Сергей есенин: жизнь и творчество

Жизнь и творчество Есенина С А. Биография Есенина краткая. Сергей Александрович Есенин биография, интересные факты

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в рязанском селе Константиново. Происходил из крестьянской семьи.

При этом его мать была выдана замуж поневоле, поэтому, когда Сереже исполнилось два года, семья распалась. Мальчика отдали на воспитание бабушке и дедушке по материнской линии.

Бабушка рассказывала Есенину множество народных песен, стихов, частушек, сказок и преданий, которые и стали «основой» его поэтической природы.

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец.

После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

Здесь в конце 1913 г. сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком и, став вскоре его членом, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро». Неудовлетворенный своим «московским» вхождением в литературу, приезжает 9 марта 1915 г. в Петроград.

Здесь почти сразу же получает высокую оценку со стороны поэтов столичной элиты: А. Блока, 3. Гиппиус, С. Городецкого. Его стихи появляются во множестве столичных журналов, осенью 1915 г.

он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда», ставшие первым символическим объединением поэтов, по определению Есенина, «крестьянской купницы» (новокрестьянских).

В 1916 году Есенин опубликовал свой первый сборник стихов “Радуница”, в который входили такие стихотворения, как “Не бродить, не мять в кустах багряных”, “Запели тесаные дороги” и другие.

В 1916 был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя.

Самовольно покинул армию, работал с эсерами («не как партийный, а как поэт»). При расколе партии пошел с левой группой, был в их боевой дружине.

Революцию Есенин встретил воодушевленно с надеждой на «преображение» России. Но вскоре понял, что революция – это еще и разруха, голод и террор.

В 1917 познакомился и 4 июля обвенчался с Зинаидой Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда.

В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна.

19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.

В 1918 году снова переехал в Москву. Есенин был в растерянности от происходящих событий: изменения коснулись всех сфер жизни, творческие салоны и общества наполнились далекой от литературы публикой.

В мае выходит в свет второй поэтический сборник Есенина «Голубень» со стихами 1915-1916 гг., в декабре поэт становится членом московского профессионального Союза писателей. В Москве же он знакомится с А. Мариенгофом и В. Шершеневичем.

Результатом этого явилось создание «Ордена имажинистов», в который вошли также Рюрик Ивнев, Г. Якулов и Б. Эрдман.

Есенин активно участвует в издаваемых «Орденом» коллективных сборниках, в организации имажинистского издательства и литературного кафе «Стойло Пегаса», торгует в принадлежащей имажинистам книжной лавке, пишет работу по теории искусства «Ключи Марии» (опубликована в 1920 г.).

Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания».

Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919).

Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой.

Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Айседоры и Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

Приехав в Россию стал работать над циклами стихов “Хулиган”, “Исповедь хулигана”, “Любовь хулигана”. В 1924 году в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) вышел сборник стихов С.А.Есенина “Москва кабацкая”. Потом Есенин стал работать над поэмой “Анна Снегина” и уже в январе 1925 года он закончил работать над этой поэмой и опубликовал её.

Расставшись со своей бывшей женой Айседорой Дункан, Сергей Есенин женился на Софье Андреевне Толстой, которая приходилась внучкой известному писателю России 19 века – Льву Толстому. Но этот брак продлился всего несколько месяцев.

В августе 1924 г. творческие разногласия и личностные мотивы (ссора с Мариенгофом) побудили Есенина порвать с имажинизмом. Осенью плэт вновь отправляется в путешествие — в Закавказье. Впечатления от этой поездки отражены в сборнике стихов «Персидские мотивы» (1925).

Одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев» в которой он обличал советскую власть. После этого на него началась травля в газетах, обвиняя его в пьянстве, драках и.т.д. Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: скрываясь от судебного преследования он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново.

В конце 1925 года жена Есенина договорилась о госпитализации поэта в платную неврологическую клинику. Об этом знали лишь несколько самых близких поэту людей. Существует две версии причин госпитализации С. Есенина.

Первая — лечение депрессивного состояния, в том числе и алкогольной зависимости, вторая — постоянное наблюдение правоохранительных органов (мнимое или реальное).

Именно вторая причина заставила поэта в обстановке спешки и тайны покинуть клинику и перебраться в Ленинград.

14 декабря 1925 года Сергей Александрович Есенин закончил работать над поэмой “Чёрный человек”, над которой трудился 2 года. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта. 23 декабря этого же года Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице “Англетер”.

Есенин умер 28 декабря 1925 года. Официальная причина смерти – самоубийство. Его нашли повешенным на трубе в ленинградской гостинице «Англетер».

Там же было найдено его последнее стихотворение – «До свиданья, друг мой, до свиданья…», написанное кровью. В последние десятилетия выдвигается множество альтернативных версий о причинах смерти Есенина.

Считается, что поэт был убит. Есенин похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Источник: http://tvorilife.com/esenin-sergey-aleksandrovich-biografiya.html

Сергей Александрович Есенин Жизнь и творчество

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемОксана Баранова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Сергей Александрович Есенин Жизнь и творчество.» — Транскрипт:

1 Сергей Александрович Есенин Жизнь и творчество

2 С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани.

«Береза» — первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.родился в Рязанской губернии в крестьянской семье.

Константиновское земское училище С.Есенин год

3 Интерьер дома-музея А сейчас, как глаза закрою, вижу только родительский дом… Окрестности села Константиново Мать поэта С. А. Есенин с сестрами Катей и Шурой

4 С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

5 В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно- художественное общество «Страда».встречается с Блоком, А. А. Блок Фотография. 1916

6 С. Есенин. Записка А. Блоку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию.

Хотел бы зайти часа в 4.» С почтением С. Есенин». 9 марта 1915 г. А. А. Блок. Запись в дневнике 9 марта 1915 г. «. Днём у меня рязанский парень со стихами.

Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык».

7 В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина — это всеобщий метаморфизм.

Люди, животные, растения, стихии и предметы — все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина. «Радуница», С. Есенин.

Обложка. «Радуница», 1916г.

8 Первый сборник стихов Есенина «Радуница» (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.

) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.

На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»). Радуница

9 В гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова- Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918).

Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др. С. А. Есенин и Н. А. Клюев 1916 г.

10 В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты.

В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.С.А. Есенин призывается в армию, Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень».

Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916).

Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

11 В первой половине 1916 г.

Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей. Тогда же вместе с Н. Клюевым они выступают, одетые в древнерусские костюмы, сшитые по эскизам В. Васнецова, на вечерах «Общества возрождения художественной Руси» при Феодоровском городке в Царском Селе, а также приглашаются в Москве к великой княгине Елизавете. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым. Служба в армии

12 События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию.

Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии). Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918).

В 1919 Есенин — один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в годах.

Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.имажинизма: С. А. Есенин среди имажинистов. Фотография г.

13 Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г, Шершеневичем, Р. Ивневым. В начале 1919 они объединяются в группу имажинистов; Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве.

Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919).

Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев»-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры. Имажинизм

14 Женившись на американской танцовщице Айседоре ДунканЖенившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США.

Читайте также:  Богатство и бедность в одном квартале

Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород» С. А. Есенин и А.

Дункан Фотография г.

15 «Не знаю, не помню, В одном селе, Может, в Калуге, А может, в Рязани, Жил мальчик В простой крестьянской семье, Желтоволосый, С голубыми глазами. И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую — то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою». Айседора Дункан Отрывок из поэмы «Черный человек»

16 В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий.

«Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А.

Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

17 Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет ( ) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу. », «Отговорила роща золотая. », «Мы теперь уходим понемногу. » и др.).

Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня — это «Русь уходящая».

Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян. «Персидские мотивы»

18 Шаганэ ты моя, Шаганэ Шагандухт Нерсесовна Талъян (Тертерян) «Шаганэ».

Они познакомились в 1924 году в Батуми, виделись недолго, но появились «Персидские мотивы», посвященные ей: «Шаганэ ты моя, Шаганэ! Потому что я с севера, что ли, Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне».

«Шаганэ ты моя, Шаганэ. » «Руки милой пара лебедей — В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют. » «Руки милой пара лебедей. »

19 В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» ( ), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз — туберкулез). С. А. Есенин. Фотография

20 Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки».

Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников. А стихи его знала, читала и пела вся Россия. У гроба С. А. Есенина в Доме Печати. Фотография. 192,5 г.

Похоронная процессия у памятника Пушкину. Москва Фотография. 1925

21 «Со времени Кольцова земля Русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин.

Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией» (Б. Пастернак). «Есенин чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нём трудно говорить.

Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца» (Ю. Марцинкявичюс). «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе.

Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии» (Н. Тихонов). «Мы потеряли великого русского поэта» (М. Горький). Надо было более по-братски помочь ему» (А.В. Луначарский).

Похожие презентации

Есенин Сергей Александрович. «Не жалею, не зову, не плачу»

Великий поэт, хулиган и интеллигент своего времени – Сергей Есенин родился в семье крестьян 21 сентября ( по новому стилю 3 октября ) в селе Константиновка.

Сергей Есенин – поэтическое сердце России. Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти Есенинская.

Сергей Есенин великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы — Пушкина, Лермонтова, Блока — занимает свое, особое место. Оно определяется.

СергейАлександровичЕсенин 1895 — 1925. Сергей Есенин родился 21 сентября 1895года в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух.

Сергей Есенин. Биография Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец Александр.

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895 — 1925), поэт. Родился 21 сентября (3 октября н.с.) в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. С.

Великий поэт, хулиган и интеллигент своего времени – Сергей Есенин родился в семье крестьян 21 сентября ( по новому стилю 3 октября ) в селе Константиновка.

Работу выполнили: Гаджибекова Замира, Бородин Владимир, учащиеся 211 группы БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО.

Сергей Александрович Есе́нин (21 сентябр я (3 октября) 1895, село Константиново, Рязанская губерния 28 декабря 1925, Лени нград [1] ) русский поэт, представитель.

Презентация Автор Куриленко Никита Тема:Биография Сергея Есенина.

Жизнь и творчество С.А. Есенина. Быть поэтом- это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие.

21 сентября 1895- 28 декабря 1925 года. Родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925). Детство Родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец Александр Никитич Есенин.

Источник: http://esenin-s.ru/sergej-aleksandrovich-esenin-zhizn-i-tvorchestvo/

Краткая биография Есенина

Вашему вниманию предлагается краткая биография Сергей Есенина. Мы расскажем коротко о главном из короткой, но яркой жизни замечательного русского поэта, имя которого стоит в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым и Блоком. Если вам нравится читать о великих людях — загляните в краткие биографии на нашем портале.

Краткая биография Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин родился в 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Его родители были крестьянами, и имели кроме Сергея двух дочерей: Екатерину и Александру.

В 1904 году Сергей Есенин поступил в земское училище в родном селе, а в 1909 начал учебу в церковно-приходской школе в Спас-Клепиках.

Имея вспыльчивый и неусидчивый характер, Есенин осенним днем 1912 года приехал в Москву, в поисках счастья. Сначала он устроился в мясную лавку, а затем начал работать в типографии И.Д. Сытина.

С 1913 года стал вольнослушателем в университете имени А. Л. Шанявского и водил дружбу с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка. Надо сказать, что это имело большее значение в дальнейшем формировании личности будущей звезды на небосклоне русской словесности.

Начало творчества

Первые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в детском журнале «Мирок» в 1914 году. Это серьезно повлияло на его биографию, однако уже через несколько месяцев он уезжает в Петроград, где заводит важные знакомства с А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими выдающимися поэтами своего времени.

В прошествии небольшого времени издается сборник стихов под названием «Радуница». Также Есенин сотрудничает с эсеровскими журналами. В них печатаются поэмы «Преображение», «Октоих» и «Инония».

В прошествии трех лет, то есть в 1918 г., поэт возвращается в Москву, где вместе с Анатолием Мариенгофом становится одним из основателей имажинистов.

Начав писать знаменитую поэму «Пугачев», он объездил много знаменательных и исторических мест: Кавказ, Соловки, Мурманск, Крым, и даже добрался до Ташкента, где гостил у своего друга — поэта Александра Ширяевца.

Считается, что именно с Ташкента начались его выступления перед публикой на поэтических вечерах.

В краткую биографию Сергея Есенина трудно вместить все приключения, которые произошли с ним за время этих путешествий.

В 1921 году в жизни Есенина произошла серьезная перемена, так как он женился на известной танцовщице Айседоре Дункан. После свадьбы супруги отправились в путешествие по Европе и Америке. Однако вскоре после возвращения из-за границы брак с Дункан распался.

Последние дни Есенина

Последние несколько лет жизни поэт усиленно работал, как будто предчувствовал свою скорую кончину. Он много путешествовал по стране и три раза ездил на Кавказ. В 1924 г. состоялась поездка в Азербайджан, а затем в Грузию, где выходят в печать его произведения «Поэма о двадцати шести», «Анна Снегина», «Персидские мотивы» и сборник стихов «Красный Восток».

Когда произошла Октябрьская революция, она придала творчеству Сергея Есенина новую, особенную силу. Воспевая любовь к родине он, так или иначе, касается темы революции и свободы.

Условно считается, что в постреволюционный период было два великих поэта: Сергей Есенин и Владимир Маяковский. При жизни они были упорными соперниками, постоянно соревнуясь в таланте. Хотя подлых высказываний в отношении оппонента себе никто не позволял. Составители биографии Есенина часто приводят его слова:

Смерть Есенина

28 декабря 1925 года Сергея Есенина нашли умершим в ленинградской гостинице «Англетер». По официальной версии он повесился после того, как некоторое время лечился в психоневрологической больнице.

Надо сказать, что учитывая длительные депрессии поэта, такая смерть ни для кого не стала новостью.

Однако в конце двадцатого века, благодаря любителям есенинского творчества, стали всплывать новые данные из биографии и смерти Есенина.

За давностью времени трудно установить точные события тех дней, но вполне достоверно выглядит версия о том, что Есенина убили, а потом лишь инсценировали самоубийство. Как это было на самом деле мы не узнаем, наверное, уже никогда.

Биография Есенина, как и его стихи, переполнена глубоким переживанием жизни и всех ее парадоксов. Поэт сумел прочувствовать и передать на бумаге все особенности русской души.

Несомненно, его можно смело отнести к великим русским поэтам, назвать тонким знатоком русской жизни, а также потрясающим художником слова.

Последний стих Есенина

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

Источник: http://interesnyefakty.org/biografiya-esenina/

Сергей Есенин. Подробная биография

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии в семье крестьянки и приказчика.

Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, знатока церковных книг.

Бабушка Есенина знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов.

Писать стихи начал во второклассной учительской школе в Спас-Клепиках, куда поступил после окончания четырехклассного училища в Константинове в сентябре 1909 года. Первые поэтические опыты окрашены влиянием С.Я. Надсона. С конца июля 1912 по март 1915 гг.

жил в Москве, где с сентября 1913 и до начала 1915 был слушателем историко-философского цикла академического отделения Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского.

Перепробовав множество стилистических манер, к концу московского периода приобрел собственный поэтический стиль, сочетая народную «крестьянскую» образность в духе А.В. Кольцова с достижениями русского символизма (прежде всего А.А. Блока). Также испытал значительное влияние А.А.

Фета, ощутимое в первом опубликованном стихотворении «Берёза» (в январском номере московского детского журнала «Мирок» за 1914, под псевдонимом Аристон).

В начале марта 1915 года Есенин приехал в Петроград. Общение с А. Блоком, С.М. Городецким, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковским, Д.В. Философовым убедило Есенина в необходимости обогатить свою лирику религиозными мотивами, востребованными русским модернизмом.

В стихах его первой книги «Радуница» (1916) преобладает своеобразный пантеизм (изящно и ненавязчиво введенные в текст параллели между природой и храмом), стиль отличается скупо отобранными диалектизмами. Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина.

С одной стороны, Радуница – это день поминовения усопших; с другой – это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками.

Важной вехой в поэтической биографии Есенина стала его переписка, а затем и встреча (в октябре 1915) с Н.А. Клюевым, взявшим на себя роль учителя и опекуна молодого поэта: в 1915-1917 гг. его влияние проявилось и в стихах, и во внешнем облике Есенина, стилизованного под сказочного Ивана-царевича.

Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года Есенин воспринял с воодушевлением. В получившей скандальную известность поэме «Преображение» (декабрь 1917) он, резко изменив манеру, вольно или невольно переложил на язык ветхозаветных сказаний лозунги Интернационала.

О смене своих мировоззренческих приоритетов Есенин громко заявил в поэме «Инония» (1918) с её ключевым образом отвергаемого Причастия. В 1917-1918 гг. Есенин был тесно связан с группой «Скифы» Р.В. Иванова-Разумника, главным поэтическим авторитетом для Есенина стал Андрей Белый.

Поэтические достижения Есенина этого периода отразила не столько его вторая книга «Голубень», изданная в Петрограде (1918), куда были включены стихи 1916-1917 гг., сколько серия московских сборников, вышедших в 1918-1920 гг.

(«Преображение», «Сельский часослов», второе издание «Радуницы», все 1918, и др.).

В конце 1918 – начале 1919 гг. Есенин вместе с А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем и др. создал группу имажинистов. Не только тактика завоевания громкого эстрадного успеха с помощью скандалов, но и сама поэтика имажинизма наследовала русскому футуризму.

Синтез эстрадного, рассчитанного на непременное произнесение слова, эффектных футуристических метафор с «бездонной почвенностью» (по формуле Б. Пастернака), обеспечил Есенину беспрецедентный успех у читателей, особенно у весьма многочисленной прослойки вчерашних выходцев из деревни.

Читайте также:  Кустик в поле осенью

Наиболее значительными достижениями имажинистского периода Есенина стали его поэма «Сорокоуст» (1920), книга стихов «Исповедь хулигана», а также драматическая поэма «Пугачев» (обе 1921).

В духе идей имажинизма выдержано самое известное литературно-критическое произведение Есенина – поэтологический трактат «Ключи Марии» (1919).

В октябре 1921 Есенин познакомился с американской танцовщицей А. Дункан; 2 мая 1922 года они официально зарегистрировало свой брак (с июля 1917 по октябрь 1921 Есенин был женат на З.Н. Райх; с сентября 1925 – на С.А. Толстой).

Поездки вместе с Дункан по Европе и Америке (май 1922 – август 1923) Есенин предпринял не в последнюю очередь в надежде на мировую славу. Разочарование, постигшее поэта в этих чаяниях, отразилось на в его очерке об Америке «Железный Миргород», опубликованном вскоре после его возвращения в Россию (1923).

В последние годы жизни Есенин склонялся к союзу с советской властью, проблематизированному тоской по «Руси уходящей». В произведениях этого периода ощутимо тяготение к воспроизведению и переосмыслению ключевых образов поэзии А.С. Пушкина. В поздней лирике Есенина выделяется сборник «Персидские мотивы» (1925).

Итоговой для писателя стала обыгрывавшая пушкинские темы поэма «Чёрный человек» (1925) – бескомпромиссная авторская исповедь, признание поэта в том, что он всю жизнь носил точно рассчитанные маски.

Это состояние душевного разлада, вкупе с манией преследования, подтолкнуло Есенина к самоубийству (ни одна из версий о его убийстве не опирается на серьезные фактографические основания).

Умер Сергей Есенин 28 декабря 1925 года в Ленинграде, похоронен в Москве.

Биография

Произведения

Критика

Ключевые слова: Сергей Есенин, имажинизм, поэты серебряного века, биография Сергея Есенина, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 века, русские поэты 20 века, жизнь и творчество Сергея Есенина

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20160615-biografiya-sergeya-esenina

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

Но чем безрадостнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала его беспредельная привязанность к Родине:

О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу, Но не любить тебя, не верить

— Я научиться не могу.

Произведения, написанные Есениным во время революции (“Преображение”, “Инония”, “Небесный барабанщик” и др.), проникнуты бунтарскими настроениями.

В 1918 году по заданию Советского правительства друг Есенина скульптор С. Т. Коненков изготовил мемориальную доску для Кремлевской стены в честь погибших бойцов.

Специально для этой мемориальной доски группа поэтов сложила “Кантату”. Среди авторов был и Есенин. Ему принадлежат слова:

Спите, любимые братья, Снова родная земля Неколебимые рати

Движет под стены Кремля.

Листьями звезды льются В реки на наших полях. Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Нам ли страшны полководцы Белого стада горилл? Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

Изображение революции в ряде произведений Есенина тех лет принимает библейско-символический характер.

Конкретная действительность и реальные образы отступают на задний план под напором неожиданных метафор, туманных символов, религиозной образности и лексики.

В поэме “Инония” он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным “мужицким раем”. Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы, С стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах

Бродит апостол Андрей.

Есенинская лирика этого времени окрашена в печальные, элегические тона. Характерно, например, стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…” (1921). Поэт прощается со своей молодостью, чувствует душевную усталость, ему кажется, что жизнь уже прошла безвозвратно:

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым, Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Стихотворения 1919—1921 годов “Сорокоуст”, “Я последний поэт деревни…”, “Хулиган”, написанные с большой художественной силой, ярко запечатлели противоречия Есенина, драматический разлад в сознании поэта между старым и новым. От этих произведений лежал путь к литературной богеме и к печально известному циклу “Москва кабацкая”.

В стихотворениях “Москвы кабацкой” (“Да! Теперь решено. Без возврата…”, “Вечер черные брови насопил…” и др.

) есть и упадочничество, опустошенность, одиночество, отчаяние, есть и стремление преодолеть эти настроения, вырваться из плена неприкаянности и тоски, есть и поэтизация пьяного разгула, есть и порыв к цельности и здоровой жизни:

Не хрипи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может, завтра больничная койка

Успокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому Я уйду, исцеленный навек, Слушать песни дождей и черемух,

Чем здоровый живет человек…

И за драматизмом судьбы и творчества поэта выступает социальная драма тех мечущихся, раздваивающихся, заблуждающихся людей, которых было немало в те годы в нашей стране, — людей, колеблющихся между старым и новым.

Горький писал о Есенине: “…он выражает стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым”. В мае 1922 года Есенин уехал за границу и вернулся на родину в августе 1923 года.

В следующем году он побывал дома — в деревне, а затем уехал на Кавказ. В жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.

Важную роль в повороте Есенина на новый путь сыграла заграничная поездка. Она заставила его крепче и сильнее полюбить свое социалистическое отечество и по-иному оценить все, что в нем происходит. “…Я еще больше влюбился в коммунистическое строительство”, — писал Есенин по возвращении на родину в очерке “Железный Миргород”.

Маяковский отмечал, что Есенин “вернулся с ясной тягой к новому”. Уже в цикле “Любовь хулигана”, написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее.

Прекрасное стихотворение “Заметался пожар голубой…” (1923), полное самоосуждения, чистой и нежной любви, дает ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным,

Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонкой касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали… В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Все чаще и чаще вспоминает теперь Есенин старушку мать, все сильнее и сильнее тянет его к себе родной низенький дом, по-весеннему белый сад. С поразительной простотой и естественностью выражены эти настроения в известном стихотворении “Письмо к матери”:

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Поэт стремится успокоить мать, заставить ее забыть свою грусть и тревогу:

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только-лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом,

“Тяга к новому” стала у поэта еще сильнее после того, как он побывал у себя дома на Рязанщине. Он увидел, что в деревне после окончания гражданской войны произошли большие изменения и в хозяйстве, и в быту, и в психологии крестьян. Особенно изменилась молодежь.

Очень много впечатлений вынес Есенин и от поездки на Кавказ.

Таковы главные предпосылки нового периода в творчестве Есенина и появления “Возвращения на родину”, “Руси советской”, “Стансов”, “Письма к женщине”, “Письма деду” и других произведений 1924 и следующего, 1925 года.

И действительно, в это время Есенин предается новым чувствам. Болезненные настроения “Москвы кабацкой” ушли в прошлое. Здоровые начала взяли верх в душе поэта.

“Открытий”, на первый взгляд не столь значительных, а на самом деле очень важных действительно было множество. Есенин точно и тонко отразил их в своих стихотворениях.

Односельчане “обсуживают” “жись”, сестры стали комсомолками, вернувшийся с войны красноармеец рассказывает о Перекопе и Буденном. Именно новой деревне посвящено знаменитое произведение Есенина “Русь советская”.

Приехав в родные края, поэт сразу же замечает: “А жизнь кипит. Вокруг меня снуют и старые и молодые лица”. Он понимает, что новые времена принесли новые песни:

С горы идет крестьянский комсомол, И под гармонику, наяривая рьяно, Поют агитки Бедного Демьяна,

Веселым криком оглашая дол.

Поэту грустно: “Моя поэзия здесь больше не нужна. Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен”. Но сознание вечного обновления жизни и связи времен и поколений вносит в душу поэта необходимое успокоение:

Опомнись! Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит

Другого поколения у хижин.

Не удивительно, что критика сразу же отметила новые пушкинские — мотивы в поэзии Есенина. После долгих и бурных исканий автор пришел к Пушкину. Его “На родине” и “Русь советская” определенно навеяны великим поэтом: “Здравствуй, племя младое, незнакомое”.

Особенно замечательна по силе и вместе с тем удивительной простоте стиха “Русь советская”, говорилось в рецензии, напечатанной 29 октября 1924 года в газете “Правда”. О том, что эти годы жизни Есенина отмечены увлечением пушкинской поэзией, пишет и его жена С.

Толстая-Есенина: “В последние два года жизни Есенина Пушкин был особенно ему близок и занимал огромное место в его творческих исканиях. Работая над своими произведениями, Есенин стремился к пушкинской простоте и ясности поэтического языка”.

В период “Москвы кабацкой”, когда Есенин находился в состоянии растерянности, смятения и упадка, изображение любви в его лирике имело надрывно-трагическую окраску, а порой приобретало черты грубого натурализма. Теперь же Есенин создает целый цикл лирических произведений — “Персидские мотивы”, в которых торжествует светлая радость любви:

Руки милой — пара лебедей — В золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко И теперь пою про то же снова, Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.

Многое изменилось в лирике Есенина. Становится еще более тонким и проникновенным чувство природы, еще более крепкой привязанность поэта ко всему живому. Известно, например, что у Есенина много стихотворений о животных: “Корова”, “Песнь о собаке”, “Лисица” и др.

В них животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. “И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове”, — писал поэт.

Чудесным завершением этого цикла о животных является памятное многим стихотворение “Собаке Качалова”.

“Я отыграл спектакль, — вспоминает народный артист СССР В. И. Качалов, — прихожу домой… слышу радостный лай Джима, той самой собаки, которой потом Есенин посвятил стихи. Я вошел и увидел Есенина и Джима — они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу.

Есенин одною рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: “Что это за лапа, я сроду не видал такой…” При таких обстоятельствах зародилось у Есенина стихотворение “Собаке Качалова”, В нем поэт “хриплым баском” поверял Джиму свои самые сокровенные сердечные тайны:

Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне

На, тихую бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне. Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку, И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват

Годы 1924—1925 были в творчестве Есенина самыми плодотворными. За это время он написал около ста лирических стихотворений и несколько поэм (“Поэма о 36″, “Песнь о великом походе”, “Анна Онегина” и др.). Самой замечательной среди поэм является “Анна Онегина”.

Она знаменует попытку Есенина расширить свои творческие возможности и попробовать свои силы в эпической поэзии. Поэма “Анна Онегина” основана на биографическом материале. Поэма полна драматических конфликтов, связанных с судьбами крестьянства в революции.

Одна из ее важнейших сцен — горячий разговор мужиков с поэтом о земле:

Кричат нам, Что землю не троньте, Еще не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других?

Творческий подъем сопровождался у Есенина бодрым, оптимистическим настроением. Его стихи полны жизнерадостных признаний: “Снова я ожил и снова надеюсь, так же как в детстве, на лучший удел”, “Мне все равно эта жизнь полюбилась, так полюбилась, как будто вначале”, “И земля милей мне с каждым днем…”.

“Каждый труд благослови, удача”, — с теплым чувством писал Есенин о тех, кто идет по жизни “под веселой ношею труда”. Поэт с надеждой глядел в будущее. Свою автобиографию, написанную в 1924 году, он заканчивал словами: “Здесь не все сказано. Но я думаю, мне еще рано подводить какие-либо итоги себе.

Жизнь моя и мое творчество еще впереди”.

Но душевные противоречия, разлад между мыслью и чувством не были до конца преодолены Есениным и в эти последние годы его жизни. И как прежде, он считал себя поэтом “золотой бревенчатой избы”. Порой к Есенину возвращались настроения пессимизма и безысходности.

Именно в таком состоянии он писал поэму “Черный человек”, пронизанную мрачными предчувствиями. Поэт не смог порвать с литературной богемой, и жизнь его была неустроенной и безалаберной.

Стремясь переменить обстановку, Есенин уезжает из Москвы в Ленинград, но новый приступ тоски и упадка сил оказывается трагическим для поэта — 27 декабря 1925 года он покончил жизнь самоубийством.

Многие советские писатели откликнулись на смерть поэта. М.

Горький посвятил ему очерк “Сергей Есенин”, в котором с большим сочувствием писал о “размашистых, ярких, удивительно сердечных” стихах поэта и утверждал, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”…”.

Читайте также:  Времена года в поэзии фёдора ивановича тютчева

Несколько позднее, объясняя драму Есенина, Горький сказал: “Деревенский человек, мечтатель, мягкий парень, не нашел себе места в городе, где работают очень энергичные люди, поставившие перед собой весьма высокие задачи”. Этот отзыв Горького перекликается со словами самого Есенина:

Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою. Стремясь догнать стальную рать,

Скольжу и падаю другою.

(“Русь уходящая”)

Источник: http://www.kraeved-samara.ru/archives/5447

Реферат — Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина — Рефераты на репетирем.ру

Реферат

Жизнь и творчество

СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА.

Выполнил ученик 11 “А” класса

Лавлинский Александр

— Воронеж 2001 —

СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

(1895—1925)

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во мно­гом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.

СТИХИ НАЧАЛ СЛАГАТЬ РАНО”

Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области,

мальчик очень скоро лишился ро­дительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая по­коряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получи­лось, что Есенин рос на попечении бабушки.

“Стихи начал слагать рано, — на­пишет позже Есенин в своей авто­биографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Неко­торые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам”.

Бабушка суме­ла передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песен­ной речи.

“Омут розовых туманов”, “осеннее золото лип”, “рдяный мак за­ката”, “Русь — малиновое поле” — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над реч­ными заводями, в семье деда-книжни­ка, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали “слепцы, странствующие по сёлам”, которые “пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре… о женихе, светлом госте из града неве­домого”, т. е. о Христе и Небесном Ие­русалиме, городе праведников.

…Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком город­ке Спас-Клепиках.

После Константинова, где его дет­ство “прошло среди полей и степей”, четырнадцатилетний подросток ока­зывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате.

Един­ственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым.

Долгими вечерами заси­живались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, игра­ли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенин­ские отличались особой лёгкостью.

Склонность к сочинительству, од­нако, не прибавляли юноше автори­тета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя “белой вороной”, впрочем не без скрытой гордости ощущая свою ис­ключительность, избранность.

Через несколько лет, работая над составлением первого сборника “Ра­дуница” (1916 г.), поэт пометил неко­торые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг.

Хотя кто знает, может быть, они в действительности напи­саны позже, в пору большей творче­ской зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чис­тые, уже при первом чтении захлё­стывают душу своим певучим слогом.

Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемя­щую жалость ко всему живому, кото­рое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.

Я ПРИШЁЛ НА ЭТУ ЗЕМЛЮ, ЧТОБ СКОРЕЙ ЕЁ ПОКИНУТЬ”

В конце 1915 — начале 1916 г. имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов.

В это же время Есенин знакомит­ся и сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев Олонец­кой губернии.

Проникнутые патриар­хальными религиозными мотивами, связанные с культурой старообряд­ческого Севера, с русским фолькло­ром, стихи Клюева во многом перекликались с есенинской музой.

Оба поэта выступают под единым “кресть­янским” знаменем, печатаются в одних и тех же изданиях, вместе посещают салоны и литературные собрания, где Есенин неизменно появляется “в ще­гольских сафьянных сапожках, голу­бой шёлковой рубахе, подпоясанный золотым шнурком…”.

Однако поэты были связаны свое­образными отношениями “друзей-врагов”. Недаром через ряд писем и стихотворений Есенина проходят и ласка к “ладожскому дьячку”, “смиренному Миколаю”, как называл его Сергей Александрович, и непри­ятие стихов и жизненной позиции Клюева.

И в поэзии, и в поведении Клюе­ва Есенину порой виделись наро­читое, чуть ли не наигранное смире­ние, замкнутость, обособленность от современного мира. Он предельно сосредоточен на деталях древнего быта, на идеале старины с её загадоч­ным затонувшим градом Китежем, символом сгинувшей Древней Руси.

Не таков был Есенин с его стихийной, мятущейся душой — впечатлитель­ный, пылкий и нетерпеливый. Не слу­чайно через несколько лет Есенин бу­дет советовать одному поэту: “Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с её несуществующим Ки­тежем…

Жизнь, настоящая жизнь Ру­си куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…”.

…Шла Первая мировая война. При­зыва в действующие войска удалось избежать. Есенин служил санитаром в Царскосельском военно-санитар­ном госпитале. Летом 1916 г. в Цар­ском Селе он читал свои стихи в ла­зарете для раненых в присутствии императрицы.

Это выступление, как и выступление несколькими месяца­ми раньше в Москве перед великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, вызвало негодование в петербург­ских литературных кругах, настроен­ных враждебно по отношению к мо­нархии.

Впрочем, о том периоде жизни Есенина трудно говорить определённо — слишком противоре­чивы свидетельства и воспоминания современников.

Во всяком случае, достоверно из­вестно, что в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилёва и А. Ахматову и прочёл им стихотворение, поразив­шее Анну Андреевну своим послед­ним четверостишием — оно показа­лось ей пророческим.

О РУСЬ,ВЗМАХНИ КРЫЛАМИ…”

Февральскую революцию 1917г. Есе­нин встретил восторженно. Ему чуди­лось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот “Фениксом, жаром-птицею взлетит мужицкая Русь”. Неведомая, чудесная доля мчалась навстречу и несла, как казалось, не ги­бель и разруху, а надежду на новое, преображённое бытие.

В эту пору в Есенине ощущалась большая перемена. Он казался муже­ственнее, выпрямленнее, взволнован­но-серьёзнее, чем в первые годы пе­тербургской жизни.

…Я РАЗЛЮБИЛ НИШУЮ РОССИЮ”

Осенью 1921 г. в Москву приехала из­вестная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Она встретила Есенина, и вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 г. супруги улетели в свадебное путеше­ствие, сначала в Европу, а потом в США.

Заграничные впечатления поэ­та противоречивы. В очерке об Амери­ке “Железный Миргород” Есенин пи­шет: “Да, я вернулся не тем… Вспомнил про „дым отечества», про нашу дерев­ню, где чуть ли не у каждого мужика в избе спит телок на соломе или свинья с поросятами…

и стал ругать всех це­пляющихся за „Русь», как за грязь и вшивость. С этого момента я разлюбил нищую Россию”.

Как многим впервые попавшим в Европу русским людям, ему сначала нравится, что там “всё прибрано и выглажено под утюг”, но очень скоро он начинает “хлопать се­бя по колену и скулить, как собака”.

“Что сказать мне вам об этом ужас­нейшем царстве мещанства… — пи­шет Есенин в 1922 г. из Германии. — Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусст­во начихать…”

И в Америке, и в Европе Есенину не хватает именно “души”, а встречи с русскими эмигрантами наводят тос­ку и щемящую грусть. В Берлине “по­сле долгих бесед в ночи” “под гитару” своего друга поэта А. Кусикова, к тому времени эмигрировавшего, он создаёт первые стихи из цикла “Моск­ва кабацкая”.

В августе 1923 г. он уже снова в Мо­скве, и снова одинокий: брак с Айсе­дорой Дункан оказался непрочным.

ОТГОВОРИЛА РОША ЗОЛОТАЯ…”

В последние годы жизни Есенин то пытается обрести душевное равнове­сие и примириться с советской вла­стью, то, по свидетельству одного из современников, начинает “так „крыть» большевиков, как это…

не могло и в голову прийти никому в Советской России”. Однако Есенина как широко известного “поэта деревни” трогать не решались.

Более того — всем ми­лицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая его лишь для вида и не да­вая делу хода.

Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Аме­рики очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему “работается и пишется… дьяволь­ски хорошо”.

Лирика Есенина становится одно­временно и трагичнее, и сложнее.

Одну за другой он пишет “маленькие поэмы” с красноречивыми названи­ями, говорящими сами за себя, — “Возвращение на родину”, “Русь со­ветская”, “Русь бесприютная”, “Русь уходящая”, “Письмо к женщине”, где пророчески правдивым словом защи­щает и “уходящую”, и “советскую” Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелёг­кий путь.

А в стихах — шедеврах любовной лирики — льётся через край непод­властная никаким политическим перипетиям искренность.

В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма “Анна Онегина” (1925 г.).

Воспоминания о родной деревне, о революционных событиях, нарушивших веками складывавший­ся крестьянский уклад жизни, наконец, о юношеской любви поэта к мо­лодой помещице Кашиной, ставшей прототипом главной героини, делают поэму автобиографичной. По­добно блудному сыну из библейской легенды, герой возвращается от всех своих жизненных блужданий и оши­бок к тому, что “любил как бы до сво­его грехопадения”.

Однако между “скромным маль­чишкой” “с кудрявыми волосами”, влюблённым в молодую помещицу, и автором этих строк пролегла непро­ходимая пропасть. Возвращение к истокам уже невозможно. Как и мно­гие “дети страшных лет России”, Есе­нин и тоскует по разгромленной ве­ре отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, боль­на от несбывшихся надежд, разочаро­ваний и отчаяния.

Смысл судьбы буд­то ускользает от автора, в прошлом — “мальчика”, жившего “в простой крестьянской семье”, “желтоволосо­го”, “с голубыми глазами”, а ныне — “прохвоста и забулдыги”, которого преследует “чёрный человек”.

Олице­творение всего самого тёмного во внутреннем мире автора, этот жуткий гость в чём-то подобен совести, тер­зающей душу. Он “спать не даёт… всю ночь”, “водит пальцем по мерз­кой книге”, перечисляет грехи своей жертвы.

Беда же автора не только в том, что он не справился с силами ха­оса в собственной душе, но и в том, что ему было суждено родиться и жить в страшное для России время.

Переполненный гневом и отвра­щением, поэт бросает свою трость “прямо к морде его, в переносицу…”, но разбивает только зеркало…

Чуть ли не каждое стихотворе­ние, написанное поэтом в эти годы,

явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близ­ка. В том числе и маленький шедевр “Отговорила роща золотая…” (1924 г.), где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.

Ждать осталось недолго. 24 декабря 1925 г. Есенин приехал из Москвы в Ле­нинград, как он говорил, на постоянное место жительства. 27 декабря, утром, в гостинице, сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, безруки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей.

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

До свиданья, друг мой, до свиданья…”

А в ночь с 27 на 28 декабря, как писал поэт и критик В. Ходасевич, “он обернул вокруг своей шеи… верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь”.

ЗЛЫЕ ЗАМЕТКИ

Талант Есенина оценили по достоинст­ву далеко не все его современники. К. И. Чуковский незадолго до гибели поэта записал в дневнике: “В Есенине есть… графоманская талантливость, которая не сегодня — завтра начнёт ис­сякать”. Литературовед Ю. Н.

Тынянов в статье “Промежуток” утверждал: “Всё поэтическое дело Есенина — это непрерывное искание украшений для… голой эмоции.

Сначала церковнославя­низмы, старательно выдержанный де­ревенский налёт и столь же традицион­ный „мужицкий Христос»; потом — бранные слова из практики имажини­стов, которые были таким же, в сущно­сти, украшением для есенинской эмо­ции, как и церковнославянизмы”.

Но больше всего доставалось поэту от радетелей коммунистической идео­логии. В советской прессе его творче­ство называли “психобандитизмом”.

Один из самых влиятельных боль­шевистских вождей Н. И. Бухарин по­святил поэзии Есенина целую брошю­ру— “Злые заметки” (1927 г.). “Есенин талантлив?” — спрашивал Бухарин. И сам же отвечал: “Конечно, да… Есенинский стих звучит нередко, как се­ребряный ручей.

И всё-таки в целом есениншина — это отвратительная на­пудренная и нагло раскрашенная рос­сийская матерщина, обильно смоченная пьяными слезами… Причудливая смесь из „кобелей», икон… религии и хулиган­ства…

„любви» к животным и варвар­ского отношения к человеку, в особен­ности к женщине, бессильных потуг на „широкий размах» (в очень узких четырёх стенах ординарного кабака), распущенности, поднятой до „принци­пиальной» высоты… — вот что такое есениншина…

Идейно Есенин пред­ставляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого „национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисципли­нированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни…”. Это высказывание сыграло роковую роль в посмертной судьбе Есенина.

Со­чувственные голоса стали затихать, а потоки брани увеличиваться. Вплоть до “оттепели” Есенина издавали редко, и преимущественно одни и те же стихи. Многие стихотворения и даже целые циклы распространялись в основном в рукописных копиях.

Литература: Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература ч.2. глав. ред. М. Д. Аксенова.

Источник: http://referat.store/referat/zhizn-i-tvorchestvo-sergeja-aleksandrovicha-esenina

Ссылка на основную публикацию