Природа в стихах а. а. блока: анализ стихотворения “летний вечер”

Анализ стихотворения Блока Летний вечер



17 февраля 2016

Произведение А.Блока «Летний вечер» относится к ярким примерам пейзажной лирики поэта. Писатель восхищался красотой русской земли, ему очень реалистично удалось отобразить красоту природы.

Блок смог увидеть мелкие детали и украсить свое стихотворение слегка уловимыми моментами. В каждом мгновении и детали автор искал знаки. Это произведение не относится к периоду увлечения писателем символизмом. Стихотворение описывает реальную картину летнего вечера.

Произведение было навеяно посещением родового имения в Переделкино. Стихи источают легкость, казалось бы простые рифмы, но как точно передана атмосфера заката. Стихотворение написано в традиционном стиле. Оно динамично и понятно. Каждый наблюдал закат за городом, но вряд ли каждый мог уловить последние лучи на ржаном поле.

Поэт описывает невероятное спокойствие и гармонию природы. Вся природа застыла в ожидании, будто бы каждый листочек наблюдал этот закат и ловил на себе последние отблески солнечного диска. Все звуки, слова и песни замерли, это сравнение усиливает впечатление от прекрасной картины.

Такая атмосфера позволяет забыть обо всех заботах и перенестись в бесконечное лоно природы. Уже ничего так не важно, как равновесие, которое нам дарит природа.

И человек как часть этого мира может остаться с ним в гармонии. Произведение дарит такую умиротворенность, что невозможно больше быть частью суеты и бесконечного бега современного общества.

Хочется умчаться без цели на коне «Навстречу ночи и луне!».

Появляется безграничное ощущение свободы. Это не просто простор, это свобода от мыслей, поступков и забот. В эти кандалы человек сам себя заковывает, возникают искусственные ограничения.

А в природе все так гармонично и понятно. В этот миг заката можно увидеть, как природа засыпает и весь мир, как на ладони, ложится к твоим ногам.

Поэт в этом коротком стихотворении смог передать такое важное чувство, которое человечество теряет.

Материальные блага, заботы и обязанности на самом деле не делают жизнь проще и легче. Эти факторы усложняют существование, но Блок дает шанс на короткое мгновенье почувствовать себя другим.

Стихотворение А. Блока “Летний вечер” является представителем жанра пейзажной лирики.

Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето определяется благодаря таким чертам, как: некошеная межа, песня жницы, сжатая рожь. Безличные предложения подчеркивают тишину и спокойствие природы.

Стихотворным размером автором выбран четырехстопный ямб, в первом и третьем четверостишье рифма перекрестная, во втором – парная.

Александр Александрович Блок использовал такие тропы:

  • олицетворения (“лучи. лежат”, “дремотой. трава объята”);
  • метафоры (“красный диск луны”);
  • эпитеты ( “последние лучи”, “луговые дали”, “вечерней тишины”, “дремотой розовой”);

Стилистические фигуры стихотворения: обращения (“Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне”).

Повествование ведется от лица лирического героя. Лирический герой Блока имеет настроение, связанное с тревогой и душевным непокоем. Пейзаж, наблюдаемый им, является поводом для яркого выражения желания устремиться к своей цели, стать свободным от рутинной жизни.

Ключевыми словами, определяющими его настроение, стали существительные: дремота, туман, дали, ночь, луна, закат. Кроме того, в последней строфе возникает резкий подъем, устремление, озвученное с помощью побудительных фраз “Забудь заботы. “, “Умчись без цели. “. В итоге если считать это возбуждение сильным вдохом на полную грудь, то в конце строчка “.

навстречу ночи и луне!” является как-бы выдохом, полным печальной мечты и безнадежности.

Литературное направление стихотворения “Летний вечер” – романтизм, о чём говорит одухотворение целительной природы.

Жанр – элегия (грустное настроение, сентиментальное описание природы и неосуществленное стремление к свободе).

Более новые статьи:

«Летний вечер» А.Блок

«Летний вечер» Александр Блок

Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята

Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Анализ стихотворения Блока «Летний вечер»

Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали.

Однако до наших дней дошли стихотворения этого поэта, в которых он выражал свои мысли прямо и открыто, не впадая в мистицизм и не пытаясь приписывать несуществующие качества предметам и явлениям только потому, что видел в этом некое знамение. Примечательно, что символизмом Блок увлекся в начале 20 века и был верен этому направлению до конца жизни.

Однако его ранние стихи лишены налета мистификации, они просты по своему содержанию и не предусматривают двоякой трактовки. К ним, в частности, относится стихотворение «Летний вечер», написанное в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета.

Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово, принадлежащее семье его матери. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой.

Это произведение выдержано в духе лучших русских поэтических традиций, в нем присутствует динамика и образность. Но, вместе с тем, стихотворение «Летний вечер» доступно для восприятия любого человека, который хотя бы раз в жизни бывал за городом и мог наблюдать, как размеренно и плавно течет сельская жизнь.

Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения.

В этот час заката кажется, что замирает сама природа – ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины». Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств.

С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне».

И эта противоречивость чувств доставляет Блоку огромное удовольствие. Он по-настоящему свободен и может оседлать коня, чтобы встретить на лугу восход луны, а может любоваться закатом из окна поместья, понимая, что в этот миг весь мир лежит у его ног.

«Летний вечер», анализ стихотворения Блока

Стихотворение А. Блока “Летний вечер” является представителем жанра пейзажной лирики.

Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето определяется благодаря таким чертам, как: некошеная межа, песня жницы, сжатая рожь. Безличные предложения подчеркивают тишину и спокойствие природы.

Стихотворным размером автором выбран четырехстопный ямб, в первом и третьем четверостишье рифма перекрестная, во втором – парная.

Александр Александрович Блок использовал такие тропы:

  • олицетворения (“лучи. лежат”. “дремотой. трава объята” );
  • метафоры (“красный диск луны” );
  • эпитеты ( “последние лучи”. “луговые дали” , “вечерней тишины”. “дремотой розовой” );

Стилистические фигуры стихотворения: обращения (“Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне” ).

Повествование ведется от лица лирического героя. Лирический герой Блока имеет настроение, связанное с тревогой и душевным непокоем. Пейзаж, наблюдаемый им, является поводом для яркого выражения желания устремиться к своей цели, стать свободным от рутинной жизни.

Ключевыми словами, определяющими его настроение, стали существительные: дремота, туман, дали, ночь, луна, закат. Кроме того, в последней строфе возникает резкий подъем, устремление, озвученное с помощью побудительных фраз “Забудь заботы. “. “Умчись без цели. “. В итоге если считать это возбуждение сильным вдохом на полную грудь, то в конце строчка “.

навстречу ночи и луне!” является как-бы выдохом, полным печальной мечты и безнадежности.

Литературное направление стихотворения “Летний вечер” – романтизм, о чём говорит одухотворение целительной природы.

Жанр – элегия (грустное настроение, сентиментальное описание природы и неосуществленное стремление к свободе).

Помимо анализа “Летнего вечера” обратите внимание на другие сочинения:

Природа в стихах А. А. Блока: анализ стихотворения “Летний вечер”

Анализ стихотворения “Летний вечер”

Александр Александрович Блок – известный российский поэт, соединивший в своем творчестве русскую классику и новое искусство. Его дореволюционная поэзия отличалась удивительными лирическими пейзажами, в которых автор описывал красоту родного края.

Поэт видел в природе бескрайние просторы, которые манили своим величием и неповторимостью. В его стихах присутствует описание дали, которая чарует и обещает необыкновенные красоты, поэт искусно передает это читателю, приглашая в путь.

Дореволюционное творчество Блока имеет яркий окрас покоя, мира, наслаждения и прекрасной песни жизни.

Стихотворение «Последние лучи заката», написано в 1898 году, когда он наслаждался природой родного края, когда его увлекала тишина и простор. В этом стихотворении Блок ярко и красочно описывает вечер теплой летней поры, когда «лучи заката лежат на поле сжатой ржи».

В описании картины природы летней поры, присутствует некая умиротворенность и благодать, она заполняет собою все вокруг, и луга, и рощи, и людей. Укрывает собою, как бы пряча от неурядиц и тягот судьбы.

Это слегка настораживает, будто автор что-то предчувствовал, какую-то беду и хотел все, что дорого его сердцу укрыть, защищая от проблем.

Полная тишина, которая присутствует в этом стихотворении, не один раз отмечается автором: «ни ветерка, ни крика птицы», «и замирает песня жницы среди вечерней тишины».

Однако поэт призывает забыть всё: все проблемы, которые нагромоздились и не дают покоя, обстоятельства, которые тянут к себе и все видимые причины для беспокойства. Блок говорит: «забудь заботы и печали».

Он не хочет видеть тех проблем, которые уже витают в воздухе и чувствуются многими, предрекая катастрофу.

И дальше поэт продолжает: «умчись без цели на коне в туман и луговые дали, навстречу ночи и луне». Используя описание летней природы, Блок приоткрывает свои внутренние переживания, предлагая укрыться от проблем в более постоянном и незыблемом – чудесной природе бескрайних просторов. Именно там возможно откроются невидимые нити вселенной, которые покажут путь «навстречу ночи и луне».

Послушайте стихотворение Блока Летний вечер

Темы соседних сочинений

← Куликово поле↑ БлокЛовя мгновенья сумрачной печали →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/letnij-vecher

Образ природы в стихотворении Блока «Летний вечер». Образ природы в стихотворении Блока «Летний вечер». – презентация

1<\p>

2 Образ природы в стихотворении Блока «Летний вечер». Образ природы в стихотворении Блока «Летний вечер».<\p>

3 БлокА.А.родился 16 ноября 1880 г. в Петербурге. БлокА.А.родился 16 ноября 1880 г. в Петербурге. Отец -Александр Львович Блок,-юрист, профессор права Варшавского университета. Отец -Александр Львович Блок,-юрист, профессор права Варшавского университета. Мать, Александра Андреевна была писательницей и переводчицей. Мать, Александра Андреевна была писательницей и переводчицей. Ранние годы Блока прошли в доме деда- Бекетова. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений- ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых- Шахматово. Ранние годы Блока прошли в доме деда- Бекетова. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений- ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых- Шахматово. После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет Петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко- филологический факультет После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет Петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко- филологический факультет В 1903 женился на дочери Д.И.Менделеева Любови Дмитриевне. В 1903 женился на дочери Д.И.Менделеева Любови Дмитриевне. Писать начал с пяти лет. Умер 7 августа 1921 года.<\p>

Читайте также:  Народный календарь: осень, октябрь-грязник

4 Семья Блока.<\p>

5 Последние лучи заката Последние лучи заката Лежат на поле сажтой ржи. Лежат на поле сажтой ржи. Дремотой розовой объята Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Трава некошеной межи. * * * * * * Ни ветерка, ни крика птицы, Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей- красный диск луны, Над рощей- красный диск луны, И замирает песня жницы И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Среди вечерней тишины. * * * * * * Забудь заботы и печали, Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне! Навстречу ночи и луне!<\p>

6 Анализ стихотворения. Стихотворение написано двусложным размером ямбом. По-след/ни-е/ лу-чи /за-ка/та Ле-жат /на по/ле саж/той ржи/. Ле-жат /на по/ле саж/той ржи/. Здесь присутствует перекрёстная рифма. Эта рифма служит для мелодичности стихотворения. Последние лучи заката Лежат на поле сажтой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. В этом стихотворении присутствуют также: олицетворения, эпитеты, метафоры.<\p>

7 Олицетворения. Лучи заката лежат на поле, дремотой объята трава, замирает песня. Лучи заката лежат на поле, дремотой объята трава, замирает песня. эпитеты. эпитеты. Тишина вечерняя, луговые дали. метафора. метафора. Красный диск луны. Дремотой розовой объята<\p>

8 Картина к стихотворению Блока.<\p>

9 Лирика Блока, по своим стихотворениями близкая к музыке он писал мелодичные и красивые стихи. Стих «Летний вечер» был также мелодичен. Автор использовал много литературных приемов. Нам кажется, что автор был в усталости и ему хотелось отдохнуть от дневной суеты и он представил себе огромное поле пшеницы и закат. Можно сказать, что автор испытывал умиротворение.<\p>

10 Авторы: Ганичев Владимир, Антанкова Алена, Новикова Оксана. Авторы: Ганичев Владимир, Антанкова Алена, Новикова Оксана. С помощью: издательства «Детской литературы» Жизнь и творчество А.А.Блока и «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия». С помощью: издательства «Детской литературы» Жизнь и творчество А.А.Блока и «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия».<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1179569/

«Летний вечер», анализ стихотворения Блока

Александр Блок

Летний вечер

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей – красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

13 декабря 1898

«Летний вечер», анализ стихотворения Блока

Стихотворение А. Блока “Летний вечер” является представителем жанра пейзажной лирики.Сюжет произведения повествует о виде летнего, августовского заката в поле. Характер описания спокойный, проникнутый грустью и смутной надеждой. Позднее лето определяется благодаря таким чертам, как: некошеная межа, песня жницы, сжатая рожь.

Безличные предложения подчеркивают тишину и спокойствие природы.Стихотворным размером автором выбран четырехстопный ямб, в первом и третьем четверостишье рифма перекрестная, во втором – парная.Александр Александрович Блок использовал такие тропы:    олицетворения (“лучи … лежат”, “дремотой …

трава объята”);    метафоры (“красный диск луны”);    эпитеты ( “последние лучи”, “луговые дали”, “вечерней тишины”, “дремотой розовой”);Стилистические фигуры стихотворения: обращения (“Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне”).Повествование ведется от лица лирического героя.

Лирический герой Блока имеет настроение, связанное с тревогой и душевным непокоем. Пейзаж, наблюдаемый им, является поводом для яркого выражения желания устремиться к своей цели, стать свободным от рутинной жизни. Ключевыми словами, определяющими его настроение, стали существительные: дремота, туман, дали, ночь, луна, закат.

Кроме того, в последней строфе возникает резкий подъем, устремление, озвученное с помощью побудительных фраз “Забудь заботы…”, “Умчись без цели…”. В итоге если считать это возбуждение сильным вдохом на полную грудь, то в конце строчка “…навстречу ночи и луне!” является как-бы выдохом, полным печальной мечты и безнадежности.

Литературное направление стихотворения “Летний вечер” – романтизм, о чём говорит одухотворение целительной природы.

Жанр – элегия (грустное настроение, сентиментальное описание природы и неосуществленное стремление к свободе).

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте, – сказал Н. В. Гоголь. – В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более покаВ комедии “Горячее сердце” Островский обратился к быту купечества и мещанства. Один из центральных персонажей комедии — богатый подрядчик Тарас Тарасыч Хлыпов выступает как продукт уже новых времен и рядом с некоторыми героями сатирических“Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоКак называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос… Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину…Вспоминаются слова из песниСказка Антуана де Сент-Экзюпери наполнена мудрос­тью, словно кувшин — прохладной водой. Это мудрость, утоляющая жажду. Не нравоучения — а советы друга. Больше всего мне нравится в сказке глава, повествую­щая о взаимоотношениях Маленького пСейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:}

Источник: http://retsept-goda.ru/analiz-stikhotvoreniya/5834-letnij-vecher-analiz-stikhotvoreniya-bloka.html

Родная природа в произведениях А. А. Блока и С.А.Есенина, А.А.Ахматовой

Родная природа в произведениях

А. А. Блока и С.А.Есенина, А.А.Ахматовой

Цели и задачи урока: проследить традиции поэзии 19 века в поэзии 20 века; познакомить с творчеством выдающихся поэтов 20 века А. А. Блока и С.А.Есенина; выработать навыки выразительного чтения лирического произведения, анализа стихотворения; закрепить знания литературоведческих терминов; приобщить к миру прекрасного.

Форма урока: исследование.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

Вступительное слово учителя: «Ф. И. ТЮТЧЕВ в 1836 году написал: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык.

» Сегодня, ребята, нам предстоит возможность увидеть, но не только глазами, услышать, но не только ушами, а сердцем, душой увидеть и услышать те чувства и тот глубинный смысл, которые скрыты от невнимательного читателя в стихотворениях поэта 20 века Александра Александровича Блока. Мы возвращаемся к теме: « Родная природа в русской литературе».

  1. А. А. Блок (1880 – 1921) – один из великих русских поэтов, впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую литературу 20 века.

Видео «Жизнь и творчество А.А. Блока»

Выразительное чтение стихотворений А. Блока (стихи учащиеся учили на выбор: «Летний вечер» и «О, как безумно за окном»)

Работа с лирическими произведениями по вопросам:

– К какому жанру можно отнести данные произведения? (пейзажная лирика).

1. Я хотела бы остановиться на стихотворении « Летний вечер».

-Какую картину рисует Блок в этом произведении? (лето).

-Лето в разгаре или подходит к концу ? ( Это позднее лето. Об этом говорят « сжатая рожь», « некошеная межа», « песня жницы», «луговые дали, освещённые закатным солнцем»).

-Укажите, пожалуйста, приметы летнего вечера. (закат, розовая дремота, красный диск луны, ночь, луна).

-Ребята, посмотрите внимательно и скажите: « Какими красками нарисована картина природы?» (красный, розовый, жёлтый).

А какой цвет преобладает? (красный).

-Какое чувство вызывает у вас этот цвет? (тревоги).

-В каких строфах звучит она? Почему? (кончается день, скоро осень, очевидны тревожные настроения, душевный непокой, тоска, неясность цели и будущего. Об этом говорят строки « Умчись без цели на коне, забудь тревоги и печали»).

-Давайте обратимся к следующему четверостишию. Меняется ли настроение героя в нем? (Да.)

-Как называется такой прием в литературе? (антитеза). Приведите примеры из текста.

Какие средства выразительности мы знаем? (сравнение, метафора, эпитет, гипербола….).

-Для того, чтобы подвести итог нашим знаниям анализа стихотворения, укажем размер стихотворения и рифму. Д ля этого мы заполним таблицу.

-Ребята, вы, когда читали стихотворение, не встретили ли слова, смысл которых вам неясен? ( межа – граница земельных владений в виде полосы необработанной земли; песня жницы – тот, кто жнет( убирает) в поле рожь).

2. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ: «О, КАК БЕЗУМНО ЗА ОКНОМ».

– Как соотносится это стихотворение с произведением « ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР»? (они контрастны по изображённому в них пейзажу, покой летнего вечера противопоставлен реву бушующей злой осенней бури; по настроению; неясная тревога и тоска сменяется вихрем, безумием бури)

-Какие образы мы встречаем в этом стихотворении? (буря злая, тучи несутся, ветер воет, ужасна ночь, холод сырой, мрак, дождь).

-Какое настроение может быть в такой момент? (эти образы создают дисгармонию, хаос).

-Скажите, пожалуйста, какую окраску несут эти слова? (отрицательную окраску, негативную).

-Какие предложения мы встречаем в этом произведении? (все предложения имеют восклицательную интонацию, которая создаёт ощущение крика, отчаяния).

  1. С.Есенин. Видео-биография поэта

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» (5-7 мин)

– А теперь мы познакомимся со стихотворением Есенина «Мелколесье. Степь и дали …»

-Послушайте его.

Мелколесье. Степь и дали,

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога ,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец- крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет…

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень…

-Итак, давайте поработаем над прочитанным текстом.

* Чему посвящено это стихотворение?

(зимней дороге)

*Словарная работа

-Какие слова для вас наиболее трудные, менее понятные?

*Мелколесье –редкие насаждения кустарников

*Разливные бубенцы- раньше люди передвигались на лошадях. А на центральной дуге были подвешены колокольчики, которые всю дорогу звенели, разливались и их можно было услышать далеко.

*Чахленькую- неприглядная, невзрачная, но она дорога ему, т к он родился здесь.

*Венка – двухрядная гармонь

* Стынь- в морозную погоду всё застывает

*Звень –от мороза всё звенит

– В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Мы чувствуем мотив русской пляски:

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец – крестьянин,

Ну, а я – крестьянский сын.

– В последней строфе появляется образ русской гармошки- «венки», под которую «Будет рядом веселиться/ Юность русских деревень…»

– Есенин в своем стихотворении «Мелколесье. Степь и дали …» использует такие выразительные средства языка как эпитет, метафора, олицетворение. Вспомните определения выразительных средств языка?

Какие эпитеты употребляет поэт и с какой целью?( разливные бубенцы; Неприглядная дорога, да любимая навек; звоны мерзлые осин; чахленькая местность) для того, чтобы эпитеты передавали настроение, мелодичность стиха.

-А где же здесь метафора? (юность русских деревень)

-Олицетворение. (бубенцы зарыдали; ножка у березки)

– Что же дает нам, читателям, такой продуманный отбор выразительных средств? (зримую, живописную картину)отворению.

3. А.А.Ахматова.

Многие поэты всматриваются в окружающий мир, созерцают его красоту – так рождаются стихи. Никто из поэтов не прошел мимо жанра пейзажной лирики. У каждого поэта свой особый стиль. Сегодня на уроке мы постараемся узнать, как Анна Андреевна Ахматова воспела в своих лирических произведениях родную природу?

Анна Андреевна своё счастье видела в творчестве. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек. Ведь недаром говорят, что на рубеже веков рождаются и творят гении. Одним из таких является Анна Андреевна.

В автобиографии “Коротко о себе” А. Ахматова пишет:

“Назвали меня Анной в честь бабушки; моя мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я “не сообразив”, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным псевдонимом”. Настоящая фамилия у Анны Андреевны – Горенко.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением “Перед весной бывают дни такие…” А.А.Ахматовой. Расскажите о чувствах, которые вы испытаете, услышав стихотворение.

(Учитель читает или рассказывает стихотворение).

Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

– Какие же чувства вы испытали, услышав это стихотворение. (Возможны разные ответы.)

– Вы воспринимаете стихотворение по-разному, и это понятно, так как у каждого человека восприятие действительности, окружающего мира своё, тем мы и интересны друг для друга.

Вопросы Возможные варианты ответов

1. Определи вид лирики. Пейзажная (описание луга, деревьев, ветра, внутреннее состояние лирического героя)

2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Приподнятым настроением,

верой в обновление.

3. Определите тему стихотворения. Приближение, предчувствие весны

4. Какие картины рисует поэт? “Луг отдыхает под снегом” (мы видим), “деревья шумят” (слышим), “веет ветерок” (осязаем, т.е. чувствуем).

Вывод: первая особенность лирики – поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) нам даёт возможность слышать, видеть, осязать

5. а) Какая строка “подсказывает” нам состояние лирического героя?

б) Легко ли в словах выразить состояние лирического героя? а) “И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь”. (Эта подробность точно передает душевное смятение лирического героя)

б) Нет.

Вывод: вторая особенность лирики заключается в том, что А.Ахматова не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть возникают ассоциации.

6. Какие настроения рождаются в душе поэта в последних строках? 6 строка “И дома своего не узнаешь” – в значении “все обыденное (привычное) воспринимается как новое”.

7. Существует ли доверительное отношение поэта с читателем в данном стихотворении? Подтвердите свой ответ строками. Да. В последних трёх строках.

Вывод: третья особенность лирики заключается в том, что возникает ощущение доверительного разговора.

7. Назовите художественные средства, используемые поэтом. Олицетворение: луг “отдыхает”, “шумят деревья”, “дивится тело”.

Эпитеты: “под плотным снегом”, “деревья весело-сухие”, “теплый ветер”.

Анафора: 3 строчки начинаются с союза “и” (одинаковое начало строк играет усилительную роль; передано ощущение весеннего пробуждения, обновления природы и человека.)

Аллитерация: “Шумят деревья весело – сухие”. Вывод: использование средств художественной выразительности – еще одна особенность лирики Ахматовой.

Вывод: четвёртая особенность лирики – использование средств художественной выразительности.

8. Почему данное стихотворение не поделено автором на четверостишия, как принято в литературе? Всё стихотворение для автора является одним целым: природа и ощущения человека неотделимы друг от друга.

9. Выделите смысловые части стихотворения. Определите тему каждой части. 1-я – описание природы (настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация.);

2-я часть – описание внутреннего состояния лирического героя

10. Какие чувства вы испытали, читая последние 2 строки стихотворения? Мы чувствуем волнение, которое вызвано не определенными в стихотворении чувствами. Каждый видит за этими строчками что-то свое, они вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.

11. С какой интонацией нужно читать данное стихотворение? Со сдержанно-радостной интонацией пейзажной лирики. (Такая интонация определяет звучание многих стихотворений Анны А. В этом – своеобразие её восприятия и самобытность мира.)

12. В чём заключается главная мысль стихотворения? Каждый видит за этими строчками что-то своё: строки вызывают ассоциации – напоминают о былых переживаниях человека.

Через картины природы открывается внутренний мир человека.

Главным становится не только передача мыслей и чувств человека при виде картин природы, а наполнение этих картин философскими размышлениями о вечном обновлении природы и единении человека с природой, которая дает ему ощутить свою прочную связь с космосом, с мирозданьем.

Вывод: пятая особенность лирики – наполнение картин природы философским смыслом (о прошлом и будущем.)

Чтение наизусть учащимися стихотворения А.А.Ахматовой.

Домашнее задание: конспект о К. Кулиеве (1 вариант) и Г.Тукае (2 вариант), выразительное чтение стихотворений.

Источник: https://multiurok.ru/files/rodnaia-priroda-v-proizviedieniiakh-a-a-bloka-i-s-a-iesienina-a-a-akhmatovoi.html

Пожалуйста помогите!!!!анализ стихотворения летний вечер александра блока

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Александр Блок Летний вечер Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей — красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне! «Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето.

Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») . Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

«Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето. Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») .

Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…») .

Анализ стихотворения Блока «Летний вечер» Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали.

Однако до наших дней дошли стихотворения этого поэта, в которых он выражал свои мысли прямо и открыто, не впадая в мистицизм и не пытаясь приписывать несуществующие качества предметам и явлениям только потому, что видел в этом некое знамение. Примечательно, что символизмом Блок увлекся в начале 20 века и был верен этому направлению до конца жизни.

Однако его ранние стихи лишены налета мистификации, они просты по своему содержанию и не предусматривают двоякой трактовки. К ним, в частности, относится стихотворение «Летний вечер», написанное в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета.

Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово, принадлежащее семье его матери. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой.

Это произведение выдержано в духе лучших русских поэтических традиций, в нем присутствует динамика и образность. Но, вместе с тем, стихотворение «Летний вечер» доступно для восприятия любого человека, который хотя бы раз в жизни бывал за городом и мог наблюдать, как размеренно и плавно течет сельская жизнь.

Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения. В этот час заката кажется, что замирает сама природа – ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины».

Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне».

И эта противоречивость чувств доставляет Блоку огромное удовольствие. Он по-настоящему свободен и может оседлать коня, чтобы встретить на лугу восход луны, а может любоваться закатом из окна поместья, понимая, что в этот миг весь мир лежит у его ног.

«Летний вечер» – данное произведение относится к жанру пейзажная лирика. Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Это позднее лето. Об этом говорят « сжатая рожь» , « некошеная межа» , « песня жницы» , «луговые дали, освещённые закатным солнцем») .

Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды.

Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат» , трава «объята дремотой») , метафоры («красный диск луны») , эпитеты («последние лучи заката» , «дремотой розовой» , «вечерней тишины» , «луговые дали») , обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне…»)

Анализ стихотворения Блока «Летний вечер» Александр Блок на протяжении многих лет считал себя символистом и очень трепетно относился к знакам судьбы, пытаясь распознать их даже тем, где они отсутствовали.

Однако до наших дней дошли стихотворения этого поэта, в которых он выражал свои мысли прямо и открыто, не впадая в мистицизм и не пытаясь приписывать несуществующие качества предметам и явлениям только потому, что видел в этом некое знамение. Примечательно, что символизмом Блок увлекся в начале 20 века и был верен этому направлению до конца жизни.

Однако его ранние стихи лишены налета мистификации, они просты по своему содержанию и не предусматривают двоякой трактовки. К ним, в частности, относится стихотворение «Летний вечер», написанное в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета.

Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово, принадлежащее семье его матери. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой.

Это произведение выдержано в духе лучших русских поэтических традиций, в нем присутствует динамика и образность. Но, вместе с тем, стихотворение «Летний вечер» доступно для восприятия любого человека, который хотя бы раз в жизни бывал за городом и мог наблюдать, как размеренно и плавно течет сельская жизнь.

Автор рассказывает о том, как лучи заходящего солнца окрашивают сжатое поле и еще нескошенные луга, даря ощущение спокойствия и умиротворения. В этот час заката кажется, что замирает сама природа – ветер больше не шелестит в листве, не слышно щебета птиц и даже «замирает песня жницы среди вечерней тишины».

Однако в душе автора происходит борьба совершенно противоположных чувств. С одной стороны, ему хочется насладиться красотой и безмятежностью летнего вечера, который принес с собой прохладу и терпкий аромат луговых трав. Но при этом внутренний голос словно бы нашептывает поэту: «Забудь заботы и печали, умчись без цели на коне».

И эта противоречивость чувств доставляет Блоку огромное удовольствие. Он по-настоящему свободен и может оседлать коня, чтобы встретить на лугу восход луны, а может любоваться закатом из окна поместья, понимая, что в этот миг весь мир лежит у его ног.

Источник: http://other.ques.ru/questions/pozhaluysta-pomogite-analiz-stihotvoreniya-letniy-vecher-aleksandra-bloka

Ссылка на основную публикацию