Сюрреализм в литературе

Сюрреарилизм в литературе

Сюрреализм (от фр. Surrealisme — сверхреализм) — эстетическое течение, возникшее во Франции в первые десятилетия ХХ века.

Наиболее ярко сюрреализм проявил себя в живописи, литературе и кинематографе Франции, Испании, США… Крупнейшие художники-сюрреалисты стали одновременно и наиболее известными живописцами ХХ века — это Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст.

В кино сюрреализм связан с именами Луиса Бунюэля и Жоржа Садуля, в литературе — Андре Бретона, Робера Десноса, Луи Арагона, Поля Элюара, Рене Шара, Анри Мишо.

Главная категория сюрреалистической эстетики — так называемое автоматическoе письмо, то есть творчество без контроля сознания, опирающееся только на подсознательные импульсы.

Формулируя его, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда–Юнга.

Разумеется, в действительности такой тип творчества практически невозможен — напротив, многие полотна того же Сальвадора Дали производят впечатление тщательно сконструированных символических конструкций, каждый элемент которых не просто поддаётся расшифровке, но и настоятельно её требует.

Другое дело, что практически все произведения сюрреалистов ориентированы на интерпретацию, они изображают не предметы, а их идеи и образы.

Соответственно, восприятие сюрреалистических полотен и текстов требует от зрителя и читателя определённой умственной и эмоциональной подготовки, которая позволила бы найти с ними общий язык. Стремление выражать свои мысли и эмоции на усложнённом языке, принципиальное перескакивание через логические мостики, бурная и прихотливая ассоциативность, насыщенность текста непрямыми значениями делают чтение сюрреалистических произведений увлекательной, но не всегда лёгкой работой.

Принято считать, что само слово сюрреализм “изобрёл” Гийом Аполлинер, использовав его впервые в одной из своих пьес 1918 года и в статье того же года “Дух времени и поэты”. Как термин он впервые был использован двумя годами позже, в статье будущего мэтра этого течения поэта Бретона, посвящённой тому же Аполлинеру.

В том же году выходит в свет классический текст сюрреализма — книга “Магнитные пути” Бретона и Супо, показывающая, по мысли авторов, революционные возможности автоматического письма.

Таким образом, сюрреализм начался не с отдельных текстов, а сразу со своеобразной “книги образцов”, хрестоматии, в которую вошли произведения разных жанров: более или менее связные рассказы, отрывочные заметки и стихи.

В автокомментарии к книге Бретон называет одной из основных её особенностей высокую и постоянно меняющуюся скорость письма, характеризуя с этой точки зрения различные тексты, вошедшие в книгу.

При этом самым быстрым (а значит, самым автоматическим) автор назвал вполне связный, рационально выстроенный рассказ “Затмения”.

А вот как выглядит одно из стихотворений книги — “Занавесы” из цикла “Изречения рака-отшельника”:

Мышеловки души тушили калорифер белого меридиана таинствШатун корабляСпасательный плотПрекрасно падают пригожих водоросли разных цветовТрепет ночных возвращений

Две головы плоские чаши весов

Следом за этим, в 1922–1923 годах, сюрреалисты проводят серию сеансов сна (“эпидемию сна”), на которых поэт Робер Деснос диктовал видимое им во сне и отвечал на вопросы участников сеанса; ответы записывались и были опубликованы затем в виде стенограмм. По утверждению Бретона, Деснос читал “в самом себе словно в открытой книге и нисколько не пёкся о том, чтобы сберечь эти листки, разлетающиеся на ветру его жизни”.

В 1924 году тот же Бретон создаёт “Манифест сюрреализма”, в котором перечислены тщательно подобранные имена предшественников нового направления.

Среди них находим Свифта, маркиза де Сада, Шатобриана, Гюго, По, Бодлера и других известных писателей прошлого.

При этом каждый из них, по мнению Бретона, оказывается сюрреалистом в какой-то одной области: Свифт — сюрреалист в язвительности, Сад — в садизме, Рембо — в жизненной практике и во многом ином и так далее.

Тогда же начинают выходить журналы “Сюрреализм” и “Сюрреалистическая революция”. Тем же 1924 годом датируется коллективный памфлет сюрреалистов на смерть классика французской словесности Анатоля Франса — ещё один манифест зарождающегося направления, в котором отчётливо сказался ещё один важнейший принцип сюрреалистической эстетики — обращение к так называемому чёрному юмору.

В 1924 же году появляется сюрреалистическая драма “Тайны любви” Роже Витрака (поставлена в 1927-м). При том что в наиболее чистом виде сюрреализм проявился более всего в поэзии и в бессюжетной малой прозе, драматургия тоже занимала в его арсенале немаловажное место.

По мнению Бретона, “к диалогу формы сюрреалистического языка лучше всего приспосабливаются” — чем сюрреалисты и были заняты в своих повседневных играх, которые впоследствии публиковались ими как коллективные произведения.

Кроме записей сновидных сеансов Десноса, это была, например, словесная игра “Изысканный труп”, участники которой подписывали к невидимым ими существительным-подлежащим глаголы-сказуемые с подчинёнными им словами. Что получается в результате таких игр — известно: это довольно распространённая забава в быту школьников и студентов всего мира.

Но только сюрреалисты решились объявить эту нехитрую игру произведением искусства, поскольку она вполне совпадала с их представлением о спонтанности творческого процесса, его непредсказуемости.

Тот же приём использовался и в других играх — например, при составлении связных диалогов, в которых отвечающий не знает задаваемого ему вопроса. В результате получаются такие определения: “Что такое самоубийство? — Много оглушающих звонков; Что такое радость жизни? — Это шарик в руках школьника; Что такое живопись? — Это маленький белый дым”.

Диалоги эти, вполне подобные тем, что сюрреалисты сочиняли для героев своих индивидуальных пьес, нельзя назвать абсолютно лишёнными смысла — напротив, неожиданное столкновение фраз заставляет читателя искать в них скрытый смысл, и это, как правило, удаётся.

Тем более когда авторы вопросов и ответов — профессиональные писатели, умело и образно выстраивающие свои реплики.

В этом же внешне абсурдистском ключе разворачивается и действие большинства сюрреалистических пьес, авторами которых выступали Т.Тцара, Ж.Рибмон-Дессень, Бретон и Супо. Так, в пьесе последних “Пожалуйста” (1920) находим диалоги, написанные в игровой манере:

Поль: Я тебя люблю. (Долгий поцелуй.)

Валентина: Молочное облако в чашке чая…

Относительно больших жанров имеет смысл говорить только о большем или меньшем влиянии сюрреалистической эстетики, неспособной по определению организовать объёмный связный текст. Однако когда сюрреалисты несколько отступают от принципа автоматизма, им удаётся создать повесть и даже роман. Так, повесть Бретона “Надя”, ранняя проза Арагона, романы Р.

Кревеля, сохраняя обязательную для сюрреализма атмосферу неожиданности, хаотичности происходящего и демонстрируя причудливую субъективность взгляда на мир, оказываются в то же время вполне читабельными.

Правда, в большинстве случаев эта проза с большим трудом укладывается в традиционные представления о жанрах — скорее здесь перед нами своего рода жанровые мутанты.

Например, в 1925 году Б.Пере и П.Навиль создают “Бюро сюрреалистических исследований”; к этому времени направление уже получило свою теоретическую платформу, к поэтам-теоретикам присоединились прозаики, художники, кинематографисты.

В том же году сюрреалисты публикуют на страницах своего журнала ряд обращений — к правительствам стран мира (“Откройте тюрьмы.

Распустите армию”), к ректорам европейских университетов, к Папе Римскому (с характерным обвинением: “Ты положил Бога в свой карман”), к главным врачам лечебниц для душевнобольных. Все они содержат гневные обвинения против существующего порядка мироустройства.

В отличие от них, обращения к буддийским школам и далай-ламе — это своего рода просьбы о помощи и духовном наставничестве, не лишённые, правда, некоторой иронии (“Придумайте нам новые дома”).

Продолжая теоретическое самоопределение сюрреализма, в 1927 году создаёт свой “Трактат о стиле” Луи Арагон, обосновав в нём принципиальный отказ сюрреалистической словесности от соблюдения правил правописания.

В контексте общей доктрины автоматического письма это звучит вполне логично, и сюрреалисты последовательно соблюдали предложенное Арагоном антиправило.

Именно от них начался сознательный отказ поэтов самой разной ориентации от использования в стихах традиционной, “прозаической” системы знаков препинания.

Вообще, поэты-сюрреалисты заметно расширили диапазон художественных средств европейской поэзии.

Во-первых, они утвердили господство в ней свободного стиха (верлибра), не сковывающего поэта традиционными формальными ограничениями в виде слогового метра, рифмы, регулярной строфики и так далее.

Не менее важным оказался и отказ от обязательной логической связи элементов, переход от жёсткой конструкции поэтического текста к лирическому потоку сознания, включающему в себя на равных правах и закономерные, и совершенно произвольные, случайные ассоциации.

Наконец, именно сюрреалисты стоят у истоков таких направлений современной мировой поэзии, как конкретизм и визуальная поэзия. В этом смысле можно сказать, что практически вся современная поэзия берёт своё начало в творческой практике сюрреализма, окончательно раскрепостившей сознание художника слова.

В том же 1927 году, что и трактат Арагона, появляются “Видения полусна” художника Макса Эрнста — своего рода продолжение опытов Десноса.

А в следующем году Бретон и Арагон записывают и публикуют свои “Сюрреалистические игры” — ещё один опыт создания нового жанра, которых к тому времени сюрреалисты изобрели уже немало.

Причём большинство из них демонстрировало претензии поэтов нового направления на решение не только художественных, но и психотерапевтических задач.

Наконец, в 1929 году Бретон пишет второй манифест сюрреализма, подводящий итоги десятилетнего существования нового направления в искусстве. В новой работе ещё раз перечислены предшественники и оценён их вклад в создание сюрреализма, проанализирован опыт современных сюрреалистов, намечена программа новых действий — на этот раз с поправкой на идеи оккультизма.

Тогда же, в конце 1920-х годов, в лагере сюрреалистов намечается раскол. Вслед за этим группа радикально настроенных сюрреалистов вливается в марксистское движение во Франции, некоторые из них участвуют в движении Сопротивления, даже вступают в компартию.

В дальнейшем пути сюрреалистов расходятся в разные стороны.

Элюар и Арагон отказываются от усложнённости образов, присущих сюрреалистической эстетике, и постепенно обращаются к неоклассическим формам поэзии и прозы, вполне соответствующим их симпатиям к коммунистической идеологии. Другие поэты и художники продолжают формальные поиски, открывая новые и новые горизонты творчества, ориентированного на подсознание.

Интерес к сюрреализму неоднократно вспыхивал и в последующие десятилетия. Так, его влияние сказалось в творчестве многих латиноамериканских поэтов, в поэзии и драматургии США и славянских стран в 1940–1950-х годах, затем в 1970-е. Можно с уверенностью сказать, что приёмы, выработанные сюрреалистами, оказали и оказывают на искусство ХХ века постоянное воздействие.

Русская поэзия берёт на вооружение некоторые приёмы сюрреалистического письма довольно поздно, в 1980–1990-е годы. Элементы сюрреалистической образности можно обнаружить в некоторых стихах И.Бродского, Г.Сапгира, Г.Айги; наиболее последовательно работает с сюрреалистической поэтикой в 1970–1980-е годы художник и поэт Лев Кропивницкий.

(с) Юрий Орлицкий

Источник: http://www.lookatme.ru/flow/posts/art-radar/66132-syurrearilizm-v-literature

Сюрреализм — искусство как сон

Сюрреализм — (от франц. Surrealisme) — течение в авангардном искусстве первой половины двадцатого века, характеризуемое слиянием реальности с чем-то другим, но не оппозиционным. Сюрреализм — это сон — он не реальный, но и не ирреальный. Для стиля характерны аллюзии и парадоксальное сочетание форм, визуальный обман.

На полотнах сюрреалистов часто твердые предметы, камни растекаются, а вода наоборот — каменеет.Первая половина двадцатого века прославленная бурным течением событий не только в политической жизни, но и в культурной. Одна за другой возникают, исчезают, сливаются, вытекают друг из друга художественные течения и группы.

Читайте также:  Часослов герцога беррийского - "времена года". изучение истории климата

Многие из них прошли незаметно мимо памяти истории. Некоторые оставили лишь небольшой отпечаток, а некоторые стали знаменем эпохи. Таким был сюрреализм, сумевший прожить целых полстолетия.Как художественное направление сюрреализм берет свое начало от дадаизма. Точнее, приходит на смену, когда тот утопает в собственном мире хаоса.

был направлен на разрушение всего, включая себя самого. Сюрреализм меняет направление творческой активности. Здесь он уже не просто разрушительный, а созидательный, хотя через разрушение. То есть способы остаются похожими, но цель уже другая.

Сюрреалисты пытаются построить эстетику с помощью тех методов, которые служили дадаистам прежде всего для демонтажа всех смыслов, стилевых и любых других систем.

Начнем с истории. Где-то к 1919 году сближаются Андре Бретон, Луи Арагон и Филипп Супо.

Их можно назвать родоначальниками нового течения, которое начинает формироваться после выхода «Магнитных полей» Андре Бретона и Филиппа Супо в мае 1920 года. В этой книге проявилась главная художественная идея сюрреализма — автоматизм.

Автоматические рисунки делал Андре Массон. Он «калякал» ручкой или карандашом по листу, пока из линий и пятен не начинали вырисовываться образы.

В 1924 году мир видит Первый манифест сюрреализма. Тут его «папа» — Андре Бретон, дает определение стилю: «Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли.

Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

На развитие стиля огромное влияние имел очень популярный на то время психоанализ Зигмунда Фрейда, особенно его анализ сновидений. За Фрейдом, сновидение — работа подсознания, которое вырывается на волю, когда сознание отдыхает.

Сюрреалисты разделяли соображения ученого о важности подсознания и его неисчерпаемости. Настоящее искусство сюрреалисты видят в отторжении собственной сознательной мысли, ведь мысль субъективна, а искусство должно быть наоборот — объективным. Именно таким является подсознание — сон.

Сон — это продолжение реальности, но реальности объективной, которая не навязана определенными идеями сознания и не скованная Супер-Эго или так называемой цензурой сознания.

Сон для сюрреалистов выступает в некотором роде откровением. Стоит вспомнить Сальвадора Дали, который принимался за работу сразу же после пробуждения, когда мозг еще полностью не освободился от образов подсознания. Иногда он даже просыпался среди ночи с этой же целью.

Этот метод соответствует одному из приемов психоанализа — записи сновидений сразу же после пробуждения. Считается, что с течением некоторого времени сознание притупляет, искажает, трансформирует образы из сна.

Сюрреалисты стремятся освободить Я, подавленное реальностью.

Такое искусство призвано дать человеку возможность овладеть своей внутренней сущностью, о которой он ничего не знает. Тот же «папа» сюрреализма Бретон говорил, что от гнетущей реальности некуда бежать, кроме как в детство, сон и фантазии.

Стоит также отметить, что сферой деятельности сюрреалистов было не только искусство, они хотели изменить жизнь.

Однако под творчеством сюрреалистов нельзя подвести одну общую черту, которая смогла бы дать четкую и однозначную характеристику стиля в целом. Например, автоматизм, присущий творчеству художников раннего этапа развития сюрреализма — Максу Эрнсту и Андре Массону, мы не встретим в четко выраженных образах и композициях Сальвадора Дали и Рене Магритта.

Рене Магритт, кстати, отрицательно относился к психоанализу в искусстве. В отличие от других сюрреалистов, предметы на его полотнах не теряют своей привычной формы и качеств. Творчество художника можно назвать философски-поэтическим, его цель — заставить зрителя думать.

Часто под обычными предметами автор писал «Это не он», превращая тем самым картину в ребус, разгадать который полностью невозможно.

Сюрреализм — одно из немногих течений, имевшее свои теоретические постулаты и прописные истины, которые участники группы должны были строго соблюдать. Оговаривалось все до мелочей — что можно писать, а что нельзя, как можно и как нужно писать; оговаривалось даже как себя вести.

За несоблюдение строгих правил, например, Сальвадор Дали навлек на себя изгнание из группы и «анафему» со стороны лидера течения Андре Бретона. Но, тем не менее, Дали — один из известнейших художников-сюрреалистов, подтвердивший своим творчеством сказанную некогда фразу «Сюрреализм — это я!». Говоря о живописи сюрреализма, невольно перед глазами возникают образы картин именно Дали.

Сюрреализм так и не смог справиться с теми задачами, которые ставил перед собой, потому что они тоже были сюрреалистическими. Частые ссоры внутри группы, постоянное наложение анафем и амнистий, расставание с индивидуальностью, культ «папы» Бретона и многое другое привело к тому, что существование группы сюрреалистов гаснет практически одновременно с жизнью ее лидера Андре Бретона.

А сам стиль коммерциализируется, отчасти благодаря тому же Сальвадору Дали, который умудрялся писать много и в меру дорого.

Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/40~Sjurrealizm_iskusstvo_kak_son

Дадаизм и сюрреализм как литературные направления зарубежной литературы XX века. (Концепция, художественная форма, представители)

Дадаизм — предшественник сюрреализма. Течение, созданное группой литераторов в Цюрихе, видевших в событиях первой мировой войны свидетельство крушения и распада всей человеческой культуры.

По их мнению, мораль и искусство общества достойны презрения, поскольку мир есть вопиющее лицемерие, и если уж творить, то только на почве абсолютного отрицания. «Дада» — от французского dada — детский лепет без смысла.

Дадаизм — бунт против общественной бессмыслицы при помощи бессмыслицы, они декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны.

Форма: искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. Дадаисты создавали стихи из бессмысленных сочетаний и обрывков фраз.

Однако дадаизм не был воплощением бессмыслицы, они полагали, что должны каждое опошленное слово заставить заискриться, зазвучать по-новому. В самой идее обновления литературного языка была заключена здравая мысль. Дадаисты хотели быть непохожи на других, но в глубине души чувствовали себя плотью от плоти родившего их общества.

Время: складывается в 1916 – 22 во Франции. Многие дадаисты затем оказались в русле нового течения — сюрреализма, когда по окончании войны дадаистское движение сошло на нет.

Представители: Французы М.Дюшан, Ф.Пикабия, швейцарец Ж.Арп, немцы М.Эрнст, К.Швиттерс.

Сюрреализм

Начало сюрреализму (от фр. surrealite — cверхреальность) было положено изданием книги «Магнитные поля» (1919) Андре Бретона и Филиппа Супо. Вместо изображения объективной реальности целью искусства Бретон провозгласил сверхчувственную надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения — «автоматическое письмо».

Философской основойсюрреализма служит интуитивизм, разработанный французским идеалистом А. Бергсоном. Этот философ утверждал, что разум бессилен познать действительность, и на его место выдвигал интуицию — «непосредственное» восприятие без участия сознания. В 1924 году бывший дадаист, врач-психиатр А.

Бретон, опубликовал первый манифест сюрреалистов. Самое интересное для Бретона в человеке — изучение подсознательного мира смутных инстинктов, неопределенных порывов, спящих ассоциаций — всего, что отходит от нормы и приближается к патологии.

Разум должен отойти в сторону, дать дорогу потоку подсознания, он будет не осмысливать, а бездумно впитывать в себя хаос жизненных впечатлений.

Также сюрреалисты опирались на учение Фрейда о господстве подсознательного в психике человека. Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы.

Сюрреалисты обращаются к надреальности, в тайники человеческой души, в мир темных глухих инстинктов, болезненных снов. Период увлечения дадаизмом и сюрреализмом прошли Элюар и Арагон.

Представители в поэзии Ф. Супо, Ж. Кокто.

Школа сюрреализма самораспутилась. Однако сюрреализм оказал влияние на искусство ХХ века: поэзию Элюара, Арагона, Незвала, Лорки.

Большое влияние на все развитие французской поэзии ХХ века оказал яркий представитель сюрреализма Гийом Аполлинер (А. Костровицкий, 1880-1918), поэт, впервые употребивший слово «сюрреализм» в предисловии к своей драме «Груди Тирезия», где автор просил прощения за придуманный им неологизм.Сюрреалисты провозгласили Аполлинера своим духовным вождем.

Эстетическая программа сюрреалистов в первом манифесте сводилась к следующему: ничего нет на свете более противоречивого, чем мечта и действительность. Первое прекрасно, второе отвратительно. Они бесконечно далеко друг от друга.

Но, оказывается, соединить их (чтоб уловить суть вещей) все же можно — в некоей абсолютной реальности, сюрреальности (надреальности — термин Аполлинера), как бы приподнятой над землей. Для этого нужно только отрешиться о привычки ползать по земле и воспарить на крыльях чудесного.

Нужно избавиться от контроля разума и сознания, которые только мешают этому парению, и отдаться ему всецело, безраздельно, автоматически.

+ДАДАИЗМ(от фр. dada — детский лепет без смысла) — непосредственный предшественник сюрреализма. Сложился в Цюрихе, столице нейтральной Швейцарии, стараниями поэтов-эмигрантов из воюющих стран (Т. Тзара, Р. Гюльзенбек), которые издавали журнал «Кабаре Вольтер» (1916-1917).

Дадаисты декларировали абсурд и атмосферу скандала, дезертирство, выражая протест против первой мировой войны, стремление вывести публику из самодовольной успокоенности. Эстетической формой их протеста стало искусство алогичное и иррациональное, нередко бессмысленные наборы слов и звуков, составленные методом коллажа. «Дада…

Эти два слога достигли цели, достигли «звонкого бессмыслия», абсолютной незначимости», — писал Анд ре Жид в статье «Дада». «Самая высокая благодарность по отношению к искусству прошлого и его совершенным шедеврам, — размышляет французский писатель, — состоит в том, чтобы оставить всякие претензии на их возобновление.

Совершенное — это то, чего нельзя больше воспроизвести, ставить же перед собой прошлое — значит преграждать путь в будущее».

Наиболее заметен среди дадаистов швейцарский поэт Тристан ТЗАРА (1896-1963), автор книг «Семь манифестов дада» (1924), «Приблизительный человек» (1931), известной «Песенки дада», в которой обыгрываются случайные образы, неожиданные ассоциации и в то же время присутствует элемент пародии на бульварный роман и натуралистическую поэзию. В какой-то мере смысл поэзии Тзары и дадаистов в целом передают его слова «Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я против принципов». В этих словах — отрицание, которое найдет свое дальнейшее развитие во французском сюрреализме и немецком экспрессионизме, к чьим программам примкнут дадаисты.

СЮРРЕАЛИЗМ(от фр. surrealite — сверхреальность) сложился во Франции; его программа изложена в «Манифесте сюрреализма», написанном А. Бретоном при участии Л. Арагона в 1924 году, и манифесте, появившемся в январе 1925 года.

Вместо изображения объективной реальности целью искусства в них провозглашены сверхчувственная надреальность и мир подсознательного, а в качестве главного способа творения — «автоматическое письмо», метод бесконтрольной выразительности и совмещение несовместимого.

Сюрреализм стремился раскрепостить сущность человека, подавленного цивилизацией, и осуществить коммуникацию, воздействуя на подсознательные импульсы. «Манифест сюрреализма» отдавал должное открытиям Фрейда в области человеческой психики и обращал внимание на грезы как важную сторону психической активности: «Сюрреализм…

Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».

Само слово «сюрреализм» впервые употреблено Г. Аполлинером в предисловии к своей драме «Груди Тирезия», где автор просил прощения за придуманный им неологизм. Тот ему понадобился, чтобы обновить театр, вернуть его к самой природе, не повторяя ее: «Когда человек решил подражать ходьбе, он создал колесо — предмет, не схожий с ногой.

Это был бессознательный сюрреализм». Слагаемые сюрреалистического образа — это деформация, сочетание несочетаемого, свободная ассоциативность.

Слово использовалось сюрреалистами в игровой функции, при этом процесс «остранения» слов доводился нередко до крайности, рождая, по мнению Джанни Родари, настоящие «биномы фантазии», еще точнее — «полиномы фантазии».

Читайте также:  Чингиз айтматов "и дольше века длится день…": описание, герои, анализ произведения

История школы сюрреализма оказалась недолговечной.

Французская школа, как и чешская, польская, а еще ранее испанская и многие другие, возникшие в разных странах Европы, ощутила свою несостоятельность перед угрозой фашизма и надвигающейся второй мировой войной и самораспустилась.

Однако сюрреализм оказал влияние на искусство XX века: поэзию Элюара, Арагона, Незвала, Лорки, на живопись и декоративно-прикладное искусство, кинематограф, на все окружающее современного человека пространство.

10. Модернизм как культурная ситуация XX века. Модернизм в литературе (хар-ка периода, основные направления и представители)

XX век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны.

Так, скажем, была подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному, о которой, ссылаясь на древних фивян, писал Лессинг в известной работе «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии»; напротив, художник стал подражать отвратительному, что в древности запрещалось под страхом наказания.

Отправной точкой эстетики стало безобразное; отказ от гармонических пропорций нарушил облик искусства, в котором акцент сделан на деформации, геометрических фигурах.

Произведения искусства нередко не похожи на классические образцы: роман может напоминать бесстрастную историю болезни или патологический анамнез, а скульптура — издержки металлорежущей промышленности.

Термин «модернизм» появляется в конце XIX века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом.

Однако идеи, давшие ему наполнение, встречались и ранее: в теоретических рассуждениях Жерваля де Нерваля и Теофиля Готье (последний еще в 1856 году констатировал, что искусство не средство, но цель), в «Цветах зла» Ш. Бодлера, программах «чистого искусства» и «абсолютной поэзии».

Более того, некоторые художественные черты прециозной поэзии и маньеризма, так же как сюрреалистические фрески Иеронима Босха, написанные за пять столетий до появления манифеста сюрреализма, как бы предваряют поиски модернизма.

Модернизм(фр.

modernisme — от modeme — новейший, modo — только что) как философско-эстетическое движение имеет следующие стадии, выделяемые с долей определенной условности: авангардизм, по времени расположенный между войнами, иногда захватывающий годы перед первой мировой войной, неоавангардизм(50-60-е годы) и, что достаточно спорно, однако имеет основания, постмодернизм (70-80-е годы). Говоря об авангардизме как части модернизма, отметим, что западная критика нередко не разделяет эти термины, предпочитая «авангард».

Модернизм продолжает нереалистическую тенденцию в литературе прошлого и переходит в литературу второй половины XX века.

Модернизм — это и творческий метод, и эстетическая система, нашедшая отражение в литературной деятельности целого ряда школ, нередко весьма различных по программным заявлениям и их осуществлению на практике.

Общие черты: утрата точки опоры, разрыв как с позитивизмом XIX века, так и с традиционным мировоззрением христианской Европы; субъективизм, деформация мира или художественного текста; утрата целостной модели мира, создание модели мира всякий раз заново по произволу художника; формализм.

Модернизм— пестрое по своему составу, политическим устремлениям и манифестам литературное движение, включающее множество различных школ, группировок, объединенных пессимистическим мировоззрением, стремлением художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя, установкой на субъективизм, деформацию. Философские истоки модернизма можно отыскать, в частности, в трудах Ф. Ницше, 3. Фрейда, А. Бергсона, У. Джеймса.

Важно помнить, что идеи модернизма в творчестве отдельных художников и школ, в каждом конкретном произведении получают нередко разную интерпретацию; при этом проявляется неисчерпаемый спектр форм и приемов раскрепощенного процесса творчества. Модернизм может быть определяющим в творчестве писателя в целом (Ф. Кафка, Д.

Джойс) или может ощущаться как один из приемов, имеющий существенное влияние на стиль художника, его манеру (М. Пруст, В. Вулф).Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека, расковать фантазию творца как феномен окружающего человека реального мира.

Художник не менее важен, чем то, что он изображает, говорил Пикассо, любивший повторять, что знает, как выглядят яблоки, и на картине Сезанна его интересует нечто другое.

Споры с реалистами, по крайней мере теоретические — на уровне деклараций, можно считать принципиальными для модернизма как метода. Марксистское литературоведение (труды П. Лафарга, Ф. Меринга, Г. Плеханова) уже с конца прошлого века заняло негативную позицию по отношению к модернизму, видя в нем проявление кризиса и распада буржуазной культуры.

Вместе с тем в Советской России на первых порах выставлялись художники авангарда, переводились такие далекие от реалистической эстетики поэты и прозаики, как Ж. Кокто, Э. Толлер, Д. Джойс, М. Пруст; в те годы была возможность читать Фрейда и Ницше, Элиота и Паунда.

Поворот к диктатуре и тоталитаризму с его подозрительным отношением к личности вообще и таланту в частности обрек искусство на десятилетия несвободы.

Модернизм как литературное движение, охватившее Европу в начале века, имел следующие национальные разновидности: французский и чешский сюрреализм, итальянский и русский футуризм, английские имажизм и школа «потока сознания», немецкий экспрессионизм, американский и итальянский герметизм, шведский примитивизм, или витализм, французский унанимизм и конструктивизм, испанский ультраизм, латиноамериканский креасьонизм.

Что же характерно для авангардизма как стадии модернизма? Авангардизм (фр. avant-garde — передовой отряд) — термин, имеющий в зарубежной науке, как уже отмечалось, более широкое семантическое поле, нередко выступающий как синоним модернизма в нашем понимании.

Неуловимы и очертания авангардизма, исторически объединяющего различные направления — от символизма и кубизма до сюрреализма и поп-арта; для них характерны психологическая атмосфера бунта, ощущение пустоты и одиночества, ориентация на будущее, не всегда четко представленное.

«Авангард стремится избавиться от наносов прошлого, традиций», — отмечает чешский ученый Ян Мукаржовский.

Существенно, что бурно развивавшееся в десятые — двадцатые годы авангардистское искусство оказалось обогащенным революционной идеей (иногда лишь условно-символической, как это было у экспрессионистов, писавших о революции в сфере духа, революции вообще). Это придало авангарду оптимизм, окрасив его полотна в красный цвет, и привлекло к нему внимание революционно настроенных художников, которые видели в авангардизме пример антибуржуазного протеста (Брехт, Арагон, Незвал, Элюар).

XX век стал веком разрушения старого мира и его искусства. Бунт был растворен во всем: слово «дикий» не случайно фигурировало то как название театра, в котором выступал с песнями Брехт, то как составная часть и понятие школы живописи (фовизм).

Авангардное искусство прибегало к маскараду и окарикатуриванию, дразнило буржуазный «здравый смысл» уже хотя бы за то, что он не противостоял компромиссу с войной. Ломка традиционных форм сопровождалась возрождением «низовых» жанров — цирка, мюзик-холла, пантомимы, негритянского джаза, — упрощением форм, их примитивизацией.

Утонченность красок импрессионистов не отвечала духу времени: на картинах их «наследников» — экспрессионистов поселяются «крик» и дисгармония.

Внешне казалось, что авангард отверг традиции, однако его протест в первую очередь был направлен против канонов, устоявшихся пропорций и окостеневающих форм.

Говоря о стремлении искусства вырваться за пределы»трехмерного пространства, Кокто сравнивал Пикассо с беглым каторжником, рвущимся на свободу за пределы собственного «я». Авангардисты исходили из того, что искусство не обязательно должно быть узнаваемым и нравиться с первого взгляда.

Они отказались обманывать публику и призвали ее к познанию мира, что значительно сложнее, чем узнавание привычного; правда, еще Аристотель заметил, что публика всегда испытывает радость, видя что-то ей знакомое.

Авангардизм не просто перечеркивает реальность — он движется к своей реальности, опираясь на имманентные законы искусства.Авангард отверг стереотипность форм массового сознания, не принял войну, безумие технократизма, закабаление человека.

Напомню, что идея свободы сближает в целом аполитичный авангард с революцией, хотя сюрреалисты пожимали плечами при упоминании о русской революции, казавшейся им «министерским кризисом».

Посредственности и буржуазному порядку, канонизованной логике реалистов авангард противопоставил бунт, хаос и деформацию, морали мещан — свободу чувств и неограниченную фантазию.

Опережая время, авангард обновил искусство XX века, ввел в поэзию урбанистическую тематику и новую технику, новые принципы композиции и различные функциональные стили речи, графическое оформление (отказ от пунктуации, идеограммы), свободный стих и его вариации, обновил европейскую версификацию.

Источник: https://stydopedia.ru/2x92cb.html

Сюрреализм в литературе и живописи

Искусство и развлечения 17 декабря 2012

Сюрреализм – направление буржуазного современного искусства, которое зародилось в начале 20-х годов прошлого столетия во Франции.

Стиль олицетворяет собой кризис капиталистического общества и находит основы в противоречивой идеалистической философской теории Зигмунда Фрейда.

Ужас реального мира воплощается в работах художников и писателей сюрреализма.

Сюрреализм в литературе и живописи имел цель познать человеческое подсознание, приобщиться к сверхъестественному, создать другую реальность. Основателем и идеологом направления считается Андре Бретон, который считал, что сюрреализм – это психический автоматизм, и мысль не диктуется в нем разумом и нравственными соображениями.

Как его основатель, Бретон желал объединить всех сюрреалистов, но их бесконечные споры между собой и обвинения, вызванные различиями во взглядах, не могли завершиться мирно. Тем не менее творцы имели единый посыл: они желали не просто создать новый стиль, они хотели изменить современную жизнь.

По мнению сюрреалистов, бессознательное начало является высшей истиной на земле.

Особенно популярным сюрреализм в литературе и искусстве стал во времена мировых войн. Продолжатели противоречивого течения появились в Европе и Америке. В ту пору массы с данным стилем знакомили художники и писатели, эмигрировавшие из Франции в другие страны.

Наиболее известными живописцами-сюрреалистами XX века считаются Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Хуан Миро. В кино нам известны имена Луиса Бунюэля, а также Жоржа Садуля. Сюрреализм в литературе обрел популярность благодаря Андре Бретону, Луи Арагону, Рене Шару, Анри Мишо, Роберу Десносу, Полю Элюару.

Анализировать работы творцов данного стиля практически не представляется возможным, но если рассматривать, скажем, живопись Сальвадора Дали, где все тщательно сконструировано и каждый из элементов имеет свой смысл, можно познать для себя некоторую суть его мыслей.

Произведения сюрреализма ориентированы на идею и образ, а не на сам предмет. Неподготовленный читатель или зритель не сможет в должной мере воспринять замысел сюрреалистических текстов и полотен.

Только человек с хорошим воображением, неординарными мыслями и ассоциациями сможет полностью погрузиться в мир сюрреалистов того времени и познать для себя что-то новое.

По некоторым данным, сюрреализм в литературе впервые вышел в массы в 1918 году, когда была издана книга Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля». Этот стиль берет свое начало не в отдельных текстах, а в книге, куда вошли произведения различных жанров.

Сон являлся одним из источников вдохновения и познания для сюрреалистов. В ту пору были популярны проводимые поэтами серии сеансов сна. На них Робер Деснос – известный поэт – диктовал публике увиденное во сне.

Читайте также:  Эссе на тему "моя родина"

1924 год для творцов был важной датой. В этом году был издан «Манифест сюрреализма», где были перечислены имена предшественников направления, его общие положения и т. д. В ту же пору стали выходить журналы, посвященные данному стилю. В заключение зародился такой жанр, как «черный юмор».

Сюрреализм в литературе более всего проявился в поэзии, а также в малой прозе и драматургии. Первая сюрреалистическая драма Роже Витрака «Тайны любви» была поставлена на сцене в 1927 году.

Художники-сюрреалисты в своем стиле отличались богатством форм и подходов. Благодаря их творчеству упростилось восприятие искусства абстракционизма, кубизма. Влияние на дальнейшее творчество многих деятелей искусства оказал сюрреализм.

Художники и писатели обрели новую технику и методы, изменили свое восприятие, стали искать иные формы творческого самовыражения.

Даже в России 70-90-х годов, например, можно было встретить поэтов и писателей, которые не отклоняются от сюрреалистических идей.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Искусство XX века. Футуризм в литературе и живописи

На рубеже XIX и XX веков мир слегка «потряхивало». Бурный рост промышленного производства, упрочнение капитализма с его жестким и прагматичным отношением к жизни, к человеку, переворачивали сознание людей,…

Искусство и развлечения
Фантастический реализм в литературе и в живописи

Фантастический реализм – это одно из направлений в искусстве, которое возникло в 19 веке. Особенно ярко оно развивалось на почве как литературы, так и живописи. Данный термин применяется к различным художественн…

Искусство и развлечения
Что такое отрицательный герой в литературе и кино

Тема отрицательных героев еще недостаточно изучена, поэтому мы решили восполнить этот пробел, изучив отрицательных персонажей фильмов и книг. Они появляются не только в сказках, но и в классической литературе и кинема…

Искусство и развлечения
Новаторство – это что? Новаторство в литературе и искусстве. Чехов как новатор

Новаторство в любой области – это нововведение, изобретение нового на основе старого, иногда сопровождающееся ломкой бывших традиций и устоев. Новаторство – это особый дар, способность изобретать и прогрес…

Искусство и развлечения
Инсургент — это? Понятие инсургента и дивергента в литературе и кинематографе

Что собой представляет дивергент и инсургент? Довольно странные и непонятные названия. Наверняка многие телезрители и книголюбы задавались подобным вопросом, встречая упоминания об этом в литературе и кино. Что это та…

Искусство и развлечения
Что такое экспозиция в литературе и как она строится?

Каждый человек прекрасно знаком с художественной литературой, с типом построения рассказов и романов. Однако мало кто знает, что на самом деле деление произведения на главы – это лишь мишура, которая позволяет ч…

Искусство и развлечения
Сандра Браун в литературе и кино

Известнейшая американская писательница, автор мировых бестселлеров, романистика Сандра Браун родом из штата Техас, из небольшого городка Вако. В Техасе миссис Браун провела детские годы. До замужества училась в Техасс…

Искусство и развлечения
Акмеизм в литературе и небольшая его история

Акмеизм в литературе – течение, которое возникло в самом начале 20 столетия и получило большое распространение среди всех поэтов, которые творили свои шедевры в этот период времени. Преимущественно он зацепил ру…

Искусство и развлечения
Романтизм в литературе и искусстве

Эпохи классицизма и Просвещения, господствовавшие на протяжении двух столетий в философии, литературе и искусстве, закончились французской буржуазной революцией, прогрессивные идеи которой быстро переродились в кровав…

Искусство и развлечения
Реализм в литературе и его особенности

Реализм в литературе — это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное литературное течение зародилос…

Источник: http://monateka.com/article/134422/

Сюрреализм: это простыми словами

Сюрреализм дословно обозначает «совмещение сна и реальности». Направление искусства, ставящее своей целью возвышение духа и отделение его от материального.

Сюрреалисты творили, не обращая внимания на привычную и традиционную эстетику. Часто в этом им помогали гипноз, алкоголь и различные наркотические вещества. Причудливое и несоответствующее принятым в обществе стандартам — основная движущая сила сюрреалистического искусства.

История сюрреализма

Данное направление зародилось во Франции в 1920 гг. под влиянием теории австрийского психоаналитика З. Фрейда и оказало огромное влияние на всю современную западную культуру.

Предшественником сюрреализма являлся дадаизм. Сторонники движения смотрели на искусство как на развлечение для низших сословий.

Часто проводили акции, целью которых было шокировать публику или создавали работы из найденного под ногами мусора, малевали на заборах каракули, выкрикивали нечленораздельные слова и звуки.

Дадаисты первыми придумали рисовать картины, бросая на холст краски.

В качестве источника своего вдохновения сюрреалисты использовали энергию своего подсознания.

В соответствии с теорией психоанализа, сильнее всего, такая энергия проявляется в различных пограничных состояниях разума, таких как, например, нездоровый бред, погружение в гипнотический сон.

Образы, создаваемые в таких состояниях сознанием тонких творческих натур, часто носили абсурдные, фантасмагоричные и парадоксальные черты. Что и переносилось позже на холсты, бумагу и кинопленку.

В сюрреализме выделяются два наиболее полно характеризующих его направления:

  • первое проявилось как эксперимент над самим процессом создания традиционных произведений искусства. Изменение уже привычных образов путем внесения в них элементов произвольной формы и абстракций;
  • второе направление представляет собой непосредственный перенос на полотно картин, рожденных подсознанием. Данное направление характеризуется наибольшим отрывом от реальности.

Несмотря на то, что сюрреалистическая живопись стремится к максимальному удалению от материальной составляющей, работы художников-сюрреалистов по-прежнему подчинены законам классической академической живописи. Перспектива, передача света и тени — все это соседствует с фантастическими абстракциями.

Основная идея сюрреализма — это идея бунтарства. Идея того, что материальный мир — это только малая ограниченная часть реальности, доступной человеку через подсознание. Внутренний мир, напротив, границ не имеет.

Именно поэтому характерными для стиля являются парадоксы в сочетании форм и цветов, аллюзии и визуальный обман. Именно здесь можно видеть растекающиеся камни и невозможной формы животных, словно выпавших из сна.

Сюрреализм прекратил существование во второй половине ХХ века. Он оказал громадное влияние на все авангардное искусство последующих десятилетий. Первым открыл для живописи мир подсознательного и породил целую плеяду выдающихся деятелей искусства. Его влияние видно в современном кинематографе, фотографии, живописи, архитектуре и литературе.

Сальвадор Дали: «Сюрреализм — это я!»

Ярчайшим представителем направления сюрреалистической живописи является, несомненно, испанский художник Сальвадор Дали. Мало кто знает, что Дали был не только художником, но и скульптором, писателем и режиссером. Однако наибольшую известность он обрел именно как живописец.

Дали был очень неординарной личностью даже для своих коллег по цеху. Дали был большим приверженцем теории сна.

Он садился за холст после пробуждения, пока сознание еще не освободилось от образов, навеянных сновидениями. Иногда он просыпался и работал ночью.

Фактически, его метод соответствовал одному из приемов Фрейда: записывать мысли сразу же после пробуждения. Только вместо записи слов Дали зарисовывал образы.

Дали не признавал в своем творчестве ни политики, ни эстетики. Только чистое творчество и чистый сюрреализм. Так или иначе, он прикоснулся своим гением ко всему, что было важно для его современников: «Загадка желания», «Лицо войны», «Расщепление атома» и «Загадка Гитлера».

Обо всем он смог высказаться парадоксально и шокирующе. С помощью идей сюрреализма он смог довести восприятие окружающего до крайности. Все творчество художника было похоже на безумный эксперимент с европейскими ценностями начала ХХ века.

Многие из них не выдержали проверки временем, а работы Дали живут до сих пор.

Источник: https://fin-book.ru/syurrealizm-eto-prostymi-slovami/

Жанр «Сюрреализм»

Желтая стрела · Виктор ПелевинПоезд, идущий в никуда и в никогда, — место действия повести «Желтая стрела». Этот поезд — единственное живое пространство, в котором существуют ее (повести) персонажи. Фантастика?…
  • Мнение:да
  • Дата:+ 2008
  • Статус:читал
Омон Кривомазов вместе с другом Митькой решает связать свою судьбу с небом и поступает в краснознаменное летное училище имени Маресьева в городе Зарайске. Подростки тогда и не подозревали, что…
  • Мнение:да
  • Рейтинг:6
  • Дата:1997
  • Статус:читал
“Суер-Выер” – заветная книга Юрия Коваля. Он писал ее всю жизнь, начав еще в студенческие годы. Стоит ли удивляться, что это произведение впитало в себя дух сменявших друг…
  • Мнение:да
  • Рейтинг:9
  • Дата:2006
  • Статус:читал

  печать

Описание

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности.

Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания.

Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.

Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда (правда, не все сюрреалисты увлекались психоанализом, например, Рене Магритт относился к нему весьма скептически). Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение духа от материального.

Одними из важнейших ценностей являлись свобода, а также иррациональность. Сюрреализм коренился в символизме и первоначально был подвержен влиянию таких художников-символистов, как Гюстав Моро (фр. Gustave Moreau) и Одилон Редон. Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы.

Они работали с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание. Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо.

Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж.

Однако хаотичность образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому — зрелые работы классика сюрреализма Рене Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе. Примеры — картины Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Яна Шванкмайера.

Рекомендации в жанре «Сюрреализм»

Чапаев и Пустота · Виктор ПелевинРоман «Чапаев и Пустота» сам автор характеризует так: «Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». На самом деле оно происходит в 1919 году в дивизии Чапаева, в которой главный герой, поэт-декадент Петр Пустота, служит комиссаром, а также в наши…

Источник: http://www.ListRead.ru/comparison/genre/syurrealizm.html

Ссылка на основную публикацию