Сочинение на тему: «маленькие люди» в произведениях ф.м. достоевского

Тема «маленького человека» в произведениях Федора Михайловича Достоевского

Человек!… Это звучит… гордо!

М.Горький «На дне»

«Маленький человек» — одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» — явление социальное, этическое и психологическое.
В повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин вызывает сочувствие, жалость, сострадание. Автор хочет обратить на него внимание современников.

«Маленький человек» Н. В. Гоголя, главный герой повести «Шинель», еще «меньше», чем станционный смотритель А. С. Пушкина. Акакий Акакакиевич беден и в социальном, и в духовном плане, он был совершенно забит жизнью.

Но Гоголь начал изучать внутренний мир «маленького человека», хотя и представил его нам заурядным, почти не отличающимся от других забитым человеком.

Ф. М. Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М.

Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди».

Это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.

Ужасна жизнь вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника.

Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки.

Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что главное в «маленьком человеке» – это его натура.

Для бедного человека основа жизни — это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевичи очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.

Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради друг друга. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.

Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя, как по пальцам разложена».

Случайные встречи и разговоры с людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум.

Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

«Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?…». Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи»(1848) – «мечтатель».

Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной ,серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения. Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры.

«Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу». Это слова «маленького человека», лишенного любви. Чистота и бескорыстность возвышают его. Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.

Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова).

Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагичные судьбы «маленьких людей» — Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных».

Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.

Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл , что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии помочь своей семье и себе.

Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек» велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург.

Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

«Маленький человек» — это микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.

Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать.

Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции.

Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.

Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

«Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.

Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: http://MirZnanii.com/a/354151/tema-malenkogo-cheloveka-v-proizvedeniyakh-fedora-mikhaylovicha-dostoevskogo

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Тема «маленького человека» является одной из главных тем в творчестве Достоевского. И конечно же, «маленькие люди» являются центральными персонажами романа «Преступление и наказание». В этой статье представлены материалы о «маленьких людых» в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Кто такие «маленькие люди» в произведениях Достоевского и других писателей? «Маленький человек» — это скромный, небогатый, незначительный по своему статусу человек, терпящий невзгоды и несправедливости. Судьба «маленьких людей» тяжела и сложна.

Эти люди вынуждены бороться с нищетой и несправедливостью и страдать от безразличия окружающих.

В романе «Преступление и наказание» такими «маленькими людьми» являются семья Раскольниковых, семья Мармеладовых, а также бедный студент Разумихин, служанка Настасья, маляр Миколка и другие персонажи.

Семья Раскольниковых 

Как известно, семья Раскольникова — это бедная, простая семья. Раскольниковы — «маленькие люди», живущие на грани нищеты.

Мать главного героя, Пульхерия Александровна, занимается мелкой работой и живет на скромную пенсию, которую получает после смерти мужа.

Дуня, сестра главного героя, вынуждена работать гувернанткой в богатых домах и терпеть унижения со стороны состоятельных хозяев. Чтобы спасти семью от нищеты, Дуня решается выйти замуж за господина Лужина, который оказывается человеком подлым и хитрым.

Сам главный герой романа, Родион Раскольников, также относится к числу «маленьких людей». Молодой человек живет в нищете и едва сводит концы с концами. Конечно, бедность не является причиной его преступления и не служит оправданием, тем не менее по своему социальному положению Раскольников является «маленьким человеком».

 Семья Мармеладовых

Члены семьи Мармеладовых являются яркими представителями «маленьких людей». Спившийся чиновник Семен Захарович Мармеладов — это «маленький человек», который сломался под гнетом обстоятельств.

Добрый, чувствительный, образованный Мармеладов глубоко страдает от своего пьянства, но не находит в себе силы изменить свою жизнь.

Катерина Ивановна Мармеладова, супруга Мармеладова — это еще один яркий пример «маленького человека». Бедная молодая женщина в свои 30 лет дважды становится вдовой и в конце концов умирает от чахотки.

Соня Мармеладова — еще один «маленький человек» в романе «Преступление и наказание». Бедная Соня вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Девушка жертвует собой, пытаясь прокормить свою семью.

Другие герои

К числу «маленьких людей» также относится бедный студент Разумихин. Обедневший дворянин Разумихин работает за гроши, чтобы заработать на жизнь и учебу в университете. Судя по всему, Разумихин является сиротой. Из родных у него есть только дядя. Жизнь Разумихина нельзя назвать легкой, однако молодой человек верит, что своим трудом и упорством сможет чего-то добиться.

Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/prestuplenie-i-nakazanie-malenkie-ljudi-malenkij-chelovek-dostoevskij.html

Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» существовала в русской литературе и до Достоевского. Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Главный герой романа — Родион Раскольников, с которым читатель может познакомиться уже на первых страницах романа, так как автор показывает его уже в первой главе. Читатель узнает, что Родион — студент, который настолько беден, что голодает и живет в жалкой и тесной каморке.

Его одежда — это лохмотья, в которых стыдно было даже выходить на улицу. Но главный герой, стыдясь своего бедного существования, ничего изменить не может. Он привык жить в такой каморке, ходить в лохмотьях, хотя такая жизнь ему совсем не нравится.

Ему даже приходиться бросить обучение в университете, так как нечем было платить за учебу.

У Раскольникова нет денег, он постепенно закладывает и все свои вещи. Его родственники, которые жили в деревне, раньше хотя бы что-то ему присылали, но теперь и сами совсем обнищали и матери негде взять эти деньги.

Такая жизнь обычно ломает человека, делая его забитым и тихим. Но герой Достоевского оказывается другим, его дух невозможно сломить. Родион считает себя «необыкновенным человеком».

И как бы судьба не поступала с ним, он все равно старается выбраться из того положения, в котором оказался.

Главный герой романа Достоевского готов пойти на преступление и убить беззащитную старуху-процентщицу, чтобы доказать свою теорию.

Читайте также:  Критика м. а. антоновича: "асмодей нашего времени" (и. с. тургенев "отцы и дети")

Но жертв оказывается больше: случайной свидетельницей преступления оказывается сестра старухи — Лиза, и Раскольников вынужден убить и ее.

Родион думает, что он сделал благое дело, ведь он избавил общество от мелкой вши и ничтожества, который мешает всем и пьет их кровь. И тут своими мыслями он очень сильно похож на Наполеона.

Но почему же герой Достоевского поступает именно так? Почему он не выбирает другой путь? Он мучился, страдал, но после убийства не испытывал угрызения совести, так как молодой человек считал, что поступил правильно и справедливо.

Даже находясь на каторге, признавая свой поступок, он все равно не считается себя неправильным. Ведь долгое время он пытался уверить себя в том, что прав, что его теория верна. По его теории выходило, что все люди делятся на два типа: обыкновенных и необыкновенных, которые имеют право на убийство.

Скорее всего, и себя он тоже относился ко второму типу людей, так как позволил себе убийство.

Получается, что Раскольников — это сильный и целеустремленный человек, который способен на решительные поступки и не покоряется судьбе, а старается бороться с ней, правда, не всегда оправданными способами.

И тогда больше к «маленькому человеку» можно отнести не Раскольникова, а Мармеладова. О Мармеладове известно немногое, но даже из того, что легко узнает читатель со страниц романа Достоевского понятно, что Мармеладов несчастлив.

Когда-то он решается на прекрасный поступок, и жениться на Катерине Ивановне, многодетной матери.

Он оказывается в тяжелом положении, женившись на вдове офицера и взяв под свою опеку трех ее детей. У него самого уже была дочь Соня от первого брака, о которой тоже нужно было заботиться.

В результате Мармеладов никого не смог сделать счастливее, а в какой-то момент им даже тяжелее становиться жить с ним, так как он начинает вести разгульный образ жизни: пьет, постоянно куда-то уходит из дома, маленькое жалование, которое он пропивает, голодание детей.

Он принимает и не противоречит решению родной дочери пойти на панель. И не сопротивляется, когда жена бьет его.

Вот Мармеладов оказывается типичным «маленьким человеком», который не может выдержать те испытания, которые ему приготовила жизнь. Он тих и забит, честен, но слаб. Он ищет мир, где можно обо всем забыть. Он, «маленький человек», оказывается намного слабее того общества, в которое живет и в котором правят жестокие порядки.

Такой же оказывается и его жена — Катерина Ивановна. Он пытается поддержать свою семью, но даже ради детей она не может больше продолжать эту жизнь и умирает. И единственной надеждой в этой семье является молодая девушка, которая реально ищет выход, которая не сломалась.

Ею оказывается Соня, на руках которой оказываются малолетние дети.

Судьба этих людей печальна и трагична. По теории Раскольникова они относились к числу людей обыкновенных, низших, поэтому жили только настоящим. Родион Раскольников немного другой. Он смог решиться на то, чтобы совершить преступление, не видя другого выхода из той ситуации, в которой он находился.

Но он нашел в себе смелость, чтобы в этом признаться. Его же поступок вызвал в нем огромнейшие чувства и эмоции. Он так и остается несчастным и отдаленным от этого общества. И поэтому его тоже можно отнести к разряду «маленьких людей».

И это подтверждается тем, как относится к нему Лужин или Свидригайлов.

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает.

Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может.

Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители — это мир Бога.

И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион — это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование.

Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее.

И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться.

И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/tema-malenkogo-cheloveka-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie.html

Мир «Маленьких людей» в романе «Преступление и наказание»

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев.

Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”.

В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота.

Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников…

Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников — один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.

Страшна жизнь и остальных героев романа — спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину.

Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа.

Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей.

У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Такова “идея” Раскольникова о Наполеонах и “тварях дрожащих”, “обыкновенных” и “необыкновенных” людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия “маленьких людей”.

Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа — Мармеладова, Сони, и Дуни — также глубоко трагична.

Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. “Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!.

, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?..” — от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа.

Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.

Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем.

После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком.

И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.

Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов “униженных и оскорбленных”. Как и Раскольников, Соня — жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности.

Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления.

Соня призывает Раскольникова отказаться от морали “сверхчеловека”, чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.

“ Маленькие люди” в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге “новой жизни”, “постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью”.

Сочинения по теме:

  • В чем ошибочность мышления Раскольникова? (по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») сочинение
  • Гуманистическая направленность произведений Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание» или «Идиот») сочинение
  • Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание». сочинение
  • Анализ правды Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского. сочинение

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/mir-malenkih-ludey-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Сострадание есть величайшая форма 

человеческого существования… 

Ф. Достоевский Л. Толстой

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П.

Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева.

Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

Читайте также:  Марк твен "приключения тома сойера": описание, герои, анализ произведения

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию.

Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро.

Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди.

В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка.

Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом».

Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей.

Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» — в отчаянии говорит Мармеладов.

Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «…Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», — говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности.

«Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,— обращается Мармеладов к Раскольникову, — что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния.

Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня… В комнате было душно …с лестницы несло вонью…». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было».

Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением.

Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты».

Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Бунт Катерины Ивановны — это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао… На мне нет грехов! Бог и без того должен протить… Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает.

Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека».

Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Источник: http://5litra.ru/soch/1029-tema-malenkogo-cheloveka-v-romane-f-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html

Маленький человек в романе «Преступление и наказание»

  • «Маленькие люди» Достоевского
  • Мармеладовы
  • Лужин
  • Соня
  • Заключение

Маленькие люди Достоевского

Тема и образ «маленького человека» неоднократно затрагивались многими русскими писателями. В числе тех, кто обращался к проблеме «маленьких людей», можно назвать А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, и, несомненно, Ф. М. Достоевского, тема жизни «маленького человека» в обществе встречается и в одном из его самых известных романов «Преступление и наказание».

Мармеладовы

«Маленькие люди» этого произведения имеют свои мысли, идеи и убеждения, но оказываются задавленными жизнью. Один из первых персонажей этого типа, встречающийся на страницах романа – Семён Мармеладов, который рассказывает о своей судьбе Родиону Раскольникову в распивочной.

Мармеладов – бывший чиновник, потерявший работу и беспрестанно пьющий как из-за этого, так и из-за страха и бессилия перед жизнью. Семья Мармеладова, как и он сам, кормится на деньги, добываемые дочерью Соней на панели. В дальнейшем развитии сюжета Мармеладов умирает, попав под колеса.

Его жена также относится к «маленьким людям», однако она – несколько другая; она не является тем, кто кротко переносит все выпадающие на его долю невзгоды. Катерина Ивановна постоянно вспоминает о своем благополучном детстве, об учебе в гимназии.

Женщина тщательно отгоняет мысли о падении и нищете, но именно она посылает падчерицу Соню торговать своим телом. Катерина говорит о своих аристократических  связях и мечтает об открытии пансиона, с помощью этого как бы отгораживаясь от ужасающей действительности и нищеты.

Поведение жены Мармеладова подтверждает, что и она оказалась сломлена всеми жизненными невзгодами, скрывая за своей гордыней невозможность противостоять трудностям судьбы.

Лужин

Абсолютно не похож на чету Мармеладовых такой персонаж произведения, как Петр Петрович Лужин, однако и его с полной уверенностью можно отнести к «маленьким людям». Проповедуемые им эгоистичные, нечеловеческие отношения приводят к полному атрофированию добрых, светлых душевных чувств.

Лужину важна лишь его собственная выгода и карьера; для достижения своей выгоды он готов на любые унижения и безнравственные поступки, которые он совершает не напрямую, а подло, исподтишка, чтобы впоследствии не нести за них ответственности.

Такие люди, как Петр Петрович, являются подлыми «маленькими людьми», которые никогда не смогут быть счастливыми по-настоящему.

Соня

А вот Соня Мармеладова, с первого взгляда очень похожая на «маленького человека», безропотно переносящего все удары судьбы, на самом деле не является им. Соня переступает законы нравственности только для того чтобы спасти голодающую семью, оставаясь человеком с чистой душой.

Внутренняя стойкость и вера в Бога помогают девушке достойно переносить все выпадающие на ее долю унижения и даже помогать другим, жалеть их. Так, именно Соня помогает Раскольникову сначала признаться в совершенном убийстве, а потом – обрести душевное спокойствие и веру в Бога.

Заключение

На примере романа «Преступление и наказание» видно, что «маленькие люди» Ф. М. Достоевского все же несколько отличаются от подобных им персонажей других писателей и имеют свои особенности.

Все они не способны дать отпор жизненным невзгодам, что проявляется в самых различных чертах: у Мармеладова – в самоуничтожении, у Катерины Ивановны – в непомерной гордыне, а у Лужина – в неутолимой жажде наживы и власти.

Однако писатель видел для таких людей возможность спасения, которая выражается для него в искренней и сильной вере в Бога, которая и дала Соне Мармеладовой возможность несколько возвыситься над всеми и помочь Родиону Раскольникову.

Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»

Источник: http://spadilo.ru/malenkij-chelovek-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie/

«Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев.

Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман «Преступление и наказание».

В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота.

Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников…

Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя». Раскольников — один из этой толпы: «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу».

Страшна жизнь и остальных героев романа — спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину.

Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа.

Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей.

У доведенных до отчаяния «маленьких людей» начинают появляться различные фантастические «идеи», не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Такова «идея» Раскольникова о Наполеонах и «тварях дрожащих», «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Достоевский показывает, как эта философия рождается из самой жизни, под влиянием ужасающего бытия «маленьких людей».

Но не только судьба Раскольникова складывается из трагических испытаний и мучительных поисков выхода из создавшегося положения. Жизнь других героев романа — Мармеладова, Сони, и Дуни — также глубоко трагична.

Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и всю жестокость действительности. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!.

, ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?..» — от этих слов Мармеладова, звучащих как вопль о спасении, сжимается сердце каждого читателя. В них, собственно, и выражена основная идея романа.

Это крик души человека, измученного, задавленного своей неизбежной судьбой.

Главный герой романа чувствует тесную связь со всеми униженными и страдающими людьми, ощущает нравственную ответственность перед ними. Судьбы Сони Мармеладовой и Дуни связываются в его сознании в один узел социальных и нравственных проблем.

Читайте также:  Природа, растения и животные республики тыва

После совершения преступления Раскольникова одолевают отчаяние и беспокойство. Он испытывает страх, ненависть к своим преследователям, ужас перед совершенным и неисправимым поступком.

И тогда он начинает более внимательно, чем прежде, приглядываться к другим людям, сопоставлять свою судьбу с их судьбами.

Судьбу Сони Раскольников сближает со своей собственной, в ее поведении и отношении к жизни он начинает искать решение мучающих его вопросов.

Соня Мармеладова выступает в романе как носительница нравственных идеалов миллионов «униженных и оскорбленных». Как и Раскольников, Соня — жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестер, обреченных на голод и нищету, заставили ее, как и Раскольникова, преступить черту нравственности.

Она начинает торговать своим телом, отдает себя на поругание гнусному и развратному миру. Но, в отличие от Раскольникова, она твердо убеждена в том, что никакие жизненные тяготы не могут оправдать насилия и преступления.

Соня призывает Раскольникова отказаться от морали «сверхчеловека», чтобы стойко соединить свою судьбу с судьбой страдающего и угнетенного человечества и этим искупить свою вину перед ним.

«Маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. Лучше быть раздавленным, чем давить других! К этому выводу постепенно приходит и главный герой. В конце романа мы видим его на пороге «новой жизни», «постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Источник: http://velib.com/sochinenie/malenkie_ljudi_v_romane_f_m_dostoevskogo_prestuplenie_i_nakazanie/

«Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Величие человека – понятие слишком неустойчивое. Кто такой великий человек? А кто маленький? И возможно ли разделение общества на «Наполеонов» и «тварей дрожащих» — тема, которая стала сквозной в творчестве Достоевского, в очередной раз поднимается в «Преступлении и наказании».

Туманный и дождливый Петербург становится декорацией, на фоне которой разворачиваются человеческие трагедии. Главные герои – ничем неприметные «маленькие» люди, не чиновники или аристократы, а и вовсе опустившиеся граждане. Но не все так просто, как кажется.

Родион Раскольников – ключевая фигура романа – влачит полуголодное существование, не может оплатить квартиру, из-за чего решается на тяжкое преступление. Бедность толкает его также заложить подарок – кольцо от своей сестры.

Но убийство, которое совершил Родион – не просто отчаянная попытка выжить. Это еще и желание преодолеть себя. «Тварь ли я дрожащая», повторяет Раскольников, — «или право имею»? Таким образом молодой человек словно впускает себя в другой мир – мир избранных.

Но он не знает, что не сможет справиться с грузом раскаяния, который свалится на него после.

Проблема маленького человека в этом романе плавно перетекает в проблему выбора. Ведь разве это приговор? Мы видим Соню Мармеладову, ее отца, мачеху. Отец, загнанный системой в угол, не находит лучшего решения всех проблем, чем алкоголь.

Он спивается, оставляя собственных детей без будущего. Екатерина Ивановна, его жена, на первый взгляд, сохранила остатки человечности, однако, её больше заботит собственное прошлое, чем участь приемной дочери и родных детей.

Она упивается воспоминаниями о волшебном прошлом, умирая от чахотки.

Но в Соне Мармеладовой мы видим совершенно другой подход к жизненному выбору. В трудной жизненной ситуации она выбрала путь, назад из которого дороги нет – «желтый» билет.

Но назвать ее бедной духом и «маленькой» женщиной нельзя. Она ищет спасение в духовности, ее внутренней силы хватает на всю семью, вместе с Раскольниковым.

Соня даёт надежду собственным примером: в любой жизненной ситуации можно сохранить себя.

Отдельного разговора достойна сестра Раскольникова, которая готова выйти замуж за нелюбимого человека, только бы помочь брату. Это тоже выбор, и выбор сильного человека, который ставит интересы родных выше собственных.

Таким образом, проблема «маленького человека» в романе Достоевского тесно перекликается с проблемой жизненного выбора. Мы видим, что в любой жизненной ситуации человек сам строит свою судьбу, и никогда не поздно взять ее в свои руки.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://sochinenienatemu.com/prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskij/malenkie-lyudi-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-nakazanie/

Сочинение: Тема «маленького человека» в произведениях Федора Михайловича Достоевского

Человек!… Это звучит… гордо!

                                                               М.Горький «На дне»

       «Маленький человек» — одна из основных тем русской литературы. Появилась она в период формирования реалистического метода. «Маленький человек» — явление социальное, этическое и психологическое.
       В повести  А. С. Пушкина  «Станционный смотритель» Самсон Вырин вызывает сочувствие, жалость, сострадание. Автор хочет обратить на него внимание современников.

«Маленький человек» Н. В. Гоголя, главный герой повести «Шинель», еще «меньше», чем  станционный смотритель  А. С. Пушкина. Акакий Акакакиевич  беден и в социальном, и в духовном плане,  он был совершенно забит жизнью. Но Гоголь начал изучать внутренний мир «маленького человека»,  хотя и представил его нам заурядным, почти не отличающимся от других забитым человеком.

       Ф. М.  Достоевский неоднократно говорил, что продолжает традиции Гоголя («Все мы из гоголевской «Шинели» вышли). Н. А. Некрасов, познакомившись с первым произведением Ф. М. Достоевского, передавал рукописи В. Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Ф.М.

Достоевский продолжил исследования души «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, например, в романе «Бедные люди».

Это был  первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. 

     Ужасна жизнь вокруг Вареньки Доброселовой, молодой женщины, пережившей много горестей в своей жизни (смерть отца, матери, любимого, преследований низких людей), и Макара Девушкина, бедного пожилого чиновника.

Достоевский написал роман в письмах, иначе герои вряд ли смогли бы раскрыть сердца, они были очень робки.

Такая форма повествования придала душевность всему роману и показала одну из основных позиций Достоевского о том, что  главное в «маленьком человеке» – это его натура.

      Для бедного человека основа жизни — это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно: «И ведомо каждому, Варенька, что бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там не пиши». Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевичи очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие (пьет хороший чай). Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.

     Макар Девушкин и Варенька Доброселова – люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради друг друга. Макар – это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.

         Макар Алексеевич читает пушкинского «Станционного смотрителя» и гоголевскую «Шинель». Они потрясают его, и видит он там себя: «… ведь скажу вам, маточка, случится же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя,  как по пальцам разложена».

Случайные встречи и разговоры с  людьми (шарманщик, маленький нищий мальчик, ростовщик, сторож) наталкивают его на размышления об общественной жизни, постоянной несправедливости, человеческих отношениях, которые основаны на социальном неравенстве и деньгах. У «маленького человека» в произведениях Достоевского есть и сердце и ум.

Конец романа трагичен: Вареньку увозит на верную погибель жестокий помещик Быков, а Макар Девушкин остается один на один со своим горем.

       «Маленький человек» по Достоевскому осознает себя «маленьким»: «Я привык, потому что я ко всему привыкаю, потому что я смирный человек, потому что я маленький человек; но, однако же, за что это все?…». Главный герой «сентиментального романа» «Белые ночи»(1848) – «мечтатель».

Понимая ужас своего положения, «маленький человек» пытается уберечь себя от унизительной ,серой жизни в грезах, мечтаниях, снах. Это, возможно, во многом спасает его душу от постоянного унижения. Герои романа «Белые ночи» обладают духовной красотой, возвышенным благородством, поэтичностью натуры.

«Мечтатель», бескорыстно влюбленный во встретившуюся на улице девушку Настеньку, самоотверженно помогает ей найти любимого и считает эту любовь великим счастьем: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которые ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу». Это слова «маленького человека», лишенного любви. Чистота и бескорыстность возвышают его. Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче.

         Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков  мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова).

Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагичные судьбы «маленьких людей»  — Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных».

Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.

      Мармеладов, потерявший от безысходности человеческий облик, спившийся и убитый безмерным горем, не забыл , что он человек, не утратил чувства безграничной любви к детям и жене. Семен Захарович Мармеладов был не в состоянии  помочь своей семье и себе.

Его исповедь в грязном трактире говорит о том, что «маленького человека» пожалеет только Бог, и «маленький человек»  велик в своих бесконечных страданиях. Эти страдания выносятся на улицу в огромный равнодушно холодный Петербург.

Люди безучастны и смеются над горем Мармеладова («Забавник!», «Да чего тебя жалеть-то!», «Заврался»), над сумасшествием его жены, Катерины Ивановны, над бесчестием молодой дочери, так и над избиением полуживой клячи (сон Раскольникова).

         «Маленький человек» — это  микромир, это целая вселенная в микро масштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны огромных желтых вселенных. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу.  «Маленькие люди» по Достоевскому малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.

         Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать.

Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции.

Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.

          Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

           «Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.

           Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».          

   При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: http://5rik.ru/better/article-21619.php

Ссылка на основную публикацию