Сочинение: тема «толстого и тонкого» в юмористическом рассказе а.п. чехова

Сочинение «Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» (1)»

В словаре литературных терминов говорится, что сценка —это зарисовка, картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.Рассказ русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» написан в жанре сценки.

В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей — бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, — об этом автор не сообщает.

Но по маленьким деталям их поведения, выразительным подробностям, которые подметил автор, у нас складывается представление о месте каждого из героев в жизни.

То, что толстый и тонкий стоят на разных ступеньках социальной лестницы (один — преуспевающий, второй — мелкий чиновник), видно еще в начале рассказа: толстый только что пообедал, и «губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», от него пахло дорогим вином (хересом) и флер-д'оранжем.

Тонкий только что вышел из вагона и «был навьючен чемоданами, узлами и картонками», «пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Толстый первый увидел и окликнул тонкого. Оба одинаково обрадовались встрече и троекратно, по-приятельски, «облобызались».

Тонкий сразу с важностью представил свою жену и сына, гордясь и хвастая тем, что жена его «лютеранка, урожденная Ван-ценбах», а сын ученик III класса.

Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы.

Сын тонкого не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).Толстый был искренне рад встрече, он расспрашивал тонкого о жизни, «восторженно» глядя на него.

Тонкий же вел себя непринужденно, по-приятельски, только до тех пор, пока не узнал, что толстый уже дослужился до тайного советника и имеет две звезды. С этой минуты тонкого словно подменили.

Он вдруг «побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.

Сам он съежился, сгорбился, сузился». Казалось, что съежились и сморщились даже его узлы, чемоданы и картонки.

Его жена и сын Нафанаил вытянулись в струнку перед чиновником такого высокого ранга, а сам тонкий стал называть своего старого друга «ваше превосходительство» и обращаться к нему на вы.

Толстому такое обращение неприятно и непонятно, он совершенно не воспринимает эту неожиданную встречу как встречу начальника с подчиненным, он даже поморщился и спросил: «…

К чему тут это чинопочитание?» То есть дал понять, что разговаривает с тонким как со старым добрым другом, на равных, и не важно в данный момент, кто какую должность занимает и кто каких высот достиг. Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку.

Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице «благоговения, сладости и почтительной кислоты», «отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку».Мы видим, что главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий — маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни.

Автор осуждает такую рабскую психологию тонкого, заискивающего перед «значительным лицом».Этот рассказ Чехов написал в 1883 году — более 120 лет назад, но тема чинопочитания актуальна до сих пор. И сейчас встречаются люди, которые лебезят и льстят начальству. Но я думаю, что чинопочитание только вредит нашему обществу, хотя пословица «Дружба — дружбой, а служба — службой» тоже верна.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-osuzhdenie-chinopochitaniya-v-rasskaze-a-p-chexova-tolstyj-i-tonkij-1/

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

В произведении Чехова “Толстый и тонкий” анализ невозможен без определённых знаний об эпохи, в которую жил и творил писатель. В 6 классе учащиеся ещё недостаточно знакомы с творчеством А. П.

Чехова, и на уроках литературы могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения.

Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей.

Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована.

Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

Известно, что в черновом варианте, толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости.

Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно.

Тема и идея в рассказе взаимосвязаны и практически идентичны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды.

Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепствованию и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире.

Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев.

Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "профессия учитель"

Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Толстого и тонкого».

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр легендарным. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/tolstyy-i-tonkiy/analiz-proizvedeniya-chehova.html

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

 Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ.

Цель: выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста; Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.

Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу.

Эпиграф: «Краткость – сестра таланта».

Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)

Ход урока

1. Введение.

Слово учителя.

Чехов, изумительный мастер лаконичной речи (работа над словом «лаконичный») выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое.

У Чехова мы учимся меткому и точному слову. Сегодня, анализируя рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем как всегда, учиться вчитываться в текст.

2. Основная часть.

        Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

        А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».

        — О чем эта деталь говорит?

        «Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна — две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.

— Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?  

        — А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?

        (Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).

        — Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопостановлению, антитезе.

        — Богатый и бедный.

        — Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…

        — Как передает писатель радость этой встречи?

(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?

        — Прочитайте речь тонкого.

        — Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?

        — Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?

(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» — не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).

        — Прочитаем ответ толстого.

        — Что мы узнаем о его положении в обществе?

        — Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?

        — Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?

— Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

        — Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.

        — Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.

        За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.

        Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?

(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?

        — Зачем их так много?

        — Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.

        От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.

— Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?

        — Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?

— Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.

        — Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.

        Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.

3. Заключение.

        — Для чего он это сделал?

        — Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?

        — Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе?

        — Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала этот: Краткость – сестра таланта»?

4. Вывод. Оценка.

5. Домашнее задание:  1) Прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

                                       2) Напишите изложение на тему «Встреча толстого и тонкого на                                                    

                                              на вокзале».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/02/24/ap-chekhov-tolstyy-i-tonkiy

Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий»

Сочинения по литературе: Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий» В словаре литературных терминов говорится, что сценка — Это зарисовка, картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей.

Рассказ русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий» написан в жанре сценки. В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей — бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, — об этом автор не сообщает.

Но по маленьким деталям их поведения, выразительным подробностям, которые подметил автор, у нас складывается представление о месте каждого из героев в жизни.

То, что толстый и тонкий стоят на разных ступеньках социальной лестницы (один — преуспевающий, второй — мелкий чиновник), видно еще в начале рассказа: толстый только что пообедал, и «губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни», от него пахло дорогим вином (хересом) и флер-д'оранжем.

Тонкий только что вышел из вагона и «был навьючен чемоданами, узлами и картонками», «пахло от него ветчиной и кофейной гущей». Толстый первый увидел и окликнул тонкого. Оба одинаково обрадовались встрече и троекратно, по-приятельски, «облобызались».

Тонкий сразу с важностью представил свою жену и сына, гордясь и хвастая тем, что жена его «лютеранка, урожденная Ван-ценбах», а сын ученик III класса. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы.

Читайте также:  Подводный мир палау и озеро медуз

Сын тонкого не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца). Толстый был искренне рад встрече, он расспрашивал тонкого о жизни, «восторженно» глядя на него.

Тонкий же вел себя непринужденно, по-приятельски, только до тех пор, пока не узнал, что толстый уже дослужился до тайного советника и имеет две звезды. С этой минуты тонкого словно подменили.

Он вдруг «побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Сам он съежился, сгорбился, сузился». Казалось, что съежились и сморщились даже его узлы, чемоданы и картонки.

Его жена и сын Нафанаил вытянулись в струнку перед чиновником такого высокого ранга, а сам тонкий стал называть своего старого друга «ваше превосходительство» и обращаться к нему на вы.

Толстому такое обращение неприятно и непонятно, он совершенно не воспринимает эту неожиданную встречу как встречу начальника с подчиненным, он даже поморщился и спросил: «…К чему тут это чинопочитание?

» То есть дал понять, что разговаривает с тонким как со старым добрым другом, на равных, и не важно в данный момент, кто какую должность занимает и кто каких высот достиг. Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку.

Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице «благоговения, сладости и почтительной кислоты», «отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку». Мы видим, что главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий — маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни.

Автор осуждает такую рабскую психологию тонкого, заискивающего перед «значительным лицом».

Этот рассказ Чехов написал в 1883 году — более 120 лет назад, но тема чинопочитания актуальна до сих пор. И сейчас встречаются люди, которые лебезят и льстят начальству. Но я думаю, что чинопочитание только вредит нашему обществу, хотя пословица «Дружба — дружбой, а служба — службой» тоже верна. В коротких и смешных рассказах А.

П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе. Герои рассказа «Толстый и тонкий» — друзья детства. Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны.

Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев: довольный жизнью, преуспевающий тайный советник и суетливый, едва сводящий концы с концами, коллежский асессор.

Пока разница в положении им неизвестна, их глаза светятся искренней радостью, и друзья, перебивая друг друга, вспоминают прежние времена, расспрашивают о нынешнем житье-бытье.

Но вот становится известным их служебное положение. С толстым, к удивлению, не происходит никакой перемены, его действительно волнуют воспоминания, старые гимназические проделки. Но что случилось с тонким? Почему он «вдруг побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился»? Почему его радостное до этого лицо «искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»?

Что сталось с его речью? Как жутко, что человек способен так унижаться, только лишь почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек, напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения. Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.

Источник: http://historylib.net/osuzhdenie-chinopochitaniya-v-rasskaze-a-p-chexova-tolstyj-i-tonkij/

Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” (1 вариант)

В словаре литературных терминов говорится, что сценка – это зарисовка, картинка с натуры, короткий юмористический рассказ, комизм которого состоит в передаче разговора персонажей. Рассказ русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова “Толстый и тонкий” написан в жанре сценки.

В нем идет речь о встрече на железнодорожном вокзале двух приятелей – бывших одноклассников: толстого и тонкого. Мы не знаем, как они выглядели, во что были одеты, красивы они были или уродливы, – об этом автор не сообщает.

Но по маленьким деталям их поведения, выразительным подробностям, которые подметил автор, у нас складывается представление о месте каждого из героев в жизни.

То, что толстый и тонкий стоят на разных ступеньках социальной лестницы (один – преуспевающий, второй – мелкий чиновник), видно еще в начале рассказа: толстый только что пообедал, и “губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни”, от него пахло дорогим вином (хересом) и флер-д’оранжем.

Тонкий только что вышел из вагона и “был навьючен чемоданами, узлами и картонками”, “пахло от него ветчиной и кофейной гущей”. Толстый первый увидел и окликнул тонкого. Оба одинаково обрадовались встрече и троекратно, по-приятельски, “облобызались”.

Тонкий сразу с важностью представил свою жену и сына, гордясь и хвастая тем, что жена его “лютеранка, урожденнаяВанценбах”, а сын ученик III класса. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы.

Сын тонкого не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).

Толстый был искренне рад встрече, он расспрашивал тонкого о жизни, “восторженно” глядя на него. Тонкий же вел себя непринужденно, по-приятельски, только до тех пор, пока не узнал, что толстый уже дослужился до тайного советника и имеет две звезды. С этой минуты тонкого словно подменили. Он вдруг “побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой.

Сам он съежился, сгорбился, сузился”. Казалось, что съежились и сморщились даже его узлы, чемоданы и картонки. Его жена и сын Нафанаил вытянулись в струнку перед чиновником такого высокого ранга, а сам тонкий стал называть своего старого друга “ваше превосходительство” и обращаться к нему на вы.

Толстому такое обращение неприятно и непонятно, он совершенно не воспринимает эту неожиданную встречу как встречу начальника с подчиненным, он даже поморщился и спросил: “… К чему тут это чинопочитание?” То есть дал понять, что разговаривает с тонким как со старым добрым другом, на равных, и не важно в данный момент, кто какую должность занимает и кто каких высот достиг.

Но тонкий еще больше съеживается, подобострастно хихикает, его жена улыбается толстому, а сын даже шаркает ножкой и от испуга роняет фуражку. Толстый хотел было возразить, остановить тонкого, но ему стало противно, когда он увидел, сколько у того на лице “благоговения, сладости и почтительной кислоты”, “отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку”.

Мы видим, что главным объектом осмеяния в рассказе является тонкий – маленький человечек, который унижается и пресмыкается перед приятелем, более преуспевшим в жизни. Автор осуждает такую рабскую психологию тонкого, заискивающего перед “значительным лицом”.

Этот рассказ Чехов написал в 1883 году – более 120 лет назад, но тема чинопочитания актуальна до сих пор.

Читайте также:  Кустик в поле осенью

И сейчас встречаются люди, которые лебезят и льстят начальству. Но я думаю, что чинопочитание только вредит нашему обществу, хотя пословица “Дружба – дружбой, а служба – службой” тоже верна.

(No Ratings Yet)
Loading…

Порівняльна характеристика карла та ганелона.

Ви зараз читаєте: Осуждение чинопочитания в рассказе А. П. Чехова “Толстый и тонкий” (1 вариант)« Тарас Шевченко – Заступила чорна хмараСравнительная характеристика Остапа и Андрия »

Источник: http://ukr-lit.com/osuzhdenie-chinopochitaniya-v-rasskaze-a-p-chexova-tolstyj-i-tonkij-1-variant/

«Мой А. П. Чехов»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вязовская средняя общеобразовательная школа»

Сочинение на тему:

«Мой А.П. Чехов»

Выполнила:

Таранова Виктория Сергеевна, 13 лет

Руководитель:

Таранова Вита Александровна, учитель русского языка и литературы

2009 г.

А.П. Чехов – один из самых

чудесных писателей на земле.

А.Фадеев

Занять одно из первых мест в литературе при жизни Льва Николаевича Толстого было ох как не просто. Антона Павловича Чехова постоянно сравнивали с ним. А писатель по призванию и врач по образованию в одном из писем признался: « Я ни одного человека не любил так, как его».

Но вот однажды и мудрец Толстой, зорко следивший за творческим ростом Чехова, отметил: «…новые, совершенно новые… для всего мира формы письма».

Однако насколько хороша эта новизна? Придётся ли по вкусу публике?

Поэтому я не случайно начала своё сочинение со слов А.Фадеева. Ведь я разделяю его точку зрения: Чехов – лучший писатель! Кроме того, я считаю, что его книги, действительно, публике пришлись по вкусу.

Ведь драматические произведения Антона Павловича не сходят сегодня со сцены театров: открытие театрального сезона, закрытие ли его, на сцене неизменно постановка Чехова.

Более ста лет творчество писателя почитаемо как в нашей стране, так и за рубежом. И этот факт ни для кого не секрет.

Однако моя цель не хвалить Чехова как художника слова, я хочу рассказать о своём Антоше Чехонте.

Не скрою, впервые с творчеством Антона Павловича Чехова я познакомилась в школе на уроках литературы. Но его рассказы настолько тронули струны моей души, что я ими просто зачитывалась.

Кто не знает его « Ваньку», «Каштанку», «Хамелеона», «Беглеца» или «Лошадиную фамилию»? Ведь они составляют золотую сокровищницу русской литературы. Я ставлю Чехова в один ряд с замечательнейшими писателями золотого века: Пушкиным, Гоголем, Толстым.

Но у Антона Павловича есть одна отличительная особенность: он писал о ни чем не примечательных людях — чиновниках, полицейских, студентах, врачах. Они изображались в самых обыденных обстоятельствах: в работе, на отдыхе, в театре, по дороге на дачу.

А вот в зависимости от того, в какую ситуацию попал герой, я рассказы Чехова поделила бы на смешные и грустные.

Всё так потому, что человек – существо чувствительное: веселится, когда ему хорошо, легко на душе, когда он видит радость других, и печалится, если что-то не ладится, если с кем-то случилось несчастье. А в центре произведений Чехова- человек.

Внешне смешон рассказ «Злоумышленник». Главный герой его – неграмотный мужичонка. Его судят за то, что он отвинтил гайку, «коей рельсы прикрепляются к шпалам», чтобы из неё сделать грузила. Чехов заставляет читателя смеяться над бестолковым, непонятливым мужиком.

Но разве он один отвинчивает гайки, не помышляя о последствиях? Мы видим, что вся деревня потонула в невежестве и нищете.

А за образом мужичонки – «злоумышленника» скрывается такая народная беда, что, читая рассказ, не смеяться хочется, а, наоборот, испытываешь жалость и к мужику, и к народу в целом.

Очень мне нравится рассказ «Лошадиная фамилия». Никогда не подумала бы, что в рассказе речь пойдёт о людях. Оказывается, под таким заголовком произведения скрывается фамилия лекаря. Нельзя не отметить, что медицинская тема очень близка Чехову, ведь он врач и для многих своих художественных сюжетов черпал материалы из своей врачебной практики.

Но вернусь к рассказу «Лошадиная фамилия». Он юмористический, поэтому здесь много эпизодов, которые делают рассказ смешным. Сорок лошадиных фамилий придумывают герои произведения, стараясь вспомнить настоящее имя лекаря!

Но эпизод, когда неожиданно для всех приказчик вспомнил фамилию, и она оказалась не лошадиной, было наиболее интересно читать.

Делая рассказ смешным, Чехов проявляет неистощимую изобретательность. Речь его всегда яркая, точная, лаконичная. Писатель использует известные поговорки («его каждая собака знает»), к фразеологизмам прибавляет новые слова («пошепчет, поплюёт – и как рукой», «заговорил зубы – первый сорт»), что придаёт особую выразительность, чем он и подкупает своего читателя.

Моего Чехова всегда отличало от других писателей прекрасное знание жизни, глубокое понимание людей, их поведения, неистощимая фантазия, что и позволяло ему создавать столь прекрасные, нами любимые рассказы.

Смех Антона Павловича Чехова добродушный, но, и смеясь, писатель предъявляет к людям высокие требования, одновременно понимая и сложность жизни, и человеческие слабости. Ведь прежде всего Чехов – человек, потом – писатель, поэтому его рассказы не могут быть нам непонятными.

Мне невольно вспомнились слова К.И. Чуковского, который однажды сказал: «Читаешь чеховский рассказ или повесть, а потом глянешь в окошко и видишь как бы продолжение того, что читал…».

Разве нет среди нас «злоумышленника», толстого и тонкого или хамелеона, которых описал когда-то Чехов в своих произведениях. Стоит нам только внимательнее присмотреться к окружающим, и мы их, чеховских персонажей, несомненно, увидим.

Именно поэтому могу с уверенностью отметить, что проблемы, описанные автором более ста лет назад актуальны и сегодня, и в смешные чеховские ситуации каждый из нас попадал не однажды.

Но почему же Чехов изображал человека в таких интересных ситуациях? А вся суть заключается в следующем: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, какой он есть». Так считал Антон Павлович Чехов. Я с ним согласна. Свою писательскую миссию он выполнил.

Прошли десятилетия…. Чехов и сегодня один из любимейших писателей. Книги его читают, пьесы ставят в театрах. Я верю в бесконечную жизнь чеховских произведений и в то, что они воспитают ещё не одно поколение.

  1. Рассказ

    Летом прошлого года я отдыхала в Таганроге. Конечно, мне было хорошо известно, что этот город – родина знаменитого русского писателя Антона Павловича Чехова.

  2. Документ

    Маскарад. Все женщины — в домино и масках. Мужчины — как в домино и масках, так и без оных. Домино — самых разных цветов и оттенков. Но преобладают песочный цвет, зеленый, голубой и все оттенки красного.

  3. Рассказ

       «Милый Миша, Вы нас забыли совсем, приезжайте поскорее, мы хотим Вас видеть. Умоляем Вас обе на коленях, приезжайте сегодня, покажите Ваши ясные очи.

  4. Документ

    Лев Николаевич Толстой в 1882 году, хотя и был графом, лично переписывал народ на одном из самых криминальных участков Москвы того времени. Ему достался «участок Хамовнической части, у Смоленского рынка, по Проточному переулку,

  5. Сочинение

    Начало 21 века… Сложное время, время потерь и приобретений, время преобразований и надежд. Мы пытаемся вернуть утраченные ценности. И такой основой духовности всегда для русского человека был А.

Источник: https://refdb.ru/look/1467678.html

Ссылка на основную публикацию