Соня: характеристика и образ героини в романе л.н. толстого “война и мир”

Образ и характеристика Сони Ростовой в романе “Война и мир” Толстого (описание, судьба)

Соня. Роман “Война и мир”.Художник М. Башилов

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Сони Ростовой в романе “Война и мир”, описание внешности и характера, судьбы героини и т.д.

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”

Соня Ростова является приемной дочерью в семье Ростовых. Девушка является троюродной сестрой Николая Ростова, Наташи Ростовой, Пети Ростова и Веры Ростовой: “…Это моя племянница, – сказал граф, представляя Соню…” “…графиня упрекала племянницу в заманиванье сына и в неблагодарности…”

“…мы ведь троюродные…” 

Соня с детства живет и воспитывается в доме Ростовых и называет графа и графиню Ростовых “маменькой” и “папенькой”:

“…семьи, которая вскормила и воспитала ее…” 

“…в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она…” “…И потом, ежели маменьке (Соня графиню и считала и называла матерью)..”
Соня – бедная девушка, сирота и бесприданница: “…Оттого что Соня бедна, – думал он…” “…сближения между своим сыном и бесприданной Соней…” “…для бесприданной сироты Сони…” Полное имя героини – Софья Александровна Ростова. Возможно, при рождении она носила другую фамилию, но, скорее всего, Ростовы дали ей свою фамилию:

“…Вот Софья Александровна непременно увидят, – шепотом сказала Дуняша…”

Возраст Сони Ростовой – 15 лет в начале романа (1805 год): “…Соня – пятнадцатилетняя племянница графа…”

Внешность Сони Ростовой в 15 лет (в 1805 г.): “…Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее…” “…ее глаза из-под длинных густых ресниц смотрели…” “…Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками…” “…оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос…” “…этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой…” “..«Соня? – подумала она, глядя на спящую свернувшуюся кошечку с ее огромной косой…”Внешность Сони Ростовой в 16 лет (в 1806 г.): “…Соне минуло уже шестнадцать лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления…” (начало 1806 года) “…Соня шестнадцатилетняя девушка во всей прелести только распустившегося цветка…” (осень 1806 г.)

Внешность Сони Ростовой в 20 лет (в 1810 г.):

“…Соне был уже двадцатый год. Она уже остановилась хорошеть, ничего не обещала больше того, что в ней было; но и этого было достаточно…” (весна 1810 г.) “…завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони…” “…Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня…” “…от слез, которые отуманивали ее бархатные черные глаза…”

Внешность Сони Ростовой в 22 года (в 1812 г.):

“…какая‑то румяная, с большой черной косой, девушка, которая неприятно‑притворно улыбалась, как показалось княжне Марье (это была Соня). Княжна взбежала по лестнице, притворно улыбавшаяся девушка сказала: – Сюда, сюда!..”

Соня похожа на кошечку – плавную, мягкую и гибкую:

“…Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой…” “…Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошечью натуру…” “…Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот-вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично…”

Соня (актриса Ирина Губанова).Фильм “Война и мир” 1965 г.

Соня Ростова – прелестная девушка: “…Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?..” “..«Что за прелесть эта девочка! – подумал он…”

Соня – верная, преданная девушка:

“…Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет…” “…верная, непоколебимая любовь этой девушки радостно действовала на него…” “…отвечать на ее верную, преданную любовь?..” “…так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая…”

Соня Ростова является кроткой, доброй девушкой:

“…эта бедная черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно-благодарна своим благодетелям и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее…”

Соня – хорошая девушка:

“…И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее…”

“…Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее…”

Соня Ростова – хорошая ученица: “…Это метампсикоза, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила…”

Соня умеет мастерски читать перед публикой:

“…попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать…” “…старательно читала Соня своим тоненьким голоском…”

Соня – спокойная девушка:

“…она находилась в несвойственном ей оживленно-энергическом настроении…”У Сони строгие и цельные взгляды на жизнь: “…Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию…”

Соня – хозяйственная девушка:

“…Соня вела домашнее хозяйство, ухаживала за теткой, читала ей вслух, переносила ее капризы и затаенное нерасположение и помогала Николаю скрывать от старой графини то положение нужды, в котором они находились…”Соня – терпеливая девушка: “…восхищался ее терпением и преданностью, но старался отдаляться от нее…”

Соня является не очень чувствительным человеком:

“…Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы…”

Соня не является поэтической натурой:

“…то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее…”

Соня – скрытная девушка: “…Соня невольно, выученная своею зависимою жизнью скрытности…”


Соня – упрямая девушка:

“…Сколько ее ни просила мама, она отказала, и я знаю, она не переменит… если что

сказала…”

Соня и Наташа Ростова являются не только троюродными сестрами, но еще и подругами:
Соня очень благодарна семье Ростовых за то, что они ее вырастили:
Соня готова пожертвовать всем ради семьи Ростовых:
Соня влюблена в своего кузена, троюродного брата Николая Ростова:
Графиня-мать Ростова не одобряет любовь Сони к Николаю:
Блестящий жених, офицер Долохов делает предложение Соне, но та отказывает ему, так как любит Николая Ростова:
Однажды Соня спасает Наташу Ростову от позора с Анатолем Курагиным:В конце концов Соня дает Николаю свободу, и тот женится на княжне Марье Болконской:
После свадьбы Николая и княжны Марьи Соня живет у них в доме:
Судя по всему, Соня остается “старой девой”. В 1820 году ей около 30 лет и она до сих пор не замужем:
Это был цитатный образ и характеристика Сони в романе “Война и мир” Толстого: описание внешности и характера Сони в цитатах, а также описание судьбы Сони в цитатах из романа.

Смотрите: Все материалы по роману “Война и мир”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/01/Sonja-roman-Vojna-i-mir-harakteristika-obraz.html

Система персонажей романа Толстого Война и мир: Вера и Соня Ростовы, граф Болконский и другие герои

Главная > Литература > Персонажи романа Л. Н. Толстого Война и мир: Петр, Соня и Вера Ростовы

Лев Толстой не просто написал прекрасное произведение «Война и мир», но и показал русскую жизнь на протяжении нескольких десятков лет.

Исследователи произведения Толстого подсчитали, что на страницах своего романа писатель изобразил более 600 персонажей. Причём каждый их этих действующих лиц имеет чёткую и меткую характеристику писателя.

Это даёт возможность читателю нарисовать подробный портрет каждого героя.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Безусловно, главным героем произведения Толстого является народ. По мнению автора, это самое лучшее, что есть в русской нации. По роману, к народу относятся не только простые люди, которые ничего не имеют, но и дворяне, которые живут не для себя, а для других. Но народу в романе противопоставлены аристократы:

  1. Курагины.
  2. Наполеон.
  3. Посетители салона Анна Шерер.

Сразу же по описанию можно определить, что все эти герои – отрицательные персонажи романа. Их жизнь бездуховна и механична, они совершают искусственные и безжизненные поступки, неспособны к состраданию, эгоистичны. Эти герои не могут измениться даже под влиянием жизни.

Совсем иначе Лев Николаевич изображает положительных своих персонажей. Их поступками руководит сердце. К таким положительным действующим лицам можно отнести:

  1. Кутузова.
  2. Наташу Ростову.
  3. Платона Каратаева.
  4. Алпатыча.
  5. Офицера Тимохина.
  6. Офицера Тушина.
  7. Пьера Безухова.
  8. Андрея Болконского.

Все эти герои способны сопереживать, развиваться и изменяться. Но именно война 1812 года, испытания, которые она принесла, даёт возможность понять, к какому лагерю можно отнести персонажей романа Толстого.

Петр Ростов — центральный герой романа

Граф Петр Ростов — это младший ребёнок в семье, брат Наташи. В начале романа читатель видит его ещё совсем ребёнком. Так, в 1805 году ему было всего лишь 9 лет. И если в этом возрасте писатель лишь замечает, что он толстый, то к характеристике Петра в 13 лет прибавляется ещё и то, что подросток оказывается красивым и весёлым.

В 16 лет Петр отправляется на войну, хотя должен был поступить в университет, и вскоре уже становится настоящим мужчиной, офицером. Он патриот и переживает за судьбу своей Отчизны. Петя прекрасно говорил на французском и мог жалеть пленного мальчика-француза. Отправляясь на войну, Петя мечтает совершить что-то героическое.

И несмотря на то что родители сначала не желали отпускать его на службу, а затем нашли место, где было безопаснее, тот все равно вместе с другом переходит в действующую армию. Как только он был назначен помощником генералом, его тут же берут в плен. Решив поучаствовать в сражении с французами, помогая Долохову, Петя погибает, получив ранение в голову.

Его именем назовёт своего единственного сына Наташа Ростова, которая так никогда и не сможет забыть своего брата, с которым она была так близка.

Второстепенные мужские персонажи

В романе «Война и мир» много второстепенных действующих лиц. Среди них особенно выделяются следующие герои:

  1. Друбецкой Борис.
  2. Долохов.

Высокий и белокурый Борис Друбецкий воспитывался в семье Ростовых и был влюблён в Наташу. Его мать, княгиня Друбецкая, приходилась семье Ростовых дальней родственницей. Он горд и мечтает о военной карьере.

Попав в гвардию благодаря хлопотам своей матери, он участвует и в военном походе 1805 года. Характеристика его писателем нелестна, так как Борис старается заводить лишь только «полезные» знакомства. Так, он готов потратить все деньги, чтобы прослыть богатым человеком. Он становится мужем Жюли Курагиной, так как она богата.

Офицер гвардии Долохов — яркий второстепенный персонаж романа. В начале романа Федору Ивановичу 25 лет. Рождён он был почтенной дамой Марьей Ивановной, относящейся к небогатому дворянскому роду.

Офицер Семёновского полка нравился женщинам, так как он был красив собой: среднего роста, с курчавыми волосами и голубыми глазами. Твёрдый голос и холодный взгляд гармонично сочетался в Долохове с его образованностью и умом.

Несмотря на то, что Долохов игрок и любит кутежную жизнь, в обществе всё-таки его уважают.

Отцы семейств Ростовых и Болконских

Генерал Болконский уже давно находится в отставке. Он богат, в обществе пользуется уважением. Свою службу он исполнял ещё во времена правления Екатерины Второй, поэтому его хорошим товарищем является Кутузов. Но характер отца семейства Болконских тяжёл. Николай Андреевич бывает не только строгим, но и суровым. Он следит за своим здоровьем и ценит во всём порядок.

Граф Илья Андреевич Ростов – это положительный и яркий герой романа. Его жена — Анна Михайловна Шиншина. Илья Андреевич воспитывает пятерых детей. Он богат и весел, по характеру добрый и самоуверенный. Старый князь очень доверчив, и его легко обмануть.

Илья Андреевич – отзывчивый человек, патриот. В своём доме принимает раненых солдат. Но он совершенно не следил за состоянием семьи, поэтому становится виновником разорения. Умирает князь в 1813 году, стараясь пережить трагедии своих детей.

Второстепенные женские персонажи

В произведении Л.Н.Толстого много второстепенных действующих лиц, которые позволяют понять те события, которые описывает автор. В произведении «Война и мир» персонажи женские представлены следующими героинями:

  1. Соней Ростовой.
  2. Жюли Курагиной.
  3. Верой Ростовой.

Соня Ростова – троюродная сестра Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир». Софья Александровна – сирота и бесприданница. Впервые читатели видят её в начале романа. Тогда, в 1805 году, ей едва исполнилось 15 лет. Выглядела Соня прекрасно: талия была тоненькой и миниатюрной, большая и густая чёрная коса два раза обвивала её голову. Даже взгляд, мягкий и замкнутый, привораживал.

Чем старше девушка становилась, тем прекраснее она выглядела. А в 22 года она, по описанию Толстого, чем-то была похожа на кошечку: плавную, гибкую и мягкую. Она была влюблена в Николеньку Ростова. Она даже своей любви отказывает «блестящему» жениху Долохову. Соня умела мастерски читать перед разной публикой. Читала она обычно тоненьким голосом и очень старательно.

Читайте также:  Критика а. в. дружинина: статья "обломов" (роман и. а. гончарова)

Но Николай предпочёл жениться на Марье Болконской. А хозяйственная и терпеливая Соня, которая так умело вела домашнее хозяйство, осталась жить в доме молодой семьи Ростовых, помогая им. В конце романа писатель показывает её в возрасте 30 лет, но она также не замужем, а возится с детьми Ростовых и ухаживает за больной княгиней.

Жюли Курагина — второстепенная героиня романа. Известно, что после гибели братьев на войне, оставшись с матерью, девушка становится богатой наследницей. В начале романа Жюли уже 20 лет и читатель узнаёт о том, что она из приличной дворянской семьи. Воспитывали её добродетельные родители, да и вообще семейству Ростовых Жюли была знакома с детских лет.

Особых внешних данных у Жюли не было. Девушка была круглолица и некрасива. Но зато она одевалась модно и старалась всегда улыбаться. Из-за её красного лица, плохо осыпанного пудрой, и влажных глаз никто не желал брать её замуж. Жюли немного наивна и очень глупа. Она старается не пропускать ни одного бала, ни театральной постановки.

Кстати, графиня Ростова мечтала выгодно женить на Жюли Николая. Но ради денег на ней женится Борис Друбецкой, который ненавидит Жюли и надеется после свадьбы видеть ее очень редко.

Ещё одним второстепенным женским персонажем в романе Льва Толстого «Война и мир» является Вера Ростова. Это старшая и нелюбимая дочь княгине Ростовой. После замужества она стала Вера Берг.

В начале романа ей было 20 лет, и девушка была на четыре года старше своей сестры Наташи. Вера — красивая, неглупая и хорошо воспитанная и образованная девушка с приятным голосом.

И Наташа, и Николай считали, что она слишком правильная и какая-то бесчувственная, словно у неё совсем нет сердца.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/personazhi-romana-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-petr-sonya-i-vera-rostovy.html

Женские образы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого:

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это роман-эпопея, охватывающий не одно десятилетие и повествующий не об одной семье и уж, конечно, никак не о жизни одного человека. Здесь есть главные герои, есть менее значительные.

Каждый из главных персонажей все время ищет себя, идет по пути борьбы с самим собой, сомневается, ошибается, падает, поднимается и вновь продолжает поиск. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов и многие другие. Они пребывают в состоянии постоянного поиска смысла жизни, находят его и вновь теряют.

Но особенно удивляет то, что героинь романа это словно бы не касается, они знают, кто они такие, знают, как и что им положено делать, да и в душе их нет места борьбе, поскольку там царит гармония.

Жизнь людей в романе Толстого разделена на истинную и ложную, точно такое же четкое разграничение существует среди женских образов. Княжна Марья Болконская, Наташа Ростова, бесспорно, живут истинной жизнью, тогда как Элен Безухова и Жюли Карагина — это представительницы жизни ложной.

Основной принцип композиции романа, заявленный уже в названии, — противопоставление, он выдерживается и в построении женских образов. В романе Элен Безухова и Наташа Ростова — антиподы. Элен — холодная и спокойная, Наташа, напротив, очень шумная, веселая, жизнерадостная — «порох».

Толстой всячески подчеркивает эту разницу, выбирая для их описания противоположные эпитеты: Элен — «красавица», «блестящая», Наташа — «некрасивая, но живая девочка». Несмотря на внешнюю красоту, Элен внутри совершенно пуста.

Она пользуется успехом в обществе, считается умной женщиной — в том обществе, которое представляет в романе «жизнь ложную». Наташа же при всей своей угловатости, некрасивости прекрасна душой. Она — «особенно поэтическая, переполненная жизнью…

девушка», которая обладает способностью проникаться чувствами других людей, понимать их и откликаться всем сердцем на чужие беды.

Элен представляет собой сформировавшегося человека, тогда как Наташа в начале романа находится «в том милом возрасте, когда девушка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». В романе показано развитие Наташи, ее взросление, и огромную роль в этом процессе играет Элен.

Их столкновение в произведении, становящееся толчком для романа Наташи и Анатоля, — это столкновение нравственности и духовной низости, человечности и бесчеловечности, добра и зла. Под влиянием Элен то, что всегда было для Наташи странным, становится естественным и простым.

Это испытание оказало на нее серьезное воздействие: не изменившись в корне, она стала совершенно другой — более серьезной, взрослой.

Эти две героини живут по совершенно разным, противоположным принципам. Наташа Ростова открыто радуется жизни, она руководствуется не разумом, а эмоциями. Стоит только вспомнить о другой героине, руководствующейся всегда и во всем исключительно голосом рассудка, как сразу веет холодом. Элен твердо стоит на ногах и всегда точно знает, что ей выгодно и необходимо.

Благодаря своему характеру Наташа — душа семьи Ростовых. Только она умеет увидеть горе каждого, помочь, только она умеет возвратить к жизни свою мать, забыв при этом о собственном горе. Чтобы оттенить ее образ, Толстой рисует образы еще двух девушек, также воспитанных в семье Ростовых: старшей дочери Веры и племянницы Сони.

Вера «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Она представляет собой своеобразную «ошибку» графини Ростовой: ее держали в строгости и «воспитывали», в отличие от Наташи.

Быть может, такой могла бы быть Наташа, если бы ее воспитывали по-другому.

Вера с ее холодным, рассудительным умом противопоставляется Наташе: они совершенно разные, хоть и «одной фамилии», как говорит Берг.

Другая воспитанница семьи Ростовых, племянница Соня, «напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». Толстой еще не раз повторяет это сравнение, обращая внимание на что- то «кошачье» в Соне, чтобы лучше объяснить читателю и ее неудачную любовь, и дальнейшую судьбу, и ее поведение.

Уживчивость в ней сочетается с умением вовремя «выпустить коготки и выказать свою кошачью натуру». Как кошка, Соня «прижилась не к людям, а к дому, в котором живет», чем и объясняется ее положение в эпилоге. Примирившись со своим назначением «пустоцвета», она спокойно живет в доме Ростовых и Безуховых.

Кажется, что без Сони просто не могло бы быть других героев, равно как и пустоцвет обязательно есть на клубнике.

Еще одно противопоставление, которое присутствует в романе, хоть и не подчеркивается так ярко, — это сравнение княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной.

Их объединяет то положение, которое они обе занимают в обществе: богатые, некрасивые девушки, выгодная партия для любого. Кроме того, они подруги, насколько могут быть подругами столь разные девушки.

Жюли, в отличие он княжны Марьи, живет в столице, прекрасно знакома со всеми правилами и привычками светского общества, она является его неотъемлемой частью — частью жизни ложной.

В описании облика Марьи Болконской Толстой обращает внимание читателя на «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые». В романе Толстой предлагает два видения княжны Марьи — глазами Анатоля и глазами Николая Ростова.

Первый находит ее некрасивой, дурной: будучи человеком совершенно безнравственным, он просто не в состоянии увидеть свет, излучаемый прекрасными глазами княжны.

Совсем другое видит в ней Ростов: он воспринимает княжну не как желательную партию, а как «беззащитную, убитую горем» девушку, отмечает «кротость, благородство в ее чертах и выражении». Именно для Николая Марья сберегает тот лучистый взгляд, «который заставлял забывать некрасивость ее лица».

Если выбор между Наташей и Элен А. Н. Толстой осуществляет через Пьера, то во втором случае «выразителем» авторской позиции является Николай Ростов. В Жюли он не видит ничего, хотя прекрасно сознает, что она была бы для него выгодной партией, тем не менее предпочитает ей Соню.

Марья же «околдовывает» его своей внутренней красотой, и он, несмотря на внутренние сомнения, все же делает выбор в ее пользу. Глубина ее духовного мира, открывающаяся Николаю, делает ее особенно привлекательной для него.

Он невольно сравнивает ее с Соней, причем сравнивает не их материальное положение, а «бедность» в одной и «богатство» в другой тех духовных даров, которых не имеет сам.

Княжна Марья, как и Наташа, живет любовью, только это чувство у нее не всепоглощающее, как у Наташи, а робкое, боящееся выйти наружу.

Они похожи, обе — чистые, глубоко нравственные натуры, не случайно автор наделяет их схожей чертой — некрасивостью, тем самым противопоставляя Соне, Вере и Элен. Л. Н.

Толстой сравнивает не только характеры героинь, но и их внешний облик, манеру вести себя и говорить, чтобы максимально ярко отразить основную идею романа — противопоставление истинной и ложной жизни.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/drugoe/zhenskie_obrazy_v_romane_vojna_i_mir_l_n_tolstogo/25-1-0-11618

Любимые героини л. н. толстого в романе “война и мир”

Принято считать, что в романе “Война и мир” у Толстого одна любимая героиня – это Наташа Ростова. Толстой, безусловно, любил Наташу. Эта героиня на самом деле прекрасна и непредсказуема. Прототипом Наташи послужила обворожительная Т. А. Берс, которая очень нравилась Толстому.

Но в ряду героинь романа есть еще одна героиня, которая не менее дорога автору. Это княжна Марья. Она тоже имеет свой прототип. Прототипом княжны Марьи была мать Толстого.

Писатель не помнил своей матери, в доме даже не сохранились ее портреты, но он создал в своем воображении ее духовный облик. “Я молился ее душе”, – говорил Толстой. Мне кажется, это дает нам полное право отнести княжну Марью в разряд любимых героинь.

Они такие разные – Наташа и княжна Марья, но обе прекрасны, каждая по-своему – хорошенькая и артистичная Наташа Ростова и великодушная княжна Марья Болконская.

Наташа выросла в крепкой и заботливой семье, где ее оберегали и холили, как, впрочем, и всех детей. Но она была всеобщей любимицей в доме, и это наложило отпечаток на ее характер. В романе показана вся семья Ростовых. Но Наташа отличается и от Пети, и от Веры, и от Сони.

Она очень близка к брату Николаю и очень непохожа на него. Наташа лучше, чем Николай, разбирается в его любви к Соне, и она готова пожертвовать всем для Сони.

Она хорошо понимает и переменчивые настроения брата, и нерасположениек Соне своих родителей, и ее слепую преданность Николаю.

Нет ничего общего у Наташи и со светскими дамами. В романе они показаны как интриганки и сплетницы. Создается такое впечатление, что Наташа не воспитывалась в светской среде.

И тем не менее Толстой специально показал дворянку, которая так близка к простым людям и так противопоставлена всему дворянству. Образ Наташи действительно очень много вобрал в себя народного.

Автор любуется этим и подчеркивает это в Наташе, Вспомним сцену охоты, когда дядя удивляется, что эта “графинюшка” так много имеет в себе того неповторимо народного, что роднит ее с простыми людьми.

Наташа в любой обстановке становится желанной и своей. В семейном кругу, в дворянском салоне она покоряет всех своей свежестью и чистотой. В передней она тоже

Пробует силу своей невинной привлекательности. “Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда-нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди так не любили исполнять, как Наташиных”.

Автор показывает Наташу в многих сложных жизненных ситуациях. И из всех них она выходит победительницей. Толстой никогда не осуждает свою героиню, сколь бы опрометчивыми ее поступки не казались. Это можно сказать и о ее взаимоотношениях с Анатолем Курагиным. Наташа увлекается Анатолем не вдруг. На ее долю выпали тяжелые испытания.

Казалось, что после сговора князя Андрея с Наташей все идет к благополучному концу. Княжна Марья любит Наташу и готова убедить отца в том, что брат будет счастлив в браке с нею, скоро должен приехать и сам Андрей. Но любовь Наташи и Андрея довольно сложная, да и мать Наташи чувствует в Андрее чужого человека.

Наташе жаль упущенного времени, ведь она могла любить и быть любимой. В это время, когда ей так нужна поддержка родных и близких, Наташа остается одна. Наташа увлеклась Анатолем, думая, что он честен и благороден. Ее чистая душа не допускает подлости и в других людях. Она попала в капкан, ловко замаскированный курагинской компанией.

И все же Наташа достойно выдержала испытание. Может быть, один только Пьер и понимал до конца всю драматичность того, что происходило с Наташей.

Наташа, спору нет, попросту восхитительна. Ее энергия, задор, любовь ко всему живому притягивают людей. За это и любит ее Толстой.

Но он любит и княжну Марью, натуру прямо противоположную Наташе. Она существует в ином измерении, нежели Наташа.

Наташа может быть прекрасной, может быть “совершенно дурною”, когда плачет, но княжна Марья “всегда хорошела, когда плакала”, Толстой мало описывает ее внешность, так как это для него неважно.

Она прекрасна своей духовной красотой. Она как бы незримо сравнивается с Наташей, но от этого ничуть не

Проигрывает. Светским щеголям Марья казалась “дурною”. Да и сама она считала себя некрасивой, когда смотрелась в зеркало. Анатоль Курагин, увидев в первый раз Наташу, отметил красоту ее волос, плеч, глаз. У Марьи не было Наташиной красоты. Да и если бы была, заметить ее было бы довольно сложно, ведь Марья никуда не выезжала, не посещала светские рауты, жила затворницей.

Читайте также:  Бермудский треугольник – главная загадка атлантического океана

В этом отчасти был виноват ее отец, старый князь Николай Болконский. Болконский любил дочь, но замучил ее придирками. Он постоянно от нее чего-то требовал. Княжна Марья очень умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентричное поведение отца и никогда ему не перечит. И она любит, искренне любит отца.

Кажется, что Марья способна любить всех, все человечество в целом. Ее любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Марья удивительным образом воздействует на людей, рядом с ней даже самый законченный эгоист становится добрее и лучше. Княжна Марья ни на кого не обижается.

Она прощает свою компаньонку, хотя и перестает пускать ее к себе, когда узнает о ее связи с французским командованием.

В то же время, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном ожидании любви и семейного счастья. Ведь в ее затворничестве виноват отец.

Не веря в любовь, в искреннее чувство между мужчиной и женщиной, в прочность брака, он не разрешает ей выезжать в свет.

Отец эгоистично считает, что для продолжения рода достаточно одного Николеньки – сына Лизы и Андрея, тем самым обрекая дочь на одиночество.

Княжна Марья очень религиозна, что является предметом постоянных насмешек ее отца. Даже брат довольно скептически относится к ее суждениям на эту тему. Но в романе именно княжна Марья высказывает главные идеи о войне и мире. Она пишет в письме Жюли, что война – это знак того, что люди забыли Бога.

Позже к этой же мысли придет и Андрей. Но поймет он это только после Аустерлица. Княжна Марья предсказывала Андрею, что он поймет, что есть “счастье прощать”.

И он, переживший войну, повидавший счастье и горе, составляющий законы для России, философствующий с Кутузовым, позже осознает, что права была его младшая сестра, над которой он насмехался и называл ее “плаксой”. Вспомним эпизод, когда Андрея ранили под Аустерлицем. Одна княжна Марья верила, что он не погиб.

Она постоянно молилась за Андрея, может быть, этим самым и спасла его. А какое надо иметь мужество, чтобы отправиться в далекий путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых встречались отряды мародерствующих французов. Толстой наделяет свою героиню даром предвидения. Это доказывает следующий эпизод.

Княжна Марья опять же в своем письме к Жюли высказывает свои опасения за Пьера. Она предчувствует, что с ним может случиться что-то нехорошее, особенно теперь, когда он богат. Ее опасения сбываются.

Верное и правильное понимание людей помогли ей вовремя оценить сущность Анатоля Курагина. Наташа ошиблась в нем, а княжна Марья нет. Наташа своевольна – княжна Марья покорна. Марья, что бы ни случилось, несет свой крест, а Наташа не умеет страдать. Но она тоже научится этому, позже, у постели умирающего Андрея.

Княжна Марья и Наташа Ростова – две разные натуры. У них разные жизненные пути, на их долю выпали разные испытания. Но у них одинаковый финал – они счастливы. Наташа, пройдя через все испытания и разочарования, выйдет замуж за Пьера, у них родятся дети.

Теперь это зрелая женщина, для которой муж, дети и пеленки важнее всего на свете. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова. Толстой наделяет этих двух своих героинь – Наташу и Марью – тем, что по его мнению, составляет истинное счастье всех женщин – семьей.

Сравним, Элен Курагина, которая где-то от чего-то умерла. Автор даже не интересуется причиной и обстоятельствами ее смерти. Соня – “пустоцвет”, она навсегда осталась одинокой. Даже добрая и верная “маленькая княгиня” Лиза обречена в романе на трагическую смерть.

Счастливы только Наташа и Марья. Это дает нам полное право считать их любимыми героинями Толстого.

(No Ratings Yet)
Loading…

Любимые героини л. н. толстого в романе “война и мир”

Источник: https://goldsoch.info/lyubimye-geroini-l-n-tolstogo-v-romane-vojna-i-mir/

Женские образы в романе Толстого «Война и мир» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных.

В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора.

Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на «живых» и «мертвых», то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и — в противоположность им — застывших, не эволюционирующих, а статичных.

В обоих «лагерях» есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.

«Живые» героини в произведении — прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями.

Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторжен­ность «ростовской породы», с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви.

Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, на­против, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается «лучистыми глазами». Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней — тяжелым.

Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость).

Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним.

В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.

В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между «живыми» и «мертвыми» проницаема. Толстой писал: «Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди». Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к «живым» или «мертвым».

Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать — образец сердечности, любви и такта.

Она — близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости.

Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю «мертвых»: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе.

Толстой наделил эту, в общем, неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы.

Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Источник: http://resoch.ru/zhenskie-obrazy-v-romane-tolstogo-vojna-i-mir-sochinenie/

Готовые школьные сочинения

Авг 23 2015

Два женских характера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: Наташа и Соня

Два женских характера в романе Л. Н.Толстого «Война и мир»: Наташа и Соня. В романе Л. Н. Толстой не пытается создавать идеалы. Он рисует живых женщин с глубоким и точным психологическим проникновением в их души. Маленькая княгиня Волконская — одна из самых очаровательных женщин в Петербурге. Она грациозна и кокетлива. Но она нисколько не задумывается о значении жизни.

Серьезные мысли не посещают ее милую головку. Замужество не изменило ее. Князь Андрей разочаровался в ней после женитьбы. Он собирается уехать в армию и совершать подвиги.

Жена ему говорит, что флигель-адъютантом он мог бы стать с помощью ее дяди. Она была избалована дома и в свете и ожидала поклонения от мужа, но была оскорблена его холодностью.

Но она была одною “из тех редких женщин, с которыми муж может быть спокоен за свою честь”, Опасаясь же сплетен, князь Андрей отвозит беременную жену к отцу, разлучается с друзьями, привычками, чтобы избавить ее от ухаживаний Ипполита. Маленькая княгиня скучает.

Она умирает при родах. Можно посочувствовать, что ей в мужья достался князь Андрей. С другим мужчиной вполне могло бы состояться ее счастье в семейной жизни, в которой не было бы холодности мужа и все было бы без излишних к ней претензий, пусть и молчаливых. Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, — натура гораздо более глубокая и симпатичная.

Наряды и балы не могли бы наполнить ее жизнь. Ей нужно сознание исполненного долга. Отец-деспот запугал ее. Учение стало для нее мучением.

Марья безропотно сносит издевательства отца и мечтает, чтобы он взглянул на нее с любовью, сказал ласковое слово. Отец же зовет ее дурой. Она обожает брата и невестку, страдает за разлад их. Когда предполагае-мый жених, Анатолий Курагин, увлекается Бурьен, Марья оправдывает ее, сознавая, что на ее месте сделала бы то же самое.

“Со времени болезни отца… в ней проснулись все заснувшие, забытые личные желания и надежды…” Замуж она выходит за Николая Ростова. Графиня Марья, при всей своей любви к мужу, при веем счастье материнства, все же не может не чувствовать прозаичности ее жизни с Николаем.

“Графине Марье хотелось сказать ему, что не единым хлебом 11.И будет человек, что он слишком много приписывает важности этим делам; но она знала, что этого говорить не нужно и бесполезно. Она только взяла его руку и поцеловала”. Духовное перевешивает в графине Марье плотское, материальное.

У Наташи оба этих начала находятся в гармоническом все права защищены 2001-2005 равновесии. Наташа —энергическая, даровитая натура.

Автор любовно описывает ее в подростковом возрасте, ее шалости, ее ребячество. Наташа растет счастливым, любимым ребенком в доброй и дружной семье московских бар.

Наташу учили языкам, танцам, пению, музыке. Она поет так, что у слушателей захватывает дух от восхищения.

Она производит впечатление на всех, с кем встречается. Денисов пишет ей стихи, Борис влюбляется, князь Андрей решает жениться на ней. Дома все ей подчиняются (брат Петя, слуги). Кокетство сочетается в ней с чуткостью сердца и природным умом. В спорах с братом Николаем она постоянно одерживает верх. Она разгадывает превосходство князя Андрея над другими и влюбляется в него.

Наташа оскорблена переносом свадьбы на один год и отъездом князя Андрея. “Кроме отсутствия любимого человека, Наташу неотступно пугает мысль, что у ней даром, ни для кого пропадает время, которое ушло бы на любовь к нему”. Любовь для женщи! ны — это сама жизнь.

Неудовлетворенная страсть сводит ее с Курагиным. Наташа сделалась предметом сплетен целой Москвы. Князь Андрей принимает ее отказ. Очень привлекателен в Наташе ее патриотизм, ярко проявив-шийся в участии в судьбе раненых при отступлении из Москвы. Излечивает душу Наташи любовь Пьера Безухова.

Толстой рисует их счастливую семенную жизнь, радости материнства. Она полностью объединилась духовно с Пьером, прекрасно понимала его умную и многогранную натуру. Образ Сони в известном смысле противопоставлен образу Наташи. Соня самоотверженна, имеет чувство собственного достоинства, выдержку, чувство долга. Но в ней нет жизненной игры, порыва.

Николай Ростов женится не на ней, а на Марье. Николай думает о Соне так: “Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее.

Читайте также:  Урок-схема рисования карандашом - поросёнок

В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее”. Элен Безухова —искательница любовных приключений в большом свете. Больше всего любит свое тело.

Она хладнокровно выбирает себе любовников, как блюда в меню. Детей не хочет иметь.

Имеет репутацию умной женщины благодаря холодному достоинству и светскому такту. Богатство, связи позволяют ей скрывать интриги и приключения, обеспечивают безнаказанность.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Два женских характера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: Наташа и Соня. . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/dva-zhenskix-xaraktera-v-romane-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-natasha-i-sonya/

Образы русских женщин в романе л. н. толстого «война и мир» (вариант 2)

Образы русских женщин в романе л. н. толстого «война и мир» (вариант 2)

В романе «Война и мир» Толстой рисует много женских образов.

Наташе Ростовой, одной из любимых героинь автора, Марье Болконской, к которой Толстой относится с такой же теплотой и симпатией, противопоставлены красивая, развращенная и патологически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая в себе всю скверну столичного общества, княгиня Друбецкая — мать-наседка, юная «маленькая княгиня» Лиза Болконская — нежный и скорбный ангел. Меньше места отведено в романе Вере Ростовой, Соне — воспитаннице семьи Ростовых и другим женщинам, которые играют эпизодическую роль. Отношение Толстого ко всем женщинам довольно своеобразное. Это подметил Горький, когда писал о Толстом; «Больше всего он говорил о Боге, о мужчине и женщине. К женщине, на мой взгляд, относился непримиримо враждебно и любит наказывать ее, — если она не Кити и не Наташа Ростова, женщина есть существо ограниченное…» Да, Толстой действительно любил свою героиню Наташу Ростову. Ее образ наиболее полно раскрыт в романе. Кто же такая Наташа Ростова?

Когда Марья Болконская попросила Пьера рассказать о Наташе, тот оказался в тупике: «Я решительно не знаю, что это за девушка. Она обворожительна. А отчего, я не знаю. Вот все, что можно сказать про нее».

Наташу совершенно не интересует интеллектуальная жизнь и общественные интересы. Нельзя даже сказать умна ли она, «она не удостаивает быть умной», как в той же беседе с княжной Марьей выразился Пьер.

Но она удивительным образом оказывает могущественное влияние на нравственное становление и умственную жизнь князя Андрея и Пьера. Для Наташи не существует сложного вопроса о смысле бытия, над которым задумываются и который пытаются решить Андрей и Пьер.

Но этот вопрос она решает как бы между прочим самим фактом своего существования. После встречи с Наташей резко меняются взгляды Андрея на жизнь.

Наташа всегда мила, прекрасна. Находясь рядом с другим человеком, она исцеляет и обновляет его, и никто не может понять, каким образом это у нее получается. Наташа, не подозревая о том, определяет общественное поведение людей — такова ее роль в жизни князя Андрея и Пьера. Своим поведением Наташа отрывает людей от всего ложного, содействует их объединению на какой-то общей основе.

Даже Друбецкого притягивает сила, исходящая от Наташи. Твердо вначале собиравшийся дать понять Наташе, что связывавшие их некогда, совсем еще в детстве, отношения не могут возобновиться, Борис находит совсем не ту Наташу, которую он знал ранее. Теперь он уже не может не видеть ее, реже бывает у Элен, уезжает как в тумане, не зная, чем это может кончиться, и совсем запутывается.

Наташа искренне любит Андрея Болконского, возвращает его к жизни. Эпизод с Анатолем Курагиным не более, чем ошибка. Чистая ее душа не могла увидеть фальши этого человека, потому что она не могла допустить нечистые помыслы у других людей.

В эпилоге мы видим счастливую Наташу. Толстой рисует ее любящей и любимой женой и заботливой матерью и сам любуется этой ее новой ролью.

Также любимой героиней Толстого является княжна Марья Болконская. Кроткая и нежная княжна Марья воспитывалась без матери, отец, хотя и безумно любил дочь, предъявлял к ней повышенные требования.

Тем не менее она всегда кротко сносила капризы и придирки отца, никогда не перечила ему и не считала наказания несправедливыми. Покорность и религиозность, над которой подтрунивал отец, сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Ее покорность — покорность дочери, которая не имеет никакого морального права судить своего отца. Но в то же время — это сильная и мужественная натура с развитым чувством собственного достоинства.

Именно это чувство помогло ей проявить необходимую твердость, когда к ней посватался Анатоль Курагин. Марья жаждет счастья, но она не может выйти замуж за нелюбимого.

Такую же силу духа проявляет Марья, когда оскорбляют ее патриотические чувства. Она даже запретила пускать к себе компаньонку-француженку, узнав, что та связана с неприятельским командованием. О богатстве ее внутреннего мира говорит ее дневник, посвященный детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Толстой с любовью описывает «лучистые глаза», которые делают прекрасным ее некрасивое лицо. Княжна Марья — глубокая и искренняя натура, ей, как и Наташе, чужды мелочность, зависть, фальшь, лицемерие. Ее душевная мягкость, внутреннее благородство возбудили в Николае Ростове искреннюю любовь.

Мягкость Марьи благотворно сказывается на их семейной жизни.

В образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой отображает типичные черты лучших представительниц дворянской среды XIX века.

Если Наташа и Марья красивы внутренней красотой, то Элен Курагина очень красива внешне, но в ее красоте нет возвышенного, она возбуждает гадливость. Элен эгоистична и потому во всех своих действиях руководствуется только собственными прихотями.

Элен действительно красива внешне, но уродлива душевно, она неразвита и вульгарна, Элен прекрасно осознает свою красоту и знает, как она действует на других. Да, ею любуются, но любуются лишь как прекрасной и драгоценной вещью. Это она использует в личных целях. Вспомним эпизод, когда Элен обольщает Пьера.

Любила ли она его? Вряд ли. Она любила его деньги. Ведь когда Пьер был всего-навсего незаконнорожденным сыном графа Безухова, им мало кто интересовался из общества Элен и ей подобным. Только после получения наследства он стал желанным во всех домах. Элен устроила ему ловушку.

Она, можно сказать, силой заставила его произнести; «Я вас люблю». Исход был предрешен. Она вышла замуж за Пьера, стала богатой, а значит, получила в руки власть.

Элен тоже проверяется войной 1812 года, которая обнаруживает в ней существо подлое и ничтожное. Она мечтает о новом браке при живом муже, для чего даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменем православия. Смерь Элен закономерна и неизбежна. Толстой даже не указывает точной причины ее смерти, ему это уже не важно. Элен мертва духовно.

Вера Ростова играет в романе эпизодическую роль. Эта старшая сестра Наташи, но они так не похожи друг на друга, что мы даже удивляемся их родству. Толстой рисует ее как холодную, недобрую женщину, которая слишком дорожит мнением света и всегда поступает в соответствии с его законами. Вера непохожа на всю семью Ростовых.

Еще одна женщина семьи Ростовых — это Соня. Толстой осуждает и не любит эту героиню, делает ее в конце романа одинокой и называет «пустоцветом». Но, на мой взгляд, она способна вызывать симпатию. Соня искренне любит Николая, она может быть доброй и самоотверженной.

В их разрыве с Николаем виновата не она сама, виноваты родители Николая. Именно Ростовы настаивают на том, чтобы свадьба Николая и Сони была отложена. Да, Соня не умеет подобно Наташе восторгаться красотой звездного неба, но это не значит, что она не видит эту красоту.

Вспомним, какой прекрасной была эта девушка на святки во время гадания. Она не лицемерила и не притворялась, была искренней и открытой. Такой ее и увидел Николай. Я не совсем согласна с высказыванием автора о том, что у нее подрезаны крылья для любви. Своей любовью Соня могла бы сделать многое, даже с таким человеком, как Дол охов.

Может быть, своей преданностью и самоотверженностью она бы возродила и очистила этого человека. Ведь умеет же он любить мать.

Лиза Болконская — маленькая героиня романа, жена князя Андрея Болконского. Толстой нам показал ее очень мало, так же коротка ее жизнь.

Мы знаем, что у них с Андреем не совсем ладилась семейная жизнь, да и свекор считал ее такой же, как и все остальные женщины, у которых больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее — это любящая и верная жена.

Она искренне любит Андрея и скучает по нему, но покорно терпит долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы коротка и незаметна, но не пуста, после нее остался маленький Николенька.

Отношение Толстого к своим героиням показано и в эпилоге. Наташа счастлива с Пьером, у них три дочери и сын. Счастливы и Марья с Николаем. Семью Николая и княжны Марьи Толстой вообще считает идеальной, образцом семейного счастья.

Недаром к ним тянутся все и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский.

Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир.



Источник: https://scribble.su/work/10000/434.html

Образ и характер характеристика Сони по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.)

Среди женских образов романа-эпопеи Л. Н. Толстого особняком стоит образ Сони Ростовой, племянницы графа, живущей и воспитывающейся в его доме. Она не похожа ни на Наташу, живую и полную чувств и эмоций, на высоконравственную княжну Марью, на холодную и надменную Элен. Соня – тихая девушка, сдержанная, порядочная, рассудительная, способная к самопожертвованию.

Она вполне положительная героиня. Но почему же мы тогда не чувствуем в словах автора, когда он говорит о своей героине, такой глубокой симпатии, которая звучит в описаниях Наташи и Марьи Болконской? Соня подчиняется разуму, она не живет чувствами, а следует установленным в обществе правилам.

Внешняя характеристика Сони тоже хороша: “…тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее.

Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой”. Девушка красива, и уже это наводит нас на мысль о том, что что-то в ней не так.

Со всей своей положительностью она не дотягивает до идеальной героини. Как мы знаем, Толстой в образах своих героев противопоставляет внутреннюю

красоту внешней. А уж коль героиня красива внешне, то, может быть, внутренний мир ее беден?

Попробуем разобраться в этом.

В ходе повествования Толстой постоянно проводит параллель между Наташей и Соней. Образ Сони при этом будто намеренно создан служить контрастом образу Наташи, помочь раскрыть ее черты полнее. Если Наташа – жизнелюбивая и непосредственная, то Соня – плавная и мягкая, ее движения замедленны.

Наташа живет полной жизнью, постоянно влюбляется, бросается в омут чувств. Соне не хватает этой живости, она будто находится в полусне. Героиня любит Николая, но мы тоже не представляем всей силы этого чувства.

Соня старается помешать побегу Наташи с Анатолем Курагиным, но мы вместе с автором сочувствуем не Соне, такой благоразумной и правильной, а Наташе, переживающей свой поступок с огромной силой отчаяния и стыда.

Автор не дает Соне возможности быть счастливой. Николай в пылкой юности отвечает ей взаимностью. Робкие поцелуи, гадания, детские годы, проведенные вместе – все это способствовало возникновению между молодыми людьми романтического чувства.

Но в семье Ростовых понимают, что брак между Соней и Николаем невозможен. Графиня старается уговорить девушку выйти замуж за влюбленного в нее Долохова, однако героиня отказывается. Отказывается она и от Николая, возвращая ему данное им слово.

Она знает, что не пара Ростову и не борется за свою любовь, как это сделала бы Наташа. В глубине души она все-таки надеется на то, что все само встанет на свои места, Наташа выйдет замуж за Андрея Болконского, который выздоровеет.

В этом случае Николай не сможет жениться на княжне Марье. Но Соня не учитывает самой важной детали: Николай уже влюблен в Марью Болконскую.

Надежды Сони не оправдались. Князь Андрей умер, Николай женился на Марье, а Соне осталось лишь спрятать свое чувство вглубь сердца.

Может быть, характер Сони не смог раскрыться в полной мере лишь потому, что она всю жизнь жила в доме Ростовых на правах бедной родственницы, с ощущением постоянной зависимости? До самых последних страниц романа Соня продолжает любить Николая, но не имеет права высказать свои чувства.

Соня – положительная героиня, она честна, не способна на подлость, но ей не хватает живости и индивидуальности, она слишком приземленна и проста.

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-xarakteristika-soni-po-romanu-epopee-vojna-i-mir-tolstoj-lev-n/

Ссылка на основную публикацию