Урок окружающего мира на тему: «Птицы зимой» (2 класс)
Подготовила: Архипова Н.А., учитель начальных классов.
Цели урока:
1) Познакомить детей с изменениями, происходящими в жизни птиц зимой, познакомить с понятием “зимующие птицы”;
2)Развивать устную речь, логическое мышление, память, наблюдательность;
3)Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Ход урока:
I.Сегодня мы в вами поговорим об одном из интереснейших времён года, которое дарит нам множество развлечений.
А какое это время года вы узнаете, разгадав кроссворд.
(слайды с изображениями выводятся на экран)
1) В чаще, где сосна и ель,
Свист, серебряную трель
Начинает спозаранку
Рыжегрудая … (зарянка).
2) Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (снегирь)
3) Эта розовая птица –
Водяная танцовщица. Всех птенцов своих тайком
Кормит птичьим молоком!
(фламинго)
4) Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (синица)
5)Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?(зима)
II.-О каком времени года мы будем сегодня говорить?(о зиме)
-А что общего между отгадками на загадки с 1 по 4?(названия птиц)
-Верно. Попробуйте сформулировать тему урока.(Жизнь птиц зимой.)
-Действительно, сегодня мы будем говорить об изменениях, которые произошли в жизни птиц зимой.
-По каким признакам вы определили, что сейчас зима?(стало холодно, выпал снег, многие птицы давно улетели в тёплые страны)
-Какой сейчас месяц? (февраль)
-А вы знаете, как появилось название этого месяца? Послушайте .(рассказывает 1 ученик)
Название месяца “февраль” латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад – богу Фебресу. Отсюда и название месяца– февраль. Древнерусское название февраля – «лютый» . В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
-Как изменилась температура воздуха?(понизилась, стало очень холодно)
-Бывают ли зимой осадки?(да-снег)
-Эти изменения происходят в какой природе?(в неживой)
-Поговорим об изменениях в живой природе. Можно зимой встретить насекомых?(нет)
-Куда они пропадают в это время?( Большая часть насекомых зимой впадает в спячку, перед этим они находят себе укромные и удобные места и прячутся туда, а с наступлением весны и тепла пробуждаются, выползают из убежищ. Но есть и такие виды насекомых, которые, с наступлением холодов просто умирают. Но перед смертью они оставляют кладки, из которых весной выходят новые насекомые , которые также живут лишь до зимы.)
III.-А что зимой происходит с птицами? Все ли они остаются у нас на зиму?(нет, многие улетают в тёплые края)
-Почему?(нет корма)
-Каких из птиц, о которых мы говорили в начале урока, разгадывая кроссворд, можно встретить у нас зимой? (снегирь, синица)
-Почему они остаются на зиму? Чем питаются?(шишками, семенами)
-Таких птиц, которые остаются на зиму, называют “зимующие”.Почему?( потому, что остаются зимовать)
-Почему они ,чаще всего, обитают около жилья человека?(можно найти корм)
-Как мы можем помочь зимующим птицам?(подкармливать, делать кормушки)
-Из чего можно делать кормушки?(из любого подсобного материала)
(слайды на экране)
-Какой корм можно класть в кормушки?(рассказывает 1 ученик)
Для разных птиц нужна разная еда. Например, для воробьёв нужны крошки, зернышки. Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство – сало. Вороны любят очистки, остатки пищи, конфеты. Снегири едят семена растений, любят клевать ягоды рябины. Не забывайте подкармливать птиц зимой!
-Ребята, давайте посмотрим на памятку, чем ещё можно подкармливать зимующих птиц.
(слайд на экране)
IV. -Давайте подведём итог урока. Почему многие птицы улетают в тёплые края?(нет корма, не переносят холод)
-Как называют птиц, которые остаются на зиму?(зимующие)
-Каких зимующих птиц вы знаете?(снегирь, воробей, ворона и т.д.)
-Как можно помочь птицам зимой?(сделать кормушки и подкармливать)
V.Д/з. Подготовить небольшое сообщение о любой зимующей птице.
Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2309
Открытый урок по окружающему миру. Тема “Птицы зимой”
Открытый урок
по окружающему миру
в 1 « А» классе
Кармановской муниципальной средней общеобразовательной школы.
Учитель: Н. Р. Иванова
.
Тема: Как помочь птицам зимой.
Цели: учащихся с зимующими птицами; учить различать их по внешнему виду; расширять знания детей о пользе птиц; бережное отношение к природе, к птицам; развивать речь, сообразительность, память, мышление, внимание детей, способствовать воспитанию любви к природе; у детей желание помогать птицам в зимнее время года и охранять их, научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.
Планируемые достижения учащихся:
Научить различать наиболее распространённых зимующих птиц на картинке и в природе, делать кормушку из бумажных пакетов, подбирать корм для птиц.
Оборудование:картинки с изображением птиц, компьютер, мультимедиа, , таблица « Зимующие птицы», учебник, рабочая тетрадь, указка, доска, карточки по теме урока, пакеты из – под кефира, молока, сока, ножницы, кусочки проволоки; в коробочке корм для птиц. Кормушки, которые сделали дети вместе с родителями, конверт с подарками для детей в конце урока, жетоны в виде птиц за активность, маски птиц.
Предварительная работа:Во время прогулки и экскурсий в природу понаблюдайте за птицами в окрестностях школы, на кормушках, на рябине. Понаблюдайте за птицами, которые прилетают к жилью человека. Подготовка сценки.
Ход урока:
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
Я желаю вам , сохранить это настроение на протяжении всего урока.
2.Актуализация знаний.
– Какие виды животных мы изучили на уроках окружающего мира?
– Докажите, что животные – живые существа.
– Что необходимо животным для жизни?
3. Самоопределение к деятельности.
Для того, чтобы определить, чем мы будем заниматься на уроке Муравьишка приготовил вам свои загадки.
Отгадайте загадки Муравьишки.
1.Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По полям шныряет,
Крохи собирает. ( Воробей)
2. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
– Где вы видели этих птиц? (Рядом с человеком, около жилища людей.)
– Какое сейчас время года? (Зима.)
-Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам? (Нет.)
-А можем ли мы им помочь и как? (Ответы детей.)
Морозы жестокие
Будут в этом году….
Тревожно за яблоньку
В нашем саду,
Тревожно за Жучку –
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойство за птиц,
За наших воробушек,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будем легко
Пережить холода.
( Е. Благинина)
– Предположите, о чем сегодня пойдёт речь на уроке? (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их надо кормить.)
4. Сообщение темы и цели урока.
-Прочитайте тему урока на с.74 учебника.
(Как помочь птицам зимой?)
- познакомимся с зимующими птицами;
- научимся различать их по внешнему виду;
- будем расширять знания детей о пользе птиц;
- воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;
– Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой ?
На доске: КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?
– В конце урока вам предстоит ответить на вопросы: Нужно ли помогать птицам зимой? Какие птицы зимуют у нас? (Вопросы записаны на доске)
5. Работа по теме урока.
1.Беседа., работа
– Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в нашем селе?
( Ответы детей).
Презентация « Зимующие птицы».
– Рассмотрим птиц на стр. 74
-Прочитайте их название. Найдите отличительные признаки каждой птицы.
Свиристель – птица с хохолком на голове.
Снегирь – птица с красной грудкой. Прилетает с первым снегом.
Воробей – маленькая серенькая птичка.
Синица – птица с жёлтой грудкой.
Поползень – птица – акробат, лазает по деревьям.
6. ФИЗМИНУТКА.
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок.Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,И с дорожки – на плетень,
Тири – тири, тень-тень-тень!
Наш помощник – Муравьишка что – то прячет за спиной. Как вы думаете, что это?
Здесь гам, и птичье пенье,
Здесь есть даже угощенье:
Крошки хлеба и пшена.
Отгадайте, что это?
(Учитель показывает кормушку.)
– Вот такую кормушку смастерил Муравьишка.
– Давайте рассмотрим кормушки на с.74учебника . Обсудим, модели кормушек.
Показ сделанных кормушек ребят вместе с родителями.
Вот какие кормушки сделали ребята из нашего класса с родителями. После уроков мы повесим их в парке.
Похвала.
7. Инсценирование
В литературе много писателей и поэтов описывали птиц, их повадки, образ их жизни, сочиняли сказки о них. Много можно услышать песен сложенных о птицах. (Выставка книг о птицах ).
– Как вы думаете, умеют ли птицы разговаривать?
Писатель Николай Николаевич Сладков подслушал их разговоры
и записал в книге “Разговоры животных”.
Послушаем, о чем же разговаривают птицы.
(Учащиеся в шапочках птиц выходят к доске).
Сорока. Тра – та – та – та –та! Что я видела, что я слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!
Щегол. Семечки и конопля в столовой не раздавлены. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом занесло! До вечера коноплю раскапывал. Хотя бы навес сделали, что ли?
Синица. Сало салу рознь! Могли бы повесить несолёное, у нас от солёного животы болят.
Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Учитель: Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке.
Как видите, ребята, мало сделать кормушки для птиц, насыпать в неё корм, надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
7.Практическая работа по тетради № 1 стр. 53.
Изготовление кормушек из пакетов из – под молока и сока.
Итог практической работы.
– Какой же корм им нужен?
(Показать корм и рассказать для каких птиц он нужен.)
Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв.
Конопля –универсальный корм для всех видов птиц.
Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, поползни, овсянки.
Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней и дятлов.
Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечётки. Снегири, чижи, щеглы и синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клёна, ясеня и липы.
А вот на сухие хлебные крошки найдутся свои любители.
8. Работа по учебнику.
– Прочитайте текст на стр. 75, что бы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.
Закрепление материала. Работа по компьютеру.
Работа над иллюстрацией.
-Какие птицы изображены на картине?
– Придумайте рассказ .
Итог задания.
9. Игра “Собери мозаику” (работа в парах)
Предлагаю на парте собрать из кусочков картинку с изображением птицы и догадаться, какая птичка получилась.
– У кого получилась такая птичка?
– Как она называется?
– Как назвать одним словом этих птиц?
10. Работа в тетради № 1стр.73. Взаимопроверка
ВЫВОД: Очень тяжело птицам зимой. Трудно добывать им корм. Кто им может помочь?
11.Подведение итогов урока.
А теперь вернёмся к учебной задачи урока.
– Как вы сможете различить птиц в природе ?
(Работа с таблицей « Зимующие птицы)
Какой корм вы положите синицам?
12.Рефлексия.
Рефлексия деятельности 🙁 самооценка учениками деятельности на уроке)
*Я – как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой?
Хорошо | Плохо | Доволен собой |
МЫ – комфортно ли было работать в группе ?
Хорошо | Плохо | Мы все довольны |
ДЕЛО – какие затруднения возникли?
Урок сложный | Урок интересный | Мне понравилось |
Спасибо за урок.
Награждения за участие в уроке картинками, зимующих птиц нашего села.
Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-tiema-ptit.html
Мир Вокруг – Птицы зимой
Мир вокруг
Н.В.Никонова г.Петропавловск КШИ №1 2 класс
Тема урока: «Птицы зимой»
Цель: закрепить знания учащихся о жизни зимующих птиц.
Образовательная задача: дать представление о том, как зимуют птицы в наших краях, показать связь их жизни с состоянием растений и неживой
природы зимой.
Воспитательная задача: воспитывать любовь к природе родного края, птицам, интерес к чтению книг о птицах.
Коррекционно-развивающая задача: развивать связную речь, мышление, активизировать познавательную деятельность.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Вид урока: урок-спектакль.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Учебно-методическое обеспечение: музыкальное сопровождение, маски птиц и животных, картинки с изображением птиц, книги, конверты с семенами.
Ход урока.
Учитель. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
Тут зверюшки и пичужки,
Игры, песни, всё для вас.
Пожелаем всем удачи – За работу! В добрый час!
II. Тема урока.
Учитель. Зима на улице. Всё белым – бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой природе? Как звери готовились к зиме? Давайте на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.
(идёт кукольный спектакль)
Белка: Жители лесые! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.
Мышь: Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.
Учитель. На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла?
Лиса: Заяц-беляк всё лето серым был, а сейчас в белогй шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.
Учитель. Ребята, как же звери готовились к зиме?
Ученик: Заяц шубу сменил, стал белым, белка была рыжая – стала серая.
Учитель. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли.
(к доске выходят дети в масках птиц)
Цапля: Здравствуй, скворушка!
Скворец: Что ты такая печальная, цапля?
Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни, врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, что это правда?
Скворец: Пустая болтовня! Я столько живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель. Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Ученик: Потому, что это перелётные птицы. На зиму они улетают.
Запись на доске:
Птицы | ||
Перелётные | Осёдлые | ^ЗимующиеКочующие |
Учитель: Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
(стук в дверь)
Кто там?
Голос за дверью: Вам письмо!
(учитель зачитывает текст)
Учитель: Sos! Sos! Sos! Спасите от смерти! На помощь! Кто послал её?
Дети: Птицы!
Учитель: Чтобы им помочь, надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная! Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц, (рис. поползня)
У опушки в старых ёлках От зари и до зари Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири, (рис. снегирей)
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж. (рис. чижа)
Я б могла ещё так много Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов Вывел клест своих птенцов.
Как с утра и до заката На репьях гостят щеглы И торопятся куда-то Ярко-красные щуры. (рис. щегла)
Как рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом Красоту земли моей.
(по ходу чтения стихотворения появляются рисунки птиц)
Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные,
какие?
Ученик: Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики.
Учитель: Не страшна зима птицами, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А еще зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите…
(рисунки дятла и клеста)
Дятел: Что ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?
Клест: Да нет, дятел, это я радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться…
Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же мы милы. До чего же хороши!
Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замерзнут!
Клест: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Учитель: Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся?
Ученик: Потому что им есть что кушать.
Учитель: Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интересней всего у клеста клюв — ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.
И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны … А что мы должны?
Дети: Подкармливать птиц.
III Практическая работа.
(дети рассматривают образцы семян, лежащих на партах в конвертиках) Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы узнать, какие птицы что
любят.
(на доске)
Семена для птиц Семена
Пшена, проса | Тыквы, дыни, | Кедров, орешков |
(овсянки, | кабачков | (поползни, |
воробьи, | (поползни, синицы, | дятлы) |
синицы) | воробьи) |
Рябины, калины | Льна (все птицы) | Клевера (щеглы, |
(снегирь, | чечётки, воробьи, | |
сверистель) | синицы.) |
Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.
(к доске выходят 6 человек: сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол и разыгрывают следующую сценку.)
Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
ТЦегоп: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали что ли.
Синица: Сало, салу рознь! Могли бы вывесит несолёное, у нас от солёного животы болят.
Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузы и дынные семечки?
Учитель: Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные.
(демонстрация кормушек)
Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто ещё не сделал, сделайте.
Покормите птиц зимой, !
Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Г орсть одна – и не страшна Будет им зима.
Приручите птиц в мороз К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поёт таёжная овсянка, (запись прослушивается)
Недавно мы писали сочинения. Послушайте, как ребята заботятся о птицах, (учитель зачитывает 1-2 сочинения)
Давайте посмотрим на книги стоящие на выставке. Вы их можете почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц.
А сейчас отгадайте загадки.
Червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой! (дятел)
-
Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине Он появится опять! (снегирь)
-
Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет,
Крохи подбирает.
По полям кочует,
Коноплю ворует, (воробей)
Когда вы придёте домой, что сделаете первым делом?
Дети: Покормим птиц.
Учитель: Я приготовила для этого семена (раздача конвертов с семенами)
IV Итог урока.
Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с жизнью зимующих птиц. Какие птицы у нас остаются зимовать? Почему? (ответы учащихся)
-
Выставление оценок.
-
Дом.задание: раскрасить рисунки птиц.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/mir-vokrugh-ptitsy-zimoi
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Зимняя жизнь птиц и зверей»
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме:
«Зимняя жизнь птиц и зверей». УМК Перспектива.
Цель: показать, что жизнь животных полностью не замирает; обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об образе жизни и питании зимующих птиц, подкармливать птиц зимой; узнавать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», тестовые задания на карточках, проектор, компьютер.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Минута вхождения в урок.
Глубоко вздохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения.
ΙΙΙ. Актуализация знаний.
Несколько человек из класса принесли лекарственные растения.
Индивидуальный опрос.
Ученик узнаёт лекарственное растение по внешнему виду. Рассказывает: как называется, для чего используется.
Фронтальный опрос.
– Назовите правила сбора лекарственных растений.
– Игра «Снежный ком» (один ученик называет, лекарственное растение другой повторяет и добавляет новое).
ΙV. Самоопределение к деятельности.
На фоне музыке звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:
Гуляет русская зима.
Останови её, попробуй!
Махнёт рукой – бела земля,
Махнет другой – растут сугробы.
Белит деревья и дома.
Морозит, устали не зная.
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая!
– А что доброго сделала для вас зима? Какое настроение вызывает у вас зима?
Да вот не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам и зверям. Корм занесло снегом, скрылись жучки и паучки.
-Догадались ли вы, какая будет тема урока?
Сегодня мы будем говорить о жизни птиц и зверей зимой.
V. Работа по теме урока.
Дети заранее были разделены на группы. Каждая группа под руководством учителя готовила проект. Первая группа о зимующих птицах, вторая группа о зверях.
1.Беседа.
Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на стр. 32 учебника.
2. Работа с презентацией. (Один ученик представляет проект первой подгруппы)
3. Работа по учебнику. С.32-33
– Рассмотрите рисунок. Какие птицы на нём изображены?
– Почему эти птицы не улетают на зиму?
– Каких птиц художник не изобразил, но они зимуют вместе с нами?
– Найдите их в атласе – определителе, посмотрев с. 174-183.
(Сойка, ворона, галка, сорока, кедровка, воробей).
– Что вы знаете об этих птицах?
– А чем они питаются, оставшись на зиму с нами? (Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых. Воробьи, вороны, галки всеядны. Они часть питаются отходами на помойках.)
4. Работа по учебнику с. 33
– Почему клеста называют необычной птицей?
(Единственная птица, которая выводит птенцов зимой.)
5. Работа с презентацией. (Вторая группа представляет проект о зверях)
– Почему зверям также трудно зимой, как и птицам?
– Назовите зверей, которые делают запасы на зиму. (Белка, мышь, бобр, хомяк, выхухоль…)
– Назовите зверей, которые впадают в спячку. (Медведь, сурок, бурундук, барсук, ёж, змея, жаба..)
– Каких зверей мы с вами видели на экскурсии?
Лесные звери очень боятся попадать на глаза человеку. Даже если они живут в ближайшем лесу.
– Кто зимой не спит и ищет корм? (Заяц, лось, волк, кабан, ласка, лиса).
6. Работа по учебнику. С.34-35
VΙ. Физкультминутка.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт,
Зайцу холодно сидеть
Нужно лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках, скок – скок, скок.
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
VΙΙ. Закрепление изученного материала. Работа в группах.
ПТ с.18-19, №1,2
Коллективная проверка.
VΙΙΙ. Рефлексия.
Тест
-
Выбери признак, не относящийся к зиме.
А) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля.
Б) многие звери впали в зимнюю спячку
В) часто кружат метели
Г) в воздухе кружат насекомые
2. Кто не впадает в зимнюю спячку?
А) медведь
Б) ёж
В) белка
Д) сурок
3. Укажи зимующую птицу.
А) ласточка
Б) журавль
В) воробей
Г) скворец
4. Какое животное меняет окраску к зиме.
А) медведь
Б) лось
В) лиса
Г) заяц
Дети меняются работами и вместе с учителем проверяют тест.
– Какие птицы всю зиму держатся вблизи человеческого жилья?
– Почему они зимуют рядом с человеком?
– Как можно помочь птицам перезимовать?
ΙX. Подведение итогов урока.
– Вот и подошёл к концу урок, посвящённый жизни птиц и зверей зимой. Что самое главное вы узнали?
– Что кому показалось важным, интересным? Что удивило, обрадовало?
– Прочитайте вывод на с. 35 учебника.
Домашнее задание.
-
Прочитайте текст в учебнике (с.32-35), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с.35)
-
Выполнить задание №3 (с.19) в рабочей тетради.
Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-po-tiemie-zimniaia-zhizn.html