Цикл стихотворений марины цветаевой «стихи к блоку»

Цикл «Стихи к Блоку». История создания | Марина Цветаева и мировая культура

Мы продолжаем рассказывать о цикле стихотворений Цветаевой, посвященных А. А. Блоку. В этой заметке мы поговорим об обстоятельствах создания цикла.

В статье С. Полляка раскрывается биографический фон этого творческого эксперимента.

Можно не соглашаться с мнением исследователя, но стоит добавить, что это могли быть стихи, сочиненные после первого выступления: «Как слабый луч сквозь черный морок адов…». А вот каким видит автор начало создания цикла:

Таким образом, цикл, посвященный Блоку, возник как следствие и ответвление мощного потока, воплощавшего авторские замыслы по нескольким направлениям. Творческие истоки цикла — чрезвычайно важное обстоятельство, которое требует отдельного изучения. А пока кратко скажем о процессе создания самого цикла.

Хронология цикла, судя по «Летописи жизни и творчества М.И. Цветаевой», начиналась так:

1916 год

15 апреля. Стих. «Имя твое — птица в руке…»

1 мая. Стих. «Нежный призрак…»

2 мая. Стих. «Ты проходишь на запад солнца…», «Зверю — берлога…»

7 мая. Стих. «У меня в Москве — купола горят…»

9 мая. Стих. «Думали — человек!..»

13 мая. Стих. «Должно быть — за той рощей…»

18 мая. Стих. «И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…» (Летопись 1: 90-91)

Итого, как верно указывает С. Полляк, апрель-май 1916 года дал восемь стихотворений. Затем Цветаева с семьей отправилась на отдых в Коктебель, вернулась в Москву, уехала в Александров… Последовали новые впечатления, новые мысли и новые стихи, а стихов к Блоку больше не было. Возможно, требовалось время, чтобы осмыслить созданное и определить формат  полного воплощения замысла.

Второй творческий импульс, как было сказано, возник только через четыре года, 9 мая 1920 г. Под непосредственным впечатлением от выступления Блока в Москве было создано стихотворение «Как слабый луч сквозь черный морок адов…».

Третьим и последним поводом для отклика стала трагедия — смерть Блока в августе 1921 года.

Судя по датировкам стихотворений, хронологический ряд и количество произведений были иными (даты приводятся по старому стилю, которого Цветаева придерживалась до отъезда из России):

2 августа —

«Вот он — гляди — превыше облаков!..»

«Други его — не тревожьте его!..»

«Останешься нам иноком…»

Середина августа —

«А над равниной…»

«Не проломанное ребро…»

20 ноября — «Так, Господи! И мой обол…»

22 ноября — Без зова, без слова…

25 ноября — Как сонный, как пьяный…

В таком порядке появились на свет 17 текстов, которые публикуются теперь как единый цикл.

Теперь об обстоятельствах его публикаций как цикла. Как указывалось в общем обзоре,

Уточним эту информацию.

В 1921 году было осуществлено рукописное издание

Вероятно, это те пять стихотворений, которые предназначались для неопубликованного сборника «Современникам»:

  1. «Имя твое – птица в руке…»
  2. «Нежный призрак…»
  3. «Ты проходишь на запад солнца…»
  4. «У меня в Москве – купола горят!…»
  5. «Как слабый луч сквозь черный морок адов…» (Лубянникова)

Сборник «Версты. Выпуск I» вышел в 1922 году в Госиздате, после отъезда Цветаевой за границу. Состав цикла включал не 9, а 8 стихотворений, все созданные в 1916 году:

  1. Имя твое— птица в руке…
  2. Нежный призрак…
  3. Ты проходишь на Запад Солнца…
  4. Зверю — берлога…
  5. У меня в Москве — купола горят…
  6. Думали — человек…
  7. Должно быть за той рощей…
  8. И тучи оводов вокруг равнодушных кляч… (Библиография: 28)

Далее в обзоре указывается:

Этот сборник вышел в берлинском издательстве «Огоньки» в конце января или начале февраля 1922 г. Цикл действительно включал 16 стихотворений:

  1. Имя твое — птица в руке…
  2. Нежный призрак…
  3. Ты проходишь на Запад Солнца…
  4. Зверю — берлога…
  5. У меня в Москве — купола горят…
  6. Думали — человек…
  7. Должно быть, за той рощей…
  8. И тучи оводов вокруг равнодушных кляч…
  9. Как слабый луч сквозь черный морок адов…
  10. Вот он — гляди — уставший от чужбин…
  11. Други его — не тревожьте его…
  12. А над равниной…
  13. Не проломанное ребро…
  14. Без зова, без слова…
  15. Как сонный, как пьяный…
  16. Так, Господи! И мой обол…

Судя по первой строке, 10-е стихотворение «Вот он — гляди — уставший от чужбин…» было опубликовано в иной редакции.

Стихотворение «Останешься нам иноком…», как видно из содержания, не входило в первоначальные публикации — видимо, из-за незавершенности. Тем не менее теперь оно публикуется в составе цикла как 11-й текст и рассматривается исследователями как неотделимая составляющая общего замысла.

В общем обзоре упоминается также, что

И включил в себя только четыре стихотворения.

  1. Нежный призрак…
  2. Ты проходишь на Запад Солнца…
  3. У меня в Москве — купола горят…
  4. Как слабый луч сквозь черный морок адов… (Библиография: 30)

Вероятно, они наибольшим образом соответствовали духу нового сборника. По-видимому, это была последняя прижизненная публикация стихов как цикла.

Так выглядит общее представление о том, как создавались и публиковались стихи к Блоку. Следующие заметки мы посвятим их анализу, продолжая работу, начатую в нашем блоге ранее.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Библиография — Bibliographie des œuvres de Marina Tsvétaeva / Сост. Т. Гладкова, Л. Мнухин; вступ. В. Лосской. М.; Paris, 1993
  2. Летопись 1 — Коркина Е.Б. Летопись жизни и творчества М.И. Цветаевой. [В 3 ч.] Ч. I : 1892–1922. М., 2012
  3. Лубянникова — Е.И. Лубянникова. О неизданной книге М.И. Цветаевой «Современникам» (Москва, 1921) // Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой: XII Международная научно-тематическая конференция (Москва, 9–11 октября 2004 г.): Сб. докл. / Отв. редактор И.Ю. Белякова. – М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2005. С. 435–446
  4. Полляк — Полляк С. Славословие Марины Цветаевой (Стихи к Блоку и Ахматовой) // Марина Цветаева: Труды 1-го межд. симпоз. Bern, Berlin, Frankfurt / M.; New York; Paris; Wien, 1991. С. 179–191.
  5. Швейцер — Швейцер В. А. Марина Цветаева. 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 2003

Источник: http://www.mysilverage.ru/2016/08/07/cikl-stixi-k-bloku-istoriya-cikla/

“Стихи к Блоку” Марины Цветаевой

Сильно ударила по Цветаевой смерть Александра Блока в 1921 году. Она завершает цикл “Стихи к Блоку”, начатый еще в 1916 году.

Цветаева видела Блока только на его вечерах, она считала его таким же великим поэтом, как и Пушкина. Цветаева славила его в молитвенном преклонении, “писала своего Блока”.

В стихотворении “Ты проходишь на запад солнца” она берет за первоисточник православную молитву “Свете тихий”.

Ты проходишь на запад солнца, Ты увидишь вечерний свет. Ты проходишь на запад солнца, И метель заметает след. Мимо окон моих – бесстрастный – Ты пройдешь в снеговой тиши, Божий праведник мой прекрасный, Свете тихий моей души! Я на душу твою – не зарюсь! Нерушима твоя стезя.

В руку, бледную от лобзаний, Не вобью своего гвоздя. И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому, святому лику Только издали поклонюсь. И, под медленным снегом стоя, Опущусь на колени в снег, И во имя твое святое, Поцелую вечерний снег.

Там, где поступью величавой Ты прошел в гробовой тиши, Свете тихий – святыя славы Вседержитель моей души.

С Блоком связаны у Цветаевой такие понятия, как святость, страдание, свет и – снег: “снеговой лебедь”, “снеговой певец”. Он был для Цветаевой современным Орфеем, с постоянным чувством катастрофы в душе. Об отношении Цветаевой к Блоку можно судить уже по первому стихотворению цикла. Она трепетно и с нежностью воспринимает сам звук имени поэта:

Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое – пять букв.

Бальмонт вспоминает о близости матери и дочери, и действительно, в это тяжелое время… Аля была настоящей помощницей матери. Вынужденная отдать ее и младшую дочь Ирину в приют в 1919 году, Цветаева очень скучала, особенно по старшей дочери. Появляется цикл стихов, обращенных к Але.

Маленький домашний дух, Мой домашний гений! Вот она, разлука двух Сродных вдохновений! Жалко мне, когда в печи Жар,- а ты не видишь! В дверь – звезда в моей ночи! Не взойдешь, не выйдешь! Платьица твои висят, Точно плод запретный. На окне чердачном – сад Расцветает – тщетно. Голуби в окно стучат Скучно с голубями! Мне ветра привет кричат Бог с ними, с ветрами! Не сказать ветрам седым, Стаям голубиным – Чудодейственным твоим Голосом: – Марина!

Читайте также:  Стихи о лете: в.а. жуковский "летний вечер"

Ко второй дочери, Ирине, Цветаева относилась равнодушнее, чем к Але, ставшей тогда ей поддержкой и опорой, уделяла ей меньше внимания. От рождения Ирина была слабой и болезненной, едва ходила и почти не умела говорить. К ней не было таких сильных материнских чувств, творчество уже было сильнее. Ирина была ребенком обыкновенным, не то, что Аля – вундеркинд.

Все знакомые убеждали Цветаеву отдать девочек в приют и, наконец, она согласилась. Девочки попали в Кунцевский приют, но директор его оказался преступником и наживался на продуктах. Связи с Москвой почти не было, и когда Марина Цветаева навестила девочек, Аля была при смерти.

Кроме истощения, у нее были еще тиф и малярия. Цветаева забрала ее в Москву, работала и одна выхаживала девочку. Когда ей удалось во второй раз пробраться в Кунцево, Ирину уже похоронили.

В сущности, Цветаевой пришлось выбирать, какую из девочек спасти, на двоих не было ни сил, ни денег.

(No Ratings Yet)
Loading…
“Стихи к Блоку” Марины Цветаевой

Другие сочинения по теме:

  1. Стихи эмиграции Марины Цветаевой В Париж Марина Цветаева приехала уже с двумя детьми – в феврале 1925 года у нее родился сын Георгий (Мур)….
  2. Стихотворения цикла Москва Марины Цветаевой Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот…
  3. Размышления над поэзией Марины Цветаевой В истории русской поэзии имя Марины Ивановны Цветаевой стоит рядом с именами таких великих поэтов, как Ахматова, Пастернак, Мандельштам. Она…
  4. Тождество между личностью, жизнью и словом в лирике Марины Цветаевой Замечательный русский поэт Марина Цветаева однажды сказала: “Я не верю стихам, которые – льются. Рвутся – да!” И доказывала это…
  5. Отношение Марины Цветаевой к Пушкину Тексты М. Цветаевой – это поиск идеального собеседника-слушателя, по сути alter ego. Для М. Цветаевой таким собеседником может стать человек…
  6. Культ Вечной Женственности поэзии Марины Цветаевой Вокруг биографии Марины Цветаевой ходит большое количество слухов, домыслов и версий. Я старался отбирать из них те факты, которые представляются…
  7. Образ Иисуса Христа в творчестве Марины Цветаевой Следует, говоря о нравственно-этическом воспитании будущей поэтессы, отметить, что в семье Цветаевых не было систематического религиозного воспитания (как оно описывается…
  8. Я люблю Пушкіна Цветаевой (цикл М. Цветаевой “Вірші Пушкіну”) Цветаева М. І Я люблю Пушкіна Цветаевой (цикл М. Цветаевой “Вірші Пушкіну”) Пушкіним не бийте! Тому що б’ють вас – їм! М. Цветаева…
  9. Тема Москвы в поэзии М. Цветаевой Жизнь М. Цветаевой была связана с Москвой так же, как жизнь А. Ахматовой с Петербургом. Родной город – одна из…
  10. “Если душа родилась крылатой” (По лирике М. И. Цветаевой.) Моя любимая поэтесса М. Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года: “Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась”….
  11. Краткое содержание “Повести о Сонечке” Цветаевой “Повесть о Сонечке” рассказывает о самом романтическом периоде в биографии Марины Цветаевой – о ее московской жизни в 1919 –…
  12. Темы и образы лирики М. И. Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для…
  13. Геній Марини Цветаевой Цветаева єдино істотним визнає закономірності тої дійсності, що перетворена поезією, творчістю. Саме тому в еміграції вона продовжує відстоювати своє право…
  14. Твір на тему: Мотиви лірики М. Цветаевой Життя посилає деяким поетам таку долю, що з перших же кроків свідомого буття ставить їх у самі сприятливі умови розвитку…
  15. Приклад твору: Мотиви лірики М. Цветаевой Життя посилає деяким поетам таку долю, що з перших же кроків свідомого буття ставить їх у самі сприятливі умови для…
  16. Сочинение: Лирика и жизнь Марии Цветаевой Поэзия является нашим великим духовным достоянием. Нашей поэзией мы все можем гордиться. Мы знаем множество поэтов, читаем и учим их…
  17. Головна тема поетичної творчості М. И. Цветаевой Тема творчості надзвичайно важлива для Цветаевой I лейтмотивом проходить через всю її лірику, містячи в собі вимогливе відношення до слова…
  18. Аналіз вірша М. Цветаевой “Туга за батьківщиною” Вірша Цветаева М. І Аналіз вірша М. Цветаевой “Туга за батьківщиною” У Марини Цветаевой була дуже складна доля. Кілька років їй довелося прожити за…
  19. Поезія Цветаевой Поезія Цветаевой – вся в розмаїтості поетичних пошуків, відкриттів нових можливостей російського вірша – від романтичний^-романтичних-романтичні-вишукано-романтичних стилизаций до прояву високого…
  20. Образ певца Орфея в поэзии Цветаевой Образ мифического фракийского певца Орфея, создателя музыки и стихосложения, привлекал М. Цветаеву своей трагической судьбой, которая чем-то напоминала ей свою…

Источник: https://ege-russian.ru/stixi-k-bloku-mariny-cvetaevoj/

Марина Цветаева Стихи к Блоку

Марина Цветаева
«Стихи к Блоку»

                       1 Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно единственное движенье губ, Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту, Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век, Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим — сон глубок.

                       2

Нежный призрак, Рыцарь без укоризны, Кем ты призван В мою молодую жизнь? Во мгле сизой Стоишь, ризой Снеговой одет. То не ветер Гонит меня по городу, Ох, уж Третий Вечер я чую ворога. Голубоглазый Меня сглазил Снеговой певец. Снежный лебедь Мне под ноги перья стелет.

Перья реют И медленно никнут в снег. Так по перьям, Иду к двери, За которой — смерть. Он поет мне За синими окнами, Он поет мне Бубенцами далекими, Длинным криком, Лебединым кликом — Зовет. Милый призрак! Я знаю, что все мне снится. Сделай милость: Аминь, аминь, рассыпься! Аминь.

                       3

Ты проходишь на Запад Солнца, Ты увидишь вечерний свет, Ты проходишь на Запад Солнца, И метель заметает след. Мимо окон моих — бесстрастный — Ты пройдешь в снеговой тиши, Божий праведник мой прекрасный, Свете тихий моей души. Я на душу твою — не зарюсь! Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний, Не вобью своего гвоздя.

И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому святому лику Только издали поклонюсь. И, под медленным снегом стоя, Опущусь на колени в снег, И во имя твое святое, Поцелую вечерний снег. — Там, где поступью величавой Ты прошел в гробовой тиши, Свете тихий-святыя славы — Вседержитель моей души.

                       4

Зверю — берлога, Страннику — дорога, Мертвому — дроги. Каждому-свое. Женщине — лукавить, Царю-править, Мне-славить Имя твое.

Читайте также:  Развивающие занятия для детей: окружающий мир

                       5

У меня в Москвет — купола горят! У меня в Москве — колокола звонят! И гробницы в ряд у меня стоят, — В них царицы спят, и цари. И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче дышится — чем на всей земле! И не знаешь ты, что зарей в Кремле Я молюсь тебе — до зари! И проходишь ты над своей Невой О ту пору, как.

над рекой — Москвой Я стою с опущенной головой, И слипаются фонари. Всей бессонницей я тебя люблю, Всей бессонницей я тебе внемлю — О ту пору, как по всему Кремлю Просыпаются звонари… Но моя река — да с твоей рекой, Но моя рука — да с твоей рукой Не сойдутся. Радость моя, доколь Не догонит заря — зари.

                       6

Думали — человек! И умереть заставили. Умер теперь, навек. — Плачьте о мертвом ангеле! Она на закате дня Пел красоту вечернюю. Три восковых огня Треплются, лицемерные.

Шли от него лучи — Жаркие струны по снегу! Три восковых свечи — Солнцу-то! Светоносному! О поглядите, как Веки ввалились темные! О поглядите, как Крылья его поломаны! Черный читает чтец, Крестятся руки праздные…

— Мертвый лежит певец И воскресенье празднует.

                       7

Должно быть — за той рощей Деревня, где я жила, Должно быть — любовь проще И легче, чем я ждала. — Эй, идолы, чтоб вы сдохли! Привстал и занес кнут, И окрику вслед — охлест, И вновь бубенцы поют. Над валким и жалким хлебом За жердью встает — жердь. И проволока под небом Поет и поет смерть.

                       8

И тучи оводов вокруг равнодушных кляч, И ветром вздутый калужский родной кумач, И посвист перепелов, и большое небо, И волны колоколов над волнами хлеба, И толк о немце, доколе не надоест, И желтый — желтый — за синею рощей — крест, И сладкий жар, и такое на всем сиянье, И имя твое, звучащее словно: ангел.

                       9

Как слабый луч сквозь черный морок адов — Так голос твой под рокот рвущихся снарядов. И вот в громах, как некий серафим, Оповещает голосом глухим, — Откуда-то из древних утр туманных — Как нас любил, слепых и безымянных, За синий плащ, за вероломства — грех…

И как нежнее всех — ту, глубже всех В ночь канувшую — на дела лихие! И как не разлюбил тебя, Россия. И вдоль виска — потерянным перстом Все водит, водит… И еще о том, Какие дни нас ждут, как Бог обманет, Как станешь солнце звать — и как не встанет…

Так, узником с собой наедине (Или ребенок говорит во сне?), Предстало нам — всей площади широкой! — Святое сердце Александра Блока.

                       10

Вот он — гляди — уставший от чужбин, Вождь без дружин. Вот — горстью пьет из горной быстрины — Князь без страны. Там всe ему: и княжество, и рать, И хлеб, и мать. Красно твое наследие, — владей, Друг без друзей!

                       11

Останешься нам иноком: Хорошеньким, любименьким, Требником рукописным, Ларчиком кипарисным.

Всем — до единой — женщинам, Им, ласточкам, нам, венчанным, Нам, злату, тем, сединам, Всем — до единой — сыном Останешься, всем — первенцем, Покинувшим, отвергнувшим, Посохом нашим странным, Странником нашим ранним.

Всем нам с короткой надписью Крест на Смоленском кладбище Искать, всем никнуть в черед, Всем,………. не верить. Всем — сыном, всем — наследником, Всем — первеньким, последненьким.

                       12

Други его — не тревожьте его! Слуги его — не тревожьте его! Было так ясно на лике его: Царство мое не от мира сего.

Вещие вьюги кружили вдоль жил, — Плечи сутулые гнулись от крыл, В певчую прорезь, в запекшийся пыл — Лебедем душу свою упустил! Падай же, падай же, тяжкая медь! Крылья изведали право: лететь! Губы, кричавшие слово: ответь! — Знают, что этого нет — умереть! Зори пьет, море пьет — в полную сыть Бражничает. — Панихид не служить! У навсегда повелевшего: быть! — Хлеба достанет его накормить!

                       13

А над равниной — Крик лебединый. Матерь, ужель не узнала сына? Это с заоблачной — он — версты, Это последнее — он — прости. А над равниной — Вещая вьюга.

Дева, ужель не узнала друга? Рваные ризы, крыло в крови… Это последнее он: — Живи! Над окаянной — Взлет осиянный. Праведник душу урвал — осанна! Каторжник койку — обрел — теплынь.

Пасынок к матери в дом. — Аминь.

                       14

Не проломанное ребро — Переломленное крыло. Не расстрельщиками навылет Грудь простреленная. Не вынуть Этой пули. Не чинят крыл. Изуродованный ходил.

                _____ Цепок, цепок венец из терний! Что усопшему — трепет черни, Женской лести лебяжий пух… Проходил, одинок и глух, Замораживая закаты Пустотою безглазых статуй.

Лишь одно еще в нем жило: Переломленное крыло.

                       15

Без зова, без слова, — Как кровельщик падает с крыш. А может быть, снова Пришел, — в колыбели лежишь? Горишь и не меркнешь, Светильник немногих недель… Какая из смертных Качает твою колыбель? Блаженная тяжесть! Пророческий певчий камыш! О, кто мне расскажет, В какой колыбели лежишь? «Покамест не продан!» Лишь с ревностью этой в уме Великим обходом Пойду по российской земле.

Полночные страны Пройду из конца и в конец. Где рот — его — рана, Очей синеватый свинец? Схватить его! Крепче! Любить и любить его лишь! О, кто мне нашепчет, В какой колыбели лежишь? Жемчужные зерна, Кисейная сонная сень. Не лавром, а тeрном — Чепца острозубая тень.

Не полог, а птица Раскрыла два белых крыла! — И снова родиться, Чтоб снова метель замела?! Рвануть его! Выше! Держать! Не отдать его лишь! О, кто мне надышит, В какой колыбели лежишь? А может быть, ложен Мой подвиг, и даром — труды. Как в землю положен, Быть может, — проспишь до трубы. Огромную впалость Висков твоих — вижу опять.

Такую усталость — Ее и трубой не поднять! Державная пажить, Надежная, ржавая тишь. Мне сторож покажет, В какой колыбели лежишь.

                       16

Как сонный, как пьяный, Врасплох, не готовясь. Височные ямы: Бессонная совесть. Пустые глазницы: Мертво и светло. Сновидца, всевидца Пустое стекло. Не ты ли Ее шелестящей хламиды Не вынес — Обратным ущельем Аида? Не эта ль, Серебряным звоном полна, Вдоль сонного Гебра Плыла голова?

                       17

Так, Господи! И мой обол Прими на утвержденье храма. Не свой любовный произвол Пою — своей отчизны рану. Не скаредника ржавый ларь — Гранит, коленами протертый. Всем отданы герой и царь, Всем — праведник — певец — и мертвый.

Днепром разламывая лед, Гробовым не смущаясь тесом, Русь — Пасхою к тебе плывет, Разливом тысячеголосым. Так, сердце, плачь и славословь! Пусть вопль твой — тысяча который? — Ревнует смертная любовь.

Другая — радуется хору.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Источник: http://dzherri.ru/4178-marina-cvetaeva-stihi-k-bloku.html

Анализ стихотворений Цветаевой Стихи к Блоку: потеря своего идеала

Стихотворения Марины Цветаевой, которые она посвящала Александру Блоку стали неотъемлемой частью русской литературы. Весь цикл наполнен восхищением и тоской, которые чувствуются в каждой строчке.

Читайте также:  Биосфера. живые организмы на земле

Стихотворения: анализ «стихов к Блоку» Цветаевой

Цикл стихотворений, посвященных Александру Блоку, стали одним из величайших творений Марины Цветаевой. Невозможно провести краткий анализ стихотворений Цветаевой «К Блоку» — стихи поэтесса писала о своей любви, не пошлой, а духовной, которая давала ей силы проживать тяжелые дни.

В своих стихотворениях Цветаева не называет имени поэта, однако сразу понятно о ком пишет поэтесса. Александр Блок был по-настоящему великим поэтом, и его творчество стало очень важным элементом русской поэзии.

Любовь Марины к Блоку не была плотской, она любила его душу, которая была безгранична. Когда пришло известие о том, что Александр умер, Марина тяжело переживала эту утрату. А вернувшись на родину, она написала свой известный цикл «Стихи к Блоку». Анализ стихотворений Цветаевой об Александре вызывает множество споров сегодня.

Особенные моменты

Производя анализ стихотворений Марины Цветаевой «Стихи к Блоку», важно отметить, насколько музыкальным является весь цикл. Мелодичность чувствуется в каждом из семнадцати стихотворений.

Марина Цветаева называет Блока ангелом, Божьим посланником. Делая анализ стихотворений Цветаевой «Стихи к Блоку», нужно сказать, что Марина считала поэта божьим даром для всех людей.

Марина писала о том, что он – непонятый, недооцененный поэт, который глубоко любил свою Родину.

Цветаева говорила о том, что после своей смерти, Блок навсегда останется в памяти людей как сын России, как сын целого народа.

Кроме этого, поэтесса писала о смерти Александра не как о чем-то ужасном, а как о его освобождении. Подтверждают это строки, где поэтесса писала, что теперь, после смерти у Блока есть все – и свои огромные земли, и свой дом, и мать, и хлеб. Именно после смерти, считала Марина, Александр обрел все, о чем он мечтал и тосковал. В том мире, как писала сама поэтесса, Александр Блок – Бог всего.

Нотки печали

Делая анализ цикла стихотворений «Стихи к Блоку» Цветаевой Марины, нельзя не отметить грусть, которая присутствует в строках. Несмотря на то, что поэтесса считала смерть освобождением, в цикле все равно присутствует атмосфера тоски и траура. Об этом свидетельствуют строки, в которых писательница задает вопрос – где же та колыбель Александра Блока?

Это явно говорит о том, что Цветаева очень скучала по поэту. Она пыталась найти ответы на свои вопросы – где он, как он? Однако ответов не было, и Цветаевой оставалось только одно – бережно хранить память о поэте.

Так же поэтесса переживала из-за того, что Александр Блок умер в одиночестве. Даже строки цикла подтверждают это. Цветаева писала, что Блок – гений, однако без родного дома и без близких друзей. При прочтении строк очень явственно чувстуется уважение и любовь поэтессы к Блоку.

Создание своего идеала

Сделав анализ стихотворений Цветаевой «К Блоку», стихи которого, безусловно, являются неотъемлемой частью русской культуры, можно увидеть, что Цветаева не просто любила Блока. Даже в строках своего цикла она писала о том, что людям досталась обязанность беречь память о поэте, а ей – обязанность восхвалить его имя.

На самом деле, писательница будто кричала в своих стихотворениях: «Великого поэта нет больше; он освободился, а людям осталось лишь отдать дань его творчеству! Весь русский народ потерял свое достояние!»

Даже о его имени Цветаева писала с каким-то безумным обожанием, о чем свидетельствуют первые строки ее цикла.

Смерть Александра Блока навсегда осталась незаживающей раной на сердце Марины Цветаевой.

Она поразила всех: поэты-серебряники понимали, насколько велика утрата для поэзии, люди осознавали, что столь талантливый человек умер довольно рано, вся страна еще долго не могла поверить в смерть Блока.

Несмотря на это, никто не смог написать более прекрасных строк об Александре, кроме Цветаевой. Поэтессе удалось практически обожествить образ Александра Блока.

Во многом именно благодаря Марине Цветаевой память о поэте сохранилась и сегодня. Уже со школьного возраста дети знают имя великого поэта русской поэзии именно в том свете, в каком показала его Марина Цветаева – гордого, одинокого и непонятого, но при этом талантливого, умного и мыслящего.

Источник: https://autogear.ru/article/323/890/analiz-stihotvoreniy-tsvetaevoy-stihi-k-bloku-poterya-svoego-ideala/

Цветаева М.И. Стихотворения (из кодификатора)

– это документ, описывающий элементы содержания по учебному предмету для составления КИМ ЕГЭ, выносимого на проверку учебного содержания. Другими словами, в кодификатор включен список тем, произведений (обязательный минимум), на основании которых будут составлены КИМ в каждый конкретный год.

Считается, что использование кодификатора при подготовке к ЕГЭ позволит систематизировать знания по всем разделам предмета, реально оценить уровень подготовки, выявить имеющиеся пробелы и «проблемные» темы.

(вернуться)

– посвящено памяти Марии Лукиничны Бернацкой, в замужестве Мейн (1841 1869), бабушке Цветаевой по материнской линии.

Создание стихотворения связано с висевшим в доме Цветаевых в Трехпрудном переулке портретом бабушки поэтессы – красавицы-польки Марии Бернацкой (Мейн), прожившей всего 27 лет. Она умерла после того, как родила единственную дочь. (вернуться)

– обращение «Юная бабушка!» звучит, как оксюморон, создавая ощущение невозможности. Такое словосочетание вполне оправдано: по родственным связям женщина на портрете приходится Цветаевой бабушкой, но по возрасту она – ровесница самой поэтессе, и навсегда останется в памяти молодой. (вернуться)

– стихотворение вошло в дебютный поэтический сборник Цветаевой «Вечерний альбом» (1910), став последним приветом из прошлой, счастливой и безмятежной, жизни. (вернуться)

– поэтесса очень удачно обыгрывает свое имя, ведь Марина в переводе с латинского означает «морской». Она проводит параллель с Афродитой, которая вышла из морской пены, отмечая: «А я сребрюсь и сверкаю!».

Написано в 1920 году спустя несколько недель после похорон трехлетней дочери. (вернуться)

– состоит всего из одного предложения, поэтому создается впечатление, что это стихотворение создано словно на одном дыхании. Как будто поэт торопится записать ускользающие мысли и вложить в строки то, что диктуется свыше. (вернуться)

– Цветаева не была знакома с Блоком. Она видела его дважды во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года.

Своё преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», воплощённым «духом» и считала явлением, вышедшим за пределы литературы, Цветаева пронесла через всю жизнь.

Она не раз упоминала Блока в своей прозе. Доклад «Моя встреча с Блоком», прочитанный ею 2 февраля 1935 года, не сохранился.

Марина Цветаева посвятила поэту много стихов, которые позже были оформлены в цикл «К Блоку». Часть из них она написала еще при жизни кумира, включая произведение под названием «Имя твое – птица в руке…», которое увидело свет в 1916 году. Это стихотворение в полной мере отражает то искреннее восхищение, которое Цветаева испытывает к Блоку, утверждая, что это чувство – одно из самых сильных, которое она испытывала когда-либо в своей жизни. (вернуться)

– из цикла «Стихи о Москве» (9 стихотворений). Цикл был вдохновлён поездкой зимой 1915 – 1916 г. в Петербург. Позднее Цветаева описала эту поездку в очерке «Нездешний вечер».

Попытка осмыслить грандиозность Москвы(колокольное семихолмие). (вернуться)

– один из апостолов Христа. День его памяти по церковному календарю приходился на 26 сентября, день рождения Цветаевой. (вернуться)

– период эмиграции Цветаевой: 1922–1939. С 1930-х годов Цветаева с семьёй жила практически в нищете.

1934 г. – смерть Андрея Белого. Цветаева пишет эссе «Пленный дух (Моя встреча с Андреем Белым)». Ариа́дна Сергеевна Эфро́н (дочь Цветаевой) работает в Союзе возвращения на родину. (вернуться)

Источник: http://hallenna.narod.ru/cvetaeva_kodifik.html

Ссылка на основную публикацию