Чиновники: собирательный образ в повести н.в. гоголя «шинель»

Жизнь и смерть мелкого чиновника в повести Н. Гоголя «Шинель»

Стиль Н. Гоголя особый, он состоит в объединении реального и романтического, даже мистического. В его повестях «Миргород», «Вечера на хуторе возле Диканьки» мы видим яркое, реалистическое изображение села, казацкой жизни и вместе с тем — изображение мистических персонажей.

Любимцами читателей стали ведьма Солоха, Черт, Панночка, Ресница. Жизнь и смерть мелкого чиновника за повестью Г. Гоголя «Шинель». В этой повести также можно найти объединение реалистического и мистического.

Жизнеописание Башмачкина поражает правдивостью изображения, вызывает жалость и сочувствие.

Почему он — Акакий Акакиевич? Чиновник, о котором рассказывает Г. Гоголь, такой мелкий, никчемный, никому не нужен, что он не может носить какое-то красивое имя героя или победителя.

О том, как ему давали именя, Гоголь рассказывает с сочувствием: должны были назвать Трифилием, Дулою или Вархасием, итак мать его избрала имя отца, Акакий. Акакий — означает «неплохой», что, само собой, хорошо.

Но же он — Акакий Акакиевич?! Понятно, что жизнь с таким именем будет не очень удачным, хорошо, если «неплохим».

Акакий Акакиевич? — мелкий чиновник. Акакий Акакиевич ощущает себя совсем никчемным человеком. Он всего боится, зарабатывает очень мало денег, ему не хватает их даже для нормальной человеческой жизни: любая неожидаемая ситуация становится для него катастрофой.

Так стало и с его шинелью, которую все его сотрудники называют сокрушительным словом «капот». Только полная непригодность этого «капота» заставляет Башмачкина заказать новую шинель.

Все время, пока он откладывал на это деньги в специальный ящичек, потом ждал, пока шинель пошьют, был для него счастливейшим в жизни, так как у него появилась цель. Осуществление мечты, владение шинелью делает героя лучше, но растерянным: он удовлетворен, но не знает, что делать дальше.

А дальше его жизнь становится сплошной катастрофой. Его грабят, он в отчаянии, направляет жалобу чиновнику, который требует, что бы все было по форме… Растерянный и обессиленный, герой повести просто заболел и умер. Никчемная жизнь никчемного муравья в человеческом муравейнике.

История Значительного Лица. Чиновник, генерал, к которому обращался Акакий, хотя и выше Башмачкина должностью, а все же таки — такой самый мелкий. Не должностью — душой. Через свою спесь он не видит ничего вокруг себя — только отображение самого себя в зеркалах во время репетиции осанки и командного голоса.

Он кричит на этого сомлевшего и странного чиновника, не понимает, зачем тот пришел. Он собирается получать от жизни только удовлетворение — хотя бы в виде полного владения женой, еще «знакомой», Каролиной Ивановной и двумя сыновьям и дочерью. Позднее, поняв, что его бездушное поведение привело к смерти героя повести, ему мерещится его призрак.

Конец истории точный: призрак Башмачкина перестает появляться тогда, когда получает шинель…

Гоголевский «смех сквозь слезы». Гоголевские герои такие яркие, что читатель плачет и смеется вместе с писателем. Образ Башмачкина вызывает быстрее сожаление и сочувствие. Гоголь учит нас: посмотрите внимательно, возможно, рядом с вами также есть свой Башмачкин? Возможно, вы можете ему помочь?..

Источник: https://sochineniya-na5.ru/zhizn-i-smert-melkogo-chinovnika-v-povesti-n-gogolya-shinel/

Акакий Акакиевич Башмачкин как представитель мира чиновников. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Мир гоголевских чиновников разнолик и пёстр, хотя может показаться, что все они на одно лицо. Среди иерархических дебрей можно встретить и коллежских секретарей, и асессоров, и тайных и статских советников, и даже министра, который распорядился препроводить капитана Копейкина из столицы законным порядком. Все они очерчены чётко, ясно, колоритно.

Однако самым ярким во все времена был и остаётся вечный Акакий Акакиевич Башмачкин – титулярный советник, переписчик казённых бумаг. Зная собственную функцию, он только её и умеет выполнять. Когда однажды ему поручили работу чуть посложнее, Акакий Акакиевич пришел в полную растерянность и сделать ничего не сумел.

Естественно, что подобный герой ничего кроме жалости и сочувствия вызвать к себе не мог.

Однако, как ни парадоксально, именно с этим обессмысленным переписыванием связано зарождение в слаженном мире шинелей всех рангов и чинов скрытой от чужих глаз интенсивной духовной жизни Акакия Акакиевича, где он — личность. Эта жизнь отгорожена от всего внешнего, окружающего.

Герой проходит мимо всего, ни на что и ни на кого не глядя, чтобы нырнуть, окунуться в свою жизнь в каморке, остаться одному, наедине со своими возлюбленными буквами. Здесь он, пообедав, опять усядется переписывать, с наслаждением положив перед собой лист бумаги и обмакнув перышко в чернила…

И, засыпая, будет улыбаться, «заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра».

Такая самозабвенная поглощенность жизнью в буквах, её напряженное внутреннее переживание, ощущение себя в ней абсолютно счастливым, отрешенность от всего внешнего, суетного свойственны только творцу! Единственное знание Башмачкина — его дело. И когда герой выходит в мир, он подобен неискушенному ребенку.

Идея приобретения новой шинели, явившаяся причиной выхода Акакия Акакиевича за пределы своего буквенного круга, обусловлена вполне объективными — природными — обстоятельствами: в Петербурге холодно, а у него сукно шинели «до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась».

Однако «строительство» новой шинели у Башмачкина перерастает в нечто большее. Этой шинелью он соединился с чужим для себя миром и, следовательно, изменил свои жизненные координаты. Правда, он не осознает случившейся с ним роковой перемены.

Ему видится воротник, который будет греть, и теплая крепкая шинель на вате, которую никакой ветер не продует.

Прежде Акакий Акакиевич не глядел на мир, «а лишь на бумагу», не чувствовал взоров людей. Теперь же ему хочется, чтобы на него непременно обратили внимание сослуживцы. Он так спешил продемонстрировать шинель в департаменте, что даже «дороги… не приметил вовсе».

А после, возвращаясь домой «в самом счастливом расположении духа», Башмачкин не сел писать, по обыкновению, «никаких бумаг», «а так немножко посибаритствовал на постеле» и затем отправился в гости. Непосвященный человек в этой ситуации не увидит ничего особенного.

Но читатель понимает решающий смысл произошедшего сдвига: именины Акакий Акакиевич предпочел тому, что до сих пор для него составляло удовольствие и смысл жизни — обмакнуть перышко в чернила, поднести к чистому листу бумаги и, выводя букву за буквой, беззвучно разговаривать с ними…

Совсем недавно он был не таким как все. Теперь же, прикоснувшись к миру бобровых воротников, освещённых витрин и продажных женщин, он вступил в другой город, где всем заправляет демон.

На фоне такого города его каморка воспринимается в высшей степени духовным пространством, и покинуть ее, выйти за пределы «буквенного» круга означает для героя вступить на гибельный путь, приведший его к необратимой жизненной катастрофе.

Когда шинель исчезнет и Башмачкин останется один ночью посреди пустынной площади, со всей отчетливостью проступит его почти космическое одиночество в обступившей со всех сторон «бесконечной», «страшной пустыне». Картину этой вселенской оставленности усиливает пустота и немота зимнего мира.

С образом вечной петербургской зимы у Гоголя связана мысль о враждебности города по отношению к «маленьким людям», но, главное, мотив «остывания» человеческих сердец в мире вицмундиров и шинелей. Сердечный холод сопровождает Акакия Акакиевича на всем пути поисков украденной шинели.

Подобный безмолвной ночной площади чиновный мир — от будочника до значительного лица — остается безучастным к мольбе человека о помощи.

А потом случилось невероятное: в Петербурге появился чиновник-мертвец, который срывает шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Хотя у Гоголя нигде призрак чиновника прямо не выступает как призрак Башмачкина, читателю понятно, что это Акакий Акакиевич, мстящий за свои прижизненные муки.

Причем мстит он предерзко, прямо-таки ополчась против несправедливого мира! Дерзкое поведение когда-то всеми попираемого существа является гоголевской наградой ему, «никем не защищенному» при жизни, «никому не дорогому, ни для кого не интересному», а теперь восставшему против такого бесчеловечного положения вещей.

Безусловно, Гоголь сознает фантастическую природу финала «Шинели» хотя бы потому, что в реальном бытии такой протест маленького человека был решительно немыслим.

Читайте также:  Диктанты по русскому языку на тему лето (6 класс)

Мёртвый Акакий Акакиевич срывал «всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы — словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной», чтобы обнаружить перед ними то, что все они уравнены скрытой под «всякого рода мехами и кожами» «собственной» кожей каждого? И тогда человеку уже не нужно будет строго соответствовать отведенной ему бюрократической иерархией «клеточке», помнить о генералах, камер-юнкерах и титулярных советниках, мириться с ничтожной департаментской службой…

Такое дерзкое поведение Башмачкина-призрака привносит в мир непреложную истину о равенстве всех, о чём не помнят и знать не хотят в мире чиновников, таком пёстром и однообразном…

Источник: http://litera.su/learner/all-works/gogol-n-v/bashmachkin-as-a-representative-of-officials-of-world

«Лица значительные» и «маленькие люди» в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

«Лица значительные» и «маленькие люди». В своем произведении «Шинель» Гоголь описыва­ет жизнь мелкого петербургского чиновника, работа­ющего в департаменте.

Всю жизнь он занимается од­ним делом, которое его действительно увлекает, — переписыванием важных бумаг. У Башмачкина со­вершенно нет друзей, а сослуживцы вообще относятся к нему с отвращением.

Он не реагирует на издева­тельства и шуточки молодых чиновников, повторяя все время только одну фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? »

Несмотря на такой ограниченный круг интересов этого «маленького человека», Акакий Акакиевич — не мертвый человек, хотя и доведен окружающими до последней степени умственного и нравственного «обмеления». В его душе живет некое творческое на­чало, ведь не зря он относится к своему труду очень трепетно, как поэт к своим творениям.

Слабая искра человеческих переживаний вспыхи­вает в душе героя, когда он решается пошить себе но­вую шинель. Наступает зима, а он ходит в старом «капоте», на котором даже негде заплатку поставить.

Впервые в жизни Акакий Акакиевич чувствует внут­ренний подъем, стремление к осуществлению завет­ной мечты. Но чтобы исполнить свое желание, «ма­ленький человек» должен был практически во всем ущемлять себя. Однако лишения не убивают силы Акакия Акакиевича, не печалят его.

Наоборот, у него появилась цель, наполняющая его сердце радостью и блаженством.

Но вот наступает день, когда Башмачкин забирает свое сокровище от портного. По этому поводу его со­служивцы предложили устроить банкет. Но счаст­ливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что люди над ним просто издеваются. Вечером, когда он возвращался домой, его обокрали, сняли шинель — плод его многолетних мечтаний.

Акакий Акакиевич был счастлив один-единственный день в жизни. Башмачкин обращался в полицию для того, чтобы грабителей отыскали, но к его просьбе не прислуша­лись. Шинель для этих людей не представляет ника­кой ценности, а для Акакия Акакиевича эта вещь была смыслом жизни! Ему не помогло также и обра­щение к «значительному лицу».

Этот человек просто выгнал его из своей приемной.

«Значительное лицо» — это, естественно, собира­тельный образ, так же как и образ «маленького чело­века». Такие люди жестоки и эгоистичны, они дума­ют, что деньги и высокий чин — это все, что нужно для счастья. Но такие люди, как правило, очень глу­пы и легкомысленны. «Значительные лица» не заду­мываются, ломая чужие жизни, им это не нужно.

На фоне «значительного лица» фигура Акакия Акакиевича в изображении Гоголя постепенно вы­растает. Акакий Акакиевич жалок, поскольку он об- краден и унижен обществом. Его смерть вызвана не только потерей шинели. Он навеки потерял смысл жизни, свою заветную мечту.

Это происшествие впер­вые в жизни вырывает Акакия Акакиевича из его замкнутого мирка и сталкивает с суровой реальнос­тью, заставившей его задуматься о несправедливости жизни, ощутить еще незнакомые ему чувства гнева и протеста.

Именно поэтому призрак Акакия Акаки­евича продолжает жить в воображении «значитель­ного лица» и подобного ему общества, лишая их на некоторое время душевного покоя.

После своей смерти Акакий Акакиевич продол­жает существовать для окружающих людей только как чиновник, но не как человек.

Гоголь пишет, что его смерть ничего не изменила в департаменте, на его место просто посадили другого чиновника. Люди не ощущают особой вины за смерть этого хоть и «ма­ленького», но тоже человека.

Вот почему после смер­ти его образ трансформируется «во враждебную им, страшную и зловещую символическую фигуру, тре­вожащую их совесть».

Источник: https://prepodka.net/lica-znachitelnye-i-malenkie-lyudi-v-povesti-n-v-gogolya-shinel/

Жизнь и смерть мелкого чиновника по повести Н. Гоголя «Шинель»

Реализм и романтизм в творчестве Н. Гоголя. Стиль Гоголя особый, он заключается в сочетании реального и романтического, даже мистического.

В его повестях «Миргород», «Вечера на хуторе близ Диканьки» мы видим яркое, реалистичное изображение украинского села, казацкой жизни и одновременно изображение мистических персонажей. Любимцами читателей стали ведьма Солоха, Черт, Панночка, Вий. Жизнь и смерть мелкого чиновника по повести Н. Гоголя «Шинель».

В этой повести можно найти сочетание реалистического и мистического. Жизнеописание АкакияьАкакийовича Башмачкина поражает правдивостью изображения, вызывает жалость и сочувствие.

Почему он — Акакий Акакиевич? Чиновник, о котором рассказывает Н. Гоголь, такой мелкий, ничтожный, никому не нужен, что он не может иметь какое красивое имя героя или победителя.

О том, как ему давали имя, Гоголь рассказывает с сочувствием: имели назвать Трифилием, дуло или Вархасием, поэтому мать его выбрала имя отца, Акакий. Акакий — значит «неплохой», что, само собой, хорошо.

Но он — Акакий Акакиевич! Понятно, что жизнь с таким именем будет не очень удачным, хорошо, если «неплохим».

Акакий Акакиевич — мелкий чиновник. Акакий Акакиевич чувствует себя совсем ничтожной, ницою человеком. Он всего боится, зарабатывает очень мало денег, ему не хватает 'их даже для нормальной человеческой жизни: любая неожиданная ситуация становится для него катастрофой.

Так стало и с его шинелью, которую все его коллеги называют сокрушительным словом «капот». Только полная непригодность этого «капота» заставляет Башмачкина заказать новую шинель. Все время, пока он откладывал на это деньги в специальную тумбочку, потом ждал, пока шинель сошьют, был для него самым счастливым в жизни, у него появилась цель.

Осуществление мечты, владение шинелью делает Башмачкина красивее, но растерянным: он доволен, но не знает, что делать дальше. А дальше его жизнь становится сплошной катастрофой. Его граг бують, он в отчаянии, подает жалобу чиновнику, который требует, ШРБ все было форме … Растерянный и обессиленный, Башмачкина просто заболел и умер.

Ничтожную жизнь никчемной муравьи в человеческом муравейнике.

История Значительного Лица Чиновник, генерал, которому обращался Акакий Акакиевич, хотя и выше Башмачкина должностью, а все же — такой же мелкий. Не должность — душой. Через свою гордыню он не видит ничего вокруг себя — только отражение самого себя в зеркалах во время репетиции осанки и командного голоса.

Он кричит на этой ослабело и странного чиновника, не понимает, зачем он пришел. Он собирается получать от жизни только удовольствие — хотя бы в виде полного владения женой, еще «знакомой», Каролиной Ивановной и двумя сыновьям и дочери. Позже, поняви, что его бездушная поведение привели к смерти Башмачкина, ему мерещится его призрак.

Конец истории фантии точен: призрак Башмачкина перестает появляться тогда, когда получает геин Ральский шинель …

Гоголевский «смех сквозь слезы». Гоголевские герои такие яркие, такие реаимии что читатель плачет и смеется вместе с писателем.

Из него смеются все чиновники, его презирают высшие поэм довци. Образ низменного Башмачкина вызывает скорее сожаление и сочувствие.

Гоголь учит нас: посмотрите внимательно, возможно, рядом с вами тоже есть свой Башмачкина? Возможно, вы в состоянии ему помочь? ..

Источник: http://www.1kessay.ru/read/3329

Анализ повести Н. Гоголя «Шинель: образ «маленького человека»

Тема повести «Шинель» Гоголя — рассказ о судьбе «маленького человека», то есть незначимой в обществе личности.

Главный герой повести «Шинель» , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной личностью, поскольку не имеет ни власти, ни денег, ни славы. Но «маленький человек» в действительности не является ничтожеством — это такой же человек, как и все.

Он способен чувствовать, страдать, и его чувства, беды и радости не менее важны, чем у какого-нибудь отважного героя, интеллигента или аристократа.

Читайте также:  А.и. куприн "олеся": описание, герои, анализ произведения

Герой повести Гоголя «Шинель» — это чиновник низшего ранга — Акакия Акакиевич Башмачкин. Он проживает в в Петербурге, в бедности. Ведь его мизерный ранг и жалованье не позволяют ему ничего в жизни.

Он не имеет семьи, потому что просто не сможет ее содержать, не знает веселья и развлечений. Однако Башмачкин доволен таким простым, скромным, ограниченным со всех сторон существованием, потому что не знает другого.

Характеристика Акакия Акакиевича в «Шинели» была бы неполной, если бы мы не отметили такие его черты, как несообразительность и робость. Он не привык думать и рассуждать ни о чем. Поэтому он не способен ни к какой другой службе, кроме как переписывать бумаги.

Роль шинели в повести Гоголя символическая, ведь приобретение новой шинели стало для Башмачкина как будто ступенькой к новой жизни. Шинель – символ радости жизни и человеческого достоинства.

Когда покупка новой шинели стала для героя необходимой целью, ради нее он подвергает себя аскезе: экономит на стирке одежды, не позволяет себе чаю, не зажигает свечи, даже ходит на цыпочках, чтобы не стерлись сапоги.

И когда новая шинель готова, герой будто просыпается и начинает чувствовать самоуважение. Когда ее воруют, это вызывает у бедного Акакия Акакиевича такой протест, такое потрясение, как будто мир переворачивается.

Впервые покорный и запуганный Акакий Акакиевич позволяет себе бунтовать.

«Маленький человек» со своим горем оказался никому не нужным. Властные и богатые личности не хотят ему помочь, когда он обивает их пороги, просит найти воров. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, и на его место приходит другой мелкий чиновник.

Проблематика повести «Шинель» Гоголя заключается в постановке проблемы человеческого достоинства «маленького человека». Герой «Шинели», как умеет, вступает в борьбу и пытается отстоять свое достоинство и право на лучшую жизнь.

Идея гоголевской «Шинели» в том, что писатель показал несправедливость и жестокость общества относительно «маленьких», но честных и добросовестных людей. Он напоминает, что уважения достойны все люди, несмотря на их социальное положение.

В повести «Шинель» автор восстановил справедливость фантастическим способом: призрак чиновника наводит ужас в Петербург. Он отбирает шинели у прохожих, и добирается до властного лица, некогда обидевшего его.

Гоголь и Украина

Цитатная характеристика Остапа и Андрия из «Тараса Бульбы»

Характеристика помещика Манилова из «Мертвых душ» Н. Гоголя

Образ Собакевича из «Мертвых душ» Гоголя. Цитатная характеристика Собакевича

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=4

Характеристика Акакия Акакиевича в повести Николая Гоголя

Искусство и развлечения 23 декабря 2017

Угнетенный, беззащитный, одинокий – такова характеристика Акакия Акакиевича. Она позволяет его отнести к особому типу литературных персонажей. Башмачкин – «маленький человек». Этот тип литературного героя был создан Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Титулярный советник

Таков чин Акакия Акакиевича. Характеристику своему герою Гоголь дает в самом начале произведения. Таких, как Башмачкин, называли вечными титулярными советниками.

Дело в том, что подняться на следующую ступень в иерархии чинов и званий Акакию Акакиевичу не суждено.

Робкий человек настолько угнетен своим положением, что уже, казалось бы, не обращает никакого внимания на издевательства молодых чиновников.

«Бессловесное существо» — такой эпитет использует автор для полноты характеристики Акакия Акакиевича. Титулярный советник безропотно сносит насмешки сослуживцев. В департаменте с ним не здоровается даже сторож. Главное качество в характеристике Акакия Акакиевича – незаметность.

Работа у Башмачкина самая что ни на есть ничтожная. Он каждый день переписывает различные документы, бумаги. Титулярный советник настолько свыкся со своей жалкой социальной ролью, он настолько одинок, что монотонное, неинтересное занятие для него стало главным в жизни.

Башмачкина не интересует смысл, содержание бумаг. Однажды один из начальников предложил ему более сложное задание, но тот не справился. «Дайте я лучше перепишу что-нибудь.» — жалостливо попросил Башмачкин. С тех пор его оставили в покое.

Он так давно переписывает бумаги в департаменте, что, кажется, так и родился – немолодым, в мундире и с лысиной.

Почему Акакий?

Гоголь рассказывает историю происхождения странного имени героя. Почему не Моккий, не Соссий и не Хоздазат? И такие варианты предлагали матери будущего титулярного советника.

Женщина не смогла выбрать имя своему сыну и решила назвать его в честь отца. В этом обнаруживается бездумная привычка следовать традициям, излишняя консервативность.

Образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель» дополняет его далеко не аристократическая фамилия. Гоголевский персонаж имеет низкое происхождение.

Детство, юность Акакия Акакиевича прошли незаметно. Он так бы и переписывал бумаги до глубокой старости. Но трагическая история с шинелью погубила Акакия Акакиевича. Цитат, остроумных и метких, из произведения Гоголя можно выудить немало.

В начале повести автор отмечает: «бедствия, рассыпанные на жизненной дороге Башмачкина, встречаются на пути не только титулярных советников, но даже тайных, действительных, надворных и всяких советников, даже и тех, которые не дают никому советов, ни от кого не берут их сами».

Видео по теме

Шинель Акакия Акакиевича

Наступили суровые петербургские морозы. Башмачкин вдруг обратил внимание на свою старую Шинель, которую в департаменте давно прозвали капотом. И у него появилась цель. Акакий Акакиевич возмечтал о новой шинели, которая ему, конечно, была не по карману. Титулярный советник получал в год жалование в размере четырехсот рублей.

Для приобретения новой шинели Акакию Акакиевичу пришлось несколько месяцев голодать, отказаться от чая, не зажигать свечей, ходить осторожно, дабы не испортить сапоги. Как ни странно, такие жертвы вдохновили Башмачкина.

Ведь у него появилась цель, а вместе с тем блеск в глазах, некоторая уверенность, твердость во взгляде. Еще одна цитата из повести: «Огонь показывался порою в глаза его». Эта фраза очень важна в описании Акакия Акакиевича.

Обновка

В течение нескольких месяцев почти каждый день титулярный советник являлся к портному Петровичу, дабы узнать о судьбе шинели.

Он так долго и часто думал о ней, что она стала для него не просто вещью, а «близкой подругой». И наконец-то счастливый день наступил. Петрович принес Башмачкину шинель.

Акакий Акакиевич облачился в нее и отправился на работу. Это, пожалуй, был единственный счастливый день в его жизни.

Шинель Башмачкина произвела фурор в департаменте. С титулярным советником, человеком маленьким и незаметным, вдруг заговорили ласково, с уважением. Один из начальников даже пригласил его к себе на именины. Но насладиться счастливой жизнью титулярному советнику было не суждено. В этот же вечер шинель украли.

Сокрушительный удар

Постоянные невзгоды человек может переносить лишь в том случае, если он не знает о том, что такое счастье. Башмачкин привык за многие годы, а было ему около пятидесяти, к своему жалкому социальному положению в обществе.

Шинель в произведении Гоголя – это не просто предмет гардероба. Это важный образ, символизирующий и счастье, и социальное положение, уважение окружающих.

Башмачкин внезапно обрел все это (ведь ранее его никогда не приглашали ни на именины, ни на любое другое торжество), но тут же потерял. Это стало для него сокрушительным ударом.

Значительное лицо

На следующий день Башмачкин отправился в департамент в своей старой шинели, той самой, которую молодые чиновники прозвали капотом. Многие сослуживцы прониклись к Акакию Акакиевичу состраданием.

Ему посоветовали обратиться за помощью к одному из начальников – человеку, который совсем недавно пошел на повышение. Башмачкин отправился к «значительному лицу».

Но здесь произошел случай, который предопределил судьбу титулярного советника.

Начальник был человеком неплохим. Однако высокий чин не позволял ему продемонстрировать своих положительных качеств. Несчастный, забитый Башмачкин появился в его кабинете. Значительное лицо, даже не выслушав посетителя, принялось кричать и топать ногами. Маленький человек ненадолго потерял сознание, пришел домой и слег в горячке. Через несколько дней он умер.

Жизнь после смерти

Никто не заметил гибели маленького чиновника. О его смерти в департаменте узнали только через несколько дней после похорон. К слову сказать, «значительное лицо» чуть позже одумалась и послало в департамент узнать о судьбе маленького чиновника, потерявшего сознание в его кабинете. Но было слишком поздно — Башмачкин умер.

Читайте также:  Промышленность и сельское хозяйство чехии

Гоголь решил восстановить справедливость, которой нет и никогда не было в нашем мире, хотя бы на страницах своей повести. Он подарил Башмачкину несколько дней после смерти. Еще некоторое время среди петербуржцев ходили слухи о призраке Башмачкина, который бродит по мосту в поисках шинели.

Покойный чиновник пугал прохожих, срывал с них одежду. Мертвец исчез лишь после того, как повстречал своего обидчика, того самого страшного «значительного» начальника. Сорвав с него шинель, он исчез навсегда. Так Башмачкин отомстил за всех униженных и оскорбленных.

А значительное лицо отныне на подчиненных не бранилось, голоса не повышало.

Образ Акакия Акакиевича в повести «Шинель» очень трагичен. Но самое печальное, что своего героя Гоголь создал на основе жизненного опыта. Башмачкин есть в каждом классе, в каждом коллективе. Башмачкины повсюду. Более того, в каждом из нас есть что-то от гоголевского персонажа.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика героя повести Н. В. Гоголя «Шинель»

«Все мы вышли из гололевской «Шинели»» — что значит эта фраза и кто ее произнес? Эти слова часто приписывают Достоевскому, тогда как произнес их французский писатель и дипломат Эжен Мельхиор де Вогюэ. Хара…

Искусство и развлечения
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Творчество Н. В. Гоголя невозможно представить без повести «Невский проспект», вошедшей в цикл «Петербургские повести». Начало всему положили наброски петербургского пейзажа писателем в 1831 го…

Искусство и развлечения
Образ Петербурга в повести «Шинель». Н. В. Гоголь, «Шинель»

Н. В. Гоголь, пожалуй, является самым загадочным писателем 19 века. Его произведения мистического содержания порой захватывающе интересны, порой пугающи. Даже в реалистические повести и рассказы писатель умело вплетае…

Искусство и развлечения
Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Николай Гоголь, «Нос»: анализ повести, основной смысл

Повесть «Нос» — одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напе…

Искусство и развлечения
Пирогов и Пискарев: сравнительная характеристика персонажей Н. В. Гоголя

Сегодня мы поговорим о произведении Н. В. Гоголя под названием «Невский проспект». Ее основные персонажи — Пирогов и Пискарев. Сравнительная характеристика этих людей будет рассмотрена в данном материале. …

Искусство и развлечения
Образ бабушки в повести Горького «Детство». Характеристика героини

В первой части своей автобиографической трилогии писатель М. Горький беспристрастно изобразил «свинцовые мерзости» жизни, окружавшие главного героя, Алешу Пешкова, в его детские годы. Мальчику повезло, что…

Искусство и развлечения
Образ Тараса Бульбы в повести «Тарас Бульба». Характеристика произведения

В образе Тараса Бульбы воплощено большое количество типичных сторон украинского казачества. В одноименной повести он раскрывается со всех сторон: и как семьянин, и как военачальник, и как человек в целом. Тарас Бульба…

Искусство и развлечения
Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза». Характеристика повести «Бедная Лиза»

В конце 18 века большой интерес в русской литературе вызвали произведения Н. М. Карамзина. Его герои впервые заговорили на простом языке, а на первом плане оказались их мысли и чувства. Новым стало то, что автор откры…

Искусство и развлечения
Гоголь. «Шинель», анализ повести

Повесть «Шинель» является одним из лучших произведений самого загадочного (по мнению философа Бердяева) русского писателя Гоголя Николая Васильевича. Рассказ о жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина,…

Образование
Образ маленького человека в повести «Шинель»: сюжет, мистический мотив

В русской литературе часто встречаются несчастные и ничтожные персонажи. Они вызывают у читателей иронию и жалость. Жестокость по отношению к ним возмущает. Но прототипов этих героев не всегда узнают в реальной жизни …

Источник: http://monateka.com/article/265147/

Тема «маленького человека» в повести н. в. гоголя «шинель» (вариант 1):

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.

Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников.

Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из петербургских департаментов, — бесправный и униженный человек.

Гоголь так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».

Сослуживцы относятся к нему без уважения. Даже сторожа в департаменте смотрят на Башмачкина как на пустое место, «как будто бы через приемную пролетела простая муха». А молодые чиновники смеются над Акакием Акакиевичем.

Он действительно нелепый, смешной человек, умеющий лишь переписывать бумаги. А в ответ на оскорбления он говорит лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». «И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет Гоголь.

— В нем слышалось что-то… преклоняющее на жалость…»

Повествование в «Шинели» построено так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. Он ходит в старой шинели, которую уже нельзя починить. Для того чтобы по совету портного накопить деньги на новую шинель, он экономит: по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай.

По улицам Акакий Акакиевич ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше времени, редко отдает прачке белье.

«Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», — пишет Гоголь. Новая шинель становится мечтой и смыслом жизни главного героя повести.

И вот шинель Башмачкина готова. По этому поводу чиновники устраивают банкет. Счастливый Акакий Акакиевич даже не замечает, что они насмехаются над ним. Ночью, когда Башмачкин возвращался с банкета, грабители сняли с него шинель. Счастье этого человека длилось только один день.

«На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Он обращается за помощью в полицию, но там с ним даже не хотят разговаривать. Тогда Акакий Акакиевич идет к «значительному лицу», но тот выгоняет его. Эти неприятности настолько сильно подействовали на главного героя повести, что он не смог пережить их.

Он заболел и вскоре умер. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не

370

интересное… но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь», — пишет Гоголь.

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.

Повесть «Шинель», несмотря на свою реалистичность, заканчивается фантастически. После смерти Акакия Акакиевича на улицах Петербурга стал появляться призрак, который снимал шинели с прохожих.

Одни видели в нем схожесть с Еашмачкиным, другие не замечали ничего общего у грабителя с робким чиновником.

Однажды ночью призрак встретил «значительное лицо» и сорвал с него шинель, напугав чиновника до того, что тот «даже стал опасаться насчет какого-нибудь болезненного припадка». После этого случая «значительное лицо» стало лучше относиться к людям.

Такой конец повести подчеркивает авторский замысел. Гоголь сочувствует судьбе «маленького человека». Он призывает нас быть внимательными друг к другу, и как бы предупреждает, что человеку придется отвечать в будущем за нанесенные ближнему обиды. Недаром один из сослуживцев Башмачкина услышал за его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» другие слова: «Я брат твой».

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/tema_malenkogo_cheloveka_v_povesti_n_v_gogolja_shinel_variant_1/25-1-0-2336

Ссылка на основную публикацию