭПИТЕТ Эпитет – стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение – переносное или символическое. (например, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утес» : «тучка золотая» , «утес-великан» , «стоит одиноко» , «тихонько плачет» ). Э.

обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или существительным в роли приложения) Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Также характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя.

В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

4. Мокрые липы, как мокрые курицы, Крыши домов и промокшие улицы… а) сравнение б) метафора в) гипербола

Сравнение СРАВНЕ НИЕ —сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания.

Например: «Разлетелись, как дым, облака» «Облако живым фонтаном клубится» «Щенок похож на пушистый клубок» – способствует образному описанию предметов или их признаков, действий; — помогает дать более точное, конкретное представление о свойствах описываемых явлений; — обращается на него особое внимание читателей; — с помощью сравнений лучше выделяется предмет или явление.

Работаем с текстом Носова Евгения Ивановича. Определяем выразительные средства речи.

Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, . . . Итак, . . . Следовательно, . . . В итоге можно прийти к такому выводу: . . . В заключение можно сказать, что. . . Мы убеждаемся в том, что. . .

Обобщая сказанное, . . . Из этого следует, что. . . и т. д.

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Заключение должно представлять собой вывод о справедливости высказывания.

Можно также использовать выражения: я думаю, … я считаю, … по моему мнению, … по-моему, … на мой взгляд, … я убеждён, … я уверен в том, что… и т. д. Вывод должен быть бесспорным.

Стоит не забывать об объеме сочинения-рассуждения. (90 и чуть более слов)

Вывод 1. Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль Маргариты Николаевны Кожиной, что «читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» . Вывод 2.

Таким образом, приведённые мною примеры служат для понимания высказывания М. Н. Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» .

Я согласна с мнением автора этого высказывания.

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример № 1; б) аргумент-пример № 2. 3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т. к. 2 -ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» . Владимир Галактионович Короленко

(1)Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. (2)Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. (3)Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. (4)Дома ему давали болтанку и хлеб.

(5)Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. (6)Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно. (7)Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. (8)И хлеб был не из веников — настоящий. (9)Его принесли с собой наши автоматчики. (10)Они вошли в хату ночью.

(11)Маленький Коля забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. (12)И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. (13) Он поманил к себе Колю: (14)— Эй, хозяин, пойди-ка сюда. (15)Хлебушка хочешь? (16)Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу!» (17)Но к горлу подкатил ком. (18)Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.

(19)— Ты, наверно, плотно поужинал? (20)Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. (21)У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. (23) Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. (24) Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку.

(25)Покойная сытость сладко разливалась по телу. (26)Он уснул. (27) И всю ночь ему снился хлеб.

(28). . . Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. (29)Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. (30)Потом появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие. (31)Потом полоска стала соломенной. (32)Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух.

(33)Коржи были пахучие, румяные. (34) Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. (35) От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца. (36)Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам.

(37)Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. (38)Он еле сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. (39) Наконец бабушка подошла к нему и сказала: (40)— Отведай, внучок, моего коржа.

(41)Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот. (42)Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. (43)Коржа скоро не стало. . . (44)Коля тяжело вздохнул.

(45)А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей. (46)— Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка. (47)— Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.

48)Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле. (49)Дед обрадовался. (50)Он вертел корж в руках и нюхал. (51) А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам. (52). Но дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш.

(53)До чего же жадный дед!(54) Совсем одичал со своими пчелами. (55) Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед. (56)Коля собрался уходить.

(57)В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем — пусть бабка простирнет! — у Коли что-то дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. (58)Но сумел побороть минутную слабость. (59)И промолчал.

(60)Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. (61)А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой.

(62)Дома он сунул бабушке котомку и буркнул: (63)— Дед велел простирнуть! (64)Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. (65)На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. (66)Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. (67)В тряпице лежал корж. (68)Она ничего не сказала. (69)Положила нежданный гостинец перед внуком.

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» . Маргарита Николаевна Кожина Сочинение на лингвистическую тему. Любое художественное произведение имеет главную цель – воздействовать на читателя. Права Маргарита Николаевна Кожина, утверждающая, что читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань.

Текст художественного произведения построен из языковых явлений, используемых автором для характеристики героев, для раскрытия темы и идеи текста. Текст Е. И. Носова о мальчике Коле, чьё детство прошло в голодные военные годы, заставляет поверить читателям, что сохранить человеческое достоинство, любовь к ближним, милосердие можно даже в самые трудные годы.

Действительно, этому служит речевая ткань текста. В предложениях 8, 15, 33, 69, 70 Носов использует контекстуальные синонимы: хлеб – хлебушко – коржи – гостинец солнышко, которые, являясь словами одной части речи, дают возможность выразить отношение мальчика к хлебу, любовь к деду, подчеркнуть порядочность внука , его внутренний мир и отношение автора к герою.

Мальчик чуть не подумал о дедушке плохо!

В предложении 64 авторское: дедушкино «бельишко» существительное, образованное суффиксальным способом, передаёт неодобрительное отношение Коли к деду.

В нём отражается не только ветхость и небогатая одежда деда, а по авторскому замыслу – злость на деда. Таким образом, приведённые мною примеры служат для понимания высказывания М. Н.

Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань» .

Я уверена в правоте автора этого высказывания. (180 слов)

Источник: http://present5.com/tema-uroka-podgotovka-k-sochineniyu-rassuzhdeniyu-na/

Ссылка на основную публикацию