Урок по окружающему миру на тему: «вода. её свойства и значение»

Вода, её свойства и значение

Презентацию на тему Вода, её свойства и значение можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Окружающий мир.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 33 слайда.

ГБОУ СПО Технологический колледж № 43 Учебное занятие по естествознанию на тему «Вода, её свойства и значение»

Преподаватели ГБОУ СПО ТК № 43 ГришинаС.Н., Лашкина М.А.

Цель урока:

Систематизация знаний о свойствах воды, её значении в природе и жизни человека, использовании этих знаний в профессиональной деятельности (в сфере туризма) в рамках формирования общеучебных компетенций.

Задачи занятия

Образовательные: активизация познавательной деятельности студентов на уроке; обобщение знаний о физических и химических свойствах воды; закрепление умения объяснять физические процессы в природе и в быту; показать значение воды в природе и жизни человека.

Развивающие: — развитие умения применять свои знания о воде для объяснения конкретных природных явлений и применении воды в будущей профессиональной деятельности (в сфере туризма); развитие умения решать ситуационные задачи; формирование логического мышления; способностей к саморазвитию и самосовершенствованию; развитие междисциплинарных связей биологии, химии, физики, экологии

Воспитательные: формирование коммуникативных компетенций и культуры общения; развитие самостоятельности, умения работать в группе; воспитание духа соперничества.

Оборудование и оснащение занятия

Мультимедиа ПК Видеофильм «Капля воды» Химические реактивы Интерактивная доска Компьютерный класс Наборы для моделирования молекул веществ

Методы обучения

Словесный – лекция с элементами беседы. Наглядный – демонстрация фрагментов видеофильма, презентаций, таблиц Практический – выполнение демонстрационных опытов по химическим свойствам воды. Поисковый (метод кейсов) – проектно-исследовательская деятельность

План занятия

● Организационный момент ● Актуализация знаний ● Основной этап урока — повторение пройденного и объяснение нового материала : физические свойства воды строение молекулы воды химические свойства воды значение воды для природы и человека ● Закрепление материала в виде творческой работы и защиты мини-проектов ● Подведение итогов занятия ● Домашнее задание

Девиз занятия

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь…» Антуан де Сент-Экзепюри

Значение воды

Мы живем в мире, в котором на каждом шагу нас встречают химические вещества. Но есть одно вещество на Земле, которое знают все.

Достаточно одного взгляда на географическую карту, чтобы увидеть ярко выраженное преобладание водных пространств на земном шаре.

Самым распространенным на Земле веществом является вода, которую по праву можно назвать ещё самым таинственным и удивительным веществом. Недаром воду называют «колыбелью жизни» или «источником жизни».

Уникальность воды

Единственное вещество на планете в трех агрегатных состояниях.

ЖИДКОСТЬ ТВЁРДОЕ ТЕЛО ГАЗ парообразование кристаллизация конденсация плавление сублимация десублимация

Проверка знаний физических свойств воды

Что такое критическая температура? Привести примеры. Что изменяется для одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях? Почему термометр в стакане, где находится вода и лед, показывает 0оС? Почему вода, налитая на замороженные продукты питания, замерзает?

Что такое удельная теплоёмкость? Чему она равна для воды? Какой теплопроводностью обладает вода? Приведите примеры использования высокой теплопроводности человеком? Что происходит со скоростью движения молекул воды при переходе из жидкого в твёрдое состояние?

Какой электропроводностью обладает вода? Ответ поясните. Чему равна плотность воды? Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?

Основные физические свойства воды

Агрегатные состояния: пар, вода, лед tкип = 100 °С f (pатм.) tпл. = 0 °С f (pатм.) Плотность 1000 кг/м3 Большое поверхностное натяжение Малая сжимаемость Наибольшая удельная теплоемкость 4200 Дж/кг•˚С Высокая теплопроводность Наибольшая теплота парообразования 2,3•106 Дж/кг Слабая электропроводность Прекрасный растворитель

Состав и строение молекулы воды (моделирование молекулы Н2О)

Н2О Mr =18 г/моль

Молекула воды имеет угловое строение

Химические свойства воды

Взаимодействие с металлами С активными металлами образует основания (щелочи) и водород: 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2 С менее активными металлами образует оксиды и водород: Mg + H2O → MgO + H2 С неактивными металлами не взаимодействует.

Взаимодействие с оксидами С оксидами активных металлов образует основания (щелочи): Na2O + H2O → 2NaOH С оксидами неметаллов образует кислоты: СO2+ H2O → H2СO3

Покрывая две трети поверхности планеты, вода влияет практически на все процессы, происходящие на Земле. Тяжело найти такое природное тело, которое не содержало бы в себе влаги. Влагу содержат даже камни и огненная магма, а растения состоят из воды на 70-95%.

Биологическая роль воды

Для организма человека вода – второе по значимости вещество после кислорода. Наш организм почти на две трети состоит из воды. Неслучайно человек может жить без пищи не более 4 недель, а без воды – не более 3-4 дней. Некоторые ученые считают нашу жизнь «борьбой за воду».

Жизнь возникла в воде, вода входит в состав живых тел и является той средой, где в любом организме протекают все биохимические реакции. Вода составляет основную часть цитоплазмы растительной и животной клетки, растительных соков, жидких тканей животных. Вода – это и внутренняя среда большинства организмов, и внешняя среда для многих из них.

Вода – индикатор старения. Тело ребенка от рождения до 1 года содержит 80-85% воды. При достижении 18 лет содержание воды в организме уменьшается до 65-70%, а в старости до – 30%. Некоторые ученые считают обеспечение организма качественной водой секретом продления молодости.

Вода помогает функционировать почти каждой части организма человека: мозг на 75% состоит из воды, обезвоживание может привести к головным болям и головокружению; Вода регулирует температуру тела; Кровь на 90% состоит из воды, которая несет растворенные питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела;

Физиологическое значение для живых организмов имеют именно водные растворы микроэлементов и питательных веществ.

Вода — источник кислорода, образующего в процессе фотосинтеза в растениях под действием света.

Организм все время расходует воду и получает ее вновь из окружающей среды, участвуя в круговороте воды в природе. Для поддержания водного баланса человеку необходимо в день употреблять 2-3л жидкости.

Человек использует воду в быту, в промышленных и производственных целях. Водные ресурсы природы используются как туристско-рекреационные, т.е. для организации отдыха, досуга, путешествий, поддержания здоровья, лечения и профилактики заболеваний.

Загадка воды

Даже в наши дни ученые продолжают изучать свойства воды и делать новые открытия. Сегодня уже доказано, что вода обладает информационной памятью — способностью воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся

Часть 1. Поиск ответов на вопросы: 1.Какие явления природы объясняются конденсацией пара? Приведите примеры. 2. Почему мокрое белье на ветру сохнет быстрее? 3. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания , человек ощущает холод? 4.

Как влияет испарение на температуру жидкости? Приведите примеры. 5. Почему холодное стекло покрывается тонким слоем влаги, если на него подышать? 6. При какой температуре происходит испарение воды? 7. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее? Как это сделать? 8.

Почему горячее молоко, налитое в чашку, остывает медленнее, чем горячая вода в такой же чашке?

Часть 2. Выполнение мини-проекта с использованием информационных технологий и интернет-ресурсов (с рассмотрением возможного использования знаний в профессиональной деятельности) на темы : «Свойства воды» «Вода – какая она?» «Качество воды, источники её загрязнения и очистка» «Роль воды в природе» «Использование водных ресурсов»

Интернет-ресурсы

http://ru.wikipedia.org/wiki/Вода http://provodu.kiev.ua/oleg-mosin/voda-ee-svoistva-i-ochistka-vody http://watershealth.ru/ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21392/ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a35daaee-bd19-e79f-ad90-bd80bbded13a/1004245A.htm

Подведение итогов занятия

Проверка решения бытовых ситуаций и ответов на вопросы. Защита мини-проектов обучающимися. Выставление оценок за работу.

Домашнее задание

§ 3.4, Составить 5 уравнений реакций взаимодействий воды с другими веществами Закончить оформление презентаций

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-okruzhayushhemu-miru/43668-voda-ee-svoystva-i-znachenie.html

Презентация, доклад на тему Вода, её свойства и значение — скачать

Слайд 1
Описание слайда:

ГБОУ СПО Технологический колледж № 43 Учебное занятие по естествознанию на тему «Вода, её свойства и значение» Преподаватели ГБОУ СПО ТК № 43 ГришинаС.Н., Лашкина М.А.

Слайд 2
Описание слайда:

Цель урока: Систематизация знаний о свойствах воды, её значении в природе и жизни человека, использовании этих знаний в профессиональной деятельности (в сфере туризма) в рамках формирования общеучебных компетенций.

Слайд 3
Описание слайда:

Задачи занятия Образовательные: активизация познавательной деятельности студентов на уроке; обобщение знаний о физических и химических свойствах воды; закрепление умения объяснять физические процессы в природе и в быту; показать значение воды в природе и жизни человека.

Слайд 4
Описание слайда:

Задачи занятия Развивающие: — развитие умения применять свои знания о воде для объяснения конкретных природных явлений и применении воды в будущей профессиональной деятельности (в сфере туризма); развитие умения решать ситуационные задачи; формирование логического мышления; способностей к саморазвитию и самосовершенствованию; развитие междисциплинарных связей биологии, химии, физики, экологии

Слайд 5
Описание слайда:

Задачи занятия Воспитательные: формирование коммуникативных компетенций и культуры общения; развитие самостоятельности, умения работать в группе; воспитание духа соперничества.

Слайд 6
Описание слайда:

Оборудование и оснащение занятия Мультимедиа ПК Видеофильм «Капля воды» Химические реактивы Интерактивная доска Компьютерный класс Наборы для моделирования молекул веществ

Читайте также:  Природа, растения и животные свердловской области

Слайд 7
Описание слайда:

Методы обучения Словесный – лекция с элементами беседы. Наглядный – демонстрация фрагментов видеофильма, презентаций, таблиц Практический – выполнение демонстрационных опытов по химическим свойствам воды. Поисковый (метод кейсов) – проектно-исследовательская деятельность

Слайд 8
Описание слайда:

План занятия ● Организационный момент ● Актуализация знаний ● Основной этап урока — повторение пройденного и объяснение нового материала : физические свойства воды строение молекулы воды химические свойства воды значение воды для природы и человека ● Закрепление материала в виде творческой работы и защиты мини-проектов ● Подведение итогов занятия ● Домашнее задание

Слайд 9
Описание слайда:

Девиз занятия «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты и есть сама жизнь…» Антуан де Сент-Экзепюри

Слайд 10
Описание слайда:

Значение воды Мы живем в мире, в котором на каждом шагу нас встречают химические вещества. Но есть одно вещество на Земле, которое знают все.

Достаточно одного взгляда на географическую карту, чтобы увидеть ярко выраженное преобладание водных пространств на земном шаре.

Самым распространенным на Земле веществом является вода, которую по праву можно назвать ещё самым таинственным и удивительным веществом. Недаром воду называют «колыбелью жизни» или «источником жизни».

Слайд 11
Описание слайда:

Уникальность воды

Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:

Проверка знаний физических свойств воды Что такое критическая температура? Привести примеры. Что изменяется для одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях? Почему термометр в стакане, где находится вода и лед, показывает 0оС? Почему вода, налитая на замороженные продукты питания, замерзает?

Слайд 14
Описание слайда:

Проверка знаний физических свойств воды Что такое удельная теплоёмкость? Чему она равна для воды? Какой теплопроводностью обладает вода? Приведите примеры использования высокой теплопроводности человеком? Что происходит со скоростью движения молекул воды при переходе из жидкого в твёрдое состояние?

Слайд 15
Описание слайда:

Проверка знаний физических свойств воды Какой электропроводностью обладает вода? Ответ поясните. Чему равна плотность воды? Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?

Слайд 16
Описание слайда:

Объясните явление

Слайд 17
Описание слайда:

Основные физические свойства воды Агрегатные состояния: пар, вода, лед tкип = 100 °С f (pатм.) tпл. = 0 °С f (pатм.) Плотность 1000 кг/м3 Большое поверхностное натяжение Малая сжимаемость Наибольшая удельная теплоемкость 4200 Дж/кг•˚С Высокая теплопроводность Наибольшая теплота парообразования 2,3•106 Дж/кг Слабая электропроводность Прекрасный растворитель

Слайд 18
Описание слайда:

Состав и строение молекулы воды (моделирование молекулы Н2О)

Слайд 19
Описание слайда:

Химические свойства воды Взаимодействие с металлами С активными металлами образует основания (щелочи) и водород: 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2 С менее активными металлами образует оксиды и водород: Mg + H2O → MgO + H2 С неактивными металлами не взаимодействует.

Слайд 20
Описание слайда:

Химические свойства воды Взаимодействие с оксидами С оксидами активных металлов образует основания (щелочи): Na2O + H2O → 2NaOH С оксидами неметаллов образует кислоты: СO2+ H2O → H2СO3

Слайд 21
Описание слайда:

Значение воды Покрывая две трети поверхности планеты, вода влияет практически на все процессы, происходящие на Земле. Тяжело найти такое природное тело, которое не содержало бы в себе влаги. Влагу содержат даже камни и огненная магма, а растения состоят из воды на 70-95%.

Слайд 22
Описание слайда:

Биологическая роль воды Для организма человека вода – второе по значимости вещество после кислорода. Наш организм почти на две трети состоит из воды. Неслучайно человек может жить без пищи не более 4 недель, а без воды – не более 3-4 дней. Некоторые ученые считают нашу жизнь «борьбой за воду».

Слайд 23
Описание слайда:

Биологическая роль воды Жизнь возникла в воде, вода входит в состав живых тел и является той средой, где в любом организме протекают все биохимические реакции. Вода составляет основную часть цитоплазмы растительной и животной клетки, растительных соков, жидких тканей животных. Вода – это и внутренняя среда большинства организмов, и внешняя среда для многих из них.

Слайд 24
Описание слайда:

Биологическая роль воды Вода – индикатор старения. Тело ребенка от рождения до 1 года содержит 80-85% воды. При достижении 18 лет содержание воды в организме уменьшается до 65-70%, а в старости до – 30%. Некоторые ученые считают обеспечение организма качественной водой секретом продления молодости.

Слайд 25
Описание слайда:

Биологическая роль воды Вода помогает функционировать почти каждой части организма человека: мозг на 75% состоит из воды, обезвоживание может привести к головным болям и головокружению; Вода регулирует температуру тела; Кровь на 90% состоит из воды, которая несет растворенные питательные вещества и кислород ко всем клеткам тела;

Слайд 26
Описание слайда:

Биологическая роль воды Физиологическое значение для живых организмов имеют именно водные растворы микроэлементов и питательных веществ.

Вода — источник кислорода, образующего в процессе фотосинтеза в растениях под действием света. Организм все время расходует воду и получает ее вновь из окружающей среды, участвуя в круговороте воды в природе.

Для поддержания водного баланса человеку необходимо в день употреблять 2-3л жидкости.

Слайд 27
Описание слайда:

Значение воды Человек использует воду в быту, в промышленных и производственных целях. Водные ресурсы природы используются как туристско-рекреационные, т.е. для организации отдыха, досуга, путешествий, поддержания здоровья, лечения и профилактики заболеваний.

Слайд 28
Описание слайда:

Загадка воды Даже в наши дни ученые продолжают изучать свойства воды и делать новые открытия. Сегодня уже доказано, что вода обладает информационной памятью — способностью воспринимать и передавать негативную или позитивную информацию

Слайд 29
Описание слайда:

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Часть 1. Поиск ответов на вопросы: 1.Какие явления природы объясняются конденсацией пара? Приведите примеры. 2. Почему мокрое белье на ветру сохнет быстрее? 3. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания , человек ощущает холод? 4.

Как влияет испарение на температуру жидкости? Приведите примеры. 5. Почему холодное стекло покрывается тонким слоем влаги, если на него подышать? 6. При какой температуре происходит испарение воды? 7. Можно ли заставить кипеть воду, не нагревая ее? Как это сделать? 8.

Почему горячее молоко, налитое в чашку, остывает медленнее, чем горячая вода в такой же чашке?

Слайд 30
Описание слайда:

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся Часть 2. Выполнение мини-проекта с использованием информационных технологий и интернет-ресурсов (с рассмотрением возможного использования знаний в профессиональной деятельности) на темы : «Свойства воды» «Вода – какая она?» «Качество воды, источники её загрязнения и очистка» «Роль воды в природе» «Использование водных ресурсов»

Слайд 31
Описание слайда:

Интернет-ресурсы http://ru.wikipedia.org/wiki/Вода http://provodu.kiev.ua/oleg-mosin/voda-ee-svoistva-i-ochistka-vody http://watershealth.ru/ http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21392/ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a35daaee-bd19-e79f-ad90-bd80bbded13a/1004245A.htm

Слайд 32
Описание слайда:

Подведение итогов занятия Проверка решения бытовых ситуаций и ответов на вопросы. Защита мини-проектов обучающимися. Выставление оценок за работу.

Слайд 33
Описание слайда:

Домашнее задание § 3.4, Составить 5 уравнений реакций взаимодействий воды с другими веществами Закончить оформление презентаций

Источник: https://presentacii.ru/presentation/prezentaciya-na-temu-voda—eyo-svojstva-i-znachenie

Вода и ее свойства

Cлайд 1

Определяем тему урока: Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы дождик лился с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без ….

Cлайд 2

Cлайд 3

Почему воду назвали водой? Какой может быть вода? Сколько её на земном шаре? Какое значение имеет вода для человека? Какими свойствами она обладает?

Cлайд 4

Название воды произошло еще с незапамятных времен и с того времени водой называют любую «живую» влагу, которая так необходима для жизни людей, животных и окружающей нас природы. Точного определения, почему воду назвали водой не существует, так как каждый народ имеет свое название, которое определяет значение воды для окружающих

Cлайд 5

Какой может быть вода и сколько её на земном шаре?

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Вода есть и под землёй (родники). Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане.

Cлайд 9

Вот как тогда выглядела бы наша планета Неприятное зрелище, не так ли?

Cлайд 10

Мы на 70 % состоим из воды. Без воды человек может прожить только 3 дня.

Cлайд 11

Тело медузы на 90 – 95% состоит из воды. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.

Cлайд 12

100 кг, 80 кг — вода 100 г, 85 г — вода 2 кг, 1.5 кг — вода

Cлайд 13

Вода содержится во всех частях растений. Много сока в плодах – арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок — вода с растворёнными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.

Cлайд 14

Много ли воды в человеке? Сосчитай! Массу своего тела раздели на 3 и полученное число умножь на 2.

Cлайд 15

Какое значение имеет вода для человека?

Cлайд 16

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Cлайд 17

Но вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов.

Cлайд 18

Читайте также:  Природа берет верх над человеком: место действия москва

Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги.

Cлайд 19

Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Cлайд 20

Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, — ничего не сделать без воды.

Cлайд 21

Откуда наш организм может получить необходимую жидкость?

Cлайд 22

Cлайд 23

Какими свойствами обладает вода?

Cлайд 24

Практическая работа

Cлайд 25

Прозрачная.

Cлайд 26

Бесцветная.

Cлайд 27

Без запаха.

Cлайд 28

Без вкуса.

Cлайд 29

Растворитель. Растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

Cлайд 30

Текуча

Cлайд 31

не имеет формы

Cлайд 32

Прозрачна Не имеет формы Растворитель Не имеет запаха Бесцветна Текуча ? Не имеет вкуса

Cлайд 33

Cлайд 34

Cлайд 35

Cлайд 36

Cлайд 37

Cлайд 38

Cлайд 39

Cлайд 40

Cлайд 41

Cлайд 42

Cлайд 43

Cлайд 44

Cлайд 45

Cлайд 46

Cлайд 47

Cлайд 48

Cлайд 49

Cлайд 50

Cлайд 51

Cлайд 52

Cлайд 53

Cлайд 54

Cлайд 55

Cлайд 56

Cлайд 57

Cлайд 58

В заключении Человек, запомни навсегда Символ жизни на земле Вода! Экономь её и береги Мы ведь на планете Не одни!31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт31.01.2017 скрыт

516115161251613516145161551616516175161851619516205162151622

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/nachalnaya-shkola/9263-voda-i-ee-svoystva.html

Выполнила ученица 8 «А» класса Средней школы 1 Мухаметзянова Лилия Айратовна ВОДА, ЕЁ СВОЙСТВА И ЗНАЧЕНИЕ ВОДА, ЕЁ СВОЙСТВА И ЗНАЧЕНИЕ. — презентация

1 Выполнила ученица 8 «А» класса Средней школы 1 Мухаметзянова Лилия Айратовна ВОДА, ЕЁ СВОЙСТВА И ЗНАЧЕНИЕ ВОДА, ЕЁ СВОЙСТВА И ЗНАЧЕНИЕ.<\p>

2 Значение воды в нашем мире и ее свойства Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.<\p>

3 В.И. Вернадский писал о воде так: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество ею проникнуто и охвачено». В самом деле, три четверти поверхности нашего мира заняты водой – океанами, морями, озерами, реками, а пятая часть суши покрыта снегом и льдом. Пары воды присутствуют в атмосфере, сообщая ей влажность, формируют облака и тучи, проливаются на землю дождем. В почве и верхнем слое земной коры находятся подпочвенные воды и скрытые подземные водоемы. Наконец, животные и растения большей частью состоят из воды, в том числе и человек: вода составляет 70 % массы нашего тела. Пожалуй, в распространенности воды, в том, что водой все «проникнуто и охвачено», и заключается ее главнейшее уникальное свойство. УНИКАЛЬНОСТЬ ВОДЫ<\p>

4 Вторым по значению свойством является способность воды растворять вещества. Вода – универсальный растворитель. Благодаря этому ее состав не исчерпывается формулой H 2 O. В воде содержатся практически все элементы Периодической таблицы, а также газы, основания, кислоты, соли и органические вещества. Все прочие жидкости, которые мы пьем, или употребляем с пищей, или используем в быту и технике, – все, начиная от спирта, вина, духов, микстур и кончая электролитами, жидкими маслами и бензином, – являются водными растворами той или иной концентрации. При этом множество веществ, которые в газообразной или твердой фазе состоят из нейтральных молекул, в воде диссоциируют, то есть распадаются на ионы, а это ведет к изменению как их свойств, так и свойств самого раствора. Говоря простейшим языком, диссоциация резко увеличивает способность веществ вступать в химические и биохимические реакции. Огромное количество этих реакций, включая явление, называемое жизнью, протекает именно в водной среде.<\p>

5 Третье уникальное свойство воды заключается в том, что на Земле она присутствует одновременно в трех состояниях или, употребляя физическую терминологию, в трех фазах – газообразной, жидкой и твердой, то есть в виде водяного пара, собственно жидкой воды и льда. Не пытайтесь отыскать другое вещество, которое обладало таким же свойством! Возьмем, например, газ кислорода – он превращается в жидкость при температуре 183 °C, а в твердую фазу при –218 °C. Железо, твердый металл, становится жидкостью (расплавом) при °C, а в парообразное состояние переходит при огромной температуре °C. Примерно таким же образом ведут себя другие вещества, газообразные или твердые при том давлении и диапазоне температур, которые выдерживаются на Земле: давление – около 760 мм рт. ст., температура – от 50 до +50 °C. Немногие из нас помнят точки плавления железа и твердого кислорода и точки их кипения, но эти характеристики для воды мы затвердили наизусть, ибо на них основана температурная шкала Цельсия: 0 °C – точка плавления льда, +100 °C – точка кипения воды. Но вода с легкостью переходит в пар и при более низких температурах, о чем известно всякому: выстиранная ткань быстро высыхает, как и вымытая посуда. И мы, конечно, знаем о необычном свойстве воды расширяться при замерзании, о том, что лед легче воды, тогда как у остальных веществ все происходит наоборот: при охлаждении и переходе в твердую фазу их объем уменьшается. Как видим, вода – уникальная субстанция!<\p>

6 Три четверти поверхности земного шара покрыты водой. Водную оболочку земли называют гидросферой. Большую ее часть составляет соленая вода морей и океанов, а меньше — пресная вода озер, рек, ледников, грунтовые воды и водяной пар. В атмосфере нашей планеты вода находится в виде капель малого размера, в облаках и тумане, а также в виде пара. При конденсации выводится из атмосферы в виде атмосферных осадков (дождь, снег, град, роса). Вода является важнейшим веществом всех живых организмов на Земле. Без воды невозможно существование живых организмов. В любом организме вода является средой, в которой происходят химические реакции, без которых не могут жить живые организмы. Фундаментальна роль воды в жизни клетки. ВОДА В ПРИРОДЕ<\p>

7 Жидкая вода, предположительно, имеется под поверхностью некоторых спутников планет, наиболее вероятно, на Европе, спутнике Юпитера. По последним данным, признаки воды обнаружены на Луне и на Марсе. И вероятно скоро, ещё на некоторых небесных телах, нашей Солнечной системы будет найдено подтверждение существования воды вне нашей планеты. ВОДА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗЕМЛИ<\p>

8 Под действием солнечных лучей вода из открытых водоемов постоянно испаряется, а пар поднимается в воздух, формируя облака и тучи, которые очень подвижны: быстро распространяются воздушными массами. В тропических широтах Земли они затем проливаются дождями, а в областях умеренного климата, в зависимости от сезона, выпадают в виде дождя или снега. Нужно заметить, что эти процессы имеют поистине титанический масштаб: за год испаряется 450 тыс. км. океанической воды, а с поверхности континентов – 70 тыс. км. Эта влага затем выпадает с осадками: на поверхность мирового океана – 420 тыс. км., а на сушу – 100 тыс. км., но избыток континентальных вод переносится в океан реками. Если перейти к меньшему, чем год, временному периоду, то окажется, что за одну минуту испаряется 1 км., или 1 млрд. т, воды, причем каждый грамм пара уносит в атмосферу 537 калорий солнечной энергии. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ<\p>

9 Принесенная дождем влага попадает обратно в водоемы (сразу из атмосферы, если, например, дождь шел над морем) либо пропитывает почву и частью испаряется, частью проникает в подпочвенные воды, частью стекает опять же в водоемы. Если осадки были в виде снега, то ничего, в сущности, не меняется: снега тают в урочный час, и талые воды проделывают тот же путь, что и дождевые. Круговорот воды, включающий ливни, дожди, снегопады, наводнения и другие, был, при всех бедах, вызванных природными катаклизмами, в общем-то благоприятным для человека. Дожди и талые воды орошали землю, привносили в нее вещества, полезные как для диких растений, так и культурных, производили естественную санацию среды. После наводнений оставался плодородный ил. Но все это происходило в ту патриархальную эпоху, не знавшую стиральных порошков, химических удобрений и двигателей внутреннего сгорания, когда человеческая деятельность еще не стала природообразующим фактором, когда человек являлся частью среды обитания, а не стоял над ней, и все произведенные им отходы жизнедеятельности перегнивали или хоронились в земле, не порождая ядов и вредных химических загрязнений. В былые времена любые пресные воды, за исключением болотных, считались питьевыми. Была морская вода и просто вода, без всяких дополнительных определений: вода – это то, что можно пить. Теперь же мы говорим об особой разновидности воды – питьевой, и это не единственная перемена: вспомните, есть еще воды, подходящие и не подходящие для купания, есть воды сточные, есть кислотные дожди и сливы предприятий, к которым даже приближаться страшно. Теперь круговорот воды в природе прочно сцеплен с техногенной обстановкой – вот реальность, о которой нельзя забывать.<\p>

10<\p>

11 Молекула воды H 2 O имеет форму тупоугольного треугольника (рис. 1), с углом между двумя связями кислород-водород примерно 104°. Электроны водородных атомов оттянуты к кислороду, так что «водородные углы» треугольника несут избыток положительного заряда, а «кислородный угол» – отрицательного. В результате «водородные углы» одной молекулы взаимодействуют с «кислородными углами» других молекул, и такая химическая связь (она называется водородной) объединяет молекулы воды в своеобразный пространственный полимер. Иными словами, хотя вода – жидкость, ее молекулы находятся не в хаотическом состоянии, а образуют некое подобие правильной структуры (что, вообще говоря, свойственно лишь кристаллам). СТРОЕНИЕ МОЛЕКУЛЫ ВОДЫ Рис. 1. Молекула воды<\p>

12 Благодаря этой особенности вода имеет высокую теплоемкость, то есть способна поглощать большие количества тепла (в первую очередь солнечной энергии) и оставаться при этом жидкостью. А это с точки зрения географии, геологии и метеорологии означает, что вода является главным климатообразующим фактором на нашей планете. Ранее уже говорилось о круговороте воды в природе. К этому нужно добавить следующее: воды океанов, морей, рек и озер являются гигантскими аккумуляторами тепла, причем в некоторых случаях это тепло доставляется из тропических областей в умеренные зоны очень быстро и эффективно. Вспомним Гольфстрим, «отопительную печь» Западной Европы, климат которой, на тех же широтах, гораздо мягче российского. Коснусь еще нескольких общеизвестных, но очень важных свойств воды. Как упоминалось выше, существует три изотопа водорода: водород H (или протий), устойчивый дейтерий D и радиоактивный тритий T. Кроме того, в природе существует три изотопа кислорода. В результате различных комбинаций изотопов водорода с изотопами кислорода можно получить 42 различных вида воды. Наиболее знакомые нам – обычная вода H 2 O и так называемые тяжелая (дейтериевая) D 2 O и сверхтяжелая (тритиевая) T 2 O вода. На Земле тритий присутствует в ничтожно малых количествах, а вот дейтерия довольно много – один атом D на 6700 атомов H, и это означает, что тяжелой воды в обычной весьма заметное количество – 150–160 г/т. С этим наш организм еще справляется, но вообще тяжелая вода для нас не слишком полезна.<\p>

13 Свойства воды как универсального растворителя определяются ее большой диэлектрической проницаемостью (для воздуха – 1, для воды – 80). Это означает, что разноименные электрические заряды притягиваются друг к другу в воде в восемьдесят раз слабее, чем в воздухе, и, соответственно, во столько же раз ослабевают силы межатомного сцепления в молекулах и твердых телах (вспомните про ионную связь!). Молекулы и кристаллы распадаются на ионы. Данное явление, называемое диссоциацией, можно описать иначе. Представьте картинку из школьного учебника химии (рис. 2), где молекулы воды изображены в виде маленьких огурцов-диполей, молекула инородного вещества – в виде огурца-диполя побольше, причем диполи воды развернуты положительными концами к отрицательному концу инородной молекулы и отрицательными концами к ее положительному концу. Таким образом, диполи воды как бы разрывают электрическими силами ионную связь в молекуле вещества, превращая его в ионы. В результате кристалл поваренной соли NaCl растворяется, диссоциирует и присутствует в воде в виде ионов Na + и Cl –, а серная кислота H 2 SO 4 распадается на катион водорода H + и анион кислотного остатка SO Молекулы воды тоже диссоциируют на ионы H + и OH, но в очень слабой степени.<\p>

14 В силу своей способности ослаблять межатомные и межмолекулярные связи вода является великим разрушителем, способным растворить что угодно: одни вещества – соль, сахар, всевозможные газы – со зримой быстротой, другие – металлы, твердые горные породы – более медленно, незаметно для глаза, но неотвратимо. Поэтому, например, не может быть идеальной дистиллированной воды – попав в сосуд, она тут же начинает растворять его стенки, и среди молекул H 2 O появляется ничтожная примесь инородных молекул материала сосуда. В заключение напомню еще об одном замечательном свойстве воды. Если расплавить любое твердое тело, то его объем увеличится, а это означает, что плотность всех твердых тел больше плотности соответствующих жидкостей, то есть они тонут в своих расплавах. У воды же все наоборот! При охлаждении и превращении в твердую фазу объем воды увеличивается, а плотность уменьшается – то есть лед не тонет, а плавает в воде. В противном случае, если бы лед тонул, все наши водоемы промерзали бы зимой до самого дна и были бы безжизненными. В том числе и Ледовитый океан, который являлся бы такой же многокилометровой толщей льдов, как Антарктида.<\p>

15 В среднем, в организме растений и животных содержится более 50% воды. В составе мантии Земли, в раз больше содержится воды, чем в Мировом океане. При средней глубине в 4 км, Мировой океан покрывает около 71% поверхности планеты и содержит 97,6% известных мировых запасов свободной воды. Если бы на Земле не было впадин и выпуклостей, вода покрыла бы всю Землю, и её толщина была бы 3 км. Если бы все ледники растаяли, то уровень воды на Земле поднялся бы на 64 м, и около 1/8 поверхности суши было бы затоплено водой. Морская вода, при обычной её солёности 35, замерзает при температуре 1,91°C. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВОДЕ<\p>

16 Среди существующих в природе жидкостей, поверхностное натяжение воды уступает только ртути. Вода отражает 5% солнечных лучей, в то время как снег — около 85%. Под лёд океана проникает только 2% солнечного света. Синий цвет чистой океанской воды объясняется избирательным поглощением и рассеянием света в воде. С помощью капель воды из кранов можно накопить заряд 10 киловольт, опыт называется «Капельница Кельвина». Существует следующая поговорка с использованием формулы воды — H 2 O: «Сапоги мои того — пропускают H 2 O». Вместо сапог в поговорке может участвовать и другая дырявая обувь. Вода — это одно из немногих веществ на Земле, которые расширяются при переходе из жидкой фазы в твердую (кроме воды, таким свойством обладают висмут, галлий, и некоторые соединения и смеси). Из того факта, что общее количество воды на Земле более или менее постоянно, следуют интересные выводы. Во время последнего ледникового периода большие водные запасы сконцентрировались в горах, в ледниковых шапках, спустившихся с полюсов, поэтому уровень воды в океанах был намного ниже, чем в настоящее время. Если бы мы жили 18 тысяч лет назад, мы могли бы прогуляться по суше от Англии до Европы, или от Азии до Аляски, а западное побережье Англии тогда располагалось на 150 км западнее, чем сейчас.<\p>

17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/934804/

Главная страница

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный институт педагогических измерений  

Управление образования и науки Тамбовской области  

Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования (ТОИПКРО)  

Комплексный проект модернизации образования Тамбовской области  

Региональный центр обработки информации 

Отдел образования администрации Сосновского района 

Федеральный портал «Российское образование»

 Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» 

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов  

 Дискуссионный клуб Минобрнауки РФ 

  Уважаемые родители!

в филиале МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Вирятино работает

Консультационный центр   

для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования 

В консультационном центре  Вы можете получить консультацию по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка дошкольного возраста, а также квалифицированную помощь специалистов:

педагога-психолога; 

учителя-логопеда;

тьютора;

воспитателя; 

инструктора по физкультуре. 

медицинского работника 

Специалисты помогут определить особенности развития Вашего ребенка, дадут рекомендации по развитию речи, подготовке ребенка к поступлению в ДОУ,  помогут решить проблемы общения  как со сверстниками, так и со взрослыми. Специалисты  помогут подобрать конкретные методы и приемы работы с ребенком, игры и упражнения,  проведут индивидуальные консультации по обозначенной родителями проблеме.

На консультацию к специалистам можно записаться по телефону, позвонив по номеру  8 (475 32) 64 — 259., или адресу электронной почты  virshkola@yandex.ru,

 а также в форме письменного обращения.

 Заявление родителей  

 Договор с родителями

Положение 1

Положение 2

 Открыта горячая линия ОГЭ и ЕГЭ.

Информационные материалы ЕГЭ и ОГЭ  

Управление образования  и науки Тамбовской области

8(4752)792-324; 8(4752)792-355

Тогку «центр экспертизы образовательной деятельности»

8(4752)715-882

Роспотребнадзор – 8(495)984-89-19 (нажать цифру 5)

Отдел образования администрации Сосновского района

8(47532)26-7-94

Мбоу сосновская сош №2   8(47532)26-171, 23-204, этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у вас должен быть включен javascript  

Прием в 1-й класс!

Уважаемые родители будущих первоклассников!

С 1 февраля 2016  года проводится прием заявлений в 1 класс МБОУ Сосновской СОШ №2 для лиц, проживающих на закрепленной за ОУ территории. Заявления принимает Сковородникова Светлана Александровна.  

 «Правила приема « .  

С 25 января 2016 года с 9.00 начинается прием заявлений в 1 класс через  региональный портал государственных и муниципальный услуг

Перечень учебников на 2016-2017 учебный год

ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Источник: http://virshkola2012.68edu.ru/index.php?catid=41:2014-03-19-09-01-24&id=36:——3-&Itemid=3&option=com_content&view=article

Ссылка на основную публикацию