Стихи об осени: а. с. пушкин. “уж небо осенью дышало…”

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.

(Отрывок из поэмы Евгений Онегин.)

Поэтический этюд «Уж небо осенью дышало» — это короткий эпизод из поэмы «Евгений Онегин», ставший полноценным стихотворением. Сам роман проходят в старших классах школы. А с зарисовкой, относящейся к пейзажной лирике знакомят значительно раньше.

Отрывок посвящен наступлению осени. Даже в поэме, посвященной сложностям человеческих отношений, поэт не мог пройти мимо красоты родной природы и осени. Никакое другое время года не представлено так широко, многогранно и ярко в пушкинском творчестве.

Период – самый радостный, гармоничный и плодотворный для творчества. Знаменитая Болдинская осень подарила немало строк, вошедших в золотой фонд отечественной и мировой поэзии. Там и тогда был рожден «Евгений Онегин».

Многие люди, глядя на улетающих журавлей, золотые ковры листвы, вспоминают стихи А.С. Пушкина. Он, как истинный художник в поэзии, умел отрывистыми, легкими, но яркими и насыщенными мазками рисовать стихотворные пейзажи. Читатель вместе с рассказчиком видит багровеющее небо, грозные тучи, готовые излиться дождем, стаи улетающих птиц, печально опадающую листву.

Стихотворение динамично: процессы, происходящие в природе, показаны в движении. Динамику создают глаголы, которые появляются в каждой строчке повествования. Отрывку и поэме в целом присущ лаконизм выражений, что создает ритмичность чтения текста.

Природа в стихотворении живая, это главное действующее лицо. Небо – не просто фон, это целая система. Где разворачиваются различные события и процессы. Автор ласково называет небесное светило «солнышком», словно это родное для него живое существо. Ноябрь также одушевлен. Он «стоит у двора», как нежеланный, но неизбежный гость. В этой строчке чувствуется смирение, принятие погоды.

Самого рассказчика здесь нельзя считать лирическим героем, его образ уходит на второй план. Создать трехмерную картину мира Пушкину помогают тропы. Здесь все средства художественной выразительности взаимосвязаны, подчинены отражению авторского мироощущения.

Эпитеты: «таинственная сень», «скучная пора», «печальный шум», «крикливый караван гусей». Удивительно, что подобрано такое слово к перелетным птицам. Не вереница, стая или клин.

Общепринято «караван» – это вьючные животные, перевозящие грузы. Но здесь, оно уместно.

Читающий сразу представляет больших, откормленных за лето гусей, медленно движущихся по небесным просторам, как верблюды по пустыне.

Александр Сергеевич употребляет несколько архаизмов, добавляющих торжественности слогу. Что напоминает о стихах Державина. Например, старинное слово «сень». Отрывок, как и вся поэма «Евгений Онегин» написан четырехстопным ямбом, по 14 строк в строфе. В основу катрена положен сонет. Этюд вошел в четвертую главу романа.

Слог Александра Сергеевича прозрачен, как теряющий густоту листвы лес. Личное отношение, участие сквозит в каждой строчке. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Автор называет ноябрь скучной порой.

Но это, скорее отражение мыслей читателя, сам А.С. Пушкин не раз признавался в любви к позднему межсезонью, о чем напоминают его произведения. Он жалеет лишь о том, что становится короче день, проходит торжество осени.

А впереди долгая, холодная зима.

Природа осени благотворно действовала на А.С. Пушкина, давала ему силы жить и работать, создавала плодородную почву для творчества. Отрывок из знаменитой поэмы – отличный образец пейзажа в стихах.

Именно поэтому он обрел собственную, самостоятельную жизнь. Может существовать как полноценное произведение. Стихотворение оставляет приятные эмоции.

После прочтения возникает желание отправиться на прогулку в осенний парк.

Источник: https://natworld.info/o-prirode-dlja-shkoly/stihotvorenija-o-prirode/a-s-pushkin-uzh-nebo-osenju-dyshalo-chitat-onlajn-analiz-stihotvorenija

«Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин

Стихотворение «Уж небо осенью дышало…» является обязательным для изучения в младшей школе. Дети во втором классе слушают эти строки и с их помощью проникаются волшебной атмосферой русской осени. Кроме того, это произведение позволяет ученикам оценить поэтический талант Александра Сергеевича Пушкина.

Интересно, что при своей широкой известности это стихотворение не является самостоятельным произведением. Оно представляет собой фрагмент строфы XL четвёртой главы романа «Евгений Онегин». У этого отрывка необычная судьба. Он был создан между октябрём 1824 г. и январём 1825 г. Первоначально следующая часть Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало…

помещалась в строфе XXIV, но затем поэт перенёс её в сороковую строфу.

Уже по приведённым строкам читатель может отметить, сколь разнообразными поэтическими приёмами пользовался автор, чтобы передать свой восторженный трепет при созерцании осенних красот. Анафора в этом фрагменте подчёркивает, как неумолимо меняется природа, как угасает лето.

В этих строках проявляется любовь поэта к родине. Заметьте, как ласково Александр Сергеевич называет небесное светило «солнышком», словно это родное для автора живое существо. Даже небо у автора одушевлено.

Если в других произведениях небеса выступают как декорация для более важных событий, то у Пушкина оно само является действующим лицом.

Оно вдыхает запахи, чтобы сконцентрировать их и передать наслаждающемуся осенними видами поэту.

Подробного рассмотрения заслуживают эпитеты, применённые в произведении. Выражения, которые поэт подбирает для изображения природных явлений, позволяют читателю легко представить себе эти вещи. Вот, например, фраза «лесов таинственная сень».

Благодаря эффектному эпитету мы можем увидеть мысленным взором некогда непроходимую чащу, постепенно теряющую густую листву и приобретающую расплывчатость и прозрачность.

Наш слух доносит до нас неясный шелест, охарактеризованный поэтом как «печальный шум», с которым обнажаются изогнутые ветви деревьев.

Следует обратить внимание на метафору, с помощью которой автор описывает птичью стаю: Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

Такое выражение не ожидаешь встретить применительно к гусям, ведь оно обычно используется только по отношению к вьючным животным. Само слово «караван» предположительно происходит от санскритского «верблюд» (по другой версии «слон»). Но эта метафора очень точно передаёт впечатление от длинной цепочки откормившихся за лето птиц, медленно движущихся по небу.

Осенний месяц, упомянутый в финале стихотворения, тоже выступает как самостоятельный герой. Одушевлённый ноябрь напоминает нетерпеливого нежданного гостя, который поджидает у двери: «Стоял ноябрь уж у двора.»

Это стихотворение представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики Пушкина. В нём удивительные картины преподнесены с помощью эффектных литературных приёмов, благодаря чему читатель легко проникается настроением русской осени.

Источник: http://pishi-stihi.ru/uzh-nebo-osenyu-dyshalo-pushkin.html

Анализ стихотворения Пушкина Уж небо осенью дышало

«Пейзажем, – писал Михаил Пришвин,- называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека. Во всяком интимном пейзаже движется сам человек». Заметим, «движется человек», обладающий даром видеть, слышать и чувствовать природу.

В названный выше раздел входит в сокращении XI строфа четвертой главы романа «Евгений Онегин»:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

В этих десяти строках ощутимы характерные для Пушкина прозрачная простота и лаконизм выражений. Умение немногими словами сказать о многом у Пушкина достигается смысловой точностью и выразительностью каждого слова. «Слов немного, – писал Гоголь,— но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Уж небо осенью дышало.

Одна метафора («небо. дышало»), а какой емкий и богатый смысл она содержит! Она будит множество ассоциаций: пасмурные холодные дни, моросящий дождь.

Последующие строки с календарной точностью воссоздают характерные приметы этого времени года. Каждая строка картина осени: оголенные леса, туманы над полями, отлет птиц. Солнце, небо, поля, леса, птицы – все это в природе взаимосвязано. И весь этот мир дан в восприятии поэта, которому он дорог.

Это он любовно называет солнце солнышком. Это не деревья печально расстаются с листвой, а поэту жаль уходящей красоты. Это ему довольно скучно в эту пору года. Заметим, не скучная, а «довольно скучная пора», ибо и это время несет свои радости. Пушкин любил осень, когда он особенно плодотворно работал.

«И с каждой осенью я расцветаю вновь»,— писал он.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Сень – книжное архаичное слово. В Словаре Академии Российской дано такое толкование его значения: тень, шалаш, защита, покров. В контексте пушкинских строк сень означает зеленый убор (покров) леса. Он- то и делает лес темным, как бы хранящим некую тайну.

И вот деревья, как живые, обнажаются, оголяются, сбрасывая листву. Исчезает красота — уходит тайна. Конечно же, пушкинский художественный образ неоднозначен. Каждый звук, каждое слово у Пушкина, – писал А.

Слонимский, – порождает отголоски, обертоны, окружено роем ассоциаций».

Слово-образ сень в контексте — это прохлада, и тишина, и покой, которые лес дарит человеку.

Богата фоника строк (повторение сонорных л, м, н):

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Туманы осенью не стелются дымкой по земле, а, насыщенные влагой, тяжело ложатся на поля.

Гусей крикливых караван

В определении крикливых точно выделена характерная повадка этих птиц – крикливых, шумных. В контексте этих строк слово крикливых означает также, что птицы, улетая, прощаются с летом, родными местами.

Почему караван? Гуси летят не клином, как журавли, а вереницей. цепочкой. Слово тянулся имеет двойной смысл: гуси тянулись друг за другом; стремились к солнцу и теплу.

Глаголы в строфе передают многообразную жизнь природы: дышало, блистало, становился, обнажалась, ложился, тянулся, приближалась, стоял. У них особое место в строке. Инверсия («становился день», «ложился. туман», «приближалась.

пора», «стоял ноябрь»), глагольная рифма (дышало – блистало, обнажалась — приближалась) делают описание динамичным: небо дышит, дни становятся короче, потер шумит, унося опадающие листья, птицы кричат и улетают, туманы ложатся на поля, скучная пора приближается, ноябрь входит и каждый дом.

Обратим внимание на то, как мастерски использована Пушкиным рифма в последних строках строфы (пора—двора):

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Дважды обращено внимание читателя на близость поздней осени: скучная пора, ноябрь у двора.

В строфе – слова повседневной речи (небо, осень, день, поля, туманы, двор и др.), слова народной поэзии (солнышко), книжные и устаревшие (блистало, сень, обнажалась, пора), лексика традиционно-поэтическая («таинственная сень», «с печальным шумом»). Этот сплав разных лексических пластов в единое целое характерен для стиля Пушкина.

Здесь все предельно просто, естественно, как записи в дневнике: короче становился день; стоял ноябрь. у двора.

Читайте также:  Сочинение: погода (на английском языке) с переводом

«Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом,— писал В. Г. Белинский,— мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих,— и этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина. »

Артистичность — это чувство меры, гармонии, естественности и красоты слова. Все эти непревзойденные достижения русской поэзии порождены великим талантом и невидимым для читателя огромным трудом, мучительным поиском единственного нужного слова.

После гибели Пушкина Жуковский, разбирая его архив, ознакомился с рукописями поэта и был поражен, «с каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет строки, которая бы не была несколько раз перемарана».

На изучение отрывка можно отвести два занятия. Первое начнется с выяснения, что учащиеся знают о жизни Пушкина, какие произведения его прочитали, что им нравится в стихах, сказках поэта.

Отталкиваясь от ответов школьников, учитель построит свое вступительное слово. Затем учитель читает строфу наизусть.

Если он располагает грампластинкой (приложение к журналу «Русский язык в национальной школе», 1986), то можно прослушать строфу в исполнении актера.

На этом же уроке желательно привлечь одну из репродукций картин: «Золотая осень» И. Левитана, «Золотая осень» В. Поленова, а также прекрасных пейзажей А. Грицая: «Осень. Село Павловское», «Осень в лесу», «Осень. Северный ветер».

Послушать стихотворение Пушкина Уж небо осенью дышало

Темы соседних сочинений

← У лукоморья дуб зеленый↑ ПушкинУзник →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/uzh-nebo-osenyu-dyshalo

Стихи А. С. Пушкина про осень

Александр Пушкин

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча ещё бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны; Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен; Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. Суровою зимой я более доволен, Люблю её снега; в присутствии луны Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек! А зимних праздников блестящие тревоги?.. Но надо знать и честь; полгода снег да снег, Ведь это наконец и жителю берлоги, Медведю, надоест. Нельзя же целый век Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

IV

Ох, лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ты, все душевные способности губя, Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи; Лишь как бы напоить, да освежить себя — Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи, И, проводив её блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

V

Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье родной К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно, Из годовых времён я рад лишь ей одной, В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

VI

Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева. Улыбка на устах увянувших видна; Могильной пропасти она не слышит зева; Играет на лице ещё багровый цвет.

Она жива ещё сегодня, завтра нет.

VII

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русской холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь: Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом, Махая гривою, он всадника несёт, И звонко под его блистающим копытом Звенит промёрзлый дол и трескается лёд. Но гаснет краткий день, и в камельке забытом Огонь опять горит — то яркий свет лиёт, То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

X

И забываю мир — и в сладкой тишине Я сладко усыплён моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем — И тут ко мне идёт незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы лёгкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута — и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Источник: https://docfish.ru/documents/stihi-pushkin-pro-osen-poems-autumn-fall

Уж небо осенью дышало

О. Лопатин, В. Никифоров-Волгин, Л. Модзалевский, М. Пришвин…

Загадки

Пусты поля, мокнет земля,Дождь поливает,

Когда это бывает? (осень)

Несу я урожай,Поля вновь засеваю,Птиц я к югу отправляю,Деревья раздеваю.Но не касаюсь я елок и сосен,

Потому что я … (осень)

Нахмурится, насупится,В слезы ударится –

Ничего не останется. (туча)

Пыль поднимает, деревья качает,Воет, завывает,С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет, волны поднимает. (ветер)

Шел долговяз,
В землю увяз. (дождь)

Краснеют и желтеют,С деревьев опадают, В воздухе кружатся

И на землю ложатся. (листья)

Стихи

Осень
А.С. Пушкин

Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Осень
А.А. Фет

Ласточки пропали, А вчера с зарейВсе грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой. С вечера все спитсяНа дворе темноЛист сухой валитсяНочью ветер злится

Да стучит в окно…

Несжатая полоса
Н.А. Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели,Лес обнажился, поля опустели,Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:”Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.Скучно склоняться до самой земли,

Тучные зерна купая в пыли.

Нас, что ни ночь разоряют станицыВсякой пролетной прожорливой птицы,Заяц нас топчет, и буря нас бьет…Где же наш пахарь? Чего еще ждет?” Ветер несет им печальный ответ

“Вашему пахарю моченьки нет”…

 Есть в осени первоначальнойКоротая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,Теперь уж пусто все – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц неслышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Отлет птиц
О. Лопатин

Улетают крылатые гости, Улетают на радостный юг,Где живет и цветет все на воле,Не страдая от стужи и вьюг.

С каждым днем умолкают их песни,С каждым днем оставляют ониТе места, где готовили гнездаИ встречали весенние дни;И летят они в дальние страны,К Средиземному морю летят,За собой оставляют туманы, Отогреться на юге спешат…До свиданья залетные гости, – Лишь подснежник в лесу расцветет,Лишь пригреет весеннее солнце,

Снова хор ваш у нас запоет.

***
К.Р.

Зарумянились клен и рябинаЯрче золота кудри берез,И безропотно ждет георгина

Что спалит ее первый мороз.

Только тополь да ива роднаяВсе сдаваться еще не хотятИ последние дни доживая,

Сохраняют зеленый наряд.

И пока, не навеяло снегаЛедяное дыханье зимы, Нас томит непонятная нега,

И печально любуемся мы.

Но промчалося лето с весною,Вот и осени дни сочтены…Ах, уж скоро мы с этой красою

Распростимся до новой весны.

Приглашение в школуЛ. Модзалевский Дети, в школу собирайтесь! Петушок пропел давно.Попроворней одевайтесь! Смотрит солнышко в окно Человек, и зверь, и пташка – Все берется за дела;С ношей тащится букашка;

За медком летит пчела.

Ясно поле, весел луг;Лес проснулся и шумит;Дятел носом: тук да тук!

Звонко иволга кричит.

Рыбаки уж тащат сети;На лугу коса звенит…Помолясь, за книгу, дети!

Бог лениться не велит.

Кончил дело, гуляй смело

За уроками давноУ окна дитя сидит,И давно уже в окно Солнце мальчика манит:”Не довольно ли учиться?Не пора ли порезвиться?”А мальчик-то солнцу в ответ:”Нет, ясное солнышко, нет!Теперь мне гулянье не впрок;

Дай прежде окончу урок”.

Мальчик пишет и читает;А на ветке за окномПтичка звонко распевает И поет все об одном:”Не довольно ли учиться?Не пора ли порезвиться?” А мальчик-то птичке в ответ:”Нет, милая пташечка, нет!Теперь мне гулянье не впрок;

Дай прежде окончу урок”.

Мальчик все сидит за книгойИ в окно уж не глядит;А ему давно из сада Вишня красная твердит:”Не довольно ли учиться?Не пора ли порезвиться?”А мальчик-то вишне в ответ:!Нет, красная вишенька, нет!Теперь мне гулянье не впрок;

Дай прежде окончу урок”.

Кончил мальчик! В шляпе дело! Книгу в столик положил;Прыгнул в сад и крикнул смело:”Ну-ка, кто меня манил?”Ему солнышко смеется,Ему пташечка поет, Ему вишенка, краснея,

Свои ветки подает.

Пословицы

Корми меня в весну, а в осень я сам сыт буду.

В осень и у воробья пиво.

Осень-то матка: кисель да блины; а весною-то гладко: сиди да гляди.

Холоден сентябрь да сыт.

В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

Читайте также:  Николай гаврилович чернышевский: жизнь и творчество

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Не приходит Вознесение в среду, а в четверг.

Проза

Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.

А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:- Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится.

Полет журавлей
И. Тургенев

Сильный переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас же повторился уже немного впереди…  Это запоздалые журавли летели на север.
Крупные красивые птицы (их было всего тринадцать) летели трехугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями.

Туго вытянув головы и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал кругом.  Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого, такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю.

  Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовым товарищем, с вожаком, – и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо-самоуверенное в этих громких возгласах, в этом подоблачном разговоре: “Мы долетим, небось, хоть и трудно”, казалось, говорили они, ободряя друг друга.

Медведь-лежебока
Народная сказка

Отъелся косолапый Мишка за лето. Накопил он жиру на целую зиму, приготовил себе берлогу и пошел в последний раз по лесу погулять.Идет мохнатый, бредет косолапый, лист сухой ворошит, по кустам шуршит.Бежит навстречу ему волк.

Медведь его останавливает:- Куда ты, волк бежишь? Куда так торопишься?Волк отвечает:- Как же не торопиться-то мне? Всю ночь я рыскаю, добычу ищу, волчат моих малых накормить хочу.- Да! Плохое тебе, волку, житье… – согласился медведь. – А вот я-то, медведь, всю зиму на боку лежу.Идет дальше медведь, идет-бредет, шатается, за пни, за сучья задевает.

Бежит на встречу ему лисичка, хвост распустила, глазки книзу опустила.Медведь ей:- Куда ты? Куда бежишь, лисонька? Куда спешишь, кумушка? Лисичка мимоходом отвечает:- Ах, медведь! Ну как же не спешить-то мне? Забегала я сейчас на хозяйский двор, увидали меня собаки, залаяли, навострили зубы…-Плохое житье твое, кумушка, – не торопясь говорит медведь.

– А вот я-то, медведь, всю зиму лежу.Лисичка пробежала, и медведь дальше пошел.Идет он, бредет, сухими листьями шуршит, за пни, за кусты задевает. Из-за куста выскакивает зайка и прямо под ноги медведю попадает.

– Куда ты, зайка, бежишь? Куда, серый, спешишь?- Ах, медведь! Как же не спешить-то мне? Бегал я в огород капустки пожевать, сладкой морковки поглодать, а там уж и капустку, и морковку убрали. – Эх, серенький, плохое твое заячье житье, – пожалел его медведь. – А вот я-то, медведь, всю зиму в берлоге лежу.

И пошел медведь спать в свою берлогу.

Родные огни  (этюд)
В. Никифоров-Волгин

Сквозная и голубая, как ломкий весенний лед, осень. Воздух пахнет родниковой водой. В лужах небесная синь, блестки солнца и увядшие листья.Большая с глубокими колеями дорога. Поникшие верстовые столбы. ПО обе стороны дороги широкие крылья полей. Над ржаными скирдами вьются вороны.

От земли идет тонкий-тонкий, едва ощутимый хрустальный звон, какой бывает только солнечной листопадной осенью.На старом тарантасе, на котором когда-то ездили сельские батюшки и деревенские богатеи, мы проехали много верст.

Костлявой рыжей лошадью, прозванной Самолетом, правит крепкий старик Савва, пахнущий овчиной, ржаным хлебом и дымом избы, – запах избяной, ржаной Руси!…Савва везет меня к русскому рубежу – Чудскому озеру, откуда видна Россия, Слышно Ее дыхание, и даже в тихие, безветренные часы доносится с того берега звоны сельской церковки и отголоски вечерних девичьих песен…

Тихим-тихим, едва ощутимым хрустальным звоном звенела листопадная земля. Пахло болотной сыростью и осенним увяданием. В недалекой роще звенел топор, и это почему-то особенно напоминало осень. Солнце уже ушло, и только яркими платками пылали на небе зори. От зорь на земле алое озарение и нездешняя ласковость, какая бывает в монастырском храме после вечерни.

  Мы подъезжали к Чудскому озеру. Уже издали подуло на нас свежестью большой воды. Промерцали кресты белой церкви. С русской стороны дул ветер – русский ветер, который пробегал по лесам, равнинам, дорогам и соломенным крышам родной земли.

Далекий берег тонул в грустных осенних сумерках, но все же были видны очертания черных изб, деревьев, мельницы и одинокой лодки.

1930 г.

Источник: https://portal-slovo.ru/pre_school_education/36908.php

“Уж небо осенью дышало”

«Уж небо осенью дышало…»

Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени;

  • Учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые деревья;
  • Воспитывать познавательный интерес, бережное и отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.
  • Воспитывать воображение, внимание и память, дружеское отношение к своим сверстникам, желание играть вместе;
  • Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно выразительными средствами.
  • Развивать чувство цвета, умение удачно располагать изображение на листе.
  • Упражнять в рисовании гуашью (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности).
  • Воспитывать эстетическое отношение к природе.
  • Вызывать интерес к художественному творчеству.
  • Продолжать учить передавать предметы, явления окружающего мира посредством рисования.

Интеграция областей: Коммуникация, Сенсорное развитие, Здоровье, Социализация, Художественное творчество.

Предварительная работа:

Беседы об осени;

Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

Разучивание стихов и поговорок об осени;

Пение песен об осени и слушание музыки;

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

Рисование на занятиях различных деревьев;

Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);

Наблюдение за деревьями на прогулке;

Поделки из природного материала;

Заготовка ствола березы из белого пластилина.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением смешанного леса.

Гуашь, тонированные листы бумаги, кисти, стаканчики для воды, салфетки.

Кукла ежа из кукольного театра.

Запись музыкального произведения П.И.Чайковского цикл «Времена года» (октябрь).

Ход занятия

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Послушайте, как звучит красиво музыка. Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень)

Слушание (звучит музыка)

С помощью музыки композитор передал нам свое осеннее настроение. А вот Александр Сергеевич Пушкин очень любил это время года и писал о нем много стихов. Вот послушайте:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора.

Стоял ноябрь уж у двора…

Какое по характеру это стихотворение? (ответы детей)

  1. Контроль исходного уровня знаний.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени)

– О каком периоде осени здесь говорится (Поздняя осень)

– Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

(Приближалась довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора).

– Какой месяц относится к поздней осени? (Ноябрь)

– Какой есть ещё период осени? (Ранний)

– Какие месяцы относятся к ранней осени? (Сентябрь, октябрь)

– Какие признаки осени упоминает поэт?

– Как вы понимаете слова

«Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…»

(Листья облетают с деревьев, и становится грустно и печально).

– Что значит слово караван?

(Движущаяся вереница – друг за другом)

– Кто двигался караваном? (Гуси)

– Куда они двигались? (Улетали на юг)

– Какие ещё птицы улетают на юг зимовать? Почему на юг?

А давайте вспомним приметы поздней осени. Отвечайте полными предложениями. Птицы улетают в теплые края. Часто идут дожди, пасмурно, холодно. Люди одевают теплую одежду (сапоги, куртки, шапки). С деревьев опадают листья – начался листопад. Какими становятся листья? (желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми). Осенью в садах и огородах собирают урожай.

Воспитатель: Молодцы ребята, все помните. Давайте теперь закроем глаза и представим, что мы попали в сказочный осенний лес (звучит музыка)

Сюрпризный момент

Раздается стук: Тук-тук-тук!

(воспитатель – ежик)

Воспитатель: Здравствуйте! Ребята кто к нам в гости пришел такой?

Еж: Здравствуйте, ребята! Я ежик. Живу в лесу и охраняю его. Я вас долго ждал, скучно мне в лесу, хочу с вами поиграть, проходите вот на эту полянку.

Воспитатель: С удовольствием. Ты знаешь, ежик, чтобы не скучно было идти на полянку, ребята знают очень много разных движений. Да и размяться надо.

Физкультминутка.

Вдруг закрыли небо тучи (Дети встают на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий. Прыгают на носочках, держа руки на поясе.

Долго будет дождик плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держа руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Идут по кругу, высоко поднимая колени.).

Поднимай повыше ноги.

Еж: Присаживайтесь (дети садятся). У меня в лесу много деревьев. А вы знаете, как они называются?

Игра “Назови деревья”

Еж: Чем деревья похожи между собой? (у всех деревьев есть ствол, корень, ветки)

А чем отличаются друг от друга? (У одних деревьев есть листочки, их называют лиственными, а у других иголочки – хвойные, а ещё они отличаются по цвету коры (береза).

Еж: Ребята, а вы загадки любите отгадывать? У меня тут припасены кое-какие.

Загадки

1. Лежала между ёлками подушечка с иголками.

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (ёж)

2. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.

Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка)

Читайте также:  Сочинение на тему: "осень в лесу"

3. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.

А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь)

4. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.

Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (заяц)

Еж: Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Мне понравилось с вами играть.

Воспитатель: Ёжик, в лесу сейчас осень, давай покажем ребятам как художники изображают осень. Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин о осени

Рассматривание репродукций.

Эта работа называется «Золотая осень». Посмотрите, как художник изобразил красоту природы. Какие краски он использовал? (Желтая, голубая и т.д.) Обратите внимание, как располагаются детали изображения: на перднем плане деревья и река изображены крупнее и отчетливей, чем то, что мы видим на заднем плане. Мы так же понимаем, что это солнечный день, т.к.

падет тень от деревьев, небо чистое. А вот на другой картине мы видим совершенно другую осень. Деревья стоят почти голые, дождь моросит, дует ветер. Небо серое. Вот такой разной увидел и показал нам художник осень. И мы с вами сегодня тоже будем художниками и будем тоже «писать картины». Да-да, именно писать, а не рисовать.

Ведь правильно надо говорить «писать картины».

Ребята, но не только композиторы и писатели посвящали свои произведения осени, но также и известные художники писали картины, изображая красоту этого времени года. Давайте и мы нарисуем позднюю осень.

Практическая работа.

Занимаем свои места. Прежде, чем приступить к работе, немного подумайте, что именно вы хотите изобразить на своем листе бумаги, как вы будете располагать свой замысел. Какие краски вам понадобятся. Если надо смешать краски, чтобы получить другие оттенки, у вас есть палитра.

Дети рисуют.

  1. Контроль достигнутого уровня знаний.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы говорили на занятии, вспомните стихи наших поэтов, которые посвятили их этому прекрасному времени года. (ответы детей).

Рассматривание работ.

По окончании работы рисунки вывешиваются на стенде, дети их рассматривают, оценивают, делятся впечатлениями.

Источник: https://compedu.ru/publication/uzh-nebo-oseniu-dyshalo.html

А. С. Пушкин … Уж небо осенью дышало

СТИХИ ОБ ОСЕНИ

Уж небо осенью дышало

А.С. Пушкин… Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.

Осень

К.Бальмонт Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Осень

А.Плещеев Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях.Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит.. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края.

Ласточки пропали…

А.ФетЛасточки пропали, А вчера с зарёй Всё грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой.С вечера всё спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно…

Листопад

Е.ТрутневаПод ногой похрустывают льдинки, Ничего не видно. Темнота. И шуршат листочки – невидимки, Облетая с каждого куста. Осень ходит по дорогам лета, Всё притихло, отдыхать легко. Только в небе празднично от света – Небо все созвездия зажгло!.. С золотыми листиками схожи, Звёзды с неба сыплются… летят… Будто в тёмном, звёздном небе тоже Наступил осенний листопад.

Листопад

И. БунинЛес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой…

В полях сухие стебли кукурузы

И. БунинВ полях сухие стебли кукурузы, Следы колес и блёклая ботва. В холодном море — бледные медузы И красная подводная трава.Поля и осень. Море и нагие Обрывы скал. Вот ночь, и мы идем На темный берег.

В море — летаргия Во всем великом таинстве своем.«Ты видишь воду?» — «Вижу только ртутный Туманный блеск…» Ни неба, ни земли. Лишь звездный блеск висит под нами — в мутной Бездонно-фосфорической пыли.

Осенью

А. ФетКогда сквозная паутина Разносит нити ясных дней И под окном у селянина Далекий благовест слышней,Мы не грустим, пугаясь снова Дыханья близкого зимы, А голос лета прожитого Яснее понимаем мы.

В октябре

Г.Ладонщиков Серый день короче ночи, Холодна в реке вода, Частый дождик землю мочит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома, До прихода зимней стужи Утепляются дома.

Поздняя осень

Г.Ладонщиков У берега несмело Ложится хрупкий лед. Печально туча серая По дну пруда плывет. Суровой дышит осенью Прозрачная вода. Деревья листья сбросили, Встречая холода.

Верная примета

Г.Ладонщиков Ветер тучи гонит, Ветер в трубах стонет, Дождь косой, холодный По стеклу стучит. На дорогах лужи Морщатся от стужи, Под навесом прячутся Грустные грачи. Верная примета, Что проходит лето, Что опята просятся Сами в кузовок, Что спешит с подарками Снова осень яркая, Что скучает в школе Говорун-звонок.

Есть в осени первоначальной

Ф.ТютчевЕсть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Прозрачный воздух, день хрустальный, И лучезарны вечера…

5Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все — простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, 10Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле…

Опустел скворечник

И. ТокмаковаОпустел скворечник, Улетели птицы, Листьям на деревьях Тоже не сидится.Целый день сегодня Все летят, летят… Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

Кончается лето

И. ТокмаковаКончается лето, Кончается лето, И солнце не светит, А прячется где-то. И дождь-первоклассник, Робея немножко, В косую линейку Линует окошко.

Воробей

В. СтепановЗаглянула осень в сад – Птицы улетели. За окном с утра шуршат Жёлтые метели. Под ногами первый лёд Крошится, ломается. Воробей в саду вздохнёт, А запеть – Стесняется.

Жук

А. БартоМы не заметили жука И рамы зимние закрыли, А он живой, он жив пока, Жужжит в окне, Расправив крылья… И я зову на помощь маму: -Там жук живой! Раскроем раму!

Ожидание

А. ТихоновЖдёт снега обнажённый лес, Давно от осени уставший. Сереет низкий свод небес, Печально шепчет листопавший… «Когда начнётся снегопад?» Трещат в рябиннике сороки. Румянцем ягоды горят, Как утром на морозе щёки. Ждёт снега нынче детвора, Нужна ей зимняя забава. И целый день: «Пор-ра! Пор-ра!» Ворона каркает картаво

Ненастье

А. ТихоновЗадрожали листья, облетая, Тучи неба закрыли красу, С поля буря, ворвавшися, злая Рвёт, имечет, и воет в лесу. Только ты, моя милая птичка, В тёплом гнёздышке еле видна, Светлогруда, легка, невеличка, Не запугана бурей она. Игро хочет громов перекличка, И шумящая мгла так черна… Только ты, моя милая птичка, В тёплом гнёздышке еле видна.

Осень А. Майков

Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей;Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес…Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою… Только я весел душой И, как безумный, пою!Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал.Что им сказала душа, Что ей сказали они – Вспомню я, счастьем дыша, В зимние ночи и дни! Листья шумят под ногой… Смерть стелет жатву свою! Только я весел душой – И, как безумный, пою!

Золотая осень

А. ФетОсень. Сказочный чертог, Всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой.

Скинуло кафтан зелёный лето

Д. КедринСкинуло кафтан зелёный лето, Отсвистали жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, Поле сама метёлкою прошлась. Чтоб вошла рачительной хозяйкой В снежные лесные терема Щеголиха в белой размахайке – Русская, румяная зима!

Несжатая полоса Н. Некрасов

Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели,Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы,Заяц нас топчет, и буря нас бьет…

Где же наш пахарь? чего еще ждет?Или мы хуже других уродились? Или недружно цвели-колосились?Нет! мы не хуже других – и давно В нас налилось и созрело зерно.Не для того же пахал он и сеял Чтобы нас ветер осенний развеял?..”Ветер несет им печальный ответ: – Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял.Плохо бедняге – не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет,Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети.Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал,Как на соху, налегая рукою, Пахарь задумчиво шел полосою.

Нивы сжаты, рощи голы

С.ЕсенинНивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось.Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Источник: http://kk.docdat.com/docs/index-446905.html

Ссылка на основную публикацию