Воздух — роль воздуха в жизни человека, растений и животных

Какое значение имеет воздух для растений, животных, человека?

В атмосфере находятся множество химических газов – это в большей степени азот и кислород, а в меньшей углекислый газ и аргон. Эти природные смеси нужны каждому дышащему организму и растениям, чтобы развиваться дальше.
Жизнь растений и животных в атмосфере.

для растений

Зеленые растения вдыхают только углекислый газ, а выдыхают кислород, который так нужен всем существам, живущим на земле. Они полностью зависят от этого фотосинтеза, который поступает в листья, корни, стебельки.

Каждая зеленая клеточка нуждается в углекислом газе, поступая через устьица в листочки. С помощью воздуха в земле происходят процессы образования важнейших элементов для развития и жизни растений.

Воздух помогает окружающей среде защищать зелень от ультрафиолета.

для животных

Животные потребляют нужное количество кислорода в зависимости от возраста, пола и веса. Если у них будет нехватка кислорода, то всасываемость полезных веществ замедляется, и в организме будут скапливаться токсины. Живность ослабевает и может даже наступить смерть, если не будет к легким поступать воздух.

Воздух в жизни человека

Для людей воздух необходим как еда или питье. Кислород насыщает многие органы человека, и по крови проходят к каждой клеточке организма. В атмосфере существует множество отравляющих веществ, а кислород очищает его.
Всем необходимо дышать, чтобы подпитываться энергией и силой. Именно для этого им нужны процессы круговорота в природе.

ответ 2 класс.

  • Стрекоза — доклад сообщениеСтрекозы — отряд быстрых и весьма крупных летающих насекомых. Основная особенность стрекозы заключается в том, что они обладают быстрой скоростью и своеобразным строением.
  • Охрана почвы — сообщение докладПочва, верхний слой земли, очень важная составляющая в экологической системе планеты в целом и обеспечении нормального жизненного цикла всех живущих людей, животных и растений на земном шаре
  • Нигерия — сообщение доклад 7 класс по географииНигерию часто называют «Гигантом Африки». Это название происходит от обширности ее земли, разнообразия ее народов и языков, огромного населения (самого большого в Африке), нефти и других природных ресурсов.
  • Металлы доклад по химии 9 класс сообщениеМеталлы – химические элементы, которые имеют свойство высокой электропроводимости. Они широко распространены в морях, реках, горах, полях, в недрах земли и даже в телах живых организмов.
  • Шляпочные грибы — доклад сообщение (3, 5, 6 класс)Грибы бывают разные по форме и строению. Необычна форма гриба без шляпки. К таким относятся дождевики, бараны, трюфели. Но чаше всего в лесах растут обычные, привычные нам шляпочные грибы. Их гораздо больше, чем не шляпочных.

Источник: http://sochinite.ru/otvety/okruzhayushchij-mir/kakoe-znachenie-imeet-vozduh-dlya-rastenij-zhivotnyh-cheloveka

Воздух — роль воздуха в жизни человека, растений и животных

Воздухом называется смесь природных газов — азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений — азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

Источник: http://vekoff.ru/travnik/rasteniya/29504-vozdukh-rol-vozdukha-v-zhizni-cheloveka-rastenij-i-zhivotnykh

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: НОД конспект » Роль воздуха в жизни человека»

Тема: « Роль воздуха в жизни человека»

Цель занятия:

-Закрепление представления у детей роли воздуха через опыты.

-Закрепление представления у детей о некоторых свойствах воздуха.

-Развитие способности делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать.

-Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные:

— Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

— Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами

( невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер — это движение воздуха.

— Способствовать овладению некоторым способам  обнаружения воздуха.

Развивающие:

— Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

— Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

— Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

— Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.

— Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к  окружающей среде.

— Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа:

Обогатить словарь детей словами; лаборатория, бесцветный,  прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

— Наблюдение за ветром.

— Проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха.

— Изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

— Полиэтиленовые мешочки (по количеству детей).

— Стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей).

— Мыльные пузыри (по количеству детей).

— Игрушки, баночки и другие предметы плотные и полные (пустые внутри).

— 2 подноса.

— Кораблики из пенопласта с бумажными парусами.

— Сосуд — «море» для корабликов.

— Салфетки бумажные (по количеству детей).

— Веера (по количеству детей).

— Апельсин, чеснок, чеснок давилка.

— Воздушные шары (по количеству детей).

— Таблички с цифрами 1,2.3,4,5,6,7 на столах для опытов.

— Песочные часы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку?

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Детские ответы:  (воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы свами поговорим о воздухе и будем проводить  опыты, как настоящие учёные.

Воспитатель: А кто его видел, этот воздух? Может его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Детские ответы:  (нет, не видим)

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Детские ответы:  (воздух  прозрачный, бесцветный, невидимый)

Воспитатель: Вот- вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе?

Воспитатель: Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! А давайте докажем, что воздух есть?

Воспитатель: Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите я вас научу ловить воздух?

Детские ответы:  (да)

Опыт 1. с полиэтиленовыми пакетами.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Детские ответы: (он пустой)

 Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы разворачиваем и набираем в пакет воздух, закручиваем его вот так. Посмотрите, пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Детские ответы: (в нём нет воздуха)

Воспитатель:

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть его надо поймать. И мы смогли это сделать?  Мы поймали воздух, заперли его в пакет, а потом выпустили его.

Знаете, ребята, мне этот пакетик с воздухом что то на помнил. Вот я летом видела, как люди используют такой « запертый воздух» на речке! Как вы думаете куда люди запирают воздух?

Детские ответы: (если дети не скажут, говорю я: « это,  кажется  был надувной матрас! А, ещё я видела у детей, спасательные нарукавники и даже спасательные круги!»)

Воспитатель: Конечно ребята, ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего – то воздух, это будет плавать?  Ребята, а помогите мне разобрать игрушки; какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Опыт 2. « Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из сундучка игрушки и рассказывают, как они думают есть внутри игрушки воздух или нет, потом опускают в тазик с водой и проверяют, раскладывают игрушки на два поднос).

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь предмета попадёт вода и вытеснит воздух, то предмет может утонуть.

Воспитатель:   А вот интересно, внутри человека есть воздух?  Как вы думаете?

Детские ответы: (да)

Воспитатель:    Давайте проверим?

Опыт 3. Подуть в трубочку, опушенную в стакан с водой.

Воспитатель:  Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Детские ответы: (выходят пузырьки)

Воспитатель: Вот видите!

Вывод: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку,  и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Детские ответы: (мыльные)

Воспитатель: Хотите попускать мыльные пузыри? (Под музыку м/ф

 «Мыльные пузыри» пускаем мыльные пузыри).

Воспитатель:  Ребята как вы думаете. Что находиться внутри мыльного пузыря?

Детские ответы: (мыло)

Воспитатель: Ребята, раз мы дуем, значит, внутри мыльного пузыря находиться, конечно же воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: И это ещё раз доказывает, что воздух есть внутри нас.  Но как он к нам попадает?

Детские ответы: (через нос)

Воспитатель:  Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем гостям, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Детские ответы: (нет)

Опыт 4. с салфеткой.

Воспитатель:  А с салфеткой видно?

Детские ответы: (да)

Воспитатель:  Вы заметили. Что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от «…..»?

Читайте также:  Осенний утренник «в гости к доктору айболиту»

Детские ответы: (ветра)

Воспитатель:  Откуда же ветер появился тут, сейчас? Мы  вдыхали  и  выдыхали  воздух, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух двигается, получается, что?

Детские ответы: (ветер)

Воспитатель: Хотите устроить ветер?

Игра «Кораблики».

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух паусами. Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель:  Это мы дуем, воздух толкает кораблики. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Детские ответы: (махать)

Опыт 5 с веером.

Воспитатель:  Ребята давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Детские ответы:  (в лицо дует ветер)

Воспитатель:  Смотрите. От моего веера даже кораблики могут плавать. Ветер  помогает парусникам плыть. Ветер еще может вращать вертушки. Смотрите: воздух не движется, и  вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер. И вертушка завертелась. Давайте все подуем  на вертушку, а теперь помашем веерами.  

Воспитатель:  Как это вертушка похоже на ветреную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет! А вы любите пироги?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете сам воздух пахнет? Понюхайте?

Детские ответы:  (нет)

 Воспитатель:  А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах?  Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до нашего носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 6 с апельсином и чесноком.

Воспитатель: Ой- ой-ой! Как чесноком запахло! Не хочется этот запах нюхать? Что нужно сделать что бы запах ушел?

Детские ответы:  (нос закрыть и не будем дышать)

Воспитатель:  Попробуйте? 

Опыт 7 «Не дышу»

Воспитатель:  Без воздуха мы задохнемся. Всему живому на земле необходим воздух и людям, и животным, и растениям! Без воздуха мы все погибнем!

Воспитатель: Ребята расскажите, что нового вы узнали о воздухе сегодня?

Детские ответы:  

Воспитатель: Вот ребята, как много вы сегодня узнали о воздухе! Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; — чтобы увидеть воздух его нужно поймать; — что воздух легче воды; — что воздух есть внутри пустых предметов; — и даже внутри людей; — без воздуха ничего живое не может жить; — А еще мы узнали, что воздух не пахнет и может передавать запахи;- А ещё мы наконец – то  узнали, что такое ветер? Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:  А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шары остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по

воздуху.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/10/15/nod-konspekt-vozduh

Воздух — это смесь газов, состоящая на 78 % из азота,  21 % кислорода, сравнительно немного углекислого газа, входят в его состав и пары воды.

Воздух необходим для дыхания всем живым организмам: человеку, животным, растениям.

Воздушный океан окружает нашу планету, заполняет все пустоты на земле, находится я воде в растворённом виде.

Неравномерное нагревание воздуха над поверхностью Земли приводит в движение воздушные массы и вызывает ветер. Тёплый, более лёгкий, воздух поднимается вверх над сушей или морем, холодный, более тяжёлый, с верхних слоёв опускается вниз. Это влияет на климат многих районов.

План

  1. значение воздуха на земле
  2. свойства воздуха
  3. состав воздуха
  4. охрана воздуха
  5. удивительные ветры

Значение воздуха на земле

  • Воздух необходим для дыхания всем живым организмам
  • Движение воздушных масс, связанное с неравномерным нагреванием у поверхности Земли определяет климатические особенности в разных регионах. Именно ветры приносят с океанов все те массы воды, которые питают реки и дают жизнь живой природе.
  • Многие свойства воздуха используются в повседневной жизни людей и животных.
  • Передача звука на расстояние происходит через воздух. Звук — это колебания воздуха, которые улавливает ухо. Самые грандиозные космические катастрофы, например, взрыв звезды, проходят совершенно бесшумно, в идеальной тишине. Удовольствие слышать звук мы может испытывать только на Земле, где есть атмосферный воздух.

Свойства воздуха

Полет самолетов, воздушных шаров, движение парусника и ветряной электростанции, парение птиц, работа пылесоса — все это происходит благодаря свойствам воздуха.

Упругость воздуха, то есть способность воздуха восстанавливать прежний объем после прекращения давления на него — автомобильные шины, мяч, пневматический пистолет. Сжимаемость характеризует свойство воздуха изменять свой объем и плотность при изменении давления и температуры.  

Низкая теплопроводность воздуха используется, например,  в двойных оконных рамах.  Стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают воздух, который плохо проводит тепло. И в квартире  сохраняется нужная температура.

Воздух прозрачный и невидимый, без запаха, не имеет определенного объема, имеет массу легче воды, теплый легче чем холодный и поднимается вверх. Многие свойства человек научился использовать в науке, технике.

Состав воздуха

Воздух состоит  на 1/5 из кислорода, на 4/5 из азота, и не более 1 % приходится на остальные газы, в том числе и углекислый газ. Входят  в состав воздуха и водяные пары.

Именно кислород нужен животным и человеку. Углекислый газ СО2 потребляют растения и вырабатывают кислород. Поэтому состав воздуха отличается в лесу или в городе. В городе кислорода меньше, углекислого газа — больше, в лесу — наоборот. Именно леса называют «легкими » нашей планеты.

Охрана воздуха

Промышленная деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды. Человечество сжигает нефть, газ, бензин, уголь и другие виды топлива в топках электростанций, различных заводов, в двигателях автомобилей.

При неполном сгорании топлива в воздух попадают частицы вредных веществ.

Они с воздушными массами переносятся ветрами по всему миру и вместе с осадками возвращаются на землю, загрязняя воду, почву и всю окружающую нас природу.

Загрязнение воздуха ведет к парниковому эффекту. Поверхность земного шара постепенно нагревается. Таят ледники на полюсах, растет уровень мирового океана.

Все больше катаклизмов обрушивается на человечество. Человек, чтобы жить комфортно в будущем, обязан заботиться о защите чистоты воздуха, уменьшая выбросы от промышленных предприятий и автомобилей.

Это вопрос существования светлого будущего.

Удивительные ветры

Ветер — обычное из обычных явлений приро­ды. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное.

Что же такое ветер? Там, где воздух нагрелся сильнее, он поднимается вверх, более холодный и тяжёлый воздух опускается вниз. Мы говорим: дует ветер.

Бывает и так: песчаные барханы запевают загадочные песни. Ядовитое дыхание песчаной бури отравляет всё живое.

Дует ветер, и над землёй несётся огромный вихрь — торнадо. Тяжёлую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

Торнадо — так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своём пути всё.

«Во время урока,— рассказывает учительниц»! одной из американских школ,— я услышала оглушительный грохот. Ветер подул внезапно с чудовищной силой.

Не успела я увести детей в безопасное место, как все стёкла в школе вылетели. Дети бросились ко мне. Но тут словно невидимые крылья подхватили их и разные предметы, бывшие в классе.

Мы все поднялись на воздух. Вокруг меня кружились дети и обломки школы».

Когда торнадо идёт по земле, он напоминает огромный пылесос — в воронку затягивается всё, что встречается на пути. Когда ветер проходит через водоёмы, нередко обнажается дно.

Бывают такие смерчи и в нашей стране, правда, но такие свирепые, но тоже сильные. Несколько лет тому назад на переезде подмосковной железной дороги ветер поднял высоко в воздух железнодорожную будку. Её бросило на землю в сорока метрах от старого места. Находившийся в ней обходчик остался жив.

И всё это произошло за считанные минуты. Сорванные с домов крыши летали в воздухе, словно они внезапно чудесным образом оказались невесомыми. Там, где смерч пересёк Москву-реку, обнажилось её дно. Около сорока километров прошёл грозный вихрь, уничтожив по пути несколько подмосковных посёлков.

Отчего же образуются смерчи?

Тут ещё много засекреченного природой. Известно, что образуются они в грозовом облаке, там, где сталкиваются и перемещаются мощные потоки влажного тёплого и холодного воздуха. Из облака выпадает сильный ливень, и вихрь захватывает и закручивает всё новые и новые потоки, образуя огромную воронку.

Очень опасен ураган на море. Несколько лет назад американские учёные на крейсере попробовали пробиться в центр урагана, чтобы самим увидеть, что там происходит. Эта попытка окончилась трагиче­ски.

Последнее сообщение исследователей было, что волны в центре тайфуна достигают высоты 40 метров, бурлят с чудовищной силой. В настоящее время много полезных открытий сделали лётчики-охотники за тайфунами.

Главная их задача — оповестить об опасности, где тайфун, какова его сила, куда он движется.

Скачать доклад на тему воздух для 2 — 3 класса по предмету окружающий мир

Источник: https://ucthat-v-skole.ru/entsiklopediya/pro-vozdukh/378-doklad-na-temu-vozdukh

Конспект к уроку познание мира «Воздух, Значение воздуха в жизни человека»

Цель урока:

формирование у детей представления о воздухе, как важнейшем явлении в природе,

формировать бережное отношение к природе

наблюдение за учащимися с помощью методики критического мышления

Задачи:

обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала при демонстрации природного процесса с использованием ИКТ;

продолжить формирование целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности учащихся на уроке;

активизировать познавательную деятельность учащихся посредством организации эксперимента и обобщения увиденного.

активизировать мыслительную и исследовательскую деятельность учащихся;

повысить интерес к теме изучаемого предмета за счет увеличения объема учебной информации с учетом возрастных особенностей и разнообразия форм и приемов.

Ход урока

Организационный момент:

Внимательно смотрим на доску. Прочитайте Слайд.

С чем связанна тема нашего с вами урока? (воздух)

Сообщение темы и целей урока:

Тема нашего урока «Воздух и значение воздуха в жизни человека». Мы повторим определения, понятия по этой теме и познакомимся с историей, связанной с воздухом, а также будем разговаривать о значении воздуха в жизни человека.

Актуализация знаний:

Вы поделены на группы. На ваших партах листы и стикеры. Вы должны подобрать ассоциации к слову воздух. После этого, из каждой группы выйдет ученик и расскажет о том, какие ассоциации вы придумали. Регламент 2 мин. Молодцы.

Работа по теме урока:

Раз мы с вами разговариваем о воздухе, я предлагаю. Вам проделать опыты. Следуйте инструкциям, а вывод запишите в специальном журнале наблюдения – смотрите документ.

Слайд о свойстве воздуха.

Ребята, но опыты проводили не только мы с вами. Великие ученные наблюдали и записывали свои исследования. И я сейчас, вам о них прочитаю.

Итак, о свойстве воздуха мы с вами поговорили и опыты проделали. Теперь, я посмотрю, что вы знаете о воздухе.

Я раздаю вам информацию, связанную с темой нашего урока, но там не вся информация правильная, вы должны подчеркнуть то, что на ваш взгляд является не верным.

Человек без воздуха может прожить 30 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом — водой. Воздуха нет– на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено водой. Воздух невидим, его не возможно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен грязный воздух. Загрязнение воздуха не угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они не опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха.

Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах. Опрос.

Проверяем правильность данной информации. Слайд.

Ребята, мы с вами очень много говорим о загрязнении и охраны воздуха, я предлагаю вам сделать двустороннюю лестницу, с одной стороны, вы будете клеить кластеры по охране воздуха, а с другой о том, как он загрязняется. (Защищает — доклад — Назар). Молодцы.

 Ребята, а теперь, я предлагаю побыть в роли нашей темы. (Назар, Дерид, Милана).

Назар будет играть, воздух и жаловаться как ему плохо от загрязнений. , Кирилл будет жалеть природу и защищать ее. А Милана будет бессердечна к мукам природы и отстаивать позицию, что всё создано для неё. (2 мин). Молодцы.

Читайте также:  Две крымские пещеры: мраморная и мамонтова

Вот и подходит к концу наш урок, но у меня для вас есть еще одно задание. Сейчас вы будете совместно делать творческий отчет по нашему уроку. Посмотрите на доску. Вам надо используя рисунок, рассказать о значении воздуха для растений, животных, человека. Проверка групп.

Итог:

 — Чем сегодня на уроке занимались?

 — Что нового узнали?

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-k-uroku-poznanie-mira-vozdukh-znachenie-vozdukha-v-zhizni-cheloveka.html

Человек и воздух

Мы живем на дне глубочайшего, необъятного воздушного океана. Воздух входит во все поры нашего тела, заполняет легкие, отдает организму свой кислород, поглощает продукты нашего обмена веществ.

Если жизнь на нашей планете возникла в воде, если первый живой белок появился в море, зародился во влажной почве, то в воздушной среде жизнь получила свое законченное и наиболее совершенное развитие.

Блестящие исследования русской физиологической школы и в первую очередь гениальные работы И. П. Павлова показали, что живые организмы и внешняя среда составляют единое, неразделимое целое.

Изучая влияние внешних факторов на деятельность животного организма, советские физиологи обосновали единство внешней и внутренней среды. «Животный организм, — говорит И. Н.

Павлов, — представляет крайне сложную систему, состоящую из почти бесконечного ряда частей, связанных как друг с другом, так и в виде единого комплекса с окружающей природой».

И особенно ярко выявляется это единство во взаимоотношении организма с окружающей его воздушной средой.

Без воздуха нет жизни. Для того чтобы человек мог жить, мозг его должен питаться и дышать. Клетки его, как и все живое на Земле, потребляют кислород и выделяют углекислый газ. Живая материя не может существовать без кислорода и погибает через несколько минут после того, как в силу тех или иных причин прекращается дыхание.

Во время бодрствования и сна грудная клетка ритмически поднимается и опускается, и с первых минут своего существования человек дышит, то есть воздух входит в легкие и выходит из них.

Сердце гонит ток крови по артериям, капиллярам, венам, для того чтобы многомиллиардная армия красных кровяных телец могла доставить во все органы тела кислород и передать этот «газ жизни» клеткам и тканям.

Ток крови приносит в легкие отработанную углекислоту, которая через тонкие стенки легочных пузырьков уходит, улетучивается из организма.

Все живое на Земле дышит. Дышат растения, животные, люди, добывая или получая кислород из воздуха, воды, почвы, различных химических соединений.

Современная наука расшифровала всю совокупность явлений, из которых складывается процесс дыхания живых организмов.

Теперь мы называем дыханием не только поглощение воздуха организмом через легкие, а цепь сложных химических и физических процессов, ведущих к усвоению клетками кислорода и выделению углекислоты. От внешнего дыхания мы отличаем дыхание внутреннее, тканевое, аналогичное дыханию одноклеточных организмов.

Вдох, который мы совершаем, — это только начало, первое звено длинной цепи физиологических процессов. Выдох — конечное, последнее звено в той же цепи.

Постоянно и бесперебойно мы вдыхаем воздух. Находящийся в нем кислород разносится по всему телу, окисляет какую-то часть сложных или более простых соединений углерода, соединяется с водородом, образует углекислоту и воду, которые выделяются, выдыхаются, испаряются, переходят в окружающую среду.

Как же это происходит?

Клетки животного организма чрезвычайно чувствительны к колебаниям среды, в которой они живут.

В то время как одноклеточные организмы (например, инфузории, амебы, радиоларии) всей своей поверхностью соприкасаются с внешней средой и из нее получают необходимый им кислород, у животных, организмы которых состоят из огромного числа различных по своему строению и деятельности клеток, органы и ткани отгорожены от внешней среды.

Клетки внутренних органов рыбы не омываются пресной водой реки или соленой водой моря, в которой она живет. Растворенный в воде

кислород, необходимый рыбе для дыхания, должен проникнуть в ее организм.

Клетки печени, сердца, селезенки и других органов человека не соприкасаются и не могут прийти в непосредственное соприкосновение с атмосферным воздухом.

Но воздух попадает в кровь и в тканевую, межклеточную жидкость, в которую как бы погружены клетки органов. Из нее они черпают необходимые питательные вещества, ей отдают продукты своего обмена.

Для того чтобы каждая клетка получала необходимый ей кислород и своевременно освобождалась от накопившейся углекислоты в организме, должны бесперебойно действовать две системы — дыхания и кровообращения.

2

Органы дыхания у различных животных резко отличаются друг от друга. Одноклеточные и простейшие организмы, как, например, кишечнополостные и плоские черви, не имеют специальных дыхательных аппаратов. Они поглощают кислород из окружающей среды всей поверхностью тела.

Но по мере того как строение организма все более и более усложнялось, становился все длиннее и сложнее путь кислорода в глубоко расположенные клетки.

Вот почему постепенно, в процессе эволюции, у высших животных совершенствовались и приобретали все большее значение органы дыхания.

У насекомых развились так называемые трахейные воздухоносные трубочки, пронизывающие все их тело, у обитателей водоемов, рек и морей — жабры, у сухопутных животных — легкие.

Именно в легких из воздуха поглощается кислород и выделяется углекислота. Легкие вместе с грудной клеткой и являются дыхательной системой человека и животных.

Источник: http://de-ussr.ru/atmosf/chelovek-i-vozduh.html

Для чего человеку углекислый газ?

Искусство дыхания заключается в том, чтобы почти не выдыхать углекислый газ и терять его как можно меньше. Как пример, реакция биосинтеза растений — поглощение углекислого газа, утилизация углерода и выделение кислорода, и именно в те времена на планете существовала очень пышная растительность. Углекислый газ С02 постоянно образуется в клетках организма.

Дыхание — обмен газов, с одной стороны, между кровью и внешней средой (наружное дыхание), с другой — обмен газов между кровью и клетками тканей (внутреннее или тканевое дыхание).

Кислород участвует в обмене веществ. Поэтому прекращение поступления кислорода приводит к гибели тканей и организма.

Главной частью дыхательной системы организма человека являются лёгкие, которые выполняют основную функцию дыхания — обмен кислородом и углекислым газом между организмом и внешней средой обитания.

Такой обмен возможен благодаря сочетанию вентиляции, диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану и лёгочного кровообращения.

Как углекислый газ распространяется в атмосфере Земли?

В процессе внешнего дыхания кислород из внешней среды доставляется в альвеолы лёгких.

Процесс внешнего дыхания начинается с верхних дыхательных путей, которые очищают, согревают и увлажняют вдыхаемый воздух. Вентиляция лёгких зависит от дыхательного обмена и частоты дыхания.

Диффузия кислорода осуществляется через ацинус — структурную единицу лёгкого, который состоит из дыхательной бронхиолы и альвеол.

Кислород необходим организмам для дыхания. Недостаток кислорода в воздухе отражается на жизнедеятельности живых организмов. Если в воздухе количество кислорода уменьшается до 1/3 его части, то у человека теряется сознание, а при уменьшении до 1/4 части — прекращается дыхание и наступает смерть.

Его вдувают в доменные печи для ускорения выплавки металлов. Углекислый газ образуется при горении (дров, торфа, каменного угля, нефти). Много его выделяют в воздух при дыхании организмы, в том числе и человек. Будучи тяжелее воздуха, углекислый газ в большем количестве находится в нижних слоях атмосферы, скапливается в понижениях Земли (пещерах, шахтах, ущельях).

Человек широко использует углекислый газ для газирования фруктовой и минеральной воды при разливе ее в бутылки.

Углекислый газ, как и кислород, при сильном сжатии и низкой температуре из газообразного состояния переходит в жидкое и твердое состояния. Углекислый газ в твердом состоянии называют сухим льдом.

Его применяют в холодильных камерах при сохранении мороженого, мяса и других продуктов.

Углекислый газ не поддерживает горение, тяжелее воздуха, и поэтому его используют при тушении пожаров. Почему без кислорода не могут жить люди и другие живые организмы? Благодаря чему в воздухе постоянно имеется кислород? Как получают и где применяют жидкий кислород?

Откуда в газировке пузырьки (углекислый газ)?

Воздухом называется смесь природных газов — азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни.

Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух.

Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений. Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений. Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений.

Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха. Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным.

Углекислый газ не виноват в глобальном потеплении

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу.

Взрослый человек, находясь в состоянии покоя, совершает в среднем 14 дыхательных движений в минуту, однако частота дыхания может претерпевать значительные колебания (от 10 до 18 за минуту).

Взрослый человек делает 15—17 вдохов-выдохов в минуту, а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду.

Обычный спокойный выдох происходит в большой степени пассивно, при этом активно работают внутренние межрёберные мышцы и некоторые мышцы живота.

Различают верхние и нижние дыхательные пути. Символический переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения пищеварительной и дыхательной систем в верхней части гортани.

Вдох и выдох осуществляется путём изменения размеров грудной клетки с помощью дыхательных мышц. В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО).

Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха.

После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1 500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. Дыхание — одна из немногих функций организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. Виды дыхания: глубокое и поверхностное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное).

Лёгкие (лат.pulmo, др.-греч.πνεύμων) расположены в грудной полости в окружении костей и мышц грудной клетки. Кроме того, дыхательная система участвует в таких важных функциях, как терморегуляция, голосообразование, обоняние, увлажнение вдыхаемого воздуха.

При понижении температуры окружающей среды газообмен у теплокровных животных (особенно у мелких) увеличивается в результате увеличения теплопродукции. У человека при работе умеренной мощности он увеличивается, через 3—6 мин.

после её начала достигает определённого уровня и затем удерживается в течение всего времени работы на этом уровне.

Исследования изменений газообмена при стандартной физической работе применяются в физиологии труда и спорта, в клинике для оценки функционального состояния систем, участвующих в газообмене.

Какое применение находит кислород в промышленности? Оказалось, что углекислый газ до известного предела способствует более полному усвоению кислорода организмом. Углекислота так же участвует в биосинтезе животного белка, в этом некоторые ученые видят возможную причину существования много миллионов лет назад гигантских животных и растений.

Источник: http://zvidalumkaser.ru/dlya-chego-cheloveku-uglekislyy-gaz/

Роль воздуха в окружающей среде

Мы поговорим о воздухе как одном из важнейших компонентов окружающей среды, играющем непереоценимую роль в жизни всех живых существ.

Воздух – это один из пяти элементов, необходимых для нормального существования живых организмов на Земле. Каждый человек около 22 тысяч раз в день дышит, и нуждается в почти 15 килограммах воздуха в день. Как правило, человек может продержаться 5 недель без еды и 5 дней без воды, но без воздуха он не выдержит и 5 минут.

Воздух, которым мы дышим — естественная смесь газов, в том числе азота (78%), кислорода (21%), а также аргона (0,9%) и углекислого газа (0,3%). Воздух необходим для существования аэробных существ, включая животных, растений и даже бактерии. Воздух поддерживает тепло, доходящее от Солнца до Земли, одновременно защищая планету от вредных лучей Солнца.

Читайте также:  Времена года. смена времен года на земле

Человек с начала промышленной революции и быстрого развития науки и промышленности в последние столетия систематически загрязнял воздух.

Увеличение содержания углекислого газа в выбросах заводских труб, потребляющих ископаемое топливо, или от сгорания автомобильного топлива или нефтяных свечей, уничтожения или сжигания лесов, которые играют роль «легких» Земли, приводит к загрязнению воздуха и угрожает биологическому здоровью живых существ Земного шара. 

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2014 год, около 7 млн. человек из-за загрязнения воздуха лишились жизни в 2012 г. Эта цифра была в два раза больше прогнозов. Из этого количества более 4 млн.

человек погибли внутри помещений в результате использования домашних энергосистем, работающих на угле и керосине. Данные показывают, что ежегодно в мире примерно 3,7 миллионов человек умирает из-за загрязнения атмосферного воздуха. В некоторых странах, численность людей, умирающих из-за загрязнения воздуха, превышает жертвы ДТП.

Эта смертность в основном связана с такими болезнями, как астма, бронхит, затрудненное дыхание, сердечный приступ и аллергия дыхательных органов. Различные вещества, загрязняющие воздух, по-разному влияют на состояние здоровья человека, вызывая различные болезни.

Особенно опасен образующийся в городах смог для детей и пожилых людей с ослабленным организмом, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями дыхательной системы.. 

На сегодня эту проблему переживают многие большие города. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), загрязнение воздуха сокращают жизнь граждан Европы в среднем от 9 месяцев до двух лет.

Также смертность в Афинах в загруженные дни в несколько раз больше обычного, в Венгрии из каждых 17 смертей один случай связан с загрязнением воздуха и его последствиями. Эта цифра для проживающих в больших городах США людей выше 45 лет на 13% больше, чем другие районы.

Смертность от рака среди жителей самых грязных районов мира в 50% больше, чем у людей, проживающих в районах с низким уровнем загрязнения воздуха.  

Итоги исследований показывают, что одним из самых негативных последствий загрязнения воздуха является болезни мочеполовых органов и прекращение беременности.

Итоги исследований показывают, что такие загрязняющие вещества, как свинец, двуокись серы и твердые частицы играют большую роль в бесплодии мужчин. Очень опасным симптомом для человечества является то, что загрязнение воздуха повышает вероятность рождения детей с пороками развития.

Запредельная концентрация вредных веществ в атмосфере вызывает преждевременные роды, новорождённые имеют малый вес, иногда рождаются мёртвые дети. 

Между тем, наибольшую угрозу представляет воздух, содержащий повышенные концентрации углекислого газа, двуокиси серы и твердых частиц.

Когда беременная женщина на восьмом месяце беременности дышит этим воздухом, насыщенным взвешенными частицами и углеводородами, это оказывает непосредственное влияние на развитие плода.

Это чаще происходит в промышленных районах и мегаполисах, в особенности зимой.

От последствий загрязнения воздуха не ограждены и растения. В условиях токсического действия загрязнителей в растительных организмах протекают адаптационные процессы. Итоги исследований специалистов-экологов показывают, что в такой ситуации листья растений закрывается, чтобы защититься от загрязнителей.

Также из-за загрязнения воздуха хлорофилл растений исчезает и листья, обеспечивающие необходимый процесс фотосинтеза, желтеют. Таким образом, требуемые продукты питания не доходят до деревьев и растений. Признаки отравления растения загрязнителями можно увидеть в форме вялости или гибели тканей.

Повышенное содержание в почве и воздухе химических веществ также приводит к гибели растений, снижению фитомассы, прироста, продуктивности, формированию аномальных биоформ, сокращению сроков вегетации, изменениям количественного состава химических элементов растений, изменению видового состава, сокращению числа видов и др.

В условиях промышленного загрязнения воздуха происходит преждевременный листопад, изменение других фенофаз.

По мнению специалистов, загрязнение воздуха означает наличие в открытом воздухе одного или нескольких загрязняющих веществ в различном количестве и на различные сроки, так что может изменить его качество и причинить вред человеку и другим живым существам, даже городским строениям.

Как отмечалось выше, феномен загрязнение воздуха в городских районах является одним из последствий промышленной революции, начавшейся 300 лет назад, и день ото дня усиливающейся с промышленным развитием и умножением городов.

Зависимость от таких ресурсов ископаемого топлива, в том числе каменный уголь, нефть и газ, и выброс веществ от сгорания этих продуктов, приводит к загрязнению воздуха и угрожает биологическому здоровью живых существ Земного шара, в частности человека. С первых десятилетий XX в.

после наблюдения связи между загрязнением воздуха и разрушением окружающей среды, многие высокоразвитые страны мира начали научные исследования и программы по контролю вредных загрязнителей. Но, к сожалению, в подавляющем большинстве развивающихся стран этот вопрос все еще не принимается всерьез, и загрязнение воздуха в больших городах этих стран день ото дня ухудшается.

Загрязнение воздуха усиливается в результате четырех главных факторов, преимущественно исходящих из индустриализации, урбанизации (расширения городов) и распространения городской культуры, развития городского трафика и пробки, быстрого экономического развития и роста потребления (ископаемых) энергоносителей в других отраслях.

Главные загрязнители воздуха, производимые в результате человеческой деятельности нижеследующие: окись углерода, оксиды серы, оксиды азота и метана, которые также известны как парниковые газы. В дополнение к загрязняющим газам, аэрозоли также могут привести к загрязнению воздуха.

Аэрозолями называются все мелкие частицы или капельки жидкостей, взвешенные в атмосфере Земли. Частиц в аэрозолях имеют микроскопические размеры или меньше. Мелкие частицы более опасны, потому что они проникают в легкие человека и даже в кровоток и вызывают различные дыхательные и сердечные заболевания.

Эти частицы также попадают в почву и воду и вызывают загрязнение водных и почвенных ресурсов.

Другим важным фактором загрязнения воздуха в большинстве больших городов является озоновый газ у поверхности Земли.

Озон в низких слоях атмосферы образуется, когда выбросы от автомобилей и других транспортных средств, потребляющих топливо, реагируют с солнечным светом, в результате образуется токсичный озоновый газ, который является отравляющим для человека.

Этот газ чаще всего образуется в условиях неподвижности воздуха, повышенного солнечного сияния и жары. Приземный озон не следует путать с полезным озоном, находящимся в верхней части атмосферы, которые поглощает вредные для здоровья ультрафиолетовые излучения солнца. 

Сегодня для измерения качества воздуха используют индекс качества воздуха (Air Quality Index, AQI), измеряющийся по интенсивности загрязнения от нуля до 500 градусов.

Этот индекс определяет главным образом количество озона и аэрозоли в наземном слое, и даже уровень диоксида азота NO2, сернистого газа SO2.

AQI выше 100 градусов указывает на нездоровый воздух, поэтому когда в районе уровень AQI завышает 100 градусов, как правило, выдается предупреждение населению, чтобы люди держались подальше от загрязненного воздуха.

Одним из опасных последствий загрязнения воздуха, создавшим в последние годы множество проблем для окружающей среды и здоровья живых существ, являются парниковые газы, о которых мы поговорим уже в следующей передаче.

Источник: http://parstoday.com/ru/radio/programs-i69624

Урок познания мира «Значение воздуха в природе и жизни человека»

Урок познания мира

Тема урока: Значение воздуха в природе и в жизни человека.

Цель урока: учащиеся знают о значении воздуха в природе и для жизни человека.

Критерии успеха: 1. Знаю о значении воздуха в природе и в жизни человека;

                                  2.Знаю, как защитить воздух от загрязнения.

Проблемный вопрос: Каково значение воздуха в природе и жизни человека?

Ход урока.

1

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Тренинг «Земной шар»

Учитель передают детям встать в круг и передать глобус с пожеланиями. Например: «Я передаю в твои руки этот  земной шар. Хочу, чтобы на нашей Земле всегда был чистым и прозрачным воздух,… чистая вода, не погибли животные, растения от кислотных дождей, не прекращали пение птицы и т. д.».

2

Проверка домашнего задания.

Дети заполняют таблицы «Свойства воздуха»

— Назовите свойства воздуха.

3

Сообщение темы и целей урока. Формулировка критериев успеха.

4

Самостоятельное изучение нового материала.

Сейчас вы, работая в группах самостоятельно изучите новый материал.

Работа с учебником в группах.

1) Чтение и анализ

1 группа читает первую часть текста.

5.

2 группа читает вторую часть текста.

3 группа – третью часть.

Изучите самостоятельно, затем расскажите друг другу в паре, обсудите в группе.

Выделить самую важную мысль в этой части.

Физминутка «Движение — жизнь»

Учащиеся передают полученную информацию друг другу, отвечают на вопросы учителя и своих одноклассников (1-2 вопроса каждой группе)

Вопросы 1 группы:   Кому и для чего необходим воздух?

Вопросы 2 группы:   Кто или что загрязняет воздух?

Вопросы 3 группы:   Что нужно делать, чтобы очистить воздух?

Причины загрязнения воздуха

Различные отходы, выбросы, ядовитые газы, выхлопные газы, радиация.

Вырубка лесов и т.д.

Воздух – один из основных, жизненно важных элементов окружающей природной среды. Его чистота имеет для жизни на Земле исключительное значение. Если человек может прожить несколько дней без воды и несколько недель без пищи, то без воздуха – считанные минуты.

Загрязнение атмосферы  вредит  здоровью человека, наносит большой ущерб растениям и животным.

Большое значение в охране воздуха  имеет благоустройство городов, перевод на газовое топливо котелен, установление пылеулавливающих и газоочистных оборудований на предприятиях, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу вредных промышленных отходов.

В результате учащиеся приходят к выводу о том, что все живое на Земле зависит от деятельности человека, который должен беречь и охранять воздушное пространство. Без воздуха нет жизни на Земле.

6

Дополнительная информация.(было дано опережающее домашнее задание способному ученику) Презентация.

7

Воздушная оболочка Земли — это ее удивительная го­лубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара и не замерзает от косми­ческого холода.

Представь себе картину, которая была бы на Земле, если б ее не окружала воздушная оболочка. Яркое солнце сияло бы в совершенно безоблачном небе и обжигало растрескавшуюся сухую землю. Ни капли дож­дя, ни маленького ветерка. Ночью — страшный мороз. Кругом — совершенно голая земля. Ведь если не будет влаги, никаких растений тоже не будет. Земля была бы мертвой пустыней.

— Взрослый человек потребляет 20 литров кислорода в час.

Растения легко восполняют эту потерю. Например, один дуб

вырабатывает за год столько кислорода, что его достаточно

 для поддержания жизни 10 людей. Но с развитием техники

 восполнять потери кислорода всё труднее. Средний

автомобиль сжигает за час работы 20000 литров кислорода.

А один реактивный самолет только на старте «съедает» 120

миллионов литров кислорода – столько, сколько вырабатывает

за год целая роща.

Творческая деятельность

Работа в  группах. Составить коллаж на тему «Основные загрязнители воздуха»

Ученикам раздаются рисунки 4-5 видов, дополнительные листы для записи своих мнений в нижней части рисунков.

Заводы и фабрики выпускают облака дыма

Дым из печной трубы

Выхлопные газы автомобилей

Разбросанный мусор, после отдыха людей на природе

Свалки мусора

Извержение вулкана

Курящие люди

Лесные пожары

8

Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно.

— В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

               — Что необходимо для сохранения чистоты воздуха?

Наш коллаж выглядит ужасно. Мы не можем жить на такой планете. Давайте  посадим цветы, на которых напишем, что же необходимо предпринять для сохранения чистоты воздуха.

Дети обсуждают в группе, какие меры нужны для охраны воздуха, записывают на цветках-стикерах  и  наклеивают на свой коллаж.

— Озеленение окружающей среды

— установка очистных сооружений

— На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы.

— Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

Зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

9

 Взаимооцениваниев группе. Дети заполняют оценочные таблицы.

Фамилия, имя

Умеет передавать полученную информацию

Активно участвует в обсуждении, предлагает идеи

Участвовал  в оформлении флипчарта

Общий балл

Оценка

Максимальный балл – 3 балла.

8-9 баллов – оценка «5»,  5-7 баллов – оценка «4»,  2-4 балла – оценка «3»

 10.  Рефлексия.

— Напишите, что вам понравилось на уроке, что может быть, было сложным и прикрепите  стикер на доску настроений.

11.  Домашнее задание.

Разработать меры по охране воздуха. (плакат, презентация, буклет и т.д.)

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-poznaniia-mira-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka

Ссылка на основную публикацию