Сочинение: «сон обломова» (по роману и.а. гончарова «обломов»)

Роль главы «Сон Обломова» в романе (сочинение по роману Гончарова «Обломов»)

Глава, о которой пойдёт речь, играет в романе И.А. Гончарова важную композиционную роль. Описываемый в ней сон во многом объясняет характер главного героя, его отношение к действительности, помогает понять истоки обломовщины — явления, погубившего человека с добрым сердцем и открытой душой.

Итак, герою снится Обломовка его детства. Она предстаёт перед нами своеобразным оазисом, неким островом, оторванным от всего остального мира. Обитатели этого райского уголка не ведают житейских бурь и чувствуют себя абсолютно защищёнными. В Обломовке не знают даже страха перед смертью: «Всё сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Обращает на себя внимание размеренность существования в Обломовке. Жизнь здесь идёт по кругу — подобно тому, как повторяются природные явления, наблюдаемые обломовцами из года в год. Время в Обломовке как бы остановилось.

Оторванность Обломовки от остального мира приводила к тому, что в неё не проникали никакие новости извне, а потому её обитателям было не с кем себя сравнивать и они не задумывались о смысле жизни, никогда не задавали себе лишних вопросов.

Их идеал заключался в том, чтобы один день походил на другой: «сегодня как вчера, вчера как завтра». Главной заботой обитателей Обломовки была вкусная и обильная еда: обсуждение блюд для предстоящего обеда являлось основным событием дня.

На мой взгляд, снящаяся Илье Ильичу Обломовка сама является сонным царством и в прямом, и в переносном смысле. Послеобеденный сон в Обломовке — картина, заставляющая вспомнить сказку о спящей красавице: каждый сваливается там, где застиг его сон. И это было единственное время, когда ребёнок — он один бодрствовал среди спящих взрослых — мог утолить своё любопытство к окружающему миру.

Сонную жизнь обломовцев не нарушали никакие происшествия. Здесь не ведали ни грабежей, ни убийств, ни других «страшных случайностей». Точно так же не волновали обитателей Обломовки «ни сильные страсти, ни отважные предприятия».

Таким образом, изолированность от деятельного мира, растительное существование, отсутствие духовных запросов — таковы особенности среды, в которой формировался характер героя. Возможно, жизнь в Обломовке представляется по-своему привлекательной (сон Обломова неуловимо окрашен поэзией детства), но, безусловно, такая атмосфера губительна для развивающейся души.

Погружаясь вместе с Обломовым в его сон, мы прослеживаем жизнь героя с самого начала и видим, что, будучи ребёнком, он, как и все дети, был непоседлив и любознателен.

Однако взрослые гасили все его порывы, ограждая мальчика от возможных опасностей, формируя у него презрительное отношение к труду ради хлеба насущного (труд в Обломовке считался наказанием, написанным на роду), внушая превратное представление о жизни.

Не о героях и не о богатырях рассказывала няня маленькому Илюше — в её сказках говорилось о стране, где «текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает».

В других же няниных сказках действовали страшные призраки, мертвецы и оборотни, что сеяло в душе впечатлительного мальчика тоску и боязливость по отношению к окружающему миру.

Вот и вырос он тяжёлым на подъём и несмелым человеком, хотя в молодые годы, подобно многим, мечтал о деятельной жизни.

Прочитав главу «Сон Обломова», мы понимаем, что характерные черты личности героя: робость и леность, непрактичность и беспомощность перед жизнью — берут истоки в его детстве. Беда, погубившая Обломова, носит имя его рода. Обломовщина — особое состояние души, при котором воля парализована, а чувства не находят выхода.

«Погиб, пропал ни за что», — подвёл итог его жизни Штольц. Хороший человек ни на что не пригодился в жизни — что может быть трагичнее! Остаётся думать, что сыну Обломова предназначена другая судьба.

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/goncharov_i_a/rol_glavy_son_oblomova_v_romane_sochinenie_po_romanu_goncharova_oblomov/75-1-0-1793

Сочинение на тему Сон Обломова в романе Обломов, Гончаров читать бесплатно

­Сон Обломова

Роман Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го века в преддверии больших преобразований в области крепостничества. Автор прекрасно передал социально-общественную обстановку, бытующую в те времена. Главный герой романа — типичный представитель дворянского сословия средних лет Илья Ильич Обломов. Воспитание, полученное им в детстве, на всю жизнь определило его судьбу.

О том, как он рос и в какой обстановке, мы узнаем из сна, который описан в девятой главе первой части. Герою снится сон, в котором он мысленно переносится в свое беззаботное детство в родовом имении под названием Обломовка.

Это тихое место в глубинке России, где никто никуда не торопится, все живут размеренно и однообразно. Семья героя представлена добрыми, спокойными людьми, которых мало заботит смысл жизни, отчего они всегда веселы и здоровы.

Мы видим, как семилетний Илюша бегает, резвиться, играет, но родители чересчур его опекая, не дают ни шагу сделать самостоятельно. Они переживают за каждую мелочь, за то, чтобы он не перегрелся на солнце, нигде не ударился, не споткнулся.

Так он и растет абсолютно не самостоятельным. Затем мы видим, как ему уже около тринадцати лет и он учится в частном пансионе с соседским мальчишкой по фамилии Штольц. Этот персонаж полная противоположность главного героя.

Он полон энергии, сил и интересных идей.

Андрей всячески помогает ленивому другу в плане учебы. Тот часто пропускает уроки, а иногда неделями не посещает школу, так как родители выполняют любые его капризы.

Они готовы найти массу оправданий Илюше, не желающему учиться. Будучи уже в таком взрослом, сознательном возрасте, он до сих пор не может сам одеваться. За него все делает личный слуга Захар, такой же ленивый как он сам.

Так и растет Обломов вялым, несамостоятельным человеком.

Ему повезло, что рядом был такой друг как Штольц, а позже появилась и Ольга Ильинская. Эти два человека поселили в нем радужные надежды на исправление и личностный рост.

Ради любви к Ольге на некоторое время он стал совершенно иным человеком. Он стал прилагать какие-то усилия, следить за собой, меньше времени проводить на диване и больше в обществе интересных людей.

Однако то воспитание, которое он получил в детстве, не прошло бесследно.

Его слабые попытки изменить свое существование потерпели крах. Единственным местом, где он нашел такой же комфорт как в Обломовке, стал дом Агафьи Пшеницыной — женщины, которая все делала за него. Он опять смог погрузиться в свое ленивое, апатичное состояние и жить в нем, не беспокоясь о будущем. Так и прошла бесцельно жизнь Обломова, не удостоив его ни одной даже маленькой личной победой.

см. также:
Другие сочинения по произведению Обломов, Гончаров

Характеристики главных героев произведения Обломов, Гончаров

Краткое содержание Обломов, Гончаров

Краткая биография Ивана Гончарова

Источник: http://www.sdamna5.ru/son_oblomova

Готовые школьные сочинения

марта 12 2015

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И. А. Гончарова «Обломов».)

«Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И. А.Гончарова «Обломов».) Сон всегда был загадкой для человека.

Читайте также:  Сказка: э. ю. шим "белые штаны"

Как и каждая тайна, он необычайно притягателен, поэтому и собрал вокруг себя множество народных верований, преданий.

Сон нашел свое отражение во всем, в том Сон нашёл своё отражение во всём, в том числе и в произведениях литературы, начиная поэзией Шекспира и заканчивая прозой современных писателей.

Причём каждый автор описывает сновидения и преследует свою цель. Пример видение Екатерины в “Грозе” Островского. Они только раскрывают характер главной героини, рассказывают о мыслях и чувствах любящей женщины.

Особая роль у сна, в произведениях Гончарова. Автор специально рассказывает о детстве Обломова не в самом начале романа. Оно прошло незамеченным. Читатели, узнавая о жизни Ильи Ильича настоящем, с интересом и вниманием читают о его детстве.

Они пытаются найти ответ на один вопрос: что же могло сделать человека таким? Начало романа Гончарова в сне Обломова. Эпизод из неоконченного романа важен потому, что в нём проявляется основная проблема произведения.

Этот отрывок и “Сон” Пушкина очень похожи. Поэт также рассказывает о роли няни в воспитании русского ребёнка. Писателю показывают, что дворянская культура порой неделима от своих народных истоков. Одна из главных черт Обломова, мечтательность, сформировалась в Обломовке.

Няня была первым учителем героя. Всё, что занимало Илюшу, она объяснила как могла, то есть народными поверьями, приметами, остальное ребёнок черпал из сказок. Естественно, Обломов не видел настоящей жизни. Конечно, позже Илюша понял, что рек из мёда и молока не существует, но не переставая мечтать о &copy A L L S o c h. r u волшебном крае, “…

где нет зла, хлопот, печали, … где так хорошо кормят и одевают даром…” Поэтому, став взрослым, он удивляется тому, что все торговцы требуют отдать им долг, а иначе грозятся посадить в острог и не отпускать продукты. Несомненно, эти традиции остались на всю последующую жизнь героя. Но, благодаря тем же устоям, Илья Ильич сохранил свою душу красивой, простой и естественной.

Он не принимал всего грязного в мире, не понимал смысла чинов и богатств. И от всего, что его душа отвергла, Обломов отгородился. Во сне открывается причина поступков, совершаемых настоящим Ильёй Ильичём.

Не зная его характера, который в большей части сформировался в детстве, нельзя понять героя до конца. Явная параллель видна между Ильёй Обломовым и Ильёй Муромцем, который сиднем сидел тридцать три года.

С самого детства героя окружала праздность. Мать оберегала своего сына, следила за тем, чтобы он был пухленьким, беленьким, с розовыми щёчками, “которые другой малыш и надует, а такие не сделает”.

Родители подавляли в своём ребёнке резвость и любознательность.

И добились того, что Обломов стал ленив и апатичен. Всё реже и реже чувствовал потребность вскочить и сделать всё самому и чаще давал указания Захару. Родители же “отвили” у своего ребёнка желание учиться.

Они видели только внешнюю сторону образования и не понимали, что оно помогает духовному развитию человека. Поэтому в семье очень часто находились предлоги, чтобы оставить Илюшу дома, а не отвозить к Штольцам. Позже он сам делал вид, что болен и нехотя выполнял задание.

https://www.youtube.com/watch?v=oy5c6e9j7TU

Сам Обломов не понимал, чем ему может послужить образование и наука. И это привело к тому, что однажды он сложил все книги в угол комнаты и равнодушно наблюдал за тем, как их покрывала пыль. Таким образом, сон объясняет, почему Обломов стал таким, каким мы его видим. Важна и композиционная роль этого эпизода в романе. Гончаров рассказывает о людях, навещавших Обломова.

Герой с удивлением воспринимает то существование, которое они называют жизнью. Они не понимают, как можно так жить. Сон же отделяет визит от появления Штольца. Он объясняет неспособность Ильи Ильича жить так, как жил его друг, Ольга, люди его навещавшие. У него нет энергии для такой жизни, да она ему и не нужна.

Сон, по словам Дружинина, играет главную роль в произведении. Он писал, что этот эпизод опоэтизировал героя и связал его невидимыми нитями с сердцами читателей. Поэтому “Сон” как отдельное художественное произведение поражает своим огромным значением в романе.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » «Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И. А. Гончарова «Обломов».) . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/son-oblomova-analiz-epizoda-iz-romana-i-a-goncharova-oblomov-2/

Сон Обломова

Сочинения › Гончаров И.А. › Обломов

Готовые Домашние Задания

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» опубликован в 1859 году,но глава «Сон Обломова» напечатана десятью годами раньше в «Иллюстрированном сборнике» при «Современнике».

В своем романе Гончаров описал жизнь барина «от черты до черты»,показал, как Обломов становится нравственно «мертвым»,постепенно охладевает к жизни.И сам автор,и его герой задумываются над тем, почему Илья Ильич такой.

В конце восьмой главы первой части романа Обломов мучается этим вопросом, спрашивает себя:»Отчего же я такой?»Так и не ответив на поставленный самим собою вопрос,герой засыпает и видит сон.Именно этот сон и помогает нам понять,как сформировался характер Обломова.

В «Сне…»можно условно выделить три части.В первой Гончаров рассказывает нам о детстве Илюши, когда мальчику только семь лет.Он очень резвый и бойкий,хотя растят его в неге и заботе,постоянно опекают и никуда не отпускают одного,везде только под присмотром няньки.

Илюша наблюдателен,ничто «не ускользает от пытливого внимания ребёнка;неизгладимо врезается в его душу картина домашнего быта;напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни,его окружающей».Хотя маленькому Обломову и нравится такая жизнь,она не так и хороша,чтобы служить примером для подражания.

В ней много недостатков:все в Обломове происходит изо дня в день одинаково, и не никаких изменений в жизни ее обитателей,она скучна и однообразна.Наиболее важной ее частью является еда:обломовцы очень много внимания уделяют ей,тщательно выбирают блюда на обед.Приём пищи для них является ритуалом.

Приготовлением занимаются крепостные, а родители Ильи лишь советуют,какие продукты лучше использовать и что приготовить.

Автор иронизирует над ними, говорит:»они тоже не без занятий».Как и их родители их родителей,они занимаются ничегонеделанием,живут за счет труда своих крепостных и радуются каждому прошедшему дню,который они благополучно прожили.

Немаловажным ритуалом в Обломовке является сон после обеда,в это время жизнь замирает,все спят.

Во второй части Гончаров описывает нам другую пору:длинным зимним вечером вечером няня рассказывает Илье Ильичу сказки.Ребёнок очень впечатлителен и принимает все повествования няни за явь, окунаясь в мир фантазий.

Потом уже, когда он станет взрослым,он узнает,что не существует «добрых волшебниц»,медовых и молочных рек»,но все же Обломов втайне от других понимает,что «сказка у него смешалась с жизнью,и он бессознательно грустит подчас,зачем сказка не жизнь,а жизнь не сказка.

» Илья Ильич так навсегда и остается большим ребенком,мечтающим о Милитрисе Кирбитьевне.Также и отец его,и дед,и прадед,слушавшие в детстве те же сказки,на всю жизнь остались детьми, не умеющими построить свою жизнь.

В третьей части «Сна…» мы видим Обломова-мальчика лет тринадцати или четырнадцати,когда он уже учился в селе Верхлёве,расположенном недалеко от Обломовки.Его учителем является строгий и рассудительный немец Штольц,а занимается Илья вместе с его сыном,Андреем.

Может быть,Илюша и научился бы чему-нибудь в пансионе,но Верхлёво находилось всего в пяти верстах от Обломовки,и там,кроме дома Штольца,»все дышало тою же первобытною ленью,простотою нравов,тишиною и неподвижностью.»Обломовщина царила и там,она разлагающе повлияла на подростка.

У него сложилось яркое представление о том,как следует жить:так,как «живут около него взрослые.»Вы,конечно,спросите как они живут.Я отвечу:не зная ни забот,ни тревог,не задумываясь о смысле жизни;»снося труд как наказание»,ища предлог,чтобы от него избавиться.Однообразие их жизни ничто не нарушает,не тяготятся они ею,да и не смогли бы они жить иначе.

Читайте также:  Михаил булгаков: жизнь и творчество

«Другой жизни и не хотели,и не любили бы они.»На становление характера Ильи Ильича повлияло и то,как относились к учёбе его родители.Увы,для отца и матери главным было получение аттестата,а не знаний.

Нельзя не обратить внимание на двойственные отношения Гончарова к тому,что он описывает.С одной стороны,автор резко осуждает обломовцев за леность и барство,он частенько с иронией описывает описывает нам их быти характеры,например времяпрепровождение родителей главного героя.Ивану Александровичу не нравится то,что Обломов окутан любовью и лаской,которой слишком много.

Автор понимает,что постоянная опека родителей,нянек,теток не дала возможности ребенку полностью развиваться.Все попытки к самостоятельной деятельности опровергались доводом:»Зачем?А Васька,а Ванька,а Захарка на что?»Захочется ли Илье Ильичу чего-нибудь,как тут же слуги спешат выполнить его малейшую прихоть.

«Ищущие проявления силы обращались внутрь никли,увядая»,-заметил автор.

С другой стороны,Гончарова многое привлекает в жизни обломовцев.Здесь никто не злословит о других,все спокойно и тихо.Автор любуется тем, что описывает,потому что и его детство сходно с детством Обломова,он вырос в той же среде,воспитывался в тех же традициях, что и его герой.Но последующие стадии жизни Обломова не похожи на жизнь Гончарова.

Гончаров не был ленивым,безвольным,бездеятельным ,безразличным к жизни,пассивным,апатичным,неспособным к труду.Обломов стал таким под влиянием обстановки,в которой он воспитывался в детстве.Вся жизнь в Обломовке способствовала деградации его личности.

В семь лет Илья был любознательным,энергичным,подвижным мальчиком,но с каждым годом он становился все более ленивым,в нем зарождалась апатия,помимо этого,ему было неинтересно учиться,самосовершенствоваться,он считал труд скукой,не умел и не любил трудиться.

Обломову был знаком труд души,из него вышел бы замечательный поэт или писатель,если бы он не был столь ленив.

Истоком жизни на диване,которую провел Илья Ильич,было развитие в среде,где его нежили,лелеяли,не давали самостоятельно развиваться.

Сочинения по теме:

  • Смысл оппозиции Обломов-Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов» сочинение
  • Сон героя и его роль в романе И. А. Гончарова «Обломов» сочинение
  • Сопоставительная характеристика главных героинь романа И.А. Гончарова «Обломов» сочинение
  • Социально-психологические причины «обломовщины» сочинение

Источник: http://1soch.ru/goncharov-ia/oblomov/son-oblomova

«Сон Обломова» (Анализ эпизода из романа И. А. Гончарова «Обломов») — Сочинение по произведению И. А. Гончарова «Обломов»

Первая деление романа «;Обломов»; посвящена одному обычному дню героя, какой проводит его не вставая с дивана. Неторопливое авторское повесть детально и подробно рисует обстановку его квартиры, держи которой лежит печать заброшенности и запустения.

В вещах, окружающих героя, угадывается его основные черты. Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, «;помимо малейшего намека на Европу»;, просторного, широкого, кой покорно повторяет движения его тела.

Образ халата вырастает по символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции.

Дружба к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Сии перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «;опрокинуть широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума»;.

Хана вроде благостно, но это вовсе не итак, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Симпатия осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное разложение.

Герой строго судит себя за лень и неактивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким срам.

Перед ним возникает мучительный вопрос: «;Вследствие чего я такой?»; Ответ на него писатель дал в главе «;Кемар Обломова»;, которую называют «;увертюрой сумме романа»;.

Герою снится детство в патриархальной Лентяй-ке, мы видим социальные условия, которые сформировали его душа. Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому прикрыться.

Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят после маленьким баричем, предупреждая все его желания… С точностью, которой позавидовал бы стек с Фрейд, писатель проанализировал детство героя, среду, формирующую в живом и любопытном малыше неактивность, неумелость, вялость души и тела. Тишина и невозмутимое умение владеть собой царствуют в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей мало-: неграмотный бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия безлюдный (=малолюдный) волновали их»;. Бессмысленно круговращение дней, идеже до обеда обсуждали обед, после обеда спали, а проснувшись, пили чайная церем, занимались «;чем-нибудь»; и начинали мылиться к ужину. Сон переносит Обломова во времени, хотя почти ничего не меняется в его существовании.

Так сказать, перемены есть, но они чисто внешние.

Капля (в море) учебы в «;пансионе»; немца Штольца маловыгодный препятствует его безделью, так как на книгу его родоначальник смотрел «;как на вещь, назначенную пользу кого развлечения, от скуки и от нечего делать»;, и в некоторых случаях Илюша притворялся больным, его охотно оставляли у себя. «;Ученье-то не уйдет, а здоровья мало-: неграмотный купишь»;.

Сам характер этого героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий, увлекательной происки. Но несмотря на то, что ничего особенного в романе маловыгодный происходит, читается он с неослабеваемым интересом.

Может фигурировать, причина этого таится в выразительности и яркости языка писателя, в его неповторимом юморе, с которым описаны знаменитые сцены пререканий Ильи Ильича с крепостным слугой Захаром.

Думает ся, лишая дни героя внешних событий, автор сосредоточил основное (налегать на его напряженном внутреннем мире.

Ведь существование (бренное) Обломова вовсе не так спокойна и безмятежна, делать за скольких это кажется вначале.

Крепостнический уклад России мало-: неграмотный только обрекал на нищенское и бесправное положение крестьянский народ, но и калечил душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные задатки характера. В Обломове почасту видят только губительное влияние крепостного рабства и барства.

Хотя в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных праздник же патриархальной средой. Это его доброта, критическое касательство к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, домогательство к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан держи русских народных сказках и былинах.

Он растет для лоне мягкой среднерусской природы, которая сулит человеку незвучание и тишину, окруженный любовью и лаской. Поэтому ему органически чужды дым и расчетливость. Он ищет в жизни «;ума, воли, чувства»;.

И такое идеал, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет многолетие Обломова, пробуждая его душу, вселяя надежду возьми счастье.

Но если он любит искренне и бархатисто, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и славолюбие.

Она поставила перед собой трудную и благородную предмет (сладчайших грез) — пробудить к жизни спящую душу. Может быть, сие чувствует Илья Ильич, и для него любовь становится испытанием, которого некто не выдерживает. Слабые попытки Обломова изменить свое век терпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь ото вторжения внешней жизни. Итак, что же такое безволие?

Это понятие гораздо шире, чем кажется нате первый взгляд. В него входит весь патриархальный уклад жизни русской жизни с его ленью, праздностью, сонливоо'гью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью.

Выключая того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собою модернизированный буржуазный вариант обломовщины.

Читайте также:  Эссе на тему "моя родина"

Следовательно, этим понятием допускается обозначить вообще такое состояние, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь получай личных интересах, а значит, является неполноценным.

Источник: http://sochbox.com/son-oblomova-analiz-epizoda-iz-romana-i-a-goncharova-oblomov-sochinenie-po-proizvedeniyu-i-a-goncharova-oblomov/

Сон Обломова

Первое впечатление, которое производит на читателя герой романа И.Гончарова «Обломов», — это впечатление лени, неподвижности, скуки.

Тем разительнее перемена тона в начале девятой главы романа «Сон Обломова»: “Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!” До девятой главы «Обломов» казался сатирой на “лишнего человека” — и вдруг в девятой главе — взлёт к высокому, эпически размашистому слогу.

Где ещё мы можем найти подобные стилистические перепады, с резким переходом от сатиры к эпической торжественности? Прежде всего, в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души», в финале первого тома, когда сатирический смех вдруг переходит в таинственно-патетическое вопрошание: “Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа”.

И в «Мёртвых душах», и в «Обломове» происходит своего рода чудо. В «Мёртвых душах» “прозаическая” бричка Чичикова стремительно и неожиданно превращается в волшебную “птицу-тройку”. В «Обломове» столь же неожиданно выясняется: место рождения “скучного” героя — волшебная страна.

Вместе с тем что-то в этой волшебной стране напоминает нам о страхах, что сеют в обывателях города Калинова Феклуша и Кабаниха из «Грозы» А.Н. Островского. Жителей Калинова пугают “некто лицом чёрен” и “люди с пёсьими головами”.

Примерно такие же представления о мире передаются из поколения в поколение обитателями Обломовки: “За Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, тёмный мир, неизвестные страны, населённые чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, всё оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю”.

И для калиновцев, и для обломовцев за пределами их тесного мирка начинается страшный мир, полный тёмного, угрожающего волшебства.

Что же роднит «Мёртвые души», «Грозу» и «Сон Обломова»? Мир сказки — с его светлой и тёмной сторонами. Светлое чудо (превращение чичиковской брички в “птицу-тройку”) и тёмное колдовство (превращение в сознании обитателей Калинова поезда в змея) — и то, и другое отсылает к сказке.

Вот и во «Сне Обломова» за околицей деревни начинаются чудеса — светлые чудеса народного воображения и тёмные чудеса мертвящего суеверия. Одно незаметно переходит в другое — так, что трудно провести грань между добром и худом. Вот стоит избушка Онисима, а попасть в неё можно, только если “упросить её стать к лесу задом, к нему передом”.

Это добрая сказка, но тут же, за ближайшей канавой, начинается страшная сказка. Маленький Обломов только хочет добраться до березняка “не кругом, а прямо, через канаву, как испугается: там, говорят, и леший, и разбойники, и страшные звери”.

По этой канавке проходит граница между светом и тенью: поближе к дому маленького Обломова — радостное чудо, подальше — сказочная жуть.

Обитатели Обломовки воспринимают мир без счёта и мер. Для них есть только свой дом, а далее воображение обломовца сразу перепрыгивает в небывалую даль — ту, что “за тридевять земель”. Там, “в некотором царстве-государстве”, грезится всё та же Обломовка, но только преображённая.

Реальная Обломовка — это только первое приближение к обломовской сказке; долгими вечерами няня рассказывает маленькому Илюше “о неведомой стране”, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать”.

Прелесть обломовской сказки в том, что она проникнута любовью. В Обломовке — всё любовь, всё поэзия: “Небо там, кажется, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью”.

В гармонии с любящей матерью-природой — образ “маменьки”.

Как “мать сыра земля” заботится о тех, кого она приютила, так печётся и “маменька” о своём сыне: “Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами…” Сын же отвечает ей горячей взаимностью — и тот взрослый Обломов, который спит и видит сон, и тот маленький Обломов, который снится ему: “Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две тёплые слезы”.

Но вместе с тем в обломовской сказке есть сковывающий страх, боязнь всего нового, незнакомого. Есть также тупая неподвижность и всё то, что соответствует русскому “авось”.

Обломовка напоминает заколдованное царство, где всё погрузилось в сон. Напряжённая, полная исканий жизнь человечества не касается её. Еда и сон — только этим и ограничивается тамошняя жизнь.

Человек там во власти вековой скуки и лени.

И эту высокую любовь, и эту лень находим в русских сказках. По словам философа Е.Н. Трубецкого, есть в них влечение “к неумирающему добру, к вечной красоте, к той светлой запредельной полосе, где не заходит солнце”.

В них русский человек находит “ту чудесную силу, те могучие крылья, которые уносят его прочь от житейской низменности, ту магию, которая превращает его из жалкого дурака в сказочного красавца”.

Такова возвышающая сила сказок.

Но, с другой стороны, в русских сказках, по мнению Трубецкого, преобладает пассивное начало: “В ней сказывается настроение человека, который ждёт всех благ жизни свыше и при этом совершенно забывает о своей, личной ответственности. Это прелестная поэтическая грёза, в которой русский человек ищет по преимуществу успокоения и отдохновения; сказка окрыляет его мечту и в то же время усыпляет”.

Получается, что в «Сне Обломова» дан ключ к русской сказке, а значит, и к русской душе. В нём открываются коренные, исконные черты русского характера. Значит, Обломов — не просто сатирический тип, это образ, символизирующий глубочайшие противоречия русского человека — его величие и его постыдную слабость.

На это ключевое значение «Сна Обломова» указывали многие современники И.А. Гончарова.

Так, Дружинин писал, что до девятой главы герой Гончарова кажется “засаленным, нескладным куском мяса”, после же девятой главы читатель узнаёт “сердцу милого Обломова”.

Критик заключает: “«Сон Обломова» не только осветил, уяснил и разумно опоэтизировал всё лицо героя, но ещё тысячью невидимых скреп связал его с сердцем русского читателя”.

Источник: http://velib.com/sochinenie/son_oblomova/

Ссылка на основную публикацию