Стихи о весне: ф. и. тютчев. весенняя гроза

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Федор Тютчев достаточно рано приобщился к литературе и сформировался как поэт. Сразу после окончания Московского университета он получает место за границей, в Германии, и отправляется в столицу Баварии, город Мюнхен.

Там Федор Иванович пребывает достаточно большую часть своей жизни, двадцать два года. Но, несмотря на это, он питает особую любовь и теплоту к русскому слогу, культуре, а в особенности, к русской природе.

И именно в воспевании красот русских полей, гор, рек наиболее ярко отразился выдающийся талант поэта. Одним из самых знаменитых стихотворений на эту тему является произведение «Весенняя гроза». Стихотворение имеет двойную дату.

Написано оно было в 1828 году и опубликовано в журнале «Галатея», но после этого Тютчев вернулся к нему в 1854 году, переработав первую строфу и добавив вторую.

Первое, что бросается в глаза при анализе стихотворения — это изображение явлений природы как нечто величественного, красивого. Гроза представлена читателю совсем под иным углом. Не грозной и устрашающей, а прекрасной, сильной, торжествующей. Обращая внимание на эту особенность можно уловить мысль о том, что автор показывает обратную сторону не только грозы, но и самой жизни.

Возможно, он пытается научить нас смотреть на буйства и грозы жизни положительно. Многие процессы являются олицетворением жизни во всей ее живости, она бурлит, искрится, сияет.

Ничего не стоит на месте, картина динамична, все движется, весенний гром грохочет «как бы резвяся и играя», а ему подпевая вся природа вторит: брызжет дождь, летит пыль, поют птицы, с гор стремительно и проворно льется водопад.

Автор стихотворения восхищается описанной им природой. Он воспевает с любовью и восторгом весеннюю грозу и сопутствующие ей явления. Читая написанные им строки, мы словно переносимся в тот мир, видим все то, что видел поэт, когда писал произведение, слышим журчание воды, пение птиц, величественные раскаты грома, вдыхаем свежесть, оставшуюся после весеннего дождика.

Также можно заметить метафоричность всех описанных действий природы, выявляя философский смысл. Поток, проворно бегущий с горы, напоминает нам юношу, который только что вышел из под опеки родителей.

А гром — это буйство чувств, эмоций и ощущений внутри него от полученной неограниченной свободы.

Была зима, и юноша спал, находясь под постоянным контролем своих родителей, но все ожило, пробудилось, жизнь в нем забурлила как только наступила весна, как только он вырвался из под опеки.

Стихотворение состоит из четырех строф. Каждая из которых органично перетекает в другую. Первая строфа вводит читателя в курс дела, обобщенно сообщая о происходящем и задавая направление мыслей:

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-vesennjaja-groza-tjutchev.html

Люблю грозу в начале мая

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.

Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил.

В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие.

Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.

Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.

Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.

Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»).

Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»).

Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.

В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/fedor-tyutchev-vesennyaya-groza-lyublyu-grozu-v-nachale-maya/

Анализ стихотворения Весенняя гроза Тютчева

Стихотворение “Весенняя гроза” было написано Тютчевым в 1828, именно в это время поэт пребывал в Германии. Основной особенностью данной работы стало то, что Тютчев сначала написал один вариант, а в 1854 году-второй, в последнем же он изменил первую строфу и добавил вторую.

Основная тема стихотворения кроется в самом названии, это конечно же-гроза. Для Тютчева это явление было чем-то необычным, рождающим новое, какое-то движение.

Федор Иванович в “Весенней грозе” провел некую грань между природой и людьми, сравнил грозу с временем молодости. Единство природы с человеком выражается при помощи ярких образов неба, воды и солнца.

Также видно, что автор наделяет окружающий мир человеческими качествами. Например, мы видим, как гром резвится и играет, а туча смеется.

В стихотворении раскрывается один лишь образ, образ грозы. Различные художественные средства дополняют и украшают картину. Большое количество глаголов позволяет происходить быстрой смене картин.

Тютчев решил направить своё внимание на одном моменте из жизни, показ грозу с особой стороны.

5, 7, 10 класс

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева 5 класс

Великий русский поэт Фёдор Иванович Тютчев любил и воспевал природу. А любимым временем года поэта была весна — время обновления всего живого, начало новой жизни. Тютчев посвятил весне множество стихов: «Весенние воды», «Зима недаром злится … », «Ещё земли печален вид … ». Одно из самых известных
стихотворений — «Весенняя гроза».

Это стихотворение наполнено радостью и ликованием. Поэт изображает грозу — природное явление, обычно вызывающее страх и тревогу. Но гроза у Тютчева совсем другая. Она прекрасная и сильная, весёлая и торжествующая, освежающая и вселяющая чувство восторга. Мы видим это природное явление в развитии: его начало, саму грозу и её окончание.

Поэт не скрывает своих чувств. Он любуется и восхищается стремительной и бурной жизнью природы. С восторгом и воодушевлением Тютчев описывает весеннюю грозу. Мы словно слышим звуки, которыми наполнено произведение: раскаты грома, шум воды, птичьи голоса.

Выразительность и яркость стихотворению придают метафоры (перлы дождевые, солнце нити золотит), олицетворения (всё вторит весело громам), сравнения (гром, как бы резвяся и играя, грохочет). Всё в природе гармонично и созвучно одно другому.

Гроза символизирует жизнь, движение, мощь и силу природы.

Поражает мастерство поэта, которому удалось передать читателям своё ощущение ликующей радости. Вместе с Тютчевым хочется любоваться природой и восхищаться каждым из ее проявлении.

Анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза»

Поэт Фёдор Иванович Тютчев уроженец Овстуга, что на Брянщине.

Своё детство и юношество провёл он именно здесь, откуда и пошла его трепетная любовь к русской природе, которую он сохранил несмотря на своё длительное, более двадцати лет, проживание за границей во Франции. Любовь поэта к родному языку и родному живописному Русскому краю, который он воспевает в своих стихах, только возросла.

О весенней природе, её красоте и игривости, поэт пишет в стихотворении «Весенняя гроза». Четверостишья в стихотворении словно связаны между собой невидимой нитью, они переливаются и плавно переходят один в другой, как бы играючи.

«Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвясь и играя,

Грохочет в небе голубом».

С первых строк перед нами предстаёт весенняя природа, первый гром и лёгкий дождик. Автор воспевает красоту весенней природы, её неповторимость и величие. Очень красочно и ярко звучат строки, они переполнены восторгом и радостью. Нам открываются невидные с первого взгляда явления, на которые мы не обращаем внимания .

«Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Стихотворение переполнено красочными художественными эпитетами, которые использует автор. «громокипящий кубок». «в небе голубом», «весенний, первый гром», «проворный поток», «раскаты молодые», «проворный поток» и другие.

Поэт олицетворяет явления природы, приписывая им черты свойственные живым существам. Так у него гром – резвясь и играя, как малый ребёнок. Поток – бежит, а туча – проливает дождь смеясь.

Автор этим подчёркивает что природа – жива, и ей свойственны как любому человеку разные настроения.

https://www.youtube.com/watch?v=x55EaKUFyGw

Каждое слово в стихотворении уместно и имеет смысл. Основной стихотворный размер, который использует автор — четырёхстопный ямб. Несмотря на краткость стихотворения, Фёдор Иванович Тютчев является гениальным поэтом, так как стихотворения его настолько звучны и просты, что к ним нечего уж больше добавить. Настолько они целостны.

Стихотворения Тютчева заставляют нас взглянуть на мир и природу другими глазами, заметить те явления, что раньше были незаметны нашему глазу. Они переполнены положительными эмоциями, воодушевлением и восхищением красотой природы, праздником и любовью. В его стихах образы людей и природы, несомненно связаны в единое целое.

Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. “Весенние гроза” 10 класс

«Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов.

В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души. Вот почему всё стихотворение наполнено дыханием «настоящего, счастливого» майского дня.

Построенное как монолог лирического героя, оно трогает искренностью и подкупает своей простотой.

Поэт приходит в восторг, любуясь игрой молодого грома, который сильно и громогласно заявляет о торжественном шествии весны, задавая всему живому радостный, мажорный тон. На его звуки откликаются журчащие молодые ручьи, ему вторят шумные горные потоки.

Поэт – философ Тютчев считает природу частью микрокосмоса, где царит гармония и порядок, и весенняя гроза воспринимается нами как живая, очищающая стихия, многоголосый оркестр, управляемый невидимым дирижёром.

Подтекст стихотворения, сквозные образы – небо, земля, солнце и вода – передают идею единства природы и человека. Сияние и свет, которым наполнено художественное пространство, символизируют начало, объединяющее мир.

Поэт подчёркивает соединение этого божественного начала с природой и вводит мотив древнегреческих мифов. Богиня вечной молодости Геба в шутку, смеясь, пролила на землю гром и молнии и радуется вместе с ликующей природой.

Читайте также:  А. с. пушкин "пророк": анализ стихотворения

Картина весенней грозы у Тютчева представлена великолепными деталями («первый гром», «раскаты молодые», «поток проворный», «шум нагорный»), насыщена красками («небо голубое», «солнце нити золотит») и звуками («гром грохочет», « гремят раскаты»). При помощи инверсии поэт выделяет наиболее значимые в смысловом отношении слова.

Поражает звуковая организация этого стихотворения. Аллитерации «г» и «р» помогают услышать звуки грозы, обилие сонорных согласных делают произведение мелодичным и музыкальным.

Стихотворение полно ярких метафор, олицетворений, эпитетов (« повисли перлы дождевые», «ветреная Геба», «громокипящий кубок», «гром резвится и играет»), которые делают образы яркими, зримыми, придают речи красочность и выразительность. Написанное четырёхстопным ямбом, облегчённым пиррихием, это произведение необычайно мелодично.

Лёгкость стихотворения достигается за счёт чередования мужских и женских клаузул. Изобилие глаголов и отсутствие кратких прилагательных и причастий указывает на наличие действия, развития жизни, подчёркивает величие и значимость происходящего в природе.

По мнению Тютчева, мир весенней природы («гам лесной», «птичий гам», «шум нагорный», «звуки проворного потока») – это воплощение идеальной светлой чистоты. Поэт наслаждается этой чистотой и искренне признаётся в своих чувствах: «Люблю…».

Поражает и то, что о вечных проблемах мироздания можно написать стихотворение, которое позволяет нам ещё и ещё раз окунуться в светлый и загадочный, таинственный и величественный мир природы, попытаться разгадать её великую тайну.

Текст «Весенняя гроза» Ф.Тютчев

Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Анализ №4

Федор Тютчев является одним из родоначальников романтизма в русской литературе. Поэт и дипломат, многие годы проживший за границей, сумел гармонично соединить в своем творчестве западные и славянские традиции, подарив миру десятки удивительных по красоте, ярких, образных и наполненных светом произведений.

Одним из них является стихотворение «Весенняя гроза», написанное в середине 50-х годов 19 века. Как и многие приверженцы романтизма, Федор Тютчев решил сконцентрировать свое внимание на отельном, мимолетном мгновении жизни, преподнеся его таким образом, что и по сей день обычной майской грозой, мастерски воплощенной в стихах, восхищаются тысячи поклонников классической литературы.

С первых строчек этого произведения Федор Тютчев признается в любви к весенней грозе, которая для поэта является не просто явлением природы. Ее Тютчев воспринимает с философской точки зрения, считая, что теплый майский дождь приносит земле очищение и заставляет ее окончательно пробудиться после зимней спячки.

Весеннюю грозу поэт отождествляет с молодостью, беспечностью и беззаботностью, проводя тонкую параллель между природой и людьми. По его мнению, именно так же ведут себя молодые люди, покинувшие отчий дом и делающие первые самостоятельные шаги во взрослой жизни.

Оно словно бы пробуждаются ото сна, стремясь покорить мир и заявить о себе в полный голос.

Весенний гром, весьма красочно и ярко представленный поэтом в стихотворении, можно сравнить со всплеском эмоций и этапом духовного становления юноши. Вырвавшись из-под родительской опеки, он переосмысливает многие жизненные ценности, обновляется и пытается постичь все то, что до недавнего времени являлось для него тайной за семью печатями.

«С горы бежит поток проворный», — именно эти строчки как нельзя лучше подходят для описания большинства молодых людей, которые еще не определились со своим жизненным выбором, но упрямо несутся вперед, подчас сметая все на своем пути. Им нет нужды оглядываться назад, так как они легко расстаются с прошлым, мечтая, чтобы будущее как можно скорее стало реальностью.

И лишь с возрастом, когда годы берут свое, наступает период переосмысления тех поступков, желаний и стремлений, которые свойственны юности. Поэтому в подтексте стихотворения «Весенняя гроза» легко угадывается некоторая ностальгия поэта по тем временам, когда он был молод, свободен, полон сил и надежд.

Описывая обычное явление природы, Тютчев словно бы подбадривает потомков, отмечая, что процессы становления личности также неизбежны, как майский дождь, который не бывает без грома и молний.

И чем сильнее сотрясаются нравственные и моральные устои молодого человека, тем скорее он сможет научиться отделять правду ото лжи, а добро от зла.

Финальное четверостишье «Весенней грозы» посвящено мифическому сюжету, в котором с присущей для Тютчева образностью предпринята попытка дать объяснение природному явлению с точки зрения древнегреческого эпоса.

Однако волшебный сюжет, повествующий о богине Гебе, которая во время кормления орла уронила на землю кубок и пролила питье, чем вызвала дождь и грозу можно трактовать и с философской точки зрения. Этим метафоричным приемом поэт хотел подчеркнуть, что в нашем мире все циклично.

И спустя сотни лет все так же будет греметь майский первый гром, и так же представители нового поколения будут считать, что этот мир принадлежит только им, еще не успевшим постичь горечь разочарования, вкус побед и спасительное умиротворение мудрости.

А потом вновь все повторится, словно весенняя гроза, которая дарит чувство очищения, свободы и покоя.

«Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева 7 класс

Отличительная особенность раннего стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза» – его двойная датировка. Стихотворение было написано поэтом в 1828 году во время его пребывания в Германии и опубликовано в журнале «Галатея». Тютчев вернулся к произведению спустя четверть века, в 1854 году: во втором варианте была переработана первая строфа и добавлена вторая строфа.

Основной темой стихотворения является гроза. Гроза для Тютчева – это, прежде всего, движение, знаменующее перемены, рождение чего-то нового.

Тютчев проводит тонкую параллель между природой и миром людей, отождествляя весеннюю грозу с порой молодости – временем становления человеческой души.

Шагнув из детства во взрослую жизнь, молодость старается громогласно, во всеуслышание заявить о себе.

Идея единства природы и человека, как ее неотъемлемой части, передается в стихотворении с помощью сквозных образов неба, воды, солнца. Тютчев олицетворяет природные явления, приписывая им черты человека. В «Весенней грозе» гром резвится и играет, как маленький ребенок, поток бежит, а туча проливает воду, смеясь.

Романтическое стихотворение построено как монолог лирического героя. Композиция произведения включает четыре строфы.

В первой из них поэтом определяется тема и вводится главный образ – гроза, в двух последующих строфах разворачиваются сменяющие друг друга кадры картины грозы.

Заключительная строфа с помощью отсылки к древнегреческой мифологии еще раз перефразирует образ грозы. подчеркивая единение природы с божественным началом, объединяющим мир, и цикличность самого мира.

Легкость звучания и мелодичность стихотворению придает характерный для Тютчева четырехстопный ямб с пиррихием. В «Весенней грозе» использована перекрестная рифмовка, с чередованием мужской и женской рифм.

Единый поэтический образ стихотворения – гроза – раскрывается поэтом при помощи разнообразных художественных средств. Обилие сонорных согласных и использование аллитерации «г» и «р» («гремят раскаты».

«гром грохочет» ) создают яркую звуковую картину грозы. Развитие действия, движение передается в стихотворении обилием глаголов в личной или деепричастной форме (грохочет, резвяся, играя, летит, не молкнет, бежит ).

Насыщенность глаголами позволяет создать эффект кадров быстро сменяющейся картины грозы.

Особую выразительность стихотворению придают яркие, точно подобранные тропы. эпитеты (раскаты молодые, громокипящий кубок, перлы дождевые ), метафоры (солнце нити золотит ), олицетворения (поток бежит ), инверсия (поток проворный, гам лесной ).

Сконцентрировав внимание на одном, отдельно выхваченном мгновении жизни – весенней грозе, Тютчев великолепно воплотил ее описание в поэтическую форму, придав природному явлению философский смысл.

5 класс, 7 класс

Послушайте стихотворение Тютчева Весенняя гроза

Темы соседних сочинений

← Весенние воды↑ ТютчевВолна и дума →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutcheva/vesennyaya-groza

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева Ф. И. – характеристика и интересные факты :

Год от года в начале мая весна утверждает себя весенними грозами. Именно весна вдохновляет многих поэтов на создание истинных шедевров. Настоящим символом обновления природы и души человека стало это время года в стихотворении Тютчева “Весенняя гроза”. Анализ по плану этого творения гениального русского мастера слова вы можете тщательно проследить.

Федор Иванович Тютчев не в одном сочинении воспел природу как живое существо, наделенное человеческими чувствами и чертами. На всех этапах творчества поэта прослеживается тема единства человека и природы.

Он рисует мир многоликим и разнообразным, постоянно движущимся и меняющимся. Только человек, тонко чувствующий природу, знающий ее характер, смог подобрать слова для стихотворения “Весенняя гроза”.

Анализ его докажет гениальность этого шедевра.

Время создания стихотворения

Начать анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза” стоит с истории его возникновения. На формирование Федора Ивановича как поэта и литератора повлияли многие факторы.

Как только он окончил Московский университет, ему предложили работу за границей. Тютчев переезжает в Германию и становится внештатным атташе при миссии в Мюнхене. Там Федор Иванович провел 22 года.

Несмотря на отдаленность от родного края, он продолжал его любить и с теплотой относиться к русской культуре и природе.

Именно воспевая красоту русских полей, рек, гор, смог выразить наиболее ярко свой талант выдающийся поэт.

Перед анализом стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” нужно отметить, что оно по праву считается классическим. Выделяют две даты написания этого шедевра.

Первый раз его напечатали в журнале “Галатея” (1829 г). Спустя 25 лет, уже в России, поэт внес поправки в первую строфу и добавил еще одну.

В анализе стихотворения Федора Тютчева “Весенняя гроза” стоит вспомнить, что оно относится к раннему этапу творчества мастера.

Что стало поводом для написания этого сочинения, только ли впечатления от весенней грозы? Существует мнение, что на это могла повлиять влюбленность в жену Элеонору. Тютчеву тогда было 22 года, и он как раз женился.

О воодушевленности поэта можно судить по последней строфе (“Ты скажешь…”). Тон стихотворения очень радостный – природа оправляется от зимнего сна.

Основная тема

Продолжить анализ стихотворения Тютчева “Весенняя гроза” необходимо с определения главной темы. Поэт красочно рисует читателю весеннюю грозу. Гроза выступает как движение, ведущее к переменам и рождению чего-то нового.

Федор Иванович параллельно сравнивает природу и мир людей. Весенняя гроза сравнивается с молодостью, начальным этапом формирования человеческой души.

Выйдя из детского возраста, юность пытается громко заявить о своем существовании.

Тютчев показывает читателю необычную грозу. Это не грозная и устрашающая стихия, а прекрасное, сильное и торжествующее явление.

Главная мысль “Весенней грозы”

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты.

Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души.

Читайте также:  Николай сладков "ивовый пир"

С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Необычностью грозы автор показывает обратную сторону всего бытия. Он учит читателя смотреть на все перипетии и жизненные грозы с положительной стороны.

Жизнь, как и явление природы, – бурлящая, искрящаяся, сияющая. Все находится в динамике, гром “резвится и играет”, а все живое ему радуется – птицы, дождь, водопад. Туча также смеется, проливая воду.

Описание первого дождя выполнено в радостном настроении.

Особенности сюжета

Обычными словами художник творит чудо – грозу рисует в таком прекрасном свете, что читателю приходится просто наслаждаться. Вначале автор сообщает о том, что весенняя гроза для него в радость.

Он любит смотреть на голубое небо, где слышны первые раскаты грома. Их он называет молодыми. Затем пошел дождь, полетела пыль. Птицы стали радоваться грозе и закричали. Потом поэт сравнивает грозу с мифическим явлением.

Дождь похож для него на пролитый из кубка нектар богиней юности Гебой (из древнегреческой мифологии).

Композиция и жанр

Анализ стихотворения “Весенняя гроза” Тютчева будет неполным без упоминания о его построении. Это удивительное сочинение совсем небольшое, состоит из четырех строф. Строфой называют определенное количество строк, которые объединяются общей рифмой. В данном случае автором используется четырехстишие.

Первая строфа дает определение темы и знакомит с главным образом – грозой. Вторая и третья строфа – это описание самой стихии. В четвертой строфе явление грозы ассоциируется с божественным началом.

Все строфы гармонично перетекают одна в другую. В последней части автор пытается предугадать мысли читателя по поводу происходящего.

По поводу жанра стоит отметить, что это обычное лирическое стихотворение.

Образ грозы

Тютчев предоставляет читателю единственный образ – грозу. Она воспринимается юным существом, в котором буйствует радостная сила. Поэт четко воссоздает многие характерные черты этого образа. Федор Иванович показывает необычный дождь. Обычно все начинается с набухающих туч, темного низкого неба. Такая картина навевает страх и ужас.

У Тютчева все по-другому: стихия описывается легко и радостно. Гром раздался, но он совсем не страшный. Поэт показывает весеннюю грозу легкой репетицией пред бурными летними ливнями. Дождик не пошел, не полил, а просто брызнул. У Ф. И.

Тютчева есть другое стихотворение – “Как весел грохот летних бурь”, в котором поэт показывает совсем иную стихию.

Очень необычна концовка стихотворения. Тютчев вспоминает о “ветреной Гебе” и Зевсе. Для чего он это делает? Всем известно, что Зевс считался главным древнегреческим богом, громовержцем, он символизировал силу солнца, бессмертия и огня. В мифах говорилось, что стрелы для метания молний находились в когтях у орла Зевса.

Эту птицу приходила в мифе поить нектаром богиня вечной молодости Геба. Что изменил Тютчев в своем стихотворении по отношению к мифу? Тютчев решил показать, что смеющаяся Геба вылила кипящий кубок на землю. Этим самым автор проявляет свое радостное миропонимание. У него образ грозы необычный, он фантастический, мифический.

Только ли о грозе идет речь в стихотворении? Читателем тонко прослеживается душа поэта, напоенная любовью к женщине. Необычными образами и явлениями автор показывает состояние своей души, чтобы другие прочувствовали его счастье и радость.

Языковые особенности

Образность и смысловая окраска творения Федора Ивановича достигаются с помощью художественно-выразительных средств. Автором используется нейтральная по стилистике лексика.

Все состояния и действия в произведении переданы глаголами личной формы или деепричастиями. С каждым новым глаголом поэт вносит в шедевр новую картинку.

Сначала он говорит о раскатах, потом о дожде, затем о пыли. Все сменяется динамично.

Ф. И. Тютчев – мастер красочных эпитетов, и это он еще раз доказал в “Весенней грозе”. Раскаты он называет “молодыми”, перлы – “дождевыми”, поток – “проворным”. Поэт использует ряд олицетворений, которые неживым явлениям (перлам, грому, потоку) придают способности живых существ. Не оставил мастер свое творение и без метафор, инверсий.

Средства выразительности

Для раскрытия поэтического образа грозы автор использует много сонорных согласных, а также аллитерацию со звуками “р” и “г” (“гром грохочет”).

В стихотворении встречается прием ассонанса, когда повторяются одинаковые гласные для придачи ему особой языковой выразительности. С помощью тропов поэт превращает гром в шустрого и озорного мальчугана, который резвится и играет.

На солнце золотятся нити капель дождя, которые напоминают жемчуг на ветвях деревьев.

Читательская оценка

Федор Иванович Тютчев – настоящий Орфей, воспевающий русскую природу. Что видят современники в его стихотворении “Весенняя гроза”? Многие делают вывод, что людям необходимо хоть раз в году пережить грозу, чтобы понять, что все мрачные события заканчиваются радостью, душевным покоем и умиротворением.

В наше время, когда все отдалились от природы, это произведение очень актуально. Читатели сразу вспоминают о величии и красоте основоположницы всего живого.

Каждому хочется вернуться к ее истокам и выразить свою теплоту, признательность. Читатели восхищены тем, с каким мастерством Тютчев сконцентрировал свое внимание на весеннем природном явлении.

Он не просто поэтизировал грозу, а наделил ее глубоким философским смыслом.

Источник: https://www.syl.ru/article/356727/analiz-stihotvoreniya-vesennyaya-groza-tyutcheva-f-i—harakteristika-i-interesnyie-faktyi

Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза

Русский поэт Ф. И. Тютчев создал стихотворение «Весенняя гроза» в 1828 году, но через 26 лет в 1854 году поэт решил дополнить свой шедевр второй строфой и скорректировать первую.

В структуре стихотворения присутствуют четыре строфы.

В первой устанавливается тема и основной образ, вторая и третья строфы описывают буйство и красоту грозы, четвертая – делает окончательный акцент на связи грозы с цикличностью мира.

Тема стихотворения – гроза, в которую поэт вкладывает особый смысл. Так, он относится к ней как к движущей силе, способной изменить все вокруг и основать что-то новое. В стихотворении прослеживаются общие черты природы и людей.

Природное явление связывается с молодостью, когда человек переступает порог детства и представляет свою взрослость окружающим людям. Тютчев в своем произведении указывает, что люди и природа – это одно целое.

Черты человека олицетворяются солнцем, потоком воды и небом.

Тютчев при создании стихотворения использовал мелодичный и легкий четырехстопный ямб с пиррихием. При чтении произведения можно легко заметить очередность мужской и женской рифмы. Сила и импульсивность грозы подчеркивается аллитерацией и множеством сонорных согласных. Глаголы в личной и деепричастной форме помогают читателю ощутить мощность и быстроту движения природного явления.

Анализ стихотворения Весенняя гроза Тютчева

Основной мыслью для движения темы стихотворения, является мысль о грозе. Тютчев воспринимает грозу, как что прекрасное и чистое, которое приводит к чему то новому и прекрасному.

На протяжении всего стихотворения Тютчев сравнивает грозу с жизнью людей. Повествуя о том, что грозу можно сравнить с молодыми годами человеческой жизни, в которых происходит создание человека как личности.

Переступив порог во взрослую жизнь человек, пытается впитать в себя все новое и заявить о себе на весь мир.

В стихотворении поэт заложил идею взаимосвязи природы и людей, что трактуется в стихотворении при помощи образов природных явлений. Тютчев приписывает воде, небу, солнцу человеческие образы.

Произведение написано таким образом, что в каждой из четырех строф показывается гроза в своих различных образах. В первой описывается главный и ключевой образ грозы. Последняя строфа рассказывает читателю о божественной составляющей стихотворения, добавляя в строки немного античности. Также в последней строфе описывается насколько человек гармоничен, с окружающей природой.

Главный образ данного стихотворения-гроза, которая описывается Тютчевым при помощи разнообразных поэтических приемов. Использованные в стихотворении аллитерации передают всю гамму звуков по время грозы. Также в произведении часто используются глаголы, которые четко передают постоянно изменяющиеся грозу.

Стихотворение наполнено и другими художественными приемами такими как: метафоры, эпитеты, олицетворения.
Выбрав для своего творения конкретное природное явление – грозу прошедшую весной, поэт сумел её описать в красочной и захватывающей поэтической форме, подкрепляя строки философскими рассуждениями и художественными средствами.

5, 7, 10 класс

Анализ стихотворения Весенняя гроза по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/vesennyaya-groza

“Весенняя гроза” (Тютчев): анализ стихотворения

Лирический герой стихотворения «Весенняя гроза» (Тютчев), анализ которого мы проведем, передает свое восхищение первыми грозами в начале мая. Он вслушивается в раскаты грома, воспринимая их как детскую резвость природы, заражающую весь мир, который «вторит весело» их игре.

В первых трех четверостишиях (четырехстопный ямб) возникает образ грозы, «грохочущей», гремящей над лесом и горой. Они сбрызнуты дождем и в то же время освещены солнцем, ветер несет пыль, но воздух влажен, так как напоен «перлами дождевыми (от франц. «жемчужина»). Дождевая вода бежит с горы потоком, и ее шум сливается с гомоном птиц в лесу.

В реальных деталях подчеркиваются красота, согласие, партия грома воспринимается как зачин музыкального произведения, исполняемого хором.

Подробности пейзажа напоминают ремарки в драме, так как обрисовывают время и место действия (начало мая, небо голубое, солнце, дождик, лес, гора), особенности поведения действующих лиц («как бы резвяся и играя», «бежит поток проворный», «все вторит»). Грохот, гам, шум создают праздничное настроение, сцена украшена жемчугом, золотом, в декорациях сочетаются голубой, жемчужно-белый, золотистый цвета. Все приготовлено для выхода главной героини, ее появление — кульминация торжества:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Внимание к Гебе, в греческой мифологии богине юности, завершает развитие мотива молодого буйства в природе («Гремят раскаты молодые…»).

Вместе с ней упоминается ее отец, владыка богов и людей Зевс (орел, царь птиц, один достоин забавлять его), кубок, восстанавливающий в памяти первоначальное предназначение Гебы, бывшей виночерпием на пирах богов, его «громокипящее», волшебное содержимое — нектар, дающий бессмертие и вечную юность.

Читатель переносится в стилистику античной трагедии, среди персонажей которой боги и богини, лишенной, однако, безысходности, горестного смысла. Боги смеются («Смеясь, на землю пролила»), предаются ветреным забавам («ветреная Геба»), однако остаются владыками на земле и на небе.

Очевидно, что в мироощущении лирического героя стихотворения «Весенняя гроза» (Тютчев) признается существование связи между ними, что возвышает человека. Подтверждением этой мысли являются образы, выражающие идею движения («дождик брызнул, пыль летит», «С горы бежит поток», Геба кубок «на землю пролила»).

Гроза понимается как знак такой связи, звук доходит с неба, перекликаясь с «гамом лесным». Из-за этого она так любима лирическим героем, для которого важно подчеркнуть, что в земном существовании можно найти приметы вечного, оно и является первоосновой («весенний, первый», «молодые», богиня юности) жизни.

Разделение земного и небесного, нежелание замыкаться в рамках временного, преходящего свидетельствует о том, что образы стихотворения создаются в романтическом ключе.

Однако тютчевский романтизм имеет неповторимые особенности — в нем доминирует возвышение личности, золотыми нитями («И солнце нити золотит») связанной с небом.

Человек, способный осмыслить явления мира, мифологизирующий вселенную, чувствующий в ней скрытый божественный смысл, равен богам.

Образ грозы, находящийся в центре стихотворения, получает значение мифа, вечно обновляющегося в земной жизни: реальная гроза в начале мая напоминает о том, что уже в античном сознании существовало представление о слитности дождя и грома с плодоносящей силой земли (греческий Зевс, древнейшими орудиями которого были гром и молния, делающие его громовержцем», в римской мифологии претворяется в бога неба, грозы, солнечного света, «дождливого», «гремящего», «плодоносного» Юпитера). Воссоздание пейзажа превращается в развертывающееся действие, спектакль прекрасен, значителен, земные создания в нем участвуют наряду с небожителями. В стихотворении запечатлено мгновение раската грома, но, по воле художника, оно остановилось, создана возможность сопоставить предметный, философский, мифологический планы.

Читайте также:  Княжна мери: характеристика и образ героини в романе м.ю. лермонтова "герой нашего времени"

Личность возвышается в ее устремленности к бесконечному, грандиозному. Утверждение величественности мироздания у Тютчева продолжает традицию классицистической лирики.

Соединение двух тенденций является главной характеристикой стиля поэта, что отразило специфику духовной жизни человека переходной эпохи, когда уходил в прошлое «золотой» век русской литературы и на смену ему приходило новое осмысление действительности.

В конце 1820-х годов, когда написан первый вариант стихотворения «Весенняя гроза», оно только предчувствуется, гремит издали «раскатами молодыми», в которых еще не слышно трагических аккордов.

Тютчевская поэзия становится золотой нитью, связывающей будущее с веком господства классицизма и романтизма. Еще во время учебы на словесном отделении Московского университета Тютчев обратился к осмыслению классицистического наследия, прежде всего творчества Г.Р. Державина. Его стремление к афористичности (от греч.

«изречение», сжатое выражение мысли) было близко Тютчеву, создавшему жанр философского фрагмента (от лат. «обломок»). Эту жанровую тенденцию он воспринял и из поэзии немецких романтиков. В 1820—1830-е годы поэт, в связи со службой в Коллегии иностранных дел, жил в Германии.

В Мюнхене он познакомился с крупнейшими представителями немецкого романтизма (Ф. Шеллинг, Г. Гейне), переводил произведения Г. Гейне, Ф. Шиллера, И.В. Гете. К концу 1820-х годов, когда сложилась его художественная манера, стало очевидно, что основой преодоления романтических противоречий для него стало следование идеям Ф.

Шеллинга о «мировой душе», понимаемой как глубинное единство природы и внутреннего мира человека.

Жанровая специфика стихотворений Тютчева обусловила необходимость для их анализа быть внимательными к каждому слову, в особенности к понятиям, ключевым в характеристике лирического героя.

Так, в стихотворении «Весенняя гроза»(Тютчев), анализ которого нас интересует, слово «гроза» возвышается не только на содержательном уровне, где оно выражает идею грозной и прекрасной связи земли и неба (образ «громокипящего кубка», пролившегося на землю), но и на фоническом.

В четырех строфах фрагмента звучат аллитерации и ассонанс, постоянно возвращающие к нему. В первом, втором и третьем четверостишиях сочетания согласных гремят, как раскаты грома, не оглушающие, не страшные, а похожие на игру, шутку. Они прерываются, неожиданно возобновляются снова.

В аллитерациях важно не звукоподражание, а эмоциональное впечатление, подтверждающее смысловое выделение мотива юношеской резвости природы:

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые…

Все вторит весело громам.

Наряду с повтором «гр» и «р» в первой и второй строфах звучит в значимых словах звук «з» (розу, резвяся, брызнул, золотит). В последнем четверостишии их дополняет упоминание Зевса. Такое фоническое средство называется ономатопея (от греч. «называние»).

Тонику в стихотворении создает ассонанс, воспроизводящий гласный звук в слове «гроза» (обратите внимание, что «о» в безударном слоге близко к «а»). В первой строфе «а» содержат женские рифмы (мая, играя) в двух завершающих, благодаря этому звуку согласуются окончания в мужских рифмах (гам, громам, орла, пролила).

«А» заканчивает стихотворение, активизируя в сознании те слова, в которых оно звучало на ударной позиции в предыдущем тексте (помимо рифмовавшихся, это: резвяся, гремят, гам, кормя, смеясь).

Таким образом, проводя анализ стихотворения Тютчева «Весенняя гроза», можно заметить, что в нем активизируется установка на произнесение текста вслух, что добавляет новую мотивировку для того, чтобы расценивать происходящее как грандиозный спектакль, в котором участвует лирический герой. Театральность происходящего снимает умозрительную абстрактность философской углубленности, к которой стремится автор.

Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. – М.: Высш. шк., 2005

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tjutchev_f_i/vesennjaja_groza_tjutchev_analiz_stikhotvorenija/112-1-0-1115

Тютчев Весенняя гроза

Родился Фёдор Иванович Тютчев в далеком 1803 году, а именно – 23 ноября. Детские годы великого поэта прошли в имении Овстуг, которое находилось в Брянском уезде на территории Орловской губернии. Родители писателя принадлежали к стародворянскому роду.

Согласно традициям, которые сложились в дворянских семьях XIX века, начальное образование и основы общественных наук Фёдор получил дома. Тютчеву весьма повезло, ведь его учителем был образованный человек, который прекрасно разбирался в поэзии. Звали его Семён Егорович Раич.

Он отлично знал многие языки и обучал им своего ученика.

Именно благодаря своему наставнику Фёдор Иванович смог оценить многие переводы Горация. Они и сподвигли его к написанию произведений, которые являются классикой русской литературы.

Первые творения были настолько успешными, что по достижении пятнадцати лет он без особенного труда становится членом всемирно известного общества, в котором присутствовали только одаренные любители русской словесности.

Произведения автора были написаны только на русском языке, хотя он в совершенстве владел и многими иностранными.

После начального обучения он поступает на учебу в университет в Москве. В 1821 году заканчивает его с отличием и идет на службу в коллегию по иностранным делам. С этого момента он уезжает с родных земель и проживает за границей на протяжении 22 лет.Служба у Фёдора Ивановича была разносторонней. Он проживал как в Германии, так и в Италии.

Лишь изредка он мог себе позволить приехать в гости в родные места. Все это не мешало автору писать стихотворения о России, Тютчев постоянно поддерживал и ощущал духовную связь с родиной. Будучи студентом в Московском университете, автор весьма сильно увлекся философским направлением. Особенно его привлекали теории Паскаля, который был великим математиком и философом.

Главная цель его мыслей – это значимость человека в бесконечности. Данный вопрос волновал Фёдора до последних его дней.В творчестве Тютчева отражается не только духовность, но и разумное суждение о тех или иных жизненных ситуациях.

Строки в произведениях легко воспринимаются читателями, но одновременно с этим способны глубоко проникнуть в подсознание человека и оставаться там надолго, затрагивая самые сокровенные чувства.Окончательно Федор Иванович сложился в качестве поэта к тридцатым годам девятнадцатого столетия.

В это время он написал уже большое количество произведений, к примеру, «Бессонница», «Весенние воды», «Летние вечера» и многое другое. Данные произведения попали к Александру Сергеевичу Пушкину. Они весьма сильно понравились ему. Именно они были опубликованы в известном на то время журнале «Современник».

С этого момента о Фёдоре Ивановиче Тютчеве становится известно практически всей публике. Печать в данном издании приносит славу поэту.Произведения Фёдора Ивановича очень разноплановые. Часто за описанием природного явления поэт скрывал глубокий философский смысл. Именно таким является стих «Весенняя гроза».

Анализ произведения «Весенняя гроза»

Фёдор Иванович Тютчев за свою жизнь создал большое количество произведений, которые поражают читателя своею искренностью, поэтичностью и особенностью сюжетной линии, связанной именно с натуральной природой.

Ярким пример творчества является стихотворение, которое автор назвал «Весенняя гроза», но любители поэзии часто называют его «Люблю грозу в начале мая».Шедевр отличается от аналогичных произведений наличием двойной датировки. Создано стихотворение в далеком 28-м году девятнадцатого столетия.

В это время Фёдор Иванович уже проживал за пределами России, а именно – в Германии. Печаталось издание во многих журналах того времени, но впервые его увидел свет, благодаря размещению в журнале «Галатея». Спустя четверть века, автор вернулся к стихотворению и сделал в нем некоторые корректировки.

В 1854 году была немного перебрана первая строфа и к ней добавлена вторая.Основная тематика произведения «Весенняя гроза» — это описание природной стихии, а именно грозы, которая отличается особенной красотой в весенний период года.

В качестве грозы Фёдор Иванович показывает особенное движение, которое по-своему рассказывает о грядущих переменах и зарождают нечто новое.Автором показана особенная тонкая параллель между природой и миром человека.

Гроза представляет собой молодость лирического героя, именно тот период жизненного пути, когда производится становление человеческой личности и формируются особенности ее души. Данная своеобразная ассоциация показывает, что человек, шагнув из детства к взрослой жизни, старается показать себя миру, делает это громогласно и не стесняется заявить о себе как личность.

Особенности произведения «Весенняя гроза»

Фёдор Иванович Тютчев показывает единство человеческой личности и натуральной природы. Он старается передать читателю, что эти два звена представляют собой неотъемлемые части. Для максимально оформленной картины он использует образы небывало красивого неба, шумящей воды, а также солнечных лучей.

В стихотворении образ природы максимально олицетворен, в нем четко просматриваются черты человеческой личности. В ходе сюжета произведения видно, что гром резвится, играет – такое поведение имитирует активность маленького ребенка. Водные потоки бегут, а тучи проливают воду с улыбкой, своеобразно смеясь над ситуацией.

Стихотворение «Весенняя гроза» имеет романтическое направление и построено в виде своеобразного монолога, повествующего со стороны лирического героя. Композиция произведения построено классическим образом и включает в себя четыре строфы.

Первая строфа — это введение в тему самого произведения, где читателю представлен центральный образ, который описан максимально подробно.

Это природная стихия – гроза. Две последующие строфы в дальнейшем разворачиваются и постепенно сменяют друг друга кадрами, где всегда ведущее место отведено грозе. В заключительной строфе имеется своеобразная отсылка в сторону древнегреческой мифологии и образ природы в данных строках еще раз перефразируется.

Все это подчеркивает своеобразность природного явления и сравнение его с божеством, исключительным началом, которое всеми силами старается объединить мир, а также указать на постоянную цикличность.

Особенную легкость во время звучания, а также мелодичность рифмам в стихотворении придает используемый Фёдором Ивановичем ямб четырехстопного типа. Главная особенность данного формирования – это использование исключительного пиррихием. Произведение «Весенняя гроза» представлено в виде перекрестной рифмовки в строках, где чередуют как мужские, так и женские рифмы.

Главный и единичный образ в представленном произведении – это гроза. Чтобы раскрыть особенности данного природного явления, Тютчев использует множество исключительных художественных средств.

В стихотворении имеется большое количество сонорных согласных, а также применяются аллитерации с использованием букв «г» и «р», к примеру, гремящие раскаты, грохот грома. Все они максимально качественно создают в воображении читателя натуральность звуковой картины представленной грозы.

Действия развиваются весьма быстро, а движение передается в произведении с помощью всевозможных обильных глаголов. Все они имеют личную и деепричастную форму, к примеру, грохочет, резвится, играет, летит, не умолкает, бежит.

Именно насыщенность особенными глаголами придает произведению исключительный эффект использования кадров, которые постоянно сменяются вслед за природным явлением.

Особенности стихотворения «Весенняя гроза»

Особенная выразительность в произведении достигается благодаря использованию ярких и по-особенному точно подобранных троп:

Эпитетов – молодой раскат, громозакипающий кубок, перлы дождя.
Метафор – солнце золотит нити.
Олицетворений – убегающий поток.
Инверсий – проворный поток, гам леса.

Фёдор Иванович Тютчев старается максимально точно сконцентрировать внимание на чем-то определенном, показать те моменты, с которыми сталкивается человек на своем жизненном пути.

Все это придает произведению особенный философский смысл.

Замечательный автор в поэтической форме смог выразить чувства, переполняющие душу в те дни, когда природа умывается, очищается, и готова к новым свершениям и победам.

Источник: https://gfom.ru/tyutchev_vesennyaya_groza.php

Ссылка на основную публикацию