Миниатюрные истории из фарфора

История фарфоровой статуэтки

03, Октябрь 2011 13:39 | 14 фото | просмотров 15882

Во все времена человек стремился украсить свое жилище разнообразными фигурками и статуэтками, даже в период пещер и мамонтов. Первые статуэтки были из глины, дерева и кости, затем их разнообразили металлом. Преобладающими в доисторические времена были фигурки богов и духов, как атрибуты религии, но не менее любимы и милые украшения, предназначенные для украшения быта.

Фарфоровые статуэтки впервые были созданы в Китае – родине фарфора. С тех пор, как эти миниатюрные изделия попали в Европу, они сразу же стали популярны. Фарфор ценился на равне с драгоценным металлом и даже назывался «белым золотом».

Статуэтки из этого материала были признаком роскоши и престижа, показателем статуса. Позволить себе приобрести фарфоровые статуэтки мог далеко не каждый, но изящество форм и утонченность в изготовлении притягивали к ним взгляды, а любители прекрасного не могли отказать себе в этом украшении интерьера.

Благодаря своим эстетическим свойствам, качеству фарфора, статуэтки попали в поле зрения коллекционеров. А разнообразие тематики, разноцветная живопись, динамика фигурок сделали их любимым предметами коллекционирования.

Секрет создания фарфора открылся для Европы в 1709 году, тогда и начался настоящий бум собирательства фарфоровых фигурок. Первые европейские статуэтки походили на китайские и японские, но уже к середине XVIII века формируется оригинальный классический стиль европейских фарфоровых статуэток.

Композиции создавались на основе произведений известных художников, а среди образов были танцоры и балерины, дамы и кавалеры, циркачи, музыканты, театральные сценки. В изящном фарфоре все это воплощалось особенно живо.

Особо поспособствовала развитию фарфоровой статуэтки Мейсенская фарфоровая мануфактура. Модельер мануфактуры Иоганн Иоахим Кендлер создал стиль рококо, что невероятно понравилось дамам, которые украшали ими свои будуары и залы, а также они привлекли внимание коллекционеров.

Статуэтки стали выпускаться Мейсенской мануфактурой в наборах вместе со столовыми сервизами, причем часто они несли практическое назначение – солонки, перечницы, флакона для уксуса.

Кендлер положил новое направление в развитии фарфоровой статуэтки, когда китайская тематика окончательно отошла на второй план, а лидирующими образами стали пастухи и пастушки, охотники и танцовщицы, а также сцены любовные и придворная жизнь.

Есть серии, которые пережили своего создателя Кендлера на века и до сих пор выпускаются фарфоровыми фабриками Германии и других европейских стран.

Таковой, например, является, коллекция статуэток «Обезьяний оркестр», созданная в 1766 году, которая и до сих пор популярна среди коллекционеров фарфоровых статуэток, а последний раз она выпускалась в 50-х годах XX века Мейсонской мануфактурой.

Не менее популярными были фарфоровые статуэтки итальянской фабрики Каподимонте, выпускавшей статуэтки в стиле рококо. На этой фабрике так же создавались фигурки пастухов, танцовщиц и горожан, а также ценились образы святых и портретные бюсты (например, бюст Марата).

Во Франции прославилась Севрская фарфоровая мануфактура, выпускавшая статуэтки по образцам античных памятников, а также весьма популярны были фигурки эротического характера. Модели для Севрской мануфактуры разрабатывали известные скульпторы (Фальконе, Буазо, Клодион), а роспись исполнялась в стиле Буше.

Фарфоровые статуэтки могут многое рассказать об истории, в том числе об истории моды на одежду, макияж, поведение, стиль жизни.

За последние три столетия не один раз изменялись эстетические пристрастия, приходила и уходила мода на фарфор. Но фарфоровые статуэтки всегда оставались теми предметами, присутствие которых в интерьере оценивалось как образец изящного вкуса и чувство стиля.

Источник: http://RetroBazar.com/journal/interesting/396_istorija_farforovoi_statujetki.html

Фарфор — истории, шедевры, коллекции

Фарфор — истории, шедевры, коллекции — это партворк (журнальная серия) от ДеАгостини, которая пока только планируется к выходу.

На официальном сайте коллекции DeAgostini — — есть опросный лист, анкета. Один из вопросов — сколько выпусков вы бы хотели в коллекции.

Новая серия Фарфор. История, шедевры, коллекции будет интересна как начинающим, так и опытным коллекционерам фарфора. В каждом выпуске вас ждёт много увлекательной и полезной информации, а также красочные иллюстрации. Вы окунётесь в мир изделий, выполненных лучшими мастерами мира. Узнаете о знаменитых коллекциях и ценителях фарфора.

В каждом номере журнала — полезная информация, красочные иллюстрации. Вы узнаете о знаменитых коллекциях фарфора, о коллекционерах.

В коллекцию Фарфор: истории, шедевры, коллекции входят фарфоровые статуэтки ручной работы. Издательство обещает настоящий эксклюзив.

В журнале: история, мир керамики, мануфактуры, посудные мануфактуры России, декоративные мотивы, и многое другое.

Выходит раз в 2 недели.

В эту изящную коллекцию от ДеАгостини входят фарфоровые фигурки ручной работы. Для создания каждого изделия по оригинальному дизайну отливалась форма, затем начиналась кропотливая ручная работа: фигурки полировали и раскрашивали, чтобы в вашей коллекции был настоящий зксклюзив.

ТОЧНОЙ официальной информации по количеству номеров и цене пока нет. Будем дополнять по мере появления новых сведений.

Слухи: первый номер стоит 119 рублей, потом будет скорее всего либо 279, либо 299 руб. Со вторым номером (написано на сайте коллекции) идёт папка в подарок.

Фигурки фарфоровые, сравнительно небольшие, около 10 см.

Хорош стеллаж для хранения коллекции — это шкафчик с открывающимися стеклянными дверками. В шкафчике можно разместить 28 статуэток. Как обычно в сериях, шкафчиков будет несколько, т.к. выпусков наверняка будет больше 28.

В коллекции «Фарфор. История, шедевры, коллекции». будут разные фарфоровые фигурки, среди них:

Ангел со скрипкой Балерина в розовом платье Влюблённая пара Балерина в белом платье

Ребёнок на лошадке

В первом выпуске — балерина.

По отзывам — фигурки хорошие, но есть отзывы, что немного грубовато раскрашены и что среди фарфора не из партворков есть гораздо более изящные статуэтки (это, конечно, несомненно, но и цена — другая).

Мы сможем судить о серии только в том случае, если она всё-таки выйдет в основу.

Ангел со скрипкой (3 выпуск). Образ, повторяющий фрески великих мастеров XVI века, — ангел, играющий на лютне, — станет украшением вашей коллекции. Вдохновенный взгляд, мечтательная интонация линий дарят возможность заглянуть в саму суть музыки, несущей покой мыслям и усладу слуху.

Коллекционный фарфор и предметы интерьера.

Коллекция фарфоровых статуэток ДеАгостини

Источник: http://www.toybytoy.com/mini/porcelain_history_masterpieces_collections

Кукольный капитал

Антиквариат. То, что обычно приносит радость детям, вполне может обеспечить доход и их родителям. Цены на старинные и антикварные куклы растут: они пользуются все большей популярностью у состоятельных россиян.

Маленькая наука. Многим может показаться, что игрушки — совсем несерьезный объект для коллекционирования, прямо скажем — детский. Однако это вовсе не так.

Торги старинными куклами и аксессуарами для них ежегодно устраивают крупнейшие аукционы мира, такие как английские Sotheby's и Christie's, австрийский Dorotheum и многие другие, у них в штате даже есть отдельные специалисты по этому направлению.

На аукционы отправляются в конце декабря все истинные ценители антикварных игрушек в поисках самых ценных и раритетных экземпляров. А в США есть даже отдельный аукционный дом Theriault's, специализирующийся на продаже редких и антикварных кукол, плюшевых медведей, детских железных дорог и прочих игрушек.

В Европе коллекционирование кукол — крайне развитое и устоявшееся направление. В связи с этим рост цен на лучшие предметы обычно не превышает 10% в год: ведь большинство раритетов уже в частных собраниях, а новостей, будоражащих рынок, мало.

За последние пять лет стоимость кукол возросла на 50%. Однако для России этот вид антиквариата пока в новинку, и у него появляется все больше поклонников, что провоцирует постоянное повышение цен.

И чем интенсивнее будет развиваться рынок, тем активнее будут расти цены.

Интерес к антикварным куклам понятен, ведь они дают возможность ближе познакомиться с историей: взглянуть на то, какие наряды носили парижанки и англичанки в XIX столетии, какие были вкусы и что считалось истинным воплощением красоты. В России самые лучшие экземпляры кукол дорожают на 5-12% в год и редко продаются по цене ниже $5-7 тыс. Более дешевые игрушки растут в цене не более чем на 3% в год, но и обходятся они дешевле: до $1,5 тыс.

Как инвестиционное средство недорогие куклы используются редко, однако в коллекции попадают все чаще и чаще. Ведь не за горами то время, когда российские любители кукол раскупят все, что имеется на свободном внутреннем и внешнем рынках (как произошло, например, с часами и живописью советского периода), и, очень даже возможно, появится спрос даже на недорогие экземпляры.

Сегодня особенно популярны у российских коллекционеров французские, германские «характерные» куклы (с определенным выражением лица), а также миниатюры, населяющие маленькие немецкие домики.

Традиционное время проведения игрушечных торгов — конец года. И если вы решили всерьез заняться коллекционированием кукол, сейчас как раз самое время выбрать, какими они будут, и разобраться, что в них наиболее ценно. Одним из важнейших критериев, определяющих стоимость и уровень куклы, является фирма-изготовитель.

Немаловажную роль играет и то, когда была выпущена игрушка. Разумеется, важно, сколько экземпляров было сделано и сколько уцелело — редкие куклы значительно дороже.

На сохранность также необходимо обращать внимание: если в наличии оригинальная одежда, обувь, аксессуары, коробки и тому подобные мелкие вещицы, игрушка может подорожать по сравнению с неполным аналогом на 15-20%. Конечно, поскольку речь идет о произведениях искусства, на стоимость влияет и внешняя привлекательность модели, ее красота.

«Кроме того, существуют высококоллекционные группы, принадлежность к которым резко повышает цену игрушки, — добавляет директор сайта AntiqueDolls.ru Ильмира Степанова. — Например, «характерные» куклы, куклы-автоматы и т. д.

» Так, например, очень интересен автоматический курящий клоун производства компании Leopold Lambert c фарфоровой головой фирмы Jumeau (тело и механизмы часто делали отдельно от голов, поэтому сочетание двух фирм — не редкость). Кукла изготовлена в 1890-х годах и стоит около $8 тыс.

Помимо компании Lambert славились своими автоматическими игрушками немецкие фирмы Vichy, Fleishmann&Bloedel, головы же для их изделий (часто без собственного клейма) поставляли в основном Jumeau, Francoise Gaultier и Simon&Halbig.

«Такие игрушки обычно дороги, ведь на цену сильно влияет сложность и оригинальность автомата, а в погоне за конкурентными преимуществами и просто из любви к искусству мастера наделяли свои произведения самыми необычными механизмами», — говорит коллекционер автоматических кукол Сергей Миргородцев. Например, среди наиболее интересных игрушек — девочка с театром (она хлопает в ладоши, а на сцене выступают куклы-актеры), марионетка (как будто сломанная — руки и ноги ее не слушаются), прачка за гладильной доской. Крайне распространены танцующие пары, балерины, клоуны.

Франция. В Европе антикварными считаются куклы, сделанные до 1930-х годов. И все они — от деревянных, выпущенных в последней четверти XVII века, до целлулоидных, появившихся уже в XX столетии, являются предметами коллекционирования. Однако чаще всего в собрания попадают куклы периода 1850-1930 годов — именно тогда их производство достигло наивысшего расцвета.

В XIX веке во Франции ручное производство кукол превратилось в промышленное: здесь впервые стали изготавливать игрушки с фарфоровыми головами. На долгие годы страна превратилась в мирового лидера по производству маленьких копий человека.

«Особенно ценятся французские куклы последней четверти XIX столетия, — рассказывает Ильмира Степанова. — Мастерам того времени удавалось добиться удивительной художественной выразительности: куклы компаний Thullier, Jne Bru&Cie, Jumeau являются настоящими шедеврами, высоко ценимыми коллекционерами».

В 1850-х появилась первая кукла-ребенок (до этого изображали преимущественно взрослых людей), а в конце 1870-х была создана Bebe («малышка») производства Jumeau, снискавшая миллионы поклонников во всем мире.

Bebe было выпущено довольно много, но первые и самые редкие экземпляры по-прежнему в большой цене у знатоков.

Стоимость лучших французских кукол достигает порой нескольких десятков тысяч долларов: обычная цена для них — $10 тыс. Так, за $10,2 тыс. была продана кукла с длинными белыми волосами работы известного французского мастера Эмиля Жумо, сделанная в 1880 году. Интересно, что ее цена оказалась значительно ниже эстимейта.

Самым дорогим лотом специализированного американского аукциона Theriault's в июне 2005 года стала кукла компании Jne Bru&Cie (работала во Франции с 1866 по 1899 годы), подписанная «Bru Jne 3».

Это светловолосая и кареглазая кукла, с закрытым ртом, четко прорисованными ресницами, туловище ее сделано из козлиной кожи (характерный признак фирмы-изготовителя), кисти рук и лицо — из фарфора, а голени — из дерева. Она ушла с торгов за $15,5 тыс. Кукла Jumeau продана за $10,2 тыс.

— у нее натуральные волосы на пробковой макушке, подвижное тело и платье сложного покроя.

На небольших торгах Withington Auction была продана кукла Bru с фарфоровой головой, расписанным вручную лицом, завитыми в кудри волосами, одетая в голубое пальто и шляпку в тон. Ее окончательная цена составила $19,5 тыс. Другая кукла того же производителя, с каштановыми волосами и в клетчатом платье, ушла с молотка за $17,8 тыс.

Выставляли на этом аукционе и куклу от Jumeau (без них торги обходятся редко) — красавица в бронзовом платье, с маленьким зеркальцем в руке кокетливо оглядывается на вас, слегка повернувшись влево. Ее цена $11,5 тыс.

Лишь к концу XIX века инициативу в изготовлении кукол перехватила Германия, вскоре она разделила первенство Франции в этом сложном ремесле.

Читайте также:  И. а. бунин "густой зеленый ельник у дороги": анализ стихотворения

Немецкие производители сумели предложить покупателям качественную продукцию по конкурентоспособным ценам, однако художественное мастерство французов так и осталось непревзойденным.

Они долгое время производили парики и великолепные платья — в этом на них ориентировался весь мир.

Германия. Сделав куклу доступной для довольно широкого круга покупателей, Германия навсегда вошла в историю как вторая в мире страна, производящая миниатюрных человечков из фарфора, папье-маше и глины.

Именно Германии мир обязан появлением столь знакомых по фильмам и музейным экспозициям кукол с матовыми фарфоровыми личиками — неглазурованный фарфор, так называемый бисквит, наиболее близок по внешнему виду к человеческой коже.

Даже знаменитых французских Bebe, столь любимых покупателями, немецкие мастера старались копировать, создавая на их основе новых «малышек». Таким образом, к концу XIX века Германия вышла по производству кукол на тот же уровень, что и Франция, а позже (в первой четверти XX столетия) немецких кукол в Европе стало даже больше, чем французских.

При этом мастера из Германии, стремясь продать свои произведения, частенько прибегали к мошенничеству: куклам давали французские имена, а цену ставили низкую — вот покупатели и приобретали товар.

«До начала XX века на коробках с куклами не указывалась страна-производитель, немецкие фабриканты пользовались этим совершенно беззастенчиво, — говорит коллекционер старинных и редких немецких кукол Алина Максимова. — И сейчас в частных собраниях очень много экземпляров, по всем признакам — французских, но на деле произведенных в Германии в то самое туманное время. Определить это сможет только профессионал, так как копии и «пародии» были порой чрезвычайно качественными».

«Характерные» куклы очень полюбились покупателям, получив широкое распространение в начале XX века. Большинство из них произведено в Германии компаниями Gebruder Heubach, Kammer&Reinhardt, Armand Marseille, Kestner. Были и французские, в основном c клеймом S. F.B. J., реже — Jumeau, Fleishmann&Bloedel.

Немецкие куклы в силу своего распространения немного дешевле французских. Обычно цена на них не превышает $10 тыс., а рост стоимости в год редко бывает более 10%.

Кусочек русской истории

В России традиция изготовления кукол очень старинная: еще древние славяне использовали их в своих религиозных обрядах. Создавали и тряпичные игрушки для игры. Именно такова классическая русская кукла XIX века: сшитая из кусочков ткани, в простом платье, с глазами из пуговиц и нарисованным лицом.

К последней четверти XIX века центром кукольного производства стал Сергиев Посад, там изготавливали уже литых кукол — клейкую тягучую массу разливали по формам, а получившиеся фрагменты склеивали между собой.

С конца XIX века до революции в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика Журавлева и Кочешкова), который выпускал уже фарфоровых красавиц. Они были дороги, их берегли и передавали из поколения в поколение.

К сожалению, из-за революционных событий 1917 года старинных русских кукол сохранилось крайне мало, особенно в хорошем состоянии. Однако это направление все больше интересует коллекционеров российской старины, сейчас лучшие экземпляры русских игрушек в хорошем состоянии стоят около $3 тыс.

Деревянные люди

В Европе первые куклы появились еще в средневековье. Они были простыми — деревянными, глиняными, тряпичными. Так, в Англии хранится кукла, датируемая восьмидесятыми годами XVII века: она полностью сделана из дерева и богато наряжена. Раньше она принадлежала наследному принцу из правящей династии Стюартов.

Правда, играть с такими куклами детям не разрешалось: они были очень дорогими и хрупкими. Обычно их преподносили в качестве очень ценного подарка, любовались ими. Старинные английские куклы не очень популярны и довольно редко появляются на аукционах.

Одной из последних крупных продаж стала кукла середины XVI века — из личных вещей короля Георга II, ушедшая с торгов по цене около $5 тыс. с небольшим превышением эстимейта.(с) Инга Коростылева.

Адрес статьи: http://www.finansmag.ru/31611/

 

Источник: https://happydolls.livejournal.com/4526.html

Прекрасные фарфоровые кружева

Самые ранние подобные статуэтки относят к началу XVIII века и к предприятиям расположенным в Саксонии и Тюрингии.

Конечно, это Мейсенский фарфор, с его изумительной белизной и изяществом пластики. Мейсен (Meißen) — это самая первая фарфоровая мануфактура в Европе, основанная правителем Саксонии Августом Сильным в 1704 году, когда алхимик Иоган Бетгер, в попытках сотворить философский камень, создал твердый фарфор.

Это было не меньшим прорывом в химии, учитывая покров тайны над рецептурой фарфора и его баснословную стоимость. Вторым предприятием была Венская фарфоровая мануфактура, основанная 14-ю годами позже. Далее был Севр и другие предприятия Европы.

Все они имели свою специализацию, стиль и особенности, узнаваемые искусствоведами даже без обращения к клеймам.

  Производством скульптуры занимались далеко не все предприятия. Наиболее известными, дошедшими до наших дней и сохранившимися в коллекциях были изделия Мейсенской мануфактуры (применительно к фигуркам его называют еще Дрезденский фарфор).  

Не менее известны скульптуры мануфактуры Унтервайсбах (Unterweißbach), основанной в 1882 году в Тюрингии.

 

Очень известна фарфоровая скульптура мануфактуры в Зитцендорфе, основанная в 1760 году, которая сейчас носит название фарфоровый завод Фолькштедт (Volkstedt), и где с 1880 года Антуан Мюллер начинает производство «фирменного», известного на весь мир фарфорового кружева.

 

Продукция предприятия пользуется необыкновенным спросом. Изящность скульптуры и кружевная идея не оставляет равнодушным никого. Кружевные статуэтки выпускались Мюллером вплоть до Второй мировой войны. Во время бомбежек предприятие было разрушено.

При создании «кружевных» статуэток используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой, а затем, еще влажными, прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево затвердевает и остается на века.

Необходимо также упомянуть итальянских производителей, работы которых, по мнению многих ценителей, превосходят немецкие и австрийские.  Речь идет о мануфактуре Каподимонте (Capodimonte) в Неаполе.

  Мануфактура была основана в 1743 году по распоряжению короля Карла де Бурбона и его жены Марии Амалии Саксонии, как королевская мастерская для ремонта украшений королевы из мейсенского фарфора.

  Фабрика в таком виде просуществовала до 1759 года, после чего была закрыта и вновь открыта в 1771 году Фердинандом IV, сыном Карла и его наследником на престоле Неаполя.  

Фарфор завода короля Фердинанда отмечен голубым логотипом в виде буквы «N», который сохраняется до сих пор.

Фарфор, производимый в Неаполе имеет некоторые уникальные особенности, которые отличают его от Северо-Европейского фарфора.

  В южной Италии фарфоровая суспензия состоит из смеси полевого шпата и нескольких каолиновых глин из различных карьеров юга страны.

В результате получается мягкое тесто молочного цвета, что делает фарфоровые статуэтки Каподимонте необыкновенно теплыми, а производство уникальным.

  После прихода в Италию Наполеона производство было опять прекращено и восстановлено позже, исключительно благодаря ремесленникам, много десятилетий проработавших на предприятии.  

Сейчас мануфактура Каподимонте поддерживается потомками Альфонсо Майелло, восстановившего фабрику в 1867 году.

Современные работы с «кружевным» фарфором продолжают мейсенские и неаполитанские традиции. 

В 1962 году в Ирландии Оскаром и Джоанной Саар было создано предприятие «Ирландский Дрезден» (Irish Dresden), которое специализируется на кружевной фарфоровой скульптуре.

В работах этих мастеров отчетливо прослеживаются традиции завода Фолькштедт и Антуана Мюллера, что, впрочем, неудивительно, поскольку Джоанна Саар является родной племянницей Мюллера.

  Именно она спасла старые мастер-формы своего дяди, восстановив завод после разрушений Второй мировой войны.

У предприятия есть свой секрет рецептуры фарфоровой массы, позволяющий делать фигурки и кружево необыкновенно крепкими и белыми.  

Многообразие форм и сюжетов, сложность кружевных одежд, сочитающиеся с необыкновенной нежностью цветов и изяществом скульптуры ставят «Ирландский Дрезден» в один ряд со старинными предприятиями и превращают их работы в настоящие произведения фарфорового искусства.

Не менее интересны работы современного итальянского предприятия  Порцеллане Принчипе (Principe), созданного сукульптором Лучиано Каццоло и художником Серджио Трафоретти в 1980 году.

Порцеллане Принчипе объединили в своих работах красоту и нежность фарфора Каподимонте, трехсотлетние традиции его качества и венецианскую школу живописи.   Фарфоровые скульптуры предприятия являются воплощением более двух тысяч лет итальянского искусства, гармонию которого они несут в каждом движении фигуры, в каждой складке одежды, в каждом локоне.  

Необыкновенный вкус, воспитанный венецианской школой живописи, потрясающее изящество форм, свойственное всей итальянской скульптуре, сочность цвета юга Италии — все это есть в фарфоровых статуэтках Принчипе. 

Приобрести современную миниатюрную фарфоровую скульптуру, вы можете у нас на соответствующей странице.  И хотя это не кружевной фарфор, но прозрачность красок и изящество форм присутствуют в них в полном объеме.

Взгляните также на изумительное плетеное кружево и тонкие скульптурные цветы из керамики художницы Елены Зайченко на этой странице.

Отреставрировать старинные статуэтки вы можете у наших коллег в реставрационной мастерской «АРТВИЛЬ».

Просим при копировании наших материалов ставить ссылку на наш сайт.

 

Источник: https://www.russian-mayolica.ru/page/lace-porcelain/

Историческая миниатюра | Статуэтки из фарфора и металла

Главная → Интернет-галерея → Историческая миниатюра

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА

Кто из нас в детстве не увлекался игрой в солдатики?

Кто не представлял себя на месте знаменитого военачальника таких как: Александра Невский, А. В. Суворов, маршал Жуков Г.К.?

Золотая пора детства, к сожалению, проходит очень быстро. Но мы, уже повзрослевшие мужчины всегда в душе остаемся теми мальчишками, которые когда то резались в «войнушку» со своими дворовыми приятелями, и наши небольшие квадратные метры квартир превращались в ратное поле брани, где развивались не шуточные баталии. Порой дело доходило и до нешуточных раздоров…

Не потому ли и на сегодняшний день нашего продвинутого 21 века до сих пор, так популярно коллекционирование фигурок оловянных солдат? Ведь теперь повзрослев у нас, есть больше возможностей выбирать для себя такие фигурки, которые когда то, нам в детстве и не снились. Отечественная и зарубежная промышленность готова выполнять теперь любые капризы, был бы только спрос.

По всему миру открыты клубы любителей коллекционирования Военно-исторической миниатюры. Очень много собирателей и в нашей стране.

Родословная копий маленьких солдатиков уходит вглубь веков. Самые старые из известных образцов солдатиков были обнаружены в гробнице принца Емсаха из 12-й династии египетских фараонов, живших около 2 тысяч лет до н.э. Их основное предназначение было находиться рядом с фараоном в его загробной жизни.

В прошлом, военно-исторические миниатюры появились в XV в., когда средневековые мастера производили фигурки рыцарей в боевом облачении с тщательной проработкой мельчайших деталей. Ко второй половине XVII в.

Миниатюрные солдатики производились в основном из серебра, для познавательных целей и удовлетворения прихотей высшей аристократии.

Данные изделия использовались так же и военачальниками того времени, для моделирования тактических приемов, построений и передвижений войск.

Французский король Людовик XIV обладал наиболее известной в свое время коллекцией серебряных фигурок, начало которой было положено еще Марией Медичи.

Раньше всех на эти новшества отреагировали немецкие мастера. Местом рождения оловянного солдатика как демократичной, массовой и популярной игрушки стал Нюрнберг, а «отцом» его — мастер Хильперт, поставивший производство фигурок на промышленную основу.

Нюрнбергская фигурка была высотой всего несколько миллиметров, плоская, но с достаточно различимым рельефом с обеих сторон.

За короткое время многие мастерские города овладели методами изготовления солдатиков, частичной их раскраски в соответствии с униформой как германских, так и зарубежных армий.

Уважаемые посетители нашей проекта, мы всегда рады приветствовать Вас на нашем сайте!

Вашему вниманию предлагаются оловянные миниатюры (солдатики) ручной росписи. Каждая миниатюра по-своему уникальна!

Росписи представленных здесь фигур, всегда оригинальны и никогда не повторяются, т.к. каждый солдатик расписывается художником вручную.

Представленные здесь предметы являются частью коллекций собирателей.

Если у Вас появится желание приобрести определенное изделие, которое представлено на нашем сайте, пишите или звоните. Мы запросим ее стоимость у самого владельца.

Так же Вы можете сделать нам заказ на поиски, какой то определенной миниатюры, и мы постараемся вам ее найти в кратчайшие сроки.

Так же если у Вас уже есть готовая фигурка, и вы хотели бы ее раскрасить у профессионального художника то и в этом вопросе мы обязательно поможем.

При желании Вы можете попросить нас разместить свой герб или логотип компании на оловянной миниатюре. Это будет оригинальным подарком для семьи, коллег или сослуживцам, а так же партнерам по бизнесу!

Новинки

Источник: https://ar-tis.ru/shop/voenno-istoricheskaya-miniatyura/

Секреты популярности фарфора Миклашевского

История производства
Оригинальный волокитинский фарфор
Марки завода Миклашевского

Помещик и промышленник Андрей Михайлович Миклашевский прожил 94 года и за свою долгую жизнь успел воплотить в жизнь многие свои замыслы. Одним из них стал фарфоровый завод, построенный в его родовом имении в селе Волокитино Глуховского уезда.

Место для открытия Волокитинской фарфоровой фабрики было выбрано весьма удачно, так как недалеко от нее в селе Полошкино были найдены залежи лучшей в стране белой глины (каолина).

Построив завод в 1839 году, Миклашевский пригласил на него наемных работников из окрестных поселений Черниговской губернии, а также отправил на предприятие своих крепостных крестьян.

Будучи поклонником западного искусства, Миклашевский пригласил для строительства фабрики потомственных французских фарфористов братьев Дарт. Именно они выступили организаторами всего фарфорового производства в имении.

Франсуа Дарт стал директором завода, а также выступал в роли живописца и модельмейстера, в то время как его брат Август занимался созданием печей для обжига. Этим объясняется преобладание западного стиля в работах мастеров завода.

Читайте также:  Aqua tower - озерный небоскреб в чикаго

Позже в фарфоровых изделиях мануфактуры стали применять приемы и техники, характерные для украинского искусства. Последним управляющим фабрики был крепостной крестьянин помещика Федор Петруня.

Расцвет и закат предприятия

Промышленник Миклашевский сделал очень правильный ход, поставив во главе завода искусного управляющего и сразу же занявшись коммерческой стороной дела.

Пока заграничные мастера обучали местных работников хитростям западного искусства, сам Миклашевский активно распространял свою продукцию на выставках, продавал через свои лавки, купцов.

В результате таких продуманных действий качественно и оригинально сделанные фарфоровые изделия стали быстро набирать популярность.

Фабрикантов нисколько не смущал размах очередной работы. Они брались как за миниатюрные фигурки, оттачивая их черты и детали с филигранной точностью, так и за большие и даже громадные работы.

Среди последних стоит отметить изделия церковной тематики: фарфоровый иконостас и паникадила для церкви, которую историк архитектуры В. Вечерский назвал «удивительной» и не имеющей аналогов во всей Российской империи.

К сожалению, церковь была уничтожена, однако в собрании Шосткинского государственного краеведческого музея сохранились фрагменты иконостаса.

Фрагмент фарфорового иконостаса. Завод Миклашевского.

Многие из значительных работ были выполнены специально для имения помещика: фарфоровый камин, фарфоровая двухъярусная люстра сложной конструкции, часы, рамы из фарфора, а также многочисленные статуэтки, сервизы, домашняя утварь, которыми было принято украшать дома знатных особ.

В 1839 году, то есть в первый же год работы предприятия, на Всероссийской выставке промышленников Миклашевского наградили большой серебряной медалью, а в 1849 году на петербургской выставке российских мануфактурных изделий — золотой. В волокитинском производстве отметили значительную самобытность фарфора, многообразие представленных форм и их высокое качество.

Хотя предприятие официально было закрыто только в 1862 году, его упадок начался еще в середине 50-х годов 19-го века. Одной из основных причин заката фабрики стала отмена в царской России крепостного права в 1861 году и предшествующие ей настроения в обществе.

Массовые протесты крепостных крестьян, их самовольные уходы с работы, призывы представителей разных политических направлений об освобождении крестьян от зависимости отрицательно влияли на работу многих мануфактур.

Так как львиную долю работы на фабрике Миклашевского выполняли крепостные работники, с их уходом с завода в 1861 году начался стремительный развал предприятия. Год спустя завод пришлось закрыть.

Оригинальный волокитинский фарфор

Секреты популярности

Фарфоровые изделия Волокитинской фарфоровой фабрики зачастую называют слишком западными, несоответствующими характерным для фарфора Российской империи русским образам.

Ценителям русского фарфора не нравилось то, что работы мастеров фабрики Миклашевского не содержали той остроты и того колорита, которым был насыщен фарфор русских мастеров.

Даже если миклашевские живописцы изображали персонажи в русских нарядах, у них все равно получались не русские крестьяне, а немецкие или французские фермеры.

Причина этого заключалась в том, что изготовлением изделий и их росписью на заводе руководили опытные саксонские и французские мастера.

Тем не менее, при работе с иностранной тематикой живописцы проявляли величайшее мастерство, что и стало одним из секретов большой популярности волокитинского фарфора.

Он заметно выделялся своей оригинальностью на фоне во многом похожих друг на друга изделий других российских фарфоровых мануфактур.

Флакон «Китаец». Завод Миклашевского.1840-1850-е гг.

Успеху фарфора Миклашевского способствовала и отличная глина, с помощью которой удавалось создавать изделия превосходной белизны.

Мастера завода отличались высокохудожественным вкусом, находили самые неожиданные и поражающие своей красотой сочетания тонов и образов, издавали самую разнообразную продукцию от крупных ваз до мелких предметов быта, что не могли не оценить любители искусного фарфора.

Скульптура «Руины». Завод Миклашевского.

1840-1850-е гг.

Другой секрет заключается в том, что уже в первые годы существования завода промышленник Миклашевский поставил продажи фарфора на широкую ногу.

Он представлял лучшие работы своих мастеров на самых крупных ярмарках в больших российских городах, а также открыл свои магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и ряде других крупных городов.

Сохранились также сведения о поставках фарфора в Персию.

Интерес для коллекционеров

Фабрика Миклашевского довольно быстро оказалась в числе наиболее известных русских мануфактур, а ее яркие фарфоровые изделия привлекли внимание первых ценителей русского фарфора.

Коллекционеры регулярно собирали лучшие фарфоровые образцы завода, благодаря чему многие изделия в целости и сохранности дошли до наших дней. В дореволюционной России фарфор Миклашевского сосредоточился в коллекциях Селиванова, Щукина, Морозова, Парфенова и некоторых других коллекционеров.

Позже фарфор перекочевал из частных собраний в Государственный исторический музей, Государственный музей керамики в Кусково и иные музеи.

На сегодняшний день интерес к столь популярному на территории Российской империи фарфору Волокитинской фарфоровой фабрики ничуть не угас. Напротив, популярность в кругу коллекционеров привела к тому, что за последние годы миклашевский фарфор значительно подорожал и появился на рынке в виде множества подделок.

Изделия завода помещика Миклашевского поражают своим разнообразием и великолепием. Особый интерес представляют старинные чернильницы с фигурками-пародиями на известных французских литераторов (см. далее), декорированные имитацией драгоценных камней вазы и фигура Жанны д’Арк.

Жанна д'Арк. Завод Миклашевского.

1840-1850-е гг.

Оригинальный декор

Мастера фабрики Миклашевского очень тщательно следили за веяниями моды, которые были характерны не только для русского фарфора, но и заграничных изделий.

Например, поверхность одной из фарфоровых ваз мастер полностью покрыл маленькими лепными цветами вишни.

Такой вид украшения применяли на мейсенской мануфактуре и называли их boule de neige, однако мастера завода Миклашевского использовали эту технику по-своему и приходили к оригинальным результатам.

Ваза «Буль-де-неж».
Середина 19-го века.

Хотя волокитинские мастера выбирали традиционные для своего времени тематики, они смело экспериментировали с объемными деталями, узорами и красками.

Так, помимо традиционных ваз с декорированными ручками и миниатюрами на живописные темы, они применяли рельефный декор, представляя изделия в новом свете.

Стоило мастеру добавить вазе объемный декор на растительную тематику, а также обильно украсить ее внешнюю поверхность лепными деталями, как классическое изделие приобретало довольно оригинальный вид.

Ваза «Орешки». Фабрика Миклашевского.

Середина 19-го века.

Необычные решения касались не только ваз, но и других изделий, например, тарелок.

В то время как на многих других фарфоровых мануфактурах вариации сводились в основном к нанесению разных узоров, на Волокитинской фарфоровой фабрике экспериментировали в том числе и с формой тарелок.

Так, интересным решением являются кружевные края тарелок, хотя подобные кружева встречаются и в других работах, например, в изделиях мастеров завода Гарднера.

Тарелка. Завод Миклашевского.

Середина 19-го века.

Особенно интересны опыты мастеров мануфактуры с сочетанием цветов. В ряде изделий наблюдается довольно необычная смесь оттенков, которая заметно выделила изделия из ряда других работ. Самые неожиданные сочетания встречаются в вазах, фигурках, тарелках и других фарфоровых изделиях.

Ваза с декором из цветных листьев.

Завод Миклашевского.

В одних из них можно наблюдать целую гамму цветов с плавным или резким переходом от красного к синему спектру. В других работах к ярким красным, зеленым, оранжевым тонам вдруг примешивался черный цвет или очень темный оттенок.

Блюдо с английским цветочным декором.

Завод Миклашевского.

Кроме оригинального цветового решения в росписи использовали и особые техники. Например, в отдельных работах применяли декорирование серебром.

Поднос, декорированный серебром.

Фабрика Миклашевского.

Скульптурная пластика

Эксперты полагают, что к наиболее интересным работам мастеров фабрики Миклашевского следует отнести всевозможные статуэтки. Создавая самые разнообразные изделия и заимствуя темы для них, живописцы внесли в них много нового, а также создали ряд собственных сюжетов.

Одной из излюбленных тем в скульптурной пластике было восточное направление. Это такие статуэтки, как «Китаец», «Китаец на табурете», флакон «Танцующий китаец», а также различные коробочки и иные изделия.

Наиболее известными статуэтками завода считаются портреты-шаржи на русских и зарубежных представителей искусства. Например, один из шаржей был составлен на известного романиста Франции Шарля Нодье. Статуэтка под названием «Библиофил» очень точно отражает большую страсть лингвиста и книговеда Нордье к книгам.

За основу скульптуры была взята карикатура художника Бенжамена Рубо, опубликованная в одном из французских журналов в 1842 году.

Чтобы продемонстрировать книжную страсть, художник буквально завалил нарисованного Нордье литературой: стул в виде книг, множество книжных полок, книги подмышками, под ногами и даже в карманах… Карикатурность работе придает и непомерно большая голова, что было характерно для всех работ Бенжамена Рубо.

Не меньший интерес вызывают и другие работы: «Петух» (пародия на Ш.П. де Кока) и «Арман Марраст» (пародия на участника французской революции).

Клейма завода Миклашевского

В первые годы работы фабрики Миклашевского клейма были довольно витиеватые, в то время как с 1850-ых годов их сменили более простые монограммы.

Первые клейма писали на французском или русском языках. В них указывали фамилию купца Миклашевского, а также местоположение фабрики.

В период с конца 1840-х по начало 1850-х гг. на заводе ставили клеймо в виде округлого медальона с надписью «Волокитинской фабрики». Внутри круга изображали герб купца Миклашевского. Выполняли такое клеймо в тесте или наносили поверх глазури красной краской. Вариацией этого клейма было расположение внутри вместо герба инициалов владельца фабрики и надписи Manufacture de Wolokitine.

К этому же периоду относят и другую округлое клеймо с изображением короны. Внутри марки традиционно помечали данные о фабрике и владельце, причем здесь же встречается популярная в последующие годы монограмма из букв «А» и М».

Есть вариант клейма без круга, но с расположением слова Volokitin по дуге. В ней также присутствует буквы «AM».

Монограммы с инициалами владельца завода и надписи на французском языке обычно ставили на тех изделиях, которые предназначались для вывоза в другие страны, а также шедших ко Двору.

На протяжении всего периода работы завода на изделия ставили клеймо, представляющее собой монограмму из букв «А» и «М». В этом смысле сплетенные воедино инициалы автора очень напоминают монограмму завода Попова из букв «А» и «П».

Так как стандартов по размеру и изображению монограммы на заводе Миклашевского не существовало, мастера делали клейма разных размеров и приукрашали их на собственное усмотрение.

Отсюда пошли вариации изображения монограммы: в некоторых клеймах одна буква больше другой, в других добавлены палочки, хвостики, а сами буквы делали узкими и широкими, прямыми и округлыми.

Большую часть таких клейм выполняли надглазурно красной краской, но в 1850-ые годы они встречаются и в оранжевом цвете.

В некоторых случаях также встречается изображение буквы «М» в квадрате, однако такое клеймо ставили редко. Еще одним вариантом является изображение букв «А» и «М», не сплетенных в традиционную монограмму.

Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/sekrety-populyarnosti-farfora-miklashevskogo/

Миниатюрные фигурки в линейке продукции «Royal Doulton»

Компания «Royal Doulton» позаботилась о коллекционерах фигурок и статуэток, не имеющих большого пространства для их хранения. Дизайнеры разработали уникальную коллекцию миниатюрных фигурок, ваз, кувшинов, которые не занимают много места и при этом отлично дополняют интерьер гостиной, спальни, кабинета. Каждая коллекция легко помещается в шкафу, занимая минимум пространства.

Эти маленькие фигурки имеют размер всего 7,62–10,16 см, детализация костюмов и аксессуаров просто великолепна: композицию дополняют крошечные цветы, корзины высотой 1,9 см и зонтики длинной меньше 2,54 см.

Некоторые детали фигурок имеют высоту до 6,35 см (размер с наперсток, не более), но детализированы они точно так же, как и аналогичные элементы изделий больших размеров. Диапазон покрытий также весьма широк.

Например, только в случае с фигуркой Polly Peachum («Полли Пичем») было использовано минимум 15 разных оттенков.

Полли Пичем (Polly Peachum, модель М21,серия                                «Опера нищих», 5,7 см) Полли Пичем , модель М23, 5.7 см

Также есть группа не менее интересных миниатюр от Royal Doulton, и относится она к серии К, представляя собой максимально точное изображения собак и птиц.

Пингвин, модель К25, 5,7 см, годы производства                                           1940-1968 .г.г. Вельш-корги пемброк, мод. К16, с 1940 по 1977 г.г.

Начиная с 1900 г., коллекционирование миниатюр стало широко распространенным хобби, и компания «Royal Doulton» начала выпуск маленьких ваз, кувшинов, милых чашечек.

Кубок с видом Сент-Джеймского дворца (из серии «Королевские дворцы», 4 см, с середины 1980-х г.г.) Ваза с цветочным декором, 7 см, конец XIX в. (ещё до           получения Doulton королевского статуса)

Почти 50 моделей этой серии были представлены в 20 разных формах и цветах. Многие из них имели изображения снежинок, рождественских сцен, иллюстраций к рассказам Диккенса, в частности «Записки Пиквикского клуба», роману Томаса Харди «Под деревом зеленым».

Мистер Пиквик, 10 см, мод. М41 из серии DM (миниатюры по романам Ч. Диккенса), 1932-83 г.г.) Оливер Твист, 10 см, мод. М41 серии DMF (с 1949 по 1982 годы )

Большая часть изделий имеет высоту от 2,54 до 7,62 см, но, несмотря на это, некоторые из них могут быть весьма функциональными. Например, маленькие фляги с серебряными крышками и пробками используются для хранения духов, а вазы применяются в качестве держателей для зубочисток.

Первое изделие «Royal Doulton» увидело свет в далеком 1932 году, и выпускались ранние модели вплоть до 1949 года. Основателем этого направления был скульптор Артур Лесли Харрадайн.

Читайте также:  Анна ахматова "стихи о петербурге": анализ стихотворения

За 17 лет общественности был представлен довольно-таки широкий ассортимент миниатюрных фигурок, каждая их которых прекрасна по-своему. Изначально некоторые статуэтки изготавливались исключительно в миниатюрных размерах и относились к серии М.

Яркие примеры таких изделий: Denise («Дениз») M34 и M35, Norma («Норма») M36 и M37, Robin («Робин») M38 и M39, Erminie («Эрминия») M40. Позднее появились фигурки в стандартных размерах (серия HN).

Норма М36, 11,4 см, вып. 1933-45 г.г. Норма модель М37, 11,4 см Робин, модель М38, 6,4 см Робин, модель М39, 6,4 см, 1933-1945 г.г.

У компании «Роял Далтон» есть отдельная коллекция миниатюрных персонифицированных кувшинов Toby Jugs («Кувшины Тоби»), напоминающих крохотные и хрупкие чашечки. Большинство из них было выпущено между 1930 и 1975 годами.

Кружка (Toby Jug) «Портос», высота 6,4 см Кружка «Робин Гуд», 8,3 см

Эти и другие миниатюрные статуэтки и крошечные кувшины до сих пор имеют колоссальное значение для коллекционеров.В 90-х годах прошлого века началось возрождение выпуска миниатюрных фигур.

Яркими представителями новых серий стали: Guy Fawkes («Гай Фокс») HN3271, Old Balloon Seller («Старый продавец воздушных шаров») HN2129, Town Crier («Городской глашатый») HN3261, Falstaff («Фальстаф») HN3236, Balloon Seller («Продавец воздушных шаров») HN2130, Good King Wenceslas («Хороший король Вацлав») HN3262, A Jester («Шут») HN3335.

Гай Фокс, 10 см (HN3271, по дизайну Чарльза Дж.          Ноука; модель выпускалась с 1989 по 1991 г.г. Фальстаф, модель HN3236, 9,5 см

Существуют миниатюрные серии «Уличные Торговцы», которые настолько же популярны в среде коллекционеров, как маленькие «Милые дамы» и другие перечисленные серии, выпускаемые ограниченным тиражом. Специально для коллекции Мишеля Далтона была выпущена известнейшая фигурка Top ‘O The Hill «Вершина холма» HN 2126. Композиция имеет специальное покрытие с богатой цветовой палитрой.

Top ‘O The Hill «Вершина холма»              HN 2126, 10см, 1988 г.

Сегодня компания «Royal Doulton» перестала выпускать эти маленькие «сокровища» из-за высокой себестоимости продукции. Порой стоимость редких фигурок серии М заметно выше цены более крупных изделий серии HN.

Собирать такие фигурки – затратное удовольствие.

В то же время коллекционирование миниатюрных статуэток от «Royal Doulton» – один из вариантов выгодного вложения средств, ведь, по мнению коллекционеров и экспертов, эти серии будут расти в цене.

Источник: http://art-space.su/?p=5132

Аксессуары и функциональные предметы из фарфора

Мануфактура Майсен знаменита не только своими сервизами и скульптурными композициями, коллекциями и отдельными фигурками.

Коллекционную ценность представляют многие предметы, многие из которых сейчас не используются в практических целях, для некоторых таких предметов в современном мире просто нет места.

Часть из них в современное время опять вошли в производство и дополняют своим стильным богатым дизайном домашние интерьеры.

Предлагаем Вам их рассмотреть.

Чемоданчик в дорогу

Во времена 17-18 веков путешествия занимали очень долгое время, поскольку не были ещё развиты способы сообщения между странами. Чтобы добраться до необходимого пункта иногда требовалось около нескольких недель.

В странах Европы очень популярным было возить с собой портабельный кейс, который вмещал все необходимые для путешествия предметы первой необходимости знатных вельмож.

Туалетные принадлежности, предметы для написания писем, для еды и питья – все размещалось в пределах одного чемоданчика, который мог бы предоставить своему хозяину максимум удобств.

Такие ящики были предметом роскоши, и каждый его владелец пытался как можно изысканнее его оформить и наполнить самими ценными, дорогими преметами, которые очень часто изготавливались именно из фарфора. Поэтому они обращались к самым именитым мастерам и мануфактурам, чтобы создавать такие кейсы и их содержимое исключительно на заказ, нередко по собственным дизайнам и проектам.

Походные кейсы с сервизами от фарфоровой мануфактуры Майсен (18 век)

Джентельменский набор

Каждый уважающий себя джентельмен 18-ого века, обладающий безупречным вкусом, должен был обязательно иметь при себе декорированную коробочку для нюхательного табака, походную трость с искусно выделанными ручками, необычные пуговицы, часы на цепочке, расписную или инкрустированную курительную трубку, необходимые аксессуары к ней, зубочистки в специальной коробочке и многое другое.

Пуховка (мягкая кисточка, которой пудрятся) с ручкой из фарфора Майсен (1765 год) и фарфоровые пуговицы

В Англии такие предметы игриво называли «Игрушками», а во Франции «Галантереей» или «objet-de-vertue».

Фарфор стал новым материалом, идеально подходящим для того, чтобы покрыть нужды каждого заказчика на исполнение вышеперечисленных предметов, материалом, позволяющим выполнить неординарные вещи, соблюдая все капризы клиента, подчеркнуть индивидуальность и характер их будущего владельца. Хрупкость материала только подчеркивала ценность и люксусность предмета, без необходимости дополнительно украшать его драгоценностями.

Мануфактура Майсен не упустила возможности отличиться и в этой области.

Галантерейные предметы не только изготавливались для личного пользования на заказ, но и стали великолепными вариантами хорошего дорогого памятного подарка между любовниками, в знак признательности за лояльность, за благородный поступок или участие в великих событиях. Можно смело утверждать, что такие предметы сумели отразить дух общества придворного общества 18-ого века.

Каждое изделие имело определенный символический смысл и могло стать определенным символическим сообщением для своего адресата.

Коробочки для хранения нюхательного табака

Мода на нюхательный табак в 18-ом веке так молниеносно вытеснила курение из деревянных или глиняных трубок, что очень быстро превратилась в предмет сатиры.

Например в 1733 году Кирхнер – один из самых знаменитых модельеров мануфактуры Майсен  — даже создал фарфоровую ухмыляющуюся обезьяну, которая занята процессом нюхания табака из специальной коробочки.

Она берет табак из табакерки пальцами и подносит к носу.

Нюхательные коробочки должны были сохранять табак свежим и достаточно влажным, поэтому техничные и замысловатые крепления изготавливались из золота, серебра или бронзы.

Однако даже это не делало их настолько ценными, насколько их делала таковыми декоративная роспись по фарфору по внутренней и внешней части.

Как правило, декора было столько, что не оставалось даже места для нанесения клейма мануфактуры, поэтому чаще всего на таких предметах не было торговых марок.

Производителя можно было определить по особой форме, сложности и стилю. Выбор определенного декора мог стать ключом для определения имени владельца предмета.

Существовали и женские коробочки для нюхательного табака. Они были меньше по размеру. Мадам Помпадур имела около 40 таких предметов. Чтобы не испортить свои ногти от соприкосновения с табаком, использовались изящные миниатюрные ложечки.

Жизнь при дворе имела множество различных тонкостей. Если женщина предлагала свою табакерку мужчине, это имело достаточно неприличный смысл. Если женщина согласилась взять немного табака из табакерки мужчины, это означало, что она принимает его ухаживания.

Очень часто табакерки использовались для передачи любовных писем и сообщений.

Разные нюхательные коробочки использовались в разное время года. Зимой – более тяжелые и массивные, летом – более легкие и небольшие. Даже в течения дня было модным менять коробочки в зависимости от времени суток.

Несмотря на прямую зависимость табакерок с любовными интригами, на их поверхности часто изображались сцены охоты, военные действия, политические события.

Они могли изображать портреты любовниц, жен или известных особ, либо автопортреты.

Трости и курительные принадлежности

Набалдашники на трости и курительные трубки также отражали характер, философию и интересы владельца. Как правило, бытовало мнение, что если в них изображался бюст или голова женщины, это обозначало что он был страстным любителем женщин и ловеласом.

Одним из самых знаменитых дизайнов был стопор для набивания табака в трубку в форме женских ног в гольфах и домашней обуви. Заметьте, что этот дизайн был изобретен во времена, когда для женщины показать даже лодыжку ноги было строгим табу.

Стопор для набивания табака (Meissen)

Трубка с инкрустированной головой турецкого султана в тюрбане могла стать показателем пренебрежительного отношения ее владельца к туркам.

Фарфоровая чаша для курительной трубки (Meissen, модель Кендлера, 1774 год)

В коллекции современного фарфора среди лимитированных изданий 2016 года была восстановлена курительная трубка Бидермайерского периода из эбенового дерева, белоснежного фарфора и золота с великолепной росписью в стиле Иоганна Григориуса Хёрольда.

Женские штучки

Женщина 18-19-ого веков также не была обделена очаровательными мелкими фарфоровыми аксессуарами, такими как коробочки для хранения иголок, веера, шкатулки для драгоценностей, наперстки, флакончики для духов.

Фарфоровые флакончики для духов (Meissen, около 1740 года) и набор для шитья (Meissen, около 1750 года).

Крышка женской фарфоровой табакерки (Meissen, 1765 год) и наперсток

Ларец для украшений (дизайн 1893 года Людвига Штурма, пластика Пауля Хельмига, высота 80 см, Meissen)

Некоторые шкатулки, которые заказывали состоятельные дамы, стоили дороже, чем их содержимое. Даже украшения в виде колец и брошек создавались из расписанного фарфора, обрамленного в золото или серебро.

Кольцо и брошь (Meissen)

Предметы для свободного досуга

Вечера высшее общество проводило за музицированием или игрой в настольные игры, поэтому на майсенской мануфактуре были созданы первые фарфоровые шахматы ещё во времена Бёттгера из коричневого фарфора.

Некоторые фигуры смогли дойти и до нашего времени – они хранятся в музее Метрополитан в Нью-Йорке. Самое сложное было добиться идеальной ровности шахматной доски. Это было под силу только самым великим мастерам.

Шахматы и шахматная доска из фарфора (Meissen, Кендлер, 1740 год)

В 20-ом веке многие скульпторы не раз возвращались к теме шахмат.

Набор фарфоровых фигур из шахматной серии Александра Штрука ( Meissen, 1955 год)

Набор фарфоровых фигур из шахматной серии Макса Эссера ( Meissen, 1923 год)

Набор фарфоровых фигур из шахматной серии Макса Эссера ( Meissen, 1923 год)

Очень популярной в 18-ом веке была игра в карты, для которых на майсенской мануфактуре были изготовлены специальные фарфоровые коробочки для их хранения, а также небольшие шкатулки для хранения жетонов.

1760 год, Meissen, скульптор Готлиб Эдер

Письменные принадлежности

Первые настольные наборы времен Средневековья представляли собой лишь простую чернильницу да гусиные перья. Как правило, их могли себе позволить только именитые и высокопоставленные особы, оформлялись они всегда пышно и изысканно.

Со временем настольные наборы стали дополнять многими предметами: чернильными приборами, стаканами для перьев, ножом для бумаги, пресс-папье, парой подсвечников и лупой. Иногда настольные наборы имели даже различные шкатулки, коробочки, пепельницы и миниатюрные скульптурные композиции.

   ​

Пресс-папье (современный фарфор Meissen) и Письменный набор (пресс-папье, чернильницы на подносе, нож для бумаг)

Фарфоровая чернильница

Появление фарфора в Саксонии способствовало распространению таких предметов. Материал позволял во всем многообразии форм и декора выразить внутренний мир их владельцев и показать индивидуальность, а хрупкость фарфора подчеркивала дороговизну таких предметов.

Сейчас далеко не все такие предметы выпускаются на мануфактурах. Поскольку культура письма на бумаге очень изменилась, а в современное время с появлением компьютерной техники и интернета вообще изживает себя. Поэтому такие предметы являются особо ценными для коллекционеров.

Большое распространение, как часть письменного набора, получил нож для распечатывания писем.

Нож для писем (современный фарфор Meissen)

Часто его делали узким в сечении, поэтому нож для бумаги походил формой на кинжал. Но некоторые весьма необычные экземпляры могли иметь форму шляпной заколки. Материалом для изготовления рабочий части служили сталь, дерево, кость и серебро, а ручки ножей часто исполнялись из фарфора.

Интересным для коллекционеров атрибутом письменного набора могут стать личные печати для писем, которые использовались для выдавливания рельефного изображения на расплавленном воске или сургуче.

Ручки таких печатей делали из слоновой кости, серебра, позолоченной стали, либо расписанного вручную фарфора,  а рабочую часть из самоцветов, стекла, базальта или яшмы, на которой гравировали в зеркальном изображении монограмму, семейный герб или персональный символ.

Печати с гербами знатных особ имеют большую историческую ценность.

Первые надежные и непротекающие авторучки произвели настоящую революцию в письме. Набор из позолоченных или посеребренных авторучки и карандаша был «визитной карточкой» успешного бизнесмена, тогда как обычные клерки писали авторучками со стальным пером. Часто в комплект к авторучке включалась специальная стеклянная пипетка, служившая для наполнения ручки чернилами.

С появлением авторучек практическая надобность в письменных наборах отпала, и из предмета функциональной необходимости он превратился в предмет роскоши, элемент украшения интерьера, произведение искусства.

Многие аксессуары можно вновь воссоздать на мануфактуре Майсен по сохранившимся формам и архивным данным. Эти миниатюрные вещички всегда привлекали и привлекают внимание коллекционеров и просто любителей фарфора, поскольку даже такие небольшие предметы в руках мастеров Майсен становятся произведениями искусства.

(в статье использованы материалы книги «Meissen – Porcelain For Gentlemen» by Angela Gräfin von Wallwitz)

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых Варах Используемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,

антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

Источник: https://art-salon.eu/ru/accessories-and-functional-items-from-china

Ссылка на основную публикацию