Часослов герцога беррийского — «времена года». изучение истории климата

Около шестисот лет назад была создана одна из самых прекрасных книг в истории человечества — «Великолепный часослов герцога Беррийского» (1413—1416, Шантийи, Музей Конде). Над миниатюрами для него трудились три брата — Поль, Жан и Эрман Лимбург.

Сведений о них сохранилось немного.

Предполагают, что родом они из Неймегена (современная Голландия), отец — скульптор, мать — сестра известного живописца Жана Малуэля. Младшие братья, Жан и Эрман, подростками были отправлены в Париж учиться ювелирному делу. Эпидемия чумы 1399 года вынудила их спешно покинуть столицу.

Вскоре братья начали работать при дворе герцога Бургундии Филиппа Смелого над миниатюрами «Нравоучительной Библии» (1402—1404, Париж, Национальная Библиотека). После смерти Филиппа (1404) их пригласил к себе его брат, герцог Жан Беррийский.

Гениальные художники обрели гениального покровителя.

Знаки Зодиака. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

Герцог Беррийский собрал при своем дворе талантливых писателей, художников, ученых. Братья попали в среду духовной аристократии эпохи. Герцог был страстным коллекционером — его дворцы изобиловали прекрасными картинами, коврами, ювелирными изделиями. Но самыми любимыми среди этих сокровищ были рукописные книги. Жан Беррийский не только приобретал манускрипты, но и заказывал новые лучшим мастерам своего времени. В его библиотеке хранилось около 300 рукописей. Наделенный тонким художественным вкусом и чутьем герцог сумел оценить необыкновенную одаренность братьев. Он заботливо воспитывал их, общение со знаменитыми художниками, писателями, учеными, живущими при дворе, помогло им стать образованными людьми. Для знакомства с новейшими достижениями искусства Поль, очевидно, был даже послан в Италию — следы пребывания в Милане, Падуе, Флоренции можно заметить в произведениях братьев.

Рай земной. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

Около 1408 года Лимбурги завершили работу над «Прекрасным часословом герцога Беррийского» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Часослов — молитвенная книга. Она включала календарь с именами святых на каждый день, извлечениями из Священного писания, молитвы для определенного часа церковной службы (отсюда — часослов).

Благовещение. Миниатюра «Прекрасного часослова герцога Беррийского». Ок. 1405–1408

Содержание часослова не было канонизировано, что предоставляло художнику большую свободу. Редкий по красоте оформления Прекрасный часослов поражает обилием миниатюр — их 223, новизной художественных приемов и тематики.

Многое здесь появляется впервые: портрет заказчика, вместо орнаментального фона — пейзаж, изображение мистического мрака в миниатюре Смерть Христа, когда по евангельскому преданию среди дня «померкло солнце». Заметим, что в 1406 году во Франции можно было наблюдать полное солнечное затмение, это очевидно помогло Лимбургам воссоздать необычное освещение.

Жития святых, почерпнутые из Золотой легенды Якопо Вораджине, превращаются у Лимбургов в занимательные многосерийные повествования. Многие сюжеты появляются впервые.

Святой Иероним, изучает Платона. Миниатюра «Прекрасного часослова герцога Беррийского». Ок. 1405–1408

 Так, Святому Иерониму посвящено двенадцать миниатюр. На одной из них он представлен на лекции, посвященной Платону. Но, поскольку это язычник, изучать его учение — грех.

Затем следует Сон Святого Иеронима: святой спит на полу, на циновке, а вверху, в левой части листа его, полуобнаженного, засучив рукава, секут розгами два прелестных ангела; справа гневный Господь с мечом.

Миниатюра красива и изысканна по цвету: на фоне лазурного неба сияют светлые одежды ангелов, алой киноварью пылают реющие вокруг Господа серафимы. Композиция отличается ясной стройностью построения.

Сон Святого Иеронима. Миниатюра «Прекрасного часослова герцога Беррийского». Ок. 1405–1408

 О характере отношений герцога с художниками говорит запись в инвентаре от первого января 1410 года о подарках, полученных Жаном Беррийским: «… а также книга, из цельного куска дерева, подделанная под настоящую, но где нет ни одного листа, переплетенная в белый бархат, с позолоченными застежками с гербами Монсиньора, оную книгу Поль Лимбург и его два брата преподнесли нашему Сеньору…» Герцога попросту разыграли, очевидно уверенные, что шутка будет хорошо принята.

Январь. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416
Февраль. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

 Вершины мастерства Лимбурги достигают в «Великолепном часослове герцога Беррийского», который по праву называют «королем манускриптов». По сравнению с «Прекрасным часословом» художники заметно продвинулись вперед. Это сказалось в более совершенном рисунке, умелой передаче человеческих фигур, естественности движений, в гармонии колорита.

Март. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416
Апрель. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

 Работая для подлинного знатока, каким был герцог, не стесняющего их в поисках нового, а порой и подталкивающего к этим новшествам, Лимбурги трудились с особым вдохновением. Ярче всего это проявилось в миниатюрах Календаря, посвященных трудам и занятиям в различные времена года.

Мы видим жизнь и крестьян, и знатных кавалеров и дам при дворе: за праздничным столом в роскошном синем одеянии восседает сам Жан Беррийский — «Январь»; в «Апреле» — сцена обручения, рядом на зеленом лугу златовласые девушки собирают цветы; праздничная нарядная процессия — в «Мае».

Сцены пахоты — в «Марте» и «Октябре», в «Июне» — косят траву и сгребают сено, в «Июле» — жнут. Каждая миниатюра утверждает мысль о том, что мир прекрасен. «Февраль» — один из первых и самых поэтичных зимних пейзажей в европейской живописи.

На маленькой ферме греются у огня люди, ослик с поклажей пробирается к занесенной снегом далекой деревне — перед нами образ зимы, образ обжитой человеком и доброжелательной к нему родной земли.

Май. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416
Июнь. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

 В миниатюрах «Календаря» впервые в искусстве Франции появляется пейзаж конкретной местности, тени, падающие от предметов, отражения в воде.

Поражает мастерство и точность в изображении архитектуры: мы узнаем мрачные башни Консьержери, драгоценное кружевное чудо готики — капеллу Сен-Шапель (Июнь), громады Венсенского замка («Декабрь»).

В полукруглых тимпанах ряда миниатюр помещены астрономические данные, помогавшие вычислять день новолуния, градусы знаков Зодиака и т. д.

В «Часослове» Лимбурги не только создали образ прекрасной Франции в разные времена года, композиционным расположением отдельных листов они умело использовали эмоциональное воздействие колорита на восприятие зрителя. После приглушенного по цвету, словно притихшего «Марта» — «Апрель» и «Май» — словно распахнутое окно в солнечный мир весны, с ее радостными, яркими красками.

Июль. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416
Август. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

Прошло более половины тысячелетия, но до сих пор миниатюры Часослова поражают своими чистыми, немеркнущими красками. Каким образом художники достигали этого?

Сентябрь (фигуры первого плана написаны Жаном Коломбом). Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

Краски приготовлялись в самой мастерской.

Самой дорогой и красивой был ультрамарин, который делали из драгоценного камня лазурита; зеленую получали из малахита; фиолетовая и розовая — растительного происхождения; звонкая алая — это киноварь; орнаментальные узоры с ювелирным мастерством выполнялись из чистого золота.

Существовали секреты, которые хранились в строгой тайне. Краски разводились водой, в которую добавляли немного особого клеящего вещества, иногда уксус, вино, мед, яичный желток и т. д. Каждый краситель требовал иных веществ.

На изготовление книг шел пергамен, выделанный из телячьей кожи высшего качества. Из 129 миниатюр «Великолепного часослова» Лимбурги успели выполнить только 65; работа была прервана в связи со смертью Жана Беррийского в 1416 году, к этому же времени относят гибель братьев. (Над завершением манускрипта работал Жан Коломб в 1485—1489 годах.)

Октябрь. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416
Декабрь. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

 «Великолепный часослов» — драгоценный памятник культуры и искусства.

Талантливо и поэтично он говорит нам о вере людей той эпохи, рассказывает об их трудах и развлечениях и еще о том, как прекрасна земля, озаренная ясным сиянием небес, орошаемая прохладными ручьями, благоухающая запахом сена; о том, как благословенно тепло очага в холодный зимний день. Лимбурги стали подлинными зачинателями европейского пейзажа, в их работах — радость открытия мира, предвещающая зарю Ренессанса.

Поклонение волхвов. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416
Падение восставших ангелов. Миниатюра «Великолепного часослова герцога Беррийского». 1413–1416

Источник: http://utahch.blogspot.com/2012/01/blog-post_12.html

Великолепный часослов герцога Беррийского

Главная / Оглавление / Средние века / 1337 — 1453 / Великолепный часослов герцога Беррийского

«Январь» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Февраль» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Март» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Апрель» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Май» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Июнь» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Июль» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Август» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Сентябрь» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Октябрь» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Ноябрь» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Декабрь» : Великолепный часослов герцога Беррийского

«Великолепный часослов герцога Беррийского» представляет собой иллюстрированную рукопись, создание которой началось в первой четверти XV века по заказу Жана, герцога Беррийского. Она не была закончена при жизни заказчика и завершалась с перерывами разными мастерами в течении нескольких десятилетий XV века.

Основная часть миниатюр была выполнена братьями Лимбург: Полем, Жаном и Эрманом. Кто еще участвовал в создании иллюстраций манускрипта долго было неясно.

Затем были обнаружены свидетельства, которые позволили исследователям утверждать, что имя другого мастера — Жан Коломб, который возможно продолжил работу Лимбургов в конце XV века.

Позже появились аргументированные предположения, что был еще как минимум один художник, который работал над изображениями рукописи, однако его имя установить до сих пор не удалось.

Цикл «Времена года» состоит из двенадцати миниатюр, каждая из которых изображает месяцы года с соответствующими сезону деталями жизни. На большинстве изображений на заднем плане помещен один из замков, находившихся во владении герцога Беррийского.

В верхней части иллюстраций небесный свод с соответствующими месяцу знаками и градусами зодиака, отметки в виде серпов луны чисел месяца, на которые в разные годы приходятся новолуния, указания в буквенном виде (первая буква алфавита, это единица, вторая — число два и т.д.

) позиций годов в 19-летнем лунном цикле, на которые приходятся новолуния по указанным числам месяца, числа месяца и солнечная колесница. Часть персонажей и пейзажей миниатюр возможно связать с реальными людьми и местностями.

В частности, есть предположение, что в миниатюре «Январь» среди изображенных людей имеются предполагаемые автопортреты братьев Лимбург.

Литература и ссылки

  • Bellosi L. Come un prato fiorito: studi sull'arte tardogotica. Editoriale Jaca Book, 2000
  • Bourdin S-J. Analyse des Très Riches Heures du duc de Berry : identification des personnages figurant dans le calendrier. Dourdan: Imprimerie H . Vial, 1982
  • Decoding the Calendar
  • Durrieu P. Les Très Riches Heures de Jean de France, duc de Berry. Plon, 1904
  • Dückers R., Roelofs P. The Limbourg Brothers: Nijmegen Masters at the French Court 1400-1416. Anvers: Ludion, 2005
  • Papertiant G. Les Très riches Heures du duc de Berry // Revue des Arts. — 1952. — № II. — p. 52-58
  • Pognon E. Les Très Riches Heures du Duc de Berry. Geneva: Liber, 1987
  • Reynolds C. The «Très Riches Heures», the Bedford Workshop and Barthélemy d'Eyck // Burlington Magazine. — Т. 147. — № 1229, août 2005. — p. 526-533
  • Stirnemann P. Combien de copistes et d'artistes ont contribué aux Très Riches Heures du duc de Berry? // Elisabeth Taburet Delahaye, La création artistique en France autour de 1400. — École du Louvre, 2006. — p. 365-380. — (Rencontres de l'école du Louvre)
  • Братья Лимбург — Великолепный часослов герцога Беррийского
  • Братья Лимбург и Великолепный часослов герцога Беррийского
  • Ru.wikipedia.org : Великолепный часослов герцога Беррийского
Читайте также:  Тонкая взаимосвязь природных перемен и человеческих переживаний в японском поэтическом творчестве

Великая оболганная война-2. Нам не за что каяться! Сборник. Ред.-сост. А. Дюков: М., Яуза, Эксмо, 2008

Аннотация издательства: Наши враги — и внешние, и внутренние — покушаются на самое святое — на народную память о Великой Отечественной войне. Нас пытаются лишить Великой Победы.

Вторя геббельсовской пропаганде, псевдоисторики внушают нам, что Победа-де была достигнута «слишком дорогой ценой», что она якобы обернулась «порабощением Восточной Европы», что солдаты Красной Армии будто бы «изнасиловали Германию», а советских граждан, переживших немецкую оккупацию, чуть ли не поголовно сослали в Сибирь. Враги приравнивают Советский Союз к нацистскому Рейху, советских солдат — к фашистским карателям. И вот уже от нашей страны требуют «платить и каяться», советскую символику запрещают наравне с нацистской, а памятники воинам-освободителям в Восточной Европе под угрозой сноса… Но нам не за что каяться! Эта книга — отповедь клеветникам, опровержение самых грязных, самых лживых мифов о Великой Отечественной войне, распространяемых врагами России.

Сталин И.В. Cочинения. — Т. 1. — М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1946. С. 206–213.

Вы, наверное, слышали об освобождении крестьян, Это было время, когда правительство получало двойной удар: извне – поражение в Крыму, изнутри – крестьянское движение.

Потому-то правительство, подхлёстываемое с двух сторон, вынуждено было уступить и заговорило об освобождении крестьян: «Мы должны сами освободить крестьян сверху, а то народ восстанет и собственными руками добьется освобождения снизу». Мы знаем, что это было за «освобождение сверху»…

И если тогда народ поддался обману, если правительству удались его фарисейские планы, если оно с помощью реформ укрепило свое положение и тем самым отсрочило победу народа, то это, между прочим, означает, что тогда народ еще не был подготовлен и его легко можно было обмануть. Такая же история повторяется в жизни России и теперь.

Как известно, и теперь правительство получает такой же двойной удар: извне – поражение в Манчжурии, изнутри – народная революция. Как известно, правительство, подхлестываемое с двух сторон, принуждено еще раз уступить и так же, как и тогда, [c.

206] толкует о «реформах сверху»: «Мы должны дать народу Государственную думу сверху, а то народ восстанет и сам созовет Учредительное собрание снизу». Таким образом, созывом Думы они хотят утихомирить народную революцию, точно так же, как уже однажды «освобождением крестьян» утихомирили великое крестьянское движение. Отсюда наша задача – со всей решимостью расстроить планы реакции, смести Государственную думу и тем самым расчистить путь народной революции. Но что такое Дума, из кого она состоит? Дума – это ублюдочный парламент.

Торнау Ф.Ф.: Москва, Дружба народов, 1996

Торнау Федор Федорович (1810-1890) — барон, Генерального штаба полковник. Представитель рода, происходившего из Померании и ведшего начало с половины XV века, учился в Благородном пансионе при Царскосельском лицее, после чего поступил на военную службу и участвовал в войне 1828 г.

против турок, в «польской кампании» 1831, в сражениях на Кавказе и др. В течение двух лет Торнау находился в плену у кабардинцев. С 1856 (по 1873) служил русским военным агентом в Вене и состоял членом военно-ученого комитета.

Известен Торнау также как автор ряда мемуарных произведений («Воспоминания кавказского офицера», «Воспоминания о кампании 1829 года в европейской Турции», «От Вены до Карлсбада» и т.д.). Сведения о Торнау имеются в «Энциклопедическом словаре» Ф.Брокгауза и И.Ефрона (т.33-а, 1901, стр.

639), в журнале «Русская старина» (1890, книга седьмая), в книге Д.Языкова «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц» (вып.10, М., 1907, стр.76). Данный вариант воспоминаний Ф.Ф. Торнау — журнальный, весьма усечёный. Что касается книги полностью, то первое издание — Ф. Ф.

Торнау «Воспоминания кавказского офицера». — М., 1865; последнее — Ф.Ф. Торнау. Воспоминания кавказского офицера. — М.: АИРО-ХХ, 2000 (368 с.).

Морозов, М. Э.: М., АОЗТ редакция журнала «Моделист-конструктор», 1999

Британский историк Питер Смит, известный своими исследованиями боевых действий в Ла-Манше и южной части Северного моря, написал о «шнелльботах», что «к концу войны они оставались единственной силой, не подчинившейся британскому господству на море». Не оставляет сомнения, что в лице «шнелльбота» немецким конструкторам удалось создать отличный боевой корабль.

Как ни странно, этому способствовал отказ от высоких скоростных показателей, и, как следствие, возможность оснастить катера дизельными двигателями. Такое решение положительно сказалось на улучшении живучести «москитов». Ни один из них не погиб от случайного возгорания, что нередко происходило в английском и американском флотах.

Увеличенное водоизмещение позволило сделать конструкцию катеров весьма устойчивой к боевым повреждениям.

Скользящий таранный удар эсминца, подрыв на мине или попадание 2-3 снарядов калибра свыше 100-мм не приводили, как правило, к неизбежной гибели катера (например, 15 марта 1942 года S-105 пришел своим ходом в базу, получив около 80 пробоин от осколков, пуль и снарядов малокалиберных пушек), хотя часто «шнелльботы» приходилось уничтожать из-за условий тактической обстановки. Еще одной особенностью, резко вы­делявшей «шнелльботы» из ряда тор­педных катеров других стран, стала ог­ромная по тем временам дальность плавания — до 800-900 миль 30-узловым ходом (М. Уитли в своей работе «Deutsche Seestreitkraefte 1939-1945» называет даже большую цифру-870 миль 39-узловым ходом, во что, однако, трудно поверить). Фактически германское командование даже не могло ее пол­ностью реализовать из-за большого риска использовать катера в светлое время суток, особенно со второй половины войны. Значительный радиус действия, несвойственные катерам того времени вытянутые круглоскулые обводы и внушительные размеры, по мнению многих, ставили германские торпедные катера в один ряд с миноносцами. С этим можно согласиться с той лишь оговоркой, что всетаки «шнелльботы» оставались торпедными, а не торпедно-артиллерийскими кораблями. Спектр решаемых ими задач был намного уже, чем у миноносцев Второй мировой войны. Проводя аналогию с современной классификацией «ракетный катер» — «малый ракетный корабль», «шнелльботы» правильнее считать малыми торпедными кораблями. Удачной оказалась и конструкция корпуса. Полубак со встроенными тор­педными аппаратами улучшал мореходные качества — «шнелльботы» сохраняли возможность использовать оружие при волнении до 4-5 баллов, а малая высота борта и рубки весьма существенно уменьшали силуэт. В проведенных англичанами после войны сравнительных испытаниях германских и британских катеров выяснилось, что в ночных условиях «немец» визуально замечал противника раньше. Большие нарекания вызывало оружие самообороны — артиллерия. Не имея возможности строить параллельно с торпедными катерами их артиллерийские аналоги, как это делали англичане, немцы с конца 1941 года начали проигрывать «москитам» противника. Позднейшие попытки усилить огневую мощь «шнелльботов» до некоторой степени сократили это отставание, но полностью ликвидировать его не удалось. По части оснащения техническими средствами обнаружения германские катера также серьезно отставали от своих противников. За всю войну они так и не получили более-менее удовлетворительного малогабаритного радара. С появлением станции радиотехнической разведки «Наксос» немцы лишили врага преимущества внезапности, однако не решили проблему обнаружения целей. Таким образом, несмотря на определенные недостатки, в целом германские торпедные катера не только соответствовали предъявляемым требованиям, но и по праву считались одними из лучших представителей своего класса времен Второй мировой войны. Морская коллекция.

Белинский В.Г. / Н. В. Гоголь в русской критике: Сб. ст. — М.: Гос. издат. худож. лит. — 1953. — С. 243-252.

Вы только отчасти правы, увидав в моей статье рассерженного человека [1]: этот эпитет слишком слаб и нежен для выражения того состояния, в какое привело меня чтение Вашей книги. Но Вы вовсе не правы, приписавши это Вашим, действительно не совсем лестным отзывам о почитателях Вашего таланта. Нет, тут была причина более важная.

Оскорблённое чувство самолюбия ещё можно перенести, и у меня достало бы ума промолчать об этом предмете, если б всё дело заключалось только в нём; но нельзя перенести оскорблённого чувства истины, человеческого достоинства; нельзя умолчать, когда под покровом религии и защитою кнута проповедуют ложь и безнравственность как истину и добродетель.

Да, я любил Вас со всею страстью, с какою человек, кровно связанный со своею страною, может любить её надежду, честь, славу, одного из великих вождей её на пути сознания, развития, прогресса. И Вы имели основательную причину хоть на минуту выйти из спокойного состояния духа, потерявши право на такую любовь.

Говорю это не потому, чтобы я считал любовь мою наградою великого таланта, а потому, что, в этом отношении, представляю не одно, а множество лиц, из которых ни Вы, ни я не видали самого большего числа и которые, в свою очередь, тоже никогда не видали Вас.

Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении её, все враги Ваши — и литературные (Чичиковы, Ноздрёвы, Городничие и т. п.), и нелитературные, которых имена Вам известны.

Корнатовский, Н.А.: Л., изд-во «Красной газеты», 1929

В истории Октябрьской революции и гражданской войны в России Петроград занимает исключительное место. Первый коллективный боец в дни великого Октября — Петроград приобрел себе славу и первого героического города в годы тяжелой, изнурительной гражданской войны.

В фокусе ожесточенной борьбы за Петроград символически отразились начало и конец классового поединка в России. Корниловское наступление на Петроград в августе — сентябре 1917 г.

, явившееся походом буржуазно-помещичьей контрреволюции против революционного пролетариата России, знаменовало собой начало кровопролитной гражданской войны. Это наступление было ликвидировано прежде, чем смогло вылиться в определенные реальные формы. Последняя попытка белой гвардии завладеть Петроградом в октябре 1919 г.

, совпавшая по времени с переходом в решительное наступление на Москву южной контрреволюции, была уже по существу агонией белого дела, ее предсмертными судорогами и увенчалась победой пролетарской революции.

Непосредственно на Петроградском фронте была одержана победа не столько над отечественной контрреволюцией, сколько над вдохновлявшей ее мировой буржуазией. Империалистическая политика стран-победительниц в мировой войне получила серьезный удар на северо-западе России, — удар, предвосхитивший победу Советов на всех фронтах гражданской войны.

Источник: http://www.proistoria.org/velikolepnyj-chasoslov-gercoga-berrijskogo-vremena-goda.html

Великолепный часослов герцога Беррийского. Часть 1

?Формирующийся взгляд (formview) wrote,
2017-01-12 01:41:00Формирующийся взгляд
formview
2017-01-12 01:41:00Все пояснения к миниатюрам позаимствованы мной из книги Вероники Стародубовой «Братья Лимбурги. Времена года: Альбом».

Январь

Лист 1, оборот.В окружении придворных и друзей пирует за праздничным столом герцог Беррийский, одетый в синее, шитое золотом платье, подбитое мехом. За его спиной жарко пылает камин, прикрытый плетеным экраном, из-за которого вырывается дым и пламя.Миниатюры календаря в зависимости от времени года, от трудов и развлечений того или иного месяца отличаются колоритом и ритмом. Январь – праздничный, яркий, шумный и мажорный в своем многоцветье; широкая плоскость стола, покрытого белой скатертью, обилие белого в одеждах людей на переднем плане, оттененного большими пятнами синего – знак снега, знак зимы.

В лазурном тимпане, венчающем миниатюру, знаки зодиака «Козерог» и «Водолей», однако остальные графы, предназначенные для астрономических данных, остались незаполненными. Колесница солнца выполнена под явным влиянием медали, числящейся в инвентаре герцога Беррийского, на которой изображен «Император Ираклий, возвращающий в Иерусалим Крест Господень».

Каждое представление месяца в часослове сопровождается соответствующим календарём. Это страница календаря на январь.Лист 2.

Февраль

Лист 2, оборот.Февраль последний, но подчас и самый суровый месяц зимы. Цвет февраля белый с синим, это – цвет зимы. На миниатюре изображена небольшая крестьянская ферма, обнесенная аккуратным плетнем. Так же, как в предыдущей миниатюре, где Лимбурги, подобно ювелирам, прочеканили всю золотую утварь, здесь они с тем же неторопливым искусством плетут деревенскую изгородь: на равном расстоянии вбиты колья, которые затем плотно, как корзина, переплетены прутьями.Отдельные элементы этой композиции: люди у огня (двое из которых нарисованы без нижнего белья), дровосек и т.п. – обычные спутники февраля, изображения которых мы встречаем и в более ранних часословах. Однако эти обособленные знаки зимы братья Лимбурги связали в единую картину мира, создав не только первый в истории европейской живописи зимний пейзаж, но и воплотив в нем образ зимы – с ее заботами, холодами, с ее поэзией и красотой.В тимпане помещены изображения знаков зодиака «Водолея» и «Рыб», а также различные астрономические данные.Лист 3.

Читайте также:  Сюрреализм в литературе

Март

Лист 3, оборот.Цвет марта – цвет оттаявшей земли и первой травы. На фоне весеннего неба видны башни замка Лузиньян – одной из любимых резиденций герцога. С замком Лузиньян связана легенда о фее Мелузине, которая была супругой одного из владельцев Лузиньяна – Раймондина. Считалось, что именно благодаря ее волшебному вмешательству и помощи замок получился таким красивым и мощным. По преданию, над Мелузиной тяготело заклятие: раз в неделю, по субботам, она превращалась в златочешуйчатого крылатого змея, ее-то мы и видим парящей над крайней справа башней.Главная забота марта – пахота, изображение которой и занимает передний план миниатюры. Во многовековой истории искусства найдется немного произведений, где бы человеческий труд понят был как необходимость, как смысл и содержание человеческой жизни и воплощен был бы с такой простотой и поэтичностью, как в миниатюрах братьев Лимбургов, превращающих картину мартовской пахоты в символ трудов человеческих.В тимпане знаки «Рыб» и «Овна», градусы этих знаков и данные о новолуниях, рассчитанных для марта.Лист 4.

Апрель

Лист 4, оборот.Апрель – месяц свежей травы, месяц обновления природы – пора помолвок и обручений. На переднем плане миниатюры сцена обручения: жених надевает кольцо на руку своей нареченной; возле них мужчина и женщина – очевидно, родители невесты, чуть правее на зеленом лугу – две золотоволосые девушки собирают цветы. (Согласно обычаям эпохи с распущенными волосами женщины могли ходить только до замужества.) Весенней красоте природы вторит изысканная праздничность одежд. Справа, за высокой стеной – молодой сад, ветви деревьев покрыты белыми и розовыми цветами, на земле светлеют облетевшие лепестки. Вдалеке, за рощей – река Орж, видны фигурки двух рыбаков с неводом. На фоне густой синевы неба розовеют высокие черепичные кровли замка Дурдан, у стен которого приютился небольшой городок.В женихе некоторые (исследователи) склонны видеть принца Шарля Орлеанского – известного поэта той эпохи, а в невесте – внучку герцога Бонну де Берри. А быть может, здесь изображена церемония обручения самого Жана Беррийского с Жанной Булонской, которая стала женой герцога после смерти его первой жены Жанны д’Арманьяк. В пользу этого предположения говорит тот факт, что календарь, да и весь часослов в целом посвящен самому герцогу Беррийскому.Лист 5.

Май

Лист 5, оборот.Под звуки флейт и тромбонов движется по весеннему лесу праздничная кавалькада. Впереди в серо-розовых одеждах музыканты, за ними трое нарядных кавалеров. В крайнем слева некоторые исследователи склонны видеть самого герцога Беррийского, одетого в великолепный синий упленд (вид одежды), шитый золотом и подбитый мехом. Рядом с герцогом юноша в красно-белой с черным одежде, взгляд которого обращен к амазонке на белом коне. На ней, как и на двух других дамах, майская ливрея и гирлянды зелени – обязательный атрибут всех участников сцены; конская сбруя также зеленого цвета. Голову женщины венчает причудливый убор, представляющий собой, согласно моде эпохи, валик в форме двурогого месяца, покрытый вуалью из тончайшей белой ткани. Предполагают, что здесь изображена дочь герцога – Мария Беррийская, а кавалер в красно-белочерной одежде – ее жених, Жан Бурбонский. Однако возможно, что, как и в «Апреле», это Жанна Булонская – вторая жена герцога.Стилистически «Май» близок «Январю» и «Апрелю» и так же, как последние, он не имеет в тимпанах никаких астрономических данных, кроме изображений знаков зодиака, – в данном случае это «Телец» и «Близнецы».Лист 6.

Июнь

Лист 6, оборот.На левом берегу Сены, на месте нынешнего здания Института Франции в XV веке находился Нельский отель – резиденция герцога Беррийского в Париже. Очевидно, именно из окон Нельского отеля открывался пейзаж, который мы видим на миниатюре. На широком лугу трое мужчин в полотняных рубахах – камизах косят траву. Женщины с лицами, прикрытыми от солнца, сгребают и копнят сено – у одной из них в руках деревянные грабли (нисколько не изменившие своего вида и в наше время), у другой деревянные вилы. Свобода и мастерство, с каким переданы вечные, как мир, движения косцов, не знают аналогий в европейском искусстве того времени. Точность в передаче деталей удивительно сочетается здесь с поэтичностью в восприятии целого.На другом берегу, на острове Сите, королевский дворец, окруженный зубчатой стеной. Хорошо видны круглые башни Консьержери под черепичными крышами, чуть дальше – Башня часов, на которой в 1370 году были установлены первые в Париже часы, за тем сдвоенный фронтон Большого зала, круглая, массивная башня Монтгомери и, наконец, драгоценное чудо готики Сен-Шапель.В тимпане миниатюры – знаки зодиака: «Близнецы» и «Рак» (больше похожий на краба). Так же, как в «Феврале» и «Марте», тимпан заполнен астрономическими обозначениями.Лист 7.

Июль

Лист 7, оборот.Июль – пора жатвы, и цвет его – золотистый, теплый, напоенный солнцем, цвет спелых хлебов. В миниатюре светлые охристые тона пшеничного поля, варьируясь, повторяются и в настиле деревянного моста, и в скалистых горах с купами красноствольных сосен, и в плывущих по небу золотистых облаках.За полем, на левом берегу реки Клен, виден белый, треугольный в плане замок Пуатье с тремя мощными угловыми башнями. В этой резиденции герцог часто проводил вместе с семьей летние месяцы. Замка больше не существует, сохранились лишь три каменных пилона в ложе реки, которые прежде служили опорами деревянного моста. В архитектуре башен заметно сходство с замком Лузиньян. Пуатье, построенный в XII–XIII веках, перестраивался при Жане Беррийском его архитектором Ги Даммартеном, который перестраивал и Лузиньян.В тимпане изображены знаки зодиака «Рак» и «Лев» и обычные астрономические данные.Лист 8.

Август

Лист 8, оборот.Сцена соколиной охоты дана на фоне замка Этамп: видны башни, капелла, маленькие домики под красными черепичными крышами и в центре огромный массивный донжон XII века, сохранившийся до наших дней. У подножия замка на склонах холма крестьяне убирают урожай: жнут, вяжут снопы, грузят их на телегу. Другие купаются в реке Жьен: скинув платье, сидит на берегу женщина, опустив в воду ноги, словно не решаясь окунуться, другая, ухватившись за траву, выбирается на берег, в глубине барахтаются еще двое купальщиков. Их тела скрыты под водой, поэтому они другого цвета, и очертания их также несколько изменены преломлением воды.Передний план миниатюры занят сценой охоты. Впереди в сюрко (вид верхней одежды) серого цвета, отделанном зубцами,– сокольничий. На его левой руке – два сокола, головки которых прикрыты специальными колпочками, в правой руке – длинный шест, также один из атрибутов соколиной охоты. Следом за ним – на конях нарядные кавалеры и дамы также с соколами.В тимпане – изображения знаков зодиака «Льва» и «Девы».Лист 9.

Сентябрь

Лист 9, оборот.Миниатюра, сопровождающая календарь сентября, примечательна тем, что одна ее часть, а именно верхняя – с архитектурой, выполнена в эпоху герцога Беррийского, другая – нижняя, со сборщиками винограда – спустя много лет художником Жаном Коломбом. Разница между обеими частями проявляется и в стилистических особенностях, и в качестве красок, и в том, что отличает первоклассного художника, каким был Жан Коломб, от гениальных художников, какими, несомненно, были братья Лимбурги. С ювелирным мастерством здесь выточены все зубцы, башенки, каминные трубы и шпили, над которыми, позванивая, золотятся резные флюгера, флажки и геральдические лилии. Относительно идентификации самого замка мнения расходятся. Первоначально считалось, что изображен замок Бисетр, резиденция герцога близ Парижа, однако Дюррье на основании скрупулезных сопоставлений со старыми планами пришел к выводу, что это замок Сомюр. С ним согласно большинство исследователей.В тимпане – изображения знаков зодиака «Девы» и «Весов»Лист 10.

Октябрь

Лист 10, оборот.На миниатюре «Июнь» был представлен пейзаж, расстилавшийся на северо-восток от Нельского отеля, теперь перед нами, по всей вероятности, вид из окон того же отеля на северо-запад, в сторону Лувра. Художник изобразил южный и восточный фасады дворца и набережную Сены. Миниатюра Лимбургов – один из ценнейших исторических документов, позволяющих реконструировать облик Лувра конца XIV – начала XV века, впоследствии полностью перестроенного. Хорошо видна массивная башня центрального донжона, возведенная Филиппом Августом в 1200 году. О существовании ее теперь можно догадаться лишь по кладке каменных плит, которыми вымощен Квадратный двор современного Лувра.По набережной прогуливаются горожане, бегают собаки, стоят на причале лодки, на мостках у воды женщины стирают и полощут белье, стучат вальками. Художник не забывает показать отражение всего этого и быстрых водах Сены, а также изобразить тени прохожих, собак и т.д. На левом берегу Сены (нынешняя набережная Малаке) – распаханные под озимь поля. Оставляя на влажной борозде глубокие следы, движется сеятель в синей котте (вид мужской одежды) и белом чепце, на его башмаки налипли тяжелые комья земли, позади целая стая птиц, среди которых выделяются своим ярким черно-белым оперением сороки. Чуть подальше другой крестьянин боронит верхом на лошади; чтобы борона забирала глубже, на нее сверху положен большой камень. Крестьянская лошадь, непохожая своими грузными пропорциями на тех коней, что гарцевали в «Мае» и «Августе», спокойно и привычно ступает в борозду. На другом поле, ближе к Сене, сев уже закончен. Для отпугивания птиц поставлено чучело стрелка и натянуты веревки с лоскутами материи.В тимпане – знаки зодиака «Весы» и «Скорпион» с соответствующими градусами.Лист 11.

Ноябрь

Лист 11, оборот.Миниатюра «Ноябрь», кроме тимпана со знаками зодиака «Скорпион» и «Стрелец», выполнена, как полагают, Жаном Коломбом в 80-х годах XV столетия. Сейчас можно лишь гадать, почему при жизни герцога оказался пропущенным именно ноябрь – месяц, в котором он родился, 30 числа, в день св. Андрея, который считался покровителем Жана Беррийского. Возможно, именно по этой причине самому герцогу или братьям Лимбургам хотелось как-то особенно выделить миниатюру этого месяца, и она была оставлена напоследок.Поскольку работа над часословом была прервана внезапной смертью и художников и заказчика, лист так и остался пустым. Коломб, продолжая работу над завершением часослова, выбирает для «Ноября» традиционную тему, изображая свинопасов, сшибающих желуди для свиней. В конце месяца свиней обычно закалывали и коптили окорока, что часто приурочивалось ко дню св. Андрея – отчего в народе он и назывался «Андрей-ветчинный».Лист 12.

Декабрь

Лист 12, оборот.Миниатюру «Декабрь» иногда называют «Алали» («Hallali») – охотничий клич, возвещающий, что добыча настигнута. В прекрасных дубовых рощах вокруг замка Венсен некогда в изобилии водились олени, лани и кабаны. Это были любимые охотничьи угодья французских королей. 30 ноября 1340 года в Венсенском замке родился Жан Беррийский – очевидно, именно поэтому на миниатюре, открывающей декабрь, изображен этот старинный, причудливой архитектуры замок. Мощный донжон Венсенского замка, находящегося на юго-восточной окраине Парижа, и сегодня возносит свои громады в парижское небо.На переднем плане с редким мастерством сумел передать художник яростный накал охоты, ее кульминацию, когда разъяренные псы всем скопом атакуют огромного вепря. Охотники оттаскивают псов, а один из них трубит в рог звонкое «ала-а-ли», возвещающее удачный конец охоты.В тимпане – «Стрелец» и «Козерог», все графы заполнены, и мы можем узнать, когда будет новолуние в декабре любого года.Лист 13.

Читайте также:  Таш-рабат - "гостиница", ставшая памятником архитектуры

Человек со знаками зодиака

Лист 14, оборот.Одной из самых загадочных, вызывающих наибольшие споры миниатюр, является «Анатомический человек», или «Человек со знаками зодиака». Ни в одном из известных нам рукописных часословов подобной миниатюры нет. Среди различных гипотез наиболее интересной представляется та, что связывает данное изображение с медицинской доктриной позднего средневековья, в основе которой лежало убеждение о связи человека со Вселенной, о влиянии зодиака, планет и луны на человеческий организм. Согласно этой доктрине считалось, что человек – микрокосм, подобно макрокосму, он состоит из четырех стихий: земли, воздуха, огня, воды и наделен четырьмя основными качествами – это жар, холод, влажность, сухость.Изображение «Человека со знаками зодиака» типично для медицинских трактатов того времени. Однако в отличие от нашей миниатюры они представляют собой сухие схемы, не имеющие никакого отношения к искусству. Лимбурги сумели выполнить «Зодиакального человека», который по своему назначению являлся, очевидно, пособием для медицинской практики того времени, с удивительным изяществом. Голову венчает фигурка Овна, шеей ведает Телец, из-за плеч грациозно выглядывают Близнецы и т.д.Много споров вызвала вторая фигура, стоящая спиной и представляющая собой почти зеркальное отражение фронтальной (за исключением цвета волос и положения рук). Одни исследователи высказывали предположение, что источником двойственности может служить изображение двуликого Януса, часто встречающееся в средневековых рукописях, другие видели здесь одну из диад: Горе и Радость, День и Ночь, Восток и Запад. Но наиболее убедительным представляется предположение, что это так называемый «Человек с венами», изображение которого обычно помещалось в медицинских трактатах наряду с «Зодиакальным человеком». Иными словами, перед нами своеобразное старинное пособие, указывающее место и время кровопусканий.Изящество и свобода, с каким Лимбурги изображают обнаженное тело, для этой эпохи исключительные, породили различные предположения о том, что могло послужить им источником. Указывалось, в частности, на некоторое сходство фигур с античной группой «Три грации» в Сиенском соборе, которую художники, или один из них, могли видеть, путешествуя по Италии.

Источник

Источник: https://formview.livejournal.com/13077.html

Презентация «Миниатюры Времена года из календаря герцога Берийкого»

Инфоурок › История › Презентации › Презентация «Миниатюры Времена года из календаря герцога Берийкого»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Миниатюры цикла «Времена года» Из «Великолепного часослова герцога Беррийского» 1411—1416 гг. альбом

2 слайд Описание слайда:

Миниатюры «Анатомический человек», «План Рима» и «Крещение» из «Великолепного часослова герцога Беррийского» Часословы (книги часов) — это особая разновидность церковной литературы. Они появились в Западной Европе в XIII в. и стали очень популярны в XIV—XV вв.

Их владельцами были, как правило, дворяне или зажиточные горожане. Составлялись часословы специально для людей, не искушённых в тонкостях церковного богослужения и нуждающихся в подсказках: в какое время, например, можно читать ту или иную молитву.

Кроме выдержек из Евангелий и молитв, приуроченных к определённой церковной службе (или «часу»), часослов обычно содержал календарь с перечислением церковных праздников и сведениями практического характера по астрономии, астрологии, медицине.

Часословы, имевшие хождение в аристократической среде, украшались необычайно роскошно, их расписывали лучшие мастера.

3 слайд Описание слайда:

Братья Лимбурги (?) Поль, Жан и Эрман Настоящая фамилия – Малуэль), братья Поль, Жан (Жеаннекен) и Эрман, французские художники-миниатюристы. Лимбурги родились во второй половине XIV в. в городе Неймегене на северо-востоке Нидерландов. Сыновья резчика по дереву. Учились в Париже ювелирному делу.

Братья рано потеряли отца, и их воспитание взял на себя живописец Жан Мануэль, доводившийся им дядей. В 1402 г. они поступили на службу к герцогу Жану Беррийскому и обогатили его коллекцию прекрасными иллюстрированными рукописями, из которых наиболее знаменит так называемый «Великолепный часослов герцога Беррийского».

Братья украшали часослов с 1411 по 1416 г., вплоть до своей ранней смерти: все трое умерли от чумы.

4 слайд Описание слайда:

Герцог Жан Беррийский Жан Французский, герцога Беррийского. Герцог Жан, после короля старший в своём роду, ещё при дворе Карла V играл важную роль, а во время прав­ления его слабоумного сына Карла VI стал фактическим властителем королевства. Герцог покровительствовал художникам, коллекционировал произведения искусства, страстно любил книги.

Его прекрасная библиотека насчитывала сотни томов. Это были рукописи, ценившиеся в те времена необычайно высоко: хроники, рыцарские романы, сочинения античных авторов, научные труды и, конечно же, богослужебные книги. Богатством и красотой оформления особенно выделялись пятнадцать часословов.

При дворе Жана Беррийского работала целая плеяда талантливых миниатюристов, среди которых первое место по праву занимали братья Лимбурги.

5 слайд Описание слайда:

Январь Обмен подарками при дворе герцога Беррийского во время встречи Нового года. Он сидит во главе стола в синей одежде. В толпе гостей, предположительно, Лимбурги изобразили себя (двое в красных тюрбанах и перед ними один в белом).

Это единственная иллюстрация из всего цикла, где действие происходит только в интерьере.

По мнению Сен-Жана Бурдена, на миниатюре представлено не празднование наступления Нового года, а завершение переговоров с англичанами в замке Жиак 6 января 1414 года

6 слайд 7 слайд Описание слайда:

Февраль Рубка дров, интерьер сельского дома, пейзаж не идентифицируется. Окончательный вариант в некоторых деталях несколько отличается от первоначального подготовительного рисунка.

Миллард Мисс ставит «Февраль» в один ряд с зимними пейзажами кисти Мастера Города дам (фр.

Maître de La Cité des Dames) 1410 и 1419 годов (хранятся в Риме и Гааге), однако в сравнении с ними данная миниатюра представляется более развитой.

8 слайд 9 слайд Описание слайда:

Март Пахота, сев, обработка виноградника. Место — замок Лузиньян в Пуату. На перекрёстке дорог стоит верстовой камень — «монжуа» (фр. Montjoie), над замковой башней Пуатвен летит фея Мелюзина в виде дракона, покровительница рода Лузиньянов.

10 слайд 11 слайд Описание слайда:

Апрель Пара молодожёнов обменивается кольцами в саду, в присутствии семьи и друзей. Предположительно (Жан Лоньон) изображено обручение внучки герцога Бонны д’Арманьяк и Шарля Орлеанского. Дамы рвут цветы для новобрачных. Место — замок Дурдан, владение герцога или Пьерфон. По версии Бурдена, на миниатюре изображена помолвка Марии Беррийской с Жаном Клермонским, состоявшаяся в 1400 году

12 слайд 13 слайд Описание слайда:

Май Празднование первого майского дня. Процессия отправляется в лес, чтобы набрать ветвей и цветов. Место — замок в Риоме (фр. Riom), столице Оверни, владение герцога (?) или же Королевский дворец (фр. Palais de la Cité, ныне Дворец правосудия), Париж, с виднеющимися башнями Консьержери, Тур д’Орлож, Шатле (фр. Châtelet) и прочими постройками

14 слайд 15 слайд Описание слайда:

Июнь Сенокос. Место — Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите (теперь насыпь Нового Моста), видны замок Консьержери, Сент-Шапель.

16 слайд 17 слайд Описание слайда:

Июль Жатва и стрижка овец. Место — ныне не существующий замок Пуатье (фр. Château de Poitiers) на берегу реки Клен в Пуату, владение герцога Беррийского.

18 слайд 19 слайд Описание слайда:

Август Соколиная охота, купание. Место — замок Этамп, владение герцога Беррийского, его донжон, называемый Гинетт, сохранился до наших дней

20 слайд 21 слайд Описание слайда:

Сентябрь Сбор винограда. Место — замок Сомюр около Анже

22 слайд 23 слайд Описание слайда:

Октябрь Сев озимых. Место — поле напротив замка Лувр (теперь набережная Малаке). Вид от Отеля Нель (фр. Hôtel de Nesle), парижской резиденции герцога

24 слайд 25 слайд Описание слайда:

Ноябрь Выпас свиней в лесу. Пейзаж — вымышленный, вероятно, вдохновлён видами Савойи

26 слайд 27 слайд Описание слайда:

Декабрь Охота. Место — дубовая роща вокруг Венсенского замка, владение герцога и место, где он родился

28 слайд 29 слайд Описание слайда:

Источник Википедия Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 /Глав. ред. М.Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1997

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-miniatyuri-vremena-goda-iz-kalendarya-gercoga-beriykogo-1235858.html

Великолепный часослов герцога Беррийского

?gorbutovich (gorbutovich) wrote,
2012-02-26 01:41:00gorbutovich
gorbutovich
2012-02-26 01:41:00Безусловным шедевром шедевров позднесредневековой-ранневозрожденческой северной живописи является Les Très Riches Heures du Duc de Berry — Роскошный Часослов герцога Беррийского.

Это одна из самых известных иллюминированных книг 15 века. Хранится Часослов в Музее Конде в Шантийи. Можно сказать, что в Часослове герцога Беррийского находится исток как нидерландской, так и французской живописи.

Википедия о Часослове: Великолепный часослов герцога Беррийского /Très Riches Heures du Duc de Berry.

Основная часть манускрипта была создана миниатюристами и ювелирами братьями Полем, Жаном и Эрманом Лимбург, очевидно, между 1412 и 1416 гг. Сам текст, заглавные буквицы, декорации и позолота, скорее всего, исполнены другими мастерами.

Часослов был заказан  Жаном, герцогом Беррийским. Братья Лимбурги не закончили книгу. Они, как и сам граф,  скончались в 1416 году от чумы или на войне. Из 129-131 миниатюр при жизни Лимбургов было создано 65.

В источниках манускрипт впервые упоминается в 1416 году.

На сайте www.christusrex.org можно полностью ознакомиться с Часосоловом. Некоторые изображения с русскоязычным описанием представлены, например, на bibliotekar.ru.

Многим особо нравится пикантная деталь листа «Февраль» из цикла «Времена года» с персонажами без белья, греющими ноги.

Первым заказом герцога Беррийского братьям Лимбургам был другой часослов «Les Belles Heures» — Прекрасный (Изящный) часослов герцога Беррийского. Исполнен он был около 1409 года.

 Находится в собрании «The Cloisters» Музея Метрополитен, Нью-Йорк.

 Часослов на сайте музея: The Belles Heures of Jean de France, Duc de Berry Herman, Paul, and Jean de Limbourg  (Franco-Netherlandish, active in France, by 1399–1416).

Еще был «Petites heures» — Малый часослов. Начат в 1372 г. Жаном ле Нуаром, продолжен Жакемаром де Эсденом. Закончен в 1390 г. Лимбургами выполнено несколько миниатюр. Находится в Национальной библиотеке Франции, Париж.

Еще один часослов Лимбургов герцога Беррийского «Les Tres Belles heures» — Прекраснейшем (Изящнейшем) часослове герцога Беррийского, начатом в 1382 г., хранящимся в Музео Цивико д’Арте Антико, Палаццо Мадама, Турин. Связывают этот манускрипт не только с именами Лимбургов, но и ван Эйка и Жана Пусселя. Здесь некоторые иллюстрации из него.

Видео Часослова Les Très Riches Heures du Duc de Berry:

Издательство «Белый город» выпустило книгу Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского — М.: Белый город, 2002. — 248 с. ISBN 5-7793-0495-5 на русском языке в двух вариантах исполнения в суперобложке и в коже.

Еще пара ссылок из блогов, где как в Греции, есть все:
vehvepznbyf: «Великолепный часослов герцога Беррийского» 1 часть
vehvepznbyf: «Великолепный часослов герцога Беррийского» 2 часть — цикл Времена года
Блог Культура Нидерландов и Фландрии: Часослов герцога Беррийского

Википедия о братьях Лимбургах.Сайт о братьях Лимбургах, и о средневековом фестивале, посвященном им.

Вот об этом фестивале:

А это фестиваль в гостях у Прекрасного часослова в Нью-Йорке:

Источник: https://gorbutovich.livejournal.com/2948.html

Ссылка на основную публикацию