Илья муромец: “образ героя-богатыря” в былинах и сказаниях

Презентация ко Дню Защитника на тему “Богатыри Земли Русской”

Богатырями и их доблестными подвигами славилась земля русская. Каждому из нас с детства знакомы богатырская сила, честь и отвага, а о подвигах русских богатырей ходили легенды. Современные мультики про богатырей помогают в воспитании этих качеств у подрастающего поколения. Образ героя-богатыря воссоздан во многих мультфильмах.

Неоднократно богатыри выходили на бой с чудищами, монстрами и драконами. И пусть даже с ранами, но всегда выходили с него победителями. Часто они вынуждены были вступать в неравный бой с недругом за честь любимой. Чести называться «Богатырем земли Русской» удостоились далеко не все.

Богатырь для подтверждения своего звания должен всегда и со всеми поступать по совести, справедливо и защищать слабых и беспомощных. Этому и учат мультфильмы про богатырей.

Я приглашаю Вас в удивительное путешествие..

Люди веками помнят имена отважных воинов. А кто охранял в те далёкие времена русскую землю?

-Богатыри

Алёша Попович

Силой Алёша не большой богатырь, зато хитрый, находчивый и храбрый. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждал не силой, а военной хитростью: притворялся глухим и заставлял противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждал врага обернуться.

Добрыня Никитич

Добрыня и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый.

Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка».

Добрыня Никитичпрославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

Илья Муромец

Илья Муромец- самый популярный герой былин, могучий богатырь.Родина его – город Муром. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.

Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости.

Память об Илье, народная любовь к нему сохраниласьдо сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.

Святогор

Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины.

Высоки на Руси Святые горы, глубоки ихущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне.

Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.

Никита Кожемяка

Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.

Дети давайте вспомним, какое оружие было у богатырей:

Меч, боевой нож, копьё, топор-чекан, булава, палица, дубина, лук, стрелы..

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-ko-dnyu-zaschitnika-na-temu-bogatiri-zemli-russkoy-273127.html

Доклад на тему “Героическое и эпическое в русской фентези”

Эта проблема связана с установлением границ фэнтези и её структуры. Каждый исследователь считал и считает своим долгом  разработать как можно более подробную классификацию.

Однако крайне редко можно однозначно определить, что перед нами – авантюрная, героическая или, например, мифологическая фэнтези.

Тем более, что в соответствии с одной из тенденций постмодернизма, писатели и не считают нужным соблюдать сомнительные границы каких-либо поджанров, стараясь использовать все возможности, предоставляемые типом фантастики с «волшебным мироощущением» [Неёлов 2002: 24].

Особенно это характерно для русской  фэнтези, как отмечают некоторые критики [Невский 2004]. Видимо, это результат той быстроты, с которой «готовый» жанр, имеющий большую историю на Западе, завоевал новую территорию, но и, конечно, взаимодействия с русской фольклорной и литературной традицией.

Одни из наиболее часто встречающихся терминов – героическая и эпическая  фэнтези. Они присутствуют во всех классификациях. Основателями этих поджанров считаются Роберт Говард с циклом о Конане и Дж. Р.Р.

Толкиен с произведениями о Средиземье соответственно. Героическую фэнтези еще именуют «фэнтези «меча и магии»», а эпическую – классической или высокой.

Эти поджанры являются ядром литературы фэнтези и по времени возникновения, и по сути; другие поджанры – результат развития и трансформации этих.

Довольно сложно с первого взгляда разобраться, в чем разница между героической и эпической фэнтези.

Ведь существует такой жанр как героический эпос По каким же признакам обычно различают крайние примеры героики и эпики? Так как главными критериями для определения (хотя бы условного) жанра фэнтези выступают характеристики мира и главного героя, логично, что в основном по ним же можно различить и поджанры.

К сожалению, по крайней мере, в отечественной критике, мы можем опираться здесь лишь на опыт публицистических, а не научных статей о фэнтези [например, Невский 2004; 2005]. Говоря об эпической фэнтези, в первую очередь, отмечают подробно прописанный мир, затем – масштабность борьбы Добра и Зла и, соответственно, задачи-квеста главного героя (или героев).

Для произведений героической фэнтези главным называют образ героя-богатыря, совершающего ряд подвигов, и в связи с этим – линейный сюжет. Эпическая же фэнтези отличается несколькими сюжетными линиями. В общем, героическая фэнтези оценивается на порядок проще эпической – и по глубине проблематики, и по психологии героя, и по детализациии художественного мира [Невский 2005].

Многие произведения одного из самых первых, популярных и влиятельных авторов русской фэнтези Ника Перумова (Хроники Хьёрварда, Хранитель мечей и пр.) причисляют то к героике, то к эпике.

В чем же дело? Ведь налицо нелинейный сюжет, детально прописанные миры с различными магическими системами, герои, попадающие в ситуации сложного личного выбора.

Попробуем разобраться, что мешает критикам однозначно вписать соответствующие произведения Перумова в рамки эпической фэнтези и на каких основаниях мы сами употребляем в этом отношении термин «героическая».

Во-первых, задумаемся, насколько правомерно утверждение, что эпический роман-фэнтези в первую очередь является историей фантастического мира, а героический – подвигов главного героя. Жанровые особенности задают черты художественного мира, и герой в этих волшебных, фэнтезийных пространстве и времени подчиняется их законам.

Неслучайно в тех произведениях, где герой попадает из нашего мира в волшебный, он становится воистину героем только в «своем» — чудесном – мире. Если воспользоваться выражением Дж.Р.Р.Толкиена, смертный герой попадает в сети чар Волшебной Страны [Толкин 2000: 425], они связаны неразрывно.

Читайте также:  Модернизм в искусстве (xx в)

Поэтому говорить об истории героя без истории чудесного мира – явное упрощение. В таком случае, обратимся к особенностям Волшебной Страны, в которых (а не в количестве сюжетных линий), скорее всего, таится загадка героического и эпического.

Мы считаем наиболее уместным в данном случае сравнение произведений Перумова именно с произведениями Толкиена, так как оно существует и в сознании читателей еще со времен «вольного продолжения «Властелина Колец»».

Одной из главных черт художественного мира фэнтези А.Д.Гусарова называет аксиологическое деление мира – то есть существование в нем Добра и Зла [Гусарова 2009]. Обратим внимание, что у Толкиена борьба этих сил мифологизирована, сакрализована, реальность ее возвышена через миф. К.С.

Льюис пишет: «Ценность мифа заключается в том, что он возвращает всему окружающему смысловую насыщенность, которая скрыта от глаз людских завесой обыденности» [Толкин 2000: 547]. И также: ««Властелин Колец» мифологизирует добро и зло, наши тревоги и радости. Сквозь миф мы видим их гораздо резче» [Толкин 2000: 548].

В данном случае миф понимается и как особое мироощущение, отличное от нашей обыденности, «как специфический способ систематизации знаний об окружающем мире» [Кругосвет]; и как собственно повествование.

Мифологизация здесь – остранение наших обыденных действий и переживаний с помощью традиционных представлений, которые в нашем сознании обладают особой ценностью и «правильностью» – как и всё древнее.

Именно эта личная ценность, теплота «старого доброго» мира и возвышает художественную реальность, а также героев и морально-эмоциональные категории и, в известной степени, выводит последние за пределы личности. «Добро и зло местами не менялись, что прежде, то и теперь, что у эльфов и гномов, то и у людей,» – говорит Арагорн, и это как раз-таки предполагает наличие универсальных понятий, стоящих вне личности.

У Перумова же борьба Добра и Зла, напротив, психологизирована: свет и тьма – в каждом существе и поступке, и так будет всегда, их борьба вечно ведется в каждом сердце и разуме. Об этом говорит и сам автор: «…разделение на черное и белое неверно.

Жизнь всегда сложнее, и истинный выбор нам (как и в реальности) приходитсяделать не между абстрактным «белым» и не менее абстрактным «черным», а между оттенками «серого»…» [Перумов 2001] И у Высших сил – те же распри и тот же выбор, что и у людей. Они приземлены, развенчаны, несмотря на написание с большой буквы.

Именно личный выбор между «хорошим» и «плохим» определяет сюжет произведений Перумова, выбор главных героев, способный изменить тот мир, который предоставляет им возможность его совершить. Это, а совсем не непобедимость, делает особо значимой фигуру главного героя. И подобное мы можем обнаружить во многих произведениях отечественных авторов фэнтези.

Проявлением такого приземления борьбы Добра и Зла, интереса к обыденному человеку даже в самых необычайных обстоятельствах часто является сниженная лексика, что порой приводит к нарушению читательского ожидания. Е.М.

Неёлов пишет об этом: «…жанровое (высокое) содержание конкретного фантастического произведения может находиться в противоречии … с его низким … конкретным, непосредственным содержанием». [Неёлов 2000: 25, курсив наш – В.Ш.

] И в этом случае художественная ценность произведения зависит от вкуса автора – получится ли не превратить натурализм в вульгарность, в частности – натурализм «чужого слова» – простонародного, витиеватого, саркастического, а иногда и грубого. Ведь авторы русской фэнтези очень широко используют стилевые возможности языка для создания образа: по отрывку из диалога мы сразу поймем, кто в нем участвует – ученый-алхимик, озлобленный эльф или крестьянин.

Психологизация категорий Добра и Зла десакрализует их в той же степени, в какой сказка десакрализует миф. Нет, мы не перестаем в них верить, они только приобретают другую форму существования в художественном мире – и восприятии читателя.

Проблематика становится не менее глубокой, а более обыденной, несмотря на присутствие «двух Неведомых, трех Неназываемых и хотя бы одной Внешней силы» [пользователь ресурса fictionbook.

ru], а мифологические и  волшебносказочные хронотопы продолжают выделять определенные события, наполнять их особым смыслом.

Обратим еще раз внимание, что особо значимой становится проблема личного выбора, усложненная магической природой мира – а значит, и большей по сравнению в реальным миром ответственностью. Происходит героизация, если можно так выразиться, эпической фэнтези – тот герой, кто один в поле воин.

Таким образом, героическая (или эпическая) фэнтези в русской литературе – совсем не то же самое, что в западной. Поэтому мы считаем, что применительно к русской фэнтези нет смысла различать эпический и героический поджанры, как в фэнтези западной.

Термин «героическая» кажется более уместным, так как проблема личного выбора выделяет фигуру главного героя (повторимся – не уничтожая единство истории героя и мира).

Также это снимает коннотации, связанные со словом «эпический» и приводящие к нарушению читательского ожидания.

Источник: https://NauchnieStati.ru/primery/doklad-na-temu-geroicheskoe-i-jepicheskoe-v-russkoj-fentezi/

История физической культуры и спорта в России

      Все это  оказало значительное влияние  и на состояние физической  культуры: возникли условия для  зарождения и развития современного  спорта, появления спортивных обществ  и клубов, становления научно-методических  основ физического воспитания.

 Глава 2.2 Народные формы физического воспитания в дореволюционной России 

     В первобытном  обществе воспитание осуществлялось  преимущественно в процессе включения  детей в конкретные виды деятельности. Однако существовали уже и  специальные формы воспитания, превратившиеся  со временем в ритуалы. Среди  них особую роль играли возрастные  инициации.

 В первобытных родовых  общинах подростки, достигшие  14 лет, проходили специальную  подготовку, в ходе которой их  учили охотиться и изготовлять  орудия труда, развивали волю  и выносливость, приучали быть  дисциплинированными, приобщали  к религиозным тайнам.

Этот этап  подготовки завершался обрядом  инициации, в ходе которого  подростки должны были доказывать  свою физическую и социальную  зрелость. Прошедшие испытания признавались  полноправными членами общин,  получали статус взрослого человека.

      В первобытных  родовых общинах воспитание носило  общественный характер. Все без  исключения дети воспитывались  в духе взаимопомощи, коллективизма,  подчинения личных интересов  интересам общины. Община выступала  как совокупный воспитатель. 

       На каждом  ее члене лежала обязанность  заботиться о детях, руководить  их воспитанием. Основные педагогические  функции выполняли, как правило,  ближайшие родственники и наиболее  опытные, авторитетные сородичи  детей. 

       Мальчиков  готовили преимущественно к мужским  видам деятельности (охоте, изготовлению  орудий труда), а девочек – к  женским (сбору растений, приготовлению  пищи, ведению домашнего хозяйства,  уходу за детьми).

      Зарождение  имущественного и социального  неравенства, постепенное дробление  общин на семьи повлекли за  собой превращение воспитания  из всеобщего, равного в семейно-сословное.

Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все более различались для разных социальных групп населения, сосредоточились в семье.

Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием знати.

       В VI – IX вв. у восточных славян уже  вполне сформировалось четыре  социальных слоя: общинники-земледельцы,  ремесленники, племенная феодальная знать и языческое жречество. Общая направленность воспитания была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы.

Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определявшую его общую конечную направленность. Каждому периоду исторического развития соответствовал и свой образ героя-богатыря.

Старинные русские былины и сказки показывают идеальный образ богатыря-воина – Ивана крестьянского сына, Никиты Кожемяки, Микулы Селяниновича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича и др.

Богатырь предстает перед нами не только как физически непобедимая личность, но и как человек, в совершенстве владеющий трудовыми навыками, обладающий умственным превосходством над своими врагами. Былинные сюжеты мы встречаем в работах выдающихся личностей нашей страны – М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Л.

Читайте также:  Растения арктических пустынь россии

Н. Толстого, А.П. Бородина, М.А. Врубеля, Н.К. Рериха, В.М. Васнецова и др. На замечательной картине В.М. Васнецова “Богатыри” изображены наиболее известные и популярные в народе богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

      Из них  “старый казак” Илья Муромец  (казаком в былинах стали называть  Илью Муромца после того, как  сторожевую службу на южных  границах Руси начали нести  именно казаки) – самый любимый  в народе былинный герой. Былины  о нем были созданы в XII – XVI вв.

– “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, “Илья Муромец и Идолище  Поганое”, “Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром”. Илья предстает перед нами как “наибольший богатырь”,  “атаман заставы богатырской”.

И это вопреки его “низкому” происхождению: ведь он всего лишь “крестьянский сын”, “мужичище”, как презрительно называют его родовитые завистники. Мощью он превосходит всех своих боевых товарищей. И когда одолеть врагов оказывается им не по силам, в решительное единоборство вступал сам Илья, всегда одерживая победу.

В арсенале его воинского мастерства имеются приемы и борьбы, и рукопашного боя. Из былин следует, что Илья пользовался борцовскими приемами, известными и в настоящее время: “Хватал как его да за ноги, а трахнул его да о кирпичный пол”. В современной борцовской терминологии это можно назвать “броском захватом двух ног”.

Умеет Илья увернуться от брошенного в него “кинжалища булатного” и, поймав его, метнуть в нападающего. Оказавшись перед врагом с голыми руками, он превращает свой шелом в грозное оружие, нанося удары и отбивая им брошенный в него нож.

      Второй  после Ильи “податаманье” – Добрыня Никитич. О нем написаны былины “Добрыня и Змей”, “Добрыня сват”, “Добрыня в ссоре с Владимиром” и др. Этот богатырь – всесторонне развитый человек. Из былины мы узнаем, что Добрыня обыгрывает половецкого царя Батура в шахматы, превосходит его в стрельбе из лука и, наконец, побеждает в рукопашном бою многих половецких силачей.

      Представляет  интерес тот факт, что в былинах  говорится о поединках и женщин. Киевский князь заточил в подвал  новгородца Ставра Годиновича. На помощь Ставру приходит его жена Василиса. Надев мужское платье и назвавшись послом “из дальней орды”, она приезжает ко двору князя якобы с требованием дани.

Князь подозревает, что посол – переодетая женщина, но боится ошибиться и в качестве одного из испытаний назначает борьбу. “Посол”, однако, начал бороться… Описание борьбы позволяет предположить, что Василиса умело применяет в борьбе неизвестные соперникам болевые приемы. Победив, она выручает мужа “из подвала глубокого”.

Этот персонаж былины впоследствии перешел и в наши народные сказки, став Василисой Премудрой и Василисой Прекрасной.

      Былинный  рассказ о богатырском поединке  имеет единую и давно установившуюся  последовательность динамики схватки  с непрерывно нарастающим напряжением  борьбы. Сначала соперники сражаются  на конях: бьются на копьях, клинках, палицах, а затем поединок  продолжается в рукопашной борцовской  схватке. 

      Установлено,  что былины родились в крестьянской  среде, в самой угнетенной и  многострадальной части населения  Древней Руси. Все беды и невзгоды  Русской земли в первую очередь  и наиболее тяжко ложились  на их плечи, поэтому не случаен  был отбор  характеров былинных  героев, не случайно складывались  их образы. Вспомним, что образ  Ильи Муромца – это образ “крестьянского  сына”.

      Воспитание  детей в период раннего феодализма  осуществлялось в семье. К 3 – 4 годам ребенок начинал выполнять  посильную для него работу, помогая  старшим, главным образом матери. Старшие члены семьи поощряли  игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения  и навыки, необходимые для будущей  трудовой деятельности.

      С 7 лет  начинался новый период в жизни  ребенка, новый этап его воспитания. Мальчики переходили в возрастную  группу отроков. У восточных  славян слово “отрок” означало  мальчика 7 – 14 лет, который не получил  еще право называться взрослым  мужчиной.

Этот переход освещался  особым образом, так как мальчики  переходили из женской в мужскую  половину семьи. Мальчики-отроки  помогали отцам в выполнении “мужских”  видов работ, прежде всего в  сельскохозяйственных работах: земледелии, животноводстве.

Девочки осваивали  “женские” виды работ: учились  вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и др.

       Наряду  с трудовым воспитанием подростки  усваивали правила поведения  и мировоззренческие представления  общины. Следует отметить, что и  языческая, и христианская религии  были идеологической основой  воспитания на Руси. Христианство  пронизывало и формировало всю  жизнь человека.

В руках церкви  находилось судопроизводство по  семейно-бытовым вопросам, через  церковь оформлялись рождение  человека, брак, похороны, дарственные  грамоты и завещания; в руках  церкви было образование, и  начальное, и высшее.

Всякое и личное, и общественное деяние требовало обязательного церковного благословения – от закладки дома, начала пахоты или весеннего выгона скота и до военных походов, постройки городов, заключения мира между враждующими князьями. Интересы церкви и государства были практически едиными.

Например, выдающийся церковный деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря Сергий Радонежский мирит враждующих князей, благословляет рать перед Куликовской битвой, а митрополит Алексий многие годы руководит страной, став при малолетнем Дмитрии Донском официальным главой княжества.

      По достижении 14 лет подростки становились полноправными  членами семьи. В этом возрасте  они получали военную подготовку, необходимую для каждого мужчины. 

       Профессиональные  воины в древнерусском раннефеодальном  государстве готовились в специальных  дружинах. Дружинники представляли социальную группу профессиональных воинов, уже в VII в. живших в специальных укрепленных лагерях.

С 12-летнего возраста будущие дружинники проходили военную подготовку в специальных домах-гридницах. Обучение дружинников представляло собой единственную известную в настоящее время организованную форму военно-физического воспитания у восточных славян в VI – IX вв.

Велось оно главным образом непосредственно во время военных походов или в ходе боевых действий.

       Диалог  византийского полководца VI в. Велисария с Прокопием дополняет сказанное. В составе армии Велисария был военный отряд славян. Прокопий спрашивает полководца: “Скажи, Велисарий, почему ты приказал взять языка именно славянину…

не должен ли я понять тебя так, что ты предпочитаешь славянских воинов грекам-византийцам?” На что Велисарий отвечает: “Конечно же, нет! Славяне, правда, отважные бойцы. Они очень быстро научились владеть нашим, непривычным для них оружием и владеют им отнюдь не хуже византийцев. К сожалению, даже лучше.

Но ведь они же совершенно не знакомы с нашим военным строем, не владеют нашей сложной осадной техникой. Это всего лишь иррегулярная армия варваров. Но вот если возникает необходимость сходить в разведку, и особенно взять языка, то, поверь мне, здесь славяне вне всякого сравнения.

Они отлично умеют спрятаться даже за небольшим камнем или за первым кустом и неожиданно схватить неприятеля. Вот поэтому-то, Прокопий, в подобных делах я решительно предпочитаю славян всем другим”.

      Первым  письменным источником, в котором  говорится о древних физических  упражнениях, является первая  древнерусская  летопись “Повесть  временны́х лет”. Ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. В этой книге (написана она была в начале XII в.

) говорится, что предки русских – радимичи, вятичи и северяне – жили в лесах, но в свободное от работы время ими “…устраивались игрища между сел, на которые сходились почти все люди от мала до велика”. Во время игрищ проводились состязания в различных прыжках, борьбе, рукопашном бое, “медвежьей борьбе”, играх с бегом, стрельбе из лука, конных скачках и др.

  Из “Повести” мы узнаем о поединке русского богатыря Яна Усмаря с печенежским силачом во время битвы с кочевыми печенежскими ордами в 993 г. В старину существовал обычай: битва начиналась единоборством двух сильнейших воинов с одной и другой стороны. Описанный Нестором борцовский поединок – это первый источник по истории отечественной борьбы.

Как явствует летописец, отец Усмаря рассказал, что сын его был не только наделен огромной природной силой, развитой к тому же тяжелым, связанным с большими физическими нагрузками на руки трудом усмаря – кожевника, отрок славился еще и как искусный борец, не потерпевший ни одного поражения.

Ян, по словам летописца, “удавил печенежина в руках до смерти и ударил им о земь”. В честь этой победы Владимир заложил город, назвав его Переяслав, так как Ян “переял” – перехватил – славу у печенежского великана. Героический образ Яна Усмаря затем, через 800 лет, ляжет в основу зарождения сказочного и легендарного русского богатыря Никиты Кожемяки.

Конечно, образ Усмаря, разумеется, нельзя не воспринять как явно легендарную гиперболизацию его физических качеств. Но это естественная и искренняя дань народного восхищения своими героями.

     Главными же  действующими лицами сохранившихся  древне-славянских летописей XI – XIII вв. были князья .В их образах авторы видели идеал, к которому должен стремиться человек в жизни.

Так, в “Слове Даниила Заточника” автор мечтает о том, чтобы его князь был наделен силой Самсона, храбростью Александра, разумом Иосифа, мудростью Соломона, искусностью Давида.

Читайте также:  Календарь природы: осень, октябрь

В этой летописи повествуется о том, как невооруженный человек боролся с лютым зверем, как люди свободно ходили по канатам и прыгали на них. Всесторонне развитыми предстают в “Слове о полку Игореве” князья Игорь и Всеволод.

В “Сказании о Борисе и Глебе” Борис описан как всесторонне одаренный человек, высокого роста, красивый и крепкий телом, широкий в плечах, храбрый в боях, мудрый и разумный в советах, благодушный. В “Поучении Владимира Мономаха” рассказывается о князе Изяславе, которым восхищались все киевляне, когда он скакал на коне.

       Первое  изображение борцовской схватки  датируется 1197 г., когда во Владимире  был построен Дмитровский собор.  Среди многочисленных  памятников  резьбы по белому камню имеется  и барельеф, изображающий сценку борьбы.

Это отнюдь не религиозный сюжет единоборства: одежда борцов состоит из простых опоясанных рубах длиной до коленей и с вышивкой по кромке подола, обычных в быту простолюдинов.

Специалисты по спортивной борьбе, изучив это изображение, уверенно утверждают, что в то время уже существовали такие виды, как борьба “в обхват” и “поясная”, в которой были запрещены броски с помощью ног.

      Массовой  народной формой физического  воспитания на Руси были кулачные  бои. Размежевание борьбы с  кулачным боем проходило на  протяжении длительного времени.

  Потребовалось немало времени  для того, чтобы запрет на удары  в борьбе стал общепринятым  положением, повсеместно вошел в  обычай, который даже отразился  в поговорке: “Борясь – не дерись, станешь драться – будешь запираться”.

      В результате  такого “смягчения нравов” борьба, с одной стороны, что-то теряла  в прикладном боевом отношении,  с другой – открывала более широкие  пути для ее развития в спортивном  направлении, для совершенствования  уже чисто борцовской техники  и тактики. 

      Традиции  кулачного боя существовали на  нашей земле издревле. И если  письменные свидетельства говорят  о существовании у нас кулачного  боя в X в., то имеются и другие  сведения – о том, что они были  непременной частью древних игрищ.  Со временем у западных и  южных славян обычай кулачного  боя исчез.

 Возникает вопрос: почему  же, исчезнув у иных славянских  племен, обычай кулачного боя  сохранился только у древних  руссов? Многие историки связывают  сохранение традиции с особенностями  общественного бытия в древнем  Новгороде.

 Во-первых, город был  разделен на “концы”, имевшие  нередко противоположные общественные  интересы и как бы противостоявшие  один другому. Во-вторых, весьма  бурная и значительно более  долгая жизнь веча, которое в  других русских городах было  ликвидировано княжеской властью.

  В-третьих, новгородцы, переселенные  князем Владимиром на южные  земли для защиты Руси от  печенегов, использовали кулачный  бой в военном деле.

Источник: http://referat911.ru/Fizkultura-i-sport/istoriya-fizicheskoj-kultury-i-sporta/220087-2426385-place2.html

Презентация ко Дню Защитника на тему “Богатыри Земли Русской”

Автор материала: Деева Евгения Александровна

Богатырями и их доблестными подвигами славилась земля русская. Каждому из нас с детства знакомы богатырская сила, честь и отвага, а о подвигах русских богатырей ходили легенды. Современные мультики про богатырей помогают в воспитании этих качеств у подрастающего поколения. Образ героя-богатыря воссоздан во многих мультфильмах.

Неоднократно богатыри выходили на бой с чудищами, монстрами и драконами. И пусть даже с ранами, но всегда выходили с него победителями. Часто они вынуждены были вступать в неравный бой с недругом за честь любимой. Чести называться «Богатырем земли Русской» удостоились далеко не все.

Богатырь для подтверждения своего звания должен всегда и со всеми поступать по совести, справедливо и защищать слабых и беспомощных. Этому и учат мультфильмы про богатырей.

Я приглашаю Вас в удивительное путешествие..

Люди веками помнят имена отважных воинов. А кто охранял в те далёкие времена русскую землю?

-Богатыри

Алёша Попович

Силой Алёша не большой богатырь, зато хитрый, находчивый и храбрый. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждал не силой, а военной хитростью: притворялся глухим и заставлял противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждал врага обернуться.

Добрыня Никитич

Добрыня и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый.

Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка».

Добрыня Никитичпрославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полону много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.

Илья Муромец

Илья Муромец- самый популярный герой былин, могучий богатырь.Родина его – город Муром. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, они исцелили Илью, наделив его богатырской силой.

Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости.

Память об Илье, народная любовь к нему сохраниласьдо сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др.

Святогор

Святогор русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Вот что рассказывают о нём былины.

Высоки на Руси Святые горы, глубоки ихущелья, страшны пропасти. Не растут там ни берёзка, ни дуб, ни осина, ни зелёная трава. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит. Только Святогор разъезжает между утёсов на могучем коне.

Ростом богатырь выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался. Держать его могли только горы, вот там-то он и проживал.

Преемником, наследником его силы является Илья Муромец.

Никита Кожемяка

Богатырь Никита Кожемяка жил в городе Киеве. А Кожемякой его прозвали за то, что он мял- разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь, воинское снаряжение. Сила у него была огромная. Станет печь топить- дым под тучами стелется, выйдет на Днепр бычьи кожи мочить – не одну несёт а двенадцать разом. Никита совершил такой подвиг: освободил русскую землю от Змея Горыныча.

Дети давайте вспомним, какое оружие было у богатырей:

Меч, боевой нож, копьё, топор-чекан, булава, палица, дубина, лук, стрелы..

Слайд 1МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56» «Богатыри Земли Русской» для старшей группы Подготовила: воспитатель Деева Евгения АлександровнаСлайд 2Не родом богатырь славен, а подвигом. Цель презентации : формирование духовности, чувства патриотизма у детей старшего возраста. Задачи: * уточнить и расширить знания детей о силе богатырской Руси, о ее народных героях – богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыни Никитиче; * воспитывать интерес к истории Родины, уважение к жизни предков. * знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской .Слайд 3Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша ПоповичСлайд 4Алёша ПоповичСлайд 5Добрыня НикитичСлайд 6Илья МуромецСлайд 7Памятник Илье Муромцу в г. Муроме и во ВладивостокеСлайд 8Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»Слайд 9СвятогорСлайд 10Никита КожемякаСлайд 16А и сильные, Могучие богатыри На славной Руси! Не скакать врагам По земле нашей! Не топтать их коням Землю русскую! Не затмить им Солнце наше красное! Век стоит Русь – Не шатается! И века простоит— не шелохнется!Слайд 17А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне!Слайд 18Спасибо за внимание!

Источник: https://VseUroki.pro/doc/prezentaciya-ko-dnyu-zashchitnika-na-temu-bogatyri-zemli-russkoy.html

Ссылка на основную публикацию