Сочинение на тему: “женский идеал в русской литературе”

Женский идеал в русской литературе

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский провозгласил, что «красота спасет мир». Но красота всегда понималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она сливалась в их представлении с добром, истиной, справедливостью.

В пьесе Чехова «Дядя Ваня» доктор Астров, как и многие другие герои, преклоняется перед красотой Елены Андреевны. Именно Астрову принадлежат знаменитые слова: «В человеке все должно быть прекрасно: лицо, и одежда, и душа, и мысли».

И именно поэтому Елена Андреевна не может быть идеалом: она живет праздной жизнью, которая не может быть чистой.

Многие русские писатели пытались создать идеальный образ женщины. С глубокой нежностью А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» говорит о Татьяне Лариной, рисует ее «милые» привычки, характер, говорит о ее воспитании.

В романе появляется героиня, которую автор называет «милым идеалом», которой он восхищается, которую любит. Чистота и благородство, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе отличают ее от остальных персонажей романа. Недаром А. С.

Пушкин говорит нам: «…Очень я люблю Татьяну милую мою».

Татьяна вовсе не красавица, в отличие от своей сестры Ольги: Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей…

И в то же время, даже оказавшись в Петербурге за одним столом с блестящей Ниной Вронскою, знаменитой столичной красавицей, Татьяна ничем не уступает ей.

Прелесть пушкинской героини – в ее душевном благородстве, уме, простоте, богатстве внутреннего содержания.

Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, Пушкин и в ее характере и поведении подчеркивает прежде всего простоту, безыскусственность, видя прелесть Татьяны в том, что она:

…любит без искусства. Послушная влеченью чувства, Что так доверчива она, Что от небес озарена Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным…

Главное свойство Татьяны – ее высокое благородство, чувство долга, которое берет верх над самыми сильными ее душевными чувствами. Неспособность к обману, к сделкам с собственной совестью – вот что делает Татьяну особенно привлекательной для меня.

Одним из самых обаятельных женских образов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» становится образ Наташи Ростовой. Эта непосредственная, полная жизни девушка удивительно тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусства, природы.

Толстой связывает необычайность Наташи с влиянием на ее воспитание и развитие народной среды. Ей в высшей степени присуще чувство близости ко всему русскому и к простым людям, и к народным обычаям, песням, обрядам.

В доме своего дядюшки, после охоты, Наташа необычайно сильно почувствовала прелесть простоты, скромности обстановки и удивительных качеств самого дядюшки и Анисьи Федоровны с ее русской степенностью и скрытым душевным огнем. Ее пленяют напевы балалайки и гитары, народные песни и танцы.

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная француженкой, этот дух, эти приемы?» – задает вопрос писатель и сам же всем романом отвечает на него: Наташе они были присущи всегда. Душа Наташи открыта для всех радостей жизни.

И когда приходит пора любви, девичьи мечты и жажда счастья воплощаются в таких искренних и естественных формах, что невольно любуешься всем, что говорит и делает героиня романа.

Всем сердцем воспринимает Наташа и общенародное горе, не рассуждая, не обращая внимания на высокопарные патриотические лозунги. Именно она добивается того, чтобы подводы Ростовых были отданы раненым, потому что ей чуждо все эгоистическое.

В эпилоге романа Наташа будто бы и не похожа на себя. Она перестала петь, перестала следить за своей внешностью, располнела и целиком отдалась заботам о муже и детях. Но в этом и есть, по мнению Л. Н. Толстого, вся Наташа, но только на новом, более высоком этапе жизни.

Героиня романа так же искренне, как и прежде, отдается своему чувству, только теперь ее чувства поглощены семьей. Она и не должна, по мнению писателя, интересоваться политикой. Женщина вообще, как считал писатель, не должна жить разумом, чуткость и душевность заменят ей деятельность ума.

Наташа в полной мере воплощает представления А. Н. Толстого об идеале женщины.

Совсем другим видит свой идеал Н. А. Некрасов. В поэме «Мороз, Красный нос» в образе Дарьи он раскрывает свое понимание народного идеала и воспевает русскую крестьянку. Дарья – героическая русская женщина, «величавая славянка», чей характер складывался веками и приобрел многие удивительные свойства:

В игре ее конный не словит, В беде – не сробеет, – спасет… И голод и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

В образе Дарьи воплощена русская природа, русская поэзия, лучшие черты народа, великое ощущение собственного достоинства, долга, материнства. В поэме «Русские женщины» Н. А.

Некрасов говорит о прекрасных дворянках, женах декабристов Трубецкого и Волконского, которые приняли решение последовать за мужьями в Сибирь.

Они не останавливаются перед трудностями, верные чувству долга, и готовы бросить все, что им дорого, ради того, чтобы поддержать своих отверженных мужей.

Удивительно прекрасны женщины в романах И. С. Тургенева. Наиболее близка мне Елена Стахова, героиня романа «Накануне». И. С. Тургенев подчеркивает благородный нравственный смысл исканий Елены. Мелочность интересов и пустота жизни многих персонажей романа тяготят Елену.

Ее волнуют не отвлеченные идеи добра и красоты, а желание полезной людям деятельности. Героиня романа мечтает о героической жизни. Еще не зная Инсарова, она поражена рассказом о молодом болгарине – участнике борьбы за освобождение родины от владычества турок. «Освободить свою Родину! – промолвила она.

Эти слова даже выговорить страшно, так они велики». Любовь спасает Елену от пустоты обыденного существования, освещает ей путь к истинному счастью. Эта любовь становится и великой дружбой, поиском единомышленника.

Елена не только способна выдержать все испытания, о которых предупреждает ее Инсаров, она делает больше: после смерти любимого она уезжает в Болгарию, где продолжает его дело.

Конечно, рассказать обо всех прекрасных женских образах, созданных в произведениях русских писателей, в одном эссе невозможно. Важно, что художники слова всегда понимали истинную красоту как союз красоты внешней и внутренней, совмещение в человеке лучших качеств, и это по сей день остается великим напоминанием всем людям.

Душа, испорченная светом

(по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Передо мной тема «Душа, испорченная светом», в которой я бы хотела высказать свою точку зрения по данному вопросу.

Без сомнения, светское общество сделало из Печорина «нравственного калеку». Он сам признается, что его «душа испорчена светом». Безусловно, Печорин образован, смел, честен, по-своему благороден, способен критически оценить свои поступки.

Но почему же он так уязвим «светом»? Смею предположить, что ему не хватило в детстве материнской ласки, крепкого отцовского плеча, бабушкиных заботливых рук, дедушкиных нравственных наставлений. Одним словом, в семье он не получил уроков доброты и любви.

Ему не дано было понять, что прежде чем совершать поступки, надо думать о последствиях. А не экспериментировать над людьми, компенсируя свои душевные муки, а потом рефлексировать.

Вращаясь в светском обществе, он видит притворную любовь, предательство друзей, зависть. Под влиянием света и отсутствия в душе семейных ценностей он и стал подобен остальным. Любовь и семейное счастье он отвергает. Друзей у него нет, да и дружба для него – порабощение одного человека другим.

Не понимая, что семья – это святое, он бесцеремонно вмешивается в чужие семьи. Печорин, как капризный ребёнок, желающий получить красивую игрушку, добивается Бэлы. Семья погибает. Конечно, Григорий Александрович не желал зла, но принёс его.

Семейству Лиговских Печорин тоже приносит страдания. Княжна Мери, наверное, никогда больше не сумеет поверить в искреннюю любовь. Мир рушится под ногами, её любовь не нужна герою её романа… И страдает ведь не только Мери, но и её мать, боль дочери – это её боль.

То же самое происходит с Верой. Печорин испытывает к ней глубокое чувство. Но этим лишь мучает её.

Безусловно, светское воспитание, «испортившее» Печорина, влияет на его поведение. Сам не познавший, что такое семья, он является разрушителем тех семей, с какими ему пришлось столкнуться. Его внутренний мир, его душа подобна страшному монстру, который высасывает жизненные силы, радости и счастье из жизни тех, кто волею судьбы оказался рядом с ним.

Рецензия

В данной работе отражена субъективная авторская позиция относительно затронутой в теме проблемы. Автор эссе представил эссе-мнение. Акцент делается на авторскую позицию. Автор воплощает своё индивидуальное восприятие проблемы. Эссе написано в полном соответствии с требованиями.

Мой любимый поэт

Таким я вижу облик Ваш и взгляд.

Б. Пастернак

Анна Ахматова … Взяв однажды в руки томик стихов Ахматовой, я так и не смогла рас­статься с её поэзией, ибо она удивительна по своему таланту и характеру.

Совсем недавно я опять перечитала стихотворения Анны Андреевны, и вновь завораживающая музыка её лирики увлекла меня за собой, потому что она впитала в себя всё лучшее, что было в рус­ской литературе XIX века. Меня восхищает то, что с юных лет поэтесса читала латинских авторов, знала французский, немецкий, итальянский, англий­ский языки.

Она была не только талантливым, но и великолепно образованным человеком. Её взгляды на жизнь самостоятельны и интересны. Поэтический го­лос ни с кем нельзя спутать: он самобытен и неповторим.

Большую часть своего творчества Анна Андреевна посвятила чистому, прекрасному и в то же время мучительному чувству любви. Много об этом написано с невыразимо глубокой грустью, тоской и даже усталостью:

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт,

Почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт

От счастья и от покоя.

Эти стихи не спутаешь с другими. Она жила великой земной любовью и пела об этом, и в этом был её смысл жизни, её естественное состояние. Читаешь и поражаешься, как можно всего несколькими простыми, обыденными словами сказать так много:

Читайте также:  Владимир маяковский "а вы могли бы?": анализ стихотворения

То пятое время года,

Только его славословь.

Дыши последней свободой,

Оттого, что это любовь.

Высоко небо взлетело,

Легки очертанья вещей,

И уже не празднует тело

Годовщину грусти своей.

Это ли не чудо поэзии Анны Андреевны, которое в том и состоит, чтобы преодолевать страдание, снимать горе с другой души, возвращая ей радость жизни! Ведь, в конце концов, жить – значит радоваться!

А Анна Андреевна любила жизнь. Она любила свою родину, готова была отдать всё ради того, чтобы «туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей».

Дай мне годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребёнка, и друга,

И таинственный песенный дар.

И это о стране, где был расстрелян её муж, сослан единственный сын, где её унижали как человека и заставляли забывать, что она поэт. Анна Андреевна многое перенесла. Часто «падала» с вершины поэзии вниз, но опять вставала, благодаря желанию жить и любить. Она не гналась за славой:

Забудут? – вот чем удивили!

Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле,

Где может быть я сейчас.

А Муза и глохла, и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

Всю жизнь поэтесса делилась сокровищами своей души с миром и свято верила в высокое предназначение поэзии. По её мнению, поэзия не только сладкий дар песнопения, но и «веление небес», тяжёлый крест, который нужно нести достойно. И поэтому Ахматова сознательно обрекла себя быть в гуще жизни, в центре событий, какими бы трагическими они ни были:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл, —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Так искренно говорит Анна Андреевна, тем самым привлекая меня своей правдивостью. Одним словом, когда читаешь и перечитываешь стихи Ахматовой, происходит какое-то не зависящее от тебя самого очищение души, и ты вместе с поэтом приобщаешься к чему-то значительному и вечному.

Её стихи как откровение человеческой души, они облагораживают мою жизнь. Поэтому я, когда перечитываю стихотворения Анны Андреевны, мысленно благодарю талантливую поэтессу за то, что она подарила мне чудо встречи с Человеком и Поэтом.

Благодарю за ее стихи, читая которые, начинаю размышлять о вещах, до этого просто не замечаемых.

Источник: https://cyberpedia.su/6x9dbc.html

Гоо шымкента предоставил темы эссе для итоговой аттестации школьников

«Письменный экзамен по русскому языку и литературе будет проводится в форме эссе, — пояснила руководитель городского отдела образования Шымкента Жанат Тажиева. — На эссе школьникам отведено три астрономических часа. Придется выбрать одну из трех предложенных классу тем. Выполненным заданием считается эссе, состоящее из 250-300 слов…»

После выбора темы эссе учащимся необходимо определить главную мысль (о чем оно?), сформулировать проблему, написать аргументы, использовать языковые средства и приемы языка (сравнения, эпитеты, метафоры, риторический вопрос, вводные слова и предложения и т.д.), сформулировать общий вывод эссе.

Наш информационный портал публикует все предложенные темы эссе для одиннадцатиклассников. Каждую из них стоит изучить очень внимательно. Какие темы будут предложены на экзамене, станет известно непосредственно в день аттестации.

Темы эссе:

1. «Если душа родилась крылатой…» (по лирике М.Цветаевой). 2. Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского? 3. «Мы все глядим в Наполеоны…» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»). 4. Что такое патриотизм? (по роману Л. Толстого «Война и мир»). 5. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. С. Пушкин «К Чаадаеву»). 6.

«В жизни всегда есть место подвигу» (М. Горький). 7. Любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»). 8. Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? 9. «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь). 10. Моё восприятие лирики С. Есенина. 11.

Трагичен или смешон «маленький человек» в произведениях А.П.Чехова? 12. Кого из литературных героев я узнаю в своих современниках? 13. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н. Заболоцкий). 14. Моё понимание поэзии «чистого искусства» в лирике А. Фета и Ф.Тютчева. 15. В чем причина гениальности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? 16.

«Человек – это звучит гордо!» (по пьесе М.Горького «На дне»). 17. Современен ли образ «Прекрасной Дамы» А.Блока? 18. Моё восприятие образа Татьяны Лариной (по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина). 19. Влияние поэзии на нравственное воспитание человека. 20. Женский идеал в русской литературе. 21. Правда в смирении или бунте? (по произведениям Ф. М. Достоевского). 22.

Душа, испорченная светом (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). 23. Любовь – «романтизм, чепуха, гниль, художество»? (по роману «Отцы и дети» И.С.Тургенева). 24. В чём своеобразие гражданской лирики Н. А. Некрасова? 25. Мой любимый поэт. 26. Одиночество Чацкого – это явление современное? 27. Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? 28.

Плоды «злонравия» в комедии Д. И. Фонвизина и в наши дни. 29. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий). 30. В чём проблема «лишнего» человека? (по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). 31. Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»? 32.

Природа – мастерская или «храм»? (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева). 33. Кого из героев А. С. Пушкина вы хотели бы видеть среди друзей? 34. «Береги честь смолоду» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). 35. В чём своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова? 36. Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне»). 37. Классика устарела? 38.

Огромное счастье ­ ­ — любить и быть любимым. 39. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака). 40. Литература выпрямляет душу? 41. В чем трагедия Евгения Онегина? 42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») 43. В каждой строке доброта (по произведениям В. Распутина). 44. «Живые» и «мертвые» души (по произведению Н.

Гоголя «Мёртвые души»). 45. «Пою моё Отечество, республику мою!» (В. Маяковский). 46. «Сын за отца не отвечает» (А. Твардовский «По праву памяти»). 47. «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери») 48. Спор поколений в литературе и жизни. 49. Какой предстаёт природа в лирике С. Есенина? 50. Любить – значит жертвовать собой (по произведениям А.

Куприна, И. Бунина). 51. Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни. 52. Человек эпохи Независимости. 53. Казахстан на пути в мировое сообщество. 54. Любовь к Родине начинается с семьи. 55. Что следует ожидать Казахстану от ЭКСПО-2017? 56. Активная жизненная позиция – старт в успех. 57. Человек, которым я восхищаюсь. 58. Мое образование – мой капитал. 59.

За жизнь необходимо бороться! 60. Что такое истинная любовь? 61. Будущее Казахстана – моё будущее. 62. Как сохранить национальную культуру? 63. В чём сила материнской любви? 64. Профессия моей мечты. 65. Детское и взрослое мировоззрение: общее и различное. 66. Мои размышления на пороге взрослой жизни. 67. В чем задача искусства: успокаивать человека или тревожить его? 68.

Может ли победа стать поражением? 69. Почему труд необходим для каждого человека? 70. В век космических скоростей люди перестали удивляться… 71. Человек в вихре исторических событий. 72. Влияют ли богатство и бедность на нравственность? 73. Есть ли равенство в дружбе? 74. Память сильнее времени. 75. Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке… 76.

Незабываемые страницы моей любимой книги. 77. Хорошо или плохо быть эгоистом? 78. Моя семья – моя опора. 79. Роскошь разъедает душу человека? 80. Как красота природы может повлиять на человека? 81. Нужно ли разрушать, чтобы строить новое? 82. Мой современник… Каков он? 83. Быть на Земле Человеком. 84. Вечный спор добра и зла. 85. Деньги – это главное в жизни человека? 86.

Если бы я был учителем… 87. Чтобы дойти до цели надо, прежде всего, идти. 88. Легко ли быть молодым? 89. Победа за тем, в ком живет согласие? 90. Случай, который изменил мою жизнь. 91. В чём заключаются ценности жизни? 92. Дорога к счастью. 93. Кино в моей жизни. 94. Что разрушает дружбу? 95. Книги уходят в прошлое? 96. Природа просит защиты. 97. Будущее за профессионалами. 98.

Мир скучен для скучных людей. 99. Может ли телевидение заменить книгу? 100. Мой жизненный принцип. 101. Должны ли туристы соблюдать обычаи стран, которые они посещают? 102. Согласны ли Вы с тем, что научно-технический прогресс оказывает влияние на людей?

103. Согласны ли Вы с тем, что кинематограф оказывает большое влияние на молодёжь?

*Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Напомним, прием заявлений сдачу на ЕНТ уже стартовал в Казахстане. В Шымкенте уже несколько сотен выпускников подали необходимые документы.

Источник: https://otyrar.kz/2017/03/goo-shymkenta-predostavil-temy-esse-dlya-itogovoj-attestacii-shkolnikov/

bibliogorod | Литература. 11 класс

Литература. 11 класс

Сочинение “Два женских характера в романе И. А. Гончарова “Обломов” (Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына)

Трудно представить себе два столь непохожих женских образа, как Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Молодая, интересная, гордая и самолюбивая, хорошо образованная, с сильным характером дворянка Ольга – и не первой молодости, заурядной внешности, какая-то забитая, вечно хлопочущая по хозяйству мещанка Агафья Пшеницына.

Читайте также:  Стихи для детей о мире

Их вообще не стоило бы сопоставлять, но их объединяет то, что обе они любили одного человека: Илью Ильича Обломова.

Эти две женщины очень по-разному любили Обломова: для Ольги это была первая большая любовь, полная романтики и веры в счастье. Для Агафьи Матвеевны- скорее неожиданный подарок судьбы не очень счастливой женщине. Она ничего не требовала от Обломова, была счастлива просто тем, что он есть в ее жизни. Ольга верила, что сможет изменить, «разбудить» этого милого, но слишком вялого человека… 

 Полностью скачать текст сочинения вы можете нажав значок Word справа.

Сочинение “Туристическими маршрутами моего края” (Степногорск и его окрестности)

На эту тему легко было бы писать жителям больших городов, старых культурных центров с многовековой историей.

А чем можем удивить гостей мы степногорцы? Наш город 50 с небольшим лет назад был построен в голой степи, и должно пройти немало времени, прежде чем наш фонтан с птицей Симург наверху или скульптурную группу «Легенда степей» кто-то будет рассматривать как драгоценный памятник глубокой старины. 

Полностью скачать текст сочинения вы можете нажав значок Word справа.

Сочинение “Тема революции в поэме Блока “Двенадцать” и романе Пастернака “Доктор Живаго” 

Что такое революция – благо или беда? Необходимое условие прогресса или возвращение к хаосу? За последние десятилетия наше отношение к этой теме менялось от восхваления всего, включая массовый террор – до резкого осуждения.

Отчего происходят революции? По воле группы людей? Являются ли социальный катаклизмы суммой поступков большого числа людей? А, может, исторические процессы сродни законам природы? И мир, только что спокойный и предсказуемый, вдруг начинает сотрясаться, как земля во время землетрясений или извержения вулкана? И поднявшаяся буря подхватывает всех: и хороших, и плохих. Все мешается в одну кучу: жестокость и благородство, стремление изменить мир и шкурный интерес.

Два великих поэта ХХ века – А. Блок и Б. Пастернак, два очевидца революции, при несходстве их судеб увидели в ней примерно одно: вихрь, стихию и написали об этом в романе «Доктор Живаго» и поэме «Двенадцать».

 Полностью скачать текст сочинения вы можете нажав значок DOCX справа.

Лирический портрет поэтессы Марины Цветаевой 

Пожалуй, нет в русской литературе поэта, чьи стихи были бы столь автобиографичны, чья душа была бы так отважно распахнута навстречу читателю, как душа Марины Цветаевой.

Ее жизнь была чаще трагичной, чем счастливой. Беззаботное детство в дружной культурной семье закончилось, когда Марине было 10 лет…

 Полностью скачать текст сочинения вы можете нажав значок DOCX справа.

Поэзия Николая Заболоцкого 

Николай Алексеевич Заболоцкий – одна из ярких фигур в русской литературе ХХ века. Он сделал то, что удается немногим: создал свой собственный, ни на кого не похожий поэтический мир – немного фантастический, но очень добрый, населенный «зверями с рогатыми лицами», говорящими деревьями, печальными речками.

В этом мире живет безумный волк, который хотел смотреть в небо, чтобы видеть там звезду Чигирь. Это мир всемирной гармонии, где живут вместе люди, звери, деревья. И странно, что этот мир рождался вовремя бурное, опасное, тревожное.

Ни время, ни трагическая жизнь автора в стихах не отразились или, если даже отразились, то очень своеобразно….

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Султанмахмут Торайгыров (1893 – 1920)

Среди баянаульских озер есть озеро Торайгыр. Когда-то оно было названо по имени рода, жившего здесь, но для людей ХХ века — это название связано с именем поэта Султанмахмута Торайгырова, в этих местах проходило его детство, сюда, домой, он возвращался много раз, чтобы набраться сил, здесь оборвалась его короткая жизнь. Здесь его могила.

 Что можно успеть за неполных 27 лет жизни, особенно, если ты живешь в глуши, в бедности и рассчитывать приходится только на себя? Для начала- выбраться их этой многовековой темноты –  учиться. Немного помог отец, дав ему представление об арабском языке.

  А потом были учителя – разные.  Он с благодарностью вспомнит муллу Мукана, человека доброго и образованного, он любил поэзию и переводил восточных поэтов. Может, это он привил подростку вкус к учебе. И дальше Султанмахмут будет учиться изо всех сил…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Сакен Сейфуллин (1894 – 1938)

Начало 20 века – эпоха сложная и противоречивая. В это время будет сломано много судеб прольется много крови. Но никто не станет отрицать, что именно в этот период появится много ярких, талантливых личностей, оставивших след и в литературе, и в науке, и в истории своего народа.

Один из таких людей – Сакен Сейфуллин. За 45 отпущенных ему лет он, мальчик из бедной семьи, прошел большой путь. Сначала – в 14 лет оторвался от дома, отважно отправившись в неблизкие города за образованием – Акмола, Омск.

Омская учительская семинария давала хорошие знания, а еще ее молодые ученики, как и другие студенты предреволюционной России, мечтали о свободе.

Сакена Сейфуллина тоже захватят революционные идеи, он станет активным участников политического кружка «Бирлик», где молодые казахи увлечённо говорили о свободе своего народа. А Сейфуллин, кроме пламенных речей, читал на заседаниях кружка свои стихи – размышления о жизни казахов…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Владимир Набоков (1899 – 1977)

Владимир Набоков занимает особое место среди писателей русского зарубежья.   Оказавшись за границей после революции 1917 года, он состоялся как писатель, пишущий на русском языке.

Но, так как с детства он в совершенстве знал английский, то, оказавшись в конце 30-х годов в США, он начал писать на английском языке, став известным американским писателем.

В 1941 году вышел его первый англоязычный роман «Истинная жизнь Себастьяна Найта», а в 1956 году – роман «Лолита», сделавший его всемирно известным писателем… 

Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Русская эмиграция первой волны

Бурный ХХ век разбросал по миру тысячи и тысячи русских людей, вызвав невиданную в истории России эмиграцию, причем, очень часто вынужденную эмиграцию, когда люди с болью отрывали себя от родины, так и не приспособившись к жизни в чужих краях.

Среди них было немало талантливых и даже гениальных русских писателей, для которых отъезд их России означал не только потерю родины, но и отлучение от своего читателя.

 Дмитрий Мережковский, Надежда Тэффи, Борис Зайцев, Георгий Иванов, Зинаида Гиппиус, Георгий Адамович, Борис Поплавский, – эти и многие другие имена русских писателей долго были не просто не известны русскому читателю – печатать их было запрещено. Их называли врагами. Литература русского зарубежья…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Анна Ахматова (1889 – 1966)

В жизни у Ахматовой было несколько фамилий. Первая – Горенко досталась ей от рождения. Она родилась в Одессе, отец ее тогда служил на флоте, но уже через год он перебрался на работу в Петербург, где семья поселилась в Царском Селе.

С тех пор Петербург и его пригород стали самыми любимыми местами поэтессы, хотя после развода родителей она будет жить то в Евпатории, то в Киеве.  Ахматова утверждала, что писать стихи начала с 11 лет, причем, больше всего ее поразили стихи Державина и Некрасова Отец стеснялся увлечения дочери и сказал ей однажды: «Не позорь мое имя».

И девушка взяла себе другое. В семейных преданиях среди предков значился последний казанский хан Ахмат. Свои стихи Анна стала подписывать Ахматова…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина

У Есенина с природой были особенные отношения. Он вырос среди неброских, но поэтичных среднерусских пейзажей.

И, видя каждый день Оку с высокого константиновского косогора, полоску леса за Окой, березовые перелески, бледно-голубое, «ситцевое» небо с бегущими по нему облаками, он навсегда запомнил это и полюбил как единственный мир, где живет его душа. Поэтому город, где он прожил большую часть своей взрослой жизни, не оставил в его творчестве почти никакого следа…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Мандельштам Осип Эмильевич (1891 – 1938)

В автобиографической прозе «Шум времени» Мандельштам говорит о двух мирах его детства: классический мир Петербурга, с его прямыми улицами, дворцами, парадами, до которых мальчик был большой охотник, мир его дневных прогулок, и, как он сам определял – мир его родного дома. Там был отец, причудливый человек торговец кожами и доморощенный мыслитель, со своей философией, странным языком, где обычные слова переплетаются со старинными философскими терминами, оборотами из Талмуда, недоговоренными фразами…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Владимир Маяковский (1893 – 1930)

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 (7) июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами. В 1906, после внезапной смерти отца, который умер, уколов руку иглой, семья Маяковских переезжает в Москву.

В Москве Маяковский, увлекся идеями социал-демократии, вступил в 1908 в РСДРП и принял участие в подпольной работе. Поэтому он успел проучиться только 5 лет в гимназии.  Его трижды арестовывался, но в конце концов отпустили на поруки матери.

После этого Маяковский вышел из коммунистической партии и, как ни странно, больше в нее не вступал…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Габиден Мустафин (1902 – 1985)

Габиден Мустафин родился 26 ноября 1902 года, сегодня это Бухар-Жырауский район Карагандинской области. Его отец, Мустафа был очень религиозным человеком, считавшим, что нет на земле более великого человека, чем Мухаммед. Он два раза совершил хадж. Первый раз он съездил в Мекку, продав всю домашнюю живность, состоявшую из десяти голов скота.

Читайте также:  Сюрреализм в литературе

  Очень порядочный человек, он осуждал взяточничество, отношение богачей к беднякам, как к рабам. Как ни странно, в будущем Габидену будут ставить в вину религиозность его отца. Габиден научился грамоте у аульного муллы.

Русский язык узнал благодаря табельщику Спасского завода Джусупу Маукумову, а потом Габидена приняли прямо в четвертый класс пятилетней русско-казахской школы…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Пелевин Виктор Олегович (1962)

Виктор Пелевин – самая загадочная фигура в современной, и не только в современной литературе.  Но прежде, чем попытаюсь рассказать о романе «Чапаев и Пустота», о котором говорится в школьных учебниках, несколько фактов из биографии Виктора Пелевина.

Он родился в центре Москвы, детство прошло в коммуналке, зато закончил элитную английскую спецшколу.  Его одноклассники вспоминали о нем как о человеке эрудированном, но замкнутом. После школы поступил в Московский энергетический институт, закончил его, поработал несколько лет по специальности, а потом пошел учиться в Литературный институт.

Но через два года его исключили с формулировкой «как утратившего связь» с вузом…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Женский идеал в русской литературе. Сочинение

Русская литература XIX века в отличие от европейской того же времени, не столько изображала уклад жизни разных слоев общества, сколько занималась решением нравственных проблем.

По крайней мере, именно это сделало русскую литературу интересной во всем мире и в прошлом, и сегодня.

Самые интересные герои литературы – это люди, которые не могут удовлетвориться своей жизнью, которые хотят понять, для чего живут в отличие от людей посредственных.

Это Онегин, Печорин, герои Тургенева, а затем и Толстого: Пьер, князь Андрей, Левин вслед за своим автором пытаются понять, для чего они живут и жить в соответствии со своими взглядами. Если же говорить о героях Достоевского, то напряженные размышления о мировых проблемах здесь достигают максимального накала. Ответы на нравственные вопросы для низ буквально жизненно важны.

Но чаще всего, герои – мужчины не находят успокоения в обретенных истинах. Мы любим их уже за то, что они ставят вопросы, заставляя и нам думать о них.

Но какой же мрачной была бы русская литература про этих вечно не удовлетворенных, вступающих в конфликт с обществом и с собой людей, если бы всякий раз у такой мятущейся личности не было бы противовеса, если бы им не противостояли чистые и светлые образы женщин, которые их любили…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Нигилизм и философия Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Сочинение

Нигилизм – слово, образованное от латинского «nigil» – «ничто» чаще всего произносят с оттенком иронии или даже раздражения.

И это естественно: люди, отрицающие то, к чему привыкло большинство не могут не вызывать беспокойства, особенно, у людей старшего поколения, потому что устоявшиеся взгляды, безусловные авторитеты, сложившиеся традиции делают нашу жизнь определенной, упорядоченной, а уничтожение всего этого грозит хаосом.

Хотя, с другой стороны, если бы время от времени не возникали новые авторитеты, не утверждались иные ценности, никакого общественного развития не могло бы быть.

В своем романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев, который отличался удивительным умение видеть еще только возникающие течения в обществе, постарался рассказать об этих новых людях. В жизни они его скорее всего раздражали.

Известно, как он не  любил Чернышевского и Добролюбова. Но как великий писатель, он не мог не почувствовать силу и важность этого нового явления русской жизни.

Евгений Базаров тоже из разночинцев: внук дьячка, сын лекаря, скорее всего, как и многие его современники, он учился «на медные деньги»…

 Полностью скачать текст вы можете нажав значок DOCX справа.

Источник: http://stepbiblioteka.wixsite.com/bibliogorod/literatura-11-klass

Примеры тем эссе по русскому языку

Сейчас на сайте 0 пользователей и 9 гостей. Что мне нравится в творчестве Владимира Маяковского? Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу?

Моё восприятие лирики С. Кого из примеры тем эссе по русскому языку героев я узнаю в своих современниках? В чем причина гениальности романа М. Влияние примеры тем эссе по русскому языку на нравственное воспитание человека 20.

Женский идеал в русской литературе 21. Правда в смирении или бунте? Душа, испорченная светом по роману М. В чём своеобразие гражданской лирики Н.

Мой любимый поэт 26. Одиночество Чацкого — это явление современное? Фонвизина и в наши дни 29. Согласны ли Вы с утверждением А. Кого из героев А. Пушкина вы хотели бы видеть среди друзей? В чём своеобразие темы любви в лирике М.

Нужна ли человеку правда? В чём суть поэзии? В чем трагедия Евгения Онегина? В каждой строке доброта по произведениям В. Спор поколений в литературе и жизни 49. Какой предстаёт природа в лирике С. Любить — значит жертвовать собой по произведениям А.

Проблема поиска жизненного пути в литературе и в жизни 52.

Человек эпохи Независимости 53. Казахстан на пути в мировое сообщество 54. Любовь к Родине начинается с семьи 55. Активная жизненная позиция — старт в успех 57. Человек, которым я восхищаюсь 58.

Список возможных тем и проблем для сочинения ЕГЭ

Мое образование — мой капитал 59. За жизнь необходимо бороться! Что такое истинная любовь? Будущее Казахстана — моё будущее 62. Как сохранить национальную культуру?

  1. Моё восприятие лирики С. Победа за тем, в ком живет согласие?
  2. Быть на Земле Человеком 84.
  3. Правда в смирении или бунте? Что такое истинная любовь?
  4. Случай, который изменил мою жизнь 91.
  5. В чём заключаются ценности жизни?

В чём сила материнской любви? Профессия моей мечты 65. Детское и взрослое мировоззрение: Мои размышления на пороге взрослой жизни 67. В чем задача искусства: Может ли победа стать поражением?

Почему труд необходим для каждого человека? Человек в вихре исторических событий 72. Влияют ли богатство и бедность на нравственность?

  1. Нужно ли разрушать, чтобы строить новое?
  2. Мой любимый поэт 26. Согласны ли Вы с утверждением А.
  3. Будущее Казахстана — моё будущее 62.
  4. Правда в смирении или бунте? Почему труд необходим для каждого человека?
  5. Согласны ли Вы с тем, что кинематограф оказывает большое влияние на молодёжь?

Есть ли равенство в дружбе? Память сильнее времени 75.

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку

Говорю о войне, хоть и знаю о ней понаслышке… 76. Незабываемые страницы моей любимой книги 77. Хорошо или плохо быть эгоистом? Моя семья — моя опора 79.

Роскошь разъедает душу человека? Как красота природы может повлиять на человека? Нужно примеры тем эссе по русскому языку разрушать, чтобы строить новое? Мой современник… Каков он? Быть на Земле Человеком 84. Вечный спор добра и зла 85. Деньги — это главное в жизни человека? Если бы я был учителем… 87. Легко ли быть молодым? Победа за тем, в ком живет согласие?

Случай, который изменил мою жизнь 91. В чём заключаются ценности жизни? Дорога к счастью 93.

Кино в моей жизни примеры тем эссе по русскому языку. Книги уходят в прошлое? Природа просит защиты 98. Мир скучен для скучных людей 99. Может ли телевидение заменить книгу?

Мой жизненный принцип 101. Должны ли туристы соблюдать обычаи стран, которые они посещают? Согласны ли Вы с тем, что научно-технический прогресс оказывает влияние на людей? Согласны ли Вы с тем, что кинематограф оказывает большое влияние на молодёжь?

Источник: https://neptun-sport.ru/esse/primeri-tem-esse-po-russkomu-yaziku.php

Конференция «Литература. Кино. Телевидение» в МГУ

7 апреля 2015 года на факультете телевидения в МГУ прошла II научная конференция «Литература. Кино. Телевидение».

В работе конференции приняли участие и преподаватели Литинститута: декан очного факультета Иванова Мария Валерьевна, преподаватели кафедры русской классической литературы и славистики Завгородняя Галина Юрьевна и Карпушкина Людмила Александровна, а также преподаватель кафедры литературного мастерства Толкачев Сергей Петрович.

В поле зрения докладчиков оказалось взаимодействие художественного текста и его воплощения на экране.

Были рассмотрены случаи переосмысления классики в кино и на телевидении, затронуты проблемы межкультурной коммуникации и трансформации образа в медийной среде.

Особое внимание было уделено средствам создания образов в современных условиях и анализу способов воздействия на аудиторию масс-медиа. Поднимались вопросы этики и культуры поведения ученого и художника в нынешней социокультурной ситуации.

Декан Высшей школы (факультета) телевидения Виталий Товиевич Третьяков отметил практическую и теоретическую ценность мыслей, изложенных участниками конференции в докладах и высказанных в ходе дискуссии. Кроме того, он указал своим студентам возможности дальнейшего творческого применения высказанных идей в соответствии с профилем.

Программа конференции:

Открытие конференции. Выступление декана Высшей школы (факультета) телевидения

 профессора  Виталия Товиевича Третьякова.

Доклады:

Меркулова Майя Геннадиевна

доктор филологических наук профессор                                                                 

Фильм-спектакль по пьесе Н.Йорданова «Убийство Гонзаго»: жанровые стратегии.

Карпушкина Людмила Александровна                                     

кандидат филологических наук доцент

Иронический подтекст пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»: проблема сценического и экранного  воплощения.

Заславский Григорий Анатольевич                             

кандидат искусствоведения доцент                    

О границах интерпретации в свете последних конфликтов в российском обществе.

Завгородняя Галина Юрьевна

доктор филологических наук профессор

Женский идеал в русской литературе и кинематографе для детей и подростков.

Толкачев Сергей Петрович                                   

доктор филологических наук профессор

Постколониальная тема в современном британском и американском кинематографе.                           

Шохина Виктория Львовна                                          

кандидат филологических наук доцент                          

Фридрих Ницше на экране: по эту сторону добра и зла.

Коровин Андрей Викторович                                             

кандидат филологических наук доцент

Андерсен в кино и на телеэкране.                              

Папуша Ирина Сергеевна                                             

доктор филологических наук профессор

Роль сложного синтаксического целого в медиатексте.

Лещева Нина Николаевна

аспирант

Монтажные приемы в языковой организации рассказов Н.Н.Берберовой.

Иванова Мария Валерьевна

доктор филологических наук профессор

Прецедентные имена и цитаты в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию.

Заключительное слово декана Высшей школы (факультета) телевидения

 профессора  Виталия Товиевича Третьякова.

Источник: http://litinstitut.ru/content/konferenciya-literatura-kino-televidenie-v-mgu

Ссылка на основную публикацию