Анна ахматова “не с теми я, кто бросил землю”: анализ стихотворения

«Не с теми я, кто бросил землю…», анализ стихотворения Ахматовой

«Не с теми я, кто бросил землю…» – одно из самых известных и цитируемых стихотворений Ахматовой, относящееся к гражданской лирике.

Краткая история создания

Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» датировано июлем 1922 года и входит в сборник «Anno Domini MCMXXI». Велика вероятность, что создавалось оно под впечатлением от событий, происходивших в то время с советской интеллигенцией.

В мае 1922 года Ленин отправил Дзержинскому записку, в которой говорилось о подготовке к высылке «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции». Уже в июне за границу отправили первых двух человек.

16 июля появилось письмо Ленина, адресованное Центральному комитету и предлагающее арестовать, а затем выслать несколько сотен представителей интеллигенции, причем без объяснения причин. Впоследствии планы эти начали реализовываться.

Если Ахматова знала о намерениях Ленина, что вполне допустимо, то стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» – реакция на действия властей. Если не знала, то произведение, скорей всего, посвящено людям, уехавшим из России после падения царского режима.

Тематика, сюжет, композиция

Сюжета у стихотворения нет. Внимание читателей сосредоточено на мыслях и чувствах лирического героя. Принято полагать, что основная тема произведения – тема эмиграции. «Не с теми я, кто бросил землю…» часто рассматривают в качестве жесткого высказывания, направленного против людей, покинувших Россию после Великой Октябрьской революции.

Доля изгнанника в стихотворении – это тяжелая доля. Хлеб эмигранта пахнет полынью, дорога его темна. Тем, кто остался на родине, тоже приходится трудно – пребывающая в «глухом чаду пожара» Россия опасна. Им остается только надеется на то, что время расставит все по местам, что впоследствии «оправдан будет каждый час».

Композиционно произведение строится на антитезе – уехавшие противопоставляются оставшимся.

Существует и другое толкование стихотворения. Например, поэт Дмитрий Бобышев, в начале 60-х годов входивший в ближайший круг общения Ахматовой, считал, что не эмиграция – главная тема.

По его мнению, упомянутые в произведении люди, бросившие землю на растерзание врагам, – это те, кто подписал Брестский мир в 1918 году, ознаменовавший выход Советской России из Первой мировой войны и поражение в ней.

При таком толковании грубая лесть, которой не внемлет лирическая героиня, исходит не от эмигрантов, а от представителей новой власти. Если принять эту трактовку, то по-другому начинает звучать вторая строфа.

Получается, она рассказывает о тех, кого советская власть изгнала из страны, а не о тех, кто сам уехал, и к ним героиня действительно испытывает жалость. В таком случае смысловая оригинальность заключается в том, что речь в стихотворении идет о противостоянии властям, о людях, которых вынудили покинуть родную землю, и об оставшихся, на чью долю в дальнейшем также выпадет немало испытаний.

Лирический герой

Восприятие образа лирического героя практически полностью обусловлено выбранной трактовкой стихотворения. Впрочем, есть и некоторые общие черты. В независимости от толкования произведения понятно, что его лирическая героиня – сильная личность, способная стойко переносить трудности, не желающая поступаться своими моральными принципами и готовая к борьбе.

Размер, рифмы, тропы

Стихотворение написано ямбом. Рифмовка использована перекрестная, рифмы есть как мужские, так и женские.

Среди средств художественной выразительности, встречающихся в произведении, – эпитеты («грубая лесть», «глухой чад»), сравнение (изгнанники сопоставляются с заключенными, больными), аллитерация на «р» (первые две строчки).

Кроме того, важную роль играет сочетание «высокой» лексики («не внемлю», «растерзание») с бытовой («хлеб чужой»).

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
  • «Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Гость», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
  • «Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой

По произведению: «Не с теми я кто бросил землю…»

По писателю: Ахматова Анна Андреевна

Источник: https://goldlit.ru/ahmatova/1165-ne-s-temi-ya-analiz

Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю…

С  первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание. Страшная картина нарисована уже в самом начале стихотворения.

Далее, поэтесса говорит о тех предателях, что им она не отдаст свои песни, то есть не будет сочинять стихов, которые выразили бы какую-то их идею. Ведь даже предательство Родины можно было бы оправдать красивыми словами.

И Ахматова не слушает грубую лесть, хотя, понятно, что они пытаются талантливую поэтессу заманить на свою сторону.

Речь, конечно, о революционных событиях в России. Когда кто-то согласился с Советами, перешел на сторону красных большевиков.   

Во второй строфе говорится о тех, кто остался с другой «белой» стороны. Здесь речь об иммигрантах, об интеллигенции, которым сочувствовала Ахматова. Конечно, судьба изгнанника незавидна. Его сравнивает поэтесса с заключенным, с больным, странником. Для описания его пути используется эпитет «темный», а его хлеб вдруг горько пахнет полынью.

Но вот автор говорит о себе и таких, как она. Они не предатели, но и не изгнанники. Они остались в чаду, сравнение которое показывает адский огонь гражданской войны. Слова о погубленном остатке юности намекают на то, что сподвижники Ахматовой уже не юноши, но ещё и не совсем взрослые люди, но беспечности они предпочли борьбу. Так они не отклонили ни одного удара, то есть не испугались. 

В последней строфе Ахматова говорит, что позже их оценят – каждый их час. Сразу героев настоящих не видно… И в самом финале строки, которые станут эпиграфом к стихотворению «Родная земля». Строки о бесслезных людях. И контраст в конце: надменные и простые одновременно они. Надменны, видимо, они во всем трусам и предателям.

Это стихотворение об избранности и героизме.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… Ахматовой

Стихотворения поэтессы Ахматовой Анны многих людей просто покорили, ведь ее произведения написаны от души. Свои мысли она показывала в своих же простых, но даже в какой-то степени – сложных стихотворениях.

Именно это стихотворения Ахматова написала в тот сложный моменты, когда ей нужно было решаться, что выбрать – спасение, но подлость для своей души, или же – быть верной самой себе, но вместе с тем – это опасно. Вот такие размышления были в тот момент у поэтессы в голове.

И дело было в том, что была революция. И когда она прошла, можно было уезжать из России, которая была разграбленной и разрушенной, так как в тот момент там было особенно трудно жить и существовать. Именно потому большинство людей собирались и уезжали.

Но Анна Ахматова сделала свой выбор, ее совесть осталась чиста. Она осталась вместе со своим сыном в России. Она не боялась репрессий и голода, она была сильной женщиной.

Это стихотворение считается критиками – патриотичным. Ведь в своих первых строках стихотворения поэтесса пишет о том, что она не с теми, кто предал, таким образом, свою страну. К тому же, Ахматова не представляла себя вне своей страны. Так как всегда любила и уважала родину. Поэтесса даже поставил на кон – свою карьеру.

И даже когда была блокада, поэтесса ни разу за то время не пожалела о своем решении. Но самое большое огорчение и трагическое событие заставили написать женщину это стихотворение. Так как вскоре ее мужа, Николая Гумилева, расстреляли, после того, как арестовали. Но, как ни странно, Ахматову даже это не остановило.

Она все равно не стала предательницей родины.

Также, поэтесса пишет о том, что не признает новой власти, так как их лесть – настолько груба, что это явно видно и настолько фальшиво, что становиться просто грубостью.

К тому же, Ахматова отмечает, подчеркивая, что никогда не получат они ее произведения, которые она писала от души своей.

Получается так, что Ахматова отказывается от предложения писать стихи, которые восхваляли бы новое правительство. Так как для нее – это малодушие и ложь.

Читайте также:  Природа берет верх над человеком: место действия москва

В стихотворение идет речь о тех людях, которые оказались трусами и уехали за границу. Автор пишет о своей жалости к ним,  и выражает мысль, что они пошли не той дорогой. Ахматова не боится, она пишет, гордясь, о том, что ни единый удар не был отклонен. В стихотворении Ахматова выражает  уверенность, что каждому воздастся по заслугам.

Анализ стихотворения Не с теми я, кто бросил землю… по плану

  • Анализ поэмы Анна Снегина Есенина сочинениеПоэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине
  • Анализ стихотворения Горящие письма НекрасоваВ данном произведении автор выражает свои чувства по поводу любви, давшей трещину Он, обратившись к одному из эпизодов, который, видимо, тронул его сердце, как бы обращается к любимой женщине.
  • Анализ стихотворения Кенгуру ГумилеваДовольно часто произведение поэтов рассматриваются через призму их биографий. Безусловно, в этом есть смысл, ведь нередко творческие натуры черпают и вдохновение, да и просто материал для собственных произведений из собственных переживаний
  • Анализ стихотворения Крещенская ночь Бунина 11 классВ стихотворении И. А. Бунина «Крещенская ночь»с первых строк создается ощущение, что образ темного времени суток, созданный поэтом, состоит из живых существ, которые стоят на одном уровне с человеком.
  • Анализ стихотворения О природе ЕсенинаПоэт часто обращался к природе родной земли. Это не только выражало патриотизм Есенина, но и позволяло ему выразить свои мысли о бытии и человеческой жизни.

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я, кто бросил землю…»

Стихотворение “Не с теми я, кто бросил землю…” было написано Анной Ахматовой в начале весны 1922 года. Первая строка произведения уже наводит читателя на определённые размышления.

Не с теми я, кто бросил землю

Данная строчка звучит патетически, и поначалу невозможно понять позицию самого автора.

То ли русская поэтесса сожалеет о том, что не уехала в своё время за рубеж, то ли осуждает тех поэтов и писателей, которые оставили Родину в тяжёлые в тяжёлые для неё времена, и как бы, отделяет себя от псевдопатриотов, тем самым разграничивая общество на две половины. Такие люди, по её мнению, предатели, поэтому они не могут проживать в России и пользоваться богатыми природными и духовными ресурсами этой великой страны.

Однако невозможно лишь отрицательно воспринимать точку зрения автора.
Безусловно, она не одобряет поступка эмигрантов и считает, что навсегда оставить Россию – равносильно предательству. Но параллельно можно услышать также её оценку всему происходящему.

Ей горько и больно за родное государство и в то же время жалко соотечественников, вынужденных покинуть Родину.

В одной из строф она называет эмигрантов изгнанниками, которые вызывают жалость так же, как заключённые либо больные.

Анна Андреевна понимает, что люди, бежавшие из своей страны, не будучи репрессированными либо изгнанными в силу каких-то обстоятельств, всё-таки имели на это определённые причины.

Неспокойная обстановка в Российском государстве заставила их решиться на этот шаг. Однако, не смотря на свою жалость, поэтесса не видит их счастливого будущего, оно, скорее, кажется ей неопределённым. Ахматова считает, что никто на чужбине не сможет обрести счастье.

Соответственно этому наблюдается изменение ритма произведения: плавное течение вдруг резко убыстряется. И вот, кажется, следующие строки несут основную смысловую нагрузку в стихотворении, однако это ошибочное впечатление.

А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

Им, безусловно, присуща глубина, поскольку именно в этом месте автор показывает, как живётся в России после революции. Местоимением «мы» Анна Андреевна как бы объединяет всех, кто действительно предан своей Родине и готов её защищать. Это слово является плечами равновесия строфы. Автор рисует образ настоящего патриота.

Основной смысл заключается в последних строчках поэтического произведения. Вместе с заключением здесь звучит напоминание соотечественникам:

Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

А. Ахматова в своём стихотворении умело передала душевное состояние людей того времени. Её поэзия и по сей день учит истинной любви к Родине.

Источник: http://vip-gdz.ru/analiz-stihotvoreniya-ahmatovoj-ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu/

Готовые школьные сочинения

Сен 15 2015

Анализ стихотворения Анны Андреевны Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю…”

Когда тонет родина в крови, Когда стынут стоны на устах, Те, кто распинался ей в любви, Не спешат повиснуть на крестах. И. Губерман Анну Андреевну Ахматову нередко называют русской Сапфо, поэтическим голосом эпохи.

Действительно, огромное Наследие, оставленное великой поэтессой, привлекает к себе внимание и по сей день.

Я бы даже назвал Анну Андреевну летописцем своего времени: от стихотворения к стихотворению, она создает реальный образ своего Времени, пусть даже кровавый и жестокий.

Ахматова жила в очень сложное время, время перемен, Гражданской и Мировой войны, революций. Она не покинула Родину в самые трудные и судьбоносные годы в истории страны. Её не Сломили эти события.

Она продолжала творить.

Изменяется лишь стиль стихотворений, он стал немного другим: Напевным и мягким строфам первых сборников ”Вечер” и ”Четки” на смену пришли более тяжелые и суровые Строки из книг ”Подорожник” и ”Anno Domini”. Постепенно лирика Ахматовой переходит из личной в вечную. Именно в последних собраниях стихотворений поэтессы достигло кульминации патриотическое воодушевление Ахматовой.

Здесь мы можем проследить, как изменялось чувство любви к Родине у поэтессы, и трансформировался ее Слог. Огромное место в культурном пласте ”серебряного века” русской поэзии занимает стихотворение ”Не с теми я, Кто бросил землю…”, написанное в марте 1922 году.

Уже первые строки стихотворения наводят на размышления. Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам Они наполнены патетикой. Вначале даже непонятно какую позицию занимает поэтесса.

Либо ей жаль, что она не Эмигрировала вместе с другими писателями и поэтами за границу, либо не приемлет тех людей, кто бросил нашу Страну в годы ужаса и потрясений, и разграничивает себя с ними, разделив тем самым все общество на два клана: Истинных патриотов и лжепатриотов.

Вторая строка разъясняет смысл первой, показывает, что действительно Ахматовой чужды лжепатриоты, она их попросту не приемлет.

Поэтесса не понимает всей лести, которую несут Псевдопатриоты. Ей кажется, что они не достойны жить в России и черпать ее природные и духовные богатства: Живописную природу, народный фольклор. Но нельзя рассматривать позицию Ахматовой с негативной стороны.

Да, она осуждает тех, кто уехал и, по ее Мнению, предал Родину и для нее сделан уже сделан некий духовный выбор – эмиграция невозможна. &copy A L L S o c h. r u Но Ахматова Дает как бы свою оценку происходящего.

Ее переполняют чувства горечи и боли за родную землю, в ее душе есть Капля жалости. Об этом свидетельствует следующая строфа, из которой читатель узнает, что Анне Андреевне, на Самом деле, жаль этих изгнанников, она сравнивает их с заключенными, больными.

Значение слова ”изгнанник” Вовсе не категория людей изгнанных или репрессированных по каким-либо причинам.

Здесь совсем другая смысловая Нагрузка: изгнанники души те, кто прогнали свою любовь к Родине из своей «душонки», поэтому и предали родную Страну.

Однако, я считаю, что нельзя так критично относиться к этим изгнанникам. Они в какой-то мере не Виноваты – их вынудила ситуация, сложившаяся в России.

Как бы не было жаль поэтессе изгнанников, она не предвещает им ничего хорошего, их дальнейшая судьба не Определена.

Пусть даже человек и живет за границей, все равно истинного счастья здесь он не обретет, так все Чужое ”полынью пахнет хлеб чужой”. Между тем ритм стихотворения резко меняется, подобно тому, как спокойно течет река и неожиданно на ее пути Встречается обрыв или воронка начинается водоворот. А здесь в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя.

Здесь, казалось бы, лежит, как и полагается, смысловой центр произведения, но это не так. Не следует отрицать Всей глубины этих сильных строк, показывающих ту атмосферу, которая воцарилась в стране после революции.

Я бы Отметил местоимение ”мы”. В нем сосредоточены плечи равновесия строфы, в нем выражен русский народ, все Патриоты Руси, вставшие на защиту своей Родины. Ахматова и показывает, каким должен быть этот истинный патриот.

Читайте также:  Сочинение на тему "наступила зима"

Смысловой центр смещен к концу стихотворения.

В последних строках заключен вывод и напоминание людям о том, Что с годами мы черствеем по отношению не только к Родине, но и друг к другу. Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас Эти слова поразили меня.

Несомненно, в них лежит весь идейный замысел всего нравственно-социального Лирического повествования стихотворения ”Не с теми я, кто бросил землю…” Не менее интересен замысел и с точки зрения композиционного построения.

В основе лежит любимое акмеистами Ямбическое стихосложение.

Внутри каждой строфы не трудно заметить точную перекрестную рифмовку. На этом Принципе и положено построение всех четырех строф: каждая следующая противопоставлена по идейной нагрузке Предыдущей.

Гневный, тяжелый ритм сменяется более эластичным тональным, затем вновь возвращается в фазу Громогласного, оценочного. Только с помощью чередования мужской и женской рифмы это удается сделать поэтессе.

Однако, если быть точнее, то женская рифма немного преобладает над мужской, что делает стих напевным с Музыкально-акустической точки зрения.

Еще одна особенность, встречающаяся в стихосложении, между ударениями Неодинаковое количество слогов, что создает особую морально-психологическую нагрузку. Интересна и аллитерация.

Для примера рассмотрим первую строфу: Не с теми я, кто б[р]осил зе[м][л]ю На [р]асте[р]зание вра[г]а[м]. И[х] [г][р]убой [л]ести я не вне[м][л]ю И[м] песен я свои[х] не да[м].

Как видно, употреблены в основном рычащий звук [р], [г], создающий некий гам, и сонорные, мягкие [м] и [л], Смягчающие накалившуюся обстановку.

Аллитерация показала, что уже в первой строфе поэтесса подготавливает Слушателя (рассматривая с точки зрения слухового восприятия) к снисхождению и жалости, развитые во второй Строфе. В следующей строфе преобладают жужжащие звуки [ж], [з] и глуховатый [х], которые хоть и звучат чуть Помягче, но не снимают напряженной ситуации.

Их подхватывают звуки третьей строфы [ж] и [х], а [з] перестает Звенеть. Слушатель временно отдыхает от него, чтобы потом, в четвертой строфе, услышать новый звон и набат [з]: [з]наешь, по[з]дний, бессле[з]ней. В ассонансе также ряд особенностей. В основном слышатся звуки [е] и [о], придающие звучанию гул и шум.

В средствах художественного изображения Ахматова использует эпитеты, сравнения, инверсии.

В употреблении Эпитетов поэтесса очень сдержанна, и к ним можно отнести прилагательные ”грубой”, ”чужой”, ”глухой”. То Есть назначение эпитетов в стихотворении нести что-то противоестественное добру и счастью. Сравнения ”как Заключенный”, ”как больной” тоже имеют подтекст мрачных и злых начал.

Если в задачи истории входит сохранять точные сведения и факты прошлого, то поэзия А. А. Ахматовой расширила Рамки данной науки и показала душевное состояние эпохи.

Поэзия Ахматовой актуальна и по сей день, на ее Стихотворениях можно учиться любить свою Родину так, как любила ее великая поэтесса ”серебряного века” Русской поэзии Анна Андреевна Ахматова.

Автор сочинения: Жека [email protected]

ru

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Анализ стихотворения Анны Андреевны Ахматовой “Не с теми я, кто бросил землю…” . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/analiz-stixotvoreniya-anny-andreevny-axmatovoj-ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu/

Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки

   Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» было написано А.А. Ахматовой в 1922 году. Оно вошло в сборник «Anno Domini». Произведение относится к гражданской лирике.

Построено оно на основе противопоставления эмигрантов, людей, бросивших Россию, и людей, оставшихся верными своей Отчизне в непростые для нее времена. Основная тема стихотворения – Родина, патриотизм, трагическая судьба человека, переживающего трудные минуты вместе со своей страной.

   Уже первая строфа построена по принципу антитезы. Поэт отделяет себя от «изгнанников», людей, «бросивших землю». И здесь звучит мотив искушения.

Причем понятие «враг» у Ахматовой символически расширяется: она подразумевает не только защитников советского, бесчеловечного режима, палачей, отравивших «воду», но и демона-искусителя, вносящего в сердце поэта дух сомнения, скептицизма:

   Тот же самый мотив искушения звучит у Ахматовой в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…», написанном в 1917 году:

   Однако лирическая героиня в этом стихотворении преодолевает искушение, предпочитая остаться на Родине. Этот же мотив звучит и в новом стихотворении.

«Изгнанники» у поэтессы не только несчастны и их дорога «темна», они – «жалки».

Несмотря на то, что в русской поэзии образ изгнанника, странника часто опоэтизирован, у Ахматовой он теряет весь свой романтический ореол. По ее мнению, изгнанничество лишь унижает человека.

   Следующая строфа рассказывает о непростой судьбе тех, кто остался на Родине и разделил с ней ее беды, трудности, трагедии:

   В последней строфе поэт как бы прозревает грядущий смысл этой трагической судьбы целого поколения:

   И здесь Ахматова перекликается с Ф.И. Тютчевым, с его стихотворением «Цицерон». «Лирическая героиня…, не отклоняя от себя «ни единого удара» судьбы, становится участницей трагедии, полной высоких страстей и самопожертвования»[1]. Однако тютчевская патетика, возвышенность, торжественность сменяются у поэтессы простотой, когда трагедия становится реальностью:

   Таким образом, в основе композиции стихотворения лежит принцип антитезы. В первой строфе лирическая героиня словно обозначает резкую границу между собой и «бросившими землю». Вторая строфа посвящена «изгнанникам».

Третья и четвертая строфы – трагической судьбе своего поколения и великому смыслу, значительности этой жизни. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.

Ахматова использует скромные средства художественной выразительности:   Метафору («кто бросил землю На растерзание врагам»), эпитет («грубой лести», «в глухом чаду»), ряды однородных членов, морфологический неологизм и оксюморон («Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас»).

В стихотворении встречается «высокая» лексика («не внемлю», «изгнанник», растерзание») и «сниженная», бытовая («грубая лесть», «хлеб чужой»), аллитерации («кто бросил землю На растерзание врагам»).

   Таким образом, в сборнике «Anno Domini» поэтесса выходит за грань тематики интимных, глубоко личностных переживаний. Лирическая героиня ее глубоко переживает происходящие в мире события, разделяя трагическую судьбу страны.

Источник: http://shpargalkino.com/stixotvorenie-ne-s-temi-ya-kto-brosil-zemlyu-a-a-axmatovoj-vospriyatie-tolkovanie-ocenka/

«Не с теми я, кто бросил землю…» (патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой)

Красавица, «европиянка нежная», познавшая вкус славы после выхода первого же сборника стихов, избалованная восторженным вниманием поклонников и друзей, привыкшая к окружению и поклонению особ знаменитых и талантливых – ее рисовали известные художники, великие поэты посвящали ей стихи, – при этом слишком самобытная, слишком состоявшаяся, слишком уверенная в себе… Такая неудобная! И слишком заметная на литературном небосклоне, чтобы просто расправиться. Ее не печатали, поливали грязью. Как она, вероятно, раздражала чиновников от литературы своим нежеланием к ним приспособиться! «Камерная поэтесса» – это было далеко не худшее из их определений.Ей было 25, когда в ее изысканный, наполненный красотой, любовью, литературой, служением Музе мир ворвалась война. «Мы на сто лет состарились, и это тогда случилось в час один», – начинается стихотворение «Памяти 19 июля 1914 года».

Из памяти, как груз отныне лишний,Исчезли тени песен и страстей.Ей – опустевшей – приказал Всевышний

Стать страшной книгой грозовых вестей.

Да и трудно думать и писать о другом, когда повсюду:

Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.

Она- и поэт, и женщина. Воображение художника и чувства жены, матери. Пусть трубят газеты о героизме, подвиге, славе – кто лучше ее поймет чувства той, чей муж или сын не вернулся домой? И что такое героизм перед горечью потери?

Для того ль тебя носила Я когда-то на руках……Без недели двадцать лет

 Он глядел на божий свет.

После революции встал вопрос об эмиграции. Уехало так много близких! Но слишком дороги оказались родная земля, родная речь:

Мне голос был. Он звал утешно.

Он говорил: «Иди сюда,Оставь свой край глухой и грешный,Оставь Россию навсегда.Я кровь от рук твоих отмою,Из сердца выну черный стыд,Я новым именем покроюБоль поражений и обид».Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух.

Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Стихи эти не прошли незамеченными среди эмигрантов; многие упрекали ее в том, что она служит Советам, вместо того чтобы уехать, служить искусству и той России, и тем самым предает себя и свою страну.

Она же считала предательством бросить Родину «на растерзание врагам» – и эту строчку можно считать программной для послевоенного периода творчества Ахматовой:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих не дам.

Читайте также:  Анна ахматова "стихи о петербурге": анализ стихотворения

Но вечно жалок мне изгнанник,Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,


Полынью пахнет хлеб чужой.

Надо сказать, что это обещание – «им песен я своих не дам» -она сдержала, хотя для этого потребовалось немыслимое мужество и что, собственно, превратило всю ее жизнь в одно сплошное преследование.После революции несчастья следовали одно за другим. Был расстрелян Гумилев, ее бывший муж; друзья и подруги уезжали, погибали или просто пропадали.

«Любит, любит кровушку Русская земля», – пишет она после смерти Николая Степановича.С 1925 года ее печатают очень редко. К этому времени она уже сделала свой выбор – неучастие. Нет возможности печататься – есть возможность писать, называя вещи своими именами. Она изучает Библию, древних авторов, Шекспира, Пушкина. И никакой конъюнктуры.

Увозят в тюрьму сына Льва. Она проводит бесконечные семнадцать месяцев в тюремных очередях – и пишет стихи, которые потом составят поэму «Реквием».«Как-то раз кто-то «опознал» меня.

Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом);-    А вы это можете описать? И я сказала:-    Могу.Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

Каким бесстрашием надо было обладать, чтобы в те годы сочинять такие стихи и читать их знакомым, когда посадить й расстрелять могли за то, что слушал – и не донес. Но ни один из многочисленных слушателей не выдал ее.

В то время как официальная пресса либо не замечала ее, либо критиковала за «камерность», стихи ее переписывались от руки, учились наизусть – и читались везде, в том числе и в тюремных камерах. Их искренность и глубина ценились читателями куда больше, чем «образцовость» официальной поэзии.

Началась Великая Отечественная война. Ахматову она застала в Ленинграде. Когда-то, после революции, она не смогла покинуть Россию, теперь для нее так же немыслимо представить, что можно отдать ее врагу.Никто не заказывает ей стихи. Они пишутся по велению сердца и сразу приобретают всенародную известность.

В критическое время, под бомбежками, она оказывается нужна – даже «Правда» не брезгует ее стихами, печатает знаменитое «Мужество»:

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова, -И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово,Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

После войны Ахматову приветствовали на многолюдных митингах и., литературных вечерах. Ей устраивали овации. Вероятно, эта слишком заметная популярность поэтессы и вызвала реакцию властей.В 1946 году вышло в свет постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», а затем выступил и секретарь ЦК ВКП(б) Жданов.

Ахматова вновь была объявлена «вне закона» вне литературы. «Взбесившаяся барынька», «убогий диапазон поэзии»… Ее выгнали из Союза писателей и запретили печататься. Ну что ж, это уже было.

Забудут? – вот чем удивили! ,Меня забывали не раз.Сто раз я лежала в могиле,Где, может быть, я и сейчас.А муза и глохла и слепла,В земле истлевала зерном,Чтоб после, как .

Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

В то время когда «народные поэты» печатали «гражданские стихи», прославляя генеральную линию партии, Анна Ахматова прошла тот же тягостный путь лишений и утрат, вечного ожидания «марусь», что и вся ее страна. Она имела полное право о себе сказать:

Я была тогда с моим народом

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Этим она заслужила истинное звание народного поэта и тем, что в отличие от многих и многих не изменила ни своему таланту, ни друзьям, ни взглядам. Хотя иногда это было неимоверно трудно.

 Из-под каких развалин говорю,Из-под какого я кричу обвала,Как в негашеной извести горю

Под сводами зловонного подвала, –

пишет она в 1959 году.Но и тогда надежда не оставляет ее, недаром стихотворение заканчивается строчками:

И все-таки узнают голос мой,
И все-таки опять ему поверят.

Но не своя судьба ее тревожит. Создание мемориала жертвам сталинских репрессий – вот что занимает Ахматову в.конце 50-х -начале 60-х годов.Совесть не позволяла ей славить происходящее в стране и «мешала» стать официально признанным «всенародным поэтом»:

И проходят десятилетья,Пытки, ссылки и смерти…

 Петь я В этом ужасе не могу, –

так она писала в «Поэме без героя».Возможно, ей было легче выстоять, потому что она рано пошита, что талантлива. Ахматова слишком уважала поэзию, а значит и себя как Поэта, чтобы пресмыкаться перед кем-либо из страха или ради каких-то благ. «Поэт – это тот, кому ничего нельзя дать и у кого ничего нельзя отнять», – ее любимая фраза.Ее судьба — образец достоинства, силы и мужества. Маленькая хрупкая женщина, которую не смогла сломить вся государственная машина.

Источник: http://lit-helper.com/p_Ne_s_temi_ya_kto_brosil_zemlyu____patrioticheskaya_tema_v_lirike_A_A__Ahmatovoi

Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я кто бросил землю» Помощь по литературе

После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором — остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода и предстоящих репрессий. У Ахматовой также была возможность вместе с сыном уехать за границу.

Сразу после революции во Франции оказался ее супруг, поэт Николай Гумилев, и, воспользовавшись этим, Ахматова могла беспрепятственно уехать. Но она отказалась от такой возможности, хотя и предполагала, что отныне жизнь в мятежной России обещает превратиться в настоящий кошмар.

Вплоть до начала массовых репрессий поэтессе неоднократно предлагали покинуть страну, но каждый раз она отказывалась от столь заманчивой перспективы.

В 1922 году, когда стало ясно, что границы закрыты, а внутри страны начались гонения на неугодных власти людей, Ахматова пишет стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю», исполненное патриотизма.

Действительно, эта поэтесса неоднократно признавалась, что не представляет своей жизни вдали от родины.

Именно по этой причине она поставила на кон собственную литературную карьеру и даже жизнь ради возможности остаться в любимом Петербурге.

Даже во время блокады она ни разу не пожалела о своем решении, хотя балансировала между жизнью и смертью.

Что же касается самого стихотворения, то оно появилось на свет после того, как поэтесса пережила личную драму, связанную с арестом и расстрелом ее бывшего супруга Николая Гумилева.

Но даже этот факт не остановил Ахматову, которая не хотела становиться предательницей родины, считая, что это единственное, чего никто не сможет у нее отнять. Поэтесса не питает…иллюзий по поводу новой власти, отмечая: «Их грубой лести я не внемлю, им песен я своих не дам».

То есть, оставаясь в СССР, Ахматова осознанно выбирает путь оппозиции и отказывается писать стихи, которые бы восхваляли построение нового общества. При этом автор с огромным сочувствием относится к эмигрантам, которые проявили малодушие и вынуждены были уехать из России.

Обращаясь к ним, поэтесса отмечает: «темна дорога твоя, странник, полынью пахнет хлеб чужой». Ахматова прекрасно осознает, что на родине ее поджидает гораздо больше опасностей и невзгод, чем в чужом краю. Но принятое решение позволяет ей с гордостью заявить: «Мы не единого удара не отклонили от себя».

Поэтесса предвидит, что пройдут годы, и события начала 20 века получат

объективную историческую оценку. Каждому воздастся по заслугам, и в этом Ахматова не сомневается. Но ей не хочется ждать, пока время расставит все по своим местам. Поэтому она выносит вердикт всем тем, кто не предал Россию и разделил ее судьбу: «Но в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас».

Действительно, испытания заставили вчерашних аристократов стать более жесткими и даже жестокими. Но никому не удалось сломить их дух, их гордыню.

А та простота, о которой говорит поэтесса, связана с новыми условиями жизни, когда быть богатым становится не просто зазорно, но и опасно для жизни. Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/109_analiz_stihotvoreniya_ahmatovoy_ne_s_temi_ya_kto_brosil_zemlyu.htm

Ссылка на основную публикацию