Футуризм в искусстве

Футуризм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности | DesigNonstop — О дизайне без остановки

Футуризм — стиль в изобразительном искусстве и его особенности

1

Давайте в этот раз познакомимся с экзальтированным художественным стилем под названием футуризм. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями.

Но на самом деле оказалось что это немного не так. Несомненно, футуристы преклонялись перед грядущей технической цивилизацией и ее ценностями.

Но это не утопичный мир будущего — это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Но, обо всем по порядку.

Футуризм — общее название художественных авангардистских движений начала 20 века в поэзии и живописи, главным образом в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма.

Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех предшественников.

Футуристы были революционерами в искусстве. Некоторые из них считали себя сторонниками социальной революции, а свою роль в современном искусстве видели в том, чтобы обновлять его так же, как обновляют общественную жизнь истинные революционеры.

В отличие от представителей других авангардистских течений, испытывавших ужас перед надвигающейся индустриальной эрой, футуристы принимали будущее с экзальтированным оптимизмом, абсолютизировали внешние признаки технической цивилизации в качестве новых ценностей, знаменующих модель грядущего мироустройства.

Именно с футуризмом в европейском искусстве начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства.

Футуристы находились в кипящем котле духовных, художественных, политических, исканий начала века, который просто бурлил и готов был взорваться в любую минуту и выплеснуть в мир все что угодно.

Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать традиционную культуру ножом техницизма, урбанизма и новой науки.

Гоночный автомобиль, несущийся как шрапнель, представлялся им прекраснее любой античной статут. Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины.

В социально-политическом плане очищение мира от старой рухляди они видели в войнах и революциях. Война — единственная гигиена мира.

Они с восторгом встретили Первую мировую войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли.

В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами.

Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение.

Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Некоторое знакомство с теориями зрения, концепцией фиксации изображения на сетчатке глаза и т.п. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне.

Они стремятся активизировать зрителя, как бы поместить его в центр своих работ и их динамизм перенести в психику зрителя. Знакомство с достижениями физики и психологии приводит футуристов к стремлению изображать не сами предметы, а образующие их энергетические, магнитные, психические поля.

Зритель, помещенный в центр такой картины, по мнению футуристов, именно ее силовыми линиями вовлекается в активное участие в изображенном событии.

Еще одной важной особенностью эстетики футуризма стало стремление ввести в изобразительное искусство звук чисто визуальными средствами. Шумы, ворвавшиеся в мир вместе с новой техникой, так очаровали футуристов, что они стремятся передать это их в своих работах.

Мы хотим петь и кричать в наших картинах, звучать победными фанфарами, реветь паровозными гудками и клаксонами автомобилей, шуметь фабричными станками, мы видим звук и хотим передать это видение зрителям — говорили они.

Поэтому даже названия картин стали содержать такие слова как скорость, гудок, сигнал клаксон и так далее.

Первая выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем художественным центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена).

Везде она имела скандальный успех, но практически нигде футуристы не нашли серьезных последователей, кроме России, куда выставка не доехала.

Русские художники сами в тот период часто бывали в Европе, и идеи и манифесты футуристов оказались во многом созвучны их собственным исканиям.

В России футуризм отчётливее всего выразился в литературе, например творчество Маяковского и некоторых других поэтов. В изобразительном искусстве русский футуризм не вылился в целостную художественную систему.

Этим термином скорее обозначались самые разные тенденции русского авангардизма — постсезаннизм, декоративный вариант кубизма, неопримитивизм, поиски, созвучные экспрессионизму, фовизму, дадаизму, опыты абстрактного формообразования.

Однако, футуризм несколько вывел на первый план современную динамику и новые ритмы в связи с подчеркиванием характерных черт урбанизма.

Собственно сам футуризм как некое целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом Первой мировой войны. Уцелевшие после войны футуристы двигались в искусстве каждый в своем направлении.

Но в основном, как художественное течение футуризм скоро исчерпал свои идеи и формальные возможности.

Тем не менее, футуризм оказал определенное воздействие на многие виды искусства 20 века, в частности, на театр, кино, видео-арт.

Источник: http://www.designonstop.com/webdesign/trends/futurizm-stil-v-izobrazitelnom-iskusstve-i-ego-osobennosti.htm

ФУТУРИЗМ

от лат. futurum — будущее.

Направление в авангардном искусстве, возникшее в  начале ХХ века и развивающееся в основном в живописи и поэзии, отрицавшее реализм и стремившееся создать собственный динамический стиль, «искусство будущего».

Для этого течения был характерен культ будущего и полный отказ от культурного наследия прошлого, разрыв с ним.

Первоначально движение зародилось в Италии: 20 февраля 1909 года итальянский поэт Филиппо Маринетти от имени молодых деятелей искусства опубликовал «Манифест футуризма», в котором излагались основные принципы направления.

Называя музеи кладбищами, предлагая отказаться от почитания прошлого, «мертвого» искусства, Маринетти заявлял о готовности художников новой формации создавать совершенно иную художественную реальность. Идеи Маринетти разделяли такие итальянские художники как Д. Балла, Л. Руссоло, К. Карра, У. Боччони и др.

Вдохновляясь стремительностью современной жизни, восторгаясь ее скоростью и динамикой, ускорением ее темпа в связи с индустриализацией, футуристы стремились запечатлеть это в своем творчестве, посвящая его гоночному автомобилю, поезду, электричеству.

Особенно ярко эта абсолютизация скорости и динамики была выражена в футуристической живописи, для которой было характерно наслоение картин и элементов друг на друга.

Стремясь визуально передать одновременность и динамичность впечатлений, художники-футуристы использовали такие приемы как утрированную динамику композиций, мелькающие формы, двоящиеся, напоминающие изображение стадий движения контуры с острыми гранями плоскостей, отмеченных резкими линиями. Кроме того, целью футуристов был синтез звука и изображения: с помощью живописных средств они пытались передать в своих картинах звуки современного города, визуализировать их, в литературе же они пытались воздействовать на читателя не только содержанием книги, но и ее внешней формой.

Идеи итальянского футуризма прижились в России как нигде в мире. Манифест Маринетти был переведен и напечатан в газете «Вечер» уже в марте 1909 года. В 1912 году российские футуристы создали свой собственный манифест «Пощёчина общественному вкусу», где предлагали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности».

В литературе приверженцами футуризма были В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Каменский, Б. Лившиц и др. В 1909 году, практически одновременно с выходом «Манифеста» в Италии, они организовали группу поэтов «будетлян» (термин придуман В.

Хлебниковым), этим названием дистанцируясь от итальянского движения и подчеркивая свою самобытность.

Первый сборник их стихов «Садок судей» (1910) был отпечатан на обратной стороне обоев, позднее вышли «Пощечина общественному вкусу» (1912), сопровождавшаяся одноименным манифестом, «Дохлая луна» (1913), «Садок судей II» (1913), «Молоко кобылиц» (1914), «Рыкающий парнас» (1914) и др. С 1910 года будетляне входят также в группу «Гилея» — от древнего названия местности в Таврической губернии, где находилось имение Давида Бурлюка, ставшее центром собраний футуристов.

Поэты-футуристы отказывались от всяческих литературных традиций, провозглашая абсолютную свободу поэтического слова, придавая его форме главенство над содержанием. А. Крученых утверждал право поэта использовать не имеющий определенного значения язык — «заумь».

Отрицая поэтику в традиционном понимании, ее музыкальность и символизм, поэты-футуристы рассматривали слово не как способ выражения мысли, чувства или эмоции, а рассматривали его как самоцель.

Это привело к активному словотворчеству: более традиционному, со смысловой нагрузкой у Маяковского, и к созданию совершенно оригинального «заумного» языка (стихи А. Крученых, В. Хлебникова и др).

Для обществ российских футуристов было характерно совместное творчество поэтов и художников, «живописцев и речетворцев», стремившихся к синтезу литературы и изобразительного искусства. Так, к «будетлянам» помимо поэтов относились художники К. Малевич, Н. Кульбин, музыканты М. Матюшин, А.

Лурье; в 1913 году общество «Гилея» объединилось с художественным «Союзом молодежи» (М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер и др.). Ярчайшим примером синтеза искусств: слова, музыки и формы, стала футуристическая опера «Победа над солнцем», созданная в 1913 году. Текст для нее написал А. Крученых, музыку — М.

Матюшин, а за визуальную часть, декорации и костюмы отвечал К. Малевич.

Русские футуристы также называли себя кубофутуристами, переосмысляя и синтезируя находки кубизма и итальянского футуризма. Практически все члены «Гилеи» относили себя именно к этому направлению. В отличие от поэзии, в живописи сложно выделить футуризм как единую художественную систему. Фактически, этим термином обозначались различные течения русского авангарда.

В отдельные периоды жизни «кубофутуристические» работы создавали совершенно разные художники, которых сложно объединить общим знаменателем: К. Малевич («Уборка ржи», 1912, «Авиатор», 1914), Н. Гончарова («Лучистые линии», 1910), Д. Бурлюк («Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского», 1917), М. Ларионов («Лучистые линии», 1911) и др.

Объединяло эти работы изображение полуабстрактных композиций, геометрические формы, близкие к «машинной» ритмике, коллажность, сходство всех элементов композиции, состоящих из одних и тех же первоэлементов. Изображение становилось безличным, безоценочным.

Наиболее полно это направление в живописи было представлено на «Первой футуристической выставке Трамвай В» и на «Последней футуристической выставке картин 0,10», прошедших в 1915 и 1916 годах в Петрограде.

В прикладном искусстве русский кубофутуризм нашел свое место в создании декораций и костюмов для театра и кино (спектакль А.Я. Таирова «Саломея» с декорациями А. Экстер, 1917), в проектах праздничного городского оформления (Витебск в 1918-1920 годах).

В русском изобразительном искусстве футуризм и кубофутуризм стали неким переходным этапом к таким направлениям русского авангарда, как супрематизм, конструктивизм и лучизм. В рамках кубофутуризма была впервые разработана эстетика абсурда, впоследствии легшая в основу дадаизма и сюрреализма.

Как самостоятельное направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов, после чего отдельные его деятели продолжили творческие поиски и эксперименты каждый в своем направлении.

Читайте также:  Остров обмана (десепшн) у берегов антарктиды

Литература

  • Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. М., 2000.
  • Бычков В.В. Эстетика. М., 2004.
  • Лаврентьев А.Н. История дизайна. М., 2007.
  • Харджиев Н.И. От Маяковского до Крученых. М., 2006.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/futurizm

Футуризм в живописи

Прекрасная иллюстрация произошедшего разрыва – творчество Мейссонье.

Belagerung von Paris, Жан Луи Эрнест МейссоньеЮноша с книгой, Жан Луи Эрнест МейссоньеКампания во Франции, 1814 г., Мейссонье Жан Луи Эрнест

Если двигаться назад, к истокам этого мифа, то наблюдаются попытки Мейссонье наградить Вторую империю тем величеством, которого ей, к сожалению, не доставало. В результате этого он стал знаменитым и богатым и потерял право на заслуживающее место в истории искусства.

Всё то, что делал Мейссонье, оказалось лишь рабской и подробной карикатурой на наполеоновский эпос. Он бы был достоин забвения, если бы это было единственным его достижением.

Хорошо, что немногочисленные «вылазки» в 1848-1870 годах на поле данных событий дали ему шанс продемонстрировать, что он способный и на наиболее либеральное отношение к исторической реальности.

Но, ввиду того, что эта реальность становилась при данном подходе обнаженной, очевидной, то чудовищная природа истории оказалась лишенной каких бы то ни было масок, полностью разоблаченной. Искусству необходимо было освободиться от истории, лишь для того, чтобы продолжать существовать.

Художники футуристы

Давид Бурлюк, Джино Северини, Джозеф Стелла, Марио Сирони, Умберто Боччони, Юрий Анненков.

Итальянский футуризм родился в 1909 году, примерно сказать, футуризм в живописи.

Он стал высочайшей точкой в развитии данного процесса и в наибольшей степени крайним выражением отказа от каких-либо апелляций к прошлому и от истории. Поэт Маринетти в Париже обнародовал первый футуристический манифест.

В 1910 году он был добавлен манифестом футуристических художников, который был подписан Боччони, Балла, Карра, Северини, а также Руссоло.

Город восстает, Умберто БоччониКорпоративная Италия, 1936, Марио СирониAbstract Speed + Sound, Джакомо Балла

Футуризм был радикальной программой, которая основана на идее разрыва с прошлым.

Он также кидал вызов всему корпусу художественного наследия и не довольствовался требованием абсолютной автономии искусства (уже символистами была развита теория искусства для искусства). Именно поэтому не только история в понимании некой определенной целостности, но и история искусства также исключалась вся, целиком и полностью.

Ввиду того, что исторический взгляд, историческая перспектива основываются на размышлении, то практически логично, что футуризм ценил движение превыше постоянства, действие — превыше рефлексии и форму – превыше содержания.

Футуризм, будучи изначально анархическим возмущением против гнета традиционализма среднего класса, обернул к чистой эстетике продвижения.

Апология машины, осуждение гуманизма, апология скорости, ровно как и прославление войны, которую понимали как инструмент очищения – это также имело следствием тот факт, что после Первой мировой войны футуризм стал в наибольшей степени подходимой эстетикой для нарождающегося фашизма Муссолини.

Со своей аспекта отошел от движения Северини, тем самым обернув в 20-е годы классицизму («От кубизма к классицизму», 1921 г.).

Однако, его «возвращение к порядку» также было воспринято фашизмом начиная с 1924 года, потому что оно приобрело узко националистическую форму в контексте продвижения Новеченто (воспевание чисто итальянского искусства, которое черпает свой творческий порыв в незамутненных источниках и свободного от перенятых тенденций).

Все эти казусы, которые происходили с итальянским авангардом, имели, по меньшей степени, ту привилегию, по которой они объясняли сложнейшую природу связей между историей и искусством, которые в этом случае более точнее было бы называть связями между искусством и политической властью.

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Футуризм в живописи

4.7 (93.33%) 3 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/napravleniya/futurizm.html

Искусство XX века. Футуризм в литературе и живописи

Искусство и развлечения 1 октября 2012

На рубеже XIX и XX веков мир слегка «потряхивало».

Бурный рост промышленного производства, упрочнение капитализма с его жестким и прагматичным отношением к жизни, к человеку, переворачивали сознание людей, усиливали противоречия между привычными неспешными идеалами века уходящего и стихийным бурлением века грядущего.

И как ни трудно было принять эти новые законы жизни, как ни сложно было расставаться с привычным и милым, перемены были неизбежны, и первый отклик на них возникал в умах творческих людей, как наиболее остро чувствовавших наступление нового времени.

В 1909 году в Италии Томмазо Маринетти выпустил манифест футуристов – нового направления в искусстве, главной идеей которого стало полное отрицание всех устоявшихся принципов создания художественных произведений.

И если любое авангардное течение в искусстве и литературе начиналось с отрицания канонов и традиций, то футуризм особенно преуспел в этом, так как отличался крайним экстремизмом.

Маринетти главной задачей нового направления провозгласил ежедневное осквернение алтаря искусств и утверждал в качестве приоритетов силу, агрессию, движение и разрушение.

В России начала XX века разброд в умах был велик, художники искали новые формы выражения сложного времени, поэтому любое возникающие направление в искусстве тут же находило благодатный отклик, и футуризм не стал исключением. Даже напротив, футуризм в литературе и живописи получил в России широкое распространение.

Многие известные писатели и поэты, позднее вошедшие в историю культуры (В. Маяковский, И. Северянин, В. Хлебников, Д. Бурлюк, Б.

Пастернак), начинали как члены многочисленных футуристических кружков, причем программные тезисы и многочисленные манифесты, провозглашавшие принципы нового направления в искусстве были для них намного важнее самого художественного творчества.

Кубофутуристы, эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, а также всеки и ничевоки поражали воображение публики не только своими резкими высказываниями по поводу традиционного искусства, но и своим необычным творчеством, а также весьма эксцентричными выходками. Многие из них были очень неплохими «продюсерами» самих себя.

Они не только творили новое искусство, но и очень успешно преподносили его публике, зарабатывая на этом неплохие деньги. Основными приемами для самопрезентации были публичные скандалы, вызывающий внешний вид и поведение. Эпатажем они привлекали к себе общественный интерес, публика весьма охотно приходила на выставки и литературные вечера, отдавая за входной билет немалые деньги.

В России новое авангардное течение нашло отражение главным образом в поэзии. Футуризм в литературе ярко проявился в новом словотворчестве, фонетике звука, необычных синтаксических конструкциях.

Слово для новых поэтов утрачивало свое привычное семантическое и лексическое значение, оно превращалось в пластичный материал из звуков, с помощью которых можно было «вылепить» любую конструкцию, создать новые, совершенно необычные комбинации, где смысл был далеко не главное, а точнее, творились иные смыслы.

Таким образом, футуризм в литературе пытался создать новый язык, демократичный и массовый, созвучный современным преобразованиям в обществе, понятный всем и принимаемый всеми.

Новое направление в искусстве не только стремилось осмыслить и передать сложные явления, происходящие вокруг, но и само преобразовывать мир, творить время.

Футуризм в литературе отличался совершенно необычными экспериментами, связанными с цветовыми образами звуков и слов. Так, каждому гласному и согласному звуку приписывалось определенное цветовое соответствие.

Сочетая их в своих стихах, футуристы создавали с помощью слов образные цветовые полотна, стараясь тем самым передать определенное настроение.

Футуризм в литературе тесно сплетался с другими видами искусства. Это течение получило довольно широкое распространение и в живописи, причем, некоторые поэты-футуристы были весьма оригинальными живописцами, например В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский и др.

Футуризм в живописи, как и в литературе, проявился в ярких экспериментах. Причем живописцам К. Малевичу, П. Филонову и др. с помощью кистей и красок удалось более действенно и наглядно выразить на холсте то, к чему стремились поэты в своем литературном творчестве.

Футуризм – это бунтарство, отрицание традиционного искусства и попытка создания нового, нацеленного на будущее. Это эксперименты со словом и звуком, поиск новых синтаксических и семантических конструкций, демократичных, понятных широким массам и способных выразить сложные преобразования в обществе начала двадцатого века.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Сюрреализм в литературе и живописи

Сюрреализм – направление буржуазного современного искусства, которое зародилось в начале 20-х годов прошлого столетия во Франции. Стиль олицетворяет собой кризис капиталистического общества и находит основы в пр…

Искусство и развлечения
Новаторство – это что? Новаторство в литературе и искусстве. Чехов как новатор

Новаторство в любой области – это нововведение, изобретение нового на основе старого, иногда сопровождающееся ломкой бывших традиций и устоев. Новаторство – это особый дар, способность изобретать и прогрес…

Искусство и развлечения
Русский футуризм в литературе — поэтический удар по эстетике и быту

Русский футуризм в литературе появился в начале ХХ века, а именно в 1912 году. Это время совпадало с благоприятной для его развития общественно-политической обстановкой в стране. Как и полагается, критики и высшее общ…

Искусство и развлечения
Романтизм в литературе и искусстве

Эпохи классицизма и Просвещения, господствовавшие на протяжении двух столетий в философии, литературе и искусстве, закончились французской буржуазной революцией, прогрессивные идеи которой быстро переродились в кровав…

Искусство и развлечения
Художественный образ в литературе и искусстве

Любое произведение искусства, созданное талантливым художником, оставляет «глубокий след» в сердце и сознании зрителя или читателя. Что же оказывает такое сильное воздействие, заставляет глубоко переживать…

Образование
Прометей: образ в литературе и искусстве

Прометей – образ древнегреческой мифологии. Он олицетворяет стойкость, выносливость и самоотверженность. Также Прометей является символом просвещения, так как именно он, согласно легенде, передал людям умение об…

Искусство и развлечения
Фантастический реализм в литературе и в живописи

Фантастический реализм – это одно из направлений в искусстве, которое возникло в 19 веке. Особенно ярко оно развивалось на почве как литературы, так и живописи. Данный термин применяется к различным художественн…

Искусство и развлечения
Что такое отрицательный герой в литературе и кино

Тема отрицательных героев еще недостаточно изучена, поэтому мы решили восполнить этот пробел, изучив отрицательных персонажей фильмов и книг. Они появляются не только в сказках, но и в классической литературе и кинема…

Искусство и развлечения
Инсургент — это? Понятие инсургента и дивергента в литературе и кинематографе

Что собой представляет дивергент и инсургент? Довольно странные и непонятные названия. Наверняка многие телезрители и книголюбы задавались подобным вопросом, встречая упоминания об этом в литературе и кино. Что это та…

Искусство и развлечения
Что такое экспозиция в литературе и как она строится?

Каждый человек прекрасно знаком с художественной литературой, с типом построения рассказов и романов. Однако мало кто знает, что на самом деле деление произведения на главы – это лишь мишура, которая позволяет ч…

Источник: http://monateka.com/article/134536/

Футуризм

Футуризм это одно из течений в искусстве авангарда 20 века.

Наиболее полно реализован в формалистических экспериментах художников и поэтов Италии и России (1909-21), хотя последователи футуризма были в Испании (с 1910), Франции (с 1912), Германии (с 1913), Великобритании (с 1914), Португалии (с 1915), в славянских странах; в Нью-Йорке в 1915 выходил экспериментальный журнал «291», в Токио — «Футуристическая школа Японии», в Аргентине и Чили существовали группы ультраистов (см. Ультраизм), в Мексике — эстридентистов. Футуризм провозгласил демонстративный разрыв с традициями: «Мы хотим разрушить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом», — утверждал итальянский поэт Ф.Т.Маринетти (1876-1944) со страниц французской газеты «Фигаро» 20 февраля 1909 (Манифесты итальянского футуризма. Перевод В.Шершеневича, 1914). Маринетти — признанный основатель футуризма. Он выводил футуризм за пределы собственно художественного творчества — в сферу социальной жизни (с 1919 как сподвижник Б.Муссолини он провозглашал родственность футуризма и фашизма; см. его «Futurismo е fascismo», 1924).

Читайте также:  Гийом аполлинер "золотой сон"

Футуризм в России

В России первый манифест итальянского футуризма был переведен и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909; благожелательный отклик появился в журнале «Вестник литературы» (1909. No 5). Эстетические идеи итальянских футуристов оказались созвучными поискам художников братьев Д. и Н.Бурлюков, М.Ф.Ларионова, Н.С.Гончаровой, А.

Экстер, Н.Кульбина, М.В.Матюшина и др., став в 1908-10 предысторией русского футуризма. Новый путь поэтического творчества был впервые указан в напечатанной в Петербурге в 1910 книжке «Садок Судей» (братья Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский, Е.Гуро). Осенью 1911 они вместе с В.

Маяковским и Кручёных составили ядро литературного объединения «Гилея» (будущие кубофутуристы). Им принадлежит и самый хлесткий манифест «Пощечина общественному вкусу» (1912): «Прошлое тесно: Академия и Пушкин непонятнее иероглифов», и потому следует «бросить» Пушкина, Достоевского, Толстого «с Парохода современности», а вслед за ними и К.Бальмонта, В.Брюсова, Л.

Андреева, М.Горького, А.Куприна, А.Блока, И.Бунина. Будетляне (неологизм Хлебникова) «приказывали» чтить «права» поэтов «на увеличение словаря в его объеме производными и произвольными словами (Слово-новшество)»; они предсказывали «Новую Грядущую Красоту Самоценного (самовитного) Слова» (Русский футуризм, 41).

История русского футуризма складывалась из взаимодействия и противоборства четырех основных группировок: 1) «Гилея» — с 1910 Московская школа «будетлян», или кубофутуристов (сборники «Дохлая луна», 1913; «Затычка», «Молоко кобылиц», «Рыкающий Парнас», все 1914); 2) Петербургская группа эгофутуристов (1911-16) — И.Северянин, Г.В.Иванов, И.В.

Игнатьев, Грааль-Арельский (С.С.Петров), К.К.Олимпов, В.И.Гнедов, П.Широков; 3) «Мезонин поэзии» (1913) — группа московских эгофутуристов «умеренного крыла»: B.Г.Шершеневич, Хрисанф (Л.Зак), К.А.Большаков, Р.Ивнев, Б.А.

Лавренев (их сборники — «Верниссаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия»); 4) «Центрифуга» (1913 — 16) (преемственная от петербургского эгофутуризма) — С.П.Бобров, И.А.Аксёнов, Б.Л.Пастернак, Н.Н.Асеев, Божидар (Б.П.Гордеев); их сборники — «Руконог» (1914), «Второй сборник Центрифуги» (1916), «Лирень» (Харьков, 1914-20).

Термин футуризм (точнее — эгофутуризм) применительно к русской поэзии впервые появился в 1911 в брошюре Северянина «Ручьи в лилиях. Поэзы» и в названии его сборника «Пролог «Эгофутуризм».

В январе 1912 в редакции ряда газет была разослана программа «Академия эгофутуризма», где в качестве теоретических основ провозглашались Интуиция и Эгоизм; в том же году вышла брошюра «Эпилог «Эгофутуризм», отметившая уход из объединения Северянина. Главой эгофутуризма стал Игнатьев.

Он организовал «Интуитивную ассоциацию», напечатал девять альманахов и ряд книг эгофутуристов, а также выпустил четыре номера газеты «Петербургский глашатай» (1912) (см. сборники «Орлы над пропастью», 1912; «Засахаре Кры», «Всегдатай», «Развороченные черепа», все — 1913).

В 1913-16 продолжали выходить альманахи издательства «Очарованный странник» (десять выпусков). Дольше всех приверженность идеям «интуитивного индивидуализма» демонстрировал Олимпов.

Против гладкой певучести шуршащих шелком «поэз» петербургских эгофутуристов восстали московские «будетляне» – речетворцы.

В своих декларациях они провозглашали «новые пути слова», оправдывая затрудненность эстетического восприятия: «Чтоб писалось туго и читалось туго, неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной»; поощрялось использование «полуслов и их причудливых хитрых сочетаний (заумный язык)» (Кручёных А., Хлебников В. Слово как таковое, 1913).

Союзниками поэтов выступали художники-авангардисты («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»), да и сами поэты — Д.Бурлюк, Кручёных, Маяковский, Гуро — были еще и художниками. Тяготение к кубизму было тесно связано с признанием канона «сдвинутой конструкции» (наложение объемов, кубов, треугольников друг на друга).

Поэтика «сдвига» в литературном творчестве поощряла лексические, синтаксические, смысловые и звуковые «смещения», резко нарушавшие читательские ожидания (использование снижающих образов и даже вульгарных слов там, где традиция диктовала возвышенную лексику).

В подходе «буцетлян» к словотворчеству обнаружились две тенденции: одна вела к самым крайним формам экспериментаторства (Бурлюк, Кручёных), другая — к преодолению футуризма (Маяковский, Каменский, Гуро). Однако и те и другие опирались на Хлебникова, ведущего теоретика футуризма.

Он отказался от силлабо-тонического стихосложения, пересмотрел и пересоздал поэтическую фонетику, лексику, словобразование, морфологию, синтаксис, способы организации текста.

Хлебников поддерживал устремления «будетлян» к преобразованию мира средствами поэтического языка, участвовал в их сборниках, где публиковались его поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс» (1910, разговорный стих, оснащенный редкостными рифмами и словообразованиями) и др. В сборнике «Ряв!» (1914) и в «Изборнике стихов.

1907-1914» (1915) поэт наиболее близок к требованиям кубофутуристов — «подчеркнуть важное значение всех резкостей, несогласов (диссонансов) и чисто первобытной глупости», заменить сладкогласие горькогласием. В листовке «Декларация слова как такового» и в статье «Новые пути слова» (см. сборник трех поэтов — Кручёных, Хлебникова, Гуро «Трое», 1913).

Кручёных вульгаризировал воспринятую у Хлебникова идею «заумного языка», истолковывая ее как индивидуальное творчество, лишенное общеобязательного смысла. В своих стихах он осуществил звуковую и графическую заумь. Поэтические откровения Хлебникова воспринял, откорректировал и приумножил Маяковский.

Он широко вводил в поэзию язык улицы, различные звукоподражания, создавал с помощью приставок и суффиксов новые слова — понятные читателям и слушателям в отличие от «заумных» неологизмов Кручёных.

В противоположность эстетизации Северянина, Маяковский, как и другие футуристы (Пастернак), добивался нужного ему эффекта — остранения изображаемого — путем деэстетизации («душу выржу»). В 1915 общим в критике стало мнение о конце футуризма. В декабре вышел альманах «Взял.

Барабан футуристов» со статьей Маяковского «Капля дегтя»: «Первую часть программы разрушения мы считаем завершенной. Вот почему не удивляйтесь, если в наших руках увидите вместо погремушки шута чертеж зодчего» (Поэзия русского футуризма). В октябрьской революции поэт увидел возможность осуществления своей главной задачи — с помощью стихов приближать будущее.

Маяковский стал «комфутом» (коммунистом-футуристом); тем самым он резко разошелся с проектом жизнестроительного искусства, который обосновывал высокопочитаемый им Хлебников. К 1917 понимание искусства как программы жизни трансформировалось у Хлебникова в обобщенно-анархическую утопию мессианской роли поэтов: вместе с другими деятелями культуры они должны создать международное общество Председателей Земного Шара, призванных осуществить программу мировой гармонии в «надгосударстве звезды» («Воззвание Председателей Земного Шара», 1917). В период революционного переворота некоторые футуристы ощущали себя соучастниками событий и считали свое искусство «революцией мобилизованным и признанным».

После революции попытки продолжить футуризм были предприняты в Тифлисе: «заумь как обязательную форму воплощения искусства» утверждали члены группы «41°» — Кручёных, И.Зданевич, И.Терентьев.

А на Дальнем Востоке вокруг журнала «Творчество» (Владивосток — Чита, 1920-21) объединились во главе с теоретиком Н.Чужаком — Д.Бурлюк, Асеев, С.Третьяков, П.Незнамов (П.В.Лежанкин), В.Силлов, С.Алымов, В.Март (В.Н.Матвеев).

Они искали союза с революционной властью; вошли в ЛЕФ.

Слово футуризм произошло от латинского fiiturum, что в переводе означает — будущее.

  • ТЕГИ
  • искусство
  • течение
  • футуризм

Предыдущая статьяФроттолаСледующая статьяФьюджитивисты

Источник: https://www.litdic.ru/futurizm/

Футуризм

ФУТУРИЗМ (фр. futurisme от лат. futurum — будущее) — одно из упадочных направлений в буржуазном искусстве 10 — 20-х гг. XX в. Футуризм характеризуется отрицанием традиций в культуре, апологией техники и урбанизма, издевкой над традиционными вкусами, шокирующим антиэстетизмом, отрицанием всего предшествовавшего художественного опыта.

Он впервые зародился в Италии. Сам термин «футуризм» впервые появился в статье вождя итальянских футуристов Ф. Т. Маринетти «Манифест футуризма» (1909). Итальянский футуризм был созвучен стремлению национальной буржуазии превратить полуфеодальную страну в капиталистическую индустриальную державу. Критерием прекрасного были объявлены «техника», «скорость» и «сила».

Мотор считался «лучшим из поэтов», несущийся автомобиль — «прекраснее Ники Самофракийской». Человек будущего представлялся в виде всемогущего, жестокого и бездушного механизма. Это привело к тому, что наиболее воинствующее крыло итальянских футуристов во главе с Маринетти заняло во время первой мировой войны откровенно милитаристскую позицию, а позднее поддержало фашизм.

В искусстве футуристы отбросили понятийное осмысление и предметное воспроизведение жизни, с тем, чтобы передавать свое интуитивное восприятие стремительного потока времени сочетанием «чистых», т. е.

бессодержательных, материальных форм — путем произвольных словосочетаний и звукосочетаний в литературе, абстрактных композиций из линий и красок или деформированных предметов в живописи, диссонирующих аккордов и шумов в музыке.

Футуризм имел несколько национальных разновидностей, вортцисты в Англии; группа «Ниланд» в Германии; параксизм, динамизм, симультатизм во Франции; поэтизм в Чехословакии и др. В России, где футуризм возник между двумя революциями, сложилось несколько группировок.

Основные из них «будетляне», или «Гилея» (В. Хлебников, Д. Бурлюк, В Каменский, В. Маяковский, А. Крученых и др.), «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, В. Гнедов и др.), «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Б. Лавренев, Р Ивлев и др.) и «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н.

Асеев и др.).

Русский футуризм был самобытным явлением. Его виднейшие деятели видели свои истоки в революции 1905 г. («Нам незачем было прибиваться извне — мы бросились в будущее от 1905 года»,— писал В. Хлебников). Многие из русских футуристов во время первой мировой войны заняли антивоенную позицию, а затем встали на сторону Октябрьской революции.

В художественной практике они разделяли общее для футуристов увлечение в области самодовлеющего формотворчества. Однако в целом творчество русских футуристов далеко не ограничивалось только поисками в области формы.

Маяковский, например, с самого начала выступал за «полезность поэзии», а в своем художественном творчестве шел по пути действительного новаторства, создавая искусство качественно нового типа, по сути своей далекое от футуризма.

Источник: http://esthetiks.ru/futurizm.html

Футуризм

Гениальные дети современности.

Из манифеста футуристов

В 1909 году итальянский литератор Филиппо Маринетти в Парижской газете «Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме», в котором он провозглашал смерть старого искусства и рождение нового, призванного спасти мир. Ключевой лозунг, выдвинутый Маринетти, – «Parole in liberta!» («Слова на свободе»!). Новое искусство называлось футуризм.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Русский футуризм родился в 1910 году, когда в Петербурге вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Название для него придумал тогда никому неизвестный поэт Велимир (повелевающий миром) Хлебников.

Ставка при выборе названия делалась на очевидную смысловую невнятность, а также на эффектное звуковое сходство слов «садок» и «судей».

Книга была напечатана на обратной стороне обоев – «на мещанских кожах обывательских квартир», как выразился Давид Бурлюк.

Читайте также:  Марина цветаева "моим стихам, написанным так рано...": анализ стихотворения

Кроме упомянутых поэтов, в число авторов сборника входил Василий Каменский. Вместе с Владимиром Маяковским и Алексеем Крученых эти поэты скоро составили наиболее влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи.

Кубофутуристами их называли потому, что большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. В живописи они придерживались направления кубизм (разложение сложных объемных форм на простые и плоские, приверженность к геометрическим фигурам).

Гилея (по-древнегречески «лесная») – название местности в Таврической губернии, где у отца Давида Бурлюка было имение, и куда в 1911 году приезжали футуристы.

Кроме того, заметными группами были «эгофутуристы» (Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Василиск Гнедов и др.) и объединение «Центрифуга» (Борис Пастернак, Николай Асеев, Сергей Бобров и др.)

В качестве философских предпосылок русского футуризма были восприняты идеи Анри Бергсона, Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, которые провозглашали интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной культуры, идеал «сверхчеловека», свободного от каких-либо моральных ограничений, от власти объективных законов.

Русские футуристы (будетляне) пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Он понимался ими как макрокосм, а человек – как микрокосм. Современный мир по футуристам – это движение, устремленность в будущее. Они буквально жили им.

Свое творчество футуристы противопоставили символизму. Они отказывались от мистицизма, недосказанности, присущих символизму, воспевали пользу, а не тайну, и человека поставили в центр мира.

Футуристы провозгласили антиэстетизм, а тезису «Искусство для искусства» – лозунг «Искусство для масс». По мнению футуристов, искусство призвано преобразовать мир и человека.

Но наследие прошлого они полностью отвергали, считая его «собранием окаменелых ценностей».

В своей первой декларации «Пощечина общественному вкусу» футуристы заявляли: «Только мы – лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности…».

В манифесте из сборника «Садок Судей II» было заявлено отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы, рифмы, размеры стиха» новые слова и новые темы; презрение к славе.

Футуристы постоянно намеренно эпатировали, шокировали публику своим поведением, вызывающей одеждой. Все их выступления неизменно сопровождались скандалами.

«Перед выходом нашим на эстраду сторож принес поднос с двадцатью стаканами чая.

А когда вышли мы (Маяковский – в желтом распашоне, в цилиндре на затылке, Бурлюк – в сюртуке и желтом жилете, с расписным лицом, я – с желтыми нашивками на пиджаке и с нарисованным аэропланом на лбу), когда, прежде всего, сели пить чай, аудитория гремела, шумела, садилась, хлопала в ладоши, веселилась», – вспоминал Василий Каменский.

Футуристы культивировали образ поэта-хулигана. В их стихах специально нагнетались шокирующие безобразия: «дохлая луна», «звезды – черви, пьяные туманом» (Бурлюк), улица провалилась, как нос сифилитика» (Маяковский).

Футуризм делал установку на обновление поэтического языка.

Обратимся к поэзии футуристов. Проанализируем стихотворение Велемира Хлебникова «Заклятие смехом» (1910).

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных –

Смех усмейных смехачей!

Задание:

Попробуйте расшифровать значение неологизмов и оттенков однокоренных слов.

Ответ

Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он пытался «найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов их одного в другое – свободно плавить слова». Языковой эксперимент превращался в эстетический факт.

Вопрос

Каковы корни стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»? На что оно похоже?

Ответ

Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.

Не менее неожиданным было стихотворение Маяковского «А вы могли бы?» (1913).

Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть Могли бы

На флейте водосточных труб?

Футуристы также сделали попытку придумать новый язык. В декларации «Слово как таковое» они заявляли: «Живописцы будетляне не любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». Особая роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев», обладает определенной семантикой (смыслом).

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиэээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

Это стихотворение Хлебникова. Как вы думаете, каково значение звуков в этом стихотворении? Что они вам напоминают?

Ответ:

Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой символ – птиц. (Отец Хлебникова был орнитологом). Этот символ, считал поэт, должен передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык символизировал связь между народами и континентами. Такой язык должен был в будущем объединить людей на планете.

Обратимся еще к одному стихотворению Хлебникова «Кузнечик» (1908 – 1909).

Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер. «Пинь, пинь, пинь!» – тарарахнул зинзивер. О, лебедиво!

О, озари!

Вопрос

Назовите неологизмы и определите, как они созданы?

Ответ

«Крылышкуя» образовано от существительного «крылышко» и имеет признаки деепричастия – сравним: «рисуя», «воркуя»;

«золотописьмо» – сложное слово, образованное слиянием слов «золото» и «письмо»;

«лебедиво» сочетает в себе слова «лебедь», «лебединый» и «диво».

«зинзивер» явно существительное, хотя не совсем понятного происхождения, его значение выступает из фонетического образа.

Вопрос

Что еще можно сказать о звуковых образах этого стихотворения?

Ответ

В стихотворении много ассонансов.

«у» встречается 5 раз;

«и» – 11 (в словах «тончайших», «жил», «уложил» буква «и» обозначает звук «ы»);

Аллитерации «з», «ж» и «ш», «х» передают жужжание насекомых и шорох травы; «л» и «р» создают образ живой природы.

Заключительное слово

Бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно меняющийся, теряющий опоры мир. Но футуризм послужил и созидательным художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых функциях искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые эксперименты со словом получили развитие в литературе.

Литература

Олег Лекманов. Футуризм // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

В.Альфонсов. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма. Серия: Новая библиотека поэта. СПб., 2001

Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/techenia/futurism.htm

Русский футуризм как направление в литературе — черты, течения и представители

Футуризм как направление — история, идеи

Русский футуризм, несмотря на свою специфику, не был единичным мировым явлением. В 1909 году в Париже был напечатан манифест футуризма поэтом Ф.Маринетти, направление было широко распространено в Италии.

История футуризма

Специфика итальянского футуризма заключалась в новых взглядах на искусство: поэзия скорости, ритмы современной жизни, пощечины и удары, прославление техники, облика современного города, приветствие анархии и разрушительной силе войны.

Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. В 1910 году был опубликован манифест русских последователей футуризма «Садок судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).

Начало русского футуризма

Однако сам футуризм в России не был однороден. Он был представлен четырьмя группами:

  • петербургские эгофутуристы (объединялись вокруг издательства «Петербургский глашатай» — И.Северянин, И. Игнатьев, К.Олимпов)
  • московские эгофутуристы (по названию издательства «Мезонин искусства») – В.Шершеневич, Р.Ивнев, Б.Лавренев)
  • московская группа «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров)
  • наиболее известная, влиятельная и плодотворная группа «Гилея» – кубофутуристы (А.Крученых, Д. и Н. Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский)

Характерные черты русского футуризма

Это:

Обращенность в будущее- черта футуризма

  • обращенность к будущему
  • чувство грядущего переворота жизни
  • приветствие краху старой жизни
  • отрицание старой культуры и провозглашение новой
  • отрицание преемственности литературного потока
  • прославление нового человечества
  • урбанистические темы и приемы поэзии
  • антиэстетизм

Эпатаж — черта футуризма

  • эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни
  • изобретение новых форм
  • интерес к живописи, введение новой графики и звукописи
  • речетворчество, создание «зауми»

Феномен футуризма был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства». Н.Бердяев считал, что с этим направлением наступил кризис гуманизма в искусства,

Отрицание старого — черта футуризма

Однако В.Брюсов говорил о том, что

Формотворчество — черта футуризма

Стремление поэтов к словотворчеству, создание зауми порождало особое внимание к возможностям языка.

Значение футуризма — достижения и представители

В поэзии русского  футуризма возникали

Урбанизм — черта футуризма

  • новые корнесловия,
  • соединения слов,
  • появлялись новые суффиксы,
  • был преобразован синтаксис,
  • вводились новые приемы подчинения слов,
  • новые обороты речи,
  • менялся строй предложения.

Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой эстетизации объекта поэзии, особой «красоты, красоты иного рода, чем красота символистов или акмеистов. Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее.

В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами.

По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве.

То, что сейчас привычно и обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное неприятие, либо, наоборот, восторг.

Основоположник «зауми» —  В.Хлебников

«Будетлянин» Хлебников создал много филологических парадоксов, он сумел, действительно,

Имя В.Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (В.Маяковский), так и на потомков (А.Айги). О.Мандельштам считал, что из наследия Хлебникова

Наша презентация

Творчество раннего В.Маяковского

Его ранние стихи – это и

  • «пощечина общественному вкусу»,
  • и эстетизм/ антиэстетизм города,
  • ненависть к буржуа,
  • трагизм мироощущения не только лирического героя, но и окружающего его мира.

Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное представление о том, что может поэт. В отличие от других поэтов, в отличие от мещан, поэт Маяковский может увидеть в обыденном

Как уже говорилось, практические все футуристы работали со словом, занимались словотворчеством.

Поэзия И.Северянина

И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

Значение футуризма

Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др.

Ему нельзя было не отказать в необыкновенной виртуозности. Есть точка зрения, что поэзия Северянина весьма проста и даже примитивна. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд.

Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония.

Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Именно этим И.Северянин и покорял публику. «Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной.

Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в культуре Серебряного века России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/russkiy-futurizm-kak-napravlenie-v-literature-chertyi-techeniya-i-predstaviteli

Ссылка на основную публикацию