Сочинение-рассуждение на тему: «человек и общество»

Сочинение по направлению: Человек и общество

«…быть вне общества – уже трагедия». 
 

Оскар Уайльд

Слова известного английского философа, писателя помогли задуматься о многом. Что такое общество? Какова его роль в жизни человека? Можно ли жить в социуме и не зависеть от него? Одно из определений трактует понятие «общество» как форму объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Действительно, вне зависимости от возраста и статуса человек всегда находится среди себе подобных.

В детстве это сад, школа, кружки, секции, позже будет университет или колледж, семья, работа  Можно ли быть независимым от мнения окружающих, жить в разрез с общими целями, противопоставлять свои интересы потребностям общества? Именно на этот вопрос я попытаюсь ответить в сочинении-рассуждении.

Не удивительно, что в произведениях русских писателей самых разных времен ставится проблема взаимоотношения человека и общества. «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Обломов» И.А.Гончарова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова – на жизнь героев каждого из этих романов, безусловно, оказывали влияние время и люди.

Пример героя, который не мыслит себя вне общества (товарищества), показал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба». Уважение вызывают главный герой произведения и его старший сын, не видевшие смысла жизни без борьбы с теми, кто посмел «замахнуться» на веру козаков и их славу.

Ни старый полковник Тарас Бульба, ни Остап не представляют себя без Запорожской Сечи, общего для украинского народа дела борьбы с врагом. Счастливы ли герои? Безусловно, ведь главными ценностями жизни они считают непоколебимую преданность товариществу, его интересам.

К чему может привести нежелание следовать идеалам общества помогает понять история младшего сына Тараса Бульбы. Противоречивые чувства испытываешь, читая о герое, оказавшемся в сложной ситуации выбора между чувством и долгом.

Мне трудно упрекнуть Андрия в стремлении помочь прекрасной полячке, спасти возлюбленную от голода, я понимаю его желание любыми путями пробраться в осаждённый город.

Но ничем нельзя оправдать слов: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Никого, никого!» И никакими чувствами нельзя объяснить переход на сторону поляков и участие в боях против прежних товарищей, брата, отца. Читая финальные главы повести, понимаешь, какой ценой заплатил герой за попытку быть вне общества. Н.В.Гоголь показывает, сколь трагична судьба героя, который решается отказаться от семьи, близких, товарищей, Родины.

Трилогия М.Горького «Старуха Изергиль» — ещё одно произведение, помогающее осознать, что «быть вне общества – уже трагедия». Герои-антиподы Данко и Ларра- примеры противоположного отношения человека к окружающим его людям. Так, «молодой красавец» Данко  пожертвовал жизнью ради свободы своего народа и остался в памяти поколений легендой о голубых искрах.

Другая судьба уготована красивому, сильному юноше Ларре, чьё имя значит: отверженный, выкинутый вон. Старуха Изергиль, рассказывающая легенду, объясняла произошедшее с героем его особой гордостью, я же думаю, дело в неумении и нежелании Ларры жить в племени по общим законам.

Вспомните, как обрёк он себя на одиночество, дерзко рассмеявшись в ответ на слова старейшин: « Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет»! В этот момент стало страшно всем, кроме сына орла и земной женщины. Автор испытывает героя изгнанием из племени, свободой, ставшей страшным наказанием. Метафорой «тоска, которой можно было отравить всех людей мира» М.

Горький вторит английскому драматургу, утверждавшему, что человек – существо общественное, не способное жить счастливо вне социума.

Нигерийский «мальчик-шимпанзе», русский «мальчик-птица», индийский «мальчик-волк», румынский «мальчик-собака»… Трагичные судьбы «феральных» детей («мёртвый», «утерянный для общества») — ещё одно подтверждение того, что жизнь вне социума невозможна. Истории Ларры и Андрия,  «изъятых» из общества и так и не сумевших адаптироваться в нём «феральных» людей убеждают: чем бы ни было вызвано «бегство» из социума,  оно обрекает человека на душевные и духовные страдания.

Источник: https://vopvet.ru/news/sochinenie_po_napravleniju_chelovek_i_obshhestvo/2017-10-22-7154

Итоговое сочинение на тему: Человек и общество | Литерагуру

(356 слов)

Что такое отдельный человек в бесконечной сети общественных отношений? Это главный элемент общества, который постоянно с ним взаимодействует.

С самого детства мы социализируемся, приспосабливаемся и живем по тем правилам, которые диктует нам общественность. Вовсе не случайно еще древнегреческий философ Аристотель называл человека «общественным животным».

Но социум не всегда благотворно влияет на индивидуума, иногда под его влиянием он теряет свою индивидуальность и не только.

Так, в повести Куприна «Олеся» героиня становится жертвой общественных предрассудков. Крестьяне верят, что она — ведьма, так как живет в лесу и собирает лечебные травы. Люди ненавидят бедную девушку лишь за то, что она от них отличается.

В попытке сблизиться с коллективом ради возлюбленного она покидает уединенный край и идет в церковь. Тогда толпа набросилась на нее и едва не убила.

Вот так попытка войти в систему общественных отношений едва не окончилась для героини трагедией, и такое обращение часто заставляет личность покориться давлению и стать такой же, как все. Олесю от такой участи спасло бегство, но не все могут применить этот радикальный метод.

Некуда бежать обитателям ночлежки, героям пьесы Горького «На дне». Если рассматривать каждого из них по отдельности, то перед нами неплохой человек, и ничто в его жизни не предвещало такой судьбы. Но все вместе люди дна образовали клоаку, из которой не выбраться никому из них.

Например, Сатин был успешным и благополучным человеком, пока не наказал обидчика сестры, получив в результате наказание в виде тюремного заключения.

Даже там мужчина сохранял достоинство, отбыл срок, но на воле он обнаружил, что за человека его теперь не считают, и общество нормальных людей от него отвернулось. Чтобы не умереть от голода, ему оставалось только продолжать идти по кривой дорожке.

Так, одна социальная группа его погубила своим равнодушием, а другая затянула его в свои порочные сети, не давая очиститься. Сатин — жертва социума, который мыслит предрассудками и шаблонами.

Итак, нередко возникают ситуации, когда человек не способен нормально жить в сложившейся системе общественных отношений.

Иногда он борется с точкой зрения и поведением большинства, но чаще всего забывает о личном мнении и транслирует коллективные установки.

Однако, безусловно, люди должны стремиться изменить общество в лучшую сторону, при этом не боясь с его стороны упреков и порицаний. Только тогда можно добиться прогресса.

Источник: https://LiteraGuru.ru/itogovoe-sochinenie-na-temu-chelovek-i-obshhestvo/

Человек и современное общество: сочинение эссе – роль и место каждого в большом доме человечества, проблема статуса и причина конфликтов

В совершенно разных и порой неожиданных вариациях данная проблема регулярно включается в список тем для сочинений на выпускных, вступительных и итоговых экзаменах.

Со временем она не теряет актуальности и призывает автора задуматься о своем месте и общественной роли. Попробуем вместе поразмыслить над темой человек и общество.

Сочинение — прекрасная возможность высказать свое отношение к данной проблеме.

Прежде, чем начинать работу, нужно знать, по каким критериям будет оцениваться написанное:

  1. Соответствие написанного заявленной теме.
  2. Грамотность.
  3. Использование аргументов и уместных цитат из произведений.
  4. Стиль написания.
  5. Композиция сочинения, логическая последовательность рассуждений.

Выбор темы и формы изложения

Есть несколько вариантов, как можно выделиться в этой популярной теме и в то же время выразить собственную точку зрения.

Эссе

Если конкретной идеи нет и вы решили просто порассуждать на заданную тему, определить свое место в обществе, то форма эссе будет наиболее приемлемым вариантом.

Она позволяет отступить от плана и плыть по волнам собственных мыслей, описать свои эмоции, использовать индивидуальные художественные приемы.

Эссе – это произведение, посвященное узкой и реально существующей проблеме, которая освещается с авторской точки зрения.

Она — нерв и боль современной действительности, и поэтому вызывает у автора бурю эмоций. При этом требование к композиции исчезает, и ей на смену приходит внутренний монолог — кто я, каково мое место в этом мире, что нужно для моего счастья и благополучия, что меня волнует больше всего.

Пример: Писатели и поэты часто в центр своих произведений ставят не просто отношения общественности и отдельного человека. Описывается группа людей, объединенных по самых разным признакам – от возраста до величины доходов. Сегодня средства массовой информации все чаще делят людей на разные группы и буквально пытаются сталкивать их интересы, вызывая взаимное презрение и враждебность.

Мне бы хотелось, чтобы люди одумались и перестали делить друг друга на расы, народы и религии, понимали, что любой человек такой же, как и они сами. Что он тоже чувствует, любит и ему может быть больно…

Часто автор пишет сочинение от первого лица, выражая свое мнение — я в окружающем мире, мое видение происходящего. Традиционно подобные темы звучат так: «Мое место в обществе», «Я в окружении людей».

Такие сочинения самый верный способ высказать и грамотно сформулировать свою гражданскую позицию.

Первое, на что нужно обратить внимание – наличие форм «я думаю», «я считаю», «я читал», «я согласен или не согласен».

Важно! Обязательно текст наполняется цитатами из прочитанных ранее книг, событий из личного опыта, а после личностных высказываний должны приводится подтверждающие аргументы.

Пример: Общество в моем понимании – это группа людей, объединенная по каким-либо качествам. Я считаю, что все мы с рождения занимаем определенное место и можем влиять на него. Мне нравятся слова Рея Бредберри: «Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы.

» Я тоже, как и он, мечтаю не просто занять свое место, но и совершить что-то, способное вывести общество на новый виток развития. Пока все, что я могу – это хорошо учиться, развиваться, приобретать друзей и жизненный опыт. Но и сегодня, имея достаточно скромные возможности, я не сижу на месте, а пытаюсь сделать нечто полезное.

Иногда «Роль человека в обществе» описывается не с собственной позиции, а об этом говорится в общем контексте. Автор стремится ответить на вопрос, имеет ли значение один человек и его жизнь для общества.

Тут следует анализировать образы великих людей, причем, как позитивных, ученых и врачей, воинов и писателей, так и отрицательных. Для примера можете избрать мало изучаемого в школе Галена, совмещающего деятельность врача, философа и писателя, не только успешно практикующего в сложных условиях, но и написавшего труды по анатомии и лечению болезней.

Можно взять для примера рассказ Бондарева Ю.В. «Горячий снег», где в сложной ситуации ярко прорисованы герои и роль каждого персонажа в великом деле Победы и борьбе с фашизмом.

Именно там, на сломе, проявляются все лучшие человеческие качества и решаются вечные вопросы: как один человек может спасти целый отряд, пожертвовать жизнью ради друзей, изменить жизнь окружающих.

Рассуждение

Похоже пишется сочинение-рассуждение. Оно более сложно по содержанию и композиции, потому что предполагает построение системы тезисов и доказательств, перетекающих одно в другое.

Обычно автор отталкивается от центральной идеи, например, что общество сегодня превратилось в стадо, или что обществу сегодня нужны яркие личности и герои. Главное, чтобы эта мысль была близка и понятна автору.

Иначе получится неудачная работа.

Важно! Если автор убежден, что современное общество становится массовым, и настоящий человек готов сделать все, чтобы сохранить индивидуальность и уровень развития, не стоит писать о том, что важно влиться в массы и сравняться с коллективом.

А вот работа по теме «Жизнь в обществе» может вообще носить обзорный характер или анализировать общественную ситуацию с рядовой точки зрения.

Например, образ Анны Карениной не как влюбленной женщины, а как тип женщины, противопоставившей себя обществу, не желающей жить по его законам и потому изгнанной.

Особенно яркой может получиться работа по теме «Конфликт человека и общества».

У школьников и студентов еще ярки впечатления, когда личность входит в естественный конфликт с окружением по причине взросления, оригинальности мышления или несогласия с опытом старших. Можно использовать свой опыт, когда к конфликту привели разные идеалы, увлечения.

А возможно вспомнить Серебряный век с его яростной и порой агрессивной поэзией — Маяковского, футуристов.

Сочинение по рассмотрению статуса человека в обществе, наверняка, редко пишется по причине неоднозначности темы. Но тем оно интереснее. Особенно показательна в этом смысле тема маленького человека в рассказах Гоголя «Шинель», «Смерть чиновника» и других.

Он, как никто, почувствовал огромную пропасть между знатным, важным человеком и мелкой сошкой, осознающей свою никчемность и стыдящуюся ее.

Но даже самый незначительный человек, продолжает оставаться человеком, он так же живет, ему больно, и он важен.

Читайте также:  Стихи о весне: н. а. некрасов. зеленый шум

Глобально выглядит сочинение на актуальную тему общество и эпоха. Именно сегодня, когда одно поколение может пожить в разных эпохах, кто-то помнит коммунизм и скучает по этому времени, кто-то страдал и выживал в перестройку и хорошо помнит разруху, сейчас в стране новая эпоха и другие реалии. Особенно это видно по героям книг и тем идеалам, что они провозглашают.

Оригинально и успешно будет оценено построение линии героев. Жертвующие свою жизнь, здоровье на благо судьбы коммунисты, блатные и криминальные герои 90–х, потом растерянные нулевые, а сегодня снова мелькают герои, стремящиеся жить на благо страны и в то же время духовно расти.

И наконец, многоплановое сочинение на тему «Общество — большой дом человечества». Здесь автору открываются широкие возможности высказаться по проблеме одиночества, глубинного восприятия происходящего.

Актуальная сегодня тема экологии раскрывается в антиутопиях — «Метро», «Сталкер», «Гимн Лейбовичу». Эти популярные книги, породившие игры и ролевые представления, набирают популярность.

Именно поэтому данное сочинение может стать ярким мазком на картине современной литературе.

Его актуальность выразится в поднятии проблемы важности сохранения природы и вообще земли и анализе самых популярных книжных новинок.

Итоговое сочинение: «Человек и общество»

«Человек и общество». Итоговое сочинение (аргументы)

Итог

Итак, тема, которая может показаться, на первый взгляд, скучной, таит в себе множество интереснейших и нестандартных граней, способных увлечь автора и навести его на серьезные мысли.

Источник: https://uchim.guru/literatura/chelovek-i-obshhestvo-sochinenie.html

Итоговое сочинение по литературе «Человек и общество». 2017-18 уч. год

Общество – могучая сила. Человек не может жить вне общества. Однако огромное количество законов, написанных для защиты человека от общества, свидетельствует о том, что не всё нормально в отношениях между гражданами и социумом.

Мы боимся выйти на улицу вечером, нам бесконечно угрожают мошенники из социальных сетей. Вступая в жизнь, мы уже напуганы теми опасностями, которыми грозит этот недобрый, а подчас и откровенно злобный мир.

Как прожить свою жизнь по своему плану? Как не сломаться под ударами судьбы?

В знаменитой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой Александр Андреевич Чацкий, наделённый умом и свободомыслием, человек открытый и честный, оказывается во враждебной среде «фамусовского общества».

Прожив в течение трёх лет в отъезде, встречаясь, очевидно, с умнейшими людьми своего времени, прочитав много книг, он считает, что общество движется вперёд, благодаря прогрессу. Свои идеи он высказывает прямо, предполагая найти единомышленников в знакомой с детства среде. Однако на всё так просто.

Прогресс не коснулся застывших в своём развитии представителей высшего света Москвы. Они остаются приверженцами правил, которыми руководствовались ещё их деды, они считают, что «по отцу и сыну честь» и «кто беден, тот … не пара». В этом мире делают выбор в пользу богатства, а не любви: «…будь плохонький, но если наберётся душ тысячки три – тот и жених».

Их дом открыт «для званных и незванных, особенно из иностранных». Эти постулаты позволяют льстивым и недалёким Молчалиным сделать карьеру, а может, и войти в богатенькое семейство, благодаря сговорчивости и умению угождать!

В итоге общество объявляет Чацкого сумасшедшим, потому что не желает принимать его нелицеприятных обличений. Чацкого гонят из этого круга, хотя он во многом прав. Покидая дом Фамусова, пронизанный ложью и лицемерием, герой уходит, унося «мильон терзаний», раздавленный высокомерием, он остаётся верен своим убеждениям, хотя сердце его разбито.

Герой другого классического произведения – Евгений Онегин – презирает общество. В одноимённом романе А.С.Пушкина показаны три круга дворянства: поместное, московское и петербургский высший свет. Онегин не показан только в Москве.

Как складываются его отношения в этих кругах? Петербургский свет сразу принял Онегина, благодаря ему умению «кланяться непринуждённо», говорить по-французски совершенно и умению танцевать. «Чего же боле? Свет решил, что умён и очень мил!» Да, петербургский свет не терпит только открытой лести и смешного подражания. Здесь Онегин чувствует себя вполне комфортно.

Совсем по-другому складываются его отношения с поместным дворянством. Уже в самом начале молодой повеса всем своим поведением выказывает неуважение к гостям, которые пытаются его навестить. На именинах Татьяны на салфетках рисует шаржи на примитивных провинциалов. Ему безразлично мнение этого общества.

Но он, боясь быть этими людьми осуждённым, принимает вызов Ленского на дуэль, вместо того чтобы отрезвить своего юного друга и предотвратить смертоубийство. Так, нелепый страх быть осуждённым обществом оборачивается для Онегина трагедией.

Общество может повлиять на жизнь любого человека. Никто не застрахован от обсуждений, осуждения и разного рода пересудов. Все мы можем оказаться в безвыходном положении и от того, как поведёт себя общество, зависит много. Его влияние нельзя игнорировать.

Источник: http://litera.su/learner/final-work/examples-of-works2/human-and-society-first-option

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
«Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.

Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.»

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Человек и общество». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли.

Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.

Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.

Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению «Человек и общество»

НаправлениеПримерный список литературных произведенийНосители проблемы
Человек и общество А. С. Грибоедов «Горе от ума» Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу
А. С. Пушкин «Евгений Онегин» Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени.
И. А. Гончаров «Обломов» Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип.
А. Н. Островский. «Гроза»  Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого.
А. П. Чехов. «Человек в футляре». Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого
А. И. Куприн «Олеся» Любовь «естественного человека» (Олеси) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством.
В. Быков «Облава» Федор Ровба — жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий.
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий.
Р. Брдбери. «И грянул гром» Ответственность каждого человека за судьбу всего общества.
М. Карим «Помилование» Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени.

«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?

К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны.

Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию.

Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.

Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия.

Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее.

Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.

Повысит оценку использование в работе цитат. При этом вы можете упомянуть как слова древних философов («Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода», Сенека Младший) или русских классиков («Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни», Д. И. Писарев), так и современных авторов.

Также можно использовать примеры народного творчества, как, например, пословицы: «Сообща искать – все отыскать» или «У плывущих в лодке судьба одна».

Причем, цитаты могут быть не обязательно «положительными» (к примеру, «Люди рождены друг для друга», как сказал Марк Аврелий), но и «отрицательными» и даже в какой-то мере провокационными (самая известная из таких – «Человек человеку волк», Плавт).

Другие направления итогового сочинения:

Источник: https://examer.ru/ege/2019/itogovoe-sochinenie/chelovek_i_obschestvo

Итоговое сочинение на тему

Категория: Примеры итоговых сочинений на тему «Человек и общество»

Тема «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один» (У. Блэкстоун)
Творчество следующих авторов использовано в аргументации:
– рассказ А. П. Чехова»Человек в футляре«;
– повесть А. И. Куприна «Олеся«.

Введение: 

Как человек взаимосвязан с обществом и почему мы связываем два этих понятия в одну систему? С самого детства мы начинаем проходить процесс социализации и приобретать жизненно необходимые навыки.

Эти навыки помогают нам приспособиться к жизни в обществе и определить своё место в нём же, поэтому мы и говорим, что возникновение человека и возникновение общества – это единый процесс.

Без существования одного невозможно и существование другого.

В социальном смысле человек – существо, возникающее, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Он выполняет в нём определённые роли и получает соответствующий социальный статус, определяющий его личность и делающий из человека представителя определённого образа жизни.

Существование человека отдельно от общества невозможно, это приведёт его к деградации, лишению сознания, индивидуальности.

И если в узком смысле общество–это только круг людей, объединенных общими целями и интересами, то в широком смысле – это часть материального мира, состоящая из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Также как общество влияет на человека, человек оказывает влияние на общество, вкладывает свои умения в его развитие, которое также способствует научному прогрессу. Без подобного взаимодействия не было бы науки и искусства, а люди были бы лишены множества открытий и изобретений. Однако человек является не только объектом изучения психологии, биологии и социологии, но ещё и литературы. Не раз вечная проблема взаимодействия человека и общества затрагивается в произведениях великих авторов.

Аргумент:

Так, например, на неё обращает внимание А. П. Чехов в своём рассказе «Человек в футляре». Главный герой – Беликов, живёт замкнуто, в своём мирке, при этом портя жизнь и себе, и другим.

Он лишён целей и стремлений, но помимо этого он подчиняет правилам «футляра» окружающих его людей, превращая их жизнь в такую же серую и невзрачную.

Автор показывает, что неспособность человека жить в гармонии с обществом приводит к деградации и замкнутости, а в случае Беликова и вовсе к смерти.

Но общество может оказывать и неблагоприятное влияние на человека. В повести А. И. Куприна «Олеся» главная героиня, живущая в лесу, сохранившая свою естественность и чистоту души стала объектом ненависти местных жителей.

Читайте также:  Природа, растения и животные казахстана

Они, подверженные предрассудкам и считающие девушку ведьмой, ненавидели её. И даже тогда, когда Олеся пришла в церковь на молитву, общество едва не погубило девушку. Попытка стать частью общества привела героиню к разочарованию и трагедии.

Но нужно ли было Олесе превращаться в таких же обыденных людей, как жители Полесья?

Заключение:

В заключение мне хочется добавить, что хотя человек и не способен существовать без общества, порой оно бывает жестоко к человеку. Поэтому необходимо устанавливать правильный круг общения и не подвергаться влиянию тех, кто будет способствовать не прогрессу личности, а её деградации.

 (416 слов)

Источник: http://decsoch.ru/primery-sochinenij1/primery-itogovyh-sochinenij-na-temu-chelovek-i-obshhestvo/chelovek-i-obshestvo-primer-1.html

Как написать сочинение

Образование 9 октября 2017

В мировой и русской литературе проблема взаимоотношений человека и социума является одной из важнейших. Человек живет в обществе, и многие из его поступков или действий, так или иначе, предполагают взаимодействие с обществом. Однако эта же сфера оказывается и наиболее проблемной, ведь нередко мотивы отдельно взятой личности не совпадают с мотивами социума.

Основные правила написания работы

Как получить высокую оценку по сочинению «Человек и общество?». Первым этапом написания должна быть формулировка главной мысли – это и будет тема сочинения. Также любое рассуждение состоит из тезисов и аргументов, которые их обосновывают.

Тезисы школьник может выдвигать согласно личным убеждениям, которые у него имеются по вопросам взаимодействия человека и общества. Сочинение также должно содержать введение и заключение.

Стоит также помнить, что в основной части работы нужно избегать сведений, не имеющих прямого отношения к главной теме.

Развитие происходит только в обществе

Можно, к примеру, подчеркнуть, что общество может выжить без отдельно взятого индивида, но не наоборот. Например, по мнению великого русского ученого Л. С. Выготского, человек, в первую очередь, является социальным существом.

Без взаимодействия со старшими членами общества он никогда не сможет развить в себе качеств, которые появились вследствие эволюции всего человечества. Подтверждение тому – дети-«маугли», которых вырастили животные.

Даже во взрослом возрасте они уже не могут освоить речь, счет, способности к абстрактному мышлению, умение правильно обращаться с разнообразными орудиями и предметами, которые были разработаны вследствие исторического развития общества.

Видео по теме

Как усваивает поведение человек

В сочинении «Человек и общество» учащийся может подчеркнуть, что развитие ребенка подчиняется не только биологическим законам, действующим в животном мире, но и воздействию общественно-исторических закономерностей.

Биологическое развитие происходит благодаря влиянию наследственных механизмов, а также путем приобретения индивидуального опыта. Человек же, говорит ученый, не имеет врожденных форм поведения.

Развитие его происходит путем подражания взрослым.

Школа: первый опыт общения

Сочинение «Человек и общество» — это хороший способ для самого ученика поразмышлять на тему того, какую роль в его жизни играет социум. Ведь учебное заведение – это не просто место, куда школьники приходят получать знания.

Именно здесь и начинается первое серьезное взаимодействие личности и общества. Игра и общение являются жизненно важными элементами для успешного развития личности.

Ведь счастливый человек – это тот, кто умеет взаимодействовать с окружающим миром, выстраивать комфортные отношения.

Инакомыслие

В сочинении на тему «Человек и общество» можно затронуть и проблемы инакомыслия. Ведь нередко общество не принимает тех, кто осмеливается мыслить иначе, чем большинство. У каждого человека есть свои понятия о том, как нужно жить, свои верования и идеи. И никто не вправе отнимать их у человека.

Однако отличия между верованиями отдельно взятого индивида и общества – это лишь мини-модель, по которой функционируют многие законы природы. И поэтому с инакомыслием нельзя не считаться. В действительности в любом обществе всегда имеются как минимум две противоборствующие силы.

Например, в политическом устройстве многих стран имеются левые, правые и центристские партии. В Америке борьба традиционно ведется между демократами и республиканцами, а в Англии – между лейбористами и консерваторами.

Такое же противостояние наблюдается и в природе – ген живого существа мутирует или же остается в прежнем состоянии.

В сочинении «Человек и общество» аргумент по данному вопросу может звучать так: общество должно терпимо относиться к инакомыслию отдельно взятого человека, так как оно заложено в природе.

Каждый представитель социума должен относиться с толерантностью ко мнению своего оппонента, к его праву мыслить иначе. Один человек предпочитает есть только овощи, в то время как все окружающие привыкли к наличию мяса в рационе.

Это вовсе не повод для того, чтобы каким-то образом общество дискриминировало этого человека.

Мнение человека и позиция общества

Как правило, этап обучения, когда школьникам задается на дом написать сочинение «Человек и общество», — 11 класс. В это время школьников уже никак нельзя назвать малышами – они превращаются в молодых людей с собственными мнениями по разным вопросам.

В процессе работы над этим сочинением учащиеся имеют возможность описать те проблемы этой области, которые в наибольшей степени близки им. Ведь нередко взаимодействие индивида и общества может носить как позитивный, так и негативный характер.

В романе братьев Стругацких «Гадкие лебеди» есть строчки: «Волчица учит своих волчат: «Кусайте, как я»… зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я». Но человек учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление».

Если попытки мыслить самостоятельно не увенчались успехом

Самостоятельное мышление отдельно взятого индивида нередко воспринимается обществом как настоящее предательство. Например, молодой человек может говорить о том, что он не верит в высшие силы, не хочет получать диплом о высшем образовании, или, к примеру, хочет создать собственную политическую партию.

Нередко он может натолкнуться на негативную реакцию общества – высмеивание, отрицание, унижение, скандалы, шантаж. Иногда молодым людям приходится настолько яростно воевать за свои идеалы, что они попросту забывают об их содержании.

Даже дожив до преклонного возраста, они продолжают попытки себя отстоять, не помня о смысле своих идей.

Многогранность проблемы

Да, нередко общество подавляет индивида. Однако человек не может жить отдельно от других людей – ему непременно нужны товарищи и друзья, те, кто поддержат в трудную минуту.

Пример сочинения «Человек и общество», который описывается в данной статье, содержит несколько разных взглядов на возможные пути взаимодействия индивида и социума. Школьник может выбрать те мысли, которые будут ближе его собственному мировоззрению.

Проблема эта многогранна, и нельзя сказать однозначно, может ли человек выжить без общества, а общество – без отдельно взятой личности.

Примеры из литературы

В сочинении по литературе «Человек и общество» учащийся может проиллюстрировать эту тему примерами из различных произведений. Например, в бессмертном романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает проблему двойственности высшего общества в начале XIX века.

Читатель имеет возможность наблюдать за внешней красотой членов общества, за их нравственными устоями, пришедшими из Европы. Однако здесь же писатель подчеркивает и неестественность – наигранные улыбки, равнодушные лица. С другой стороны, Толстой представляет читателю отдельных членов общества – благородных и чутких.

Это Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский.

Не менее остро проблема взаимодействия человека и социума поставлена в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный персонаж романа – это настоящий гений, который смог написать шедевр.

Однако после того, как Мастер написал книгу, он не получает признания – наоборот, подвергается гонениям. Полные ярости рецензии он получает от псевдописателей из МАССОЛИТа. В итоге общество заставляет Мастера уничтожить свое произведение.

Он перестает быть частью этого скверного общества и находит умиротворение в любви к Маргарите.

В сочинении можно упомянуть и о безрадостном мире, описанном А. И. Солженицыным в его романе «Один день Ивана Денисовича». У людей больше нет имен – есть только порядковый лагерный номер.

Жизнь отдельного человека утратила свою ценность, а повадки жителей лагеря становятся все в большей степени похожими на звериные – все, о чем они размышляют, — это удовлетворение насущных потребностей. Но Иван Денисович не желает превращаться из человека в животное, оставаясь способным на проявление сочувствия к ближнему.

Его противоположностью являются надзиратели лагеря, которые превратили заключенных в настоящих рабов. Нарушая человеческие законы, они сами себя исключают из общества.

Роль личности в истории

В истории было немало великих людей, благодаря которым происходил научно-технический прогресс, политические преобразования. Иногда роль одного человека в судьбах миллионов людей трудно переоценить.

Например, благодаря действиям по координации усилий разных стран, которые предпринимал Уинстон Черчилль, была завершена Вторая мировая война. Благодаря Александру Флемингу, открывшему пенициллин, человечество теперь не безоружно перед инфекционными заболеваниями. Такой может быть роль человека в обществе.

Сочинение школьника может содержать и другие примеры из истории, когда действия одного человека оказывались спасительными для его народа или даже всего мира.

Источник: fb.ruОбразование
Как написать сочинение на тему “Что значит для меня Родина?”: примеры и советы

Сочинение “Что значит для меня Родина?” сегодня есть практически в каждой школьной программе по русскому языку и литературе. Данная работа не только помогает ученикам улучшить свои знания, касающиеся морфо…

Образование
Как написать сочинение на тему «Мой город»: советы и рекомендации

Сочинение на тему «Мой город» может написать любой ученик. Эта работа несёт простой характер. Перед учеником стоит задача поговорить о своём городе. Только мысли нужно изложить в определенной форме и на бумаге. Впроче…

Образование
Как написать сочинение на тему «Первый снег»: полезные рекомендации и примеры

Сочинение на тему “Первый снег” написать не так уж и сложно. Именно по этой причине данную работу дают ученикам начальных классов. Это задание на развитие устной и письменной речи, которое не только поможе…

Образование
Как написать сочинение «Что такое Родина?»: рекомендации и примеры

Сочинение “Что такое Родина?” задается ученикам, как правило, в начальных классах. Эта работа помогает им разобраться с такими понятиями, как «патриотизм», например. И в конце концов, они сами …

Образование
Как написать сочинение «Моя лучшая подруга»: план, советы и подсказки

Сочинения на свободные темы школьникам нравятся больше всего, ведь это так интересно — почувствовать себя в роли писателя и рассказать о том, что правда волнует! Подобные творческие задания по русскому языку сегодня в…

Образование
Как написать сочинение на тему «Мое домашнее животное». Пособие для учеников и их родителей

В детстве многие ребята мечтают о домашнем животном: собаке, кошке, хомяке, кролике и прочей живности, которая затем радует не только малышей, но и их родителей. Какие питомцы бывают умилительные, сколько в них доброт…

Образование
Как написать сочинение «Как я встретил Новый год»? Вопросы стилистики и изложения

Сочинение “Как я встретил Новый год” – это письменная работа, требующая особого настроения. Ведь она посвящена празднику, который любят и ждут многие люди. Это замечательное торжество. Так что если и…

Образование
Как написать сочинение «Что такое искусство»? Каким принципам следовать и какой слог соблюдать

Одной из самых популярных школьных работ, задаваемых по предмету русского языка и литературы, является сочинение «Что такое искусство?». Это довольно интересная тема, которая развивает у школьников воображение и позво…

Образование
Как написать сочинение про друга: правильное воплощение образа человека на письме

Сочинение про друга задают писать чаще всего в начальной и средней школах. Хотя иногда над ним работают и старшеклассники, однако и требования к ним предъявляют другие, повыше. Но как необходимо писать сочинение про д…

Образование
Как написать сочинение на тему «Одиночество» — структура и стилистическая специфика работы

Написать сочинение на тему «Одиночество» не так уж и просто. Почему? Потому что над данной темой необходимо хорошо подумать, поразмыслить. Это очень деликатный вопрос, который хоть раз касался каждого из н…

Источник: http://monateka.com/article/252235/

Вступление к направлению «Человек и общество» итогового сочинения

Многие слышали идею о том, что человек немыслим вне общества. Находясь в социальной среде, люди находят свое место в жизни. Формируется их мировоззрение, складывается круг общения. Без социального взаимодействия человек лишается шансов стать личностью.

Именно поэтому человек не может без общества. Социализация — путь усвоения важнейших ценностей, путь интеграции в общество, путь к жизни в обществе. Об этом мы знаем из курса обществознания.

Стоит ли сомневаться в том, что человеку без общества полноценно не прожить? Думаю, каждый из нас ответит «нет».

Каждая отдельно взятая личность — важный элемент общества. Человек всегда что-то «предлагает» окружающим его людям. Кто-то способен организовывать массы людей, кто-то — воодушевлять. У каждого своя роль. Роль человека в жизни общества определяется его личностными качествами.

Важнейшими из них являются доброта, отзывчивость, честность, ответственность. Поступая тем или иным образом, человек должен руководствоваться высокими моральными принципами. Почему внутренние качества отдельно взятого человека важны? Потому что из людей складывается общество.

Читайте также:  Ледяной дождь – явление природы

Человек — всего лишь один из многих, но именно он — кирпичик в фундаменте общества. Чем инициативнее каждый из нас, тем лучше наша социальная среда.

Общественная жизнь интересна, многогранна. Но в то же время она противоречива и непредсказуема. Существует множество исторических примеров, где явно видна неприязнь общества к великим личностям. Людей, отличающихся от общей массы, могут недолюбливать по разным причинам. Например, из зависти или недостаточного уровня интеллекта для осмыслениях их идей.

Поэтому умным людям, предлагающим смелые идеи, бывает сложно найти общий язык с остальными. Несомненно, это проблема, которую не всегда можно решить. Человек и общество в данном случае не представляют собой единое целое. Напротив, общество может помешать человеку развиваться.

Социальная среда может убить тягу к саморазвитию и изолировать от внешнего мира лучших людей нашего поколения.

Общество — это «суд», действующий особыми методами. В обществе не любят предателей, завистников, лентяев. Они не улучшают человеческую жизнь, а разрушают ее своим безнравственным поведением.

Именно поэтому люди, обладающие не лучшими личностными качествами, находятся в своеобразной изоляции. Презрение — один из наиболее эффективных инструментов, которыми обладает общество.

Именно этот факт доказывает справедливость высказывания о том, что общественное мнение очень важно.

Источник: http://ege-soch.ru/vstuplenie-k-napravleniyu-chelovek-i-obshhestvo-itogovogo-sochineniya/

Сочинение на тему человек и общество

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Человек и общество – это новое направление для истового сочинения в 2017-2018 гг. Чтобы понять суть проблемы, нужно подобрать несколько точных аргументов и примеров из литературы. Лучшие писатели всех времен помогут нам в этом.

Среди основных аргументов можно выделить следующие моменты:

• Гармоничная связь общества и человека. Почему эта связь так важна?

• Противостояние человека и общества.

На чем оно основа? В чем кроются главные проблемы?

• Конфликт человека и общества. Это вечный конфликт? Его можно пройти или все останется так на века?

• В каких случаях общество обязано оберегать человека и защищать его интересы?

• Где человек является должником перед обществом? Когда он должен служить обществу?

Уходит от проблемы человека и общества нельзя, так как мы каждый находимся в эпицентре событий. Главная наша задача в том, чтобы как можно раньше понять принципы этих отношений и двигаться в нужном направлении. Ведь результат наших действий мы увидим не скоро. Пройдут года, и только тогда мы поймем, были ли мы правы или же все время ошибались.

В литературе есть много примеров об отношениях человек и общества. Например, Евгений Онегин так боялся мнения со стороны, чтобы был готов участвовать в дуэли со своим другом, с молодым парнем, который собирался жениться, с человеком, которого он сам подставил.

Также в этом итоговом сочинении можно показать примеры того, когда общество было нездоровым и одному человеку приходилось идти против него. В произведении Тургенева «Муму» мы наблюдаем за тем, как крепостной лад полностью коверкал нормальные отношения между человеком и обществом. Там не могло родиться что-то нормальное и адекватное.

В произведении Толстого «После бала» также показала подобная картинка. Первая сцена – это чудесный бал, где все милые и любезные. А вторая сцена – это жуткая казнь и издевательства, которые исходят из приказов «милых» людей.

Я думаю, что мы уже со школьного возраста должны задумываться над проблемой человека и общества. Только так мы сможем построить что-то сильное и мощное.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

Рассуждения на тему: Человек и общество

Рассуждения на тему: Человек и общество

Рассуждения по тематическому направлению Человек и общество

Человек и общество

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума.

Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.

Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон:

с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.

Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам,

а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества,

созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Рассуждение на тему Человек и общество

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

субъект общественно-исторической деятельности.

Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное,

природное и социальное образуют нерасторжимое единство.

Выяснив, кто такой человек, можно сделать вывод – ребёнок в момент рождения не человек.

При рождении ребёнок является индивидом, т.е. это экземпляр живого, имеющий все признаки свойственные виду,

к которому он принадлежит, и отличающийся генетическими и фенотипическими особенностями.

Индивид — это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности,

и лишь только при рождении индивид – ребенок еще не обладает базой основных понятий,

даже элементарно не знает что такое мама, папа, стол, стул.

При развитии он становится личностью, т.е социально-психологическим лицом человека или,

то чем люди отличаются друг от друга в обществе по отношению к нему.

И лишь только при рождении индивид становится кандидатом в человека.

Он подразумевал, что человек – это личность, а ребенок личностью не является, он индивид.

Я считаю, что при рождении ребенок – уже и есть человек по своей сущности.

Если опираться от определения, то человека представляют как понятие с помощью,

которого выделяют человека как существо особого рода среди всех других живых существ, например, отделяют человека от животного.

Человек представляет собой сложную систему, он многомерен.

С научной точки зрения человек – это уникальный продукт длительного развития живой природы

и одновременно результат космической эволюции самой природы.

Вместе с тем человек рождается и живет в обществе, в социальной среде.

Общество опосредует отношение человека к природе, и потому рожденное человеком существо становится действительно человеком,

лишь, будучи включенным, в социальные отношения.

Это истина, которая позволяет говорить о сущности человека как единство природного и социального.

По своему содержанию и объему понятие «человек» гораздо шире, чем понятие «личность».

Если, опираться на определение «человек», «личность», «индивид», то можно сделать вывод, что при рождении человек является индивидом.

Сущность человека, его происхождение и назначение,

место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

Сочинение-рассуждение по тематическому направлению Человек и общество

Для каждого человека важно общество, в котором он вращается. Разве не сам человек отвечает за свои поступки? Конечно же, сам, но все мы, так или иначе, зависим от тех, кто рядом, как и они от нас. Порой именно окружение диктует нам поступки, потому как срабатывает закон коллективного решения.

Как часто в жизни приходится наблюдать изменения в человеческом характере и поведении, как иногда люди быстро меняются в зависимости от своего окружения. Именно поэтому родители всегда заботятся, чтобы ребенок дружил с хорошими людьми.

В окружении порядочных воспитанных людей каждый пытается быть не хуже. В дурном обществе человек готов прощать себе не только мелкие недостатки, но и недостойные поступки. Ведь общество этого не осуждает, а порой и поощряет зло.

Может, человек никогда бы не обнаружил худшие черты в себе, если бы этому не поспособствовало плохое общество и окружение.

Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми — Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою.

Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства.

Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.

Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить.

Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение.

Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает.

Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.

Именно такую ситуацию описал Панас Мирный в своем романе «Разве ревут волы, когда ясли полны?». Ведь когда Чипка (главный герой романа) подружился с сомнительными людьми — Лушней, Мотней и Крысой, то все хорошее, что в нем было, куда-то исчезло. Вместо этого он стал циничным и злым, начал свои плохие поступки с краж, а потом перешел и к разбою.

Писатель рисует яркую картину нравственного падения человека. Автор нам показывает, как пьянствуют в доме Чипки его так называемые товарищи. А сам Чипка при этом не обращает внимания на то, что его товарищи оскорбляют его мать. Он еще и сам на нее кричит. Это был его позорный выбор, ставший для Чипки фатальным. Вскоре он дошел и до убийства.

Ничего человеческого не осталось в нем, так как он позволил себе пойти вслед за недостойными людьми.

Конечно же, окружение человека влияет на его характер и на его личность в целом. Но насколько сильным и решающим будет это влияние, зависит уже только от самого человека. У человека должен быть свой внутренний стержень, который поможет ему не сломаться, когда окружающие его люди начнут на него давить.

Возможно, ребенку будет трудно и сложнее противостоять влиянию своего окружения. И в таком случае уже взрослые должны помочь ребенку преодолеть негативное влияние и выработать в себе тот спасительный стержень. В отличие от ребенка у взрослого человека всегда есть право выбора. Он сам может выбрать свои цели и свое окружение.

Только от него будет зависеть, какой будет его жизнь. У каждого человека только одна жизнь, которую он живет здесь и сейчас. Мы вправе себе выбирать тех друзей, которых мы заслуживаем. И всегда нужно выбирать тех, кто тебя ценит. А не тех, кто тебя недооценивает.

Потому как нет смысла выбирать тех, кто не разделяет наших успехов и для которых мы нужны только ради собственного самоутверждения.

Рассуждения по тематическим направлениям

Рассуждения на тему: Человек и общество

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/3879/

Ссылка на основную публикацию