Н. а. заболоцкий “можжевеловый куст”: анализ стихотворения

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие, связанное с его женой. Она ушла к другому мужчине, но по прошествии некоего времени вернулась в семью.

Можжевеловый куст в данном стихотворении является основой, неким символом, на котором держится весь замысел стихотворения. Куст является символом любви, связью с ней.

Именно в этом стихотворении Заболоцкий в полной мере открыл свои чувства, то, что происходит в его жизни.

Из стихотворения становится ясно, что поэт говорит как раз о том, что случилось между супругами, он рассказал и читателю, и жене о том, что творится у него внутри. Чтобы увидеть это более четко и осмысленно, нужно обратиться к строкам стихотворения.

В первой строфе мы знакомимся непосредственно с образом можжевелового куста, который именитый поэт представляет красочно, можно сказать, красиво: металлический хруст, аметистовые ягоды, запах смолы. Все эти сочетания слов будоражат в разуме самые живописные картинки.

Что именно хотел передать этой самой картиной поэт? Передает ли он с помощью образа куста красоту и заманчивость любви? Или же просто связывает образ с любимой женщиной или с чем-то, что затрагивает их историю любви? Нельзя сказать точно. В этом и есть извечный смысл символа.

Известно также, что можжевельник-символ вечной жизни, вполне оправданно провести параллель между темами любви и вечности.

Далее Заболоцкий описывает, как среди «невысоких стволов» он видит «чуть живое подобие» улыбки любимой женщины. Некоторые считают, что это ключевые слова в стихотворении. Это также возможно, потому что может описывать какую-то конкретную деталь из супружеской жизни. Либо это символ того, что для на данный момент для поэта все происходящее в жизни похоже на сон, сложно поверить.

Как раз об этом он пишет далее, в следующей строфе, о том, что сложно поверить во все, нельзя точно сказать, что случится с любовью дальше «остывающий лепет изменчивых уст».

В данной строфе виден посыл того, что люди могут быть вместе, каких-то причин против этого нет, но это не так легко, Заболоцкий и сам не знает, что может быть между ними дальше, хоть и любит жену.

Он упоминает боль, причиненную любовью «уколола мня смертоносной иглой».

И заканчивает поэт стихотворение тем, что описывает уже конкретные внутренние чувства «облетевший мой садик безжизнен и пуст…Да простит тебя бог, можжевеловый куст». Садик в данной строфе является символом души или сердца, главное, что любви там уже не так много и сложно будет с этим справиться. В конце поэт, видимо, скрыто говорит любимой о том, что она причинила ему боль предательством.

Это стихотворение имеет много символов, но понять его не составит труда, потому что на самом деле он о человеческих чувствах, переживаниях, которые есть в каждом. Именно поэтому данное сложное на первый взгляд стихотворение не оставляет и шанса на непонимание и равнодушие со стороны читателя.

Анализ стихотворения Можжевеловый куст по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockij/mozhzhevelovyj-kust

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст



Николай Алексеевич Заболоцкий ушел из жизни 14 октября 1958 года. Но память о нем и его творчество остается с нами. В послелагерном десятилетнем наследии Николая Заболоцкого, почти целиком вошедшем в золотой фонд русской лирики, есть один шедевр из цикла “Последняя любовь”. Это шестнадцатистрочный “Можжевеловый куст”.

Чтобы понять и почувствовать внутреннюю суть прежде надо представить себе то, о чем не сказано в этом стихотворении.

После долгого бездомья Николай Заболоцкий получает жилье в новом писательском квартале. Знакомится и сходится с соседями, среди них — Василий Гроссман. Между ними начинается интеллектуальное общение. в котором участвуют их жены.

Сам факт такой встречи двух великих писателей достоин внимания и интереса, тем более, что скоро между ними обнаруживается и трещина, причем, чисто идейная. Гроссман, язвительный и напористый, не видит разницы между сталинским и гитлеровским режимами.

Заболоцкого это шокирует…

Я увидел во сне можжевеловый куст, Я услышал вдали металлический хруст, Аметистовых ягод услышал я звон

И во сне, в тишине мне понравился он.

…Поразительно: Гроссман, в ту пору еще не казненный за “Жизнь и судьбу”, еще всерьез рассчитывающий получить Сталинскую премию, безжалостно клеймит Советскую власть, а Заболоцкий, которого эта Советская власть размазала по стене, — противится.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы. Отогнув невысокие эти стволы, Я заметил во мраке древесных ветвей

Чуть живое подобье улыбки твоей.

…Улыбка — жены, Екатерины Васильевны Клыковой, той, которая разделила с ним многолетний ужас репрессий, слала в лагерь посылки, растила детей и ездила к нему в зону.

Эта верная спутница обнаруживает вдруг страстный интерес к полемическому темпераменту Гроссмана.

Беседуя, они гуляют вдвоем! Заболоцкий требует прекратить такие прогулки, она отвечает, что в них нет ничего эротического, это чисто дружеское общение, и было бы оскорбительно его прервать. Он указывает ей на дверь…

Можжевеловый куст, можжевеловый куст Остывающий лепет изменчивых уст, Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

…С патефонной иглы, не кончаясь, стекает “Болеро” Равеля. Николай Заболоцкий остается в одиночестве, не расставаясь с портретом изгнанной им жены.

Разлуки не выдерживают оба, и жена возвращается за считанные дни до его гибели. Счастье это? Горе? Поэт не мог соединить мыслью два эти таинства жизни. Заболоцкий, прошедший огни, воды и медные трубы, чувствует, как обе эти бездны намертво соединены в замысле мироздания…

В золотых небесах за окошком моим Облака проплывают одно за другим, Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Я увидел во сне можжевеловый куст, Я услышал вдали металлический хруст, Аметистовых ягод услышал я звон,

И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы. Отогнув невысокие эти стволы, Я заметил во мраке древесных ветвей

Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст, Остывающий лепет изменчивых уст, Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим Облака проплывают одно за другим, Облетевший мой садик безжизнен и пуст.

Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Анализ стихотворения Н. Заболоцкого “Можжевеловый куст”

Даша Алексеева Знаток (251), закрыт 4 месяца назад

1)Основная тема (основная мысль)2)Идея3)Средства художественной изобразительности

4)Лирический герой

Я увидел во сне можжевеловый куст,Я услышал вдали металлический хруст,Аметистовых ягод услышал я звон,

И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.Отогнув невысокие эти стволы,Я заметил во мраке древесных ветвей

Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст,Остывающий лепет изменчивых уст,Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моимОблака проплывают одно за другим,Облетевший мой садик безжизнен и пуст.

Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Марина Овчаренко Просветленный (48149) 10 месяцев назад

Это стихотворение смело можно отнести к шедеврам мировой лирики. Сила самых признанно лучших стихотворений мировой любовной лирики всех времён и народов – в обнажённости чувств. Это трогает души читателей. В этом их преимущество – в естественности, подлинности. Только когда это настоящее, только тогда цепляет. Если иначе, будут сопли и слюни, а никак не драгоценная поэзия.

И обнажить свои чувства мало, нужно найти верные слова, достойные, выразительные художественные средства.В стихотворении «Можжевеловый куст» выражены чувства человека, переживающего утрату любви – чувство горькое, и эта утрата для него равносильна смерти. В толкователе снов говорится, что увидеть во сне можжевельник – это нехорошо, к смерти.

Дыханием смерти пронизана вся ткань этого поэтического произведения: остывающий, опустевший, безжизнен, сон, мрак, смертоносная. Но, несмотря на это, стихотворение нельзя назвать депрессивным, это стихи светлые, красивые, нежные. Поэт умеет рассказать о своей смертельной боли так, что у читателей не остаётся никакого неприятного осадка.

Этот дар у Заболоцкого сродни пушкинской светлой печали. Только у Заболоцкого это сильнее: не печаль – боль.Ощущение нежности и теплоты отношений (несмотря ни на что!) создают слова, семантически направленные на смягчение, уменьшение: лёгкий, невысокие, подобье, чуть, садик, едва. Глаголы – не столько действие, сколько ощущение, восприятие: увидел, услышал, почуял, заметил.

Картина, которую рисует лирическому герою его сонное сознание, достаточно яркая: здесь зелень деревьев, аметистово-сиреневые ягоды можжевельника, золото небес. Картина эта многомерна: полифонична, полна звуков (хруст, звон); тактильных ощущений, неприятных, впрочем, ведь можжевельник – колючее растение, уколовшее героя; запахов (пряно-хвойный аромат смолы).

Скорее всего, стихотворение навеяно сном поэта, тем сном, который на грани с явью причудливо преобразовывает реальность, сплетая мыслимое и немыслимое. Тогда не очень помнится сюжет сна, а больше послевкусие от него.омпозиционно стихотворение делится на три части.Первая часть – это две первые строфы. В них рассказ о приснившемся.В I строфе – завораживающая, таинственная картина сна.

Во II-ой – картина становится многомерной: не только увидел и услышал, но и почуял. Прежде, чем обнаружить, по наитью сначала догадался о присутствии виновницы его боли. Это предчувствие находит подтверждение: среди ветвей кустарника, отождествляемого со смертью, мелькает до боли знакомый женский лик.

Промелькнувшая во мраке полуулыбка (чуть живое подобье улыбки) – так улыбаются, когда хотят извиниться, это виноватая улыбка. И значит, есть за что извиняться.Вторая часть – III строфа, это рассказ о нанесённой ране, о смертельном уколе измены. Изменчивые уста – то есть изменившие. От того и «лепет» – так оправдываются. Отдающий смолой – терпко-горькое, пренеприятное чувство быть преданным.

Пережить такое невозможно, это смертельная рана. Смертельная и для их отношений, и для самого лирического героя. Он не сможет уже быть прежним, если вообще сможет жить. Третья, последняя часть – IV строфа. Уже не сон – реальность. Лирический герой обращает свой взгляд в небеса. Куда же ещё, если горе настоящее! В «золотых небесах» – это золотое закатное небо (не рассвет – закат!).

Вспомнив, что в первой строфе был эпитет аметистовых – такая пара эпитетов, семантически связанных с драгоценностями, – не столько для красного словца, всё это дорого для нашего героя. И взгляд этот – взгляд через окно. Из камерного пространства души во внешний мир: там опустошение.

Читайте также:  Петр лужин: характеристика и образ героя в романе ф.м. достоевского "преступление и наказание"

«Облетевший мой садик безжизнен и пуст…» Многозначное многоточие! Когда душа кричит от боли, это ещё обнадёживает. Хуже, когда в страдающей раненой душе поселяется леденящее спокойствие. Это решимость, готовность к концу.

иса исаев Ученик (120) 9 месяцев назад

Это стихотворение было написано в 1957 году, когда автор пережил свою вторую молодость. Все дело в том, что в жизни Заболоцкого был довольно сложный период, когда его покинула супруга, отдав предпочтение другому мужчине.

Однако вскоре семья воссоединилась, и Заболоцкий, пожалуй, чуть ли не впервые в жизни обратился к любовной лирике.

Именно в этот период им был создан цикл стихотворений «Последняя любовь», в который вошло произведение «Можжевеловый куст».

Заболоцкий: “Можжевеловый куст” – анализ стихотворения

Одним из наиболее известных российских и советских поэтов является Николай Заболоцкий.

«Можжевеловый куст» – позднее стихотворение автора, прекрасный образец его любовной лирики, который входит в цикл произведенй «Последняя любовь».

Простое по композиции стихотворение тем не менее отличается изысканным слогом. Его глубокий философский смысл связан с размышлениями автора о жизни и любви.

В конце своей жизни нередко поэты обращаются к любовной тематике. Не стал исключением и Заболоцкий. «Можжевеловый куст» – это восьмое по счету стихотворение в сборнике, посвященном сентиментальной лирике.

Обстоятельства написания связаны с личной драмой автора: незадолго до смерти у него произошел разлад с женой, которая в результате от него ушла. И хотя вскоре они помирились, тем не менее прежние отношения в семье так и не наладились.

Этим ощущением вернувшегося счастья и вместе с тем осознанием невозможности возврата к былой любви проникнуто рассматриваемое стихотворение.

Вообще все произведения цикла пронизаны трагическии нотами: любовь в поэзии автора представлена не как радость, а как страдание, она сопряжена с мучениями, тоской, печалью. И даже ощущение радости лирического героя никогда не бывает полным, так как к чувству счастья обязательно примешивается острое чувство горечи.

Заболоцкий, «Можжевеловый куст» которого стал одним из наиболее знаковых стиховторений не только в его поздней лирике, но и в творчестве вообще, часто прибегал к условным образам, что позволяло ему с наибольшей полнотой передать переживания лирического героя.

В данном стихотворении главный символ – куст можжевельника, который одновременно олицетворяет и радость, и печаль автора. С ним у автора ассоциируется облик любимой женщины. Так, он видит через ветви некоторое подобие ее улыбки, и это наполняет его душу радостью.

Но вместе с тем этот символ наполнен печалью и тоской: поэт никак не может забыть измену и поэтому шелест листьев ассоциируется в его сознании с шепотом обманчивых уст.

В своих произведениях часто использовал абстрактные образы Николай Заболоцкий. «Можжевеловый куст» в этом отношении – прекрасный образец мастерства поэта в применении метафор, сравнений, литературных повторов. Один из значимых символических образов – аметистовые ягоды.

Красный цвет – символ любви, который в сочетании с золотым оттенком смолы очень хорошо передает радостный настрой героя, который, кажется, полон жизни, сил и энергии.

Однако в конце появляется образ пустынного облетевшего садика, который означает душевное опустошение автора после пережитого потрясения.

Литературные приемы

Настоящим мастером изобразительного слова является Заболоцкий. «Можжевеловый куст: анализ стихотворения» – одна из тем школьных уроков литературы. На таких уроках дети учатся анализировать творчество поэта.

Они узнают, что в данном произведении автор использовал наиболее известные литературные приемы: эпитеты (сравнения ягод с аметистом, неба – с золотом), метафоры (описание стволов куста), повторы (в стихотворении автор несколько раз обращаеся к можжевельнику, как бы акцентируя внимание читателя на этом главном образе произведения). Кроме того, он мастерки передает звуки, цвета, краски неба, природы. Своим особым языком поэт передает не только внешний вид куста, но и рисует картину утреннего пейзажа, который наблюдает из окна своего дома. Знакомство с поэтикой Заболоцкого помогает развить в юных читателях чувство прекрасного.

Настроиться на восприятие высокого, оценить тонкость и нежность чувств своим прекраным циклом любовной лирики помогает ценителям поэзии Николай Заболоцкий. «Можжевеловый куст», основная мысль которого заключается в выражении светлой печали по утраченной любви, – один из лучших образцов позднего творчества автора.

«Можжевеловый куст» Н.Заболоцкий

«Можжевеловый куст» Николай Заболоцкий

Я увидел во сне можжевеловый куст, Я услышал вдали металлический хруст, Аметистовых ягод услышал я звон,

И во сне, в тишине, мне понравился он.

Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.

Отогнув невысокие эти стволы, Я заметил во мраке древесных ветвей

Чуть живое подобье улыбки твоей.

Можжевеловый куст, можжевеловый куст, Остывающий лепет изменчивых уст, Легкий лепет, едва отдающий смолой,

Проколовший меня смертоносной иглой!

В золотых небесах за окошком моим Облака проплывают одно за другим, Облетевший мой садик безжизнен и пуст…

Да простит тебя бог, можжевеловый куст!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Можжевеловый куст»

Практически у каждого человека есть собственный символ любви – предмет, явление природы, растение или образ, которые неразрывно ассоциируются с самым близким и дорогим человеком. Для поэта Николая Заболоцкого таким символом стал куст можжевельника, в котором воплотились все самые светлые надежды и мечты автора.

Это стихотворение было написано в 1957 году, когда автор пережил свою вторую молодость. Все дело в том, что в жизни Заболоцкого был довольно сложный период, когда его покинула супруга, отдав предпочтение другому мужчине. Однако вскоре семья воссоединилась, и Заболоцкий, пожалуй, чуть ли не впервые в жизни обратился к любовной лирике.

Именно в этот период им был создан цикл стихотворений «Последняя любовь», в который вошло произведение «Можжевеловый куст».

Простое и незатейливое по композиции, но при этом очень сложное для восприятия, это стихотворение словно бы обнажает душу поэта. Заболоцкий признается, что сейчас его жизнь напоминает удивительный сон, который дарит ему предчувствие счастья. Символом его является куст можжевельника, украшенного аметистовыми ягодами. Их звон настолько понравился поэту, что стал синонимом радости бытия.

Возможно, в жизни Заболоцкого действительно был такой эпизод, который врезался ему в память благодаря прогулке с любимой женщиной по можжевеловой роще.

Впрочем, не исключено, что подобное причудливое сочетание образов является всего лишь плодом воображения поэта.

Так или иначе, ключевой фразой этого произведения являются строки: «Я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей».

Однако не все так легко и безоблачно складывалось в личной жизни поэта. Обретя супругу вновь, Заболоцкий боится поверить собственному счастью. Для него можжевеловый куст – это не только символ любви, но и «остывающий лепет изменчивых уст».

в каждом слове которых автор подсознательно пытается отыскать некий подвох. При этом сам поэт еще до конца не может разобраться в собственных чувствах, и ему кажется, что прошлое ушло безвозвратно.

Именно по этой причине он, обращаясь к любимой женщине, просит у нее прощение в завуалированной форме, хотя и понимает, что его вины в том, что произошло, нет. Тем не менее, в финале звучит фраза: «Облетевший мой садик безжизнен и пуст… Да простит тебя бог, можжевеловый куст!».

В ней он говорит о своей душевной боли, и о том, что воскресить любовь будет не так-то просто, хотя препятствие для того, чтобы двое людей вновь были вместе, на первый взгляд, не существует.

О стихотворении заболоцкого «можжевеловый куст»

О стихотворении заболоцкого «можжевеловый куст»

«Можжевеловый куст» (1957) — восьмое стихотворение из цикла «Последняя любовь», и рассматривать его надо как состав­ную часть этого цикла.

«Как говорит поэт об ушедшей любви?» В стихотворении, как и во всём цикле, не речи об ушедшей любви. Цикл посвящён трудным отношениям любящих людей.

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом, мы, читая его, явственно слышим ритм вальса.

Послушать стихотворение Заболоцкого Можжевеловый куст

Темы соседних сочинений

← Завещание↑ ЗаболоцкийНе позволяй душе лениться →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/zabolockogo/mozhzhevelovyj-kust

Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст

Многие стихотворения разных художников, имеют в своей структуре образность, то есть обозначение предмета  с особым смыслом. Этот способ написания стихотворения, является довольно распространенным, им пользовались как иностранные писатели, так и отечественные.

В пример можно привести советского поэта Николая Заболоцкого, и для большей подробности его стихотворение « Можжевеловый куст », написанное в 1957 году.

Стихотворение мне очень понравилось, в нем довольно простая композиция, но очень глубокий и скрытый смысл, который трудно понять без тщательного анализа.

Несколько раз перечитав стихотворение становиться, ясно, что писатель очень хочет донести до нас важную мысль, и судя по всему, она никак не дает покоя. Заболоцкий не открывает ее в прямую, а маскирует, среди лабиринтов образов и двусмысленных понятий. Так в первом четверостишие, наше воображение создает рисунок можжевелового куста, который подробно снабжен громкими звуками.

Мы слышим хруст ломающих веток и звон ягод, становиться понятно, что кто-то пробирается сквозь него. Так же стоит учесть, что весь сюжет стихотворения происходит во сне, и вся его странность становиться вполне очевидной.

В следующем отрывке, писатель создает бестелесный образ неизвестной улыбки, которую лирический герой, отыскав среди кустов, а писатель сопроводил описанием, живое подобье.

Скорее всего, можжевеловый куст стал образом преграды, или испытания, которое пришлось преодолеть поэту, и достижением этого стало подобие уставшей улыбки. Улыбка само собой символизирует радость, тепло, любовь, и лирический герой наверняка подразумевает за этим образом, свою любимую.

В концовке стихотворения, предпоследнего четверостишия, писатель ассоциирует куст с остывающим и изменчивым лепетом, и явно это имеет отношение к любви лирического героя. Возможно, он сравнивает это со своей возлюбленной, чья любовь сравнима с тусклым, увядающим запахом смолы, которая ранила иглой.

В последнем части, мы видим образ окна и неба, с проплывающими облаками, что означает невозвратимое время, и опустевший сад, который говорит о конце любви.

В целом мне понравилось стихотворение Заболоцкого, за то, что в нем автор отразил злободневную тему любви, которая остается актуальной во все времена. Скорее всего, автор испытал всю ее трагичность на себе, и переживший опыт, позволил создать прекрасное произведение, как и все творчество, талантливого писателя.

  • Анализ стихотворения Бунина Первый снегСтихотворение «Первый снег» написано простым и легким для восприятия языком. Именно эта его «легкость» и создает необыкновенное впечатление от обыденности явления, которое в нем описывается.
  • Анализ стихотворения Никитина Встреча зимыСтихотворение “Встреча зимы”, написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.
  • Анализ стихотворения Пушкина ЖуковскомуЖуковский был другом Пушкина. Они оба были гениями, великими поэтами, признанными при жизни. Может показаться, что раз два человека, наделённых колоссальным поэтическим даром, встретились и общаются, то они обязательно станут если
  • Анализ стихотворения Маяковского ХорошоБез сомнений одним из самых патриотично настроенных писателей в начале 20 века можно считать Маяковского. Поэт пережил революцию и подчеркивает её важность и огромную роль в переменах на будущее,
  • Анализ стихотворения Фета Весенние мыслиФет очень много писал о весне и возрождении к жизни. Ведь это такое время года, когда каждая частичка земли пробуждается после зимней спячки. Это-то время, когда Земля дарит надежду на рождение чего-то нового или забытого
Читайте также:  Природные ресурсы сша

Источник: https://analiz-stihov.ru/zabolockij/mozhzhevelovyij-kust

«Можжевеловый куст», анализ стихотворения Заболоцкого

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано Заболоцким в 1957 г., за год до смерти, и вошло в цикл «Последняя любовь». Оно было напечатано в последнем, четвёртом прижизненном сборнике стихов поэта, изданном в 1957 г.

Поэт женился в 27 лет на Екатерине Васильевне Клыковой, с которой воспитал двух детей. Жена вместе с детьми поехала вслед за мужем в ссылку, окружала его заботой и вниманием, не требуя ничего взамен.

По свидетельству современников, Екатерина Заболоцкая всегда была мягкой, тихой и незаметной, не принимала участия в литературных беседах. А в 1955 г.

внезапно ушла от Заболоцкого к его другу писателю Василию Гроссману, который, в отличие от мужа, проявлял к ней сочувствие и заботился о ней. Сам Заболоцкий в это время сошёлся с Натальей Роскиной, но жить с ней не смог.

Через два с половиной года, в 1958 г., измученная Екатерина Заболоцкая вернулась к мужу. Супруги были по-настоящему счастливы, но очень скоро у Заболоцкого случился второй инфаркт, после которого он прожил недолго.

Жанр интимной лирики появился в творчестве Заболоцкого на закате его жизни. Стихотворение напоминает песню. Поэт-бард Александр Суханов сочинил музыку на стихи Заболоцкого.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – непростые любовные отношения.

Основная мысль: отношения с любимой могут сильно ранить, но жизнь без неё пуста.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Первые две сосредоточены на личности лирического героя, который описывает свои ощущения от встречи с можжевеловым кустом.

Четыре строчки из восьми начинаются местоимением «я», а все грамматические основы, кроме безличной конструкции, состоят из подлежащего «я» и глаголов «увидел», «услышал», «почуял», «заметил».

В этих строфах лирический герой ассоциирует можжевеловый куст с возлюбленной.

Третья строфа благодаря анафоре «можжевеловый куст» напоминает песенный припев. В ней описана вся драма лирического героя – страх измены, подобной смертоносному уколу в сердце. Лирический герой обращается к можжевеловому кусту.

Последняя строфа – описание состояния лирического героя после измены. Стихотворение представлено как сон лирического героя, чья жизнь без жены подобна сну, небытию.

Тропы и образы

Можжевеловый куст в стихотворении лишь отдалённо напоминает настоящий, у которого листья видоизменены в колючки, совсем не похожие на металлические. От куста в стихотворении веет опасностью и притягательностью.

Металлический хруст, очевидно, игл, соединён со звоном аметистовых ягод (эпитеты). Литературоведы отмечают, что после ухода жены Заболоцкий постоянно включал патефонную пластинку с «Болеро» Равеля.

Возможно, металлическая игла патефона напомнила ему колючки можжевельника.

«Лёгкий запах смолы» (эпитет) влечёт героя, так что он находит «во мраке древесных ветвей» (метафора) чуть живое подобие улыбки возлюбленной (метафора).

Фрейд многое мог бы рассказать об описанном сне лирического героя, но и не углубляясь в учение Фрейда можно сказать, что куст можжевельника для лирического героя символизирует возлюбленную.

Именно тогда, когда лирический герой достигает гармонии, лёгкий лепет изменчивых уст (метафорический эпитет) колет героя смертоносной иглой (метафора измены).

Умиротворяющий пейзаж «внешнего мира» метафорически обозначен как окошко, где видны золотые небеса (эпитет) и проплывают облака. Во внешнем мире ничего не меняется, несмотря на личную трагедию лирического героя. В последней строфе он противопоставлен внутреннему миру героя (метафора «облетевший мой садик безжизнен и пуст»).

Последняя строфа – обращение к можжевеловому кусту (а значит – к любимой). Формула вежливости «да простит тебя бог» отражает горечь лирического героя, который сам простить не может.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Рифмовка парная, мужские рифмы делают строчки твёрдыми, рубленными, этому же способствуют восклицательные предложения, которыми заканчиваются третья и четвёртая строфы.

По произведению: «Можжевеловый куст»

По писателю: Заболоцкий Николай Алексеевич

Источник: https://goldlit.ru/zabolotsky/1289-mozhevelovii-kust-analiz

Ерёмина Ольга | | Журнал «Литература» № 19/2005

“Очарована, околдована, // С ветром в поле когда-то повенчана…” Мы часто слышим по радио эти стихи, превращённые исполнителями в отдающий вульгарностью шансон.

Но искажённый, потерявший одну строфу текст стихотворения Николая Заболоцкого «Признание» даже в этом случае не теряет благородно-сдержанного своего звучания, несёт в себе яркую энергию мужского восхищения тайной женственности, стремлением разгадать загадку женской души. Начинается стихотворение так:

Из цикла Николая Заболоцкого «Последняя любовь» (1956–1957) в школьных программах и учебниках по литературе встречаются два стихотворения: «Признание» и «Можжевеловый куст». Но говорить об этих произведениях вне цикла — значит рассматривать отдельные детали ткацкого стана, когда лишь все детали в своём взаимодействии дадут возможность увидеть узор, сотканный автором.

Цикл этот можно сравнить с “панаевским циклом” Н.А. Некрасова и с “денисьевским циклом” Ф.И. Тютчева. По стихотворениям Некрасова и Тютчева можно проследить историю любви, проникнуть в сущность её ключевых моментов, познать её торжество и драматизм.

Безусловно, циклы эти интересны нам не только как свидетельства любви их авторов к Авдотье Панаевой и Елене Денисьевой, но важны как художественные творения, как документы развития человеческой личности и даже — в социально-психологическом плане — как отражения динамично развивающихся отношений мужчины и женщины в целом.

Однако между произведениями Некрасова и Тютчева, с одной стороны, и циклом Заболоцкого — с другой, есть существенное различие. Стихотворения первых двух авторов объединены в циклы исследователями их творчества — литературоведами.

Заболоцкий же сам объединяет десять стихотворений в единое целое, создаёт цикл — круг, кольцо переплетённых, пересекающихся образов.

Рассказывая о своём позднем чувстве, поэт сам ставит заглавную букву — и точку в истории любовных отношений.

Заболоцкий осознаёт «Последнюю любовь» именно как цикл. Он размещает стихотворения не точно по хронологии развития событий: стихотворение «Встреча» помещено девятым номером. По сути, поэт создаёт роман в стихах.

Если любовные стихотворения первых книг Ахматовой можно было бы сравнить с разрозненными страницами из различных романов, то цикл Заболоцкого — это законченное и композиционно выстроенное художественное произведение со своей идеей, с развитием действия и кульминацией просветления.

Интерпретация лирического произведения — процесс глубоко индивидуальный. Такой подход к интерпретации позволяет автору статьи говорить о своих личных ассоциациях, впускать в текст поток сознания. В данном случае это не есть нескромность, но закономерность, связанная с особенностями восприятия лирики.

Давайте откроем томик Заболоцкого и вместе прочитаем цикл «Последняя любовь».

Начинается созданный поэтом роман стихотворением «Чертополох» — не с картины первого свидания, а с изображения неожиданно вспыхнувшей душевной драмы.

Первая же строка вызывает в сознании странный диссонанс: не принято создавать букеты из чертополоха! В народном восприятии это колючее сорное растение, именуемое татарином (татарником), мордвином, муратом (В.И. Даль), соединяется с представлением о вредном, нечистом, злом.

Очевидно, именно слово “мурат” подтолкнуло Льва Толстого к созданию поэтического образа несгибаемого, обладающего поразительной волей к жизни придорожного татарника в повести «Хаджи Мурат». С этих пор в сознании, наполненном литературными ассоциациями, образ этого растения получил ореол страстности и романтизма.

Что же для лирического героя Заболоцкого внезапно вспыхнувшая любовь? Чертополох — чёрт, нечисть, страсть, черта, разделяющая жизнь; полыхание, всполохи, огонь, очистительное пламя, которое не бывает нечистым. Роковое соединение тёмного с высоким. Душевный пожар, сумятица чувств, багровый (не багряный) хоровод огней.

Звёзды — звезда с звездою говорит — высокий свет, к которому стремишься; но звёзды — с острыми концами, которые могут ранить тело и душу. Северная заря — Аврора — звездою севера явись — лента зари забрызгана звёздами; брызги — это когда что-то разлилось или разорвалось — или брызги фонтана — ворвались, как маленькие черти, в святилище, где сон и фимиам…

Цветы чертополоха — гремят и стонут бубенцами — образ русской дороги — колокольчик звенит — этот стон у нас песней зовётся… Фонарями — ночь, улица, фонарь, аптека — вспыхнув изнутри — и только маленький фонарщик… Пушкинская мелодия и бесконечная русская дорога, долг и неутолимая страстность сплавлены воедино.

Самое первое слово — глагол: принесли. Кто принёс? Нет, не я. Но кто внёс в мою комнату этот букет? И почему у меня нет сил его убрать? Выкинуть вон? Те, кто принёс, обладают особой властью, давая неизбежность и право измученной, испепелённой страданиями душе пережить это внезапно раскрывшееся чувство.

Прислушиваясь к себе, вглядываясь в странный букет, лирический герой видит во вспышках раскрывшихся бутонов полыханье рождающихся вселенных, с ясностью ощущает человека — микрокосмом, душу и тело — воплощением космической борьбы материи и духа.

Странный букет навевает сон — быль? Навь и явь — как их различить? Образ женщины — “сказочной птицы” — архетип русского сознания — связан с образом “высокой темницы” — башни, терема, где живут царские дочери-невесты. Чёрная, как ночь, решётка преграждает путь герою. Но герой — не сказочный богатырь, не прискачет к нему на помощь Сивка-Бурка.

Это горькое осознание, как образ острого, ранящего, пронзающего насквозь (“простёрся шип клинообразный” в «Чертополохе» — “проколовший меня смертоносной иглой” в «Можжевеловом кусте»), проходит через весь цикл «Последняя любовь».

И последняя строка — “взор её неугасимых глаз” — негасимая лампада — вечная лампада зажжена — ореол святости, ощущение великого таинства.

Пятистопный песенный хорей сменяется трёхстопным, вальсирующим на волнах анапестом «Морской прогулки».

Если чертить сюжетную линию романа, то нужно написать: герой со своей возлюбленной едут из города, где трудно встречаться, на море, в Крым. Банальная псевдоромантическая поездка? Подальше от жены, к ласкающему морю? Для лирического героя цикла это не так. Каждый день, каждый взгляд он воспринимает как горький подарок, в событиях видит отражение вечности.

В первом стихотворении — взгляд в небо, соотнесение своего мироощущения с законами мироздания, высшими законами. Во втором — обращение к воде как символу подсознания, погружение в мир отражений, попытка постичь законы превращения тела и движений души.

“В подземном мерцающем зале”, под нависшей неживой массой, вдруг ставшей одушевлённой — телом — скалы, страсти теряют накал, человеческое тело теряет вес и значимость.

Читайте также:  Сочинение: описание картины и.э. грабаря "февральская лазурь"

Отражённый мир всегда притягивал внимание поэтов и художников. Бликующие, множащиеся, дробящиеся отражения у Заболоцкого приобретают метафизический смысл. Люди пытаются осознать себя в отражениях, а те, как законченные стихи, уже отделились от своих прототипов-создателей, подражают, но не копируют их.

Жизнь человека отражается дважды — в космосе и в воде, и вертикаль духа связывает две стихии.

Загадка отражений завораживает, но остаётся нераскрытой: водитель увозит экскурсантов из грота, и “высокая и лёгкая волна” уносит лирического героя из реальной жизни, жизни воображения и духа — в сон быта.

И в конце второго стихотворения появляется образ, который тоже станет сквозным для всего цикла, — образ лица (твоё лицо в его простой оправе) как воплощения жизни души.

Не возлюбленная приближается к берегам Крыма, но Таврида, древняя, насыщенная памятью земля, как живая, встаёт навстречу женщине, словно вглядываясь в её лицо, пытаясь распознать, насколько потоки её сознания синхронизированы с глубинными токами рождающей земли.

Кульминация сюжетной части цикла — стихотворение «Признание». Это не простое признание в любви. Женщина, которую любит лирический герой, — необычное существо. Веселье и печаль — земные чувства, которые может испытывать простая женщина.

Героиня цикла — “не весёлая, не печальная”, она обвенчана с ветром в поле, она сходит к возлюбленному с неба; соединяясь с ней, он словно бы соединяется с мировой душой. Но её магическое начало не просто затаено, скрыто — оно заковано в оковы — “высокая темница // И решётка, чёрная, как ночь”.

Заковано кем? Судьбой? Роком? Это остаётся неизвестным так же, как и кто же принёс букет чертополоха.

Стремление выявить в полной мере подлинную — колдовскую, надмирную — сущность (вечную женственность?) вызывает страстные попытки разорвать оковы. Поцелуи сказочного принца разрывают чары волшебного сна — герой разрывает оковы “слезами и стихотвореньями”, которые прожигают не тело, но душу.

Человек — это мир, замок, башня (отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня, чернобровую девицу), в которую надо ворваться.

Мир полуночной тайны не становится плоским: даже слёзы — не слёзы, они только чудятся, может быть, они только отзвук собственных слёз, а дальше, за ними, — ещё одна решётка, чёрная, как ночь…

И вновь, как в «Морской прогулке», кружит нас четырёхстопный анапест — это «Последняя любовь». В первых трёх стихотворениях мы видим только лирического героя и его возлюбленную, здесь же появляется третье лицо — наблюдатель, шофёр. И повествование ведётся не от первого лица, как раньше, а от лица автора, что даёт возможность взглянуть на ситуацию со стороны.

Вечер. Водитель такси привозит пассажиров к цветнику и ждёт их, пока они гуляют.

Заметил не фигуры, не позы — лица! Лица не влюблённые, не восторженные, не восхищённые — странные. Любовь для героев — не лёгкий флирт, не физиологическое влечение, но гораздо больше: забвение себя, обретение смысла жизни, когда человек вдруг понимает: так вот для чего дана душа! Такая любовь освящена свыше.

Описание великолепной цветущей клумбы — “красоты уходящего лета” — напоминает стихи Заболоцкого раннего с его дерзкими и красноречивыми сравнениями. Но тогда это было самоцелью — здесь же становится средством создания контраста между торжеством жизни, праздником природы и неизбежностью человеческого горя.

Цветочный круг, по которому молча идут наши герои, кажется бесконечным, но шофёр — наблюдатель — знает, что кончается лето, “что давно уж их песенка спета”. Но герои пока этого не знают. Не знают? Почему же они идут молча?

Южное счастье действительно кончилось. Снова, как в первом стихотворении, пятистопный хорей, повествование от первого лица, Москва и невозможность встречаться: “Голос в телефоне”. Лицо живёт отдельно — и голос тоже отделяется от тела, словно обретая собственную плоть. Сначала он “звонкий, точно птица”, чистый, сияющий, как родник.

Затем — “дальнее рыданье”, “прощанье с радостью души”. Голос наполняется покаяньем и пропадает: “Сгинул он в каком-то диком поле…” А где же ещё должен был пропасть голос красавицы, обвенчанной — в поле — с ветром? Но это не летнее ковыльное поле — это поле, по которому гуляет вьюга.

Чёрная решётка темницы превращается в чёрный телефон, голос — пленник чёрного телефона, душа — отражение духа в теле — кричит от боли…

Шестое и седьмое стихотворения теряют названия, их заменяют безликие звёздочки. Строки становятся короче, стихотворения — тоже. Шестое — двустопный амфибрахий, седьмое — двустопный анапест.

“Клялась ты до гроба // Быть милой моей” — до гроба не получилось. “Мы стали умней”? Счастье до гроба… Бывает ли оно? Вновь возникают мотивы воды, отражений, лебедь — птица сказки, мечты — уплывает к земле — любовная лодка разбилась о быт; вода блещет одиноко — дай войти в эти очи тяжёлые — в ней уже никто не отражается — только ночная звезда.

Торжествующие цветы куртины осыпались — только посредине панели лежит полумёртвый цветок. Лежит не в свете огней, а в белом сумраке — в белом саване — дня — “Как твоё отраженье // На душе у меня”.

Букет чертополоха с клинообразными шипами словно возвращается в «Можжевеловом кусте». Мы снова входим вместе с лирическим героем в причудливые переплетения образов сна, связываем начало и конец любовной истории сквозными мотивами.

Можжевельник наших среднерусских лесов — куст, ветвями которого устилают дорогу уходящим в последний путь — ягоды не вызревают.

Можжевеловые кусты Крыма — почти деревья — священные деревья для местных народов — знойное солнце, ароматное облако смолистых запахов — звон цикад — красно-лиловые ягоды.

Человек идёт по траве, наступает на сухую ветку — ветка хрустнула под ногой — как хрустит металл? Солнечное полыханье поднятых мечей, звон битвы — превращается в разрушение, в металлический хруст… Парная рифмовка словно бы укорачивает стих, дыхание становится тише и реже.

Стена чертополоха возвращается мраком древесных ветвей, сквозь который просвечивает “чуть живое подобье улыбки твоей”. Уже не видно лица — осталась лишь улыбка — Чеширский кот — которая живёт в сознании лирического героя — ценность — мне было довольно того, что след гвоздя был виден вчера — тает, как развеивается аромат смолы.

Надо растить свой сад!

Но тучи рассеялись, наваждение ушло:

Страсти улеглись, прощение послано, любовная история завершена. Казалось бы, цикл закончен. Но лирический герой вглядывается в свою душу, в свой “облетевший садик”, настойчиво вопрошая: зачем? Почему мне была ниспослана эта любовь-испытание? Если всё прошло, то что же осталось?

Ответ на этот вопрос приносит кульминация духовная — девятое стихотворение «Встреча». Эпиграф его — камертон, по которому настроены важнейшие образы цикла: “И лицо с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавевшая дверь, — улыбнулось…” (Л.Толстой. «Война и мир»).

Лирический герой — “вечный мизантроп”, потерявший веру в жизнь, отчуждённый от людей чередой тяжких испытаний — вспоминает о первой встрече с женщиной, благодаря которой скорлупа недоверия дала трещину, а затем и вовсе растворилась в живительных лучах радости.

Неугасимый свет жизни, освящённой любовью, вновь зажёгся для героя, овладел его мыслями и заставил открыть окно в сад — раскрыть свою душу навстречу проявлением мира. Мотыльки из сада помчались навстречу абажуру — я словно бабочка к огню — сама жизнь, сама любовь — один из них доверчиво уселся на плечо героя: “…Он был прозрачен, трепетен и розов”.

Радость существования — это высшее единство, и анализ попыткой классифицировать чувства и ощущения порой разрушает эту радость.

У человеческих поступков есть несколько уровней: уровень событийный, сюжетный, сущность которого понимается обыденным сознанием, и уровень, выводящий на бытие Мировой Души.

История любви героя на первом уровне закончилась расставанием, но она подняла его душу над обыденностью, помогла ему познать в себе подлинного человека, до того скрытого коростой недоверия и горя, подарила свет — “целый ворох весны и радости”.

И помогает жить дальше — под золотыми небесами, где проплывают облака, над золотыми листьями аллей.

Это эпилог — стихотворение «Старость». Повествование от третьего лица. Осень. Супруги, прожившие вместе жизнь, понимают каждый взгляд друг друга. К ним пришло прощение и покой, души их горят “светло и ровно”. Крест страдания, который несли они, оказался животворным.

С тех пор эти ель и сосна вместе растут. Их корни сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету… Прекрасная пальма осталась на горючем утёсе.

И пришло осознание, что счастье — “лишь зарница, // Лишь отдалённый слабый свет”. Отсвет иной — высшей — радости. Но не это главное: кроме фатализма, в стихотворении — позитивное утверждение, что счастье — синяя птица, светлый конь — “требует труда”! Труда нашего, человеческого, который один способен создать противовес роковому принесли.

Кольцевая композиция: свет листьев, образ человеческих душ — горящих свечей — в концовке стихотворения.

Огненное смятение чертополоха переплавилось в золото понимания. Цикл — круг, роман — завершён.

Спонсор публикации: каталог онлайн интернет радио http://radiovolna.net/. В каталоге, который для удобства рубрицирован по жанрам, странам и языкам, каждый легко найдет радиостанцию, соответствующую его вкусовым предпочтениям.

RadioVolna представляет радио различных музыкальных стилей и жанров – от современной популярной и танцевальной музыки до фолка и кантри, от классики и ретро до рока и техно, от джаза и блюза до шансона и городского романса.

Новостные радиостанции предложат самую свежую информацию всем тем, кто намеревается быть постоянно в курсе главных мировых событий, кому интересны комментарии и мнения экспертов, кто хочет следить за котировками ценных бумаг и валют.

Благодаря современным технологиям теперь в самом отдаленном уголке земного шара можно слушать любимые радиостанции в прекрасном качестве.

Источник: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200501907

Ссылка на основную публикацию