Стихотворение с. а. есенина «гой ты, русь моя родная…»

Сергей Есенин — Гой ты, Русь моя родная (сборник)

Здесь можно скачать бесплатно «Сергей Есенин — Гой ты, Русь моя родная (сборник)» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство ЛитагентАСТc9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2017.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание «Гой ты, Русь моя родная (сборник)» читать бесплатно онлайн.

Сергей Есенин (1895–1925) – русский поэт, чей потрясающий и многогранный талант подарил миру удивительную лирику, залихватские строки кабацких стихов, вдумчивые рассуждения о Родине.

Воспевая родную природу, Русь-Россию, любовь к жизни и миру, Сергей Есенин словно облекает в слова наши собственные чувства и эмоции, чутко передает настроение и проникает в глубины души.За свою короткую жизнь поэт выпустил около 30 поэтических сборников, отражающих изменение мировоззрения и интересов автора.

Вышедшая в 1916 году «Радуница» положила начало признанию Сергея Есенина как певца Руси, в чьих искренних и откровенных стихах мы по-прежнему ощущаем биение беспокойного нежного сердца.

Сергей Александрович Есенин

Гой ты, Русь моя родная (сборник)

© Есенин, С.

© ООО «Издательство АСТ»

* * * 1

В шапке облачного скола, В лапоточках, словно тень, Ходит милостник Микола Мимо сел и деревень. На плечах его котомка, Стягловица в две тесьмы, Он идет, поет негромко Иорданские псалмы.

Злые скорби, злое горе Даль холодная впила; Загораются, как зори, В синем небе купола. Наклонивши лик свой кроткий, Дремлет ряд плакучих ив, И, как шелковые четки, Веток бисерный извив.

Ходит ласковый угодник, Пот елейный льет с лица: «Ой ты, лес мой, хороводник, Прибаюкай пришлеца».

2

Заневестилася кругом Роща елей и берез. По кустам зеленым лугом Льнут охлопья синих рос. Тучка тенью расколола Зеленистый косогор… Умывается Микола Белой пеной из озер.

Под березкою-невестой, За сухим посошником, Утирается берестой, Словно мягким рушником. И идет стопой неспешной По селеньям, пустырям: «Я, жилец страны нездешней, Прохожу к монастырям».

Высоко стоит злотравье, Спорынья кадит туман: «Помолюсь схожу за здравье Православных христиан».

3

Ходит странник по дорогам, Где зовут его в беде, И с земли гуторит с Богом В белой туче-бороде. Говорит Господь с престола, Приоткрыв окно за рай: «О мой верный раб, Микола, Обойди ты русский край. Защити там в черных бедах Скорбью вытерзанный люд.

Помолись с ним о победах И за нищий их уют». Ходит странник по трактирам, Говорит, завидя сход: «Я пришел к вам, братья, с миром – Исцелить печаль забот. Ваши души к подорожью Тянет с посохом сума. Собирайте милость Божью Спелой рожью в закрома».

4

Горек запах черной гари, Осень рощи подожгла. Собирает странник тварей, Кормит просом с подола. «Ой, прощайте, белы птахи, Прячьтесь, звери, в терему. Темный бор, – щекочут свахи, – Сватай девицу-зиму». «Всем есть место, всем есть логов, Открывай, земля, им грудь! Я – слуга давнишний Богов, – В Божий терем правлю путь».

Звонкий мрамор белых лестниц Протянулся в райский сад; Словно космища кудесниц, Звезды в яблонях висят. На престоле светит зорче В алых ризах кроткий Спас; «Миколае-чудотворче, Помолись ему за нас».

5 Кроют зори райский терем, У окошка Божья Мать Голубей сзывает к дверям Рожь зернистую клевать; «Клюйте, ангельские птицы: Колос – жизненный полет». Ароматней медуницы Пахнет жней веселых пот. Кружевами лес украшен, Ели словно купина. По лощинам черных пашен – Пряжа выснежного льна.

Засучивши с рожью полы, Пахаря трясут лузгу, В честь угодника Миколы Сеют рожью на снегу. И, как по траве окосья В вечереющий покос, На снегу звенят колосья Под косницами берез.

1915

«Пойду в скуфье смиренным иноком…»

Пойду в скуфье смиренным иноком Иль белобрысым босяком – Туда, где льется по равнинам Березовое молоко. Хочу концы земли измерить, Доверясь призрачной звезде, И в счастье ближнего поверить В звенящей рожью борозде. Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари.

Сгребая сено на покосах, Поют мне песни косари. Глядя за кольца лычных прясел, Я говорю с самим собой: Счастлив, кто жизнь свою украсил Бродяжной палкой и сумой. Счастлив, кто в радости убогой, Живя без друга и врага, Пройдет проселочной дорогой, Молясь на копны и стога.

1914–1922

Проходили калики деревнями, Выпивали под окнами квасу; У церквей пред затворами древними Поклонялись Пречистому Спасу. Пробиралися странники по полю, Пели стих о сладчайшем Исусе. Мимо клячи с поклажею топали, Подпевали горластые гуси.

Ковыляли убогие по стаду, Говорили страдальные речи: «Все единому служим мы Господу, Возлагая вериги на плечи». Вынимали калики поспешливо Для коров сбереженные крохи.

И кричали пастушки насмешливо: «Девки, в пляску! Идут скоморохи!»

Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы, С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы. Я вижу – в просиничном плате, На легкокрылых облаках, Идет возлюбленная Мати С Пречистым Сыном на руках.

Она несет для мира снова Распять воскресшего Христа: «Ходи, мой сын, живи без крова, Зорюй и полднюй у куста». И в каждом страннике убогом Я вызнавать пойду с тоской, Не Помазуемый ли Богом Стучит берестяной клюкой.

И может быть, пройду я мимо И не замечу в тайный час, Что в елях – крылья херувима, А под пеньком – голодный Спас.

«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»

Задымился вечер, дремлет кот на брусе. Кто-то помолился: «Господи Исусе». Полыхают зори, курятся туманы, Над резным окошком занавес багряный. Вьются паутины с золотой повети. Где-то мышь скребется в затворенной клети… У лесной поляны – в свяслах копны хлеба, Ели, словно копья, уперлися в небо. Закадили дымом под росою рощи… В сердце почивают тишина и мощи.

«Гой ты, Русь, моя родная…»

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

«По дороге идут богомолки…»

По дороге идут богомолки, Под ногами полынь да комли. Раздвигая щипульные колки, На канавах звенят костыли. Топчут лапти по полю кукольни, Где-то ржанье и храп табуна, И зовет их с большой колокольни Гулкий звон, словно зык чугуна.

Отряхают старухи дулейки, Вяжут девки косницы до пят. Из подворья с высокой келейки На платки их монахи глядят. На вратах монастырские знаки; «Упокою грядущих ко мне», А в саду разбрехались собаки, Словно чуя воров на гумне.

Лижут сумерки золото солнца, В дальних рощах аукает звон… По тени от ветлы-веретенца Богомолки идут на канон.

Заслонили ветлы сиротливо Косниками мертвые жилища. Словно снег, белеется коливо – На помин небесным птахам пища. Тащат галки рис с могилок постный, Вяжут нищие над сумками бечевки. Причитают матери и крестны, Голосят невесты и золовки.

По камням, над толстым слоем пыли, Вьется хмель, запутанный и клейкий, Длинный поп в худой епитрахили Подбирает черные копейки. Под черед за скромным подаяньем Ищут странницы отпетую могилу.

И поет дьячок за поминаньем: «Раб усопших, Господи, помилуй».

«Шел Господь пытать людей в любови…»

Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку. Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою железной, И подумал: «Вишь, какой убогой, – Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь… И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй… маленько крепче будешь».

«Край любимый! Сердцу снятся…»

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки И вызванивают в четки Ивы – кроткие монашки.

Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Я странник убогий. С вечерней звездой Пою я о Боге Касаткой степной. На шелковом блюде Опада осин, Послухайте, люди, Ухлюпы трясин. Ширком в луговины, Целуя сосну, Поют быстровины Про рай и весну. Я странник убогий, Молюсь в синеву. На палой дороге Ложуся в траву. Покоюся сладко Меж росновых бус. На сердце лампадка, А в сердце Исус.

1915

Источник: https://www.libfox.ru/679772-sergey-esenin-goy-ty-rus-moya-rodnaya-sbornik.html

Есенин — Гой ты, Русь, моя родная: Текст стихотворения Сергея Есенина — Читать стих на РуСтих

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края —

Читайте также:  Борис годунов: характеристика и образ героя в драме а.с. пушкина "борис годунов"

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Есенин по праву считается одним из главных национальных поэтов. Его творчество – бесконечное служение своей Родине, которая олицетворялась для поэта в образах русской природы и простой крестьянской жизни.

Особое значение имеет ранний период творчества Есенина, когда он еще не был знаменит и не испытал страданий и лишений. Произведения молодого поэта были чистой и светлой струей в мутном потоке литературной макулатуры, наводнившей Россию в начале XX века.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» — одно из лучших творений ранней лирики Есенина. Оно было написано в 1914 г.

Поэт начинает стихотворение с древнерусского обращения «гой». Это свидетельствует о любви поэта к богатому фольклорному наследию. К тому же в это время «Русь» звучало уже несколько старомодно. Есенин идет наперекор модным литературным течениям. Он подчеркивает свою приверженность старине и вековым традициям русского народа.

Еще одним смелым шагом начинающего поэта можно считать использование христианской символики. Авторитет православной церкви был значительно поколеблен, молодежь считала веру признаком консерватизма и отсталости.

Атеизм был не столько убежденной позицией, сколько данью современной эпохе. Есенин же считал православие неразрывной частью русской культуры.

Религиозные образы органически вплетаются в стихотворение («в ризах образа», «захожий богомолец», «кроткий Спас»).

Неприхотливый деревенский пейзаж расцветает у поэта яркими красками. Патриархальная жизнь стирает различия между человеком и природой. На необъятных русских просторах «девичий смех» воспринимается как органичная составная часть животного и растительного мира.

Стихотворение написано простым и понятным языком. Самая сложная метафора — «синь сосет глаза». Лирический герой сравнивает себя с «богомольцем», женский смех – с «сережками». Характерная особенность ранней лирики Есенина — употребление устаревших и «местных» слов («зеленые лехи», «корогод»).

Есенин, конечно же, не был строгим последователем христианства. Стихотворение завершается немыслимым для верующего человека отречением от райской жизни.

Тем убедительнее и эффектнее выглядит невозможность для поэта отречься от Руси. Строки «не надо рая, дайте родину мою» кому-то могут показаться слишком пафосными.

Но во всей русской поэзии это – наиболее сильное и искреннее признание в любви и верности России.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Сергей Есенин — Гой ты, Русь, моя родная на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/sergej-esenin-goj-ty-rus-moya-rodnaya/

«Гой ты, Русь, моя родная…» С. Есенин

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет.

Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа.

Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом.

Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края.

Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края.

Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.

Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная.

Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой.

И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», — этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог.

На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.

И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

Источник: http://pishi-stihi.ru/goj-ty-rus-moya-rodnaya-esenin.html

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» (С. Есенин) | Литерагуру

Сергея Есенина относят к «новокрестьянским» поэтам. Их произведениям присуще обращение к теме деревенской России, а также тесная связь с миром природы и устным народным творчеством. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» отражает все эти характерные черты.

История создания

Стихотворение датировано 1914-м годом, когда поэт уже находится в Москве.

Молодой Есенин сталкивается со многими испытаниями: тут и неверие отца в то, что сын может прожить на доходы от своего творчества, и необходимость выбрать дальнейший жизненный путь – учёба или служба, и первые серьёзные отношения… Связанные с этим трудности, как и сама по себе жизнь в городе, сказывались на настроении поэта: он тосковал по деревне, где жил вольно и беззаботно. Вот почему в стихотворениях того периода он часто изображает деревенскую среду. К слову, именно она для Есенина является воплощением образа Родины.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Основные образы

Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).

Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.

Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю.

Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.

Читайте также:  Кунгурская ледяная пещера, урал

Средства художественной выразительности

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…».

Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность).

На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни).

В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.

По содержанию стихотворение описательное: в нём преобладают существительные, а большинство глаголов имеет значение восприятия («не видать», «смотрю», «пахнет», «гудит», «прозвенит»). Кроме того, в нём много метафор («синь сосёт глаза», «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех»), сравнений («как захожий богомолец», «как сережки»).

В чём смысл?

Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее.

Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине.

Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-goj-ty-rus-moya-rodnaya-s-esenin/

«Гой ты, Русь, моя родная…», анализ стихотворения Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная…» — стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина. Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

История создания

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.

При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря.

Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу.

По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.

Сюжет

Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса. Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, — Яблочный Спас и Медовый Спас.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах.

Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами.

Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное.

Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее.

Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.

Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе – метафоры («синь сосет глаза»), аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения («как захожий богомолец»).

Немаловажную роль играют устаревшие слова – например, леха (гряда, борозда) и стежка (путь, дорога).

Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами (пляс, синь) и междометия «гой», есенинское стихотворение становится близким к народной речи.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец.

Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» — как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Гой ты Русь моя родная…»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/1156-goi-ty-rus-analiz

Анализ стихотворения Есенина Гой ты, Русь моя родная

Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» является одним из самых известных и в то же время, одним из самых ранних произведений творчества великого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Оно было написано в 1914 году, когда автору этого стихотворения не было ещё и двадцати лет. Сергей Есенин обладал необычайным талантом – превращать свои стихи в умиление для созерцания.

Немногим писателям удавалось воспевать в своих стихах такое чуткое и яркое отношение к своей стране, восхвалять её сущность, бытие. Сергей Есенин непросто любил Россию, он ею жил.

Свои стихи, в массе своей, он посвящал сельской теме, ведь сельская Россия для него была куда понятней и деловитей, нежели большие города с их суматохой.

Тихие берёзки у ручья, небо голубое, а вдали виднеется простор – всё это было для Сергея Есенина любимым и родным.

Именно любовь к своей родине и её чуткая красота, описываются в стихотворении «Гой ты Русь, моя родная…».

Автор произведения словно закладывает свою душу в текст, предаётся воспоминаниям о былом прошлом, как прекрасно жилось на селе, где человек чувствует себя свободнее и раскованней, не то, что в городах.

Называя себя «захожим богомольцем», он истово поклоняется своей земле, но затем удаляется в далёкие края. В тексте отчётливо бросается в глаза вся сущность русского народа.

С одной стороны – это прежние недостатки: пьянство на селе, вседозволенность вельмож, вечная нищета народа, с другой стороны – единство народа в вере, помощь в первую очередь кому угодно, а уж потом себе, щедрость русского народа. Именно родина в этом стихотворении играет роль всеобщего светлого храма, направленного на путь истинный. Автор так сильно любит свою родину, что не променяет её даже на сам рай.

Читайте также:  Рассказ: михаил пришвин "моя родина (из воспоминаний детства)"

Аромат яблок и мёда, а вдобавок кроткий Спас – всё это родина, о которой болит душа, но болит она не от печали, а от чувства невосполнимой радости. Эмоции и чувства словно вырываются наружу.

Герой произведения бежит по тропинке лугов и слышит звенящий смех девушки. Он так этому предаётся, что сравнивает смех с берёзовыми серёжками.

Его восхищают обычные русские домики, по типу ризы (божественное одеяние) и он рад приметить чахнущие тополя.

В каждой отдельно взятой строке стихотворения можно найти упоительные слова, которые восхищают своей душевной теплотой. Лирический герой, в образе самого Сергея Есенина никак не хочет говорить о стране, а о любви к родине – пожалуйста. Гордость за то всецелое, на какой земле ты живёшь, приводит в чувство восторга нашего героя.

Сергей Есенин писал это стихотворение от большого ума и чистой совести. Он много где побывал и много где пожил, но ничто не влекло его назад так сильно, как любовь к родине. Стихотворение «Гой ты Русь, моя родная…» есть тому самое наглядное подтверждение.

Анализ стихотворения Гой ты, Русь моя родная по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/goj-ty-rus-moya-rodnaya

Сергей Есенин — Гой ты, Русь, моя родная: Стих

Гой ты, Русь, моя родная,

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Есенин по праву считается одним из главных национальных поэтов. Его творчество – бесконечное служение своей Родине, которая олицетворялась для поэта в образах русской природы и простой крестьянской жизни.

Особое значение имеет ранний период творчества Есенина, когда он еще не был знаменит и не испытал страданий и лишений. Произведения молодого поэта были чистой и светлой струей в мутном потоке литературной макулатуры, наводнившей Россию в начале XX века.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» — одно из лучших творений ранней лирики Есенина. Оно было написано в 1914 г.

Поэт начинает стихотворение с древнерусского обращения «гой». Это свидетельствует о любви поэта к богатому фольклорному наследию. К тому же в это время «Русь» звучало уже несколько старомодно. Есенин идет наперекор модным литературным течениям. Он подчеркивает свою приверженность старине и вековым традициям русского народа.

Еще одним смелым шагом начинающего поэта можно считать использование христианской символики. Авторитет православной церкви был значительно поколеблен, молодежь считала веру признаком консерватизма и отсталости.

Атеизм был не столько убежденной позицией, сколько данью современной эпохе. Есенин же считал православие неразрывной частью русской культуры.

Религиозные образы органически вплетаются в стихотворение («в ризах образа», «захожий богомолец», «кроткий Спас»).

Неприхотливый деревенский пейзаж расцветает у поэта яркими красками. Патриархальная жизнь стирает различия между человеком и природой. На необъятных русских просторах «девичий смех» воспринимается как органичная составная часть животного и растительного мира.

Стихотворение написано простым и понятным языком. Самая сложная метафора — «синь сосет глаза». Лирический герой сравнивает себя с «богомольцем», женский смех – с «сережками». Характерная особенность ранней лирики Есенина — употребление устаревших и «местных» слов («зеленые лехи», «корогод»).

Есенин, конечно же, не был строгим последователем христианства. Стихотворение завершается немыслимым для верующего человека отречением от райской жизни.

Тем убедительнее и эффектнее выглядит невозможность для поэта отречься от Руси. Строки «не надо рая, дайте родину мою» кому-то могут показаться слишком пафосными.

Но во всей русской поэзии это – наиболее сильное и искреннее признание в любви и верности России.

Читать похожие стихи:

Популярные тематики стихов

Отзывы к стихотворению

Очень понравилось стихотворенее Сергея Есенина,в этих строках он излогает то,что он любит свою родину и будет верен ей до последнего.Этот стих берет за душу,благодаря этому стиху я поняла что происходило на душе у Есенина когда он его писал.

Нравятся мне стихи Есенина о Родине, они очень живые, и искренние. Не каждый поэт с такой же страстью мог писать о любви к своей земле.

Есенин всегда писал прекрасные стихи о Родине. Это мой самый любимый русский поэт. Больше всего нравится, какими красивыми словами он описывает Россию. Как будто запах меда начинаешь чувствовать после прочтения.

Красиво описана природа, чувствуется запах лугов, благодать полей. Ну и капля патриотизма, куда без нее.

Очень патриотическое стихотворение. Отличные образы Родины нашел поэт. И в тоже время, просматривается характер Есенина. Взрывной и бесшабашный.

спасибо, очень хороший стих про Русь.

Это лучшие стихи Есенина. Замечательный поэт!

Это первое стихотворение, которое я выучила наизусть когда мне было 10 лет.

Стихи читать не люблю но это стихотворение душу переворачивает.

Лучшие поэты

ТОП-20 стихов

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

© Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом.

При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений — запрещено.

Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Источник: http://esenin-s.ru/sergej-esenin-goj-ty-rus-moya-rodnaya-stih/

Гой, ты, Русь, моя родная..

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Гой, ты, Русь, моя родная…

  Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

    Какой великий поэт оставил без внимания тему природы? Таких просто-напросто нет. Но о пейзажах России в свою очередь говорили немногие. Одним из этих немногих является Сергей Есенин. Он как никто другой чувствовал и любил неповторимую природу России.

Его небывалый патриотизм можно увидеть в стихотворении «Гой, ты, Русь, моя родная», передающем все чувства и эмоции поэта.      Картина, которую рисует Есенин, способна пробудить в любом человеке самые светлые переживания по отношению к государству, в котором он родился: к России. Это стихотворение заставляет по-другому взглянуть на то, к чему уже успел привыкнуть.

    Есенин очень гордится своей родиной. Для него Россия — это синоним к слову жизнь. Большинство своих стихотворений он посвящает именно русской природе, её необъятным просторам, что мы и наблюдаем в его творении «Гой, ты, Русь, моя родная».      Уже с первых строк можно увидеть, какое значение поэт предаёт своей стране: «Хаты — в ризах образа».

Эта метафора говорит нам о том, что для Есенина Россия большой храм, где всё гармонично и красиво. Ведь риза — это прекрасное одеяние с золотистым переливом, которым называет поэт природу, окружающую нас, которую мы, к сожалению, не замечаем.

Лирический герой восхищается бесконечными просторами России («Не видать конца и края») и безупречно синим небом («Только синь сосёт глаза»). В этом храме герой чувствует себя «захожим богомольцем», которому знакомо всё, что его окружает: «запах яблоком и мёдом», «весёлый пляс», что слышится издалека и то, как «звонно чахнут тополя».

Рисуя нам эту картину, Есенин не упускает ни единой мелочи, ведь для него всё одинаково важно: и рощи, и люди, и избы, и тополя. Лирический герой устремляется на зелёные поля, дорога к которым ведёт по «мятой стёжке», там он встречает девушку, смех которой сравнивает с серёжками берёзы – дерева, символизирующего Россию.

    На протяжении всего повествования мы можем наблюдать счастье, радость и безграничную любовь Есенина к своей родине, которую он передаёт нам через лирического героя. Поэт восхищается Россией – страной, в которой он родился и вырос, её он не променяет ни на что:      Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!      Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою.

     Стихотворение «Гой, ты, Русь, моя родная» — это гордость, глубокая любовь и восторг Есенина Россией. Образы, которые он рисует нам, не могут оставить никого равнодушным, они способны повлиять на изменение наших взглядов, привить любовь к России. Именно такие глубокие и душевные картины «пробуждают человека к жизни истинной, естественной».

    Сергей Есенин – настоящий патриот своей страны. Хочется, чтобы больше людей были такими же ценителями России, как и он, чтобы любили и ставили превыше всего свою Родину.

Добавил: 79535673057

8936 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00942561429468591124/

Ссылка на основную публикацию