Константин дмитриевич бальмонт: жизнь и творчество

Краткая биография Константина Бальмонта самое главное

Константин Дмитриевич Бальмонт был рожден летом 1867 года в деревне. Его семья была дворянского происхождения. Дедушка Кости служил офицером, а папа был судьей. Его мама много читала, она была поклонницей литературных вечеров и спектаклей.

Именно мама первая обучала Костю различным предметам, в них входила музыка, история, русский язык. В пять лет мальчик научился читать. Мама познакомила ребенка с такими писателями как Пушкин и Некрасов.

Его любимое стихотворение было написано Лермонтовым.

Молодой человек поступил в университет, но его исключили, так как он участвовал в студенческом движении. Костя увлекся символизмом.

Поэт женился в 1896 году. Его возлюбленная была переводчицей. Пара поехала в Европу, посетила много стран. Константин много времени сидел в библиотеке, где совершенствовал знания в иностранных языках. Это путешествие дало ему большие возможности.

В следующем году поэт поехал в университет в Англии с лекцией.

Отличительная черта стихотворений Константина – музыкальность. Поэт также работал переводчиком. Благодаря ему русские люди смогли прочитать таких писателей как Шелли, Кальдерон, Уитмен, Эдгар По на родном языке.

Поэт поехал в Скандинавию в 1892 году. Он начал переводить писателей, которые жили там.

Константин был участником демонстрации, которая была разогнана. Потом он выступил со стихотворением, в котором критиковал правление Николая Второго.

Константин был во Франции, когда Первая мировая война началась. Он был рад, когда началась Февральская революция, но негативно отнесся к Октябрьской. По его мнению, она породила хаос, сумасшествие. Он считал, что большевики сеют разрушения.

Константин уехал из России. Он занимался поэзией и переводами и заслужил известность.

Талантливый поэт и переводчик умер в 1942 году.

для 3 класса, 4, 11 класс о главном для детей

Биография Константина Бальмонта

В селе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии 15 июня 1867 года в семье морского офицера Дмитрия Константиновича Бальмонта и Лебедевой Веры Николаевны родился 3й ребенок из 7- ми, будущий поэт — символист и переводчик — Дмитриевич Константин Бальмонт.

Именно мать, занимавшаяся литературой и знавшая несколько иностранных языков, оказала основное влияние на формирование личности Николая Дмитриевича. Она познакомила его с музыкой, литературой, историей, словесностью.

В 5 лет будущий поэт сам научился читать, подсмотрев за мамой, которая обучала письму и чтению старшего брата. Около 9 лет маленький Коля уже читал произведения на французском и немецком языках, а в 10 написал первые 2 стихотворения (о лете и о зиме, как вспоминал сам поэт). Стихи были раскритикованы матерью поэта, после чего он прекратил писать, взявшись за это дело спустя целых шесть лет.

Образование

В 1884 году был переведен во владимирскую гимназию, так как из школы в Шуе его отчислили за членство и активное участие в нелегальном кружке с революционным настроением.

В 18 лет, в конце 1885 года, Бальмонт дебютировал как поэт: в достаточно известном журнале Санкт — Петербурга «Живописное обозрение», но наставник запрещает ему печататься до самого выпуска из гимназии. Курс в гимназии г.Владимир был закончен Бальмонтом в 1886 году.

В тот же год он поступил в Московский университет (факультет юридический), но был отчислен за протест против нового устава учебного заведения. В 1888 году вернулся, но бросил обучение сам по причине изнеможения.

Тогда же поступил в Демидовский лицей юридических наук в Ярославле. К концу 1890 года был отчислен и из него, на чем прекратил попытки получить полное юридическое образование.

Женитьба и литературный провал

Поэт в 1889 году женился на дочери купца Гарелиной Ларисе Михайлове, а спустя год выпустил свой первый сборник стихов, который так и назвал «Сборник стихотворений».

Издание не пользовалось популярностью, но более всего Бальмонта подкосили холодность и скептицизм, с которыми встретили работу его близкие. Не выдержав этого, оказавшись без малейшей поддержки в своей неудаче, он выбросился из окна.

Получив множественные сложные переломы, к счастью, остался жив, но был прикован к кровати на целый год.

Расцвет творчества

Как вспоминал сам поэт этот год и 90 — е годы, в общем, были самыми плодотворными и значимыми для него.

В эти годы Николай Дмитриевич переводит книги «История скандинавской литературы» и «История итальянской литературы» (несмотря на незаконченное образование, благодаря своим упорству и трудолюбию изучил от 14 до 16 языков, как гласят разные сведения), знакомится с Брюсовым в последствии ставшим его близким другом, издаёт несколько сборников (« Под северным небом» 1894г.; «В безбрежности мрака» 1895 г.; «Тишина. Лирические поэмы» 1898 г.; «Горящие здания. Лирика современной души» 1900 г.)

Эмиграции

14 марта 1901 года поэт в зале Госдумы на литературном вечере прочел своё стихотворение «Маленький султан», в скрытой форме критиковавшее правительственный режим в государстве. За это Бальмонт был выслан из Петербурга с запретом проживания и в других университетских городах, после чего уехал за границу и пробыл там до 1905 года, 2-я эмиграция с 1906 по 1913,3-я с 1920 по 1942.

Бальмонт скончался в 1942 году 23 декабря. Причиной смерти явилось воспаление лёгких. Похоронен в пристанище последних лет — коммуне под Парижем Навуази-ле-Гран, во Франции.

для 3 класса, 4, 11 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

← Отто Фон Бисмарк↑ БиографииХачатурян Арам →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/balmonta-konstantina

Биография Константина Бальмонта

Опубликовано: 30.04.2016 — 14:46

Константин Бальмонт (1867-1942) – замечательный поэт-символист, один из ярчайших представителей отечественной поэзии Серебряного века. Автор ряда филологических трактатов, критических эссе и историко-литературных исследований.

Бальмонт – талантливый переводчик, занимавшийся адаптацией под русский язык произведений, написанных на многих языках.

С конца 90-х годов XIX века он буквально царил в отечественной поэзии, за что получил прозвище «король-солнце русской лирики».

Детство и юность

Константин Бальмонт появился на свет 15 июня 1867 года в небольшом селе Гумнищи Владимирской губернии, где находилось имение родителей. Его отец был выходцем из помещиков и сначала работал мировым судьей, после чего перешел на службу в земскую управу. Мать, Вера Николаевна, была прекрасно образована и с раннего детства увлекла сына в безграничный мир литературного творчества.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, семья перебралась в город Шую. Здесь Константин был определен учиться в местную гимназию, но в 7 классе был исключен за участие в деятельности революционного кружка.

Поэтому доучиваться ему пришлось во Владимирской гимназии. В 1886 году Бальмонт начал учебу в Московском университете, однако и здесь не сложилось.

Год спустя за антиправительственную работу в студенческих кружках он был отчислен и отправлен в ссылку в Шую.

Высшего образования Бальмонт так и не получил, хотя был восстановлен в университете. Из-за сильного нервного истощения он покинул стены альма-матер.

Не получилось завершить обучение и в Ярославском Демидовском лицее, куда также поступил поэт.

Зато благодаря своему старанию и трудолюбию, стал одним из наиболее эрудированных представителей своего поколения, выучив около 15 языков и прекрасно разбираясь в химии, истории, этнографии.

Поэтическая стезя

В 1890 году в Ярославле вышла первая книга Бальмонта «Сборник стихотворений». Опусы этого времени имеют четкий отпечаток позднего народничества с его печалью и тоской, принизывающей почти каждое стихотворение. Почти весь небольшой тираж автор выкупил и собственноручно уничтожил.

Сначала Константин мало чем выделялся на фоне множества других мастеров поэтического слова.

Ситуация начинает меняться после выхода в свет двух стихотворных сборников «Под северным небом»(1894) и «В безбрежности»(1895), в которых уже прослеживалось становление его мастерства. Знакомство с В.

Брюсовым помогло увидеть свое место в поэзии и сильно укрепило веру в себя. В 1898 году появляется сборник «Тишина», не оставлявший сомнения о величии его автора.

В начале нового столетия наступает расцвет творчества Бальмонта. В 1900 году выходит сборник «Горящие здания», в предисловии к которому поэт скажет: «В этой книге я говорю не только за себя, но и за других, которые немотствуют». В 1902 году Константин Дмитриевич был вынужден уехать за границу за прочтение антиправительственного стихотворения «Маленький султан».

Он побывает во многих странах Старого Света, США и Мексике, а в Россию вернется лишь в 1905 году. Именно в этот период из-под его пера вышли одни из лучших сборников «Только любовь» и «Будем как солнце» (1903). Последний А. Блок назовет одним из величайших творений символизма.

Не отрицал этого и сам поэт, написавший в одной из автобиографий: «Имею убежденность, что до меня в России не умели писать звучные стихи».

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Первая российская революция отозвалась в сердце Бальмонта серией стихов, попавших в поэтические сборники «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907).

Не желая навлечь на себя негативную реакцию царского правительства, он эмигрирует во Францию, где проживет до 1913 года. Таким образом поэт самоустранился от ожесточенного спора символистов, происходившего в это время в стране.

Зато он, как всегда, плодотворен, пишет много и легко, выпустив в свет в 1908-1909 годах три сборника: «Хоровод времен», «Птицы в воздухе» и «Зеленый вертоград».

К моменту возвращения в Россию Константин Дмитриевич уже был известен как автор серии наполненных критикой статей, получивших большой резонанс — «Горные вершины»(1904), «Белые зарницы»(1908) и «Морское свечение» (1910).

Бальмонт принял падение царской власти, но события Гражданской войны сильно его напугали и, пользуясь протекцией наркома просвещения Луначарского, он сумел выехать за рубеж. Сначала поэт рассматривал этот отъезд как временный, но поездка оказалась длительной эмиграцией.

Жизнь в эмиграции

В первое десятилетие жизни за границей Бальмонт довольно плодотворен. Из-под его пера выходит много великолепных сборников – «Мое-ей. Стихи о России»(1923)», Дар Земле» (1921), «В раздвинутой дали»(1929). В это время появилась автобиографическая проза «Под новым серпом» и книга воспоминаний «Где мой дом?».

С началом 30-х годов семья Бальмонтов в полной мере ощутила бедность. Изредка поступавшие средства от фондов помощи русским писателям не спасали положения. Ситуация усугубилась после того, как у поэта обнаружили тяжелое психическое заболевание.

Начиная с 1935 года, он попеременно проживает то в доме призрения, то в дешевой съемной квартире. В редкие минуты прозрения он пытался перечитывать «Войну и мир» и свои старые произведения.

Скончался русский поэт в русском приюте Парижа 23 декабря 1942 года.

Поэт-новатор

Константин Бальмонт заслуженно считается одним из выдающихся представителей символизма, олицетворяющих его импрессионистское направление. Его поэзия отличается необыкновенной музыкальностью и красочностью.

Для него красота ассоциировалась с грозной стихией, предстающей перед нами то ангельски чистой и светлой, то демонически темной и ужасной.

Но какой бы ни была стихия, она всегда остается свободной, иррациональной и живой, совершенно неподвластной человеческому разуму.

Бальмонту удалось глубже других обозначить собственное «я» в богатом мире перевоплощений, который был необыкновенно далек от реальности. Он не пытается повествовать об этом мире.

Вместо этого он делится с читателем личными впечатлениями и настроениями, стараясь переломить реальность своим субъективным миром.

Для Бальмонта был характерен глубокий демократизм, проявлявшийся в чуткой и обоснованной реакции на политические и социальные события эпохи.

О. Мандельштам однажды очень точно охарактеризовал поэзию Бальмонта как «иностранное представительство от несуществующей фонетической державы».

Читайте также:  Иван саввич никитин: жизнь и творчество

Личная жизнь

С первой супругой, Ларисой Гарелиной, дочерью иваново-вознесенского фабриканта, он познакомился в 1888 году в театре, где она выступала на любительской сцене. Еще до свадьбы мать поэта категорически была против брака и оказалась права. Счастливой семейной жизни не получилось.

Увлечение супруги алкоголем, смерть первого ребенка и тяжелая болезнь второго, а также хроническая бедность сделали жизнь поэта невозможной. Он даже пытался совершить суицид, но довести замысел до конца не получилось.

Впоследствии этот эпизод найдет выражение в серии произведений «Белая невеста», «Крик в ночи» и некоторых других.

После развода с Гарелиной новой музой Бальмонта стала поэтесса Мирра Лохвицкая. На момент знакомства она состояла в браке и имела пятерых детей. Близкие отношения поэтов возникли на основе общих представлений о литературе.

Однако ранняя смерть из-за тяжелой болезни прервала роман. В честь любимой Бальмонт выпустит один из лучших сборников «Будем как солнце», а в память о ней назовет дочь от новой гражданской жены Елены Цветковской Миррой.

Позже поэт напишет: «Светлые годы моего чувства к ней… ярко отразились в моем творчестве».

Второй официальной женой Константина Дмитриевича оказалась Екатерина Андреева-Бальмонт, чьи родители были крупными купцами. Она, как и муж, была литератором. Вместе с Бальмонтом они занимались переводами, в частности, адаптировав для русского языка произведения Г. Гауптмана и О. Нансена.

В 1901 году у пары родится дочь Ника, в честь которой ее отец напишет сборник стихов «Фейные сказки». Еще одной пассией в заграничный период станет Дагмар Шаховская, которой поэт посвятит 858 любовных писем, наполненных нежными чувствами.

Впрочем, последние годы жизни с медленно угасающим поэтом проведет не она, а гражданская жена Екатерина Цветковская.

Источник: http://stories-of-success.ru/konstantina-balmonta

Константин Бальмонт

Бальмонт Константин Дмитриевич — известный русский поэт-символист, переводчик, член Общества любителей российской словесности.

  • Основные достижения Бальмонта
  • Важные даты биографии Бальмонта
  • Интересные факты из жизни Бальмонта
  • Детство

    Отец Бальмонта, Дмитрий Константинович, служил и коллежским регистратором, и мировым судьёй, и председателем земской управы в родном уезде.

    Мать, Вера Николаевна (в девичестве Лебедева), бела генеральской дочкой, любила литературу, печаталась в местной прессе, была устроительницей литературных вечеров и любительских спектаклей.

    Именно она оказала влияние на мировоззрение маленького Константина, знакомя его с ранних лет с музыкой, словесностью, историей. В семье росло 7 братьев, третьим из которых был будущий поэт.

    Образование

    В 1876 году Бальмонта отдают в Шуйскую гимназию. В 1884 году его исключают из 7 класса за участие в сомнительном кружке, который поддерживал народовольцев. Мать перевела его во Владимирскую гимназию, которую он заканчивает в 1886 году.

    В этом же году Бальмонт становится студентом юридического факультета Московского университета, но уже через год за участие в революционных кружках был не только исключён, но и выслан в Шую. В 1889 году он восстановился в университете, но учиться там не смог из-за нервного истощения.

    Из ярославского Демидовского лицея юридических наук он тоже был отчислен в 1890 году.

    Творческий путь

    Первый литературный дебют Бальмонта как поэта состоялся в 1885 году, когда он заканчивал гимназию. Однако его стихотворения, напечатанные в известном петербургском журнале «Живописное обозрение», не были замечены. В 1890 году на собственные средства Бальмонт издаёт собственный сборник стихов, который также не имел никакого успеха.

    К тому времени Бальмонт уже был женат, из-за женитьбы серьёзно рассорился с родителями и оказался без средств существования. В марте 1890 года он пытался покончить жизнь самоубийством, выкинувшись из окна третьего этажа. Он остался жив, но получил множество ушибов и травм, которые приковали его к постели на целый год.

    После долгой болезни ему помогли встать на ноги писатель В. Г. Короленко и профессор Московского университета Н. И. Стороженко. Он начал работать переводчиком. В 1894–1895 годах публикуются его переводы «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «История итальянской литературы» Гаспари, на гонорары от которых он живёт безбедно несколько лет.

    В 1892 году Бальмонт знакомится в Петербурге с Мережковским и Гиппиус, а в 1894 — с Брюсовым, который становится его самым близким другом. В 1894 году выходит сборник стихов Бальмонта, который стал отправным пунктом его творчества — «Под северным небом». Поэтические поиски продолжаются и в следующем сборнике поэта, «В безбрежности», который вышел в свет в 1895 году.

    В 1896 году со своей новой супругой Бальмонт отправляется в путешествие по Западной Европе.

    Он становится популярным. В 1899 году его избирают членом Общества любителей российской словесности.

    Благодаря сборнику 1900 года «Горящие здания» Константин Дмитриевич приобретает всероссийскую известность и становится одним из лидеров символизма. Упрочил позиции поэта сборник 1902 года «Будем как Солнце».

    В 1901 году у Бальмонта случился конфликт с властью. Он прочитал на одном из вечером стихотворение, направленное против Николая II и был за это выслан из столицы.

    В 1905 году Бальмонт возобновил свою революционную деятельность, что повлекло за собой первую эмиграцию в Париж с 1906 по 1913 год, где вышли сборники «Стихотворения» и «Песни мстителя». Возвращение на Родину в 1913 году не стало для поэтом успокоением. Он продолжает путешествия по заграницам, активно участвует в революционном движении.

    Революцию, как ни странно, Бальмонт не принимает из-за её кровавых методов. В 1920 году он уезжает с семьёй в Париж. Жизнь в эмиграции не складывается: мизерные гонорары, преследования со стороны советских властей изматывают его душевные силы. С 1932 года становится известно, что поэт страдает серьёзным психическим заболеванием.

    Личная жизнь

    Женился Бальмонт в 1889 году на дочери шуйского фабриканта, Ларисе Гарелиной. Родители брак не поддержали и оставили сына без всякой финансовой поддержки. Это привело его к попытке самоубийства, которая стала точкой в отношениях Константина с женой. Они разошлись.

    В 1896 году Бальмонт вступает в новый брак, с переводчицей Екатериной Алексеевной Андреевой, которая родила ему дочь Нину.

    Третьей женой, гражданской, стала Елена Константиновна Цветковская, поклонница его поэзии. У них была дочь Мирра. Бальмонт не бросал первую семью и жил то с одной, то с другой, разрываясь меж двух огней.

    Смерть

    23 декабря 1942 года Бальмонт, измученный душевной болезнью, умер от воспаления лёгких в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем.

    Основные достижения Бальмонта

    • Бальмонт был одним из самых активных поэтов-символистов Серебряного века: ему принадлежат 35 опубликованных поэтических сборников и 20 книг прозы. Писал абсолютно во всех жанрах: его перу принадлежат стихи, проза, автобиографии, мемуары, филологические трактаты, историко-литературные исследования, критические эссе.
    • Он был уникальным переводчиком: переводил испанские песни; югославскую, болгарскую, литовскую, мексиканскую, японскую поэзию; а также словацкий, грузинский эпос.
    • 1867 год — рождение
    • 1876–1884 года — обучение в Шуйской гимназии
    • 1884 год — исключение из Шуйской гимназии
    • 1884–1886 года — обучение во Владимирской гимназии
    • 1885 год — напечатаны первые стихотворения
    • 1886 год — поступление в Московский университет
    • 1887 год — исключение из университета
    • 1889 год — женитьба на Гарелиной
    • 1890 год — первый сборник стихов, попытка самоубийства
    • 1892 год — знакомство с Мережковским и Гиппиус
    • 1894–1895 года — первые переводы, опубликованные в печати
    • 1894 год — знакомство с Брюсовым, сборник «Под северным небом»
    • 1895 год — сборник «В безбрежности»
    • 1896 год — женитьба на Андреевой, путешествие за границу
    • 1900 год — сборник «Горящие здания»
    • 1901 год — выслан из столицы за антиправительственные стихи
    • 1902 год — сборник «Будем как Солнце»
    • 1906–1913 года — первая эмиграция в Париж
    • 1913–1920 года — возвращение в Россию
    • 1920 год — вторая эмиграция в Париж
    • 1932 год — диагноз серьёзного психического заболевания
    • 1942 год — смерть

    Интересные факты из жизни Бальмонта

    • Многие биографы поэта считают судьбоносным для него число 42: в 1942 году умерла его первая жена, Лиза Гарелина; в 42 года Бальмонт посетил Египет, о котором он мечтал с детства; в 42 года он пережил творческий кризис; он родился через 42 года после восстания декабристов и всю жизнь жалел, что не оказался с ними на Сенатской площади.

    Источник: http://biografix.ru/konstantin-balmont

    Бальмонт Константин Дмитриевич: биография, карьера, личная жизнь

    Константин Дмитриевич Бальмонт появился на свет 15 июня 1867 года. Местом его рождения стало село Гумнищи, что во Владимирской губернии. Здесь он жил до десяти лет. Отец Бальмонта поначалу был судьей, а потом руководил земской управой. Любовь к литературе мальчику привила мать. Формальное школьное обучение Косте не нравилось, он больше любил читать.

    Из Шуйской гимназии Бальмонта исключили за революционные настроения. Ему пришлось переводиться во Владимир, где он и обучался до 1886 года. После этого юноша поступил в Московский университет, решив стать юристом. Но учеба долго не продлилась. Бальмонта отчислили за участие в студенческих беспорядках.

    Первые стихи Бальмонт написал еще в возрасте десяти лет. Однако критическое отношение матери к его раннему творчеству надолго отбило у мальчика охоту продолжать стихосложение. Следующие шесть лет он не писал стихов. Первые его стихотворные произведения напечатаны в 1885 году в журнале «Живописное обозрение», издававшемся в Петербурге.

    Несколько позже Бальмонт увлекся переводами. Но неудачный первый брак и критическое финансовое положение вывели поэта из душевного равновесия. Он попытался покончить с собой, выбросившись из окна. Бальмонт чудом остался жив. Получив серьезные травмы, Константин долгое время провел в постели. Однако год, оказавшийся столь неудачным в личном плане, стал прорывным в творчестве.

    Наибольший расцвет творческого вдохновения Бальмонта пришелся на 90-е годы XIX века. Он запоем читает, занимается языками, старается путешествовать. В 1894 году Бальмонт перевел «Историю скандинавской литературы», затем приступил к переводу труда по истории литературы Италии.

    Тогда же был издан сборник его произведений «Под северным небом». Свои работы Константин Дмитриевич печатал в журнале «Весы» и в издательстве «Скорпион».

    В 1896 году Бальмонт во второй раз женился. После этого он совершает поездку по Европе, читает лекции о поэзии в Англии. В 1903 году вышел в свет его сборник «Будем как солнце», который принес автору чрезвычайно большой успех. В начале 1905 года Константин Дмитриевич снова уезжает из России, он путешествует по Мексике, затем едет в Калифорнию.

    Константин Бальмонт принял активное участие в революционных событиях 1905-1907 годов. Его пламенные речи перед защитниками баррикад вели людей в бой. Опасаясь ареста, поэт вынужденно покидает страну и надолго отправляется в Париж.

    Плохое самочувствие третьей жены и дочери вынудили Бальмонта в 1920 году в очередной раз уехать во Францию. После этого поэт больше в Россию не возвращался. Во Франции Бальмонт издает еще несколько поэтических сборников и книгу автобиографических очерков.

    Константин Бальмонт остро тосковал по России и много раз жалел о том, что ее покинул. Противоречивые чувства поэта отразились в его произведениях. Жить за границей становилось все тяжелее.

    Ухудшалось здоровье, не хватало денег. Вскоре у поэта обнаружилось психическое заболевание.

    Живя почти в полной бедности на окраине Парижа, Бальмонт уже больше ничего не писал, а лишь перечитывал старые книги.

    В декабре 1942 года Константин Дмитриевич умер в приюте вблизи Парижа от воспаления легких.

    Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957412-balmont-konstantin-dmitrievich-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

    БАЛЬМОНТ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

    БАЛЬМОНТ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ (наст. фамилия Бáльмонт; (1867–1942), русский поэт, прозаик, критик, переводчик.

    Читайте также:  Модернизм в литературе

    Родился 3 (15) июня 1867 в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Формирование личности Бальмонта прошло этапы, традиционные для отпрысков помещичьих «гнезд» последней трети 19 в.

    «Моими лучшими учителями в поэзии были – усадьба, сад, ручьи, болотные озерки, шелест листвы, бабочки, птицы и зори», – сказал писатель о себе в 1910-е годы. Как и сотни мальчиков его поколения, Бальмонт рано заражается революционно-бунтарскими настроениями. В 1884 его даже исключают из гимназии за участие в «революционном кружке».

    Гимназический курс в 1886 заканчивает во Владимире и сразу поступает на юридический факультет Московского университета. Через год из университета его также отчисляют – за участие в студенческих беспорядках. Следует непродолжительная ссылка в родную Шую, затем восстановление в университете.

    Но полного курса Бальмонт так и не закончил: в 1889 бросает учебу ради занятий литературой. В марте 1890 впервые переживает острое нервное расстройство и пытается покончить в собой.

    В 1885 дебютирует как поэт в журнале «Живописное обозрение», в 1887–1889 активно переводит немецких и французских авторов и, наконец, в 1890 в Ярославле на свои средства издает первый Сборник стихотворений. Книга оказалась откровенно слабой и, уязвленный небрежением читателей, Бальмонт уничтожает почти весь ее тираж.

    В 1892 совершает путешествие в Скандинавию, там знакомится с литературой «конца века» и восторженно проникается ее «атмосферой». Принимается за переводы сочинений «модных» авторов: Г.Ибсена, Г.Брандеса и др. Переводит труды по истории скандинавской (1894) и итальянской (1895–1897) литератур. В 1895 издает два тома переводов из Э.По.

    Так начинается деятельность Бальмонта как крупнейшего русского поэта-переводчика рубежа веков. Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставит переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита (поэма древнеиндийского автора Асвагоши Жизнь Будды, изд.

    в 1913; упанишады, ведийские гимны, драмы Калидасы), грузинского (поэма Ш.Руставели Витязь в тигровой шкуре). Но более всего Бальмонт работает с испанской и английской поэзией. Еще в 1893 переводит и издает полное собрание сочинений английского поэта-романтика П.-Б. Шелли. Однако переводы его очень субъективны и вольны. К.

    Чуковский даже назвал Бальмонта – переводчика Шелли «Шельмонтом».

    В 1894 появляется стихотворный сборник Под северным небом, с которым Бальмонт по-настоящему входит в русскую поэзию.

    В этой книге, как и в близких к ней по времени сборниках В безбрежности (1895) и Тишина (1898), Бальмонт, сложившийся поэт и выразитель жизнечувствования переломной эпохи, еще отдает дать «надсоновским», восьмидесятническим тонам: его герой томится «в царстве мертвого бессильного молчанья», он устал «напрасно весны ждать», боится трясины обыденного, что «заманит, сожмет, засосет». Но все эти знакомые переживания даны здесь с новой силой нагнетания, напряжения. В результате возникает новое качество: синдром упадка, декаданса (от фр. decadence – упадок), одним из первых и наиболее ярких выразителей которого в России и стал Бальмонт. Смерть, убаюкай меня, – эта бессчетно повторенная в модных на рубеже веков строка молодого поэта – характерный пример той эстетской «игры гибелью», которое отличало декадентскую музу. Преображение романтического в декадентское, присущее лиризму «конца века», отчетливо видно в переосмыслении поэтом мотива корабля – одного из любимейших у романтиков от Байрона и Лермонтова до Рембо. Так, в стихотворении Бальмонта 1893 Челн томленья героичности лермонтовского «паруса», который «просит бури» под «лучом солнца золотым», противостоит «Черный Челн», тщетно ищущий «светлых снов чертог» в мире мечты под исполненным «горькой грустью» ночным месяцем. Лермонтовскому мажору отвечает в стихах Бальмонта элегический минор, вообще свойственный русской поэзии «старшего» символизма.

    Бальмонт задает образец самоощущения и восприятия мира декадентом-символистом. Воплощение жизни как мечты, иллюзии, фантазии и взгляд на мир сквозь призму «я» поэта – все это провоцировало крайний субъективизм. Все окружающее подчиняется прихотливой подвижности лирического «я».

    Я – облачко, я – ветерка дыханье, – пишет Бальмонт и возводит в культ изменчивость, текучесть настроений и чувств, их мимолетность: Я не знаю мудрости, годной для других.

    / Только мимолетности я влагаю в стих, / Только в мимолетности вижу я миры, / Полные изменчивой, радужной игры.

    Лучше всего такие эфемерные, вибрирующие ощущения передавались живописной импрессионистической техникой, как бы разрушающей зрительный образ. Впечатления ценны в своей первичной неясности, их объединяет не логическая связь, а ассоциативное сходство. И в стихи они ложатся как бусины на нити однородных членов: Неясная радуга. Звезда отдаленная. / Долина и облако. И грусть неизбежная.

    Наряду с А.Фетом, Бальмонт наиболее яркий импрессионист русской поэзии. Даже названия его стихов и циклов несут в себе нарочитую акварельную размытость красок: Лунный свет, Мы шли в золотистом тумане, В дымке нежно-золотой, Воздушно-белые.

    Мир стихов Бальмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт, распредмечен.

    Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом «ость»: мимолетность, безбрежность, всегласность и т.д.

    Устремляясь, подобно другим символистам, к «синтезу искусств», Бальмонт наполняет русский стих беспрецедентной музыкальной инструментовкой, напористым потоком аллитераций и ассонансов, т.е. созвучиями согласных и гласных: Лебедь уплыл в полумглу, / Вдаль, под луною белея.

    / Ластятся волны к веслу, / Ластится к влаге лилея… (Влага, 1899).

    Мастерское обыгрывание звуков Л и У создает здесь звуковой образ мягко плещущей воды, подобный некоторым эффектам импрессионистической музыки, и одновременно вызывает в памяти текучие извивы живописи и архитектуры стиля модерн.

    Бальмонт выступил и наиболее ярким из символистов реформатором русской поэтической ритмики, особенно «длинных», «замедленных» размеров. Я – изысканность русской медлительной речи… / Я впервые открыл в этой речи уклоны, / Перепевные, гневные, нежные звоны…

    / Я – изысканный стих. – сказал он о себе. А как экспериментатор в области жанра Бальмонт позднее, в 1917, создал не знающую себе аналогов в мировой поэзии книгу Сонеты солнца, меда и луны.

    Песня миров, которая содержит 255(!) образцов этой труднейшей поэтической формы.

    Звучные и нередко слишком неуемные в своей «красивости» эксперименты Бальмонта, разумеется были оценены и восприняты большой русской поэзией. В то же время уже к концу 1900-х они породили немыслимое количество эпигонов, прозванных «бальмонтистами» и доводящих до предела пошлости пышную декоративность своего учителя.

    Зенита творчество Бальмонта достигает в сборниках начала 1900-х Горящие здания (1900), Будем как солнце (1903), Только любовь (1903), Литургия красоты (1905).

    Здесь резко меняется интонация: на смену былым элегичности и минору приходит пафос приятия жизни во всех ее проявлениях, упоение ею, восторг и дерзость порыва ввысь, волевого агрессивного напора. Сказывается общее мистическое воодушевление русской поэзии предреволюционной поры. В центре поэтического универсума Бальмонта этих лет – образы стихий: света, огня, солнца.

    Поэт шокирует публику своей демонической позой, «горящими зданиями» (образ, восходящий к «мировому пожару» Ф.Ницше). Автор поет «гимны» пороку, братается через века с римским императором-злодеем Нероном. Большинство соратников по перу (И.Анненский, В.Брюсов, М.Горький и др.

    ) сочли маскарадными «сверхчеловеческие» претензии этих сборников, чуждых «женственной природе» «поэта нежности и кротости». И лишь Вяч. Иванов оправдывал бравады Бальмонта желанием резкими метафорами подчеркнуть силу неприятия любых правил и норм, стремлением «утвердить бытие в крайностях тьмы и света».

    Многие современники в напористости бальмонтовского голоса усматривали революционные смыслы. Бальмонт, действительно, отдал дань социальному протесту.

    Однако его «революционность» – не следствие сознательной и крепкой общественной позиции, а скорее анархический бунт «негодующего при виде несправедливости» поэта, – бунт, способный принести скандальную славу.

    Так было в 1901, когда за стихотворение Маленький султан, отклик на разгон студенческой демонстрации, Бальмонту запретили два года проживать в столицах.

    Так было и со сборниками периода революции 1905–1907 Стихотворения (1906, конфискован полицией) и Песни мстителя (1907, вышел в Париже, в России запрещен к распространению). Тогда же Бальмонт сближается с М.Горьким, сотрудничает в большевистской газете «Новая жизнь» и в издаваемом А.Амфитеатровым социалистическом журнале «Красное знамя».

    В 1907–1913 Бальмонт живет во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествует по всему миру: совершает кругосветное плавание, посещает Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию.

    В эти годы критика все больше пишет о его «закате»: фактор новизны бальмонтовского стиля перестал действовать, к нему привыкли. Техника поэта оставалась прежней и, по мнению многих, перерождалась в штамп.

    Однако Бальмонт этих лет открывает для себя новые тематические горизонты, обращается к мифу и фольклору. Впервые славянская старина зазвучала еще в сборнике Злые чары (1906). Последующие книги Жар-птица. Свирель славянина (1907) и Зеленый вертоград.

    Слова поцелуйные (1909) содержат обработку фольклорных сюжетов и текстов, переложения «былинной» Руси на «современный» лад. Причем основное внимание автор уделяет всякого рода чародейским заклинаниям и хлыстовским радениям, в которых, с его точки зрения, отражается «народный разум».

    Эти попытки были единодушно оценены критикой как явно неудачные и фальшивые стилизации, напоминающие игрушечный «неорусский стиль» в живописи и архитектуре эпохи. В.Брюсов подчеркивал, что былинные герои Бальмонта «смешны и жалки» в «сюртуке декадента».

    Неуемная тяга к поэтической «беспредельности» заставляет Бальмонта обратиться к «первотворчеству» иных, неславянских, народов и в сборнике 1908 Зовы древности дать художественные переложения ритуально-магической и жреческой поэзии Америки, Африки, Океании.

    Февральскую революцию 1917 Бальмонт встречает с воодушевлением, но Октябрьская революция заставляет его ужаснуться «хаосу» и «урагану сумасшествия» «смутных времен» и пересмотреть свою былую «революционность».

    В публицистической книге 1918 Революционер я или нет? представляет большевиков носителями разрушительного начала, подавляющими «личность».

    Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 навсегда покидает Россию и через Ревель добирается до Парижа.

    Во Франции ощущает боль отъединенности от прочей русской эмиграции, и это чувство усугубляет самоизгнанничеством: ищет пристанища вдали от Парижа и поселяется в маленьком местечке Капбретон на побережье провинции Бретань.

    Единственной отрадой Бальмонта-эмигранта на протяжении двух десятилетий оставалась возможность вспоминать, мечтать и «петь» о России.

    Название одной из посвященных Родине книг Мое – Ей (1924) – последний творческий девиз поэта.

    Эмигрантские стихи Бальмонта о России для поэзии русского зарубежья столь же значимы, как для прозы романы Лето Господне Шмелева или Жизнь Арсеньева Бунина.

    До середины 1930-х творческая энергия Бальмонта не ослабевала. Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции (последний сборник Светослужение – в 1937).

    Но ни нового читателя, ни избавления от нужды это не принесло. Среди новых мотивов в поэзии Бальмонта этих лет – религиозная просветленность переживаний.

    С середины 1930-х все отчетливей проявляются признаки душевной болезни, омрачившей последние годы жизни поэта.

    Умер Бальмонт 24 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией (Е.Ю.Кузьминой-Караваевой).

    Издания: Собрание сочинений: В 2 тт. Можайск. 1994; Золотая россыпь: Избранные переводы. М., 1990; Стозвучные песни: Сочинения. Ярославль, 1990; Стихотворения, художественная проза, статьи, очерки, письма. М., 1992; Колдунья. М., 1995.

    Вадим Полонский

    Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BALMONT_KONSTANTIN_DMITRIEVICH.html

    Константин Дмитриевич Бальмонт: жизнь и творчество поэта — Библиотека для детей

     

    Величайший представитель поэзии начала ХХ века Константин Дмитриевич Бальмонт появился на свет 3 июня 1867 г. в поселке Гумнищи Владимирской губернии. Его отец значился судьей в городском земстве, а мать занималась литературой. Она часто проводила литературные вечера, появлялась в любительских спектаклях.

    Именно мать познакомила Бальмонта с литературой, историей, музыкой и словесностью, повлияв на восприятие мальчика. Как поэт писал позднее, от матери он почерпнул необузданность и страстность натуры, ставшие основой всей его тонкой души.

    Детские годы К.Бальмонта

    У Константина было 6 братьев. Когда пришла пора обучать старших, семья обосновалась в городе. В 1876 г. маленький Бальмонт пошел в гимназию. Учеба мальчику скоро наскучила, и все свои дни он проводил за запойным чтением. Причем немецкие и французские книги читались в оригинале. Прочитанное настолько вдохновило Бальмонта, что в 10 лет он впервые написал стихи.

    Но, как и многие мальчики того времени, маленький Костя подвергся бунтарским революционным настроениям. Он познакомился с революционным кружком, где активно участвовал, из-за чего и был отчислен в 1884 г.

    Доучивался во Владимире, и кое-как закончил гимназию в 1886 г. Затем юношу отправляют в Московский университет учиться на юриста.

     Но революционный настрой никуда не делся, и спустя год студента выгоняют за проведение студенческих беспорядков.

    Начало творческого пути

    Первый поэтический опыт 10-летнего мальчика был жестоко раскритикован матерью. Задетый за живое мальчик забывает о поэзии на 6 лет. Первое опубликованное произведение датируется 1885 годом, и появилось оно в журнале «Живописное обозрение». С 1887 по 1889 гг. Константин вплотную занялся переводами книг с немецкого и французского. В 1890 г.

     из-за нищеты и печального брака новоиспеченный переводчик выбрасывается из окна. С сильными травмами он около года проводит в больнице. Как писал сам поэт, проведенный в палате год повлек за собой «небывалый расцвет умственного возбуждения и жизнерадостности». За этот год Бальмонт издал свою дебютную книгу стихов.

    Признания не последовало, и, уязвленный безразличием к своему творчеству, он уничтожает целый тираж.

    Расцвет поэта

    После неудачного опыта с собственной книгой Бальмонт занялся саморазвитием. Он читает книги, совершенствует языки, проводит время в разъездах. С 1894 по 1897гг. занимается переводами «Истории скандинавской литературы» и «Истории итальянской литературы».

    Появляются новые, теперь уже удачные, попытки издания стихов: в 1894 г. вышла книга «Под северным небом», 1895 г. — «В безбрежности», 1898 г. — «Тишина». Произведения Бальмонта появляются в газете «Весы». В 1896 г. поэт снова женится, и уезжает с женой в Европу. Путешествия продолжаются: в 1897 г.

     он проводит в Англии уроки о русской литературе.

    Новая книга стихов вышла в свет в 1903 г. с заголовком «Будем как солнце». Она возымела небывалый успех. В 1905 г. Бальмонт опять покидает Россию, и отправляется в Мексику. Революцию 1905-1907 гг.

    путешественник встретил неистово, и принял в ней прямое участие. Поэт регулярно находился на улице, имел при себе заряженный револьвер и читал речи студентам.

     Страх перед арестом заставляет революционера уехать в 1906 г. во Францию.

    Обосновавшись в глубинке Парижа, поэт все же проводит все время вдалеке от дома. В 1914 г., посетив Грузию, он переводит поэму Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В 1915 г. возвращается в Москву, где читает студентам лекции по литературе.

    Творческий кризис

    В 1920 г. Бальмонт снова уезжает в Париж с третьей женой и дочерью, и уже не покидает его пределы. Во Франции выходит еще 6 сборников со стихами, в 1923 году издаются автобиографии «Под новым серпом» и «Воздушный путь».

    Константин Дмитриевич очень скучал по Родине, и частенько жалел о том, что покинул ее. Страдания выливались в стихи того периода. Ему становилось все сложнее, и вскоре у него обнаружили серьезное нарушение психики. Поэт перестал писать, и все больше времени посвящал чтению.

    Конец жизни он провел в приюте «Русский дом» во французской глубинке. Великий поэт скончался 23 декабря 1942 г.

    Читать другие стихи К.Бальмонта

    Источник: http://skazkii.ru/konstantin-dmitrievich-balmont-zhizn-i-tvorchestvo-poeta

    Биография Бальмонта Константина Дмитриевича

    Детство и юность. Отец будущего поэта был скромным земским деятелем. Мать, оказавшая на сына большое влияние, обладала широкими интеллектуальными интересами. Счастливое детство Бальмонт провел в родной усадьбе Шуйскогоуезда Владимирской губернии. С 1876 по 1884 г. учился в гимназии г. Шуя. Но был исключен: юноше были свойственны народнические увлечения.

    Окончил Владимирскую гимназию (1886). В том же году поступил на юридический факультет Московского университета. Однако снова был исключен за участие в студенческих волнениях. Дважды пытался продолжить образование (в университете и Демидовском лицее Ярославля) и сам прерывал обучение. Жил напряженной внутренней жизнью, зачитывался немецкой, скандинавской литературой, занимался переводами (П. Б.

    Шелли, Э. По).

    Идеи и образы творчества. В 1890 г. Бальмонт издал на свои средства «Сборник стихотворений». В 1894 г. появилась его книга лирики «Под северным небом», через год — «В безбрежности», в 1898 г.

    — сборник «Тишина». Для этого периода творчества характерны скорбные мотивы неприятия жизни, ее призрачности, но и поклонение высоким чувствам, мечте.

    Неудивительно, что между Бальмонтом и Брюсовым складываются отношения проникновенной дружбы.

    В конце 1890-х — начале 1900-х гг. Бальмонт подолгу жил в Петербурге, сблизился с группой столичных символистов, бывал в Москве, стал одним из самых активных авторов журнала «Весы» издательства «Скорпион». Именно в этот период вышли в свет сборники стихов К.

    Бальмонта, принесшие ему шумную славу: «Горящие здания (Лирика современной души)» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Только любовь. Семицветник» (1903).Сам поэт писал (письмо 1900 г.): «Я люблю реальную жизнь с ее дикой разнузданностью и безумной свободой страстей».

    Голубые и серебряные тона, поэтика намеков ранних стихов сменились насыщенными красками и чувствами.Вспомним, в статье о символизме (1900) Бальмонт считал художника выразителем «говора стихий». И сам для себя избрал «царственные стихии»: Огонь, Воду, Землю, Воздух.

    Особенно изменчиво влияние огня, то сжигающего, то возрождающего, то открывающего «завет бытия»:

    Я спросил у высокого солнца,Как мне вспыхнуть светлее зари,Ничего не ответило солнце,

    Но душа услыхала: «Гори!»

    Смело «создав свою мечту», поэт призвал: «Будь воплощением внезапной мечты!» Он стремится к «вечности, где новые вспыхнут цветы». У Бальмонта все эмоции бесконечно укрупнены, поскольку он творил свою сказку. И сам признавался в том: «Я знаю какой-то иной мир, который… бросает световые волны и замыкает их в ритмические строки» (письмо 1899 г.). Лирическое «я» не знает преград в дерзости:

    Я время сказкой зачарую,Я в страсти звезды создаю,Я — весь весна, когда пою,

    Я — светлый Бог, когда целую.

    Поэтому Бальмонт искал столь же «исступленные» средства самовыражения. В 1907 г. он писал: «Религия звезд и цветов. Быть может, уже совсем близка». Единение этих небесных и земных знаков дает свето-цветовую гамму: «В моем саду — сверкают розы белые. И ярко, ярко-красные». Страстные мелодии души подчиняют себе и «ритмические строки».

    В них слышны то торжественность гимна, то медлительность сокровенного признания, то отрывистость заклинания. Две родные стихии красоты — краска и звук — сливаются в образах: «музыка цветов», «флейты звук, заревой, голубой».Из сказанного отнюдь не следует, что в творчестве Бальмонта не было больных нот.

    Их много: «В мираже обольстителен обман», «жизнь моя однозначна». Вплоть до разрыва с миром — «Я ненавижу человечество…», до опасной всеядности: «Я люблю тебя, дьявол, я люблю тебя, Бог». И все-таки поэт считал, что он «безраздельно целен». Спасала душевная энергия, способная «вновь стихом победным в царство Солнца всех вернуть».

    Отношения Бальмонта с символистами не были безоблачными. В годы первой русской революции он сблизился с Горьким, написал «Песни мстителя» (1907). Эти выступления петербургской элитой во главе с Мережковским были приняты за измену.

    Позже поэт увлекся древнеславянскими легендами, мистическими заклинаниями, на этом материале создал ряд книг («Злые чары», 1906; «Жар-птица», 1907). Он много путешествовал по Европе (подолгу жил в Париже), посетил Мексику и Калифорнию, Египет, Японию, совершил кругосветное плавание.

    Впечатления от экзотических стран, их религиозных ритуалов, мифов отлились в колоритных очерках (например, о Мексике — сб. «Змеиные цветы», 1910; о Египте — «Край Озириса», 1914), слабее — в лирике. Все эти произведения имели большую познавательную ценность, самобытную форму.

    Причины и первые годы эмиграции. В период 1905—1920 гг. Бальмонт создал цикл стихотворений «Песня рабочего молота», но Октябрьскую революцию и социализм не принял.

    В статье «Революционер я или нет» писал: «Социализм есть убогая выдумка человеческого ума, которой, быть может, суждено на краткий исторический час воплотиться в действительность, чтоб человечество… убедилось, что принудительное обобществление труда есть наихудший вид духовной каторги и наиболее полное осквернение свободы личности…

    » В июне 1920-го Бальмонт выехал, с разрешения советских властей, на лечение во Францию и остался в эмиграции (умер в приюте «Русский дом» недалеко от Парижа).

    Тягостно переживал Бальмонт свое изгнанничество: «Я живу среди чужих»; «Мне душно от воздуха летнего Парижа»; «Я ушел из тюрьмы, уехав из Советской России… Но нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться» (Книга воспоминаний «Где мой дом?», 1924).

    Это состояние духа определило название сборника лирики «Марево» (1922).Отдохновение здесь даруется только вечно прекрасной природой: «облаками величавыми», «звездными славами», «Млечным прибоем» («В синем храме»). Но в ее могучем разливе глаз находит исходящее от людской воли нарушение красоты.

    Лирический герой сопоставляет себя с лишенным свободы попугаем: «…такой же узник, / Как я, утративший / Родимый край, / Крылатый в клетке…» А могучее древо соотносит с Россией — «И на ствол его — острый наточен топор» («Прощание с древом»). Однако в глубинах души, в мечтах и снах поэта, продолжает петь песня любви, верности идеалу («Звук», «Сны»).

    И рождается бесперспективное, но исполненное внутренней силы стремление:

    Я в преисподней жажду чуда,
    Я верю в благость высоты.

    Образ России. Критика Русского зарубежья справедливо считала, что в творчестве Бальмонта эмигрантских лет нет «прежнего подъема», оно «суше, бледнее» (Ю. Терапиано). Вместе с тем поэт не утратил «ни своего дара песни, ни своего мастерства» (Г. Струве).

    Воистину вольной птицей «плывет» поэтический голос, разрушая любые преграды энергией авторской памяти, воображения, «крепкого стиха», сотканного «из крыльев птиц». Именно этой душевной силой пронизана «симфония» восхищения родными просторами, Россией, в убранстве разных времен года, в книге «Мое — ей» (1924).

    В многоцветье картин проступает священный для автора образ:

    Есть слово — и оно едино.Россия. Этот звук — свирель.

    В нем воркованье голубино.

    Как прежде, поэзия Бальмонта поражает смелыми ассоциациями страны с «речным и степным раздольем», историческими событиями, древними, языческими легендами, фольклорными образами.

    Многозвучно и разнокрасочно воплощена душевная, неразрывная связь с родиной, ее северной красотой, таежными тайнами, нехожеными тропами в книгах «Северное сияние. Стихи о Литве и Руси» (1931), «Голубая подкова. Стихи о Сибири» (1936).Из этого круга стихов выделим цикл «В раздвинутой Дали.

    Поэма о России» (1929), состоящий будто из самостоятельных стихотворений, скрепленных, однако, единой авторской эмоцией, волевым порывом к душевному движению в своеобразную лирическую поэму. Во всех частях проступает желание разорвать статику одинокой жизни, пусть на уровне воображения, грезы о будущем.

    Былой динамизм чувств как бы вновь возвращается в поэзию Бальмонта, хотя с явным оттенком недостижимости идеала:

    Уйти — уйти — уйти — в забвенье.В тот спев святой,Уйти туда — хоть на мгновенье,

    Хотя мечтой.

    («Уйти туда» )

    Хочу моей долиныИ волей сердца знаю,Что путь мой соколиный  —

    К Единственному Краю.

    ( «Хочу» )

    Источник: http://lit-helper.com/p_biografiya_bal-monta_konstantina_dmitrievicha

    Ссылка на основную публикацию