Дар чувствовать природу: стихи сергея есенина

Человек и природа в лирике Есенина

Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Мир, который близок и понятен всем. Есенин – истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни.

Его родина – рязанская земля – вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах.

Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа – его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность.

Вся жизнь Есенина тесно связана с народом.

Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека – Есенина с русскими крестьянами.

Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», – вспоминал поэт. Уже современниками Есенин воспринимался как поэт «великой песенной силы».

Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни.

И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, –

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

«Моя лирика жива одной большой любовью, – говорил Есенин, – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Мне теперь по душе иное…

И в чахоточном свете луны

Через каменное и стальное

Вижу мощь я родной стороны.

С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А.

Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно.

Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью.

С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных – «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке» прозвучали такие слова: «…и, когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег –

на его глазах тоже сверкнули слезы».

После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».

Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории. Она – любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе. Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер; и на Кавказе не покидают думы о родине:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли…

Мы радугу тебе – дугой,

Полярный круг – на сбрую.

О, вывези наш шар земной

На колею иную.

В своей автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

В поэзии Есенина появляются новые черты, рожденные революционной действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления Советов в стране.

Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая».

Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Уж сколько лет не слышит поле

Петушьи пенья, песий лай.

Уж сколько лет наш тихий быт

Утратил мирные глаголы.

Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края», тревога за будущее России.

Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы. Есенин думает и страдает об обреченной деревне:

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству. В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация. Незабываем есенинский «красногривый жеребенок»:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особенно обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности.

Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации. Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина.

Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но теперь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:

Равнодушен я стал к лачугам,

И очажный огонь мне не мил,

Даже яблонь весеннюю вьюгу

Я за бедность полей разлюбил.

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною.

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?

С. Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.

О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни – он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым и писать о ней – смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:

Ведь я мог дать

Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки.

Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом «обаяние»… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, – и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».

Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-Человеку. Может быть, это и погубило его. «Мы потеряли великого русского поэта…» – писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Источник: http://vip-gdz.ru/chelovek-i-priroda-v-lirike-esenina/

Стихи Есенина короткие

Каждый автор выбирает для своего творчества ту форму повествования, которая ему удобна. Когда поэту писать приятно и просто, совсем неважно в какие объёмы вложил он свои творческие порывы. Трудно не согласиться, что огромные, объемные стихотворения сложны для запоминания и составляют целую проблему, если их нужно выучить наизусть.

Именно поэтому большие стихотворные произведения, в учебных программах, принято разбивать на части, или изучать в сокращении. К счастью, творчество поэтов многогранно, и многие авторы выбирали для себя как полноценные обширные, так и короткие формы. Сергей Александрович Есенин не стал исключением.

Поэтический дар Есенин открыл в себе рано, но на написание больших стихотворений он часто не решался, а вот короткие репризы об окружающем его мире у него получались отменно. В его стихотворениях было всё: непреодолимая любовь к Родине, любование природой, описание бытовых ситуаций с философским или ироническим подтекстом.

Позже в его творчестве появились и любовные нотки. Например, вот это четверостишие, написанное в последний год жизни поэта.

Ах, метель такая, просто чёрт возьми!Забивает крышу белыми гвоздьми.Только мне не страшно, и в моей судьбе

Непутёвым сердцем я прибит к тебе.

Данное стихотворение сочетает в себе все, что так волнует поэта – здесь и описание окружающей его природы с ее погодными неурядицами, и чистосердечное признание в любви.

Есенин утверждает, что в жизни он не боится ничего, ведь в его жизни есть единственная любимая, к которой он буквально прибит гвоздями. Эта любовь сохраняет его, защищает от неудач и потерь, и именно эта любовь способна подарить ему жизнь, тепло и будущее.

Даже столь короткая форма не помешала поэту вместить в произведение все свои чувства – иногда и четырех строк достаточно для того, чтобы показать весь спектр чувств.

Короткие стихи Есенина о природе

Природа, окружающий мир – это важная часть жизни Сергея Есенина, особенно на ранних этапах формирования его творчества.

Именно в родном селе он открыл в себе поэтический дар, и, вероятно, именно окружающие красоты научили его складывать слова в рифмы, выражать мысль не так, как это делали односельчане, а красиво, певуче и образно:По лесу леший кричит на сову.Прячутся мошки от птичек в траву.

Ау!Спит медведиха, и чудится ей:Колет охотник острогой детей.Ау!Плачет она и трясет головой:— Детушки-дети, идите домой.Ау!Звонкое эхо кричит в синеву:— Эй ты, откликнись, кого я зову!

Ау!

Лес в этом стихотворении – не просто посадки деревьев. Есенин видит здесь особую, насыщенную жизнь. У леса и свои истории, и свои жители, которые могут рассказать любому желающему о своей судьбе. Здесь свой собственный мир, в который путь открыт далеко не всем.

Но тому, кому посчастливилось заговорить с лесом, открывается много тайн. Есенин, сельский парень, чувствовал природу так, как не мог ее почувствовать ни один житель города.

Сергей был близок к самой природе, и природа отвечала ему взаимностью, позволяя рождать такие теплые и живые стихотворения.

Тема окружающей природы не покидала Есенина никогда. Именно в тот момент, когда ему только-только исполнилось тридцать, он написал стихотворение, которое до сих пор терзает души читателей:Снежная замять крутит бойко,По полю мчится чужая тройка.Мчится на тройке чужая младость.Где мое счастье? Где моя радость?Всё укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.

Здесь описана вся боль поэта, которой был наполнен последний год его жизни. Есенин чувствовал, как быстро уходит его молодость, как изменчиво счастье, как жизнь проходит, а ведь тридцать лет – уже внушительная цифра. Он видит, как радуются и гуляют другие, однако, сам он уже не тот, что был раньше.

Он пишет, что провел всю жизнь в поисках настоящего счастья, но оно так и не объявилось в его жизни, и унести его молодость кони по заснеженной улице. Есенин скорбит, и тема природы отлично помогает ему создать верную ассоциацию, показать, насколько холодно и горько в его душе оттого, что жизнь буквально ускользает.

Интересно, знал ли Есенин, что вскоре не станет его самого, думал ли он об этом, сочиняя эти строки?

Короткие стихи Есенина о любви

Часто любовь в жизни поэта играет решающую роль. Поэты вдохновляются именно чувствами. Именно чувства ведут творческих людей по их непростому пути, создавая неожиданные повороты. Конечно, Есенин не стал исключением.

Поэт прослыл, как озорной гуляка, и он пользовался просто ошеломительной популярностью у женщин. Женщины им восхищались, желали оказаться как можно ближе к поэту, а он с огромным удовольствием пользовался и своей красотой, и своей значительной популярностью в совершенно разных кругах.

Читайте также:  Тайны мертвого моря

Интересно, что самым привлекательным женщинам поэт посвящал свои лучшие стихи, но часто такие стихи рассказывали о несчастной, неразделенной любви.Не криви улыбку, руки теребя, -Я люблю другую, только не тебя.Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо -Не тебя я вижу, не к тебе пришел.

Проходил я мимо, сердцу всё равно –

Просто захотелось заглянуть в окно.

Это стихотворение полностью показывает и волевой характер Сергея Есенина, и его тонкие чувства. Он боится показаться слабым в глазах женщины, объясняет ей, что не любит ее ни капли, но при этом проходит под ее окнами только для того, чтобы хотя бы на мгновение увидеть ее.

Есенин обманывает или обманывается – скорее всего, он и сам не может разобраться в чувствах, которые так его мучают, потому и мучает других. Боль, которая ощущается в этом стихотворении, жива до сих пор, даже несмотря на то, что поэта больше нет.

Он любил, он болел, он ощущал – все это настолько ярко отражено в коротком стихотворении, что не может оставить равнодушным никого.Любовь в жизни этого действительно великого поэта – это боль и разочарование.

Сложно чувствовать себя счастливым, когда раз за разом тебе разбивают сердце – об этом довольно лаконично пишет сам поэт:Слушай, поганое сердце,Сердце собачье моёЯ на тебя, как на вора,Спрятал в руках лезвие.Рано ли, поздно всажу яВ рёбра холодную сталь.Нет, не могу я стремитьсяВ вечную сгнившую даль.Пусть поглупее болтают,Что их загрызла мета;Если и есть что на свете –

Это одна пустота.

Здесь чувствуется непросто горькое отчаяние. В этом стихотворении ощущается настоящая боль поэта, все его мысли пронизаны этой леденящей болью.

Поэт ненавидит себя за то, что доверяет свое сердце кому попало, он думает о том, как лучше было бы и не жить вовсе – он чувствует, что жизнь давит на него железным катком и раскатывает по мостовой.

Поэту кажется, что из сложившейся ситуации просто нет выхода – только горечь, боль и постоянная трагедия – это все, что осталось ему. Он отказывается от всех своих целей, желаний и стремлений – все это теперь теряет для него смысл.

Преимущества короткой формы

Не зря существует популярное выражение, что краткость – сестра таланта.

Именно в коротких произведениях содержатся самые яркие мысли и эмоции поэта, ведь здесь он не раздумывал часами над структурой произведения – он творил на одном дыхании, он записывал одну определенную мысль, и мысль эта получалась ясной и открытой.

Короткие стихотворения – это лучшая форма для тех, кто желает тренировать свою память, научиться красиво говорить и поражать окружающих своими широкими знаниями о поэзии. Чем короче стихотворения, тем больше произведений можно удержать в памяти, а, значит, легко блеснуть умом в любой компании.

Именно такие, короткие произведения поэт Сергей Есенин чаще всего цитировал на больших гуляниях. Публика просила выйти и прочитать – Есенин выходил и читал, не боясь запутаться и забыть слова. Он всегда знал, что в запасе у него много четверостиший, которые публика точно оценит.

Как Есенин пришел к такой форме?

Каждый поэт выбирает форму для творчества самостоятельно. Здесь настоящий простор – кто-то изначально пишет короткие оды, легкие для восприятия читателем, кто-то экспериментирует с размером и рифмой.

Есенин же, скорее, писал душой – каждая его строчка – это искренность, которая была заложена в нем от самого рождения.

Потому и форма у него выходила произвольная – он мог и писать большие поэмы, такие, как «Черный человек» и «Письмо к женщине», а мог максимально сократить свою мысль – ничто не мешало поэту писать так, как хотелось.

• В жизни Есенина особое место занимали эксперименты, и эксперимент с творчеством – один из них.

Более того, большинство объемных произведений поэта, все же, писались под заказ. Откройте любой сборник стихотворений поэта, и вы увидите, что редкое его стихотворение превышает двенадцать строк. Поэту такого объема было достаточно для того, чтобы выразить свою серьезную мысль со всей ее глубиной.

Тем более, типографии и издательства отлично понимали, что читатель, находящийся в довольно суровом положении в тяжелое время, не способен воспринимать большой объем информации – преимуществом пользовались именно короткие произведения, и использование такой формы сделало Есенину отличную репутацию в глазах читателя.

Заключение

Прошло довольно много лет с тех пор, как не стало поэта Сергея Александровича Есенина. Однако, его стихотворения актуальны и на сегодняшний день. Их добавляют в обязательную школьную программу, их читают наизусть на творческих вечерах, эти же стихотворения публикуют и в дорогих изданиях книг, и на личных страницах социальных сетей.

Все это говорит о том, что форма, выбранная поэтом, верна, и тогда, в начале прошлого века, поэт как будто заглянул в будущее.

Нет никаких сомнений, что еще сотни лет память о поэте останется у жителей как нашей, таки других стран.

Люди до сих пор читают и учат стихи Есенина наизусть, а имя автора, который не успел сказать при жизни всё что хотел, настоящее достояние русской поэзии.

Источник: https://gfom.ru/stihi_esenina_korotkie.php

Природа в поэзии есенина

Природа в поэзии С. А. Есенина

Недолгим, но сложным был жизненный путь Сергея Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость ҭворческих взлетов и боль падений. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок! с грустью признавался поэҭ. Да, во многом Есенин ошибался, во многом сомневался, но никогда не изменял своей любви к Родине.

До последней минуҭы жизни поэҭ любил воистину прекрасную русскую природу. Чувство Родины основное в моем ҭворчестве, говорил Есенин. Эҭим огромным чувством проникнуто все его ҭворчество. Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб, была страной его детства.

Здесь он впервые увидел, как березы отражаюҭся в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, как тоскуюҭ тощие поля.

Вся красота родного края позже отразилась в его стихотворениях, полных любви к русской земле:

О Русь малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

Многие ранние стихотворения навеяны религиозными представлениями и поверьями. В эҭих стихотворениях природа приобретает религиозную окраску: березы большие свечки, ели монашки, а ветер схимник.

Они привлекаюҭ своей искренностью, задушевностью. Есенинская природа представляет собой прекрасный и светлый мир.

Через образы родной природы передает поэҭ чувство любви к Родине: Опять передо мною голубое поле, качаюҭ лужи солнца рдяный лик.

В стихотворениях Сергея Есенина природа чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой:

Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.

Природа не просто живая она сама человеческая душа. С какой любовью Есенин обращается к березовым чащам:

Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед эҭим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.

Есенин заставляет нас оторваться от повседневной суеты и окунуться в мир земной красоты:

О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин ҭуманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш ҭишины.

Иногда, прочитав такое стихотворение, мне хочется уехать в деревню, чтобы самой почувствовать прекрасный мир природы, наблюдать красный вечер, любоваться местным пейзажем, учиться слушать ҭишину.

Каждая строчка есенинского стихотворения шла от души, от чистого сердца. И потому, читая его произведения, невольно представляешь себе шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, утреннюю зарю, вечернее небо:

Снова я вижу знакомый обрыв С красною глиной и сучьями ив, Грезиҭ над озером рыжий овес, Пахнет ромашкой и медом от ос.

Вчиҭываясь в стихотворения Есенина, я поняла, что для него природа это истинная красота и гармония мира. Его стихотворения воздействуюҭ на нас возвышенно-просветленно:

Спиҭ ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. ‘ Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Оҭ его стихотворений на душе становиҭся просто и тепло. Они рождаюҭ в каждой человеческой душе весну:

Несказанное, синее, нежное.

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя поле безбрежное

Дышиҭ запахом меда и роз.

Сергей Есенин учиҭ нас любить и уважать природу, относиться к ней заботливо, душевно: Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, копирование запрещено наверно, навеки имею Нежность грустную русской души.

Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под эҭим дешевеньким сиҭцем Ты мила мне, родимая выть.

Почти в каждом стихотворении Есенина присуҭствует человек, потому что его нельзя отделить от природы. Тема природы и человека составляет единое целое в его ҭворчестве:

Не обгорят рябиновые кисти, Оҭ желҭизны не пропадет трава. Как дерево роняет ҭихо листья, Так я роняю грустные слова.

Я считаю, что Сергей Есенин оставил нам чудесное поэҭическое наследие. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать оттенки самых нежнейших, самых инҭимнейших настроений: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных, Я хотел бы затеряться В зеленях ҭвоих стозвонных.

Не случайно М. Горький уҭверждал: . Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслужено человеком.

Права на сочинение «Природа в поэзии С. А. Есенина» принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Источник: http://esenin-s.ru/priroda-v-poezii-esenina/

Сергей Есенин. Стихотворения о природе

Искусство и развлечения 12 июня 2015

Тема природы в стихотворениях Есенина занимает одно из первых мест. Можно сказать, что она является главным составляющим элементом его творчества.

Практически в каждом шедевре его творчества читатель может заметить прекрасные и в то же время необычные описания русской природы.

Есенин смог передать красоту русской природы так доступно, что произведения западают в душу и взрослым, и даже маленьким читателям.

Любовь поэта к родине

Очень много стихотворений посвящал родине поэт С. Есенин. Стихотворения о природе постоянно пересекаются с поэзией о родине. Для поэта образ родины и природы неразрывно связаны между собой.

Он воспринимает русскую природу как вечную красоту и вечную гармонию мира, которая способна излечить человеческие души.

В своем творчестве Есенин как бы призывает человека на мгновение остановиться, посмотреть на красивейший окружающий мир, послушать шелест трав, услышать голос реки и песню ветра, понаблюдать за звездным небом или за утренней зарей, с которой начинается новый день.

В стихах Есенина картины природы как будто одушевленные, живые. Они не только учат любить природу своей родины, в них заложена основа нашего характера, данная поэзия делает человека добрее и мудрее.

Ведь человек, любящий свою родину и ее природу, уже никогда не противопоставит себя ей. Любуясь родной природой, каким-то нежным трепетом наполняет свои стихи Есенин. Стихотворения о природе просто переполнены яркими, достаточно неожиданными, но в то же время точными сравнениями.

Поэт сравнивает месяц с кудрявым ягненочком, а ночное небо – с голубой травой:

За темной прядью перелесицВ неколебимой синеве,Ягненочек кудрявый — месяц

Гуляет в голубой траве.

Видео по теме

Олицетворение природы

Для лирики Есенина очень характерен прием олицетворения, который поэт применял достаточно часто. Творец создавал свой неповторимый мир, тем самым заставляя читателя увидеть, как унылый всадник-месяц уронил повода, или как дремлет дорога, или как загляделась в пруд тонкая березка. В его стихах природа оживает, она может чувствовать, грустить и веселиться, огорчаться и удивляться.

Что касается поэта, он сливается с природой, чувствуя себя единым целым с цветами, деревьями и полями. Он относится к цветам как к живым существам, разговаривая с ними и доверяя им свои печали и радости.

Многие важные события в жизни Есенина, а также его душевные переживания неразрывно и очень заметно связаны с природными изменениями.

Когда поэту тяжело на душе, и ветер стонет, и листья падают, но когда на душе спокойно и радостно, солнышко светит, а травка колышется легким ветерком.

Раннее творчество

В период раннего творчества именно церковно-славянскую речь в своей поэзии использовал Сергей Есенин. Стихотворения о природе представляли собой слияние неба и земли, а природа выступала венцом этого союза.

В своем творчестве поэт передает полную ярких красок картину, передавая также состояние своей души.

Например, он описывает зарю, которую сопровождает плач иволги и глухаря, но в этот момент добавляет, что ему не плачется, так как на его душе светло.

Как сочетал природу и возраст человека поэт Есенин

Стихотворения о природе поэт часто переплетал и с возрастом человека. Например, описание беспечной юности выглядело красочным, светлым, ярким пейзажем. Но на смену юности всегда приходит человеческая зрелость.

В своих стихотворениях Есенин сравнивает этот период со временем года под названием осень. Это период, когда краски не тускнеют, а, наоборот, меняют свои оттенки на более яркие – золотые, багряные, медные.

Такие стихотворения несут не только радость, но и какую-то скрытую грусть, ведь такие яркие осенние краски являются последней вспышкой перед наступающей долгой зимой.

В более позднем творческом периоде Есенина можно почувствовать грусть, тоску и безвременную гибель, что дает более точный анализ стихотворения о природе. Есенин тоскует по утраченной молодости, описывая свое состояние в поэзии. Такие эмоции можно уловить в стихотворении “Отговорила роща золотая”.

Читайте также:  А.с. грибоедов "горе от ума": описание, герои, анализ комедии

Природа – источник вдохновения

Есенин воспринимает природу как единое целое вместе с собой. Именно в природе он видит источник вдохновения. Только родная земля смогла наделить поэта народной мудростью, таким прекрасным и удивительным даром.

Поэт с детства слышал поверья, песни, сказания, которые в дальнейшем стали источником творчества Есенина.

Поэт настолько любил свою родину, свою природу, что никакая красота далеких экзотических стран не затмила прелестную скромность родных русских просторов.

Для описания природы поэтом были подобраны вполне простые слова, но звучат они, как песня. Это дает возможность быстро и просто прочувствовать все эмоции, которые хотел передать Есенин.

Стихотворения о природе занимают большую часть творчества поэта, а это еще раз доказывает то, что Сергей Есенин настолько любил красоту своей родины, что в любом уголке земли именно русская природа приносила ему вдохновение.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Сергей Есенин, “Персидские мотивы”: анализ цикла стихотворений и краткое содержание

Поэзия Есенина в период с 1917 по 1923 годы была самой противоречивой за все время творчества поэта. Однако в ней особенно заметно ведущее направление, главная тенденция. Разочаровываясь и сомневаясь, Сергей Александр…

Образование
Сергей Есенин, ранняя лирика: известные стихотворения и их особенности

Тысяча девятьсот шестнадцатый год. Выходит первое печатное издание мало кому известного двадцатилетнего поэта из Рязани – Сергея Есенина. Могут ли стихи, наполненные светлым чувством к Родине и всему живому на Земле, …

Искусство и развлечения
Сергей Есенин “Хулиган”. Стихотворение как душевное состояние поэта

Сергей Александрович Есенин – один из лучших поэтов XX века. Его стихи особенные. Они щемящие, очень честные и хорошо отражают суть самого поэта. Можно сказать, что стихотворения Есенина – его исповедь перед каждым из…

Дом и семья
Список книг для детей 7-8 лет: о природе, приключения, сказки. Детские писатели

В современном мире чаще можно увидеть ребенка за компьютерной игрой, чем с литературным произведением в руках. Но родители все равно составляют списки книг для детей 7–8 лет. И, желая привить любовь к чтению сво…

Духовное развитие
Знак зодиака Весы, знаменитости: Сергей Есенин, Владимир Путин, Владимир Турчинский, Надежда Михалкова

Так мир устроен, что мы постоянно сравниваем себя с другими людьми – это якобы повышает самооценку. Психологи выяснили, что лучше ориентироваться на тех людей, кто уже кое-чего в жизни достиг. И хорошо бы выбира…

Искусство и развлечения
А. Дементьев – советский автор. “Баллада о матери”- стихотворение о войне

Автор («Баллада о матери» – это известное стихотворение, посвященное послевоенному ожиданию женщиной возвращения сына домой) Андрей Дементьев – знаменитый советский поэт, автор многочисленных п…

Искусство и развлечения
Сказки о природе – кладовая добра и мудрости

Чтобы изобразить яркий мир природы для самых маленьких читателей, многие писатели обращались к такому жанру литературы, как сказка. Даже во многих народных сказках главными действующими лицами выступают явления природ…

Искусство и развлечения
Стихотворения о России: обзор, описание, список, авторы и анализ

Из чего складывается образ Родины у каждого человека, живущего в России? Наверное, из двух компонентов: во-первых, места, где он живет, и, во-вторых, из ее бескрайности, из ее необъятных просторов. Вторая составляющая…

Искусство и развлечения
Сергей Есенин, “Пугачев”: краткое содержание драматической поэмы

Пугачевское восстание оставило заметный след в российской истории. Правда, многие специалисты дают ему совершенно неоднозначные оценки. Давайте рассмотрим тему «С. Есенин, «Пугачев»: краткое содержан…

Искусство и развлечения
Паустовский: рассказы о природе. Произведения Паустовского о природе

Эстетическое воспитание детей включает в себя многие аспекты. Одним из них является умение ребенка с наслаждением воспринимать красоту окружающей его природы. Кроме созерцательной позиции, необходимо также воспитывать…

Источник: http://monateka.com/article/127487/

Любовь к природе в лирике Есенина

Наверное, у каждого человека, родившегося в России, ощущение и восприятие природы всегда были такими трепетными, как, может быть, ни у кого в мире.

Весна, лето, осень и особенно русская «зимушка зима», как любовно говаривали о ней в нашем простом, но великом русском народе, брали и берут за живое душу, заставляя испытывать глубокие чувства, схожие с волнительными любовными переживаниями.

Да и как не любить всю окружающую нас красоту и прелесть: белый снег, свежую зелень необъятных лесов и лугов, темную глубину озер и рек, червонное золото опадающих листьев, которые с детства радуют глаз своей многоцветностью, переполняя бурлящими эмоциями взволнованное сердце любого человека, особенно поэта. Такого, как замечательный поэт Сергей Александрович Есенин, который в своей задушевной лирике оставил особое место иногда суровой, но всегда прекрасной российской матушке природе.

Родившись в селе Константиново, в центре России, Есенин видел и созерцал вокруг себя такую неописуемую красоту и прелесть, которые можно найти только на Родине, чьи необъятно широкие просторы, чье торжественное величие навеяли уже в детстве те думы и размышления, которые он передал нам позже в своей вдохновенной и волнующей лирике.

Село Константиново, родная Рязанщина – эти места пробуждали в Сергее Есенине трепет и поэтическую страсть к творчеству. Именно родной север явился наиболее вдохновляющим для поэта.

Я думаю, что только там, только на севере России, с его особым, сильным, но нежным духом, можно было проникнуться теми же чувствами, что пережил Есенин, рождая в один из долгих зимних вечеров эти волшебные строки:

Это не обычный «Ямщицкий романс». В нем отсутствуют и ямщик, и седок, их заменяет сам поэт. Поездка не вызывает у него никаких ассоциаций, он обходится без обычной дорожной грусти. Все исключительно просто, как будто списано с натуры:

В простоте этих строк, в естественности слога заключаются подлинные гениальность и мастерство, выраженные поэтом с помощью могучего русского языка.

Это мастерство заставляет представить так живо и вьюгу, и зимний лес, и звон копыт по снежному насту, что уже не нужно видеть настоящую картину: воображение, выпущенное на волю, тут же дорисует картину зимнего леса. Ну как тут не вспомнить Сурикова, Шишкина, Саврасова!

Как кисть художника живописца, так и есенинское перо живо и ярко вывело на белых листах бумаги те замечательные картины, за которыми не надо было ехать далеко от дома в Испанию, Францию, Германию или куда либо еще: они были прямо здесь – в лесах Рязанщины, в белых ночах Петербурга, в по осеннему позолоченном Константинове. Куда бы поэт ни кинул взгляд, всюду на него как бы накатывали волны творческого воодушевления, подчас пронизанные грустью и тихой тоской, как и сама природа:

Когда читаешь стихи Есенина о природе, вся полнота мощи великого и могучего русского слова обрушивается на твое сознание, заставляя его взывать к подлинным жизненным образам, может быть, никогда по настоящему еще не увиденным, но таким удивительно реальным.

Только слова такого великолепного мастера, как Сергей Есенин, могут творить образы, которые иначе, как собственными глазами, и увидеть то нельзя. А сила и воодушевление, какие редко можно найти даже в запахе, звуках, цвете окружающей нас жизни, но запечатленные на бумаге, так и хлещут из каждой есенинской строки – вот как в приводимом ниже отрывке:

В этих коротких строчках поместилось, не теряя своей полноты, изумительное изображение широкой степной дороги, вольного ветра и яркого солнечного дня. Иному не хватит многих слов, чтобы до такой степени точно, ярко и метко отобразить невольно предстающий перед нами притягательный вид российской проселочной дороги.

Читаешь – и наслаждаешься простотой поэтического мастерства Сергея Есенина, которого недаром ставят на одно из первых мест в ряду великих русских поэтов.

Есенин утверждал, что он, «последний поэт деревни» в России. В его стихах любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта:

Что ни фраза – то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта, все это – родное для него. Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы – «плачут», тополя – «шепчут», «туча кружево в роще связала».

Природа у Сергея Есенина многоцветная, красочная. Любимые же цвета поэта – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России («синь, упавшая в реку», «только синь сосет глаза», «на небесном синем блюде»).

Описание природы у Сергея Есенина соотносятся с выражением настроений поэта. Как ни тесно связанно его имя с представлением о поэтических картинах русской природы, его лирика не является пейзажной в соответственном смысле слова.

Клен, черемуха, осень в стихах поэта – не просто приметы родной русской природы, это цепочка метафор, с помощью которых поэт рассказывает о себе, о своих настроениях, о своей судьбе.

Поэзия Сергея Есенина и нас учит видеть, чувствовать, любить, то есть жить.

Материал создан: 28.12.2016

За что я люблю Сергея Есенина

Источник: http://iamruss.ru/lyubov-k-prirode-v-lirike-esenina/

Человек и природа в лирике С,А. Есенина

 Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин – истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни.

Его родина – рязанская земля – вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас. Здесь, на рязанской земле впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспевал в своих стихах.

Поэта с первых дней жизни окружал мир народных песен и сказаний:

Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.

В духовном облике в поэзии Есенина ярко выявились черты народа- его «беспокойная, дерзкая сила», размах, сердечность, душевная неуспокоенность, глубокая человечность. Вся жизнь Есенина тесно связана с народом.

Может быть, поэтому главными героями всех его стихотворений являются простые люди, в каждой строчке чувствуется тесная, не ослабевающая с годами связь поэта и человека – Есенина с русскими крестьянами.Сергей Есенин родился в крестьянской семье. «В детстве я рос, дыша атмосферой народной жизни», – вспоминал поэт.

Уже современниками Есенин воспринимался как поэт «великой песенной силы». Его стихи похожи на плавные, спокойные народные песни.

И плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная, небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края воплотилась с годами в стихи, полные любви к русской земле и ее народу:

О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку, -Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

«Моя лирика жива одной большой любовью, – говорил Есенин, -любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», не только звучит тихое признание поэта в любви к ней, но и выражается вера в человека, в его великие дела, в великое будущее родного народа. Поэт каждую строчку стихотворения согревает чувством безграничной любви к Родине:

Равнодушен я стал к лачугам,И очажный огонь мне не мил,Даже яблонь весеннюю вьюгу Я за бедность полей разлюбил.Мне теперь по душе иное…И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное

 Вижу мощь я родной стороны

С поразительным мастерством раскрывает перед нами Есенин картины родной природы. Какая богатая палитра красок, какие точные, порой неожиданные сравнения, какое чувство единства поэта и природы! В его поэзии, по словам А.

Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы». Все у Есенина многоцветно и многокрасочно.

Поэт жадно вглядывается в картины обновляющегося весною мира и ощущает себя его частицей, с трепетом ожидает восхода солнца и долго засматривается на блестящие краски утренней и вечерней зари, на небо, покрытое грозовыми тучами, на старые леса, на поля, красующиеся цветами и зеленью.

С глубоким сочувствием Есенин пишет о животных – «братьях наших меньших». В воспоминаниях М. Горького об одной из встреч с Есениным и его стихотворении «Песнь о собаке;/ прозвучали такие слова: «…и когда произнес последние строки:

Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег, –

 на его глазах тоже сверкнули слезы».После этих стихов невольно подумалось, что С. Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей и события истории Она – любимый герой поэта. Она все время влечет Есенина к себе Не пленяют поэта красота восточной природы, ласковый ветер: и на Кавказе не покидают думы о родине:

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Есенин, не сворачивая, идет одной дорогой вместе со своей Родиной, со своим народом. Поэт предчувствует великие перемены в жизни России:

Сойди, явись нам, красный конь!Впрягись в земли оглобли…Мы радугу тебе – дугой,Полярный круг – на сбрую.О, вывези наш шар земной

 На колею иную.

В своей автобиографии Есенин пишет: «В годы революции был всецело на стороне октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Он принял революцию с неописуемым восторгом:

Читайте также:  Николай петрович кирсанов: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева "отцы и дети"

 Да здравствует революция
На земле и на небесах!

В поэзий Есенина появляются новые черты, рожденные революционно» действительностью. Стихи Есенина отражают все противоречия раннего периода становления Советов в стране.

Буйный революционный пафос в начале 20-х годов, когда в жизнь проводилась новая экономическая политика, сменился пессимистическими настроениями, которые отразились в цикле «Москва кабацкая», Поэт не может определить своего места в жизни, чувствует растерянность и недоумение, страдает от сознания душевной раздвоенности:

Россия! Сердцу милый край!Душа сжимается от боли.Уж сколько лет не слышит поле Петушьи пенья, песий лай.Уж сколько лет наш тихий быт Утратил мирные глаголы.Как оспой, ямами копыт

Изрыты пастбища и долы.

Какая боль чувствуется в трагедийной песне поэта о междоусобном раздоре, который рвет «страну родную в край из края», тревога за будущее России.

Мучительно встает перед ним вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на этот вопрос было нелегко, именно тогда и происходит ломка в духовном восприятии поэтом революции, рухнули его утопические планы.

Есенин думает и 'страдает об обреченной деревне:

Только мне. как псаломщику, петь
Над родимой страной аллилуйя.

Ход времени неутомим, и Есенин это чувствует, все чаще появляются строки, полные душевного смятения и тревоги:

Я последний поэт деревни,Скромен в песнях дощатый мост.За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Противоречивость Есенина наиболее драматично сказывается в его раздумьях о будущем деревни. Все ярче проявляется приверженность поэта к крестьянству.

В стихах Есенина слышится тоска по природе, которую потеряет цивилизация.

Незабываем Есенинский «красногривый жеребенок»:

Милый, милый, смешной дуралей,Ну куда он, куда он гонится?Неужель он не знает, что живых коней

 Победила стальная конница?

У Есенина противопоставление города и деревни приобретает особо обостренный характер. После заграничной поездки Есенин выступает как критик буржуазной действительности. Поэт видит пагубное воздействие капиталистического уклада на души и сердца людей, остро чувствует духовное убожество буржуазной цивилизации.

Но заграничная поездка оказала свое влияние на творчество Есенина.

Он вновь вспоминает знакомую ему с юности «тоску бесконечных равнин», но теперь, однако, его уже не радует «тележная песня колес»:

Равнодушен я стал к лачугам,И очажный огонь мне не мил,Даже яблонь весеннюю вьюгу

 Я за бедность полей разлюбил.

Картины прошлого вызывают страстную жажду обновления родной деревни:

Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям Нищету твою видеть больно И березам и тополям.Я не знаю, что будет со мною.Может, в новую жизнь не гожусь.Но и все же хочу я стальною

 Видеть бедную, нищую Русь.

Не эта ли обжигающая сердце и душу правда чувств особенно дорога нам в стихах Есенина, не в этом ли подлинное величие поэта?С.

Есенин глубоко знал крестьянскую жизнь России, и это способствовало тому, что он смог стать истинно народным поэтом.О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни, – он все равно возвращается к теме родины.

Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней – смысл всей его жизни:

Я люблю родину,

Я очень люблю родину!..

Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней:

Но и тогда,Когда во всей планете Пройдет вражда племен,Исчезнет ложь и грусть, -Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

Из Есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»:

Ведь я мог дать Не то, что дал,

Что мне давалось ради шутки

.

Есенин был яркой индивидуальной личностью. По словам Р. Рождественского, он обладал «тем редким человеческим свойством, которое называют обычно смутным и неопределенным словом «обаяние»… Любой собеседник находил в Есенине что-то свое, привычное и любимое, – и в этом тайна такого могучего воздействия его стихов».Сколько людей согревали свои души у чудодейственного костра поэзии Есенина, сколько наслаждались звуками его лиры. И как часто они были невнимательны к Есенину-Человеку. Может быть, это и погубило его. «Мы потеряли великого русского поэта…» – писал М. Горький, потрясенный трагическим известием.

Источник: http://lit-helper.com/p_Chelovek_i_priroda_v_lirike_SA__Esenina

Русская природа в поэзии Есенина (стр. 1 из 3)

Содержание:

Введение.

1. Сергей Александрович Есенин. Судьба и творчество.

2. Особенности поэтического мировосприятия С.А.Есенина

2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя. Человек и природа.

2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С.А.Есенина.

2.3 Особенности метафоры в поэзии Есенина.

3. Заключение.

Список использованной литературы

Введение.

В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Возрастает интерес к великолепным произведениям таких замечательных русских поэтов, как С.А. Есенин.

Прочитав многие произведения Есенина, я тоже стала интересоваться его творчеством. Особенно произведениями о русской природе. Его стихотворения завораживают и вдохновляют. Иногда, прочитав какое-нибудь из его произведений, мне тоже хочется что-то написать. Стихов собственного сочинения у меня пока ещё не очень много, но я надеюсь, что их количество будет становиться всё больше.

В последние годы возрос интерес ученых к проблемам литературы начала XX века, усилилось стремление изучить такие моменты литературного процесса, которые раньше в силу сложившихся социально-исторических условий освещались частично или негативно.

В настоящее время пересматриваются прежние концепции об отдельных творческих индивидуальностях и о соотношении художественных тенденций разных направлений. В числе художников, чья личная и поэтическая судьба находится в центре внимания российского литературоведения, следует назвать С.А.Есенина.

Интерес русского читателя к творчеству этого замечательного мастера слова не удалось подорвать даже массовыми запретами.

С.Есенин уже давно возвращен в отечественную литературу. Современный читатель с трудом представляет его в числе “закрытых” авторов. Тем не менее не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное – в истоках его таланта.

1. СЕРГЕИ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (1895—1925).

СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО.

Бурной и печальной была судьба Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во мно­гом способствовала неимоверной популярности его стихов — задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта стали складываться легенды.

Родившийся в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константинове Рязанской области, мальчик очень скоро лишился ро­дительского крова. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своенравного отца.

Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая по­коряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем на руках ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки.

Так и получи­лось, что Есенин рос на попечении бабушки.

«Стихи начал слагать рано, — на­пишет позже Есенин в своей авто­биографии. — Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Неко­торые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».

Бабушка суме­ла передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песен­ной речи.

«Омут розовых туманов», «осеннее золото лип», «рдяный мак за­ката», «Русь — малиновое поле» — всю эту поэтическую живописную азбуку Сергей Есенин постигал в просини рязанского полевого и берёзового раздолья, в шуме тростников над реч­ными заводями, в семье деда-книжни­ка, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы. В дом часто захаживали «слепцы, странствующие по сёлам», которые «пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре… о женихе, светлом госте из града неве­домого», т. е. о Христе и Небесном Ие­русалиме, городе праведников.

…Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Серёжу Есенина определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком город­ке Спас-Клепиках.

После Константинова, где его дет­ство «прошло среди полей и степей», четырнадцатилетний подросток ока­зывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе-интернате.

Един­ственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым.

Долгими вечерами заси­живались они с приятелями в доме Панфиловых допоздна — пели, игра­ли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи, среди которых есенин­ские отличались особой лёгкостью.

Склонность к сочинительству, од­нако, не прибавляли юноше автори­тета в глазах ребят. Всё больше и больше он начинал чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою ис­ключительность, избранность.

Через несколько лет, работая над составлением первого сборника «Ра­дуница» (1916 г.), поэт пометил неко­торые из входящих в него стихов 1911 —1912 гг.

Хотя кто знает, может быть, они в действительности напи­саны позже, в пору большей творче­ской зрелости поэта? Но если верить есенинским датировкам, то и самые ранние стихи (во всяком случае, те из них, что автор отобрал как наиболее достойные), бесхитростные и чис­тые, уже при первом чтении захлё­стывают душу своим певучим слогом.

Читая написанное поэтом в эти годы, невольно испытываешь щемя­щую жалость ко всему живому, кото­рое одновременно и прекрасно, и скоротечно-непрочно.

2. Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина.

Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия.

Рус­ская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной сторо­ны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиган­стве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы.

Религи­озное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чув­стве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские иска­ния начала века, во многом определившие специфику и содержа­ние литературы 1910-х годов.

2.1 Своеобразие мироощущения лирического героя.

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», были страной его детства.

Мир народно – поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

(1912)

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём выражены .

Лирический герой поэта — современник эпохи гранди­озной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.

Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэти­ческого самораскрытия, даром улавливать и передавать тон­чайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе.

В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песен­ный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.

«В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,— читатель должен главным образом обра­щать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым по­этам и беллетристам.

Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах.

Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учить­ся так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у дру­гих» .

«Лирическим чувствованием» проникнуто все творчест­во поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях.

Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенин­ская березка — самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели — дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, —

Я одурманен весной.

(1910)

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной по­эзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения.

Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девуш­ки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «пла­чет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву». Природа у Есенина много­цветна, многокрасочна.

Любимые цвета поэта — синий и голубой.

Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки за­гораживают синь», «вечером синим, вечером лунным», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теп­лынь», «синь, упавшая в реку»); выражают чувство любви и нежности («заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?» и т. п.).

Источник: http://MirZnanii.com/a/135686/russkaya-priroda-v-poezii-esenina

Ссылка на основную публикацию