Сочинение на тему: раскрытие смысла финала повести «собачье сердце» м. булгакова

Сочинение на тему В чём смысл финала в повести Собачье сердце, Булгаков читать бесплатно

­В чём смысл финала

Сатирическая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была создана в 1925 году. В основе ее сюжета лежит описание рокового и трагического эксперимента профессора Филиппа Филипповича Преображенского по пересадке собаке человеческих внутренних органов.

Донором для операции стал некий молодой человек по имени Клим Чугункин, скончавшийся от ножевого ранения. Примечательным в этом гражданине было то, что при жизни он являлся заядлым пьяницей и дебоширом, а также имел две судимости. Именно в такую личность впоследствии и превращается дворовый пес Шарик, которому был пересажен гипофиз и половые органы Чугункина.

Теперь существо, полученное путем искусственного синтеза двух, казалось бы, несовместимых биологических видов, именует себя Полиграфом Полиграфовичем с «наследственной» фамилией Шариков.

Оно изо всех сил пытается укрепиться в человеческом статусе и быть «как все»: «Что, я хуже людей?».

И это у него отчасти получается, ведь при помощи председателя домового комитета Швондера Шариков даже получает документы и рабочую должность.

Но своим поведением Полиграф Полиграфович демонстрирует полное отсутствие человечности. Он хамит, сквернословит, пьет водку, волочится за женщинами и посягает на жилплощадь Преображенского. Все отчаянные попытки хоть как-то перевоспитать нового жильца, предпринятые доктором Борменталем и профессором, неизменно терпят поражение.

В результате Шариков пишет на своих создателей донос, а потом и вовсе угрожает им револьвером. Преображенскому и Борменталю ничего не остается, как скрутить этого горе-человека, усыпить хлороформом и провести обратную операцию, после которой он вновь становится собакой.

Таким образом, произведение заканчивается полной победой ученых над Шариковым. В финале повести Преображенский произносит следующие слова: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей». Под «зверем» здесь понимается вовсе не пес Шарик, подлинный смысл этого утверждения гораздо глубже.

Так Булгаков пытается донести до читателя, что, несмотря на набор, казалось бы, типичных человеческих признаков (прямохождение, речь, наличие имени, удостоверения личности и жилплощади), существо, не имеющее каких-либо нравственных принципов и духовной основы, не может считаться человеком.

В конце повести Преображенский искусственно прерывает путь существования своего создания в образе человека, поскольку профессор осознает, что ни Шариков, ни его прародитель Клим Чугункин, ни многие другие люди, забывшие о том, что такое моральные ценности, никогда бы не смогли эволюционировать.

Тот факт, что ученым удалось успешно ликвидировать последствия неудачного опыта, не мешает читателю увидеть всю потенциальную опасность подобных экспериментов. Об этом Булгаков также сообщает нам в финале своего произведения.

В его понимании, с приходом к власти большевиков такой ужасный эксперимент был произведен не только над человеком, но также и над русским обществом, и над нашей страной в целом.

см. также:
Другие сочинения по произведению Собачье сердце, Булгаков

Характеристики главных героев произведения Собачье сердце, Булгаков

Краткое содержание Собачье сердце, Булгаков

Краткая биография Михаила Булгакова

Источник: http://www.sdamna5.ru/v_chem_smysl_finala_sobachje

Сочинение на тему: Смысл двух превращений в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе. Эта тема рас­крывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Ро­ковые яйца» и «Собачье сердце».

Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальнос­тью идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевре­менным экспериментом. Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображен­ский — задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жиз­ни — уникальную операцию-эксперимент: он пересажи­вает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавше­гося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза.

«Профессия — игра на балалайке по трак­тирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «пред­ка».

Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом — ругань: «не толкайся!», «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек малень­кого роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вы­шиной.

Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка».

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чван­лив, агрессивен.

Конфликт между профессором Преобра­женским, его помощником доктором Борменталем и че­ловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

«Человек у двери мутноватыми глазами погляды­вал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…»; «Окурки на пол не бросать — в сотый раз про­шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить.

Она жалуется, что вы в темноте ее подкара­уливаете. Смотрите!» — негодует профессор. «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выго­ворил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?»

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право».

Шариков наглеет с каждым днем. К тому же он на­ходит союзника — управдома Швондера, который воспи­тывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кре­до новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное,  а также главный принцип

Создавшегося так называемого социалистического обще­ства: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддер­живаемый Швондером, все более распоясывается, хули­ганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных.

Итак, булгаковский Шарик совершил головокружи­тельный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек.

Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него от­сутствуют человеческие качества, кроме подлости, нена­висти, злобы. Он нагло претендует на жилплощадь Пре­ображенского, «строчит» донос на профессора.

На страницах повести хирургу-чародею удается вер­нуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: приро­да не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посме­ялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может полу­читься в результате такой метаморфозы.

Писатель пре­дупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но со­здать в одночасье нельзя.

Это длительный эволюционный процесс.

Источник: http://www.slavkrug.org/sochinenie-na-temu-smysl-dvux-prevrashhenij-v-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce/

В чем смысл повести «собачье сердце»: сочинение | литерагуру

(377 слов) Повесть Булгакова «Собачье сердце» нравится многим людям. Но при этом отнюдь не все понимают его творчество. И напрасно, ведь автор вложил в свои книги мудрые мысли и остроумные наблюдения, ради которых и стоит тратить время на чтение, а не смотреть онлайн.

Эту повесть справедливо называют антиутопией. Из этого следует, что она повествует о будущем, которого автор боится и не хочет допустить. Мы понимаем, что речь идет о будущем, когда узнаем, каков масштаб исследований профессора. Результат этих работ потрясает, возможно, Булгаков предсказал события следующего столетия.

Но почему же он боится прогресса? Зачем заставляет героя повернуть вспять? Я думаю, дело не в страхе, а в осознании профессором более тонких материй, чем медицина. Он понял, что не должен вмешиваться в естественный ход вещей. Вместо чуда творения Филипп Филиппович смог лишь продлить век бездельника, которого не изменить ни одной операцией.

Увы, наука бессильна в отношении души: она может помочь человеку, но переделать его не в силах.

Зачем об этом написал Булгаков? Я считаю, он боялся, что за прогрессом техническим и научным не поспеет развитие нравов и культуры. На это люди нового времени могут не обратить такого внимания, как на медицину, например.

Поэтому автор изобразил чудовищный контраст эпохи, когда высокоразвитая наука соседствует с грубой и пошлой ментальностью. Очевидно, что такое зацикленное на одной сфере общество может породить только вульгарных и неустроенных Шариковых. Сила глупости растопчет плоды просвещения и даже не заметит их.

То есть, общество изменится к лучшему только внешне, а внутренне так и останется несовершенным.

В своей стране писатель видел именно такие тенденции, и его это напугало. «Собачье сердце» — карикатурный портрет эпохи. Люди так и не осознали, что разруха – в головах, а не на плакатах. Он боялся, что оно так и остановится в своем духовном развитии.

Просвещению уже не мешали ни цари, ни жандармы, но именно крестьяне и пролетарии оказались себе врагами. Они использовали новые возможности, чтобы мстить «буржуям», а не для того, чтобы стать умнее их. Поэтому автор высмеивает несостоятельность мировоззрения тех, во имя кого свершилась революция. Они не смогли ее понять.

Булгаков боится будущего, которое берут в свои руки такие ограниченные и порочные люди.

Казалось бы, веселое произведение «Собачье сердце», а тема у него серьезная и печальная, ведь автор напророчил верно: гаджеты меняются, а людские пороки остаются нетронутыми. Разруха по-прежнему в головах, а ее все разыскивают в другом месте.

Источник: https://LiteraGuru.ru/v-chem-smysl-povesti-sobache-serdtse-sochinenie/

Смысл двух превращений Шарика в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть «Собачье сердце» — одно из вершинных произведений М. А. Булгакова. В ней соединяются конкретные приметы реальности 20-х гг. и фантасти­ка. Писатель показывает гротескный образ современ­ной ему действительности.

В основе повести лежит великий эксперимент про­фессора Преображенского. Филипп Филиппович — известный, всеми уважаемый врач, проводящий уди­вительные операции по омоложению пациентов. Ему нет равных, он настоящий ас в своем деле.

Читайте также:  Цикл картин "времена года" питера брейгеля

В одной из подворотен профессор Преображенский находит бездомного пса Шарика, голодного и несчаст­ного, и решает взять его к себе. Но Преображенским руководит отнюдь не гуманное отношение к живот­ным и не бескорыстие.

Он уже задумал свой опыт и вот подыскал для него подходящий экземпляр. Ша­рик живет незавидной жизнью. Каждый день он вы­нужден слоняться по подворотням в поисках куска хлеба. Ему негде укрыться от мороза и вьюги. Он оз­лоблен. При этом Шарик очень неглуп.

У него есть собственная оценка быта, нравов, жителей Москвы.

Преображенский сразу привлек внимание Шари­ка. «Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вер­нее всего — господин»,— сделал пес о нем вывод.

Ко­гда Борменталь спрашивает своего наставника о том, как ему удалось заманить такого нервного пса, Преоб­раженский отвечает, что ласка — единственный спо­соб, который возможен в обращении с живым сущест­вом.

Профессор в своих речах не раз выступает против террора, против насилия. Однако на деле он противо­речит себе. Шарику делается экспериментальная операция.

Новое очеловеченное существо явно ниже Шарика. Едва-преобразившись, «дворняга» обругал Преобра­женского «по матери», и это было только начало жиз­ни человека с собачьим сердцем.

От бывшего Шарика стала постоянно слышаться вульгарная ругань, он быстро воспроизвел «все бранные слова, которые только существуют в русском лексиконе» и которые хранились в его подсознании. «Предок» Шарикова — Клим Петрович Чугункин.

Он судился три раза, славен игрой на балалайке по трактирам и пристрастием к алкоголю. Образ весьма неприглядный. Все его не­достатки целиком унаследовал Шариков.

Филипп Филиппович вынужден признать свою ошибку, но признает он ее сразу в той только части, что касается омоложения. Как понял Преображен­ский, перемена гипофиза дает не омоложение, а пол­ное очеловечивание.

Однако вскоре выходки Шарикова начинают про­изводить на профессора тягостное впечатление. «Что­бы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуа­ром обращаться аккуратно»,— разъяренно отчитыва­ет он новоявленного Полиграфа Полиграфовича.

Бывшая дворняжка не только ругается, ведет себя бескультурно, подкарауливает Зину в темноте, но и начинает вступать в распри с самим профессором. В споре Шариков ведет себя уверенно и развязно.

Он уп­рекает доктора в совершении операции, на которую он согласия не давал, высказывает претензии на пол­ную свободу и на право прописки в квартире Преобра­женского. «Ну, тип»,— проносится однажды в голове доктора. Несколько позже он мысленно восклицает: «Кошмар, кошмар!».

Мысль о совершенной ошибке все настойчивее начинает стучаться в голову Преобра­женского. Полиграф Полиграфович не отказывает себе в спиртном, водит дружбу со Швондером, устраи­вается на весьма сомнительную работу, обманом по­лучает согласие на брак с собой.

Профессор всерьез начинает думать о совершении обратной операции и в итоге решается на нее. «Ста­рый осел Преображенский,— ругает он себя,— на­рвался на этой операции как третьекурсник».

Про­фессор вдруг понимает, что «милейшего пса он пре­вратил «в мразь».

В результате эксперимента доктор получил «исключительногопрохвоста», «хамаисвинью», человека с самым «паршивым» сердцем «из всех, которые только существуют в природе».

Профессор осознает, что нет смысла пытаться «ис­кусственно фабриковать Спиноз». Эксперименты над природой могут закончиться весьма драматично.

Рисуя историю преображения Шарика, Булгаков раскрывает проблему ответственности ученого за ре­зультаты его экспериментов, проблему права челове­ка на социальный эксперимент, на вмешательство в естественное, эволюционное развитие жизненного процесса. Писатель воплощает свою убежденность в предпочтительности естественного течения жизни пе­ред насильственным методом вторжения в нее. Булга­ков говорит о том, что сила самодовольного агрессив­ного невежества разрушительна.

Позволяя своему герою провести повторную опера­цию, писатель обращает внимание читателя на про­блему интеллигенции, утверждает право интеллиген­ции на борьбу за ее права.

Источник: http://5litra.ru/soch/305-smysl-dvuh-prevrascheniy-sharika-v-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce.html

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

    Повесть «Собачье сердце» написана М. Булгаковым в 1925 году, её сюжет основан на принципах научной фантастики. Первоначальное название было «Собачье счастье. Чудовищная история». Впервые автор прочел своё произведение на Никитинском субботнике.

Один из слушателей так оценил незаурядную дерзость повести: «Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему». Вскоре после этого в доме автора был произведен обыск, рукопись конфискована.

Повесть не увидела свет при жизни автора, она была опубликована много позже.

    «Собачье сердце» стало откликом Булгакова на культурную и социально-историческую ситуацию в советской России первой половины 20-х годов.

Научный эксперимент, изображенный в повести, — картина пролетарской революции и её результатов.

Булгаков поднимает многие вопросы: соотношение эволюции и революции, судьба интеллигенции, природа новой власти, но, кроме общеполитических тем, автора волнует проблема нравственности. 

    В «Собачьем сердце» сопоставлены разные слои общества: интеллигенция, которую олицетворяет автор эксперимента профессор Преображенский, и «новые» люди, рожденные революцией, представителем которых является Полиграф Шариков. Доктор Борменталь называет профессора Преображенского, чей скальпель «вызвал к жизни новую человеческую единицу», творцом, это слово имеет не только конкретно-бытовое значение, но и общекультурное. 

    Преображенский посягнул на роль создателя, Господа, пренебрег законами эволюции и «создал» человека, проведя чудовищный эксперимент.

Все, что происходило в этот период в России, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент — грандиозный по масштабам и более чем опасный.

Автор выражает свое отношение к этой ситуации: он не видит за Преображенским морального права принимать такую высокую роль!

    Профессор – светило науки, он и впрямь сделал уникальную операцию, пересадив псу человеческий гипофиз, тем самым «очеловечив» его.

Сам Преображенский, оценивая плоды своего опыта, считает его неудачным отнюдь не с научной, но с общечеловеческой и нравственной точек зрения, так как нарушены были естественные законы жизни. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «…

у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!». Шариков стал воплощением всех «страшных черт … народа». 

    Думавший о совершенствовании общества, Преображенский признаёт своё фиаско, в конце концов, утверждая: «Можно привить гипофиз Спинозы или ещё какого-нибудь такого лешего и соорудить из собаки чрезвычайно высоко стоящее, но на какого дьявола, спрашивается? Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно!.. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого. Доктор, человечество само заботится об этом и, в эволюционном порядке каждый год выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар». 

    Профессор видит недопустимость насильственного «переделывания», считая, что получившиеся субъекты несут опасность для социума, сея бездуховность, нравственную пустоту.

Шариков стал опасностью, угрозой для культуры, неся то общественное явление, которое носит зловещее название «разруха». «Разруха не в клозетах, а в головах»,- восклицает Преображенский, высмеивая большевистский режим.

Вот что бывает, когда власть получают субъекты, стоящие «на самой низшей ступени развития». 

    Приняв человеческий облик, Полиграф Полиграфович попадает в общий тон классовой ненависти пролетариата к буржуазии: ненавидит богатых, интеллигентных, образованных людей. Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. Булгаков провозглашает нравственную недопустимость подобных процессов в обществе, иначе оно обречено.

    Профессор признаёт свою ошибку и все «возвращает на места». «Если бы кто-нибудь разложил меня здесь и выпорол, — я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять!»- говорит он.

    Очень показательна юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова. Профессор предъявляет пса как доказательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил…

Это еще не значит быть человеком…». Это очень важные слова для понимания нравственного подтекста повести. Быть человеком – это не только бегать на двух ногах и говорить словами.

Чтобы быть человеком, нужно иметь моральные убеждения, нужно знать, что такое хорошо и что такое плохо.

     По мнению автора, в новом обществе к власти приходят рабы, власть они получили прежде культуры, образования, и результаты этой ошибки чудовищны. Человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. 

    Человек не хозяин в этом мире, у него нет абсолютного знания: он движется ощупью. Нарушение законов, как природных, так и нравственных (умышленное или нет — все равно!), может привести человечество к катастрофе.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/bulgakov-m-a/sobache-serdtse/1603-nravstvennaya-problematika-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdtse

Смысл повести Собачье сердце — сочинение по повести Булгакова Собачье сердце, — Сочинения по литературе

«НАСТОЯЩИЙ ПИСАТЕЛЬ — ТО ЖЕ, ЧТО ДРЕВНИЙ ПРОРОК: ОН ВИДИТ ЯСНЕЕ, ЧЕМ ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ» (А. П. ЧЕХОВ)

Смысл повести «Cобачье сердце»

(по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» бесспорно принадлежит к числу лучших в творчестве писателя. Определяющим в повести «Собачье сердце» является сатирический пафос (к середине 20-х годов М. Булгаков уже проявил себя как талантливый сатирик в рассказах, фельетонах, повестях «Дьяволиада «и «Роковые яйца»).

В «Собачьем сердце» писатель средствами сатиры обличает самодовольство, невежество и слепой догматизм иных представителей власти, возможность безбедного существования для «трудовых» элементов сомнительного происхождения, их нахрапистость и ощущение полной вседозволенности.

Взгляды писателя выпадали из русла общепринятых тогда, в 20-е годы. Однако в конечном итоге сатира М. Булгакова через осмеяние и отрицание определенных общественных пороков несла в себе утверждение непреходящих нравственных ценностей. Почему М.

Булгакову понадобилось вводить в повесть метаморфозу, делать пружиной интриги превращение собаки в человека? Если в Шарикове проявляются качества только Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Но на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, создает человека не в пробирке, а путем превращения из собаки. Доктор Борменталь — ученик и ассистент профессора, и, как и положено ассистенту, он ведет записи, фиксируя все этапы эксперимента. Перед нами строгий медицинский документ, в котором только факты. Однако вскоре эмоции, захлестывающие молодого ученого, начнут отражаться в изменении его почерка. В дневнике появляются предположения доктора о том, что происходит. Но, будучи профессионалом, Борменталь молод и полон оптимизма, у него нет опыта и проницательности учителя.

Какие же этапы становления проходит «новый человек», бывший недавно не то что никем, а собакой? Еще до полного превращения, 2 января, существо обругало своего создателя по матери, к Рождеству же его лексикон пополнился всеми бранными словами.

Читайте также:  Пояс эджворта-койпера и облако оорта

Первая осмысленная реакция человека на замечания создателя — «отлезь, гнида».

Доктор Борменталь выдвигает гипотезу о том, что «перед нами развернувшийся мозг Шарика», но мы-то знаем благодаря первой части повести, что ругани не было в собачьем мозгу, и принимаем скептически возможность «развить Шарика в очень высокую психическую личность», высказываемую профессором Преображенским.

К ругани добавляются курение (Шарик не любил табачного дыма); семечки; балалайка (и музыку Шарик не одобрял) — причем балалайка в любое время суток (свидетельство отношения к окружающим); неопрятность и безвкусица в одежде.

Развитие Шарикова стремительно: Филипп Филиппович утрачивает звание божества и превращается в «папашу». К этим качествам Шарикова присоединяются определенная мораль, точнее, аморальность («На учет возьмусь, а воевать — шиш с маслом»), пьянство, воровство. Венчают этот процесс превращения «из милейшего пса в мразь» донос на профессора, а затем и покушение на его жизнь.

Рассказывая о развитии Шарикова, автор подчеркивает в нем оставшиеся собачьи черты: привязанность к кухне, ненависть к котам, любовь к сытой, праздной жизни. Человек зубами ловит блох, в разговорах возмущенно лает и тявкает. Но не внешние проявления собачьей натуры тревожат обитателей квартиры на Пречистенке.

Наглость, казавшаяся милой и неопасной в псе, делается невыносимой в человеке, который своим хамством терроризирует всех жильцов дома, отнюдь не собираясь «учиться и стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом общества».

Его мораль иная: он не нэпман, следовательно, труженик и имеет право на все блага жизни: так Шариков разделяет пленительную для черни идею «все поделить». Шариков взял самые плохие, самые страшные качества и у собаки, и у человека.

Эксперимент привел к созданию монстра, который в своей низости и агрессивности не остановится ни перед подлостью, ни перед предательством, ни перед убийством; который понимает только силу, готовый, как всякий раб, отомстить всему, чему подчинялся, при первой возможности. Собака должна оставаться собакой, а человек — человеком.

Другой участник драматических событий в доме на Пречистенке — профессор Преображенский. Европейский знаменитый ученый занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор — представитель старой интеллигенции и исповедует старые принципы жизнеустройства.

Каждый, по мнению Филиппа Филипповича, в этом мире должен заниматься своим делом: в театре — петь, в больнице — оперировать, и тогда не будет никакой разрухи. Он справедливо считает, что достигнуть материального благополучия, жизненных благ, положения в обществе можно только трудом, знаниями и умениями.

Не происхождение делает человека человеком, а польза, которую он приносит обществу. Убеждение же не вбивают в головы противника дубиной: «Террором ничего поделать нельзя». Профессор не скрывает неприязни к новым порядкам, перевернувшим страну вверх дном и приведшим ее на грань катастрофы.

Он не может принять новых правил («все поделить», «кто был никем, тот станет всем»), лишающих истинных тружеников нормальных условий труда и быта.

Но европейское светило все-таки идет на компромисс с новой властью: он возвращает ей молодость, а она обеспечивает ему сносные условия существования и относительную независимость.

Встать в открытую оппозицию к новой власти — лишиться и квартиры, и возможности работать, а может, и жизни. Профессор сделал свой выбор. Чем-то этот выбор напоминает выбор Шарика. Образ профессора дан Булгаковым предельно иронично.

Для того чтобы обеспечить себя, Филипп Филиппович, похожий на французского рыцаря и короля, вынужден обслуживать подонков и развратников, хотя он и говорит доктору Борменталю, что делает это не ради денег, а из научных интересов.

Но, думая об улучшении человеческой породы, профессор Преображенский пока лишь преображает развратных стариков и продлевает им возможность вести распутную жизнь.

Всевластен профессор лишь для Шарика. Ученому гарантирована безопасность, пока он служит власть имущим, пока он нужен представителям власти, он может себе позволить открыто выражать нелюбовь к пролетариату, он защищен от пасквилей и доносов Шарикова и Швондера.

Но судьба его, как и судьба всей интеллигенции, пытающейся против палки бороться словом, угадана Булгаковым и предсказана в повести Вяземской: «Если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступались бы самым возмутительным образом лица, которых, я уверена, мы еще разъясним, вас следовало бы арестовать».

Профессора тревожит крушение культуры, проявляющееся в быту (история Калабуховского дома), в труде и ведущее к разрухе. Увы, слишком современны замечания Филиппа Филипповича о том, что разруха — в головах, что, когда каждый займется своим делом, закончится «разруха сама собой».

Получив неожиданный для себя результат эксперимента («перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание»), Филипп Филиппович пожинает его последствия.

Пытаясь воспитать Шарикова словом, он часто выходит из себя от его неслыханного хамства, срывается на крик (он выглядит беспомощным и комичным — он уже не убеждает, а приказывает, что вызывает еще большее сопротивление воспитанника), за что себя же и упрекает: «Надо все-таки сдерживать себя… Еще немного, он меня учить станет и будет совершенно прав. В руках не могу держать себя». Профессор не может работать, нервы его издерганы, и авторская ирония все чаще сменяется сочувствием.

Оказывается, легче провести сложнейшую операцию, чем перевоспитать (а не воспитать) уже сформировавшегося «человека», когда он не желает, не чувствует внутренней потребности жить так, как ему предлагают.

И опять невольно вспоминается судьба русской интеллигенции, подготовившей и практически свершившей социалистическую революцию, но как-то забывшей о том, что предстоит не воспитать, а перевоспитать миллионы людей, пытавшейся отстоять культуру, нравственность и заплатившей жизнью за иллюзии, воплощенные в действительности.

Получив из гипофиза вытяжку полового гормона, профессор не предположил, что гормонов в гипофизе множество. Недосмотр, просчет привели к рождению Шарикова. И преступление, от которого предостерегал ученый доктора Борменталя, все же совершилось, вопреки взглядам и убеждениям учителя.

Шариков, расчищая себе место под солнцем, не останавливается ни перед доносом, ни перед физическим устранением «благодетелей». Ученые вынуждены защищать уже не убеждения, а свою жизнь: «Шариков сам пригласил свою смерть. Он поднял левую руку и показал Филиппу Филипповичу обкусанный, с нестерпимым кошачьим запахом шиш. А затем правой рукой по адресу опасного Борменталя из кармана вынул револьвер».

Вынужденная самозащита, конечно, несколько смягчает в глазах автора и читателя ответственность ученых за смерть Шарикова, но мы в очередной раз убеждаемся, что жизнь никак не укладывается в какие-либо теоретические постулаты. Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию.

Но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности ученого за право на эксперимент. Любой эксперимент должен быть продуман до конца, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/smysl-povesti-sobache-serdtse-sochinenie-po-povesti-bulgakova-sobache-serdtse/

Сайт учителя русского языка и литературы Ермаковой О. А

Статистика
Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей:

Смысл финала повести «Собачье сердце»

В фантастической повести М.Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский вместе со своим учеником и ассистентом доктором Борменталем ставит грандиозный эксперимент: они искусственно создают человека, пересадив собаке гипофиз человека.

Не смотря на то, что это существо лишь на первый взгляд можно назвать человеком, поскольку нравственные, культурные и интеллектуальные его способности находятся в зачаточном состоянии, все равно, это огромный прорыв в мировой науке.

Открытием восхищаются и ученые, и общественность, но профессор ставит себе новую задачу — воспитать полноценного человека.

Оба ученых изо дня в день занимаются воспитанием Шарикова, но здесь их ждет полный провал. Как они ни старались, Шариков совершенно не поддается никакому воспитанию, он наглый хам и воплощение агрессивной бездуховности.

Шариков доволен собой и считает себя полноправным человеком, рьяно отстаивает свои права, но забывает о своих человеческих обязанностях, и даже не заботит себя соблюдением элементарных правил общежития.

Мало того, Шариков навязывает свои нравственные, если их так можно назвать, понятия другим.

Кроме того он органично вписался в тот социальный строй и пролетарское общество, которое профессор Преображенский тоже не мог принять.

Ему было непонятно, почему «пролетарии» вместо того, чтобы исполнять свои прямые обязанности, занимаются фетишизмом: «распевают песни и кричат лозунги. Зачем нужно было заколачивать парадный вход в его подъезде, и наконец, почему нужно ходить в грязных калошах по мраморной лестнице.

» В Шарикове отражаются все негативные качества этих новых в политике людей, часто неготовых к власти.

По моему мнению, финалом повести Булгаков хочет показать своё несогласие с революцией, порождавший, так называемую «разруху», которая, на самом деле, и есть тунеядство, леность и духовная неполноценность. Устами Преображенского Булгаков критикует формализм, некомпетентность и излишнюю заидеологизированность новой власти.

С проницательностью гения, предвидя грядущие грандиозные научные открытия, Булгаков ставит вопрос об ответственности ученого за его последствия. В своем развитии человечество нередко оказывается в такой ситуации, когда прогресс цивилизации может привести к фатальным последствиям.

Научно- технический прогресс, очень бурно развивавшийся в 20 веке, Принес много благ человечеству, но привел к большим экологическим проблемам. Альберт Эйнштейн в двадцатом веке изобрел ядерную бомбу, и говорят, что даже научился управлять временем, но увидев как люди стали использовать его изобретение, понял свою ошибку.

Люди еще просто были не готовы, и поэтому он унес собой тайну машины времени. Сейчас наука готова к клонированию человека, но ученых пугают возможные последствия таких операций, и поэтому развитие науки в этом направлении прекратилось.

Не всегда есть возможность все вернуть назад, как у Преображенского, поэтому нужно максимально просчитать все последствия заранее.

Источник: http://ermakovaolga.ucoz.ru/index/smysl_finala_povesti/0-60

Сочинение на тему: Смысл двух превращений в повести М. Булгакова «Собачье сердце». Высказывания

Все, о чем писал М. Булгаков, проходило через его сердце. Особенно волновали писателя насильственные преобразования, происходящие в обществе.

Эта тема рас­крывается в двух сатирических повестях Булгакова: «Ро­ковые яйца» и «Собачье сердце». Повесть «Собачье сердце» отличается оригинальнос­тью идеи.

Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевре­менным экспериментом.

Революцию можно сравнивать с операцией на живом организме. В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести — профессор Филипп Филиппович Преображен­ский — задумал улучшить саму природу: создать нового человека, пересадить собаке часть человеческого мозга.

И вот профессор свершает главное дело своей жиз­ни — уникальную операцию-эксперимент: он пересажи­вает псу Шарику человеческий гипофиз от скончавше­гося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судим три раза.

«Профессия — игра на балалайке по трак­тирам, маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь).

Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо — нелюдь, целиком унаследовавший «пролетарскую» сущность своего «пред­ка». Первое произнесенное им слово было «буржуи». А потом — ругань: «не толкайся!

«, «Подлец», «…слезай с подножки». Это был омерзительный «человек малень­кого роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие… Лоб поражал своей малой вы­шиной.

Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, «основой» которого был люмпен-пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чван­лив, агрессивен.

Конфликт между профессором Преобра­женским, его помощником доктором Борменталем и че­ловекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом.

«Человек у двери мутноватыми глазами погляды­вал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…

Читайте также:  Балаклавская бухта, крым

«; «Окурки на пол не бросать — в сотый раз про­шу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкара­уливаете. Смотрите!» — негодует профессор.

«Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выго­ворил он (Шариков)… Что вы мне жить не даете?» Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков ведет примитивно-паразитический образ жизни: днем большей частью спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что «в настоящее время каждый имеет свое право». Шариков наглеет с каждым днем.

К тому же он на­ходит союзника — управдома Швондера, который воспи­тывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную службу.

Люмпен Шариков инстинктивно «учуял» главное кре­до новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай все созданное, а также главный принцип Создавшегося так называемого социалистического обще­ства: всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело — общеизвестно. Шариков, поддер­живаемый Швондером, все более распоясывается, хули­ганит открыто.

Звездным же часом для Полиграф Полиграфовича явилась его «служба» в отделе чистки города от бродячих животных. Итак, булгаковский Шарик совершил головокружи­тельный прыжок: из бродячих собак — в санитары по очистке города от бродячих собак и кошек. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него от­сутствуют человеческие качества, кроме подлости, нена­висти, злобы.

Он нагло претендует на жилплощадь Пре­ображенского, «строчит» донос на профессора. На страницах повести хирургу-чародею удается вер­нуть собаке ее собачье обличье. Профессор понял: приро­да не терпит насилия над собой.

Булгаков в повести «Собачье сердце» не только посме­ялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, «кто был никем», стал «всем», но и показал, что может полу­читься в результате такой метаморфозы. Писатель пре­дупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества. Можно разрушить, но со­здать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

Предыдущее сообщение: Сочинение на тему: Интимная любовь Блока к России

Следующее сообщение: Сценарий детского дня рождения

Вы прочитали материал на тему: Сочинение на тему: Смысл двух превращений в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Источник: http://www.cka3ku.com/sochinenie-na-temu-smysl-dvux-prevrashhenij-v-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce/

Смысл повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» » Сочинение на EraInfo.ru

Михаил Булгаков – советский писатель и автор многих великолепных произведений 20-го века. Как и многие его произведения повесть «Сорбачье сердце» имело сложную судьбу.

Будучи написанным уже в 1925 году, свет оно увидело только в 1968 году, причем издано оно было за границей, в России же первое издание произошло в 1987 году, поскольку фактически полвека «Собачье сердце» называли жесткой карикатурой на существующий режим и политической сатирой на Сталина.

<\p>

В центре повести из девяти частей судьба дворового пса Шарика, который благодаря достижениям современной науки обретает человеческое лицо Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Все произведение проникнуто «двойной жизнью» главного героя: собаки в человеческой шкуре и наоборот.

Холодная зимняя ночь рисует скулящего в подворотне. Но пес совершенно необычный, автор наделяет его сообразительностью, рассудительностью, почти человеческой мудростью и представлениями о жизни, мире и происходящими событиями. Пес повествует о судьбах людей, которые его окружают. Но инстинкты берут свое и вслед за куском колбасы, Шарик обретает теплый дом профессора Преображенского.

Профессор Филипп Филиппович Преображенский, незаурядный хирург, который достиг прекрасных результатов в практическом омоложении. Разрабатывая исследования, он решается на небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками. С этого момента жизнь пса Шарика начала меняться с небывалой быстротой.

Пес не просто остался жив, он обрел новую жизнь. По дневниковым медицинским записям читатель прослеживает все метаморфозы перерождения собаки в человека: от постепенного выпадения шерсти до прямохождения и человеческой речи.

Однако светило науки профессор Преображенский очень скоро начал жалеть о сделанной операции.

С Шариковым происходило не только физическое, но и психологическое очеловечивание, — он унаследовал от своего донора — вора и алкоголика и все пагубные привычки: нецензурную брань, страсть к водке, воровству, женскому полу, кабацким застольям, тщеславию и рассуждениям о пролетарской идее. Для повышения своего социального статуса обновленный Шарик устраивается в отдел очистки города от бездомных животных на руководящую должность.

Профессор и его помощник Борменталь сокрушаются над результатами, приходя к выводу, что произведенная операция приводит не к омоложению, а к полному очеловечиванию, «причем созданная особь весьма похожая – по характеру, привычкам, поступкам – на того, чей гипофиз был взят.

Попытки хоть как-то перевоспитать Шарикова, привить его облику хоть что-то от человека культурного ни к чему не приводят. Тогда профессор приходит к единственному выводу: вернуть ситуацию на круги своя.

После очередной операции Шариков начинает вновь обрастать шерстью, речь меняется на лай и вскоре становится обычным псом.

Фантастическое, присутствующее на страницах повети “Собачье сердце” помогает Булгакову острее и ярче показать те явления, максимально огрубить совершенства окружающего мира.

Сатирический талант писателя в отечественной литературе ХХ века многие признавали довольно опасным оружием.

Источник: http://erainfo.ru/smysl-povesti-mixaila-bulgakova-sobache-serdce/

Готовые школьные сочинения

Авг 19 2010

Сочинение по повести М. Булгакова «Собачье сердце»

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно назвать пророческой.

В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития, будь то природа или общество.

На примере провала эксперимента профессора Преображенского М. Булгаков пытался сказать в далекие 20-е годы, что страну необходимо возвратить, по возможности, в ее прежнее естественное состояние.

Почему же эксперимент гениального профессора мы называем неудачным? С научной точки зрения этот опыт, напротив, весьма успешный.

Профессор Преображенский совершает уникальную операцию: пересаживает псу человеческий гипофиз от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины двадцати восьми лет. Человек этот — Клим Петрович Чугункин.

Булгаков дает ему краткую, но емкую характеристику: «Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена 1(алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной».

И что же? В появившемся в результате научного эксперимента существе задатки вечно голодного уличного пса Шарика соединяются с качествами алкоголика и уголовника Клима Чугункина. И нет ничего удивительного в том, что первыми произнесенными им словами была ругань, а первое «приличное» слово — «буржуи».

Научный результат получился неожиданным и уникальным, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора Преображенского в результате операции тип, «маленького роста и несимпатичной наружности», перевернул отлаженный быт этого дома. Он ведет себя вызывающе грубо, самонадеянно и нагло.

Новоявленный Полиграф Полиграфович Шариков надевает лакированные ботинки и галстук ядовитого цвета, его костюм грязный, неопрятный, безвкусный.

При помощи домкома Швондера он прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену.

Он считает, что повышает свой идейный уровень: читает книгу, рекомендованную Щвондером, — переписку Энгельса с Каутским. И даже делает по поводу переписки критические замечания…

С точки зрения профессора Преображенского — все это жалкие потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. Но с точки зрения Швондера и ему подобных Шариков является вполне подходящим для того общества, которое они создают.

Шарикова даже взяли на работу в государственное учреждение. Для него же стать хоть и небольшим, но начальником — значит преобразиться внешне, получить власть над людьми.

Теперь он одет в кожаную куртку и сапоги, ездит на государственной машине, распоряжается судьбой девушки-секретарши. Его наглость становится беспредельной.

Целыми днями в доме профессора слышны нецензурная брань и балалаечное треньканье; Шариков является домой пьяным, пристает к женщинам, ломает и крушит все вокруг. Он становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.

Профессор Преображенский и Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Из возможных культурных мероприятий Шарикову нравится только цирк, а театр он называет контрреволюцией. В ответ же на требования Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме.

Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков -: это скорее неудача, чем удача профессора Преображенского.

Он и сам понимает это: «Старый осел… Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в rtca. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы, предупреждает Булгаков.

Своей повестью «Собачье сердце» Михаил Булгаков говорит, что свершившаяся в России революция — это не результат естественного социально-экономического и духовного развития общества, а безответственный эксперимент.

Именно так воспринимал Булгаков все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма. Писатель протестует против попыток создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия методами.

А к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептически. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Сочинение по повести М. Булгакова «Собачье сердце» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/sochinenie-po-povesti-m-bulgakova-sobache-serdce/

Ссылка на основную публикацию