Марина цветаева: жизнь и творчество

Марина Цветаева Жизнь и творчество l 26

Марина Цветаева. Жизнь и творчество.

l 26 сентября (8 октября) в Москве, в семье профессора Московского университета (позже — основателя Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина.

Семья Цветаевых во дворе дома в Трехпрудном. Стоят: Андрей, Иван Владимирович, Ольга Иловайская; сидят: Мария Александровна с дочерью Анастасией, Марина, Валерия.

“Московское детство” l l l Родилась в московской профессорской семье: отец – И. В. Цветаев, мать – М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата историк Д. И. Иловайский.

В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками.

В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Семья Цветаевых в Тарусе (слева направо) : В. И. Цветаева. М. А Цветаева, Андрей, Марина и Анастасия Цветаевы. 1901 год. l В Тарусу семейство Цветаевых выезжало каждый год, с мая до сентября.

Переезда на дачу и дети, и взрослые ждали, как праздника. Таруса – была землей обетованной, к которой постоянно стремишься, землей, дарящей ощущение счастья.

Осенью 1909 года в Тарусе, Марина восклицает:

И. В. Цветаев с дочерью Мариной. l l

Анастасия и Марина Цветаевы. l В 1909 году Марине и Асе было 17 и 15 лет. Они были как

Двойничество”, общая жизнь Марины и Аси к 1911, распавшись, перешло в новые союзы: Марина и Сережа (Эфрон), Ася и Борис (Трухачев). Возможно, предвидя это распадение жизненного пути на два новых, сестры сфотографировались у Дорэ.

Ася записала в дневнике: “Мы – такие? Два лица, две полуулыбки, у обоих – волнистые волосы выше плеч. Это – мы: два лица девических прямо глядят, не улыбаются, но улыбка – в уголках глаз, губ – неулыбающихся. . . ” Первая разлука сестер произошла 11 декабря 1911 года.

Ася уезжала к жениху. Ее провожали Марина и общие друзья. Конечно, будущая разлука – навсегда – произойдет позднее, в 1927 году. Но разлука метафизическая относится к году 1911 -му.

Стихотворение Марины Цветаевой “На вокзале” – одно из последних, в которых еще встречается имя Ася, посвящено этому расставанию.

“Зовут ее Ася: но лучшее имя ей – пламя, Которого не было, нет и не будет вовеки ни в ком. И помните лишь, что она не навек перед вами. Что все мы умрем. . . ” l l l О гибели Марины Анастасия узнала только в 1943 году. Но вот что мы читаем в ее воспоминаниях: “В начале сентября 1941 г. я увидела сон, от которого проснулась потрясенная.

В этом сне была весть о смерти имени я не произнесла, не в силах признать, что мне такое приснилось, отодвигая весть, наяву усмиряя то, что во сне произвела эта весть на меня. Не называя его, я, однако, не смогла определить его иначе, хоть обезопасив отдаленным определением, как “самая близкая женщина”.

Но я восстала против во сне пережитого, разметала его явью

“Забудешь ты мой профиль горбоносый, И лоб в апофеозе папиросы… l l l “Профиль римского мальчика”, “вьющиеся золотистые волосы”, “стройность, узкая талия”, “легкая летящая походка” – неизменные атрибуты внешнего облика Марины Цветаевой, отмечаемые во многих воспоминаниях. В ранней юности ей не нравилась собственная наружность: румянец, полнота, прямые волосы, короткая шея, недостаточно большие глаза. . . Но к 1910 в ее облике, как рассказывает Анастасия Цветаева, происходит неожиданная метаморфоза: “

Творчество Марины Цветаевой. l В Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой «Вечерний альбом» , получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. С того момента возникла ее дружба с М. Волошиным. Написала l 1912 Февраль. Выходит в свет вторая книга стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» . l В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг» .

Начало творческой деятельности. l l l Начало творческой деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов. После знакомства с Брюсовым и поэтом Эллисом (настоящее имя Лев Кобылинский) Цветаева участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет» .

На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах). В 1911 году Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном; в январе 1912 — вышла за него замуж.

В этом же году у Марины и Сергея родилась дочь Ариадна (Аля).

Марина Цветаева за роялем l Марина Цветаева и музыка. . . Тема, ждущая своего исследователя. Марина занималась музыкой лет с шести. С семи уже выступала в школьных концертах в Москве, в частной музыкальной школе в Мерзляковском переулке.

После смерти матери, пианистки выдающегося таланта, ученицы Рубинштейна, в 1906 году занятия музыкой прекратились. Но знание музыки, ее понимание, создание музыки словесной сохранились на всю жизнь.

Разве мог бы написать такого “Крысолова” поэт, чуждый музыке? . .

Сергей Эфрон и Марина Цветаева незадолго до свадьбы. 1911 год.

1912 году 27 января состоялось венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. 29 февраля. Новобрачные уехали в свадебное путешествие: Италия, Франция, Германия.

Марина и Анастасия Цветаевы с мужьями Сергеем Эфроном и Маврикием Минцем и детьми Алей и Андрюшей. Александров. 1916 год.

В Коктебеле. В дверях стоят В. Я Эфрон, С. Я. Эфрон, М. И. Цветаева, за столом (крайняя слева) Е. О. Волошина.

Гражданская война (1917— 1922) l l В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла в приюте в возрасте 3 -х лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке.

В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан» , проникнутый сочувствием к белому движению. В 1918— 1919 годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка» , «Царь-девица» , «На красном коне» .

В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

l l l Вернулась в Россию даже не от своей ностальгии – от отчаяния. Ее не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь – вокруг нее начали арестовывать самых близких и дорогих людей – мужа, дочь, сестру. Стихов ее не печатали. Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть.

Цветаева пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. Потом уехала в город Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак.

Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена, стало местом паломничества любителей поэзии.

Фотоальбом Марины Цветаевой.

Источник: http://present5.com/marina-cvetaeva-zhizn-i-tvorchestvo-l-26/

Жизнь и творчество Марины Цветаевой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Участник: учащийся 9 класса МБОУ «Старошешминская СОШ»НМР РТ Шахов Дмитрий Педагог: учитель русского языка и литературы Шахова Ирина Александровна «Литературный Татарстан» Всероссийский конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся

2 слайд Описание слайда:

Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта

3 слайд Описание слайда:

Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва, Российская империя — 31 августа 1941, Елабуга, СССР) — русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века. Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…

4 слайд Описание слайда:

Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память евангелиста Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в нескольких стихотворениях поэта. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.

5 слайд Описание слайда:

Её отец, Иван Владимирович, – профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед; стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.

6 слайд Описание слайда:

Мать, Мария Александровна Мейн (по происхождению — из обрусевшей польско-немецкой семьи), была пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Огромное влияние на Марину, на формирование её характера оказывала мать. Она мечтала видеть дочь музыкантом.

7 слайд Описание слайда:

Зимнее время года семья проводила в Москве, лето – в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 – весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

8 слайд Описание слайда:

Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Она намеренно закрывала свой внутренний мир и от сестры Аси, и от сводных брата и сестры – Андрея и Валерии. Даже с Марией Александровной не было полного взаимопонимания. Юная Марина жила в мире прочитанных книг, возвышенных романтических образов.

9 слайд Описание слайда:

Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, 1905. После смерти матери от чахотки в 1906 году Марина с сестрой Анастасией остались на попечении отца. …Всё бледней лазурный остров-детство, Мы одни на палубе стоим. Видно, грусть оставила в наследство Ты, о мама, девочкам своим!

10 слайд Описание слайда:

Начальное образование Марина Ивановна получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко. Продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

11 слайд Описание слайда:

В печати произведения Цветаевой появились в 1910, когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов – Вечерний альбом . Игнорируя принятые правила литературного поведения, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли «литератора».

Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и непосредственное самовыражение.

Стихи Вечернего альбома отличались «домашностью», в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать, радости впечатлений от мира природы, первая влюбленность, дружба со сверстницами-гимназистками.

Раздел Любовь составили стихотворения, обращенные к В.О.Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой. «Эта книга – не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихотворений» Н. Гумилёв

12 слайд Описание слайда:

За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». В 1913 году выходит третий сборник — «Из двух книг». На раннее творчество Цветаевой значительное влияние оказали Николай Некрасов, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин (поэтесса гостила в доме Волошина в Коктебеле в 1911, 1913, 1915 и 1917 годах).

13 слайд Описание слайда:

Зимой 1910–1911 М.А.Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 в Коктебеле, где он жил. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном. У Марины Цветаевой была довольно бурная молодость, разбитое от неразделенной любви сердце, и она уже не надеялась на то, что в мире есть молодой человек, способный вернуть ее к жизни.

Она так и признавалась М.А. Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой мой любимый камень».

  Сергей Эфрон, высокий, худой, с огромными «цвета моря» глазами, подарил Марине в первый же день знакомства генуэзскую сердоликовую бусину, которую Цветаева носила потом с собой всю жизнь… В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность.

Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой.  Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: Настоящее, первое счастье / Не из книг ! В январе 1912 произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона. 5 сентября (старого стиля) у них родилась дочь Ариадна (Аля).

14 слайд Описание слайда:

Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!- Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге… Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! – Такие – в роковые времена – Слагают стансы- и идут на плаху. 3 июня 1914

15 слайд Описание слайда:

Летом 1916 года Цветаева приехала в город Александров, где жила её сестра Анастасия Цветаева с гражданским мужем Маврикием Минцем и сыном Андреем.

В Александрове Цветаевой был написан цикл стихотворений («К Ахматовой», «Стихи о Москве» и др. стихотворения), а её пребывание в городе литературоведы позднее назвали «Александровским летом Марины Цветаевой».

Сёстры Цветаевы с детьми, С. Эфрон, М. Минц (стоит справа). Александров, 1916 г.

16 слайд Описание слайда:

В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3-х лет. Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии.

Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.

Цветаева с 1914 по 1922 год Ариадна (слева) и Ирина Эфрон. 1919 год

17 слайд Описание слайда:

В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета.

Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги.

Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма… 1934 г. Марина Цветаева в 1924-м году

18 слайд Описание слайда:

Во Вшенорах 1 февраля 1925 у нее родился долгожданный сын, названный Георгием  (домашнее имя – Мур). Цветаева его обожала. Стремление сделать всё возможное для счастья и благополучия сына воспринимались взрослевшим Муром отчужденно и эгоистично; вольно и невольно он сыграл трагическую роль в судьбе матери. Мур (Георгий Сергеевич Эфрон), сын Марины Цветаевой . Париж, 1930-е

19 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Лесная и деревообрабатывающая промышленность

В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. Во Франции Цветаева создала еще несколько поэм. М.И. Цветаева с мужем и детьми, 1925 г.

20 слайд Описание слайда:

Большинство из созданного Цветаевой в эмиграции осталось неопубликованным. В 1928 в Париже выходит последний прижизненный сборник поэтессы — «После России», включивший в себя стихотворения 1922—1925 годов. Позднее Цветаева пишет об этом так: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…».

21 слайд Описание слайда:

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве.

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. По приезде жила на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М.И. Цветаева, Франция, 1939 г.

Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом-музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

22 слайд Описание слайда:

На родине Цветаева с родными первое время жили на государственной даче НКВД в подмосковном Болшеве, предоставленной С.Эфрону. Однако вскоре и Эфрон, и Ариадна были арестованы (С.Эфрон позднее был расстрелян). С этого времени ее постоянно посещали мысли о самоубийстве.

После этого Цветаева была вынуждена скитаться. Полгода, прежде чем получить временное (сроком на два года) жилье в Москве, она поселилась вместе с сыном в доме писателей в подмосковном поселке Голицыне. Встречи с А.Ахматовой и Б.Пастернаком не оправдали ожиданий Цветаевой.

Функционеры Союза писателей отворачивались от нее, как от жены и матери «врагов народа». Подготовленный ею в 1940 сборник стихов напечатан не был. Денег катастрофически не хватало (малые средства Цветаева зарабатывала переводами).

Она была вынуждена принимать помощь немногих друзей.

23 слайд Описание слайда:

27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий реабилитирована в 1955 году. В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной (Алей), 1930-е

24 слайд Описание слайда:

Вскоре после начала Великой Отечественной войны, 8 августа 1941 Марина Цветаева с сыном эвакуировались из Москвы и оказались в небольшом городке Елабуге. В Елабуге не было работы.

У руководства Союза писателей, эвакуированного в соседний город Чистополь, Цветаева просила разрешения поселиться в Чистополе и места судомойки в писательской столовой. Разрешение было дано, но места в столовой не оказалось, так как она еще не открылась.

После возвращения в Елабугу у Цветаевой произошла ссора с сыном, который, по-видимому, упрекал ее в их тягостном положении. На следующий день, 31 августа 1941, Цветаева повесилась. Точное место ее захоронения неизвестно.

25 слайд Описание слайда:

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М.И. Цветаева Посмертная записка сыну

26 слайд Описание слайда:

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

27 слайд Описание слайда:

Интересные факты В 1992 году стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам», написанное на стене одного из зданий в центре Лейдена (Нидерланды), открыло культурный проект «Wall poems».

Любопытно, что последним, 101-м поэтом, чьи стихи сделали в Лейдене памятником, стал Федерико Гарсиа Лорка, чьими переводами Цветаева занималась в последние дни жизни.

Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной», которое стало известным благодаря фильмуИрония судьбы, или С лёгким паром!, Цветаева посвятила Маврикию Александровичу Минцу, мужу своей сестры Анастасии. Однажды Фаина Раневская, получив зарплату в театре, пошла делить её с Цветаевой.

Та, ничего не поняв, взяла всё. «Спасибо, Фаина. Надеюсь, этого нам хватит». Раневская пошла в ломбард и сдала своё кольцо. В старости она говорила «Я счастлива, что тогда не стала делить зарплату» После начала Великой Отечественной войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане.

Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась (по свидетельству Марка Слонима, со слов К. Г. Паустовского).

28 слайд Описание слайда:

«И главное — я ведь знаю, как меня будут любить … через сто лет» М.Цветаева Цветаева о себе

29 слайд 30 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/zhizn-i-tvorchestvo-marini-cvetaevoy-699776.html

История жизни Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева – гениальная поэтесса, смелый критик, автор многочисленных биографий великих современников, ее произведения входят в сокровищницу русской литературы XX века.

Марина Цветаева стала символом эпохи уходящего романтизма, на смену которому приходила прагматичная революционная проза. Жизнь и творчество Марины Цветаевой были полны трагизма, чувственности, а ее смерть оставила неизгладимый след в сердцах почитателей цветаевского таланта.

Детство и юность поэтессы

Информация о том, кто такая Марина Цветаева, ее биография, интересные факты о ней – все это довольно подробно изложено в интернет-энциклопедии Википедия, поэтому давайте попробуем взглянуть на поэтессу немного иначе – например, глазами ее современников.

Рекомендуем: Биография Анны Ахматовой

Родилась Цветаева Марина Ивановна 26 сентября, когда праздновался день святого Иоанна Богослова, в 1892 году.

Детство малышки размеренно текло в уютном московском особняке под присмотром любящей матери – талантливой, виртуозной пианистки Марии Мейн.

Отец девочки, Иван Владимирович, был филологом и довольно известным искусствоведом, преподавал на одном из факультетов Московского университета, а в 1911 году основал Музей изящных искусств.

С малых лет Марина Цветаева росла в атмосфере творчества и семейной идиллии, а праздники, такие как день рождения или Рождество, отмечались с непременными маскарадами, приемами, подарками. Девочка была очень талантлива, с четырех лет прекрасно рифмовала, могла свободно говорить на двух языках, обожала поэмы Пушкина и с удовольствием декламировала их восторженным слушателям.

Игра на пианино давалась будущей поэтессе несколько хуже: по ее воспоминаниям, девочка не чувствовала в себе тяги к музицированию. Вскоре мама Цветаевой заболела чахоткой и, несмотря на все попытки вылечиться, умерла.

Оставшийся с четырьмя детьми отец Цветаевой пытался дать им достойное образование, однако не желал посвящать отпрыскам все свое время. Сестры поэтессы и ее брат вели достаточно самостоятельную жизнь, рано стали интересоваться политикой и противоположным полом.

Марина Цветаева сосредоточилась на изучении искусства, отечественной и зарубежной литературы, прослушала на одном из факультетов Сорбонны курс лекций по старофранцузской литературе, однако завершить образование не смогла. Благодаря матери Марина Цветаева прекрасное владела иностранными языками, это позволило ей зарабатывать достаточные средства и не бедствовать.

Начало творческого пути

Биография Марины Цветаевой полна перипетий, ее краткое счастье всегда сменялось длительными невзгодами. Все это повлияло на творчество поэтессы, придало некий романтический трагизм ее стихам и прозе.

Первые пробы пера состоялись весной 1910 года, когда юная Марина Цветаева на собственные средства издала свой первый стихотворный сборник «Вечерний альбом».

В него вошли школьные сочинения поэтессы, каждая страница этой книги была пропитана любовью и надеждой, и несмотря на юный возраст автора, труд оказался весьма достойным.

Рекомендуем: Вирджиния Вульф (биография)

Второй сборник вышел спустя пару лет и заслужил весьма лестные отзывы именитых писателей, таких как Гумилев, Брюсов, Волошин.

Цветаева активно участвует в разных литературных кружках, делает первые попытки писать в качестве литературного и поэтического критика, и первая ее работа на этой ниве посвящается творчеству Брюсова.

Революция и последовавшая за ней гражданская война тяжелым грузом ложатся на плечи Цветаевой, которая была не в силах смириться с «красно-белой трещиной», разделившей тогда великую страну на две части.

Сестра Марины Цветаевой приглашает ее провести лето 1916 года в Александрове, насладиться спокойствием и уютом семейного очага. Это время проходит для Цветаевой плодотворно: поэтесса пишет несколько циклов стихов и публикует их с успехом.

Анна Ахматова, которой Цветаева посвящает одно из стихотворений, на литературной встрече в Петербурге говорит, что восхищается ее стихами, и пожимает руку на прощанье.

Современники отмечают, что это была встреча двух великих поэтов, двух вселенных, одна из которых была безмерна, а другая – гармонична.

Революция заставила Цветаеву по-новому взглянуть на жизнь. Постоянная нехватка денег вынуждала ее много работать и писать не только стихи, но и пьесы.

В какой-то момент Цветаева осознала, что не может жить в революционной России, поэтому последовала за своим мужем Сергеем Эфроном и сначала эмигрировала в Чехию, а потом переехала в Париж.

Этот город стал для нее неиссякаемым источником вдохновения, здесь поэтесса сотрудничает с журналом «Версты» и печатает такие произведения, как:

  • Драматическое произведение «Тезей», полное тоски по несбывшимся надеждам (1926 год).
  • Поэмы «Маяковскому», «С моря», «Новогоднее» (с 1928 по 1930 год).
  • Прозаические произведения: печальный «Дом у старого Пимена», восхитительная «Мать и музыка», сдержанный «Мой вечер» (с 1934 по 1938 год).

Личная жизнь поэтессы

Личная жизнь Марины Цветаевой, по воспоминаниям ее сестры, была яркой и полной событий, а о ее романах судачила вся творческая богема. Если говорить кратко, то поэтесса была весьма ветреной особой, однако брак, заключенный в 1912 году с Сергеем Эфроном, стал для нее настоящим союзом на всю жизнь.

Краткая биография Марины Цветаевой, написанная ее близким другом, сообщает, что встреча будущих супругов состоялась в курортном городке Коктебель, куда Эфрон приехал отдохнуть и прийти в себя после трагического самоубийства матери. Они почувствовали друг в друге родственные души и вскоре поженились, а меньше чем через год, незадолго до дня рождения Марины Цветаевой, на свет появилась ее дочка Ариадна.

Рекомендуем: Кто такая Айседора Дункан?

Однако счастливое супружество длилось недолго, скоро брак оказался на грани распада, и виной тому была София Парнок – юная, но весьма талантливая переводчица и литератор.

Вспыхнувший бурный роман Марины длился два года, эта история заставила ее мужа сильно переживать, однако Эфрон смог ее простить и принять. Цветаева же отзывалась об этом периоде своей жизни как о катастрофе, говорила о странностях и превратностях любви к мужчинам и женщинам.

Позднее поэтесса напишет стихи о любви, посвященные Парнок, которые наполнят ее книги особым романтизмом.

Вернувшись к мужу, Марина Ивановна Цветаева в 1917 году родила вторую дочку, которую назвала Ириной. Этот период был, пожалуй, самым тяжелым, Эфрон выступает ярым противником красных и примыкает к белой армии, оставив жену с двумя дочерьми на руках.

Поэтесса оказалась совершенно к этому не готова, от голода и безысходности женщина была вынуждена отдать девочек в приют. Через несколько месяцев младшая дочь Марины Цветаевой умирает, а старшую мать забирает домой.

В конце весны 1922 года она вместе с маленькой дочкой перебирается к мужу, который в тот момент учился в Пражском университете.

Об этом периоде своей жизни Цветаева отзывалась как о метаниях «между гробом и люлькой», их семейная жизнь с Эфроном была полна нужды и безысходности.

Муж случайно узнает о ее романе с Константином Родзевичем, и это заставляет его страдать от ревности, однако жена вскоре разрывает отношения с любовником. Через пару лет на свет появляется сын Марины Цветаевой, который дает ей надежду на счастье.

Через год семейство перебирается в Париж, а материальное положение ухудшается до предела. Цветаева зарабатывает писательством сущие копейки, а старшая дочь выбивается из сил, вышивая шляпки.

Эфрон тяжело заболел и работать не мог, на Цветаеву все это оказывает гнетущее давление, она перестает уделять себе внимание и резко стареет.

От безысходности семья принимает решение вернуться на родину, надеясь на лояльное отношение новой власти.

Родина. Смерть

Советская Россия встретила Цветаеву совсем не ласково: через несколько месяцев после возвращения сначала арестовывают ее дочь, а затем мужа.

Мечты поэтессы о счастливой жизни, о внучке, которую она воспитывала бы, рассыпались в прах. Со дня ареста Цветаева думает только о том, как бы собрать передачки, заниматься творчеством у нее нет никаких сил.

Вскоре мужа приговаривают к расстрелу, а дочь отправляют в ссылку.

После смерти мужа любовь в душе поэтессы умирает, унося с собой все то, что делало ее счастливой.

Через несколько месяцев после начала войны Цветаеву вместе с сыном отправляют в эвакуацию в тыл, она едва успевает попрощаться со своим единственным другом Пастернаком, именно он принесет ей веревку для перевязки вещей, которая в дальнейшем сыграет роковую роль. Шутя, Борис говорит Марине: «Эта веревка настолько крепкая, хоть сам вешайся».

Марина отправилась в тыл с сыном на пароходе, плывшим по реке Каме. Состояние поэтессы было ужасным, она потеряла смысл жизни, даже сын не согревал ее сердце.

Проведя немного времени в эвакуации в Елабуге, поэтесса повесилась на той самой веревке, что принес Борис Пастернак.

Ее друзья и поклонники задавались вопросом: почему Цветаева так поступила, в чем были причины самоубийства? Ответ был скрыт в ее предсмертных записках к сыну, друзьям, ведь Цветаева между строк намекнула, что не могла больше жить без любимых людей и стихов.

Похоронена поэтесса на Петропавловском кладбище города Елабуги. Церковные каноны запрещают отпевать самоубийц, однако через много лет, по многочисленным просьбам верующих, патриарх Алексий II разрешает провести обряд для поэтессы. Спустя ровно пятьдесят лет ее отпевают в храме Вознесения, что у Никитских ворот.

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/marina-cvetaeva.html

М.И.Цветаева: жизнь и творчество

Бывают поэты “с биографией” и “без биографии”.

В сочинениях первых отражен сюжет их жизни, их судьба и поэзия образуют единое целое; у вторых  жизнь и поэзия существуют отдельно друг от друга, для понимания их стихов знание биография словно бы не нужно.

Читайте также:  Элен курагина: характеристика и образ героини в романе л.н. толстого "война и мир"

Цветаева — в высшей степени “поэт с биографией”. Свое происхождение, обстоятельства жизни были осмыслены и переосмыслены ею в традициях романтического мифа о поэте — избраннике и страдальце.

Исследовательница поэзии Цветаевой С. Ельницкая так характеризует позицию поэта в мире: “Отношение Цветаевой-поэта к миру — это позиция: — идеалиста-максималиста: ориентация не на то, что есть (данное), а на то, что быть должно (должное), т. е.

исключительно на идеал, не существующий в реальной действительности; идеал приобретает форму мифа типа “возвышенного обмана”; — пристрастного борца с ненавистным несовершенным миром: все, что не соответствует идеалу, упорно преодолевается, гневно отвергается и уничтожается как низкое, презренное; — с другой стороны — страстная проповедь, прославление, громогласно-декларативное отстаивание идеала, яростная “защита мира высшего от мира низшего”, доходящие порой до фанатичного навязывания своей истины; творца, не только разрушающего старый, несовершенный мир, и несовершенного себя, но и творящего новый, совершенный мир и высшего себя; миротворчество в таком случае есть мифотворчество;

— романтика-индивидуалиста, для которого главные события разворачиваются не в реальной жизни, а в душе, а преобразование мира осуществляется не во внешней сфере “строительства жизни”, а в области души и духа, как созидание нового, высшего себя и своего мира” (Ельницкая С. Поэтический мир Цветаевой. Конфликт лирического героя и действительности. Wien, 1990. [Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 30]. С. 7).

Семья. Детские годы и юность. Первые стихи

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября ст. стиля (9 октября нов. стиля) 1892 г. в Москве.
Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн).

Отец, сын сельского священника, филолог-классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 г.

по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Созданию музея И.В. Цветаев посвятил многие годы своей жизни.

В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Намного позднее, в 1930-х гг., она посвятила отцу несколько мемуарных очерков (“Музей Александра III”, “Лавровый венок”, “Открытие музея”, “Отец и его музей”).

В отце Цветаева видела интеллигента, служащего высокой культуре. Однако Иван Владимирович, будучи человеком рационалистического склада и почти не имея свободного времени для воспитания детей, оказал на Цветаеву, с раннего детства жившую романтическими представлениями, меньшее влияние, чем мать.

Мария Александровна была второй женой Ивана Владимировича, она вышла замуж не по любви, вынужденная, под влиянием своих родителей, расстаться с любимым и любившим ее человеком, который был женат. Брак родителей Цветаевой не был счастливым: отец был привязан к первой жене, умершей В.Д. Иловайской, мать тяжело переживала эту привязанность.

Мария Александровна в отличие от отца была натурой восторженно-романтической, требовательной вплоть до суровости к дочерям — Марине и ее младшей сестре Асе (Анастасии); прекрасно игравшая на пианино, она надеялась, что в дочерях также проявится музыкальный талант, и болезненно переживала крушение этих надежд.

Мать передала Цветаевой и свой нравственный и духовный максимализм,  и романтическое противостояние обыденности, и трагическое мироощущение.

Дочь Цветаевой, Ариадна Эфрон так передала впечатления своей матери о Марии Александровне: “Детей своих Мария Александровна растила не только на сухом хлебе долга: она открыла им глаза на никогда не изменяющее человеку, вечное чудо природы, одарила их многими радостями детства, волшебством семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие в мире книги – те, что прочитываются впервые; возле нее было просторно уму, сердцу, воображению” (Эфрон А. Страницы воспоминаний // Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Рождение поэта. М., 2002. С. 193). В 1914 г., в возрасте двадцати одного года, Цветаева так сказала о себе, сестре Анастасии и о матери в письме литератору и мыслителю В.В. Розанову: “Ее измученная душа живет в нас, — только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумье, ее жажда дошли в нас до крика” (8 апреля 1914 г. // Цветаева М. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 6. Письма. М., 1995. С. 124). Мать Марии Александровны была полькой, польское происхождение Марии Александровны стало частью поэтической мифологии Цветаевой-поэта, уподоблявшей себя польской аристократке Марине Мнишек, жене русского самозванца Григория (Лжедмитрия I) Отрепьева. По отцовской линии Мария Александровна была из обрусевших немцев. “М И, бывало, говорила про себя, что по матери и отцу в ней слились три крови, и от них — любовь к Москве, польский гонор и привязанность к Германии, — вспоминал знакомый Цветаевой, литератор М.Л. Слоним (Слоним М. О Марине Цветаевой: Из воспоминаний // Марина Цветаева в воспоминаниях современников: Годы эмиграции. М., 2002. С. 95). Мария Александровна умерла в 1906 г., когда Марина была еще юной девушкой. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение.  Матери Марина Ивановна посвятила очерки-воспоминания, написанные в 1930-х гг. (“Мать и музыка”, “Сказка матери”).

Несмотря на духовно близкие отношения с матерью, Цветаева ощущала себя в родительском доме одиноко и отчужденно. Она намеренно закрывала свой внутренний мир и для сестры Аси, и для сводных брата и сестры — Андрея и Валерии. Даже с Марией Александровной не было полного взаимного понимания. Юная Марина жила в мире прочитанных ею книг, в мире возвышенных романтических образов.

Зимнее время года Цветаевы проводили в Москве, лето — в городе Тарусе Калужской губернии. Здесь юная Цветаева полюбила русские пейзажи — широкие поля и бескрайние леса, многие часы она отдала пешим прогулкам по окрестностям Тарусы. Ездили Цветаевы и за границу.

В 1903 г. Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 г. обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 г.

одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

По собственным воспоминаниям, Цветаева начала писать стихи в шестилетнем возрасте. В 1906-1907 гг. она написала повесть (или рассказ) “Четвертые”, в 1906 г. перевела на русский язык драму французского писателя Э.

Ростана “Орленок”, посвященную трагической судьбе сына Наполеона, герцога Рейхштадтского (ни повесть, ни перевод драмы не сохранились). С этого времени Наполеон и его сын, разлученный с отцом и рано умерший, становятся одними из самых дорогих для Цветаевой исторических персонажей.

В литературе ей были особенно дороги творения немецких романтиков, переведенные В.А. Жуковским, т произведения А.С. Пушкина.

В печати произведения Цветаевой появились в 1910 г., когда она издала на собственные средства свою первую книгу стихов — “Вечерний альбом”.

Поступок юной Цветаевой был неожиданным и имел демонстративный характер: было принято, что серьезные поэты сначала печатают стихотворения в журналах и лишь затем, обретя известность и прочную литературную репутацию, решаются издать свои сочинения отдельной книгой.

Цветаева имела все возможности избрать традиционный путь вхождения в литературу. Ко времени выхода сборника она была знакома с несколькими литераторами — с поэтом и теоретиком символизма Эллисом (псевдоним Л.Л. Кобылинского), с поэтом и переводчиком В.О. Нилендером.

Игнорируя принятые правила литературного поведения, поступая подобно поэтам-дилетантам, Цветаева решительно демонстрировала собственную независимость и нежелание соответствовать социальной роли “литератора”.  Писание стихов она представляла не как профессиональное занятие, а как частное дело и одновременно как непосредственное самовыражение.

Частный, “домашний” характер первой цветаевской книги был задан в заглавии: альбомами именовались обычно рукописные книги, в которые влюбленные барышни записывали свои стихотворные признания. Названию соответствовало оформление: сборник был издан на плотной “альбомной” бумаге и переплетен в плотную “альбомную” зеленую обложку.

Стихи “Вечернего альбома” отличались “домашностью”, в них варьировались такие мотивы, как пробуждение юной девичьей души, как счастье доверительных отношений, связывающих лирическую героиню и ее мать,  как радости впечатлений от мира природы, как первая влюбленность, как дружба со сверстницами-гимназистсками. Раздел “Любовь” составили стихотворения, обращенные к В.О. Нилендеру, которым тогда была увлечена Цветаева. Стихи Цветаевой неожиданно сочетали темы и настроения, присущие детской поэзии, с виртуозной поэтической техникой.

Поэтизация быта, автобиографическая обнаженность, установка на дневниковый принцип, свойственные “Вечернему альбому”, унаследованы стихотворениями, составившими вторую книгу Цветаевой, “Волшебный фонарь” (1912).

“Вечерний альбома” был очень доброжелательно встречен критикой: новизну тона, эмоциональную достоверность книги отметили В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, М.С. Шагинян.

Сравнивая цветаевскую книгу со стихами других русских поэтов — женщин, Волошин писал: ” [Н]и у одной из них эта женская, эта девичья интимность не достигала такой наивности и искренности, как у Марины Цветаевой. Это очень юная и неопытная книга — “Вечерний альбом”. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна.

Она вся на грани последних дней детства и первой юности” (Волошин М. А. Женская поэзия // Марина Цветаева в критике современников: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. 1910—1941 годы. Родство и чуждость. С. 24) “Волшебный фонарь” был воспринят как относительная неудача, как повторение оригинальных черт первой книги, лишенное поэтической новизны.

Сама Цветаева также чувствовала, что начинает повторяться. Она переживает в 1912 г. творческий кризис; за весь год было написано только два стихотворения. Кризис был преодолен весной 1913 г. В 1913 г. Цветаева выпустила новый сборник — “Из двух книг”. За исключением одного нового текста в книгу вошли стихи, прежде напечатанные в двух первых сборниках.

Однако, составляя свою третью книгу,  она очень строго отбирала тексты: из двухсот тридцати девяти стихотворений, входивших в “Вечерний альбом” и в “Волшебный фонарь”, были перепечатаны только сорок. Такая требовательность свидетельствовала о поэтическом росте автора.

Но при этом Цветаева по-прежнему чуралась литературных кругов, хотя познакомилась или подружилась с некоторыми писателями и поэтами (одним из самых близких ее друзей стал М.А. Волошин, которому Цветаева позднее посвятила мемуарный очерк “Живое о живом”, 1933). Она не осознавала себя литератором. Поэзия оставалась для нее частным делом и высокой страстью, но не профессиональным делом.

Зимой 1910—1911 гг. М.А. Волошин пригласил Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) провести лето 1911 г. в восточном Крыму, в Коктебеле, где жил он сам. В Коктебеле Цветаева познакомилась с Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Однажды, полушутя, она сказала Волошину, что выйдет замуж только за того, кто угадает, каков ее любимый камень. Вскоре Сергей Эфрон подарил ей найденный на морском берегу сердоликовый камешек.

Сердолик и был любимым камнем Цветаевой.

В Сергее Эфроне, который был моложе ее на год, Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой. “Я с вызовом ношу его кольцо / — Да, в Вечности — жена, не на бумаге.

— / Его чрезмерно узкое лицо /  Подобно шпаге”, — написала Цветаева об Эфроне, принимая любовь как клятву: “В его лице я рыцарству верна”. Встречу с ним Цветаева восприняла как начало новой, взрослой жизни и как обретение счастья: “Настоящее, первое счастье / Не из книг!”. В январе 1912 г. произошло венчание Цветаевой и Сергея Эфрона.

5 сентября (старого стиля) у них родилась дочь Ариадна (Аля).

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://portal-slovo.ru/philology/37196.php

Человек-легенда Марина Цветаева: жизнь и творчество великой поэтессы

 

Совсем недавно был день рождения у Марины Цветаевой. Вернее, был бы, доживи она до наших дней. Современные поэты, которые еще живы, занимаются разноплановым “весельем” – Илья Резник вот отсудил кучу денег… А Марину Ивановну остается только помнить. О ней рассказывает Joinfo.ua!

Марина Цветаева: мир её колыбель!

Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Пожалуй, эти слова из признанно гениальной поэтессы Марины Цветаевой были пророческими. Хотя как сказать – пророческими. Такая фраза может отлично характеризовать любого человека. Если, конечно, не учитывать «нацеленные в эфир два крыла». Всё же это характеристика не просто человека, но Поэта. Того самого Поэта с большой буквы, каким была Марина Ивановна. А каким же она была человеком?

Детство Марины

Родилась Марина Цветаева в Москве, 26 сентября (8 октября по старому стилю) 1892 года – более ста лет назад. Временами в это сложно поверить, когда читаешь – такие современные! – её стихи.

Тем не менее двадцатый век, на который выпала большая часть жизни поэтессы, именно таким и был – современным.

Без смартфонов и Интернета, но с дальними путешествиями, новыми веяниями свободы и даже феминизмом.

Нет, феминисткой в прямом смысле этого слова Марина Ивановна не была – об околофеминистической истории расскажем ниже. А пока что – общие факты о детстве Марины. Отец у неё был профессором филологии, мама – пианисткой.

Неудивительно, что девочка мечтала быть ничуть не хуже родителей, так что с удовольствием музицировала, как мама, и пыталась писать стихи уже начиная с шести лет – в том числе на таких языках, как немецкий и французский (долгие годы это были общепринятые языки русской аристократии).

Более того – мать её много болела (в 1906 году девочка стала сиротой), и Марина провела несколько лет в Италии, Швейцарии и Германии, где климат был лучше.

Соответственно, и в школах училась разных – в Москве, в Лозанне, во Фрайбурге – и даже в Сорбонне. Впрочем, студенткой она не стала – съездила в Париж в шестнадцатилетнем возрасте, прослушать курс лекций по старофранцузской литературе.

Пожалуй, именно веяния старой Франции в её стихах и проскальзывают, делая их особенно очаровательными.

Марина, стихи и юность

Первую книгу восемнадцатилетняя Марина Цветаева издала, как было тогда принято, за свой счёт. И сразу же получила абсолютно неоднозначные отзывы. Дело в том, что был такой известный поэт – Валерий Брюсов.

Весьма, кстати, хороший поэт – но достаточно шовинистически настроенный мужчина. Женщина не должна писать стихи – так он решил довольно строго и однозначно, возмутившись тем, что восемнадцатилетняя Марина что-то пишет, да ещё и издаёт.

Читайте также:  Сакариас топелиус "зимняя сказка"

А она ведь нежно любила его поэзию! Неудивительно, что возмущение девушки выразилось в следующих строчках:

Улыбнись в моё “окно”, Иль к шутам меня причисли, – Не изменишь, все равно! “Острых чувств” и “нужных мыслей”

Мне от Бога не дано.

Нужно петь, что все темно, Что над миром сны нависли… – Так теперь заведено. – Этих чувств и этих мыслей

Мне от Бога не дано!

И кто бы мог подумать – Брюсов, как и многие другие известные поэты (например, Максимилиан Волошин и Николай Гумилёв), всё же счёл Цветаеву весьма адекватной поэтессой! Отчасти благодаря ему Марина была вовлечена в различные литературные кружки, которые позднее привели её, как драматурга, в театр.

Но это – потом. А тогда, в возрасте девятнадцати лет, Марина Цветаева сошлась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном, в двадцатилетнем возрасте родив от него дочь Ариадну, которую сокращали как Аля. Казалось бы, очаровательная идиллия – Цветаева издаёт всё новые и новые книги, боготворит мужа… Чего только стоят её строчки:

Я с вызовом ношу его кольцо! – Да, в Вечности — жена, не на бумаге. – Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

 

Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно-великолепны брови. В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза — прекрасно-бесполезны! – Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна, – Всем вам, кто жил и умирал без страху! – Такие — в роковые времена –

Слагают стансы — и идут на плаху.

Правда ведь, сложно поверить, что эти отношения основаны не на сильной любви, а на кипящей душе Марины, которой, в общем-то, всё равно, кого любить, лишь бы на любовь отвечали? Позже в своём знаменитом стихотворении «Мне нравится, что вы больны не мной», которое (в блистательном исполнении Аллы Пугачёвой, но, увы, в сокращённом варианте) стало одним из основных саундтреков фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», вот какие строчки…

 «Не прочите мне в адовом огне гореть за то, что я не вас целую», они отлично дополнятся строчками из знаменитой её же «Повести о Сонечке» – «— Как Вы думаете, меня Бог простит — что я так многих целовала? — А Вы думаете — Бог считал? — Я — тоже не считала». Но о повести – и о Сонечке – в продолжении статьи.

За то, что я так многих целовала…

Отношение Марины Цветаевой к дискриминации женщин и вообще к «феминному» вопросу можно было понять уже по истории её конфликта с Брюсовым, описанным выше. Но тут была ещё одна тонкость: Марине в целом, безотносительно поэзии, не очень-то и нравилась женская судьба. Подтвердим это её прекрасными строками:

Девочка в красном и девочка в синем Вместе гуляли в саду. — «Знаешь, Алина, мы платьица скинем, Будем купаться в пруду?». Пальчиком тонким грозя, Строго ответила девочка в синем:

— «Мама сказала — нельзя».

Девушка в красном и девушка в синем Вечером шли вдоль межи. — «Хочешь, Алина, все бросим, все кинем, Хочешь, уедем? Скажи!» Вздохом сквозь вешний туман Грустно ответила девушка в синем:

— «Полно! ведь жизнь — не роман»…

Женщина в красном и женщина в синем Шли по аллее вдвоем. — «Видишь, Алина, мы блекнем, мы стынем, — Пленницы в счастье своем»… С полуулыбкой из тьмы Горько ответила женщина в синем:

— «Что же? Ведь женщины мы!»

Так что неудивительно, что отношения её с мужем в какой-то момент зашли в тупик, сделав Цветаеву внезапно… ЛГБТ-иконой. Не очень логично, на самом-то деле нетрадиционной ориентации Марина не была.

Она просто говорила откровенно: «Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!».

Душа Цветаевой действительно кипела, потому если она ещё могла ужиться с одним мужчиной, то не променять его на женщину не смогла никак. С 1914 по 1916 года Марина встречалась с переводчицей (и не очень известной, но всё же поэтессой) Софией Парнок, и эти отношения назвала «первой катастрофой в своей жизни». А потом началась война.

 

Военные годы

Муж Марины, к которому она, расставшись с Парнок, всё же вернулась, служил в Белой армии (что в особенности грустно, потому как всем известно: именно белые были поражённой стороной на этой войне). Цветаева жила практически в нищете.

Её дочь Ирина, родившаяся в 1917 году (и, между прочим, носящая фамилию Цветаева, а вовсе не Эфрон, потому об отце ребёнка до сих пор можно только догадываться), совсем умирала от голода – и пришлось отдать её в сиротский приют, где, как надеялась Марина, хотя бы кормят.

Увы – спасительное решение обернулось трагедией, в 1920 году ребёнок умер, с едой в приюте было ещё хуже. Именно в тяжкий период войны Марина, зарабатывавшая драматургией, познакомилась с самой большой любовью своей жизни – актрисой Софьей Евгеньевной Голлидэй. 

Если зайти в Интернет и поискать там критику на «Повесть о Сонечке» – самое известное более-менее крупное прозаическое произведение Марины Цветаевой – то можно найти очень верные слова.

«Кошмары московского быта, продажа рукописных книг, отоваривание пайками — все это не играет для Цветаевой существенной роли, хотя и служит фоном повести, создавая важнейший её контрапункт: любовь и смерть, молодость и смерть. Именно таким «обтанцовыванием смерти» кажется героине-повествовательнице все, что делает Сонечка: её внезапные танцевальные импровизации, вспышки веселья и отчаяния, её капризы и кокетство».

Пожалуй, лучше уже и не скажешь. Вечно танцующая, живая, радостная Сонечка – это весь смысл выживания Марины в войну. Да и неудивительно, что слова настолько в тему – автором статьи является Дмитрий Быков, один из лучших поэтов и журналистов современности.

И статью, и книгу стоило бы почитать: в книге очень живо фигурирует и молодёжь серебряного века, и драматургическая карьера Марины, и её замечательная дочка Аля (человек не менее трудной судьбы, чем её мама)… Але, в том числе, посвящены знаменитые стихи Цветаевой:

  Четвертый год.      Глаза, как лед,      Брови уже роковые,      Сегодня впервые      С кремлевских высот      Наблюдаешь ты

     Ледоход.

 

     Льдины, льдины      И купола.      Звон золотой,      Серебряный звон.      Руки скрещены,      Рот нем.      Брови сдвинув — Наполеон! —

     Ты созерцаешь — Кремль.

     — Мама, куда — лед идет?      — Вперед, лебеденок.      Мимо дворцов, церквей, ворот

     Вперед, лебеденок!

     Синий      Взор — озабочен.      — Ты меня любишь, Марина?      — Очень.      — Навсегда?

     — Да.

     Скоро — закат,      Скоро — назад:      Тебе — в детскую, мне —      Письма читать дерзкие,

     Кусать рот.

     А лед      Всe

     Идет.

А пока шёл лёд и взрослела Аля, пока Марина читала свои дерзкие письма, и Сонечку она тоже потеряла. Потому что «Сонечка от меня ушла – в свою женскую судьбу.

Ее неприход ко мне был только ее послушанием своему женскому назначению: любить мужчину – в конце концов все равно какого – и любить его одного до смерти.

Ни в одну из заповедей – я, моя к ней любовь, ее ко мне любовь, наша с ней любовь – не входила.

О нас с ней в церкви не пели и в Евангелии не писали. Ее уход от меня был простым и честным исполнением слова Апостола: И оставит человек отца своего и мать свою…

Я для нее была больше отца и матери и, без сомнения, больше любимого, но она была обязана его, неведомого, предпочесть. Потому что так, творя мир, положил Бог.

Мы же обе шли только против людей: никогда против Бога и никогда против человека».

Та самая Сонечка

Так что заключение статьи Быкова так же роскошно вписывается в общую картину: «А потом кончилась молодость, век серебряный стал железным, и все разъехались или умерли, потому что так бывает всегда». Да, жизнь Марины радикально изменилась. Об этом – дальше.

И могила – мир!

Жизнь Цветаевой продолжалась – хотя как сказать, жизнь. Молодая, свободная женщина, потерявшая сначала мать, потом дочь, а попутно и разнообразных, любимых и не очень, людей, вынуждена была уехать с любимой родины. Советская власть разрешила ей забрать Алю и уехать к мужу, где она жила то в Чехии, то в Германии, то в Париже.

Семейная жизнь всё же повлияла на её стихи – они стали более серьёзные, рассудительные, и немного не о том, о чём Марина писала раньше. А как тут иначе, если в том же Париже Сергей подвергался обвинениям в том, что он якобы участник антитроцкистских заговоров, да ещё и шпион НКВД? Так и начали рождаться патриотические стихи, как, например, вот эти.

Кто — мы? Потонул в медведях Тот край, потонул в полозьях. Кто — мы? Не из тех, что ездят —

Вот — мы! А из тех, что возят:

Возницы. В раненьях жгучих
В грязь вбитые — за везучесть.

Везло! Через Дон — так голым Льдом. Хвать — так всегда патроном Последним. Привар — несолон.

Хлеб — вышел. Уж так везло нам!

Всю Русь в наведённых дулах
Несли на плечах сутулых.

Не вывезли! Пешим дралом — В ночь, выхаркнуты народом! Кто мы? да по всем вокзалам!

Кто мы? да по всем заводам!

По всем гнойникам гаремным — Мы, вставшие за деревню,

За — дерево…

С шестернёй, как с бабой, сладившие — Это мы — белоподкладочники? С Моховой князья да с Бронной-то —

Мы-то — золотопогонники?

Гробокопы, клополовы — Подошло! подошло! Это мы пустили слово:

Хорошо! хорошо!

Судомои, крысотравы, Дом — верша, гром — глуша, Это мы пустили славу: — Хороша! хороша —

Русь!

Маляры-то в поднебесьице — Это мы-то с жиру бесимся? Баррикады в Пятом строили — Мы, ребятами.

‎— История.

Баррикады, а нынче — троны. Но всё тот же мозольный лоск. И сейчас уже Шарантоны

Не вмещают российских тоск.

Мрём от них. Под шинелью драной — Мрём, наган наставляя в бред… Перестраивайте Бедламы:

Все — малы́ для российских бед!

Бредит шпорой костыль — острите! — Пулемётом — пустой обшлаг. В сердце, явственном после вскрытья —

Ледяного похода знак.

Всеми пытками не исторгли! И да будет известно — там: Доктора узнают нас в морге

По не в меру большим сердцам.

Не зря Цветаева сама писала: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда». Стихи её в эмиграции известны не стали, зато прославилась проза, в основном – в форме «дневниковых» заметок.

А в тридцатых годах стало ещё хуже – Эфрон был болен и работать перестал, Аля вышивала шляпки (на чём много заработать, конечно же, не могла), сама Марина мучительно писала прозу, чтобы хоть немного заработать.

После военных лет только этого ей, конечно, не хватало!

И потому в конце тридцатых Цветаева с семьёй попробовали вернуться в СССР. Что Аля, что Сергей довольно быстро попали в лагерь как пособники белых. А потом началась Вторая мировая война, Марина собиралась устроиться уже хотя бы посудомойкой – но в какой-то момент практически сдалась.

Говорят, она повесилась на гвозде, оставив записки друзьям с просьбой воспитать её сына (родившегося уже в эмиграции) – и записку сыну: «Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Вся ирония судьбы заключается в том, что, согласно не особо обнародованной, но известной знающим людям информации, именно в день смерти Цветаевой, 31 августа 1941 года, её официально приняли в Союз писателей СССР – и на этом все беды должны были закончиться. Вероятно, и Сергея с Алей выпустили бы, и приказ о выдаче квартиры уже был подписан… Но душа Марины не выдержала напряжения и практически безнадёжного ожидания.

Не зря ведь она писала в юности такие строки: «Я — мятежница с вихрем в крови, признаю только холод и страсть я!». И ещё: «Бабушка, этот жестокий мятеж в сердце моём – не от вас ли?!». От кого бы там ни был жестокий мятеж, он всё же сыграл как с Мариной, так и с её семьёй злую шутку. Сама она, напоминаем, покончила с собой. Сын погиб на войне в возрасте 19 лет…

Замечательная поэтесса и художница Аля была реабилитирована в 1955 году, но здоровье после лагеря было уже не то, и оставшуюся жизнь она занималась в основном подготовкой к печати литературного наследия матери – а ведь когда-то собиралась с одобрения Пастернака иллюстрировать «Доктора Живаго», и получала в Париже образование вначале художника, затем – искусствоведа! Ну, а Сергей в 1941-м был расстрелян.

Мир – твоя колыбель, и могила – мир… Такой, вздыхает журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн, и была жизнь Марины Цветаевой. Вот только два крыла её, согласно стихотворению, нацеленные в эфир, в эфир всё-таки попали. Она осталась жива – в своём творчестве.

Ведь человек, как известно, жив, пока его помнят. Поэтому именно наша любовь и внимание и будут текстам Марины самой заботливой колыбелью. И именно нам она написала в юности: «Тебе, имеющему быть рождённым столетие спустя, как отдышу…». Кому же ещё?..

Источник: https://joinfo.ua/culture/1217237_Chelovek-legenda-Marina-Tsvetaeva-zhizn.html

Ссылка на основную публикацию