Природа в стихах к. д. бальмонта: анализ стихотворения “осень”

«Осень», анализ стихотворения Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт — один из первых символистов в России, чье творчество стало эталоном для литераторов на рубеже XIX и XX веков. Пробуя все новые стилистики, Бальмонт приходит к романтизму и декадентству, но символы занимали в его творчестве особенное место.

Поэт считал, что именно с помощью символов возможно наиболее ярко и полно выразить излияние души, донести его до будущих поколений. Одно из стихотворений, написанных Бальмонтом в период расцвета его творческой славы, — это «Осень». Время создания — 1899 год.

«Осень» — это одно из тех произведений, где личные переживания автора и глубокий философский смысл переданы через описание пейзажа. Само стихотворение довольно лаконичное, начинается с описания леса, где поспевает брусника, дней, что становятся короче, птиц, с печальным криком улетающих в теплые края, что навевает грусть.

В произведении представлена картина увядающей жизни, поэтические строки исполнены печали и горечи предстоящей утраты. Это образ осенней хандры и меланхолии, что охватывает сердце и душу творца, художника, поэта, которые тонко чувствуют и воспринимают окружающий мир и события, происходящие в нем.

Первое четверостишье должно настроить читающего на определенный лад, подготовить к восприятию более значительной и важной информации, что хочет донести поэт. «Осень» написана на исходе XIX века. Это время исполнено тревожного ожидания грядущих перемен, революционными волнениями в народе, особенно среди молодых людей, студентов.

В стихотворении сквозит ностальгия по прежним временам, хотя Бальмонт сначала и приветствовал революцию. Поэт с любовью смотрит на улетающих за море птиц, словно бы предчувствуя и свою скорую эмиграцию из родной страны в чужие края. Старое уже не может жить, а новое еще не готово появиться на свет.

Само время года у Константина Дмитриевича ассоциируется с плачем, что весьма символично. Не только из-за дождливой погоды, присущей осенним месяца, но и из-за страны, расколовшейся на два враждебных лагеря осенним днем через 18 лет.

Строка «скоро осень проснется и заплачет спросонья» может истолковываться и как предчувствие грядущей опасности, беды, которая неотвратимо наступает, как и время года.

Если отвлечься от философского смысла произведения, не читать его между строк, то можно увидеть великолепный поэтический образец пейзажной лирики, однако образ природы родной стороны здесь все же несколько обесцвечен, отходит на второй план, уступая место глубоким смыслам и мыслям автора. «Осень» — это прекрасный пример символистской поэзии, где в простых строках, не изобилующих средствами художественной выразительности, сокрыто потаенное послание. Здесь тоска и тревога перед перерождением России, и светлая надежда на то, что ее ждут лучшие времена, и попытки запечатлеть уходящее время в стихотворных строчках. Бальмонт, сам того не подозревая, оплакивает не только собственную судьбу, но и судьбу родной страны. Но и светлая сторона здесь есть. Автор призывает читателя наслаждаться настоящим, пока есть такая возможность.

Жанр стихотворения — пейзажно-философская лирика. Произведение написано в двустопном анапесте, что придает строкам необыкновенную легкость и простоту.

Бальмонт не перегружает свое творение различными средствами художественной выразительности, не затмевая главный посыл его. Это тоже способствует поддержанию образа мнимой простоты «Осени», но и не умаляет точности передачи настроения и осеннего пейзажа.

Стихотворение содержит в себе три катрена (четверостишья), в которых используется метод перекрестной рифмовки.

  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Осень(Бальмонт)»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Источник: https://goldlit.ru/balmont/1297-osen-analiz

Бальмонт «Осень»

Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.

За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.

Стихотворение «Осень»: анализ 

В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.

Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.

Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.

Осень в глазах поэтов 

Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.

Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Заходер «Кит и кот»: краткое изложение сказки и ее анализ
Следующая тема:   Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»: красота природы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/balmont-k-d-osen

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

  Цели: учиться  определять  настроение  в  лирическом  произведении,

             которое  передаётся   автором словами-образами.

Оборудование:

              Презентация  «Золотая   осень»

              Портрет К. Д. Бальмонта.

              Эпизоды русской осенней природы

              Корзина с   листьями.

              Слова-настроения.

              Листочки с текстами.

               Грамзапись П.И. Чайковского

               “Времена года” – “Октябрь”. Осенняя песнь;

Задачи:

              Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

              Расширить  литературный кругозор школьников за счет произведений              

              русской  классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

              Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического

              произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать

              словесные картины через развитие речи.

              Углублять первичные представления об основных выразительных

              средствах литературы и их роли в художественном произведении.

              Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.

              Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и

              нежности).

              Расширять литературный кругозор.

              Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.

Ход урока

      1.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Мне  очень приятно  видеть   ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас всё  получится.

  – Сегодня  у нас  необычный  урок. Как вы считаете: о чём  мы  будем  говорить?

2.Задание на «пробуждение» творческого  воображения, настрой на эмоциональный  тон  стих-ия

–  Не  так давно мы все вернулись с теплого, ласкового  лета. А  сегодня на  дворе  осень.

       СЛАЙДЫ   Литературно-музыкальная композиция.  (На фоне музыки чтение стихов Пушкина)

– Я   уверена, что эти строчки  вам  всем  знакомы   –  это  Пушкин.

– Давайте  пофантазируем   и  представим  себе,   как       полетят первые   осенние  листочки  к  земле, о чем они  будут  вспоминать, о чем они  будут   мечтать?

           (ОТВЕТЫ   ДЕТЕЙ)

– С  каким  настроением они  летят?

3.Работа  с текстом   стих-ия   Бальмонта  «Осень»  .

   Установка:  –   А  сейчас  я   хочу   предложить  вам  раннее не знакомое  стихотворение.  Постарайтесь  вслушаться  в  настроение этого  стихотворения!

Можно  смотреть  в  таблицу  настроения, чтобы   легче  было  ответить на мой  вопрос.

Выразительное   чтение стихотворения  учителем.

Проверка восприятия:  Какое настроение было у вас при  восприятии этого стихотворения? Какие  чувства наполняли вас?

–  В  помощь  вам   «Словарь настроений»

 ( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение  картинами  природы, изображенными  поэтом)

– Название  стихотворения  ….(«Осень»)

– Как вы считаете, название стихотворения    отображает    его тему?    А  настроение?

 – Готовы ли  мы  сейчас    определить   настроение   стихотворения   с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над  этим   вопросом   мы  поработаем  на  уроке.

Задача  на  уроке:  научиться    определять   настроение   в  лирическом  произведении, которое передается   автором  словами-образами.  

4. Работа по осмысливанию:

    – Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз

            Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 – 1942)

                      Осень

              Поспевает брусника,

              Стали дни холоднее,

              И от птичьего крика

              В сердце только грустнее.

              Стаи птиц улетают

              Прочь, за синее море,

              Все деревья блистают

              В разноцветном уборе.

              Солнце реже смеется,

              Нет в цветах благовонья.

              Скоро Осень проснется,

              И заплачет спросонья.

5 Словарная  работа  

– Встретились ли непонятные слова?  Запись на  доске:

Читайте также:  Рассказы о растениях к. д. ушинского

  СЛАЙД            Благовонья –   приятный   запах  (благо  внять)

                            Разноцветном    

                            Спросонья

                            Прочь

 – Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)

 – Какой период осени?  (ранняя  осень)  доказать

         Повторное  чтение детьми с целью ответа  на  вопрос:

Обратитесь  к  стихотворению:

– Что  необычного  в  изображении осени  у  автора? (Слово  Осень   написано с большой  буквы)

– Почему написано с большой буквы? (Поэт  одушевляет  осень, для  него это  имя  живого  существа)

-Какие явления природы  поэт  еще  одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)

– Какой литературный прием он использует?

( Метафоры: “Солнце реже смеется”, “Осень проснется и заплачет”.

     Олицетворение?)

6.Словесное  рисование.

– Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам  надо  нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что  нам  для  этого  нужно  сделать?

(Перечитать  и определить, что будет нарисовано  на  нашей   иллюстрации)

– Кто же  будет  главным  героем   нашего  стих-ия? (осень)

– Учитывая то, что поэт одушевил  осень, в  виде кого  ее можно  изобразить?

    (девочки – плачет)

 -Почему  девочки, девушки?

 – Какое выражение  лица? От  чего  оно грустное ?(грустное, печальное,  заплаканное)

 –  От  чего  может  заплакать  девочка – Осень?

       ( от  одиночества – покидают  птицы, цветы, солнце)

– Какое  явление природы хотел  изобразить   Бальмонт   под  слезами  девочки?

       (Осенний  дождик.)

Как  замечательно  изобразил  природу  поэт! Оказывается, она  у него  живая, и у нее  тоже бывают  слезы.

– Какие   краски вы  выберите  для  рисунка? Найдите слова-подсказки в тексте.

 ( поспевает брусника – бордовый,

   Синее море – синий,

   Солнце реже  смеется – желтый,

   В  разноцветном  уборе – другие)

-Итак,  главный  персонаж  на  рисунке  – девочка-Осень.  

– Что  вы нарисуете  вокруг  девочки  Осени?

   ( по  тексту: ягоду  бруснику, в небе улетающих  птиц, солнце  за  тучами, деревья  в  разноцветном  уборе- золотом, багряном, зеленом; вдалеке  синее  море)

– Как  поэт относится  к  Осени, которая  вот-вот  заплачет?

(С  нежностью, с  грустью, ему  ее жалко, и он  одновременно любуется  ею)

– Такое  стихотворение  мог  написать  только человек,  нежно   любящий  свой край, свою  родину.  

7. Рассказ  учителя  о  поэте.

          Константин Дмитриевич  Бальмонт (1867-1942) был назван другим  поэтом

А.Блоком «поэтом с утренней  душой»,  которому  «никто… не  равен в  его певучей  силе».

         Бальмонт  родился  в  центре России, в  деревне Гумнищи  Владимирской губернии  в  семье  небогатого  помещика и  дочери  генерала. Как  и  многие русские  писатели-дворяне, он  пронес через всю свою  жизнь нежную и  грустную  любовь  к  своей  малой  родине.

        Родители, по признанию самого  поэта, оказали  на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная  женщина,  ввела  будущего  поэта в  мир  музыки, словесности, истории, языкознания.

«Совсем  иное влияние  оказал на меня отец, –  так писал позднее Бальмонт.

– Необыкновенно  тихий, добрый, молчаливый человек, ничего  не ценивший  в  мире, кроме вольности, деревни, природы  и охоты… С  ним,  я  еще  в  самом начальном   детстве,  я  глубоко  проник  в  красоту  лесов, полей, болот  и  лесных  рек».

      В  1905 году Бальмонт  выпустил сборник стихов под названием  «Фейные  сказки». Книгу  он посвятил  своей  четырехлетней  дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”.

–  Так  что  ж  хотел сказать поэт, какие чувства, настроение  показать в стихотворении?

Поэт  открывает нам  красоту   природы. Учит  замечать  её . Мы  благодарны поэту  за  его  необычайно  щедрый  талант  –  открывать  и дарить  эту  красоту  другим.

– Приступая  к  выразительному  чтению  стихотворения :   какое  настроение  хотел  передать поэт?  ( тихой грусти  и  нежности)

-Давайте попробуем  прочитать  это стихотворение так, чтобы  передать то  настроение и те чувства, которые хотел  передать нам поэт.

8.  Обучение выразительному чтению.

   – Какой  же темп чтения нужно   выбрать? (Неторопливый, медленный, быстрый)

– Поработаем  с текстом (простой   карандаш)

Долгая пауза – II.                       Повышение  голоса   –  /

Короткая  пауза  – I                  Понижение  голоса  –  

 – Чтение   по  строчке.

            – Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся   передать в конце стихотворения  настроение одиночества и плаксивости.

            – Почему одиночества?

            – Над чем можно задуматься, слушая его?

            (Свободные высказывания)

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ   ЧТЕНИЕ  учащимися, анализ      (2-3)

– Какую  по  настроению  музыку  вы  подобрали  бы   к  этой  картине  природы?      

     Замечательный   композитор   Петр  Ильич   Чайковский  написал  целый  альбом

«Времена  года».

  СЛАЙДЫ

 _Какова же  музыка по настроению?  (печальная)

– Как вы считаете, может ли нравиться   печальное? 

(В жизни – нет, а в искусстве – да,   потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)

9. Итог  урока.

–  Давайте  еще  раз  вернёмся к вопросу, поставленному  в начале урока: Смогли ли мы, сумели  определить   настроение  стихотворения  «Осень»?

-Какой  вид работы вам  понравился больше всего?

– Мне очень хочется узнать с каким настроением   вы  уйдёте  с  урока? Для  этого я предлагаю вам выбрать с корзинки   листочек того цвета, который  соответствует  вашему настроению и повесить  на  наше  дерево.

Несмотря на то, что стихотворение печальное, настроение у нас у всех  хорошее и дерево получилось осеннее, красочное.

 10. Коллективное сочинение стихотворения об осени (Проба пера)

У. Ребята, Бальмонт писал, что стихи у него рождаются сами.

        “Рождается одна строка, за ней встает другая…”

            Сейчас мы тоже попробуем сочинить стихи. Закройте глаза,

            представьте, что вы входите в кабинет поэта. На столе лежит

            раскрытая тетрадь, а в ней только одна строчка: “Листья падают в

            лесу…”

– Давайте подберем рифму к слову.

 Дети предлагают рифмы: несу, лису, принесу, красу.

У. Появляется строчка: “Я домой их принесу”.

Продолжаем придумывать другие строчки.

У. “А когда зима завьюжит…”

 Опять подбираем рифму и сочиняем строчки.

Листья падают в лесу.

            Я домой их принесу.

            А когда зима завьюжит

            И метелями закружит,

            Я дворец зимы разрушу –

            Листья мне согреют душу.

 11. Домашнее задание

       – Захотелось ли вам   выучить стихотворение К.Бальмонта “Осень” наизусть?

       – Попробуйте    самостоятельно сочинить стихи об осени.

– Большое спасибо  всем за  работу.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/02/18/otkrytyy-urok-literaturnogo-chteniya-v-3-m-klasse-po-teme

Анализ стихотворения “Осень” К.Д. Бальмонта

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

1899

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков.

Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал в своем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.К. Д.

Бальмонт… в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие.

Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку.

Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть.

Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии» .

Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется»… Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе как смена времен года .Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями» .

Обратимся к самому тексту стихотворения «Осень».

Текст стихотворения разделен на три четверостишья, связанных по смыслу, что организует внимание читателя.

Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее).

Доминантой всего текста является заголовок «Осень».

Читайте также:  Исследование венеры: первая посадка космического аппарата на другой планете

Он не только задает тему стихотворению, но и превращается в имя собственное в последней строфе «Скоро Осень проснётся…». Таким образом, поэт показывает, что осень для него является живым человеком.

По жанру данное стихотворение относится к элегии. Элегия написана от первого лица. Таким образом, перед нами лирическое произведение, проникнутое печальным настроением. Стихотворение написано двустопным анапестом, благодаря чему текст произносится легко и плавно, словно нараспев.

Этому же способствует точная женская рифма и перекрестный тип рифмовки. В совокупности этих признаков текст звучит мелодичнее и лиричнее.

Как уже было сказано, в тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы.

Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется», «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам.

Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Рассмотрим синтаксис стихотворения. Первые две строфы представляют собой сложные предложения, состоящие из ряда простых. Последняя строфа состоит из одного сложного и одного осложненного однородными членами предложения. Интересно наличие составных именных сказуемых («стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется»). Лексическое значение составного сказуемого, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи настроения природы и созвучного ей настроения автора.После первого же прочтения можно отметить, что логическое ударение падает именно на эти сказуемые, что как нельзя лучше передает чувства самого автора.

С фонетической стороны можно отметить аллитерацию на глухие шумные С, Ц.

Благодаря повторению этих согласных звуков усиливается выразительность стихотворения, оно становится благозвучнее. В этих звуках улавливается грусть и тоска не только самой природы, но и автора.

Читатель ощущает унылое настроение поэта, кажется, что он сам находится где-то рядом и слышит его тихую певучую речь.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смее[ца],
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень просне[ца]
И заплачет спросонья.

Таким образом, стихотворение «Осень» – яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Источник: http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/115-analiz-stikhotvoreniya-osen-k-d-balmonta

К. Д.Бальмонт “Осень”

Тема: К. Бальмонт «Осень»

Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта.

Задачи: способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению произведений различных жанров;

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение стихотворения, умение понимать основное настроение лирического произведения, умение рисовать словесные картины через развитие речи;

Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе, умение работать в паре, в группе.

Ход урока

  1. Психологический настрой.  Тренинг «Солнце светит на того…»
  2. Проверка домашнего задания

– Какой раздел изучаем?

– Произведения каких авторов мы изучили в этом разделе? (А.С.Пушкин «Осень», М.Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком», А.Фет «Ласточки пропали».

– К какому жанру относятся произведения?

– Какой общей темой объединены произведения?

– Что готовили дома? (по выбору: выразительное чтение или наизусть стихотворение А. Фет «Ласточки пропали»).

– Какое настроение постараетесь передать при чтении?

Оценивание учащимися по разработанным критериям

– Сегодня продолжаем пополнять поэтическую копилку и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строчке и прочитать получившееся слово: (слова на карточках):

В группе:  (деление учащихся на группы по времени года рождения учащихся).

1 строчка: с,о,в  

2 строчка: сень, тень, пень

– Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

 – Где можем познакомиться с этим стихотворением? ( в учебнике). Прочитайте, кто автор?

– Назовите тему урока.  Какие задачи поставим на урок?

     4. Стадия осмысления

А) Подготовленный ученик: (на слайде портрет автора) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в центре России. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронёс через всю жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине. Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние.

Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. С отцом, он проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырёхлетней дочери.

В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень».

Б) Первичное восприятие стихотворения учителем:

– Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор услышанное. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения.

В) Эмоционально- оценочная беседа

– Соответствует ли название стихотворения?

– Что представили, слушая стихотворение?

– Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения?

– Перечитайте, не мешая, соседу один раз и назовите признаки изображающие осень?

Словарная работа

– Встретились ли непонятные слова?

–  Объясните значения слов, используя словарь С.Ожегова: (слова на слайде)

Благовонье

Спросонья

Прочь

Анализ стихотворения

– Реальная картина или сказочная?

– Какой период осени описывается в стихотворении? (ранняя осень).

– Докажите (скоро осень проснётся)

– Обратитесь к стихотворению:

– Что необычного в изображении осени у автора? (слово «Осень»» написано с большой буквы)

– Почему слово осень в стихотворении написано с большой буквы? (поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа).

– Работа в паре:

– Прочитать стихотворение с пометками и найти явления природы, которые одушевляет поэт.

– Какой литературный приём он использует? (олицетворение: «солнце реже смеётся», «осень проснётся и заплачет»)

Словесное рисование

– Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.

– Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)

Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого её можно изобразить? (девочка плачет)

– Почему девочки, девушки?

– Какое выражение лица?

– От чего оно грустное? (грустное, печальное, заплаканное)

–  От чего может заплакать девочка- Осень? (от одиночества- покидают птицы, цветы, солнце)

– Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт? По слезами девочки? (осенний дождик).

– Какие краски вы выберите для рисунка?

– Найдите слова –подсказки в тексте.

– Сравнение с картинами на слайде

– Выразительное чтение стихотворения (проба пера)

– Какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)

– Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

– Какой же темп чтения нужно выбрать? (неторопливый, медленный, быстрый)

5. Рефлексия

– Мы с вами много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (осень)

Синквейн «Осень»

– С каким настроением вы уходите с урока?

Обратная связь: возьмите осенние листочки и “нарядите осень” (осень в образе девочки нарисованная на ватмане).Если урок понравилсяи всё было понятно – жёлтый листик. Если урок не понравился- коричневый. Если испытывал трудности- красный.

6. Домашнее задание

– Выразительное чтение стихотворения (наизусть по выбору).

Тема: К. Бальмонт «Осень»

Цель: познакомить учащихся с творчеством К. Д. Бальмонта.

Задачи: способствовать формированию правильного, осознанного и выразительного чтения; расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению произведений различных жанров;

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение стихотворения, умение понимать основное настроение лирического произведения, умение рисовать словесные картины через развитие речи;

Способствовать воспитанию эстетических чувств, любви к природе, умение работать в паре, в группе.

Ход урока

  1. Психологический настрой. Тренинг «Солнце светит на того…»

  2. Проверка домашнего задания

– Какой раздел изучаем?

– Произведения каких авторов мы изучили в этом разделе? (А.С.Пушкин «Осень», М.Ю. Лермонтов «Утёс», «На севере диком», А.Фет «Ласточки пропали».

– К какому жанру относятся произведения?

– Какой общей темой объединены произведения?

– Что готовили дома? (по выбору: выразительное чтение или наизусть стихотворение А. Фет «Ласточки пропали»).

– Какое настроение постараетесь передать при чтении?

Оценивание учащимися по разработанным критериям

– Сегодня продолжаем пополнять поэтическую копилку и их произведениями. Чтобы узнать тему нашего урока проведём игру «Лишний слог». Ваша задача найти и исключить лишний слог в каждой строчке и прочитать получившееся слово: (слова на карточках):

В группе: (деление учащихся на группы по времени года рождения учащихся).

1 строчка: с,о,в

2 строчка: сень, тень, пень

– Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

– Где можем познакомиться с этим стихотворением? ( в учебнике). Прочитайте, кто автор?

– Назовите тему урока. Какие задачи поставим на урок?

4. Стадия осмысления

А) Подготовленный ученик: (на слайде портрет автора) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в центре России. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронёс через всю жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине. Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние.

Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. С отцом, он проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек. В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырёхлетней дочери.

В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень».

Б) Первичное восприятие стихотворения учителем:

– Сядьте удобнее, можете закрыть глаза. Ваша задача услышать то, о чём говорит автор услышанное. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения.

В) Эмоционально- оценочная беседа

– Соответствует ли название стихотворения?

– Что представили, слушая стихотворение?

– Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения?

– Перечитайте, не мешая, соседу один раз и назовите признаки изображающие осень?

Словарная работа

– Встретились ли непонятные слова?

– Объясните значения слов, используя словарь С.Ожегова: (слова на слайде)

Благовонье

Разноцветным

Спросонья

Прочь

Анализ стихотворения

– Реальная картина или сказочная?

– Какой период осени описывается в стихотворении? (ранняя осень).

– Докажите (скоро осень проснётся)

– Обратитесь к стихотворению:

– Что необычного в изображении осени у автора? (слово «Осень»» написано с большой буквы)

– Почему слово осень в стихотворении написано с большой буквы? (поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа).

– Работа в паре:

– Прочитать стихотворение с пометками и найти явления природы, которые одушевляет поэт.

– Какой литературный приём он использует? (олицетворение: «солнце реже смеётся», «осень проснётся и заплачет»)

Словесное рисование

– Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта.

– Кто же будет главным героем нашего стихотворения? (осень)

Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого её можно изобразить? (девочка плачет)

Читайте также:  Константин дмитриевич бальмонт: жизнь и творчество

– Почему девочки, девушки?

– Какое выражение лица?

– От чего оно грустное? (грустное, печальное, заплаканное)

– От чего может заплакать девочка- Осень? (от одиночества- покидают птицы, цветы, солнце)

– Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт? По слезами девочки? (осенний дождик).

– Какие краски вы выберите для рисунка?

– Найдите слова –подсказки в тексте.

– Сравнение с картинами на слайде

– Выразительное чтение стихотворения (проба пера)

– Какое настроение хотел передать поэт? (тихой грусти и нежности)

– Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы передать то настроение и те чувства, которые хотел передать нам поэт.

– Какой же темп чтения нужно выбрать? (неторопливый, медленный, быстрый)

5. Рефлексия

– Мы с вами много трудились на уроке. Какая тема вдохновила нас? (осень)

Синквейн «Осень»

– С каким настроением вы уходите с урока?

Обратная связь: написать на осенних листочках высказывания об уроке.

6. Домашнее задание

– Выразительное чтение стихотворения (наизусть по выбору).

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/k-d-bal-mont-osien

Анализ стихотворения Бальмонта Осень. Стихотворение бальмонт осень

ГлавнаяРазноеСтихотворение бальмонт осень

Природа в стихах К. Д. Бальмонта: анализ стихотворения “Осень”

Читать: Стихотворение К. Д. Бальмонта “Осень”

(Иллюстрация: Сона Адалян)

Анализ стихотворения “Осень”

Осень перемен

Российский поэт К. Д. Бальмонт (1867-1942г.), в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие.

Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть.

В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Это как раз тот период осени, когда в лесу уже «поспевает брусника», а «все деревья блистают в разноцветном уборе» и уже даже «нет в цветах благовонья».

А используя метафоры для описания внутреннего состояния природы, «…осень проснется, заплачет…», «солнце смеется…», автор не только ярко изображает осеннюю пору года, но и наполняет ее жизнью. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, также тоскует по весенней поре.

Она грустит за прекрасными, теплыми летними деньками, но внутри ее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Но, кроме прямого описания осенней природы, в этом произведении имеется глубокий смысл, открывающий чувства и внутреннее настроение самого автора. Осенняя пора всегда навевает хандру, охватывая души людей, тонко чувствующих окружающий мир. Автор говорит, что «в сердце стало грустнее».

То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется», а сама осень ассоциируется со слезами.

Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе, как смена времен года.

Стихотворение «Осень» – яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении, и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Анализ стихотворения Бальмонта Осень

К. Д. Бальмонт является одним из самых известных русских символистов, творчество которого вдохновляло множество других поэтов серебряного века. За свою жизнь К. Д.

Бальмонт опубликовал несколько десятков поэтических сборников и 20 прозаических книг.

Он также занимался переводом зарубежной литературы, написанием историко-литературных исследований, эссе, критических статей и филологических трактатов.

Стихотворение «Осень», относящееся к жанру пейзажно-философская лирика, К. Д. Бальмонт опубликовал 1899 году в самый разгар своей поэтической карьеры.

Короткое стихотворение, включающее три катрена с перекрестной рифмовкой, кажется незатейливым. Его ошибочно можно принять за простое описание пейзажа. Однако автор в манере, присущей символистам, сумел вложить в картину осенней природы глубокий философский смысл.

Осень у поэта ассоциируется со окончанием исторической эпохи и временем перемен. И, по мнению поэта, перемены эти безрадостны. Лирический герой ожидает характерные для осенней поры дожди. Дождь является символом слез, из чего можно сделать вывод, что автор предчувствовал беду.

На момент написания стихотворения страна находилась на пороге колоссальных перемен. Начало XX века было тяжелым временем для России, поскольку страна приняла участие в первой мировой войне.

А в 1917 году произошла революция, которая привела к гражданской войне. К. Д.

Бальмонт, как и многие другие поэты, переживал за судьбу отечества и, предчувствуя грядущие перемены, он выразил свои чувства в стихотворении, которое можно считать пророческим.

Свои мысли автор передает при помощи различных художественных тропов. Поэт использует олицетворения («солнце реже смеется»), позволяющие отождествить состояние природы с человеческими чувствами, метафоры, эпитеты.

Центральным образом в стихотворении являются улетающие на юг птицы, с которыми ассоциировал себя К. Д. Бальмонт, поскольку предчувствовал, что вскоре ему придется покинуть Родину.

Кроме того, К. Д. Бальмонт своем произведении призывает читателей наслаждаться настоящим. По его мнению, жизнь переменчива, поэтому нужно ценить каждое светлое мгновение, пока не наступили темные времена. Однако и с наступлением неудач не стоит отчаиваться. Ведь, как после холодов наступает весеннее пробуждение природы, после неудач обязательно следует светлая полоса.

3 класс, кратко по плану

Картинка к стихотворению Осень

analiz-stihov.ru

Бальмонт «Осень»: анализ стихотворения

К.Д. Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, Владимирской губернии. Отец и мать поэта были образованные людьми, и помогали сыну развивать свое творчество.

Биография и творчество К. Д. Бальмонта 

Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.

За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.

Стихотворение «Осень»: анализ 

В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.

Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.

Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.

Осень в глазах поэтов 

Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.

Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Заходер «Кит и кот»: краткое изложение сказки и ее анализ Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspБунин «Густой зеленый ельник у дороги»: красота природы

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Источник: https://kinderbooks.ru/raznoe/stihotvorenie-balmont-osen.html

Стихи про осень Бальмонта

Мир нуждается в красоте. В красоте стихов, в красоте осени. Увидеть необычные краски осенней природы, штрихи красоты, учуять малейшие запахи, услышать звуки – вот что хотел донести до нас К.Бальмонт. Стихи про осень Бальмонта полны тихого очарования.

«Напоследки» Вот и Осень золотая ‎К нам приходит вновь. Гуще дымка, утром тая, И оделся лес, блистая,

‎В листья, красные как кровь.

Я бы думал, что весною ‎Место для огня. А меж тем, как будто зною, Всей листвою расписною,

Служит в осень головня.

Раскутился напоследки ‎Зорно-красный цвет. Лист ярчей, но листья редки, И паук, сплетая сетки,

Чинит листьев рваный след.

Как падет рубин шуршащий ‎В паутинный свод, Рухнет вдруг балкон дрожащий, И на зимний сон, из чащи,

‎Осень зодчего зовет.

Но паук, ее не слыша, ‎Протянул канат. Вот готова стенка, ниша, Скреплена узорно крыша,

‎Ждет гостей, любому рад.

Про осень Бальмонт писал по-особому – задушевно, сердечно. В его стихах нет излишнего нагромождения поэтических украшений. Всё понятно, лаконично.

«Осень» Влага прохладною стала. Вечером — где он, рубин? Зори — в мерцаньях опала,

Облачки — полчища льдин.

Осень серпом однозубым Сжала вплотную поля. Воздух стал жёстким и грубым,

Сохлой листвой шевеля.

Минуло красное лето, Спи же, цветов не ища. Хочешь ли красного цвета?

Вот тебе листья плюща.

Бальмонт – знаток поэзии, его стихи привлекают силой и выразительностью художественного языка, яркостью и живописностью образов и картин.

«Осень» Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

«Осенний лес» Лесная чаща. В изумруд, Еще недавно, там и тут, Рубины изливались, рдея. Теперь, парча листвы, сполна, Как дымно-желтая стена, Броня дерев шуршит, редея.

Цвет постаревший, – не седой, А серо-пепельный, подседный, – Скользит по этой сказке медной, И, вспыхнув, гаснет чередой.

Так в час вечерний, козодой, В лазури неба, перед нами, Мелькнет неверными крылами, Свершая быстро путь витой, И вдруг исчезнет над водой, Где, взор души слияв с мечтами,

Последний медлит луч златой.

«Весёлая осень» Щебетанье воробьёв, Тонкий свист синиц. За громадой облаков

Больше нет зарниц.

Громы умерли на дне Голубых небес. Весь в пурпуровом огне

Золотистый лес.

Ветер быстрый пробежал, Колыхнул парчу. Цвет рябины алым стал,

Песнь поёт лучу.

В грёзе красочной я длю Звонкую струну. Осень, я тебя люблю,

Так же, как Весну.

«Осенний праздник» Ещё осень моя не настала, Но высокое лето прошло, И деревья напевом хорала

Овевают мой праздник светло.

Это праздник великий сознанья, Что затих огнемётный дракон, И огонь не уменьшил сиянья,

Но возник как рубиновый трон.

Над вершинами алое чудо, Благодать снизошла с высоты, И исполнены долгого гуда

Озарённые краской листы.

Широко, как последние пчёлы, Перекатная сказка поёт, Уходя за соседние долы,

Упадая в сознанье как мёд.

Высоко, к благодатностям Юга, Улетают семьёй журавли, Я как точка безмерного круга,

Всё — моё, и вблизи, и вдали.

Источник: http://DetskiyChas.ru/obo_vsyom/vremena-goda/stihi_pro_osen_balmonta/

Ссылка на основную публикацию