У. шекспир «гамлет»: описание, герои, анализ произведения

«Гамлет» главные герои

В произведении Уильяма Шекспира “Гамлет” герои борются с несправедливостью и ложью, каждый за свою правду. Основные события происходят в королевском замке в Дании. Главный герой Гамлет молод, остроумен, смел, движим целью отомстить за смерть отца.

Этот образ многогранен и притягателен своей верой в правду, стремлением понять суть человеческого бытия. Характеристика персонажа – его шедевральные монологи, искренняя дружба и любовь, поступки, подсказанные велением сердца.

Несмотря на трагический финал пьесы, Гамлет остаётся победителем.

Принц датский, возвращается в королевство из-за внезапной смерти отца. Много размышляет о смысле жизни, умён, образован, удача сопутствует ему повсюду. Он влюблён в Офелию, дочь королевского советника. Полон энергии, жизненных сил, веры в добро, в людей. После смерти отца его мир меняется, принцу приходится изображать умалишённого, чтобы разобраться в смерти отца. Возлюбленная и друзья предают его, мать оказывается бессердечной, слабовольной.
Король Дании, женился на матери Гамлета сразу после похорон брата. Умный, хитрый, коварный человек. Плетёт интриги, используя близких людей. Лицемер и лгун. Из-за него погибают невинные люди. Убивает родного брата, из-за жажды власти. Как любого человека, его мучает совесть, он не может радоваться и жить спокойно из-за её угрызений.
Лучший друг Гамлета, его защитник, преданный и надёжный человек. Помогает принцу воплотить в жизнь все планы. Спасает от предательства. В конце пьесы Горацио хочет умереть вместе с другом, но Гамлет завещает ему рассказать людям правду.
Сын Полония, брат Офелии, молодой человек, не имеющий своего разума и воли. Преданно служит королю Клавдию, выполняет все его шпионские поручения и участвует в дворцовых интригах. В финальной дуэли с Гамлетом, умирает от своей отравленной шпаги.
Королевский советник, организатор всех хитросплетений в замке, преданно служит Клавдию. Гамлет убивает Полония, когда во время разговора с матерью Полоний прячется, чтобы подслушать. Королевский советник и его дети гибнут из-за интриг короля.
Дочь Полония, возлюбленная Гамлета. Хорошая добрая девушка, становится марионеткой в руках Клавдия и невольно действует против Гамлета. Она искренне любит его, но Гамлет чувствует предательство. Поражена “сумасшествием” Гамлета, духовно надломлена. После смерти отца, сходит с ума, кончает жизнь самоубийством.
Мать Гамлета, женщина далеко не глупая, но слабовольная. Идёт на поводу у Клавдия, участвует в заговоре против собственного сына, материнская любовь не знакома ей. Понимает правоту Гамлета только перед смертью, выпив отравленное вино.
Друзья Гамлета по университету, предают его, становясь шпионами Клавдия. Сопровождают друга на корабле с тайным поручением убить по приезду. Судьба играет с ними шутку – они погибают сами, Гамлет спасается.
Появляется в полночь на площади около замка. Рассказывает сыну о своей смерти: его убил родной брат Клавдий (влил в ухо яд, когда тот отдыхал). Отец просит сына отомстить за свою смерть. Второй раз появляется в произведении, прося пощадить мать. Гамлет беседует с отцом и оставляет её в живых.

“Гамлет” – одно из лучших произведений в мировой литературе. Автор ставит во главе пьесы вечные темы: правду и ложь, дружбу и предательство, любовь и ненависть. Статья поможет при анализе произведения, оформлении читательского дневника, написании творческих работ.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gamlet/glavnye-geroi-harakteristika.html

Анализ пьесы Шекспира «Гамлет» | Литерагуру

Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор.

Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа.

Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.

История создания

Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.

Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута.

У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить.

Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.

Суть

Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля.

Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия.

Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?

Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля.

Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения.

Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить.

Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.

Жанр и направление

«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.

Драмы Шекспира традиционно относят к барочной культуре. Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.

Конфликт

Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.

Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным).

Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть.

Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.

Композиция

Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.

Действие можно разделить на пять частей:

  1. Первая часть – завязка. Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
  2. Вторая часть – развитие действия. Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
  3. Третья часть – кульминация. Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
  4. Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
  5. Пятая часть – развязка. Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.

Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».

Темы

  1. Месть Гамлета. Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла.

    Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения.

    Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.

  2. Любовь Гамлета. До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь.

    Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным.

    Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.

  3. Дружба Гамлета. Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе.

    Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни.

Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины.

В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает.

Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле.

И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой  называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов»,  «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет — мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений.

Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии.

Искушение — это постоянная христианская проблема».

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-pesy-shekspira-gamlet/

Характеристика героев по произведению Шекспира «ГАМЛЕТ»

Шекспир – писатель, который написал много прекрасных произведений, что известны по всему миру. Одна из таких работ – это пьеса «Гамлет», где переплелись разные судьбы и затронуты общественные и политические вопросы 16-17вв. Здесь в трагедии показаны и предательство, и желание восстановить справедливость. Читая произведение, мы с героями переживаем, ощущаем их боль, потерю.

В своей работе «Гамлет» Шекспир создал разных героев, чьи образы неоднозначны. Каждый герой трагедии «Гамлет» Шекспира – это отдельный мир, где имеются свои недостатки и положительные стороны. Шекспир в трагедии «Гамлет» создал разнообразных героев произведения, где есть как положительные, так и отрицательные образы.

Образы героев и их характеристика

Так, в работе мы знакомимся с Гертрудой – матерью Гамлета, которая была умной, но слабовольной. Сразу после смерти мужа, выходит замуж за его убийцу. Ей неизвестно чувство материнской любви, поэтому она легко соглашается стать сообщницей Клавдия. И только после того, как она выпила яд, что предназначался ее сыну, она поняла свою ошибку, поняла, насколько ее сын мудрый и справедливый.

Офелия, девушка, которая до последнего вздоха любила Гамлета. Она жила в окружении лжи и шпионажа, была игрушкой в руках своего отца. В конце концов, сходит с ума, так как не вынесла испытаний, что выпали на ее судьбу.

Клавдий – идет на братоубийство, лишь бы достичь своих целей. Подлый, хитрый, лицемер, который к тому же был умен. Совесть у этого персонажа имеется и она его также мучит, не давая в полной мере насладиться своими грязными достижениями.

Розенкранц и Гильденстерн – яркий пример того, какими не должны быть настоящие друзья, ведь друзья не предают, а здесь, делая характеристику героев произведения «Гамлет» Шекспира, видим, что эти герои легко предают принца, став шпионами Клавдия. Они с легкостью соглашаются отвезти послание, в котором говориться об убийстве Гамлета. Но в итоге судьба играет не на их руку, ведь погибает в итоге не Гамлет, а они сами.

Горацио же, напротив, настоящий друг до последнего. Он вместе с Гамлетом переживает все его тревоги и сомненья и просит Гамлета, после того, как почувствовал неизбежный трагический конец, подышать еще в этом мире, да рассказать все о нем.

Вообще, все персонажи по-своему яркие, незабываемые, неповторимыми и среди них, конечно же, невозможно не вспомнить в произведении Шекспира «Гамлет» образ самого главного героя, того самого Гамлета – датского принца. Этот герой многогранен и имеет обширный образ, что наполнен жизненным содержанием.

Вот мы видим ненависть Гамлета к Клавдию, при этом он замечательно относиться к актерами. Он может быть грубым, как в случае с Офелией, и может быть обходительным, как в случае с Горацио. Гамлет остроумен, хорошо владеет шпагой, он боится божьей кары, но в то же время, богохульствует. Он любит мать, несмотря на ее отношение.

Гамлет равнодушен к престолу, всегда с гордостью вспоминает отца, много думает и размышляет. Он умен, не высокомерен, живет своими мыслями, руководствуется своим суждением.

Словом, в образе Гамлета мы видим многогранность человеческой личности, который задумывался о смысле существования людей, поэтому он и произносит всем известный монолог: «Быть или не быть, вот в чем вопрос».

  • гамлет характеристика героев
  • гамлет герои
  • гамлет главные герои
  • гамлет главные герои характеристика
  • шекспир биография и описание гамлета

Источник: http://sochinyshka.ru/xarakteristika-geroev-po-proizvedeniyu-shekspira-gamlet.html

Характеристика главного героя

Гамлет принц Датский является главным героем трагедии У.Шекспира. Его образ — центральный в трагедии. Носителем основной мысли, философских умозаключений всего произведения является Гамлет. Речи героя полны афоризмов, метких наблюдений, остроумия и сарказма. Шекспир осуществил труднейшую из художественных задач — создал образ великого мыслителя.

Погружаясь в события трагедии Шекспира, мы наблюдаем всю многогранность характера главного героя.

Гамлет — человек не только сильных страстей, но и высокого интеллекта, человек, размышляющий о смысле жизни, о путях борьбы со злом. Он человек своей эпохи, который несет в себе ее раздвоенность.

С одной стороны, Гамлет понимает, что «человек — краса вселенной! Венец всего живущего!»; с другой, — «квинтэссенция праха. Из людей меня не радует ни один».

Главная цель этого героя с начала пьесы месть за убийство отца противоречит его натуре, т.к. Гамлет — человек нового времени, приверженец гуманистических взглядом и он неспособен причинить боль и страдание другим людям. Но, познав горечь разочарований, муки, через которые он проходит, Гамлет приходит к осознанию того, что борясь за справедливость, ему придется прибегать к силе.

Вокруг себя он видит лишь измену, коварность, предательство, «что можно жить с улыбкой и с улыбкой быть подлецом; по крайней мере, в Дании».

Он разочаровывается в своей «презренной любви», в своей матери, дяде — «О, пагубная женщина! Подлец, улыбчивый подлец, подлец проклятый! Его размышления о назначении человека, о смысле жизни приобретают трагическую окраску.

На наших глазах герой переживает сложную борьбу между чувством обязанности и собственными убеждениями.

Гамлет способен на большую и верную дружбу. В своих взаимоотношениях он чужд феодальных предрассудков: людей он ценит по личным качествам, а не по положению, которое они занимают.

Монологи Гамлета раскрывают внутреннюю борьбу, которую он ведет с самим собой. Он постоянно упрекает себе в бездеятельности, старается понять, способный ли он вообще на любое действие. Он даже думает о самоубийстве:

«Быть или не быть — таков вопрос;

Что благородней духом — покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством? Умереть, уснуть —

И только; и сказать, что сном кончаешь

Тоску и тысячу природных мук,

Наследье плоти, — как такой развязки

Не жаждать? Умереть, уснуть. — Уснуть!

И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность» (5, с.44)

Шекспир показывает последовательное развитие характера Гамлета. Сила этого образа не в том, какие действия он делает, а в том, что он ощущает и принуждает переживать читателей.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/9565

Гамлет

Мучающийся от проблемы выбора между честью и долгом Гамлет вот уже 500 лет заставляет задуматься читателей и любителей театра над смыслом жизни, человеческого предназначения и несовершенством общества.

Бессмертное произведение Уильяма Шекспира «Трагическая история о Гамлете, принце датском» считается одной из знаменитых трагедий в мире. Эта история – не просто убийство на высшем уровне, случившееся в Датском королевстве.

Ценность образа юного принца заключается в чувствах, которые принуждают читателя переживать.

История создания

В бытность Уильяма Шекспира произведения для постановок в театрах создавали на основе существующих пьес. «Гамлет» не стал исключением – еще в 7 веке датский летописец Саксон Грамматик записал легенду о принце Гамлете, входящую в свод скандинавских саг.

По ее мотивам современник и соотечественник английского драматурга (предполагают, что это был Томас Кид) сложил пьесу, которая ставилась в театрах, но не сохранилась до наших дней.

В те времена ходила шутка о «куче Гамлетов, рассыпающих пригоршнями трагические монологи».

Уильям Шекспир

В период 1600-1601 годов Шекспир просто переделал литературное произведение. От скандинавского первоисточника работа великого поэта отличается утонченностью художественной канвы и смысла: автор сместил акцент с внешней борьбы на духовные страдания главного персонажа. Хотя зрители все равно видели, прежде всего, кровавую историю.

При жизни Шекспира трагедия претерпела три издания.

Однако исследователи считают, что все они созданы без разрешения автора и считаются «пиратскими», потому что в каждом полностью записаны лишь некоторые монологи, тогда как речи других персонажей либо представлены скудно, либо вовсе отсутствуют. Дело в том, что издатели платили актерам за «слив» пьес, но лицедеи могли дословно воспроизвести только свои слова в постановке.

Сцена V из пьесы «Гамлет»: Акт IV (Офелия перед королем и королевой)

Позднее литературоведам удалось составить полный текст пьесы. Единственное, что осталось «за кадром», так это конечный вид произведения, который представляли публике. Современное деление пьесы на акты и действия не принадлежит автору.

В России переводить «Гамлета» пробовали десятки литераторов. Самую знаменитую трагедию Шекспира читают «со слов» поэта и переводчика Михаила Лозинского и писателя Бориса Пастернака. Последний наделил произведение более ярким художественным языком.

Сюжет и персонажи

В список главных героев трагедии Шекспир включил немало персонажей:

  • Клавдий – король датский;
  • Гамлет – сын покойного и племянник короля;
  • Полоний – приближенный вельможа царствующего короля;
  • Горацио – ученый друг Гамлета;
  • Лаэрт – сын Полония;
  • Офелия – дочь Полония, возлюбленная Гамлета;
  • Гертруда – мать Гамлета, вдова предыдущего короля, супруга Клавдия;
  • Розенкранц и Гильдестерн – друзья Гамлета;
  • Призрак отца Гамлета.

В основе сюжета пьесы лежит жажда отмщения принца датского действующему королю за убийство своего отца. Перед замком в Эльсиноре каждую ночь появляется призрак.

Однажды Горацио убеждается, что это не слухи, а реальность, и рассказывает об увиденном Гамлету, приехавшему с учебы на похороны отца.

Скорбь юноши усугубляется еще и предательством матери – Гертруда сразу после кончины мужа вышла замуж за его брата.

Гамлет и тень его отца

Молодому человеку удается поговорить с ночной тенью умершего самодержца, которая поведала правду: короля отравил Клавдий, когда тот мирно отдыхал в саду. Призрак молит сына отомстить за него. Гамлет решает притвориться сумасшедшим, чтобы вывести дядю на чистую воду.

Первой подозревать о безумстве Гамлета начала его любимая девушка Офелия. Вскоре новость о том, что принц сошел с ума, долетела и до короля. Но монарха не так просто провести, и он отправляет друзей юноши – Розенкранца и Гильдестерна – выяснить истину. Цель подосланных товарищей Гамлет тут же раскрывает, поэтому продолжает играть в безумного.

Гамлет и Офелия

У принца рождается очередной план, связанный с приездом в город артистов. Гамлет просит труппу вставить в пьесу пару стихов собственного сочинения об убийстве главного героя Приама. Присутствующий на представлении король не выдерживает такого прямого указания на вину и покидает театр, тем самым выдав свое преступление.

Принца Гамлета приглашает в покои королева, возмущенная поведением сына. Во время разговора тот ошибочно принимает спрятавшегося за ковром Полония за короля и пронзает его шпагой.

Гамлет убивает Полония

Потрясенный убийством отца из Парижа приезжает Лаэрт, но дома ждет еще один сюрприз – с ума сошла сестра Офелия. А король Клавдий решает уничтожить Гамлета руками разгневанного Лаэрта, придумав хитрую идею: отпрыск Полония встретится с принцем в поединке, в котором поразит его отравленным мечом.

Перед поединком правитель для верности ставит на стол кубок с вином и ядом, чтобы дать выпить Гамлету. В этом представлении суждено было умереть всем: Лаэрт ранил противника, при смене рапир принц датский нанес смертельный удар ядовитым мечом Лаэрту и королю, королева же случайно выпила отравленное вино.

Гамлет с черепом Йорика

При анализе произведения литературоведы дают вполне конкретную характеристику герою. Главный персонаж трагедии становится мизантропом, потому как оставаться филантропом, храня при этом честь, в таком обществе невозможно.

По соционике тип личности Гамлета – этико-интуитивный экстраверт: нетерпимый к злу романтик склонен к бесконечным рассуждениям, сомнениям и колебаниям, сосредоточен на глобальных проблемах человечества.

Задается вопросами, достойны ли люди счастья, в чем смысл жизни, есть ли возможность искоренить зло.

Гуманиста, человека нового времени, его терзает необходимость отомстить. Но решения даются Гамлету с трудом, потому как он не уверен в том, что мир изменится к лучшему с уходом Клавдия.

Да и убийство сравняет его с теми, кто на «темной стороне». Героя ждут сплошные разочарования, даже в любви. Он приходит к выводу, что человек – существо слабое перед злом.

Не может смириться с несправедливостью, но и найти силы на решительные шаги тоже непросто.

Смерть Гамлета

Философская суть «Гамлета» – трагедия конфликта высокой личности с обществом, где процветают ложь, предательство и лицемерие. Рассуждения принца говорят о внутренней борьбе, герой разрывается между чувством долга и своим мировоззрением.

А знаменитый монолог «Быть или не быть» не просто отражает вопрос всех времен: что проще – смириться с несчастьями и продолжать жить или же прекратить душевные страдания смертью.

На первый план выводится вопрос о выборе: бороться с несправедливостью или же покорно смириться.

Постановки и экранизации

Количество театральных и кинопостановок бессмертного произведения не поддается счету. Первым образ шекспировского Гамлета воплотил Ричард Бербедж в лондонском театре «Глобус» в начале XVII века.

В дальнейшем на подмостки храмов Мельпомены переносили историю принца датского чуть ли не в каждом уголке земного шара. В кино Гамлет появился в 1907 году – француз Жорж Мельес представил зрителям немой короткометражный фильм.

Кому отошла главная роль, до сих пор непонятно.

Отметим самые любопытные постановки английской трагедии в кино и театре:

«Гамлет» (1964)

Двухсерийную драму к 400-летнему дню рождения Уильяма Шекспира снял Григорий Козинцев, выбрав на ключевую роль неподражаемого Иннокентия Смоктуновского. За 10 лет до экранизации Козинцев ставил пьесу в театре драмы им. Пушкина, и проходила она с оглушительным успехом. Экранизацию ждал такой же градус популярности, причем не только в Советском Союзе.

Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета

Вынашивая идею о фильме, постановщик сразу определился с Гамлетом. Впрочем, актеры на остальные главные роли не уступали в таланте Смоктуновскому.

Офелию сыграла хрупкая Анастасия Вертинская, уже знакомая зрителям как Ассоль из «Алых парусов» и Гуттиэре из «Человека-амфибии».

В фильме задействованы Михаил Названов (король Клавдий), Эльза Радзинь (королева Гертруда), Юрий Толубеев (Полоний).

«Гамлет I Коллаж» (2013)

Спектакль канадского режиссера Робера Лепажа покорил публику нестандартностью, став гвоздем сезона Театра Наций. Необычность работы в том, что все образы воплотил Евгений Миронов, а в самой постановке применены высокие 3D-технологии.

Евгений Миронов в роли Гамлета

Миронов являет миру чудеса перевоплощения, мгновенно меняя образы. Авторы постановки умудрились гармонично объединить цирковые трюки и анимацию, усиленные блестящей актерской игрой. Биография Гамлета при этом претерпела значительные изменения.

«Гамлет» (2015)

Восторг английских театралов вызвал спектакль с участием Бенедикта Камбербэтча. Постановку прославило имя актера, но в целом она получила не лестные отзывы.

Бенедикт Камбербэтч в роли Гамлета

Билеты начали продавать летом за год до премьеры, а к середине осени кассы опустели. Бенедикта назвали бесподобным Гамлетом.

«Гамлет» (2016)

Весной 2016 года в Петербургском Малом драматическом театре Лев Додин презентовал нового «Гамлета». Современность принца датского выдает одежда — Данила Козловский в главной роли носит на сцене джинсы.

Данила Козловский в роли Гамлета

Но новации вовсе не в одежде, а в смысле: Додин переориентировал помыслы Гамлета с жажды восстановления справедливости к мести в чистом ее проявлении. Юноша предстает одержимым убийцей. Офелию играет Елизавета Боярская.

Интересные факты

  • Роль Гамлета – самая длинная в пьесах Шекспира. Объем текста, звучащего из его уст, составляет 1506 строк. Да и в целом трагедия крупнее других работ автора – растянулась на 4 тысячи строк.
  • Для современников автора трагедия была повестью о кровавой мести. И только в конце XVIII века Иоганн Гете перевернул восприятие произведения – увидел в главном персонаже не мстителя, а думающего представителя эпохи Возрождения.
  • В 2012 году персонаж занял второе место в «Книге рекордов Гиннеса» по частоте появления книжных героев из числа людей в кино и на телевидении (в лидерах оказался Шерлок Холмс).
  • Крым часто становился площадкой для съемок советских фильмов. Сцену монолога «Быть или не быть…» в исполнении Иннокентия Смоктуновского сняли на «Детском пляже» в Алупке.
  • По соционике гармоничный деловой или семейный союз составят такие типажи, как Гамлет (этико-интуитивный экстраверт) и Джек Лондон (логико-интуитивный экстраверт). В паре «Гамлет и Джек» отношения могут оставаться в балансе долго время: первый партнер отвечает за коммуникабельность, эмоциональную составляющую, второй – за разумное использование и распределение ресурсов.

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/person/792-gamlet.html

Анализ «Гамлета» У. Шекспира

Совершенно очевидно, что трагедией Гамлета является трагедия гуманизма того времени. На примере личности датского принца и остальных персонажей пьесы Шекспир раскрывает актуальную для того времени тему человеческой личности и ее становления.

Его главный герой и остальные персонажи знают лишь призрачный облик человеческого счастья и могут о нем только мечтать.

Они пытаются следовать устоям жизни, которые были приняты в их эпоху, но изменить ее течение и реализовать свои мечты и желания – не могут.

Рок, которым их награждает талантливый Шекспир, состоит в том, что они не могу осознать реальных путей и способов, которые могли бы привести их к счастливой и по-настоящему одухотворенной и радостной жизни.

Такие возможности недоступны им по причине самого устройства мира, в котором они вынуждены жить, в такой жизни им недоступна даже свобода мыслей и желаний. Именно разлад между их идеалами, мечтами и той жестокой действительностью , с которой они вынуждены сталкиваться, вызывают у них так называемую «гамлетовскую» скорбь.

Мечты и их крушение

В 1601 году Вильям Шекспир воссоздал в своей пьесе знаменитую, древнюю легенду о датском Принце Гамлете. События, описанные в «Гамлете», относятся к куда более древним временам, чем эпоха, в которой жил и творил сам автор (легенда о Гамлете относится к 9-10 веку).

Но описываемые им люди, их мысли, желания, чувства, переживания, пороки и добродетели с точностью отображают действительность, в которой жил Шекспир. В драматической пьесе о терзающемся Гамлете автор рассказывает о том, как со смертью отца идеалы молодого принца начинают рушиться и полностью меняется его жизнь.

Он понимает, что его идеал матери – нереальный, что отец убит его же собственным дядей, и он отчаянно желает восстановить справедливость.

Гамлет не раздумывает о последствиях, он вершит высшую справедливость, будучи честным и благородным человеком, он желает, чтобы виновник смерти его отца Клавдий — осознал своей преступление и понес за это наказание. На пути своей мести Гамлет не останавливается ни перед чем, но при этом он не может отказаться от своего благородного характера, его терзают постоянные сомнения.

Он готовит для убийцы ловушку, в которую попадает сам же — по причине своей глубокой, честной и открытой Божьей воле человеческой натуре. Именно терзания и участь Гамлета показывают читателю в каких условиях находились честные и по-настоящему преданные принципам благородства и чести люди в эпоху Шекспира.

Автор стремился показать главного героя, как идеального человека эпохи Возрождения.

Мыслящие герои «Гамлета»

Шекспир поднимает острые и актуальные для его времени вопросы и проблемы, но бессмертность его произведения «Гамлет» говорит о том, что вопросы жизни и смерти, чести и справедливости – это вопросы вне времени и вне разных культур и традиций.

Его колоритные персонажи мыслят и чувствуют соответственно тому времени, в котором живут, но мы видим, что они отчаянно пытаются вырваться из темницы собственных ограничений. Они желают мыслить и чувствовать больше, быть выше обстоятельств и условий.

В этой пьесе герои Шекспира живыми и наиболее характерными проявлениями человеческой природы: преданность, честность, зависть и бескорыстие, низость и благородство, ненависть и любовь, самоотверженность и корысть.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Поиск смысла жизни в литературе: идеал и действительность в литературе
Следующая тема:   Осмысление Гамлетом бренности и скоротечности человеческой жизни

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/shekspir-gamlet-myslyazchie-geroi

Краткое содержание Шекспир Гамлет

Недалеко от дворца Эльсинора, резиденции королей Дании, солдаты заприметили привидение скончавшегося недавно короля.

 Выясняется, что призрак – отец главного  героя произведения, принца Гамлета (он студент Виттенбергского университета). Гамлет безумно влюблён в очаровательную девушку, Офелию.

В начале произведения молодой принц полон желания жить, верит в красоту и благородность человека.

Однако, пережив опутанную тайной смерть отца-короля, а после поспешное и предательское замужество королевы Гертруды (она вышла за брата скончавшегося супруга, лживого и ничтожного Клавдия), Гамлет замыкается в себе. Все эти обстоятельства приводят к тому, что принц начинает совершенно по-новому смотреть на жизнь.

Омрачают ситуацию и слухи, которые поползли по замку: якобы у стен Эльсинора стражи уже несколько раз ровно в полночь видели призрак умершего короля. Университетский друг Гамлета по имени Горацио скептически относится к этим слухам до тех пор, пока сам не становится свидетелем загадочного появления привидения.

Тогда он решается рассказать об этом своему товарищу, Гамлету.

Получив эти сведения, Гамлет  в одну из ночей вышел и караулил у стен замка, чтобы получить доказательства или опровержение слухов о привидении. И принцу является фантом отца. Он сообщает Гамлету, что его смерть вовсе не случайность – короля сгубил коварный брат Клавдий, он влил в ухо спавшего датского правителя яд.

 Призрак просит принца отомстить за смерть, Гамлет клянется сделать все, чтобы Клавдий был наказан. На следующее утро главный герой решает притвориться умалишенным. Делает он это для того, чтобы собрать доказательства насильственной смерти отца.

Помогают Гамлету воплотить его идею в жизнь друзья – Марцелло и Горацио, которые клянутся сохранить втайне замыслы принца.

Однако, брат погибшего короля, Клавдий, вовсе не глуп. Он интуитивно чувствует, что замышляет Гамлет, и не верит в то, что племянник лишился разума.

Клавдий стремится разоблачить принца, а помочь ему в этом вызывается Полоний – отец Офелии. Он предлагает устроить встречу Гамлета и Офелии, чтобы подслушать их разговор.

Однако, принц так же, как и его дядя, вовсе не глуп, он разгадывает замысел и во время свидания не выдает себя.

В это время в королевский замок Эльсинор приезжает группа странствующих актеров. У Гамлета рождается мысль использовать труппу артистов в  борьбе против коварного дяди. Принц просит лицедеев  поучаствовать в пьесе. Она называется «Смерть Гонзаго».

В этом произведении короля погибает от рук собственного брата, который после женится на ставшей вдовой королеве и становится правителем. Так, Гамлет решил узнать, какова будет реакция дяди, которого он подозревает в убийстве отца, на это представление.

Во время спектакля Клавдий явно нервничает, а под конец действия полностью себя разоблачает.

Теперь у Клавдия еще сильнее нарастает желание поскорее избавиться от ненавистного племянника. Полоний советует отослать Гамлета в Англию, якобы из лучших побуждений. Он уверяет, что путешествие по морю пойдет на пользу умалишенному принцу.

Убить племянника Клавдий не может, так как пользуется поддержкой датского народа и не хочет терять власть. Узнав о замыслах дяди, Гамлет приходит в ярость и намеревается убить Клавдия, но тот пал на колени и молит небеса о прощении за совершенные грехи. И принц не может покончить с дядей.

Ведь если  бы Клавдий был убит в то время, когда тот молил небеса о прощении, отравитель бы попал в рай. А этого, по мнению Гамлета, его дядя не заслуживает.

Перед отплытием в Англию Гамлета ожидает встреча с матерью. Организовал свидание, которое происходит в спальне королевы, также Полоний. Во время разговора Гамлета и его матери Полоний спрятался за портьерой.

Он намерен подслушать беседу королевы и ее сына, а потом пересказать Клавдию. Но Гамлет обнаруживает Полония и убивает его. Офелия (дочь Полония и возлюбленная Гамлета), узнав о смерти отца, сходит с ума.

               

Между тем, в датском королевстве нарастает недовольство: народ начинает подозревать, что в правящей семье творится что-то неладное. В это время из Франции прибывает брат Офелии, Лаэрт.

Поначалу он убежден в том, что именно Клавдий виновен в смерти его отца, Полония. Но Клавдию удается разуверить его и убедить в том, что виной всему Гамлет.

И на кладбище у могилы, которую приготовили для Офелии, покончившей  с собой, должна была состояться дуэль между Гамлетом и Лаэртом. Но по настоянию Клавдия бой был перенесен. 

Дядя принца уговаривает сына Полония воспользоваться клинком, который пропитан ядом, а сам в это время подготавливает зелье с ядом. Он надеется, что  перед поединком Гамлет выпьет отравленный напиток. Во время дуэли Лаэрт ранит Гамлета. После чего герои меняются оружием.

И принц также пронзает противника отравленным клинком. Оба героя теперь  при смерти. В последние минуты своей жизни Гамлет узнает обо всех злодеяниях своего дяди и, собравшись с последними силами, убивает Клавдия шпагой, после чего погибает сам. Погибла и Гертруда, королева-мать.

Она по ошибке выпила яд, предназначавшийся для Гамлета.

Заканчивается произведение появлением принца Норвегии Фортинбраса ( отныне он – единственный наследник престола Дании) и дипломатов Англии. Гамлет погиб. Однако смерть его оказалась не напрасной, теперь все узнали, что  убийцей короля был Клавдий. А историю Гамлета рассказал всему миру его ближайший друг Горацио.

Произведение «Гамлет» учит тому, что нет ничего дороже на этом свете, чем семья и любовь, а также честь и совесть, верность и преданность.

Подробное краткое содержание Гамлет Шекспира

Замок в Эльсиноре. Марцелл и Бернард — стражники. К ним приходит друг Гамлета Горацио. Он не верит слухам о призраке, который похож на короля. Марцелл утверждает, что он являлся уже дважды.

Отец Гамлета – король датский – недавно умер, поэтому принц датский возвращается домой. Бернардо начинает рассказывать, когда и как он видел приведение. В полночь Гарацио тоже видит призрака.

Он думает, что появление умершего короля грозит бедой для королевства.

Мать Гамлета сразу же после смерти мужа выходит снова замуж за брата короля. Гамлет подавлен этим поступком матери. Горацио рассказывает ему о призраке.

Принц встречается с призраком отца. Умерший рассказал, что его отравил родной брат и просит сына о мести.

Гамлет просит друзей никому не говорить об этой встрече и не удивляться ничему, связанному с его поведением.

Полоний, вельможа короля, не хочет, чтобы его дочь встречалась с Гамлетом. Офелия поведала отцу, что Гамлет взял ее за руку и скорбно вздыхал. Полоний сделал вывод, что принц влюбился в его дочь. Он рассказывает об этом королю.

Новый король обеспокоен поведением принца. Совесть короля беспокоит его. Он просит Розенкранца и Гильдестерна (раньше они дружили с Гамлетом) выведать причины непонятного поведения принца. Полоний показывает письмо Гамлета его дочери. Они решают удостовериться в том, действительно ли принц ее любит. У лживых друзей не получается выведать правду у принца.

В город приезжают знакомые актёры принца. Он решает использовать их талант, чтобы вывести убийцу на чистую воду. Актеры будут играть пьесу о гибели Приама, но с некоторыми изменениями: со стихами Гамлета. Принц дает советы актерам, как лучше играть на сцене: не горлопанить, как глашатай, а произносить слова сдержанно и стройно.

Гамлет гуляет в одиночестве и произносит диалог: «Быть или не быть…»

Полоний отправляет дочь к принцу. Гамлет понимает, что они не одни. Он притворяется сумасшедшим и советует девушке уйти в монастырь.  Король видит, что Гамлет не влюблён.

Во время спектакля Горацио смотрит на реакцию короля. Гамлет по ходу пьесы вставляет свои комментарии об отравлении в саду и о любви к чужой жене. Король не смог досмотреть представление и уходит. Гамлет и Горацио убеждены в виновности короля.

Королева приглашает к себе сына. Короля чувствует свою вину и пытается молиться. Во время молитвы мимо проходит Гамлет, но убивать сейчас короля он не хочет.

Полоний прячется за шторой, чтобы подслушать разговор королевы и ее сына. Гамлет заметил человека за шторой. Он думает, что это король. С криком «Крыса», пронзает Полония шпагой. Королева просит о пощаде и появившийся призрак не хочет смерти королевы.

Призрака видит только Гамлет. Мать думает, что сын сошел с ума и разговаривает сам с собой.

Королева обо всем рассказывает мужу. Она говорит, что сын не в себе. Король делает вид, что беспокоится о принце. Чтобы загладить это убийство, он предлагает отправить принца в Англию. Королева дает согласие. Но, она даже не подозревает, что король хочет убить Гамлета. Он посылает с принцом его лже-друзей, чтобы они передали письмо с приказом убить Гамлета.

Лаэрт, сын Полония, возвращается домой, узнав о смерти отца и о том, что Офелия из-за горя сошла с ума. Он хочет мстить Гамлету.

Гамлет присылает письмо о своем намерении вернуться. Король ничего не понимает, но хочет Лаэрта натравить на принца. Конец шпаги сына Полония смазали ядом. Офелия гибнет. Она упала в воду. Похороны. Гамлет приходит и слышит, как Лаэрт просит похоронить его вместе с сестрой. Но, он не верит брату и говорит искрене о своей любви к Офелии. Они начинают драться. Их разнимают.

Гамлет рассказывает Горацио о том, что он узнал о письме с приказом убить его и подменил бумагу. Написал, что надо убить сопровождавших Гамлета.

Поединок Гамлета и Лаэрта. Король приготовил кубок с отраленным вином. Он говорит, что бросил в вино очень ценную жемчужину и постоянно предлагает Гамлету передохнуть и выпить вина. Гамлет не хочет пить.

Во время поединка Лаэрт ранит принца, а затем соперники случайно роняют своё орудие и у них оказываются рапиры друг друга. Гамлет ранит Лаэрта отравленной рапирой. Королева пьёт за победу вино с ядом. Мать Гамлета падает. Король говорит, что это простой обморок.

Но, королева успевает сказать, что вино было отравлено. Сын Полония понимает, что скоро умрет и признается, что король отравитель.

Гамлет говорит, что отравленная сталь должна быть по назначенью. Он убивает короля и заставляет допить вино. Лаэрт всем говорит, что король виноват в смерти королевы и прощает Гамлету убийство отца. Гамлет вскоре тоже умирает от ранения, которое нанес ему Лаэрт. Принц успевает попросить Горацио жить дальше и рассказать о жизни Гамлета и о трагедии. Гамлета хоронят, как воина.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Шварц

    В начале писательского пути Шварц попал в секретари к Корнею Чуковскому. Сближаясь с творческим обществом, он начал сочинять приправленные сатирой стихи и газетные фельетоны, а затем обзавелся журналом, который вели он и его коллега М. Слонимский

  • Краткое содержание Огнеопасный груз Кассиля

    Главный герой произведения — Афанасий Гурыч. В стране идет Великая Отечественная война, ему предстоит задание: вместе с Алексеем Клоковым нужно сопроводить ценный груз из Москвы, но никто не дает подробной информации о содержимом

  • Краткое содержание Сказка о том, как жила-была последняя Муха Мамин-Сибиряк

    Едва родившись, маленькая Мушка поняла, что мир абсолютно прекрасен. Она жила в большом доме с прекрасным садом, имела много веселых подруг, а рядом были удивительные создания — люди.

  • Краткое содержание Бианки Снежная книга

    Рассказ о том, как снежной зимой заяц от лисы убегал. Сначала на снегу следы зайчишки обозначились, за ними следы от лисьих лап показались. Понял заяц, что за ним лиса гонится, стал составлять хитроумные сплетения

  • Краткое содержание Заболоцкий Слово о полку Игореве

    Также авто рассказывает о временах при князе Олеге. При Олеге таких боев вообще не было. Битва князя Игоря с половцами проходила долго. При битве гремели копья и шлемы и лошадиные копыта

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/uilyam-shekspir/gamlet-kratko

Ссылка на основную публикацию