Природа в стихах а. а. блока: анализ стихотворения “ветхая избушка”

«Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока

Александр Блок

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, –
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна –
Ан уж дом растаял,
На дворе – весна!

«Ветхая Избушка», анализ

Тема – зимний пейзаж. Поэт любил писать стихи о красоте русской природы. Умело пользуясь словом, как пером, он всего лишь несколькими штрихами создавал полную и живую картину происходящего.

Сюжет. Начинается стихотворение немного грустно и даже уныло, что подчеркивают фразы “ветхая избушка” и “бабушка-старушка”. Но затем картину оживляет появление “внуков-шалунишек”. И мы уже все вместе слышим их звонкие голоса и веселый смех. Стихотворение носит жизнеутверждающую позицию. Ведь на смену холодной зиме обязательно придет яркая весна.

Далее анализ художественных средств, которые использовал автор в своем стихотворении.

Стихотворный размер – двустопный хорей (ударение на первом слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога).

Схема (1-ый столбик):

_?_/ _ _/ _?__?_/ _?_/ _?_?_/_ _/_?__ _?/_ _?

Рифма перекрестная (абаб):

…избушка…стоит….старушка…глядит.

Тропы использованы в минимальных количествах:

    эпитеты: ветхая избушка, резвая игра;    метафора: санок бег.Выразительности тексту придают уменьшительно-ласкательные слова, такие как избушка, а не изба, бабушка, старушка, шалунишки, ребятишки, пальчики. Все они передают нежное отношение автора к описываемым событиям. В целом, стихотворение передает позитивное настроение автора.Чтобы мы представили действительно снежную зиму, автор несколько раз повторяет слова снег и снежный.

Стилистические фигуры:

    скрытая антитеза: сегодня зима, а завтра придет весна;

    рефрены/повторы: бабушка-старушка, внуки-шалунишки.

Джордж Оруэлл 1984 Действие происходит в 1984 г. в Лондоне, столице Взлетной полосы номер один, провинции Океании. Уинстон Смит, невысокий тщедушный человек тридцати девяти лет собирается начать вести дневник в старинной толстой тетради,Соня… Несчастная, многострадальная Сонечка… Худенькое, бледное личико и голубые, ясные и добрые глаза. Всегда робкая походка и как будто боязнь чего-то. Как же так? Как так получилось? Что её заставило стать «падшей женщиной»? Да, мы все пМир ночлежки это мир “бывших людей”. Раньше они были людьми разных слоев: здесь и барон, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. И всё равно в этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины, стараются решать вечные проблемыЧто в мире есть прекраснее человека? Ведь он совершеннейшее творение этого мира. Возможно, именно поэтому человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему выражает идеал человека. На создание этого идеала влияют р«Моим» первым произведением Н.В. Гоголя, которое я прочитала полностью, от начала до конца, стала повесть «Ночь перед Рождеством». До того, как познакомиться с этим произведением, я смотрела старый мультфильм, снятый по повести Гоголя. Он пСейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

Источник: http://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5798-vetkhaya-izbushka-analiz-stikhotvoreniya-bloka.html

А. Блок. Ветхая избушка

Тема. А.А. Блок. Ветхая избушка

Цели:

  1.  Знакомить учащихся с творчеством А.Блока.

Задачи:

1. прививать детям любовь к поэзии

  1. развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
  2. учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя
  3. учить самооценке
  4. учить умение работать с учебником, понимать задания, ставить задачи
  5. слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику, адекватно на нее реагировать.

Оборудование: проектор, экран, портрет поэта.

Ход урока

  1. Организационный момент. Добронастрой.

– Я желаю вам здоровья, я желаю вам доброты, я хочу чтобы сердце дарило всем живущим на свете много любви.

П. Проверка домашнего задания

1. Речевая разминка.  Слайд1.

Кончил учитель урок,                             В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке.                      Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок.                        Старый учитель сидит, –

Скачут барашки, овечки.                        Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло,                            Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами.                           Много трудов и заботы.

– Жужжащее чтение

– прочитайте с ускорением 1-е четверостишие

– прочитайте с вопросительной интонацией 2-е четверостишие

-прочитайте, передавая грусть и усталость.

Конкурс чтецов стихов С. Черного.

– Вспомните правила выразительного чтения (слайд2)

III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта

– В начале урока мы с вами прочитали стихотворение. Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 3)

  1. Рассказ учителя о поэте.
  2. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

– Предположите, о чем это стихотворение?

– Как вы понимаете выражение – «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ – разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

– Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

  • Прослушивание стихотворения (электронное приложение)
  • Анализ стихотворения

– Определите тему стихотворения

 Тема – зимний пейзаж. Поэт любил писать стихи о красоте русской природы. Умело пользуясь словом, как пером, он всего лишь несколькими штрихами создавал полную и живую картину происходящего.

– Каков сюжет этого стихотворения? Как оно начинается, чем продолжается, чем заканчивается?

Сюжет. Начинается стихотворение немного грустно и даже уныло, что подчеркивают фразы “ветхая избушка” и “бабушка-старушка”. Но затем картину оживляет появление “внуков-шалунишек”. И мы уже все вместе слышим их звонкие голоса и веселый смех. Стихотворение носит жизнеутверждающую позицию. Ведь на смену холодной зиме обязательно придет яркая весна.

  • Работа в парах. Найдите рифму, эпитеты, метафору.

Рифма:
.избушка .стоит. .старушка

.глядит.

  • эпитеты: ветхая избушка, резвая игра;
  • метафора: санок бег.

– Какие слова придают выразительность тексту?

Выразительности тексту придают уменьшительно-ласкательные слова, такие как избушка, а не изба, бабушка, старушка, шалунишки, ребятишки, пальчики. Все они передают нежное отношение автора к описываемым событиям. В целом, стихотворение передает позитивное настроение автора.

  • Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?   ( Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).

  • Прочитайте стихотворение выразительно.

– Итак, ребята, кто написал произведение «Ветхая избушка»? О чем оно?

– Какое настроение оно у вас вызвало?

Чтение выразительно.

Рефлексия.

– С каким настроением вы сегодня уйдете с урока? Прошу выбрать одну картинку из трех.

Солнышко – солнечное настроение

Облачко – печально

Цветочек – радостно.

– Спасибо за урок! Молодцы! Всего доброго!

Тема. А.А. Блок. Ветхая избушка

Цели:

  1. Знакомить учащихся с творчеством А.Блока.

Задачи:

1. прививать детям любовь к поэзии

  1. развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения

  2. учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

  3. учить самооценке

  4. учить умение работать с учебником, понимать задания , ставить задачи

  5. слушать одноклассников, давать оценку ответов, принимать критику , адекватно на нее реагировать.

Оборудование: проектор, экран, портрет поэта.

Ход урока

  1. Организационный момент. Добронастрой.

– Я желаю вам здоровья, я желаю вам доброты, я хочу чтобы сердце дарило всем живущим на свете много любви.

П. Проверка домашнего задания

1. Речевая разминка. Слайд1.

Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,

Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.

Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, –

Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:

Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит

Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.

– Жужжащее чтение

– прочитайте с ускорением 1-е четверостишие

– прочитайте с вопросительной интонацией 2-е четверостишие

-прочитайте, передавая грусть и усталость.

Конкурс чтецов стихов С. Черного.

– Вспомните правила выразительного чтения (слайд2)

III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта

– В начале урока мы с вами прочитали стихотворение. Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 3)

  1. Рассказ учителя о поэте.

  2. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

– Предположите, о чем это стихотворение?

– Как вы понимаете выражение – «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ – разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

– Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

  • Прослушивание стихотворения (электронное приложение)
  • Анализ стихотворения

– Определите тему стихотворения

Тема – зимний пейзаж. Поэт любил писать стихи о красоте русской природы. Умело пользуясь словом, как пером, он всего лишь несколькими штрихами создавал полную и живую картину происходящего.

– Каков сюжет этого стихотворения? Как оно начинается, чем продолжается, чем заканчивается?

Сюжет. Начинается стихотворение немного грустно и даже уныло, что подчеркивают фразы “ветхая избушка” и “бабушка-старушка“. Но затем картину оживляет появление “внуков-шалунишек“. И мы уже все вместе слышим их звонкие голоса и веселый смех. Стихотворение носит жизнеутверждающую позицию. Ведь на смену холодной зиме обязательно придет яркая весна.

  • Работа в парах. Найдите рифму, эпитеты, метафору.
Читайте также:  Нил: великая река, дарующая жизнь

Рифма:
…избушка…стоит….старушка

…глядит.

  • эпитеты: ветхая избушка, резвая игра;
  • метафора: санок бег.

– Какие слова придают выразительность тексту?

Выразительности тексту придают уменьшительно-ласкательные слова, такие как избушка, а не изба, бабушка, старушка, шалунишки, ребятишки, пальчики. Все они передают нежное отношение автора к описываемым событиям. В целом, стихотворение передает позитивное настроение автора.

  • Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? ( Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).

  • Прочитайте стихотворение выразительно.

– Итак, ребята, кто написал произведение «Ветхая избушка»? О чем оно?

– Какое настроение оно у вас вызвало?

Чтение выразительно.

Рефлексия.

– С каким настроением вы сегодня уйдете с урока? Прошу выбрать одну картинку из трех.

Солнышко – солнечное настроение

Облачко – печально

Цветочек – радостно.

– Спасибо за урок! Молодцы! Всего доброго!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/a-blok-vietkhaia-izbushka

Чтение и анализ стихотворения «Ветхая избушка»

Выразительное чтение стихотворения учителем

Выяв­ление эмоционального восприятия учащимися

Понравилось ли стихотворение?

Что понравилось, показалось интересным?

Чтение стихотворения «про себя»

Ответы на вопросы:

• Кто и как наблюдает за ребятами? Прочитайте.

• Найдите строчки в стихотворении, в которых расска­зывается о детских забавах зимой.

• Как поэт называет детей в тексте?

• Какие чувства выражает Александр Блок в этих словах?

• Любит ли зиму сам поэт? Докажите текстом.

• Каким настроением проникнуто стихотворение?

Подготовка к выразитель­ному чтению

• Какие знаки препинания часто использует поэт.

• Прочитайте строчки, в которых использовано многото­чие. Какую роль оно играет, какое значение придаёт предло­жениям? (Недосказанности, недоговорённости.)

А какие картины детских развлечений можно было бы сюда добавить?

• Попытайтесь определить настроение, которое помо­гают выразить восклицательные знаки. Передайте его при чтении.

• Прочитайте строчки, в которых использовано тире, с соответствующей паузой.

• Меняется ли настроение в первой и в последней стро­фах стихотворения по сравнению со строчками, где описаны зимние забавы детей? Как следует прочитать начало и ко­нец стихотворения? (Повествовательно.) Как вторую, тре­тью и четвёртую строфы?(Весело, радостно.)

Поочерёдное выразительное чтение стихотворения

Выбранные члены жюри (3-4 чело­века) оценивают выразительность чтения одноклассников.

Дополнительный материал к уроку

Стихотворение Александра Блока «Летний вечер»

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошеной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей — красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и луговые дали,

Навстречу ночи и луне.

Определите картины, которые можно нарисовать к стихо­творению. Какие краски вы используете в рисунках?

• Определите настроение, которое передаёт автор в первой и второй строфах. Меняется ли оно в третьей строфе? Как?

• Прочитайте стихотворение выразительно.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: стихотворение «Ветхая избушка» наизусть

Литературное чтение

Тема: С. Есенин «Ты запой мне ту песню…»

Цели:активизация интереса к творчеству Сергея Есе­нина; выработка навыка выборочного, выразительного чте­ния; расширение словарного запаса, развитие речи; формирование поэтического вкуса; воспитание любви к родным и близким людям.

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Вступительное слово

— Сегодня вы познакомитесь с ещё одним стихотворением русского поэта Сергея Есенина. Во II классе мы читали и анализировали стихотворе­ние С. Есенина «Черёмуха», в III — «Поёт зима — аукает…»

— Перечитайте эти стихотворения.

Вводная беседа

— Детство Сер­гея Есенина прошло в России, в деревне Константиново, не­далеко от города Рязань. Он любил русскую природу, умел проникать в её тайны.

В юности он уехал жить из деревни в город, но любовь к деревенской жизни, к русскому полю, к осенней берёзке, рябинке, к красоте и неповторимости каж­дой поры года и явлений природы поэт воспевал в своих стихотворениях. В деревне остались жить его родители и сестры.

Он пишет им письма. Одно из стихотворений, напи­санных в форме письма поэта его сестре Шуре, вы сейчас послушаете.

4. Чтение и анализ стихотворения С. Есенин «Ты запой мне ту песню…»

Учитель выразительно читает стихотворение С. Есе­нина «Ты запой мне ту песню…» и выявляет первоначальное восприятие текста учащимися.

— Какие картины представи­лись вам?

— Какие чувства возникли?

Чтение стихотворения «цепочкой»

Расши­рение словарного запаса учащихся:в процессе чтения ученики обращаются к толковому словарю, предложенному в учебнике после текста.

Выясняем, что главный герой стихотворения — это сам поэт, пишущий письмо сестре:

• О чём просит Сергей Есенин свою сестру? (“Чтобы она спела песню, которую напевала мать. Эта песня дорога и мила поэту, волнует его, будит в нём воспоминание детских лет, напоминает о родимом доме, о дорогом человеке — ма­тери.)

• Что ещё вспоминает поэт? Какие картины деревенской жизни стоят у него перед глазами? (Это осенний сад и пе­чально опавшие листья рябин, это памятный образ матери, кормящей кур (будто фотография), это поэтические картины природы: утренние летние туманы и росы, золотые косы бе­резки, которая похожа на девушку, одетую в сарафан.)

Учащиеся читают эти строфы стихотворения и словесно описывают созданные поэтом картины.

— Каким вы представляете поэта в этом стихотворении? (“Любящим свою маленькую родину— деревню, в которой родился и рос, нежным к своим родным (матери и сестре), помнящим красоту деревенской приро­ды, тонко чувствующим её, наряжающим её в сказочные одежды.)

• Какие слова в тексте свидетельствуют о том, что поэта волнуют воспоминания? («Волнуй и тревожь», «слышу в го­лосе нежную дрожь», «что вовек я любил не один, я припом­ню», «полюбил у берёзки стан».)

• Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Чув­ством грусти, печали, нежности.)

Определение учащимися тона чтения, мелодики, пауз в каждой строфе стихотво­рения и выразительное их чтение

Дополнительный материал к уроку

Сти­хотворение С. Есенина «Бабушкины сказки»

Бабушкины сказки

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идёт.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовёт.

Сказки все.

Пора в постели…

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело, —

Говори да говори.

Как вы думаете, кого подразумевает поэт под словом мы?

• Каким вам представляется будущий поэт?

• Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание:стр. 123-124, выр. чтение

Литературное чтение

Источник: https://cyberpedia.su/10×1008.html

Развитие тем природы, крестьянского быта, детства в стихах А.Блока, С.Есенина, Бальмонта

А.А. Блок (1880-1921).— крупнейший поэт-символист младшего поколения. Главная тема его поэзии — Родина, древняя, современная и будущая, та, чей лик, подобно лику Незнакомки, скрыт «за темною вуалью». Детские стихи А.Блока посвящены в основном природе. Например, «Конец весны»:

Весна! Весна! Поют стрекозы.

Весна! Весна! Поют птенцы;

Уж в чистом поле там жнецы.

Кузнечики в траве стрекочут,

Как будто хочет

Пленить лягушечек в пруду!

В свою потеху,

Да не совсем-то к смеху!..

Талант Блока выходил далеко за рамки символистски-декадентской поэтики. Так было со многими его взрослыми произведениями, так произошло и с детскими. Победило другое — собственная «память детства» традиции устного народного творчества и русской поэзии Пушкина, Тютчева, Фета.

Для специальных сборников — «Круглый год» и «Сказки» — поэт сделал строгий отбор произведений. Сборник «Сказки» включает в себя следующие стихотворения: «Гамаюн, птица вещая» «Черная дева», «Сын и мать», «Сказка о пастухе и старушке», «Старушка и чертенята», «У моря», «В голубой далекой спаленке», «Сусальный ангел», «Три светлых царя», «Колыбельная песня», «Сны».

Для сборника «Круглый год» характерен подбор стихотворений по временам года: весна («Вербочки», «Ворона», «На лугу»), лето («Я стремлюсь к роскошной воле», «Дышит утро в окошко», «Полный месяц встал над лугом», «Блудящий огонь»), осень («Зайчик», «Учитель», «Осенняя радость»), зима («Снег да снег», «Ветхая избушка», «Рождество»).

Сравнивая эти сборники, легко можно убедиться, что первый включает произведения более сложные для детского восприятия и написанные Блоком не специально для детей, и отобранные для детского чтения. «Сказки» были адресованы среднему возрасту, а «Круглый год» — младшему.

Сборники «Сказки» и «Круглый год» — каждый по-своему воплотил тенденции, характерные для поэзии Блока, адресованной детям, с одной стороны, стремление развить в детях способность мечтать, творчески фантазировать, с другой — стремление воспитать в детях любовь к природе.

Пейзажи в «Круглом годе» сродни лучшим пейзажным мотивам раннего Блока, когда его волновало, что в летний день «за этой синей далью», когда осенью «и день прозрачно свеж, и воздух дивно чист», а «желтый лист кружится». Эту прозрачность и чистоту красок сохранил поэт для стихотворений, адресованных детям:

Читайте также:  Большое солёное озеро

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса

И детские звончее

Над лугом голоса.

Даже цветовые эпитеты повторяются (синяя даль — синие небеса), для них характерна яркость и сочность цветовой гаммы (синие и небеса—и черная полоса пашни), динамичность: небеса не просто синие, они весною становятся синее, а пашня тоже не просто черная, а чернее. Все как будто омыто обильным весенним дождем и освещено щедрым весенним солнцем.

Звонкие детские голоса ассоциируются с образом весны:

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Детские голоса становятся «звончее», чей-то «звонкий» голос на мгновение персонифицируется поэтом как голос весны, но тут же дастся реалистический ключ к этой поэтической зарисовке:

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна…

«Звончее», «звонкий», «звонко» — сам ряд аллитераций создает неповторимую музыку весны.

Реалистический характер зарисовок «Круглого года», особенно в таких стихотворениях, как «Ворона», «Зайчик», «Учитель», «Ветхая избушка», «На лугу», может быть, в значительной степени определил долгую и активную жизнь их в детской аудитории, дошкольного и младшего школьного возраста.

Каждое стихотворение сборника выражает лирическое состояние, наиболее характерное для данного времени года.

Реалистически конкретные образы и детали складываются в живую, узнаваемую картину и косвенно передают нюансы настроения, как, например, в стихотворении «Ворона»:

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой…

А уж в воздухе — вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны…

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки…

Это всё у вороны — игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

Слово «весна» звучит лишь в последней строчке, но оно подготовлено множеством слов со звуком «в», рядом мелких деталей, увиденных сначала глазами человека, а потом вороны: весенняя земля пестрит белым, желтым, зеленым, удивляя отвыкший за зиму от пестроты взор. Ранняя весна — время контрастов, что подчеркнуто изображением «лохматой», еще «зимней» вороны и следов прошлогодней жизни.

Эти стихи давно стали хрестоматийными в лучшем смысле этого слова благодаря гуманистическому чувству, объединяющему зарисовки не только пейзажа, но и животного мира средней полосы России.

Лохматая ворона, озябший зайчик, пискливые котята — все, кого Блок шутливо и беззлобно называл «твари», вызывают добрые чувства у маленьких читателей своей незащищенностью, детскостью.

Эти «твари» понятны детям, за них хочется заступиться, с ними хочется поиграть.

Игровой момент — один из обязательных элементов в «Круглом годе»: дети активны в этом сборнике Блока, как, пожалуй, ни в одном цикле его произведений, в которых он обращается к теме детства. Здесь они звонкоголосые, веселые, не просто смешливые, а хохочущие:

Прочь от дома на снежный простор

На салазках они покатили.

Оглашается криками двор —

Великана из снега слепили!

В таких стихотворениях, как «На лугу», «Снег да снег», «Ветхая избушка», воплощается мечта Блока о будущем энергичном, активном, творческом поколении родной страны. Забота о растущем поколении пронизывает все стихотворения сборника «Круглый год».

К.Д.Бальмонт (1867— 1942) — один из самых читаемых и почитаемых поэтов Серебряного века, символист.

В основе философии символизма лежит представление о неуловимо изменчивом мире реальности, который невозможно познать вне художественного творчества. Отношение Бальмонта к детским книгам было самое трепетное.

Бальмонт написал более семи десятков стихотворений для детей, посвятив их своей четырехлетней дочери; они вошли в сборник «Фейные сказки» (1905).

«Фейные сказки» — это изящные стилизации детских песенок по мотивам скандинавского и южнославянского фольклора, в которых возродилась традиция детских стихов Жуковского. Легкомыслие сюжетов, отсутствие серьезных проблем отражено в названиях — «Наряды феи», «Прогулка феи», «Находка феи», «Забавы феи»…

Жизнь крошечной феи протекает как череда радужно-изменчивых «ми-молетностей» (ключевое слово в поэзии Бальмонта). Зло не существует в фейном мире — есть только маленькие неприятности, оттеняющие общую безмятежность. От грозы фея улетает на спине стрекозы; уголек наказан гномом за то.

что обжег ножку феи; вничью кончается война с муравейным королем; даже Серый Волк кротко служит фее и питается травкой. В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве. Поэт провозгласил фею своею Музой, а детский мир — миром своего вдохновения.

Естественное право ребенка и поэта на радость, красоту и бессмертие осуществляется в фейной «тиховейной» сказке.

Бальмонта называли «Паганини русского стиха», восторгаясь виртуозной музыкальностью его речи. И в детских его стихах завораживает магия звуков, сладкоголосие речи. Слово и музыка рождают поэтический образ, как, например, в стихотворении «Золотая рыбка» из взрослого сборника «Только любовь» (1903). Золотая рыбка олицетворяет чудо музыки на сказочном празднике:

В замке был весёлый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в салу была в пруду

Золотая рыбка.

Хоть не видели её

Музыканты бала.

 Но от рыбки, от неё

Музыка звучала…

Многие из «взрослых» стихов Бальмонта можно предлагать детям с самого раннего возраста, настолько они полны весенним, первозданным чувством, настолько близко граничат с музыкой, что доступность слов теряет свое значение.

С. Есенин. Писать стихи С.Есенин начал рано  в 9 лет, но осознанное творчество приходится на 16 – 17 лет. В его ранних стихотворениях отразились поиски жизненной позиции и собственной творческой манеры.

Порою он подражает песням, распространенным в мещанской и крестьянской среде с характерными для них мотивами любви, то счастливой, то неразделенной («Хороша была Танюша», «Под венком лесной ромашки», «Темна ноченька, не спится»).

Часто и плодотворно обращается Есенин к историческому прошлому своей Родины. В таких произведениях, как «Песнь о Евпатии Коловрате», «Ус», «Русь», поэт гораздо более самобытен, чем в первых лирических стихотворениях.

Основным мотивом раннего Есенина стала поэзия русской природы, отразившая его любовь к Родине. Именно в этот период написаны многие стихотворения, которые до сих пор известны детям и любимы ими.

Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся в детском журавле «Мирок» в 1914 г. С тех пор внимание поэта к стихотворениям для детей было постоянным.

Детские стихи он печатал в журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро», «Задушевное слово», «Парус».

В 1914—1915 гг. Есенин подготовил для детей сборник стихотворений, который он назвал «Зарянка». Ему не удалось издать этот сборник, но сам выбор стихотворений характеризует требовательное отношение Есенина к этой области своего творчества.

Поэтический талант его одушевляет все, что он видел и чувствовал в детстве.

Он рассказывает маленьким читателям о том, как «Поет зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка», о зимней березе, у которой «на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой», о душистой черемухе, которая «с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила».

Детям особенно близки стихи об играх и забавах их сверстниковкрестьянских ребятишек:

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы, идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим,

Время к полночи идет,

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

В ранней поэзии Есенина для детей, может быть, ярче, чем во «взрослых» стихах того же периода, отразилась его любовь к родному краю («Топи да болота», «С добрым утром»), к русской природе («Береза», «Черемуха»), к деревенскому быту («Бабушкины сказки»),

В чтение современных детей вошли такие ранние стихотворения Есенина, как «Поет зима», «Пороша», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Черемуха». Первое из них («Поет зима — аукает…») было напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» подзаголовком «Воробышки».

В его колыбельном ритме слышится то голос зимнего леса, то стук вьюги о ставни, то вой метели по двору. На фоне холодной и снежной зимы контрастно выписаны «детки сиротливые» — воробышки.

Поэт сочувственно подчеркивает их беспомощность и незащищенность:

Поет зима — аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка.Кругом с тоской глубокоюПлывут в страну далекуюСедые облака. А по двору метелицаКовром шелковым стелется,Но больно холодна.Воробушки игривые,Как дети сиротливые,Прижались у окна…

К описанию зимы Есенин обращается и в стихотворении «Пороша», напечатанном в том же году и в том же журнале «Мирок». Зима в нем иная, манящая, волшебная:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Здесь описание природы не со стороны, а изнутри, от поэта-наблюдателя, едущего по бесконечной, убегающей вдаль зимней дороге.

Читайте также:  Хлопковый замок памуккале - турецкое чудо

Еще более активно поэтическое восприятие природы в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы…», опубликованном в газете «Вечерние известия» в 1913 г.:

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

То наблюдатель, то путник, но всегда открытый впечатлениям окружающего мира, голосам птиц и зверей, шорохам леса, Есенин подмечает самое сокровенное в природе:

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Эти строки о пробуждении весны, о поре медвяных рос и золотистых веток черемухи. Для каждого периода жизни природы (осени, зимы, весны и лета) Есенин находит особые поэтические краски и неповторимые интонации.

Есенин стремился воспеть свою Родину и ее обновление во всей многозначности этого понятия.

Проходят десятилетия, и все яснее становится, что его творчество — большое литературное явление не только в жизни России, но и в развитии мировой поэзии.

Источник: https://students-library.com/library/read/53684-razvitie-tem-prirody-krestanskogo-byta-detstva-v-stihah-abloka-sesenina-balmonta

Бинарный урок на тему “Заучивание стихотворения А. А. Блок «Ветхая избушка»”

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение города Севастополя

для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении

«Общеобразовательная школа-интернат № 6 VII вида им. Е.И. Петрова»

Бинарный урок. Литературное чтение + технология.

ТЕМА: “Заучивание стихотворения А. А. Блок «Ветхая избушка»”

Текст исследования: А. А. Блок “Ветхая избушка”

Учитель-логопед Медова Е.В.

Учитель нач. классов Мелешко А.И.

Задачи учителя.

Познакомить учащихся со стихотворением А.А. Блока «Ветхая избушка», с новыми способами заучивания наизусть, учить видеть связь текста с собственным опытом, использовать его как источник познания мира. Закрепить умения вырезать по трафарету.

Развивать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Воспитывать интерес к поэзии, любовь к природе.

Коррекционные задачи:

Совершенствование движений. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Развитие основных мыслительных операций. Формирование навыков соотносительного анализа. Развитие различных видов мышления.

Развитие словесно – логического мышления (умение устанавливать логические связи).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.

Развитие речи, владение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

Коррекционные задачи логопеда

Коррекционно-образовательные: Уточнение и обогащение словарного запаса. Контролирование звукопроизношения, речевого дыхания, правильной голосоподачи. Развитие интонационной выразительности речи, совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения заучивать стихотворение.

Учить детей слышать и помогать друг другу.

Коррекционно-развивающие: Развитие паралингвистических средств общения (просодии) и силы голоса. Развитие связной речи ,зрительного внимания, памяти, творческого воображения, мелкой и общей моторики . Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыка сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности. Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Оборудование : Классная доска, мел, портрет А.Блока, конверты с деформированным текстом и иллюстрации времён года на каждого учащегося, ножницы, цветная бумага.

Видео для пальчиковой гимнастики. Аудиозапись к динамической паузе.

Ход урока

I.Организационный момент (девиз класса).

II. Сообщение темы и целей.

Учитель .

-Сегодня необычный урок чтения.

– На нём вы будете работать с двумя учителями: со мной и учителем- логопедом – Еленой Васильевной.

-На уроке мы будем выразительно читать и учить наизусть стихотворение Александра Александровича Блока «Ветхая избушка», вырезать и выполнять интересные задания.

III.Мотивация

Проблемная ситуация

Чтение учителем стихотворения А. Кузнецовы «Времена года». (Выложить картинки времён года во время чтения стихотворения).

Придумала мать дочерям имена:

Вот – Лето и Осень. Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды –

Дают урожаи, поля и сады.

Зама засыпает снегом поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Беседа – О каких дочерях идёт речь в стихотворении? (О временах года).

– Какое сейчас время года? Выберите иллюстрацию.

– По каким признакам вы определили, что сейчас время года – зима?

– За что дети любят зиму?

– Сегодня на уроке пойдёт речь о зиме. И для того, что бы правильно, чётко произносить слова и читать предложения нужно немного подготовиться и в этом вам поможет логопед Елена Васильевна.

Логопед. Развитие паралингвистических средств общения (просодии и силы голоса, речевого дыхание и правильной голосоподачи .Дидактическое упражнение «Горки»

-Сейчас мы приведём в порядок органы речи (потренируем дыхание, силу ,темп, плавность голоса).Сделайте вдох носом и на выдохе произнесите гласные.

у э

о

ы

а

и и и и и и

Рефлексия.

-Вам удалось справиться с заданием ?

Учитель .

IV.Актуализация опорных знаний.

-Чтение наизусть стихотворений о зиме.

Читают два победителя «Конкурса чтецов»

– Легко ли вам было учить стихотворения?

-Как заучивали ?

-Сегодня мы с Еленой Васильевной научим вас новым способам запоминания .

-На уроке вы выучите три столбика стихотворения

А.А. Блока. «Ветхая избушка», а 4 и 5 столбики вы самостоятельно выучите на самоподготовке.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

– Поэзия А.А. Блока очень многообразна. Когда вы станете старше, вы сможете убедиться в этом сами. А стихотворение «Ветхая избушка» связано со счастливой порой в жизни поэта – детством.

Выразительное чтение стихотворения учителем. Словарная работа- Что значит «Ветхая избушка» ? (Разрушающийся от старости, дряхлый)

-Шалунишки (Непослушные, балованные дети)

Чтение стихотворения учащимися в полголоса, обращая внимание на знаки препинания. Беседа по содержанию .- Каким настроением наполнено стихотворение? (Радостным, счастливым. Детям очень весело играть зимой).

– Какой знак стоит в конце стихотворения? (Восклицательный)

– Да, дети не расстроены, что растаял снег. Весной будут другие игры. У каждого времени года свои прелести.

– Есть ли грустные моменты? (Есть; бабушка старенькая, она не может выйти на улицу и так же порезвиться вместе с детьми. Наблюдая за внуками, она вспоминает своё детство).

– С каким настроением будете читать 2 и 3 столбики?

– Эти строки читаются более высоким и радостным тоном.

– Давайте попробуем выразительно почитать первые три столбика.

Логопед. Развитие интонации и выразительности речи. – Чтобы читать, как Алла Ивановна, мы должны подготовиться к выразительному чтению.

Выразительная речь – это искусство. При чтении выразительность не дается само собой. К выразительному чтению надо готовиться.

Для начала вы должны понять « Что ты читаешь»?

Работа с деформированным предложением.

-Прочитайте про себя.

-Осмыслить и понять где будут паузы, ударения, усиления голоса.

-Проговорите поговорку сначала медленно и тихо затем быстрее и громче.

БЕРЕГИ В БОЛЬШОЙ МОРОЗ.

-Произнесите предложение, выделяя голосом то слово, на которое я покажу.

-Произнесите предложение вот так [ ? ],а теперь так [ ! ],и ещё вот так [ . ].

– Как вы понимаете поговорку ?

Рефлексия.

-Удалось ли вам подготовиться к выразительному чтению?

Выразительное чтение четверостиший учащимися (по одному).

VI. ЛОГОПЕД. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

«Пластические этюды». (Проводится под музыкальное сопровождение).

-Предлагаю отправиться на прогулку. Учащиеся выходят из-за парт и становятся на свободное пространство.

-С помощью мимики, жестов, движений – покажите следующие действия.

– Покажите как вы радуетесь первому снегу.

-Вы играете в снежки, лепите снежную бабу, катаетесь на санках ,на коньках, ходите лыжах. Вот вы замёрзли, а теперь вам жарко.

Проблемная ситуация.

-Покажите, как вы едите снег?

-Можно ли есть снег? Почему?

VII. Закрепление и осмысление новых знаний.

Логопед. Заучивание первого четверостишия с логопедом методом « ПОСТЕПЕННОГО СТИРАНИЯ СЛОВ С ДОСКИ».Работа с деформированным текстом.- А сейчас мы проверим, удалось ли вам выучить четверостишие.

Возьмите конверты и восстановите 1-й столбик стихотворения.

Вся в снегу стоит.

Ветхая избушка

Из окна глядит.

Бабушка старушка

Самопроверка.

-Предлагаю проверить правильность изложения стихотворения друг у друга.

Рефлексия.

-За что бы вы себя похвалили?

Учитель .

Заучивание второго четверостишия с учителем с опорой на предметные картинки.

Внукам

По колено .

ребятишкам

Быстрых бег.

Взаимопроверка (в парах).Заучивание третьего четверостишия с помощью мимики и жестов.Взаимопроверка (групповая: мальчики – рассказывают, девочки- показывают )Хоровое рассказывание всего стихотворения наизусть (с целью развития слухового внимания, умения слышать друг друга, вместе вступать).

VIII. Обобщение и систематизация новых знаний.

Учитель.

– Посмотрите на иллюстрацию. А теперь в окно. И ответьте на вопрос: – В чём разница между погодой за окном и на иллюстрации? (Нет снега) – Давайте создадим себе зимнее настроение. Вырежем снежинки с помощью трафарета и наклеим их на иллюстрацию. (Дети под музыку вырезают снежинки).

IX.Логопед. Пальчиковая гимнастика. «Снежок». Выполнение движений с проговариванием.

1,2,3,4-Мы с тобой снежок лепили.

Круглый, крепкий,

Очень гладкий.

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два – поймаем.

Три – уроним и сломаем.

Учитель.

Инструктаж по Т.Б., объяснение хода работы.Дети под музыку вырезают снежинки.

X.Логопед. Рефлексия

– Выразите своё отношение, к уроку начиная со слов:

-На уроке мне было: легко, грустно, весело, радостно, интересно, трудно, увлекательно, познавательно.

Источник: https://www.InfoUroki.net/binarnyy-urok-na-temu-zauchivanie-stihotvoreniya-a-a-blok-vethaya-izbushka.html

Ссылка на основную публикацию