Урок-конспект по литературе: «ф. и. тютчев. зима недаром злится» (2 класс)

Урок литературного чтения во 2 классе на тему: Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…»

Урок литературного чтения 2 класс

Тема урока: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

Цель урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

Задачи:

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, работа над партитурой стихотворения;
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
  • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
  • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
  • воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Планируемые результаты.

Школьники должны научиться:

  • определять тему и главную мысль произведения;
  • анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;
  • выполнять партитуру стихотворения;
  • правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.

Оборудование урока: Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»

Неусыпова «Толковый словарик»

Таблички с фамилиями: Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев, Ш.Перро, Б.Заходер

Портрет Ф.И.Тютчева

Фонограмма «Симфонической картинки» Глазунова А.К.

Репродукции картин А.Саврасов «Грачи прилетели», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», «Мартовский снег», К.Ф. Юон «Зима», И Левитан «Март».

Рисунки с изображением зимы – старухи и Весны-девушки.

Ход урока: 1. Оргмомент:

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запомнить.

2.Подготовка к восприятию произведения.

Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкального фрагмента.

(Звучит музыка)

-Что услышали в музыке?

— Что почувствовали?

-Может, кто-нибудь узнал пьесу?

-Это звучала музыка Глазунова А.К. «Симфоническая картинка». Вы догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись. Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.

3. Сообщение темы:

Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Вы хотите знать, как его зовут? А вы сами назовете его фамилию. Посмотрите на эти фамилии, убирая по одной лишней, вы и узнаете автора этого произведения. (Л.Толстой не писал стихи, Ш Перро – французский сказочник, Б.Заходер – современный поэт. Остается Ф.Тютчев)

-Правильно. Это Ф.И.Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы.

Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: « кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты».

Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной.

Так хорошо ведомы поэту тайны природы.

4. Первичное чтение произведения.

«Зима недаром злится…» Что вы представили, услышав название этого стихотворения?

— Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.

Чтение стихотворения учителем.

-Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось?

( В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.)

— Откройте учебники, перечитайте стихи, найдите слова, значение которых вам неизвестны.

-Заглянем в словарь учебника (засуетилось — в словарике, нудит – словарь Ожегова).

5.Работа с произведением.

–Назовите главных героев стихотворения.

— Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа).

Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.

1в. – читает все, что говорится о действиях Зимы.

2 в. – Все, что говорится о действиях Весны.

— Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми)

-Как называется этот прием? (олицетворение)

    1. Взгляните на эти портреты. Кто из них зима, а кто Весна? Докажите это словами из текста. (Красная девушка – это Весна .Она румяная, веселая, в зеленом платье. За ней летят птицы. Она хохочет и зовет с собой птиц, машет руками.)

(Зима – ведьма злая, некрасивая. Она летит по небу, её белое платье развевается. И там, где она пролетает, снег, метели. Вот-вот налетит на весну.)

— Почему поэт представил весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться природа от зимнего сна)

— А Зима – в образе старухи? (Зима заканчивается, жить ей осталось недолго).

— Кто победил в этом поединке?

— Как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений).

7. Давайте посмотрим репродукции картин, которые я вам принесла. Одинаковый ли на них пейзаж?

— Какой на них изображена Весна?

-По каким приметам вы догадались?

-Какую из иллюстраций вы подобрали бы для нашего стихотворения?

— Какая из них больше всего подходит к содержанию стихотворения?

8. -Два образа- два настроения. На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит).

— Какое же время года, по-вашему, лучше?

— Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован лес стоит…». Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночастье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.

9. Анализ произведения.

— На сколько частей разделили стихотворение? (5)

— Сколько продолжительных пауз?

1ч. Почему Зима злится?

-Замените близким по значению слово недаром. (Напрасно, т.е. у Зимы есть причины злиться на Весну).

-Как понимаете последние 2 строчки?

-Какие слова здесь главные?

-Прочитайте эту часть выразительно.

2ч. – О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора?

-Как понимаете слова: Все засуетилось?

-Отсюда, каков темп чтения этой части?

-Какие слова здесь главные?

-Прочитайте эту часть выразительно.

3 ч. –Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.

— Какие слова здесь главные?

— Как шумит Весна?

— Что значит «пуще»?

-Прочитайте эту часть выразительно.

4 ч. – Прочитайте и выберите из текста в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части.

-Как называет поэт Зиму?

Читайте также:  Природа, растения и животные франции

— А Весну?

— Нарисуйте картинку, как взбесилась Зима.

-Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне.

5ч. – Как отреагировала Весна на проказы Зимы?

— В стихотворении есть слово «умылася» — это свойственно автору. А как мы говорим?

— Что значит «наперекор»?

— Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.

-Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать?(бодро. т.к.весна побеждает).

1 раз – 5 учеников по 1 части.

2 раз – 1 ученик все стихотворение.

10. Итог урока.

– Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались на уроке?(Готовились к выразительному чтению стихотворения.)
– Для чего мы учимся читать стихи выразительно? (Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.)
– У кого сегодня на уроке было такое настроение?

V. Домашнее задание.

– Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Источник: https://www.videouroki.by/razrabotki/urok-litieraturnogho-chtieniia-vo-2-klassie-na-tiemu-f-i-tiutchiev-zima-niedarom.html

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Тема : Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Методическая разработка урока

по литературному чтению во 2 классе

Тема: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Цели: познакомить с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строчки с зимними пейзажами художников-передвижников. Учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении; развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову; прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: аудиозапись «Детский альбом Чайковского. Времена года», портрет Ф.Тютчева, диапроектор, экран, диск с репродукциями картин художников на тему «Зима», книга «Литературное чтение,ч.2,Л.А.Ефросинина», рабочая тетрадь, карточки с поэтическими строчками о зиме, два эскиза с контурами женских фигур.

Ход урока. -Прочтите запись на доске «Зимушка-зима».-О чем будем говорить на уроке? (О зиме.)-Но ведь у нас урок не природоведения, а литературного чтения.(О том, как писатели и поэты изображают зиму в своих произведениях.)

2. Знакомство с литературными приемами.

-Прочитайте поэтические строчки о зиме разных поэтов. Что бы вы нарисовали к каждой строчке?«Зима висит на хвойных лапах,По праздничному хороша».( А.Тарковский)«А там волшебница седаяЛежит на высоте холма».(Г. Державин)« Березки толпятся кольцомИ никнут в торжественной пудре».(Саша Черный)« Сугробы, как звери, столпились у двериИ дышат в лицо ».(Ю. Мориц)-Какие строчки придают праздничное настроение?-Многие поэты, наблюдая картины природы, для особой выразительности используют литературные приемы: образные сравнения, эпитеты ,метафоры, олицетворение.

Сравнение- это когда сопоставляют одно явление с другим. Попробуйте найти сравнение.

(«Сугробы, как звери», «толпятся кольцом», «зима висит»…)

Эпитеты – это образные определения, выражающие сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. Найдите эпитеты.

(«Хвойные лапы», «волшебница седая», «торжественная пудра», «по праздничному хороша»…)

Метафоры – это перенесение свойств одного предмета на другой, например, по их сходству. Попробуйте найти метафоры.

(«Столпились у двери», «дышат в лицо», «никнут в торжественной пудре»…)- Какие строчки вам больше всего понравились своей красотой ? Почему ?

3. Сопоставление поэтических строчек и картин художников.

— Под музыку П.И.Чайковского рассмотрите репродукции картин Б.Кустодиева «Масленица», И.Шишкина «Зима», «На севере диком», А.Саврасова «Дворик. Зима», В.Поленова «Зима» и сопоставьте с поэтическими строчками, которые вы прочитали. Объясните свои высказывания.

4 Знакомство с Ф.И. Тютчевым.

— Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину,только словесную. Правда процесс поиска нужного слова, передающего чувства человека долгий и трудный и не каждому это удается.- Сегодня я вас познакомлю с творчеством необыкновенного человека-Федора Ивановича Тютчева. Посмотрите на его портрет. Его называют «певцом природы»- Как вы думаете, почему?- Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится как он по разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях. То она представляется в образе прекрасной волшебницы, чародейки, а то – злой ведьмой.Одушевленная природа в стихах Ф. Тютчева полна движения, персонажи его очеловечены и наделены определенными характерами.

5. Чтение учителем.

— Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…» и подумайте о чем оно?-Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми, хоть и веселая, но яростная.

6.Самостоятельное чтение.

Прочитайте стихотворение самостоятельно и проследите за тем, как развертываются действия.

7.Выборочное чтение

.-Почему «Зима недаром злится»? Прочитай.

-А как встречает Весну все живое в природе? Прочитай.-Можно сказать, что автор говорит о весне и зиме как о людях? Найди слова, подтверждающие свой ответ.- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают ? (олицетворение) -Найдите строчки, где это хорошо видно.

Зима. Весна.

«злится» «в окно стучится»«хлопочет» « гонит со двора»«ворчит»» «хохочет»«взбесилась ведьма злая» «умылася в снегу»–Какой вы представляете Зиму, Весну?

-Доскажите предложения:

Ведьма злая –это …Прекрасное дитя- это …-Как автор относится к победе весны над зимой? Выбери подходящий ответ, добавь свой.(С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью…)

8.Иллюстрирование образов зимы и весны.

-На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и т.д., чтобы получились два разных образа – весны и зимы ( по вариантам).- Какие слова помогли вам это сделать?

Весна («хохочет и пуще лишь шумит», «прекрасное дитя», «и лишь румяней стала»).

Зима («зима недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила убегая»).

9. Анализ иллюстраций.

-Чем отличаются рисунки?

-Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)

-К картине «Зима»? ( Упрямая, старая, седая, ведьма злая.)

-Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их?(Эпитеты, сравнения, олицетворения).

10.Подготовка к выразительному чтению.

-Каким настроением пропитано все стихотворение? (Озорством, веселостью, задором).-И как бы мы не любили зиму с ее кружевными и затейливыми узорами, на смену ей приходит весна с чистотой и веселостью, задором и оптимизмом. Это настроение надо передать при чтении стихотворения.- Подготовьте выразительное чтение и не забудьте о секретах речи (тон, паузы, громкость, темп…)

11. Выразительное чтение детьми.

-Объясните слова «взбесилась», «нудит».

12. Допишите строчки, расставив знаки препинания:

Зима недаром …Прошла ее…Весна в окно…И гонит со…

13. Попробуйте сочинить стихотворение с предложенными рифмами

………………………………………злится……………………………………….стучитсяТрудно ?

14.Итог. Задание на дом.

Чуть более трехсот стихотворений составляет наследие Тютчева, способности которого проявились в 15 лет. А первые стихи, еще неизвестного поэта, но высоко оцененные А.С.Пушкиным были опубликованы в журнале «Современник».-А сегодня мы познакомились только с одним его стихотворением, и я думаю, что уже кому то оно очень понравилось.Чем?

Читайте также:  Субтропики каньона реки днестр

-Кто хочет выучить это стихотворение наизусть?

Источник: http://100-bal.ru/literatura/38192/index.html

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по программе «Школа России» на тему: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»; познакомить с биографией Федора Ивановича Тютчева; анализировать поэтическое произведение.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение выразительно; представлять картины весенней природы и находить в тексте нужные слова; находить в стихотворении олицетворения; составлять «паутинки ассоциаций».

Добрый день, прекрасные девчонки и веселые мальчишки!  Добрый день всем, у кого хорошее настроение! Добрый день всем, кто будет стараться хорошо работать на уроке!  Снег тает, проталин Уж много кругом… Вот склоны зеленым Покрылись холмом.   (К. Хетагуров) Прочитайте стихотворение.  Прочитайте стихотворение с удивлением (с раздражением, с восхищением). Прочитайте выразительно.

О каком времени года пишет поэт? Как вы думайте, почему начали урок с этого стихотворения? Совершенно верно, сегодня будем читать стихотворение о весне. Чтобы узнать фамилию поэта, с творчеством которого будем знакомиться, разгадайте шифровку.

(Шифровка находится в приложенном файле) Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Как думайте, чему  мы сегодня на уроке будем учиться?  Совершенно верно, это и будут задачи нашего урока. Что вы знаете о поэте Тютчеве? Чтобы подробнее познакомиться с биографией поэта, его творчеством, поработаем с кейсами. Вспомним, что такое кейс? Работать будем в группах. Объединитесь по 4 человека.

  Изучите предложенные материалы (приложение 1) и заполните рабочий лист (приложение 2). Для выполнения работы вам отводится 5 минут. Время, отведенное на работу, закончилось. Что вы узнали о поэте Федоре Ивановиче Тютчеве? Тюки-тюки, тюки-так –  Звон веселый слышен.  Это часики весна  Завела под крышей.  Тюки-тюки, тюки-так –  Счет ведет капели.  На гнездовья точно в срок  Гуси прилетели.

  И шумят мне ручейки  На весенней стежке:  — Выходи, малыш, гулять!  Надевай сапожки!   Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте, как называется стихотворение, которое будем читать сегодня на уроке.  Нам встретятся трудные и не совсем понятные для вас слова.  Ребята, где можем посмотреть значение непонятных и трудных слов? Все засуетилось  Значение этих слов найдем в словарике учебника.

Нудит вон Хлопочет Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте. Стихотворение читает учитель (на фоне музыки). Какой прием использует поэт, описывая главных героинь своего произведения Зиму и Весну? Вспомните, что такое олицетворение? Найдите в тексте олицетворения и прочитайте.

Почему слова «Зима» и «Весна»  написаны поэтом с заглавной буквы? Как думайте, какое настроение было у Тютчева, когда он писал строки? А у вас какое настроение, когда вы читаете их? Прочитайте стихотворение друг другу. Прочитайте стихотворение выразительно. (Можно читать по цепочке по одной строфе). Составим паутинки ассоциаций на тему «Зима» и «Весна» (приложение 3).

Запишите слова, которыми поэт характеризует своих героев. Используйте яркие цвета в оформлении своей работы. Прочитайте, какие ассоциации возникают о Зиме, о Весне. Дома вы выучите стихотворение наизусть, а кто пожелает, нарисует к нему иллюстрацию.  Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что особенно получалось? Тема сегодняшнего урока «Стихи о весне». 

Составьте синквейн на тему «Весна».

Полный конспект с приложением находится в приложенном файле.

Источник: http://ya-uchitel.ru/load/nachalnye_klassy/russkij_jazyk_i_literatura/konspekt_uroka_literaturnogo_chtenija_vo_2_klasse_po_programme_shkola_rossii/83-1-0-17817

Урок 67 Ф. И. ТЮТЧЕВ «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…», «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ» | Поурочные планы по литературному чтению 2 класс | Русская литература

Урок 67 Ф. И. ТЮТЧЕВ «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…», «ВЕСЕННИЕ ВОДЫ»

26.07.2013 5958 0

Цель: учить видеть красоту поэзии; находить в стихах сравнения, образы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, целей.

В начале урока учитель сообщает учащимся, что с сегодняшнего урока они приступают к изучению нового раздела «Люблю природу русскую».

– Как вы думаете, ребята, о чем будут произведения, помещенные в этом разделе?

– Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе. Сегодня мы с вами познакомимся с двумя стихотворениями Федора Ивановича Тютчева. Когда вы будете слушать стихи, постарайтесь представить то, о чем говорится в стихотворениях.

2. Работа над стихотворениями.

1) Учитель читает стихотворение (лучше, если учитель будет рассказывать наизусть).

2) Высказывания детей.

–Найдите в стихотворении слова, которые подтверждают, что поэт пишет о Зиме и Весне как о живых существах.

Запись в тетради:

Зима                                  Весна

злится                               стучится

хлопочет                          хохочет

ворчит                              умылася

взбесилась             стала румяней

–Как вы думаете, почему Ф. Тютчев решил именно так изобразить зиму и весну?

– Кого вам напомнили Зима и Весна из стихотворения?

– Что вы представили, какие картины нарисовали?

3) Работа над выразительным чтением.

Физкультминутка

4) Далее учитель предлагает учащимся послушать еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды».

Чтение стихотворения учителем.

–Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Чем похожи оба произведения?

– Как вы понимаете слова «гонец», «гонцы»?

– Какое объяснение можно найти в стихотворении?

– С какой интонацией, в каком темпе нужно читать стихотворение?

– Какие слова передают движение воды?

5) Работа над выразительным чтением.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: работать над выразительным чтением стихотворений, одно стихотворение (по выбору) выучить наизусть.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/296-1-0-6283

Конспект открытого урока для родителей по литературе во 2 классе. Тема урока: Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится…» Цели урока

Конспект открытого урока для родителей по литературе во 2 классе.

Тема урока: Федор Иванович Тютчев « Зима недаром злится…»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл. Учить видеть красоту, находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
  2. Формировать у детей навыки осознанного чтения.
  3. Развивать речь, выразительное чтение, эмоционально-чувственное отношение к действительности.
  4. Воспитание чувства прекрасного на примере произведений поэтов и художников.
  5. Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе, развивать эстетический вкус.

Оборудование: ПК, проектор. Презентация.

Ход урока.
Речевая гимнастика.

    1. ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.

ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!— Прочитайте вслух.- Похожи ли эти строчки на стихотворение? (ДА)- Почему?

(Заканчивается одинаково – РИФМА).

Что такое рифма?

(Щелчок).

— Все ли слова произносятся одинаково? (НЕТ, тише — громче – С разной ИНТОНАЦИЕЙ.

— Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.

— Попытайтесь прочитать с чувством радости.

(Щелчок).

    1. АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ.

— Прочитать с вопросом, выделяя 4-е слово.

  1. Подготовительная работа по теме урока.

— кто из вас прочитал отрывок из произведения Н. Носова «Как Незнайка сочинял стихи».- Молодцы! Замечательное произведение!

Читайте также:  Природа весной. апрель

Слайд 3.

— Скажите, получился ли из Незнайки поэт? (НЕТ).- Как вы объясните Незнайке, что такое поэзия?Кто такой поэт?(Дети проговаривают своё мнение, высказывают отличительные черты поэзии).Дети: Поэт – тот, кому есть что сказать людям, у настоящего поэта есть наблюдение, впечатления и переживания, которые могут быть интересны и другим, представляют ценность для многих.- Давайте сверим ваши представления о поэте с моими.

Слайд 4.

Поэт – тот, кто заставляет нас увидеть мир по-новому, по- другому, открывает нас самих.

— Вы согласны со мной, с моим мнением?(Дети высказывают свою точку зрения).

(Щелчок).

Поэзия — это ещё одно открытие мира: то, что не замечал, становится явным; мимо чего пробегал, приоткрывает свою тайну.

— Как вам кажется, подходит эта формулировка к вопросу, что такое поэзия? (Высказывания детей. Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме. Поэзия – красота и прелесть чего-либо).- Открыл ли Незнайка что-нибудь новое своим друзьям?- Действительно ли он их обидел?(Да, так как у них нет чувства юмора).- Получается, что если бы Незнайке удалось в рифму рассказать, какой Знайка умный, а Пилюлькин – хороший доктор – они были бы довольны? (ДА).- Ребята, когда пишешь стихи, важно не описать предмет или явление, а рассказать о переживаниях поэта в это время, приоткрыть какую-то тайну.

Слайд 5.

Цветок засохший, бездыханный,

Забытый в книге вижу я,

И вот уже мечтою странной,

Душа наполнилась моя…

Какую тайну приоткрыл А.С.Пушкин?

(Высказывания детей).На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – «засохший, бездыханный», когда кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь. Но какую бурю чувств он сразу же вызвал в душе поэта! Какой «мечтою странной» наполнилось его сердце! Судьба одинокого поэта связалась в его воображении с судьбой того неизвестного человека, который сорвал и положил его здесь. Автор задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях, его прошлом, настоящем, будущем.Ведь этот цветок когда-то цвёл в каких-то неведомых краях (а может быть, и совсем близко, да и не так уж давно). Долго ли пришлось ему радовать взоры людей. Или он так и не успел раскрыться во всей своей красе, когда был сорван и положен в книгу. И наверняка, положен не случайно.- А.С.Пушкин – настоящий поэт. — Каких поэтов вы ещё знаете?

Каких поэтов вы ещё знаете? (Дети перечисляют).

(Пушкин, Есенин, Майков, Кольцов, Суриков, Блок, Фет…)
Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.

Слайд 6.

— Сегодня познакомимся с творчеством поэта Фёдора Ивановича Тютчева.

Тютчев (1803-1873) – один из известных поэтов 19 века, его называют мастером пейзажной лирики, певцом русской природы.

Ф. Тютчев на 4 года младше А.С.Пушкина. Мы можем их назвать современниками.

Слайд 7.

Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном на берегу Десны, 23 ноября 1803 года родился Ф.И.Тютчев. Родился в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца будущий поэт написал стихотворение и называлось оно «Любимому папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось 11 лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга.

В сей день счастливый

Нежность сына

Какой бы дар принесть

Смогла! Букет цветов? –

Но флора отцвела,

И луг поблёкнул и долина…

Ф.Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование.Уже в 12 лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета.Первое стихотворение опубликовал в 14 лет.

Слайды – усадьбы, кабинеты, семья.

Поэзию нельзя представить без лирики природы. В картинах природы в лирике Тютчева чувствуется тревога, странность, напряжение. Он считал человека частью природы. Образ природы романтичен, одушевлён.Слайд – 4 времени года.Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.Слайд 8 – Зима. Стихи о зиме.Слайд 9 – лето. Стихотворение.Слайд 10 – осень. Стихотворение.Слайд 11 – весна. Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Первоначальное чтение стихотворения. (Запись на диске)

Задание: выделение слов с логическим ударением.

Повторное чтение стихотворения детьми, для запоминания непонятных слов.

Словарная работа.

— Почему поэт изобразил зиму в виде старухи, а весну как ребёнка?- Найдите подтверждение в тексте. — Какие приёмы использует поэт в стихотворении?

Слайд 12.

(КОНТРАСТ).

— Что описывается в контрасте?

(Зима и Весна).

Слайд 13.

Зима Весна

Найдите в тексте слова характеризующие зиму.

Злится

Какое слово написано в контрасте у поэта?

Хохочет

На слайде по щелчку выходят попарно слова:

Зима Весна

Злится хохочет

Хлопочет гонит

Ворчит шумит

Ведьма дитя

Злая прекрасное

Взбесилась горя мало

— Какой ещё приём использует Тютчев в этом стихотворении?(ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)-Слайд 14.- Какие слова подтверждают о наличии этого приёма? — Назовите слова не указаны в слайде. (СТУЧИТСЯ, ЗАХВАТЯ, УБЕГАЯ, УМЫЛАСЯ).

— Ещё один приём можно заметить в этом стихотворении.

(ЗВУКОПИСЬ)

— Подтвердите строчками из стихотворения. (И жаворонки в небе уж подняли трезвон).

V. Работа над выразительным чтением.

Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.

Какие правила выразительности чтения вы знаете?

(читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы).

— Правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мя должны сделать паузу, поставим вот такой знак /

— Прочитайте это стихотворение, используя знания, которые вы сегодня получили.

Слайд 15. Картины Левитана «Март», Саврасова «Грачи прилетели»

— Выберите картины, которые можно считать иллюстрацией к стихотворению Тютчева.- Докажите свой выбор строчкой Тютчева.

В живописи используются те же приёмы, что и в поэзии: контраст, звукопись.

Представьте, что вы тоже художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению? (Небо голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли.).

Молодцы. Вы – мастера словесного пейзажа.- А что означает слово пейзаж?(Пейзаж – картина природы.

Слайд 16.

  1. Подведение итогов, разбор домашнего упражнения.

Кто уже знает стихотворение? Прочитайте.Вопросы по материалу в учебнике.Подведение итогов. Вопросы о поэтических приёмах и значении поэзии.- Какие мысли, чувства пробудил у вас урок?Что узнали для себя нового?Что понравилось?

Слайд 17.

Выучить стихотворение наизусть. Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.

Сочинить своё стихотворение о весне.

Источник: http://kurs.znate.ru/docs/index-119912.html

Ссылка на основную публикацию