Эко-архитектура – природа в городе

10 «зеленых» эко-зданий, которые сделают мир лучше

Культурный центр CaixaForum Madrid, Мадрид, Испания

Здание музея и культурного центра CaixaForum Madrid было спроектировано архитектурным бюро Herzog and de Meuron. Зеленую стену дали на откуп французскому ботанику Патрику Бланку (Patrick Blanc).

Жилой дом по проекту Винсента Каллебаута, Тайбэй, Тайвань

На проект жилого здания в Тайбэе архитектора Винсента Каллебаута (Vincent Callebaut) вдохновила модель ДНК. Фасад здания планируют украсить 23 000 деревьев. Первые жители смогут оценить дом-сад уже в конце этого года, когда строительство будет завершено. 

Спиралевидная башня, Тулуза, Франция

Архитектор Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind) планирует закончить спиралевидную «зеленую» постройку в 2022 году. В проектировании здания архитектору помогал ландшафтный дизайнер Николя Гислуа (Nicolas Gilsoul), который привнес идею с зелеными природными «слоями» здания.

«Вертикальный лес», Милан, Италия

«Вертикальный лес» (Bosco Verticale) по проекту архитектурного бюро Стефано Боэри (Stefano Boeri Architetti) построили в 2014 году. Ансамбль из двух жилых башен украшен деревьями, кустарниками, цветами. Посадки не только оживляют город, но и поглощают углекислый газ и производят кислород.

«Спираль», Нью-Йорк, США

Бюро BIG разработало небоскреб в Нью-Йорке в форме спирали. По соседству со зданием находится парк High Line, поэтому в оформлении террас по периметру 300-метровой башни решили использовать деревья и вьющиеся растения.

Green Cast, Одавара, Япония

В проекте Green Cast архитектор Кенго Кума (Kengo Kuma) создал облегченную версию «зеленой стены». Фасад здания частично состоит из панелей, за которыми расположены горшки с растениями и сооружены системы вентиляции, полива и водосточных труб. Зелень в здании украшает не только фасад, но и растет на крыше, куда могут выходить жители верхних этажей.

Jalan Elok House, Сингапур

В трехэтажном доме Jalan Elok по соседству с Орчард-роуд, главной торговой улицей Сингапура, деревья растут прямо на кухне, а внутренние стены покрыты живыми растениями во всю высоту здания до террасы на крыше. Зеленый экран защищает открытую площадку от посторонних глаз из окон соседних зданий.

Parcel D, Пуэрто-Рико

Создатели проекта Parcel D архитектурной группы Oppenheim Architecture + Design намеренно разбили бетонный массив зеленью. Архитекторы также подумали об экологическом использовании водных ресурсов: системы сбора, хранения и фильтрации дождевой воды предназначены для ухода за растениями и позволяют экономить воду.

Школа искусств WOHA, Сингапур

Школа искусств в Сингапуре — не только учебное заведение для творческих и талантливых людей, но и современный архитектурный проект. Фасады постройки из трех корпусов покрыты растениями, а на крыше создан парк для отдыха и находится беговая дорожка.

Кампус технологического университета FPT, Хошимин, Вьетнам

В Хошимине мало деревьев, поэтому кампус технологического университета FPT, решили украсить зеленью и разбить сад во внутреннем дворе. По проекту архитектурной группой Vo Trong Nghia Architects на фасаде в шахматном порядке высадят растения. Такое архитектурное решение должно не только облагородить пейзаж, но и улучшить экологию.

Источник: http://www.geo.ru/ekologia/231317-gorod-sad-10-zelenyh-zdanii-mira

Экоархитектура: описание, особенности, интересные факты и отзывы

Экоархитектура – это особая архитектурная концепция, которая учитывает, в первую очередь, экологические факторы при проектировании среды обитания человека. Основные принципы этой концепции разработал итальянский архитектор Паоло Солери.

Также под экоархитектурой понимают реализацию идеи о том, что за счет хорошо спланированных гиперструктур, которые вмещают в себя население отдельно взятого города, возможно существенно снизить негативное влияние человека на окружающую среду.

Как появилась идея экоархитектуры?

Экоархитектура зародилась после того, как стало понятно, что городские поселение стали занимать неоправданно большую территорию. Такая ситуация начала складываться во многих странах. Ущерб окружающей среде, который наносили города, был огромен.

Главный элемент этой архитектурной концепции заключается в уменьшении той площади, которую занимают городские жители, за счет переселения их в трехмерную гиперстурктуру. При этом автор идеи Паоло Солери не стал ограничиваться исключительно экологическими соображениями.

Он начал развивать свой проект и в социальном направлении. По его замыслу, новые гиперструктуры должны были помогать более эффективному планированию, наибольшему использованию общественного транспорта. В конечном счете это бы привело к увеличению плотности населения.

При этом помогло бы избавиться от большинства проблем, присущих мегаполисам.

Примечательно, что не Солери первым пришла в голову такая идея. Экологическая архитектура впервые описана, как это часто бывает, в художественном произведении. Идеи, которые взял за основу Солери, первым изложил в своем научно-фантастическом романе “Когда Спящий проснется” Герберт Уэллс.

Претворение идеи в жизнь

В настоящее время самый популярный проект данной архитектурной концепции называется Аркозанти. Это город в США, спроектированный еще самим Солери. С 1970 года его строительство ведется студентами-энтузиастами. Он полностью отвечает такому понятию, как “экоархитектура”.

При этом его нельзя признать успешным. В то время как поселение рассчитано на 3-5 тысяч человек, в нем живут всего около 100 добровольцев. При этом на данной площадке удается успешно реализовывать образовательные и туристические проекты. В данный момент Аркозанти ежегодно посещают около 5 тысяч человек.

Чем занимаются фирмы под названием “Экоархитектура”

В России сегодня не встретить подобных поселений, зато открылось множество компаний, работа которых в той или иной степени связана с экологией. Многие из них так и называются – “Экоархитектура”.

Некоторые из них, например, занимаются срочным оптовым выкупом продуктов питания. Причем продуктов с истекающим или истекшим сроком годности, проблемных партий продуктов питания и прочего неликвида. Этим занимается ООО “Экоархитектура” (г. Москва и МО). Впоследствии продукты питания идут на вторичную переработку. Это оказывает немалую помощь окружающей среде.

Есть еще одна компания в Екатеринбурге, которая называется “ЭкоАрхитектура”. Утилизация отходов – главное направление ее деятельности. Ее специалисты готовы помочь избавить от отходов I-V классов опасности. Компания забирает и сортирует все виды отходов, предоставляет полный пакет документов и экологическую отчетность.

Экостиль в архитектуре

В современном дизайне и архитектуре экостиль весьма распространен. Это модное и актуальное направление. Ему посвящают большое количество исследований, проектов и монографий. Например, это статья сотрудников Харьковской национальной академии городского хозяйства А. Кривицкой и Н. Криворучко под названием “Экоархитектура как сохранение природного каркаса”.

Работа посвящена двум городам – Харькову и Белгороду. Они, по мнению ученых, вполне могут стать примером агломераций нового типа. В настоящее время промышленные отходы, загрязнение воздуха, ухудшение санитарно-эпидемиологических условий значительно ухудшают условия проживания человека в городе.

Поэтому только проектирование новых экоструктур в условиях сохранения природного каркаса региональной системы в крупных агломерациях может спасти нынешнюю экологическую ситуацию.

Критерии экоархитектуры

Для того чтобы эко-тек в архитектуре соответствовал современным представлениям об этой концепции, он должен подходить под определенные критерии.

Во-первых, это энергосбережение. Необходимо минимизировать применение источников синтетической энергии. Во-вторых, использование строительных материалов исключительно природного происхождения, которые еще и способны самообновляться. Это, например, древесина. Такой подход позволит потомкам не нуждаться в этих материалах.

В-третьих, к зданию нужно относиться, как к живому организму. Архитектура должна восприниматься как среда проживания. Нужно помнить, что дом тоже “дышит”, со временем “растет”, а затем “увядает”.

В-четвертых, во всех сферах жизни необходимо минимизировать вредное воздействие на окружающую среду. И, наконец, последнее – использование объектов, приближенных к природным. Причем четко понимая, для чего вам нужна именно такая форма.

Современные экоархитектурные проекты

Концепция эко-архитектуры, проекты которой представлены в этой статье, развивается по всему миру. Яркий пример – “Дом уединения” в Аргентине, его проект появился еще в 1975 году.

Главный идейный вдохновитель, архитектора Эмилио Амбаш, задумал этот “черный квадрат” в архитектуре. По его замыслу, он должен был, так же как и картина Малевича, символизировать конец искусства и давать выход в новую спиритуалистическую реальность.

Но когда дом все-таки был построен, в 2005 году, он стал символом “природного” образа жизни, который так популярен сегодня.

Жилые помещения этого “Дома уединения” скрыты внутри холма и служат отличными зонами для медитации. На холме возведены две стены с лестницами, которые пересекаются под острым углом. Предполагается, что человек, который смог достичь просветления, поднимается по ним над серой действительностью.

Еще один экоархитектурный проект реализуется в японском городе Фукуока. Это один из крупнейших городов этой азиатской страны, который страдает от катастрофической нехватки свободного пространства.

История этого проекта началась в 1995 году, когда возникла необходимость в строительстве культурного центра. Выяснилось, что единственное место для такого здания муниципальные власти могут предложить в городском сквере, размер которого не превышает двух городских кварталов.

Чтобы не вырубать этот сквер, было принято решение занять 15-этажный небоскреб под культурный центр, сохранив и так немногочисленные в Японии зеленые насаждения. В небоскребе разместились выставочные площадки и конференц-залы, музеи и арт-площадки.

В это же время зелень от сохраненного парка поднимается по южному фасаду здания, делая его похожим на одно из чудес света – сады Семирамиды.

При этом, оценивая такую концепцию, как экоархитектура, можно столкнуться с противоречивыми отзывами. С одной стороны, специалисты отмечают положительные моменты – ведь эти проекты помогают экологии и сохраняют окружающую среду. С другой стороны, многие эксперты отмечают, что на этапе реализации многие идеи оказываются слишком затратными, на них тратится необоснованно много денег.

Деревня Дитикон

Еще один экоархитектурный проект, о котором нужно рассказать, – это деревня Дитикон (Швейцария), созданная Петером Фечем.

Она появилась в 1993 году в районе небольшого городка Дитикон. Через несколько лет, когда на экраны вышел фильм “Властелин колец”, местные жители назвали образовавшуюся рядом с ними деревеньку швейцарским Средиземьем.

Первый подземный дом Феч построил еще в 1970-х годах. С тех пор в Диетиконе ему удалось возвести девять подземных строений различной площади. От 60 до 250 квадратных метров. Они очень были похожи на жилища хоббитов из сказки Толкиена.

Приглянулись они и людям. Кровля из почвы и травы естественным образом защищала жилища от дождей, ветров и резких перепадов температуры. Также это помогает тратить намного меньше энергии, чем в обычном доме. Эти постройки абсолютно безвредны для окружающей среды.

Вертикальные фермы

Проект строительства вертикальных ферм зародился в стенах Колумбийского университета в США. По мнению его ученых, уже к 2050 году в города переберутся 80% жителей Земли. Причем привычка употреблять в пищу экологически чистые сельхозпродукты по-прежнему сохранится.

Чтобы решить эту проблему, Пьер Сарту и Огюстен Розенстиль предложили проект вертикальных ферм. Это небоскребы, заполненные теплицами и загонами для скота. Большое количество таких сооружений в перспективе позволит прокормить все десять миллиардов жителей, которые к 2050 году заселят Землю.

Органический дом

Еще один проект, заслуживающий внимания, – органический дом Гаэтано Пеше. На ранних эскизах он напоминал дуб, в котором корни выполняли роль фундамента, а крона – крыши.

Читайте также:  А.п. чехов "лошадиная фамилия": описание, герои, анализ рассказ

В конечном счете дом стал бамбуковой рощей, стремящейся только вверх. Она появилась в центре еще одного японского города – Осаки.

В 1993 году это здание просто взорвало форменное единообразие классического азиатского делового квартала. Алый фасад органического дома украшен цветочными горшками.

В них растут практически все виды кустарников, которые только возможно встретить в этой климатической зоне. Это наглядный пример реализации экоархитектуры в жизни.

Источник: https://autogear.ru/article/320/131/ekoarhitektura-opisanie-osobennosti-interesnyie-faktyi-i-otzyivyi/

Органическая архитектура (эко-архитектура, зелёная): особенности, примеры

Органическая архитектура, как концептуальный подход, в последней половине двадцатого века обрела огромную популярность, благодаря использованию новых технологий и материалов. Современные органические здания стремятся к естественности во всём: в форме, материалах, интерьерах и экстерьерах. Надо отметить, что это направление идёт как:

  • Экологическая архитектура,
  • Зелёная архитектура,
  • Био тек или Бионика (если форма напоминает природную).

Органическая архитектура: особенности

Данное направление стремится создавать гармонию с окружающей средой,

  • объединяя пространство жизни и деятельности в единое целое с окружающей средой,
  • оформлять интерьеры, продолжающие ландшафтные виды,
  • уважая натуральные материалы.

Современные органические здания никогда не являются линейными или жестко геометрическими, например, как Арт-деко. Вместо этого, они имеют линии и формы, имитирующие естественность: шпиль в форме вытянутого листка дерева, расширяющиеся или сужающиеся спирали и тому подобное.

Истоки

Термин «органическая архитектура» был использован первый раз американским архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом (1867-1959) для описания своего экологически интегрированного подхода к дизайну. Его философия выросла из идей наставника Луи Салливана, учившего, что «форма следует за функцией», в противовес рационализму, основанному на логике модульности.

Дом над водопадом или Резиденция Кауфман. Архитектор Ф.Л.Райт, 1935

Ф. Л. Райт: дом над водопадом

Резиденция Кауфман берет свое название от имени владельца и возвышается прямо над ручьем в месте, где формируется водопад. Райт использует местный камень, как для экстерьеров, так и для интерьеров, оставляя многие из них в сыром, необработанном виде. В некоторых случаях, обнажая их прямо из живой скалы, на которой построен дом. Таким

образом Райт реализует свою архитектурную идею слияния человеческого вмешательства с природной средой.

Принципы органической архитектуры в Доме над водопадом. Пенсильвания, США.

Музей Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Пример органической архитектуры 20 века: Guggenheim Museum, New York City

Так же, как Резиденция Кауфмана полностью согласована архитектором с природой, так музей Гуггенхайма в Нью-Йорке устанавливает непосредственную связь природы с городом. Расположенный в самом сердце сити, он представляет из себя одну из весьма заметных выставочных площадок современного искусства в мире.

Его внешний объём гармонирует с внутренним, предлагая идею большой скульптуры: выставочная площадка состоит из длинного непрерывного спирального пути, который расширяется снизу вверх.

Спиралевидный объём здания внутри музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке

Таким образом, несмотря на то, что строение находится в городском пространстве, по своей форме оно взывает к формированию природного принципа.

Органическая архитектура в Сингапуре: деревянные корзины

Проект сингапурского технологического университета в Наньяне был разработан студией Томаса Хезервика. Архитекторы отвергли старую концепцию учебного центра, как бесконечного полупустого коридора без естественного дневного света. И предложили совершенно новое решение. Хаб состоит из взаимосвязанных между собой башен, которые окружают атриум, наполняя его светом.

Их форма органична и в здании почти нет прямых линий, что делает его похожим на природную конструкцию, нежели на построенную человеком.

Пример органической архитектуры в Сингапуре

Дом-слизняк — органическая архитектура Р. Пиано

Произведение архитектора Ренцо Пиано является одним из лучших примеров органической архитектуры.

Строение спрятано в небольшое пространство, образуемое задними дворами, благодаря чему гармонично вписывается в городской пейзаж и не нарушает внешнюю гармонию улицы.

Своеобразный дизайн здания соблюдает все необходимые строительные нормы и улучшает доступ соседей к естественному свету.

The Fondation Pathé, ParisОрганическая архитектура Ренцо Пиано

«Оазис в пустыне» Катара А.Исозаки

Катарский национальный конференц-центр (QNCC) был спроектирован известным японским архитектором Арата Исозаки (Arata Isozaki). Эффектная архитектура центра и ультрасовременный дизайн идеально подходят для проведения местных, региональных и международных мероприятий.

Qatar National Convention Centre, Doha Ссылка

Сооружение представляет собой впечатляющее строение с гигантскими стальными колоннами, которые напоминают стволы деревьев. Стальные деревья на фоне стеклянного фасада служат опорой для крыши и создают органичный вид портика, через который посетители проходят в здание.

Архитектор Арата Исозаки. Конференц-центр в Катаре. Пример органической архитектуры Ссылка

Будучи крупнейшим выставочным центром на Ближнем Востоке, вмещающий до 7000 человек в трех основных залах, центр представляет собой «оазис в пустыне» для поэтов и ученых, которые собираются под его ветвями, чтобы поделиться знаниями.

Органическая архитектура в Японии: пример виллы Shell

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Эта загородная вилла для отдыха в Каруизаве чем-то похожа на резиденцию Кауфман Фрэнка Ллойда Райта. Жилище идеально вписывается в естественную среду и отражает природу своим дизайном. Конфигурация дома, отдалённо напоминающая раковину, находится среди леса. Трудно определить, какая именно это форма.

Она явно отличается от пещер и скал, созданных природой. Внутри можно найти полы, стены и комнаты. Дизайн похож на заброшенный космический корабль, заросший деревьями, который местные жители обустроили себе под жилье.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

По словам архитекторов ARTechnic — быть на одной волне с природой заключается не в том, чтобы во всем ей подчиняться, а в слаженном существовании с ней.

Например, использование бетона и подъемная конструкция помогают защитить виллу от влажности, которая съедает традиционные дома, построенные в этой местности.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Загородная вилла разработана с идей, что если дом защищен от негативных природных влияний и обеспечивает комфорт, то человек будет возвращаться туда снова и снова, таким образом, выстраивая отношения с природой.

Вилла Shell, Karuizawa, Japan. Арх. Kotaro Ide / ARTechnic architects, 2008 Ссылка

Храм-лотос в Индии

Глобализация приведшая к расширению городов оторвала человека от природы. Чтобы заполнить эту духовную и эстетическую пустоту, человек стал взывать к формам, вдохновленным природой.

Гигантский цветок лотоса спроектирован иранско-канадским архитектором Фарибором Сахбой (Fariborz Sahba) и является Домом Поклонения Бахаи.

Lotus Temple, New Delhi, India 1986 Ссылка

В соответствии с архитектурными принципами, изложенными Абдул-Баха, сыном основателя религии, здание представляет собой девятигранную круговую форму, состоящую из 27 свободно стоящих мраморных «лепестков», расположенных в трех кластерах.

Офис-блин в Англии

Здание Уиллиса в Ипсвиче, Англия, является одним из самых ранних зданий, спроектированных Норманном Фостером и Венди Чизманом после создания ими Foster Associates. Построенное между 1970 и 1975 годами для страховой фирмы, даже по сегодняшним меркам оно является ярким примером органической архитектуры.

Willis Faber and Dumas Headquarters, Ipswich, United Kingdom
1970-75 Ссылка

Несмотря на то, что постройка является офисной башней, здание вписывается гармонично в городской ландшафт, представляя собой всего лишь три этажа. Находясь между несколькими дорожными развязками, его обтекаемая форма максимально использует всю доступную площадь, не нарушая средневекового уличного плана.

Офис страховой фирмы вписан в средневековую планировку города и максимально использует отведённое пространство. Англия

Здание выполнено из бетонных столбов, которые служат поддержкой для бетонных плит, и одето в стеклянный занавес. Панели из темного копченого стекла становятся  почти полупрозрачными ночью. На крыше – ресторан с панорамным видом и сад.

Пример органической архитектуры — небоскрёб-огурец

The Gherkin, London, 2001-4, арх. Норман Фостер Ссылка

Сооружение было построено в 2001—2004 годах по проекту знаменитого архитектора Нормана Фостера.  По существу оно является экологическим небоскребом.

Имея продолговатую конструкцию с закругленным концом, верхушка здания закрыта прозрачным линзообразным куполом, который служит смотровой площадкой. Снаружи равномерно покрыто стеклянными панелями и закруглено по углам, не позволяя ветровым потокам стекать вниз.

Лондонцы называют его Геркин (The Gherkin), что в переводе с английского — соленый огурец, за его органическую форму и зеленоватый оттенок стекла.

Фостер выступал за разработку более экономичных, эффективных и экологически благоприятных форм в архитектуре. Согласно его принципам, прямолинейные здания нельзя рассматривать как идеальные, если они работают против динамики тепла, звука и света.

Дизайн дома Геркин, действительно, очень функционален и практичен с точки зрения экономии энергии — использует естественную вентиляцию, энергию солнца и дневное освещение.  Таким образом, несмотря на высоту в 180 метров, здание потребляет вдвое меньше электроэнергии, чем другие постройки такого типа и признано «манифестом Бионики».

Небоскрёб-огурец. 30 St Mary Axe, London, Арх. Норман Фостер, 2001—2004 СсылкаОрганическая архитектура (эко-архитектура, зелёная): особенности, примеры Ссылка на основную публикацию

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/organic

Экологический Урбанизм. Концепция «ЭКО-ЗДАНИЯ В ПАРКЕ» (Часть 1)

Часть 1. Здание в парке

Тема этой статьи посвещена той области ландшафтной архитектуры, которая в силу своей специфики всегда была тесно связана с миром идей и философских концепций, возможно даже больше, чем архитектура зданий. Во многих культурах сад или парк ассоциировались с Эдемом, образом рая на земле, жить в котором позволялось избранным.

Дворцы, павильоны и оранжереи строились в парках на протяжении длительного периода исключительно для обеспеченных классов общества.

Естественная конвекция и тепловые характеристики исторически использовалась для поддержания микроклимата в зданиях Тадж-Махал, в котором сохраняется прохладный воздух даже в самую жару, медресе Хивы и Бухары, обеспечивающие микроклимат для большого количества людей без кондиционеров, жилые дома Пакистана с аэрационными колодцами, деревянная изба, использующая стабильность температуры подполья для охлаждения летом и сохранения тепла зимой, исландские и норвежские дома с земляной крышей, в которых стабильность температуры обеспечивается за счет тепловых характеристик грунта

Двадцатый век принес новые технологии в использовании природных возобновляемых ресурсов — солнечные батареи, электро-ветро-генераторы, тепловые насосы. Пока это достаточно дорогие технологии, но с повышением массовости их применения происходит и их удешевление.

Население Земли увеличивается и растет население городов. Дикая природа уступает место паркам, садам, сельхозугодьям. Ландшафты все более оказываются под влиянием техногенных факторов.

Человечество, как сказал Вернадский, в 20м веке превратилось в геологический фактор, активно влияющий на гео-литосферу и биосферу Земли.

Проблема взаимоотношений архитектуры и природы на рубеже XX – XI веков вышла на новый уровень в связи с развитием таких разделов науки как экология, биоэтика и ростом движения в защиту природы.

Поворотным моментом в развитии экологичного строительства стал «Зеленый саммит» в Рио-де-Жанейро в 1992 году, ответом на вопросы которого в урбанистике стало появление нескольких теорий развития архитектуры.

В середине 90х на Западе появилась теория ландшафтного урбанизма, согласно которой структура городов определяется факторами ландшафта в большей степени, нежели архитектурой. Ландшафтный урбанизм описывает «способность продуцировать градостроительные эффекты, традиционно достигаемых через возведение зданий, просто через организацию горизонтальных поверхностей».

Термин «Ландшафтный урбанизм» первоначально был выкован Питером Коннолли, но позже был сделан более популярным архитектором и деканом Ландшафтной Архитектуры Высшей школы Дизайна Гарварда Чарльзом Вальдхаймом. Он применил этот термин как средство к описанию недавнего возрождения ландшафта, как средства организации урбанистического порядка современного города.

Читайте также:  Сферы земли. внешняя оболочка земли

Джеймс Корнер, автор эссе “Terra Fluxus” идентифицировал пять общих идей, которые важны для использования Ландшафтным урбанизмом. Вот они:

1.Горизонтальность — использование горизонталей в ландшафте, скорее чем опора на вертикальные структуры.

2.Инфраструктуры – меньший эмфазис на традиционно городских инфраструктурах, таких как дороги и аэропорты, вместо этого опора на более органичное использование инфраструктур.

3.Формы процессов — идея о том, что структуры должны возникать из более существенного, чем их физическая форма.

4.Техники — те, кто практикует идею ландшафтного урбанизма должны быть способны адаптировать свои техники к окружению, в котором они находятся.

5.Экология — идея, что наши жизни переплетены с окружающей нас средой и мы потому должны уважать ее, создавая городскую среду.

В своем вступлении к книге Экологический Урбанизм «Почему Экологический урбанизм? Почему сейчас?» Мойше Мустафави спрашивает : Увеличивающееся население и города идут рука об руку со все большей эксплуатацией ограниченных мировых ресурсов. Каждый год все больше городов испытывает разрушительное влияние этой ситуации. Что мы можем сделать? Какие средства у нас есть как у проектировщиков чтобы ответить на этот вызов реальности?»

Критиками ландшафтного урбанизма являются представители Устойчивого Урбанизма, наиболее близкого к взглядам зеленых, сформулированных на саммите в Рио.

Устойчивый Урбанизм, по определению — это приложение принципов устойчивого развития и гибких принципов дизайна, планирования и администрирования к городам. Существует ряд организаций продвигающих и исследующих устойчивый урбанизм, включая правительственные и неправительственные организации, профессиональные ассоциации и профессиональные компании.

С устойчивым урбанизмом связано движение Экогород (также известное как Экологический урбанизм) , которое специально рассматривает способы строить города на экологических принципах, а также движение Гибкие города, специально обращающееся к проблеме исчезающих ресурсов, создавая местные сети распределения ресурсов для замещения глобальных поставок на случай больших перерывов. Зеленый урбанизм — другой термин для устойчивого урбанизма.

В книге «Устойчивый урбанизм: городское проектирование с Природой» (2007) архитектор и градостроитель Даг Фарр говорит о превращении городов в пешеходные, параллельно с элементами экологического урбанизма, устойчивой городской инфраструктурой, и нового урбанизма, и выходит за их пределы, замыкая кольцо на использовании ресурсов и включении всех источников ресурсов в город. Речь идет о повышении качества жизни путем размещения всех ресурсов на небольшом расстоянии от жилья и повышении качества предлагаемых продуктов.

Новый Урбанизм, течение 19 века, вдохновивший Фарра на определение Устойчивого Урбанизма, базируется вокруг идей собирания всего в небольшом радиусе доступности, использовании товаров более высокого качества, более высокой эффективности и размещении всего в пешеходной доступности, однако на Устойчивом Урбанизме кольцо замыкается. Критика Нового Урбанизма базируется на том, что он пытается приложить городские формы 19 века к городам 21 века, и что Новый урбанизм исключает экономическое разнообразие, создавая дорогие места для жизни, которые сильно приватизированы и контролируемы.

Более романтическое направление в развитии ландшафтов представляет практик и теоретик ландшафтной архитектуры Жиль Клеман, однако, он предпочитает называть себя садовником. Он сформулировал несколько концепций, имеющих сильное влияние на развитие эко-движения.

Жиль Клеман говорит о том, что планету Земля необходимо рассматривать как один Планетарный сад так как деятельность человека приняла такие масштабы, что даже удаленные части экосистемы планеты подвержены ее влиянию.

В связи с этим Клеман выдвигает идею нового человека – Человека Симбиотического, то есть включенного в окружающую среду, понимающего сложности экосистем и живущего в гармонии с ними.

С точки зрения Клемана человечество уже не имеет выбора в направлении развития, речь идет либо о выживании путем принятия экологической парадигмы, либо об исчезновении человека в месте с экосистемой Земли.

Проблема ландшафтов интересует не только архитекторов, но и антропологов.

Английский ученый Тим Ингольд в своей книге «Восприятие окружающей среды» выдвигает тезис о том, что ландшафт имеет огромное влияние на развитие человека как социального существа, что развитие навыков освоения окружающего мира напрямую связано с ландшафтом. Такие выводы он делает на основе антропологических исследований народности колттсов на северо-востоке Финляндии.

Идея симбиотического человека Жиля Клемана смыкается с исследованиями традиционного уклада общества Тима Ингольда.

В настоящем речь идет не о возвращении в дикую природу, которое вряд ли возможно, особенно в Европе, а о симбиозе со вторичной экосистемой парка или сада.

Можно говорить о симбиозе второй и первой природы вообще – сад и парк служат лишь частными примерами преобразования природы индустриальным обществом. Примерами такой второй природы могут быть французский регулярный парк и противоположный ему английский живописный.

Описывая переворот в парковом проектировании, совершенный Уильямом Кентом, Гораций Уолпол писал, что Кент “видел всю природу садом”.

Создание естественных ландшафтов со свободными формами на различных участках, например на вилле Поупа, Туикнем, Миддлсекс (для Александра Поупа; около 1730), и в Ричмонд-Гарденз, Суррей, где он построил “Пещеру Мерлина” (1785), должно было дать в результате “объемные картины”. То есть не картина копировала природу, а, наоборот, парковый ландшафт воспроизводил живописные изображения природы.

Современный парк приобретает не только визуальные характеристики, но становится необходимым элементом урбанистического ландшафта, обеспечивающим его выживание и в этом сближается с функцией сада.

Сад отличается от парка тем, что часто является коллекцией растений из совершенно чуждых экосистем, кроме того сад может быть рассмотрен как источник продуктов, в то время как парк – это пространство отдыха и созерцания, в большей степени связанное с местными природными условиями. Данное деление весьма условно.

Монастырские сады и сады закрытые (hortus conclusos) были и предметом созерцания и источником продуктов и лекарственных растений.

Монастырскому саду и монаху Менделю наука обязана появлению такого своего раздела как генетика.

Современное развитие генетики подталкивает идеи консервации и воспроизведения природных естественных экосистем в противовес искусственным сельскохозяйственным экосистемам генно-модифицированных растений.

Часто русские усадебные парки плавно переходили в лес. И здесь главным отличием была рукотворность парка, в то время как лес имел естественное происхождение.

В России понятие «леса» , который, в отличие от «тайги» (в английском — virgin forest – девственный лес, taiga), также является предметом ухода и заботы человека. Одичание леса ведет к его превращению в «чащу», «бурелом».

И технологии поддержания леса, его плодовитости были русским «ноу-хау»..

Природные и рукотворные экосистемы находятся в состоянии динамического равновесия и деятельность человека вносит в них дисбаланс.

С точки зрения биологической системы парк или является живым организмом в состоянии гомеостаза (естественного динамического баланса) и появление в парке нового здания нарушает этот гомеостаз.

Изменяются условия освещенности участков вокруг здания, распределение дождевой воды, направления местных ветровых потоков, состав грунта. Это ведет к изменению направлений переноса пыльцы и семян растений, направлений расселения насекомых и птиц.

Постепенно устанавливается новый баланс экосистемы, в которую здание включается как часть.

Дом может служить прибежищем для птиц и насекомых, источником перераспределения дождевой воды, источником отраженного тепла или наоборот источником тени для растений. В конце концов здание может предоставить дополнительные площади для вертикального и горизонтального озеленения и даже увеличить его площадь по сравнению с застраиваемым участком.

Здания в парках сейчас строятся не только из соображений престижности или повышения их стоимости, часто размещение в парковой зоне является функциональным требованием здания для чистого производства или лаборатории, так как зелень парка обеспечивает необходимое качество воздуха для работы в этом здании.

Источник: https://ardexpert.ru/article/973

Эко-архитектура городов будущего

Не существует никаких международных правил «зелёного» строительства. Каждый решает проблему экономии ресурсов и сокращения выбросов парниковых газов по-своему. Журнал National Geographic подобрал десять ярких тому примеров.

Изображение Wong Maye-E.

В этом году сингапурские чиновники открыли уникальные Сады у залива, охватившие 1 млн м². Комплекс создан не только для красоты и отдохновения, но и для обуздания эффекта локального перегрева.

Центральное место отведено стеклянному атриуму, где находится около 220 тыс. видов растительности (80% растительных видов мира, по уверениям Национального паркового совета Сингапура).

За его пределами раскинулась роща из 18 «супердеревьев» — вертикальных садов до 50 м в высоту, которые собирают дождевую воду, фильтруют выхлопные газы и перерабатывают солнечную энергию, освещая себя по ночам.

Эффект локального перегрева возникает в городах из-за того, что тротуар, асфальт и бетон поглощают тепло. По оценке Управления по охране окружающей среды США, среднегодовая температура в миллионнике примерно на 3 ˚С выше, чем в соседних сельских районах. Своего пика эффект достигает в самые жаркие дни лета из-за повального использования кондиционеров.

Значение растительности в зонах урбанизации выходит за рамки охлаждения и тени. Городские насаждения помогают улучшить качество воздуха и воды благодаря природным механизмам фильтрации. Например, недавнее исследование показало, что травы, плющи и другие растения (не только деревья) способны снизить содержание диоксида азота и твёрдых частиц в воздухе на целых 40 и 60% соответственно.

Фото Robert Wallis.

Рейхстаг, здание парламента Германии, в 1999 году обзавёлся новым стеклянным куполом, который с помощью системы зеркал направляет свет в глубину помещения, снижая зависимость от искусственного освещения. А ещё он собирает дождевую воду.

Кроме того, новинка, разработанная британским архитектором Норманом Фостером, привлекает туристов — и их деньги.

Экономия электроэнергии достигается ещё и тем, что купол выводит тёплый воздух из здания. К тому же здание вырабатывает энергию самостоятельно — из рафинированного растительного масла, а избыток запасает на будущее. В результате углеродный след Рейхстага снизился на 94%.

Фото Tyrone Turner.

«Научная баржа», которую можно встретить на реке Гудзон в Нью-Йорке, представляет собой школьный класс и теплицу. Питаемая солнечной энергией, ветром и биотопливом баржа, построенная в 2007 году, может похвастаться нулевым выбросом парниковых газов.

Овощи выращивают методом гидропоники, растения получают все необходимые питательные вещества из воды: хорошую почву (и почву вообще) найти в городских условиях нелегко. Для полива используется дождевая вода и очищенная речная, пестициды запрещены.

Компания New York Sun Works придумала баржу как прототип самодостаточного садика, который можно разбить на крыше здания.

Фото Yonhap News Agency.

Комплекс «Восемь домов», спроектированный компанией Bjarke Ingels Group, находится в десяти минутах езды на поезде за пределами Копенгагена (Дания). Там около 500 квартир и небольшой коммерческий район, где можно купить продукты или посидеть в кафе.

Здания, сданные в эксплуатацию в 2010 году, ориентированы на захват максимально возможного количества солнечного света (площадь хитро сконструированных крыш — 1 700 м²). Это не только экономит энергию, но и отвлекает тепло, снижая эффект локального перегрева.

Читайте также:  Народный календарь: лето, июль-страдник

Фото Liang baohai.

«Особняк солнца и луны» может стать крупнейшей солнечной фабрикой в мире и аналогом Кремниевой долины в области солнечной энергетики.

Это штаб-квартира китайской компании Himin Solar Energy — главного мирового производителя солнечных водонагревателей. Здание площадью 75 тыс. м² обладает также изоляцией, позволяющей экономить энергию на 30% эффективнее, чем обычно.

Заметим, что к 2020 году КНР планирует довести долю альтернативных источников в энергетике до 15%. Сейчас этот показатель составляет 9%.

Фото Marco Bulgarelli.

Первая экологическая деревня Великобритании появилась в Лондоне в 2002 году. Комплекс BedZED состоит из сотен домов и офисных посещений. Сады на крыше, вторичные строительные материалы, эффективная теплоизоляция, ускоренная переработка отходов, очень маленькое расстояние между домом и работой — всё это позволило вдвое снизить углеродный след поселения по сравнению с обычным городом.

Фото Corbis.

В 2007 году в Вальекасе, пригороде Мадрида (Испания), были установлены самодостаточные сады, которые к тому же дают людям кислород и энергию. Разбрызгиватель питается солнечными панелями, как и все остальные аспекты технического обслуживания и ремонта. Избыток уходит в электросеть.

Фото Ali Haider / European Pressphoto Agency.

Британские архитекторы Foster + Partners и строительная компания Abu Dhabi Future Energy Company из ОАЭ задумали город под названием Масдар, который на 100% будет обеспечиваться альтернативной энергией.

Одной из составляющей успеха станут вот такие башни (прототип установлен во дворе Масдарского института науки и техники), которые будут гонять прохладный воздух по городу, не производя при этом ни капли парниковых газов.

Фото Ashley Cooper.

Часть Университета Нортумбрии (Англия) под названием Городской восточный кампус была одним из первых зданий Европы, которое соответствовало требованиям Киотского протокола 1997 года. Кампус открылся в 2007 году. Он обеспечивает жильём примерно девять тысяч студентов.

Фото Matt Cardy.

Посёлок Уинтлс в английском графстве Шропшир — один из самых энергоэффективных в Великобритании. На дома, квартиры и прочее жильё приходится почти 30% выбросов страны, поэтому правительство поощряет граждан переселяться в такие экодеревни.

« Вернуться назад | Все новости | Следующая новость »

Источник: http://animalworld.com.ua/news/eko-arkhitektura-gorodov-budushhego

Экоархитектура

27.10.13

Существует мнение, что проживание в панельных домах негативно сказывается на состоянии здоровья. Это, прежде всего, связано с использованием железобетона и синтетических материалов, отсутствием контактов с природой. Успешно решить подобные проблемы помогает экологическая архитектура.

Экоархитектура ориентирована не только на сохранение природы, но и самого человека.

Она подразумевает строительство зданий из натуральных экологически чистых материалов, которые не наносят вреда здоровью (дерево, керамика, стекло, солома), а также защиту окружающей среды и безопасные способы утилизации отходов.

Для «зеленой» архитектуры важна последующая переработка материалов, использование природной энергии (солнце, ветер) и широкое применение дождевой воды (для этого в экодомах предусматриваются системы ее накопления и очистки).

Экоархитектура также отличается рациональным проектированием и компактностью форм, максимально бережным отношением к месту строительства здания. Проектирование всегда идет от конкретной местности и учитывает каждый изгиб рельефа. При строительстве предпочтение отдается панорамному остеклению, когда ландшафт становится как бы неотъемлемой частью дома.

Вообще в экологической архитектуре выделяют две основных тенденции: эко-хайтек и направление «простых решений». Эко-хайтек разрабатывает для дома сложные инженерные идеи, развивает и внедряет новейшие технологии, современную автоматику, способные работать на благо человека и окружающей среды.

«Простая» экоархитектура остается в рамках традиционных решений, проверенных временем.

На сегодняшний день экологическое строительство – самая модная тенденция мировой архитектуры. Во многих странах экодома стали привычным делом. Больше всего их строят в южных областях, что вполне объяснимо, так как такие здания «работают» на солнечной энергии. Опыт «зеленой» архитектуры в основном сконцентрирован в западных странах.

Масштабы экодвижения столь велики, что появились многочисленные своды стандартизации экопроектов.Наиболее известные — английский BREEAM и американский LEED. Последователи «зеленой» архитектуры практикуют возведение городов и поселений, представляющих собой стойкие экосистемы, наиболее привлекательные для проживания и работы.

Жители таких населенных пунктовнесут коллективную ответственность за сохранение окружающей среды.

Примером подобного экопоселения может послужить район Bo-01 в шведском городе Мальме. Он рассчитан на 600 квартир, находящихся в малоэтажных домах. Кроме жилья, в районе располагаются офисы, магазины и другие общественные здания.

Большинство из них имеют зеленые кровли, покрытые мхом и альпийскими растениями. Вокруг построек располагается много каналов и прудов для сбора воды, которая накапливается и очищается естественным образом. Большая часть собираемой воды предназначается для зеленых кровель и садов.

Также в районе с целью снижения энергозатрат круглый год используется энергия солнца.

Нужно отметить, что энергосбережение — основной критерий любого экопроекта. Соблюдая экологические нормы, экоархитектура экономично использует природные ресурсы. Для нее отопление, освещение, кондиционирование и акустика — объекты тщательной разработки.

При строительстве традиционные системы энерго-, водо- и теплоснабжения заменяются системами, способными использовать «бесплатные» ресурсы природы. Для этого применяются новейшие энергосберегающие технологии — ветряные турбины, солнечные батареи, тепловые насосы и так далее.

По мнению ученых, установка ветряных турбин или солнечных батарей позволяет получать до 25% экономии электроэнергии.

Значительно сэкономить можно и при конструировании «теплых» стен, при использовании кондиционирования за счет природных источников (например, если поблизости находится река, помещения выгодно охлаждать с помощью речной воды).

К сожалению, Россия в плане развития экоархитектуры пока отстает от западных стран. Хотя и у нас появляются отдельные проекты, близкие к мировым стандартам и учитывающие местные климатические условия.

Экодом в центральных широтах нашей страны рекомендуют ставить «глухой спиной» к северным ветрам и раскрывать витражи на солнце, использовать как тепловой барьер помещения сезонного типа. Даже эти простые правила экономят на отоплении от 30 до 50%.

Несомненно одно — строительство экодома обойдется на 10-30% дороже традиционного, но через 5-10 лет он полностью себя окупит. Поэтому экоархитектуру по праву считают не только безопасной, но и выгодной.

Источник: http://asb-club.ru/articles/build/build_124.html

Эко-архитектура WOHA: интеграция в контекст города

Городские здания не возводятся в чистом поле, они существуют в контексте архитектурного ансамбля всего города. Каждый архитектор, проектирующий в условиях города, вступает методами искусства в своеобразный диалог со своими предшественниками, в ходе которого высказывает им своё уважение и произносит собственное послание потомкам.

Тщеславная монументальность не способна успешно выполнить задачи интеграции зданий в культурно-исторический контекст, транспортную инфраструктуру, включающую пешеходные дорожки, или в окружающую среду города, на состояние экологии которого могут влиять здания -пагубно без учёта долгосрочных воздействий или конструктивно в духе устойчивого развития, как это делают архитекторы сингапурского бюро WOHA.

Ранние проекты основанного Richard Hassell и Wong Mun Summ бюро представляли собой частные дома, в которых архитекторы с помощью оригинальных решений начали решать проблемы регулирования климата без сложных технологических систем. Участие в конкурсе проекта станции метрополитена, открытом для любых бюро, даже не имеющих опыта реализации подобных проектов, завершилось победой для бюро WOHA, предложившего самый продуманный проект.

Станция Bras Basah в историческом центре города должна была, по мысли архитекторов, стать связующим звеном между подземной транспортной системой и наземными достопримечательностями посредством интеграции в контекст парка и заливки прозрачной крыши станции водой, формирующий зеркальную поверхность для отражения музея, собора и библиотеки, куда ведёт выход станции. Прозрачная крыша преследует цель регулирования климата под землёй, так как поднимающийся тёплый воздух поглощается водой, испарения которой в водопадах создают охлаждающий эффект. Стеклянная крыша, покрытая водой, пропускает естественный свет до самой платформы благодаря применению наклонной стены, отражающей свет и направляющей его всё ниже и ниже. Прозрачность приносит игру света и тени водной глади на стенах станции, она задумывалась не только как эстетический или экологический приём, но и способ психологического воздействия на тех людей, которые испытывают дискомфорт и напряжение в замкнутых пространствах.

План местности вокруг станции Bras Basah

План вестибюля станции Bras Basah

План эскалаторов станции Bras Basah

Платформа станции Bras Basah

Поперечный разрез станции Bras Basah

Продольный разрез станции Bras Basah

Общительность и приветливость эко-архитектуры WOHA в полной мере проявилась при создании торгово-развлекательного центра Iluma, который, по словам архитекторов, такой же празднично-весёлый, как детская игрушка.

Контрастные объёмы здания словно рвутся во все стороны, в одной части расположена парковка и кинотеатры, она закрыта разноцветными перфорированными металлическими солнцезащитными панелями, другая часть не только массивно озеленена, но и тщательно завуалирована кристаллами-многогранниками, выполняющими не только функцию затенения, но и служащих средствами для световых медиа-представлений. Художественное осмысление солнечной защиты здания превращает экраны в средство эстетического воздействия, делающего формы здания более загадочными и привлекательными. Цель привлечения внимания посетителей была решена и внутри здания, органические формы которого увлекают настолько, чтобы продолжить путь до следующего поворота или этажа.

Самый знаковый проект WOHA в Сингапуре — Школа искусств SOTA стал для архитекторов поводом поразмышлять о роли искусства в жизни общества, о современной системе образования в творческой сфере и о том, как архитектура служит искусству, природе и обществу.

Разделение здания школы на отсеки, где происходит обучение и где происходят представления для всех желающих, позволило донести искусство горожанам и дать подросткам возможность набираться опыта. Нижний уровень здания выступает пространством для публичных действ, под открытым небом или на сценах театра или концертного зала.

Учебные этажи, закрытые для доступа публики тем не менее открыты творчеству: коридоры и холлы служат импровизированными площадками, причём в качестве декораций выступают городские пейзажи.

Здание спроектировано как огромная ветровая машина, оно насквозь пронизывается порывами ветра, даже несмотря на то, что климат Сингапура характеризуется малой подвижностью воздуха и его высокой относительной влажностью. Проницаемость здания, понимаемая как открытость людям и природе, улучшает понимание между людьми и приближает человека к окружающей среде.

Озеленение фасадов естественными средствами создаёт тень, вместе с гуляющими по зданию ветрами способствует его охлаждению. Растения защищают здание от перегрева, уличного шума и пыли, они служат источником вдохновения даже в условиях города, поэтому даже крыша озеленена, а посреди неё разбита дорожка для бега.

Интеллектуальные послания архитекторов, небезразличных к мировому искусству и культуре, умело скрыты по всему зданию, приглашая учеников школы не только выработать свой взгляд на роль творческой личности в судьбах общества и планеты, но и принять участие в начатом архитекторами диалоге, оставив на всех намеренно окрашенных в белый цвет внутренних стенах свои видения будущего человечества в духе устойчивого развития.

Источник: https://hvoya.wordpress.com/2013/03/22/woha-city/

Ссылка на основную публикацию