Сочинение на тему: «лишние люди» в русской литературе

Сочинение на тему: Лишний человек в русской литературе

Почти одновременно с людьми типа Чацкого в русском обществе вызревал новый тип, новый герой времени, который стал доминирующим в последекабристскую эпоху. Этот тип человека с легкой руки Белинского принято называть типом “лишнего человека”.

В русской литературе выстраивается длинный ряд таких героев: Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин, Обломов и некоторые другие. У названных героев есть как общие черты, так и отличия.

К общим свойствам типа отно­сится прежде всего происхождение: все названные герои – дворяне, причем достаточно обеспеченные, чтобы не иметь необходимости зарабатывать на жизнь. Во-вторых, это люди незаурядные, одаренные от природы умом, талантом, душой.

Они не вписываются в обычную жизнь дворянства своего времени, тяготятся бесцельной и бессмысленной жизнью и стараются найти для себя дело, которое бы позволило им рас­крыться. Но в-третьих, все герои по разным причинам так и остаются “лишними”, их богато одаренные натуры не находят применения в обществе.

Белинский считал, что в появлении “лишних людей” повинно общество, его социальная и поли­тическая организация, поскольку самодержавно-крепостни­ческому государству не нужны люди с чувством, умом, ини­циативой. Добролюбов отметил другую сторону проблемы – субъективную: сами герои носят в себе такие свойства, кото­рые исключают их плодотворную деятельность на

благо об­щества: они, как правило, безвольны, не приучены к труду, избалованы праздной жизнью и ленью и поэтому предпочи­тают предаваться мечтам, а не приниматься энергично за ка­кое-либо полезное дело.

Отвлекаясь от социального смысла типа “лишних людей”, можно заметить и еще одну важную черту сходства между ними: все они так или иначе ищут свое предназначение, мучаются своим бездействием, но и делать ничего не могут, так как не знают наверняка, во имя чего дей­ствовать.

В большинстве своем это более или менее трагиче­ские характеры, люди, не нашедшие своего счастья, хотя в их эволюции все более проступают и черты комического, что от­четливо видно, например, в образе Обломова.

При всей схожести герои эти все же разные, и общее для всех состояние неудовлетворенности вызывается не совсем одинаковыми причинами и у каждого имеет своеобразную ок­раску. Так, Онегин – наиболее, вероятно, трагическая фигу­ра – испытывает холодную скуку и “хандру”.

Пресытившись светской жизнью, устав от любовных приключений, не найдя ничего хорошего в деревне, оторванный от национальных кор­ней, он уже и не ищет смысла существования, цели в жизни, поскольку твердо убежден, что такой цели нет и быть не может, жизнь изначально бессмысленна и суть ее – скука и пресыще­ние.

Онегин, “убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов, / Томясь в бездействии досу­га / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел”. “Русская хандра” Онегина – тяжелый “немногих доброволь­ный крест”.

Он не есть, вопреки мнению Татьяны, “пародия”, нет, его чувство разочарованности искренне, глубоко и тяжело для него самого. Он и рад бы пробудиться к деятельной жизни, но не может, в двадцать шесть лет чувствуя себя глубоким ста­риком.

Можно сказать, что Онегин все время балансирует на грани самоубийства, но и этот выход заказан ему все той же ле­нью, хотя, без сомнения, смерть он встретил бы с облегчением. В лице Онегина перед нами трагедия человека, который еще все может, но уже ничего не хочет.

И “…мыслит, грустью отума­нен: Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, Как этот бедный откупщик? Зачем, как тульский заседатель, Я не лежу в параличе? Зачем не чувствую в плече Хоть ревматиз­ма? – ах, создатель, Я молод, жизнь во мне крепка; чего мне ждать? тоска, тоска!..” (“Отрывки из путешествия Онегина”).

Совсем не то – лермонтовский Печорин. Как и лириче­ский герой поэзии Лермонтова, Печорин неистово хочет жить, но именно жить, а не прозябать. Жить – то есть совершать не­что великое, но что именно? Ии одна цель не кажется Печорину бесспорной, любая ценность возбуждает сомнения.

Метания Печорина – это, по сути, поиск чего-то такого, что сам герой с чистой совестью мог бы поставить выше себя самого, своей личности и своей свободы. Но это “что-то” оказывается неуло­вимым, заставляя Печорина вообще сомневаться в существова­нии надличностных ценностей и выше всего ставить самого се­бя.

И все же с горечью думает Печорин о том, что “верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения”.

Идейно­нравственные поиски Печорина носят трагический характер, поскольку самим устройством вещей обречены на неудачу, но сам он внутренне характер далеко не трагический, а, напротив, романтический и героический. Попади Печорин в соответст­вующую обстановку, вдохновись какой-нибудь великой целью – и он, несомненно, совершил бы героическое деяние.

Он не Онегин, который холоден и которому скучно жить везде; Печо­рин горяч, и скучно жить ему только той мелкой и суетной жизнью, которую он принужден вести, а иной ему не дано… Из всех “лишних людей” Печорин в наибольшей степени наделен энергией действия, он, так сказать, наименее “лишний”.

В дальнейшем происходит деградация типа “лишнего чело­века”, в нем все более проявляются черты вялости, апатии, без­волия, неспособности что-либо делать. Тургеневский Рудин еще ищет себе дело, говорит о необходимости высокой общест­венной деятельности, хотя и полагает, что в то время, в которое он живет, “хорошее слово – тоже Дело”.

А вот гончаровский Илья Ильич Обломов уже и не помышляет ни о какой-либо деятельности, и лишь любовь к Ольге Ильинской способна стронуть его с уютного дивана, да и то, в сущности, ненадолго. Обломов, ставший типом огромного обобщающего значения, подпел черту, по мысли Добролюбова, под развитием типа “лишнего человека” в русской литературе.

В Обломове еще со­хранились положительные свойства, столь высоко ценимые русскими писателями, – тонко чувствующая душа, незауряд­ный ум, нежность чувства и др. – но инертность, “обломов­щина” сводит эти качества на нет, и говорить об Обломове как о герое времени, пожалуй, не приходится.

Тем более что в сере­дине XIX века на русскую историческую сцену вышел новый тип, герой нового времени – разночинец-демократ.

Глоссарий:

  • сочинение на тему лишний человек
  • тема лишнего человека в русской литературе
  • сочинение лишний человек

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-lishnij-chelovek-v-russkoj-literature/

«Лишний человек в истории русской литературы»

В литературоведении, как и в любой другой науке, существуют различные классификации. Многие из них относятся к литературным героям. Так, в русской литературе выделяется, например, «тургеневский тип девушки» и т. д.

Но самой известной и многочисленной группой героев являются, наверное, «лишние люди». Этот термин применяется чаще всего к литературным героям 19 века.

Кто же такой «лишний человек»? Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой (мужчина), который в силу различных причин (как внешних, так и внутренних) не смог реализовать себя, свои возможности. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее.

Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически: он погибает или умирает во цвете лет.

Родоначальником типа «лишних людей» в русской литературе считается Евгений Онегин из одноименного романа А. С. Пушкина. По своему потенциалу Онегин — один из лучших людей своего времени. Он имеет острый и проницательный ум, широкую эрудицию (интересовался философией, астрономией, медициной, историей и т. д.) Онегин спорит с Ленским о религии, науке, нравственности.

Этот герой даже стремится сделать что-то реальное. Например, он пытался облегчить участь своим крестьянам («Ярем он барщины старинной оброком легким заменил»). Но все это долгое время пропадало впустую. Онегин лишь прожигал свою жизнь, Но это очень скоро ему наскучило. Дурное влияние светского Петербурга, где герой родился и вырос, не позволяло Онегину раскрыться.

Он не совершал ничего полезного не только для общества, но и для себя. Герой был несчастен: он не умел любить и по большому счету ничто не могло заинтересовать его. Но на протяжении романа Онегин меняется. Мне кажется, что это единственный случай, когда автор оставляет «лишнему человеку» надежду. Как и все у Пушкина, открытый финал романа оптимистичен.

Писатель оставляет своему герою надежду на возрождение.

Следующим представителем типа «лишних людей» является Григорий Александрович Печорин из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В этом герое отразилась характерная черта жизни общества 30-ых годов 19 века — развитие общественного и личностного самосознания. Поэтому герой, первый в русской литературе, сам пытается понять причины своего несчастья, своей отличности от других.

Безусловно, Печорин обладает огромными личностными силами. Он во многом одарен и даже талантлив. Но и он не находит применения своим силам. Как и Онегин, Печорин в молодости пускался во все тяжкие: светские кутежи, страсти, романы. Но как непустой человек, герою очень скоро все это наскучило. Печорин понимает, что светское общество губит, иссушает, убивает в человеке душу и сердце.

В чем же причина жизненной неприкаянности этого героя? Он не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Печорин не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что герою остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Галерею «лишних людей» в русской литературе продолжает Владимир Бельтов — герой романа А. И. Герцена «Кто виноват?» Это дворянин, получивший прекрасное образование и воспитание.

Автор так описывает своего героя: «он был так благороден, что-то такое прямое, открытое, доверчивое было в нем, что смотрящему на него становилось отрадно для себя и грустно за него». Действительно, воспитание Бельтова было совершенно оторвано от жизни.

Герой видел мир сквозь розовые очки, сквозь идеалы Руссо и своего швейцарского гувернера. Он пытался заняться многим, но ничто его не удовлетворяло в жизни. Он слишком много размышлял и сомневался. Можно сказать, что этот герой трусит перед жизнью, поэтому он никогда не найдет в ней свое место.

В итоге герой потерял свою любовь, не нашел себе достойного применения. Он уезжает путешествовать, так как более ни на что не годен.

Следующими в веренице «лишних людей» выступают герои И. С. Тургенева. В первую очередь, это Рудин — основной персонаж одноименного романа. Его мировоззрение сложилось под влиянием философских кружков 30-ых годов 19 века. Рудин видит смысл своей жизни в служении высоким идеалам.

Этот герой — великолепный оратор, он способен вести за собой, зажигать сердца людей. Но автор постоянно проверяет Рудина «на прочность», на жизнеспособность. Герой этих проверок не выдерживает. Выясняется, что Рудин способен только говорить, реализовать на деле свои мысли и идеалы он не может.

Герой не знает реальной жизни, не может оценить обстоятельства и свои силы. Поэтому и он оказывается «не у дел».

Евгений Васильевич Базаров выбивается из этого стройного ряда героев. Он не дворянин, а разночинец. Ему пришлось, в отличие от всех предыдущих героев, бороться за свою жизнь, за свое образование. Базаров прекрасно знает реальность, бытовую сторону жизни. Он имеет свою «идею» и осуществляет ее, как может.

Кроме того, безусловно, Базаров — очень мощный в интеллектуальном плане человек, он обладает большими возможностями. Но дело в том, что сама идея, которой служит герой, ошибочна и губительна. Тургенев показывает, что невозможно все разрушить, ничего не построив взамен. Кроме того, этот герой, как и все другие «лишние люди», не живет жизнью сердца.

Он отдает весь свой потенциал на умственную деятельность.

Но человек — существо эмоциональное, существо, имеющее душу. Если человек умеет любить, то есть большая вероятность, что он будет счастлив. Ни один герой из галереи «лишних людей» не счастлив в любви. Это о многом говорит. Все они боятся любить, боятся или не могут примириться с окружающей действительностью.

Все это очень печально, потому что делает этих людей несчастными. Пропадают зря огромные душевные силы этих героев, их интеллектуальный потенциал. О нежизнеспособности «лишних людей» говорит то, что часто они безвременно умирают (Печорин, Базаров) или прозябают, растрачивая себя впустую (Бельтов, Рудин). Лишь Пушкин дает своему герою надежду на возрождение.

И это вселяет оптимизм. Значит есть выход, есть путь к спасению. Я думаю, что он всегда внутри личности, нужно лишь найти в себе силы.

Источник: https://www.allsoch.ru/sochineniya/5729

Лишние люди в русской литературе | Литерагуру

(369 слов) История появления лишнего человека началась примерно так: романтический герой, одинокий и непонятый обществом, вдруг помещается авторами в реальность. Восхищаться романтиком больше некому, душевные терзания одиночки уже никого не прельщали. Осознав это, писатели решили показать истинную сущность былого героя.

Кто же они такие? Люди больших возможностей, которые никак не могут найти применение своим талантам. Не видя перспективы, они за праздными развлечениями пытаются избежать скуки. Легче не становится, их тянет к саморазрушению: к дуэлям и азартным играм.

Читайте также:  Саргассово море и угри

При этом ничего не предпринимают. Некоторые исследователи считают первым представителем «лишних людей» Александра Чацкого из пьесы Грибоедова «Горе от ума».

Он не желает мириться с пережитками, однако за всё действие пьесы дворянин красноречив, но не деятелен.

Ярчайшим представителем «лишних людей» считается пушкинский Евгений Онегин. Образованный молодой дворянин, избалованный светским обществом, не знает, чего он хочет от жизни. Даже отказавшись от праздности, он не доводил ни одного дела до конца.

Мы видим лишнего человека в любви, дружбе, где он тоже несчастен. Белинский писал, что «Евгений Онегин» — это «поэтически воспроизведённая картина русского общества». Усталые и разочарованные дворяне были заметным явлением николаевской России.

«А как же Печорин, Обломов, Базаров?» —  можете спросить вы. Безусловно, их тоже относят к типу «лишних людей», но каждый из них имеет свои особенности. Например, Григорий Печорин из романа Лермонтова «Герой нашего времени» умен, склонен к рефлексии, но не может реализовать себя ни в жизни. Он тоже склонен к саморазрушению.

Но, в отличие от Онегина, он ищет причины своего страдания. Илья Обломов, герой романа Гончарова, — добросердечный, способный на любовь и дружбу. Его сильно отличает от других представителей то, что он – вялый и апатичный домосед.

Поэтому исследователи считают, что образ Обломова – кульминационная точка развития типа «лишних людей». С героем романа Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым всё не так просто, ведь он не является дворянином. Сказать, что у него нет цели в жизни тоже нельзя – он занят наукой.

Но Базаров не находит своего места в обществе, отвергает всё старое, не имея представления, что создать взамен, что позволяет отнести его к лишним людям.

Любопытно, что именно «лишние люди» стали самыми запоминающимися героями русской литературы. Произошло это благодаря тому, что авторы показывали душу отдельного человека, его мотивы, пороки, без просветительских, морализаторских установок. Произведения стали похожи на психологический анализ, а это уже подготовило читателей к будущему русскому реализму.

Источник: https://LiteraGuru.ru/lishnie-lyudi-v-russkoj-literature/

Сочинение на тему «Лишние» люди Онегин и Печорин

Пропустить и перейти к содержимому

Пушкин и Лермонтов первые из русских писателей решились написать романы, настоящие романы, где главные герои борются с окружающим их обществом, ищут свою вторую половинку (друга, друзей), которая бы полностью понимают их, но, к сожалению, не находят.

По складу своего характера, моральным силам, способностям и развитию Онегин и Печорин на уровень выше окружающего их социума. Однако они не могут найти применения их преимуществам. Именно поэтому их смело можно назвать «лишними» людьми.

«Лишний» человек, по словам Герцена, — человек, который «никогда не станет на сторону правительства, но никогда не сумеет встать на сторону народа».

Пушкин практически с начала творчества (1817-1820) носил в себе идею показать в герое какого-нибудь из произведений «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения».

Первая попытка воплощения данной идеи в жизнь: поэма «Кавказский пленник». Однако, как признавался сам автор, попытка эта потерпела крах. Зато роман «Евгений Онегин» — полностью реализовал намеченную цель.

Евгений Онегин стал глубоко типичным образом.

Онегин, Печорин разочарованы во всем: жизни, любви, дружбе, счастье. Они не могут найти своего места в жизни, потому что давно насытились любовью, она уже «плещет» через край, поэтому играют сердцами барышень так, как будто меняют перчатки.

Да, пушкинский Онегин очень похож на лермонтовского Печорина. Оба получили светское образование, умели прекрасно танцевать, могли «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка».

Онегин — сын помещика, разорившегося из-за проведения многочисленных балов, воспитанный по всем обычаям современного ему мира.

Онегина не радовала, не прельщала светская жизнь. Он считал, что жизнь помещика или чиновника не для него. Но обвинить именно его в этом нельзя: вина заложена в мире его воспитавшем, т.е. из-за условий в обществе. Например, Белинский говорил, что Онегин не принес никакой пользы для общества «по некоторым неотвратительным и не от нашей воли зависящим обстоятельствам».

Онегин — «страдающий эгоист», «эгоист поневоле», он «метается» от одного круга общества к другому (от высшего к низшему), но нигде не находит понимания. Белинский считал, что Онегин «был не из числа обыкновенных людей».

А Пушкин сам показывает нам, что скука Онегина прямой результат отсутствия его причастия к общественно-полезному делу. И с этими двумя утверждениями я согласна.

Потому что, как бы Онегин не пытался сделать что-нибудь полезное, хорошее для общества (в частности для крестьян), это не приносило ему ничего хорошего. А даже наоборот: соседние помещики ополчились против него, при этом клевеща на него.

Трагична судьба Евгения — никто его не понимает, поэтому он не может войти ни в светское общество, ни в деревенское. В этом же состоит проблема и Печорина. Он, так же одинок, как и Евгений Онегин. Но есть и одно различие между этими двумя персонажами, и это вовсе не то что их судьбы были раскрыты в двух разных произведениях.

Различие между Печориным и Онегиным заключено в том, что Григорий Александрович стремиться к плодотворной деятельности. Он знает, как силен, и хочет применить эту силу в жизнь.

Обо всем этом мы узнаем из его дневника, где он писал: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? Верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но, к сожалению, возможности применить эту силу у него не было, а если и было, то очень-очень мало.

И, наверное, именно поэтому они растрачиваются на мелкие приключения. У него очень тяжелый рок, потому что там, где он только не появляется, случаются трагедии.

Такое ощущение, что Печорин — разносчик несчастий, потому что почти каждый неприятный инцидент, если не напрямую, то косвенно, связан с ним.

Так во второй главе разочаровывается в дружбе Максим Максимыч, а в «Тамани» контрабандистам приходится покинуть свой дом, в части «Княжна Мери» утрачивает надежду на счастье Вера, а Мери вообще остается с разбитым сердцем.

Не мало смертей сопровождают Печорина на жизненном пути: Грушницкий, Бэла, Вулич.
Печорин это все прекрасно знает и понимает, и упрекает себя за невольно выбранную ему «роль топора».

«Печорин Лермонтова… — это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печерою» … — говорил Белинский. И я с этими словами согласна.

И думаю, что без Онегина не было бы и Печорина, так же, как и маленькой веточки без могучего древа. Печорин, аналогично Онегину, невольно становится «лишним» человеком для светского общества и всего мира в целом.

Но Печорин, в отличие от Евгения, не может найти себя не только на светских раутах, но и в революционно-демократической среде.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 400 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Он вырос и развился как человек в 30-е годы XIX века. Кажется, что человек такого склада ума, характера, человек, обладающий таким живым умом и сильной волей, должен бороться наравне с Белинским и Герценом.

Но этого не происходит.

Печорин, в отличие от них, не смог пожертвовать собой, своей жизнью, но не смог направить все имеющиеся у него силы и способности на борьбу с существующим общественным и политическим строем.

«Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» — ярчайшие художественные произведения своей эпохи, главные герои которых олицетворяют для нас бесполезность попыток обыкновенной жизни в обществе, при этом оставаясь свободными от его нравов.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/01/lishnie-ljudi-onegin-i-pechorin.html

Лишний человек в повестях тургенева

«Лишние люди» в произведениях И. С. Тургенева

Под определением «лишний человек» в русской литературе подразумевается некий социально-психологический тип, главными чертами характера которого можно назвать неудовлетворенность, душевную усталость, тоску и разочарование во всем, что может предложить жизнь.

«Лишний человек», как правило, не может найти себе места в обществе: светские развлечения навевают на него только скуку; он не видит смысла в государственной службе, где основной добродетелью можно назвать чинопочитание; не видит также смысла и в любви. Возникновением этого термина литература обязана И. С.

Тургеневу — автору «Дневника лишнего человека» (1850).

Критик В. Г. Белинский в своей статье, посвященной роману А. С.

Пушкина «Евгений Онегин», пишет о «лишних людях», что они «часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами; обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют.

Это зависит не от них самих; тут есть fatum, заключающийся в действительности, которою окружены они, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться».

Пушкин в «Евгении Онегине» развивает образ «скучающего» человека дворянского происхождения, не просто пресыщенного, а неудовлетворенного жизнью, не способного реализоваться, находящего в разладе и с обществом, и с самим собой. Именно так в литературе родился образ «лишнего человека», который позже будет разработан М. Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», а также И. С. Тургеневым в повести «Ася» и романе «Отцы и дети».

Герцен в статье «Very dangerous!!!», опубликованной в журнале «Колокол» в 1859 году, писал: «Онегины и Печорины были совершенно истинны, выражали действительную скорбь и разорванность тогдашней русской жизни.

Печальный рок лишнего, потерянного человека только потому, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах. […] Но время Онегиных и Печориных прошло. Теперь в России нет лишних людей, теперь, напротив, к этим огромным запашкам рук недостает.

Кто теперь не найдет дела, тому пенять не на кого, тот в самом деле пустой человек, свищ или лентяй». То есть изменение исторических условий требовало и изменения в умах общественности.

Если раньше люди, которые не могли найти себе место в обществе, были как бы своеобразным упреком этому обществу, то в 50-е и 60-е годы, во время подъема социально-демократических сил и предреволюционного ажиотажа в России, реальность требовала активных, мыслящих, неординарных, а главное идейных и одновременно деятельных людей.

На фоне этих новых исторических условий, накануне важнейших преобразований в устройстве страны Тургенев пишет роман «Отцы и дети» и повесть «Ася», где прекрасно раскрывает образы «лишних людей» и их несостоятельность.

В обоих героях повести «Ася» (в Гагине и в Н. Н.) читатель может с легкостью разглядеть черты, которые уже встречались в образах Онегина, Печорина и Павла Петровича Кирсанова. Это люди образованные, светские, но неспособные себя реализовать, люди с каким-то внутренним изъяном.

«Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара», — говорит Н. Н. о Гагине. Тургенев с непревзойденным мастерством изобразил черты «лишнего человека» в этом художнике, у которого нет ни одного завершенного произведения. Также очень характерен эпизод, когда Гагин и Н. Н.

собрались — один на этюды, второй — читать, а вместо этого «довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать».

История любви Н. Н. к Асе прекрасно характеризует его как лишнего человека: он не решается полюбить Асю, думает, что не сможет связать свою жизнь с семнадцатилетней девочкой «с ее-то нравом», боится принять важное решение и ответственность за него.

Сравнивая Н. Н. с другими «лишними» литературными героями, наверное, можно провести аналогию с Онегиным, но Евгений хотя бы не любил Татьяну, в отличие от Н. Н., который уже на склоне лет говорил: «… чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось».

Критик Н. Г. Чернышевский отреагировал на появление повести «Ася» статьей «Русский человек на rendez-vous», в которой полностью раскритиковал поведение и образ мыслей главного героя — Н. Н.

Читайте также:  Марина цветаева "идешь, на меня похожий...": анализ стихотворения

Так как статья Чернышевского писалась в преддверии серьезнейших общественных преобразований, во время, когда революционные демократы ожидали народной революции, она являет собой письмо во многом категоричное.

Критик понимал, что Тургенев, по его же словам, рисовал образы «лучших из дворян», но, несмотря на это, осознавал, что они, не способные на масштабные общественные действия, спасуют в решительную минуту, что они не готовы взяться за преобразование национального будущего, ибо боятся ответственности.

Образ лишнего человека в романе «Отцы и дети» воплотился в Павле Кирсанове, который и «принсипами», и историей жизни очень схож с «лишними людьми», которых читатель уже встречал на страницах «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени»: недаром Базаров называет его «архаическим явлением» в четвертой главе. Кирсанов отказался от карьеры ради женщины, несмотря на увещевания сослуживцев и начальства; десять лет гонялся за «непонятной, почти бессмысленной», загадочной, как сфинкс, княгиней Р. Когда же он узнал о ее кончине, то перестал появляться в свете, уехал жить в деревню, где «жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы». Старший Кирсанов, в отличие от своего брата, не интересовался жизнью молодежи, новыми течениями в общественной жизни страны, не стремился сближаться с представителями нового поколения, позволяя им «считать его гордецом».

Кирсанов глубоко убежден, что «аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди», он также считает, что английские аристократы, которых он, судя по всему, считает эталонными, «не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее». Согласно его воззрениям, нормы морали, созданные аристократами, диктуют жизненные принципы всему человечеству.

Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что его принципы никак не соотносятся с его делами: жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности и раздумьях.

Тургенев считал, что «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни, есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями», был уверен, что поэт должен быть «психологом, но тайным, он должен знать и чувствовать нормы явлений, но представлять только самые явления — в их расцвете или увядании». Поэтому он очень редко позволял себе конкретную авторскую оценку действия, персонажа или явления, позволил ее себе, пожалуй, только один раз, говоря о Павле Петровиче после дуэли: «… красивая, исхудалая голова лежала на белой подушке, как голова мертвеца. да он и был мертвец». Понимать это следует как констатацию того, что уже произошла смена понятий, что эпоха старшего Кирсанова заканчивается. То, что он вскоре после дуэли «уехал из Москвы за границу», подчеркивает тот факт, что он сам понимал свою ненужность в родной стране, понимал, что жизнь продолжается помимо него, она ему тяжела, «тяжелей, чем он сам подозревает», хотя, как ему казалось, он помнил о своих корнях, так как «на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Не случайно в своем напутствии близким он вспоминает о прощании «навсегда».

Здесь искали:

  • лишние люди как типическое явление русской жтзни тургенев
  • тургенев ввкл образ обычного человека

Источник: http://sochineniye.ru/lishnij-chelovek-v-povestyah-turgeneva/

Образ Печорина — продолжение темы «лишние люди» в русской литературе

Образ Печорина — продолжение темы «лишние люди» в русской литературе.Писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего со­временника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои иде­алы.

Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе «Евге­ний Онегин» запечатлел молодого человека 1820-х годов: умного, не­удовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы.

Общество еще не успело осознать значение романа в стихах Пуш­кина, не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, молодой человек, пред­ставляющий поколение 30-х годов XIX века.

И опять та же судьба, тра­гическая, неординарная.

Страстное стремление героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.

Онегин и Печорин — «лишние люди», а значит есть и другие, их антиподы. Вслед за ними в литературе появляется целая галерея героев своего времени: тургеневский Базаров, натура совершенно противопо­ложная Онегину и Печорину, Андрей Болконский и Пьер Безухов — лучшие представители передового дворянства из романа Л. Толстого «Война и мир».

Все они заняли достойное место в русской литературе. Почему же до сих пор споры об Онегине и Печорине очень злободневны, хотя образ жиз­ни в настоящее время совершенно другой? На мой взгляд, ответ на этот вопрос очень прост: смысл человеческого существования волнует всех, не­зависимо от того, в какое время мы живем, о чем думаем и мечтаем.

На мой взгляд, Печорин больше похож на Лермонтова, чем Онегин на Пушкина. Мятежная натура Печорина отказывается от радостей и душевного спокойствия. Этот герой вечно «просит бури».

Его натура слишком богата страстями и мыслями, слишком свободна, чтобы до­вольствоваться малым и не требовать от мира больших чувств, событий, ощущений.

Самоанализ необходим современному человеку, чтобы вер­но соотнести свою судьбу и предназначение с настоящей жизнью, что­бы понять свое место в этом мире. Отсутствие убеждений — настоящая трагедия для героя и его поколения.

Страсть противоречить самому себе воспиталась под влиянием великого раскола русской жизни на сторонников прогресса и ретрог­радов. В «Журнале Печорина» открывается живая, сложная, богатая аналитическая работа разума.

Это доказывает нам не только то, что главный герой — фигура типичная, но и то, что в России существует молодежь, которая трагически одинока. Печорин причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убеждений.

Он говорит: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага че­ловечества, ни даже для собственного нашего счастья».

Эта же мысль повторяется у Лермонтова и в стихотворении «Дума»:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит,

Как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Роман «Герой нашего времени» издавался при жизни автора всего один раз. Каждому истинно русскому человеку становится не по себе от мысли, что М. Ю. Лермонтов рано ушел из жизни. Решая нравственную проблему цели жизни, главный герой его романа Григорий Печорин не смог найти применения своим способностям.

«Зачем я жил? Для какой цели я родился… А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные», — пишет он. В этой неудовлетво­ренности собой и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям.

Он равнодушен к их переживаниям, поэтому он, не задумыва­ясь, коверкает чужие судьбы.

Пушкину не довелось прочесть роман о Печорине, но, казалось по другому поводу, а все же довольно точно он высказался и об этом романе тоже.

Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь «отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой».

Таким увидел свое поколение Лермонтов. Таким, уверенные в точности суждений Лермонтова, знаем его и мы.

Источник: https://prepodka.net/obraz-pechorina-prodolzhenie-temy-lishnie-lyudi-v-russkoj-literature/

Лишний человек в произведениях русских писателей 19 века

Р Е Ф Е Р А Т

НА ТЕМУ:

Лишний человек в произведениях русских писателей XIX века

ученика 11 класса Ж

средней школы №27

Малышева Андрея

Москва

2002

И в мире был он одинок.

Дж. Г. Байрон

…и эти существа часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это не от них самих; тут есть fatum, заключающийся в действительности, которою окружены они, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться.

В.Г. Белинский

Особенность лишнего человека не только в том, что он никогда не становится на сторону правительства, но и в том, что он никогда не умеет встать на сторону народа…

А.И. Герцен

В какой-то мере эта тема противоположна изображению маленького человека: если там видится оправдание судьбы каждого, то здесь наоборот, категоричное побуждение кто-то из нас лишний, которое может и относиться к оценке героя, и исходить от самого героя, причем обычно эти два направления не только не исключают друг друга, но и характеризуют одно лицо: лишним оказывается сам обличитель своих ближних.

Лишний человек это еще и определенный литературный тип. Литературные типы (типы героев) представляют собой совокупность персонажей, близких по своему роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Распространение того или иного литературного типа может быть продиктовано самой потребностью общества в изображении людей с каким-то устойчивым комплексом качеств.

Интерес и благожелательное отношение к ним со стороны критиков, успех книг, в которых изображаются такие люди, стимулирует писателей к повторению или вариациям каких-либо литературных типов.

Нередко новый литературный тип вызывает интерес критиков, которые и дают ему название (благородный разбойник, тургеневская женщина, лишний человек, маленький человек, нигилист, босяк, униженные и оскорбленные).

Лишний человек, лишние люди откуда взялся этот термин в русской литературе? Кто впервые так удачно применил его, что он прочно и надолго утвердился в произведениях Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гончарова? Многие литературоведы полагают, что он был придуман А.И.Герценым. По другой версии сам Пушкин в черновом варианте VIII главы Евгения Онегина назвал своего героя лишним: Онегин как нечто лишнее стоит.

Помимо Онегина, многие критики XIX века и некоторые литературоведы ХХ к типу лишнего человека относят Печорина, героев романов И.С.Тургенева Рудина и Лаврецкого, а также Обломова И.А.Гончарова.

Каковы же основные тематические признаки этих персонажей, лишних людей? Это прежде всего личность, потенциально способная на какое-либо общественное действие. Ею не принимаются предлагаемые обществом правила игры, характерно неверие в возможность что-либо изменить.

Лишний человек личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом. Это также герой, безусловно, неблагополучный в отношениях с родителями, да и несчастный в любви.

Положение его в обществе неустойчиво, содержит противоречия: он всегда хоть какой-то стороной связан с дворянством, но уже в период упадка, о славе и богатстве скорее память. Он помещен в среду, так или иначе ему чуждую: более высокое или низкое окружение, всегда присутствует некий мотив отчуждения, не всегда сразу лежащий на поверхности.

Герой в меру образован, но это образование скорее незавершенное, бессистемное; словом, это не глубокий мыслитель, не ученый, но человек со способностью суждения делать скорые, но незрелые заключения.

Очень важен кризис религиозности, часто борьба с церковностью, но зачастую внутренняя опустошенность, скрытая неуверенность, привычка к имени Божьему. Часто дар красноречия, умения в письме, ведение записей или даже писание стихов. Всегда некоторая претензия быть судьей своих ближних; оттенок ненависти обязателен. Словом, герой жертва жизненных канонов.

Однако при всей, казалось бы, видимой определенности и четкости вышеперечисленных критериев оценки лишнего человека, рамки, позволяющие со стопроцентной уверенностью говорить о принадлежности того или иного персонажа к данной тематической линии, сильно размыты.

Из этого следует, что лишний человек не может быть лишним целиком, а он может быть рассмотрен как в русле иных тем, так и сращиваться с другими персонажами, относящимися к остальным литературным типам.

Материал произведений не позволяет оценивать Онегина, Печорина и других только с точки зрения их общественной пользы, а сам тип лишнего человека это скорее результат осмысления названных героев с определенных общественных и идеологических позиций.

Этот литературный тип, по мере своего развития, приобретал все новые и новые черты и формы отображения. Явление это вполне закономерно, так как каждый писатель видел лишнего человека таким, каким он был в его представлении. Все мастера

Источник: http://geum.ru/doc/work/74027/index.php

«Лишние люди» в литературе. Тема «лишнего человека» в русской литературе

Искусство и развлечения 27 января 2017

Читайте также:  Впадины мирового океана

«Лишние люди» в литературе – это образы, характерные для русской прозы середины девятнадцатого века. Примеры таких персонажей в художественных произведениях – тема статьи.

Кто ввел этот термин?

«Лишние люди» в литературе – персонажи, которые появились еще в начале девятнадцатого века. Кто именно этот термин ввел, неизвестно. Возможно, Герцен. По некоторым сведениям – Александр Сергеевич Пушкин. Ведь великий русский поэт однажды сказал, что его Онегин – «лишний человек». Так или иначе, этот образ прочно утвердился и в произведениях других писателей.

Каждый школьник, даже не читавший романа Гончарова, знает о таком литературном герое, как Обломов. Этот персонаж является представителем устаревшего помещичьего мира, а потому никак не может адаптироваться в новом.

Общие признаки

«Лишние люди» встречаются в произведениях таких классиков, как И. С. Тургенев, М. Ю. Лермонтов. Прежде чем рассмотреть каждого из персонажей, которых можно отнести к этой категории, следует выделить общие черты. «Лишние люди» в литературе – это герои противоречивые, находящиеся в конфликте с обществом, к которому они принадлежат. Как правило, они лишены и славы, и богатства.

Видео по теме

Примеры

«Лишние люди» в литературе – это персонажи, введенные автором в чуждую для них среду. Они в меру образованны, но их знания бессистемны.

«Лишний человек» не может быть глубоким мыслителем или ученым, но он обладает «способностью суждения», даром красноречия. И главный признак этого литературного персонажа – пренебрежительное отношение к окружающим.

В качестве примера можно вспомнить пушкинского Онегина, избегающего общения с соседями.

«Лишние люди» в русской литературе 19 века представляли собой героев, способных видеть пороки современного общества, но не знающих, как противостоять им. Они осознают проблемы окружающего мира. Но, увы, слишком пассивны для того, чтобы что-то поменять.

Причины возникновения

Персонажи, о которых идет речь в этой статье, стали появляться на страницах произведений русских писателей в Николаевскую эпоху. В 1825 году произошло восстание декабристов. Последующие десятилетия правительство пребывало в страхе, но именно в это время в обществе появился дух свободы, стремления к переменам. Политика Николая I была довольно противоречива.

Царь вводил реформы, призванные облегчить жизнь крестьян, но при этом делал все для укрепления самодержавия. Стали появляться различные кружки, участники которых обсуждали и критиковали действующую власть.

Помещичий образ жизни для многих образованных людей вызывал презрение. Но беда в том, что участники различных политических объединений принадлежали к тому обществу, к которому вдруг воспылали ненавистью.

Причины появления «лишних людей» в русской литературе кроются в возникновении в обществе нового типа человека, не принятого обществом и не принявшего его. Подобная личность выделяется из общей массы, а потому вызывает недоумение и раздражение.

Как уже было сказано, понятие «лишний человек», первым в литературу ввел Пушкин. Однако этот термин несколько размыт. Персонажи, находящиеся в конфликте с социальным окружением, встречались в литературе и ранее.

Главный герой комедии Грибоедова имеет черты, присущие этому типу персонажей.

Можно ли сказать, что Чацкий является примером «лишнего человека»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует сделать краткий анализ комедии.

Чацкий

Герой Грибоедова отвергает косные устои фамусовского общества. Он обличает чинопочитание и слепое подражание французской моде. Это не остается без внимания у представителей фамусовского общества – хлестовых, хрюминых, загорецких. В результате Чацкого считают странным, если не сказать сумасшедшим.

Грибоедовский герой – представитель передового общества, к которому относятся люди, не желающие мириться с реакционными порядками и пережитками прошлого. Таким образом, можно сказать, что тема «лишнего человека» впервые была поднята автором «Горя от ума».

Евгений Онегин

Но большинство литературоведов полагает, что именно этот герой является первым «лишним человеком» в прозе и поэзии русских авторов. Онегин – дворянин, «наследник всех своих родных».

Он получил образование весьма сносное, но не обладает какими-либо глубокими знаниями.

Писать и говорить по-французски, непринужденно вести себя в обществе, продекламировать несколько цитат из сочинений античных авторов – этого достаточно для того, чтоб создать в свете благоприятное впечатление.

Онегин – типичный представитель аристократического общества. Он не способен «усердно трудиться», но умеет блистать в обществе. Он ведет бесцельное, праздное существование, но в этом не его вина.

Евгений стал таким, каким был его отец, дававший три бала ежегодно. Он живет так, как существует большинство представителей русского дворянства.

Однако, в отличие от них, в определенный момент начинает испытывать усталость, разочарование.

Одиночество

Онегин – «лишний человек». Он томится от безделья, пытается занять себя полезным делом. В обществе, к которому он принадлежит, праздность является основной составляющей жизни. Едва ли кому-то из окружения Онегина знакомы его переживания.

Евгений поначалу пытается сочинять. Но писателя из него не выходит. Затем начинает увлеченно читать. Однако и в книгах Онегин не находит морального удовлетворения.

Тогда он уединяется в доме умершего дяди, который завещал ему свою деревню. Здесь молодой дворянин, казалось бы, находит для себя занятие. Он облегчает жизнь крестьян: заменяет ярем легким оброком.

Однако и эти благие начинания ни к чему не приводят.

Тип «лишнего человека» в русской литературе появился в первой трети девятнадцатого века. Но к середине столетия этот персонаж обрел новые черты. Пушкинский Онегин довольно пассивен. Он с презрением относится к окружающим, пребывает в хандре и не может избавиться от условностей и предрассудков, которые сам же и критикует. Рассмотрим другие примеры «лишнего человека» в литературе.

Печорин

Проблемам человека отвергнутого, духовно не принятого обществом посвящено произведение Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин, так же как и пушкинский персонаж, принадлежит к высшему свету.

Но он утомлен нравами аристократического общества. Печорину не доставляют удовольствия посещения балов, обедов, праздничных вечеров.

Его угнетают нудные и бессмысленные разговоры, которые принято вести на подобных мероприятиях.

На примерах Онегина и Печорина можно дополнить понятие «лишний человек» в русской литературе. Это персонаж, который вследствие некоторого отчуждения от общества приобретает такие черты, как замкнутость, эгоистичность, циничность и даже жестокость.

«Записки лишнего человека»

И все-таки, скорее всего, автор понятия «лишние люди» – И. С. Тургенев. Многие литературоведы полагают, что именно он ввел этот термин.

Согласно их мнению, Онегина и Печорина впоследствии причислили к «лишним людям», хотя они и мало имеют общего с образом, созданным Тургеневым. У писателя есть повесть, которая называется «Записки лишнего человека».

Герой этого произведения чувствует себя чуждым в обществе. Этот персонаж сам называет себя таковым.

Является ли «лишним человеком» герой романа «Отцы и дети» — вопрос спорный.

Базаров

В «Отцах и детях» показано общество середины девятнадцатого века. Бурные политические споры к этому времени достигли своего апогея.

В этих спорах по одну стороны стояли либералы-демократы, а по другую – революционные демократы-разночинцы. И те и другие понимали, что нужны перемены.

Революционно настроенные демократы, в отличие от своих противников, были настроены на довольно радикальные меры.

Политические споры проникли во все сферы жизни. И, безусловно, стали темой художественных и публицистических произведений. Но было в то время еще одно явление, которое заинтересовало писателя Тургенева. А именно – нигилизм. Приверженцы этого течения отвергали все, что имеет отношение к духовному.

Базаров, как и Онегин, – глубоко одинокий человек. Эта черта также является характерной для всех персонажей, которых литературоведы относят к «лишним людям». Но, в отличие от пушкинского героя, Базаров не проводит время в праздности: он занимается естественными науками.

У героя романа «Отцы и дети» есть продолжатели. Его не считают безумцем. Напротив, базаровские странности и скептицизм некоторые герои пытаются перенять.

Тем не менее, Базаров одинок, несмотря на то что родители любят, боготворят его. Он умирает, и только в конце жизни понимает, что идеи его были ложными. Есть в жизни простые радости.

Есть любовь и романтические чувства. И это все имеет право на существование.

Рудин

В произведения Тургенева нередко встречаются «лишние люди». Действие романа «Рудин» происходит в сороковые года. Дарья Ласунская, одна из героинь романа, проживает в Москве, но летом выезжает за город, где организовывает музыкальные вечера. Гости ее – исключительно образованные люди.

Однажды в доме Ласунской появляется некто Рудин. Этот человек склонен к полемике, чрезвычайно пылок, и остроумием своим покоряет слушателей. Гости и хозяйка дома зачарованы удивительным красноречием Рудина. Ласунская предлагает ему пожить в ее доме.

Для того чтобы дать четкую характеристику Рудину, Тургенев рассказывает о фактах из его жизни. Этот человек родился в небогатой семье, но никогда не имел стремления заработать, выбраться из нужды. Сперва жил на гроши, которые присылала ему мать. Затем существовал за счет богатых друзей.

Рудин еще в юности отличался необыкновенным ораторским мастерством. Он был человеком довольно образованным, потому как весь свой досуг проводил за чтением книг. Но беда в том, что за речами его ничего не следовало. Ко времени знакомства с Ласунской он стал уже человеком, изрядно потрепанным жизненными невзгодами.

К тому же стал болезненно самолюбив и даже тщеславен.

Рудин – «лишний человек». Многолетнее погружение в философскую сферу привело к тому, что обычные душевные переживания словно отмерли. Этот тургеневский герой – прирожденный оратор, и единственно к чему стремился – покорять себе людей. Но он был слишком слабым, бесхребетным, чтобы стать политическим лидером.

Обломов

Итак, «лишний человек» в русской прозе – разочаровавшийся дворянин. Героя романа Гончарова иногда относят к этому типу литературных героев. Но можно ли назвать Обломова «лишним человеком»? Ведь он скучает, томится по отчему дому и всем тому, что составляло помещичий быт. И он ни в коем случае не разочарован в укладе жизни и традициях, характерных для представителей своего общества.

Кто такой Обломов? Это потомок помещичьего рода, которому скучно работать в конторе, а потому он сутками не встает со своего дивана. Это общепринятое мнение, но оно не совсем верное.

Обломов не смог привыкнуть к петербургской жизни, потому как люди, окружавшие его, сплошь расчетливые, бессердечные личности.

Главный герой романа, в отличие от них, умен, образован и, самое главное, обладает высокими душевными качествами. Но отчего же он тогда не хочет трудиться?

Дело в том, что Обломов, так же как и Онегин и Рудин, не видит смысла в такой работе, такой жизни. Эти люди не могут трудиться только ради материального благосостояния. Каждому из них требуется высокая духовная цель. Но ее нет либо она оказалась несостоятельной. И Онегин, и Рудин, и Обломов становятся «лишними».

Главному герою своего романа Гончаров противопоставил Штольца – друга детства. Этот персонаж сначала создает у читателя положительное впечатление. Штольц – трудолюбивый, целеустремленный человек. Писатель наделил этого героя немецким происхождением не случайно.

Гончаров словно намекает на то, что «обломовщиной» страдать может только русский человек. И в последних главах становится ясно, что за трудолюбием Штольца ничего нет. У этого человека нет ни мечты, ни высоких идей.

Он обретает достаточные средства к существованию и останавливается, не продолжая своего развития.

Влияние «лишнего человека» на окружающих

Стоит также несколько слов сказать и о героях, которые окружают «лишнего человека». Литературные персонажи, о которых говорилось в этой статье, одиноки, несчастливы. Некоторые из них заканчивают свою жизнь слишком рано. Кроме того, «лишние люди» доставляют огорчения и окружающим. Особенно женщинам, которые имели неосторожность их полюбить.

К «лишним людям» иногда причисляют и Пьера Безухова. В первой части романа он находится в беспрерывной тоске, поиске чего-то. Он много времени проводит на званых вечерах, покупает картины, много читает. В отличие от вышеупомянутых героев, Безухов находит себя, он не погибает ни физически, ни нравственно.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/118653/

Ссылка на основную публикацию