А.п. чехов «лошадиная фамилия»: описание, герои, анализ рассказ

«Лошадиная фамилия», анализ рассказа Чехова, сочинение

А.П.Чехов говорил, что человек станет лучше, если ему показать, каков он есть на самом деле. Говорят, писатель всегда испытывал душевную боль за человечество.

Её он выражал в изображении социальных и нравственных ситуаций, используя комические и сатирические приёмы. Об этом ранние юмористические рассказы Чехова. Он часто изображал уклад жизни, который представлялся как нечто нелепое, а потому и смешное.

В этих небольших по объёму произведениях присутствует внешний комизм (комизм ситуации), который напоминает анекдот.

Примером такой прозы является рассказ «Лошадиная фамилия». Его анализ наглядно характеризует раннюю прозу автора. Сюжетная линия предельно проста: у генерала Булдеева разболелся зуб. Он безрезультатно перепробовал все народные средства. Приказчик Иван Евсеевич предлагает обратиться к человеку, который лечит заговорами, даже «по телеграфу».

Поскольку этот «доктор» живёт в другом городе, требуется отправить ему телеграмму. Но приказчик забыл фамилию адресата. Он утверждал, что фамилия «лошадиная». Все домочадцы начали предлагать свои варианты, мучительно вспоминал и Иван Евсеевич. В конечном итоге зуб удалил доктор, а приказчик при случайных обстоятельствах вспомнил фамилию — Овсов.

Жанр текста можно определить как рассказ-анекдот (произведение злободневного содержания, содержащее шутливую окраску). В этом рассказе, как и в анекдоте, неожиданная концовка. Именно она подчёркивает его юмористический характер.

Композиция произведения характеризуется стремительным началом (особенность стиля Чехова), отсутствием рассуждений и описаний. Ключевой является роль диалогов. Это завязка действия. Развязкой выступают два кукиша, который выразительно демонстрирует генерал приказчику.

Герои рассказа обычные, не примечательные ничем люди: генерал-майор в отставке, генеральша, их дети, приказчик, слуги. Генерала мучит зуб, но жалости он не вызывает. Писатель заставляет смеяться над сложившейся ситуацией, над его комическим положением.

Комичными являются способы, с помощью которых предлагают избавиться от боли. Комично выглядит и придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. Тут автор широко использует ассоциативность, но при этом соблюдает чувство меры.

Вообще, комическое — основной художественный приём рассказа. Автор использует несоответствие между внешними проявлениями и внутренней сущностью. Так, приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты.

А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной». Или, например, такое: генерал-майор, а боится; презирает заговоры, а лечить зуб собирается по телефону; акцизному «сила дана», а с должности уволили.

В рассказе используются и такие способы комического: гипербола (преувеличен переполох в доме), неожиданность (ситуация, при которой вспоминается фамилия).

Особое значение имеют и анекдотические слова, речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся» и т. д. Живая речь дополняет характеры героев.

Отставной генерал-майор сам создал, а потом сам преодолел (вызвал доктора) анекдотическую ситуацию, продемонстрировав два кукиша приказчику. Автор показывает нам капризного, невежественного генерала (а ведь это звание высшего командного состава).

Булдеев использует бранные слова, с пренебрежением относится к слугам. И невольно возникает вопрос: а судьи кто? От этого становится грустно. Вот так и существуют рядом у Чехова два понятия — комическое и трагическое.

Они заставляют задуматься о жизни, о ее нравственных и социальных вопросах.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Студент», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/296-loshadinaya-familiya-analiz

Сочинение Анализ рассказа Лошадиная фамилия Чехова

Наряду с рассказами нравоучительными и философскими Чехов нередко писал и комедийные. Лошадиная фамилия относится именно к таким рассказам, которые предлагают простую ситуацию, с забавными деталями.

Суть заключается в том как на протяжении всего рассказа герои вспоминают так называемую лошадиную фамилию и перебирают различные варианты. Фамилия требуется для того чтобы послать к акцизному, который умеет заговаривать зубы.

Только вот никто не может фамилию вспомнить, хотя перебирают все варианты.

В итоге, после того как Булдееву все-таки вырывают зуб, его приказчик вспоминает фамилию, когда приезжавший доктор просит купить немного овса. Фамилия оказывается Овсов, но только потребность в этом теперь отсутствует, так как зуб вырван.

Вполне возможно, Чехов сам слышал подобный анекдот и просто решил записать его или выдумал такую историю для того чтобы позабавить себя и читателя. Рассказ предлагает поразмыслить над языком и интересными ассоциациями, которые в языке могут возникать. Также довольно забавным образом работает человеческая память и над этим тоже интересно поразмыслить.

Иногда какое-то слово вертится в голове, но не вспоминается и не актуализируется в нормальную речь. Бывает, помогают только ассоциации и то не совсем ясные. Именно такую ситуацию и описывает Антон Павлович.
Из таких интересных наблюдений и различных ситуаций в действительности и состоит человеческое существование. Есть много забавных мгновений, которые составляют канву нашего бытия.

Профессия писателя создана в том числе и для того чтобы фиксировать подобные простые истории.

Помимо этого в рассказе следует отметить довольно интересную структуру, которая практически полностью состоит из отрывистых фраз и является непрерывным диалогом.

Автор умело зацикливает повествование на одной детали и через эту деталь довольно точно передает атмосферу дома, в котором пытаются вспомнить лошадиную фамилию.

Также через диалоги умелым образом выражаются характеры главных героев произведения. Мы можем понять некоторые подробности об этих личностях. В завершение следует отметить значительный словарный запас Чехова, который смог предложить такое количество «лошадиных» фамилий.

Анализ произведения Лошадиная фамилия

Литературный вклад Антона Павловича Чехова по большой части ценен нам за свой беззаботный смех на протяжении большого цикла рассказов, посвященных бытописанию людей. В 80-х годах был написан рассказ «Лошадиная фамилия». Это произведение также просто и даже в какой-то мере наивно.

Отчасти настроение этого рассказа объясняется обстоятельствами: в те времена язвительная сатира не была так популярна, и в моду входят комедийные произведения, у которых не было цели высмеять определенное явление. Наиболее заинтересовавшим публику вариантом является веселый смех над казусами повседневной жизни обыкновенных людей.

Но не стоит забывать, что Чехов писал не только в подобном жанре – жанре повседневного юмора.

Манера описания комедийных ситуаций Чехова в этот период времени гиперболична. Однако же, такие рассказы как «Лошадиная фамилия» не подходят под это определение и являют собой описание забавных жизненных ситуаций.

В подобных рассказах писатель обращает внимание бытовым мелочам, публикуя самые впечатляющее истории. «Лошадиная фамилия» — самый лучший пример подобных произведений.

Многие критики называют данный вид юмора «теплым юмором».

Данный рассказ начинается мельчайшей деталей – у Булдеева заболел зуб. Следствием этого является целая история, развернувшаяся на несколько дней. Все домочадцы и всё окружение генерала усиленно вспоминают фамилию знаменитого знахаря, который как ни стати уехал к теще в Саратов.

Иван Евсеич настоятельно убеждает Булдеева написать знахарю телеграмму. Да только приказчик помнит, что фамилия у знахаря «лошадиная». И всё это время окружающая генерала толпа пытается угадать ту загадочную фамилию. Как раз в этот момент мы и вспоминаем о «теплом юморе» Чехова.

В этом рассказе нет сатирической и язвительной усмешки над персонажами, только умилительное негодование.

Смеется автор и над мучениями приказчика, который перебирает самые различные варианты злосчастной фамилии. Но, по иронии, зуб вырывают до того, как приказчик вспоминает ту самую фамилию. Стоит отметить, что автор в контексте говорит нам о многих важных и забавных вещах.

Как много нам нужно для счастья? Генералу было достаточно того, что Иван Евсеич бежал, как «бешеный», чтобы сообщить ответ. Какие проблемы порой тяготят нас и наших близких? Булдеева и его окружение волновал не сам факт болезни генерала, сколько же интригующая фамилия знахаря.

Конечно же очевидно, что у каждого героя в этой истории были и свои проблемы, намного серьёзнее, чем та, что описана в рассказе. Но от этого вся ситуация становится только комичней и милее для читателя. Мы вспоминаем, что в глубине души мы всё же неразумные и наивные, как дети создания.

Но эта наивность не есть признак слабости, эта наивность – признак нашей искренней человеческой натуры, которая может ошибаться.

В заключение, хочется сказать, что главная цель рассказа «Лошадиная фамилия» — согреть сердце читателя самой нелепой и забавной ситуацией, которая действительно может произойти с каждым из нас. Контекст произведения также очевиден, но до точности ясен и справедлив.

Сочинение 3

Рассказ юмористический, а описываемая ситуация похожа на анекдот. Такая ситуация случалась хоть раз в жизни любого человека.

У генерала заболел зуб. Никакие народные средства ему не помогали. Приказчик вспомнил, что в соседнем городке живёт знахарь, который лечит «на расстоянии». Дистанционно, как сказали бы сейчас. А в то время – «по телеграфу». Собрались отправить ему телеграмму.

Но вот беда – приказчик забыл его фамилию. Помнит только, что она была связана с лошадьми. И начинается лихорадочный поиск «лошадиных» фамилий. Все включаются в эту «угадайку» — слуги, дети, жена, приказчик. Насколько богат наш русский язык! Сколько вариантов фамилий было предложено! Все окружающие дружно и искренне хотели помочь больному генералу.

А вот интересно, если бы зуб заболел у прачки или конюха, был бы в доме такой переполох? Скорее всего – нет. Чехов в рассказе подчёркивает социальное неравенство. Приказчик с генералом «на короткой ноге». Именно он порекомендовал ему иногороднего знахаря. И генерал прислушался к его рекомендации.

Приказчик даже подсказывает текст телеграммы. Рассказывает никому не интересные факты о характере, личной жизни знахаря. А самое главное – его фамилию, не помнит.

Он направляет поиски по ложному пути. Все думают о масти, возрасте, норове лошадей. Какое изобилие фамилий! С чем или кем ассоциируется лошадь, такие вспоминались и фамилии. Лошадкин, Жеребчиков, Конявский. Даже дети придумали парочку – Уздечкин и Тройкин.

Приказчик в конце рассказа случайно вспоминает фамилию «Овсов». Она  отдалённо ассоциируется с лошадью. Овёс – это корм для лошадей.

Генерал – противоречивый, капризный, невежественный человек, нецензурно выражается. Да ещё и трус. Как же он может командовать солдатами? Презирает заговоры, а зуб согласен лечить по телефону. Боится идти к настоящему доктору. Но, в конце концов, ему пришлось это сделать. Ибо больше терпеть он не мог.

Иногородний знахарь вообще оказался каким-то бывшим чиновником. Интересно, откуда его знает приказчик? Что он ему вылечил? Почему он так рьяно рекомендует его генералу?

Сейчас многие невежественные люди готовы лечиться у любого знахаря, по интернету, но только не у настоящих врачей. Часто это заканчивается плачевно для больного.

Название рассказа стало крылатым выражением, ушло в народ. В наши дни, если слово никак не вспомнить, но оно вертится на языке, тоже говорят «лошадиная фамилия».

5, 6 класс

Также читают:

← Екатерина Ивановна в рассказе Ионыч ← Образ Епиходова в пьесе Вишневый сад↑ ЧеховБеликов в рассказе Человек в футляре → Анализ рассказа Смерть чиновника →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-loshadinaya-familiya

Анализ Лошадиная фамилия сочинение по рассказу Чехова

На мой взгляд, Чехов в своём рассказе «Лошадиная фамилия» раскрыл несколько проблем, даже скорее несколько ярких свойств людей. Я попробую их вычленить из рассказа, который несомненно вызывает юмор и улыбку даже у самых грустных людей.

Во-первых, сама ситуация происходит с человеком, который носит чин генерала, очень высокий чин. Зубы болят даже у людей, которые в обществе стоят выше остальных, этим автор показывает, что любой человек смертен, а в гробу будет лежать и бедняк, и богач.

Во-вторых, вы только посмотрите, какой шум и гам устроили герои только потому, что у генерала заболел зуб. Если бы зуб заболел у обычного рядового, то ничего из подобных сцен и быть не могло, потому что отношение к подчинённому гораздо хуже, чем к генералу, а боль подчинённого — это всего лишь очередная новость для условных жителей дома, тогда как болезнь генерала — это всеобщая трагедия.

В-третьих, автор высмеивает наше человеческое отчаяние. Ведь Булдеев изначально отказывается вырывать зуб, как советует врач, отказывается он и от совета приказчика написать заговорщику зубов.

А что происходит потом? Стоит некоторое время пережить боль в зубах, стоит поносить мысли о возможном, пусть и иллюзорном спасении в голове, и ты уже готов поверить в чудо, поверить в заговорщика.

Читайте также:  Иван саввич никитин: жизнь и творчество

И это всё происходит не с каким-нибудь деревенским мальчишкой, который верит в суеверия и магию, это происходит с генералом, который жизнь успел пожить.

Именно так автор доносит до читателя, что боль может переменить настрой человека, может сломить человека до такой степени, что тот впадёт в отчаянье, в котором поверит в то, что всю жизнь отрицал.

Что же касается основных событий, то мы видим, как весь дом: дети, жена, прислуга поставлены на уши, и все помогают вспомнить фамилию бестолковому приказчику.

Когда проходят целые сутки в боли и мучениях, тогда только главный герой Булдеев решает вызвать доктора и вырвать зуб, что опять же свидетельствует о том, что боль способна ломать людей, будь то физическая боль или психологическая.

Также я думаю, что автор высмеивает черту, которая якобы характерна русскому народу, позволю себе её уместить в пословице: «Русак умён, да задним умом».

Означает эта пословица то, что русский человек додумывается до чего-то важного уже тогда, когда поздно, когда уже не нужно.

Ярко это и представляется в ситуации, когда приказчик бежит к генералу, чтобы сообщить радостную новость о том, что он припомнил фамилию, но уже поздно — «на-кося!». 

Анализ 2

Одним из ранних произведений считается коротенький рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». На суд читателю поставлено решение проблемы, как вылечить воспалённый зуб важному помещику?

История реальная, простая ситуация. Главным героем выступает высший военный чиновник, а ему пытается помочь приказчик. На заднем плане находится генеральша, прислуга, дети. Произошёл не приятный случай.

Главный член семьи – генерал почувствовал боль от воспалённого зуба. Перебирая различные способы исполнения намеченной проблемы, доходят до того, что нужен вначале прозванный «шарлатаном», а теперь очень необходимый человек — Яков Васильевич.

Автор вовлёк и детей в разгадывании фамилии «волшебного» доктора.

Составим характеристику генерал — майору. Так как, он воспитывался в богатой семье, то ведёт себя соответственно. Кричит на слуг, в конце произведения показал два «кукиша» приказчику.

Автор построил произведение так, что ситуация выглядит комичным образом. Вызывает смех при перечислении фамилий связанных с лошадью.

Хотя, «истинная» фамилия Овсов имеет не значительное отношение к «конской».

Начало рассказа вовлекает читателя в разгадывание загадочной фамилии для излечения важной особы — генерала в отставке, которого беспокоит воспалённый зуб. Иначе, выглядела бы картина, если бы боль беспокоила кого-либо из слуг, а тут — все начали перебирать все возможные варианты «знахарства», даже по «телеграфу».

В данном произведении высмеивается «неграмотность» в отношении к лечению «высоких слоёв», примитивность в осведомлённости о «знахарстве» и воздействии на большом расстоянии. Социальное неравенство, невежество, грубое отношение к прислуге, злоупотребление своим положением в обществе.

Антон Павлович Чехов старается своими короткими рассказами показать всю нелепость, и глупость в поведении выше стоящих людей, которые готовы прислушиваться даже к «нелепым» идеям и выполнять их. Конец сюжета таков: «Приказчик вспоминает фамилию, но поздно генерал сделал правильное решение и согласился дать врачу выдернуть зуб. В результате сразу проходят болевые ощущения».

Этого произведения с сатирическим содержанием не было, если бы наш главный герой сразу дал выдернуть больной коренной зуб. Все готовы сквозь «землю попасть», чтобы найти излечение важного господина и не жалеют своего здоровья и сил для достижения поставленной цели.

Уникальный прозорливый ум писателя находит и отражает на бумаге различные мелкие ситуации в жизни, которые актуальны и по сей день, только помещики перевоплотились в высшие чины по военной службе и начальников по работе. К сожалению и по сей день есть социальное неравенство между отношениями людей и «лекари – шарлатаны», не приносящие пользы здоровью, но забирающие большие суммы денег.

Однако, в данном произведении А. П. Чехова побеждает «здравый смысл» и конец произведения положительный, когда выдернули предмет боли, то сразу перестала болеть челюсть. Как часто, мы не используем лёгкие пути, а создаём себе огромные проблемы. А решение может намного легче и совсем рядом.

6 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/chexov-a.p/analiz-po-rasskazu-chekhova-loshadinaya-familiya

«Лошадиная фамилия» характеристика героев

«Лошадиная фамилия» характеристика героев рассказа Чехова поможет понять их внутренний мир и черты характера.

«Лошадиная фамилия» главные герои

  • Генерал-майор Булдеев,
  • приказчик Булдеева — Иван Евсеич,
  • поварёнок Петька,
  • генеральша,
  • слуги, дети

Булдеев, отставной генерал-майор.

Персонаж на первый взгляд представительный и важный, но по сути являющийся комическим.

Его комизм подчеркивается и фамилией, совершенно не генеральской, имеющей некое созвучие со словом «балда», и самой ситуацией, в которую генерал попадает с больным зубом (недоверие доктору, нежелание удалять зуб, затем все-таки принятие врачебной помощи), и поведением с Евсеичем.

Генерал-майор Булдеев боится зубной боли. Он прикладывал к больному зубу скипидар, керосин, мазал щеку йодом, полоскал рот коньяком и спиртом. Ничего ему не помогало.  Булдеев заявляет, что знахарство — это шарлатанство, но тем не менее, настаивает, что Иван Евсеич должен вспомнить фамилию знахаря, чтобы Булдеев смог обратиться к нему.

Он наблюдательный, сообразительный человек. Владеет даром рассказчика, изобретает много смешных «лошадиных» фамилий, хорошо разбирается в лошадях, но невежествен, т. к.свято верит, что зубы можно лечить заговором, да еще и по телеграфу, что особенно нелепо, а советует лечить зубы подобным образом из чувства сострадания.

Чехов высмеивает его трусость рвать больной зуб. Он показывает, как мучается генерал, но не хочет идти к настоящему врачу. Когда ему, наконец, вырвали зуб, приказчик вспомнил фамилию врача. А генерал показывает ему два кукиша. Автор показывает нам капризного, невежественного генерала (а ведь это звание высшего командного состава).

Иван Евсеич — генеральский приказчик, человек «без собственного характера»: вначале он бодро, если не сказать нагло, советует Булдееву знахаря, но когда обнаруживает, что забыл фамилию и рискует навлечь на себя генеральский гнев, становится подобострастным, лебезящим.

Впоследствии, окрылённый встречей с доктором, спешит к генералу, надеясь, что фамилия знахаря поможет вернуть расположение Булдеева, но безнадежно опаздывает.

Всё в Иване Евсеиче — и поведение, и безграмотная речь, и попытки вспомнить «лошадиную фамилию», указывает на него как на однозначно комического персонажа.

Доктор. Персонаж без имени и описания, но понятно, что он человек спокойный и профессиональный. Доктор — антипод знахаря. Символично, что именно доктор помогает Евсеичу вспомнить забытую фамилию знахаря, наталкивая его на верную мысль вопросом о покупке овса.

Источник: https://kratkoe.com/loshadinaya-familiya-harakteristika-geroev/

Чехов, Анализ произведения Лошадиная фамилия

Если обратиться к раннему творчеству Чехова, то мы увидим, что в основном это небольшие рассказы сатирического характера, больше похожи на анекдоты с неожиданным концом. Таким произведением является и рассказ Чехова «Лошадиная фамилия».

Это знаменитое произведение, в котором писатель, как и во многих остальных своих произведениях, высмеял негативные стороны человечества. Произведение Чехова «Лошадиная фамилия» читается легко, на одном дыхании, и, несмотря на то, что главный герой страдает от зубной боли, весь комизм ситуации вызывает не сострадание, а смех.

Чехов Лошадиная фамилия краткое содержание

Сюжетная линия произведения «Лошадиная фамилия» и ее краткое содержание простое и не замысловатое. Все началось с того, что генерал-майор проснулся с сильной зубной болью и он, чтобы унять ее, начал пробовать все знакомые средства, отказываясь от услуг зубника.

Не помогли ни водка, ни коньяк, ни иные народные средства, поэтому ему приказчик предложил последний вариант – обратиться к кудеснику, который лечит заговорами. Но, беда, живет он в другом городе, а чтобы послать телеграмму, нужна его фамилия, которую приказчик забыл.

Одна лишь ассоциация была, ему казалось, что фамилия колдуна похожа на «лошадиную».

Лошадиная фамилия героя Чехова

Вот здесь уже всей семьей пытались угадать фамилию, и слуги подключились. Какие только не предлагались варианты. «Лошадкин», «Жеребчиков», «Конявский», «Лошадевич» и тому подобное, но все не то было. И пока приказчик вспоминал фамилию, дабы помочь генерал-майору, генерал решился воспользоваться услугами доктора и вырвал зуб.

Краткое содержание рассказа «Лошадиная фамилия» Чехова завершается самым смешным, приказчик все же вспомнил фамилию и никакая она не лошадиная, а только лишь условно может считаться таковой, ведь кудесник имел фамилию Овсов, но было уже поздно, зуба не было, поэтому генералу оставалось лишь показать два кукиша, крикнув «На-кося!»

Краткий рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» характеризуется отсутствием рассуждений и описаний, все происходит стремительно, само произведение построено на диалоге.

В произведении «Лошадиная фамилия» герои Чехова простые люди: генерал в отставке, его жена и дети, слуги и приказчик.

Уже в начале произведения мы видим комичные способы, которыми генерал-майор пытался унять боль, комично выглядит и ситуация с угадыванием фамилии.

Читая рассказ Чехова, мы видим, что автор использует несоответствия между сущностью человека и внешними проявлениями.

Так, генерал-майор, который имеет высокое звание, боится вырывать зуб, он не верит в заговоры, но зуб соглашается лечить по телефону. Генерал капризный и невежественный, хотя звание у него высшее.

Также мы видим и речевые ошибки, которые лишь усиливают комичность произведения, среди них «выпользовать», «ежели которые», «ругатель».

А вообще, в произведении описана и, правда, жизненная ситуация. Независимо от должности и социального статуса, с кем не случалась ситуация, когда нужно вспомнить что-то очень важное, но никак не получается.

Вроде и слово вертится на языке, а произнести его не можем, лишь говорим об ассоциациях, которые в итоге и вовсе были из другой области.

Как видим, Чехов не только мастерски описал жизненную комическую ситуацию из жизни каждого, но еще и воссоздал психологические образы.

Источник: http://sochinyshka.ru/chexov-analiz-proizvedeniya-loshadinaya-familiya.html

А.П.Чехов. О писателе. Анализ рассказа «Лошадиная фамилия»

А.П.Чехов. О писателе. Анализ рассказа «Лошадиная фамилия».

Цели: — познакомить учащихся с именем писателя, раскрыть значимость его в литературе, показать незаурядность личности Чехова – врача и писателя;

— характеризовать речь героев как источник комического; способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления учащихся; — воспитывать в детях чувство юмора.


Оборудование:
 портрет писателя, толковый словарь, презентация.

                                    Ход урока:


1. Организационный момент.


2. Слово учителя.
Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии — врача и писателя. Родился А.П.Чехов в 17 января1860 года в Таганроге в семье мелкого торговца.

 «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых,-пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов,старший брат писателя,-Бог благославил многочисленной семьей-у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Семья всегда нуждалась. Отец – суровый религиозный человек, часто наказывал Антошу.

После окончания Таганрогской гимназии Чехов обучается портняжскому делу. В 16 лет остается один, так как родители уезжают в Москву. В 1879 году Чехов тоже приезжает в Москву, поступает на медицинский факультет Московского университета. Печатается, чтобы выжить, в юмористических журналах.

Подписывается смешно: Антоша Чехонте, то есть у него был псевдоним. Антон Павлович – человек необыкновенный: он был известным писателем, но поселился в деревне под Москвой, чтобы лечить  простых людей. В годы голода он организует столовые, сбор средств для голодающих.

Лечит людей даже в годы холеры, строит школы, создает библиотеку для крестьянских детей на свои средства. Но однажды он заразился туберкулезом, переехал для лечения в Ялту, потом в Германию, но 15 июля 1904 года он умер.

 Вот таким необыкновенным человеком был этот писатель. А теперь узнаем немного о его творчестве.

3. Подготовка к восприятию произведения.Рассказы А.П.Чехова вызывают смех, так как они наполнены юмористическими деталями.

Читайте также:  Диктанты по русскому языку на тему зима (2 класс)

Что такое юмор? Про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора? (Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки, не обижается, если шутка направлена на него).

Слово юмор (записываем) означает: беззлобное изображение смешного, выставление событий, людских недостатков и слабостей в безобидно-комическом виде.

Рассказ, который мы прочитаем, называется «Лошадиная фамилия». Я сейчас напишу слово «лошадь», а вы, ребята, называете все, что с нею связано. (Записываю на доске: уздечка, вожжи, седло, конь, кобыла, грива, копыта, ржанье и т.д.). А теперь образуйте фамилии от них или назовите «лошадиные» фамилии. (Записываю: Уздечкин, Коняев, Жеребцов, Седлов, Кобылин, Гривкин и т.п.).

4. Чтение произведения.

(Читает учитель)

5.Словарная работа:Уезд – округ, часть губернии.Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.

Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.

6 . Анализ произведения. — Почему рассказ мы считаем юмористическим? (В нем много смешных моментов).- Что именно показалось вам смешным? (То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).

— Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по телеграфу? (Боль была невыносимой, генерал испробовал все средства).

— А какие именно способы лечения испробовал генерал? (Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал  к больному зубу табачную копоть, опий, керосин, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.

)- Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает это шарлатанством, боится сам показаться смешным).- Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеев).- Как выглядит лечение акцизного? Найдите строки. («Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой!»).

 — Как усиливается комизм рассказа об акцизном и о его чудесном даре? (Оказывается, из других городов он «пользует» через телеграф).- Что еще узнаем об акцизном из уст приказчика? («Выпить большой охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!»).- Важны ли эти сведения для генерала? (Нет, не важны).

— А почему приказчик об этом рассказывает? (Потому что ему хочется еще что-то необычное рассказать, чтобы генерал согласился. Тогда бы получилось, что приказчик угодил генералу).

7.Чтение по ролям.
Прочитаем по ролям смешную сцену воспоминания фамилии акцизного. — Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую…

» Как вы думаете, какие именно фамилии еще были изобретены? (Гнедов,  Копытин, Сбруев, Загривков и т.д.).- Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже? (Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик).

— Как освободился генерал от боли? (Ему все-таки пришлось выдрать зуб с корнем, и сделал это доктор).- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику?  (Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади, и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу).

— Как повел себя приказчик после слов доктора? («Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одногослова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака»).

— Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из Саратова? (Овсов).- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям? (Эта фамилия ничего общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей).

— Сколько времени прошло между тем, как был выдернут зуб, а приказчик вспомнил фамилию? (Совсем чуть-чуть, ведь врач только что возвращался от генерала).

8.Пересказ рассказа «Лошадиная фамилия».

 Ребята, что такое эпизод? (Эпизод – отрывок художественного произведения, в котором говорится о законченном событии, происшествии).
— Какой эпизод вам запомнился больше всего? Попробуйте его пересказать близко к тексту.

9.Итоги урока.Каким можно назвать смех в этом рассказе: добродушным, уничтожающим, снисходительным или иным? (Смех здесь добродушный и снисходительный, так как автор посмеивается, но не насмехается).

10. Домашнее задание.

Подготовить подробный пересказ рассказа «Лошадиная фамилия», нарисовать иллюстрации к рассказу.

Источник: https://multiurok.ru/files/a-p-chiekhov-o-pisatielie-analiz-rasskaza-loshadin.html

Мой любимый рассказ Чехова (по рассказу «Лошадиная фамилия»)

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Чехов А.П. / Лошадиная фамилия / Мой любимый рассказ Чехова (по рассказу «Лошадиная фамилия»)

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Основную часть ранних произведений А.П.Чехова составляют короткие юмористические рассказы. В них писатель освещал забавные, смешные стороны жизни или то, что требовало осуждения и осмеяния.     Одним из моих любимых рассказов Чехова является «Лошадиная фамилия». Сюжет его очень прост – у отставного генерала Булдеева так сильно разболелись зубы, что ни одно средство не могло ему помочь.

От отчаяния Булдеев соглашается на предложение своего приказчика «полечиться заговором». Конечно, герой не верил в эти «бабьи средства», однако от боли чего не сделаешь. Соглашаясь, Булдеев говорит, что «тут не только что к акциозному, но и к черту депешу пошлешь…»     Дело оставалось за малым – вспомнить фамилию этого кудесника, который умел «заговаривать» зубы.

Но вот тут-то и вышла загвоздка. Приказчик никак не мог припомнить точной фамилии Якова Васильевича. Он помнил только, что его фамилия «какая-то лошадиная».     Весь день и всю ночь семья генерала и его дворня пытались угадать эту загадочную фамилию. Наконец Булдеев не выдержал и приказал вырвать себе зуб.

И почти в этот же момент приказчик, при помощи доктора, вспомнил: «Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»     Комичен финал рассказа: «- Накося!- сказал генерал с презрением и поднес к лицу его два кукиша.

— Не нужно мне теперь твоей лошадиной фамилии! Накося!»     Этот рассказ мне нравится своим добродушным юмором, немного нелепыми и забавными героями, их живой, сочной русской речью. А также тем, что Чехов описал здесь очень жизненную ситуацию, которая может произойти в любое время с каждым.

    Очень часто бывает так, что нужно вспомнить что-то очень важное, это слово вертится на языке, но точно воспроизвести его никак не получается. А потом, когда вспоминаешь, все вокруг удивляются – подсказки-то ведь были совсем «из другой области». Это говорит о том, что у каждого человека в связи со словами возникают свои ассоциации и образы, которые часто не совпадают с представлениями других.

    Таким образом, данный рассказ Чехова – это не только мастерское описание забавной ситуации, но и тонкая психологическая зарисовка

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Лошадиная фамилия / Мой любимый рассказ Чехова (по рассказу «Лошадиная фамилия»)

Смотрите также по произведению «Лошадиная фамилия»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00354311283969457721

Рассказ Чехова «Лошадиная фамилия»: краткое содержание :

Стоит ли произведения Чехова читать в кратком содержании? «Лошадиная фамилия» и другие юмористические рассказы по объему настолько малы, что прочитать каждое из них можно за десять минут. Все же тем, кто знаком с творчеством мастера малой прозы, стоит вспомнить сюжет рассказа «Лошадиная фамилия». Краткое содержание произведения изложено в статье.

Персонажи

Прежде чем приступить к ознакомлению с кратким содержанием «Лошадиной фамилии» Чехова, стоит перечислить героев. Их совсем немного. Главный персонаж – генерал Булдеев. Другие действующие лица – приказчик Иван Евсеич, доктор, жена генерала.

«Лошадиная фамилия», краткое содержание которой изложено ниже, имеет форму рассказа-анекдота. Произведение опубликовано впервые в 1885 году. Краткое содержание «Лошадиной фамилии» следует вспомнить еще и потому, что название рассказа давно стало крылатой фразой.

Многим известна ситуация, когда слово «вертится на языке», но не всплывает в памяти. Один британский психолог даже посвятил этому психическому феномену (невозможности вспомнить знакомое слово) одну из своих работ.

А само явление назвал в честь рассказа Чехова «Лошадиная фамилия».

Краткое содержание

Однажды у Булдеева ужасно разболелся зуб. Генерал полоскал рот коньяком, водкой, применял различные сомнительные средства: опий, табачную копоть, скипидар, керосин. Ничего не помогало.

К Булдееву приезжал доктор, но и он не смог избавить от невыносимой боли. Домочадцы генерал-майора советовали различные средства. Приказчик порекомендовал воспользоваться заговором.

Якобы живет где-то в Саратове некий лекарь, который «поплюет, пошепчет», и боли как не бывало.

Лошадиная фамилия

Сюжет рассказа незамысловат. Произведение русского писателя следует читать в оригинале. Чехов был выдающимся мастером слова, неповторимым рассказчиком. Ведь в основе многих его знаменитых произведений совершенно обыденные истории.

Итак, продолжим изложение краткого содержания чеховского рассказа. Звали целителя, способного снять зубную боль, Яков Васильевич. Приказчик посоветовала Булдееву отправить знахарю депешу с просьбой избавить от мучений. К депеше следовало приложить небольшую сумму. Генерал не сразу, но согласился на эту авантюру. Все бы хорошо, но фамилию Якова Васильевича приказчик забыл.

Генерал-майор, несколько дней не спавший из-за зубного недуга, приготовился писать послание лекарю, который, как оказалось, избавить от хвори мог даже заочно. Но здесь начались другие мучения. И приказчик, и генерал, и даже генеральша принялись вспоминать фамилию Якова Васильевича.

Иван Евсеич помнил лишь, что она связана каким-то образом с лошадьми. Кобылин, Жеребцов, Жеребятников, Лошадкин, Кобылкин – такие варианты начали перебирать герои рассказа. Булдеев горячился, раздражался. Однако бедный приказчик так и не смог вспомнить фамилию всесильного знахаря.

Овсов

Все в доме целый день только и пытались вспомнить фамилию. Казалось, в ней заключается спасительная сила. Перебрали все возможные производные от названий пород, мастей лошадей. Но все тщетно. Наконец, приехал доктор и вырвал зуб обессиленному генералу.

На обратном пути врач обратился к приказчику с просьбой продать немного овса. Иван Евсеич, не ответив ни слова, бросился в дом и с радостью доложил генералу «Овсов его фамилия!». Но тот уже не нуждался в лошадиной фамилии.

Источник: https://www.syl.ru/article/370966/rasskaz-chehova-loshadinaya-familiya-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание «Лошадиной фамилии» Чехова, сюжет рассказа, личность доктора

Одно из известнейших произведений Антона Павловича Чехова в юмористической форме показывает глубину невежества и силу предрассудков людей, имеющих власть и положение в обществе. Важный человек, отставной чиновник и генерал, Алексей Булдеев, оказывается в личной семейной жизни не менее суеверным и далеким от рационального решения проблемы, чем какой-нибудь неграмотный крестьянин.

Изначально фамилия знахаря – мастера по заговариванию зубной боли была не лошадиной, а «птичьей». Об этом в своих воспоминаниях рассказывала знакомая Чехова Е. К. Сахарова. В черновом варианте рассказа упоминалась фамилия Вербицкий – с объяснением, что «ведь птицы на вербы садятся».

Потом автор поменял ее на фамилию Овсов. Приказчик Иван Евсеич, герой произведения, называет ее «лошадиной», указывая на связь фамилии с лошадьми. Возможно, к этой мысли подтолкнул автора известный таганрогский анекдот о двух жителях этого города с фамилиями Жеребцов и Кобылин.

Таганрог – родной город писателя Антона Павловича Чехова.

Связь фамилии знахаря с лошадьми имеет так же мало смысла, как и лечение зубов при помощи заговоров. Это подчеркивает общее впечатление суеверия и глупости дворянской семьи Булдеевых, описанной в рассказе.

Начало рассказа

Повествование начинается с обычной ситуации – у немолодого человека начинает болеть зуб. Врач советует его удалить, но генерал категорически отказывается.

Вместо того, чтобы обратиться к помощи специалиста-доктора, он пытается избавиться от зубной боли различными народными средствами – полосканиями, припарками, компрессами.

Читайте также:  Урок-конспект по теме: "золотая осень"

Советчиками в «лечении» служат все домашние: и жена с детьми, и прислуга, и малолетний поваренок.

Ни один из этих способов не помогает бедному страдальцу, но от повторного посещения врача он упорно отказывается. И тут «действенную» помощь предлагает приказчик Иван Евсеич, готовый услужить хозяину.

Сам глубоко убежденный в правоте своих слов, он убеждает и генерала, что ему непременно поможет знахарь-кудесник, Яков Васильич.

Отставной чиновник, по словам приказчика, умеет заговаривать зубную боль с редким искусством, несмотря на то, что сильно пьет, и живет не с женой, а с немкой, и уволен со службы. Проживает он в Саратове, и, для того чтобы получить помощь, ему нужно послать депешу.

Генерал сначала называет подобное лечение шарлатанством.

Но после некоторого раздумья он все же выбирает достаточно замысловатый путь: послать телеграмму отставному акцизному, попросить его о помощи, дождаться облегчения, а затем послать деньги за снятие зубной боли почтой.

Причем в уговорах мужа просить помощи у неизвестного целителя принимает активное участие и жена. Она убеждает его, что заговоры – это действенно и просто необходимо. Ведь она сама много раз ощущала пользу от подобной медицинской услуги.

Только вот беда: адрес отставника имеется, и имя волшебника известно, и отчество, но фамилия напрочь выпала из памяти услужливого приказчика. Помнит он только, что она связана каким-то образом с лошадьми. И начинается в доме генерала всеобщая кампания по угадыванию лошадиной фамилии.

Развертывание сюжета «Лошадиной фамилии» Чехова

Фамилию знахаря-спасителя пытаются угадать все домашние: дети, работники, прислуга, сочувствующая жена. Все дела заброшены, все общество в генеральской усадьбе занято только одним – угадыванием заветной фамилии.

То и дело слышатся различные варианты, которые связаны и с породами, и с возрастами, и с упряжью лошадей. Появляются самые разные предположения: Кобылин, Жеребцов, Лошадкин, Табунов, Копытин.

Однако приказчик решительно отвергает каждое из них.

Дело доходит до того, что измученный генерал обещает щедрую денежную премию человеку, который назовет нужную фамилию. Больше всех остальных усердствует приказчик. Он не забывает об этом ни днем, ни ночью. Он бы и без денег помог важному человеку, но с премией ему хочется вспомнить фамилию еще сильнее.

Даже ночью забытая фамилия никому не дает покоя. Булдеев будит приказчика стуком в его окно и предлагает ему новый вариант. Он признается, что эта фамилия теперь ему дороже всего на свете. Может быть, Иван Евсеич ошибся и она не связана с лошадьми? Но приказчик снова утверждает, что она «лошадиная», и не признает ту, что предлагает генерал.

Но ни днем, ни ночью забытая фамилия никому не приходит на ум. Генерал уже не может терпеть бесконечную зубную боль и вызывает доктора. Врач без лишних слов и эмоций удаляет больной зуб, получает плату за работу и отбывает домой.

Впервые после долгих страданий генерал чувствует себя хорошо. И тут добросовестный приказчик встречает доктора, который от своего пациента направляется домой. Нечаянно в разговоре про покупку овса врач напоминает Ивану Евсеичу «лошадиную» фамилию чудо-целителя: Овсов.

Приказчик с радостной вестью прибегает к начальнику. Но вместо слов благодарности он в ответ получает кукиш – зуб удален, и услуги знахаря генералу больше не нужны.

Суеверие и знатность

Короткий рассказ высмеивает суеверность знатных семей. Несмотря на то, что они считаются сливками общества и занимают высокое положение, у них очень низкий уровень образованности.

Они верят в действенность заговоров и знахарей и не обращаются к грамотному специалисту – врачу. Генерал Булдеев страдает от боли несколько дней. Он готов признать своим спасителем незнакомого ему, пьющего, уволенного со службы отставного чиновника.

Он скорее доверит собственное здоровье неизвестному знахарю, чем умелому и знающему доктору.

Личность доктора

Доктор в этой истории выступает настоящим спасителем, единственным разумным и современным человеком. Он помогает и генералу, и приказчику. Первого он избавляет от болезненных ощущений, а второму напоминает в разговоре забытую фамилию.

Личность врача в рассказе почти не описана. Его роль – это действия: приехал, прописал лекарство, вырвал зуб, получил деньги, уехал.

Но именно доктор выручает генерала, его домашних и приказчика из сложной ситуации, в которую они попали из-за нежелания решить проблему при помощи простого и рационального способа. Он противопоставляется неизвестному кудеснику.

С одной стороны доктор – знающий человек, человек действия, всегда готовый оказать квалифицированную помощь, с другой – мифический персонаж с волшебными способностями и с забытым именем. В своем роде это конфликт между наукой и суеверием, между старым и новым, между действительностью и мифом.

В рассказе ярко описываются невоспитанность и грубость богатых людей. Пока приказчик обещал помочь в излечении зубной боли, генерал называл его и голубчиком, и братцем. А когда услуги Ивана Евсеича стали не нужны, он заслуживает от Булдеева только грубые слова и грубый жест.

Рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» был напечатан впервые в 1885 году. С тех пор он многократно переиздавался и известен не только на русском, но и на многих других языках мира.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/kratkoe-soderzhanie-loshadinojj-famili.html

Анализ рассказа-анекдота А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» : Литература

Чехов-мастер……(юмористического рассказа)…художник…(жизни)

Эпиграф

Цели:

  • Иметь представление об особенностях …(стиля)…… Чехова;
  • Уметь определять (способы)……… создания юмористического повествования;
  • Попытаться понять: способен ли (смех)………стать источником…(здоровья)…….

— специалист, достигший высокого искусства в своём деле.

— человек, который делает что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством.

Оргмомент

Кстати, о настроении… Каким оно у вас обычно бывает с утра? Нарисуйте на полях ваше настроение на начало урока.

Попытаюсь вас развеселить.

На улице стоит толпа. Подходит мужчина ,спрашивает:

-Что случилось?

-Да вот, памятник открывают.

-А кому?

-Чехову.

-Это который “Муму” написал?

-Да нет, “Муму” Тургенев написал.

-Чудно! “Муму” Тургенев написал,а памятник какому-то Чехову открывают.

Вот вы и улыбнулись.

Определите жанр этого текста. (Анекдот)

— краткий рассказ злободневного содержания с шутливой или сатирической окраской и неожиданно остроумной концовкой. Иногда может стать основой литературного сюжета.

Что делает анекдот смешным, придаёт ему юмористическую окраску? (Остроумная концовка).

Анекдот, бесспорно, придумал человек остроумный. Но давайте обратимся к тексту.

  • В какой форме он представлен? (В форме диалога)
  • Что такое диалог? Из чего он состоит?
  • Сколько человек участвует в разговоре?
  • Можем ли мы охарактеризовать их, основываясь на их речи? Почему?(Да.

    Речь — средство характеристики героев.)

  • Перечитайте последнюю реплику.
  • Можно ли назвать этого человека остроумным? (Нет, он невежественный человек, малообразованный, малокультурный)

Почему-то мне стало грустно. Кто разделяет мои чувства? Т.е. вам тоже грустно… Но почему?

(Стыдно за людей, которые……… Обидно за Чехова)

Давайте попытаемся восстановить эту несправедливость.

Автором каких произведений является Чехов? (“Каштанка”, “Хирургия”, “Лошадиная фамилия”, “Ванька”, “Тоска”, “Хамелеон”, “Спать хочется”.

Только что вы смеялись, а теперь задумались. Где же грань между смешным и трагическим? И есть ли она вообще?

Пора, однако, озвучить тему нашего урока. У вас есть предложения?

А кто такой Чехов? (писатель)

Хороший писатель?

А если человек талантлив, прекрасно знает своё дело, какими синонимами можно заменить слово писатель? ().

Давайте проверим ваши догадки!

Чехов-мастер………, художник……….

Опорные слова есть, попытаемся восстановить цели?

Цели:

  • Иметь представление об особенностях ………Чехова.
  • Уметь определять ………создания юмористического повествования.
  • Повторить ………

    (средства) раскрытия характера литературного героя.

  • Попытаться понять способен ли……… стать источником……….

(Генерал-майор, Булдеев, приказчик, поварёнок Петька, генеральша, слуги, дети)

Генерал-майор звание или чин высшего командного состава армии (первое по старшинству звание генерала). Зачитайте. (“У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы”) . Читатель сразу же вводится в курс дела. Это первая особенность стиля Чехова. всеобщее выражение сочувствия;

(На этом случае Чехов показывает современную ему жизнь, в которой люди занимают неравноправное положение.

Как называется такой троп?

И. Шер пишет: “Но не всегда весело смеялся Чехов; очень часто рассказы его, как будто бы простые и обыкновенные, о простых и обычных делах и днях, только покажутся смешными.

Стоит только подумать над ними, заглянуть в них поглубже, и становится грустно. Вот рассказ “Лошадиная фамилия”…

Подумайте хорошенько, и за этим смешным рассказом вы увидите такую скучную и серую жизнь таких грубых, невежественных людей, что уж наверное ,никому из вас не хотелось бы жить с ними?

Согласна ли вы с мнением И. Шер?

Действительно ли люди в рассказе грубы и невежественны?

Вспомните композицию рассказа-анекдота (отсутствуют описания, рассуждения, а роль диалога становится ключевой. С учетом этого выберите из предложенного перечня то средство, которое является самым эффективным для раскрытия характера нашего героя).

Докажите текстом, что генерал

  • груб –
  • капризен –
  • самоуверен –
  • с презрением относится к слугам, использует браные резкие выражения.

(Считает их ерундой и шарлатанством), а сам нетерпеливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил “Лошадиную фамилию” знахаря, категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем посылает за ним сам, как за спасителем). (Приказчик)

(Дает совет обратиться к знахарю, берет на себя смелость подсказать текс депеши. Затем теряет смелость и развязность, испытывает страх перед рассерженным генералом (медленно вышел, тяжеловато вздохнул), вспомнив фамилию, когда она уже была не нужна, вновь обретает самоуверенность и надежду заслужить расположение генерала).

Какие способы создания комического вы знаете? (гипербола, несоответствие, неожиданность). Приведите примеры.

Невежественность – предложение обратиться к акцизному, что бы он вылечил зубы по телефону. : зубами кормился

(“служил акцизный…зубы заговаривал”)

Акцизному “сила дана”, а похвала ему с тем, что из акцизных его уволили.

Чехов говорил о языке:

“Язык должен быть прост и изящен…”

“Фразу “ (…) надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее, очищать фразу от “по мере того”, “при помощи”, надо заботиться об ее музыкальности и не допускать в одной фразе почти рядом “стала” и “перестала”.

“Я не хочу признавать рассказов без помарок. Надо люто марать. В письме к Горькому Чехов давал такой совет: “…читая текст, вычеркивайте где можно определения существительных и глаголов…

Понятно, когда я пишу “Человек сел на траву; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания.

Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, когда я пишу: “Высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь”.

Практическая работа

Какие излюбленные части речи использовал Чехов (сущ. и глагол). Фраза должна быть точной и понятной – . : “Краткость – сестра таланта”

Какая же еще особенность чеховского почерка?

(Почерк — манера писать) Играть роль, но иметь значение

Какое значение в развитии сюжета имеет этот диалог?

Какую роль в рассказе – анекдоте играет анекдотическое слово?

(Оно привлекает внимание или блеском остроумия, или, напротив, нелепостью, принимает участие в развитии сюжета)

Найдите кульминацию в сюжете рассказа.

Обратите внимание на иллюстрацию учебника (стр.283).

Кто такие Кукрвниксы?

Найдите цитату, соответствующую иллюстрации Кукрыниксов.

Какие несоответствия делают сцену комической?

Найдите развязку в сюжете рассказа (2 кукиша).

Отличается ли персонаж в ситуации жизненного казуса (казус — сложный запутанный случай) от самого себя в обычной жизни?

Сумел ли персонаж преодолеть курьезныю ситуацию без нравственных потерь? Каким он вернулся в обычную жизнь?

Выходит, что рассказ не только смешной, но и серьезный. Это напоминает о том, что при всех обстоятельствах “среди людей нужно сознавать свое достоинство”.

Своим творчеством Чехов утверждал не только лучшие качества людей, но и их недостатки.

Казус – сложный запутанный случай

“Смех – дело серьезное?”

Знал ли Чехов об этом? (Конечно, он был врач).

Итог урока.

— Чему учились на уроке? Что понравилось? Ещё раз вернёмся к теме и целям урока.

Домашнее задание.

Самостоятельно сочинить рассказ-анекдот.

Источник: http://poznanie21.ru/current/literature/635096337.php

Ссылка на основную публикацию