Объекты неживой природы

Неживая природа. такая ли она неживая?

Последовательные стадии роста нитевидно-волокнистой структуры из серебра на медной проволочке в однопроцен тном растворе нитрата серебра. 2 мин

Дендритные кристаллы серебра, выросшие на проволочке из титана.

Борьба за существование в мире неживой природы. Участники – медная проволочка и капля ртути. На медной проволочке растут кристаллы серебра, а на поверхности ртути – дендритные кристаллы амальгамы серебра. 3 мин

Уверен, что название статьи может вызвать улыбку, ибо известно, что мир живой и неживой природы развивается по своим собственным, присущим ему внутренним законам. Однако оставим улыбку и обратим внимание на то, что слову “жизнь”, несмотря на многочисленные попытки, еще не дано строгого однозначного определения.

Например, энциклопедический словарь под редакцией И. Е. Андреевского, изданный в Санкт-Петербурге в 1900 году, утверждает: “Жизнь есть совокупность явлений, следующих одно за другим в организованных телах в течение ограниченного времени”. Известный физик Э.

Шредингер в книге “Что такое жизнь?” пишет: “Жизнь – это упорядоченное и закономерное поведение материи, основанное не только на одной тенденции переходить от упорядоченности к неупорядоченности, но и частично на существовании упорядоченности, которая поддерживается все время”.

Так вот, процессы в неживой природе, о которых пойдет речь в статье, этим формулировкам не противоречат.

Я не ставлю целью дать новое определение слову “жизнь”. Задача в другом: попытаться выявить общие признаки в развитии живых и неживых объектов природы, естественно, без заблуждений и иллюзий по поводу того, что неживые объекты, например кристаллы, минералы и слитки, способны рассказать свою биографию или обнаружить эмоции.

Известный популяризатор научных знаний Я. И. Гегузин в увлекательной книге “Живой кристалл” (М.: Наука, 1981) писал, что люди, посвятившие свою жизнь кристаллу, часто воспринимают его живым.

О кристалле нередко говорят, как о живом существе, подчеркивая такие его свойства, как способность уставать, стареть, отдыхать, издавать звуки, как бы выражая недовольство тяжестью приложенной нагрузки. Некоторые сплавы (никель-титан, золото-кадмий, медь-алюминий-никель) могут запоминать свою первоначальную форму.

Например, при пластической деформации форма изменяется, а затем полностью восстанавливается. Свойство памяти характерно для фотографических материалов. Они запоминают и долго хранят скрытую информацию об окружающем мире, записанную светом. Эта информация выявляется после проявления и фиксирования экспонированного фотослоя.

Кристаллы имеют дефекты – отклонения от идеальной правильности в расположении атомов в узлах решетки, но если для живых существ дефекты – это недостатки, то для кристаллов во многих случаях – достоинства, определяющие их полезные для практики свойства – оптические, электрофизические, каталитические.

Один из любопытных химических процессов, в котором можно увидеть сходство с явлениями живой природы, – восстановление ионов серебра при контакте с активными металлами.

Подобные опыты с серебром и другими металлами проводили еще средневековые алхимики.

Они получали кристаллы разной формы – длинные иглы из амальгамы серебра на ртути, иглы олова на цинке, ветвистые кристаллы свинца на латуни, микрокристаллы меди на железе.

Сейчас принято описывать реакции контактного восстановления серебра простыми уравнениями типа Me + 2 AgNO3 → 2 Ag + Me (NO3)2, где Ме обозначает Zn, Cu, Hg или другие двухвалентные металлы.

Считают, что эти реакции, как и процессы коррозии, протекают по электрохимическому механизму, включающему стадию окисления (Me → Me2+ + 2e), во время которой атом металла отдает два электрона, и стадию восстановления (Ag+ + e →Ago), когда ион серебра присоединяет электрон и превращается в нейтральный атом серебра.

Но, глядя на сухие уравнения химических реакций, трудно предположить, что в результате получается не порошок, не пленка, а сказочно красивые скопления кристаллов необычной формы.

Наблюдая в микроскоп, как растут эти скопления (их называют нитевидно-волокнистыми структурами), можно увидеть определенное сходство с развитием растений. Возьмем, например, кусочек медной проволоки диаметром 0,3 мм и опустим ее в однопроцентный раствор нитрата серебра AgNO3.

Вначале на всей поверхности металла образуются микроскопические кристаллики серебра черного цвета, своеобразные зародыши. Постепенно из зародышей образуется рыхлый и подвижный, как рой живых пчел, агрегат, состоящий из кристаллических волосков.

При увеличении геометрических размеров “роя” из укрупнившихся зародышей начинают расти серебристо-белые дендритные кристаллы. “Рой” уплотняется, и весь агрегат приобретает серебристо-белый цвет. Затем с периферийных участков неожиданно начинают расти игольчатые кристаллы серебра с острыми или притупленными концами.

“Рой” становится похож на кактус. На следующей стадии на иглах серебра появляются короткие ответвления, и они приобретают форму серебристых карликовых деревьев с ветвистой кроной. Потом рост игл замедляется, и на их концах формируются черные микрокристаллы серебра, такие же, как на первой стадии.

В это время в растворе появляются микрокристаллы серебра: сначала – вокруг растущего серебряного агрегата, а затем – по всему объему. Микрокристаллы в растворе подвижны, их плоские грани хорошо отражают падающий свет, что выглядит как череда ярких вспышек.

На завершающей стадии вспышки прекращаются и поверхность всей нитевидно-волокнистой структуры покрывается рыхлым и подвижным слоем черных микрокристаллов серебра.

Сходство роста серебряных структур и растений в том, что сначала образуются “корешки” (волоски на поверхности меди), затем они превращаются в иглы (стебли растений), ветвятся (крона), покрываются черным ультрадисперсным серебром (плоды), микрокристаллы которого рассеиваются в объеме раствора (опадающие плоды).

Для восстановления серебра требуются электроны. Разрастающаяся нитевидно-волокнистая структура представляет собой разветвленную электрическую цепь, по которой электроны движутся от медной проволочки к концам серебряных игл.

В том, что электрический ток действительно идет, легко убедиться, замкнув цепь проволочкой из электрохимически неактивного металла, например никеля или титана. Дополнив цепь микроамперметром, можно заметить, что электрический ток в ней не остается постоянным, а имеет осциллирующий характер.

Причем колебания тока происходят в такт с изменениями скорости роста кристаллов серебра.

Интересно, что электроны, движущиеся по цепи, способны восстанавливать ионы серебра и на никелевой проволочке. В результате на поверхности никеля или титана появляются зародыши серебра, то есть происходит как бы “инфекционное” заражение неактивного металла активным. Функцию “возбудителя” инфекции выполняют не микробы, как в случае живых существ, а электроны.

В характере протекания “болезни” роста нитевидно-волокнистых структур на неактивном металле можно обнаружить признаки, свойственные заболеваниям живого организма: момент “заражения” – проникновение возбудителей (электронов) в здоровый организм (неактивный металл); скрытый (инкубационный) период – формирование зародышей; период нарастания “болезни” – рост зародышей и образование из них кристаллов серебра, а затем и нитевидно-волокнистых структур; период “затухания” болезни – уменьшение скорости роста кристаллов (из-за постепенного истощения раствора); и, наконец, период “осложнения заболевания” – образование микрокристаллов серебра в объеме раствора. Неактивный металл, перенесший “заболевание”, не приобретает “иммунитета”.

Для неживой, но развивающейся природы характерна еще одна примечательная особенность, свойственная живой, – своеобразная борьба за существование. Пример тому – соперничество ртути и меди.

На медной проволочке растут кристаллы серебра, а на ртутной капле, с той стороны, которая удалена от медной проволочки, – дендритные кристаллы амальгамы серебра. (О выращивании кристаллов амальгамы серебра на ртути см. “Наука и жизнь” № 1, 1999 г.).

Сначала ртуть как бы “обороняется”, ее капля приобретает овальную форму, чтобы не допустить соприкосновения с кристаллами серебра, растущими на меди. Некоторым кристалликам все-таки удается коснуться капельки, но они мгновенно отскакивают от поверхности ртути.

Такую периодически повторяющуюся картину можно наблюдать в микроскоп в течение 10-15 минут. Но наступает момент, когда отдельным иглам серебра все-таки удается “пробить” на поверхности ртути брешь. Ртуть их “заглатывает” и затем набрасывается всей своей мощью на “агрессора”, образуя с ним единое целое.

Эта новая структура продолжает изменяться: серебро с ртутью дает амальгаму, которая превращается в длинные иглы с веерами мелких отростков. Как и в живой природе, побеждает сильнейший – в данном случае ртуть.

Изучение роста необычных кристаллов имеет и практическое значение, поскольку небольшие по размерам кристаллические иглы (вискеры) обладают уникальной механической прочностью.

Интересными оптическими свойствами обладает нитевидное серебро в проявленных после экспонирования слоях хлорида серебра. Такое серебро полностью поглощает падающий свет, и именно поэтому видимое изображение кажется черно-белым.

Но не менее интересно, что при определенных условиях обработки таких фотослоев вместо нитевидного серебра образуются коллоидные частицы металла, которые в зависимости от размеров и формы избирательно поглощают или рассеивают свет.

В этом случае без использования красителей или окрашенных пигментов разработанными нами методами в фотослое можно сформировать красочное многоцветное изображение. Но это тема для отдельного разговора.

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/2960/

Что относится к неживой природе: примеры предметов и объектов

Природа – широкое понятие, включающее в себя неживые объекты естественного происхождения и многообразие живых организмов, окружающих человека. Растения, звери и птицы — это живая природа.

Ее особенностью является отсутствие зависимости от цивилизации, способность к естественной регуляции и самовосстановлению. Можно встретить различные предметы неживой природы, не склонные к подвижности и значительным видоизменениям.

Что относится к неживой природе, а что является живыми организмами — поговорим подробнее.

Описание понятия

Неживая природа – это группа предметов окружающего мира, не отвечающих признакам живого, не зависящих от деятельности и участия человека.

Признаки живого и неживого

Определение принадлежности предметов окружающего мира к той или иной группе позволяет лучше сформировать понимание взаимодействия биосферы с гидросферой, литосферой и атмосферой.

Примеры признаков различных тел неживой или живой природы для 3 класса:

Признак Тела неживой природы Тела живой природы
Обмен веществ (дыхание, питание) Неодушевленным предметам не свойственно изменение структуры и наличие обменных процессов. Все одушевленные организмы имеют способность поглощать (в процессе питания или дыхания) из окружающей среды одни вещества и трансформировать их в другие в процессе внутреннего обмена.
Размножение Для неодушевленного не свойственно размножение, как часть жизненного цикла. Такие процессы, как круговорот воды, базируется на изменении агрегатного состояния, однако эти явления не связаны с появлением новых форм или смертью первоначальной субстанции. Все живое способно воспроизводить другие организмы по своему подобию в процессе размножения (полового или бесполого).
Развитие Неодушевленное не развивается в процессе существования. Одушевленное отличается способностью к приобретению новых качеств и свойств в процессе жизни.
Раздражимость Не проявляют активной реакции на действие других объектов. Животные, растения, грибы и одноклеточные – все представители царств животного мира отличаются изменением поведения и наличия ответной реакции на воздействие других природных предметов и внешних факторов.
Наследственность и изменчивость (способность к изменению для приспособления к факторам окружающей среды) Слабая изменчивость (изменение агрегатного состояния) под действием внешних факторов (температуры, давления). Наличие наследственного материала, влияющего на схожесть потомства и родителей (РНК, ДНК).Выраженная внешняя и поведенческая изменчивость под воздействием окружающей среды.
Движение Неживым объектам свойственна инертность перемещения под действием окружающих факторов. Движение способствует добыванию органических веществ или является формой проявления раздражимости.
Читайте также:  Остров чеджу - уникальная природа и источник вдохновения

Вопреки ошибочному мнению, рост не является неотъемлемым признаком живого, так как этой способностью обладают такие объекты, как минералы и кристаллы.

Однако рост горных пород и других предметов значительно отличается от того свойства, которым обладают животные и растения.

Рост неодушевленного основывается на прикреплении новых структурных элементов к первоначальной форме, в то время как живые объекты увеличиваются в размере путем формирования новых клеток.

Рост на примере снежинки:

Источник: https://znaniya.guru/biologiya/otnositsya-k-nezhivoj-prirode.html

Неживая природа – важный элемент нашего окружения :

Определение неживой природы

Все, что нас окружает, если, конечно, это не техника или любой другой элемент, созданный руками человечества, является природным компонентом, который принято разделять на живой и неживой. Первый подразумевает растения, животных, а также непосредственно самого человека. То есть это все то, что двигается, развивается, для его жизни требуются определенные ресурсы.

Неживая природа, в свою очередь, представляет собой все элементы, которые не дышат, не растут и не развиваются. В отличие от всех живых организмов, они имеют более простую структуру. Им не нужно воздуха, еды или любого другого жизненно необходимого ресурса. Проще говоря, они не живут.

Более того, на протяжении нескольких сотен, тысяч и даже миллионов лет вся неживая природа остается неизменной.

Действительно ли неживая?

Многие годы ни один философ не мог дать точного определения понятию жизнь. Более того, современные и устаревшие словари весьма расплывчато описывают это слово. Итак, жизнь представляет собой несколько определенных явлений, которые следуют друг за другом в одном организме или предмете и прекращаются по истечении времени.

Стоит отметить, что неживая природа тоже существует по этим законам. Если быть точнее, она им не противоречит. Это уже было не один раз доказано на примере кристаллов. Многие ученые, которые с ними работали, перестали их воспринимать в качестве компонентов природы неживого типа. Дело в том, что кристаллы обладают определенным набором чувств.

Они могут стареть, издавать звуки (по большей части недовольства), отдыхать, развиваться или уставать. Для многих металлов или сплавов характерна память. Под различными действиями они могут деформироваться, но затем постепенно возвращаются к своему первоначальному состоянию.

Однако среди остальных эксперимент с ионами серебра наиболее точно показывает, как схожи компоненты живой и неживой природы. Они начинают восстанавливаться, когда вступают в контакт с активными металлами.

Когда наблюдаешь за процессом в микроскоп, а не на примерах уравнений или химических формул, можно заметить сходство между ними и растениями – развиваются те и другие одинаково. Таким образом, о «бездушности» неживой природы еще можно поспорить. Однако эта гипотеза так и остается только предположением, покуда конкретных доказательств нет.

Смена неживой природы по временам года

Каждый сезон представляет нам новые природные элементы. Некоторые из них взаимно заменяются друг другом, остальные характерны только для определенного времени. Например, неживая природа зимой дополняется снегом, сосульками, льдом. Ими покрываются живые природные элементы, а также творения человечества.

Затем сезон сменяется весной, и зимние компоненты природы превращаются в воду. Когда приходит лето, она испаряется, становится мелкими капельками, поднимающимися в воздух. После этого, осенью, вода снова возвращается на землю в виде дождевых осадков.

Зима, в свою очередь, опять превращает ее в кристаллики льда.

Неживая, но важная

Нет смысла спорить о том, является ли неживая природа по-настоящему таковой, или она развивается точно так же, как и ее живая сестра, только намного медленнее. Одно можно сказать точно, она играет важную роль в жизни планеты.

Источник: https://www.syl.ru/article/78882/nejivaya-priroda-vajnyiy-element-nashego-okrujeniya

Связи живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться.

Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом.

Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга.

Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ.

Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

https://www.youtube.com/watch?v=T-Pnu92H4eA

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли.

    Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.

  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды.

    Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.

  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают.

    Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.

  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство.

Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние.

Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться.

    Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.

  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.

  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух.

    Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой.

При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей.

Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету “естествознание” полностью посвящен этой теме.

Источник: http://vekoff.ru/travnik/rasteniya/26315-svyazi-zhivoj-i-nezhivoj-prirody

Объекты неживой и живой природы и их коллекции

Поиск Лекций

К классу информационных ресурсов «объекты неживой и живой

природы и их коллекции» относятся любые объекты, созданные в про-

цессе производства, и являющиеся овеществленным результатом науч-

ной и производственной деятельности людей, а также любые объекты

живой и неживой природы, используемые человеком в его практиче-

ской деятельности:

– промышленные образцы;

– технические системы (объекты);

– стандартные образцы (в метрологии);

– конструкционные материалы;

– эталонные объекты;

– предметы, собранные при археологических работах;

– любые предметы, образцы, вещества, материалы и их фрагмен-

ты, используемые в научной и следственной практике (например, пуле-

гильзотеки, орудия преступления и пр.);

– программные продукты;

– технологии;

– токсические вещества;

– биологические объекты.

Выделение указанных объектов в самостоятельный класс информа-

ционных ресурсов имеет принципиальное значение, т.к. никакое описа-

ние объекта (языковое, лингвистическое, научное описание объектов,

модельное описание) не способно отразить всей сущности любых ре-

альных объектов, даже в том случае, когда объект создан человеком.

Еще более это относится к объектам живой и неживой природы, воз-

никших как с участием, так и без участия человека.

Объекты не могут быть заменены информационными описаниями,

независимо от уровня их сложности, точности, достоверности, соответ-

ствия уровню научного знания, положенного в основу этого описания.

Описание не всегда понятно и максимально полно. Психологически

легче воспринимается в виде объекта (программные продукты, минера-

лы, растения).

Особенности данного класса:

1. Промышленные образцы, программные продукты, технологии

отражают достигнутый в данный момент времени уровень удовлетворе-

ния потребностей, методы их достижения, ограничения всех видов, на-

лагаемые на их создание и использование, функциональные возможно-

сти, обеспечивающие реализацию потребностей, взаимосвязанное мно-

жество совместимых физических принципов действия; методических,

математических и алгоритмических подходов, используемых техниче-

ских решений, правовые и социальные нормы.

2. Это точка совмещения потребности (в широком смысле) с воз-

можностями науки, техники и производства в данный момент времени.

3. Каждый объект данного класса – своеобразный эталон для объ-

екта, идущего ему на смену.

Коллекция – одна из форм существования информационных ре-

сурсов класса объект неживой и живой природы.

«Всякая научно организованная коллекция – это высокоорганизо-

ванная система, хранящаяся долго и доступная для многократного ис-

следования», а не «отработанные» материалы, хранящиеся в виде

«свалки отходов научного производства».

Основное назначение коллекции – она является одним из важней-

ших источников первичной информации о действительном разнообра-

зии техносферы (и живого для биологических коллекций). Поскольку

все сведения, содержащиеся в публикациях или базах данных, даже ес-

ли они имеют чисто описательный характер, есть вторичная, преобразо-

ванная информация.

Включение объектов неживой и живой природы и их коллекций в

состав национальных информационных ресурсов – важнейшая и труд-

нейшая задача. Ее решение осложняется многими факторами.

Факторы, осложняющие включение данного класса информацион-

ных ресурсов в состав национальных информационных ресурсов:

– преодоление «человеческого фактора», связанного с недооцен-

кой места и значения данного класса информационных ресурсов в лю-

бом виде деятельности;

– отсутствием научно обоснованных подходов к созданию кол-

лекций по многим объектам;

– объем предметов коллекционирования и отсутствие подходов к

отбору «представительных образцов», характеризующих конкретные

подмножества объектов.

– материальные и кадровые затраты на создание, содержание и

функционирование коллекций в «работоспособном состоянии». Особенно

если учесть, что для этого необходимы кадры очень высокой квалифика-

ции тех категорий (от научных работников до специалистов производст-

венно-эксплуатационных профессий).

В коллекцию должны включаться только действующие (несломан-

ные) образцы, чтобы они являлись информационным ресурсом.

Научный инструментарий

Научный инструментарий – это образцы (объекты), созданные спе-

циально для получения новой информации (знаний), позволяющей уточ-

нять, совершенствовать внешний мир и глубже познавать окружающий

мир.

С одной стороны – это обычный промышленный образец или про-

граммный продукт, но с другой – это возможность создания новой ин-

формации и информационного ресурса.

Научный инструментарий определяет техническую и методологи-

ческую вооруженность персонала и их способность к выполнению (ре-

шению) возложенных на них задач в конкретных проблемных областях

с требуемой эффективностью и уровнем сложности.

Особое место в научном инструментарии занимают эталоны, авто-

матизированные системы научных исследований (АСНИИ), автомати-

зированные рабочие места (АРМ) научных работников и проектиров-

щиков, экспертные системы (ЭС), базы знаний (БЗ), системы автомати-

ческого проведения эксперимента и т.п.

Большую роль в научном и инженерном творчестве играют различ-

ные методы, процедуры и правила. Особенно, если они реализуются в

рамках исследовательских программных продуктов, а также образуют

специализированные базы и банки данных.

Организационные единицы

Организационные единицы – научные, производственные, управ-

ленческие и другие организации, располагающие кадровыми, техниче-

скими, производственными, материальными, финансовыми и прочими

возможностями для решения определенного круга проблем и задач.

Организационные единицы как информационный ресурс обладают

следующими основными системными свойствами:

– сложившейся, относительно устойчивой и юридически оформ-

ленной организационной структурой, обеспечивающей функционирова-

ние организационных единиц (структура, как правило, динамически

перестраивается в зависимости от реализуемых задач);

– наличием специализированных документальных информацион-

ных ресурсов, отражающих все аспекты деятельности организации в

проблемных для нее отраслях деятельности и накопленные в данной

организации методологические, научные, технологические, организаци-

онные и технические подходы к решению задач в тех или иных облас-

тях деятельности;

– наличием персонала заданной квалификации, объединенного в

рамках постоянных или временных групп, обеспечивающих решение

стоящих перед организацией задач;

– необходимым уровнем обеспеченности производственным и

технологическим оборудованием, средствами исследования (научным

инструментарием) и рабочими помещениями;

– эффективной системой внутренних и внешних связей, обеспе-

чивающих информационное взаимодействие со всеми доступными для

данной организации информационными ресурсами и научно-произ-

водственными ресурсами, а также производственных и экономические

связей, которые необходимы для успешного решения задач, стоящих

перед организацией.

Организационными единицами, сконцентрировавшими в себе ос-

новные информационные ресурсы (мировые, национальные, ведомст-

венные, фирменные, производственные), являются:

– академии наук;

– научно-технические и профессиональные общества;

– научные фонды;

– частные благотворительные фонды;

– высшие учебные заведения и элементы их организационных

структур;

– консультативно-экспертные фирмы;

– специализированные научно-исследовательские фирмы;

– элементы информационных служб, органов и систем (библиоте-

ки информационные центры, банки данных, информационные системы

различного уровня);

– коллекции промышленных образцов и других объектов (музеи,

банки биологически активных препаратов и веществ, коллекции культур

и др.);

– правительственные учреждения;

– производственные объединения.

Вершиной организационной единицы являются наукограды (ака-

демгородки, «закрытые города», национальные и международные науч-

ные центры).

Жизненный цикл организации:

Стадия 1. Возникновение и развитие.

Стадия 2. Образование структуры научных подразделений (инку-

бационный период).

Стадия 3. Устойчивое развитие.

Стадия 4. Умирание:

– медленное по «исчерпанию потенциала»;

– «силовое (административное)» воздействие, иногда в расцвете

своей деятельности;

– распад коллектива, школы;

– потеря лидера.

Из всех классов информационных ресурсов этот класс является

наиболее просто поддающимся учету, т.к. имеет организационную

структуру и документы.

Учет организационных единиц ведется на международном, госу-

дарственном (национальном) уровне как официальными (государствен-

ными) органами, так и на уровне информационных органов различных

форм собственности. Наиболее эффективными и оперативными источ-

никами информации по организационным единицам являются в на-

стоящее время базы данных.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям: «факт», «знания», «информация»,

«информационный ресурс».

2. Обозначьте момент, в который знание становится информаци-

ей?

3. Что должно производиться с информацией, не удовлетворяю-

щей принятым параметрам и критериям и почему?

4. Перечислите особенности информационного ресурса конкрет-

ного человека, персонала.

5. Перечислите основные функции информационных групп класса

информационных ресурсов «Персонал».

6. Назовите основной критерий включения человека в класс ин-

формационных ресурсов «Персонал».

7. Назовите основное отличие документированной информации от

информационного ресурса конкретного человека.

8. Перечислите свойства документа.

9. Приведите примеры класса информационных ресурсов «Объек-

ты живой и неживой природы и их коллекции».

10. Назовите основную особенность класса информационных ре-

сурсов «Объекты живой и неживой природы».

11. Дайте определение коллекции.

12. Назовите критерии и показатели значимости коллекции.

13. Приведите примеры класса «научный инструментарий».

14. Дайте определение класса «организационные единицы»

15. Приведите примеры организационных единиц.

16. Перечислите стадии жизненного цикла организации.

Источник: https://poisk-ru.ru/s10805t4.html

Структура и иерархия объектов живой и неживой природы (стр. 1 из 4)

1.Введение.

Представленная работа посвящена теме “Структура и иерархия объектов неживой и живой природы”. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Эта тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы.

Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы “Структура и иерархия объектов неживой и живой природы” определяют несомненную новизну данного исследования.

Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к выбранной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.

Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа “Структура и иерархия объектов неживой и живой природы”.

Теоретическое значение изучения проблемы “Структура и иерархия объектов неживой и живой природы” заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин. Объектом данного исследования является анализ условий “Структура и иерархия объектов неживой и живой природы”.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике “Структура и иерархия объектов неживой и живой природы”, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

2.Живая природа

Живая природа — совокупность организмов. Делится на пять царств: бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, проявляющаяся в репликации и мутации. Развитие живой природы привело к появлению человечества.

Интерес к познанию живой природы возник у человека очень давно, еще в первобытную эпоху, и был тесно связан с его важнейшими потребностями: в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.п.

Однако только в первых древних цивилизациях люди стали целенаправленно и систематически изучать живые организмы, составлять перечни животных и растений, населяющих разные регионы земли. Наука, занимающаяся изучением живой природы, получила название биология. В настоящее время биология представляет собой целый комплекс наук о живой природе.

Причем существуют различные классификации последних. Например, по объектам исследования биологические науки подразделяются на вирусологию , бактериологию , ботанику , зоологию и антропологию .

По уровню организации живых объектов выделяются следующие науки:

· анатомия , посвященная изучению макроскопического строения животных;

· гистология , исследующая строение тканей;

· цитология , изучающая клетки, из которых состоят все живые организмы.

По свойствам, или проявлениям живого, биология включает в свой состав:

· морфологию — науку о структуре, или строении живых организмов;

· физиологию , которая изучает их функционирование;

· молекулярную биологию , исследующую микроструктуру живых тканей и клеток;

· экологию , рассматривающую образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой;

· генетику , которая изучает законы наследственности и изменчивости живых организмов.

Все эти классификации в известной степени условны и относительны и пересекаются друг с другом в различных пунктах. Такая многоплановость комплекса биологических наук во многом обусловлена необычайным многообразием живого мира.

К настоящему времени учеными обнаружено и описано более одного миллиона видов животных, около полумиллиона видов растений, несколько сотен тысяч видов грибов, более трёх тысяч видов бактерий. Причем мир живой природы исследован далеко не полностью.

Число пока еще не описанных видов живого оценивается, по меньшей мере, в один миллион. Кроме того, огромное количество видов живых организмов давно вымерло.

По современным научным данным за все время развития жизни на Земле существовало колоссальное количество различных видов живых существ — приблизительно пятьсот миллионов.

Понятно, что живая природа представляет собой качественно новый, более высокий уровень организации материи, или виток мировой эволюции, поднявшийся на необыкновенную высоту по сравнению со ступенью неживой природы.

В чем же заключается столь радикальное отличие живой природы от неживой? Интуитивно все понимают, что такое живое и что — неживое. Однако при попытке определить сущность живого возникают трудности.

Оказывается, ответить на вопрос о том, что такое жизнь, довольно непросто.

Например, широко известно определение, предложенное немецким философом XIX в. Фридрихом Энгельсом , согласно которому «жизнь — это способ существования белковых тел, важной особенностью которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой».

Тем не менее, живая мышь, например, и горящая свеча с физико-химической точки зрения находятся в одинаковом состоянии обмена веществ с внешней средой, равно потребляя кислород и выделяя углекислый газ, но в одном случае — в результате дыхания, а в другом — в процессе горения.

Данный пример показывает, что обмениваться веществами с окружающей средой могут и неживые объекты; т.е. обмен веществ является хотя и необходимым, но недостаточным критерием определения жизни. То же самое можно сказать и о белковой природе живых объектов. Так американский ученый Ф.

Типлер в своей книге «Физика бессмертия» говорит следующее: «Мы не хотим привязывать определение жизни к молекуле нуклеиновой кислоты, потому что можно вообразить себе существование жизни, которая к этому определению не подходит.

Если к нам в космический корабль явится внеземное существо, химическую основу которого составляет не нуклеиновая кислота, то нам все равно захочется признать его живым» Цитата по: Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 159.

Таким образом, невозможно указать только на один какой-нибудь главный, или основополагающий признак, по которому различаются объекты живой природы и неживой.

Поэтому современная биология при определении и описании живого исходит из необходимости перечисления нескольких принципиальных свойств живых организмов.

При этом подчеркивается, что только совокупность этих свойств может дать представление о специфике жизни. К таким свойствам, или признакам, относятся следующие:

· Живые организмы характеризуются гораздо более сложным устройством, чем неживые тела.

· Любой организм для поддержания своей жизнедеятельности получает энергию из окружающей среды. Большая часть организмов прямо или косвенно использует солнечную энергию.

· Живые организмы активно реагируют на окружающую среду. Если, например, вы толкнете камень, то он пассивно сдвинется с места, а если толкнуть животное, то оно отреагирует активно: убежит, нападет, изменит форму и т.д. Способность реагировать на внешние раздражения — это всеобщее свойство живых существ, как растений, так и животных.

· Живые организмы могут не только изменяться, они также и усложняются. Так, например, у растения появляются новые ветви, а у животного— новые органы, значительно отличающиеся и по внешнему виду, и по устройству от тех, которые их породили.

· Все живое размножается. Причем потомство и похоже на родителей, и в то же время чем-то от них отличается.

· Сходство потомства с родителями обусловлено еще одной важной особенностью живых организмов — способностью передавать потомкам заложенную в них наследственную информацию, которая содержится в генах (от греч.

genos — происхождение) — мельчайших и очень сложно утроенных частицах, находящихся в ядрах клеток живых организмов. Генетический материал направляет развитие организма. Вот почему потомки похожи на родителей.

Однако наследственная информация в процессе жизни организма, а также во время передачи несколько искажается или меняется. В связи с этим потомки не только похожи на родителей, но и отличаются от них.

· Живые организмы хорошо приспособлены к среде своего обитания. Строение птицы, рыбы, лягушки, дождевого червя полностью соответствует тем условиям, в которых они живут.

Этого никак нельзя сказать о неживых телах: камню, например, «все равно», где находиться — он может лежать на дне реки или валяться в поле, или летать вокруг Земли в качестве ее естественного спутника. Однако если мы заставим, например, птицу жить в речных глубинах, а рыбу — в лесу, то эти живые существа, конечно же, погибнут.

Говоря проще, основные отличия живого от неживого заключаются в том, что все живые организмы питаются, дышат, растут и размножаются, а неживые тела не питаются, не дышат, не растут и не размножаются.

Источник: http://MirZnanii.com/a/9909/struktura-i-ierarkhiya-obektov-zhivoy-i-nezhivoy-prirody

Ссылка на основную публикацию