Сочинение: описание картины и.э. грабаря «февральская лазурь»

Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 5 класс

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Мы собрали несколько сочинений, так что каждый может выбрать сочинение по вкусу! Хотя лучше использовать их для написания своего сочинения.

1. Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь за 5 класс

Игорь Грабарь известен пейзажными картинами, на которых изображены виды русской природы. Художник изображал природу по-особенному, так как ее видит он.

На картине художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь» нарисован зимний пейзаж. На переднем плане картины изображена береза. Художник смотрит на нее как бы снизу, лежа на земле. От этого форма березы, ее ветки выглядит как-то нереально, фантастично.

Поражают цвета на картине. Хотя изображен февральский день, но на картине мало белого цвета – цвета снега. Больше ярких весенних цветов. Художник этим передает, что скоро кончится зима и на смену ей придет весна. Голубой цвет на картине имеет много оттенков.

Художник применяет и светло-зеленый, почти голубой цвет и ультрамариновый, для окрашивания зимнего неба. Впечатление, что цвета перекликаются между собой, соединяются в фантастическую музыку.

Сиреневый снег, лазоревое небо, жемчужная береза – все фантастические оттенки голубого цвета сливаются и переходят друг в друга, создают какое-то праздничное настроение.

На заднем плане картины изображен лес, который нарисован такими же очаровательными цветами.

Картина понравилась своей таинственностью. Взгляд притягивает форма дерева. Береза на картине отличается тем, что на нее смотришь от самой земли. Необычный взгляд на дерево, его огромные раскидистые ветки выделяются на фоне голубого неба. Впечатление, что береза наклонилась над тобой, хочет укрыть тебя своей кроной.

Когда долго рассматриваешь картину, поднимается настроение. Хочется очутиться около этой фантастической березы, обнять ее, погладить бугристую кору дерева. Не зря художника Игоря Грабаря называли «поэтом русской зимы».

Февраль – удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами.

Удивительную картину нам передал Грабарь на своем полотне, которое носит поэтичное название — «Февральская лазурь». На передний план вынесена береза, которая покрыта тонким слоем инея. Он переливается, блестит, поэтому кажется, что дерево обзавелось янтарными бусами.

Позади мы видим березки, которые ни в чем не уступают своей подружке, которая выскользнула вперед. Они показывают, что они тоже достойны внимания, так как их наряды не менее роскошны. Все березы изображены на фоне белоснежного покрывала, которое соткано самой старухой-зимой.

Она не торопится его прибирать, словно желая немного задержаться.

https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-grabarya-fevralskaya-lazur-5-klass — uchim.org

Сверху, над березовой рощей, раскинулось чистое небо, манящее и доброе. От него веет прохладой и чистотой, поэтому можно почувствовать легкое дуновение ветерка и свежий аромат весны.

От этого полотна веет свежестью и чистотой, которая кажется потрясающей на фоне современного телевидения. Хочется наяву вдохнуть свежесть морозного солнечного дня, полюбоваться снежными нарядами берез, а пока остается лишь восхищаться мастерством художника.

3. Сочинение №3

В феврале бывают дни, когда воздух и все вокруг наполнено каким-то голубым сиянием. Голубое небо, голубой снег – все окрашено в этот удивительный по красоте цвет. Именно такой день изобразил на своей картине «Февральская лазурь» Игорь Эммануилович Грабарь – один из известнейших русских художников-пейзажистов 20 века. Его пейзажи поражают своей красотой, свежестью и яркостью красок.

Но такого сочетания цветов, как на картине «Февральская лазурь», пожалуй, нет ни на одном его полотне. Сам художник вспоминает, что в один из февральских дней он любовался березами. Случайно выронив сумку, И.Э. Грабарь наклонился, чтобы поднять ее. Он снизу взглянул на небо и был восхищен его цветом. Игорь Эммануилович сразу же приступил к работе, и через две недели картина была готова.

На ее переднем плане изображена красавица береза. Ее ствол слегка изогнут, как будто береза подставляет ласковому солнышку свои бока. Чуть поодаль от нее расположились ее подруги. Их ветви светятся ярким белым цветом в солнечных лучах.

Художнику удалось создать на картине именно светящийся белый цвет. Ветки берез образуют причудливый узор, сквозь который проступает удивительное по красоте лазурное небо. В вышине оно кажется таким глубоким.

На фоне лазурного неба прошлогодняя листва, уцелевшая на макушках берез, кажется огненно-золотой.

Ближе к горизонту небо светлеет. У самой земли оно сливается с таким же лазурным, лишь немного бледнее неба, снегом.

Если бы не лес, который виднеется вдали, на горизонте, то небо и земля слились бы в одно, не разделенное ничем пространство. От яркого солнечного света снег тоже сияет голубыми красками.

Там, где ложатся тени от деревьев, снег кажется темно-синим. Его оттенки гармонируют с синевой неба, которая на горизонте кажется какой-то яркой вспышкой.

И столько на картине света, что слепит глаза, как будто смотришь не на картину, а на искрящийся снег, сияющий ясным февральским утром.

4. Сочинение-миниатюра

Художник-пейзажист Игорь Грабарь вносит в картину свое отношение к природе, заставляет нас сосредоточиться на красоте окружающего мира, обогащает наши чувства. Известный русский художник подарил нам праздник зимы.

…Свежо. Снег искрится, переливается под солнцем. Тени яркие, цветные. Мы видим праздник лазоревого неба и жемчужных берез. Деревья пронизаны солнцем. И кажется, что они кружатся в хороводе. Пейзаж чудесен. Картина долго не отпускает нас. Она создает радостное настроение.

Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 5 класс

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/sochineniya/po-kartine-grabarya-fevralskaya-lazur-5-klass

Сочинение по картине «Февральская лазурь» И.Э.Грабаря RuMozg

Русская зима славится своими трескучими морозами, глубокими сугробами, суровой во всех отношениях погодой. Конечно, люди искусства не могли пройти мимо такого удивительного явления природы, свойственного, пожалуй, только российскому климату.

Но совсем иным настроением пропитана зима на своем закате, когда все вокруг находится в предвкушении скорой весны. Именно такой период и изобразил Игорь Эммануилович Грабарь в своей картине Февральская лазурь.

Предмет

Грабарь получил широкую известность в России и Советском союзе благодаря невероятно живым и точным изображениям пейзажей, но особенно хорошо знакомо автору было зимнее время.

Так “Февральская лазурь” демонстрирует зрителю раннее утро, работа пронизана солнечным светом, играющим на стволах пробуждающихся ото сна деревьев, белоснежном снеге. В воздухе витает ощущение полного единения человека с природой.

На заднем плане виднеется небольшая роща, в которой все еще царствует зима, обжигая холодом стволы молодых берез. Здесь же, на поляне, властвует весна, лаская воспрянувшие к утру березки первыми теплыми лучами солнца.

Цветовая гамма

Художник не отдает предпочтения краскам, свойственным суровому зимнему периоду, напротив, снег и иней на картине как бы отходит на второй план. В полотне же преобладает поистине весеннее настроение.

Светло-голубое небо, местами переходящее в нежную лазурь, а деревья одеты в янтарные одежды, кричащие с полотна о скором приближении оттепели, несущей с собой тепло, уют, игру капели и быстро бегущих тонких ручейков.

А пока все вокруг замерло в ожидании, зима отступает, природа просыпается в предвкушении весны.

Картина Грабаря переносит зрителя на опушку, дает возможность насладиться чудесными видами русского леса. Береза в эпицентре внимания, словно танцующая девушка, а окружающие ее молодые березки – подружки, скрепившие ветви, словно руки в праздничном хороводе.

Лес оживает, возрождается, стряхивает с себя зимнее покрывало, с распростертыми объятиями встречает пору цветения и любви.

Пейзажист мастерски передает атмосферу тихого февральского утра, умело играя с красками, вовлекая зрителя в завораживающий мир природы, доступный лишь тем, кто умеет наслаждаться красотой и очарованием окружающего мира.

Читайте также:  А.п. чехов "анна на шее": описание, герои, анализ рассказа

Сочинение описание картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь” (Вар 2)

Однажды Грабарь отправился загород, чтобы погостить у своих знакомых. Зима подходила к концу и везде это чувствовалось. Атмосфера была подходящей для конца февраля.

Художник направился на прогулку, он любил изучать новые места. Он забрел в березовую рощу. Это дерево было его любимым. Именно березы часто встречались в его картинах.

Даже простая прогулка в роще заряжала автора энергией и добавляла вдохновение.

История написания картины

Погода была на удивление хорошей. На небе не было ни одной тучки, ярко светило солнце. Снег приятно блестел на свету. Березы интересно сочетались с белоснежным снегом. Грабарь бродил по роще в поиске интересного сюжета для своей картины, но ничего интересного не попадалось.

Потом он уронил палку и нагнулся, чтобы поднять ее. Он повернул голову, и пейзаж его потряс, художник наконец-то нашел свое вдохновение. Автор заметил березу, которая переливалась перламутровыми оттенками.

И это все на фоне ярко-голубого неба. Чтобы найти достойный пейзаж, было достаточно посмотреть на природу под другим углом. Нужно было спешить домой за мольбертом и красками, чтобы поскорее сделать эскиз.

На следующий день Грабарь продолжил работу. Он рисовал полотно с натуры. Художник стремился передать зрителю ту красоту, которую увидел сам.

Когда смотришь на деревья снизу вверх, то открывается совсем другой вид. И березы, и небо сверкали насыщенными тонами. Автору пришлось выкопать яму, чтобы иметь удобный ракурс. Он был под впечатлением.

Для него было важно правильно передать эмоции зрителю.

Когда работа была окончена, то картина получила название «Февральская лазурь». Пейзаж тут же заполучил много поклонников. Полотно получило призвание зрителей и критиков.

Секрет полотна

Если здраво оценивать картину, то ничего особенного в ней нет. Мы видим снег, березы и небо. Но важнее то, какие эмоции вызывает полотно. Художник вложил душу в написание картины.

Он идеально передал настроение. Грабарь умело работает со светом, он сделал его чистым и ярким. Отдельного внимания заслуживает тонкости работы с березами.

Художник детально прописывал каждый листик, каждую извилину в коре.

Снег сияет голубым цветом. Для неба художник выбрал лазурный оттенок. А стволам берез был отведен белоснежный тон. Картина вызывает необъяснимое чувство радости. Полотно и сейчас собирает возле себя много народу в Третьяковской галерее. Всем хочется почувствовать радость.

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/sochinenie-po-kartine/sochinenie-po-kartine-fevralskaja-lazur-i-je-grabarja.html

Описание картины «Февральская лазурь» Грабаря: материалы для сочинения

«Февральская лазурь».И. Э. Грабарь

Игорь Эммануилович Грабарь — выдающийся русский художник, автор таких знаменитых полотен, как «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и др.

В этой статье представлено описание картины «Февральская лазурь» Грабаря: материалы для сочинения, анализ произведения.
Смотрите: Описание других картин

Картина «Февральская лазурь» была написана И. Грабарем в 1904 году. Работа выполнена маслом на холсте.

Размер картины составляет 141 х 83 см. 

Описание картины «Февральская лазурь» из книги «Жизнь и творчество Игоря Грабаря»:

«Написанные на пленэре* полотна Грабаря отличались особой глубиной пространства и своеобразным освещением, при этом их невозможно было упрекнуть в подражании французским мастерам. Его пейзажи жизнерадостны, пронизаны светом и говорят о необычайно эмоциональном восприятии природы. 

Образцом творчества этого художника может служить выполненное плотным слоем мазков чистых цветов полотно «Февральская лазурь», которое критика назвала «величественным «портретом» березы». 

Чтобы зритель смог бросить на будто бы излучающее свет дерево взгляд снизу вверх, Игорь Эммануилович вырыл для работы глубокую траншею в снегу. Там он писал, невзирая на жестокие морозы, рассказывая позднее о переполнявшей его радости от «перезвонов и перекликаний всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба», которая помогла ему создать обобщенный образ русской природы.» 


(*пленэр — работа над картиной при естественном свете в естественных условиях)

(В.Скляренко «Жизнь и творчество Игоря Грабаря»)

Описание картины «Февральская лазурь» из книги «История русской живописи в 12 томах»:

«И.Э. Грабарь (1871—1960) — выдающийся деятель русской культуры, известный и своими живописными полотнами, прежде всего в жанре пейзажа и натюрморта, и в не меньшей степени как архитектор, искусствовед, художественный критик и специалист по музейному делу.  

К первым годам после возвращения в Россию относятся его чудесные «снежные» пейзажи: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (оба — 1904). 

Снег в разное время года, в разную погоду, при разном освещении — таков был объект внимания Грабаря-импрессиониста. Он вспоминал, как, работая над «Февральской лазурью», «…прорыл в глубоком снегу свыше метра толщиной траншею, в которой и поместился вместе с мольбертом для того, чтобы получить впечатление низкого горизонта и небесного зенита». 

Однако эти пейзажи — не просто изображения снега, в них запечатлены состояния природы в целостном восприятии, проникнутые необыкновенно сильным ощущением свежести, чистоты, радостного ожидания, мгновенно передающиеся зрителю.»

(Майорова Н., Скоков Г. — История русской живописи в 12 томах. 10-е годы XX века (Том 10) — 2007)

Описание картины «Февральская лазурь» из книги «Автомонография Игоря Грабаря»:

«В 1900 году Грабарь возвратился в Россию, где начинается зрелый и самый плодотворный период его творчества… …

в 1901-1908 годах он сосредоточил свое внимание почти исключительно на пейзажах и натюрмортах.

Именно тогда им были созданы такие шедевры, как «Сентябрьский снег» (1903 г) и самые знаменитые полотна – «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (обе картины — 1904 г.) и «Хризантемы» (1905 г.). 

За короткий срок художник перешел от широкой, свободной пленэрной живописи, с ее тонкими цветовыми созвучиями и мастерской передачей мягкого рассеянного света, к программному и последовательному в русском искусстве использованию принципов разложения цвета – «дивизионизму», к фрагментарным композициям с живописью чистым цветом, без смешивания красок на палитре. Они наносятся на холст короткими ударами кисти, раздельными густыми мазками, образующими мозаику, которая своим цветом и фактурой дает нужный художнику оптический эффект на расстоянии. 

Здесь нет четких контуров предметов, однородности больших пятен цвета — все его богатейшие градации перетекают одна в другую и дают общий мощный цветовой аккорд, ощущение вибрации воздуха, игры световых бликов, трепета жизни, движения. 

Это эмоциональная живопись повышенной красочности, передающая полноту впечатлений от яркого зрелища красоты природы или почти фантастической по перекличкам игры рефлексов в интерьере. Богатство цвета своих натюрмортов Грабарь обычно связывает с особой у каждого из них цветовой доминантой. 

Его образы были не только важной вехой, более того — целым этапом в развитии импрессионизма в русской живописи, они стали его классикой, одним из его неповторимых вариантов, — иным, чем у К.Коровина, В.Серова и других выдающихся современников И.Э.Грабаря.»

(вступление В.М.Володарского из «Автомонографии Игоря Грабаря»)

Описание картины на сайте Третьяковской галереи:

«Художник создавал картину под непосредственным впечатлением от натуры. Однажды он был потрясен видом, открывшимся снизу на верхушки берез: 

Свое восхищение художник соединил с рационалистической манерой дивизионизма.

Изображение строится из мелькающих рельефных мазков контрастных цветов, благодаря чему кажется, что верхушки берез вспыхивают оранжевым огнем на фоне ярко голубого неба, а стволы и поверхность снега сотканы из радужных оттенков.

Вид снизу вверх позволяет увидеть как береза расправляет свои ветви–крылья и превращается, по словам художника, в «фантастическое дерево, дерево-сказку».»

(по материалам сайта Третьяковской галереи)

Это было описание картины «Февральская лазурь» Грабаря: материалы для сочинения, анализ произведения. 

Смотрите: Описание других картин

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-fevralskaja-lazur-grabar-sochinenie.html

И.Э. Грабарь «Февральская лазурь» сочинение по картине

«Февральская лазурь» — знаменитая картина, нарисованная художником И.Э. Грабарем в начала 20 века, известным русским новаторам, пейзажи которого поражают своей яркостью, свежестью и красотой цветовых контрастов. Такого сочетания красок, присутствующего на этом полотне, достаточно чтобы поверить насколько тонко художник прочувствовал свой сюжет или как сегодня говорят: «Поймал момент».

Сам автор картины в своих воспоминаниях написал, что отдыхая на даче у своих знакомых, он гуляя по окрестностям был просто поражен игрой солнечного света в ветвях берез.

Читайте также:  Цикл стихотворений марины цветаевой "стихи к блоку"

Небо сверкало всеми оттенками синего, а само солнце – раскрашивало запорошенные снегом ветки берез в неповторимые тона.

Лучшего сюжета для своей картины, он не мог и представить, поэтому вернувшись на следующий день к выбранному месту, он написал пейзаж с натуры.

Для того чтобы солнце не искажало красок на холсте, автору пришлось разместить свой мольберт особым способом, поэтому когда смотришь на картину, кажется что она написана под другим углом зрения. Так, как будто художник писал ее лежа на земле. Отсюда и появляется то ощущение нереальности и невесомости. Как будто дерево выплывает на передний план.

Поражает и цветовое решение полотна. Несмотря на то, что на картине изображен зимний день, от нее не веет холодом. Наоборот, создается ощущение тепла и скорого наступления весны. С одной стороны картина очень проста. На ней изображено лишь несколько берез и лес на заднем плане, но от полотна сложно отвести взгляд.

На переднем плане изображена большая береза, ствол которой плавно изогнут. Она центр всей композиции, поэтому ее художник выписал с особой тщательностью. Засахаренные ветки тянутся к солнцу и расходятся в разные стороны как его лучи, образуя удивительно ритмичный узор. И вот здесь первое впечатление от общей простоты пропадает.

Теперь картину уже хочется рассматривать дольше, пытаясь понять, как удалось автору так удивительно точно передать заснеженность веток, использовав при этом так мало белого цвета. Какое нужно иметь мастерство и талант, чтобы передать действительно зимний пейзаж в таких ярких красках.

Чего только стоит нежно фиолетовый цвет снега на заднем плане и лес прописанный в более темных оттенках.

На верхушках берез остались прошлогодние листья, они прекрасно дополняют общий колорит картины и дают тот необходимый цветовой переход от светлого дерева до контрастного неба. На нем стоит остановится отдельно, настолько оно притягивает взор.

Как кульминация событий в книге, одновременно дополняет произведение и завершает его. Поднимая свой взор от основания ствола, рассматривая сказочное переплетение веток, в самом верху, нам представляется удивительная возможность лицезреть неповторимой красоты небо.

Хорошо передана тональность от нежно голубого, практически белого до изумрудно-синего.

Когда долго рассматриваешь это полотно, чувствуется как поднимается настроение. Хочется перешагнуть ту невидимую грань, чтобы окунутся в красоту русской зимы, побывать в этой небольшой березовой рощице, коснуться рукой покрытых снегом веток и погладить бугристую кору дерева. Можно с уверенностью сказать, что художнику действительно удалось заворожить нас этим сказочным сюжетом.

Источник: http://vsesoch.ru/sochineniya-po-kartinam/1295-ie-grabar-lfevralskaya-lazurr-sochinenie-po-kartine.html

Сочинение — описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

И.Э.Грабарь – художник — пейзажист

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках

Картины художника

«Февральская лазурь»

История создания картины

Свою картину Грабарь писал, когда гостил у друзей в Подмосковье.

Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны и впоследствии очень живо рассказывал историю создания этого полотна: «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять.

«Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба.

Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник

лазоревого неба,

жемчужных берез,

коралловых веток и

сапфировых теней на

сиреневом снегу».

И.Грабарь

Запомни слова

  • Лазурное (небо) – сине- голубое, светло – синее.
  • Жемчужные ( березы) — белые
  • Коралловые (ветви) – ярко-красные
  • Сапфировые (тени) – синие, зеленые.

Работаем над картиной

  • Почему картина названа «Февральская лазурь»?
  • Какой февральский день изобразил художник?
  • Есть ли на небе облака? Какого цвета небо вверху и на горизонте?

Отбор лексического материала

  • Много оттенков голубого, синего; лазурного;
  • день ясный, безоблачный; тихий;
  • вверху небо ярко – синее, безоблачное, а ближе к горизонту оно голубовато – белое;

Небо: высокое, чистое, бирюзовое, молочно- белое над горизонтом, василькового цвета.

Работаем над картиной

  • Много ли снега на картине? Какого он цвета на солнце и тени?
  • Какова береза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете ее ствола?

Отбор лексического материала

  • В березовой роще снега много; от солнечных лучей он подтаивает, становится рыхлым;
  • Береза как королева, могучая, нарядная, гордая. На верхушке прошлогодние листочки кораллово-бурые,а тоненькие веточки кажутся коралловыми. Ствол изогнутый белый с черными пятнами.

Работаем над картиной

  • Что можно сказать о ветвях березы?
  • Что изображено на заднем плане картины?
  • Какое впечатление производит картина?

Отбор лексического материала

  • Ветви тоненькие, как прутики; переплелись между собой, напоминают узор; похожи на тонкое кружево
  • Вдали виднеется темная ровная полоса леса
  • Картина, как живая. Хочется побывать в таком лесу. Побродить среди берез, подышать чистым воздухом.

Лексические и текстовые синонимы :

  • художник, живописец, пейзажист, певец русской природы;
  • изобразил, написал, создал картину;
  • картина, произведение живописи, пейзаж, полотно, репродукция;
  • берёзы, русские красавицы, символ русских лесов

Словарная работа

Вв…рху ярко-синее, нет ни обл…чка, к г..ризонту св..тлеет, белоствольная б..реза, хру..кие ветви устремлены ввысь, искусный узор, тонкие кружева, небо м..лочно- белое, приобрел р…зовато – ф..

олетовый оттенок, использует бело- голубые т..на, ощ..щение свежести и ч..стоты, хочется побр..дить по глубокому снегу, прикоснуться к шершавым ств..лам б..резы, картина «Февральская лазурь».

Словарная работа

Вв е рху ярко-син ее , нет ни обл а чка, к г о ризонту св е тлеет, бел о ствольная б е реза, хру п кие ветви устр е млены ввысь, иску с ный узор, тонкие круж ев а, небо м о лочно- белое, пр и обрел р о зовато – ф и олетовый о тт енок, использует бело- г о лубые т о на, ощ у щение свеж е сти и ч и ст о ты, хочется побр о дить по глубокому снегу, пр и к о снуться к ш е ршавым ств о лам б е резы, картина « Ф евральская лазурь».

План сочинения

И.Э.Грабарь – певец русской природы.

Описание природы:

-зимний день на картине

— лазурное небо

— розоватый снег

— красавицы – березы

Мое отношение к картине

Источник: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/sochinieniie-opisaniie-po-kartinie-i-e-grabaria-fievral-skaia-lazur

Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель: обучение детей как можно более полно описывать изображенное на картине.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством И. Э. Грабаря, учить выражать в слове свои впечатления, представления, формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.
  2. Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Оборудование: презентация, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель:

Отгадайте загадку:

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

Учащиеся:

Зима.

Учитель:

Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней.

Учащиеся:

Снегопад.

Учитель:

А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

Учащиеся:

Февраль.

Учитель:

В старину этот месяц называли ветродуй. В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

Ещё его называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

Именно февральские краски природы стали для И. Э. Грабаря волнующими и привлекательными.

III. Знакомство с жизнью и творчеством И. Э. Грабаря

Читайте также:  Герасим: характеристика и образ героя в рассказе и.с. тургенева "муму"

Включить проектор

Учитель:

СЛАЙД 2

Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник – пейзажист, тонкий знаток русской природы. Он родился 13 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году его семья переезжает в Россию.

СЛАЙД 3

В Петербургскую академию художеств талантливый художник поступил в 1894 году, а уже в 1896 году Грабарь едет знакомиться с западноевропейским искусством в Европу.

СЛАЙД 4

В 1901 году, вернувшись в Россию, он пишет картину «Сентябрьский снег». Зрители встретили её восторженно, увидев в ней поиски новых возможностей в изобразительном искусстве. Грабарь умел найти в будничных мотивах настоящее богатство красок.

СЛАЙД 5

Одно из лучших его полотен – «Февральская лазурь».

СЛАЙД 6

Путь Грабаря – художника переплетается с деятельностью учёного, исследователя искусств. В 1910-1914 годах вышли в свет несколько томов «Истории русского искусства».

СЛАЙД 7

В 1920 году Грабарь организовал экспедицию по Северной Двине и вдоль побережья Белого моря. Художника покорила природа этих мест, её торжественное спокойствие. На берегах Северной Двины он написал картину «Сийский монастырь».

СЛАЙД 8

Талант Грабаря – портретиста наиболее ярко проявился в картине «Автопортрет в шляпе».

IV. Знакомство с картиной И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Учитель:

СЛАЙД 9

Автор писал: «Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба». И это видение изобразил художник на картине «Февральская лазурь».

Лазурь – это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневым оттенком.

https://www.youtube.com/watch?v=HJr1-KBjCHE

Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть  самое замечательное, красивое.

Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

                                                   План

  1. «Февральская лазурь» — одна из лучших картин И. Э. Грабаря.
  2. Описание берёзы на переднем плане.
  3. Описание берёзовой рощи на заднем плане.
  4. Цветовое решение картины.
  5. Настроение, которое вызывает картина.

Примерное описание картины:

«Февральская лазурь» — полотно, отличающееся особой звучностью, мажорностью цветового решения.

Л. М. Зельманова

«Февральская лазурь» — это одна из лучших картин И. Э. Грабаря. На полотне изображена берёзовая роща в один из лучезарных февральских дней. Она застыла на фоне лазоревого неба.

На переднем плане мы видим высокую, раскидистую берёзу с толстым стволом. Художник композиционно выделил её: он как бы отодвинул молодую рощу на задний план, чтобы она не мешала нам видеть берёзу. Снега на её ветках уже нет, но она словно светится от лучей солнца.

Чтобы показать берёзу во всей её величавой красоте, Грабарь писал её, стоя в специально вырытой яме. Так он сумел увидеть верхушки деревьев и таинственные тени на снегу.

Белоствольные берёзы написаны плотными мазками, и на фоне небесной лазури кажутся ещё белее. Они похожи на застывший фонтан. Вся роща прозрачна, хрустальна, залита солнечным светом.

Хрупкие коралловые ветки застыли в воздухе.

Мы видим переливы всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Краски поражают наше воображение. Глядя на картину, мы понимаем: зима приближается к концу. Это видно по подтаявшему сиреневому снегу, по длинным сапфировым теням на нём.

Когда смотришь на картину «Февральская лазурь», охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света, ослепляет лазорево-синим небом.

Выключить проектор

V. Самостоятельная работа

Учитель:

Напишите сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», используя материал для описания картины.

 (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

                             Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубое, чистое; на горизонте ни облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми, красновато, оранжево-коричневыми оттенками; искривлённая, огромная берёза.

VI. Чтение сочинений

VII. Домашнее задание

Нарисовать свою картину на тему «Зима»

Игорь Эммануилович Грабарь

«Февральская лазурь»

План

  1. «Февральская лазурь» — одна из лучших картин

И. Э. Грабаря.

  1. Описание берёзы на переднем плане.
  2. Описание берёзовой рощи на заднем плане.
  3. Цветовое решение картины.
  4. Настроение, которое вызывает картина.

Материал к сочинению

Небо: сине-лазоревое, голубое, чистое; на горизонте ни

облачка.

День: ясный, лучезарный, солнечный, яркий, чудесный.

Роща: залита солнцем, озарена солнечным светом; косые

лучи зимнего солнца освещают рощу.

Берёзы: величественны, устремлены ввысь; стволы

сверкают; коралловые ветки; стволы с жёлтыми,

красновато, оранжево-коричневыми оттенками;

искривлённая, огромная берёза.

Источник: http://uchitel.edu54.ru/node/268203

сочинение грабарь февральская лазурь

Перед нами чудесная картина Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

Развернутое описание картины

Игорь Грабарь изобразил на своей картине березовую рощу в чудесный солнечный февральский денек. Тонкие стройные березки собрались в кружок на опушке зимнего леса, и стоят в задумчивости, опустив свои нежные ветки.

На прекрасном белом стволе ближайшего к зрителям дерева весело играют солнечные блики, веточки этой березы создают на лазоревом небе ажурный кружевной узор, который меняется при малейшем дуновении ветерка. Еще группка берез как будто собралась позади этой, самой смелой, которая вышла вперед, чтобы мы могли ее получше рассмотреть.

На тонких веточках березок сверкает и переливается мириадами бликов и огоньков дивный белоснежный иней, из которого волшебница-зима соткала для своих лесных подружек праздничные теплые наряды.

Земля тоже укрылась от холода дивным белым с голубизной пушистым покрывалом, на котором отлично видны холодные играющие тени, которые отбрасывают на землю деревья в лучах февральского, еще робкого и несмелого, но уже ласкового и теплого солнышка. Прекрасно и небо, на фоне которого так выигрышно смотрятся наши красавицы-березки. Небо удивительно чистого лазурного цвета, причем ближе к горизонту оно нежно-голубое, а в вышине насыщенно-синее.

Художник использует при написании картины холодные и нейтральные цвета – белый и все оттенки синего от нежно-голубого до интенсивно-синего.

Но для того, чтобы передать нам праздничное настроение этого теплого февральского дня, предчувствие природой своего скорого пробуждения, он применил и теплые цвета – светло-розовый и нежно-алый. И на снегу и на деревьях играют прекрасные розовые блики, которые говорят нам о том, что весна близко и вот-вот наступит пробуждение природы от долгого зимнего отдыха и сна.

Что в нашей душе созвучно настроению «Февральской лазури»

Мастерство живописца заключается в том, чтобы пробудить в душе зрителя отклик на свое произведение, передать всем, кто будет смотреть на картину, свое впечатление и состояние души во время ее написания. Душа Игоря Грабаря пела и радовалась при написании этой чудесной картины, поэтому и мы ясно видим, что в рощице, написанной на картине, скоро наступит весна, природа очнется от холодного зимнего плена.

Хочется любоваться и любоваться на кристально свежую лазурь неба, на чистую нетронутую белизну березовых стволов, на чудесные узоры, которые рисуют на снегу дивно розовые нежные тени, которые отбрасывают на землю ветки и стволы деревьев, на уходящую и тающую белизну февральского снега.

Художник сумел так изобразить февральский денек, что раз увидев картину, вряд ли ее когда-нибудь забудешь.

Потому что это послание от души живописца, сделанное с помощью мазков краски на полотне, вызывает в душе зрителя ощутимый приятный отклик.

Начинаешь поневоле гордиться прелестью и самобытностью русских пейзажей и талантом и умением русских мастеров, воспевающих их удивительную уникальную красоту.

Источник: http://ufonet.ru/question/sochinenie-grabar-fevralskaya-lazur/

Ссылка на основную публикацию