Рассказ: георгий скребицкий «дружба»

Г. Скребицкий. Дружба

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г                                                                                                Класс 3- «Б»

 (2 четверть)

Урок 39

Тема: Г. Скребицкий. Дружба.

Цели урока: совершенствовать навыки беглого чтения; провести работу над содержанием рассказа; учить различать сказочное и настоящее; развивать устную речь учащихся;

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: портрет Г. Скребицкого,

Ход урока

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Жужжащее чтение (отработка навыка быстрого чтения).

-Расскажите, с чего начался счастливый день для Темы?

— Кто такие гимназисты? Как встретили Тему гимназисты? Зачитайте отрывок.

-Почему ему пришлось сесть за заднюю скамью? Какое мнение у него сложилось о Вахнове? Была ли приятной встреча с учителем географии?

III. Сообщение темы и цели урока.

– Перенесёмся в зиму, послушаем и скажем, чей голосок (звукозапись голоса грача).

– Тема: Г. Скребицкий «Дружба».

– Прочитаем рассказ и поработаем над его содержанием.

IV. Работа над материалом урока.

1. Сообщение учителя о Г. Скребицком.

Георгий Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Детские годы прошли в городе Чернь и детские впечатления от неяркой природы этих мест остались в памяти.

Окончив школу, Георгий Алексеевич учится в Москве в Институте слова, затем в лесотехническом институте, по окончании работает биологом. Но главным делом Скребицкого становится литературное творчество. Он пишет для детей о природе.

В своих произведениях Георгий Алексеевич учит детей видеть красоту, многообразие природы, не воевать с ней, а найти в ней своё место.

2. Работа над рассказом.

1) Работа начинается с оглавления Г. Скребицкий «Дружба».

– Что вы знаете о дружбе? (Высказывания детей.)

Значение слова Дружба по Ефремовой: Дружба — 1. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п. // Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений. // Дружелюбие, взаимопонимание и т.п. между народами, странами, государствами. 

2. перен. разг. Доброжелательное отношение друг к другу человека и животного. 

Продолжите фразу «Друг – это…»

друг – это человек, с которым интересно играть,

друг – это, с кем можно посекретничать

друг – это любимая книга

друг – это мама, которая всегда мне помогает,

друг – это наш учитель

друг – это моя игрушка медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя,

друг – это мой непослушный щенок,

друг – это тот, с кем можно помолчать,

друг – это тот, кто скажет «Не вешай нос!»

друг – это тот, кто никогда не подведёт

О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.     

3) Чтение учителем рассказа, дети карандашом отмечают незнакомые слова, отвечают на вопрос:

Понравился рассказ?

Почему автор назвал произведение «Дружба»

4) Словарная работа.

Попонка- покрывало для животных

Смекнул- догадался

5) Чтение текста, ответы на вопросы по прочитанному:

– Почему грач не смог улететь в теплые края?

6) Самостоятельная работа (Выборочное чтение.)

Стр 112 вопрос 2

Физкультминутка

7) Проверка самостоятельной работы.

9) Групповая работа.

Ученики вспоминают правила работы в группах. (Правила записаны на доске.)

Объединяйтесь по группам быстро и тихо.

Приготовьте необходимые материалы.

Говорите тихо.

Слушайте, когда кто-то говорит.

Знайте своё задание.

Оставайтесь в группе, пока вам не указано делать другую работу.

Дети делятся на группы постоянного состава, учитель назначает ответственного.

Задание: по каждой картинке составить 3–4 предложения.

10) Проверка групповой работы.

V. Обобщение.

– Почему зимой нужно кормить птиц?

VI. Д.з.

стр. 110-112 читать, отвечать на вопросы.

VII. Итог урока.

Как оцениваете свою работу на уроке? (Дети показывают карточки «Настроение»)

Литературное чтение

Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»

(2 четверть)

Урок 39

Тема: Г. Скребицкий. Дружба.

Цели урока: совершенствовать навыки беглого чтения; провести работу над содержанием рассказа; учить различать сказочное и настоящее; развивать устную речь учащихся;

воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: портрет Г. Скребицкого,

Ход урока

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Жужжащее чтение (отработка навыка быстрого чтения).

-Расскажите, с чего начался счастливый день для Темы?

— Кто такие гимназисты? Как встретили Тему гимназисты? Зачитайте отрывок.

-Почему ему пришлось сесть за заднюю скамью? Какое мнение у него сложилось о Вахнове? Была ли приятной встреча с учителем географии?

III. Сообщение темы и цели урока.

– Перенесёмся в зиму, послушаем и скажем, чей голосок (звукозапись голоса грача).

– Тема: Г. Скребицкий «Дружба».

– Прочитаем рассказ и поработаем над его содержанием.

IV. Работа над материалом урока.

1. Сообщение учителя о Г. Скребицком.

Георгий Скребицкий родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Детские годы прошли в городе Чернь и детские впечатления от неяркой природы этих мест остались в памяти.

Окончив школу, Георгий Алексеевич учится в Москве в Институте слова, затем в лесотехническом институте, по окончании работает биологом. Но главным делом Скребицкого становится литературное творчество. Он пишет для детей о природе.

В своих произведениях Георгий Алексеевич учит детей видеть красоту, многообразие природы, не воевать с ней, а найти в ней своё место.

2. Работа над рассказом.

1) Работа начинается с оглавления Г. Скребицкий «Дружба».

– Что вы знаете о дружбе? (Высказывания детей.)

Значение слова Дружба по Ефремовой:
Дружба — 1. Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.

// Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений. // Дружелюбие, взаимопонимание и т.п. между народами, странами, государствами. 
2. перен. разг.

Доброжелательное отношение друг к другу человека и животного. 

Продолжите фразу «Друг – это…»

друг – это человек, с которым интересно играть,

друг – это, с кем можно посекретничать

друг – это любимая книга

друг – это мама, которая всегда мне помогает,

друг – это наш учитель

друг – это моя игрушка медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя,

друг – это мой непослушный щенок,

друг – это тот, с кем можно помолчать,

друг – это тот, кто скажет «Не вешай нос!»

друг – это тот, кто никогда не подведёт

О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

3) Чтение учителем рассказа, дети карандашом отмечают незнакомые слова, отвечают на вопрос:

Понравился рассказ?

Почему автор назвал произведение «Дружба»

4) Словарная работа.

Попонка- покрывало для животных

Смекнул- догадался

5) Чтение текста, ответы на вопросы по прочитанному:

– Почему грач не смог улететь в теплые края?

6) Самостоятельная работа (Выборочное чтение.)

Стр 112 вопрос 2

Физкультминутка

7) Проверка самостоятельной работы.

9) Групповая работа.

Ученики вспоминают правила работы в группах. (Правила записаны на доске.)

Объединяйтесь по группам быстро и тихо.

Приготовьте необходимые материалы.

Говорите тихо.

Слушайте, когда кто-то говорит.

Знайте своё задание.

Оставайтесь в группе, пока вам не указано делать другую работу.

Дети делятся на группы постоянного состава, учитель назначает ответственного.

Задание: по каждой картинке составить 3–4 предложения.

10) Проверка групповой работы.

V. Обобщение.

– Почему зимой нужно кормить птиц?

VI. Д.з.

стр. 110-112 читать, отвечать на вопросы.

VII. Итог урока.

Как оцениваете свою работу на уроке? (Дети показывают карточки «Настроение»)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/g_skriebitskii_druzhba

Урок литературного чтения. Скребицкий Г. Дружба

Тема: Г Скребицкий. Дружба.

Цели урока:

  • познакомить с писателем Г.А. Скребицким и его произведением; провести работу над содержанием рассказа;
  • совершенствовать навыки беглого чтения; умение анализировать текст; развивать устную речь учащихся;
  • воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход урока

I. Организационный момент

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Мы учим их – они учат нас!

II. Стадия вызова

Наш сегодняшний урок я хочу начать с таких слов:

«Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее

И любая беда — не беда,

Если рядом – друзья настоящие!»

  • О чём это стихотворение? (О дружбе)

Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, — это дружба.

– Что вы знаете о дружбе? (Высказывания детей)

«Ассоциативная карта»

— напишите слова ассоциации к слову «Дружба»

— А кто такой друг?

Продолжите фразу «Друг – это…»

друг – это человек, с которым интересно играть,

друг – это, с кем можно посекретничать

друг – это любимая книга

друг – это мама, которая всегда мне помогает,

друг – это наш учитель

друг – это моя игрушка медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя,

друг – это мой непослушный щенок,

друг – это тот, с кем можно помолчать,

друг – это тот, кто скажет «Не вешай нос!»

друг – это тот, кто никогда не подведёт

— Между кем может быть дружба?

О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:

Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

Один за всех …… /и все за одного/.

Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

— Итак, можете ли вы определить тему нашего сегодняшнего урока? (Дружба)

— Сегодня мы познакомимся с писателем Георгием Алексеевичем Скребицким и его произведением «Дружба»

«Предположение»

— Можете ли вы предположить о чём может быть рассказ с таким названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, печальный?

(Нужно прочитать рассказ)

— Вы много знаете о дружбе людей

— Бывает ли дружба между животными, птицами?

— Сейчас мы прочитаем рассказ Скребицкого и узнаем, о какой же дружбе рассказывает он, о дружбе между кем?

III. Стадия осмысления

Георгий Скребицкий родился в 1903 году в Москве, семье врача. Детские годы прошли в городе Чернь и детские впечатления от неяркой природы этих мест остались в памяти.

Окончив школу, Георгий Алексеевич учится в Москве в Институте слова, затем в лесотехническом институте, по окончании работает биологом. Но главным делом Скребицкго становится литературное творчество. Он пишет для детей о природе.

Скребицкий с детства любил слушать и читать книги о природе. Он любил ходить в лес, на речку. Воображал себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики, белочки, зайчишки.

В своих произведениях он рисует картины природы, учит детей наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту, видеть многообразие природы, не воевать с ней, а найти в ней своё место.

2) Чтение рассказа. «Чтение с остановками»

Читайте также:  Ушуайя – город на краю земли

…Сидели мы как-то с братом…

…остался зимовать…

— Что заинтересовало мальчиков, когда они глядели в окно?

…Один раз посмотрели мы утром в окно…

…перезимует как-нибудь…

— Какое решение приняли мальчики и правильно ли они поступили?

…В это время жила у нас сорока…

…близко так, бок о бок.

— С кем подружился грач, почему?

— Как вы думаете, останется ли грач жить в этом доме? Почему?

3) Приём «Тонкие и толстые вопросы»

— Кто автор рассказа?

— Как называется рассказ?

— Что делали мальчики?

— Кого увидели мальчики в окне?

— Почему грач не смог улететь на юг?

— Правильно ли поступили мальчики?

— Объясни, почему так назван рассказ?

— Кто в рассказе подружился, как мальчики поняли это?

— Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа?

— Предположи, что сделаешь ты, если найдёшь птенца, котёнка, щенка?

4) Физкультурная минутка

Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

5) Деление на группы

Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (2 группа)

Восстанови последовательность событий текста.

На листочках:

…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают.

В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон.

Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает.

А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем чёрная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

6) Работа в группах

Обсуди, запиши или изобрази, как можно помочь птицам зимой.

IV. Рефлексия

— О чем говорили на уроке?

— Как нужно относиться к друзьям?

— Будем ли мы дружить с птицами? Как будем дружить с ними?

— А сейчас, вместе, напишем стихотворение к слову «Дружба»

Правила написания синквейна :

1.Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)

2.Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)

3.Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)

4.Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме

5.Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Составление синквейна к слову ДРУЖБА.

V. Дз

Подготовить пересказ текста, нарисовать грача и сороку, сидящую рядышком на берёзе.

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-litieraturnogho-chtieniia-skriebitskii-g-druz.html

Дружба

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем черная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят — это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался.

В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны — ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем.

Как его покормить, чтоб вороны не мешали?

День ото дня грач становился всё грустнее. Бывало, прилетит и сядет на забор, а спуститься на помойку к воронам боится: совсем ослаб.

Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уж еле дышит.

Посадили мы его в ящик, к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.

Недели две он так у нас просидел, отогрелся, отъелся немножко. Думаем, как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю зиму! Решили опять на волю выпустить: может, он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.

А грач, видно, смекнул, что мы ему добро сделали, значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и проводил.

В это время жила у нас ручная сорока Сиротка. Мы её ещё птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон. Вот видим мы — подружился наш грач с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней.

Однажды глядим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает.

А сорока, будто хозяйка, суетится, вокруг него скачет.

Мы потихоньку высунули из-под двери чашку с мочёным хлебом. Сорока прямо к чашке, и грач за ней.

Позавтракали оба и улетели. Так они каждый день начали на балкон вдвоём прилетать — кормиться.

…Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой берёзовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнёзд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают. Только наш грач не нашёл себе пары, по-прежнему всюду летал за Сироткой. А под вечер сядут они возле дома на берёзку и сидят рядышком, близко так, бок о бок.

Посмотришь на них и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.

Источник: http://VseSkazki.su/rasskazi-skrebitskiy/druzhba-rasskaz.html

Дружба

ПодробностиКатегория: Георгий Скребицкий

Помню, один год рано холода настали. Уже в октябре выпал снег, завернули морозы, метели. Очень обидно! По календарю еще осень должна быть, а на дворе уже зима, да еще какая — носа никуда не высунешь!

Вот как-то сидим мы с братом в комнате, глядим на двор в окно. У забора вороны и галки в мусоре копаются. Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем черная с синевой, а нос большой, белый.

Что за диво! Да ведь это грач! Откуда он зимою взялся? Глядим — ходит грач среди ворон и прихрамывает немножко: наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.
Потом каждое утро повадился грач к нам на двор летать.

Мы уже бывало нарочно хлебца ему покрошим. Только мало ему доставалось: всё вороны поедят. Это уж такие нахальные птицы! А грач тихий какой-то попался. В сторонке держится, все один да один, как бобыль. Да и то верно: своя братия улетела на юг, а он один и остался; вороны — ему компания плохая.

Видим мы — обижают серые разбойницы нашего грача-бобыля, и как ему помочь, как его покормить одного, чтобы вороны не мешали, не знаем.

День ото дня грач становился все грустнее. Бывало — прилетит и сядет на забор, а спуститься к воронам боится — совсем ослаб.
Один раз посмотрели мы утром в окно, а грач под забором лежит. Побежали мы, принесли его в дом; он уже еле дышит. Посадили мы его в ящик к печке, попонкой закрыли и дали всякой еды.

Недели две он так у нас просидел — отогрелся, отъелся немножко. Думаем: как же с ним дальше быть? Не держать же его в ящике всю заму! Решили опять на волю выпустить — может, он теперь покрепче будет, перезимует как-нибудь.

Выпустили, а он со двора и не летит: видно, смекнул, что мы ему добро сделали; значит, нечего людей и бояться. С тех пор целые дни так вместе с курами во дворе и толчется.В это время жила у нас ручная сорока — Сиротка. Мы ее еще птенцом взяли и выкормили. Сиротка свободно летала по двору, по саду, а ночевать возвращалась на балкон.

Вот видим мы — подружился наш грач-бобыль с Сироткой: куда она летит, туда и он за ней. А один раз смотрим — Сиротка на балкон прилетела, и грач тоже вместе с ней заявился. Важно так по столу разгуливает. А сорока, будто хозяйка, скачет вокруг него, суетится.Мы потихоньку высунули из двери чашку с моченым хлебом.

Сорока прямо к чашке — и грач за ней. Позавтракали оба и улетели… Так каждый день и начали на балкон вдвоем прилетать кормиться.Прошла зима, вернулись с юга грачи, загалдели в старой березовой роще. По вечерам усядутся парочками возле гнезд, сидят и переговариваются, будто дела свои обсуждают.

Только грач-бобыль не нашел себе пары, попрежнему всюду летал за сорокой. А под вечер сядут бывало возле дома на березку и сидят рядышком, близко так — бок о бок.

Посмотришь на них — и невольно подумаешь: значит, и у птиц тоже дружба бывает.

Источник: http://www.PlanetaSkazok.ru/skrebitskyskz/druzhbaskrebskz

Читать

© Скребицкий В. Г., Васькова Т. И., 1944–1956

© Архангельский Вл., предисловие, 1973

© Скребицкий В., послесловие, 2001

© Романов В., рисунки, 2001

© Оформление серии, составление. Издательство «Детская литература», 2001

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Тяжело писать о близком человеке, который долго шёл рядом, а теперь его нет.

Не раз мы путешествовали вместе по стране, коротали дни на охоте и на рыбалке, в погожие летние и осенние дни собирали грибы в лесах Подмосковья. И часто говорили о литературе для детей.

Нас роднило то, что оба мы писали о людях, влюблённых в природу, о животных и птицах, о путешествиях и всяких приключениях с нами.

Читайте также:  Японская народная сказка "соловьиный дом"

Георгий Алексеевич за тридцать лет написал немало хороших книг. И читатели – прежде всего дети, подростки – узнавали с его помощью многое в прекрасном мире нашей природы.

Был он удивительным тружеником: написал много, но сказал далеко не всё, что задумал. В записных книжках у него были заметки о новых замыслах, но они так и остались неосуществлёнными.

Работал он каждый день и без всякой натяжки мог сказать, что свой труд за письменным столом считает «сладкой каторгой».

– Начинаю новую книгу. Возникают образы, и все они как шахматные фигуры в длинной и сложной партии, – говаривал он мне. – Зародились они в моей голове и по моей указке живут: страдают и радуются. Великая в этом сладость! А записать все замыслы на бумаге, начать и удачно завершить сюжет – ну просто «каторга»!..

Он не расставался с записной книжкой, раскрывал её часто и вносил в неё зарисовки даже в свободные минуты на охоте и на рыбалке. А если не писал, то рассказывал: сочно, образно, выпукло.

И всегда обнаруживал ту удивительную точность языка, которая отличает подлинно интеллигентного, образованного человека.

Он любил народный говор, но ненавидел словесные сорняки, ругань и всякие непристойности, уходящие корнями в далёкую российскую дикость.

https://www.youtube.com/watch?v=Z8amIQMTQeY

Каждую новую книгу он начинал трудно, как и положено истинному мастеру. Запирался дома, к телефону не подходил. Мы это знали и в такое время его не тревожили. Но проходил месяц, другой… и вдруг раздавался звонок.

– Живой? – спрашивал он.

– Ага.

– Я иду в фарватере, как говорят моряки, и скоро доберусь до цели. Но утомился дьявольски, хочу глотнуть свежего воздуха за городом. А между прочим, ледок окреп, и кто-то ринулся уже за окуньками. Не пора ли и нам?

– Самое время.

– Ну, готовься, а я пойду машину проверить.

Это означало, что завтра можно отправляться в путь.

На охоте везло нам не часто. Бывало, послушаем по весне одиночного вальдшнепа в березовой куртинке под Москвой или выпалим по десятку патронов на утином перелёте. А то побегаем на под слух за гончей по чернотропу и под вид им одного косого. Но чтоб ягдташ был полон, как подушка, – такого не припомню.

Рыбалка случалась добычливее, да и то, если ехали мы с очень сильным желанием одарить друзей плотвой или окунями и направлялись за тридевять земель – к голубым озёрам Валдая, или на Оку – почти под Касимов, или за Переславль – на реку Вёксу, или на просторы волжских морей. А частенько и так бывало: посидим летом под ракитой, повздыхаем, что оскудел водоём, послушаем перепелиный бой, Коростелёву трещотку да надышимся всласть ароматами луговых трав.

– А как же быть с ухой, Егорушка? – спрошу я.

– В другой раз. Нынче во сне уху повидаем, и на том спасибо!

Был он человек добрый, благородный. К тому же обязательный и точный. Дружить с ним было легко, в радость: ведь действительно человеку дороже всего человек!..

В конце 50-х годов стал он грузнеть и однажды пожаловался на резкую боль в почке. Врачи тогда вылечили его.

Летом 1964 года поехал он на Выставку достижений народного хозяйства СССР. Там он долго беседовал с ребятами в павильоне юных натуралистов, сидел на берегу пруда под плакучей ивой и глядел, как незадачливые рыболовы охотились за карпами.

Неожиданно он почувствовал себя плохо, и через день пришлось его доставить в больницу с приступом острой боли в сердце. Врачи установили инфаркт. Месяца через полтора здоровье его пошло на поправку. Он уже собирался выписаться из больницы и уехать в санаторий. Но случился второй инфаркт.

Сердце отказало. И 18 августа 1964 года мы потеряли писателя и друга.

Моё поколение охотников, следопытов и натуралистов давно свыклось с близким нам именем Георгия Алексеевича Скребицкого. А про детей и говорить нечего: своему «дедушке-юннату» написали они сотни, тысячи восторженных писем и встречались с ним очень часто.

Общаясь с Георгием Алексеевичем из года в год, я никогда не задумывался, какое место принадлежит ему в русской литературе, открыто обращённой к людям на природе, к большим раздумьям об извечной красе наших российских просторов.

Но теперь я вижу отчётливо. Зачинали эту литературу Иван Сергеевич Тургенев и Сергей Тимофеевич Аксаков. В наши годы продолжали её Михаил Пришвин, Виталий Бианки, Иван Арамилев, Александр Шахов, и сейчас продолжают многие их младшие товарищи. В их произведениях весьма большое место уделено пейзажу, природе, натуралисту, великой охотничьей страсти следопыта.

Георгий Алексеевич Скребицкий расширял границы нашего представления о том прекрасном в природе, что помогает нам лучше видеть свою Родину и горячо любить её. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником великой любви к Родине.

В «Рассказах охотника» и в «Охотничьих тропах» Г. Скребицкий – враг браконьерства и вдумчивый советчик молодого человека, впервые взявшего ружьё в руки. В книге «С ружьём и без ружья» он делает упор на то, что радует в природе и достойно пристального внимания думающего наблюдателя.

Зоркий глаз и фотографический аппарат дают иной раз так много, что нет необходимости и вспоминать о задуманном выстреле. В «Лесном эхе» собраны его рассказы о первых шагах будущего натуралиста и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

В большой книге «За лесной завесой» – как бы весь Скребицкий: натуралист, прекрасный человек, которому много пришлось встречаться с лесниками, охотниками, рыболовами, учёными, пастухами, юными натуралистами.

Книги Г. А. Скребицкого: «Весёлые ручьи», «Друзья моего детства», «Листопадник», «Лесной голосок», «Лесной прадедушка», его повести о детстве и юности: «От первых проталин до первой грозы», «У птенцов подрастают крылья» – заслужили большую любовь читателей.

В книге «За лесной завесой» Георгий Алексеевич писал, обращаясь к своим читателям:

«Родная земля – родная природа, сколько радости, сколько счастья подарила она мне за мою долгую жизнь. И я от всей души хочу, чтобы эти радости, это счастье выпали на вашу долю».

И эта радость не оставляет нас, когда мы идём от рассказа к рассказу Георгия Скребицкого, путешествуя вместе с автором по просторам Родины.

Был он человек большого и светлого таланта, и книгам его уготована счастливая и долгая жизнь.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=212960&p=17

Книга Лесной прадедушка (Рассказы о родной природе). Автор — Скребицкий Георгий Алексеевич. Содержание — ДРУЖБА

Я даже вздрогнул. Неужели я так далеко убежал от мамы? Где она? Как же её найти? Весь лес, прежде такой весёлый, теперь показался мне таинственным, страшным.

— Мама!.. Мама!.. — что было сил завопил я, уже готовый расплакаться.

«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а!» — будто передразнил меня кто-то вдали. И в ту же секунду из-за соседних кустов выбежала мама.

— Что ты кричишь? Что случилось? — испуганно спросила она.

— Я думал, ты далеко! — сразу успокоившись, ответил я. — Там в лесу кто-то дразнится.

— Кто дразнится? — не поняла мама.

— Не знаю. Я кричу — и он тоже. Вот послушай! — И я опять, но уже храбро крикнул: — Ау! Ау!

«Ау! Ау! Ау!» — отозвалось из лесной дали.

— Да ведь это эхо! — сказала мама.

— Эхо? А что оно там делает?

— Ничего не делает. Твой же голос отдаётся в лесу, а тебе кажется, что кто-то тебе отвечает.

https://www.youtube.com/watch?v=IeCfasq9GY0

Я недоверчиво слушал маму: «Как же это так? Мой же голос — и мне отвечает, да ещё когда я уже сам молчу!»

Я опять попробовал крикнуть:

— Иди сюда!

«Сюда-а-а-а!» — откликнулось в лесу.

— Мама, а может, там всё-таки кто-нибудь дразнится? — нерешительно спросил я. — Пойдём-ка посмотрим.

— Вот глупый какой! — засмеялась мама. — Ну пойдём, если хочешь, только никого мы с тобой не найдём.

Я взял маму на всякий случай за руку: «Кто его знает, что это за эхо!», и мы пошли по дорожке в глубь леса. Изредка я покрикивал:

— Ты здесь?

«Зде-е-е-сь!» — отвечало впереди.

Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый берёзовый лесок. Тут было совсем не страшно.

Я отпустил мамину руку и побежал вперёд.

И вдруг я увидел «эхо». Оно сидело на пеньке спиной ко мне. Всё серое, в серой лохматой шапке, как леший с картинки из сказок. Я вскрикнул и бросился назад к маме:

— Мама, мама, вон эхо на пеньке сидит!

— Что ты всё глупости говоришь! — рассердилась мама.

Она взяла меня за руку и храбро пошла вперёд.

— А оно нас не тронет? — спрашивал я.

— Не дури, пожалуйста, — ответила мама.

Мы вышли на полянку.

— Вон, вон! — зашептал я.

— Да это же дедушка Кузьма коров пасёт!

Услышав мамин голос, «эхо» обернулось, и я увидел знакомую белую бороду, усы и брови, тоже белые, как из ваты, будто их нарочно приклеили к загорелому, сморщенному, как печёное яблоко, лицу.

— Дедушка, а я думал, ты — эхо! — закричал я, подбегая к старику.

— Эхо? — удивился тот, опуская деревянную дудочку — жалейку, которую он выстругивал ножом. — Эхо — это, милый, не человек. Это лесной голос.

— Как «лесной голос»? — не понял я.

— А так. Ты крикнешь в лесу, а он тебе и откликнется. Каждое деревце, каждый кустик отзвук даёт. Вот послушай, как мы с ними переговариваемся.

Дед поднял свою дудочку — жалейку — и заиграл нежно, протяжно. Он играл, словно напевал какую-то грустную песенку. А где-то далеко-далеко в лесу ему вторил другой такой же голос.

Подошла мама и села на соседний пенёк. Дедушка кончил играть, и эхо тоже кончило.

— Вот, сынок, слыхал теперь, как я с лесом перекликаюсь? — сказал старик. — Эхо — это самая душа леса. Что птица свистнет, что зверь закричит — всё тебе передаст, ничего не скроет. А ты ходи по лесу да слушай его. Оно тебе всю лесную тайну откроет.

Так я тогда и не понял, что же такое эхо. Но зато на всю жизнь полюбил его, полюбил, как таинственный голос леса, как песню жалейки, как старую детскую сказку.

И теперь, через много-много лет, только услышу эхо в лесу — сразу вспоминается мне: солнечный день, берёзы, полянка и посреди неё на старом пне что-то лохматое, серое.

Может, это наш деревенский пастух сидит, а может, и не пастух, а сказочный дедушка-леший. Сидит он на пеньке, строгает кленовую дудочку — жалейку.

А потом будет играть на ней в тихий вечерний час, когда засыпают деревья, трава и цветы и медленно из-за леса выбирается рогатый месяц и наступает летняя ночь.

В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Читайте также:  Народ якутии: культура, традиции и обычаи

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.

Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал ящичек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном закрыл. Ящик поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.

Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.

Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.

Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.

Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой. Везу — вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.

Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера. Глядели, как с волка снимали шкуру, как её расправляли на деревянной рогатине.

О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу — лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.

Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча — его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.

Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо — зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра.

Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то завозилось. Я остановился.

Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка и чёрные глазки глянули прямо на меня.

Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.

2

Источник: https://www.booklot.ru/authors/skrebitskiy-georgiy-alekseevich/book/lesnoy-pradedushka-rasskazyi-o-rodnoy-prirode/content/2072653-drujba/

Читать онлайн «Лесной прадедушка (рассказы)» автора Скребицкий Георгий Алексеевич — RuLit — Страница 7

Я поймал ещё двух ершей. А папа наловил много разной рыбы и даже поймал щуку. Вообще день вышел на славу.

Мама развела на берегу костёр, приготовила обед и чай.

Потом мы опять ловили рыбу. Мама тоже ловила с нами и вытащила окуня.

Наконец, когда уже начало темнеть, папа с мамой собрались ехать домой. А мне ужасно не хотелось уезжать. Кажется, так всё лето и просидел бы здесь, у реки, под старыми вётлами, глядя на поплавок. Но делать было нечего.

Уложили в тележку удочки, рыбу и все пожитки, запрягли лошадь и поехали домой.

Вечер был прохладный, ясный. На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела, словно выговаривали: «Спать пора, спать пора!»

Слушая их, я и вправду немножко задремал. А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней…

Вдруг мама тронула меня за плечо:

— Смотри, Юра, смотри скорей!

Я очнулся. Мы проезжали через берёзовый лесок. В воздухе пахло свежей берёзовой горечью. Я поглядел в глубь леса, куда указывала мама.

«Что это? Будто крохотный голубой огонёк светится в тёмной ночной траве… А вон, немного подальше, ещё и ещё. Или это в каплях росы отражаются звёзды? Нет, не может быть…»

— Видишь, светлячки, — сказал папа. — Хочешь — набери их в коробочку, а дома выпустим в сад. Пусть у нас живут.

Папа остановил лошадь, и мы с мамой принялись собирать этих светящихся жучков, которых в народе так хорошо прозвали Ивановым червячком.

Мы с мамой долго ходили по густой влажной траве, отыскивая крошечные живые звёздочки. А над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах тоже, как светлячки, сверкали далёкие голубые звёзды.

И может быть, именно в этот счастливый день — день моего рождения — я вдруг всем сердцем почувствовал, как хороша наша родная природа, лучше которой нет на всём свете.

ВОРИШКА

Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы, этажерки, да так ловко никогда ничего не уронит, не разобьёт.

В кабинете у отца над диваном были прибиты огромные оленьи рога. Белка часто по ним лазила: заберётся, бывало, на рог и сидит на нём, как на сучке дерева.

Нас, ребят, она хорошо знала. Только войдёшь в комнату, белка прыг откуда-нибудь со шкафа прямо на плечо. Это значит — она просит сахару или конфетку. Очень любила сладкое. Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете лежали. Их никогда не запирали, потому что мы, дети, без спросу ничего не брали.

Но вот как-то зовёт мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку:

— Кто же это конфеты отсюда взял?

Мы глядим друг на друга и молчим — не знаем, кто из нас это сделал. Мама покачала головой и ничего не сказала. А на следующий день сахар из буфета пропал и опять никто не сознался, что взял. Тут уж и отец рассердился, сказал, что теперь всё будет запирать, а нам всю неделю сладкого не даст.

И белка заодно с нами без сладкого осталась.

Вспрыгнет, бывало, на плечо, мордочкой о щёку трётся, за ухо зубами дёргает — просит сахару. А где его взять?

Один раз после обеда сидел я тихонько на диване в столовой и читал. Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба — и на пол, а оттуда на шкаф. Через минуту, смотрю, опять на стол забралась, схватила вторую корочку — и опять на шкаф.

«Постой, — думаю, — куда это она хлеб всё носит?» Поставил я стул, заглянул в шкаф. Вижу — старая мамина шляпа лежит. Приподнял я её — вот тебе раз! Чего-чего только под нею нет: и сахар, и конфеты, и хлеб, и разные косточки…

Я — прямо к отцу, показываю: «Вот кто у нас воришка!»

А отец рассмеялся и говорит:

— Как же это я раньше не догадался! Ведь это наша белка на зиму себе запасы делает. Теперь осень, на воле все белки корм запасают, ну и наша не отстаёт, тоже запасается.

После такого случая перестали от нас запирать сладкое, только к буфету крючок приделали, чтобы белка туда залезть не могла. Но белка на этом не успокоилась, всё продолжала запасы на зиму готовить. Найдёт корочку хлеба, орех или косточку — сейчас схватит, убежит и запрячет куда-нибудь.

А то ходили мы как-то в лес за грибами. Пришли поздно вечером, усталые, поели — и скорее спать. Кошёлку с грибами на окне оставили: прохладно там, не испортятся до утра.

Утром встаём — вся корзина пустая. Куда же грибы делись? Вдруг отец из кабинета кричит, нас зовёт. Прибежали к нему, глядим — все оленьи рога над диваном грибами увешаны. И на крючке для полотенца, и за зеркалом, и за картиной — всюду грибы. Это белка ранёхонько утром постаралась: развесила грибы себе на зиму посушить.

В лесу белки всегда осенью грибы на сучьях сушат. Вот и наша поспешила. Видно, почуяла зиму.

Скоро и вправду наступили холода. Белка всё старалась забраться куда-нибудь в уголок, где бы потеплее, а как-то раз она и вовсе пропала. Искали, искали её — нигде нет. Наверное, убежала в сад, а оттуда в лес.

Жалко нам стало белочки, да ничего не поделаешь.

Собрались топить печку, закрыли отдушник, наложили дров, подожгли. Вдруг в печке как завозится что-то, зашуршит! Мы отдушник поскорее открыли, а оттуда белка пулей выскочила — и прямо на шкаф.

А дым из печки в комнату так и валит, в трубу никак не идёт. Что такое? Брат сделал из толстой проволоки крючок и просунул его через отдушину в трубу, чтобы узнать, нет ли там чего.

Глядим — тащит из трубы галстук, мамину перчатку, даже бабушкину праздничную косынку там разыскал.

Всё это наша белка себе для гнезда в трубу затащила. Вот ведь какая! Хоть и в доме живёт, а лесные повадки не оставляет. Такова уж, видно, их беличья натура.

ДРУЖБА

Сидели мы как-то с братом зимой в комнате и глядели на двор в окно. А на дворе, у забора, вороны и галки копались в мусоре.

Вдруг видим — прилетела к ним какая-то птица, совсем черная, с синевой, а нос большой, белый. Что за диво: ведь это грач! Откуда он зимой взялся? Глядим, ходит грач по помойке среди ворон и прихрамывает немножко — наверное, больной какой-нибудь или старый; улететь на юг не смог с другими грачами, вот и остался у нас зимовать.

Потом каждое утро повадился грач к нам на помойку летать. Мы нарочно хлебца ему покрошим, каши, творожку от обеда. Только мало ему доставалось: всё, бывало, вороны поедят — это уж такие нахальные птицы. А грач тихий какой-то попался.

В сторонке держится, всё один да один. Да и то верно: своя братия улетела на юг, он один остался; вороны — ему компания плохая. Видим мы, обижают серые разбойницы нашего грача, а как ему помочь, не знаем.

Как его покормить, чтоб вороны не мешали?

Источник: http://www.rulit.me/books/lesnoj-pradedushka-rasskazy-read-127717-7.html

Ссылка на основную публикацию