Нил: великая река, дарующая жизнь

Нил. Величайшая река Африки

Не так давно Нил считался самой длинной рекой мира, пока не были изучены до этого неизведанные притоки Амазонки. Но от того, что сегодня Нил считается второй по величине рекой мира, его значимость и сама длина ничуть не изменились

Ещё в древности Нил считался священной рекой, поскольку только благодаря колебаниям уровня воды в этой великой реке египтяне и другие народы этой местности могли из года в год выживать в тяжелейших условиях постоянного пекла и отсутствия плодородных земель где-либо кроме русла Нила, выращивая на его берегу зерновые культуры. Нил возглавляет список самых длинных рек мира, подробнее о которых Вы найдете информацию в отдельной подборке

Сегодня установлена точная суммарная длина Нила и всех его притоков — 6852 километра. Водосборный бассейн реки занимает площадь 3349000 км2

Река берёт своё начало на Восточно-Африканском плоскогорье, откуда, протекая по территории половины африканского континента, впадает в Средиземное море

Нил течёт с юга на север, что само по себе достаточно необычно. Условно его принято подразделять на 5 частей:

Виктория-Нил — примерно 420-километровый участок от истока из северной оконечности озера Виктория до впадения в озеро Альберт

Альберт-Нил — часть реки между озером Альберт и устьем правого притока Ачва

Бахр-эль-Джебель или «Река Гор» — 900-километровый заболоченный участок реки, начинающийся ниже города Джуба и заканчивающийся в районе притоков Бахр-эль-Газаль и Собат

Белый Нил — участок реки, тянущийся по обширной полупустынной равнине от притока Собат, чьи мутные горные воды придают реке желтовато-белый цвет, до города Хартум — столицы Судана, стоящей на месте слияния Белого и Голубого Нила

Голубой Нил берёт своё начало из озера Тана на Абиссинском нагорье и далее именуется просто Нил, до самого места впадения в Средиземное море

Здесь же, на Абиссинском нагорье, берёт своё начало последний крупный приток Нила — Атбара, ниже устья которого начинается череда шести крупных порогов, в своё время доставлявших немалые проблемы для судоходства. Сегодня здесь находится искусственное водохранилище — озеро Насер

Древний храм Абу-Симбел на берегу Нила

Немного севернее Каира начинается дельта Нила с бесчисленными ответвлениями, по площади почти равная Крымскому полуострову. Кстати, именно такая, треугольная форма разветвления вод реки перед впадением в Средиземное море, дала название самому термину «дельта реки», т.к. греческая буква «дельта» пишется как треугольник ?. С тех пор так начали называть все дельты рек нашей планеты

Дельта Нила из космоса

Река Нил в столице Египта — Каире

Египетские пирамиды

Великая река Нил питала все эти земли ещё с каменного века, и до сих пор продолжает это делать, принося жизнь в засушливые и неплодородные регионы пустынного континента 

Закатное Солнце над рекой Нил

Сегодня Нил и Амазонка считаются величайшими реками мира

Источник: http://lifeglobe.net/entry/3401

Великая река Нил

Могучая, величественная и прекрасная кормилица-река совершает изгиб за изгибом. Она исполнена тайн и магической силы. Благодаря ей смог выжить целый народ, без нее эти земли были бескрайней пустыней. Вот почему во времена пирамид египтяне уважали и почитали священный Нил.

Египет — дар Нила. Эта страна подобна дереву, по стволу которого течет живительный сок — вода. Нил питает землю на протяжении более тысячи километров, удобряя пахотные земли.

Эта удивительная артерия не только приносила египтянам урожай: она была еще и их единственным средством сообщения, священным путем, проходящим через пустыню.

В Египте фараонов вся жизнь страны замирала на время спасительного паводка Нила. Он удобрял земли, которые постоянно заносило песком. Сельское хозяйство полностью зависело от этого порой капризного наводнения.

Значение реки было так велико, что египтяне почитали ее как священную.

Обожествленный Нил

Нил был настоящей живой водой, и поэтому египтяне древности вполне закономерно считали его божеством и с давних пор устраивали в честь него празднества. Все мифы говорили о плодородной силе реки. Чудесный паводок Нила тоже был обожествлен под именем Хапи. Это дух Нила, животворящая энергия, которой полна река.

Он правит рыбами и заставляет расти хлеба. Хапи часто изображался в виде божества-андрогина, одновременно мужчины и женщины, тучного существа, чью голову венчали листья папируса, символ благодеяний реки. Его полнота должна была напоминать о том, что Нил питает весь Египет.

Животные, живущие в реке, например: бегемот, крокодил, рыбы и лягушки, — тоже почитались как боги плодородия. Осирис, бог возрождения, связывался с животворным воздействием реки во время паводка.

Каждый год в конце наводнения, если оно было достаточно мощным, египтяне лепили из ила маленькие статуэтки, или же делали фигурки бога из ткани и ила, они добавляли в этот ил зерна злаков. Зерна прорастали, появлялись всходы, и постепенно появлялся зеленый силуэт Осириса.

Продуманная система орошения

Очень рано египтяне стали заботиться о том, чтобы вода проникала как можно дальше на их земли. Для этого они создали сложную систему оросительных каналов. Многочисленные дамбы, водоемы, каналы и шлюзы были сооружены при правителях XII династии.

Фараону Сети приписывают создание канала, соединившего восточный рукав Нила с Горькими озерами, а Нехо II прорыл Канал Двух морей, связавший Нил с Красным морем. Готовые каналы содержали в порядке специально нанятые для этого чиновники.

Достаточно было одной не открытой вовремя дамбы или забитого илом канала, чтобы целая провинция превратилась в пустыню. Но случались и периоды анархии, когда дамбы и каналы оказывались заброшены.

Праздники Нила

Страх народа перед голодом был настольно велик, что как только его опасность оказывалась позади, наступало всеобщее ликование. Испытывая огромное облегчение, египтяне устраивали всеобщие пиры, чтобы возблагодарить Хапи.

Они верили, что если река приносит столь огромное количество плодородного ила, значит, она готова к продолжению рода, и по этому поводу начинались пышные торжества. Когда спасительные илистые воды затапливали поля, все поздравляли друг друга и ликовали. Всеобщее веселье достигало своего апогея в день летнего солнцестояния.

В благодарность богу Нилу приносили дары — золото, серебро, домашнюю птицу, скот. Не исключено, что совершались даже человеческие жертвоприношения, хотя ни один источник об этом не упоминает.

Легенда, также не получившая никаких реальных доказательств, гласит, что каждый год реке, как воплощению оплодотворяющего начала, приносили в жертву молодую девственницу. Однако, скорее всего, жертвами все же были быки или гуси.

В день праздника каждый приносил с собой собственные продукты, и простой крестьянин совершал порой очень долгое путешествие, чтобы поесть и выпить с другими паломниками. Торжества в честь Хапи продолжались несколько дней. Жрецы выходили из святилищ и под звуки музыки в торжественной процессии проносили статую бога по берегам Нила.

Во время этих празднеств исполнялись гимны реке, которые восхваляли ее доброту и силу и славили ее приход, или же оплакивали страдающий Египет в том случае, если паводок оказался слишком слабым.

Легенда о Ниле

Из-за своей таинственности, непредсказуемости, волшебной силы и мощи кормилица-река считалась божеством, с которым было связано немало легенд. Мы находим их в народных сказках, передававшихся из уст в уста. Так, предание гласило, что наводнение Нила вызвала слеза Исиды, которую та уронила в реку после смерти Осириса.

А еще верили, что быки — это речные боги, и их мощь и ярость уподобляли Нилу, который своим стремительным и неуправляемым разливом мог даровать плодородие, но мог принести и немалые разрушения.

И наконец, согласно этим легендам, темные и бездонные воды Нила были населены множеством загадочных существ — большими и маленькими бессмертными змеями и духами реки.

Благодеяния реки

В Египте пирамид глубоко почитался паводок Нила, приносивший спасительную воду, а вместе с ней ил, который каждый год покрывал берега реки толстым плодородным слоем. Его использовали в качестве удобрения посадок различных культур — прежде всего, зерновых, необходимых для выживания народа.

Однако Хапи помогал также хорошему росту льна, фруктов, винограда и овощей. Весной долгожданный паводок заливал и питал долину. Осенью, когда вода спадала, оставляя после себя жирную илистую почву, начинался сев. Плодородные илистые отложения, оставленные Нилом, позволяли собрать два урожая.

Однако урожаи оставались нестабильными: в различные годы высота паводков могла оказаться очень разной. Когда вода поднималась слишком слабо, египетский крестьянин мог остаться без запасов пропитания. И наоборот, слишком сильный разлив мог нанести страшный урон деревням и полям.

Ниломеры

Ниломеры — это колодцы, прорытые часто неподалеку от храмов и связанные с грунтовыми водами Нила. На их стенках была сделана шкала.

В начале подъема реки люди проверяли, какой отметки достигла вода, и в зависимости от того, была ли она на обычном уровне, на более высоком или на более низком, определяли, какой будет высота паводка.

Благодаря этому можно было защититься от последствий слишком сильного или слишком слабого разлива. Два самых известных ниломера расположены в Элефантине и Ком-Омбо.

← все статьи

Источник: http://vsemagi.ru/articles/reka-nil

Мифология — Египетская мифология: Нил. Часть 1

Великая африканская река, вторая в мире по своей длине, — Нил, зарождаясь в областях Экваториальной Африки, устремляет свое течение к Средиземному морю, впадая в него двумя устьями. В древности, как об этом повествует великий историк античности Геродот, устьев было семь.

Своими разливами река создавала благоприятные условия не только для создания оседлых поселений,  роста их населения и развития земледелия и, но  и для установления централизованной власти. Разливы Нила временами бывали столь же разрушительны, сколь и благоприятны, и людям требовались определенные усилия для обуздания водной стихии.

Одной семье было не под силу выполнять эту задачу, и великая река сама указывала обитателям ее берегов на необходимость объединения усилий. Нил и беспощадно палящее Солнце – вот два божества, от которых зависела жизнь египтян.

Александр Морэ выразил эту мысль образно и лаконично: «Нил требовал от египтян объединить усилия, а Солнце открыло им, что миром правит единая сила».

Египтяне называли этот водный поток просто «Великая река» (itr-âa) или «река», иногда, вероятно, во время пика разлива, — «Море» (iumâ), арабы – Эль-Бари («река»). Название, под которым египетская река стала известна всему миру, —  Нейлос, Нил, впервые появляется у Гесиода и происхождение его неизвестно.

Сами египтяне представляли себе реку «богом в человеческом обличье» и называли его Хапи, именем, значение которого тоже неизвестно. Древнегреческий историкГеродот приводит следующее мнение египетских жрецов, узнавших, что эллинская земля орошается дождями: «эллины когда-нибудь обманутся в своих твердых упованиях [на небесную помощь] и испытают страшный голод».

Такое мнение красноречиво свидетельствует о том, что плодородие египтяне считали даром не неба, а  подземного мира, в котором был скрыт источник живой воды Нила. И хотя вера в загробный звездный Дуат, где находятся истоки небесного Нила, объясняла, что «эта священная вода  приходит на землю с неба», преобладало мнение, что она приходит «тайными путями – из Нижнего мира».  А.

Морэ приводит отрывок из гимна Нила, относящегося к Фиванскому периоду: «Привет тебе, Хапи, приходящему, чтобы подарить жизнь Египту; тому, кто тайно приходит в темноте в тот день, когда мы воспеваем твой приход; волна, покрывающая сады, созданные Ра, дарующая жизнь всем испытывающим жажду и отказывающаяся напоить пустыню льющейся с неба водой!».

Во всяком случае, все фараоны продолжали адресовать Нилу, а не небу, приказы начать разлив, торжественно бросая в речную воду свитки с царским указом.

Долгие тысячелетия  местонахождение истоков Нила было тайной для египтян. Геродот, интересовавшийся этим вопросом во время пребывания в Египте, написал: «Об истоках же Нила никто ничего определенного сказать не может». Римляне даже придумали поговорку, обозначающую напрасные усилия: «Caput Nili quaerere – «Искать истоки Нила».

Читайте также:  Настасья филипповна: характеристика и образ героини в романе ф.м. достоевского "идиот"

Предполагалось, что они вытекают из двух сосудов зодиакального Водолея, часто изображавшегося в древности именно так – с двумя звездными сосудами, или из двух пещер в области Первых Порогов: «Хапи выходит из двух пещер, чтобы напитать жертвенными хлебами богов.

Когда он разливается, то ему удваивают жертвы», — сообщают строки гимна Хапи времен XIX династии.

Пройдя Первые Пороги, река  «вступает на территорию Египта». Ширина ее русла при этом составляет уже более 457 метров,  доходя ниже  по течению до 804. «Этот гигантский поток воды держит путь между двумя бескрайними безводными пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря…

черный ил, который несет река, постепенно захватывает рыжевато-коричневую почву, одевая ее в зелень. …Везде, куда достают воды Нила, почва покрыта слоем этого гумуса, образующего Черную землю kem-t…».  Вся почва долины Нила и его дельта были образованы этими наносами.

В самый разгар лета, когда солнце грозило сжечь землю, превратить ее в окаменевшую массу, начинала разворачиваться грандиозная картина  разлива  Хапи, защищающего ее своими водами  от огненной гибели. По словам Диодора:  «Разлив Нила – это явление, изумляющее тех, кто видит его, и представляется совершенно невероятным тем, кто слышит о нем.

Ибо в отличие от остальных рек, пересыхающих к летнему солнцестоянию и все более и более уменьшающихся с этого момента, один Нил начинает расти, его воды поднимаются день за днем до тех пор, пока не разливаются, заливая почти весь Египет».

Олицетворением Нила был антропоморфный бог Хапи, изображавшийся с женской грудью и отвислым животом. Сидя обнаженным в тайной пещере, обвитой змеем, с венком из стеблей лотоса на  голове, Хапи, совмещающий в себе признаки двуполого божества, держал в обеих руках по кувшину, как и звездный Водолей.

Между тем, представление Хапи двуполым божеством, по мнению Макса Мюллера, было ошибочным: «Хапи не является гермафродитом, как обычно утверждают египтологи (у него было две жены).

Отвислая грудь повторяется на многих египетских изображениях тучных мужчин; а чрезмерная полнота Хапи символизирует плодородие, которое приносит дающая жизнь река».

Одной из двух супруг Хапи считалась Нехбет, в древнейшую эпоху почитавшаяся под именем «Водная», которую считали «влагой, первобытным началом Вселенной и матерью всего сущего». Нехбет была богиней-грифом, связанной с доисторической столицей Верхнего Египта.

Ее постоянно представляли «летающей над царем и держащей кольцо или другие царские эмблемы». Она носила белую корону Верхнего Египта, поэтому ее называли  «та, что белая», и ее города Нехбет и Нехен тоже называли «белыми городами». Представление о Нехбет как о жене бога-Нила является «очень древней традицией».

Считалось, что «она стоит у входа в преисподнюю», принимая умерших. Супругой Нила также считалась Му(у)т (или Муит), «Водный поток». Обе жены Хапи не уступали ему в тучности, и сам «океан»  Нун (букв.

«Великий Зеленый»), старейший и мудрейший бог, считавшийся отцом Нила и «таинственных богов», изображался тучным мужчиной, временами с лягушачьей головой (однажды – с воловьей), позднее – с двумя плюмажами, венчающими человеческую голову.

Хапи не всегда изображался тучным, но всегда мужчиной с женской грудью, что «может указывать на пережитки матриархата»  и свидетельствовать в пользу  возможного существования женского образа реки в древнейшую эпоху.

Не только наличие женской груди может служить доводом, подкрепляющим подобное предположение (к примеру, в шумерской традиции считалось, что Тигр и Евфрат вытекали из сосков Тиамат), но и  изменение цвета нильской воды,  объяснявшееся связью с родами, которые никак не могли соотноситься с мужским божеством.

Простое наблюдение за разливом могло привести к мысли об олицетворении божества реки в  женском образе: первая прибывающая вода была окрашена в зеленый цвет, затем вода меняла свой цвет на красный.

Древние египтяне, не подозревавшие о том, что зеленый цвет был вызван остатками растений, а красный происходил от железистых пород Эфиопии, объясняли смену цвета тем, что зеленая вода была отходящими при родах водами, а красной она становилась от крови, проливаемой во время родов богиней-матерью, «ежегодно приносившей младенца Хора, дающего обновление жизни». Добавить к этому можно также то, что всех коров,  посвященных Исиде, топили в реке, тогда как  костные останки быков свозили со всей страны на остров в Дельте и там хоронили. Священных же  быков мумифицировали и тоже хоронили в гробницах.

В действительности нильская вода была обязана зеленым цветом Белому Нилу, медленно протекавшему по болотам экваториальной Африки.

  А Голубой Нил, стремительный и быстрый, обязанный своим происхождением таянию снегов на Абиссинском плоскогорье, нес с собой железистые грязи, оторванные от горных пород, которые окрашивали воду в кроваво-красный цвет.

Зеленая волна, доходя до Мемфиса 15 июня, возвещала  скорое наступление разлива, а через месяц Голубой Нил посылал красную волну, с прибытием которой 19 июля разлив вступал в полную силу. В период половодья масса воды увеличивалась в 10 раз, Нил выходил из берегов и затоплял всю местность вокруг.

  Приход Большого Хапи отмечался всенародным праздником — ведь именно наносы из ила позволяли выращивать сказочные урожаи. Гимны Фиванского периода так славят Нил: «Привет тебе, Хапи, Выходящий из этой земли, Приходящий, чтобы напитать Египет…  Когда он восходит – земля ликует, Все люди в радости…».

Использованные материалы:

  1. Геродот. История. Книга 2;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  4. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  5. А.М. Самозванцев. Мифология Востока.

Источник: http://www.a700.ru/myph/509-egipetskaya-mifologiya-nil-1.html

Нил – жизнь и бессмертие

Нил – великая и удивительная река, пришедшая к нам через тысячи лет и тысячи километров и пережившая выросшие на ее берегах великие цивилизации. Многие тысячи лет волнует эта река воображение людей, поражая своей красотой, мощью и загадочностью.

Нил зарождается в Великих Озерах Африки и прокладывает свой путь через тысячи километров пустынь и болот. Протяженность Нила более 6700 километров. Древнегреческий историк Геродот говорил, что «Египет — дар Нила», ведь в его долине живёт 95 процентов населения страны.

Долина великой реки протянулась на 1500 километров с юга, от границы с Суданом, на север, до побережья Средиземного моря, она отделяет Аравийскую пустыню от Ливийской.

Ширина «полосы жизни» вдоль Нила колеблется от одного километра на юге до 20-25 километров в районе Каира.

Нил образует одну из величайших в мире речных дельт, двумя широкими судоходными рукавами Нил впадает в Средиземное море.

В Египет Нил добирается единой рекой. Но выше по течению существует две реки – Белый Нил и Голубой Нил.

Голубой Нил вытекает из озера Тана на Эфиопском нагорье, откуда река течёт на юго-восток, через величественный водопад Тиссиат, а потом огромной дугой прорезает Эфиопское нагорье, прежде чем спустится на равнины Южного Судана.

Самый длинный нильский исток — Белый Нил, он начинается в горах Бурунди в Экваториальной Африке на высоте 2,5 километра и затем бурным потоком мчится к огромному озеру Викто­рия, из которого бежит через непроходимые джунгли Уганды на полупустынные равнины Судана. На протяжении шестисот километров Нил пробивается все дальше на север, а потом  продолжает свой путь по саванне и пустыне.

В самом центре Хартума, столицы Судана, оба истока сливают­ся, образуя Нил. Отсюда более 3 тысяч километров Нил катит свои воды к далекому Средиземному морю. Преодолев  скалистые пороги, Нил вступает в пределы Египта и вливается в просторную чашу водохрани­лища Насер.

Этот протянувшийся на 500 километров гигантский во­доем — самое большое искусственное озеро на Земле.

Вырвавшись из шлюзов Асуанской плотины, Нил до самого устья расстается с дикой природой, на берегах реки тянутся бесконечные пшеничные и хлопковые поля, пальмовые рощи и густые заросли са­харного тростника.

К началу июня Нил высыхает настолько, что ширина его уменьшается вдвое. Вдоль берегов тянутся глинистые отмели, деревья покрываются слоем пыли и песка, принесенного хамсином — ветром, дувшим пятьдесят дней  с юга Сахары.

Сергей на нильском прогулочном кораблике. Нил. Нубия. 29 октября 2014 года

В июне дует сильный северный ветер, вода немного поднимается и приобретает зеленый цвет, зелёная волна, наполненная растительным материалом из экваториальных болот, объявляет о приходе вод Белого Нила. Наступает период «Зеленого Нила».

В самый разгар лета, к концу августа, вода начинает сильно прибывать, появляется красная волна с водами Голубого Нила, окрашенная красной почвой Эфиопских гор. Нил выходит из берегов, заливает долину на километры, и из мутно-зеленого становится кроваво-красным, наступает период «Красного Нила».

В сентябре вода иногда поднимается на десять метров и вся долина пре­вращается на несколько недель в одно длинное озеро. Затем вода начинает спадать, река входит в берега, оставляя на полях слой плодо­родного ила. Начинается сев и прибрежные равнины покрываются ковром свежей зелени.

Так происходило с незапамятных времен. Удобренная илом земля давала хорошие урожаи из года в год, обеспечивая пищей миллионы жителей нильской долины.

Я с нильским крокодильчиком. 29 октября 2014 года. Нубийская деревня в долине Нила.

Древние египтяне обожествляли Нил, они приносили жертвы Богу Нила – Хапи, супругу богини Нехбет, покровительницы Верхнего Египта, устраивали в его честь пышные празднества, слагали молитвы и гимны.

Календарь древние египтяне определяли по Нилу и по звездам.

Наступление нового года приходилось на середину июля, когда начинался подъем воды перед паводком, это совпадало с появлением на небосклоне Сириуса (в египетской мифологии Сотис), невидимого до этого в течение 70 дней.

Река определяла три времени года: «Разлив», «Возрождение», когда с полей сходила вода и их начинали обрабатывать, и «Жаркое время» или «Жатва» — период сбора урожая и самого низкого уровня воды. Времена года состояли из четырех месяцев.

С Нилом древние египтяне связывали Бога плодородия Осириса.

Четырнадцать святилищ, возведенных богиней Исидой, в исторические времена станут священными центрами всей страны. Вокруг них, на местах, которые определили сами Боги, будет строиться и развиваться Египет. Так во все времена Египет представлял собой тело божественного Осириса, расчлененного его братом Сетом на четырнадцать частей.

Глаз Хора становится одним из основных символов Египта — символом справедливых действий, сострадания и милосердия. Сын Исиды Хор был последним из Богов, правивших на Земле. С его уходом на небо заканчивается век царствования Богов. Пройдут тысячелетия, прежде чем появится первый исторический фараон и земная власть перейдет к земному царю.

Осирис не вернулся на землю и стал царем загробного мира. Его смерть и возрождение отождествлялись с плодородием. Во время празднеств, устраивавшихся в период разлива, в землю зарывали сырые глиняные фигурки Осириса с зернами ячменя, появление зеленых всходов означало, что вода воскресила землю. Осирис, река и земля составляли целый комплекс представлений о плодородии и возрождении.

Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим символом плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера.

С наступлением времени подъема Нила, фараон бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило, первым он торжественно начинал подготовку почвы для посева, срезал первый сноп на празднике жатвы, приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет после окончания полевых работ.

Нил и его разливы сыграли центральную роль в формировании мировоззрения египтян. В отличие от большинства других народов они были ориентированы на юг, к истокам Нила, запад находился справа, и поэтому западная сторона считалась «благоприятной» для перехода в мир иной.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "жизнь леса"

Нил не только обеспечивал условия для земледелия, но был еще и главным средством сообщения. Смерть тоже была для египтян «переходом», путешествием в мир иной, «на другую сторону».

Источник: https://zhitanska.com/content/nil-zhizny-i-bessmertie/

Река Нил – великая река Африки

Название реки «Нил» происходит от древнегреческого названия реки «Нейлос. Древние греки также называли реку Нил «Эгиптос», отсюда и произошло название государства «Египет».

Река Нил является единственной рекой Северной Африки, которая протекает через крупнейшую на планете пустыню Сахара и доносит свои живительные воды до Средиземного моря. Река Нил служит источником жизни в огромной безводной пустыне Сахара.

Река Нил — это одна из двух крупнейших по протяжённости рек на планете Земля. Длинареки Нил составляет примерно 6 670 км.

Река Нил. Вид из космоса

На протяжении длительного времени географы считали реку Нил самой длинной рекой в мире.

Однако, сейчас окончательно было установлено, что самой протяжённой рекой в мире является река Амазонка, длина которой превышает 7000 км.

Река Нил протекает через территории следующих стран: Египет, Судан, Южный Судан, Эфиопия, Эритрея, Танзания, Уганда, Руанда, Бурунди, Кения и Демократическая Республика Конго.

Река Нил начинает свой путь на территории Восточно-Африканского плоскогорья и впадает в тёплое Средиземное море, при этом образуя широкую дельту.

В своём верхнем течении река Нил принимает достаточно крупные притоки — Бахр-эль-Газаль, Собат,  Ачва, Атбара и  Голубой Нил.

Ниже устья правого притока Атбары река Нил течёт далее по полупустынной местности, не имея на своём пути притоков на протяжении последних примерно 3000 км.

Река Нил — это единственная из великих рек планеты, для которой сделано исключение при определении общей длины, прибавляя к ней не только длину реки Кагеры, но и длину самого большого в Африке озера Виктория.

Река Нил является одной из самых примечательных и своеобразных рек мира ввиду природных особенностей своего бассейна, а также по характеру своего гидрографического режима и по тому огромному значению, которое река Нил оказывает на жизнь народов, которые населяют его долину.

На реке Нил стоят такие крупные города : столица Судана Хартум, город Асуан, древний город Луксор (Фивы), египетская городская агломерация Каир-Гиза; а в дельте реки расположился основанный греческим полководцем Александром Македонским город Александрия.

В настоящее время река Нил севернее от города Асуан представляет собой широко популярный туристический увлекательный маршрут для любителей речных круизов из разных стран Европы.

Арабские судна на реке Нил

Дамба водохранилище на реке Нил

Источник: http://turistleto.ru/?p=2067

Нил

Река Нил (Nile) в Африке — вторая по длине река планеты Земля. Для Египта — понятно, первая: «река, дарующая жизнь», поскольку именно вдоль ее русла располагаются все крупные города этой страны и с древних времен кипит жизнь. Государство, вытянутой вдоль одной реки, — как никогда справедливое определение Египта! Древней страны, колыбели высокоразвитой цивилизации…

  • Первая столица Древнего Египта, Мемфис, находился на Ниле возле современного нам Каира, примерно на границе Нижнего (вверх) и Верхнего (вниз) Египта. Именно здесь, в Гизе, расположены три Великие пирамиды и Сфинкс
  • Столица Верхнего Египта, Фивы, расположена на реке в 700 километрах восточнее. В этом районе находятся Луксор и Карнакские храмы, долина Царей и Цариц, а также колоссальный мавзолей Хатшепсут
  • Еще одно потрясающее воображение место на Ниле находится в Абу-Симбел, в 280 км южнее Асуана и около окончания рукотворного озера Насер. Храмы фараона Рамзеса и его жены, царицы Нефертари, высечены в скале на западном берегу Нила
  • А остров Филы посреди Нила возле Асуана считается местом захоронения бога Озириса. На нем сохранился храм богини Изиды

Луксор ночью

  • Общая длина Нила, как было установлено новейшими исследованиями, составляет 6 852 км, что помещает эту реку на второе место после южноамериканской Амазонки (6 992 км)
  • Нил течет с юга на север и имеет всего два крупнейших притока: Белый и Голубой Нил. Первый из них берет свое начало в до сих пор не определенном месте, где-то в Руанде или Бурунди в системе местных Великих озер (куда входит и самое большое озеро Африки, Виктория), а второй начинается в Эфиопии, на озере Тана
  • Встречаются два притока в столице Судана, Хартуме, возле которого и образуют единую реку
  • Протяженность Нила от озера Виктория и до Средиземного моря составляет приблизительно 5 600 км, остаток длины приходится на реку Кагера и другие протоки, впадающие в озеро Виктория
  • Нил имеет максимальную ширину в 7.5 км возле местечка Эдфу (Edfu) южнее Луксора и севернее Асуана
  • и минимальную — 350 метров возле самого Асуана
  • глубина реки невелика: 8-11 метров, что намного меньше, чем у Амазонки — до 40 метров
Нил в Каире Водохранилище Насер
Храм Рамсеса в Абу-Симбел
Прогулочный пароход Река возле Асуана

Нил в Луксоре

Истоки Белого Нила в Уганде южнее озера Виктория и Голубой Нил изобилуют водопадами высотой до 40-50 метров. Пороги служат непреодолимым препятствием для судоходства возле Асуанской плотины, где русло пролегает на высоте приблизительно 100 метров над уровнем моря.

К северу от Асуана на протяжении почти 3 000 км река судоходна и туристы могут путешествовать здесь как на современных прогулочных судах, так и на традиционных египетских парусных фелуках

Водопад на Ниле

  • Различный по рельефу в разных местах своего тысячекилометрового пути к морю, Нил различается и по климату: в своем среднем течении он течет в местности, для которой дожди — крайне редкое явление, в то время как берет свой исток река южнее экватора, в очень дождливом регионе

При впадении в Средиземное море Нил образует чрезвычайно широкую дельту, напоминающую таковую же у европейского Дуная.

У основания дельты располагается столица Египта, Каир. Возле ее западного края стоит известная еще во времена античности Александрия — популярный морской курорт и один из крупнейших городов страны — с востока дельту ограничивает Суэцкий канал.

Eurotraveler.ru

Источник: http://www.eurotraveler.ru/africa/nil/

Нил и ниломер

Современные жители долины Нила называют эту великую реку именем «аль-Бахр» – море. И это трудно назвать преувеличением, так как Нил – это действительно море, море фактов, легенд, верований; море жизни, от которого зависела вся древнеегипетская цивилизация.

Нил – это не просто транспортная артерия, пронизывающая Египет и соединяющая его в единую страну. Нил – это подлинный источник жизни и главная духовная ось всего древнеегипетского представления о мироздании, так как согласно вере древних египтян, в мире есть два Нила – Нил земной и Нил небесный, который открыт каждому в ночном небе и являет собой ничто иное, как светлый Млечный путь.

Неудивительно, что Нил не просто обожествлялся древними жителями Египта, у него было множество ипостасей, имен и воплощений; на разных участках течения реки она носила разные имена, в честь нее совершались разные обряды и о ней складывались разные легенды и предания. Объединяло их одно – бесконечное преклонение и благодарность реке, несущей Египту жизнь во время своих ежегодных разливов, выразившееся в системе верования и сонме божеств, олицетворяющих Нил.

До настоящего времени египтяне не отказались от идеи о святости и могуществе Нила, несмотря на то, что после строительства Асуанской плотины он больше не разливается. Старики, женщины и дети, исповедующие Ислам, и по сей день верят во многие предания, связанные с Нилом и берущие свое начало в Древнем Египте.

Божественное происхождение Нила

Слеза Исиды и Млечный Путь

Согласно основной гипотезе о происхождении мира, в которую верили египтяне, весь реальный мир образовался из предвечного холма, возвысившегося из первичных вод посреди неизбывного Нила, возникшего как отражение Млечного Пути.

Млечный Путь – это тоже река, изливающаяся из священного сосуда, который держит в руках богиня Сатет, плывущая на золотой ладье вслед за созвездием Сириуса.

Есть также третья ипостась Нила – божественная река в загробном царстве Дуат, по которой бог солнца совершает каждую ночь долгий и трудный путь, чтобы возродиться над землей вместе зарей на востоке.

Таким образом, Нил для египтян представлял собой нечто, совершенно необходимое для поддержания порядка вселенной, как на земле, так и на небе и в загробном мире. Иными словами, египтяне не представляли себе ситуацию, при которой Нила не будет, это выходило за рамки их восприятия всего сущего.

Египтяне также верили, что Нил выходит из земли дважды – в своем верхнем и нижнем течении, а начинается он из двух источников. Первые источник – это единственная слеза Исиды, которую та пролила над бездыханным телом своего мужа Осириса.

«Рельефы, сохранившиеся на стенах пристани храма Исиды на острове Филе, показывают тайную пещеру, где находятся истоки реки. В центре пещеры, окруженной гигантским змеем времени, обитает Хапи – дух нильского половодья.

В руках Хапи держит два золотых сосуда, из которых вслед за слезой Исиды начинают течь несущие благодать божественные воды реки» (В. Солкин).

Разливы Нила

Ниломеры

Так же, как вечен и неотъемлем от жизни был сам Нил, вечны и неотъемлемы были его ежегодные разливы, дававшие жизнь и пропитание всему живущему на берегах священной реки. Паводок Нила означал начало нового урожая, а значит и нового года.

Самым оптимальным считался уровень подъема воды на шестнадцать локтей (один локоть – примерно пятьдесят с небольшим сантиметров).

Египтяне на протяжении десятков веков тщательно следили за высотой подъема воды в реке и создавали для этого специальные ниломеры.

По показаниям ниломера определялись размеры будущего урожая и суммы налогов, отклонения от нормы, значения больше или меньше шестнадцати локтей означали, соответственно, наводнение или засуху.

Разлив Нила мог не только обогатить почву долины бесценным речным илом, позволяющим собирать гигантские урожаи полбы, ячменя и овощей, он мог также, разлившись без меры, смести все на своем пути и оставить египтян вообще без урожая, что означало недород и следующий за ним голод.

Поэтому египтяне с тревогой ждали известий от ниломера, после объявления начала разлива и уровня воды либо всенародное ликование, либо дурные предчувствия и ожидания беды.

Современные египтяне так и не смогли окончательно избавиться от своих корневых привязанностей к разливу Нила и хотя сам Нил больше не разливается, ниломеры остаются местами народных суеверий и даже некоего поклонения, например, новобрачными.

Ниломер в Асуане

Эти устройства до сих пор сохранились в некоторых местах Египта, хотя после строительства Асуанской плотины, Нил больше не разливается.

Один из таких ниломеров – знаменитый на ниломер на острове Элефантина (современный Асуан) был очень точно описан древнегреческим историком и путешественником Страбоном.

По описанию Страбона, этот ниломер представлял собой длинный подземный ход с лестницей, уходящей к поверхности Нила из-под фундамента одного из храмов. На этой лестнице сохранились многочисленные отметки уровней, до которых поднимались речные воды на протяжении многих веков египетской истории.

Ниломер в Каире

Другой знаменитый ниломер можно до сих пор увидеть в Каире, на южной оконечности острова Рода, построенный, вероятно, еще во времена фараонов. Однако павильон, который стоит на месте древнего ниломера сегодня – это более поздняя копия того сооружения, которое было построено здесь в девятом веке нашей эры.

«Каменный колодец ниломера, спускающийся значительно ниже уровня Нила, был соединен с рекой тремя тоннелями (в настоящее время заложенными) на различной высоте – верхний пока еще досягаем. На стенах колодца написаны строки из Корана, прославляющие дождь как благословение  Аллаха» (Путеводитель ROUGH GUIDES «Египет»).

Вероятно, что арабы, построившие этот ниломер, лишь следовали древним традициям египетского народа обожествлять все, что связано с дарующими жизнь разливами.

Читайте также:  Владимир маяковский "а вы могли бы?": анализ стихотворения

Себек

Идол крокодилопоклонников

Понятно, что столь высокая зависимость египтян от ежегодных разливов Нила не могла не найти свое отражение в египетской мифологии и космогонии. Время паводка считалось временем возрождения всех животворящих сил реки и природы ее долины.

Египтяне видели это событие так: в ночь разлива Нила великая предвечная мать Нейт, которую также в некоторых областях почитали как творца всей вселенной, рождает и кормит грудью своего сына Себека – «могучего нильского крокодила, повелителя благодатного разлива реки, покровителя охотников и рыболовов, правителя обитателей прибрежных зарослей папируса, именно Себеку приписывалось изобретение рыболовной сети. Согласно легендам, свирепость и страшные челюсти Себека защищали великих богов, отпугивая от них силы зла и тьмы… (подробнее об ужасном боге-крокодиле и боге Хапи читайте в статье «Боги Нила: Хапи и Себек»).

Современные верования

Южные области Египта сохранили для нас больше преданий и верований в отношении божественного происхождения и могущества Нила, чем его северная, более индустриальная часть. Это связано с тем, что на юге Египта население в большей степени привержено традициям, вековым способам ведения сельского хозяйства и древним обычаям.

Например, в Ком-Омбо, недалеко от Асуана, где сохранился храм, посвященный богу-крокодилу Себеку и сокологоловому богу Хоруру, существует обычай, согласно которому накануне свадьбы невеста со своими подружками приходят в храм, долго осматривают его и сохранившийся в храме ниломер, с помощью которого их предки следили за подъемом воды.

То же самое со своими друзьями делает жених, но уже в день самого бракосочетания. Такая экскурсия и поклонения храму обещает молодым долгую, благополучную, изобильную жизнь.

И хотя современная молодежь, в большинстве своем исповедующая ислам, не верит в эти предания, однако этот обычай старается не нарушать и он передается из поколение в поколение.

«Здесь живут крестьяне-феллахи, не понаслышке знающие, что именно от Нила зависит их жизнь, совершенно иная, чем у обитателей крупных городов. Здесь живут обычаи и предания, уходящие своими корнями в глубокую древность» (В. Солкин).

Например, кусочек засохшего нильского ила может служить не только удобрением для поля, но и прекрасным лекарством для больных глаз.

Из-за чересчур яркого солнца в Египте распространены заболевания глаз, а потому многие феллахи наряду с традиционной медициной не забывают рецепты своих древних предков, которые утверждали, что, если перевезти этот кусочек ила с одного берега реки на противоположный, болезнь глаз излечится сама собой.

Нил также по-прежнему воспринимается как самый короткий путь из мира реального в мир божественный. Поэтому современные крестьяне используют его как средство связи с богами и духами. Чтобы передать сообщение в иной мир, им не нужны сотовые телефоны и Интернет, они просто ловят рыбу, пишут на ее спине свое желание и выпускают обратно в реку. Считается, что тогда желание обязательно сбудется.

Нил остается защитником египтян от злых сил, сглаза и гнева богов. При этом очень важно уберечь от дурного глаза только что родившегося ребенка, когда он еще не назван, беззащитен и уязвим.

Поэтому в момент рождения ребенка мать и повитухи собирают органические остатки, вышедшие с плодом, в специальный глиняный сосуд, обертывают его куском превосходного льняного полотна и бросают в реку.

При этом они не очень хорошо понимают смысл этого ритуала, но продолжают в точности копировать действия своих предков, свершавшиеся здесь в течение десятков веков.

«Один из самых популярных праздников средневековья, связанный с разливом Нила, – Вафа ан-Нил, «Невеста Нила», – был известен в греко-римском Египте и широко отмечается в Египте наших дней в первых числах августа всеми слоями общества и представителями всех конфессий.

В XIX веке существовала традиция насыпать перед дамбой круглый земляной столб, на котором высеивали немного маиса или проса. Этот столб назывался аруса – «невеста»; его смывало поднимающимися водами Нила за две недели до того, как сносили дамбу, открывая воде путь на поля.

Средневековый историк аль-Макризи рассказывает, что в год завоевания Египта арабами военачальнику Амру ибн аль-Асу сообщили, что у египтян существует обычай нарядно одевать юную деву и бросать ее в реку, принося в жертву Нилу, чтобы воды реки вновь были плодородны. Амр ибн аль-Ас упразднил этот обычай.

Нил не поднимался в течение почти трех месяцев, и народ заволновался, опасаясь голода. Тогда Амр по велению халифа бросил в Нил записку с текстом: «От Абдаллаха Омара, повелителя правоверных, Нилу Египта.

Если ты разливаешься по собственной воле, то не разливайся, но если Аллах единый, могучий повелевает тебе разливаться, мы заклинаем Аллаха единого, могучего заставить тебя разлиться». По легенде, с следующую же ночь Нил поднялся на шестнадцать локтей.

Сегодня, несмотря на то, что Нил уже не разливается и перед дамбами не сооружают столбов из земли, в реку в присутствии глав государства бросают куклу, наряженную в одеяние времен фараонов» (В. Солкин).

В середине июня египтяне до сих пор празднуют «ночь слезы». Считается, что именно в эту ночь Исида роняет свою чудесную слезу в Нил (хотя египтяне-мусульмане не произносят имя Исиды, называя первую нильскую каплю просто «чудесной»), и от этой слезы начинается подъем воды в Ниле.

Эта ночь вычисляется астрологами в соответствии с расположением звезд и Луны, при этом астрологи называют не только дату но и точное время начала разлива. Местные жители проводят эту ночь на берегу великой реки, пытаясь узнать свою судьбу.

Женщины раскладывают у дома кусочки с метками, означающими годы жизни. на рассвете они проверяют, какие куски остались целыми, а какие треснули и вычисляют из этих сведений продолжительность жизни: своей и членов семьи.

В настоящее время празднование «ночи слезы» сохраняется, в основном, жителями южных областей Египта и египетскими христианами – коптами.

* * *

Итак, «Современные обычаи египтян в большинстве своем представляют причудливую смесь наследия фараонов и арабских верований. Их живучесть объясняется неизменностью окружающей природы и климата, медленным изменением социальных условий: фараоновские черты – дедовские; а арабские – отцовские.

Сегодня, спустя тысячу семьсот лет после того, как был написан последний древнеегипетский текст, «дедовские» обычаи еще очень сильны; переплетаясь с арабскими легендами, они образуют неповторимый колорит современного Египта», – пишет Абдель Азиз Рифаи, современный египетский исследователь.

Литература:

  • Солкин В.В. и др. Древний Египет. Энциклопедия. – М.: Арт-Родник, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Кокс С., Дэвис С. Древний Египет от А до Я / Пер. с англ. А. Бушуева. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.
  • Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.

Источник: http://www.river-nile.info/gods-of-the-nile/depth-measuring-of-the-nile.php

Река Нил в Африке

4 февраля 2015

Нил известен каждому, ведь это – одна из крупнейших рек на планете. Причём ещё пару лет назад именно он был самым длинным, пока учёные не провели более тщательные исследования. И всё же второе место ничуть не умаляет значение этой великой реки, ставшей для африканцев особым объектом, почитаемым и уважаемым.

Причём река Нил в Африке издавна пользовалась особым статусом, ей поклонялись не только местные египтяне, но и греки, а также римляне. В честь этого великого водоёма проводили праздник Нилоа и даже соорудили храм, расположившийся в городе Нилополис.

Уже в древние времена учёные разных континентов наперебой старались первыми определить нильский исток, у разных географов имелись свои мнения, основанные на примитивных знаниях, арабских источниках или проделанных экспедициях.

Если бы не эта река, Египет, известная и популярная страна Северной Африки не был бы населённым и таким прославленным, ведь осадки тут скудные. Однако благодаря наличию Нила, несущего воды через полматерика и пустыню Сахара, речное побережье стало густонаселённым, что позволило египетской культуре достичь огромнейших высот, а созданному здесь государству стать мощным.

Нил, самая полноводная река Африки, дал возможность египтянам заниматься сельским хозяйством, что существенно влияло на положение страны. Имея подобное природное богатство и иные географические условия, Египет ощущал их определённое влияние.

Государственному процветанию способствовали не только политическое положение, но и река, ведь плодородные земли постоянно расширяли границы.

При этом посаженные культуры почти не нужно было поливать, чтобы вовремя получить урожай, численность которого контролировалась управлением паводковых вод.

Так как река Нил в Африке разливалась регулярно, каждый год, то почвы имели высокие показатели плодородия, благодаря чему обильные урожаи обеспечивали запасами в непредвиденных обстоятельствах.

Впрочем, могущество главной водной артерии не всегда было благосклонным:

  • наводнение могло привести к немалым разрушениям;
  • недостаточный паводок грозил неурожаем и голодом.

Река играла в древности важную роль не только в сельском хозяйстве, но и в сообщении с другими странами и внутри Египта. Лодками перевозили грузы, людей, это транспортное средство даже определяло степень богатства человека.

В соответствии с речной жизнью строили календарь, определяли сезоны и соотносили появление звёзд, даже пространственная ориентация карт была привязана к направлению его истока, поэтому западная сторона изображалась справа.

Не смотря на такое явное значение Нила в жизни египтян, стоит отметить, что его самого не обожествляли, считая лишь частью природы Африки а вот богом назвали Хапи – речной разлив, который и давал изобилие. В мифах часто упоминалось название реки, в ней погибали боги, некоторые из них покровительствовали порогам.

Нил самая полноводная река Африки

Важность этой реки для древнего египетского государства огромная, причём во многих сферах, материальных и религиозных. И сейчас про реку Нил в Африке говорят с неким трепетом, ведь её мощь велика.

Она всегда привлекала исследователей, которые, впрочем, не сразу смогли определить исток. И всё же теперь понятно, что вытекаетграндиозная река из озера Виктория самого известного среди Великих африканских озёр. Проходя с юга на север, по северо-востоку материка, впадает в Средиземное море, создавая в этом месте дельту.

На своём пути Нил, самая полноводная река Африки, преодолевает почти 7 тысяч километров и три зоны с разными климатами:

  • экваториальную;
  • тропическую;
  • пустынную.

И на всей длине, даже в пустыне, река не теряет своей полноводности и мощи, орошая плодородные земли и жизненные оазисы, проходит при этом такие страны:

  • Египет;
  • Судан;
  • Танзания;
  • Руанда;
  • Уганда;
  • Кения;
  • Эритрея;
  • Эфиопия.

Вся река имеет несколько частей, отображающих сложность системы:

  • Виктория-Нил (от истока до озера Альберт, с многочисленными порогами и водопадами);
  • Альберт-Нил (равнинное течение);
  • Бахр-эль-Джебель (заболоченный участок);
  • Белый Нил (спокойное широкое течение в полупустынной местности, соединяясь с Голубым Нилом, образует дальнейшее течение – Нил);
  • Голубой Нил (начинается из озера Тана, важен для формирования речного режима).

Жизнь в Ниле, самой полноводной реке Африки, весьма активная, равно как и на его берегах. На протяжении многих километров побережья имеются болота, полюбившиеся растениями и животными. Те же места, которые без дождей осушатся, стали прекрасным пастбищем для множества млекопитающих.

Особым местным растением считается папирус (высокая осока), в древности он стал материалом для бумаги, сейчас же подобное производство привлекает лишь туристов, поэтому его заросли обычно нетронутые.

В болотистых районах обитают:

  • нильский личи (антилопа);
  • коб;
  • ситатунга;
  • бегемот.

Эта река не одно тысячелетие даёт жизнь не только африканской природе, но и цивилизациям, селящимся на её благодатных берегах, поэтому Нил честно заслужил свою славу и место в мировой географии.

Источник: http://afrika-raj.ru/strany-afriki/reka-nil-v-afrike.html

Ссылка на основную публикацию