Настасья филипповна: характеристика и образ героини в романе ф.м. достоевского «идиот»

Настасья Филипповна в романе «Идиот»: образ героини

Главная героиня романа впервые является читателю на фотографическом портрете. Случайно увидев этот портрет, Мышкин не может оторвать от него глаз.

Заметив это, генерал Епанчин и секретарь в его доме Ганя Иволгин «с изумлением посмотрели на князя». Мышкину кажется, что эта красавица является обладательницей израненной души, что судьба ее трагична.

Еще до встречи с ней Мышкин проникается к ней глубоким состраданием.

С шестнадцатилетнего возраста Настасья Филипповна в романе «Идиот» находилась на воспитании у помещика Тоцкого, но теперь ей двадцать пять, она уже приобрела опыт плавания в этом мире, она настолько своенравна, что мужчины боятся вспышек ее гнева.

В этой зрелой вроде бы женщине присутствуют литературные черты девицы — нарциссизм и мазохизм. Она убеждена, что была невинной девочкой, но вот развратник Тоцкий превратил ее в уличную девку, и теперь она — человек конченый. Именно из этого убеждения она и строит свое поведение: одушевляется злобой и устраивает целые представления, имеющие своей целью продемонстрировать свою оскорбленность.

Мужчина зрелых лет — Тоцкий, у которого она была на воспитании, считает ее «колоритной женщиной», но на самом деле в ее характере отсутствуют цветовые сочетания. Если собрать воедино разбросанные по роману ее слова и поступки, то мы не обнаружим большого многообразия.

Настасья Филипповна в романе «Идиот» проклинает свою жизнь падшей женщины, ненавидит утешающих ее мужчин, она вступает с ними в конфликты и мстит. В общем, перед нами встает недобрый образ.

Разросшиеся до предела униженность и месть за нее — вот что такое Настасья Филипповна и ее театр.

Без всякой нужды она заявляется к Иволгину и сеет там семена раздора, на своем дне рождения выставляет себя жертвой и наградой за победу в азартной игре, пристает к гостям, разыгрывая из себя оскорбленную невинность.

Для Тоцкого Настасья стала слишком большой обузой, он дает ей денег на приданое, чтобы она вышла замуж за Ганю Иволгина.

Прямо перед всеми гостями Настасья Филипповна в романе «Идиот» оскорбляет его, заявляя, что тот за деньги готов ползти аж до Васильевского острова.

Она бросает в огонь обернутые в газету сто тысяч рублей, принесенных ей Рогожиным, и тут же велит Гане достать их голыми руками — в таком случае она отдаст деньги ему. Все эти ее выходки являются следствием ее неудовлетворенной злобы.

У Настасьи много сил, она энергична, но она ходит по замкнутому кругу, у нее не появляется новых мыслей и чувств. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, нужен или сердечный друг, или какие-то желания, которые могут осуществиться в близком будущем.

Но Настасья не знает, что человеку нужны такие подпорки. Поэтому она полностью погружена в свои прошлые несчастья, несчастье для нее — козырная карта, которую она использует при общении с другими людьми, над которыми она издевается, которых она ненавидит.

И в этом смысле она действительно выделяется на общем фоне.

Фамилию Настасьи Филипповны — Барашкова — тоже можно считать «говорящей». Рогожин и вправду преследует ее, как охотник — добычу.

Но оба они оказываются в страшном и мрачном тупике, и Рогожин своим ножом ставит предел ее жизни, но на самом деле причина ее смерти в том, что она сама отказалась от будущего.

Она не умеет реагировать на новые обстоятельства, она всегда пребывает в состоянии бешеной злобы — вот ее идентичность, и в этом состоит ее несчастье. Аглая говорит Настасье Филипповне: «Вы могли полюбить один свой позор и беспрерывную мысль о том, что вы опозорены и что вас оскорбили».

Да, Настасья Филипповна в романе «Идиот» по-настоящему страдает, собственная греховность приводит ее в отчаяние, и она мечтает о чистоте, но мы видим, что она не может найти выхода из этой ситуации. Вместе с тем писателя Достоевского манил этот образ этой эмоциональной и несчастной женщины.

С самого первого своего произведения — «Бедных людей» — писатель постоянно преподносит нам героев, которые переполнены «отрицательной эмоциональностью» — страдающих от неполноценности, аутизма, оскорбленности, героев злобных, подверженных страхам.

Поэтому такая женщина, как Настасья Филипповна, которая своими несчастьями порождает трагедию, пользуется явным сочувствием Достоевского. Он постоянно описывает ее мысли и чувства, пытаясь «набить им цену».

То, что кажется нам тривиальной злобой, интерпретируется Достоевским в самом «высоком» смысле: она, де, стыдится своей греховности и хочет избавиться от нее.

В тогдашней российской действительности было, думается, немало греховных и равнодушных к своей «нечистоте» женщин, но Достоевский обделяет их своим писательским вниманием, он выбирает в качестве своей героини женщину с выставленным напоказ осознанием драматичности своей судьбы, он выводит ее эмоции за пределы чисто внутренних переживаний. Федор Михайлович признает в Настасье Филипповне мечтательность и наивность, но в то же самое время считает, что в ней есть сила и глубина. Такова пристрастная оценка Достоевского.

Мысли этой героини вращаются по замкнутому кругу: она беспрерывно пытается решить, кто нехорош — она ли сама, или кто-то другой. Она успокаивает себя тем, что когда-то к ней явится добрый и хороший человек, она изо всех сил ожидает его — и в этом отношении она походит на Марию Магдалину. Вот такая героиня и была нужна Достоевскому.

Почти во всех произведениях этого автора появляется подобная Настасье Филипповне женщина: не желающая совместных действий с другими, ненавидящая позитивную деятельность, погруженная в собственные переживания, мечтающая о союзе с чистым и прекрасным человеком. И в «Бедных людях», и в «Хозяйке», и в «Белых ночах», и в других ранних произведениях мы уже встречались с таким типажом «мечтающей женщины».

Главные героини произведений Достоевского — это тоже «мечтательницы». Самая яркая представительница этой плеяды — Настасья Филипповна в романе «Идиот» — эмоциональная, живущая в плену своих фантазий, что приводит ее к неминуемому краху.

Возможно, при конструировании образа Настасьи Филипповны, помимо собственных пристрастий к «мечтающей женщине», на Достоевского оказали влияния и воспоминания о своей первой покойной жене Марии, которая долгое время была прикована к постели и жила в плену своих мечтаний.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. — СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/nastasja_filippovna_v_romane_idiot_obraz_geroini/66-1-0-962

Анализ словесного портрета Настасьи Филипповны (героини романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)

В системе персонажей романа «Идиот» Ф.М. Достоевского образ Настасьи Филипповны занимает одно из центральных мест. Эта женщина «дьявольски красива», она способна околдовать и очаровать любого мужчину. Мужчины относятся к ней либо резко отрицательно, либо влюбляются в неё на всю жизнь.

Их любовь зачастую – это любовь-страсть (например, Парфён Рогожин). Сама Настасья Филипповна находится во власти собственных слабостей, собственной неопределённости и своей страсти. Она очень неуравновешенная, и её за странные, импульсивные поступки общество считает чуть ли не колдуньей.

Имя «Настасья» – это просторечное от полного церковно-славянского «Анастасия», что значит «воскресение». Это имя-символ. Оно резко контрастирует с образом колдуньи, демонической женщины, чей образ очень напоминает демонических женщин Н.В. Гоголя.

Имя её отца – Филипп – восходит по своему происхождению к понятию «всхлип», и вообще, оно очень тесно связано со слезами. Т.е., Настасью Филипповну можно назвать «ребёнком слёз».

Это очень важно для понимания образа героини – слёзы сопровождают её повсюду, причём зачастую это слёзы истерии, надрыва – и почти никогда её.

Внешне она выглядит очень красиво. Подробное описание Настасьи Филипповны даётся только один раз: почти в самом начале романа, когда князь Мышкин рассматривает её фотопортрет.

«Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерно.

Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…» В этом портретном описании указано ключевое слово к пониманию образа Настасьи Филипповны: страсть. Также в описании фигурирует слово «высокомерно» – Настасью Филипповну часто называют бессердечной и высокомерной.

Почему мы должны опираться на это описание внешности героини как на самое главное? Дело в том, что здесь описание Настасьи Филипповны представлено в 4-аспектном ракурсе. Первый ракурс – это восприятие героини фотографом. Второй ракурс – восприятие фотографии Настасьи Филипповны князем Мышкиным.

Третий ракурс – восприятие  Настасьи Филипповны рассказчиком. И только четвёртый ракурс – это восприятие образа героини читателем. Многоуровневый взгляд позволяет нам воспринимать образ героини целостно, а также заставляет нас поверить ему безоговорочно и бесспорно.

Портрет статичен. Но на лице портретируемой можно заметить следы большой душевной драмы: «лоб задумчивый», «выражение лица страстное». Внутри неё кипит душевная борьба.

Читайте также:  Розовый пляж pink sands beach на острове харбор

Чёрное платье, надетое на Настасью Филипповну, тоже символично. Чёрный – цвет скорби, цвет слёз. Эта деталь перекликается с внутренним смыслом её отчества. Вообще, весь портрет несёт на себе отпечаток нарочитой простоты и печали.

Простота подчёркивается фасоном платья («простой и изящный фасон»), убранством волос («волосы были убраны просто, по-домашнему»).

Это игра на контрасте между внешней простотой героини и её противоречивым внутренним миром.

Описание локальное, единичное, даётся почти в самом начале романа, ещё до знакомства с самой героиней, но уже после знакомства с её поступками и с её характером в изложении Рогожина.

В описании много подробностей, поэтому его можно отнести к типу «портрет-картина», хотя в данном случае имеется в виду «портрет-фотография».

Поэтому-то Достоевский и воспроизводит с фотографической точностью портретные характеристики.

Поскольку фото в то время были чёрно-белые, он, описывая волосы Настасьи Филипповны, использует вводное слово «по-видимому», выражающее сомнение. В облике Настасьи Филипповны много тайны.

Портрет предварён описанием эмоций, какие испытал князь Мышкин, увидев его: «Удивительно хороша!», а затем следует согласие автора: «На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина», но в этой ремарке звучит какая-то скрытая ирония. Т.е.

, внешне рассказчик согласен с Мышкиным, что женщина необычайно красива, но рассказчик знает о ней нечто большее, чем князь, и это «нечто» перевешивает впечатление от её красоты.

Через некоторое время после просмотра портрета Мышкин говорит, что Настасья Филипповна, должно быть, много страдала, поэтому в её лице так много страсти.

Кульминация портретного описания – «выражение лица страстное и как бы высокомерное». Эта кульминация – ключ к пониманию вообще всего образа Настасьи Филипповны.

На протяжении романа образ Настасьи Филипповны не эволюционирует. Она мечется от одной крайности к другой (от плотской страсти к Рогожину и до духовной близости с князем), но развития её образа не происходит. Это добавляет элемент трагедии в повествование, т.к. трагедийные персонажи, как правило, статичны и обуреваемы одной страстью, одной эмоцией (Гамлет, Ромео).

В описании портрета Достоевский использует в основном эпитеты: «глаза тёмные, глубокие», «выражение лица страстное, высокомерное». Т.е. автор не сколько описывает внешность Настасьи Филипповны, как столько описывает впечатление от фотопортрета на князя и на других возможных зрителей.

Страсть как доминирующая черта Настасьи Филипповны сыграет свою роковую роль в её судьбе и приведёт её к гибели.

Уже в портрете намечены первые черты грядущей трагедии: её задумчивость, печальное выражение лица и глаз, чёрное платье (чёрные платья, как правило, надевают в связи с трауром) – всё это настораживает и заставляет волноваться за её жизнь, за её судьбы, сопереживать ей, нетерпеливо ждать, когда она сама появиться на страницах романа, задумываться над образом героини, над её душевным надломом.

Источник: http://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/analiz-slovesnogo-portreta-nastasi-filippovny-geroini-romana-f-m-dostoevskogo-idiot/

Образ Настасьи Филипповны в романе «Идиот». Сочинение

Женские образы Фёдора Михайловича Достоевского удивительно разнообразны — от омерзительной старухи-процентщицы и до детски-пленительной Нелли. Среди них героини привлекательные и отталкивающие; многие из них чем-то друг на друга неуловимо похожи.

Но есть в прозе Достоевского один, необычайно яркий, образ — образ, который не похож на другие. Это образ — Настасьи Филипповны Барашковой, героини романа «Идиот». Женщина эта интригует нас еще до того, как мы впервые с ней встречаемся.

Еще до этой встречи мы знаем, как добывал для нее Рогожин бриллиантовые серьги; знаем, какое впечатление произвела ее внешность на Мышкина. Внешность Настасьи Филипповны играет в романе огромную роль. Если Мышкина влечет к этой героине жалость, то Рогожина и Ганю Иволгина — ее редкая красота.

Достоевский не описывает Настасью Филипповну — мы знаем только то, что у нее темные волосы и темные глаза. Но в то же время автор многократно подчеркивает исключительность ее лица:

И дальше:

И потом, впоследствии. Достоевский неоднократно упоминает о «страшной» ее красоте.

Герой романа — князь Мышкин — с одного лишь взгляда на фотокарточку сумел определить, отчего же у Настасьи Филипповны такое странное выражение лица.

Мышкин прав; более того — именно в былом страдании корень всех поступков героини. Считая себя раз и навсегда обесчещенной. Настасья Филипповна борется со своей любовью к Мышкину. При этом она страдает сама, мучает Мышкина и Рогожина.

Стремительно-порывистый, непредсказуемый характер героини виден в каждом ее поступке. Сила этого образа такова, что везде в романе Настасься Филипповна появляется только в присутствии Мышкина — он в какой-то степени нейтрализует героиню.

Сама она более всех страдает от своей «испорченности». Во многих сценах Настасья Филипповна создает критические ситуации — например, на вечере у Гани или на своем дне рождения, когда она бросает в огонь пачку денег. Но, унижая других, она не находит успокоения.

Даже жалостливая Любовь Мышкина не облегчает её нравственных страданий.

Другой женский образ романа — Аглая Епанчина — нарисован автором, мне кажется, с меньшей нежностью и с меньшим сочувствием. Да. Аглая тоже любит Мышкина, тоже страдает… Но у нее нет прошлого Настасьи Филипповны, и все ее терзания, не имея под собой прочной духовной основы, напоминают отчасти вымышленные муки взбалмошной и избалованной девочки.

Развитие образа Настасьи Филипповны достигает крайней точки в одной из последних сцен романа, когда она ставит Мышкина перед выбором — «или я, или Аглая». Сергей любит обеих (в моем восприятии — не любит ни одну), но жалость заставляет его выбрать Настасью Филипповну.

Ей не нужен брак с Мышкиным (желая всей душой быть рядом с ним, она боится «испачкать» его невинность), и она бежит к Рогожину, а фактически — к собственной смерти. Гибель героини в финале романа закономерна.

Страшная и величественная в своем страдании, Настасья Филипповна никогда не смогла бы успокоиться. Боль прошлого не отпустила бы ее. Да, конечно, она понимала, что ее любит и жалеет Мышкин; что Рогожин может ее убить и, наверное, убьет; что она разбивает счастье Аглаи…

Она не поняла лишь одного — что ни в чем и ни перед кем не виновата…

Источник: http://litera.su/learner/all-works/dostoevsky-f-m/image-of-nastasia-filippovna-in-dostoevskys-idiot

Настасья Филипповна

Настасья Филипповна – главный женский персонаж романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот». Вокруг этой героини строятся сюжетные линии, заставляющие читателя с интересом следить за коллизиями и перипетиями, с которыми сталкиваются мужчины. Настасья Филипповна была чрезвычайно русская женщина, чей характер был неукротим, а судьба невероятно трагична.

История создания

Писатель Федор Достоевский

Образ Настасьи Филипповны не был навеян Достоевскому вдохновением. Прототипом для него послужила давняя возлюбленная писателя – Аполлинария Суслова. Дочь купца средней руки, она была сестрой первого врача-женщины в России.

Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, между Достоевским и Сусловой возникла романтическая связь. Аполлинария требовала у Достоевского развода с супругой и протежирования на литературном поприще ее творений, не отличавшихся талантом.

После смерти супруги писатель решился связать свою жизнь с любовницей, но та отказала.

Литературоведы предполагают, что Аполлинария Суслова могла стать прототипом Настасьи Филипповны, и подтверждают, что связь двух творческих людей была мучительной, нервической, практически необъяснимой.

Роман Достоевского «Идиот»

Любопытно, что Достоевский подарил аналогичные героине «Идиота» черты и другим персонажам. В «Братьях Карамазовых» схожим образом наделена Аграфена Светлова, а в «Игроке» – Полина. Многие писатели вдохновлялись идеей о сломанной жизни простой русской женщины, создавая типичные для русской классической литературы образы.

Негласно некоторые писатели, в том числе Наталья Смирнова, издавшая книгу «Синдром Настасьи Филипповны», характеризуют именем героини жертв насилия, которых впоследствии сопровождают психологические проблемы. Под синдромом автор термина понимает хроническую ненависть ко всем представителям сильного пола, возникающую параллельно с желанием быть востребованной и одновременно недоступной.

Биография и сюжет

Настасья Филипповна на сцене театра

Князь Мышкин впервые видит Настасью Филипповну на портретном изображении. Фотография так впечатляет героя, что он не может отвести от нее взгляд, любуясь чертами женщины.

Ухаживающие за ней генерал Епанчин и Ганя Иволгин не сразу разглядели в князе соперника. Мышкин, в свою очередь, сумел по фотографии разглядеть израненную душу и трагическую судьбу Настасьи Филипповны.

Им движет глубокое сострадание к еще незнакомой персоне.

Девушка с 16 лет живет как содержанка у богатого помещика Тоцкого. Отданная ему на воспитание в юности, она не ожидала, что опекун воспылает к ней не только платонической любовью. К 25 годам Настасья Филипповна предстает перед читателем как любовница Тоцкого, имеющая опыт нахождения в свете.

Князь Мышкин

К среднему возрасту Настасья Филипповна уже не считалась девушкой, но черты, присущие инфантильным красавицам, оставались при ней. Нарциссизм и некий мазохизм оправданы тем, что из порядочной девочки она превратилась в наложницу развратника. Теперь в ее жизни не предвидится просвета.

Женщина с характером, она отличается яркими вспышками гнева. Окружающие боятся попасть ей под горячую руку. Чувствуя себя конченым человеком, она позволяет себе устраивать истерики, демонстрируя, как глубоко была оскорблена.

Тоцкий, которого привлекла внешность подопечной, считает ее «колоритной». Тем не менее, поступки героини предсказуемы и однообразны.

Читайте также:  «сумасшедший дом» во вьетнаме

Она проклинает свою жизнь, представляясь падшей женщиной, конфликтует с мужчинами и мстит за потерянную честь.

Ганя Иволгин (кадр из фильма)

Настасья Филипповна представляет на суд читателей театр одного актера, заявляясь к Иволгину, превращает собственный день рождения в балаган, выставляя себя оскорбленной невинностью.

Она порицает Тоцкого, дающего за нее большое приданое, чтобы обеспечить удачное замужество, и высмеивает вероятного жениха – Ганю Иволгина. Девушка бросает в огонь деньги, предложенные ей Рогожиным, и принуждает Иволгина лезть за ними в пламя.

Злоба и гнев движут каждым ее поступком.

Энергичная и волевая героиня оказывается в замкнутом круге. Неспособная испытывать иные чувства, она не понимает, чего хочет и к чему стремится. Женщина живет прошлым, зациклившись на собственных несчастьях и используя их как оправдания.

Князь Мышкин и Рогожин

Мало кто помнит, что фамилия Настасьи Филипповны – Барашкова. Проводя аналогию с Рогожиным, можно понять, что имена героев – «говорящие». Мужчина преследует возлюбленную, как хищник жертву.

Кажется, что своим ножом Рогожин обрывает жизнь женщины, но на самом деле она завершилась задолго до физической гибели.

Предлагавшая примириться с ситуацией, Аглая не понимала, что для Настасьи Филипповны больше не существовало будущего.

Достоевский неслучайно выбрал главной героиней женщину, осознающую трагичность своей судьбы. Писатель одарил ее мечтательностью и наивностью, соседствующими с взбалмошностью и истеричностью.

Он увидел в этой женщине сильный и твердый характер, который воспел в произведении. Героини, подобные Настасье Филипповне, присутствуют в каждом произведении Достоевского.

Описание аналогичных судеб просматривается и в «Бедных людях», и в «Белых ночах».

Эмоциональные мечтательницы, живущие в мире грез, ассоциируются с супругой писателя, которая в последние годы жизни была прикована к кровати и существовала в постоянном забытьи.

Настасья Филипповна Барашкова

Все мужчины в романе пытаются завоевать расположение и благосклонность Настасьи Филипповны. Епанчин, Иволгин, Рогожин – все они подкупают Настасью Филипповну. Последний не принимает во внимание, что она сожгла деньги, а значит, руководствуется не материальным интересом.

Только Мышкину стала понятна глубокая душевная травма женщины. Он разглядел в Барашковой живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. Мечась между властным и горячим Рогожиным и скромным Мышкиным, женщина обещает себя то одному, то второму. История завершается ее гибелью от рук ревнивого купца-миллионщика Парфена Рогожина.

Экранизации

Роль Настасьи Филипповны – благодатный выбор для актрисы, позволяющий раскрыть весь драматический потенциал исполнительницы в классическом женском образе.

Кадр из фильма «Идиот» Акиры Куросавы

В первой экранизации романа, снятой Петром Чардыниным в 1910 году, роль содержанки Барашковой исполнила Любовь Варягина. Звезда немецкого кинематографа Аста Нильсен воплотила образ падшей женщины в ленте «Неверные души» Карла Фрёлиха в 1921 году, а француженка Эдвиж Фёйер снялась в видео-интерпретации Жоржа Лампена в 1946 году.

Японский режиссер Акира Куросава в 1951 году представил публике экранизацию романа Достоевского, в которой главную героиню звали Таэко Насу. Ее роль исполнила Сэцуко Хара. В советской постановке 1958 года в образе Настасьи Филипповны предстала Юлия Борисова. Спустя 20 лет, когда Александра Ремизова поставила телеспектакль по мотивам романа «Идиот», в нем сыграла Людмила Максакова.

Людмила Масакова в роли Настасьи Филлиповны

Японский фильм – не единственный проект, где режиссер решил сменить имя главной героини. Анджей Жулавский, снявший Софи Марсо в фильме 1985 года «Шальная любовь», подарил ее героине имя Мари.

Современной и востребованной оказалась кинокартина «Даун Хаус» Романа Качанова, снятая по мотивам романа Достоевского. В России в полнометражном кино в образе Настасьи Филипповны выступала еще актриса Лидия Вележева, снявшаяся в ленте Владимира Бортко «Идиот».

Лидия Вележева в образе Настасьи Барашковой

Любопытно, что имя Настасья Филипповна досталось жене Добрыни Никитича – бравого молодца из серии мультфильмов «Три богатыря».

Фото

Источник: https://24smi.org/person/5255-nastasia-filippovna.html

Характеристика образа Настасьи Филипповны героини романа «Идиот»

Настасья Филипповна — одна из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В ее образе переплетаются две линии, из которых одна сводится к формуле «гордая красавица», а другая — к формуле «оскорбленное сердце».

В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло шестнадцать лет, сделал ее своей любовницей.

Переехав в Петербург, робкая и задумчивая девочка превращается в ослепительную красавицу, в «необыкновенное и неожиданное существо», одержимое гордостью, мстительностью и презрительной ненавистью к своему «благодетелю».

Так перед читателями возникает образ гордой и своенравной девушки, которая все, что ни делает, делает лишь «со злости». «Вы горды, Настасья Филипповна», — говорит князь Мышкин, — «но, может быть, вы уже до того несчастны, что и действительно виновною себя считаете…

Я давеча ваш портрет увидал и точно знакомое лицо узнал». Автор искусно подготовил встречу этих двух «образов чистой красоты». Сначала князь слышит о Настасье Филипповне, потом три раза рассматривает ее портрет. «Так это Настасья Филипповна? — промолвил он, внимательно и любопытно поглядев на портрет.

— Удивительно хороша!» На портрете была изображена действительно «необыкновенной красоты женщина». При первом взгляде князь видит только красоту, а при втором замечает ее муку и печаль.

«Удивительное лицо», — говорит он, — «лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами, в начале щек.

Это гордое лицо, ужасно гордое…» «Гордую красавицу» постоянно пытаются продать.

Один мечтает купить ее любовь за сто тысяч, другому предлагают за нее семьдесят пять. Но князь Мышкин бросается ее спасать — он предлагает ей свою руку. Как затравленный зверек, Настасья Филипповна начинает метаться между поклонниками. Она жаждет спасения. Но ей ли, наложнице Тоцкого, мечтать о счастье с князем?

Ей ли, «рогожинской», быть княгиней? Она упивается позором и сжигает себя гордостью. Из церкви, в подвенечном платье, убегает от Мышкина и покорно подставляет себя под нож Рогожина.

Достоевский создал из своей героини «образ чистой красоты», плененный «князем мира сего» и в глубине души ждущий избавителя. Однако героиня так и не дождалась его. Злой дух разжигает в изгнаннице гордость и сознание виновности, тем самым толкая ее на гибель.

Мышкин же пытается спасти ее, но не знает как. Он думает, что словами вроде «вы не виноваты» разобьет оковы опутавшего ее зла. Но Настасья Филипповна сознает свое падение и жаждет искупления греха, а князь постоянно ей, падшей, говорит о ее же безгрешности.

И назло ему красавица уезжает с Рогожиным. «А теперь я гулять хочу, я ведь Уличная». Судьба Настасьи Филипповны чрезвычайно трагична.

Она «осквернена», унижена, возбуждает у большинства окружающих нечистые и злые чувства: тщеславие у Гани, сладострастие у Топкого и Епанчина, чувственную страсть у Рогожина. Любовь князя не спасает, а только губит ее. Полюбив его, Настасья Филипповна казнит себя, «уличную», и сознательно идет на смерть.

Мышкин знает, что она гибнет из-за. него, но старается убедить себя, что это не так, что, «может, Бог и устроит их вместе». Он жалеет ее, как «несчастную помешанную», но любит другую — Аглаю.

Однако, когда соперница оскорбляет Настасью Филипповну, князь не может вынести ее «отчаянного безумного лица» и с мольбой говорит Аглае: «Разве это возможно!

Ведь она… такая несчастная!». Теперь Настасья Филипповна не может больше заблуждаться. Жалость князя — не любовь и любовью никогда не была. Вот почему Рогожин в финальной сцене приводит Мышкина к ее смертному ложу. Вдвоем бодрствуют они над телом убитой, они — сообщники: они оба убили ее своею «любовью».

Всю свою жизнь эта «необыкновенной красоты женщина» была несчастна и одинока, с малых лет она знала, что такое страдание, горечь и боль. Так, вроде бы и не желая того, окружавшее ее общество загубило на этой земле одну из «гордых красавиц» с «оскорбленным сердцем».

Роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот» является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как российский образ жизни времен XIX века, так и западный.

Немаловажную роль в произведении также играет описание природы Швейцарии и России.

Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъеди няет их своим посредничеством и еще больше ссорит.

Читайте также:  Анна ахматова "стихи о петербурге": анализ стихотворения

Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом.

Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в «правильном направлении»: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения.

Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу.

Князю Мышкину не удается спасти Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Агяаи, доводит ее до человечности.

Лев Николаевич смог помочь Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре.

Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек, способный иметь идеал и отдать за него жизнь. Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время, прошедшее с момента написания этого романа.

Такие произведения помогают людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.

Источник: http://sochbox.com/xarakteristika-obraza-nastasi-filippovny-geroini-romana-idiot/

Женские образы романа Достоевского «Идиот». Настасья Филипповна и Аглайя

Одно из высших достижений романа «Идиот», как и всего творческого пути Достоевского, — образ Настасьи Филипповны. Это центр, к которому тянутся все нити сюжета и от которого исходят все импульсы действия.

Есть два толкования этого сложного и глубокого женского образа. По одному из них героиня Достоевского – вакханка, гетера, «бесноватая», одержимая чувственной страстью, которая и приводит её к гибели. Недаром сама она называет себя «уличной», «рогожинской», «бесстыдной». Это мстительница, не знающая пощады. Красоту её один из героев романа называет «фантастической и демонической».

По другому толкованию Настасья Филипповна – воплощение нравственной чуткости и чистоты, устремлённости к идеалу и любви. Она любит музыку, она читала много поэм, у неё безошибочный вкус и врождённая культурность. Она мечтает о человеке, который придёт и поймёт её. Это смелая и мужественная натура, способная на протест и борьбу.

В окончательной редакции господствует эта вторая, «чистая» Настасья Филипповна. Достоевский «оправдывает» свою героиню.

Он изображает её на фоне растленной среды высокопоставленного Петербурга и прекрасно передаёт возникновение её высокого чувства к первому человеку необычайной душевной просветлённости, которого она встретила. Возрождённая к новой жизни, она поднимает бунт против мира тоцких, епанчиных, иволгиных.

Правдой и справедливостью звучат протесты, брошенные ею в лицо её плотоядным искателям, лишившим юную девушку высшего права на любовь и счастье. Образ вырастает до высокого трагизма.

Писатель изображает свою героиню нравственно одарённой натурой. У неё репутация бескорыстной женщины. Никто не может похвалиться успехом у этой всем известной куртизанки.

В Петербурге её связь с Тоцким только видимость – она уже навсегда ушла от него и строго замкнулась; её кружок – это какие-то бедные чиновницы, захудалые актрисы, семейство безвестного учителя. Она любит юродивых и старушек.

Её влечёт ко всему незаметному, смиренному, убогому.

Изредка у неё собираются ценители её блестящей внешности. Тогда она являет тип Перикловой возлюбленной. Остроумная, увлекающаяся, неотразимая, она обладает тонким даром беседы, искусством меткой реплики, умением вести опасный спор. Слушатели дивятся «блестящему уму и светлому чувству, с которым она иногда рассказывала, когда увлекалась».

Но она способна на высшие проявления сердечности и самопожертвования. Так выступает она в одной из лучших сцен романа – при встрече главных героев ночью в Павловске у дачи Епанчиных.

И вот, наконец, она стояла перед ним лицом к лицу, в первый раз после их разлуки; она что-то говорила ему, но он молча смотрел на нее; сердце его переполнилось и заныло от боли.

О, никогда потом он не мог забыть эту встречу с ней и вспоминал всегда с одинаковой болью.

Она опустилась перед ним на колена, тут же на улице, как исступленная; он отступил в испуге, а она ловила его руку, чтобы целовать ее, и точно также, как и давеча в его сне, слезы блистали теперь на ее длинных ресницах.

Если поначалу князь относится к Настасье Филипповне как к божеству: «В вас всё совершенство… даже то, что вы худы и бледны… вас не желаешь представить иначе…», — то в конце романа, в сцене перед венчанием, вышедшая на крыльцо, «бледная, как мертвец», Настасья Филипповна, поначалу привычно получившая букет пошлостей от собравшихся зевак, так посмотрела на них, «большие чёрные глаза её сверкали на толпу как раскалённые угли; этого-то взгляда толпа и не вынесла; негодование обратилось в восторженные крики».

Что же произошло с Настасьей Филипповной за этот промежуток времени? Что наделило её такой чудной силой? Конечно, любовь, ведь главным источником духовного опыта является именно она.

АГЛАЯ ЕПАНЧИНА

Образ Настасьи Филипповны контрастно оттесняется Аглаей Епанчиной. Это сильная и умная девушка. Она способна на критическое отношение к своей среде и рвётся из своего гнезда на волю.

«Я не хочу по их балам ездить, я хочу пользу приносить…» Её захватывает революционная литература, она «все запрещённые книги прочла».

В эпилоге романа Аглая порывает со своей аристократической средой и связывает свою судьбу с польским революционером для борьбы за освобождение его поверженной родины.

Отсюда душевное внимание Настасьи Филипповны к этой генеральской дочке и завершающий их необычные отношения «поединок» – знаменитая встреча соперниц, из которой бесправная и отверженная выходит победительницей. Достоевский мастерски раскрывает и недосягаемое чувство собственного достоинства этой «загубленной женщины» и бурю страдания, охватывающую под конец её оскорблённую душу.

Аглая прошла другой путь, нежели Настасья Филипповна. Ей многое было дано от жизни: красота, дружная семья, любовь к ней князя. Но «загадка» её красоты разрешилась по-земному мелко и нелепо.

То, что поначалу воспринималось как капризы домашней любимицы, постепенно приобрело отчётливый характер духовной слепоты и взбалмошного эгоизма. Её чувство к князю носит покровительственный характер.

Она, пожалуй, более стесняется его своеобразия в глазах обычных людей, чем отождествляет себя с любимым, и в качестве счастливой соперницы она не высказала ни великодушия, ни сострадания.

Отношения Аглаи с князем открыли в ней качества собственника: желание испытать, проверить его, побудили её на рискованный эксперимент и … на бестактное поведение.

Вот почему всегда помнятся сказанные о ней слова её матери Лизаветы Прокофьевны, которая хоть и любя, но грубовато-точно аттестовала дочь так: «Девка своевольная, девка фантастическая, девка злая, злая, злая! Тысячу раз буду утверждать, что злая!».

ТРАГЕДИЯ КРАСОТЫ

Красота, которую на земле воплощала Настасья Филипповна, ушла из жизни, и это трагедия. Но она ушла, приобщившись таинственной и прочной гармонии между Творцом и человеком; ушла, узрев свою собственную сущность, божественно отпечатавшись в жизни. А значит – ушла состоявшись. Именно этот свет победоносного духа и разлит в трагической концовке романа.

Духовная сумятица привела Аглаю «в каталическую исповедальню какого-то знаменитого патера, овладевшего её умом до исступления». Это тоже трагедия красоты. Но трагедия в её земных пределах, в которых небо благосклонного участия не принимает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прослеживается интересная тенденция в изображении женских характеров писателем.

В его романах присутствуют два типа героинь: мягкие и покладистые, всепрощающие — Наташа Ихменева, Сонечка Мармеладова — и бунтарки, страстно вмешивающиеся в эту несправедливую и враждебную им обстановку: Катерина Ивановна, Настасья Филипповна.

Два этих женских характера интересовали Достоевского, заставляли его вновь и вновь обращаться к ним в своих произведениях. Писатель, безусловно, на стороне кротких героинь, с их жертвенностью во имя любимого.

Так всегда было на Руси: мужчина — деятель, но его опорой, поддержкой, советчицей была женщина. Достоевский не просто продолжает традиции классической литературы, он гениально видит реалии жизни и умеет отразить их в своем творчестве.

Источник: https://studopedia.net/1_28437_zhenskie-obrazi-romana-dostoevskogo-idiot-nastasya-filippovna-i-aglayya.html

Ссылка на основную публикацию