Урок окружающего мира на тему: «птицы зимой» (2 класс)

Урок окружающего мира на тему: «Птицы зимой» (2 класс)

Подготовила: Архипова Н.А., учитель начальных классов.

Цели урока:

1) Познакомить детей с изменениями, происходящими в жизни птиц зимой, познакомить с понятием «зимующие птицы»;

2)Развивать устную речь, логическое мышление, память, наблюдательность;

3)Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Ход урока:

I.Сегодня мы в вами поговорим об одном из интереснейших времён года, которое дарит нам множество развлечений.

А какое это время года вы узнаете, разгадав кроссворд.

(слайды с изображениями выводятся на экран)

1) В чаще, где сосна и ель, 

Свист, серебряную трель 

Начинает спозаранку 

Рыжегрудая … (зарянка).

2) Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (снегирь)

3) Эта розовая птица —
Водяная танцовщица. Всех птенцов своих тайком

Кормит птичьим молоком!

(фламинго)

4) Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (синица)

5)Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?(зима)

II.-О каком времени года мы будем сегодня говорить?(о зиме)

-А что общего между отгадками на загадки с 1 по 4?(названия птиц)

-Верно. Попробуйте сформулировать тему урока.(Жизнь птиц зимой.)

-Действительно, сегодня мы будем говорить об изменениях, которые произошли в жизни птиц зимой.

-По каким признакам вы определили, что сейчас зима?(стало холодно, выпал снег, многие птицы давно улетели в тёплые страны)

-Какой сейчас месяц? (февраль)

-А вы знаете, как появилось название этого месяца? Послушайте .(рассказывает 1 ученик)

 Название месяца «февраль» латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад – богу Фебресу. Отсюда и название месяца– февраль. Древнерусское название февраля – «лютый» . В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы. 

-Как изменилась температура воздуха?(понизилась, стало очень холодно)

-Бывают ли зимой осадки?(да-снег)

-Эти изменения происходят в какой природе?(в неживой)

-Поговорим об изменениях в живой природе. Можно зимой встретить насекомых?(нет)

-Куда они пропадают в это время?( Большая часть насекомых зимой впадает в спячку, перед этим они находят себе укромные и удобные места и прячутся туда, а с наступлением весны и тепла пробуждаются, выползают из убежищ. Но есть и такие виды насекомых, которые, с наступлением холодов просто умирают. Но перед смертью они оставляют кладки, из которых весной выходят новые  насекомые , которые также живут лишь до зимы.)

III.-А что зимой происходит с птицами? Все ли они остаются у нас на зиму?(нет, многие улетают в тёплые края)

-Почему?(нет корма)

-Каких из птиц, о которых мы говорили в начале урока, разгадывая кроссворд, можно встретить у нас зимой? (снегирь, синица)

-Почему они остаются на зиму? Чем питаются?(шишками, семенами)

-Таких птиц, которые остаются на зиму, называют «зимующие».Почему?( потому, что остаются зимовать)

-Почему они ,чаще всего, обитают около жилья человека?(можно найти корм)

-Как мы  можем помочь зимующим птицам?(подкармливать, делать кормушки)

-Из чего можно делать кормушки?(из любого подсобного материала)

(слайды на экране)

-Какой корм можно класть в кормушки?(рассказывает 1 ученик)

Для разных птиц нужна разная еда. Например, для воробьёв нужны  крошки, зернышки. Синицы питаются зернышками, крошками, любимое их лакомство – сало. Вороны любят очистки, остатки пищи,  конфеты. Снегири едят семена растений, любят клевать ягоды рябины. Не забывайте подкармливать птиц зимой!

-Ребята, давайте посмотрим на памятку, чем ещё можно подкармливать зимующих птиц.

(слайд на экране)

IV.  -Давайте подведём итог урока. Почему многие птицы улетают в тёплые края?(нет корма, не переносят холод)

-Как называют птиц, которые остаются на зиму?(зимующие)

-Каких зимующих птиц вы знаете?(снегирь, воробей, ворона и т.д.)

-Как можно помочь птицам зимой?(сделать кормушки и подкармливать)

V.Д/з. Подготовить небольшое сообщение о любой зимующей птице.

Источник: https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/node/2309

Открытый урок по окружающему миру. Тема «Птицы зимой»

Открытый урок

по окружающему миру

в 1 « А» классе

Кармановской муниципальной средней общеобразовательной школы.

Учитель: Н. Р. Иванова

.

Тема: Как помочь птицам зимой.

Цели: учащихся с зимующими птицами; учить различать их по внешнему виду; расширять знания детей о пользе птиц; бережное отношение к природе, к птицам; развивать речь, сообразительность, память, мышление, внимание детей, способствовать воспитанию любви к природе; у детей желание помогать птицам в зимнее время года и охранять их, научить изготавливать простейшую кормушку и подбирать корм для птиц.

Планируемые достижения учащихся:

Научить различать наиболее распространённых зимующих птиц на картинке и в природе, делать кормушку из бумажных пакетов, подбирать корм для птиц.

Оборудование:картинки с изображением птиц, компьютер, мультимедиа, , таблица « Зимующие птицы», учебник, рабочая тетрадь, указка, доска, карточки по теме урока, пакеты из – под кефира, молока, сока, ножницы, кусочки проволоки; в коробочке корм для птиц. Кормушки, которые сделали дети вместе с родителями, конверт с подарками для детей в конце урока, жетоны в виде птиц за активность, маски птиц.

Предварительная работа:Во время прогулки и экскурсий в природу понаблюдайте за птицами в окрестностях школы, на кормушках, на рябине. Понаблюдайте за птицами, которые прилетают к жилью человека. Подготовка сценки.

Ход урока:

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

Я желаю вам , сохранить это настроение на протяжении всего урока.

2.Актуализация знаний.

— Какие виды животных мы изучили на уроках окружающего мира?

— Докажите, что животные — живые существа.

— Что необходимо животным для жизни?

3. Самоопределение к деятельности.

Для того, чтобы определить, чем мы будем заниматься на уроке Муравьишка приготовил вам свои загадки.

Отгадайте загадки Муравьишки.

1.Маленький мальчишка,

В сером армячишке,

По полям шныряет,

Крохи собирает. ( Воробей)

2. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь.)

— Где вы видели этих птиц? (Рядом с человеком, около жилища людей.)

— Какое сейчас время года? (Зима.)

-Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам? (Нет.)

-А можем ли мы им помочь и как? (Ответы детей.)

Морозы жестокие

Будут в этом году….

Тревожно за яблоньку

В нашем саду,

Тревожно за Жучку –

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойство за птиц,

За наших воробушек,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будем легко

Пережить холода.

Читайте также:  Океаны: характеристика и свойства

( Е. Благинина)

— Предположите, о чем сегодня пойдёт речь на уроке? (О жизни птиц зимой, о том, как и чем их надо кормить.)

4. Сообщение темы и цели урока.

-Прочитайте тему урока на с.74 учебника.

(Как помочь птицам зимой?)

  • познакомимся с зимующими птицами;
  • научимся различать их по внешнему виду;
  • будем расширять знания детей о пользе птиц;
  • воспитывать бережное отношение к природе, к птицам;

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой ?

На доске: КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?

– В конце урока вам предстоит ответить на вопросы: Нужно ли помогать птицам зимой? Какие птицы зимуют у нас? (Вопросы записаны на доске)

5. Работа по теме урока.

1.Беседа., работа

— Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в нашем селе?

( Ответы детей).

Презентация « Зимующие птицы».

— Рассмотрим птиц на стр. 74

-Прочитайте их название. Найдите отличительные признаки каждой птицы.

Свиристель – птица с хохолком на голове.

Снегирь – птица с красной грудкой. Прилетает с первым снегом.

Воробей – маленькая серенькая птичка.

Синица – птица с жёлтой грудкой.

Поползень – птица – акробат, лазает по деревьям.

6. ФИЗМИНУТКА.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок.Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,И с дорожки – на плетень,

Тири — тири, тень-тень-тень!

Наш помощник — Муравьишка что – то прячет за спиной. Как вы думаете, что это?

Здесь гам, и птичье пенье,

Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшена.

Отгадайте, что это?

(Учитель показывает кормушку.)

— Вот такую кормушку смастерил Муравьишка.

— Давайте рассмотрим кормушки на с.74учебника . Обсудим, модели кормушек.

Показ сделанных кормушек ребят вместе с родителями.

Вот какие кормушки сделали ребята из нашего класса с родителями. После уроков мы повесим их в парке.

Похвала.

7. Инсценирование

В литературе много писателей и поэтов описывали птиц, их повадки, образ их жизни, сочиняли сказки о них. Много можно услышать песен сложенных о птицах. (Выставка книг о птицах ).

– Как вы думаете, умеют ли птицы разговаривать?
Писатель Николай Николаевич Сладков подслушал их разговоры

и записал в книге «Разговоры животных». 

Послушаем, о чем же разговаривают птицы.

(Учащиеся в шапочках птиц выходят к доске).

Сорока. Тра – та — та – та –та! Что я видела, что я слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!

Щегол. Семечки и конопля в столовой не раздавлены. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом занесло! До вечера коноплю раскапывал. Хотя бы навес сделали, что ли?

Синица. Сало салу рознь! Могли бы повесить несолёное, у нас от солёного животы болят.

Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?

Учитель: Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке.

Как видите, ребята, мало сделать кормушки для птиц, насыпать в неё корм, надо ещё подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

7.Практическая работа по тетради № 1 стр. 53.

Изготовление кормушек из пакетов из – под молока и сока.

Итог практической работы.

— Какой же корм им нужен?

(Показать корм и рассказать для каких птиц он нужен.)

Семена подсолнечника – лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв.

Конопля –универсальный корм для всех видов птиц.

Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, поползни, овсянки.

Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней и дятлов.

Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечётки. Снегири, чижи, щеглы и синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клёна, ясеня и липы.

А вот на сухие хлебные крошки найдутся свои любители.

8. Работа по учебнику.

Прочитайте текст на стр. 75, что бы хорошо запомнить, какой корм подходит для птиц.

Закрепление материала. Работа по компьютеру.

Работа над иллюстрацией.

-Какие птицы изображены на картине?

— Придумайте рассказ .

Итог задания.

9. Игра «Собери мозаику» (работа в парах)

Предлагаю на парте собрать из кусочков картинку с изображением птицы и догадаться, какая птичка получилась.

– У кого получилась такая птичка?

— Как  она называется?

— Как назвать одним словом этих птиц?

10. Работа в тетради № 1стр.73. Взаимопроверка

ВЫВОД: Очень тяжело птицам зимой. Трудно добывать им корм. Кто им может помочь?

11.Подведение итогов урока.

А теперь вернёмся к учебной задачи урока.

— Как вы сможете различить птиц в природе ?

(Работа с таблицей « Зимующие птицы)

Какой корм вы положите синицам?

12.Рефлексия.

Рефлексия деятельности 🙁 самооценка учениками деятельности на уроке)

*Я — как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой?

Хорошо Плохо Доволен собой

МЫ — комфортно ли было работать в группе ?

Хорошо Плохо Мы все довольны

ДЕЛО — какие затруднения возникли?

Урок сложный Урок интересный Мне понравилось

Спасибо за урок.

Награждения за участие в уроке картинками, зимующих птиц нашего села.

Источник: https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-tiema-ptit.html

Мир Вокруг — Птицы зимой

Мир вокруг

Н.В.Никонова г.Петропавловск КШИ №1 2 класс

Тема урока: «Птицы зимой»

Цель: закрепить знания учащихся о жизни зимующих птиц.

Образовательная задача: дать представление о том, как зимуют птицы в наших краях, показать связь их жизни с состоянием растений и неживой

природы зимой.

Воспитательная задача: воспитывать любовь к природе родного края, птицам, интерес к чтению книг о птицах.

Коррекционно-развивающая задача: развивать связную речь, мышление, активизировать познавательную деятельность.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: урок-спектакль.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Учебно-методическое обеспечение: музыкальное сопровождение, маски птиц и животных, картинки с изображением птиц, книги, конверты с семенами.

Ход урока.

Учитель. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.

Тут зверюшки и пичужки,

Игры, песни, всё для вас.

Пожелаем всем удачи — За работу! В добрый час!

II. Тема урока.

Учитель. Зима на улице. Всё белым — бело! Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Что мы относим к живой природе? Как звери готовились к зиме? Давайте на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.

Читайте также:  Тихон: характеристика и образ героя в пьесе а.н. островского "гроза"

(идёт кукольный спектакль)

Белка: Жители лесые! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.

Мышь: Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.

Учитель. На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла?

Лиса: Заяц-беляк всё лето серым был, а сейчас в белогй шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом.

Учитель. Ребята, как же звери готовились к зиме?

Ученик: Заяц шубу сменил, стал белым, белка была рыжая — стала серая.

Учитель. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор скворца и цапли.

(к доске выходят дети в масках птиц)

Цапля: Здравствуй, скворушка!

Скворец: Что ты такая печальная, цапля?

Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни, врут на каждом свисте. Какой-то чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, что это правда?

Скворец: Пустая болтовня! Я столько живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Учитель. Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Ученик: Потому, что это перелётные птицы. На зиму они улетают.

Запись на доске:

Птицы
Перелётные Осёдлые ^ЗимующиеКочующие

Учитель: Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте, на большой реке Нил, кормятся утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.

(стук в дверь)

Кто там?

Голос за дверью: Вам письмо!

(учитель зачитывает текст)

Учитель: Sos! Sos! Sos! Спасите от смерти! На помощь! Кто послал её?

Дети: Птицы!

Учитель: Чтобы им помочь, надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь? Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная! Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц, (рис. поползня)

У опушки в старых ёлках От зари и до зари Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири, (рис. снегирей)

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках,

Отзовётся бойкий чиж. (рис. чижа)

Я б могла ещё так много Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов Вывел клест своих птенцов.

Как с утра и до заката На репьях гостят щеглы И торопятся куда-то Ярко-красные щуры. (рис. щегла)

Как рассвет встречая новый,

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом Красоту земли моей.

(по ходу чтения стихотворения появляются рисунки птиц)

Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо вам известные,

какие?

Ученик: Сороки, вороны, воробьи, глухари, рябчики.

Учитель: Не страшна зима птицами, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда, сорвёт шишку и полетит в свою кузницу долбить её. А еще зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные? Посмотрите…

(рисунки дятла и клеста)

Дятел: Что ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клест: Да нет, дятел, это я радуюсь!

Дятел: Нашёл время радоваться…

Клест: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же мы милы. До чего же хороши!

Дятел: В такой мороз птенцы? Да они замерзнут!

Клест: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.

Учитель: Ребята, почему у клеста птенцы зимой выводятся?

Ученик: Потому что им есть что кушать.

Учитель: Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интересней всего у клеста клюв — ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птицы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.

И всё же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны … А что мы должны?

Дети: Подкармливать птиц.

III Практическая работа.

(дети рассматривают образцы семян, лежащих на партах в конвертиках) Давайте теперь составим общую таблицу, чтобы узнать, какие птицы что

любят.

(на доске)

Семена для птиц Семена

Пшена, проса Тыквы, дыни, Кедров, орешков
(овсянки, кабачков (поползни,
воробьи, (поползни, синицы, дятлы)
синицы) воробьи)
Рябины, калины Льна (все птицы) Клевера (щеглы,
(снегирь, чечётки, воробьи,
сверистель) синицы.)

Теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.

(к доске выходят 6 человек: сорока, снегирь, воробей, синица, клест, щегол и разыгрывают следующую сценку.)

Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.

ТЦегоп: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали что ли.

Синица: Сало, салу рознь! Могли бы вывесит несолёное, у нас от солёного животы болят.

Клест: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузы и дынные семечки?

Учитель: Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные.

(демонстрация кормушек)

Читайте также:  А.п. чехов "анна на шее": описание, герои, анализ рассказа

Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто ещё не сделал, сделайте.

Покормите птиц зимой, !

Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Г орсть одна — и не страшна Будет им зима.

Приручите птиц в мороз К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.

А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут. Послушайте, как поёт таёжная овсянка, (запись прослушивается)

Недавно мы писали сочинения. Послушайте, как ребята заботятся о птицах, (учитель зачитывает 1-2 сочинения)

Давайте посмотрим на книги стоящие на выставке. Вы их можете почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц.

А сейчас отгадайте загадки.

Червяков добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно ты будешь мой! (дятел)

  1. Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине Он появится опять! (снегирь)

  1. Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет,

Крохи подбирает.

По полям кочует,

Коноплю ворует, (воробей)

Когда вы придёте домой, что сделаете первым делом?

Дети: Покормим птиц.

Учитель: Я приготовила для этого семена (раздача конвертов с семенами)

IV Итог урока.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с жизнью зимующих птиц. Какие птицы у нас остаются зимовать? Почему? (ответы учащихся)

  1. Выставление оценок.

  2. Дом.задание: раскрасить рисунки птиц.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/mir-vokrugh-ptitsy-zimoi

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: «Зимняя жизнь птиц и зверей»

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме:

«Зимняя жизнь птиц и зверей». УМК Перспектива.

Цель: показать, что жизнь животных полностью не замирает; обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать об образе жизни и питании зимующих птиц, подкармливать птиц зимой; узнавать о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, атлас-определитель «От земли до неба», тестовые задания на карточках, проектор, компьютер.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Минута вхождения в урок.

Глубоко вздохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения.

ΙΙΙ. Актуализация знаний.

Несколько человек из класса принесли лекарственные растения.

Индивидуальный опрос.

Ученик узнаёт лекарственное растение по внешнему виду. Рассказывает: как называется, для чего используется.

Фронтальный опрос.

— Назовите правила сбора лекарственных растений.

— Игра «Снежный ком» (один ученик называет, лекарственное растение другой повторяет и добавляет новое).

ΙV. Самоопределение к деятельности.

На фоне музыке звучит стихотворение В. Пашкова «Зима»:

Гуляет русская зима.

Останови её, попробуй!

Махнёт рукой – бела земля,

Махнет другой – растут сугробы.

Белит деревья и дома.

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая!

— А что доброго сделала для вас зима? Какое настроение вызывает у вас зима?

Да вот не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам и зверям. Корм занесло снегом, скрылись жучки и паучки.

-Догадались ли вы, какая будет тема урока?

Сегодня мы будем говорить о жизни птиц и зверей зимой.

V. Работа по теме урока.

Дети заранее были разделены на группы. Каждая группа под руководством учителя готовила проект. Первая группа о зимующих птицах, вторая группа о зверях.

1.Беседа.

Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на стр. 32 учебника.

2. Работа с презентацией. (Один ученик представляет проект первой подгруппы)

3. Работа по учебнику. С.32-33

— Рассмотрите рисунок. Какие птицы на нём изображены?

— Почему эти птицы не улетают на зиму?

— Каких птиц художник не изобразил, но они зимуют вместе с нами?

— Найдите их в атласе – определителе, посмотрев с. 174-183.

(Сойка, ворона, галка, сорока, кедровка, воробей).

— Что вы знаете об этих птицах?

— А чем они питаются, оставшись на зиму с нами? (Семенами растений, ягодами рябины, калины, боярышника, личинками насекомых. Воробьи, вороны, галки всеядны. Они часть питаются отходами на помойках.)

4. Работа по учебнику с. 33

— Почему клеста называют необычной птицей?

(Единственная птица, которая выводит птенцов зимой.)

5. Работа с презентацией. (Вторая группа представляет проект о зверях)

— Почему зверям также трудно зимой, как и птицам?

— Назовите зверей, которые делают запасы на зиму. (Белка, мышь, бобр, хомяк, выхухоль…)

— Назовите зверей, которые впадают в спячку. (Медведь, сурок, бурундук, барсук, ёж, змея, жаба..)

— Каких зверей мы с вами видели на экскурсии?

Лесные звери очень боятся попадать на глаза человеку. Даже если они живут в ближайшем лесу.

— Кто зимой не спит и ищет корм? (Заяц, лось, волк, кабан, ласка, лиса).

6. Работа по учебнику. С.34-35

VΙ. Физкультминутка.

Скок – поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт,

Зайцу холодно сидеть

Нужно лапочки погреть

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках, скок – скок, скок.

А затем в присядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

VΙΙ. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

ПТ с.18-19, №1,2

Коллективная проверка.

VΙΙΙ. Рефлексия.

Тест

  1. Выбери признак, не относящийся к зиме.

А) воздух морозный, его температура почти всегда ниже нуля.

Б) многие звери впали в зимнюю спячку

В) часто кружат метели

Г) в воздухе кружат насекомые

2. Кто не впадает в зимнюю спячку?

А) медведь

Б) ёж

В) белка

Д) сурок

3. Укажи зимующую птицу.

А) ласточка

Б) журавль

В) воробей

Г) скворец

4. Какое животное меняет окраску к зиме.

А) медведь

Б) лось

В) лиса

Г) заяц

Дети меняются работами и вместе с учителем проверяют тест.

— Какие птицы всю зиму держатся вблизи человеческого жилья?

— Почему они зимуют рядом с человеком?

— Как можно помочь птицам перезимовать?

ΙX. Подведение итогов урока.

— Вот и подошёл к концу урок, посвящённый жизни птиц и зверей зимой. Что самое главное вы узнали?

— Что кому показалось важным, интересным? Что удивило, обрадовало?

— Прочитайте вывод на с. 35 учебника.

Домашнее задание.

  1. Прочитайте текст в учебнике (с.32-35), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с.35)

  2. Выполнить задание №3 (с.19) в рабочей тетради.

Источник: https://intolimp.org/publication/konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-po-tiemie-zimniaia-zhizn.html

Ссылка на основную публикацию