М. ю. лермонтов «парус»: анализ стихотворения

«Парус» М. Лермонтов

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет.

Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом.

Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта.

Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли.

Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта. Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики.

В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

«Что ищет он в стране далекой?», — вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном».

Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой.

Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву, которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым.

Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит».

При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».

Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе.

Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает.

И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки.

Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

Источник: http://pishi-stihi.ru/parus-lermontov.html

Анализ стихотворения Лермонтова Парус 6 класс

Стихотворение написано, когда Лермонтову было семнадцать лет. Пора любви, пора мечтаний и поиска своего места в жизни. Не стал учиться на филолога, поступил в юнкерское училище. Судьба сделала такой крутой вираж. Будущее неизвестно, оно как в тумане и пугает поэта.

Стихотворение состоит из трёх строф. Основная мысль стихотворения стара, как мир. Это поиск смысла жизни. В композиции чётко прослеживается разделение паруса и лирического героя. Две строки описывают пейзаж, а следующие строки описывают состояние героя. Он разделяет эти строки многоточием, даёт простор для читательской мысли. Или разделает стихию и состояние человека.

В стихотворении Лермонтов использует аллегорию. Так море — это жизнь человека, парус — его душа. Море пытается разбить парус, как жизнь пытается разбить душу поэта. Вначале оно приветливое, голубое, потом меняется резко, прямо на глазах.

В первой строфе преобладает ключевое слово «одиночество». Герой разочарован жизнью. Он не находит себе места, что-то ищет. Как и сам поэт, находящийся в постоянном поиске.

Вторая строфа — яростная борьба со стихией. Но она не приносит счастья, только разочарование и тоску. Мечты разбились о жизненные рифы, счастье улетучилось, как дым.

В третьей строфе всё хорошо и красиво в природе, а парус рвётся в бурю. Он чувствует, что там, наконец, обретёт покой. В спокойной жизни ему тяжело, она гнетёт его.

Лермонтов сам похож на этот парус. Он тоже метался по жизни, искал любви и счастья. Это видно из его произведений. Поехал служить на Кавказ, в самое «горячее» место. Не может его парус найти тихую гавань.

 Жанр стихотворения — лирическая новелла с глубоким философским смыслом. Через описание моря, паруса поэт передаёт свой внутренний мир. А бушующее море — это как наш суматошный мир.

Стихотворение написано ямбом, строки рифмуются через одну. Как всё-таки был талантлив Лермонтов! Не зря же он учился на филолога, хоть потом и бросил учёбу. Он насытил стихотворение глаголами, чтобы придать ему некий динамизм.

Чтобы был понятен контраст, он применил выражения, противоположные по значению стране далёкой — краю родном, кинул — ищет. Только чуткое ухо может уловить твёрдые звуки л, н, м, р. Это сделано специально, чтобы у читателя было ощущение покачивания на волнах во время штиля.

Но вот налетает шторм, добавляются твёрдые и шипящие звуки с, т, щ, ч.

Эти строки мы учим в школе и помним потом всю жизнь.

Анализ стихотворения Парус Лермонтова

Знаменитое и многими любимое произведение «Парус» появилось на свет в 1832 году. Его автором стал великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов. Сразу же нужно отметить, что данное произведение является очень сильным и характеризует самого поэта.

Михаил Юрьевич был очень нежным, мягким и тонким человеком, все его произведения были наполнены именно этими особенностями. В каждое из них он вкладывал свою душу, и данное произведение, безусловно, не является исключением.

Парус он сравнивал с самим собой, как бы это странно не звучало. Он не зря упомянул, что парус выглядел одиноко и грустно на фоне моря. Он и сам чувствовал себя довольно таки одиноким и грустным в определенные периоды своей жизни.

Анализ данного произведения показывает тот факт, что поэт не совсем доволен своей жизнью, считая, что он мог бы прожить её намного лучше, однако различные обстоятельства помешали ему это сделать.

Многие критики и специалисты в области литературы, а так же читатели удивляются тому, что само по себе легкое, воздушное и простое произведение несет в себе очень глубокий и пронзительный смысл.

Этому произведению очень характерна тонкость, изящество, красота, и в тоже время удивительная сила.

По своему строению произведение состоит всего из 12 строк. Однако в них поэт смог выразить все свои чувства, эмоции, переживания и так далее. Так же в данном произведение выражается надежда на то, что не все ещё потеряно, что все еще можно изменить.

В заключении хочется сказать, что данное произведение очень близко многим так как в течении жизни, абсолютно каждый человек пытается что-то менять, улучшать. Это совершенно естественно, ведь жизнь дается всего лишь один раз, и поэтому каждый человек достоин прожить её так, как ему хочется, а не так, как того требуют обстоятельства.

Вариант №3

Стихотворение «Парус» относится к ранней лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Данное произведение написано в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодой поэт меняет свою жизнь. Лермонтов уезжает из Москвы в Петербург с целью перевестись в столичный университет, а в результате поступает в Школу прапорщиков. 

Стихотворение «Парус» – это биография поэта, отражение его чувств, мыслей и переживаний. Это произведение о самом поэте.

Жанр стихотворения – лирическая новелла с философским подтекстом.

Размер стихотворения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Произведение состоит из трёх строф — трёх четверостиший. Каждое четверостишие можно разделить на два двустишия, где первое двустишие – описание пейзажа, а второе – размышления поэта.

В первом четверостишии автор рисует плывущий парус, используя эпитеты «парус одинокий» и «тумане голубом». Лермонтов сравнивает себя с этим парусом. «Одинокий» — состояния души поэта в тот нелёгкий период жизни. Он задаёт риторические вопросы, на которые пока не знает ответов. Как парус плывёт по морю в тумане, так поэт меняет свою жизнь, не зная, что ждёт впереди.

Во второй строфе поэт изображает картину шторма, используя глаголы «играют», «свищет», «гнётся», «скрипит». Звуки [с], [т], [щ] помогают читателю услышать мощь водной стихии.

Буря не останавливает парус, который продолжает двигаться вперёд. Автор сопоставляет бурю с поворотом судьбы, который произошел в его жизни. Не поступив в столичный университет, Лермонтов был расстроен, однако это его не сломило.

Он продолжил жизненный путь, но не так, как представлял себе изначально.

В третьей строфе автор рисует штиль, употребляя метафору «струя светлей лазури» и эпитет «луч солнца золотой». Но покой не радует поэта. Он называет себя «мятежным» и «просит бури», потому что только в бурях он находит удовлетворение.

В стихотворении несколько раз встречается многоточие. Так поэт обозначает некоторую недосказанность, а также переходы от описания пейзажа к размышлениям о жизни.

Множество восклицательных знаков усиливают эмоциональную окраску произведения. Инверсии придают стихотворению большую выразительность.

В стихотворении Лермонтов передал свои мысли и переживания относительно изменений, которые произошли в его жизни. А также показал, что он не ищет счастья и гармонии, а жаждет бурь, потому что таков его «одинокий» и «мятежный» нрав.

Анализ стиха Лермонтова Парус

Михаил Лермонтов переживал трудные для себя времена. Писатель был вынужден отправиться в Петербург, отказавшись от своей мечты стать филологом, в пользу другой, новой, неизвестной жизни.

По просьбе своей бабушки, Лермонтов отказывается от учебы в университете Москвы, и поступает в юнкерскую школу Петербурга. Именно в момент переезда юного писателя посещают мысли о своем прошлом и будущем.

Гуляя по городу, и берегу залива, автор наблюдает за красотой, он решается отобразить свои чувства в произведении «Парус». В стихотворении Лермонтов отчетливо и тонко передает не только глубину чувств, но и зрелые мысли.

В стихотворении четко виднеются грани между лирическим героем и самим парусом. Морской пейзаж, который меняется под буйство волн, полностью отображает внутренние переживания, терзающие главного героя изнутри.

Через образ моря писатель решает изобразить саму жизнь, а вот изображая парус, автор описывает душу человека. Таким образом, возникающий конфликт между морем и парусом символизирует непосредственно конфликт между жизнью и человеком. Герой, словно парус, брошенный в море жизненных преград.

Он словно выбран, бесконечно блуждать между такими же одинокими людьми как сам.

Стихотворение «Парус» написано в жанре новеллы. Его можно отнести к пейзажно-символическому произведению. В первую очередь «Парус» имеет в своем замысле философское начало, а вот описанный пейзаж олицетворяет внутренний мир героя. Для более точного описания главной темы писатель применяет метафоры, использует эпитеты, он даже пользуется антитезой.

В центре событий оказывается одинокий парус, плывущий по морю, которое не слишком спокойное на тот момент. Возникшая буря, становится сложной преградой для маленького паруса, но он должен преодолеть ее и выстоять, чтобы не сбиться с намеченного пути.

Так вот и человек, намечая что-то в своей жизни, сталкивается с множеством проблем, кто-то с ними справляется, а кто-то, словно парус в бурю, уходит ко дну.

Произведение слишком тесно связано с личными переживаниями поэта. Ему очень тяжело было оставить родной город, прежнюю жизнь полностью изменив ее. Он уверен, что жизнь приготовила массу неизведанных приключений и загадок, которые он просто обязан решить.

Читайте также:  Лето: стихи, картинки, презентация для детей

  Юный поэт придает своему произведению некую мелодичность и красоту. В нем полностью раскрываются чувства. Лермонтов убежден, что душа поэта, словно парус из стихотворения, ей суждено скитаться по земле в одиночестве.

Только душа, жаждущая свободы будет искать, и ждать бурю, как толчок для чего-то нового на своем пути.

Таким образом, произведение «Парус» несет в себе философское размышление самого автора о жизни, и принятых им решениях. Как бы нам этого не хотелось, но судьба все равно распределится иначе, как решит сама. Несмотря на душевные терзания в момент написания стихотворения, Лермонтов все же в полной мере отобразил душевный настрой самого себя.

Анализ стихотворения Лермонтова Парус 9 класс по плану

Михаил Юрьевич Лермонтов — гениальный русский поэт, живший и творивший в начале XIX столетия. Его стихотворение «Парус», положенное на музыку, стало песней. Но и читая его в стихотворной форме, можно насладиться описанием голубого моря, прочувствовать легкий морской бриз и чарующее восходящее солнце.

Само слово «парус» вызывает в человеке жажду скитаний и открытий, мечтаний и таинственности. Белый цвет паруса символизирует безмятежность и покой. Он символизируется с человеком, который одинок. Но одиночество не является признаком плохих людей. По мнению Лермонтова на одиночество обречены люди талантливые.

Отражение этой мысли мы находим и в других произведениях Михаила Юрьевича, например, в «Пророке».

Используя в стихотворении бушующее море, поэт подразумевает под ним людей жестоких и резких на слово и дело. Пугающее великолепие морских волн сменяется переживаниями самого автора, ведь Лермонтов сильно переживал по поводу своего ухода из университета, в котором учился. Но уход требовался. Он выбрал иную жизненную дорогу — путь поэта и пророка.

Лермонтовский «Парус» литературоведы относят к жанру лирической новеллы, в которой автор рассматривает философские мысли и преподносит читателю свои размышления. Мы видим одиночество автора. Он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой. Лермонтову удалось передать читателю свои чувства по поводу того, что он покинул Москву.

Виднеющийся вдалеке белый парус очень точно проявляет чувства поэта. Он пытается найти далекий берег, на который он сможет-таки вступить твердой ногой и почувствовать, что это его пристанище. Только там он сможет спастись от неустойчивости моря.

Строки этого стихотворения сплошь наполнены душевными переживаниями поэта, которые мы все так же ярко можем прочувствовать спустя две сотни лет…

Вариант №6

Стихотворение «Парус» было создано Михаилом Юрьевичем в юношеские годы. Лермонтов с раннего детства рос замкнутым ребенком, его не редко дразнили из-за броской необычной внешности и буйного характера.

Кроме того, юный Лермонтов все больше обособлялся от общества своих сверстников, часто уезжая лечиться на Кавказ и меняя свое окружение. К семнадцати ситуация накалилась до предела: поэту пришлось расстаться со своей мечтой, бросить обучение в университете Москвы и переехать в Питер по настоянию бабушки.

Все эти обстоятельства явились предтечей сложного душевного состояния юного поэта, которое нашло отражение в знаменитом стихотворении «Парус».

тихотворение прежде всего уникально не красивым, замысловатым слогом, не рифмой и отнюдь не новаторством его тематики, – поражает глубина мыслей, заключенный в произведении, философские сравнения и сила переживаний, которые легли в его основу. Рассуждения поэта кажутся мудрыми, не по годам точными и лучше всего передают читателю сложный характер юного поэта.

Стихотворение просто – в нем всего три строфы. Поэтом четко проведены грани между образом произведения и его лирическим героем. В то же время этот переход не заметен читателю.

Образ одинокого парусника, будто бы сливается с героем произведения: две первые сроки описывают картину моря, а следующие продолжают описание человеческих чувств.

Именно этот прием помогает Лермонтову добиться метафоричности произведения, заключить один образ в другом, при этом не соединяя их в одно целое.

Жизнь, в понимании поэта, предстает в образе моря, парус — в образе человека. При этом брошенный в «тумане моря голубом» парусник остается так же одинок, как человек, отдаленный от других людей в жизни: где-то в море есть еще парусники – где-то в мире есть люди, но в этот миг вблизи никого, в этот миг существует лишь одиночество.

Лермонтов, продолжая играть взаимосвязанными образами «жизнь – море», задается в стихотворении философскими вопросами: чего ищет человек в мире, одинок ли он в своем поиске? Волнует поэта и другой вопрос: почему многие люди (будь то отважные солдаты или неутомимые деятели искусства) постоянно желаю пребывать в поиске неизведанного, сквозь бури и штор возвращаться в тихую спокойную жизнь, в которой находят ответы на свои вопросы и вновь стремиться назад, в неизвестное и опасное.

«А он, мятежный, просит бури»
Как будто в бурях есть покой!»

Поэтому, ключевыми темами стихотворения Лермонтова «Парус» можно выделить: тему одиночества и тему поиска смысла жизни.

Стихотворение является ярким примером пейзажно-символического произведения: душевное состояние лирического героя передается через состояние природы. В «Парусе» использована рифма, повторяющаяся через строку.

Средства выразительности: повторы, с упором на вопросительные фразы (что ищет? что кинул?), олицетворения (ветер свищет), эпитеты, метафоры – помогают поэту наиболее полно и красочно выразить главную мысль своего произведения.

Динамику произведению придает наличие в нем глаголов, а противопоставление (например, далекой – родном) придает стихотворению насыщенность и образность, помогая читателю прочувствовать и глубже понять эмоции автора. Автор использует повторение определенных звуков для описания моря (шипящих, для описания образа шума моря, бури).

Темп замедляется в частях стихотворения с философскими вопросами, выводя их на первый план и оставляя на заднем плане картину окружающего мира, дополняющую проблему стихотворения, затронутую автором.

Все стихотворение в целом – личность Лермонтова: это он сам, вечный скиталец, чувствующий, думающий, живущий ярко, ищущий среди бурь свое место в жизни.

6, 9  класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Никитина Утро 5 класс, краткоСтихотворение «Утро» было написано в 1954 – 1955 годах, автором является Никитин Иван Саввич. Сам автор очень любил это произведение и считал его одним из самых удачных в своем творчестве. Перед нами – летнее утро в простой русской деревне!
  • Анализ стихотворения Пушкина ПтичкаБудучи на чужбине в ссылке Пушкин пишет очень интересное и чувственное произведение «Птичка». На тот момент писатель работает в канцелярии одного генерала в Кишиневе. Эта работа, конечно же, ему не по душе, Пушкин словно заточен здесь,
  • Анализ стихотворения Некрасова Тройка 5, 9, 10 классПоэзия «Тройка» Н.А. Некрасова посвящена судьбе русской молодой женщины. Это стихотворение было опубликовано в «Современнике». Сюжет произведения прост: молодая крепостная девушка провожает взглядом шальную тройку, что везёт
  • Анализ стихотворения Барто СнегирьВ этом прекрасном и очень глубоком по своему смыслу произведению, автор показывает, как может манятся психология ребенка, который увидел прекрасное, неземное существо, которое делает его более добрым и понимающим.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс по плануЭлегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике. В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/parus-6-klass

Михаил Юрьевич Лермонтов — Парус

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Давайте послушаем, как читает стихотворение «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова Дмитрий Бурлаков.

Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова

Лирическое произведение написано в романтической традиции. В стихотворении прослеживается параллельное изображение объекта — паруса — и чувств лирического героя. Параллель, проводимая автором, запечатлела смену пейзажа и внутреннего состояния героя.

В произведении отображены размышления о смысле жизни и будущем, которые были актуальны для молодого поэта в момент написания произведения. Ведь стих был написан Лермонтовым в 18 лет перед его поступлением в юнкерскую школу.

Незадолго до этого автор расстался с мечтой получить филологическое образование, и его настроения отразились в данных строках.

Произведение включает три строфы. В каждой из них за описанием паруса в море следует лирическое изложение внутренних мыслей и раздумий героя. Отделяют эти две линии многоточия, выражающие общее настроение задумчивости автора.

Поэт постепенно переходит от изображения тихого морского пейзажа до бури чувств лирического героя. Если первым строкам присущ созерцательный характер, то в середине начинается легкий шторм, начинают играть волны, а завершает стих желание бури, настоящей стихии. Причем это чувство присуще герою, в противовес безмятежной картине штиля, в которой центральной фигурой выступает парус.

Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений.

Жанр произведения – пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий.

Написан стих четырехстопным ямбом, рифма – перекрестная.

Образы и аллегории

Главный образ в произведении – сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа.

Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе. Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах.

Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем.

Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя. Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности.

В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории – одиночество и свобода. Для автора эти понятия были синонимичны. Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре.

Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури.

В последней строфе автор создает контраст между тихой картиной штиля, ярко описанной при помощи сравнения «струя светлей лазури», эпитета «луч солнца золотой», и внутренними переживаниями героя.

Стих насыщен глаголами, что придает определенной динамичности в изображении героя наряду с тем, что пейзаж в основном статичен, и позиция героя якобы созерцательная.

Часто автор употребляет повторы и анафоры.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Также символизма придает использование синтаксического параллелизма в сочетании с анафорой.

Произведение «Парус» – яркий пример романтической лирики.

Источник: https://aromatyschastya.ru/lermontov-parus

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Парус”

25 02 2017      гид       Пока нет комментариев

Лермонтов
Худ. П.Борисов

Стихотворение “Парус” М.Ю.Лермонтова стало любимым среди поклонников поэта задолго до того, как вошло в школьные учебники. Смыл поэзии, мироощущение стихотворца и человека, мечты поэта и проза жизни  – все здесь. Об этом и анализ стихотворения, который сопровождается иллюстрациями картин разных художников.

Очень рано, но сразу мудро и философски начал писать свои произведения гениальный Мастер. Так, Лермонтов, в возрасте 17 лет, 2 сентября 1832 года, в письме  к Марии Лопухиной, помещает первоначальный текст стихотворения «Парус», одного из самых романтических и чувственных образцов лермонтовского пера.

Читайте также:  Природа осенью. октябрь

Парус. Рисунок Лермонтова (не является иллюстрацией, т.к. датируется более ранним временем написания – 1831г.)

Стихотворение повествует нам о глубокой, но неразделенной любви, причем в это чувство вкладывается многое: любовь к женщине, свободе, воле, жизни и поэзии. Автор, изображая море, не ставил перед собой цели показать только морской пейзаж. Он отождествляет лирического героя с парусом, чтобы передать мироощущение человека, потерявшегося в стихии жизни.

Образ паруса в бескрайнем море символизирует одиночество человека, но в то же время это и бунт мятежной души. Лермонтов размышляет о настоящем, о будущем. Чувствуются мотивы сущности человеческого бытия. Лирический герой не отдается порывам судьбы, а хочет перемен. Он ищет себя и пока не может понять, что ему нужно в жизни.

Определился лишь с главным: спокойствие – его враг.

Сильный ветер. И. Айвазовский

Композиционно стихотворение состоит из трех строф, причем в каждой строфе наблюдаем психологический параллелизм: первые две строки рисуют пейзаж и парус, следующие за ними две вторые, кажется, все о том же парусе, но нет! Это размышления о жизни лирического героя, ассоциирующего себя с утлым суденышком, потерявшимся в огромном море жизни. Всякий раз в двух строках о лирическом герое мы видим повтор. В первой строфе – ассонанс, усиливающий тревожность и метания души, а также синтаксический параллелизм для акцента на вопросе бытия и героя, и автора, и поэтического образа паруса:

У берегов И. Айвазовский

Вторая строфа выделяет слово “счастие”, причем вариант устаревший, без мягкого знака, тем самым автор подчеркивает беспокойный характер, одиночество и грусть своего персонажа, его особенный статус, благородный, возвышенный:

Парусник в море. И.Айвазовский

Той же цели – выделить слово – служит и повтор слова в третьей строфе:

Яркой картину делают составные эпитеты, слившиеся в одно целое с определяемым словом: “в тумане моря голубом”, “струя светлей лазури”, “луч солнца золотой”.

Настроение и характер героя передают уже эпитеты одиночные: парус “одинокой”, он “мятежный”.

Идея противопоставления лирического героя и общества, толпы, не признающей его особую роль, в дальнейшем творчестве Лермонтова станет почти главной. Сейчас она уже заявлена четко, а юному поэту всего 17 лет…

Под парусом мечты. М. Иваненко

Соединяя в одном олицетворении образ паруса и лирического героя (“а он, мятежный, просит бури”), олицетворением же рисуя пейзаж (“играют волны”, “ветер свищет”), Лермонтов и раскрывает характер, и представляет жизненную картину, и передает в стихотворной форме свои переживания. Потому одинокий парус в открытом море стал аллегорией неспокойной души, поиска смысла жизни и своего места в мире.

Берег лагуны И.Левитан

По ритму произведение звучит легко, непринужденно, как и следует четырестопному ямбу с перекрестной рифмой, но, тем не менее, во второй строфе легкость приобретает несколько иной оттенок.

 Возникший ветер поднимает волны, создается ощущение бури: «и мачта гнется и скрыпит…». Много глаголов придают повествованию динамику, экспрессию.

Природа и судьба, кажется, услышали мольбу, но… Буря не освобождает лирического героя от бытия, не облегчает душу, не успокаивает и не дает ответов на вопросы, хотя мысли героя о буре не оставляют его.

 Значит, счастье не где-то там, в жизни, оно должно быть внутри самого человека. Однако в выборе между умиротворенностью и сильными эмоциями герой отдает предпочтение именно буре, ведь именно здесь пробуждается стихийность, сила, появляется восторг и восхищение природным хаосом.

Паруса удачи. И.Медведев

Резкий переход из одного состояния в другое, прием контраста (морской туман и играющие волны; лазурная волна и золотой солнечный луч), антитеза (родной край – страна далекая)  подчеркивают мятежность души героя, его активный поиск себя. «Парус» силен духом, возвышен, окрылен, он требует сильных чувств, экспрессии, а не обычного мирного существования. Герой неутомим и не покорен судьбе, он одинок и свободен.

Парус. Н. Гаврилова

Данный анализ стихотворения Лермонтова «Парус» дает возможность почувствовать, что произведение и по сей день не теряет своей актуальности, в нем раскрывается тема души человека, поднимается тема поэта и поэзии, роли поэта в обществе. В то же время раскрывается проблема бунта против действительности, тревоги за свою будущность, вечной борьбы высокой, широкой души с окружающим миром.

Лермонтов. Э.Морозов

Источник: http://museumdoma.ru/parus-lermontow-analis/

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова М.Ю

Это лермонтовское стихотворение вам знакомо, но мы попробуем прочитать его на новом, более глубоком уровне, как перечитывали уже в этом учебном году «Бедную Лизу» Карамзина, «Горе от ума» Грибоедова, «Тараса Бульбу» Гоголя, «Капитанскую дочку» Пушкина и другие произведения русских классиков и как будем углубленно повторять «Героя нашего времени».Когда Лермонтов создал свой «Парус», ему было семнадцать лет, почти столько же, сколько вам сейчас. Ho та резкая система оппозиций, то столкновение полярных образов, которое проходит через все стихотворение, нельзя объяснить только юношеским максимализмом; нет, такова была художественная картина мира, которая утвердилась в творчестве Лермонтова с самого начала и потом лишь углублялась, сохраняя неизменную основу.Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

При ознакомительном, самом беглом чтении мы замечаем, что первые две строки этой строфы дают объективную картину, связывают замысел поэта с традицией пейзажной лирики. Главное здесь — цвет; белизна паруса и голубизна моря, уподобленного туману.

Лишь эпитет «одинокой» да неожиданный знак препинания в конце периода (восклицательный плюс многоточие) указывают на эмоциональную связь между пейзажем и лирическим героем, его душевным переживанием.Казалось бы, пока все построено очень просто, образ возникает почти жизнеподобный.

Ho потом, прочитав следующие две строки, передающие субъективное состояние поэта, мы «задним числом» отмечаем важное обстоятельство, которое поначалу ускользает от нашего читательского внимания. Дело в том, что в пейзажном описании дважды использован один и тот же вид тропа, поэтического оборота речи: на часть перенесен признак целого.

Нам говорят не о корабле и о море, а именно о парусе и о «тумане моря».

Парусу лирический герой адресует вопросы, которые в обыденной речи могут быть отнесены только к самому кораблю: «Что ищет? Что кинул?» He может парус ничего «кинуть» или «искать»! Более того, композиционный прием единоначатия (анафора), использованный в третьей и четвертой строках, подчеркивает контрастность, разорванность чувств лирического героя, которые сродни неясному стремлению паруса в глубь морской пучины. Недаром на самое «заметное» место, в позицию рифменного окончания, поставлены слова-антонимы «далекой» — «родном».Один из секретов этого короткого стихотворения в том и заключен, что многое в нем обманчиво, иллюзорно. Перечитав еще раз первую строфу, вдумавшись в ее художественный смысл, мы начинаем сомневаться: а что на самом деле описывает лирический герой? Реальное море и реальный корабль? Или он только фиксирует в ярких образах смутные волнения своей души? Пока окончательного ответа мы дать не можем, для этого нужно вслушаться, всмотреться, вдуматься в художественный смысл следующих строф.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…

Первая строфа (обратите внимание!) завершалась двойным вопросом, а вторая тем не менее открывается вовсе не ответом! Пятая и шестая строки стихотворения возвращают читателя к «картинке», к описанию моря и паруса. Ответ предложен лишь в седьмой и восьмой строках:

Увы, он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Опять применен тот же композиционный прием: первые две строки строфы отсылают нас к законам пейзажной лирики, последние две — к традиции лирического монолога. Ho и пейзаж, и монолог захвачены теперь единой лирической стихией.

Герой стихотворения так эмоционально, так «сочувственно» говорит о стремлении паруса, что мы почти готовы сделать окончательный вывод: это не парус «счастия не ищет/ И не от счастия бежит»; это герой Лермонтова стремится к чему-то тревожному, может быть, даже трагическому, зато величественному, исполненному настоящей романтической энергии, байроновского индивидуализма. Так и хочется сказать: между героем и образом паруса — полное тождество, они сливаются неразличимо.Лишь одно художественное обстоятельство удерживает нас от итогового вывода: непонятно в таком случае, зачем было их вообще разделять? Почему Лермонтов не ограничился только аллегорическим пейзажем, сквозь который внимательный читатель без труда различил бы движение душевной жизни самого поэта? Или только лирическим монологом, прямой исповедью своего лирического героя? Для чего ему понадобилась такая сложная игра, отчего он предпочел балансировать на опасной грани двух разных жанров? Чтобы разобраться, вчитаемся в последнюю строфу:

Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Опять Лермонтов прибегает к приему единоначатия, анафоры, чтобы подчеркнуть: до сих пор все образы стихотворения выстраивались «по горизонтали», теперь они разверстаны «по вертикали», от морских глубин до небесных высот. Мы видим и светлую струю под белеющим «парусом», и солнечный луч над ним; мятежный порыв паруса к буре сразу приобретает вселенский масштаб.

Однако появляется и нечто принципиально новое. Лирический герой Лермонтова по-прежнему сочувствует парусу и его порыву, но все-таки несколько обособляется от тех романтических переживаний, которые парус собою олицетворяет, взирает на все стороны извне.

В последних двух строчках стихотворения появляется оттенок горечи; лирический герой поэта одновременно и разделяет индивидуалистический протест, и сознает его обреченность. Финальный восклицательный знак («Как будто в бурях есть покой!») передает не чувство восторга, а настоящий драматизм.

И тут самое время сопоставить лермонтовское стихотворение с одним из лирических шедевров Пушкина, стихотворением «Пора, мой друг, пора: покоя сердце просит…»:

…На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег…Лермонтовский «Парус» и пушкинское стихотворение явно перекликаются друг с другом; мотивы счастья, тревоги, покоя — в центре обоих произведений. Ho совпадают поэты только в одном: в отношении к привычному миру, от которого оба они «бегут». Во всем остальном они различны до противоположности.

Умудренная, даже усталая интонация пушкинского стихотворения так непохожа на энергичную, при всем своем драматизме, интонацию лермонтовского произведения.

Лирический герой Пушкина отказывается поднимать мятеж против реальности, которую он не приемлет; он хочет удалиться от нее в царство уединения, в область душевного покоя, в пределы семьи (стихотворение недаром адресовано жене).

Лирический герой Лермонтова, наоборот, бунтует против чрезмерного покоя реальности, даже если она прекрасна, исполнена золотого света. Он рвется вперед — без цели, ради самого порыва, хотя сам понимает всю обреченность такого порыва.

Легко предположить, что Лермонтов сознательно оглядывался на опыт великого предшественника, вел с ним поэтический спор. Тем более что мы достоверно знаем: Лермонтов в «Парусе» аукался со стихами поэтов-современников; первая же строка «Белеет парус одинокий» полностью позаимствована у знаменитого романтика 1820—1830-х годов А.

Бестужева-Марлинского. Мы с вами уже говорили, что ничего странного в таких «заимствованиях» нет, что русские лирики ощущали себя участниками большого, нескончаемого поэтического разговора. Ho стихотворение Пушкина датируют обычно 1834 годом; напечатано оно было и того позже.

Так что, создавая в 1832 году свой «Парус», семнадцатилетний поэт не мог спорить с картиной мира, изображенной предшественником. (Как, например, Павел Катенин поэтически спорил с балладами Жуковского.) Тем более не мог спорить с Лермонтовым Пушкин; он даже не успел узнать о существовании нового великого поэта. Просто оба они почти одновременно обратились к традиционному тогда поэтическому противопоставлению бури покою. И предложили неожиданные художественные решения, которые каждому из них были подсказаны его неповторимым жизнеощущением.

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_stihotvoreniya_Parus_Lermontova_M_Yu

Анализ стихотворения К Чаадаеву кратко: тема, история создания и год написания, жанр, письмо Пушкина

Одним из самых известных произведений знаменитого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по сей день является стихотворение «Парус». Дата создания — 1832 год.

Почему именно оно стало таким популярным? Причем настолько, что послужило одним из основополагающих факторов для создания других масштабных литературных произведений (например, «Белеет парус одинокий» В.П. Катаева, в итоге ставшем тетралогией).

Первый, и всем понятный ответ заключается в простоте стиха. Три четверостишья сразу ложащиеся на слух и легко запоминающиеся.

Всё гениальное просто! Но, чтобы понять все смыслы стихотворения необходимо вникнуть в детали эпохи, в которой жил автор. В чем заключаются переживания, стремления, надежды… Ответы на это поможет найти подробный анализ стихотворения Парус Лермонтова.

Читайте также:  Сочинение на тему: "весеннее утро"

История создания

На момент написания Михаилу Лермонтову исполнилось всего 17 лет. В стране явно ощущался недостаток свободы, как результат реакционной внутренней политики царя Николая I.

Сам поэт стоял перед серьезным для каждого молодого человека выбором (возрастная актуальность не поменялась и в наши дни) — куда пойти учиться, что его ждет в северной столице…

Прогуливаясь по берегу Финского залива (если верить современникам), юноша размышлял о своем дальнейшем существовании.

Именно так и никак иначе! Потому что, покинув словесное отделение Московского университета, где не проявил особого рвения к учебе, а запомнился в основном спорами с преподавателями, он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Это гораздо больше отвечало чаяниям его бабушки Е. А. Арсеньевой, которая занималась воспитанием и содержанием любимого внука, но было весьма серьезным стрессом — пересесть из лекционной аудитории в кавалерийское седло!

Во многом переживания автора по поводу своего прошлого и будущего послужили основой для стихотворения.

Не только ярко выраженная образность, музыкальность и поэтическая гармония являются достоинствами произведения, но и философская глубина, неожиданная зрелость размышлений юного поэта! Тема поиска себя в непредсказуемом море жизни и чувство одиночества ощущаются почти физически.

Внимание! Начинается стихотворение со строки позаимствованной у поэта- декабриста А.А. Бестужева-Марлинского: «Белеет парус одинокий, как лебединое крыло» (поэма «Андрей, князь Переяславский»), который также служил и погиб на Кавказе. И, хотя первоначально строка звучала: «Белеет парус отдаленный», автор предпочел более лиричный вариант. По другой версии не исключено, и прямое цитирование, что было распространено в то время (у А.С. Пушкина, например в «Чудном мгновении» главная строка является цитатой из стихотворения В.А. Жуковского).Усадь­ба ба­буш­ки поэта Е. А. Ар­се­нье­вой

Размер стихотворения

Размер стихотворения Парус — три строфы. Автор четко разделяет в композиции описание морского пейзажа и размышления, а точнее, отношение лирического героя к наблюдаемой картине. Поэтому центральный образ произведения состоит из двух планов: парус и человек со своей судьбой, мироощущением и характером.

Образы в стихе глубоко аллегоричны, и связаны с проекцией происходящего перед взором героя на его личные жизненные переживания.

Так, образ моря — это сама жизнь, постоянно меняющаяся и непредсказуемая, а парус — человек и его душа в этих волнах обстоятельств. Стихотворное произведение- это диалог автора с самим собой.

Он наделяет белеющий в море парус своими желаниями («просит») и разочарованиями («Увы…»).

Тема

Мотив вечного поиска смысла существования четко прослеживается в каждом четверостишье. В первом на фоне осознания своего одиночества герой задается вопросом о цели этого поиска («Что ищет он в краю далеком?»), и его причинах («Что кинул он в краю родном?»). И, конечно, адресует эти вопросы к себе, пряча за обращением к парусу своё авторское «я».

Во второй строфе речь идет об отсутствии этой самой цели («счастия не ищет, и не от счастия бежит»), ощущении бессмысленности существования несмотря на окружающее движение, оказывающееся на проверку не имеющей значение суетой.

И, наконец, в завершающей строфе выражает надежду обрести внутренний покой в буре, отринув внешнее благополучие. Буря — это символ чего-то неожиданного, выбивающееся за рамки сложившегося уклада, разрывающее его.

Причем уклада не только окружающего мира, но и внутреннего мира героя.

Для передачи этого внутреннего конфликта, автор использует красочные метафоры:

  • «луч солнца золотой»;
  • «волна светлей лазури».

Они символизируют кажущуюся гармонию. Именно этому обманчивому спокойствию направлен «мятежный» вызов поэта! Гораздо позднее другой российский поэт опишет это мнимое благополучие: «Все нормально, да что-то не так!» (В.Цой «Звезда»).

Как во многих других произведениях, Лермонтов в «Парусе» очень живописно описывает природу с использованием ярких красок («в тумане моря голубом») и красивых метафор («волна светлей лазури»). А неожиданные переходы от одного состояния моря в другое усиливают контрастность повествования. Но, чтобы не менялось вокруг, парус противопоставляется этому.

В то же время, несмотря на мятежность и одиночество в бескрайнем море жизни, белый цвет символизирует надежду на обретение внутренней гармонии и покоя.

В этом ещё один смысл, послание автора, как самому себе, так и читателю.

Только постоянное движение вперед, несгибаемость перед жизненными испытаниями и надежда на обретение гармонии внешнего и внутреннего мира представляют настоящую Ценность!

Жанр

В план анализа данного стихотворения не входит подробный разбор его поэтических характеристик с точки зрения науки стихосложения, но на некоторых моментах следует всё же остановиться.

Жанр стихотворения — лирическая новелла с символическими элементами в описании пейзажа (море — жизнь, парус — человек и его душа, буря — экстремальные проявления окружающей действительности). Стихотворный размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Основой композиции является контраст, для усиления которого поэт использует антитезу (ищет/ кинул, в стране далекой / в краю родном).

Парус М. Лермонтов

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»

Вывод

Красной линией через это небольшое стихотворение проходят темы всего творчества М.Ю. Лермонтова: поиск смысла в жизни, одиночество в мире людей, бунт против обыденности. Может быть поэтому для многих стихотворение «Парус» остается актуальным и по сей день…

Источник: https://uchim.guru/literatura/analiz-stihotvoreniya-parus-lermontova.html

Презентация на тему ««Парус» М.Ю. Лермонтов — анализ»

  • Скачать презентацию (1.03 Мб)
  • 29 загрузок
  • 3.9 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему ««Парус» М.Ю. Лермонтов — анализ» по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    25

  • Аудитория

  • Слова

    литература теория литературы теория поэзии лермонтов парус анализ

  • Конспект

    Отсутствует

  • Слайд 1

    Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»  

  • Слайд 3

    Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.

  • Слайд 4

    Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».

  • Слайд 6

    Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший

    Какова композиция стихотворения?

  • Слайд 7

    Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?

  • Слайд 8

         «Парус» — стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.

  • Слайд 9

    Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия?

    Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

  • Слайд 10

         Белеет парус одинокой     В тумане моря голубом!..     Что ищет он в стране далекой?     Что кинул он в краю родном? Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки? Какие художественные средства использует автор?

  • Слайд 12

         В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье.

    Возникают вопросы:      Что ищет он в стране далёкой,      Что кинул он в краю родном?     Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении.

        Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.

  • Слайд 13

    Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия не ищет, И не от счастия бежит! Как меняется картина моря, а вместе с ней звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя??

  • Слайд 15

         Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ.

    Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:      Увы! Он счастия не ищет      И не от счастия бежит.

  • Слайд 16

         Под ним струя светлей лазури,     Над ним луч солнца золотой…     А он, мятежный, просит бури,     Как будто в бурях есть покой! Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует?

  • Слайд 18

    Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.

        И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго.

    Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:      А он, мятежный, просит бури,      Как будто в бурях есть покой!

  • Слайд 19

    Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок?

         Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).

    Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман.

    А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…

  • Слайд 20

    Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль?

    1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул 2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит» 3-е четверостишье: парус – «просит бури»

  • Слайд 21

    В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению. 2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит».

  • Слайд 22

    Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основной мыслью стихотворения?

    Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения.

    Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!      Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.  

  • Слайд 24

    Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению музыкальность. Неслучайно композитор А.Варламов написал к нему музыку.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya-m-yu-lermontova-parus

Ссылка на основную публикацию