Н.в. гоголь «вечера на хуторе близ диканьки»: описание, герои, анализ цикла произведений

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» анализ

Публикация в 1831 году первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а в 1832 году — второй засвиде­тельствовала появление нового писателя — Н.В.Гоголя, вышедшего на авансцену русского и европейского роман­тизма.

Неподражаемая оригинальность «Вечеров» на дол­гое время создала им репутацию художественного феноме­на, не имеющего аналогий.

Белинский в 1840 году писал: «Укажите в европейской или русской литературе хоть что-нибудь похожее на эти первые опыты молодого человека, хоть что-нибудь, что бы могло натолкнуть на мысль писать так.

Не есть ли это, напротив, совершенно новый, небыва­лый мир искусства?» Созданное Гоголем, украинцем по происхождению, вливалось в русло широко распростра­нившегося в русском обществе интереса к украинскому народному творчеству, быту, образу жизни. «Здесь так занимает всех все малороссийское», — писал автор в пись­ме к матери.

Публикации «Вечеров» вызвали открытый восторжен­ный отзыв Пушкина. Дружба с великим поэтом стала счастьем для Гоголя и величайшей творческой удачей для всей русской литературы.

В их духовной близости, в твор­ческом содружестве выразился прекрасный закон преемст­венности в художественном процессе.

Белинский охарак­теризовал это так: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Открытие Гоголя состояло в том, что он обнаружил поэзию естественной жизни в людях, наиболее близко стоявших у истоков природного бытия. Это была макси­мальная естественность. В «Вечерах» — праздник народно­го духа. Но в них нет намека на наивный сентиментальный восторг.

Достаточно обратить внимание на образ «издате­ля» Пасичника Рудого Панька, в сказовой интонации ко­торого постоянно звучит ирония. Это — тот смех, где столько же простодушия, сколько и природной мудрости.

«Веселое плутовство ума», которое Пушкин считал свойст­вом народа, в «Вечерах» нашло многообразное выражение. Недаром почти в каждом рассказе свой повествователь, оригинальный художественный тип.

Эта живописная пе­строта стилей близка сложной и веселой гамме чувств и страстей украинских парубков, дивчин и их отцов, соеди­ненных «Вечерами» в праздничный хоровод.

Чувство гордости и восхищения своей родиной выра­жается писателем с исключительной проникновенностью, становится близким и общедоступным любому чуткому читателю, в любое историческое время. Вспомним знаме­нитое начало одной из глав «Майской ночи»: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее».

Уже много лет русский и европейский читатель с большой отзывчивостью вглядывается в юных героев «Сорочинской ярмарки», Параску и Грицько, напевающих друг другу на глазах всей толпы нежные и наивные песни.

Невозможно оторваться от фольклорного сказа Фомы Григорьевича в «Вечере накануне Ивана Купала», где от­крытие Гоголя состоит в невиданной психологической сложности повествователя — простодушного дьячка и почти романтического поэта.

Богат мир народного мышления. В нем фольклор совмещается с трезвостью в восприятии реального, быто­вое начало не противоречит национально-историческому чувству.

Поэтому во второй части «Вечеров» совершенно есте­ственно звучит тема освободительной борьбы. Конечно, «Страшная месть», где звучание это всего сильнее, по сюжету полулегенда, но благодаря образу Данилы Бурульбаша повесть претендует на вполне реалистическую трак­товку темы.

Но для полноты картины украинской ночи Гоголю нужна была в «Вечерах…» и такая повесть, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка».

Настроение повести рождено народным мышлением, которое не может не за­метить и соответственно оценить унылую пустопорожность прозаического прозябания.

«Лукавство ума» здесь в метком изображении типов, представляющих ничтожный помещи­чий быт. Так намечается эскиз «Мертвых душ».

Время создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их публикация и обсуждение среди читающей публики — счастливейшее в жизни Гоголя. Он полон грандиозных замыслов, многие из которых позже осуществились.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/376-nv-gogol-vechera-na-hutore-bliz-dikanki.html

Краткое содержание Гоголь Вечера на хуторе близ Диканьки

Сборник состоит из 8 рассказов. Ниже очень краткий пересказ:

Сорочинская ярмарка

На ярмарку приехал мужик со своей новой женой и дочерью красавицей. Влюбляется в девушку молодец, но мачеха против их отношений.

Местный цыган предлагает юноше сделку: он помогает ему жениться на любимой девушке, а парень продаёт ему волов дешевле. Молодец согласился.

С помощью легенды о чёрте и его красном кафтане цыгану удаётся разыграть отца девушки, и тот с радостью отдаёт дочку замуж за парня. В результате каждый получает то, что хотел: цыган – волов, а молодец – жену.

Повесть учит быть смелым, отважным, находчивым и не отказываться от своей мечты. (Подробный пересказ)

Вечер накануне Ивана Купала

В одном селе жил богатый казак со своей дочерью красавицей. Работал на него бедный парень сирота, который влюбился в дочь хозяина. Любовь была взаимной. Но отец не хотел бедного зятя — выгнал его.

Искушённый дьяволом в человеческом обличье, парень заключает с ним договор. Молодой человек, ослеплённый обещанным золотом, убивает младшего брата любимой девушки. Такая плата была за благополучие.

Став богатым женихом, он женился на девушке, но через время за совершённое убийство расплатился своей жизнью.

Повесть учит жить, прислушиваясь к своей совести, добиваться любви с помощью благородных и честных поступков.

Майская ночь или Утопленница

Было это вечером. Левко с Анной встретились возле её дома. Молодые люди хотят пожениться, но отец парня, местный голова, против этого брака. Левко рассказывает девушке историю заброшенного дома возле пруда, о судьбе панночки, которую извела мачеха. Девушка утонула, но её душа не находит покоя и желает мщения.

Случайно Левко узнаёт, что его отец влюблён в Анну и из-за этого не разрешает жениться сыну. Парню снится сон о том, что он помогает утонувшей панночке отомстить мачехе, которая была ведьмой.

Панночка в благодарность даёт ему письмо для его отца. Когда Левко проснулся, письмо действительно было у него в руках. Его прочитал голова, тут же согласился на свадьбу.

В письме был приказ от комиссара срочно поженить Анну и Левко.

Повесть учит доброте и взаимовыручке.

Пропавшая грамота

Козаков отправляют передать грамоту для царицы, среди них казак Фома. Познакомившись в дороге с запорожцем, они останавливаются с ним на ночлег. Утром запорожец исчезает. Вместе с ним у Фомы пропадает конь, шапка и документ для царицы. По подсказке шинкаря Фома отправляется в лес, где возвращает своё добро, выиграв у нечистой силы в карты.

Повесть учит верности долгу, храбрости и находчивости. (Подробный пересказ)

Ночь перед Рождеством

Кузнец Вакула любит дочь головы Оксану. Для того, чтобы выполнить её желание, он с помощью чёрта отправляется к царице за черевичками. Царица, восхищённая наивностью и непосредственностью молодого казака, дарит ему свои туфельки. Счастливый Вакула возвращается домой. Там его ждёт Оксана, которой уже не нужен царский подарок, а только его любовь.

Повесть учит безграничной любви и преданности, умению преодолевать все препятствия. (Подробный пересказ)

Страшная месть

Жили два брата – Иван и Петро. Из зависти к брату, Петро сбросил его с маленьким сыном в пропасть. И тогда мёртвый брат проклял его и его наследников, чтобы из поколения в поколение они отвечали за своё преступление.

Повесть учит при любых обстоятельствах оставаться человеком и не причинять людям зла.

Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка

Иван Фёдорович, получив отставку, возвращается в имение тётушки, чтобы помогать ей. Тётушка радостно встречает его, а потом посылает за дарственной.

Этот документ хранится у соседа, который не хочет её возвращать. Он знакомит Ивана Фёдоровича со своими сёстрами, надеясь, что одна из них ему понравится.

Тётушка тоже мечтает о внуках, поэтому не против такой свадьбы, но Иван Фёдорович к этому был не готов.

Повесть учит любить близких и понимать их, оставаясь верным своим принципам.

Читайте также:  Сочинение-рассуждение на тему: "жизненный путь - это постоянный выбор"

Заколдованное место

В небольшой деревеньке жила семья. Хозяин часто уезжал в город по торговым делам. Следить за хозяйством оставались его жена и сыновья. Им помогал дед. Вечером у них остановились чумаки, и дед на радостях хлебнул лишнего.

Ему померещилось, что он в незнакомом месте и его манит за собой какой-то огонёк. Дед бросился к этому месту, стал копать и достал из ямы котелок. Тут появилась нечистая сила. Дед испугался и побежал с котелком, который оказался в итоге пустым.

Он посчитал, что это заколдованное место, и больше туда не возвращался.

Повесть учит не верить в чудеса, а зарабатывать богатства своим трудом. (Подробный пересказ)

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Екимов Мальчик на велосипедеГлавный герой Хурдин возвращается домой в хутор. Он не видел мать 5 лет и очень за неё беспокоился. По пути с вокзала он встретил старого школьного друга Ивана Ломтева на машине, направляющегося в их хутор
  • Краткое содержание Линдгрен Расмус-бродягаМальчик по имени Расмус живет в приюте. Ему всего девять лет, и летом ему хочется отдыхать, играть и бегать с приятелями, но приходится работать на птичьем дворе.
  • Краткое содержание Конармия БабеляВсего в сборнике 38 новелл, рассказывающих об ужасах и жестокости революции. Главный герой первого рассказа – молодой корреспондент по фамилии Лютов, оказавшийся в составе буденовской конной армии.
  • СкребицкийГеоргий Скребицкий родился в 1903 году. В возрасте 4-х лет он был усыновлен. Отчим Георгия, заядлый охотник и любитель живой природы, брал мальчика на охоту. В лесу, отчим не столько охотился
  • Краткое содержание Токмакова Аля, Кляксич и буква АДевочка не могла написать письмо. Ей показалось, что все буквы не хотят дружить друг с другом! Внимание девочки привлекла буква А. Размахивая своими руками, она мчалась на встречу, видно было

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/vechera-na-hutore-bliz-dikanki

Анализ произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Среди всего творчества Николая Васильевича Гоголя, «Вечера на хуторе близ Диканьки» являются самыми необыкновенными произведениями, аналогов которых нет ни у одного автора, как в русской, так и в европейской литературе.

Изданные произведения были восприняты с восторгом, так как особенности жизни Малороссии были очень интересны обществу.

Гоголь с особой любовью и трепетом относится к «Вечерам», ведь здесь он говорит о своей Родине: «Знаете ли вы украинскую ночь?».

Произведение совместило в себе множество образов, поверий и даже мистику, которые описываются на фоне малороссийского колорита.

Автор изображает простых людей, высмеивая скупость и корысть, добро обязательно побеждает, а для любви даже темные силы не способны создать преград.

В каждой отдельной части читатель видит, что погоня за благами мира сего ведет человека к погибели, и напротив, вера и православие, с которым народ был неразрывен, спасают людей в самых сложных и страшных ситуациях.

Описывая торжество добродетели, автор передавал не то, что ему хотелось бы видеть, а то, чем жили малороссийские села на самом деле.

Пан Чуб с кумом встретив черта бьют его, Вакула пугает крестом – не потому ли, что, не смотря на имеющиеся у людей пороки они истинно духовные люди, готовые защищать православие и свои души? Описанные традиции были неотъемлемой частью жизни, а щедрость селян во время колядования, когда они раздавали певчим колбасы и караваи, говорит о богатстве царского села. Отображение обычной жизни людей в «Вечерах» приобретает характер глубокой народности, а не его оболочки.

Все произведение сопровождается юмором, в котором высмеиваются пороки и возвышаются достоинства. Автор не осуждает героев и не побуждает к этому читателя, ведь виноватые уже высмеяны, они получили свой урок. Солоха скрывала, что ее посещает сразу несколько мужчин, но это стало явно, и в комической форме наказание получила и она, и наведывающиеся к ней казаки.

Особое место в «Вечерах» занимает природа, которая так же прекрасна, велика и таинственна, как сам человек. Описание человека и природы объединяются, сливаясь в причудливый общий узор.

Неотъемлемой частью произведения является мистика, которая рассматривается читателем как суеверие, на фоне которого более ярко выглядят человеческие качества.

Но главная задача присутствия темных сил – усиление контраста добра и зла, торжество света и обличение тайного. Так автор говорит о том, что любые грехи обязательно будут наказаны. В тоже время злым потусторонним силам противостоит христианство.

Гоголь возвышает великие чувства, свойственные малороссам – любовь, честность, сострадание, всю суть его православного народа.

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/174-2014-08-05-10-38-47/3634——l—-r

Разбор произведений Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Вечера на хуторе близ Диканьки / Разбор произведений Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

  Скачать сочинение

    В 1831 — 1832 годах повести вышли в свет в двух сборниках под общим заглавием «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасичника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию. И они действительно были таковыми. Самая тематика повестей убедительно говорит об этом.

    Создавая свои повести, Гоголь искусно и широко использовал народное творчество, почерпнув оттуда не только сюжеты, но и многие образы (смешного чёрта, злой бабы, мужика-простака, цыгана-пройдохи), характер и приёмы народного юмора, меткие народные слова, самый склад речи.

    «Вечера» ценны тем, что в них Гоголь показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств, богатство его языка.     Прекрасны парубки и девушки, живущие простой и целостной жизнью. Живым воплощением народной силы, истинного патриотизма являются смелые, решительные борцы за родину, вроде Данилы Бурульбаша из повести «Страшная месть».

    Но жизнь народа не течёт ровно и счастливо. Естественному стремлению народа к полноте жизни на родной земле препятствуют враждебные силы. Они воплощены у Гоголя в страшных образах. Таковы, например, Басаврюк и ведьма в повести «Вечер накануне Ивана Купала», силой золота погубившие трудового человека — батрака Петруся, колдун, продающий свою родину врагам («Страшная месть»).

    И пока существуют в мире злые силы, не может быть для народа подлинного счастья и безоблачной жизни, настоящего веселья. Окружающая Гоголя крепостническая действительность ясно говорила ему о тяжкой судьбе человека в этом жестоком мире, о жизненных невзгодах, о человеческом горе.

Вот почему даже в таких весёлых повестях «Вечеров», как «Сорочинская ярмарка», слышатся нотки грусти, горести. «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» — такими словами заканчивает Гоголь повесть «Сорочинская ярмарка».

    И не случайно в конце второй части «Вечеров» помещён рассказ «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», по своей тематике и строго реалистическому характеру совершенно непохожий на сказочно-поэтические повести «Вечеров». Здесь Гоголь впервые выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков.     «Вечера на хуторе близ Диканьки» явились важным этапом на творческом пути Гоголя. Они стали тем зерном, из которого выросли последующие произведения великого писателя. Здесь определилась идейная направленность Гоголя: любовь к народу, источнику красоты и полноты жизни, и ненависть к «пошлости пошлого человека», «небокоптителя», «существователя».

    «Вечера» имели большой успех. Уже по получении, первой части сборника Пушкин писал в одном из своих писем: «Сейчас прочёл «Вечера близ Диканьки». Оки изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства и чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился».

13515 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Читайте также:  Чиновники: собирательный образ в повести н.в. гоголя "шинель"

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Вечера на хуторе близ Диканьки / Разбор произведений Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки»

Смотрите также по произведению «Вечера на хуторе близ Диканьки»:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00064801184864165551

«Вечера на хуторе близ Диканьки»: главные герои, как зовут?

Сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Васильевича Гоголя представляют из себя две части. В каждой части включено по 4 повести. По замыслу автора повествование ведется от лица пасичника Рудого Панько, который в предисловии сообщает, что услышанные им рассказы на хуторе Диканька были рассказаны односельчанами во время коротания длинных зимних вечеров.

В каждом рассказе «Вечеров на хуторе близ Диканьки» главными героями выступают различные персонажи. Поэтому, давайте их рассмотрим все по отдельности.

В «Сорочинской ярмарке» действие рассказа разворачивается на ярмарке в селе Сорочинец, куда прибывают поселянин Солопий Черевик со своей женой Хивря и дочкой Параской. На ярмарке в Параску влюбляется молодой парень Грицко. Они и являются главными героями «Сорочинской ярмарки».

«Вечер накануне Ивана Купала» повествует о бедняке Петрусе, влюбленного в красавицу П__ (Вместо имени ставлю прочерк. Имя не прошло цензуру и система не пропускает аутентичное имя дочери Коржа, считая его неприемлемым для публикации).

Ее отец, которого звали Корж, отказывается отдавать дочь за бедняка. Решить проблему с несчастной любовью Петруся вызывается колдун по имени Басаврюк, он советует юноше найти цветущий папоротник, под которым зарыт клад.

Петрусь срывает папоротник, но тут появляется ведьма, которая требует, чтобы Петрусь отрубил голову младшему брату П___, Ивасю.

В «Майской ночи, или Утопленнице» главными героями выступают молодой казак Лёвко, который влюблен в красавицу Ганну. Против свадьбы выступает отец Лёвко, который тоже влюблен в Ганну.

«Пропавшая грамота» повествует о деде рассказчика Фомы Григорьевича, церковного дьяка из Диканьки, который попал в ад, но благодаря сноровке и смекалке сумел из ада выбраться и доставить грамоту царице.

В первом рассказе второй части «Ночь перед Рождеством» автор знакомит читателя с главными героями, представленными кузнецом Вакулой, который влюблен в красавицу Оксану. Она – дочь казака Чуба. Среди прочих других персонажей этого рассказа, можно отметить еще Черта, который участвует активно в приключениях главных героев.

В «Страшной мести» главным героем выступает Данила Бурульбаш. Его жену Катерину хочет получить в жены чародей, тесть Данилы. Они и являются главными героями этого рассказа.

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка» относится к неоконченным Гоголем рассказам. В нем повествуется о дворянине Иване Федоровиче Шпоньке и его тетушке Василисе Кашпоровне. Чтобы заполучить наследство тетушка решает женить Ивана Федоровича на сестре помещика Сторченко.

В рассказе «Заколдованное место» главным героем повторно выступает дед дьяка Фомы Григорьевича. На этот раз дед Фомы Григорьевича наткнулся на клад, который оказался заколдованным местом.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2631987-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-glavnye-geroi-kak-zovut.html

Типы фантастического в повестях сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя

УДК 801.81

ТИПЫ ФАНТАСТИЧЕСКОГО В ПОВЕСТЯХ СБОРНИКА «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» Н. В. ГОГОЛЯ

© Р. М. Хусаинова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 273 69 87.

E-mail: husainovayalaeva59@mail. ru

В статье говорится о том, что мотивы повестей в сборнике Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» восходят к многочисленным народным сказкам и легендам.

Фантастика в повестях Н. В. Гоголя выражает представления самого народа, его наивную веру в сверхъестественные существа. Подобно героям народных сказок, враждебные человеку явления показаны в образе «нечистой силы», носителями зла в повестях Н. В.

Гоголя выступают фантастические персонажи — черти, ведьмы, русалки. Основная цель фантастики здесь — ярче высветить тонкий психологизм и провести идеи победы добра над злом, доказать, что все тайное становится явным, и грехи рано или поздно наказываются.

«Нечистая сила» выведена в большинстве повестей в бытовом плане, в ней нет ничего демонического. «Сказочность» и фантастичность чаще всего используются Н. В.

Гоголем как своего рода художественный прием не только для талантливого отбора фольклорных сюжетов, но и для этнографически точного изображения быта и нравов; как яркое выражение национального своеобразия народа и глубокое проникновение в самую сущность народной жизни.

Ключевые слова: фантастика, нечистая быт, национальное своеобразие.

Фантастические и мистические мотивы широко распространены в русской классической, а также современной литературе. Будучи гораздо древнее письменного слова, мотивы эти уходят своими корнями в фольклорные и мифологические системы славянских и других языков.

Именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся с частыми обращениями к фантастическим мотивам, и примером этому может служить его сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Как и каждый писатель, переосмысливающий в ходе творческой работы первоначальный материал, Н. В. Гоголь не просто перенес на бумагу народные сказания, но создал на их основе и на основе увиденной им реальности новое, истинно художественное произведение.

В неповторимом сочетании в «Вечерах» предстают народные легенды и быт, реальное и фантастическое, история и современность. Н. В. Гоголь искусно перемежает фантастику с яркими реально-бытовыми образами.

Рисуя бытовые сцены и картины, писатель насыщает повествование народными сказаниями, которые выступают как неотделимая часть, как существенный момент характеристики героев.

Целью нашего исследования является выявление особенностей функционирования фантастических мотивов в повестях сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя.

Начнем с того, что Н. В. Гоголь работал над рассказами только в свободное от службы и прочих дел время, поздно вечером, когда никто не мешал. Вечер — время вдохновения, располагающего к задумчивости и мечтательности, единению с окружающим миром. Вечер — время ожидания чудесно-

сила, фольклор, фантастические персонажи,

го, иррационального. Вечер неудержимо впадает в ночь, а это уже вершина таинственного и нереального. Ночь — время высших философских откровений, но одновременно и пик сверхъестественного, когда сам древний хаос встречается с нашей душой.

Может быть поэтому так вдохновенны «сны» в повестях Н. В. Гоголя. На ночь выпадают фантастические события «Сорочинской ярмарки», ночью совершается убийство в «Вечере накануне Ивана Купала», сведение счетов в «Страшной мести».

По ночам строят козни героям черти в «Пропавшей грамоте» и «Заколдованном месте» [1].

Использование фантастики в русской литературе связано с романтизмом. Романтики высоко ценили силу ее воздействия на читателя. В «Вечерах» Н. В. Гоголь довел до совершенства романтическое искусство перевода обыкновенного в необыкновенное, превращение действительного в сновидение, сказку.

Границы между действительным и фантастическим, например, у Н. В.

Гоголя неуловимы — разве чуть усиливается музыкальность и поэтичность авторской речи, она незаметно проникается переживаниями героя и как бы освобождается от конкретности и «телесности», становится легкой, «невесомой» в повести «Майская ночь, или утопленница»:

«Непреодолимый сон быстро стал смыкать ему зеницы, усталые члены готовы были забыться и онеметь; голова клонилась… «Нет, эдак я засну еще здесь!» — говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее. Какое-то странное упоительное сияние примешалось к блеску месяца.» [2, с. 78] -далее реальное все более «отступает», и разверты-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. №2

593

вается чудесный сон Левка. Поэзия Н. В. Гоголя в первой книге отражает не только таинственную музыку романтической мечты, но и сочные, сверкающие краски (описание летнего дня в Малороссии).

Буйство красок, обилие света, резкие контрасты и смена ослепительно-ярких, лучезарных и темных тонов «овеществляют» романтические идеи сборника, несут в себе жизнеутверждающую, мажорную устремленность [3].

В произведениях Н. В. Гоголя «фантастическое» связано с фольклором, карнавальной традицией. Фольклорное начало ощутимо и в фантастике «Вечеров». Н. В. Гоголь изображает жизнь, преображенную народной фантазией. Однако фантастическое — не просто «объект изображения».

Читайте также:  Народ коми: культура, традиции и обычаи

Оно ценно для Н. В. Гоголя свободным, творческим изображением мира, верой в его «чудесность» и поэтому соприкасается с определенными гранями эстетического идеала писателя. Создавая радостный мир мечты, Н. В.

Гоголь нередко обращается к «нестрашной» комической фантазии, так часто встречающейся в народных сказках.

Фантастические персонажи в «Вечерах» могут помогать человеку (панночка — утопленница в «Майской ночи») или же пытаются ему навредить, но при этом чаще всего оказываются побежденными смелостью, умом, смекалкой гоголевских героев (черт в «Ночи перед Рождеством») [4].

События почти всех повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» так или иначе связаны с потусторонним миром, нечистой силой, а часть сюжетов разворачивается именно в период календарных праздников или в их преддверии («Ночь перед Рождеством», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница»), или в условиях шумной праздничной ярмарки («Соро-чинская ярмарка», «Пропавшая грамота»). Считается, что праздник — сакральное время, пограничное во всех отношениях. Накануне всех больших праздников активизируется нечистая сила. Выбор именно такого времени позволил Н. В. Гоголю свободно внедрять в произведение представителей потустороннего мира [3].

В гоголевских повестях «фантастическое» мыслится как следствие влияния конкретных «носителей фантастики».

Исходя из этого выделим следующие типы фантастики:

1) «явная» фантастика — «носители фантастики» принимают непосредственное участие в развитии сюжета.

Действие повести относится к прошлому, а фантастические события сообщаются или автором-повествователем, или персонажем, выступающим основным повествователем. В этом случае «фантастическое» смешивается с «реальным». По словам В. Г.

Белинского, возникает особый мир «поэтической действительности, в которой никак не узнаешь, что в ней быль и что сказка, но все поневоле принимаешь за быль» [5, с. 114].

Такой тип фантастики наблюдается в повестях «Ночь перед Рождеством», «Пропавшая грамота», «Вечер накануне Ивана Купала», «Страшная месть», «Заколдованное место». Для них характерно опрощение христианско-мифологических образов зла. Чертовщина приобретает человеческие черты.

Яркий комический эффект производит авторский прием «обытовления» фантастического. Черти и ведьмы в «Вечерах» перенимают ухватки, манеру поведения обыкновенных людей, вернее, комедийных персонажей. Рассмотрим подробно в этом аспекте повесть «Ночь перед Рождеством».

Образ Солохи, «доброй бабы», «черт — бабы» совмещает черты настоящей ведьмы и обыкновенной «сорокалетней кумушки». Она и на метле горазда летать («…через трубу одной хаты клубнями повалился дым , и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле» [2, с. 102]), и быть говорливой и угодливой хозяйкой, у которой можно отогреться и «поесть жирных со сметаною вареников».

Рядом с ведьмой фигурирует черт. В создании его образа Н. В. Гоголь опирается на представления народа. Черт народный коренным образом отличается от черта религиозных догм. Он предстает перед нами в «одомашненном», «очеловеченном» виде.

У черта есть дом, профессия, свои занятия, нужды, хлопоты. У Н. В.

Гоголя: черт, «надевши колпак и ставши пред очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на Рождество колбасу» [2, с. 110].

Черт у Н. В. Гоголя — «спереди совершенно немец , сзади был настоящий губернский стряпчий в мундире.». Он, «.кривясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки» [2, с. 103]. Ничто человеческое ему не чуждо, даже флирт: «.

Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду» [2, с. 105]. В этом отношении показательна одна из следующих сцен, где Оксана говорит Вакуле: «Вы все мастера подъезжать к нам» [2, с. 108].

То, что черта можно оседлать, сделать его насильно «чудесным помощником» в выполнении каприза строптивой невесты в «Ночи перед Рождеством» или что его можно обыграть в карты в «Пропавшей грамоте», восходит к фольклорному образу «глупого» черта.

А как изящно завернута интрига?! В повести «Ночь перед Рождеством» обилие всяких «волшебств», но они так оригинально вплетаются в реальные события, что читатель невольно воспринимает их как должное. В эту волшебную ночь должны совершаться чудеса, и они происходят: Солоха собирает звезды с неба, черт крадет месяц — единственное освещение в Диканьке, Вакула достает

черевички, которые носила царица. Выдумка и реальность так органично переплетаются в повести, что читатель уже перестает замечать границу между ними. Он просто наслаждается захватывающим чтением [1].

Характерной особенностью гоголевской «явной» фантастики является то, что фантастические образы сверхъестественных сил несут в себе только злое начало. Даже при комической подаче образа черта в «Ночи перед Рождеством» его сущность не меняется. Он мстит Вакуле за намалеванную им картину с изображением «святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа» [1].

2) «Неявная» («завуалированная») фантастика -нет прямого указания на нереальность события, действие происходит в настоящем, создается впечатление, что автор стремится сгладить ощущение нереальности события.

Фантастика рассказывается через легенды, которые чаще всего располагаются в предисловии, эпилоге, вставных элементах. Н. В. Гоголь отодвигает образ «носителя фантастики» в прошлое, оставляя в последующем лишь результаты его деятельности.

В этом случае реальная линия развивается параллельно фантастической, и каждое действие можно объяснить с двух точек зрения: такая фантастика передается через мотив снов, мотив слухов.

Этот тип фантастики наблюдается в повестях «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или утопленница».

3) Особая разновидность фантастики — «нефантастическая» — характерна для более поздних произведений Н. В. Гоголя. Единственная повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», в

которой в наибольшей степени проявляются черты этого вида фантастики, это «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Повесть находится вне демонологии, и единственной фантасмагорией является сон Шпоньки перед женитьбой [7].

Итак, «реальное» и «фантастическое» в ходе авторской переработки мифологических архетипов сближаются и проникают друг в друга. Грани между ними стираются, они переплетаются между собой, дополняют друг друга, и трудно становится представить себе одно без другого. Фантастика переходит в бытовой план.

Н. В. Гоголь был родоначальником этого «фантастически-мистического» вида прозы, у которого появились последователи в русской литературе. Одним из самых ярких писателей этого стиля является Михаил Булгаков. У Н. В. Гоголя очень тонко и гармонично сочетаются эти два мира — потусторонний и реальный — между ними нет грани, да , наверное, ее и не может быть.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров С. Г. Гоголь в русской критике: Аннотация. М.: Фортуна ЭЛ, 2008. 723 с.

2. Гоголь Н. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород: повести. М.: АСТ, 2013. 444 с.

3. Золотусский И. П. Гоголь в Диканьке. М.: Алгоритм, 2007. 240 с.

4. Манн Ю. В. Постигая Гоголя. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс. 2005. 206 с.

5. Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Собр.соч. в 3 т. М.: Просвещение, 1948. 524 с.

6. Белый Андрей. Мастерство Гоголя. Исследование. М.: Книговек, 2011. 416 с.

7. Терц Абрам (Андрей Синявский). В тени Гоголя. М.: КоЛибри, 2009. 672 с.

Поступила в редакцию 17.04.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecraaK BamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №2

595

FANTASY IN THE COLLECTION OF STORIES «EVENINGS ON A FARM NEAR

DIKANKA» BY N. V. GOGOL

© R. M. Khusainova

Bashkir State University 32 Zaki Validi st., 450074 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (347) 273 69 87.

E-mail: husainovayalaeva59@mail.ru

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-fantasticheskogo-v-povestyah-sbornika-vechera-na-hutore-bliz-dikanki-n-v-gogolya

Ссылка на основную публикацию